Размер колеса на инвалидной коляске. Подбираем размеры инвалидной коляски

Размер колеса на инвалидной коляске. Подбираем размеры инвалидной коляски

в корзину

Корзина покупок Продолжить покупки Оформить заказ

Для инвалидов, передвигающихся в специальных колясках, создаются особые условия, благодаря которым они получают непосредственный доступ к любым пространствам и объектам. Поэтому так важно знать точные размеры инвалидных кресел-колясок, чтобы проектировать:

Зная стандартизованную величину, легче создать благоприятную среду, в которой лица с ограниченными физическими возможностями ощущали бы себя безопасно и уверенно.

От чего зависит размер кресла-коляски?

Во-первых, от модели, разновидности конструкции и от типа устройства. В среднем коляски весят:

  • 7 кг-14,5 кг – ;
  • 15 кг – ;
  • 19 кг – базовые.

Существует также коляска для инвалида, размеры которой рассчитаны на увеличенную грузоподъемность. Она предназначена для полных людей. Оснащена двойной рамой с усилительными элементами и сиденьем расширенного типа.

Размер сиденья

Средняя ширина 38 см – 54 см. Ориентир – на комплекцию пациента, а также на ряд иных составляющих.

Если сиденье чрезмерно широкое:

  • спина будет плохо прилегать к спинке и тяжело фиксироваться;
  • инвалидная коляска не пройдет в дверь и не войдет в лифт;
  • больной не сможет свободно дотянуться до обода колес;
  • человек будет сидеть в неудобной позе, заваливаться набок, отчего искривятся позвоночный столб и таз.

Если сиденье уже, чем надо:

  • пациент будет скован, не сможет повернуть туловище, поскольку ограничится в движениях;
  • возникнут пролежни из-за повышенного давления на седалищные бугры.
  • возникнут проблемы с верхней одеждой в зимний период.

Если размеры инвалидной коляски (сиденья) выбраны правильно:

  • больного ничего не будет стеснять;
  • человек получит надлежащую зону для поворота туловища и жестикуляции;
  • кровообращение станет равномерным во всех частях тела;
  • между стенкой кресла и бедром сидящего свободно поместится средняя по величине книга.

Немаловажна и глубина. Она подбирается с учетом расстояния от коленей до края бедер в согнутом состоянии. От полученных данных отминусовывают примерно 5-7 см. Если глубина подобрана неверно, инвалид рискует выпасть при активном движении коляски или получить сдавливание седалищного нерва, а также пролежни из-за нарушенного кровообращения.

Размеры инвалидной коляски ГОСТ стандарта

  1. Длина по горизонтали между выступающими задними и передними элементами – 120 см.
  1. Ширина по горизонтали между выступающими боковыми элементами при полной раскладке – 70 см 4 мм.
  1. В высоту по вертикали от самой выступающей верхней детали до пола – 109 см.
  1. У колясок, предназначенных для грузных больных и пациентов с ампутированными конечностями, длина увеличивается до 175 см, ширина – до 81 см.
  1. Размеры инвалидной коляски на ручном управлении должны учитывать зазор между стеной и приводом ободов ведущих колес.

Инвалидная коляска (размеры) взрослая = размеры одежды


Также существует привязка ширины инвалидных колясок к размеру одежды:

  • до 46 – 38-40 см;
  • от 48 до 50 – 42-43 см;
  • от 52 до 54 – 44-46 см;
  • от 54 – 48-58 см.

Коляска для инвалида: размеры в зависимости от типа

Существует разделение по группам, исходя из разновидности колясок:

  • комнатная – 62 см в ширину или 67 см при максимальной длине 110 см.
  • прогулочная – 70 см 4 мм в ширину при длине 116 см.

Последнее устройство шире в силу необходимости использовать устойчивые колеса. Размер колеи инвалидной коляски этого типа намного больше, чем у первой из-за пневматических колес, которые обеспечивают достаточную стабильность передвижения по неровным дорогам.

  • Определяем правильную ширину сиденья.
  • Определяем глубину сиденья.
  • Высота сиденья и высота подножки.
  • Комфортная высота спинки.
  • Удобный уровень подлокотников.
  • Преимущества правильного подбора размера коляски.
  • В первую очередь, нужно обратить внимание на общие габариты коляски, то есть её внешние параметры. Это необходимо для того, чтобы коляска беспрепятственно проходила во все дверные проёмы там, где ею будут пользоваться. Ширина инвалидной коляски включает в себя: ширину внутренней нижней рамы + ширину колёс (обычно это 22 см). Если в технических характеристиках к определённой модели кресла-коляски указывается её максимальная ширина в рабочем состоянии, тогда высчитывать уже не нужно. В некоторых обстоятельствах приходится учитывать и длину конструкции (это длина по горизонтали между выступающими задними и передними элементами), например, в случае если в доме нет грузового лифта, чтобы коляска помещалась в пассажирский.

    Для человека, который будет пользоваться креслом-коляской, немаловажное значение имеют и внутренние её размеры. Учитывается:

    1. ширина сиденья,
    2. глубина сиденья
    3. высота сидения;
    4. высота спинки,
    5. высота подлокотников,
    6. высота подножки.

    Для правильного подбора коляски необходимо провести замеры пользователя в шести позициях, а затем соотнести их с параметрами выбранной модели.

    Размер сидения

    Определение ширины сидения. В среднем величина колеблется от 38 до 56 см (для взрослых пациентов). Ориентиром является комплекция человека, использующего коляску. Для того чтобы подобрать оптимальную ширину, нужно замерять сантиметровой лентой расстояние в самой широкой части бёдер в положении сидя. К полученному результату добавить 5 см, данная прибавка гарантирует правильное положение пациента в кресле. Следует учитывать возможность ношения плотной одежды либо толщину верхней одежды, если пользователь намерен выезжать на прогулки в этой же коляске. По бокам сидящего в коляске человека должны оставаться зазоры, чтобы свободно проходила ребром ладонь, примерно по 2,5 см с каждой стороны.

    Слишком широкое сиденье делает положение пользователя неустойчивым, не обеспечивает необходимой фиксации спины, что может привести к искривлению позвоночника. Человек будет вынужден постоянно тянуться к приводным колёсам, управляя руками, что делает передвижение утомительным. К тому же есть вероятность того, что коляска не пройдёт в стандартные дверные проёмы.

    Узкое сиденье лишает необходимой свободы в движениях, резко ограничивает подвижность. Вызывает трение о боковые поверхности, может стать причиной потёртостей на коже и образования пролежней. Вес пациента распределяется по меньшей площади, соответственно увеличивается давление на седалищные бугры.


    Существует некое приблизительное соотношение носимого размера одежды и подбора ширины сидения.

