Разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации. Новый порядок разработки ипра: что изменилось? Новый порядок установления инвалидности

Разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации. Новый порядок разработки ипра: что изменилось? Новый порядок установления инвалидности

Индивидуальная программа реабилитации - (ИПР) это документ, разработанный на основе нормативно правовых актов медико-социальной экспертизой (МСЭ) и включающий комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) может быть выдана гражданину (его законному представителю) по его желанию в виде бумажного и/или электронного документов.

Выдается в федеральных учреждениях МСЭ.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), оформленная в виде бумажного документа, должна быть подписана руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро), заверена печатью и может быть выдана на руки или направлена почтовой связью гражданину (его законному представителю).

Электронный документ оформляется с электронной цифровой подписью и направляется гражданину с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

В случае утраты индивидуальной программы реабилитации, ее копия может быть выдана инвалиду (или его законному представителю) в бюро (составе) МСЭ, которое разрабатывало ИПР.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н с изменениями и дополнениями от 3 июня 2013 г утверждена Карта ИПР . Карта ИПР включает следующие разделы: индивидуальные сведения об инвалиде (анкетные данные, сведения об образовательном уровне, о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе, о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности), медицинская реабилитация; социальная реабилитация; профессиональная реабилитация или психолого-педагогическая реабилитация (для детей); технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

Индивидуальная программа реабилитации разрабатывается при проведении МСЭ по итогам комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем Федерального или главного бюро.

Специалисты Федерального или главного бюро обязаны объяснить инвалиду или его законному представителю цели, задачи, прогнозируемые результаты и социально-правовые последствия реабилитационных мероприятий и сделать соответствующую запись в акте освидетельствования о дате проведения собеседования.

Разработка ИПР осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на МСЭ медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину.

ИПР может быть разработана на 1 год, 2 года и бессрочно, индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и до достижения гражданином возраста 18 лет. При необходимости внесения дополнений или изменений в ИПР оформляется новое направление на МСЭ и составляется новая карта ИПР.

Замена технических средств реабилитации по истечении установленного срока пользования в период действия ИПР осуществляется исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида при наличии заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации.

В случае несогласия с решением бюро о рекомендуемых реабилитационных мероприятиях инвалид или его законный представитель могут обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006 год, № 9, ст. 1018; 2008, № 15, ст. 1554).

ИПР является важным механизмом реабилитации инвалида, призванный обеспечивать учёт индивидуальных потребностей с помощью государства. ИПР необходим инвалидам при поступлении в ВУЗы и ССУЗы, а также при постановке на учет на бирже труда в качестве безработного. ИПР необходима при получении технических средств реабилитации, реабилитационных услуг. В карте ИПР прописаны специальные индивидуальные условия, необходимые для инвалида в учебном заведении или на месте труда.

Кроме того, в качестве исполнителя в карте ИПР можно указать не только государственную организацию, но и ту организацию, которая оптимально и наиболее качественно окажет необходимые реабилитационные услуги. В этом случае, государство обязано возместить ваши затраты, потраченные на реабилитационные услуги или приобретение технических средств реабилитации, указанных в карте ИПР.

Для оформления карты ИПР следует обратиться в местное отделение Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) - структуры, сформированной на базе прежних ВТЭКов (т.е. там, где выдаются свидетельства об инвалидности). БМСЭ находятся в районной поликлинике. Однако некоторые инвалиды «приписаны» к местным специализированным районным бюро МСЭ и должны обратиться для получения ИПР именно в эти структуры.

Прежде всего, надо отметить, что в ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, которые предоставляются бесплатно за счет средств государства, так и те, которые оплачивает сам инвалид. По закону бесплатно предоставляются те технические средства и услуги, которые включены в федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду , утвержденный Правительством, и зачастую их не достаточно для удовлетворения потребностей инвалида.

Вопрос о компенсации понесённых вами расходов органами соцзащиты рассматривается только в случае, если организации или специалисты, оказывающие платные реабилитационные услуги, получат деньги с оформлением отношений и проводят плату за занятия через бухгалтерию или выдают расписку об оплате. За компенсацией следует обращаться в территориальный орган ФСС с заявлением о выплате компенсации. Компенсация выплачивается на основании заявления самого человека с инвалидностью либо его законного представителя о возмещении расходов. Вместе с заявлением прикладываются копии документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им копии документов (документа, удостоверяющего личность; ИПР инвалида; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС); копии квитанций (расписок) об оплате услуг, договоров об оказании услуг, копии право подтверждающих документов исполнителя. Выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом в срок 1 месяц с момента даты принятия соответствующего решения.

По материалам статьи “Индивидуальная программа реабилитации: благие намерения и реальность” http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/vw-832/ , сайта Федерального казённого учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

ЧТО ТАКОЕ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ (АБИЛИТАЦИИ) ИНВАЛИДА (ИПРА)?

Реабилитация инвалида - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Индивидуальная программа реабилитации (абилитации) инвалида (ИПРА) - это комплекс мер по реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) который разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).
В ИПРА должен быть включен весь спектр реабилитационных мероприятий включая технические и иные средства реабилитации, реабилитационные услуги, объёмы, сроки и их исполнители. Данные мероприятия необходимы инвалиду для ведения полноценной независимой жизни.
ИПРА инвалида является обязательной для исполнения уполномоченными органами (Фонд Социального страхования РФ, Департамент социальной защиты населения г. Москвы, тел.: 690-11-92).

Важно понимать , что грамотное оформление Индивидуальной программы реабилитации предоставляет инвалиду (ребенку-инвалиду) широкие возможности в получении необходимых технических средств реабилитации, протезно-ортопедических изделий и реабилитационных услуг для ведения им полноценной жизни и для его интеграции в социально-культурную среду, поэтому необходимо уделить этому вопросу особое внимание.

