Разработки по основам православной культуры. Конспект урока по предмету «Основы православной культуры» (ОПК) на тему: «Доброе слово

Разработки по основам православной культуры. Конспект урока по предмету «Основы православной культуры» (ОПК) на тему: «Доброе слово

Православный храм

Разработала: учитель русского языка литературы

Утина Л.И.

Новая Кармала - 2012

Модуль: основы православной культуры.

Урок № 14.

Тема: Православный храм.

Цели урока.

  1. Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
  2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  3. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  4. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Основные термины и понятия : Храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь.

Виды деятельности: беседа, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге.

Оборудование:

  1. графические изображения;
  2. презентация изображения храмов с использованием ПК и проектора
  3. иллюстративный материал
  4. аудиозапись колокольного звона

Ход урока.

  1. Организационный момент. Д.з.

Мы живем в России и должны хорошо знать свою историю, традиции и культуру своей страны. Мир, окружающий нас, как мы уже с вами знаем, многообразен и бесконечен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это все материальный мир.

Вы согласны со мной?

А какой есть еще мир? Другой?

(духовный мир)

А как вы понимаете значение этого слова?

(Это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, отношении между людьми, отношение к миру)

А как иначе можно назвать этот мир?

(миром культуры)

В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями, по ним шли наши предки. И мы должны знать свои культурные традиции. Ведь это богатство нашей многонациональной страны.

А на чем основаны культурные традиции?

(на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)

А в чем истоки русской культуры?

(в православной религии)

А поскольку мы изучаем ОПК, мы должны знать, что означает православие?

(верное учение, правильно славить Бога)

Правильно, славить Бога мы должны в храме, в Доме Божьем.

  1. Выявление восприятия, мотивации.

Учитель.

Человека в жизни окружает множество различных зданий. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: зачем нужны эти здания человеку?

(жилые дома, стадион, магазины, театр, почта, храм, вокзал и т.д..)

Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.

(стихотворение)

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

  1. Объяснение нового материала.

Работа с иллюстративным материалом.

Учитель.

На Руси всегда было много храмов. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством. 22-х главая Преображенская церковь, сделанная без единого гвоздя. Кижи. Карелия.

Храм Христа Спасителя в Москве считается главным православным храмом нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси - Кирилл.

Издавна храмы строили в самых красивых местах.

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

(У него есть купол, на котором находится крест )

Купола (или глава) – символ устремленности к миру Горнему, соединение земного и небесного.

Форма куполов может быть различной.

Первоначально купола были в виде воинского шлема, а храм был похож на русского богатыря.

Позже купол стал походить на пламя свечи.

А с 17 века купола стали делать в виде вазонов.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей )

Две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

Три главы (три Лица Святой Троицы);

Пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

Семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

Девять глав (девять чинов Ангельских);

Тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун - в зависимости от звучания.

Картина И.Левитана «Вечерний звон»

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я с ним, навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!…

Какие чувства вызывает у вас колокольный звон?

Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

  1. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
  2. Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
  3. Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Форма храма всегда символична. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы.. Чаще храмы имеют форму корабля, или креста, или круга, или звезды.

Подумайте, что может символизировать каждый вариант формы?

(Корабл ь спасает в бурных водах, крест – наше спасение и защита, круг – символ бесконечности и вечной жизни, звезда указывает людям путь, а Церковь учит правильному пути в жизни)

Храмов много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они тоже похожи на людей. Как и у человека, у храма есть свое имя, день рождения.

Виртуальная экскурсия в храм.

Сейчас мы отправимся на виртуальную экскурсию в православные храмы нашей местности (демонстрация слайда).

Мы познакомились сейчас с историями наших местных храмов, которые несут духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения. В этих храмах вы неоднократно бывали и заметили, что внутреннее устройство храмов одинаковое.

На экскурсии вы узнаете о внутреннем устроении нашего храма, связанными с посещением храма, итогом нашей экскурсии станет памятка «Как вести себя в храме».

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь .

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В храме их иконы повсюду.

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

У икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. Панихидный столик – «канун»; там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

Целая стена из икон называется иконостас.

В центре иконостаса - двери. Они называются Царские врата (ворота). Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.

За иконостасом находится алтарь , место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю.

Исследовательская работа с текстом (стр. 48-51 УМК ОПК).

- Ребята, рассмотрите иллюстрации на стр.51 учебника. Что изображено на этих иллюстрациях?

Послетекстовая работа.

Какие новые слова-понятия для вас открыл текст? (Отбираем новые слова и повторяем те, которые уже звучали на уроке).

А сейчас я вам раздам листочки с иллюстрациями. Выполните 1 задание.

Проверим, правильно ли вы подписали слова к иллюстрациям.

(ФИЗМИНУТКА)

Пожалуйста, зачитайте последние 6 строчек учебника на стр.51 вслух. Чтение отрывка из текста

Ребята, вы все знаете, что в школе существуют правила поведения для учащихся. Так и в храме существуют правила «Как себя вести в храме». Я думаю, что вы эти правила знаете. Давйте о них расскажем нашим гостям.

Творческая работа учащихся.

Театрализация «Как вести себя в храме».

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам -

Неполезно это нам...

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Итог занятия.

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме?

(Ответы детей.)