    Ширина сидения Размер одежды
    38, 40 см до 46 размера
    42, 42,5, 43 см до 50 размера
    44, 45, 46 см до 54 размера
    48, 50, 52, 55, 58 см
    свыше 54 размера

    Определение глубины сидения

    В инвалидной коляске глубиной сидения принято считать расстояние от внешнего края кресла до спинки. Для определения необходимой глубины под конкретного пользователя нужно измерить сантиметровой лентой расстояние (в положении сидя) от начала ягодицы вдоль бедра до подколенной ямочки (сгиба колена). И от полученного значения отнимают 5-7,5 см. При правильно подобранной глубине сидения, если посадить пациента в кресло-коляску, то промежуток от края сиденья до подколенной области составит ширину 3-4-х пальцев (около 7 см). Уменьшить глубину сиденья возможно при помощи ортопедической подушки, прикреплённой к спинке кресла.

    Слишком большая глубина сидения способна из-за неправильной позы и неравномерного давления на ткани вызвать нарушения циркуляции крови (особенно в нижней части тела), раздражение кожи и физический дискомфорт (трение) под коленками. Пациент будет «выскальзывать» из кресла.

    Неглубокое сиденье (малая глубина) увеличивает давление на седалищные бугры, так как вес тела распределяется на ягодицы и бедра неравномерно. Смещается центр тяжести, возрастает нагрузка на позвоночник, появляется опасность выпасть из коляски при движении вперёд.

    Высота сиденья и высота подножки

    Определение высоты сидения и высоты подножки.Эти измерения лучше оценивать вместе, так как высота сидения и расстояние между полом и подножкой должны увеличиваться либо уменьшаться строго пропорционально. При этом, площадка для ног должна находиться на уровне не менее 5 см от пола. Это обеспечит безопасное передвижение в коляске.

    Для того чтобы рассчитать необходимую высоту сидения, нужно измерить длину согнутой в коленном суставе ноги от пятки или каблука, если человек в коляске будет находиться в обуви, до нижнего края бедра. Прибавить к полученному результату 5 см (зазор от пола до подножки) и ½ от высоты противопролежневой или ортопедической подушки, если пациент собирается её использовать. Половина от высоты подушки берётся потому, что под тяжестью собственного веса пользователя её объём уменьшается вдвое. При правильно подобранной высоте сидения находящийся в коляске свободно может подсунуть под бедро указательный палец примерно на 2/3 его длины (это 3,5-5 см).


    Сиденье и подножка расположены слишком высоко - пользователю придётся наклоняться и тянуться руками к ободу колёс для управления коляской, не сможет без затруднений подъезжать к мебели (столам в том числе), высоко поднятые колени будут постоянно натыкаться на предметы и упираться в столешницу.

    Сиденье и опора под ноги расположены слишком низко - пользователь будет чувствовать дискомфорт, ему будет сложно дотягиваться до предметов. Седалищные бугры испытывают чрезмерное давление, повороты туловища затруднены. Стопы могут свисать с подножки, вращающиеся колёса будут задевать лодыжки, появляется вероятность повреждений и травм. При наезде на какое-либо возвышение человек может выпасть из кресла-коляски.

    Высота спинки

    Высота спинки инвалидной коляски подбирается строго индивидуально и должна быть отрегулирована в соответствии с физическими возможностями пациента и степенью его активности. Низкую спинку предпочитают спортсмены, она обеспечивает им больше свободы в движении и действиях. Для осуществления минимальной поддержки туловища высота спинки должна соответствовать следующему параметру. Человек садится прямо, вытягивает перед собой руки параллельно полу, измеряется расстояние между подмышечной впадиной и поверхностью сидения, от полученной величины нужно отнять 10 см. В случае необходимости высокой полной поддержки высота спинки подбирается, исходя из замеров расстояния от сиденья до плеч, шеи и т.д. (до требуемого уровня поддержки). Для обеспечения данного уровня поддержки используют кресла-коляски с регулируемыми спинками, откидывающимися назад, а так же с подголовниками. Правильно установленная высота и форма спинки гарантируют устойчивое положение тела, удобное и безопасное при передвижении.

    Слишком высокая спинка ограничивает подвижность в области лопаток, при попытке отклониться назад пациент будет ударяться о край спинки головой или шеей.

    Слишком низкая спинка не обеспечивает должной поддержки, тело заваливается назад, в связи с чем, возрастает вероятность опрокидывания.

    Уровень подлокотников

    Кресло-коляска с фиксированными подлокотниками надёжно и комфортно с точки зрения размещения в ней человека, но из такой модели, к сожалению, затруднён процесс пересаживания. Стоит обратить внимание на варианты со съёмными или откидными подлокотниками, которые должны располагаться на определённом уровне, дабы обеспечить правильную посадку в кресле, осанку и равновесие пользователю. Для определения правильной высоты установки подлокотников измеряют расстояние от верхнего края сиденья до основания локтя (из положения сидя). К полученным данным прибавляют 2,5 см.

    Слишком высоко установленные подлокотники не будут оказывать необходимой поддержки предплечьям, это вызовет физические неудобства. Плечи будут постоянно приподняты, что приведёт к утомлению мышцы шеи и плечевого пояса.

    Слишком низкие подлокотники, расположенные ниже необходимого уровня, будут вынуждать пациента сутулиться, наклоняться вперёд, что увеличит нагрузку на позвоночник и повысит утомляемость. Такое согнутое положение ограничивает движения диафрагмы, дыхание в полную грудь затрудняется, что приводит к ослаблению дыхательной функции.

    Преимущества от правильно подобранной инвалидной коляски:

    1. 1. Предотвращает получение вторичной деформации и травм.
    2. 2. Обеспечивает равномерное распределение веса пользователя в кресле и оптимальную поддержку туловища.
    3. 3. Гарантирует человеку удобную позу и комфорт.
    4. 4. Позволяет сохранить правильную осанку.
    5. 5. Создаёт свободное пространство для поворотов туловища, движений и жестикуляции.
    6. 6. Облегчает передвижение и избавляет от проблем, связанных с перемещением в ограниченном пространстве.
    7. 7. Сводит к минимуму последствия длительного пребывания в сидячем положении.
    8. 8. Дарит больше самостоятельности.
    9. 9. Появляется чувство защищённости и безопасности.

    Согласно принятому определению, «инвалид» — человек с ограниченными возможностями в связи с физическими, умственными, сенсорными или психическими недостатками, этот термин имеет медицинско-юридический статус. Очевидно, что для полноценной жизни таким людям нужны особые приспособления. Одним из таких примеров специальных приспособлений для увеличения силы не очень сильных людей (именно так с латыни переводится слово «инвалид») может считаться инвалидное кресло.

