Понятие об имени прилагательном. Морфологические признаки имён прилагательных

Понятие об имени прилагательном. Морфологические признаки имён прилагательных

Морфологический разбор имён прилагательных обычно не вызывает особых вопросов и трудностей. Прилагательные имеют всего один постоянный морфологический признак - разряд, хотя определить его не всегда просто, и несколько непостоянных (число, род, падеж).

Прежде чем приступить к разбору, давайте вспомним свойства разрядов прилагательных. Без учёта лексического значения определить разряд можно с ошибкой, потому что многие прилагательные в контексте приобретают переносное значение.

Например: качественные становятся относительными (лёгкий пух - лёгкая атлетика), относительные - качественными (серебряная ложка - серебряный голос), а притяжательные - качественными и относительными (собачья конура - собачья шуба, собачий холод).

У каждого разряда прилагательного есть свои отличительные признаки. Рассмотрим характеристику качественных прилагательных. Они обозначают признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени, образуют степени сравнения, имеют краткую форму (близкий - ближе, более близкий, самый близкий, ближайший; близок, близка, близко, близки), синонимы и антонимы. Их узнают по сочетаниям с наречиями меры и степени (слишком близкие, очень близкие), по наличию приставки НЕ- (неблизкий), по образованию сложных слов путём повтора (близкий-близкий).

Не все эти характеристики могут проявляться сразу, некоторые отсутствуют, к примеру, у прилагательных, обозначающих цвета (жёлтый, коричневый), нет форм сравнения. Даже если прилагательное обладает не всеми этими свойствами, оно считается качественным.

Нельзя забывать о том, что некоторые качественные прилагательные не имеют либо полной, либо краткой формы, и тогда этот признак является постоянным (чужой, рад). Есть ещё группа несклоняемых слов: кофе мокко, музыка ретро, волна цунами, юбка беж. Напомним, что прилагательные в краткой форме отвечают на вопросы каков? какова? каково? каковы? и выполняют функцию составного именного сказуемого.

Относительные прилагательные, как и качественные, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?. Они обозначают материал, из которого сделан предмет, пространственные и временные признаки (плюшевый мишка, спортивный костюм, пришкольный участок, зимний день).

Словосочетания с относительными прилагательными имеют синонимы: мишка из плюша, костюм для спорта, участок при школе, день зимы. Узнать относительные прилагательные можно по суффиксам -АН-, -ЯН-, -ОНН-, -ЕНН-, -Н-, -СК- (кожаный диван, серебряная ваза, авиационный полк, торжественное заседание, барабанный бой, московский дворик). Не найти у относительных прилагательных степени сравнения и краткой формы.

Бывает трудно различить разряды прилагательных с суффиксов -СК-. Рассуждать нужно так: «пушкинские места» имеют отношение к жизни и творчеству А.С. Пушкина, это относительное прилагательное, «пушкинский роман» написан А.С. Пушкиным и принадлежит только ему, это притяжательное прилагательное.

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность к лицу или животному, отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?, имеют узнаваемые суффиксы -ОВ-, -ЕВ-, -ИН-, -ИЙ, -Й- (отцов кабинет, тестев характер, кошкин дом, куриная печень, рыбий хвост, заячьи уши). Эта группа прилагательных может иметь краткую форму: лосиные следы - папины муки, моржовые - крокодиловы слёзы. К слову сказать, качественные в краткой форме не склоняются, а притяжательные, наоборот, имеют категорию падежа: Плещеево озеро (Им.п.) - у Плещеева озера (Р.п.).

Определить степень сравнения нетрудно: исходная форма называется положительной, простая форма сравнительной и превосходной степеней имеет суффиксы -ЕЕ-, -ЕЙ-, -Е-, -ШЕ- (слабее, смелей, слаще, тоньше) и -АЙШ-, -ЕЙШ- (ближайший, скорейший), а также приставку НАИ- (наилучший). Для составной сравнительной и превосходной используются частицы наречного происхождения более-менее (более высокий, менее сильный), самый, наиболее-наименее (самый высокий, наиболее высокий, наименее сильный).