Вывод:

Чтобы люди, приходя в храм, учились добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.

И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.

Домашнее задание. зад.2

ГБОУ СОШ с. Новая Кармала м.р. Кошкинский

Методическая разработка урока по модулю

«Основы православной культуры»

Православный храм

Разработала:

Учитель русского языка литературы

Утина Л.И.

Новая Кармала - 2012


Методическая разработка урока по теме «Защита Отечества» по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» основывается на личностно ориентированной направленности современного обучения.

Воспитание моральной личности и ответственного гражданина основывается не только на знании и следовании светским нормам морали. Исторически сложилось так, что мы живём в православном государстве. Православие - это культура и история нашей страны, поэтому необходимо чаще обращаться к религиозным заповедям и предписаниям, в которых собрана мудрость народа.

Христианские нормы поведения включают не только заповеди, но и этику человеческого поведения как свод неписаных, но соблюдаемых на основе согласия и воспитания морально-нравственных норм. Человек, порой, даже не осознавая и не замечая за собой, следует именно христианским нормам морали.

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса модуля «Основы православной культуры» является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. На основе возвышающего чувства патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос патриотического воспитания. Данную проблему можно решать с помощью уроков ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры», и одним из уроков отвечающих этому запросу - «Защита Отечества».

Этот урок способствует формированию потребности в нравственном совершенствовании личности.

Технологическая карта урока

Тема : Защита Отечества.

Тип : Изучение нового материала

Цель урока: Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России.

Задачи:
1. Способствовать нравственному, моральному и патриотическому воспитанию.
2. Способствовать целенаправленному включению обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной и религиозной традиции.
3. Формировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира
4. Прививать любовь к России, к ее святым и героям.

Планируемые результаты

Предметные:
- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа
- усвоение нравственных норм и правил поведения
- ознакомление с понятием «оборонительная война»

Метапредметные:
- умение сравнивать и анализировать, делать выводы
- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий
- выполнять практическую работу в паре

Личностные:
- развитие чувства преданности и любви к Родине
- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы

Межпредметные связи: Литературное чтение, русский язык

Ресурсы урока:

  1. Кураев А.В. Основы православной культуры. – М.: Просвещение, 2016.
  2. Презентация , компьютер и интерактивная доска.
  3. Раздаточный материал (приложения к уроку).
  4. Ожегов С.И. и Швецова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное. М.:Азбуковник, 1999.
  5. Л.П. Алектров, С.Л.Баженова Словарь синонимов. Л.: Наука, 1975.
  6. Н. Абрамов Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М. Русское слово, 1999.

Ход урока

Мотивация к деятельности

Предлагает посмотреть видеоклип и подумать о чём он, что важного доносится до зрителя, к чему призывает. Слайд 1 Осуществляют коллективный просмотр видеоклипа.

Задаёт вопросы по просмотренному видеоклипу

- Вы просмотрели видеоклип, как бы вы охарактеризовали, о чём он? Что иллюстрирует, к чему призывает?

Высказывают предположения, делятся своими мнениями и эмоциями: это клип о России, её единстве и мощи, необходимости защищать богатства нашей Родины и т.д.

- Какие слова тронули?

- О чём говорят эти строки? Слайд 2

Делает акцент на некоторых словах данной фразы, чтобы облегчить её понимание (монолит, держава)

О необходимости защищать Родину, быть едиными и сплочёнными перед врагом.

Предлагает определить тему урока.

Слайд 3

- Не раз жизнь Древней Руси и России нарушалась военными грозами. Почти половина времени из тысячелетней православной истории государства прошли в войнах! И всегда была необходимость в его защите.

Формулируют тему урока «Защита (Родины) Отечества»

Слайд 4 и индивидуальные карточки Приложение 1

Определяют название произведения - Гимн России.

Ведёт диалог с классом.

- Что эти строки рассказывают о величии России?

- Могут ли некоторые кадры из просмотренного клипа проиллюстрировать их смысл?

Высказывают мнение, размышляют.
Предлагает найти и подчеркнуть слова, которые связаны с православной культурой.

Выполняют задание на индивидуальных карточках.

Хранимая Богом родная земля.

Выслушивает варианты ответов.

- Как вы понимаете эти слова?

Россия православное государство. Оберегаемая святыми, Богом и т.д.

Актуализация необходимых знаний

Предлагает рассмотреть изображения и вспомнить личностей, изображённых на слайде (обращается к урокам литературного чтения).

Слайд 5

Называют изображённых личностей.

Дмитрий Донской и Илья Муромец.

- Что их объединяет? Чем они прославились?

Слайд 6

Под руководством учителя и наводящих вопросов вспоминают события их жизни.

Это воины преданные и любящие своё Отечество, причислены к лику святых и т.д.

- Можно ли сказать, что они были защитниками Отечества?
- Остаются ли они и поныне ими?
- Подтверждает ли это слова гимна «Хранимая Богом родная земля»?

Слушают учителя.

- Среди святых почитаемых Русской Православной церковью многие славились именно воинским служением государству. Были его защитниками.
И своё служение, будучи православными людьми, строили на словах Иисуса Христа: «Нет больше той любви как если кто положит душу свою за други своя»

Слайд 7

Илия Муромец - православные чтут память этого святого воина-монаха, которого российские воины также почитают как своего небесного заступника.
Дмитрий Донской - православные чтут его как защитника и помощника в делах.