    Медицинская и социальная реабилитация инвалидов

    Существуют несколько общепринятых взглядов на проблемы инвалидов. До последнего времени была наиболее распространена так называемая медицинская точка зрения, согласно которой проблемы людей с инвалидностью заключаются в их неполноценности, что требует создания специальных учреждений для изолирования инвалидов и обслуживания их специально обученными людьми.

    Сейчас всё больше активно развивается другая концепция - социальная. Согласно ей, проблемы инвалидов связаны с недостаточным развитием социальной среды, позволяющей инвалидам полноценно участвовать в жизни общества. В 2006 году была принята Конвенция ООН, направленная на защиту прав инвалидов. Россия является одной из стран, ратифицировавших положения этой конвенции.

    Но подписать и ратифицировать Конвенцию - это даже не полдела. Гораздо сложнее воплотить в жизнь то, что написано на бумаге. Большинство наших домов не оборудовано пандусами для проезда прогулочной инвалидной коляски, а размеры дверных проёмов и лифтов не соответствуют ширине инвалидной коляски. Не имеет государство и достаточных финансовых возможностей обеспечения нуждающихся современными инвалидными колясками по доступной цене.

    Конечно, мероприятия, направленные на реализацию пунктов этой конвенции, уже начали проводиться государством. Объекты социального назначения оборудуются для свободного передвижения людей в инвалидных креслах-колясках, а в нормы на проектирование и строительство внесены изменения, касающиеся создания доступной среды для человека, частью повседневной жизни которого является коляска.

    Раз инвалидное кресло является столь неотъемлемой частью жизни человека с ограниченными возможностями, то и выбору модели следует уделить особое внимание.

    Медицинских причин, по которым может потребоваться инвалидное кресло-коляска, много. Поэтому и кресло-коляска для инвалидов может быть разной конструкции. Производители, занимающиеся выпуском медицинского оборудования, разрабатывают модели, приспособленные для потребностей людей с различными заболеваниями. Предлагаемые изделия различаются назначением, имеют разные основные и дополнительные функции, способы управления, дизайн, и, конечно же, стоимость.

    Прежде чем рассматривать разновидности технических устройств для реабилитации, нужно разобраться с терминологией. Вся продукция для передвижения инвалидов делится на две категории: кресло-каталка и инвалидная коляска. Первый вариант предназначается для людей, которые не могут самостоятельно управлять средством передвижения, каталку возит сопровождающий - медицинский работник или опекун. Кресло-коляска предназначается для более мобильных инвалидов, способных самостоятельно управлять своим средством передвижения.

    Кресла-каталки

    Самый простой вариант - это каталка, предназначенная для временного пребывания. Её используют для реабилитации пациента при временной потере подвижности. Например, при переломах нижних конечностей. При выборе модели необходимо учесть, чтобы кресло-коляска для инвалидов отвечала всем потребностям больного: особенностям его заболевания, возрасту, росту и весу, функциональным возможностям, а также образу жизни и занятиям.

    Каталки постоянно используются в больницах, такие же модели можно использовать и дома. Их отличают небольшие размеры, например, при стандартной ширине сидения в 44 см, внешние габариты - всего 58 см. Это позволяет использовать такие средства передвижения в небольших квартирах, без специального переустройства. Особенно это актуально, если кресло необходимо временно, только на период лечения и реабилитации. Ещё один плюс - простые конструкции относительно недорого стоят.

    Кресла-коляски

    1. Базовая коляска инвалидная. Базовый вариант различается по типу конструкции рамы, устройству подлокотников и подножек, виду колёс. Также они имеют разные размеры и вес. Ширина сидения от 38 до 54 см. Кресло-коляска для инвалидов, имеющих большой вес и габариты, имеет усиленную раму. Ширина сидения такого кресла - от 56 см.
    2. Кресло-коляска с санитарным оснащением. Модели, оснащённые туалетным устройством, имеют стульчак и санитарный горшок, закрепляющийся на раме коляски. Конструкция такова, что кресло-коляска может использоваться и с обычным унитазом, если снять горшок. Материалы для изготовления сиденья используются влагоустойчивые, поэтому за креслом удобно ухаживать. Кроме того, такое кресло может использоваться в душе.

    Кресла с приводом

    Кроме моделей с традиционным способом передвижения - за внешний обод колёс, существуют варианты: коляска с рычажным приводом и с электроприводом.

    1. Коляска для инвалидов с рычажным ручным приводом предназначена для больных, которые не утратили подвижность верхней части тела. Есть модели с однорычажным приводом, разработанные специально для людей, имеющих подвижность только с одной стороны.
    2. Электрическая инвалидная коляска не требует от своего владельца мышечных усилий для передвижения - она работает с помощью электродвигателя, питающегося от аккумуляторных батарей. В зависимости от модели, заряда батареи хватает на путешествие от 10 до 40 километров.

    Кресло-коляска с электроприводом удобна для всех больных. Но в некоторых случаях - если пациент ослаблен или у него ограниченная подвижность верхней части тела, инвалидные коляски с электроприводом могут стать единственной возможностью сохранять мобильность и меньше зависеть от своих опекунов.

    Управление электроприводом инвалидного кресла-коляски может осуществляться при помощи джойстика, встроенного в подлокотник. Существуют модели, которые управляются джойстиком, рассчитанным на движение подбородка. Такие варианты предназначены для полностью неподвижных людей, имеющих определённый диагноз, например, квадриплегия.

    Существует уже кресло-коляска с электроприводом, управлять которой можно буквально силой мысли. Электрическое инвалидное кресло, разработанное японской компанией BSI-Toyota, управляется, воспринимая активность человеческого мозга через сенсоры, встроенные в специальный шлем.

    Инвалидное кресло с электроприводом может быть оснащено дополнительными функциями. Одно из таких дополнительных удобств - возможность «привставать» — поднимать кресло вместе со своим пассажиром на высоту около 30 сантиметров. Это помогает пользователю доставать высоко расположенные предметы.

    Встроенный вертикализатор и трансформирование кресла в положение «лёжа» также являются дополнительными удобствам, которыми может обладать коляска с электроприводом.

    Можно выбрать и вариант, совсем непохожий на традиционное реабилитационное средство передвижения. Примером могут служить коляски производства компании Армед, например, Армед FS141, похожая на гольф-кар.

    Специфические разновидности

    Среди кресел для людей с ограниченными способностями выделяется несколько специфических категорий, представленных, в том числе, моделями Армед.

    Модели для детей

    Чтобы выбрать модель для ребёнка, нужно учитывать возраст и тип заболевания. Модель Армед FS958LBHP имеет размеры сиденья 38 сантиметров. Габариты её в разложенном состоянии - 52х118 см.

