Психические явления, их сущность и классификация. Психические явления примеры Психические явления делят следующим образом

Психические явления, их сущность и классификация. Психические явления примеры Психические явления делят следующим образом

Психические явления – наблюдаемые (изнутри или снаружи) особенности психической жизни человека.

Все психические явления, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Каждая из групп подлежит дальнейшей категоризации на подгруппы субъекта (индивид или группа) и направленности (внутреннюю или внешнюю) психического явления. Причем, проявление внешних психических явлений, как групповых, так и индивидуальных, определяется как поведение.

I. Психический процесс - динамическое отражение действительности, акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Психическое отражение - это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции, представляющие ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности .

Психические процессы подразделяются на:

· познавательные - ощущение, представление, восприятие, мышление, память и воображение;

· регуляционные - эмоциональные, волевые.

Вся психическая деятельность человека - это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

II. Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.

Психическое состояние - это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

· Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);

· Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация);

· Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия);

· Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Сложность в наблюдении и понимании психических состояний заключается в том, что одно психическое состояние может рассматриваться как наложение нескольких состояний (например, усталость и возбуждение, стресс и раздражительность). Если считать, что человек в одно и то же время может переживать лишь одно психическое состояние, то тогда следует признать, что многие психические состояния даже не имеют своего названия. В некоторых случаях можно дать такие обозначения, как "раздражительная усталость" или "веселая настойчивость". Однако нельзя сказать "целеустремленная усталость" или "веселый стресс". Методологически корректным будет судить не о том, что одно состояние распадается на несколько других состояний, а о том, что одно большое состояние имеет такие-то параметры.

III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов. Психические свойства личности - это такие явления, которые позволяют дифференцировать поведение одного человека от поведения другого на длительном промежутке времени. Если мы говорим, что такой-то человек любит истину, то считаем тем самым, что он очень редко обманывает, в самых разных ситуациях он пробует докопаться до правды. Если говорим, что человек любит свободу - предполагаем, что он очень не любит ограничения своих прав. И так далее. Основная суть психических свойств как явлений состоит в их дифференцирующей силе.

К психическим свойствам личности относятся:

· темперамент;

· направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы);

· характер;

· способности.

Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии. Однако эта классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности: познавательные, волевые и эмоциональные процессы – не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния – текущее своеобразие этих возможностей.

Заметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести только к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний. По этой причине в правой части таблицы некоторые из перечисленных феноменов повторяются.

Сводная таблица психических явлений по Р.С. Немову

№ п/п Явления, изучаемые психологией Понятия, характеризующие эти явления
Процессы: индивидуальные, внутренние (психические) Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, идеомоторика, ин-сайт, интроспекция, мотивация, мышление, научение, обобщение, ощущение, память, персонализация, повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение.
Состояния: индивидуальные, внутренние (психические) Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревожность, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция.
Свойства индивидуальные, внутренние (психические) Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм.
Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие) Действие, деятельность, жест, игра, импринтинг, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение.
Состояния: индивидуальные, внешние (поведенческие) Готовность, интерес, установка.
Свойства: индивидуальные, внешние (поведенческие) Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм.
Процессы: групповые, внутренние Идентификация, коммуникация, конформность, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм.
Состояния: групповые, внутренние Конфликт, сплоченность, групповая поляризация, психологический климат.
Совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы.
Процессы: групповые, внешние Межгрупповые отношения.
Состояния: групповые, внешние Паника, открытость группы, закрытость группы.
Свойства: групповые, внешние Организованность.

Соотношение житейской и научной психологии.

Представления о психологических явлениях и процессах могут но­сить разный характер.

С одной стороны, человек как сознательное существо отра­жает и воспринимает воздействия окружающей действительности и других людей, он мыслит, чувствует и переживает, общается с другими людьми и влияет на них, а поэтому в процессе своей жизни и дея­тельности постоянно накапливает психический опыт и психологи­ческие знания. Все это житейская психология - психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни, из непосредствен­ного взаимодействия с реальным миром и другими людьми. Ей обыч­но присущи следующие основные отличительные характеристики:

конкретность, т. е. привязанность к реальным ситуациям, кон­кретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;

интуитивность, свидетельствующая о недостаточной осознан­ности их происхождения и закономерностей функционирования;

ограниченность, характеризующаяся слабыми представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов;

опора на наблюдения и размышления, обозначающая, что обыден­ные психологические знания не подвергнуты научному осмысле­нию;

ограниченность в материалах, свидетельствующая о том, что че­ловек, обладающий теми или иными житейскими психологиче­скими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей.