Настраивает на обсуждение этих слов.

Любящий жертвует душой (жизнью) своей за друзей, за родную землю, как сделал это Иисус. Становится на защиту.

Рассуждают и высказывают своё мнение.

Организация познавательной деятельности

Предлагает коллективно-групповую работу по составлению «Портрета слова защитник». Слайд 8

Группы учащихся получают в помощь различные словари (Толковый словарь русского языка Ожегова С.И., Словарь русских синонимов. Н. Абрамова, Словарь синонимов Академии наук СССР или др.)

Пользуясь словарями, своими знаниями работают над созданием портрета слова.

Находят лексическое значение слова, подбирают синонимы однокоренные лова, составляют словосочетания, подбирают ассоциации.

- Защита рубежей Родины часто связана военными действиями.
А с чем связаны любые войны и военные действия?

Предлагает обратиться к одной из заповедей Иисуса Христа.

Слайд 9
- Если война - это действия, влекущие за собой смерть людей как же тогда следовать православным воинам этой заповеди «Не убий»?
И.Х. учил прощать любить даже врагов своих. А церковь причисляла к лику святых тех, кто применял оружие.

Пользуясь словарями, своими знаниями работают над созданием портрета слова. Находят лексическое значение слова, подбирают синонимы однокоренные лова, составляют словосочетания, подбирают ассоциации.
Предлагает сформулировать учебную задачу урока.

Рассуждают и высказывают мнения.

Применение оружия, смерть, убийства жертвы.

Предлагает подумать и определить, какой самый доступный нам в данный момент источник информации для поиска ответа на вопрос.
Предлагает открыть учебник на странице 133 и прочитать первые четыре абзаца учебного текста и найти слова И.Х., которые помогут выполнить поставленную задачу урока. Высказывают предположение, что это учебник.

Слайд 10

Помогает понять смысл данных слов. Обращает внимание на значение слов «напрасно» «суд»

- Значит, каким может быть гнев?
Что значит уместный? Какой корень в этом слове?

Слайд 11

Предлагает вспомнить страницы истории нашего государства.

- Какое историческое событие, трагедия, унёсшая за собой миллионы жизней, повлекло за собой уместный гнев нашего народа? Слайд 12
- Действительно ли он был уместным? Докажите.
- Сталкивались в настоящей жизни, с ситуациями, которые влекут за собой напрасный или уместный гнев?

Предлагает вернуться к учебнику на стр.133 и прочитать о трагедии, которая произошла в настоящее мирное время.

Пользуясь словарями, своими знаниями работают над созданием портрета слова. Находят лексическое значение слова, подбирают синонимы однокоренные лова, составляют словосочетания, подбирают ассоциации.

Слайд 13

- Как вы оцениваете геройский поступок Жени, с точки зрения христианской морали?
- Можно ли его назвать защитником Отечества?

Рассуждают и высказывают мнения.

Применение оружия, смерть, убийства жертвы.

Подводит к мыли, что все действия и нашего государства во время ВОВ, и современного мальчика Жени оправданы с христианской точки зрения.

Предлагает еще раз вернуться к составленному портрету слова «защитник».

Размышляют и приходят к выводу, что затрудняются ответить на этот вопрос.
Слайд 14
- Вернёмся к портрету слова «защитник». Одной из ассоциаций к этому слову было слово «оборона».
- Как можно назвать войну и действия, направленные на защиту, оборону от врага? Какое однокоренное прилагательное подойдёт для характеристики таких действий?

Отвечают, что должны понять, как связаны соблюдение христианских норм и заповедей и Защита Отечества. Как оставаться православным человеком даже в военных действиях.

Высказывают предположение, что это учебник.

Предлагает найти в учебнике на стр., 144 подтверждение данным предположениям

Читают текст. Вслух читает хорошо читающий ученик. Находят и озвучивают слова.

«Всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду»

Предлагает подвести промежуточные итоги урока и вспомнить поставленную задачу.

Должны понять, как связаны соблюдение христианских норм и заповедей и Защита Отечества. Как оставаться православным человеком даже в военных действиях

Предлагает подумать и высказать своё мнение, о том какие поступки воина-христианина недопустимы даже на справедливой войне.

Записывает озвученные варианты на доске.

Высказывают свои мнения.

Предлагает в парах обратиться к стр.136 учебника, найти нужную информацию и сравнить со своими вариантами.

Дополнить предложения на карточках.

Предлагает по итогу работы сделать вывод.

Слайд 15

Осуществляют самостоятельный поиск информации в парах и работу на карточках.

Рефлексия деятельности

- Удалось ли нам решить поставленную задачу урока?

Что нового вы для себя открыли?

В завершение нашего урока предлагаю обратиться к народной мудрости и собрать пословицы о Родине и её защитниках.

Подводит итог парной работы.

Слайд 16

- Какая пословица очень созвучна теме сегодняшнего урока? Обоснуйте свой ответ.

Делают выводы, обобщают.

Работают в парах на карточках, составляют пословицы.

Представляют результаты работы.