    Модели колясок инвалидных для детей младшего возраста от Армед с виду могут практически не отличаться от обычной прогулочной детской коляски. Модель Армед FS258LBYGP удобна тем, что кресло легко снимается с рамы и может использоваться в качестве автомобильного кресла для ребёнка. Сама рама имеет компактные размеры в сложенном состоянии.

    Детская инвалидная коляска для детей с ДЦП от компании Армед имеет специальные фиксаторы положения тела и головы, абдуктор, позволяющий избежать самопроизвольного винтового скрещивания ног, надёжные привязные ремни. Отличным вариантом является коляска модели Армед Н 006, которая стоит около 40000 рублей.

    Облегчённые модели

    Если вам нужно выбрать инвалидную коляску Армед или другой марки для путешествий, немаловажным фактором выбора станет небольшой вес и размеры реабилитационного устройства, а также возможность легко её сложить инвалиду самостоятельно при пересаживании в машину или сопровождающему.

    Отличным выбором станет модель Армед FS872LH, имеющая вес всего 12 килограмм и размеры в сложенном состоянии всего 260 мм.

    Спортивные варианты

    Такие модели используются очень активными людьми, имеющими инвалидность, а также спортсменами инвалидами. Спортивные модели Армед имеют небольшой вес, компактные габариты, усиленную раму. Чаще всего они изготавливаются без подлокотников или с очень небольшого размера подлокотниками.

    Модели пассивного типа, наоборот, предназначены для людей, имеющих очень малую подвижность и проводящих большую часть своей жизни сидя. Они имеют удобное кресло анатомической формы, подголовники, удобные подлокотники. Подушки сиденья, спинки, подлокотников имеют специальный наполнитель, предотвращающий появление пролежней.

    Кресло пассивного типа имеет несколько позиций трансформирования, вплоть до положения «лёжа». Часто пассивная коляска оборудуется электроприводом.

    Как выбрать подходящую модель

    Разнообразие ассортимента реабилитационной техники приводит к сложной проблеме выбора подходящей модели, особенно если приобретать техническое устройство приходится для близкого человека, без собственного понимания потребностей больного.

    Предварительно перед выбором нужно проконсультироваться у лечащего врача, какое именно кресло требуется больному.

    Инвалидные коляски с электроприводом при соответственном устройстве дома - организации достаточного места для манёвров коляски, можно использовать как для улицы, так и в помещении. К сожалению, прогулочные инвалидные коляски с электроприводом довольно дорого стоят, что часто недоступны многим. Стоимость не самой сложной модели кресла-коляски прогулочной с электроприводом - около 100000 рублей.

    Чтобы выбрать кресло-коляску, сначала нужно определить, для каких целей она нужна: для перемещения по улице или в помещении и нужна ли складывающаяся конструкция.

    Если техническое средство перемещения необходимо для улицы, то лучше выбрать модель с пневматическими шинами, амортизирующими неровности дороги. Для помещения подойдёт инвалидная коляска на литых шинах, более долговечных и надёжных.

    Самым важным фактором при выборе являются размеры инвалидной коляски. От того, насколько правильно подобраны размеры, зависит удобство инвалида, его безопасность и предотвращение возможных побочных заболеваний - пролежней, раздражения кожи, остеохондроза.

    Перед покупкой необходимо снять мерки с пациента, а потом тщательно обмерить выбранную модель коляски или уточнить эти размеры у менеджера, если нет возможности измерить коляску в магазине. Измеряются габаритные размеры инвалидной коляски: ширина и глубина сидения, высота спинки. Также большое значение имеют не только габариты, но и диапазон регулирования положения подлокотников и подножки.

    Приглашаем врачей

    Приглашаем практикующих врачей c подтвержденным медицинским образованием для онлайн консультирования посетителей сайта.

    Подать заявку

    Время чтения: ~13 минут Татьяна Григорьева 865

    В последние несколько десятилетий рынок реабилитационного оборудования достаточно широк. Это является, с одной стороны, положительным моментом, а с другой – во много раз усложняет людям с ограниченными физическими возможностями (ОФЗ) выбор необходимого приобретения. К примеру, инвалидные коляски (ИК) имеют различное предназначение и могут быть использованы как для передвижения в помещениях, так и на длительные поездки.

    Кроме того, они оборудованы самыми разнообразными механизмами, позволяющими инвалиду быть максимально маневренным и комфортно осуществлять все необходимые действия. Но для этого следует скрупулезно подходить к выбору данного средства передвижения и изначально тщательно вычислить его параметры, а именно длину, высоту и ширину инвалидной коляски.

    Что необходимо учитывать в выборе?

    При подборе ИК нужно по возможности учесть все обязательные факторы, о которых будет написано ниже. Если при заказе и покупке будут соблюдены все правила, то передвижение, а следовательно, и сама жизнь человека с ОФВ будет более легка и комфортна. У него будет возможность удобно маневрировать в ванной комнате, дверных проемах и прочих помещениях, имеющих ограниченное пространство.

    Во многих магазинах, не только в Москве, но и в гораздо меньших городах, представлено большое количество инвалидных кресел-колясок, имеющих достаточно широкий ценовой диапазон. Можно приобрести как экономичные и доступные для людей с ОФЗ, ведущих простой образ жизни, так и более дорогие ИК, в основном предпочитаемые активными инвалидами. Это могут быть многофункциональные и облегченные коляски, ИК для дома и улицы, для полных людей, детей, с электроприводом, санитарным оснащением, а также ИК активного типа.

    Оборудование импортного производства в большинстве случаев практичнее и удобнее – оно изготавливается с особой тщательностью и продуманностью, учитывая разнообразные потребности инвалидов. Эти коляски выполняются на цельнолитых дисках, из-за чего и стоимость их немного выше отечественных, но и прослужат они гораздо дольше. Поэтому такой выбор является полностью оправданным.

    Виды транспортного оборудования для людей с ОФВ

    Изначально инвалидные кресла подразделяются на ИК и кресло-каталку, и в свою очередь каждая группа имеет свои разновидности, характеризующиеся массой отличий.

    Инвалидная каталка

    Такое средство предназначено в основном для инвалидов, не имеющих возможности перемещаться самостоятельно, то есть без посторонней помощи. В основном это лица с дисфункцией опорно-двигательной системы, что не позволяет им выполнять необходимые действия самим. Тогда как кресла-коляски производятся именно для самостоятельного использования, что обеспечивается благодаря присутствию больших колес.

