Показатель катца для оценки активности повседневной жизни. Шкала Бартела: описание, особенности и применение

Показатель катца для оценки активности повседневной жизни. Шкала Бартела: описание, особенности и применение

Dorothea W. Barthel (1911-2003)

Син.: индекс повседневной активности; индекс активностей повседневной жизни; индекс независимости в сфере повседневной жизни; англ. – ADL Index .

Одна из самых популярных шкал среди врачей-неврологов и реабилитологов для оценки активности повседневной жизнедеятельности. Многие специалисты считают её лучшим инструментом для оценки независимости в повседневной жизни.

В многочисленных исследованиях было показано, что индекс Бартел наиболее эффективен для пациентов с параличами. Подтверждена высокая предсказательная валидность этого теста в отношении предполагаемой длительности и исходов реабилитации этих больных. Изучалась и доказана высокая надежность теста (тест-ретестовая, межрейтинговая), а также его чувствительность: динамика оценки в 4 и более баллов (в случаях, когда максимальным баллом является 20) может считаться существенной, тогда как изменение оценки менее чем на 4 балла возникает чаще в связи с ошибкой измерения. Однако тест имеет эффект «пола» и «потолка» (впрочем, как и любые другие индексы повседневной активности (ADL) и нечувствителен к небольшим изменениям в состоянии больных.

Тест прост, понятен, заполнение опросника требует обычно не более нескольких минут, может выполняться путем расспроса больного или при непосредственном контакте с ним или по телефону, а также путем наблюдения за пациентом.

Индекс Бартела охватывает 10 пунктов, относящихся к сфере самообслуживания и мобильности. Оценка уровня повседневной активности производится по сумме баллов, определенных у больного по каждому из разделов теста.

Методика выполнения . При заполнении индекса Бартела необходимо придерживаться следующих правил:

2. Основная цель тестирования – установить степень независимости от любой помощи, физической или вербальной, как бы ни была помощь незначительна и какими причинами не вызывалась.

3. Необходимость присмотра означает, что больной не относится к категории тех, кто не нуждается в помощи (больной не независим).

4. Уровень функционирования определяется наиболее оптимальным для конкретной ситуации путем расспроса больного, его друзей/родственников, однако важны непосредственное наблюдение и здравый смысл. Прямое тестирование не требуется.

5. Обычно оценивается функционирование больного в период предшествовавших 24-48 часов, однако иногда обоснован и более продолжительный период оценки.

Подсчёт баллов .

Контроль дефекации

0 – недержание (или нуждается в применении клизмы, которую ставит ухаживающее лицо)

5 – случайные инциденты (не чаще 1 раза в неделю), либо требуется помощь при использовании клизмы, свеч

10 – полный контроль дефекации, при необходимости может использовать клизму или свечи, не нуждается в помощи

Контроль мочеиспускания

0 – недержание, или используется катетер, управлять которым сам больной не может

5 – случайные инциденты (максимум 1 раз за 24 часа)

10 – полный контроль мочеиспускания (в том числе те случаи катетеризации мочевого пузыря, когда больной самостоятельно управляется с катетером)

Персональная гигиена (чистка зубов, манипуляции с зубными протезами, причёсывание, бритьё, умывание лица)

0 – нуждается в помощи при выполнении процедур личной гигиены

5 – независимость при умывании лица, причёсывании, чистке зубов, бритье (орудия для этого обеспечиваются)

Посещение туалета (перемещение в туалете, раздевание, очищение кожных покровов, одевание, выход из туалета)

0 – полностью зависим от помощи окружающих

5 – нуждается в некоторой помощи, однако часть действий, в том числе гигиенические процедуры, может выполнять самостоятельно

10 – не нуждается в помощи (при перемещении, снятии и одевании одежды, выполнении гигиенических процедур)

Приём пищи

0 – полностью зависим от помощи окружающих (необходимо кормление с посторонней помощью)

5 – частично нуждается в помощи, например, при разрезании пищи, намазывании масла на хлеб и т.д., при этом принимает пищу самостоятельно

10 – не нуждается в помощи (способен есть любую нормальную пищу, не только мягкую; самостоятельно пользуется всеми необходимыми столовыми приборами; пища приготавливается и сервируется другими лицами, но не разрезается)

Перемещение (с кровати на стул и обратно)

0 – перемещение невозможно, не способен сидеть (удерживать равновесие), для поднятия с постели требуется помощь двух человек

5 – при вставании с постели требуется значительная физическая помощь (одного сильного/обученного лица или двух обычных лиц)

10 – может самостоятельно сидеть в постели, при вставании с постели требуется незначительная помощь (физическая, одного лица) или требуется присмотр, вербальная помощь

15 – не нуждается в помощи

Мобильность (перемещения в пределах дома/палаты и вне дома; могут использоваться вспомогательные средства)

0 – не способен к передвижению

5 – может передвигаться с помощью инвалидной коляски, в том числе огибать углы и пользоваться дверями

10 – может ходить с помощью одного лица (физическая поддержка либо присмотр и моральная поддержка)

15 – не нуждается в помощи (но может использовать вспомогательные средства, например, трость)

Одевание

0 – полностью зависим от помощи окружающим

5 – частично нуждается в помощи (например, при застёгивании пуговиц, кнопок и т.п.), но более половины действий выполняет самостоятельно, некоторые виды одежды может одевать полностью самостоятельно, затрачивая на это разумное количество времени.