Предлагает побыть на месте учителя и задать свои вопросы, помогающие обобщить новую информацию по теме урока, классу, воспользовавшись памяткой «Толстые и тонкие вопросы» Слайд 17 Желающие формулируют и задают свои вопросы классу
- Только ли на войне применимы законы воина-христианина?
- Одинаков ли надо реагировать на обиды, нанесённые самому человеку и тому, кого он любит?

Участвуют в обобщении новой информации.

Высказывают своё мнение на основе нового материала.

Домашнее задание на выбор:

Предлагает посмотреть клип, чтобы закончить урок на «высокой ноте» и почтить память всех погибших защитников нашего Отечества.

Слайд 18

Список литературы

1. Кураев А.В. Основы православной культуры. – М.: Просвещение, 2016.

2. Мороз А., священник, Берсенева Т., педагог. Добрые уроки-наставления: учеб. пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4–5 классов. - СПб.: Сатисъ, 2013.

3. Мороз А., священник, Берсенева Т., педагог. Путь жизни - православный: пособие в помощь учителю по самообразованию. - СПб.: Сатисъ, 2011.

ГБОУ «Малониколаевская ООШ I III ступеней»

Конспект урока на тему:

«Православный храм»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Горлова Ирина Викторовна

Конспект урока в 4 классе

по теме: « Православный храм »

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «православный храм».

2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Рано утром я встаю,

Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом не стесняюсь,

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь поутру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

2. Сообщение темы занятия .

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.

Но душа опять будет вновь стремиться

В чудный мир, обратно, к тишине,

В мир святой, где может возродиться

Та любовь, что спит еще во мне.

Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.

Можно ли представить себе современный город или село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

II. Актуализация знаний учащихся

Попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.

(учащиеся дают определения слову «храм»)

Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

В храме много икон.

Зачем люди посещают храмы?

В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

III. Изучение нового материала.

Все ваши ответы абсолютно правильные. Но на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».

1.Беседа с учащимися.

На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

У него есть купол, на котором находится крест.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

Как вы думаете, зачем нужны колокола?

Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

· Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

· Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника называется «трезвон».

· Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

2. Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

– Пожалуйста, внимательно послушайте, что сейчас прозвучит.
(аудиозапись колокольного звона).
– Какую музыку вы сейчас слышали?
– Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный звон? Запишите слова, которые ассоциируются с колокольным звоном. Назовите эти слова. (Прием «Кластер»).

Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

3. Физкультминутка

Вот мы руки развели,
словно удивились.
И у храма до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямлялись,
Ниже, ниже, не ленись.
Поклонись и улыбнись!.

4. Изучение устройства храма.

Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.

– Попробуйте дать определение слову «храм».
– Зачем люди посещают храм?
Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земли. Храмы нужны человеку».
– Нам нужны знания о православных храмах, чтобы познакомиться с историческим наследием и культурой русского народа.

Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

(предположения детей)

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

Главнейшая часть храма - это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю.

Самое важное место в алтаре - престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

V. Применение знаний и умений

– Ребята, сейчас вы сможете заочно побывать в храме. Посмотрите видеоролик «В храме». Будьте внимательны, это поможет вам выполнить задания в тетради.
(Работа в парах с последующей взаимопроверкой).

V I . Коллективная работа.

Часто ли вы бываете в храме?

Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам -

Неполезно это нам...

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Учитель:

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещание дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

Воскресенья подожди,

На молитву приходи.

О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

Как оканчивается божественная литургия?

V I I. Итог занятия.

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

V I II. Домашнее задание.

Рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

Ответить на вопросы стр.51

Индивидуальное:

Нарисовать храм вашей мечты

Подобрать и выучить стихотворение о храме

Составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»


Урок 1.Россия – наша Родина? Что такое духовный мир; ? Что такое культурные традиции. Окружающий мир человека – бесконечный и многообразный: - материальный - духовный (мир культуры) Духовный мир – человек - внутренний мир (душа) Внутренний мир: сложный, разный, многоликий. Как не разрушить внутренний мир? Опора на национальные традиции Культурные традиции: - религиозные культуры; - морально-этические нормы; Их основа: вечные ценности: добро, честь, справедливость, милосердие.


Урок 2.Культура и религия? Как человек создает культуру; ? О чем говорит религия? Культура – (cultura от глагола colo - «возделывать почву», «обрабатывать») Первоначальный смысл слова «культура» – это возделывание (очеловечивание природы как среды обитания). Культура в широком смысле – все то, что создано человеком. Культуру создают люди, а культура изменяет человека: - накапливает и передает опыт… - создает условия жизни людей; - влияет на образ мыслей и чувств, на способ общения. Культура: светская и религиозная. Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религиозная культура опирается на религиозные традиции. Истоки русской культуры – в православной культуре Православная вера определяет поведение и культуру человека.


Урок 3. Человек и Бог в православии? Какие дары Бог дал человеку; ?Как вера в Бога может влиять на поступки людей Что есть Бог? Творец, который создал весь мир. Он создал человека, дал человеку свободу, разум, совесть, доброту, любовь. Вера в Бога – направляет, определяет поступки людей, вдохновляет на созидание…


Урок 4. Православная молитва? Что такое православие; ? Что значит слово «благодать»; ? Кто такие святые; ? О молитве «Отче наш» «Православие» означает умение правильно славить Бога (молиться). Обращение к Богу - молитва. Молитва противоположна магии. (Магия – навязывание (через заклинание) своей воли духам, Богу). Молитва-просьба; Молитва-благодарение; Молитва- славословие; Влияние молитвы. Благодать (добрый дар) - действие Бога, меняющее человека. Святые - люди, которые под действием благодати изменились. «Отче наш» - самая известная молитва христиан.