    ИК с рычажным приводом

    Данные средства перемещения оборудованы пневматическими шинами, благодаря которым они могут амортизировать на ухабистой дороге, что позволяет инвалидам преодолевать значительные расстояния на улице. ИК для квартиры или других помещений по большей мере оснащены литыми шинами, благодаря которым человек легко маневрирует по гладкой поверхности. Размеры комнатных (домашних) колясок, как правило, следующие: длина – до 110 см, ширина до 67 см.

    Рычажный привод обеспечивает качественную и одновременно высокую мобильность, а также плотный контакт с покрытием пола, даже если оно недостаточно ровное. Большинство таких ИК дополнительно оснащены регулировкой положения, что позволяет осуществлять плавный наклон задней спинки. Они рассчитаны на длительные расстояния и поэтому имеют максимально комфортные для инвалидов характеристики.

    Если у человека с ОФВ передвижение может осуществляться при помощи только одной руки, то необходимо приобретать коляску, специально предназначенную для подобных случаев, то есть с односторонним управлением. Такие удобства предоставляются за счет рычажного и приводного управления ИК, и они дают возможность гражданам с инвалидностью вести относительно активный (в их состоянии) образ жизни.

    Многие, имея подобное средство передвижения, способны быстро и достаточно легко перемещаться, уверенно маневрировать на дороге и даже заниматься доступными видами спорта. Коляски для уличного использования выпускаются до 120 см в длину и 70 в ширину.


    Разновидности колясок для инвалидов

    ИК с электроприводом

    Коляски, оснащенные электроприводом, используются для самостоятельного быстрого перемещения как в различных зданиях и постройках, так и на уличных тротуарах (и пандусах) с ровным и качественным покрытием в благоприятные погодные условия. В зависимости от активности человека либо его потребностей такие ИК могут оснащаться механическим приводом (когда задние (ведущие) колеса запускаются усилием рук) либо электрическим приводом, работающим на аккумуляторных батареях.

    Электроприводные ИК оборудованы отличной от стандартных ходовой частью и широко применяются для передвижения на улице и в различных помещениях. Пульт, при помощи которого осуществляется управление, расположен на подлокотнике и поэтому комфортен в использовании. При этом в большинстве ИК доступна переустановка пульта на более удобную сторону, посередине, либо вообще можно сделать управление ножным.

    Это обеспечит пользователю минимальные траты своих сил, но такое оборудование зачастую недешево. Такие модели могут быть как для уличного применения, так и для домашнего и иметь соответственно размеры от 110 до 120 в длину и 65-70 в ширину.

    Коляски активные

    Такие ИК – оптимальный вариант для людей, привыкших к активному образу жизни и даже с появлением инвалидности не готовых лишить себя скорости перемещения. Они предоставляют возможность быстро и относительно свободно передвигаться, преодолевать барьеры и заниматься спортом.

    Для изготовления данных ИК используются сверхпрочные материалы, которые способны выдержать экстремальные нагрузки, зачастую связанные со спортом. При этом облегченная конструкция (9-14 кг), оснащенная маленькими и большими колесами, обеспечивает их длительное использование при значительных нагрузках. Размеры могут варьироваться с учетом физиологических особенностей пациента – ширина сиденья от 28 до 46 см, длина коляски – от 100 см и выше.

    Детские ИК

    Чтобы правильно подобрать кресло-коляску для ребенка, необходимо учесть его возраст и размеры тела. Это обеспечит малышу максимальный комфорт при движении и осуществлении своих потребностей, а также предоставит больше самостоятельности и независимости от близких.

    В связи с чем зачастую коляски для детей производятся на заказ, опираясь на конкретные характеристики маленьких пациентов, и могут быть от 107 до 121 см в длину и от 32 до 56 см в ширину, включая все необходимые приспособления (к примеру, подголовник).

    ИК с санитарным оснащением

    Данные ИК предназначены для применения в качестве душевого или туалетного приспособления, так как оборудованы съемным судном. Также выпускаются специальные коляски, предназначенные для тучных людей (до 300 кг) или пациентов с ампутированными нижними конечностями. Их размеры заметно превышают стандартные и достигают в длину до 175 см и ширину до 81 см.

    Важно! Подбирая коляску для человека с ОФВ, нужно учитывать его массу и размеры тела, чтобы ничто не мешало передвижению и нахождению в ней. Какая она должна быть, полностью обусловлено физическими возможностями и потребностями пациента.

    Характеристика габаритов

    Размеры инвалидной коляски – очень важный момент, который обязательно следует учитывать, прежде чем ее выбирать. Кроме того, необходимо брать во внимание основные параметры человека, который будет ею пользоваться. Чтобы сделать правильный выбор, в результате которого инвалиду не придется ощущать дискомфорт и различные проблемы, связанные с неудобным положением, рекомендуется изначально произвести замер 6 позиций. Сюда входят: ширина и глубина сидения, высота спинки и сиденья, длина ног и высота предплечий.


    Выбор коляски для инвалидов – очень важный аспект

    Существует общепринятые, то есть ГОСТ размеры ИК, рассчитанные на людей средней комплекции. Такое оборудование с легкостью проходит во все двери, ванные комнаты и туалеты, так как оно создано с учетом данных конструкций. Стандартные габариты коляски для инвалидов следующие:

    • длина между передними и задними элементами – 120 см;
    • ширина между колесами или боковыми элементами – 70 см 4 мм;
    • высота от верхней детали до пола – 109 см.

    Ширина сиденья

    Если выбирать с учетом индивидуальных особенностей и характеристик человека, то для взрослых людей коляска изготовляется из расчета размера одежды. Если, например, человек носит одежду до 48 размера, то ширина сиденья должна быть 38 или 40 см.

    • до 52 – 42 см;
    • 54-56 – 43 см;
    • 56-58 – 46 см;
    • до 64 – 50 см.

    При этом не следует забывать, что ширина ИК, превышающая 42 см, значительно снижает ее возможность проходить в лифты, туалеты и другие узкие проемы. Измерение ширины сиденья считается самым важным. Его задача заключается в том, чтобы:

    • обеспечить равномерное распределение массы тела инвалида на максимально широкой и удобной поверхности;
    • облегчить передвижение и предупредить соприкосновение и трение частей тела человека о поручни и боковые стенки;
    • выяснить наиболее возможную ширину ИК с расчетом, позволяющим беспрепятственному маневрированию в ванной комнате, узких дверных проемах и прочих ограниченных пространствах.

    Важно! Неправильный выбор ИК может привести к негативным последствиям для здоровья человека.

    Замеры ширины производятся путем определения расстояния между наиболее удаленными участками подвздошных костей либо бедер при применении сантиметровой ленты. Для данной цели можно установить по бокам две средние по ширине книги и вымерять расстояние между ними. Далее к полученному значению прибавляется 3-5 см, что делается с учетом ношения толстой (зимней или осенней) одежды.

