Психологический тест mmpi как пройти хорошо. Что такое тест смил и как его пройти

Психологический тест mmpi как пройти хорошо. Что такое тест смил и как его пройти

Тест MMPI по праву является одним из самых известных и популярных тестов во всем мире, он имеет свою уникальную историю создания. В среде профессиональных психологов есть как его преданные поклонники, так и яростные противники.

MMPI – Миннесотский Многофакторный Личностный Опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory) был создан в Америке в начале сороковых годов прошлого столетия двумя психологами - исследователями: Старком Хатауэем и Джоном МакКинтли. Первичной целью создания этого теста стал профессиональный отбор летчиков во время Второй Мировой Войны (нужно было отделить норму от патологии). С тех пор прошло много времени, первый вариант опросника устарел, и в 1989 году на смену ему пришел другой, модифицированный вариант MMPI – 2.

Примерно в 1960-х годах, в СССР наши отечественные психологи занялись адаптацией этого теста. Ими была проделана огромная работа в этом направлении. В настоящее время самыми популярными вариантами теста MMPI являются:

Тест MMPI, производимый известной компанией по изготовлению психологического инструментария, методическое руководство к которому разработал Игорь Леонидович Соломин – кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии Петербургского Государственного Университета Путей Сообщения.

Модификация теста MMPI – тест СМИЛ (Стандартизированный многофакторный метод исследования личности). Этот вариант разработала российский психолог, доктор психологических наук Собчик Людмила Николаевна.

Классический вариант теста в Америке и сейчас применяется, прежде всего, в клинике с целью отделения психологической нормы от патологии. В нашей стране главная цель использования теста MMPI (СМИЛ): углубленное изучение психологических особенностей личности.

В частности, методика способна выявлять:

Черты характера,

Ведущие потребности,

Мотивационную направленность,

Защитные механизмы,

Способность к адаптации и возможный тип дезадаптации,

Способность к лидерству,

Особенности восприятия,

Эмоциональное состояние,

Уровень выраженности стресса,

Наличие психических отклонений,

Суицидальные наклонности

Предрасположенность к алкоголизму,

Профессионально важные качества и др.

Впечатляет?

Область применения методики очень широка, это:

Сфера здравоохранения

Судебно-психологическая экспертиза

Психологическое консультирование

Отбор и оценка персонала, изучение кадрового резерва

Исправительные учреждения

Система образования

Службы занятости

Сфера бизнеса

Сфера силовых структур

Как проходит сама процедура тестирования? Психолог знакомится с клиентом, выясняет его самочувствие и четко дает инструкцию. После этого тестируемый начинает отвечать на вопросы (а их очень много – порядка 567 в полном варианте или 399 в сокращенном). Если используется «ручной» вариант теста, то заполняется специальный бланк для ответов, если компьютерный – ответы автоматически заносятся в специальную программу обсчета результатов. На это в среднем уходит час.

Далее к работе приступает профессиональный психолог, прошедший подготовку по этой методике. После механического обсчета данных строится график, называемый «профиль личности». Он представляет собой ломаную линию, обозначенную на сетке, которая имеет условные значения.

Вы думайте, что мы уже подходим к концу? Нет! С этого момента работа только начинается!

Первые три шкалы на профиле – это дополнительные шкалы, с помощью которых психолог видит отношение клиента к процедуре тестирования, степень его правдивости, откровенности, наличие стремления приукрасить свои достоинства и утаить слабости, а, иногда, наоборот, стремление наговорить на себя лишнего (как бы желая ошеломить психолога) и т.д. Эти шкалы еще называют контрольными – они дают представление о достоверности полученных результатов и определяют, есть ли смысл дальше работать с интерпретацией основного профиля.

Основные десять шкал профиля личности настежь открывают психологу двери в мир личности клиента. И каждый раз – это новый уникальный мир! И вот тут-то только профессионализм специалиста способен «нарисовать целостную картину», увидеть не только проблемы клиента (или психические отклонения), но и найти для него способ компенсации, найти для него свою нишу, где бы он мог раскрыться как личность и быть эффективным.

Интерпретация профиля личности – дело серьезное, даже для профессионала. Требуется полная сосредоточенность на работе, требуется время. Психолог берет на себя большую ответственность, интерпретируя результаты, ведь часто от заключения может зависеть не только статус и личностное благополучие клиента, но и его судьба, а иногда жизнь…

Одно дело, когда специалист видит некоторые отклонения от нормы, которые можно компенсировать, а другое – когда явно прослеживается угроза суицида (например, на фоне общего стрессового состояния). В таких случаях, главное, успеть предотвратить, а это огромная тяжелейшая работа психолога, но она этого стоит!

Еще хочется акцентировать внимание вот на каком моменте. Приведу пример. В кадровой службе одного предприятия имелся штатный психолог. Должностное лицо высокого уровня направило «пациента» с целью установить «все ли у него в порядке с головой, а то он странный какой-то и т.д.». Психолог предложил сразу обратиться к соответствующему специалисту – психиатру (если уж нужен диагноз), но руководитель отказался.

Психолог предупредила, что не в ее компетентности ставить психиатрические диагнозы, но диагностику проведет (с целью выявления причин возможной дезадаптации). И вот клиент прошел все испытания, и в итоге никаких «отклонений» не было выявлено. Для уточнения диагноза психолог еще раз порекомендовала обратиться к психиатру, но руководителя-заказчика не устроил такой вариант. И «нормативность» пациента тоже никак не устраивала!

В это время, видя, что из человека намеренно хотят сделать «сумасшедшего» психолог обращается за профессиональной помощью к коллеге – клиническому психологу высшей категории, имеющей большой опыт работы в клинике. Подробно обсудив сложный случай, клинический психолог не находит никаких даже малейших отклонений в психике пациента.

И тут, по случайному стечению обстоятельств, в службу устраивается новый руководитель (среднего звена) – и как по заказу – тоже имеющая высшее психологическое образование. Но и это, как говорится, еще не все! Этот «психолог» гордо утверждает, что она медицинский психолог. Должностное лицо (заказчик тестирования) недоволен работой «упрямого» специалиста – и с надеждой обращается к новенькой…

В результате, медицинский психолог, минут пять уделив профилю пациента (и заодно задавая штатному специалисту вопросы о названиях шкал) сделала пространное заключение о том, что в ближайшем времени у пациента может развиться, ни много ни мало, – шизофрения! И рекомендовала ему полечиться в санатории (даже не спрашивайте меня – зачем?). И свой диагноз она поставила заочно, ни разу не увидев «жертву». Заказчик доволен – занавес!

В заключении еще раз хочется для всех подчеркнуть, что тест MMPI является мощным оружием психодиагностики, но в умелых руках профессионала оно будет спасать и помогать, а в руках самонадеянного недоучки вредить или даже губить. Обратите внимание на то, что использование теста MMPI неспециалистами может нанести значительный ущерб личности и качеству жизни тестируемого. Доверяйте только профессионалам!