10 – не нуждается в помощи, в том числе при застёгивании пуговиц, кнопок, завязывании шнурков и т.п., может выбирать и надевать любую одежду

Подъём по лестнице

0 – не способен подниматься по лестнице, даже с поддержкой

5 – нуждается в присмотре или физической поддержке

10 – не нуждается в помощи (может использовать вспомогательные средства)

Приём ванны

0 – нуждается в помощи

5 – принимает ванну (входит и выходит из неё, моется) без посторонней помощи и присмотра, или моется под душем, не требуя присмотра и помощи

Интерпретация результатов . Суммарный балл – 100. Показатели от 0 до 20 баллов соответствует полной зависимости, от 21 до 60 баллов – выраженной зависимости, от 61 до 90 баллов – умеренной, от 91 до 99 баллов – лёгкой зависимости в повседневной жизни.

Предложен американским физиотерапевтом и реабилитологом Доротеей Бартел и начал использоваться с 1955г. в госпитале Monteblo State Hospital в г.Балтимор, США: все больные, получавшие в нём реабилитационную помощь, обязательно оценивались с помощью данного индекса. Работа Д.Бартел, в соавторстве с Florence I. Mahoney, была опубликована в 1965г. (Mahoney F.I., Barthel D. Functional evaluation: the Barthel Index // Maryland State Medical Journal, 1965. – Vol.14. – P.56-61 ).

В повседневной жизни часто возникает необходимость определить способность больного человека обслуживать себя самостоятельно. Пожилые люди, инвалиды, больные в остром периоде заболевания и хронические больные нуждаются в посторонней помощи в той мере, в какой они потеряли способность самостоятельно себя обслуживать, т. е. свою независимость.

Для определения потребности пациента в уходе и для наблюдения за изменением его способности к самообслуживанию можно воспользоваться Градацией нуждаемости в уходе.

Градация нуждаемости в уходе

  • 1 степень (потребность значительна) - необходимы гигиенический уход, помощь при приеме пищи или передвижении. Пациенты нуждаются как минимум в двух услугах однократно в течение дня и неоднократно в течение недели - в помощи по хозяйству. Время, затрачиваемое на такую помощь, как минимум - 90 мин в день;
  • 2 степень (потребность весьма значительна) - необходимы гигиенический уход, помощь при приеме пищи или передвижении. Пациенты нуждаются как минимум в помощи трижды в день в разное время дня и дополнительно неоднократно в течение недели - в помощи по хозяйству. Время, затрачиваемое на такую помощь, как минимум - 3 часа в день;
  • 3 степень (уход крайне необходим) - пациентам постоянно необходима помощь при гигиенических процедурах, приеме пищи, передвижении, а также неоднократная в течение недели помощь по хозяйству. Время, затрачиваемое на такую помощь, как минимум - 5 часов в день.

Для определения уровня бытовой активности удобно использовать стандартные опросники. Таких опросников создано несколько сот.

Одним из наиболее широко используемых опросников является шкала повседневной жизнедеятельности Бартела для определения активности в повседневной жизни.

Максимальная сумма баллов, соответствующая полной независимости в повседневной жизни, равна 100. Шкалой удобно пользоваться как для определения изначального уровня активности пациента, так и для проведения мониторинга с целью определения эффективности ухода.

Шкала Бартела

Прием пищи

  • 10 - не нуждаюсь в помощи, способен самостоятельно пользоваться всеми необходимыми столовыми приборами;
  • 5 - частично нуждаюсь в помощи, например, при разрезании пищи;
  • 0 - полностью зависим от окружающих (необходимо кормление с посторонней помощью).

Персональный туалет

(умывание лица, причесывание, чистка зубов, бритье)

  • 5 - не нуждаюсь в помощи;
  • 0 - нуждаюсь в помощи.

Одевание

  • 10 - не нуждаюсь в посторонней помощи;
  • 5 - частично нуждаюсь в помощи, например, при одевании обуви, застегивании пуговиц и т. д.;
  • 0 - полностью нуждаюсь в посторонней помощи.

Прием ванны

  • 5 - принимаю ванну без посторонней помощи;
  • 0 - нуждаюсь в посторонней помощи.

Контроль тазовых функций

(мочеиспускание, дефекация)

  • 20 - не нуждаюсь в помощи;
  • 10 - частично нуждаюсь в помощи (при использовании клизмы, свечей, катетера);
  • 0 - постоянно нуждаюсь в помощи в связи с грубым нарушением тазовых функций.

Посещение туалета

  • 10 - не нуждаюсь в помощи;
  • 5 - частично нуждаюсь в помощи (удержание равновесия, использование туалетной бумаги, снятие и одевание брюк и т. д.);
  • 0 - нуждаюсь в использовании судна, утки.

Вставание с постели

  • 15 - не нуждаюсь в помощи;
  • 10 - нуждаюсь в наблюдении или минимальной поддержке;
  • 5 - могу сесть в постели, но для того, чтобы встать, нужна существенная поддержка;
  • 0 - не способен встать с постели даже с посторонней помощью.