    Следует помнить, что слишком узкое сиденье значительно снизит степень подвижности пациента, так как туловищу будет сложно поворачиваться по оси. А в результате того, что масса тела будет распределяться по малой поверхности, повысится давление на седалищные бугры. Это может вызвать вторичные осложнения, к примеру, такие как возникновение пролежней.

    Чрезмерно широкое сиденье зачастую становится причиной формирования проблем физического характера, а также внешнего. Снижение устойчивости в сидячем положении в обязательном порядке сказывается на нормальном положении тела. Появляются затруднения при поступательном передвижении ИК, и для облегчения передвижения вперед человеку придется пользоваться руками.

    Для контроля соответствия габаритов коляски и размеров человека можно разместить ладони между боковыми стенками кресла-коляски и его бедрами. Если все вымерено правильно, то руки будут размещаться свободно, не ощущая какого-либо давления с обеих сторон.

    Глубина сиденья

    Измерение глубины ИК производится так, чтобы распределение массы тела на бедра и ягодицы не вызывало на седалищные бугры чрезмерного давления. Это поможет предотвратить ухудшение циркуляции крови и лимфы, а также предупредит появление раздражения кожных покровов под коленом. Замеры производят вдоль бедра, начиная от края ягодицы и постепенно доводя до внутреннего коленного сгиба.


    Подбор глубины сиденья

    Для получения правильного размера от данного показателя отнимается 5-7,5 см. При недостаточной глубине сиденья кресла-каталки дополнительный вес будет также распределяться на бедра и ягодицы, что приведет к смещению центра тяжести и росту давления на седалищные бугры.

    Габаритные замеры с такими ошибками в несколько раз повышают опасность выпадения инвалида-колясочника при движении вперед. Излишняя глубина ИК нередко становится причиной давления, которое приводит к ухудшению микроциркуляции тазовых органов и нижних конечностей, а также провоцирует появление раздражения под коленом и на верхнем участке лодыжки.

    Совет! Для контроля соответствия сиденья размерам больного оценивается расстояние между областью под коленом и передним краем сиденья (или обивки). Его ширина не должна быть больше 3-4 пальцев взрослого человека, что равняется примерно 7,5 см.

    Длина ног

    Проведение замеров длины ножной части, так же как высоты самого сиденья, непосредственно связаны между собой, поэтому их следует оценивать в комплексе. Кроме того, нужно помнить, что площадку для размещения ног нужно закрепить в 5 см от пола. Благодаря этому пациент сможет безопасно осуществлять повороты плечами и туловищем.

    Достаточная высота сиденья позволит предотвратить нарушение микроциркуляции и сдавливание в данной зоне. Замеры выполняются от пятки либо края каблука (если человек с ОФВ носит туфли) до уровня бедра.

    Подушка предоставляет дополнительный комфорт и минимизирует давление на кожу. При чрезмерно низком установлении подставки для ног нередко появляются трудности с безопасностью. Инвалиду будет трудно выполнять развороты туловища и плеч – при этом он может даже упасть из ИК.

    Вращающиеся колесики, прикрепленные снизу, способны нанести повреждения голеностопа либо лодыжки в случае свисания стоп при низкорасположенной площадке для ног. Есть риск выпадения из коляски, если она зацепится за какое-либо возвышенное препятствие.


    Рекомендации по выбору высоты спинки

    Высота сиденья

    Цель замера данного параметра заключается в предупреждении давления на наиболее повреждаемые участки, находящиеся в седалищных буграх и под коленом. Кроме этого, правильно вымеренная высота сиденья ИК обеспечит инвалиду возможность достигнуть максимально маневренные условия для передвижения и сохранить его коленные суставы от всевозможных ударов и ушибов.

    Замеры осуществляются посредством прибавления к длине согнутой нижней конечности 5 см. Это позволяет закрепить на безопасном расстоянии от пола подставку. При этом не следует забывать, что каждые 2,5 см увеличения высоты сиденья должны сочетаться с расширением расстояния между поверхностью пола и площадкой для ног.

    Если во время сидения пациент пользуется полиуретановой подушечкой, то ее объем под давлением среднего веса снижается наполовину. Из чего следует, если высота подушки равна 10 см, то при давлении она станет 5 см, поэтому всегда необходимо иметь в виду данный момент. Очень низко расположенное сиденье ИК и подставка для ног – весьма опасно для человека с ОФЗ.

    Поэтому нужно его посадить выше, предварительно подложив на сиденье подушку, и переустановить подставку для ног. В таком случае седалищные бугры избавятся от чрезмерного давления. При несоразмерно высоком закреплении сиденья колени будут задраны вверх, и человеку станет неудобно выполнять различные манипуляции за столом.

    Чтобы выяснить, соответствует ли высота сиденья правилам, нужно ввести два пальца под бедро до глубины второй фаланги, плавно перемещаясь под подушкой или обивкой коляски. В норме такой размер должен не выходить за рамки 3,75-5 см.

    Высота спинки

    Инвалидные кресла часто изготавливаются с низкой спинкой. Высота спинки коляски должна регулироваться в зависимости от физических отклонений человека и его степени активности. Достаточная высота и правильная форма кресла предоставят возможность инвалиду находиться в удобной позе, что также подразумевает его устойчивое положение и комфорт при перемещении.

    При выполнении замеров выясняется высота от подмышечной впадины пациента и поверхности сиденья, при этом руки человек должен вытянуть вперед и приподнять параллельно полу. Для получения верных размеров данного параметра, а именно высоты спинки вместе с обивкой, нужно отнять от результата 10 см. Такая высота позволяет добиться минимальной потребности в поддержке туловища.

    Если пациент нуждается в полной поддержке корпуса, то тогда вымеряется высота от сиденья до требуемой линии поддержки (плечи, шея либо нижняя половина головы). В случае потребности полной поддержки корпуса, как правило, подбирается коляска со спинкой, предоставляющая возможность пациенту отклониться назад, а иногда рекомендуется пользование ИК со спинкой, оснащенной секционной регуляцией высоты.

    Такое приспособление позволяет менять степень поддержки по мере восстановления работоспособности отдельных частей корпуса. Чтобы проверить соответствие высоты спинки у людей, имеющих минимальные отклонения в функционировании туловища, нужно 4 пальца руки уместить между подмышечной впадиной и верхним краем обивки ИК. Данное расстояние должно быть около 10 см.

    Высота подлокотников

    Для сохранения правильной посадки инвалида и обеспечения ему равновесия, требуется уделить не меньшее внимание высоте подлокотников. Их расстояние измеряют от локтя до поверхности сиденья. Затем к полученному результату нужно прибавить 2,5 см.