ОБРАБОТКА ТЕСТА MMPI (СМИЛ)

Подсчет сырых баллов по каждому ключу (т.е. шкале) необходимо проводить очень тщательно, повторяя подсчет до двух совпадающих результатов. Масштаб регистрационного листа и ключей-шаблонов должен быть абсолютно тождественным. При наложении ключа на регистрационный лист рамка, абрис и цифры должны полностью совпадать. Неправильный подсчет баллов приведет к тому, что вся последующая интерпретация окажется искаженной или совершенно неправильной. Полученные сырые баллы проставляются на первой строке ниже рамки профильного листа. К показателям основных десяти шкал профиля примыкает на первом плане (слева) маленький профиль шкал достоверности: шкала «?» показывает, сколько утверждений опросника попали в категорию ответов «не знаю». Шкала «L» - шкала «Лжи» - показывает, насколько искренним был обследуемый в процессе тестирования. Шкала «F»- шкала «достоверности» - показывает уровень надежности полученных данных в зависимости от его откровенности и готовности к сотрудничеству. Шкала «К»- шкала «коррекции» выявляет степень искажения профиля, связанного как с закрытостью испытуемого, так и с влиянием неосознанного защитного механизма «вытеснения» из психики информации, травмирующей, разрушающей позитивный образ «Я». В зависимости от показателей шкал достоверности профиль признается как достоверный или недостоверный, а его особенности рассматриваются через призму установок испытуемого по отношению к процедуре обследования.

Чтобы избежать слишком сильного влияния механизма вытеснения на основной профиль, следует прибавить 0,5 от суммы сырых баллов (с.б.) показателя шкалы «К » к сырым баллам 1-й шкалы , затем прибавить 0,4 величины с.б. шкалы «К » к с.б. 4-й шкалы, по целому (1,0 ) «К » - вся сумма с.б. шкалы «К » - прибавляется к с.б. 7-й и 8-й шкал, и, наконец, 0,2 с.б. шкалы «К » прибавляется к с.б. 9-й шкалы. Для того, чтобы указанные доли «К» не отличались у разных исследователей при математическом округлении, справа от профильного пространства расположена таблица округленных показателей 0,4, 0,5 и 0,2 для любых величин с.б. шкалы «К». Эти показатели записываются на дополнительных строках под сырыми баллами соответствующих шкал (1-ой, 4-ой, 7-ой, 8-ой и 9-ой) и суммируются с ними, после чего на нижней строке выводятся окончательные (скорригированные) сырые баллы по всем шкалам. Затем, окончательные сырые баллы выводятся по вертикальным градациям разных шкал соответственно их обозначению (L, F, K ) или номеру (от 1-й до 0-й). Сырые баллы по каждой шкале проставляются - в виде жирной точки (или звездочки) - на графике профильного листа, а эти точки соединяются между собой ломаной линией, шкалы достоверности отдельно, основной (базовый) профиль - отдельно.

В связи с тем, что количество значимых ответов (крестиков) по каждой шкале не одинаково и их статистическая значимость (цена, стоимость) также не эквивалентна, сравнение показателей по разным шкалам возможно лишь при сведении сырых баллов к обобщенной, стандартизированной единице. В качестве такой единицы в данной методике выступают стены, каждый из которых содержит 10Т баллов и равняется среднеквадратичному отклонению от среднестатистической нормативной линии, представляющей собой на профильном листе 50 Т. Это - эмпирически выявленная усредненная норма. Отклонение в пределах 2 среднеквадратичных отклонения (s) - 20Т - как вверх, до 70, так и вниз, до 30Т, условно определено как разброс в рамках нормативного коридора. Показатели выше 70 и ниже 30Т расцениваются как отклонение от нормы. Данные в Т-баллах показаны как на правой, так и на левой боковых линиях рамки профильного листа и определяются проведенными по горизонтали линиями на расстоянии друг от друга в 10 Т баллов. Для более точного определения Т-балла по каждой шкале следует провести горизонтальную линию (или приложить линейку) от сырого показателя к шкале Т. Показатели Т-баллов для любого сырого балла по каждой конкретной шкале были просчитаны заранее по формуле:

, где

50 - это линия «нормы», от которой ведется отсчет показателей как вверх (повышение), так и вниз (понижение);

Х - это полученный итоговый сырой результат по определенной шкале;

М - эмпирически выявленная в процессе рестандартизации методики медиана, то есть средненормативный показатель по данной шкале;

δ - сигма, величина среднеквадратичного отклонения от нормы, обнаруженная в процессе стандартизации.

Средненормативные данные по основным шкалам СМИЛ

Названия шкал Мужчины n=580 Женщины n=280
M δ M δ
L Ложь 4.2 2.9 4.2 2.9
F Достоверность 2,76 4.67 2.76 4.67
К Коррекция 12.1 5,4 12.1 5,4
1 Сверхконтроль 11.1 3,9 12,9 4,83
2 Пессимистичность 16,6 4,11 18,9 5.0
3 Эмоц. лабильность 16.46 5.4 18,66 5,38
4 Импульсивность 18,68 4.11 18.68 4.11
5 Женственность 20.46 5.0 36,7 4.67
6 Ригидность 7,9 3.4 7,9 3.4
7 Тревожность 23.06 5.0 25.07 6.1
8 Индивидуалистичность 21,96 5.0 22.73 6,36
9 Оптимистичность 17.0 4.06 17.0 4.06
0 Интроверсия 25,0 10.0 25.0 10.0

Интерпретация.

Сведения о значении различных типов профиля, которые приводятся в этом разделе, не исчерпывают всего многообразия возможных вариантов, однако ими можно руководствоваться при работе с методикой многостороннего исследования личности. Систематизированное изложение этих сведений особенно полезно исследователям, начинающим работать с описываемой методикой, поскольку позволяет быстрее приобрести необходимый опыт интерпретации.

Основные правила оценки профиля, нарушение которых наиболее часто приводит к ошибочной интерпретации, могут быть сформулированы следующим образом.

1. Профиль должен оцениваться как единое целое, а не как совокупность независимых шкал. Результаты, полученные по одной из шкал, не могут оцениваться изолированно от результатов по другим шкалам.

2. При оценке профиля наибольшее значение имеет отношение уровня профиля на каждой шкале к среднему уровню профиля и, особенно по отношению к соседним шкалам (пики профиля). Абсолютное значение Т-нормы по той или иной шкале менее существенно.

3. Профиль характеризует особенности личности и актуальное психическое состояние испытуемого. В клинической практике он отражает особенности психопатологического синдрома, а не нозологическую принадлежность заболевания. Поэтому профиль не может оцениваться как «Диагностическая этикетка».

4. Полученные результаты не могут рассматриваться как незыблемые, поскольку связь профиля с актуальным психическим состоянием обусловливает его динамику при изменениях этого состояния.

5. Интерпретация индивидуальных профилей требует учета всей совокупности данных, которые не могут быть заранее предусмотрены в связи с уже отмеченным многообразием индивидуальных вариантов. Поэтому данные литературы, содержащие описание типичных профилей, могут быть использованы только для освоения основных положений интерпретации, а не в качестве готовых прописей.

Попытка использовать набор готовых рецептов может привести к существенным ошибкам в оценке результатов исследования. Например, однотипный профиль, полученный при исследовании практически здорового человека и стационарного больного с выраженной клинической симптоматикой, будет иметь различное значение.

Эти предварительные замечания необходимо иметь в виду при любых исследованиях, проводимых с помощью методики многостороннего исследования личности. Поскольку типы профиля определяются соотношением уровня его на различных шкалах, ниже рассматриваются значения изолированных подъемов профиля на каждой из шкал и их сочетаний.

Оценочные шкалы.

Оценочные шкалы (шкалы L, F и К) были введены в оригинальный вариант теста MMPI с целью исследования отношения испытуемого к тестированию и суждения о достоверности результатов исследования. Однако последующее изучение позволило установить, что эти шкалы имеют и значимые психологические корреляты.