Передвижение

  • 15 - могу без посторонней помощи передвигаться на расстояния до 500 м;
  • 10 - могу передвигаться с посторонней помощью в пределах 500 м;
  • 5 - могу передвигаться с помощью инвалидной коляски;
  • 0 - не способен к передвижению.

Подъем по лестнице

  • 10 - не нуждаюсь в помощи;
  • 5 - нуждаюсь в наблюдении или поддержке;
  • 0 - не способен подниматься по лестнице даже с поддержкой.

Другим способом оценить самостоятельность больного можно, используя 7-ми бальную шкалу независимости, предложенную ниже.

Шкала функциональной независимости FIM

Шкала функциональной независимости FIM состоит из 18 пунктов, отражающих состояние двигательных (пункты 1 - 13) и интеллектуальных (пункты 14 - 18) функций.

Каждая из ниже приведенных двигательных и интеллектуальных функций оценивается наблюдателем в баллах - от одного до семи. Суммарная оценка может составлять от 18 до 126 баллов; чем выше суммарная оценка, тем полнее независимость больного в повседневной жизни.

7 баллов - полная независимость в выполнении соответствующей функции (все действия выполняются самостоятельно, в общепринятой манере и с разумными затратами времени);
6 баллов - ограниченная независимость (больной выполняет все действия самостоятельно, но медленнее, чем обычно, либо нуждается в постороннем совете);
5 баллов - минимальная зависимость (при выполнении действий требуется наблюдение персонала либо помощь при надевании протеза или ортеза);
4 балла - незначительная зависимость (при выполнении действий нуждается в посторонней помощи, однако более 75% задания выполняет самостоятельно);
3 балла - умеренная зависимость (самостоятельно выполняет 50 -75% необходимых для исполнения задания действий);
2 балла - значительная зависимость (самостоятельно выполняет 25 - 50% действий);
1 балл - полная зависимость от окружающих (самостоятельно может выполнить менее 25% необходимых действий).

Двигательные функции

  • Самообслуживание;
  • Прием пищи (пользование столовыми приборами, поднесение пищи ко рту, жевание, глотание);
  • Личная гигиена (чистка зубов, причесывание, умывание лица и рук, бритье либо макияж);
  • Принятие ванны или душа (мытье и вытирание тела, за исключением области спины);
  • Одевание (включая надевание протезов или ортезов), верхняя часть тела (выше пояса);
  • Одевание (включая надевание протезов или ортезов), нижняя часть туловища (ниже пояса);
  • Туалет (использование туалетной бумаги после посещения туалета, гигиенических пакетов);
  • Контроль тазовых функций;
  • Мочевой пузырь (контроль мочеиспускания и, при необходимости, использование приспособлений для мочеиспускания - катетера, и т. д.);
  • Прямая кишка (контроль акта дефекации и, при необходимости, использование специальных приспособлений - клизмы, калоприемника и т. д.);
  • Перемещение;
  • Кровать, стул, инвалидное кресло (способность вставать с кровати и ложиться на кровать, садиться на стул или инвалидное кресло и вставать с них);
  • Туалет (способность пользоваться унитазом - садиться, вставать);
  • Ванна, душ (способность пользоваться кабиной для душа или ванной);
  • Подвижность;
  • Ходьба или передвижение с помощью инвалидного кресла (баллу 7 соответствует возможность ходьбы без посторонней помощи на расстояние не менее 50 метров, баллу 1 - невозможность преодолеть расстояние более 17 метров);
  • Подъем по лестнице (баллу 7 соответствует возможность подъема без посторонней помощи на 12-14 ступеней, баллу 1 - невозможность преодолеть высоту более 4 ступеней).

Интеллект: максимальный суммарный балл

  • Общение;
  • Восприятие внешней информации (понимание речи и/или письма);
  • Изложение собственных желаний и мыслей (устным или письменным способом);
  • Социальная активность;
  • Социальная интеграция (взаимодействие с членами семьи, медперсоналом и прочими окружающими);
  • Принятие решений (умение решать проблемы, связанные с финансами, социальными и личными потребностями);
  • Память (способность к запоминанию и воспроизведению полученной зрительной и слуховой информации, обучению, узнаванию окружающих).

В зависимости от величины суммарного балла у конкретного пациента и количества баллов, набранных по каждой отдельной функции, определяется объем мероприятий, необходимых для полноценного ухода за данным больным.

Индекс активности повседневной жизни (BI) Бартел

Инструкция

2. Основной целью является установление степени независимости от любой помощи, физической или вербальной, как бы незначительна ни была эта помощь и какими бы причинами ни вызывалась.

3. Необходимость присмотра означает, что пациент не является независимым.

4. Уровень функционирования должен определяться наиболее оптимальным и доступным для конкретной ситуации путем, чаще всего путем опроса пациента, его родственников и друзей, а также медицинского персонала, однако столь же важны непосредственное наблюдение и здравый смысл. Прямое исследование не требуется.

5. Обычно оценивается функционирование больного за период предшествовавших 24–48 часов, однако иногда обоснован и более длительный период оценки.