С другой стороны, человек стремится с научных позиций си­стематизировать свои представления о психике. Это уже научная пси­хология, т. е. устойчивые психологические знания, полученные в про­цессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных. Им присущи свои особенности:

обобщенность, т. е. осмысленность конкретного психологическо­го явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам челове­ческой деятельности;

рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологи­ческие знания максимально исследованы и осознаны;

неограниченность, т. е. они могут использоваться множеством людей;

опора на эксперимент, когда научные психологические знания ис­следуются в различных условиях;

слабая ограниченность в материалах, означающая, что научные психологические знания изучены на основе многочисленных эк­спериментов и часто в уникальных (специально созданных или специально наблюдаемых) условиях.

Житейская и научная психология взаимосвязаны, выполняют одну функцию - совершенствовать представления о человеческой психи­ке. Однако они играют разную роль. Житейская психология лишь раз­вивает психологические представления, а научная - их систематизи­рует.

Психические явления, их сущность и классификация.

Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальное свойство психических явлений - их непосредственная представленность субъекту. Мы не только видим, чувству­ем, мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим. Психические явле­ния не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются; мы одновременно осуществляем свою психическую деятельность и осознаем ее. Эта уникальная особенность психических явлений предопределила особен­ность науки, которая их изучает. В психологии объект и субъект познания сливаются.

Классификация психических явлений.

Все психические явления делятся на три группы:

1)психические процессы;

2)психические состояния;

3)психические свойства личности.

Психический процесс - это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Психическое отражение - это формирование образа тех условий, в ко-
торых осуществляется данная деятельность. Психические процессы – это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности. Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые.
Вся психическая деятельность человека - это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.
Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.
Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при переделенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики. Психическое состояние - это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его
личностных особенностей. Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и
устойчивыми, личностными. Все психические состояния подразделяются на четыре вида.

Понятие «психика»

Психика проявляется в психических явлениях и представляет собой системное свойство высокоорганизованной материи. Это свойство заключается в активном отражении субъектом объективного мира.

Ряд ученых отмечают, что психика это есть функция мозга, а его изучением занимаются различные науки. Так, например, анатомия исследует его строение, а сложную деятельность мозга изучают нейрофизиология, биофизика, биохимия, медицина, нейрокибернетика.

Психология занимается изучением того свойства мозга, которое заключено в психическом отражении материальной действительности, в результате чего формируются идеальные (психические) образы этой действительности. Они необходимы для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. У разных людей эти образы возникают по-разному и зависят от опыта прошлого, знаний, потребностей , психического состояния, интересов и др.

Определение

Таким образом, психика, это субъективное отражение объективного мира, хотя субъективный характер отражения вовсе не означает, что оно неправильно.

Данное определение позволяет выделить ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики :

  • Психика является свойством только высокоорганизованной живой материи. Это значит, что не всякая живая материя наделена этим свойством, а только та, которая обладает специфическими органами, обуславливающими возможность её существования;
  • Способность отражать объективный мир является главной особенностью психики. Это означает, что обладающая психикой высокоорганизованная живая материя располагает способностью получения информации об окружающем её мире. С другой стороны получение самой информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей субъективного по своей природе и идеалистического по своей сути образа;
  • Информация об окружающем мире, которую получает живое существо служит основой для регуляции внутренней среды живого организма. Она формирует его поведение и в постоянно меняющихся условиях среды обитания определяет возможность длительного существования этого организма. Это значит, что обладающая психикой живая материя способна реагировать на изменение внешней среды.

Как отражательная способность психика есть и у животных, но высшей её формой является сознание, возникшее в процессе общественно-трудовой практики и неразрывно связанное с языком и речью. Человек, благодаря сознанию может произвольно регулировать свое поведение, но понятие «психика», включающее в себя сферу подсознания и надсознания («сверх-Я»), значительно шире.

Таким образом, психика есть субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых происходит регулирование взаимодействий человека с внешней средой обитания.