Шкала L .

Утверждения, включенные в шкалу L, были отобраны с целью выявления тенденции испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав строгое соблюдение социальных норм.

Шкала состоит из 15 утверждений, которые касаются социально одобряемых, но малосущественных установок и норм повседневного поведения, в силу своей малой значимости фактически игнорируемых подавляющим большинством людей. Таким образом, повышение результата по шкале L свидетельствует обычно о стремлении испытуемого выглядеть в благоприятном свете. Это стремление может быть обусловлено ситуационно, связано с ограниченностью кругозора испытуемого или вызвано наличием патологии. Однако надо иметь в виду, что некоторые лица склонны пунктуально следовать установленному стандарту, всегда соблюдая любые, даже самые незначительные и не имеющие существенной ценности правила. В этих случаях повышение результата по шкале L отражает указанные особенности характера. Принадлежность к профессиональной группе, от которой из-за ее специфики требуется чрезвычайно высокий стандарт поведения и пунктуальное следование конвенциальным нормам, также способствует повышению результата по шкале L. Такого рода высокий стандарт поведения может отмечаться, в частности, у работников юстиции, педагогов и в некоторых других профессиональных группах.

Следует отметить, что, поскольку утверждения, составляющие шкалу L, используются в своем прямом значении, они могут не выявить тенденции выглядеть в выгодном свете, если она возникает у лиц с достаточно высоким интеллектом и большим жизненным опытом.

Если результаты по шкале L составляют от 70 до 80 Т-баллов, полученный профиль представляется сомнительным, а при результатах свыше 80 Т-баллов-недостоверным. Высокие результаты по шкале L обычно сопровождаются снижением уровня профиля по основным клиническим шкалам. Если же, не взирая на высокий результат по шкале L, обнаруживаются значимые повышения уровня профиля по тем или иным клиническим шкалам, они могут быть учтены в совокупности данных, имеющихся в распоряжении исследователя.

Шкала F.

Значительное повышение профиля на этой шкале указывает на случайное или намеренное искажение результатов исследования.

Шкала состоит из 64 утверждений, которые крайне редко расценивались как «верные» лицами, входящими в нормативную группу здоровых испытуемых, по которой проводилась стандартизация методики многостороннего исследования личности. В то же время эти утверждения редко дифференцировали нормативную группу от групп больных, по которым валидизировались основные шкалы теста.

Утверждения, включенные в шкалу F, касаются, в частности, необычных мыслей, желаний и ощущений, явных психотических симптомов, причем таких, существование которых почти никогда не признается исследуемыми больными.

Если профиль по шкале F превышает 70 Т-баллов, результат представляется сомнительным, но может быть учтен при подтверждении другими, в том числе и клиническими, данными. Если результат по шкале F превышает 80 Т-баллов, результат исследования следует считать недостоверным. Такой результат может быть вызван техническими ошибками, допущенными при проведении исследования. В тех случаях, когда возможность ошибки исключена, недостоверность результата обусловливается установкой испытуемого или его состоянием. При установочном поведении испытуемый может раскладывать карточки вне всякой связи с их смыслом (если он стремится избежать исследования) или признавать верными утверждения, касающиеся необычных или явно психотических явлений (если он стремится агравировать или симулировать психопатологическую симптоматику).

Недостоверный результат, связанный с состоянием больного, может отмечаться при остром психотическом состоянии (нарушение сознания, бред и т. п.), искажающем восприятие утверждений или реакцию на них Аналогичное искажение может наблюдаться и в случаях тяжелых психотических расстройств, приводящих к дефекту. Сомнительный или недостоверный результат может быть получен у тревожных личностей в тех случаях, где острая потребность в помощи побуждает их давать учитываемые ответы на большую часть утверждений. В этих случаях одновременно с повышением результата по шкале F весь профиль значительно повышается, но форма профиля при этом не искажается и сохраняется возможность его интерпретации. Наконец, к недостоверному результату могут приводить изменения внимания испытуемого, в результате которых он совершает ошибки или не может вникнуть в смысл утверждения. При получении недостоверного результата в ряде случаев удается повысить достоверность исследования с помощью ретестирования. При этом целесообразнее повторно предъявлять только те утверждения, по которым были получены учитываемые ответы. При недостоверном результате повторного тестирования можно попытаться установить причину искажения результата путем обсуждения с испытуемым его ответов. Во избежание нарушения контакта с испытуемым необходимо получить его согласие на такое обсуждение.

При достоверном результате исследования относительно высокий уровень профиля на шкале F (отклонение от средней на 1,5-2s) может отмечаться у различных типов неконформных личностей, поскольку такие личности будут обнаруживать реакции, не характерные для нормативной группы, и соответственно чаще давать ответы, учитываемые по шкале F. Нарушение конформности может быть связано со своеобразием восприятия и логики, характерным для лиц шизоидного склада, аутичных и испытывающих затруднения в межличностных контактах, а также с психопатическими чертами у лиц, склонных к неупорядоченному («богемному») поведению или характеризующихся выраженным чувством протеста против конвенциальных норм. Повышение профиля на шкале F может отмечаться также у очень молодых людей в период формирования личности в тех случаях, когда потребность в самовыражении реализуется через неконформность в поведении и взглядах. Выраженная тревожность и потребность в помощи обычно проявляется в относительно высоком уровне результата по описываемой шкале.

Умеренное повышение на шкале F (отклонение от средней на 1,0-1,5s) при отсутствии психопатологической симптоматики обычно отражает внутреннюю напряженность, недовольство ситуацией, плохо организованную активность. Склонность следовать конвенциальным нормам и отсутствие внутренней напряженности обусловливают низкий результат по шкале F.

В клинически несомненных случаях заболевания повышение профиля по шкале F обычно коррелирует с выраженностью психопатологической симптоматики.

Шкала К.

Шкала состоит из 30 утверждений, которые позволяют дифференцировать лиц, стремящихся смягчить или скрыть психопатологические явления, и лиц чрезмерно открытых.

В оригинальном варианте теста MMPI эта шкала первоначально предназначалась только для исследования степени осторожности испытуемых в ситуации тестирования и тенденции (в значительной мере неосознанной) отрицать имеющиеся неприятные ощущения, жизненные затруднения и конфликты. Результат, полученный по шкале К, добавляется с целью коррекции указанной тенденции к пяти из десяти основных клинических шкал в пропорции, соответствующей ее влиянию на каждую из этих шкал. В наибольшей степени эта тенденция сказывается на результатах, получаемых по седьмой и восьмой шкалам, в связи с чем первичному результату, полученному по этим шкалам, первичный результат по шкале К добавляется полностью. В меньшей мере он сказывается на результатах, полученных по первой и четвертой шкалам, поэтому при коррекции к первичному результату, полученному по первой шкале, добавляется 0,5, а к результату, полученному по четвертой, 0,4, первичного результата по шкале К. В наименьшей степени эта тенденция влияет на результат, полученный по девятой шкале; при коррекции к первичному результату по этой шкале добавляется 0,2 первичного результата по шкале К. Результаты, полученные по остальным шкалам, не обнаруживают закономерных изменений в зависимости от результата по шкале К и поэтому не корригируются описанным образом. Однако шкала К, помимо своей значимости для оценки реакции испытуемого на ситуацию тестирования и коррекции результатов по ряду основных клинических шкал, представляет существенный интерес и для оценки определенных особенностей личности испытуемого.