    При несоразмерно высоких подлокотниках плечи пациента будут приподняты, а это приведет к чрезмерному и скорейшему утомлению мышц. Кроме того, инвалид не сможет пользоваться подлокотником по его прямому предназначению, что станет причиной его неустойчивости в сидячем положении.


    Правила установки подлокотника

    При несоразмерно низком расположении подлокотников инвалид не сможет принять комфортную для себя позу. Он будет вынужден сутулиться, чтобы получить возможность опираться предплечьями. Вследствие согнутого положения человек быстрее устанет, нарушится его равновесие, а также возникнут трудности с дыханием. Подвижность диафрагмы снизится, что приведет к ухудшению дыхательной функции.

    Памятка . Безусловно, выбор коляски для человека с ОФВ достаточно сложное и емкое дело, но пренебрегать вышеуказанными правилами не следует. Благодаря правильному и скрупулезному подходу к приобретению данного средства перемещения можно как обеспечить пациента большей самостоятельностью и маневренностью, так и снизить его и без того небольшой комфорт. Кроме того, не стоит забывать, что в неудобной и выбранной не по размеру коляске у человека могут развиться различные заболевания, которые усугубят его состояние.

    Видео по теме

    Для того чтобы проектировать здания и сооружения с учетом доступа инвалидов-колясочников, необходимо знать:
    - габариты кресла-коляски;
    - параметры инвалида в кресле-коляске.

    В России большинство инвалидов и дома, и на улице обычно используют для передвижения так называемую “комнатную” инвалидную коляску (рис. 4.1). Ширина комнатной коляски, на которой предпочитают передвигаться большинство взрослых инвалидов, составляет около 620 мм. Именно коляска такой ширины с огромным трудом, но все же входит в узкий пассажирский лифт (обычно устанавливаемый в 9-этажных домах). Максимальная ширина коляски составляет 670 мм. Максимальная длина коляски составляет 1100 мм.
    Таким образом, габариты комнатной коляски без человека составляют 670х1100 мм.
    Габариты комнатной коляски с человеком несколько больше. Ширина самой коляски определяется расстоянием между ободами на колесах. Так как комнатная коляска приводится в движение руками инвалида, толкающего обода, то необходимо по бокам коляски дополнительное пространство для рук около 50 мм с каждой стороны (рис. 4.2). Ширина комнатной коляски с человеком составит 770 мм. Если при проектировании дверей ориентироваться только на ширину коляски 670 мм, то коляска в дверь пройдет, но инвалид должен быть в дверях осторожен, чтобы не поцарапать или не повредить кисти рук. По длине комнатная коляска с человеком будет тоже больше за счет выступающих за подножку стоп ног.
    Часть инвалидов для поездки на улицу используют другую коляску – прогулочную (рычажную), которая тоже приводится в действие руками инвалида, но не за обода, а с помощью специальных механических приспособлений-рычагов (см. фото 4.1). Габариты и вес прогулочной коляски больше, чем у комнатной.

    Габариты прогулочной коляски без человека составляют 703х1160 мм.
    Размер прогулочной коляски, как более широкой, примем в качестве габаритов типовой инвалидной коляски без человека.
    Чтобы инвалид на коляске чувствовал себя более ли менее уютно, не задевал при движении стены и косяки, ему необходима достаточная зона для размещения кресла-коляски: ориентировочно 850х1200 мм.
    Однако иногда этой зоны может быть недостаточно. К примеру, некоторые инвалиды не могут передвигаться сами. Значит, необходимо позади коляски предусмотреть дополнительную зону для сопровождающего. Инвалидам, которые хотя и пользуются коляской, но могут вставать на ноги, необходима перед коляской свободная зона. Параметры комфортной зоны для размещения кресла-коляски составят не менее 900х1500.

    Хочу сразу предупредить, что терминология “достаточная зона” и “комфортная зона” для размещения кресла-коляски в нормативной литературе не используется, а придумана мной для удобства объяснения. Цель всех этих рассуждений – объяснить, почему в нормативной литературе одни и те же параметры представлены разными цифрами. На мой взгляд, это определяется только субъективной позицией авторов нормативов. Получив необходимые знания, Вы сможете в каждом конкретном случае иметь свое собственное мнение. Особенно это важно при реконструкции зданий, когда возможности архитекторов по обеспечению доступа инвалидов весьма ограничены.

    Таким образом, для проектирования зданий и сооружений с учетом особенностей инвалидов, передвигающихся при помощи кресла-коляски, можно использовать следующие параметры:

    Ширина коридоров и проходов должна быть достаточной для свободного движения инвалидов, пользующихся креслами-колясками. Ширина зон прохода при различных видах движения представлена в таблице 4.1