Урок 5. Библия и Евангелие? Кто такие христиане; ? Что такое Библия; ? Что такое Евангелие. Христианин – человек, который принял учение Иисуса Христа. Библия – священная Книга для каждого христианина. Две части Библии: Ветхий Завет (50 книг) и Новый Завет (27 книг). Слово «завет» - «союз», «договор» (Бога с человеком). Книги Ветхого Завета написаны пророками, которые имели особый дар – слышать Бога. (до прихода Иисуса Христа): история еврейского народа, основы иудаизма, Декалог. Книги Нового Завета: «Евангелие» (с греч. «добрая весть») - о жизни, делах и учении Иисуса Христа; Деяния апостолов; Послания апостолов; Апокалипсис («Откровения Иоанна Богослова»).


Урок 6. Проповедь Христа? Чему учил Христос; ? Что такое Нагорная проповедь; ? Какие сокровища нельзя украсть. Иисус Христос учил любви к ближнему. Нагорная проповедь – изречения глубокого смысла Иисуса Христа, (произнесены с небольшой горы). О мести. Как поступить, если вас обидели, ударили, обозвали…? «Не противься злому… Любите врагов ваших…» Отказ от мести кладет предел разрастанию зла. О богатстве. «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе…» «Сокровище на небе» - это добро человека, которое нельзя украсть. Призыв Иисуса Христа: жить на земле в любви к Богу и к ближнему.


Урок 7. Христос и Его крест? Как Бог стал человеком; ? Почему Христос не уклонился от казни; ? Какова символика креста. Евангелие: однажды Бог соединил с Собой человеческое тело и душу (вочеловечился). Бог стал Богочеловеком: творил чудеса, радовался, страдал, прошел весь путь человеческой жизни и вошел в мир человеческой смерти. Иисус позволил себя казнить на кресте. Почему? Смерть была нужна Христу для того, чтобы пройти через человеческую смерть. До Христа люди умирали и смерть давала им пустоту и холод. Христос дал надежду каждому человеку на бессмертие его души. Крест Христа - не только орудие пытки и казни, но и знак любви Бога к людям.


Урок 8. Пасха? Что такое Пасха; ? Как празднуют Пасху. Евангелие: после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес (с др.слав. «крес» - жить, сиять, сверкать». Воскресение – день возобновления жизни. Пасха Христова - а честь воскресения Христа. Праздник Пасхи: крестный ход, пасхальная служба в честь воскресения Христа. Пасхальные атрибуты – праздничный стол, куличи, яйца, твороженное блюдо, то есть пасха.


Урок 9. Православное учение о человеке? Чем Бог одарил человека; ? Что такое образ Божий в человеке. В православии размышления о Боге и человеке взаимосвязаны Бог одарил человека душой (думает, мечтает…), подарил человеку свободу, любовь… Эти дары составляют целый мир, внутренний мир человека. Разум, свобода, творчество у христиан называются «образ Бога в человеке». Если человек не думает о душе или совершает плохое - она слабеет, «болеет». Мудрые люди: «О душе подумай!» (не делай плохого, делай добро)


Урок 10. Совесть и раскаяние? О подсказках совести; ? Как исправлять ошибки. Зло в православии есть синоним греха. Зло ослабляет душу человека, добро и совесть укрепляет. Совесть: подсказывает человеку, как поступить; напоминает ему, что сделано неверно. Главное в жизни - быть в ладу со своей совестью. Раскаяние: может помочь человеку исправить ошибку.


Урок 11.Заповеди? Какие заповеди даны людям; ? Что общего у убийства и воровства; ? Как зависть гасит радость. Миссия заповедей: отличить добро от зла, грех от добродетели. Заповеди даны людям от Бога! - почитай отца и мать: - не убивай; - не кради; - не прелюбодействуй; - не лги; - не завидуй и др.


Урок 12.Милосердие и сострадание? Чем милосердие отличается от дружбы; ? Кого называют ближним; ?Как христианин должен относиться к людям Главная заповедь Иисуса Христа: «Возлюби ближнего как самого себя!» В основе заповеди – милосердие и сострадание (сердце милует, любит, жалеет – страдает). Милосердный человек – неравнодушный к горю другого, ближнего. «Ближний» - тот, кто находится в беде и нуждается в твоей помощи. Если человек виноват, но переживает беду, надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.


Урок 13.Золотое правило этики? Главное правило человеческих отношений? Что такое неосуждение. Христос:«..Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Христос: не осуждайте других! «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Неосуждение – это не попустительство и не навешивание на человека ярлыков. Человек и его дурной поступок не одно и то же. Православное правило: «Люби грешника и ненавидь грех» «Любить» - значит помочь избавиться от грехов.


Урок 14. Храм? Что люди делают в храме; ? Как устроен православный храм. Люди приходят в храм: помолиться за себя, за других, поставить свечи «за здравие», «за упокой» и др.; Внутреннее устройство: иконы, иконостас, царские врата (символизируют врата Рая), алтарь; Ограничения в храме. В любой религиозной культуре есть система запретов и необходимо их уважать.