Понятие «психический образ»

Понятие психического образа является основным понятием психологии и представляет собой целостное, интегративное отражение самостоятельной, дискретной части действительности. Говоря другими словами, это есть информационная модель действительности, которая используется человеком и высшими животными для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы имеют свои свойства, а наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности. Всеобщая их функция – регуляция деятельности. Психические образы могут быть:

  • Первичные, к ним относятся образы ощущений, восприятия, в них представлена совокупность качеств, присущих отражаемому объекту – форма, цвет, фактура и др.
  • Вторичные психические образы – образы памяти, мышления, воображения. Психические образы пластичны и, как реальные объекты, дают возможность совершать определенные действия, т.е. «проигрывать» варианты возможного развития действительности. Имея большую информационную емкость, психический образ сам по себе может служить источником разнообразной информации, обеспечивая достижение определенных целей.

Мир в сознании человека представлен общезначимыми, идеальными формами, поэтому психические образы идеальны. От психической активности и психической организации человека зависит то, что находится перед ним, что он воспринимает. Многие элементы объекта отражения могут отсутствовать в психическом образе и, наоборот, могут быть те элементы, которых нет в конкретном отражаемом объекте.

Моделируя различные отношения между объектами, что происходит благодаря способности действовать в уме, человек может предвидеть результаты своих действий, осуществлять психическую саморегуляцию поведения.

Основные виды психических явлений

Психическими явлениями называют все психические процессы, которые происходят в психике человека.

Поведение и деятельность психики проявляется в четырех основных видах психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности, психические образования.

Они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга:

  • Психические процессы. Это динамическое отражение действительности, продолжительностью от нескольких секунд до десятков минут. Выделяют познавательные, эмоциональные, волевые процессы;
  • Психические состояния. Это статический момент психики, может проявляться в повышенной или пониженной активности личности. По сравнению с психическими процессами, психические состояния могут продолжаться от нескольких мгновений до недель. Это аффекты, эйфория, тревога, рассеянность, сомнения, грезы и др.
  • Выделяют три вида психических состояний:

  1. Мотивационные состояния, проявляющиеся в желаниях, стремлениях, в интересах, влечениях и др.
  2. Эмоциональные состояния. К ним можно отнести стресс, конфликт, эмоциональный отклик на какие-либо явления действительности и др.
  3. Волевые состояния, проявляющиеся в целеустремленности, решительности, инициативности. Их классификация связана со структурой сложного волевого действия.
  • Психические свойства личности или особенности психики конкретного данного человека.
  • Как правило, эти особенности сопровождают его на протяжении всей жизни или достаточно длительный период. Данные психические свойства включают:

    1. Направленность или иерархию потребностей и устойчивых мотивов поведения, стремление человека к чему-либо;
    2. Характер – обобщенный способ поведения и тип адаптации к среде, а также темперамент человека;
    3. Способности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.
  • Психические образования, являющиеся результатом работы психики человека – приобретенные знания, умения, навыки, взгляды, убеждения и др.
  • Одними из самых сложных, многообразных в своих проявлениях и наименее изученных в человеческом организме являются психические процессы. Таблица, представленная в данной статье, чётко разделяет явления, происходящие в нашей психике, на три основные группы: по свойствам, состояниям и процессам. Всё это является отражением действительности, прослеживающейся в динамике, то есть каждое такое явление имеет своё начало, развивается и заканчивается вытекающей из этого реакцией. Психические процессы (таблица наглядно это демонстрирует) чрезвычайно тесно взаимодействуют друг с другом. Психическая деятельность непрерывно перетекает из одного процесса в другой, когда человек бодрствует.

    Психические состояния

    Процессы, происходящие в психике человека, могут быть вызваны внешними воздействиями, раздражающими нервную систему, а также рождаться непосредственно во внутренней среде организма, в зависимости от состояния, в котором он находится в этот момент. Психические процессы таблица подразделяет на три основные группы: познавательные, эмоциональные и волевые. Здесь же подробно классифицированы их составляющие: восприятие и ощущения, память и представление, воображение и мышление относятся к познавательным процессам, а переживания активные и пассивные - к эмоциональным. Волевые психические процессы таблица раскрывает как способность к решениям, исполнению и

    Рассмотрим внимательно графу, где представлены состояния психики человека. Мотивационные, то есть познавательные психические процессы таблица представляет наиболее широко, вплоть до актуализации потребностей. Причины ясны: именно они могут обеспечить правильную помогают формировать знания и регулируют поведение. В едином потоке сознания сливаются разнообразные познавательные психические процессы, таблица которых представлена в статье, поскольку человек - весьма сложный организм, а психическая составляющая является основой для любой жизнедеятельности. Именно она обеспечивает адекватность в отражении действительности, контролируя все виды занятий человека.