Лица с высокими показателями по шкале К обычно определяют свое поведение в зависимости от социального одобрения и озабочены своим социальным статусом. Они склонны отрицать какие-либо затруднения в межличностных отношениях или в контроле собственного поведения, стремятся к соблюдению принятых норм и воздерживаются от критики окружающих в той мере, в какой поведение окружающих укладывается в рамки принятой нормы. Явно не конформное, отклоняющееся от традиций и обычаев, выходящее из конвенциальных рамок поведение других людей вызывает у лиц, дающих высокие баллы по шкале К, выраженную отрицательную реакцию. В связи с тенденцией отрицать (в значительной мере уже на перцептивном уровне) информацию, свидетельствующую о затруднениях и конфликтах, эти лица могут не иметь адекватного представления о том, как их воспринимают окружающие. В клинических случаях выраженное желание добиться благожелательного к себе отношения может сочетаться с беспокойством и неуверенностью.

При незначительной выраженности (умеренные повышения профиля на шкале К) описанные тенденции не только не нарушают адаптацию индивидуума, но даже облегчают ее, обусловливая ощущение гармонии с окружением и одобрительную оценку принятых в этом окружении правил. В связи с этим лица с умеренным повышением профиля на шкале К производят впечатление людей благоразумных, доброжелательных, общительных, имеющих широкий круг интересов. Большой опыт межличностных контактов и отрицание затруднений обусловливают у лиц этого типа более или менее высокую предприимчивость и умение находить правильную линию поведения. Поскольку такие качества улучшают социальную адаптацию, умеренное повышение профиля по шкале К может рассматриваться как прогностически благоприятный признак.

Лица с очень низким уровнем профиля на шкале К хорошо сознают свои затруднения, склонны скорее преувеличивать, чем недооценивать степень межличностных конфликтов, тяжесть отмечающихся у них симптомов и степень личностной неадекватности. Они не скрывают своих слабостей, затруднений и психопатологических расстройств. Склонность критически относиться к себе и окружающим приводит к скептицизму. Неудовлетворенность и склонность преувеличивать существенность конфликтов делают их легко уязвимыми и порождают неловкость в межличностных отношениях.

Индекс F -К. Поскольку тенденции, измеряемые шкалами F и К, в значительной степени противоположно направлены, разность первичного результата, полученного по этим шкалам, имеет существенное значение для определения установки испытуемого в момент исследования и суждения о достоверности полученного результата. Среднее значение этого индекса в методике многостороннего исследования личности составляет -7 для мужчин и -8 для женщин. Интервалы, при которых полученный результат может считаться достоверным (если ни одна из оценочных шкал не превышает 70 Т-баллов), составляют для мужчин от -18 до +4, для женщин от -23 до +7. Если разность F-К составляет от +5 до +7 для мужчин и от +8 до +10 для женщин, то результат представляется сомнительным, однако при подтверждении его клиническими данными он может учитываться при условии, что ни одна из оценочных шкал не превышает 80 Т-баллов.

Чем больше разность F-К, тем более выражено стремление испытуемого подчеркнуть тяжесть своих симптомов и жизненные трудности, вызвать сочувствие и соболезнование. Высокий уровень индекса F-К может также указывать на аггравацию. Снижение индекса F-К отражает стремление улучшить впечатление о себе, смягчить свою симптоматику и эмоционально насыщенные проблемы или отрицать их наличие. Низкий уровень этого индекса может указывать на диссимуляцию имеющихся психопатологических нарушений.

Клинические шкалы.

Валидность клинических шкал определялась путем сопоставления результатов исследования с помощью описываемой методики различных групп больных с клинически идентифицированным синдромом между собой и с группой здоровых лиц.

Сопоставление профилей больных с различными нозологическими формами (шизофрения, органические поражения центральной нервной системы различной этиологии, маниакально-депрессивный психоз, неврозы и психопатии) и различными психопатологическими синдромами позволило установить, что профиль методики многостороннего исследования личности не зависел от нозологической принадлежности заболевания, а определялся психопатологическим синдромом.

Важное достоинство методики многостороннего исследования личности заключается в возможности построения усредненного профиля любой группы испытуемых, выделенной с использованием внешнего по отношению к методике критерию.

При построении усредненного профиля в качестве показателей по отдельным шкалам используются средние для данной группы значения (в Т-баллах), а методы вариационной статистики позволяют судить о принадлежности того или иного наблюдения к рассматриваемому ряду, о величине разброса и о достоверности различий между усредненными профилями любых выделенных групп. Следует полагать, что при построении усредненного профиля любой группы, репрезентативной для исследуемой совокупности, нивелирование индивидуальных тенденций позволяет оценить тенденции, свойственные группе в целом.

Шкалы невротической триады.

Шкалы, расположенные в левой половине профиля - первая, вторая и третья, в литературе, посвященной оригинальному тесту MMPI, часто объединяются термином «невротическая триада», поскольку повышение профиля на этих шкалах обычно наблюдается при невротических расстройствах. Невротические реакции связаны с недостаточностью физических и психических ресурсов индивидуума для реализации мотивированного поведения в определенной ситуации. Блокада мотивированного поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей, которая лежит в основе невротических явлений, обычно обозначается термином «фрустрация».

При формировании невротических расстройств наибольшее патогенное значение имеют не пассивные препятствия, мешающие удовлетворению актуальной потребности, а невозможность реализации мотивированного поведения в связи с наличием сравнимых по силе, но разнонаправленных потребностей. В этом случае неадаптивное поведение, связанное с затруднением выбора одной из одновременно существующих и конкурирующих программ, представляет собой выражение интрапсихического конфликта. Подъем профиля на невротических шкалах может быть обусловлен любым из трех возможных типов конфликта: необходимостью выбора между двумя равно желательными возможностями; неизбежностью выбора между двумя в равной мере нежелательными возможностями или необходимостью выбора между достижением желаемого ценой нежелательных переживаний и отказом от желаемого, чтобы избежать этих переживаний.

Однако характер профиля определяется не типом конфликта, а степенью участия в формировании поведения механизмов интрапсихической адаптации и характером этих механизмов, которые, в конечном счете, определяют клиническую картину невроза. Профиль на шкалах невротической триады и выраженность его подъема по седьмой шкале достаточно точно отражают характер невротических синдромов. При этом важно также учитывать соотношение результатов, полученных по этим шкалам и по другим шкалам профиля. Необходимо отметить, что термин «невротическая триада» отражает только высокую ценность этих шкал для исследования невротических типов реакций, но ни в коей мере не исключает повышения профиля на этих шкалах (в сочетании с другими шкалами профиля) при других формах патологии, а в случае если пики профиля не выходят за границы нормальных колебаний и при определенных формах нормальных психических реакций.

Вторая шкала. Тревога и депрессивные тенденции.

Рассмотрение клинических шкал теста целесообразно начать со второй шкалы, поскольку она в наибольшей мере отражает возникновение тревоги. Тревога, возникая как субъективное отражение нарушенного психовегетативного (нейровегетативного, нейрогуморального) равновесия, служит наиболее интимным механизмом психического стресса и лежит в основе большей части психопатологических проявлений.

Составляющие вторую шкалу 60 утверждений касаются таких явлений как внутренняя напряженность, неуверенность, тревога, снижение настроения, пониженная самооценка, пессимистическая оценка перспективы. Это перечисление делает понятным выраженное повышение профиля на рассматриваемой шкале, как при явлениях тревоги, так и депрессии. Например, для лиц, обнаруживающих эти явления, характерен ответ «верно» на утверждения: «Вам определенно не хватает уверенности в себе», «Вас часто одолевают мрачные мысли» и ответ «неверно» на утверждения: «По сравнению с большинством людей Вы достаточно способны и сообразительны», «Вы верите, что в будущем люди будут жить намного лучше, чем теперь», «В хорошую погоду Ваше настроение улучшается».