Не забудьте, что простая сравнительная форма не изменяется по родам, числам, падежам и не согласуется с определяемым существительным или местоимением. Она всегда является частью составного именного сказуемого, в особых случаях несогласованным определением. Составная сравнительная и превосходная степень может быть употреблена и в полной, и в краткой форме (более крепкий - более крепок, наиболее крепкий - наиболее крепок).

Приступим к анализу прилагательных. Во-первых, отметим, что любое прилагательное всегда обозначает признак предмета. Выписываем прилагательное с тем словом, от которого оно зависит или с которым связано по смыслу и грамматически. Во-вторых, начальная форма - это именительный падеж единственного числа мужского рода. В-третьих, прилагательные могут выполнять роль согласованного определения (полные формы, составная сравнительная и превосходная степени) и именной части сказуемого.

ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.) и морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- разряд.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной или краткой форме (только у качественных и некоторых притяжательных),
- сравнительной или превосходной степени (только у качественных),
- числе (нет в простой сравнительной форме),
- роде (нет во множественном числе и у простой сравнительной форме),
- падеже (нет в краткой форме у качественных, в простой сравнительной форме).

3. Синтаксическая роль прилагательного (согласованное определение, составное именное сказуемое).

Выберем прилагательные для морфологического разбора из повести Веры Инбер «Как я была маленькой». Сначала разберём качественные прилагательные, затем относительные и, наконец, притяжательные.

Образцы разбора имён прилагательных

По сторонам дороги шепчутся зелёные колосья: они пожелтеют ещё не скоро.

1. Зелёные (колосья) - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): зелёный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- положительной степени,
- мн.ч.,
- Им.п.
3. колосья (какие?) зелёные (согласованное определение).

Лицо у скрипача было худое , неспокойное, глаза тёмные.

1. (Было) худое (лицо) - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): худой
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- положительной степени,
- ед.ч.,
- ср.р.,
- Им.п.
3. Лицо было (какое?) худое (составное именное сказуемое).

Мы были очень нарядны .

1. (Мы были) нарядны - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): нарядный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,
- положительной степени,
- мн.ч.
3. Были (каковы?) нарядны (составное именное сказуемое).

Снег!.. До чего же он прелестен !

1. (Он) прелестен - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): прелестный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,
- положительной степени,
- ед.ч.,
- м.р.
3. Он (каков?) прелестен (составное именное сказуемое).

Теперь тётя Наташа одинока .

1. (Тётя Наташа) одинока - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): одинокий
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,
- положительной степени,
- ед.ч.,
- ж.р.
3. Тётя Наташа (какова?) одинока (составное именное сказуемое).

Дядя Оскар лицом был похож на тётю Нашу, но только он был моложе .

1. (Он был) моложе - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): молодой
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,

3. Был (каков?) моложе (составное сказуемое).

Ты разглядываешь её и видишь, что у неё тончайший узор.

1. (Узор) тончайший - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): тонкий
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- простой превосходной степени,
- ед.ч.,
- м.р.,
- В.п.
3. Узор (какой?) тончайший (согласованное определение).

Отражаясь в нём, самые красивые вещи казались уродливыми.

1. (Вещи) самые красивые - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): красивый
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,

- мн.ч.,
- И.п.
3. Вещи (какие?) самые красивые (согласованное определение).

Пальцы на руках самые обыкновенные .

1. (Пальцы) самые обыкновенные - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): обыкновенный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- составной превосходной степени,
- мн.ч.,
- И.п.
3. Пальцы (какие?) самые обыкновенные (составное именное сказуемое).

А вот и низенький бабушкин домик с глиняной завалинкой, с мальвами у крыльца.

1. (С завалинкой) глиняной - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): глиняный
Постоянные (П.п.):
- относительное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед.ч,
- ж.р.,
- Т.п.
3. С завалинкой (какой?) глиняной (согласованное определение).

Песок сыпался из одного стеклянного пузырька в другой, на это уходило полчаса.