    Уровень деятельности

    То, что процессы человеческой психики протекают неравномерно, с разной интенсивностью и быстротой, показывают самые первые таблицы по общей психологии. Психические процессы зависят целиком и полностью от состояния личности и внешних воздействий на нее. Что такое психическое состояние? Грубо говоря, это относительная устойчивость уровня психической деятельности, что проявляется в пониженной или повышенной активности. Состояния человек может испытывать самые разнообразные. Любой может вспомнить, что иногда физическая и умственная работа казалась лёгкой и протекала продуктивно, а в другие моменты те же самые действия требовали большого труда и всё равно не достигали нужного эффекта.

    В зависимости от состояния личности меняется и характеристика психических процессов, таблица четко это показывает. Природа процессов, происходящих в психике, рефлекторна, они возникают и изменяются в зависимости от физиологических факторов, обстановки, хода работы, даже от словесных воздействий (от похвал и порицаний состояние личности явно приобретает новые качества). Сравнительная таблица психические познавательные процессы личности раскладывает по пунктам. Она содержит наиболее изученные факторы таких перемен. Например, уровень внимания может колебаться от сосредоточенности до рассеянности, характеризуя общее психическое состояние, а эмоциональные настроения особенно ярко меняют общий фон всех характеристик - от печали или раздражительности до жизнерадостности и восторженности. Особенно много исследований касается главного творческого состояния личности - вдохновения.

    Свойства личности

    Психические - устойчивые образования, высшие регуляторы деятельности, которые определяют уровень состояния в качестве и количестве его компонентов, что наблюдается в поведении и деятельности, типичных для конкретной личности. Сравнительная таблица психических познавательных процессов каждое постепенно формируемое свойство психики связывает с результатом практической и отражательной деятельности. Многообразие таких свойств достаточно сложно классифицировать, даже согласуясь с основами всех уже сгруппированных психических процессов.

    Однако интеллектуальная, то есть познавательная, волевая и эмоциональная деятельность личности достаточно глубоко изучены и рассмотрены во многих сложных взаимодействиях их синтеза. Таким образом, показывает разнообразные психические процессы таблица. Свойства, функции и роль этих составляющих в жизни человека будут рассмотрены нами в рамках этого материала. Из познавательных функций, например, стоит отметить наблюдательность и гибкий ум, к волевым относятся настойчивость и решительность, а к эмоциональным - чуткость, страстность. Свойства и функции психических процессов отличаются, однако все они играют важную роль в нашей повседневной жизни.

    Синтез

    Свойства психики человеческой личности не существуют по отдельности, они действуют в синтезе, образуя сложнейшие структурные комплексы. Существует классификация проявлений бессознательного по психическим процессам. Таблица таких состояний представлена ниже.

    Туда входят следующие процессы, синтезирующиеся друг с другом:

    • Жизненная позиция: потребности, интересы, убеждения, идеалы, активность личности и избирательность.
    • Темперамент - природные свойства личности: уравновешенность, подвижность, тонус, другие поведенческие особенности, всё то, что характеризует динамику поведения.
    • Способности: целая система интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств личности, которые могут определять творческие возможности.
    • Характер - система способов поведения и отношений.

    Взаимосвязанные нервно-психические акты в их устойчивой и целенаправленной совокупности имеют определённую схему преобразования деятельности для получения определённого результата. Это и есть психические процессы, свойственные каждой личности, представляющие основную ценность для изучения. Например, память как психический процесс требует запоминания информации, это её потребность - сознательная и бессознательная. Здесь входом в процесс будет именно это требование как свойство, а выходом или конечным результатом - оставшаяся в памяти информация.