Характер профиля обычно позволяет дифференцировать преобладание тревоги или депрессии. Изолированное и умеренное повышение уровня профиля на второй шкале (особенно в тех случаях, где нет одновременного снижения его на девятой) обычно свидетельствует в большей степени о тревоге, чем о депрессии.

Клинически тревога проявляется ощущением неопределенной угрозы, характер и (или) время возникновения которой не поддаются предсказанию, диффузными опасениями и тревожным ожиданием. Однако собственно тревога представляет собой центральный, но не единственный элемент в группе расстройств, которые можно назвать явлениями тревожного ряда и возникновение каждого из которых обусловливает повышение профиля на второй шкале.

Наименее выраженное расстройство этого ряда - ощущение внутренней напряженности, готовность к возникновению какого-то неожиданного явления, которое, однако, не оценивается еще как угрожающее. Нарастание чувства внутренней напряженности часто приводит к затруднению в выделении сигнала из фона, т. е. в дифференцировании значимых и незначимых раздражителей. Клинически это выражается появлением неприятного эмоционального оттенка ранее индифферентных раздражителей. Дальнейшее нарастание выраженности тревожных расстройств приводит к возникновению собственно тревоги (свободно плавающей тревоги, неопределенной тревоги), которая обычно сменяется страхом, т.е. ощущением уже не неопределенной, а конкретной угрозы, а в наиболее выраженных случаях – ощущением неотвратимости надвигающейся катастрофы. Смена расстройств, входящих в этот ряд, проявляется главным образом в повышении профиля на второй шкале, которая благодаря своей подвижности может служить весьма точным индикатором выраженности ощущения неблагополучия и угрозы. Изолированный пик профиля на второй шкале, возникший как отражение тревоги, обычно не бывает постоянным, при повторном тестировании обнаруживается либо исчезновение этого пика, либо отмечаются подъемы и на других шкалах профиля. Это может быть связано с тем обстоятельством, что выраженные нарушения гомеостаза, которыми характеризуется возникновение тревоги, вызывают включение механизмов, обеспечивающих ее устранение. Поскольку тревога возникает в связи с нарушением сложившегося единства потребностей и стереотипа поведения, направленного на удовлетворение этих потребностей, ее устранение может происходить, во-первых, если меняется окружение, и, во-вторых, если изменяется отношение индивидуума к неменяющемуся окружению. В первом случае, т. е. в случае, когда тревога устраняется с помощью изменением окружения (гетеропластическая адаптация), исчезает и пик профиля на второй шкале. Во втором случае, когда тревога устраняется за счет включения механизмов интрапсихической адаптации, то в зависимости от характера этих механизмов будет меняться форма профиля по мере изменения показателей по другим шкалам. Вначале обычно при этом сохраняется исходный подъем профиля и на второй шкале, который впоследствии исчезает, если тревога эффективно устраняется. Пик профиля на второй шкале, однако, сохраняется, если тревога устраняется при нарастании депрессии.

На физиологическом уровне устранение тревоги по мере углубления депрессии может рассматриваться как устранение генерализованной активации и выраженных нарушений гомеостаза благодаря включению древних механизмов вегетативного регулирования, снижающих уровень вегетативных колебаний путем общего снижения активности в условиях недостаточности дифференцированного вегетативного регулирования.

Исследование биохимического механизма этого явления позволило обнаружить, в частности, активацию глюкокортикоидами, уровень которых повышается при тревоге, фермента триптофанпирролазы, в связи, с чем обмен триптофана направляется по кинурениновому пути.

Благодаря этому снижается уровень синтеза серотонина, недостаток которого играет патогенетическую роль в развитии депрессии.

Исследование динамики обмена катехоламинов при смене состояний тревоги депрессивными состояниями (лишенными тревожного компонента) позволило установить, что по мере развития депрессии характерное для периода тревоги усиление процессов синтеза катехоламинов (особенно норадреналина) и замедление их метаболизма сменяются замедлением синтеза и ускорением метаболизма. Таким образом, исследование гуморальных коррелятов тревоги также указывает на уменьшение интенсивности тревоги по мере нарастания депрессии.

Поскольку депрессивный синдром сопровождается снижением уровня побуждений, депрессия на психологическом уровне может рассматриваться, в частности, как устранение вызвавшей тревогу фрустрации путем снижения уровня побуждений за счет обесценивания исходной потребности.

При смене тревоги депрессией профиль обычно снижается на девятой шкале, причем повышение профиля на второй шкале и глубина снижения на девятой тем больше, чем больше выражены утрата интересов, ощущение безразличия, затруднения межличностных связей, недостаток побуждения к активной деятельности, подавленность влечений. При классических, не сопровождающихся тревогой депрессиях глубина снижения профиля на девятой шкале по отношению к среднему уровню профиля обычно соответствует величине его повышения на второй, однако очень низкие Т-баллы на девятой шкале позволяют говорить о депрессии даже в тех случаях, когда пик на второй шкале относительно невысок. В этом случае речь идет по преимуществу об ангедонической депрессии.

Индивидуумы, профиль которых характеризуется главным образом повышением на второй шкале, обычно воспринимаются окружающими как пессимистичные, замкнутые, молчаливые, застенчивые или чрезмерно серьезные. Они могут выглядеть как ушедшие в себя и избегающие контактов. Однако в действительности эти люди характеризуются постоянной потребностью в глубоких и прочных контактах с окружающими (т. е. выраженной симбиотической тенденцией). Они легко начинают отождествлять себя с другими людьми и отдельными аспектами своего бытия. Если это отождествление нарушается в связи с изменениями в системе установившихся связей, такие изменения могут восприниматься как катастрофа и приводить к глубокой депрессии, в то время как такая реакция не представляется адекватной объективному наблюдателю. Уже одна угроза разрыва симбиотических связей может вызвать у таких лиц тревогу, еще больше увеличивающую подъем профиля на второй шкале. Их уединенность и отгороженность могут отражать стремление избежать разочарования. В действительности они испытывают потребность привлечь и удержать внимание окружающих, дорожат их оценкой, стремятся приобрести и сохранить их близость. В связи с выраженностью подобной тенденции ситуации, требующие агрессивной реакции, направленной вовне, вызывают у них тревогу. Для них характерны реакции, сопровождающиеся чувством вины, гневом, направленным на себя, аутоагрессией (интрапунитивные реакции).

МИННЕСОТСКИЙ МНОГОАСПЕКТНЫЙ. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (MMPI)

Личностный опросник предложен С. Хатуэем и Дж. Мак-Кинли в 1940 г. Является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследова­ниях.

Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 ос­новных диагностических шкал. На каждое утверждение обсле­дуемые должны дать определенный ответ. Предназначен для лиц в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80 (по Векслеру).

В настоящее время используются две модификации MMPI.

СМИЛ (стандартная методика исследования личности - Собчик Л.Н., Лукьянова М.Ф., 1978). Включает 566 вопросов (550 оригинальных и 16 дублированных). Дает возможность диагностировать 10 основных и до 200 дополнительных шкал. Методика наиболее близка международному стандарту MMPI, но громоздка и сама по себе сильно воздействует на испытуемого по типу "экспертизы психических нарушений".