ЗАЧЕМ НУЖНА ИПРА?

Индивидуальная программа реабилитации (ИПРА) носит для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
Однако нужно помнить, что ИПРА - это не просто список необходимых технических средств реабилитации. ИПРА включает в себя все мероприятия, необходимые инвалиду, начиная с медицинской и заканчивая социальной реабилитацией, направления на санаторно-курортное лечение, профессиональное обучение, социальную адаптацию и другие мероприятия, необходимые инвалиду для полноценной реабилитации.
Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает уполномоченный орган от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации за самостоятельно приобретенное изделие.
Финансирование реабилитационных мероприятий указанных в ИПРА осуществляется за счет средств Федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
За счет средств федерального бюджета происходит финансирование реабилитационных мероприятий, предоставление технических средств и оказание услуг, входящих в федеральный перечень. За счет средств региональных бюджетов может финансироваться проведение реабилитационных мероприятий, предоставление технических средств и оказание услуг, определенных в ИПРА, но не входящих в федеральный перечень.
Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или, если инвалид приобрел соответствующее средство, либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере, определенном Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 г. № 57Н «Об утверждении порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации».

КАК ОФОРМИТЬ ИПРА?

Шаг 1.
Для получения ИПРА необходимо обратиться на Московское протезно-ортопедическое предприятие, где Вы получите бесплатную консультацию и Вам назначат техническое средство реабилитации, а также медико-техническое заключение. Застрахованным лицам необходимо иметь также акт о несчастном случае по форме Н1.

Шаг 2.
Обратиться в поликлинику по месту жительства для получения направления (форма 088/у-06). Застрахованным лицам также должны оформить заключение клинико-экспертной комиссии.

ВНИМАНИЕ‼

Проконтролируйте, чтобы врачи в Вашей поликлинике наиболее полно прописали пакет мер по реабилитации в справке №088/у-06.

Шаг 3.
Вам необходимо будет определить группу инвалидности и оформить индивидуальную программу реабилитации (ИПРА) и программу реабилитации пострадавшего. Это Вы сможете сделать в Бюро медико-социальной экспертизы вашего района.

ВНИМАНИЕ‼

Проконтролируйте, чтобы в ИПРА были вписаны следующие пункты в части раздела технической реабилитации (при протезировании и ортезировании):
Протез /ортез
Ремонт протеза /ортеза
Купальный протез
Чехлы на культю х/б, чехлы на культю шерстяные
Чехлы на культю из полимерного материала
Ортопедическая обувь/обувь на протез/аппарат
Костыли
Трость

ПРИ ПОСЕЩЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЙ МСЭ С СОБОЙ НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

1) Подлинник и копию паспорта
2) Детям до 14 лет свидетельство о рождении
3) Справку об инвалидности
4) Индивидуальная программа реабилитации (в случае, если Вы повторно оформляете ИПРА в связи с окончанием срока ее действия)
5) Справку от участкового (или лечащего) врача о Вашем диагнозе.

Застрахованным пациентам нужно обратиться в Фонд социального страхования Российской Федерации, и получить направление для предоставления технического средства реабилитации. Жители Москвы могут это сделать в филиале №39, а проживающие на территории московской области – в филиале №45.

Если у Вас нет возможности оформить индивидуальную программу реабилитации, программу реабилитации пострадавшего, и также Вы не являетесь гражданином Российской Федерации, то Вы можете приобрести техническое средство реабилитации за свой счет, не оформляя никаких документов!



Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29 ноября 2004 г. N 287 «Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» была утверждена единая форма ИПР, которая включает следующие разделы:

Медицинская реабилитация;

Социальная реабилитация;

Профессиональная реабилитация;

Психолого-педагогическая реабилитация.

Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций человека до социально значимого уровня. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи.

Медицинская реабилитация включает в себя:

1. Восстановительную терапию:

Механотерапия;

Физиотерапия;

Кинезотерапия;

Иглорефлексотерапия;

Грязе- и бальнеотерапия;

Традиционная терапия;

Трудотерапия;

Предоставление логопедической помощи и др.

2. Реконструктивную хирургию:

Методики косметологии;

Органо-защищающая и органовосстановливающая хирургия.

3. Протезно-ортоnедическую помощь, включающую предоставление протезов,

ортопедических и других вспомогательных средств, в том числе необходимую подгонку, ремонт и замену, а также обучение обращению с ними.

4. Обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации:

Мочеприёмники;

Калоприёмники;

Слуховые аппараты;

Предоставление информационных услуг по вопросам медицинской реабилитации.

5. Санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов осуществляется

органами социальной защиты населения; инвалидов, нуждающихся в лечении в специализированных противотуберкулезных санаториях - органами здравоохранения; работающих инвалидов - по месту работы из средств Фонда социального страхования.

6. Медико-социальный патронаж семьи, имеющей инвалида, куда вносится запись

«нуждается» или «не нуждается» согласно заключению бюро МСЭ. Патронаж заключается в регулярном посещении жилища семьи, имеющей инвалида, социальными работниками, оказании ими необходимой экономической, материально-бытовой помощи, а также совершении элементарных медицинских манипуляций, например, измерение давления, массаж и т. д.

Включает:

1. Информирование и консультирование по вопросам реабилитации.

2. Оказание юридической помощи.

3. Социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи, имеющей инвалидов.

4. Адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности:

При выполнении процедур личной гигиены;

Приспособления в одежде и обуви для самостоятельного облачения;

При приготовлении и употреблении пищи;

При уборке помещения, мойке посуды, стирке белья;

Навыки самообслуживания;

Навыки передвижения;

Навыки ориентации в среде обитания;

Навыки личной безопасности;

Навыки общения, в т. ч. с помощью технических средств;

Умение самостоятельно проводить меры по предупреждению развития своей болезни, грамотно применять личные медицинские технические средства самоконтроля, восстановление функций;

Помощь в создании семьи, обучение семейным и супружеским отношениям;

Обучение приготовлению пищи (в т. ч. индивидуальной диете);

Обеспечение информацией по жизненно важным вопросам;

5. Потребность в технических средствах реабилитации:

Личные средства для передвижения (трости, костыли, коляски, автотранспорт и т. д.);

Технические средства и приспособления для самообслуживания;

Технические средства и приспособления для приготовления пищи;

Технические средства для обучения и трудовых занятий (специальная мебель, манипуляторы, приборы, оборудование);

6. Психологическая реабилитация, направленная на воспитание уверенности в своих силах, целеустремлённости, совершенствование положительных качеств, жизненного оптимизма, а также психотерапевтическая помощь, направленная на коррекцию отношений субъекта с окружением.

7. Социокультурная реабилитация:

Посещение друзей, родственников, знакомых, зрелищных учреждений и мест отдыха, учреждений культуры;

Обеспечение специальными устройствами для досуговых занятий (устройства для чтения, игровые компьютеры, специальные развивающие игры и пр.);

8. Реабилитация средствами физической культуры и спорта:

Занятия доступными видами спорта;

Оказание содействия во взаимодействии со спортивными организациями;

Профессиональная реабилитация инвалида - это процесс и система восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.

Программа профессиональной реабилитации включает в себя следующие мероприятия и услуги:

1. профессиональную ориентацию;

З. профессиональное обучение (переобучение);

4. содействие в трудоустройстве;

5. технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда

Психолого-педагогическая реабилитация (заполняется на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет), в который должны войти рекомендации по дошкольному, основному, полному общему и профессиональному образованию, по коррекционной работе.

Данный раздел включает в себя следующие мероприятия и услуги:

1. Получение дошкольного воспитания и обучения. Вносится запись о конкретном типе (виде) дошкольного образовательного учреждения.

2. Получение общего образования. Указывается уровень (начальное, среднее), тип образовательного учреждения (обычное, общеобразовательное, специальная группа обычного общеобразовательного учреждения, специальное (коррекционное) общеобразовательное) и формы обучения.

3. Психолого-педагогическая коррекционная работа. Вносится запись о видах психолого-педагогической коррекции (коррекция речевых недостатков, эмоционально-волевых нарушений и др.).

4. Технические средства реабилитации для обучения. Указывается перечень технических средств реабилитации.

5. Социально-педагогический патронаж семьи, имеющей ребенка-инвалида.

Ниже будет более подробно рассказано о том, как реализовать свое конституционное право на образование через механизм ИПР.

Любая реабилитационная программа содержит сведения об исполнителе реабилитационного мероприятия, сроке, в течении которого должно осуществляться рекомендованное мероприятие, а также отметке о выполнении мероприятий.

По окончании срока выполнения ИПР делается письменное заключение с оценкой

ее результатов по всем сформированным реабилитационным программам:

1. Оценка результатов медицинской реабилитации;

2. Оценка результатов профессиональной реабилитации;

3. Оценка результатов социальной реабилитации;

4. Оценка результатов психолого-педагогической реабилитации;

5. Особые отметки о реализации ИПР.

Очень важным является вопрос о том, за какие реабилитационные услуги, технические средства реабилитации, положенные инвалиду в соответствии с ИПР, платит государство, и за какие сам инвалид. В ФЗ №181-ФЗ говорится: «Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности». Таким образом, ИПР может включать реабилитационные мероприятия, услуги и технические средства реабилитации, которые предоставляются как за счет государства, так и оплачиваются самим инвалидом самостоятельно.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Федеральные органы власти ограничивают свои обязательства, гарантируя инвалидам проведение только тех реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, которые предусмотрены Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, утвержденным Правительством Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. №2347-р. Необходимо отметить, что перечень крайне скудный. Впечатление такое, что его составлял финансист, а не специалист, который знает, что необходимо людям с нарушениями физиологии. Утвержденные государством 26 позиций не способны удовлетворить потребности инвалидов. В нем представлены следующие позиции.

Реабилитационные мероприятия:

1. Восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).

2. Реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).

3. Санаторно-курортное лечение.

4. Протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов.

5. Обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации).

Технические средства реабилитации

6. Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.

7. Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.

8. Протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы.

9. Ортопедическая обувь.

10. Противопролежневые матрацы и подушки.

11. Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов.

12. Специальная одежда.

13. Специальные устройства для чтения “говорящих книг”, для оптической коррекции слабовидения.

14. Собаки-проводники с комплектом снаряжения.

15. Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом.

16. Сигнализаторы звука световые и вибрационные.

17. Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.

18. Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.

19. Телефонные устройства с текстовым выходом.

21. Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).

22. Абсорбирующее белье, памперсы.

23. Кресла-стулья с санитарным оснащением.

Услуги

24. Ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия.

26. Предоставление услуг по сурдопереводу.

В дополнение к Федеральному перечню Самарской областью был принят региональный перечень, вводящий еще 29 наименований технических средств реабилитации, которые может получить инвалид. Так, Постановлением Правительства Самарской области от 15 марта 2006 г. №24 был утвержден Перечень вспомогательных технических средств реабилитации, в том числе изготовленных по индивидуальному заказу, выдаваемых инвалидам бесплатно за счет средств областного бюджета.

Специальные средства для ухода, быта и досуга

1. Сиденье-надставка унитаза с фиксирующим приспособлением.

2. Надкроватный столик.

3. Изголовье регулируемое.

4. Приспособление для чистки и нарезания продуктов.

5. Специальные ложка, вилка, нож.

6. Специальная насадка на ложку, вилку, нож.

7. Средство для открывания банок и бутылок.

8. Специальный нескользящий коврик под посуду.

9. Набор посуды для слепых.

10. Специальная разделочная доска с фиксацией различных продуктов.

11. Сиденье для ванны (деревянное со спинкой (без спинки), мягкое со спинкой (без спинки), анатомической формы.