Действие

ПРИЕМ ПИЩИ

0 = полностью несамостоятельно (зависимо от окружающих)

5 = частично нуждается в помощи при разрезании, намазывании масла и т.д. или требует специальной диеты

10 = независим (не нуждается в помощи)

ПРИЕМ ВАННЫ

0 = зависим (нуждается в помощи)

5 = принимает ванну без посторонней помощи (или при приеме душа)

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

0 = нуждается в помощи при выполнении процедур личной гигиены

5 = самостоятельно чистит зубы, умывается, причесывается

ОДЕВАНИЕ

0 = полностью зависим

5 = частично нуждается в помощи, но может выполнять примерно половину действий самостоятельно

10 = не нуждается в помощи (в том числе при застегивании пуговиц, молний, завязывании шнурков и т.д.)

АКТ ДЕФЕКАЦИИ

0 = недержание (или необходимо применение клизмы)

5 = периодическое недержание

10 = полностью контролирует

АКТ МОЧЕИСПУСКАНИЯ

0 = недержание, или катетеризация, или задержка мочеиспускания

5 = периодическое недержание

10 = полностью контролирует

ПОЛЬЗОВАНИЕ ТУАЛЕТОМ

0 = полностью зависим от окружающих

5 = нуждается в некоторой помощи, но часть действий может выполнять самостоятельно

10 = не нуждается в помощи (одевается, осуществляет гигиенические процедуры)

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ (С КРОВАТИ НА СТУЛ И ОБРАТНО)

0 = перемещение невозможно, не удерживает равновесие сидя

5 = нуждается в значительной помощи (физической, одного или двух человек), может сидеть

10 = нуждается в незначительной помощи (вербальной или физической)

15 = не нуждается в помощи

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ (НА РОВНОЙ ПОВЕРХНОСТИ)

0 = неспособен к передвижению, или < 50 м

5 = самостоятельное перемещение в инвалидном кресле, включая углы, > 50 м

10 = ходит с помощью одного лица (вербальной или физической), > 50 м

15 = не нуждается в помощи (но может использовать вспомогательные средства, например, трость), > 50 м

ХОДЬБА ПО ЛЕСТНИЦЕ

0 = неспособен подниматься по лестнице даже с поддержкой

5 = нуждается в помощи (вербальной, физической, вспомогательном средстве)

10 = не нуждается в помощи

Максимальная оценка: 100.

Чем выше оценка, тем выше уровень независимости. ИТОГ (0-100):

Наблюдается постоянный рост числа тяжелобольных, нуждающихся в длительном медикаментозном лечении, опеке и уходе.

Пожилые люди нуждаются в семье, заботе и поддержке близких, прежде всего в связи с потребностью в общении, взаимопомощи, в связи с необходимостью организации и поддержания жизни. Это объясняется тем, что пожилой человек уже не имеет прежних сил, прежней энергии, не может переносить нагрузки, часто болеет, нуждается в особом питании.

Семья становится основным фактором, сдерживающим суицидное поведение пожилого человека. В ней должно строиться отношения на основе личной ответственности за благополучие всех и каждого, стремления облегчить положение лиц старшего возраста. Характерно, что пожилые люди склонны очень высоко оценивать свои семейные отношения и качество помощи, получаемой ими от семьи.

Необходимо иметь в виду, что сам по себе уход со стороны близких людей вызывает естественную благодарность у беспомощного человека, поддерживая его уверенность в том, что он занимает в семье надлежащее ему место и пользуется любовью и уважением. Однако из средств массовой информации, а чаще всего из практики, мы узнаём и о случаях отказа семьи от ухода за стариками.

Наиболее острой проблемой является полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым.

Особенности оказания помощи

Медицинскую помощь пожилые люди получают в многопрофильных лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения:

1) амбулаторно-поликлинические учреждения;

2) стационарные учреждения;

3) специализированные центры (госпитали) по оказанию медицинской помощи пожилым людям;

4) больницы сестринского ухода.



С 1998 года открыты и созданы новые типы учреждений здравоохранения (Приказ министерстваРФ от 28.07.1999 г. "О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в РФ"):

Ø гериатрические больницы;

Ø гериатрические центры.

С 1995 года в России утверждена новая специальность врач- гериатр.

В каждом регионе имеется базовый гериатрический центр, обеспечивающий организационно-методическое руководство деятельностью медицинских и социально-медицинских учреждений по оказанию гериатрической помощи населению. В амбулаторно-поликлинических учреждениях создаются специализированные отделения медико-социальной помощи для проведения больным старших возрастных групп, особенно инвалидам пожилого возраста, лечебно-реабилитационных мероприятий, в том числе на дому.

ВОЗ выделяет три типа медицинской помощи пожилым:

Ø первичная медико-санитарная помощь, включающая методы и приемы доступные каждому человеку в отдельности и населению в целом, традиционное оказание помощи службами здравоохранения;

Ø первичная медицинская помощь, обеспечиваемая врачом общей практики (не ограничивается только врачебной помощью);

Ø гериатрическая помощь, контролируемая медицинским специалистом в составе комплексной (междисциплинарной) бригады.

Социальное обслуживание пожилых и престарелых осуществляется Центрами социального обслуживания для граждан пожилого возраста.

Центр социального обслуживания для граждан пожилого возраста, включает, как правило, несколько отделений:

Ø Отделение дневного пребывания (рассчитывается не менее чем на 30 пенсионеров). Здесь организовано питание, медицинское и культурное обслуживание. Желательно наличие спец. мастерских или подсобных хозяйств и посильная трудовая деятельность в них пенсионеров.