    Эта таблица – попытка логического обобщения имеющейся нормативной литературы, в которой логика цифр начисто (!) отсутствует, так как зоны прохода представлены самыми разнообразными цифрами. Но важно то, что “ширина пандуса должна соответствовать основным параметрам проходов” (“Рекомендации…Вып. 1”, стр. 21). Вот почему возникла необходимость в создании унифицированной таблицы. Я думаю, она поможет Вам в каждом конкретном случае самим определить необходимую ширину зоны прохода, коридора или проектируемого пандуса. Но надо помнить одно правило:
    Минимальная ширина коридора, в котором сможет повернуть или развернуться инвалидная коляска, составляет не менее 1200 мм.
    При местном сужении прохода возможно уменьшение его ширины до 0,85 м.
    Что такое “местное сужение прохода”? Например, два участка коридора разделены между собой стеной. Ширина каждого коридора – 1500 мм. Соединяет коридоры между собой открытый проем в стене. Его ширина может быть 850 мм.
    Обращаю ваше внимание, что в таблице дана ширина зон прохода в чистоте. Объекты и устройства (почтовые ящики, укрытия таксофонов, информационные щиты и т. п.), размещаемые на стенах зданий, сооружений или на отдельных конструкциях, а также выступающие элементы и части зданий и сооружений не должны сокращать пространство, необходимое для проезда и маневрирования кресла-коляски. Ни одно препятствие в коридорах не должно перекрывать минимально необходимую ширину прохода. В противном случае необходимо расширить ширину тротуарной дорожки или коридора с учетом возможных препятствий.
    На стр. 42–45 можно увидеть пример неграмотно установленного информационного щита, перекрывающего доступ к пандусу инвалида на коляске, и познакомиться с образцом бездумной установки мусорного контейнера, который не дает инвалиду на коляске подъехать к кнопке вызова.
    При повороте тротуарной дорожки, коридора, пандуса и т. п. на 90° должна соблюдаться минимально необходимая зона для поворота кресла-коляски, приведенная в разделе “Зоны разворота кресла-коляски”. В тупиковой части пешеходных дорожек и коридоров необходимо обеспечить возможность разворота кресла-коляски на 180°.
    Высота прохода до низа выступающих конструкций должна быть не менее 2,1 м.
    Подходы к оборудованию и мебели должны иметь ширину не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90° – не менее 1,2 м.
    При расстановке оборудования в торговом зале необходимо оставлять проходы между стеллажами не менее 0,9 метра.
    Если торговля осуществляется по системе самообслуживания, то на входе ширина одного из турникетов должна быть достаточной для въезда инвалида на коляске. На выходе ширина прохода возле хотя бы одного из контрольных кассовых постов должна быть не менее 1,1 м (минимально допустимая ширина – 0,9 м). Расчетная плоскость этого кассового поста должна быть расположена на высоте, не превышающей 0,8 м от уровня пола.
    В магазинах одежды хотя бы одна из примерочных кабин должна быть шириной не менее 0,9 метра, глубиной 1,2–1,5 метра. Но это минимальные стандарты. В СП 31-102-99 рекомендуется проектировать примерочную кабину с размерами, не менее: площадь – 2,0х1,7 кв.м, высота – 2,1 м, чтобы обеспечить инвалидам необходимый уровень комфорта. Хорошо было бы не забыть поставить во всех примерочных кабинках (или возле них) стул, который будет нужен не только инвалидам на костылях, но и обычным людям. А несколько крючков на разной высоте окажут покупателям незаменимую услугу. В примерочных кабинах для инвалидов необходимо предусматривать небьющиеся зеркала или выполнять противоударное ограждение нижней части зеркала на высоту 0,3 м.
    Хотелось бы посоветовать шире использовать откидные сиденья (в лифтах, в телефонных будках, душевых и т. п.). Они создают дополнительные удобства для людей, передвигающихся с помощью тросточек и костылей, но при этом не сокращают пространство, необходимое для маневрирования инвалида-колясочника.
    Около столов, прилавков и других мест обслуживания, у настенных аппаратов и устройств, которыми пользуются маломобильные посетители, следует предусматривать свободное пространство размерами в плане не менее 0,9х1,5 м.
    Иными словами, необходимо всегда предусматривать свободную зону подхода (к телефону, к пандусу, к двери, к примерочной и т. д.).
    Ширина галерей, а также балконов и лоджий (в санаториях, гостиницах и т. п.) должна быть не менее 1,5 метра в свету. Жилые помещения специализированных жилых зданий и территориальных центров социального обслуживания следует проектировать с балконами (лоджиями) глубиной не менее 1,4 м.

    4.3. Зоны разворота кресла-коляски

    В основе размеров пространства для разворота кресла-коляски лежат параметры инвалида в кресле-коляске.
    Все имеющееся многообразие цифр, определяющих параметры пространства для маневрирования кресел-колясок, систематизировано мною для удобства пользования в виде таблицы 4.2. Замечу, что названия зон в таблице не являются нормативными, а предложены мною для придания таблице логической законченности.

    В зависимости от конкретной ситуации возможны различные варианты устройства площадки для маневрирования коляски перед входной дверью в здание или помещение. Габариты данных площадок зависят не только от вида входных дверей и направления их открывания, но и от направления подъездов к дверям. При проектировании надо помнить габариты инвалида в кресле-коляске (850 х 1200 мм) и знать требования по глубине площадок и тамбуров (СНиП 2.08.02-89*, п.4.7.):
    Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании “от себя” должна быть не менее 1,2 м, а при открывании “к себе” – не менее 1,5 м.
    Следовательно, можно вывести “золотое правило” на все случаи жизни:
    Глубина площадки перед входной дверью и глубина тамбура не могут быть меньше 1,2 м.
    Сразу замечу, что такая глубина необходима не только для маневрирования инвалидов на креслах-колясках, но и для обычных людей. Рассмотрим это на конкретных примерах.
    Если глубина узкой площадки перед входной дверью всего 600 мм, а полотно распашной двери – 900 мм, то человек, открывающий дверь, должен сначала подняться по ступенькам на площадку, а затем, открывая дверь и пятясь назад, спуститься (!) на одну-две ступеньки, так как полотно распахнутой двери будет фактически нависать над верхними ступеньками лестницы. А как быть при этом с детской коляской, если по лестнице поднимается женщина с маленьким ребенком? Из этого можно сделать вывод: глубина и ширина площадки перед входной дверью должна быть не меньше ширины открываемого полотна дверей (рис. 4.3).

    Для того чтобы на такой узкой площадке (рис. 4.3) человеку при открывании дверей не приходилось спускаться назад на ступеньки, глубина площадки должна быть еще дополнительно увеличена приблизительно на 300 мм (рис. 4.4). Общая глубина площадки составит 1200 мм.
    Но и эта более глубокая площадка имеет существенный недостаток. Заключается он в том, что при открывании дверей человеку все равно придется пятиться назад по площадке. Чтобы решить эти проблемы, необходимо расширить площадку со стороны ручки двери.
    На рис. 4.5 показаны недопустимый и правильный варианты установки дверей. Минимальное расстояние от двери до угла должно быть не менее – 300 мм. Этой зоны хватает для размещения сбоку от двери обычного человека.
    Если же дверь, расположенную от угла на расстоянии 300 мм, будет открывать инвалид на коляске, то глубина площадки должна быть больше – не менее 1700 мм!
    Можно расстояние от угла до двери увеличить до 500 мм. Тогда для маневрирования кресла-коляски будет достаточно обычной глубины площадки – 1500 мм. Именно поэтому, наверное, в нормативах нет упоминания о 300 мм, а говорится о 500 мм, но немного в другой форме:
    Для дверей, расположенных в углу коридора или помещения, расстояние от ручки до боковой стены должно быть не менее 0,6 м.

    Таким образом, размеры площадки перед входом должны быть такими, как на рис. 4.6.
    Минимальная площадь тамбуров при входах в здания и сооружения должна устанавливаться в соответствии с возможностью беспрепятственного проезда и поворота инвалида на кресле-коляске. Габариты тамбура зависят от расположения дверей и направления их открывания.
    На рис. 4.7 представлены для примера размеры тамбура при открывании двери внутри тамбура наружу на себя. Если расстояние от двери до стены Вы захотите уменьшить с 500 до 300 мм, то глубину тамбура Вам придется увеличить на 300 мм до 1800–2000 мм. Размеры входных площадок при оборудовании у входа одновременно лестницы и пандуса рассмотрены в разделе “Пандусы”.




    Самое обсуждаемое
    Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
    Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
    К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


    top