12. Стульчик для ванной.

13. Подставка к ванне.

14. Нитковдеватель, иглы.

15. Тканевая складная ванна-простыня.

Специальные средства для ориентирования, общения и обмена информацией

16. Грифель для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля.

17. Бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля.

18. Прибор для плоского письма.

19. Часы-будильник с синтезатором речи.

20. Часы с рельефным обозначением.

21. Телефонный аппарат с усилением звука.

22. Азбука разборная.

23. Диктофон для незрячих.

24. Калькулятор с синтезатором речи.

25. Магнитная доска для обмена информацией.

Специальные средства передвижения

26. Специальная доска для пересадки.

27. Подъемник (стационарный или передвижной).

28. Вертикализатор.

29. Ходунки.

Помимо собственно реабилитационных мероприятий, услуг и технических средств реабилитации, специалистами бюро напротив соответствующего реабилитационного мероприятия, услуг, технических средств реабилитации в графе «Исполнитель» должно быть указано конкретное учреждение, предприятие, организация, ответственные за исполнение соответствующего мероприятия, предоставление услуги или технического средства реабилитации. Вопрос об исполнителе является одним из ключевых моментов грамотного заполнения ИПР. Повторюсь: исполнитель указывается в графе напротив каждого реабилитационного мероприятия.

Инвалиду или его законному представителю следует помнить, что задачей реабилитации в соответствии с требованиями ст. 9 ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ” является устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных инвалидностью. Поэтому в качестве исполнителей ИПР следует выбирать те организации, либо тех лиц, которые справятся с поставленной задачей наилучшим образом.

Небезынтересным в практическом смысле является вопрос о том, могут ли негосударственные учреждения, предприятия, организации выступать в качестве исполнителей ИПР. Анализ законодательства и правоприменительной практики отстаивания прав инвалидов в судах свидетельствует о том, что ими могут выступать как государственные, так и негосударственные юридические лица.

Так, ст. 11 Закона говорит о том, что «инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации». Из этого следует, что инвалид (или его законный представитель) может выбрать исполнителя ИПР по своему усмотрению. Критерием выбора исполнителя мероприятий в рамках ИПР является возможность полноты реализации программы с его помощью. Исходя из этого, исполнителем ИПР может стать как государственная, так и негосударственная организация, способная наиболее успешно реализовать разработанную инвалиду учреждениями МСЭ программу.

Однако на практике бюро МСЭ или другой орган в качестве исполнителей ИПР предлагают одно или ряд конкретных государственных учреждений, которые, по их мнению, предоставляют необходимые услуги или средства реабилитации, и отказываются указывать в качестве исполнителей негосударственные организации.

При заполнении данной графы важно также обращать внимание на то, чтобы в качестве исполнителей указывать конкретные организации (скажем, муниципальное общеобразовательное учреждение №142, а не просто общеобразовательное учреждение). Поэтому для начала можно (заказным письмом по почте) запросить потенциальных исполнителей о возможности получения услуг в рамках ИПР на их базе.

После прохождения курса реабилитации или предоставления технических средств организация - исполнитель ИПР делает отметку о выполнении мероприятий в карте ИПР.

В соответствии с Законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (ст. 11) ИПР “является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности”. Это значит, что государственные организации и учреждения, статус которых позволяет способствовать реализации ИПР, не имеют права отказаться от её исполнения.

Вне зависимости от положительного решения органов МСЭ вы имеете право проходить рекомендованный ИПР курс реабилитации в том учреждении, которое подходит именно вам.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” ИПР инвалида должна включать в себя не только виды, формы, объемы, но и сроки реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Как уже говорилось, ИПР составляется сроком на 1 год.

В заключении отмечу, что в целом формат карты ИПР соответствует современным представлениям о реабилитации инвалидов.

Оставлен Лизавета Вс, 23/04/2017 - 00:00

Описание:

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА) – это очень важный, разработанный на основе нормативно-правовых актов медико-социальной экспертизы документ, включающий в себя комплекс оптимальных для человека с инвалидностью реабилитационных мероприятий. В их числе – отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей человека с инвалидностью к выполнению определенных видов деятельности.

Дата публикации:

21/04/17

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА ) – это очень важный, разработанный на основе нормативно-правовых актов медико-социальной экспертизы документ, включающий в себя комплекс оптимальных для человека с инвалидностью реабилитационных мероприятий. В их числе – отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей человека с инвалидностью к выполнению определенных видов деятельности.

Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации и абилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и услуги, необходимые человеку с инвалидностью для ведения полноценной независимой жизни.

Карта ИПРА разрабатывается на основе решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, поэтому с просьбой о заполнении ИПРА следует обращаться в то место, где гражданин получал или будет получать справку об инвалидности, а именно в местное отделение Бюро медико-социальной экспертизы.

С 1 января 2016 года вступил в действие новый «Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм», утвержденный Приказом Минтруда России от 31.07.2015 № 528н . Указанным Приказом приняты новые формы индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которые теперь называются иначе.

В форме индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА – вместо прежней ИПР! ) появились новые разделы:

  • физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом;
  • раздел, посвященный техническим средствам реабилитации (ТСР) разделен на два самостоятельных раздела:

ТСР и услуги по реабилитации, предоставляемые ребенку-инвалиду за счет средств федерального бюджета (обращаем внимание, что в отношении указанных ТСР отдельно выделена графа о нуждаемости ребенка-инвалида в сопровождении к месту нахождения организации, в которую выделено направление для получения ТСР);

ТСР, предоставляемые ребенку-инвалиду за счет средств бюджета субъекта РФ, за счет средств ребенка-инвалида либо других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

  • виды помощи, оказываемые ребенку-инвалиду в преодолении барьеров, мешающих получению им услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами, организациями, предоставляющими услуги населению. Перечень видов помощи открытый, может быть заполнен в зависимости от потребности ребенка;
  • мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации (ранее в ИПР ребенка-инвалида такого раздела не было, он содержался только в ИПР взрослого инвалида).