Ø Отделение временного пребывания. Оно осуществляет лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия; культурное и бытовое обслуживание; питание в условиях круглосуточного содержания.

Ø Отделение социальной помощи на дому. Здесь осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе).

Служба срочной социальной помощи предусматривает широкий перечень услуг: обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости, разовое оказание материальной помощи, содействие в получении временного жилья, оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия», оказание юридической помощи, оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными и иными особенностями.

В пожилом и старческом возрасте увеличивается риск онкозаболеваний. Когда человека уже нельзя вылечить, достойно прожить оставшиеся дни ему помогают в хосписе.

Хосписы - гуманистическое, лечебное учреждение для больных раком в последней стадии болезни. Принципиальное отличие хосписа от традиционных больниц состоит в создании условий для полноценной, нормальной жизни безнадежного больного» - это путь к избавлению от страха перед страданием, сопутствующим наступлению смерти, путь к ее восприятию как естественного продолжения жизни. Опыт хосписов убеждает, что в условиях эффективной паллиативной помощи (когда боль и другие тягостные симптомы могут быть взяты под контроль) возможно примирение с неизбежностью смерти, которую люди принимают спокойно и с достоинством. Здесь свои усилия объединили медики, социальные работники, священники и волонтеры.

Много общего с хосписом у геронтологического центра. Здесь взаимодействуют такие области знаний как геронтологии, геронтопсихология, гериатрия.

Пожилые люди могут быть бодрыми и активными, но, конечно, с возрастом потребность в медицинской помощи увеличивается. Проявляется ряд хронических заболеваний, которые зачастую приводят к инвалидности. Поэтому особое значение приобретает медико-социальная реабилитация – это одно из направлений социальной помощи.

Включает в себя:

1. организацию и осуществление медико-социального патронажа одиноких пожилых, и пожилых, проживающих в семьях;

2. обучение членов семей основам медицинских и психологических знаний для ухода за пожилыми близкими;

3. осуществление оздоровительной деятельности (массаж, водные процедуры, лечебная физкультура);

4. согласование и координацию работы с лечебными учреждениями города.

Реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление, укрепление состояния здоровья, профилактику заболеваний и восстановление способности к социальному функционированию. Характер реабилитационных мероприятий зависит от состояния здоровья, от вида патологии.

Пожилые люди с большим трудом адаптируются, и в связи с этим пожилым оказывается психолого-социальная помощь. Одна из задач психолого-социальной помощи – это социальная адаптация.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Социальная адаптация включает в себя:

1. организацию психологической, консультативной помощи (личные проблемы, конфликты в семье, стрессы);

2. мероприятия по организации досуга, поддержка одиноких людей (организация клубов по интересам, студий народного творчества, спортивные мероприятия, привлечение к общественной деятельности, культурной жизни, различные встречи, беседы, вечера вопросов и ответов, решение проблем трудоустройства пожилых людей) – это поможет сохранить социальную активность;

3. патронаж семей, в которых живут престарелые люди.

Если пожилому человеку необходима помощь, то ему следует обратиться с заявлением в центр социального обслуживания. Вся информация о социальной помощи пожилому человеку изложена в федеральном законе. Федеральный закон № 122-ФЗ от 2.08.95 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).

Социальный работник должен приходить к своему подопечному не реже двух раз в неделю. Сроки оказания помощи могут быть постоянными или временными (на срок от одного до шести месяцев).

Помощь на дому может оказываться:
1. Без очереди

Инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним;

Одинокие горожане старше 80 лет и одинокие инвалиды старше 70 лет;

Инвалиды боевых действий;

Одинокие и одиноко живущие горожане пожилого возраста и инвалиды, не способные самостоятельно проживать и ухаживать за собой и лишенные постороннего ухода, помощи и поддержки.

2. В первую очередь

Супруги погибших участников и инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, не вступившие в повторный брак;

Горожане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним;

Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий

В городе N существует такой центр (Государственное автономное учреждение N области «Комплексный центр социального обслуживания населения»)

Направления деятельности центра

Досуговая деятельность
Содействие активному участию граждан пожилого возраста в жизни общества, созданием позитивного отношения к долголетию и здоровому образу жизни, поддержанием процесса самореализации пожилого возраста человека занимаются сотрудники отделений дневного пребывания, социального обслуживания на дому. Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности: Ø спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность); Ø художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество); Ø поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое ручное творчество); Ø забота о животных; Ø хобби (разнообразная деятельность по интересам); Ø посещение музеев, театров, галерей, экскурсии; Ø игры (настольные игры, компьютерные игры); Ø развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач); Ø общение с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий).
Консультативная помощь
Оказанием социально-консультативной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидов занимаются заведующие отделениями, специалисты по социальной работе, юрисконсульт, психолог, медицинская сестра.

Центр проводит мероприятия и акции. Такие как: «Позвони родителям», «Международный день пожилого человека».

Акция «Позвони родителям» была приурочена к Международному дню пожилых людей.

Инициатива проведения акции Центром социального обслуживания населения N района была поддержана активом Молодёжного совета. Как нельзя более точно выразили суть данной акции её организаторы: «Иногда звонок родителям лучше всякого лекарства».