1. (Из пузырька) стеклянного - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): стеклянный
Постоянные (П.п.):
- относительное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед.ч.,
- м.р.,
- Р.п.
3. Из пузырька (какого?) стеклянного (согласованное определение).

А вот и низенький бабушкин домик с глиняной завалинкой, с мальвами у крыльца.

1. (Домик) бабушкин - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): бабушкин
Постоянные (П.п.):
- притяжательное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,
- ед.ч.,
- м.р.,
- И.п.
3. Домик (какой?) бабушкин (согласованное определение).

Мы едем спокойно и так долго, что успеваем вздремнуть, привалившись справа и слева к маминому плечу.

1. (К плечу) маминому - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): мамин
Постоянные (П.п.):
- притяжательное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- ед.ч.,
- ср.р.,
- Д.п.
3. К плечу (какому?) маминому (согласованное определение).

Он схватил со стола салфетку, сложил кончик, как заячье ушко, подсунул его под иголку и проворно завертел ручку колеса.

1. (Ушко) заячье - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): заячий
Постоянные (П.п.):
- притяжательное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- ед.ч.,
- ср.р.,
- И.п.
3. Ушко (какое?) заячье (входит в состав обособленного обстоятельства, выраженного сравнительным оборотом).

Кроме тряпок, была у меня ещё метёлочка из куриных перьев.

1. (Из перьев) куриных - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): куриный
Постоянные (П.п.):
- притяжательное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- мн.ч.,
- Р.п.
3. Из перьев (каких?) куриных (согласованное определение).

Самые распространённые формы имён прилагательных мы рассмотрели. А теперь пора перейти к более сложным примерам. Выполните морфологический разбор указанных прилагательных. Если возникнут вопросы, воспользуйтесь самопроверкой.

Я рад 3 всему, что вижу.

Чем проще слово, тем более оно точно 3 .

Все лошади в полку были вороными 3 .

Он надел рубашку цвета хаки 3 .

Нигде не найдёте варенья вкуснее 3 .

Утиный 3 выводок держится вместе и после того, как молодые начнут летать.

Мне нравился её бронзовый 3 загар.

У меня всегда появляется волчий 3 аппетит от волнения.

Проливной дождь меня не испугал.

Наиболее внимателен 3 был Петя.

Он скоро попал на родной 3 аэродром.

Она выбрала более трудное 3 дело.

САМОПРОВЕРКА

Я рад 3 всему, что вижу.

1. (Я) рад - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): рад
Постоянные (П.п.):
- качественное,
- краткая форма.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед.числа,
- м.рода.
3. Я (каков?) рад (составное именное сказуемое).

Слово «рад» не имеет степеней сравнения и не изменяется по падежам.

Чем проще слово, тем более оно точно 3 .

1. (Оно) более точно - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): точный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,
- составной сравнительной степени,
- ед.числе,
- ср.роде.
3. Оно (каково?) более точно (составное именное сказуемое).

Форма «более точно» не изменяется по падежам.

Все лошади в полку были вороными 3 .

1. (Лошади были) вороными - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): вороной
Постоянные (П.п.):
- качественное,
- полная форма.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- мн.числа,
- Т. падежа.
3. Лошади были (каковы?) вороными (составное именное сказуемое).

Слово «вороной» всегда в полной форме и не имеет степеней сравнения.

Он надел рубашку цвета хаки 3 .

1. (Цвета) хаки - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): хаки
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
- неизменяемое слово.
3. Цвета (какого?) хаки (несогласованное определение).

Нигде не найдёте варенья вкуснее 3 .

1. (Варенья) вкуснее - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): вкусный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,
- простой сравнительной степени.
3. Варенья (какого?) вкуснее (несогласованное определение).

Слово «вкуснее» не имеет полной или краткой формы, а также числа, рода и падежа.

Утиный 3 выводок держится вместе и после того, как молодые начнут летать.

1. (Выводок) утиный - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): утиный
Постоянные (П.п.):
- притяжательное в значении относительного.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед. числа,
- м.рода,
- И.п.
3. Выводок (какой?) утиный (согласованное определение).