Разделы, указанные в пунктах 1, 2, 3, вошли и в ИПРА инвалида (для взрослых).

Главное изменение – в порядке реализации ИПРА.

Теперь в графе ИПРА «Исполнитель» указывается орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствующей сфере деятельности и региональные отделения Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида.

В указанные органы бюро МСЭ будет направлять выписки из ИПРА:

а) по медицинской реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья;

б) по профессиональной реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения;

в) по психолого-педагогической реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования;

г) по социальной реабилитации или абилитации в части обеспечения техническими средствами реабилитации (ТСР), предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета (в случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по обеспечению инвалидов (детей-инвалидов) ТСР субъектам Российской Федерации), за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения;

д) по физкультурно-оздоровительным мероприятиям, занятиям спортом – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта;

е) по обеспечению ТСР, предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, – в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Орган исполнительной власти или отделение ФСС РФ в 3-дневный срок от даты поступления выписки должен организовать работу по разработке перечня реабилитационных или абилитационных мероприятий с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий. Исполнителями мероприятий указываются организации, осуществляющие деятельность по реабилитации или абилитации инвалидов.

Формат карты ИПРА

Актуальная на сегодняшний день новая форма ИПРА была утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 июля 2015 г. N 528н «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации человека с инвалидностью, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».

Карта ИПРА подразделяется на несколько частей. Начинается она с основных персональных сведений о человеке с инвалидностью. Этот раздел, помимо анкетных данных, включает в себя сведения: об образовательном уровне (общем и профессиональном), о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была), о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности и жизнедеятельности в принципе. Также добавлены пункты для дополнительной информации, рассчитанной на неграждан и лиц без гражданства, инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, а также лиц без определенного места жительства и информация о законном (уполномоченном) представителе инвалида. Также указывается срок, на который оформлена ИПРА. На основании объективных данных делается экспертное заключение и формируется реабилитационная программа.

Карта ИПРА включает следующие разделы:

  • Мероприятия медицинской реабилитации или абилитации;
  • Мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации;
  • Мероприятия социальной реабилитации или абилитации;
  • Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

В новой форме ИПРА – индивидуальная программа реабилитации или абилитации, которая вступила в силу 1 января 2016 г., добавлены разделы:

  • физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом (выделено отдельно от социальной реабилитации);
  • ТСР, предоставляемые человеку с инвалидностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и других источников;
  • виды помощи, оказываемые человеку с инвалидностью в преодолении барьеров.

В ИПРА для детей с инвалидностью добавлен раздел “Психолого-педагогическая реабилитация”, куда вносятся заключения об отсутствии или наличии противопоказаний для обучения по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательных организациях высшего образования, и раздел “Товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество, на приобретение которых могут направляться средства материнского (семейного) капитала”.

Медицинская реабилитация людей с инвалидностью осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека.

Раздел “Медицинская реабилитация” включает:

1. Восстановительную терапию;

2. Реконструктивную хирургию;

3. Протезирование и ортезирование;

4. Санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов.

В разделе “Социальная реабилитация” предусмотрены:

1. Социально-средовая реабилитация и абилитация;

2. Социально-педагогическая реабилитация;

3. Социально-психологическая реабилитация;

4. Социокультурная реабилитация;

5. Социально-бытовая адаптация;

6. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.

Раздел “Профессиональная реабилитация” (процесс и система восстановления его конкурентоспособности на рынке труда) включает:

1. Профессиональную ориентацию;

2. Профессиональное обучение/переобучение;

3. Содействие в трудоустройстве;

4. Производственную адаптацию.

Программа психолого-педагогической реабилитации для детей до 18 лет включает следующие мероприятия:

2. Психологическую помощь, оказываемую в образовательной организации;

3. Профессиональную ориентацию, оказываемую в образовательной организации.

Как внести изменения в карту ИПРА

При необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации и абилитации человека с инвалидностью, оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации и абилитации. Найти БМСЭ можно в вашей районной поликлинике, хотя они на данный момент подведомственны Министерству труда и социального развития РФ. Впрочем, не все люди с инвалидностью «приписаны» к местным районным бюро МСЭ. Как правило, имеющие инвалидность по зрению приписаны к специализированным глазным бюро МСЭ и должны получать ИПРА именно там. Кроме того, граждане, имеющие психические и интеллектуальные особенности, также проходят через специализированные МСЭ. Такие специализированные МСЭ, как правило, находятся при психиатрических больницах.

Разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) состоит из следующих этапов:

а) проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики;

б) оценка реабилитационного потенциала;

в) определение реабилитационного прогноза и мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих человеку с инвалидностью восстановить (сформировать) или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний, социальным статусом и реальными возможностями социально-средовой инфраструктуры.

ИПРА составляется в двух экземплярах: один выдается человеку с инвалидностью или его законному, уполномоченному представителю на руки, о чем делается запись в журнале выдачи ИПРА, второй – приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.

ИПРА, оформленная в виде электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро (главного или Федерального) или уполномоченного заместителя руководителя главного бюро (Федерального), простой электронной подписью (при ее наличии) человека с инвалидностью/его законного или уполномоченного представителя и направляется человеку с инвалидностью/его законному или уполномоченному представителю с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

При отсутствии простой электронной подписи ИПРА у человека с инвалидностью или его законного или уполномоченного представителя, оформленная в виде электронного документа подпись распечатывается на бумажном носителе.

Что дает человеку с инвалидностью заполнение ИПРА

ИПРА – это основной механизм реабилитации человека с инвалидностью. Она призвана обеспечивать учет индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки.