Волонтёры Молодежного совета, разделившись на группы, отправились по микрорайонам города: КПТ, Центр, Автовокзал, где и раздавали прохожим буклеты с призывом позвонить родителям и воздушные шары. Горожане, в свою очередь, благодарили волонтёров за акцию и заботу о пожилых людях и обещали обязательно позвонить родителям. Многие делали это сразу.

Несмотря на свою простоту, эта акция оказалась действенной и принятой всеми: молодое поколение с энтузиазмом отзывалось на её призыв, а пожилые люди получили долю внимания в преддверие своего праздника.

Помимо центра в городе функционирует дом-интернат для престарелых и инвалидов (Государственное автономное учреждение "N дом-интернат для престарелых и инвалидов") Рассчитан он на 455 коек - примерно столько здесь и проживает. Дом-интернат является той социальной средой, в которой многие престарелые люди живут долгие годы. Забота о пожилых людях складывается в нашей повседневной жизни из самых разных мелочей: уступить место в автобусе, помочь перейти через дорогу, поздравить с праздником… После чего замечаешь, как добреет их взгляд, и теплеет на сердце. И вдруг начинаешь понимать, что пожилые люди нуждаются в нашей любви и понимании. Для них очень важно чувствовать себя социально защищенными, знать, что они могут рассчитывать на помощь близких и родных, поддержку государства.

Составляющие ухода

1. Безопасность больного

2. Гимнастика

4. Инфекционный контроль

5. Контроль за приемом лекарственных препаратов

7. Наблюдение за больным

8. Обучение пациентов

9. Общение

10. Питание

11. Процедуры лечебные

12. Процедуры общего ухода

13. Реабилитация

14. Режимы больного

15. Собственная безопасность

Сестринский процесс - это научно обоснованная методология профессиональной сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента.

Сестринский процесс состоит из 5 последовательных этапов: обследование больного, диагностирование состояния пациента (определение потребностей и выявление проблем), планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей и проблем, выполнение плана сестринских вмешательств, оценка полученных результатов.

Сестринский диагноз - это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание реакций пациента на фактически существующие и возможные (потенциальные) проблемы, связанные с состоянием его здоровья и указанием вероятных причин этих реакций и характерных признаков.

В пожилом возрасте как никогда важна помощь и поддержка, причем они могут выражаться как в ведении обычной домашней деятельности, так и в профессиональной медицинской помощи.

Важная роль в организации квалифицированной помощи лицам пожилого и старческого возраста отводится сестринским кадрам. Их участие в профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи не только в условиях стационара и поликлиники, но и, что чрезвычайно важно, на дому у пациентов, позволяет обеспечить большую доступность медико-социальной помощи пожилым и старикам

Для правильной организации ухода необходимо знание особенностей поведения пожилых людей, у которых возрастные изменения функций тесно переплетаются с симптомами болезней.

Работа с пожилыми людьми обладает своей спецификой и требует определенного опыта. Сестринский уход (то есть медицинский) подразумевает выполнение медицинским работником назначенных врачом медицинских процедур. Это может быть: постановка лечебных клизм и катетера, обработка стом, кормление через зонд, постановка различных уколов. Социальный работник может сходить за продуктами и в аптеку, оплатить счета, сдать одежду в химчистку, приготовить обед и т.д.

Работа медицинской сестры на дому становится все более сложной и многогранной, включающей в себя различные стороны профилактической, лечебно-диагностической работы и ухода за пациентами. На средний медицинский персонал возлагается задача по обучению населения приемам оказания неотложной помощи и уходу за больными, проведению реабилитационных мероприятий.

Особо сложной является работа медицинского работника, осуществляющей уход за лежачими больными . Здесь ее основная работа состоит не только в том, чтобы проводить постоянную профилактику возникновения пролежней, но и мотивировать больного к борьбе с болезнью, поддерживать в нем положительный настрой. Особое значение, в этом случае, приобретают профессиональные качества медработника, которая осуществляет уход: пожилой человекне должен быть обделен вниманием. Идеальный медработник частенько становится тихим ангелом, умеющим понимать больного без слов, воспринимая его мимику и жесты как единственный источник информации.

Уход за пожилыми людьми всегда требует определенного настроя, спокойствия и терпения. Некоторые пожилые могут неадекватно воспринимать знакомую обстановку, а также иногда перестают ориентироваться в окружающем пространстве, становятся тревожными и беспокойными. При уходе за больными пожилого и старческого возраста очень важно правильно организовать питание.

Определение проблем пациента, инвалида или человека пожилого или старческого возраста называется медико-социальной диагностикой (оценкой).

Для проведения полной, последовательной и систематической медико-социальной диагностики Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует использовать модель сестринского дела Вирджинии Хендерсон. Эта модель акцентирует внимание при уходе за пациентом на 14 основных физиологических потребностях, самостоятельное удовлетворение которых может быть нарушено в связи с заболеванием:

1. Нормально дышать.

2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.

3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.

4. Двигаться и поддерживать нужное положение.

5. Спать и отдыхать.

6. Самостоятельно одеваться и раздеваться.

7. Поддерживать температуру тела в пределах нормы.

8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.

9. Обеспечивать свою безопасность.

10. Поддерживать общение с другими людьми.