    Психические явления

    Наиболее распространённые психические процессы были перечислены выше, но давайте остановимся на этих списках подробнее. У разных авторов они в значительной мере разнятся. Распространёнными и отмеченными всеми являются внимание, эмоции, память, воля, мышление, восприятие, речь. В категории психических явлений они доступны любому непосредственному и неквалифицированному наблюдению.

    Интересен чаще всего даже не сам наблюдаемый процесс, а его отклонения от нормы, то есть характеристики. Здесь обычно студентам помогает разобраться с классификацией обычная таблица особенностей психических процессов. Детей всех категорий изучают особенно внимательно, но и у них познавательные процессы достаточно легко можно отличить от эмоциональных или волевых.

    Особенности личности

    Люди бывают наделены абсолютно разными возможностями: один рассеян, а другой внимателен, этот прекрасно запоминает лица, а тот - только мелодии. Кроме этого, поведение характеризует любое психическое явление и степень уравновешенности: кого-то сюрприз обрадует, кого-то удивит, а некоторых оставит равнодушными. Люди и друг к другу относятся по-разному: одни любят окружающих, а другим человечество кажется отвратительным. Существуют люди настойчивые, даже упрямые в достижении поставленной цели, а также и такие, которым всё безразлично - они всегда остаются апатичными и вялыми.

    Отношение к науке

    Отечественная психология все разделяет на три вида: свойства, состояния и процессы. Различия между ними не так велики и относятся к временным. Процессы обычно проходят быстро, а вот свойства более устойчивы и длительны. Современные психологи считают, что посредством взаимосвязанности психических процессов образуется, собственно, психика, которую разделить на составляющие можно разве что весьма условно, поскольку нет для этого исследования теоретического обоснования. Тем не менее достаточно широко выявлены и изучаются не только крупные явления работы психики, но и основные психические процессы, сравнительная таблица для которых существует далеко не в единственном числе.

    Но поскольку психология стала наукой, учеными разрабатываются методы её познания, где главным постулатом является интегративный подход к человеческой психике, а все классификации в таблицах - это ценность пропедевтическая и педагогическая. Аналогично происходят процессы в обществе. Так же, как и в психике отдельной личности, они предельно взаимосвязаны в социуме: дети учатся, родители воспитывают их, работают, спортсмены тренируются, алкоголики пьют, полиция ловит преступников и так далее. Насколько бы ни казались эти процессы параллельными, рано или поздно все они друг с другом каким-то образом пересекаются.

    Воля и эмоции

    Человек на протяжении всей своей жизни воспроизводит имеющиеся у него умения, знания, навыки, пытаясь связывать разнообразные формы поведения с имеющимся эмоциональным состоянием. Таким образом выстраивается актуализация связей между различными психическими процессами, осуществляется переход их из латентной в активную форму. Среди эмоциональных состояний самое яркое - аффект. Это бурная, стремительно протекающая огромной силы эмоция, которая похожа на взрыв, поэтому сознанию она неподконтрольна и часто бывает патологической.

    А вот процесс, концентрирующий сознание на реальном или идеальном объекте, - это внимание. Но оно не является эмоциональным. Особенная способность регулирует и самодетерминирует собственную деятельность. Это воля. Все психические процессы могут быть подчинены ей. Её основные свойства и функции - точный выбор цели и мотивов, регуляция побуждений к определённым действиям, даже если ощущается недостаток мотивации, организация тех психических процессов, которые способны вписаться в систему адекватно выполняемой деятельности, мобилизация психических и физических возможностей, если требуется преодоление препятствий на пути к поставленной цели.

    Познание и интеллект

    Инструментами для адекватного отражения и проецирования мира, окружающего человека, служат представление и воображение. Они теснейшим образом связаны с неспецифическими структурами мозга на корковом уровне и позволяют выстроить динамические характеристики назревающих психических процессов. Это скоростные и количественные показатели тех или других действий и их реализация. Состояние, в котором находится психика личности, может быть разным, отсюда и высокая вариативность результатов деятельности.

    Речь находится в теснейшей связи с мышлением, примерно столь же тесно, как ощущения и восприятие, - одно вытекает из другого. Эти познавательные процессы психики свойственны любой деятельности, так как именно они обеспечивают её эффективность. С помощью основных познавательных процессов человек может заранее намечать нужные цели, строить планы, наполнять содержанием предстоящую деятельность, прогнозировать результаты и манипулировать ими по мере продвижения работы. Психические познавательные процессы и их характеристики таблица, представленная в статье, демонстрирует как интеллектуальные.