Мне нравился её бронзовый 3 загар.

1. (Загар) бронзовый - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): бронзовый
Постоянные (П.п.):
- относительное в значении качественного.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед. числа,
- м.рода,
- В.п.
3. Загар (какой?) бронзовый (согласованное определение).

У меня всегда появляется волчий 3 аппетит от волнения.

1. (Аппетит) волчий - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): волчий
Постоянные (П.п.):
- притяжательное в значении качественного.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед. числа,
- м.рода,
- В.п.
3. Аппетит (какой?) волчий (согласованное определение).

Проливной 3 дождь меня не испугал.

1. (Дождь) проливной - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): проливной
Постоянные (П.п.):
- качественное,
- полная форма.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед. числа,
- м.рода,
- И.п.
3. Дождь (какой?) проливной (согласованное определение).

Наиболее внимателен 3 был Петя.

1. (Петя был) наиболее внимателен - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): внимательный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,
- составной превосходной степени,
- ед. числе,
- м.роде.
3. Петя был (каков?) наиболее внимателен (составное именное сказуемое).

Он скоро попал на родной 3 аэродром.

1. (На аэродром) родной - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): родной
Постоянные (П.п.):
- качественное,
- полная форма.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед. числа,
- м.рода,
- В.п.
3. На аэродром (какой?) родной (согласованное определение).

Она выбрала более трудное 3 дело.

1. (Дело) более трудное - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): трудный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- составной превосходной степени,
- ед. числе,
- ср.роде,
- В.п.
3. Дело (какое?) более трудное (согласованное определение).

Вдруг он увидел, как впереди, в кустах, мелькнул рыжий лисий 3 хвост.

1. (Хвост) лисий - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): лисий
Постоянные (П.п.):
- притяжательное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- ед.ч.,
- м.р.,
- И.п.
3. Хвост (какой?) лисий (согласованное определение).

Литература

1. Вороничев О.Е. О логической основе морфологического анализа знаменательных слов / Русский язык в школе и дома. - 2008. - № 1.

2. Илюшина Л.А. О морфологическом разборе имён прилагательных, числительных, местоимений / Русский язык в школе. - 2002. - № 4.

3. Широкова Л.Н., Ерошкина Н.А. Переход прилагательных из одного разряда в другой (VI класс) / Русский язык в школе. - 2009. - № 10.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: Познакомить с разрядами прилагательных.

Задачи:

  • научить выделять отличительные признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных в их сопоставлении.
  • учить самостоятельно работать с учебником, представлять коллективу новую информацию.
  • развивать умение грамотно употреблять прилагательные в текстах – описаниях.
  • развивать навык самоконтроля
  • развивать у учащихся познавательный интерес, речь, через связанные ответы на вопросы, память, внимание, развивать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы.
  • воспитать такие нравственные качества, как аккуратность; стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к окружающему миру.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю всем вам!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Внимание! Розыск! Пропало слово! Особые приметы: отзывается на вопросы какой? чей?; легко приспосабливается к любому предмету. Какое слово разыскивается? (Имя прилагательное.)

Как вы догадались? (Отвечает на вопросы какой? чей?; согласуется с именем существительным.)

Свойства, которые вы назвали, общие для всех прилагательных. А сейчас посмотрите на экран.

Выберите любой предмет и опишите его, используя только имена прилагательные.

Выслушиваются ответы учеников.

Вы заметили, что имена прилагательные по-разному характеризуют предмет? Одни обозначают качества предмета по вкусу, другие - по цвету, третьи - по внешнему виду и т.д. Значит, кроме общих признаков, по которым имена прилагательные отличаются от слов других частей речи, есть признаки, по которым одни прилагательные отличаются от других.

3. Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, о чем идет речь?

Вот о них-то мы сегодня и поговорим. Какая тема урока?

Запишите в маршрутном листе (Приложение 1) дату и тему урока: “Морфологические признаки имени прилагательного. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные”.