ММИЛ (Березин Ф. Б. и др., 1976). Включает 377 вопросов и дает возможность надежно диагностировать 10 основных шкал. Для данной модификации проведен более значительный объем работ по психометрической адаптации. Модификация ММИЛ представлена ниже.

Теоретическое обоснование

Собственной теоретической основы MMPI не имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клинических руководствах (классификация психических за­болеваний, предложенная Э. Крепелином), ранее разработанные опросники. Первоначально утверждения были предъявлены зна­чительной группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопо­ставлены с полученными при обследовании различных клини­ческих групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали здоровых и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована.



В то же время нельзя не остановиться на ряде замечаний в адрес MMPI.

Первоначальные клинические шкалы MMPI основывались на традиционной психиатрической классификации, которая, несмотря на популярность, покоится на сомнительном теоре­тическом фундаменте. Искусственность этих категорий вызывала в течение долгих лег беспокойство в клинической психологии. Поэтому характерно, что факторный анализ, основанный на интеркорреляции вопросов и шкал, показывает высокую ин­теркорреляцию среди основных клинических шкал MMPI, что ставит под сомнение их ценность для дифференциального ди­агностирования.

MMPI, следовательно, не дает нозологически-диагностической оценки. Профиль личности, получаемый при исследовании с помощью этой методики, характеризует лишь особенности личности в момент исследования. Поэтому он не может оце­ниваться как "диагностическая этикетка". Однако получаемая при таком исследовании характеристика личностных свойств больного существенно дополняет картину патопсихологического регистр-синдрома.

Данные о валидности и надежности

Валидность MMPI, установленная на основе дифференциации клинических групп, достаточно высока. Надежность повторного обследования колеблется от 0,50 до 0,90. Надежность по рас­щепленным половинкам показала широкую вариативность от шкалы к шкале и колеблется в пределах от 0,50 до 0,81.

Описание методики

ММИЛ (методика многостороннего исследования личности представляет собой тест анкетного типа, который включает в себя 384 утверждения, охватывающих широкий круг личностных характеристик, установок, интересов, психопатологических и психосоматических симптомов. Утверждения могут предъяв­ляться либо на карточках, либо в виде текстовой брошюры. Первый вариант предъявления обычно используется при ин­дивидуальном исследовании, второй - при групповом. В бро­шюрном варианте число утверждений сокращено до 377 за счет утверждений, касающихся сексуальных вопросов (при мас­совом исследовании такие утверждения вызывают нежелательную напряженность).

Ниже представлены основные клинические шкалы.

1. Шкала ипохондрии (Hs) - определяет "близость" обсле­дуемого к астено-невротическому типу личности.

2. Шкала депрессии (р) - предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности).

3. Шкала истерии (Ну) - разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания для раз­решения сложных ситуаций).

4. Шкала психопатии (Pd) - направлена на диагностику
социопатического типа личности.

6. Шкала паранойи (Ра) - позволяет судить о наличии "сверхценных" идей, подозрительности.

7. Шкала психастении (Pt) - устанавливается сходство об­следуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности).

8. Шкала шизофрении (Sc) - направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности.

9. Шкала гипомании (Ма) - определяется степень близости обследуемого гипертимному типу личности.

Наряду со шкалами, выделенными на основе исследования типичных групп больных, тест включает в себя две шкалы, валидизация которых проводилась при исследовании здоровых лиц.

5. Шкала мужественности - женственности (Mf) - пред­назначена для измерения степени идентификации обследуе­мого с ролью мужчины или женщины, приписываемой обществом.

0. Шкала социальной интроверсии (Si) - диагностика степени соответствия интровертированному типу личности.

Помимо перечисленных основных шкал теста имеются три оценочные шкалы, позволяющие свести к минимуму устано­вочный эффект и определить достоверность полученного ре­зультата.

1. Шкала "лжи" (L) - предназначена для оценки искренности испытуемого.

2. Шкала достоверности (F) - создана для выявления не­достоверных результатов (связанных с небрежностью обследу­емого), а также агравации и симуляции.

3. Шкала коррекции (К) - введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной замкнутостью испытуемого, а также чрезмерной открытостью.

Проведение обследования

Испытуемому сообщается, что ему необходимо ответить, верно каждое из 377 утверждений или нет. Ответ отмечается зачеркиванием квадрата справа или слева от номера утвер­ждения. Если утверждение признано верным, зачеркивается квадрат слева от номера (под буквой "В"), если неверным - справа (под буквой "Н"). Ответ "не знаю" не отмечается никак.

Исследователь сообщает, что наиболее естественна первая реакция и поэтому отвечать нужно сразу, так, чтобы не тратить время на раздумье. При соблюдении этого условия испытуемый отвечает на 4-7 утверждений в минуту, и выполнение методики занимает от 55 минут до 1 часа 15 минут.

Некоторые включенные в тест утверждения могут вызывать недоумение испытуемых в связи с тем, что они касаются выраженных болезненных явлений или ситуаций, которые испытуемому трудно отнести к себе. В этом случае им следует сообщить, что набор утверждений одинаков для исследования различных контингентов, а механическая обработка резуль­татов не позволяет исключить какие-либо утверждения, т.к. изменение номера утверждения неизбежно вызовет ошибки при расшифровке. Если испытуемый обращается за консультацией, касающейся конкретного утверждения, и собственным к нему отношением, исследователь не должен подсказывать или разъ­яснять смысл утверждения, а указывать, что надо руководст­воваться собственным пониманием утверждения, или напомнить соответствующий пункт инструкции. Исследователь не должен комментировать вопрос, выражать к нему отношения словами, мимикой или интонацией. При возникновении затруднений полезно обсудить с испытуемым 2-3 индифферентных по со­держанию утверждения, чтобы убедиться, что он правильно понял инструкцию.

Обработка результатов

Обработка результатов производится с помощью специ­альных планшетов-ключей. Каждой шкале соответствует свой планшет. Для шкалы 5 имеется два планшета, отдельно для мужчин и женщин. С помощью планшетов подсчитывается первичный результат по каждой шкале. Ответ, сов­падающий с "ключом", оценивается в 1 балл. К первичному результату по некоторым шкалам добавляется результат, полученный по шкале К, или его определенная доля: к 1-й шкале - 0,5; к 4-й - 0,4; к 9-й - 0,2 этого результата, а к 7-й и 8-й шкалам - он добавляется полностью. С учетом поправки на специальной карте, составленной на основе популяционного стандарта, отмечается величина ре­зультата по каждой шкале. Линии, соединяющие эти точки, проводятся отдельно для оценочных и основных шкал и образуют профиль методики многостороннего исследования личности.

Карта составлена таким образом, что после нанесения на нее профиля он оценивается в Т-баллах. Если оценочные шкалы дают результаты, превышающие 70 Т-баллов, пол­ученный результат представляется сомнительным, а если они выходят за 80 Т-баллов - недостоверным. В этом случае методика предъявляется повторно. Повторное предъявление методики лучше проводить в тот же или на следующий день. В случае достоверного результата полученный профиль ин­терпретируется.

Основы интерпретации методики многостороннего исследования личности

Сведения о значении различных типов профиля, которые приводятся ниже, не исчерпывают всего многообразия возмож­ных вариантов, однако ими можно руководствоваться при работе с методикой. Систематизированное изложение этих сведений особенно полезно исследователям, начинающим работать с описываемой методикой, поскольку позволяет быстрее приоб­рести необходимый опыт интерпретации.