11. Отправлять религиозные обряды.

12. Заниматься любимой работой.

13. Отдыхать.

14. Удовлетворять любознательность, обучаться и развиваться.

При общении с больным и его родственниками необходимо провести медико-социальной диагностику, для того чтобы определить, в какой степени пациент может эти потребности удовлетворять самостоятельно, и какую помощь ему необходимо предоставить, чтобы данные потребности были удовлетворены. В качестве инструментов такой диагностики используются:

Ø опрос пациента и его близких;

Ø осмотр пациента;

Ø проведение тестов, позволяющих выявить способность пациента выполнить то или иное действие;

Ø проведение тестов и заполнение специальных форм, в которых отражаются полученные данные.

В разных лечебных учреждениях приняты разные формы выявления нарушения потребностей больных. В качестве примера диагностической шкалы можно привести достаточно популярную во всем мире и у нас в стране шкалу Бартела для определения активности в повседневной жизни. По шкале диагностируются некоторые важные аспекты повседневной жизнедеятельности.

Шкала Бартела (в сокращенном виде)

1. Прием пищи

o не нуждается в помощи, способен самостоятельно пользоваться всеми необходимыми столовыми приборами;

o частично нуждается в помощи, например, при разрезании пищи;

o полностью зависим от окружающих (необходимо кормление с посторонней помощью).

2. Персональный туалет (умывание лица, причесывание, чистка зубов, бритье)

o не нуждается в помощи;

o нуждается в помощи.

3. Одевание

o не нуждается в посторонней помощи;

o частично нуждается в помощи, например, при одевании обуви, застегивании пуговиц и т.д.;

o полностью нуждается в посторонней помощи.

4. Прием ванны

o принимает ванну без посторонней помощи;

o нуждается в посторонней помощи.

5. Контроль тазовых функций (мочеиспускание, дефекация)

o не нуждается в помощи;

o частично нуждается в помощи (при использовании клизмы, свечей, катетера);

o постоянно нуждается в помощи в связи с грубым нарушением тазовых функций.

6. Посещение туалета

o не нуждается в помощи;

o частично нуждается в помощи (удержание равновесия, использование туалетной бумаги, снятие и одевание брюк и т.д.);

o нуждается в использовании судна, утки.

7. Вставание с постели

o не нуждается в помощи;

o нуждается в наблюдении или минимальной поддержке;

o может сесть в постели, но для того, чтобы встать, нужна существенная поддержка;

o не способен встать с постели даже с посторонней помощью.

8. Передвижение

o может без посторонней помощи передвигаться на расстояния до 500 м;

o может передвигаться с посторонней помощью в пределах 500 м;

o может передвигаться с помощью инвалидной коляски;

o не способен к передвижению.

9. Подъем по лестнице

o не нуждается в помощи;

o нуждается в наблюдении или поддержке;

o не способен подниматься по лестнице даже с поддержкой.

Особое внимание необходимо обратить на пункты, свидетельствующие о частичной способности пациента выполнять ту или иную функцию жизнедеятельности. В каждом таком случае нужно определить, с помощью каких средств реабилитации пациент может в максимально возможном объеме выполнить те или иные действия.

Например, если пациент не может самостоятельно сесть в кровати, то может быть, он может это сделать, если кровать снабжена Балканской рамой или настенным поручнем. Причем здесь надо быть очень внимательным. Больной может не использовать поручень, если он расположен со стороны слабой руки, или, если ухаживающий не разъяснил должным образом, как этим поручнем пользоваться, или если поручень расположен в неудобном для эффективного подтягивания месте.

Поэтому после подбора необходимых средств реабилитации нужно обучить пациента ими пользоваться и корректировать в процессе обучения качество и количество средств реабилитации для достижения наилучшего результата.

При беседе с пожилым человеком следует придерживаться определенному алгоритму:

1) выяснить как сам пожилой человек описывает свое состояние в настоящий момент;

2) обладает ли пожилой человек знаниями о лекарствах, которые принимает;

3) о взаимосвязи между образом жизни и здоровьем;

5) как функционируют органы выделения, имеются ли жалобы со стороны мочевыделительной системы, желудочно-кишечного тракта и кожи;

6) как пациент оценивает свою двигательную активность, есть ли заболевания сердечнососудистой, дыхательной или опорно-двигательной систем;

7) как пациент соблюдает режим сна, отдыха, есть ли нарушения сна, с чем они связаны;

8) чем занимается пациент в свободное время;

9) как человек оценивает свою роль в семье;

10) как пациент обычно справляется с проблемными ситуациями, его действия обычно помогают преодолению таких ситуаций или ухудшают их, существуют ли у пациента индивидуальные приемы при эмоциональном стрессе (выясняют толерантность к стрессу);

11) какие существуют увлечения и жизненные приоритеты: какие принципы важны еще с детства, и к какой культурной, этнической, религиозной или другой группе относится человек, какой ёго система жизненных ценностей.

После опроса медсестра определяет проблемы пациента, которые могут быть связаны с дефицитом его знаний в области укрепления здоровья, неправильным образом жизни (курение, злоупотребление алкоголем, неправильное, нерациональное питание и т.д.).

На основании полученных данных составляется и осуществляется план сестринских вмешательств. При составлении плана медсестра обязательно должна заручиться поддержкой пациента и родственников для успешного выполнения намеченных мероприятий.