Поставьте цель своей деятельности на уроке.

  • Научиться различать прилагательные разных разрядов.
  • Уметь доказывать принадлежность имён прилагательных к данному разряду.
  • Правильно употреблять имена прилагательные в тексте.

Я приглашаю вас за знаниями в лингвистическую лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? (Лаборатория – учреждение для проведения научных и технических опытов, исследований).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

1) Создание проблемной ситуации. Организация исследования. Представление результатов

1. Слово учителя. Когда учёный приступает к работе, он тщательно изучает литературу по интересующей его теме. Я вас приглашаю к исследованию. Вы найдёте нужный для вашего исследования материал в учебнике. Работать будете по группам.

Задание: Каждая группа готовит рассказ об одном из разрядов прилагательных как представление результатов исследования другим группам, ответ строите по плану на слайде; данные для ответа заносите в таблицы (они у вас на столах); примеры можно взять из теоретического материала на странице 101 – 102, листах – помощника (Приложение 2).

План исследования Разряды
качественные относительные притяжательные
Свойства прилагательных:
1) Значение Отвечают на вопросы какой?. Обозначают различные качества предмета Отвечают на вопросы какой?. Обозначают признак предмета через его отношение к другому предмету Отвечают на вопросы чей?. Обозначают принадлежность предмета человеку или животному
2) Наличие краткой формы да нет нет
3) Способность проявлять признак в большей или меньшей степени (наличие степеней сравнения) да нет нет
4) Наличие возможности сочетаться с наречиями очень, весьма да нет нет
5) Свойство образовывать антонимические пары да нет нет
6) Имеют особые суффиксы - ан(ый), - ян(ый), - ск(ий), - ов(ый) - ин(?), - ов(?), ий(?)

2) Определение темы и цели групповых исследований

Учитель: Итак, тема исследования:

  • 1-я группа – качественные прилагательные;
  • 2-я группа – относительные прилагательные;
  • 3-я группа – притяжательные прилагательные.

3) Выступления представителей групп учащихся о результатах поисковой работы

Данные всех групп заносятся всеми в индивидуальные таблицы.

4) Поиск сходства и отличий между прилагательными разных разрядов

– Найдите сходства и отличия в разрядах имён прилагательных.

– Обязательны ли все признаки для качественных имён прилагательных?

5) Составление алгоритма рассуждения для определения разряда прилагательных

– Попробуем составить алгоритм действий с целью определения разряда прилагательных.

1) Если сочетается со словом очень, можно подобрать антоним, значит, качественное.

2) Если отвечает на вопрос чей? и принадлежит кому - то, значит, притяжательное.

3) Если ни то, ни другое не подходит, но есть суффиксы –ан, -ян, -ск, значит, относительное.

5. Первичное закрепление.

1) Устный тренинг

Холодный чай, стеклянный шар, бабушкин платок

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Закрепление с целью совершенствования навыка определения разряда имен прилагательных, умения доказывать их принадлежность к данному разряду, употреблять их в речи.

Упражнение 833, страница 102. Выписать по четыре словосочетания каждой группе.

  • 1-й – только качественные
  • 2-й – только относительные
  • 3-й – притяжательные
Имена прилагательные
Качественные Относительные Притяжательные
Упражнение 833
Обидчивый ребенок Клубничное варенье Мамина шляпа
Сильный ветер Детские игрушки Лисьи следы
Гордый человек Серебряная ложка Мышиная норка
Спортивный костюм Меховое пальто Собачий хвост
Яркий свет Деревянная ручка Бабушкин дом
Безобразный поступок
Упражнение 834
Добрым молодцам Ребятишки заводские Лисий хвост
Песок сыпучий Отцовский дом
Глухой степью Папиного детства
Неизвестный путь
Бесконечной цепью

На основе фрагментов из мультфильма составьте небольшой текст с использованием имён прилагательных разных разрядов.

Имя прилагательное - это самостоятельная знаменательная часть речи.

1. Грамматическое значение - «признак предмета».