Основные правила оценки профиля, нарушение которых наиболее часто приводит к ошибочной интерпретации, могут быть сформулированы следующим образом.

1. Профиль должен оцениваться как единое целое, а не как совокупность независимых шкал. Результаты, полученные по одной из шкал, не могут оцениваться изолированно от резуль­татов по другим шкалам.

2. При оценке профиля наибольшее значение имеет отно­шение уровня профиля на каждой шкале к среднему уровню профиля и особенно по отношению к соседним шкалам (пики профиля). Абсолютное значение Т-нормы по той или иной шкале менее существенно.

3. Профиль характеризует особенности личности и актуальное психическое состояние испытуемого. В клинической практике он отражает особенности психопатологического синдрома, а не нозологическую принадлежность заболевания. Поэтому профиль не может оцениваться как "диагностическая этикетка".

4. Полученные результаты не могут рассматриваться как незыблемые, поскольку связь профиля с актуальным психиче­ским состоянием обуславливает его динамику при изменениях этого состояния.

5. Интерпретация индивидуальных профилей требует учета
всей совокупности данных, которые не могут быть заранее
предусмотрены в связи с уже отмеченным многообразием ин­дивидуальных вариантов. Поэтому данные литературы, содер­жащие описание типичных профилей, могут быть использованы только для освоения основных положений интерпретации, а не в качестве готовых прописей. Попытка использовать набор готовых рецептов может привести к существенным ошибкам в оценке результатов исследования. Например, однотипный профиль, полученный при исследовании практически здорового человека и стационарного больного с выраженной клинической симптоматикой, будет иметь различное значение.

Оценочные шкалы

Оценочные шкалы были введены в оригинальный вариант текста с целью исследования отношения испытуемого к тес­тированию и суждения о достоверности результатов исследо­вания. Однако последующее изучение позволило установить, что эти шкалы имеют и значимые психологические корреляты.

Шкала L

Утверждения, включенные в шкалу L, были отобраны с целью выявления тенденции испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав строгое соблюдение социальных норм.

Шкала состоит из 15 утверждений, которые касаются соци­ально одобряемых, но малосущественных установок и норм повседневного поведения, в силу своей малой значимости фак­тически игнорируемых подавляющим большинством людей. Та­ким образом, повышение результата по шкале L свидетельствует обычно о стремлении испытуемого выглядеть в благоприятном свете. Это стремление может быть обусловлено ситуационно, связано с ограниченностью кругозора испытуемого или вызвано наличием патологии. Однако надо иметь в виду, что некоторые люди склонны пунктуально следовать установленному стандарту, всегда соблюдая любые, даже самые незначительные и не имеющие существенной ценности правила. В этих случаях повышение результата по шкале L отражает указанные осо­бенности характера. Принадлежность к профессиональной груп­пе, от которой из-за ее специфики требуется чрезвычайно высокий стандарт поведения и пунктуальное следование конвенциальным нормам, также способствует повышению результата по шкале L. Такого рода высокий стандарт поведения может отмечаться, в частности, у работников юстиции, педагогов и в некоторых других профессиональных группах.

Следует отметить, что, поскольку утверждения, составляющие шкалу L, используются в своем прямом значении, они могут не выявить тенденции выглядеть в выгодном свете, если она возникает у лиц с достаточно высоким интеллектом и большим жизненным опытом.

Если результаты по шкале L составляют от 70 до 80 Т-баллов, получаемый профиль представляется сомнительным, а при ре­зультатах выше 80 Т-баллов - недостоверным. Высокие результаты по шкале L обычно сопровождаются снижением уровня профиля по основным клиническим шкалам. Если же, невзирая на высокий результат по шкале L, обнаруживаются значимые повышения уровня профиля по тем или иным клиническим шкалам, они могут быть учтены в совокупности данных, име­ющихся в распоряжении исследователя.

Шкала F

Значительное повышение профиля по этой шкале указывает на случайное или намеренное искажение результатов исследо­вания.

Шкала состоит из 64 утверждений, которые крайне редко расценивались как "верные" лицами, входящими в нормативную группу здоровых испытуемых, по которой проводилась стан­дартизация ММИЛ. В то же время эти утверждения редко дифференцировали нормативную группу от групп больных, по которым валидизировались основные шкалы.

Утверждения, включенные в шкалу F, касаются, в частности, необычных мыслей, желаний и ощущений, явных психотических симптомов, причем таких, существование которых почти никогда не признается исследуемыми больными.

Если профиль по шкале F превышает 70 Т-баллов, результат представляется сомнительным, но может быть учтен при под­тверждении другими, в том числе и клиническими данными. Если результат по шкале F превышает 80 Т-баллов, результат исследования следует считать недостоверным. Такой результат может быть вызван техническими ошибками, допущенными при проведении обследования. В тех случаях, когда возможность ошибки исключена, недостоверность результата обуславливается установкой испытуемого или его состоянием. При установочном поведении испытуемый может признавать верными утверждения, касающиеся необычных или явно психотических явлений (если он стремится агравировать или симулировать психопатологи­ческую симптоматику).

Недостоверный результат, связанный с состоянием больного, может отмечаться при остром психотическом состоянии (на­рушение сознания, бред и т.п.), искажающем восприятие утверждений или реакцию на них. Аналогичное искажение может наблюдаться и в случаях тяжелых психотических рас­стройств, приводящих к дефекту. Сомнительный или недосто­верный результат может быть получен у тревожных личностей в тех случаях, где острая потребность в помощи побуждает их давать учитываемые ответы на большую часть утверждений. В этих случаях одновременно с повышением результата по шкале F весь профиль значительно повышается, но форма профиля при этом не искажается и сохраняется возможность его ин­терпретации. Наконец, к недостоверному результату могут при­водить изменения внимания испытуемого, в результате которых он совершает ошибки или не может вникнуть в смысл утвер­ждения. При получении недостоверного результата в ряде случаев удается повысить достоверность исследования с помощью ре-тестирования. При этом целесообразнее повторно предъявлять только те утверждения, по которым были получены учитываемые ответы. При недостоверном результате повторного тестирования можно попытаться установить причину искажения результата путем обсуждения с испытуемым его ответов. Во избежание нарушения контакта с испытуемым необходимо получить его согласие на такое обсуждение.

При достоверном результате исследования относительно вы­сокий уровень профиля по шкале F может отмечаться у различных типов неконформных личностей, поскольку такие личности будут обнаруживать реакции, не характерные для нормативной группы, и, соответственно, чаще давать ответы, учитываемые по шкале F. Нарушение конформности может быть связано со своеобразием восприятия и логики, характерным для лиц шизоидного типа, аутичных и испытывающих затруднения в межличностных контактах, а также с психопатическими чертами у лиц, склонных к неупорядоченному ("богемному") поведению или характеризующихся выраженным чувством протеста против конвенциальных норм. Повышение профиля по шкале F может отмечаться также у очень молодых людей в период формирования личности в тех случаях, когда потребность в самовыражении реализуется через неконформность в поведении и взглядах. Выраженная тревожность и потребность в помощи обычно проявляется в относительно высоком уровне результата по описываемой шкале.

Умеренное повышение по шкале F при отсутствии психо­патологической симптоматики обычно отражает внутреннюю напряженность, недовольство ситуацией, плохо организованную активность. Склонность следовать конвенциальным нормам и отсутствие внутренней напряженности обуславливает низкий результат по шкале F.