Урок 15. Икона? Почему икона так необычна; ? Почему изображают невидимое Икона (с греч. «образ») – картина с изображением лица или события из Библии или церковной истории. Отличие картины от иконы: - в картине отражается мироощущение автора, дыхание той или иной эпохи; в иконе отражается мировоззрение Церкви, икона - вне времени; -в картине отражается индивидуальность автора, его живописная манера и т.п.; икона – творение соборное, не самовыражение, а служение; Икона пронизана светом, добром и любовью. Свет - символ Света Божественного. Главное – показать мир души святого человека (через лица (лики) и глаза). Евангелие: Бог родился как человек, апостолы видели Христа, значит можно изображать. Икона и человек: он молится не иконе, а перед иконами и тому, кого видит на иконе. Уроки Творческие работы учащихся.


Урок 18. Как христианство пришло на Русь? Что такое церковь; ? Что такое крещение. Люди, ставшие христианами, объединялись в общество, которое называется Церковь. Христианское учение распространялось и пришло на Русь через Византию. 988 год: крещение киевлян в р. Днепр. Крещение – это присоединение к Церкви. Значение новой веры: появление письменности, школ, книг, строительство храмов. вера преображала людей и их культуру: наполняла жизнь новым смыслом, христовы заповеди помогали утверждать новые нравственные правила жизни; русские стремились жить по вере, утверждается название «Святая Русь».


Урок 19. Подвиг? Что такое человеческий подвиг; ? О человеческой жертвенности. Христианский подвиг – эта жертва ради себя, ради других людей и ради Бога. Подвиг ради себя (жертвовать мелкими радостями во имя высокой цели); Подвиг ради другого человека (и в малом, и в большом); Подвиг во имя Бога: человек жертвует своими капризами ради стремления жить по вере; В основе подвигов – жертвенность (движение во имя высокой цели). Подвиг – «двигаться», «движение», «подвижничество».


Урок 20. Заповеди блаженств? Когда люди бывают счастливы; ? Как плач может обернуться радостью; ? Когда сердце бывает чистым. Нагорная проповедь: «Заповеди блаженств». «Блаженные» («счастливые») Первая заповедь о людях, ставших «нищими» по велению своего духа (влечение к Богу) Православие: нищий духом - это самый духовно богатый человек на свете, ибо в его душу входит Христос. Нищие духом, ограничив желания, поняли: лучше остаться бедным, но честным, отказаться от карьеры, но не предать, жить в мире со своей совестью, чем угождать и т.д. Для «нищих духом»: «Царство божие есть» и «Царство Божие – внутри вас!». Если человек поступает по заповедям Христа, значит он в Царстве Небесном уже сейчас. И у его души есть повод для радости. Другие заповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога» (чистое сердце – сердце без завести, лицемерия, подозрительности и пр.) Такой человек светлым оком смотрит на мир и на Бога.


Урок 21. Зачем творить добро? ? Как подражают Христу; ? Чему радуются святые. Все согласны с правилом: «..Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Но у христиан есть особые причины не быть эгоистами и творить добро Первая из них – благодарность за подвиг Христа. Христиане также стараются служить для других (самоотверженность). Вторая причина творить добро: это дает возможность пережить духовную радость. Благодаря пережитой радости человек осознает - от чего заповеди предостерегают и что они хотят ему подарить. Христианин ищет радость для своего сердца и для этого творит добро.


Урок 22. Чудо в жизни христианина? О святой Троице; ? О христианских добродетелях. Христиане верят, что для чуда есть место не только в сказке, но и в жизни. Для христианина чудо по-своему логично, потому что он верит в Бога. Христианин верит в Единого Бога, который есть Святая Троица: Отец, Сын (воплотившийся во Христа) и Дух Святой. Христиан радует то, что Бог свободен от таких законов арифметики Если хочешь, чтобы Бог послал ангела, сам стань ангелом для другого. Если человек постоянно творит добро, христиане говорят, что он стяжал (приобрел) добродетель. Добродетель - это видимое проявление внутренних добрых свойств человека. Три главных добродетели: вера, надежда, любовь.


Урок 23. Православие о Божием Суде? Как видеть в людях Христа; ? Почему христиане верят в бессмертие. Второе пришествие Иисуса Христа или Божий суд должен заставить людей задуматься: - как они живут, - правильно ли они поступают, - что с ними будет в конце их земной жизни. Потому что: - каждое слово – доброе и злое – Бог принимает на свой счет. - помощь, оказанная незнакомцу, это помощь Богу; - оскорбление, нанесенное человеком любому из людей, это оскорбление Бога и т.д. Христианский принцип: если тебе трудно, найди человека, которому, может быть, еще труднее и помоги ему. Жизнь по таким заповедям поможет человеку получить от Бога бессмертие