При реализации сестринских вмешательств медсестра должна дать полную консультацию пациенту по вопросам рационального образа жизни, помочь в формировании здоровых привычек (отказ от курения, употребления алкоголя). Снабдить пациента печатной литературой по формированию здорового образа жизни. Медсестра должна указать пациенту на факторы риска, которые могут привести к ухудшению его здоровья: это может быть ожирение, гиподинамия, неполноценный отдых, плохой уход за кожей и т.д.

Основная задача сестры - побудить пациента к самообслуживанию и поэтапному решению проблем. Медсестра при посещении пациента на дому должна повторять свои рекомендации как можно чаще, давать их не только устно, но и письменно, а также показать соответствующие приемы ухода на практике. Нужно также убедиться в том, что пациент правильно понял советы медсестры. Для этого можно попросить его повторить или показать в действии то, что медсестра рекомендует делать. На всех этапах сестринского процесса медсестра должна проводить анализ изменяющейся ситуации и вносить коррективы в свои действия.

В настоящее время существует более 200 шкал по оценке активности жизнедеятельности. Для оценки общей функциональной готовности больных с травматической болезнью спинного мозга в первую очередь рекомендуются следующие: индекс функционирования при квадриплегии (Quadriplegia Index of Function Q UIF ) ,

мера независимости спинного мозга (The Spinal Cord Independence Measure –– SCIM ) и шкала степени социальной недостаточности и используемых приспособлений (Craid Handicap Assessment and Reporting Technigue –– CHART ) .

Наиболее валидные и чувствительные результаты в процессе реабилитационного лечения показывает мера независимости спинного мозга (SCIM) - новая шкала измерения нарушений для пациентов с повреждениями спинного мозга, для увеличения чувствительности функциональных оценок пациентов с параплегией или тетраплегией к изменениям.

SCIM включает следующие основные области функции: уход за собой (предполагает оценку от 0 до 40), подвижность (от 0 до 20), дыхание и управление сфинктерами (от 0 до 40). Каждая область выделена согласно ее пропорциональному весу в общей деятельности этих пациентов. Окончательная оценка колеблется от 0 до 100.

Уход за собой включает следующие задачи: кормление, купание, приведение себя в порядок.

Дыхание и управление сфинктерами включают: дыхание, управление мочевым пузырем, дефекацию и использование туалета.

Подвижность разделена на две части: активность в пределах комнаты и в туалете и активность в пределах дома (в закрытом помещении) и на открытом воздухе.

Подвижность в пределах комнаты и в туалете включает: подвижность в кровати, переход и подвижность в инвалидном кресле, использование прикроватного туалета, перемещение с коляски на туалет.

Подвижность в закрытом помещении и на открытом воздухе включает: подвижность для коротких, умеренных и больших расстояний, преодоление ступеней и владение передачами автомобиля инвалидного кресла.

Шкала степени социальной недостаточности и используемых приспособлений включает в себя шесть самостоятельных направлений социального участия: 1) познавательная независимость; 2) физическая независимость; 3) подвижность; 4) занятие; 5) социальная реабилитация; 6) экономическая самостоятельность.

Шкала Бартела

Наибольшее распространение в России, так же, как и оценка обучения персонала , получила шкала повседневной жизнедеятельности Бартела (табл. 9) для оценки уровня бытовой активности. Социальные и интеллектуальные способности данная шкала не тестирует, а используется как скрининговый метод.

Она проста в выполнении, не требует боль-ших временных затрат, обладает высокой надежностью и удобством для практической реабилитации. Для определения потребности пациента в уходе и для наблюдения за изменением его способности к самообслуживанию можно воспользоваться градацией нуждаемости в уходе .

Максимальная сумма баллов, соответствующая полной независимости в повседневной жизни, равна 100.

Шкалой удобно пользоваться как для определения изначального уровня активности пациента, так и для проведения мониторинга в целях определения эффективности реабилитации для адаптации пациента в социуме, оценки его качества жизни, необходимости ухода и объем.

Таблица 9

Шкала Бартела

Функция

Выполнение

Степень

Стул

недержание (памперс)

редко (1 раз в неделю)

нет нарушений

Мочеиспускание

недержание (мочевой катетер или неспособность себе помочь)

непостоянный энурез

нет нарушений

1
2

Уход за собой

требуется помощь при уходе за собой

самостоятельно умывает лицо, чистит зубы, бреется, ухаживает за волосами

Пользование туалетом

зависим

частично нуждается в помощи

самостоятелен

Еда - кормление

зависим

нуждается в помощи при приеме пищи (намазывание масла и др.)

самостоятелен

Перемещение (с постели в кресло и назад)

при перемещении помощи недостаточно, нет устойчивости при сидении

значительная помощь (1-2 чел. для полной поддержки), может сидеть

помощь незначительная (моральная или физическая поддержка) самостоятелен

Подвижность

иммобильный

независим в пользовании коляской

при помощи 1 чел. (моральная или физическая поддержка)

независим (вспомогательные средства, трость и др.)

Одевание

полностью зависим от посторонней помощи

нуждается в помощи, но наполовину самостоятелен

нуждается в помощи при застегивании пуговиц, замков-«молний», шнурков




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top