К прилагательным относятся слова, отвечающие на вопросы: какой?, чей?

  • 2. Морфологические признаки:
    • · постоянные - разряд по значению, для качественных: полная /краткая форма и степени сравнения,
    • · изменяемые - падеж, число, в единственном числе - род.
  • 3. Синтаксическая роль в предложении: у полных форм качественных прилагательных, а также у относительных и притяжательных прилагательных - определение, у кратких форм качественных прилагательных - часть составного именного сказуемого.

Морфологические признаки прилагательных

У прилагательного, как и у других частей речи, есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, напротив, непостоянные (или изменяемые). Так, к примеру, прилагательное сладкий - это качественное прилагательное, полная форма, положительная степень сравнения. В предложении это слово может быть в разных падежах и числах, а в единственном числе - в разных родах. На иллюстрации линии из точек ведут к изменяемым признакам. Способность быть в полной или краткой форме, в положительной - сравнительной - превосходной степени лингвисты относят к постоянным признакам. Разные постоянные признаки выражаются по-разному. Например:

слаще - сравнительная степень прилагательного сладкий выражена суффиксом -ще- и отсутствием окончания, менее сладкий - сравнительная степень прилагательного сладкий выражена сочетанием менее + сладкий , сладок - краткая форма прилагательного в ед.ч. м.р. имеет нулевое окончание, в то время как полная форма сладкий имеет окончание -ий.

Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой. какая. какое. какие. чей. чья. чьё. чьи. и обозначает признак предмета.

Синтаксическая функция: в предложении является определением и именной частью составного именного сказуемого. морфологический разбор слова простым

Постоянные:
разряд по значению: качественные, относительные, притяжательные прилагательные;
степень сравнения: сравнительная и превосходная (у качественных прилагательных);
полная или краткая форма (у качественных прилагательных).
Непостоянные:
род;
число;
падеж.
Начальная форма - полная форма имени прилагательного в именительном падеже единственного числа мужского рода.

какое имя существительное может быть подлежащим деревом учебник ромашку

Прилагательные по значению могут быть качественными, относительными, притяжательными.
широко часть речи Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие качества предмета:
по величине (маленький);
по возрасту (молодой);
по цвету (яркий);
по весу (легкий);
по внешнему виду (милый);
разобрать слово воет по составу по внутренним качествам (ленивый) и др.
Качественные прилагательные могут иметь:
степени сравнения (злой - злее - самый злой);
краткую форму (зол - зла - злы);
синонимы, антонимы (сердитый, добрый);
могут образовывать наречия на -о. -е. зло (посмотрел); сложные прилагательные путем повтора: злой-презлой; отвлеченные существительные: злость.
Относительные прилагательные называют признаки, выражающие отношение одного предмета к другому:
часть речи обдуманно по месту (украинский язык - язык украинцев);
по материалу (хрустальный бокал - бокал из хрусталя);
по времени (прошлогодняя встреча - встреча в прошлом году);
по назначению (стиральный порошок - порошок для стирки) и др.
Не имеют степеней сравнения, краткой формы, синонимов, антонимов и т. д.
радостный разобрать слово по составу Притяжательные прилагательные называют признак предмета по его принадлежности какому-либо лицу или животному: отцов (инструмент), дедов (орден), медвежья (берлога), мужнин (портфель); отвечают на вопросы чей. чья. чьё. чьи.
Имеют суффиксы -ов - (-ев -), -ин - (-ын -), -ий -:

Полные прилагательные
имеют окончания:
;
изменяются по падежам, родам и числам:
красивая, красивой, красивый, красивое, красивые;
в предложении выполняют роль определения:
часть речи двое Туристы совершили трудный и долгий подъём на вершину.
Краткие прилагательные
имеют окончания:
;
изменяются по родам и числам: красив - красива - красиво - красивы;
в предложении выполняет роль сказуемого:
Подъём на вершину .