    Выводы

    Психологический процесс проще всего объяснить способностью человека вспоминать, думать и предвидеть. Чаще всего это понятие связывается с получением знаний. Познавательные психические процессы имеют всегда творческий и активный характер, не столько отражающий окружающий мир, сколько его преобразующий. Существуют два способа познания - специфический и неспецифический. Первый пользуется процессами чувственными и рациональными - это ощущения, восприятие и мышление, в последнем разделяют понятие, суждение и умозаключение.

    Универсальные, или неспецифические, процессы психики - это память, воля, воображение, внимание. Действуют они сквозным методом, обеспечивая связи на всём протяжении действия познавательного процесса, и именно от них зависят все процессы поведенческого плана, находящиеся в синтезе. Так поддерживается познавательная деятельность и практическая предметная активность личности, которая получает не только индивидуальность, но и своеобразие и уникальность.

    Под психическими явлениями понимаются элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

    Классификация психических явлений производится по ряду оснований.

    К.К. Платонов делит психические явления по их длительности на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности .

    Психические процессы обычно имеют длительность от долей секунд до нескольких минут. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

    1. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

    Эмоциональные психические процессы отражают значимость для человека познаваемых им объектов и явлений. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.

    Волевые психические процессы связанны с принятием решений, управлением своим поведением в ситуациях, требующих преодоления трудностей для достижения поставленных целей.

    2. Психические процессы различаются по осознаваемости и делятся на осознаваемые и неосознаваемые.

    1. Осознаваемые психические процессы отличаются тем, что человек отдает себе отчет в процессе их протекания и могут в той или иной степени регулировать этот процесс. Фундаментальное свойство осознаваемых психических явлений – их непосредственная представленность субъекту. Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим.

    2. Неосознаваемые психические процессы характеризуются тем, что человек не отдает себе отчет в их протекании и не может контролировать их протекание. Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: 1) неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматизмы, явления неосознаваемой установки, неосознаваемые сопровождения сознательных действий; 2) неосознаваемые побудители сознательных действий; 3) «надсознательные» процессы (процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы).

    Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.

    Психические состояния характеризуют состояние психики в целом и длятся обычно от нескольких минут до нескольких часов (например, состояние тревоги или страха). В патологических случаях длятся несколько месяцев (например, затянувшаяся депрессия). Здесь требуется лечение. Психические состояния могут относиться к познавательной сфере (сомнение, сосредоточенность, рассеянность), эмоциональной сфере (страх, уныние), волевой сфере (уверенность, неуверенность). Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, но обладают большей длительностью и устойчивостью. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или мешать осуществлению деятельности.

    Психические свойства личности - характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствамиличности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. Они могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные свойства передаются по наследству или формируются в период внутриутробного развития и присущи человеку в течение всей жизни (темперамент). Приобретенные свойства формируются в течение жизни человека и изменяются со временем (способности и характер). Уровень развития свойств личности, а также особенности развития психических процессов и наиболее характерные для человека психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

    3. Психические явления могут быть не только индивидуальными, но и групповыми , то есть связанными с жизнедеятельностью групп и коллективов. Эти явления изучаются в рамках социальной психологии. Все групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства.

    К коллективным психическим процессам , выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.

    Таким образом, объектом психологии выступают психические явления как одного конкретного человека, так и наблюдаемые в группах и коллективах.

    Отрасли психологии

    В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. При этом система психологических наук продолжает активно развиваться за счет появления новых направлений.

    Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология». Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике.

    Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные - выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

    К фундаментальным отраслям психологии относится общая психология, которая исследует психику человека, выделяя в ней познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. К сфере личности относятся эмоции и воля, способности, темперамент, характер, диспозиции, установки, мотивация.

    Специальные отрасли психологии включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

    Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. Возрастная психология изучает психологические особенности, характерные для разных возрастных этапов развития, а также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов развития психики.

    Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

    Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

    Три следующие отрасли психологии - медицинская и патопсихология, а также психотерапия - имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки - объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи.

    Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания.

    Психодиагностика ставит и решает проблемы конструирования и применения средств измерения уровня развития психических функций и свойств.





    Самое обсуждаемое
    Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
    Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
    К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


    top