В настоящее время очень многие моменты реабилитационного процесса эффективнее решаются и регулируются с представителями власти на всех уровнях при наличии у человека с инвалидностью ИПРА. Например, сейчас вузы и ссузы при приеме документов от абитуриентов с инвалидностью всегда требуют ИПРА; ни один человек с инвалидностью не может встать на учет на бирже труда в качестве безработного без заполненной ИПРА, включающей трудовые рекомендации. Следовательно, без ИПРА будет сложно получить образование, бесплатно приобрести новую профессию, а затем и получить работу. С помощью ИПРА можно получить некоторые необходимые вам технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, в ИПРА могут быть прописаны специальные условия, которые должны для вас создать в том учебном заведении, где вы учитесь, или в той организации, где вы работаете. В общем, сформированная ИПРА – это один из важных механизмов решения проблем гражданина и реализации его прав.

Надо отметить, что государство не всегда может предоставить необходимую гражданину реабилитационную услугу. ИПРА содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые человеку с инвалидностью бесплатно в соответствии с Федеральным перечнем технических средств и услуг, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам человек с инвалидностью либо другие лица или организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если гражданин уже оплатил реабилитационные услуги или приобрел технические средства реабилитации, указанные в карте ИПРА и входящие в Федеральный перечень, государство обязано возместить его затраты.

Процедура заполнения карты ИПРА

В Положении о признании лица человеком с инвалидностью, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с изменениями и дополнениями от 4 сентября 2012 г.) сказано, что ИПРА должна быть разработана после установления инвалидности автоматически, без всяких заявлений. В более ранней версии постановления присутствовал даже срок в 30 дней с момента признания гражданина инвалидом.

Однако сейчас на практике часто бывает, что инвалидность установлена до внедрения ИПРА и бессрочно, или гражданину необходимо просто переоформить ИПРА или внести недостающие записи в нее. В этом случае для получения ИПРА необходимо обратиться к своему лечащему врачу с просьбой дать направление в бюро МСЭ для оформления ИПРА, затем подать направление и заявление следующего образца в двух экземплярах в бюро МСЭ. Учтите, что за разработкой ИПРА можно обращаться в бюро МСЭ не только в период переосвидетельствования. Карта ИПРА может составляться ежегодно, раз в два года или без указания срока (бессрочно) и до 18 лет для детей информация об этом находится в самой ИПРА. Срок действия ИПРА не обязательно привязан к сроку, на который установлена инвалидность. ИПРА должна быть разработана не позднее месячного срока со дня подачи письменного заявления.

Однако, иногда специалисты БМСЭ предлагают родителям детей с инвалидностью или самим совершеннолетним людям с инвалидностью подписать отказ от составления индивидуальной программы реабилитации, мотивируя этот шаг нецелесообразностью, неэффективностью реабилитации либо отсутствием технических средств, услуг, материальных ресурсов, необходимых для исполнения ИПРА. Подобное требование со стороны органов МСЭ противозаконно.

Как поступать в случае противоречий с БМСЭ по заполнению карты ИПРА?

Человек с инвалидностью должен расписаться в самой ИПР, выражая тем самым согласие со списком предложенных реабилитационных мероприятий. В случае несогласия с содержанием ИПРА (не все рекомендации учтены или указан не тот исполнитель) в графе для подписи необходимо написать: “С содержанием карты ИПРА не согласен” и указать причину. Действия и решения бюро МСЭ человек с инвалидностью может обжаловать путем подачи заявления в Главное бюро МСЭ региона. Заявление подается через районное бюро.

На основании обследования и бесед с лицом с инвалидностью делается заключение по спорным вопросам. Если претензии обоснованы, то формируется новая карта ИПРА с новыми рекомендациями, подписывается председателем экспертной комиссии и заверяется печатью ГБМСЭ региона. Решение ГБМСЭ региона может быть в месячный срок обжаловано в федеральное бюро медико-социальной экспертизы, а далее в Министерство труда и социального развития. На любой стадии этого процесса можно обратиться в суд. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации человека с инвалидностью, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем технических средств, предоставляемых человеку с инвалидностью. Эта формулировка из Закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, но она не совсем корректна: имеется в виду, что предусмотренный объем должен быть предоставлен бесплатно.

Человек с инвалидностью или его законный представитель может отказаться от ИПРА в целом или от реализации отдельных ее частей. Это освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, от ответственности за ее исполнение и лишает человека с инвалидностью права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Выбор исполнителя ИПРА

Иногда особо важным пунктом при заполнении карты ИПРА является выбор ее исполнителей. Исполнитель указывается в графе напротив каждого реабилитационного мероприятия.

В связи с новой формой ИПРА немного меняется порядок указания исполнителя того или иного реабилитационного мероприятия. Раньше исполнителя всегда указывало бюро МСЭ, сейчас МСЭ указывает лишь часть исполнителей. Например, при обеспечении техническими средствами реабилитации (ТСР) его указывает исполнительный орган фонда социального страхования или органы социальной защиты как в Москве. Также исполнителей некоторых других мероприятий указывается местный орган соц. защиты или образовательное учреждение (без конкретизации). Но в случае, когда прописан конкретный исполнитель, обратиться к другому будет проблематично. Поэтому прописывать конкретного исполнителя стоит только, когда вы точно уверены в добросовестном, своевременном и качественном исполнении вашего ИПРА этим учреждением.

Человеку с инвалидностью или его законному представителю следует помнить, что задачей реабилитации, в соответствии со ст. 9 ФЗ “О социальной защите инвалидов”, является устранение или, возможно, более полная компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных инвалидностью. Поэтому в качестве исполнителей ИПРА следует выбирать организации либо тех лиц, которые справятся с поставленной задачей наилучшим образом. Ими могут быть как государственные, так и негосударственные организации любых форм собственности.

Рассмотрим возможные варианты участия специалистов бюро МСЭ и людей с инвалидностью либо их законных представителей в выборе исполнителей ИПРА.