падежи существительное

Выделяют сравнительную и превосходную степени сравнения . Сравнительная степень сравнения делится на простую и составную. Прилагательные простой степени сравнения состоят из одного слова, имеют суффиксы -ее (-ей), -е, -ше (). другие основы (хороший - лучше, плохой - хуже, маленький - меньше). Прилагательные составной степени сравнения состоят из двух слов: более, менее и прилагательного в полной форме (более удобный, менее интересный).
Превосходная степень сравнения также делится на простую и составную. Прилагательные простой степени сравнения состоят из одного слова, имеют суффиксы -айш- , -ейш - (,
), другие основы (хороший - луч-ший, плохой - худший, маленький - меньший). Прилагательные составной степени сравнения состоят из двух слов: самый, наиболее, наименее и прилагательное в полной форме (самый заметный, наиболее правильный, наименее заметный).
мгновение морфемный разбор

В случае твёрдого склонения основа оканчивается на твёрдый согласный:

В случае мягкого склонения основа оканчивается на мягкий согласный:

разбор слова хоккей В случае смешанного склонения основа оканчивается на г, к, х:

1. Часть речи. Общее значение (признак предмета).
Начальная форма (полная форма И. п. ед. ч. муж. р.).
2. Постоянные морфологические признаки:
качественное;
относительное;
притяжательное.
Непостоянные морфологические признаки:
степень сравнения (у качественного прилагательного);
сотый прилагательное или числительное число;
искусственный морфемный разбор полная или краткая форма (у качественного прилагательного);
падеж (в полной форме);
род (в единственном числе).
3. Синтаксическая роль.
Утренний воздух тих, прозрачен и свеж.
Утренний (воздух) - прилаг.
1. Воздух (какой?) утренний (обозн. признак предмета). Н. ф. - утренний.
2. Пост. - относит.; непост. - И. п. ед. ч. муж. р.
3. .
Тих (воздух) - прилаг.
1. Воздух (каков?) тих (обозн. признак предмета). Н. ф. - тихий.
2. Пост. - качеств.; непост. - в крат. ф. ед. ч. муж. р.
3. . ?

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: Познакомить с разрядами
прилагательных.

Задачи:

  • научить выделять отличительные признаки
    качественных, относительных и притяжательных
    прилагательных в их сопоставлении.
  • учить самостоятельно работать с учебником,
    представлять коллективу новую информацию.
  • развивать умение грамотно употреблять
    прилагательные в текстах – описаниях.
  • развивать навык самоконтроля
  • развивать у учащихся познавательный интерес,
    речь, через связанные ответы на вопросы, память,
    внимание, развивать умения находить имена
    прилагательные в тексте, определять их роль в
    произведениях художественной литературы.
  • воспитать такие нравственные качества, как
    аккуратность; стремление к знаниям, интерес к
    изучению русского языка, бережное отношение к
    окружающему миру.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда – за работу!
Удачи желаю всем вам!

2. Актуализация знаний и фиксация
затруднений в деятельности.

– Внимание! Розыск! Пропало слово! Особые
приметы: отзывается на вопросы какой? чей?; легко
приспосабливается к любому предмету. Какое слово
разыскивается? (Имя прилагательное.)

– Как вы догадались? (Отвечает на вопросы какой?
чей?; согласуется с именем существительным.)

– Свойства, которые вы назвали, общие для всех
прилагательных. А сейчас посмотрите на экран.

Выберите любой предмет и опишите его, используя
только имена прилагательные.

Выслушиваются ответы учеников.

– Вы заметили, что имена прилагательные
по-разному характеризуют предмет? Одни
обозначают качества предмета по вкусу, другие –
по цвету, третьи – по внешнему виду и т.д. Значит,
кроме общих признаков, по которым имена
прилагательные отличаются от слов других частей
речи, есть признаки, по которым одни
прилагательные отличаются от других.

3. Постановка учебной задачи.

– Как вы думаете, о чем идет речь?

Вот о них-то мы сегодня и поговорим. Какая тема
урока?

Запишите в маршрутном листе (Приложение 1) дату
и тему урока: “Морфологические признаки имени
прилагательного. Качественные, относительные и
притяжательные имена прилагательные”.