В клинически несомненных случаях заболевания повышение профиля по шкале F обычно коррелирует с выраженностью психопатологической симптоматики.

Шкала К

Шкала состоит из 30 утверждений, которые позволяют диф­ференцировать лиц, стремящихся смягчить или скрыть психо­патологические явления, и лиц чрезмерно открытых.

В оригинальном варианте MMPI эта шкала первоначально предназначалась для исследования степени осторожности ис­пытуемых в ситуации тестирования и тенденции (в значительной мере неосознанной) отрицать имеющиеся неприятные ощуще­ния, жизненные затруднения и конфликты. Результат, получен­ный по шкале К, добавляется с целью коррекции указанной тенденции к пяти из десяти основных клинических шкал в пропорции, соответствующей ее влиянию на каждую из этих шкал. Однако шкала К, помимо своей значимости для оценки реакции испытуемого на ситуацию тестирования и коррекции результатов по ряду основных клинических шкал, представляет существенный интерес для оценки определенных особенностей личности испытуемого.

Лица с высоким показателем по шкале К обычно определяют свое поведение в зависимости от социального одобрения и озабочены своим социальным статусом. Они склонны отрицать какие-либо затруднения в межличностных отношениях или в контроле собственного поведения, стремятся к соблюдению принятых норм и воздерживаются от критики в той мере, в какой поведение окружающих укладывается в рамки принятой нормы. Явно неконформное, отклоняющееся от традиций и обычаев, выходящее из конвенциальных рамок поведение других людей вызывает у лиц, дающих высокие баллы по шкале К, выраженную отрицательную реакцию. В связи с тенденцией отрицать (в значительной мере уже на перцептивном уровне) информацию, свидетельствующую о затруднениях и конфликтах, эти лица могут не иметь адекватного представления о том, как их воспринимают окружающие. В клинических случаях выра­женное желание добиться благожелательного к себе отношения может сочетаться с беспокойством и неуверенностью.

При незначительной выраженности (умеренные повышения на шкале К) описанные тенденции не только не нарушают адаптацию индивидуума, но даже облегчают ее, обуславливая ощущение гармонии с окружением и одобрительную оценку принятых в этом окружении правил. В связи с этим лица с умеренным повышением профиля на шкале К производят впе­чатление людей благоразумных, доброжелательных, общитель­ных, имеющих широкий круг интересов. Большой опыт межличностных контактов и отрицание затруднений обуслав­ливают у лиц этого типа более или менее высокую предпри­имчивость и умение находить правильную линию поведения. Поскольку такие качества улучшают социальную адаптацию, умеренное повышение профиля по шкале К может рассмат­риваться как прогностически благоприятный знак.

Лица с очень низким уровнем профиля по шкале К хорошо сознают свои затруднения, склонны скорее преувеличивать, чем недооценивать степень личностной неадекватности. Они не скрывают своих слабостей, затруднений и психопатологи­ческих расстройств. Склонность критически относиться к себе и окружающим приводит к скептицизму. Неудовлетворенность и склонность преувеличивать существенность конфликтов делает их легко уязвимыми и порождает неловкость в межличностных отношениях.

Индекс F - К

Поскольку тенденции, измеряемые шкалами F и К, в зна­чительной степени противоположно направлены, разность пер­вичного результата, полученного по этим шкалам, имеет

существенное значение для определения установки испытуемого в момент суждения о достоверности полученного результата. Среднее значение этого индекса в ММИЛ составляет: 7 - для мужчин и 8 - для женщин. Интервалы, при которых полученный результат может считаться достоверным (если ни одна из оце­ночных шкал не превышает 70 Т-баллов), составляет для мужчин от -18 до +4, для женщин от -23 до +7. Если разность F-K составляет от +5 до +7 для мужчин и от +8 до +10 для женщин, то результат представляется сомнительным, однако при подтверждении его клиническими данными он может учи­тываться при условии, что ни одна из оценочных шкал не превышает 80 Т-баллов.

Чем больше разность F-K, тем более выражено стремление испытуемого подчеркнуть тяжесть своих симптомов и жизненные трудности, вызвать сочувствие и соболезнование. Высокий уро­вень индекса F-K может указывать на агравацию. Снижение индекса F-K отражает стремление улучшить впечатление о себе, смягчить свою симптоматику и эмоционально насыщенные проблемы или отрицать их наличие. Низкий уровень этого индекса может указывать на диссимуляцию имеющихся пси­хопатологических нарушений.


Клинические шкалы

После прохождения онлайн теста СМИЛ (566 вопросов), в конце будет его расшифровка, результаты и ответы на вопросы теста MMPI .

Тест СМИЛ (MMPI) онлайн — расшифровка 566 вопросов

Пройдя тест СМИЛ (MMPI) онлайн, и ответив на 566 вопросов (утверждений) «Верно» или «Неверно», после расшифровки, Вы узнаете о своем типе личности следующее:
  1. Ипохондрия (Нs) . Близость испытуемого к астено-невротическому типу. Испытуемые с высокими оценками медлительны, пассивны, принимают все на веру, покорны власти, медленно приспосабливаются, плохо переносят смену обстановки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах.
  2. Депрессия (D) . Высокие оценки имеют чувствительные, сенситивные лица, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. В делах они старательны, добросовестны, высокоморальны и обязательны, но неспособны принять решение самостоятельно, нет уверенности в себе, при малейших неудачах они впадают в отчаяние.
  3. Истерия (Ну) . Выявляет лиц, склонных к неврологическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомы соматического заболевания как средство избегания ответственности. Все проблемы разрешаются уходом в болезнь. Главными особенностями таких людей являются стремление казаться больше, значительнее, чем есть на самом деле, стремление обратить на себя внимание во что бы то ни стало, жажда восхищения. Чувства таких людей поверхностны и интересы неглубоки.
  4. Психопатия (Рd) . Высокие оценки по этой шкале свидетельствуют о социальной дезадаптации. Такие люди агрессивны, конфликтны, пренебрегают социальными нормами и ценностями. Настроение у них неустойчивое, они обидчивы, возбудимы и чувствительны. Возможен временный подъем по этой шкале, вызванный какой-нибудь причиной.
  5. Паранойяльность (Ра) . Основная черта людей с высокими показателями по этой шкале -склонность к формированию сверхценных идей. Это люди односторонние, агрессивные и злопамятные. Кто не согласен с ними, кто думает иначе, тот или глупый человек, или враг. Свои взгляды они активно насаждают, поэтому имеют частые конфликты с окружающими. Собственные малейшие удачи они всегда переоценивают.
  6. Психастения (Рt) . Диагностирует лиц с тревожно-мнительным типом характера, которым
    свойственны тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения.
  7. Шизоидность (Se) . Лицам с высокими показателями по этой шкале свойствен шизоидный тип поведения. Они способны тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у них эмоционального отклика. Таким образом, общей чертой шизоидного типа является сочетание повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях.
  8. Гипомания (Ма) . Для лиц с высокими оценками по этой шкале характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.
  9. Маскулинность — Феминность (Mf) - предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом;
  10. Социальная интроверсия (Si) — диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки.

Пройти тест СМИЛ (MMPI)

Пройти мужской вариант теста СМИЛ (MMPI) онлайн . Нужно ответить на все 566 вопросов и утверждений теста СМИЛа. Долго не думайте, отвечайте быстро, лучше мгновенно («Да», «Нет» или «Верно», «Неверно»), то что первое придет в голову… (


Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top