Урок 24. Таинство Причастия? Как Христос передал себя ученикам; ? Что такое Причастие; ? Что такое церковное таинство. Согласно Библии, Христос дал людям свое тело и свою кровь в виде вина и хлеба и это стало одним из семи таинств – таинством причастия. Христиане во время таинства причастия, вкушая хлеб и выпивая глоток вина, считают что это больше, чем хлеб и больше чем вино, они ощущают, что в них входит Христова сила и благодать (добрый дар от Бога) На языке православной мысли - чудо церковной соборности (основанной на единении всех христиан со своим Богом) Таинство Причастия совершается во время Литургии (с древнегреч. «общее дело»)


Урок 25. Монастырь? Почему люди идут в монахи; ? От чего отказываются монахи. Появление монахов Монах - религиозный человек, который решение принимает стать монахом «по зову Бога»; Главное призвание монаха - быть всегда только с Богом. Стадии становления монаха: вначале живет в монастыре послушником, после чего приносит монашеские обеты (жить в послушании, безбрачии и без личных вещей), его постригают:состригают несколько прядей волос (в древнем мире знак рабства), он получает новое имя.


Урок 26. Отношение христианина к природе. ? Что делает человека выше природы; ? Какую ответственность несет человек за сохранение природы. Христианин утверждает: мир создал Творец, постигая окружающий мир, он постигает самого Творца. Человек выделяется из мира природы и мира животных тем, что Бог дал ему совесть, разум, свободу и ответственность. Для христианина природа – это его родной дом и Божий храм, в котором нельзя сорить, гадить, разрушать и ломать. Христианское милосердие распространяется не только на людей, но и на природу и животных.


Урок 27.Христианская семья? Что такое венчание; ? Что такое обручальное кольцо. Христианская семья создается на основе любви и желании супругов быть с избранным до конца и в радости, и в горе. Вступление в брак в православии – венчание. Венец и обручальные кольца -символизируют решимость пары быть вместе навсегда. В православной семье стараются сохранить семейные и православные традиции.


Урок 28. Защита Отечества? Когда война бывает справедливой; ? О святых защитниках Родины Защита Отечества - первостепенная миссия православного. С христианской точки зрения война оборонительная - справедливая и оправданная. Христианин берет оружие, если нужно защищать родину, семью, свою веру. Героизм при защите отечества: Ледовое побоище, Куликовская битва, Смута начала 17 века, война 1812 года, Крымская война… Но воин-христианин и на войне остается человеком (не убивает пленных, безоружных, не грабит мирных жителей).


Урок 29. Христианин в труде? О первом грехе людей; ? Какой труд напрасен. Первые грехи человека по Библии – лень и гордыня. Адам и Ева съели плод, чтобы стать сразу мудрыми, но мудрость дается только с трудом и опытом. И случилась беда: разорвалась связь между Богом и человеком. Труд ради обогащения не приближает человека к Богу. Православие признает труд честный, труд на пользу людям. Труд дает человеку опыт, знания и закаляет его. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (апостол Павел).


Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству Духовные традиции России – на основе ведущих религиозных традиций (праволсавных, исламских, иудейских, буддистских). Общее для традиционных религиозных культур - любовь и уважение к человеку. Любовь - основа жизни: к семье, к близким, к народу, к родине. В основе любви: - бескорыстие к ближнему. - служение на благо людей, на благо Родины. Любить - значит совершать поступки (малые и большие).


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Автор Романовский В.К., д.и.н., зав. кафедрой истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО Нижний Новгород, ул.Ванеева, Телефон: (831) ГБОУ ДПО НИРО Ректор - Бармин Николай Юрьевич, к.э.н. Тел. (831)

Тип урока: ознакомление с новым материалом
Форма урока: интегрированный урок
Тема урока: «Культура и религия»
Цель урока: осмысление понятий культура, религия, православие в связи с
понятием Россия – родина, актуализация представлений о понятиях Отечество,
Родина, культурные традиции, формулирование целей изучения курса ОПК.
Задачи урока:
1.
Личностные:
Способствовать формированию духовной личности ребёнка на основах
религиозных ценностей и образцах мирового культурного наследия.
2. Воспитывать желание быть духовно красивым человеком.
Предметные:
1. Объяснить значение и связь слов «родина», «культура», «религия».
2. Познакомить с разнообразием культурных традиций.
3. Акцентировать внимание на неразрывной связи культуры России и
православной религии (храмы, иконы, книги).
4. Познакомить с происхождением и значением слова «спасибо».
Метапредметные:
1. Формировать умение слушать собеседников, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную.
2. Сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой
жизни.
3. Вызывать желание бережно относится к духовным и материальным
ценностям.
Формы и виды деятельности: рассказ учителя, групповая работа с
источниками информации, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа в
тетради (тетрадь­словарь), работа в рабочих тетрадях.
Основные термины и понятия: культура, религия, православие
Средства наглядности: иллюстрации учебника, фотографии и изображения
православных храмов, МакБуки, проектор, словарь В.И. Даля, «Толковый словарь
русского языка» С.И.Ожегова.

Ход урока:
1.Организационный момент
Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему:
­ Я желаю тебе добра;
Если тебе будет трудно, я помогу.
2. Проверка домашнего задания.
­ Как называется наша огромная страна?
­ Как ещё слова­синонимы мы можем подобрать к слову Россия?
(Отчизна, Отечество, родина)
­ О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке?
(о культурных традициях)
­ Кто подготовил рассказ о культурных традициях своей семьи?
3.Сообщение темы, постановка целей.
­ А теперь прочитайте тему сегодняшнего урока
(Культура и религия)
­ С какими новыми словами и понятиями мы сегодня с вами познакомимся?
(Культура, религия) на доске вывешиваются эти 2 слова и слово родина
­ Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в
конце урока?