1. Исполнители ИПРА – конкретные государственные учреждения

Обычно органы МСЭ или другой орган, в качестве исполнителей ИПРА вписывают систему государственной власти, в ведении которого находится реализация соответствующих полномочий. Но в определенных случаях остается возможность вписать конкретную организацию. Иногда это очень важно в силу имеющейся информации о качестве предоставляемых услуг.

Услуги по ИПРА предоставляются государственными учреждениями человеку с инвалидностью бесплатно. Однако закон оставляет за вами право самим выбрать исполнителя ИПРА вместо предложенного БМСЭ учреждения.

2. Исполнители ИПРА – не конкретные организации, а учреждения определенного типа.

Органы МСЭ или другие органы могут в качестве исполнителей назвать не конкретные организации, а организации определенного типа, решающие задачи обучения или социальной реабилитации в отношении людей с инвалидностью (например, “центр социального обслуживания” или “школа ___ вида”).

На практике подобные организации далеко не всегда берутся за решение поставленных перед ними реабилитационных задач. Поэтому для начала можно заказным письмом по почте запросить потенциальных исполнителей о возможности получения услуг в рамках ИПРА на их базе. Если назначенная исполнителем ИПРА организация не в состоянии предоставить необходимые вам услуги, можно получить от нее отказ (желательно в письменной форме). При этом можно в качестве исполнителя ИПРА сразу выбрать и какую-либо иную организацию. Это наиболее оптимальный вариант.

3. Самостоятельный выбор инвалидом исполнителя ИПРА.

Важно отметить, что отказ от организации, указанной в ИПРА в качестве исполнителя, не значит отказ от комплекса мероприятий, рекомендуемых индивидуальной программой реабилитации: согласно ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», «инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации”.

Из этого следует, что человек с инвалидностью (или его законный представитель) может выбрать исполнителя ИПРА по своему усмотрению. Критерием выбора исполнителя мероприятий в рамках ИПР является возможность полноты реализации программы с его помощью.

Исходя из этого, исполнителем ИПРА может стать как государственная, так и негосударственная организация, способная наиболее успешно реализовать разработанную для вас органами МСЭ программу, вне зависимости от того, вписана ли она специалистами БМСЭ в карту ИПРА.

Согласование выбора исполнителя ИПРА с органами МСЭ

Органы МСЭ могут согласиться с вашими доводами, воспользоваться полученными рекомендациями независимых специалистов и внести предложенных вами исполнителей в карту ИПРА. Однако на практике специалисты бюро МСЭ в ряде случаев не соглашаются возложить ответственность за исполнение ИПРА на негосударственные организации. Вне зависимости от положительного решения органов МСЭ вы имеете право проходить рекомендованный ИПРА курс реабилитации в том учреждении, которое подходит именно вам.

Обратите внимание на такие важные моменты как обязательность исполнения ИПРА соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Помните и о том, что человек с инвалидностью сам вправе выбирать виды технических и иных средств реабилитации и реабилитационных услуг, а в случае самостоятельной их оплаты получить компенсацию в денежной форме.

После заполнения карты ИПРА человек с инвалидностью либо его законный представитель прибегает к помощи различных организаций для выполнения направленных на реабилитацию мероприятий в рамках ИПРА. Механизм реализации ИПРА на настоящий момент уже отработан, но на практике препятствия для индивидуальной реабилитации человека с инвалидностью возникают на каждом шагу – от момента составления ИПРА до процедуры её исполнения, в том числе связанной с компенсацией расходов на реабилитацию инвалидов. Вопросы, связанные с реализацией ИПРА, решаются как в досудебном порядке, так и в судебном. Сложившейся практики судебного решения подобных дел пока не велико, но прецеденты выигранных дел о компенсации понесенных лицом с инвалидностью или его семьей расходов на реабилитацию в разных регионах есть.

Самое главное, по мнению РООИ «Перспектива», – люди с инвалидностью и родители детей с инвалидностью должны ответственно относиться к формированию ИПРА. Они не должны ожидать, что МСЭ сделает все за них, необходимо самому вникать и знать о своих потребностях и возможностях в связи с инвалидностью. Необходимо в том числе знать, что рекомендуют врачи-специалисты и не бояться задавать этим специалистам вопросы, ведь именно от их рекомендаций на 80-90% зависит содержание будущей ИПРА. Цена ошибки или недосмотра – повторная прохождение процедуры с самого начала.

Получение компенсации затрат на услуги в рамках ИПРА

Возмещение затрат на услуги, полученные в рамках ИПРА (в пределах Федерального перечня), должны производить территориальные органы фонда социального страхования (в г.Москве – органы социальной защиты и департамента здравоохранения по ТСР медицинского назначения). Напомним еще раз, что право на компенсацию расходов на реализацию ИПРА дают только документально оформленные договорные отношения с реальным исполнителем ИПРА, подкрепленные доказательством факта оплаты средств реабилитации и реабилитационных услуг. Кроме того, важно также доказать, что исполнитель мог на законных основаниях, и предоставил ТСР или услуги, соответствующие требованиям законодательства.

Компенсации производятся в соответствии с «Порядком выплаты компенсации » за самостоятельно приобретенное человеком с инвалидностью техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (утверждено приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011 г. №57н).

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации человека с инвалидностью, аналогичных техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня. В размер компенсации включается оплата банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки соответствующего технического средства реабилитации (услуги), информация о которой находится на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для предоставления информации о размещении государственных заказов (www.zakupki.gov.ru).

В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации (услуг) не осуществлялась, либо процедура закупки не состоялась, размер компенсации определяется по результатам последней по времени закупки технических средств реабилитации (услуг), проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации. Информация о такой закупке должна располагаться на том же официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru .

Если организации (специалисты), которые оказывают вам платные реабилитационные услуги, предпочитают получать деньги без оформления отношений и не проводят плату за занятия через бухгалтерию (либо не выдают расписок об оплате), вопрос о компенсации понесенных вами расходов органами соцзащиты рассматриваться не может.

Компенсация выплачивается на основании заявления самого человека с инвалидностью (либо его законного представителя) о возмещении расходов. Вместе с заявлением прикладываются копии документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, а именно:

  • документа, удостоверяющего личность инвалида;
  • индивидуальной программы реабилитации инвалида;
  • страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
  • копии квитанций (расписок) об оплате услуг, договоров об оказании услуг;
  • копии правоподтверждающих документов исполнителя.

Выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок от даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.

(При подготовке информации использованы материалы с сайта РООИ «Перспектива»)

  • 47674 просмотра

ИПР инвалида разрабатывается в соответствии с его потребностями и выполняется органами государственной власти и местного самоуправления в обязательном порядке. А вот сам инвалид имеет право отказаться от разработанной для него программы реабилитации в любое время и на любом этапе ее выполнения.

Как стать участником программы реабилитации инвалидов

Одной из целей проведения медико-социальной экспертизы является выявление потребностей инвалида. Поэтому прохождение экспертизы используется не только для получения статуса инвалида, но и для официального утверждения программы реабилитации.

Важно! Начиная с 2016 года, ввиду внесения изменений в законодательство РФ в сфере соцзащиты инвалидов, наравне с понятием «реабилитация» появится понятие «абилитация». А ИПР инвалида будет переименована в ИПРА инвалида. В этой статье учитываются вступающие в силу изменения.

Как только перед гражданином ставится вопрос прохождения МСЭ и получения или подтверждения инвалидности, автоматически запускается процесс разработки для него ИПР инвалида .

Врач, который дает направление на МСЭ, должен в нем отразить рекомендации по поводу необходимости тех или иных мер реабилитации. А специалисты бюро медико-социальной экспертизы, где проходит освидетельствование гражданин, учитывают эти рекомендации, но в дополнение они:

  • проводят диагностику;
  • оценивают потенциал предлагаемых мер реабилитации;
  • определяют реабилитационный прогноз для инвалида.

ИПР инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или бессрочно. Но при необходимости она может быть подкорректирована или вовсе изменена. Для этого придется пройти МСЭ повторно.

Не знаете свои права?

Что включает в себя ИПР инвалида

Скачать форму программы

Инвалид может претендовать на 3 группы реабилитационных мер, которые перечисляются в Распоряжении Правительства РФ № 2347-р от 30 декабря 2005 года. Это:

  1. Реабилитационные мероприятия (лекарства, хирургические операции, санаторно-курортное лечение, протезирование, профессиональное обучение).
  2. Технические средства (кресла-каталки, костыли, трости, ортопедическая обувь и тому подобное, в этом списке есть даже собака-поводырь).
  3. Услуги (ремонт ТСР, перевод с языка жестов, ветеринарное обслуживание собак-проводников).

Как уже говорилось выше, реабилитационные меры назначаются в ходе МСЭ.

Выполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида

После того как ИПР инвалида подписана руководителем бюро МСЭ, она выдается на руки инвалиду, 2-й экземпляр прикрепляется к акту МСЭ, а вот 3-й экземпляр сейчас отсылают в Соцстрах, а с 1 января 2016 года выписка из ИПР инвалида будет рассылаться адресно по всем организациям, которые будут задействованы в ее исполнении. А именно в следующие территориальные органы исполнительной власти субъекта РФ, действующие:

  • в сфере охраны здоровья относительно медицинских мероприятий реабилитации;
  • в области содействия занятости населения относительно профессиональной реабилитации;
  • в сфере образования относительно психолого-педагогической реабилитации;
  • в сфере социальной защиты относительно обеспечения техническими средствами реабилитации (ТСР) за счет бюджета субъекта РФ;
  • в области физкультуры и спорта относительно занятий спортом.

Если же решено, что ТСР должно быть предоставлено инвалиду за счет средств из федерального бюджета, тогда выписка отравляется в региональное отделение Соцстраха

Компенсация реабилитационных средств и услуг

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года предусматривает правило, по которому инвалид может сам приобрести себе необходимое техническое средство или оплатить услугу по реабилитации, а затем получить денежную компенсацию затрат. Но тут есть некоторые ограничения.

Приобретенные ТСР или услуга должны значиться в ИПР инвалида , а их стоимость не должна превышать стоимость аналогичного ТСР или услуги, которые бы были предоставлены государством. Т. е. нельзя купить кресло-каталку, если положены только костыли, и нельзя купить дорогое многофункциональное кресло-каталку, если всем остальным раздаются стандартные кресла.

Чтобы просчитать размер компенсации, берут данные о стоимости аналогичного ТСР, закупленного государством в последний раз в рамках госконтракта на поставку. Детально система расчетов прописана в приказе Минздрава РФ № 57н от 31 января 2011 года.

Последствия отказа от ИПР для инвалида

Любой человек имеет право отказаться от ИПР инвалида . Причем отказаться от программы можно как полностью, так и от конкретных ее частей. Например, слепой инвалид может получать книги со специальным шрифтом, но при этом отказаться содержать собаку-проводника. Варианты могут быть разные.

Естественно, отказ должен быть оформлен письменно, ведь лицо отказывается в рамках ИПР инвалида от материальных вещей. После того как отказ оформлен, инвалид уже не может претендовать на компенсацию приобретенных им технических средств.

ИПР инвалида разрабатывается с учетом требований конкретного человека. Изначально свои рекомендации дает врач, который и выявляет необходимость присвоения инвалидности, а вместе с тем организации поддержки больному. Окончательно же перечень мер реабилитации устанавливают специалисты во время проведения МСЭ. А вот эффективность этих мер анализируется уже при повторном освидетельствовании.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top