– Поставьте цель своей деятельности на уроке.

  • Научиться различать прилагательные разных
    разрядов.
  • Уметь доказывать принадлежность имён
    прилагательных к данному разряду.
  • Правильно употреблять имена прилагательные в
    тексте.

– Я приглашаю вас за знаниями в лингвистическую
лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория?
(Лаборатория – учреждение для проведения
научных и технических опытов, исследований).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

1) Создание проблемной ситуации. Организация
исследования. Представление результатов

1. Слово учителя. Когда учёный приступает к
работе, он тщательно изучает литературу по
интересующей его теме. Я вас приглашаю к
исследованию. Вы найдёте нужный для вашего
исследования материал в учебнике. Работать
будете по группам.

Задание: Каждая группа готовит
рассказ об одном из разрядов прилагательных как
представление результатов исследования другим
группам, ответ строите по плану на слайде; данные
для ответа заносите в таблицы (они у вас на
столах); примеры можно взять из теоретического
материала на странице 101 – 102, листах – помощника
(Приложение 2).

План исследования Разряды
качественные относительные притяжательные
Свойства прилагательных:
1) Значение
различные качества предмета
Отвечают на вопросы какой?. Обозначают
признак предмета через его отношение к другому
предмету
Отвечают на вопросы чей?. Обозначают
принадлежность предмета человеку или животному
2) Наличие краткой формы да нет нет
3) Способность проявлять признак в
большей или меньшей степени (наличие степеней
сравнения)
да нет нет
4) Наличие возможности сочетаться с
наречиями очень, весьма
да нет нет
5) Свойство образовывать антонимические
пары
да нет нет
6) Имеют особые суффиксы – ан(ый), – ян(ый), – ск(ий), – ов(ый) – ин(?), – ов(?), ий(?)

2) Определение темы и цели групповых
исследований

Учитель: Итак, тема исследования:

  • 1-я группа – качественные прилагательные;
  • 2-я группа – относительные прилагательные;
  • 3-я группа – притяжательные прилагательные.

3) Выступления представителей групп
учащихся о результатах поисковой работы

Данные всех групп заносятся всеми в
индивидуальные таблицы.

4) Поиск сходства и отличий между
прилагательными разных разрядов

– Найдите сходства и отличия в разрядах имён
прилагательных.

– Обязательны ли все признаки для качественных
имён прилагательных?

5) Составление алгоритма рассуждения для
определения разряда прилагательных

– Попробуем составить алгоритм действий с
целью определения разряда прилагательных.

1) Если сочетается со словом очень, можно
подобрать антоним, значит, качественное.

2) Если отвечает на вопрос чей? и принадлежит
кому – то, значит, притяжательное.

3) Если ни то, ни другое не подходит, но есть
суффиксы –ан, -ян, -ск, значит, относительное.

5. Первичное закрепление.

1) Устный тренинг

Холодный чай, стеклянный шар, бабушкин платок

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону.

Закрепление с целью совершенствования навыка
определения разряда имен прилагательных, умения
доказывать их принадлежность к данному разряду,
употреблять их в речи.

Упражнение 833, страница 102. Выписать по четыре
словосочетания каждой группе.

  • 1-й – только качественные
  • 2-й – только относительные
  • 3-й – притяжательные
Имена
прилагательные
Качественные Относительные Притяжательные
Упражнение 833
Обидчивый ребенок Клубничное варенье Мамина шляпа
Сильный ветер Детские игрушки Лисьи следы
Гордый человек Серебряная ложка Мышиная норка
Спортивный костюм Меховое пальто Собачий хвост
Яркий свет Деревянная ручка Бабушкин дом
Безобразный поступок
Упражнение 834
Добрым молодцам Ребятишки заводские Лисий хвост
Песок сыпучий Отцовский дом
Глухой степью Папиного детства
Неизвестный путь
Бесконечной цепью

На основе фрагментов из мультфильма составьте
небольшой текст с использованием имён
прилагательных разных разрядов.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top