­ А я добавлю ещё один вопрос, на который нам предстоит ответить: связаны ли
культура и религия между собой?
4. Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель раздает по одному листочку на парту таблицу.
родина
культура
религия
Работа с таблицей в парах.
­ Вы когда­нибудь слышали слово культура? Приведите свои примеры.
(Поздоровались, сказали спасибо, похвалили дежурных)
­ А слово религия вам знакомо?
(Это бабушка молится, церковь)
­ О родине мы говорили на прошлом уроке.
­ Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум,
когда слышите слова «родина», «культура» и «религия»?
­ Кто готов прочитать свои слова?
Одна пара читает, другие дополняют, учитель прикрепляет слова на доску

5.Объяснение нового материала.
а) Вступительное слово учителя.
­ Ребята, вы подобрали много хороших и правильных слов, но
культура ­ это не только «волшебные слова», художественная литература,
библиотеки, выставки, музеи, музыка, концерты, театральное искусство
или какой­либо памятник архитектуры. Да и с религией не так все
просто. И сейчас мы с вами попробуем разобраться с этими большими
понятиями и с тем, как они связаны между собой.
б) Исследовательская работа с текстом учебника.
Опережающее задание
Будем внимательны к каждому слову изучаемого текста, чтобы
прокомментировать те представления, которые мы уже имеем, и добавить новые
знания.
Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих
родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не
могу выбрать Родину.
1 остановка
– Почему с такого явного отрицания начинается наш разговор о культуре и
религии?
(Не все человек может выбирать, есть что­то, что дается человеку изначально. И
это изначальное мы воспринимаем как данность, основу, как нечто драгоценное,
что призваны хранить и беречь).
Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия и это самая
большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей и с молодыми мечтами.
2 остановка
– Как названа наша страна? Как она же называлась в древности?
– Почему она страна с древней историей и молодыми мечтами? Каков возраст
Руси­России?
– А о чем вы мечтаете, когда думаете о нашей стране?
С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг
расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды ко мне приходит понимание, что
кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя
Страна – Россия.
Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть
много общего. И мы все в чем­то зависим друг от друга.
3 остановка
Давайте выстроим цепочку слов, с помощью которых даже, может быть,
обозначено наше взросление:

Родители ** родственники ** друзья** соседи ** дом ** двор ** школа**
улица** город ** Россия (вместо ** нужно поставить стрелочки)
– Скажите, это здорово ощущать, что ты один из очень многих, живущих в
большом государстве – отечестве?
– А почему мы зависим друг от друга? В чем мы зависим?
Пятьдесят лет назад над землей взлетел один молодой и никому тогда неизвестный
летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу огромную страну. И теперь мы
с доброй гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире
космонавта.
Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не
чужие.
Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие
законы. Но важнее всего – единая культура.
4 остановка
– Найдите ключевое слово в первом абзаце. (Соотечественники).
– Найдите в этом слове корень («отеч»). Слово «родина» и отечество» – это
синонимы? (Безусловно)
– Мы можем считать своими соотечественниками всех людей, все народы,
живущие в нашей стране? (Безусловно, да).
– Какими своими соотечественниками, кроме Юрия Гагарина, вы гордитесь?
Помните, что ими могут быть люди и не столь широко известные, но очень
достойные.
– А победы и беды нас как соотечественников могут объединять? Можете привести
примеры?
Итак, (рисуем в виде схемы на доске, все время спрашивая ребят и делая
записи на доске)
РОДИНА – это
земля история законы общей жизни культура
Культура – сложное понятие, которое включает все «человеческое» в окружающем нас
мире. Это все то, что делают люди и то новое, что мы вносим в мир природы. Одним из следствий
таких поступков становятся прекрасные произведения искусства. Но главное их следствие – это
развитие самого человека. И поэтому самое важное в культуре ­ это причины, по которым
человек решает совершить именно такой, своеобразно­человеческий поступок.
Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и
неправду? Ответы на эти вопросы – в мире культуры.
5 остановка
– Объясните, как вы поняли, что такое «культура»?
– Что, по­вашему, помогает отличить добро от зла, правду от неправды?
– Почему именно культура отвечает за это? (Культура как передача накопленных
ценностей, постоянное усвоение и развитие).

– Представьте на минуту, что культуру бы упразднили, предали забвению – что бы
началось?
Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить
родных людей мы учимся не только на уроках. А это тоже часть культуры.
Как надо отмечать государственный, народный или религиозный провести праздник?
Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого
человека, ухаживать за могилами предков? Это тоже вопросы культуры.
Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру
человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.
6 остановка
­ Какие составляющие, входящие в понятие «культура», вас удивили?
­ А как вы объясните утверждение о том, что свою культуру человек не выбирает?
Мы уже встречались с подобным утверждением сегодня на уроке? А как человек
может «расти» в культуре? Усвоение опыта, правил, норм, обмен впечатлениями,
получение образования).
Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и
различия в культурах даже тех народов, которые живут вместе.
И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по­разному. Например, все
люди осуждают ложь. Но один объяснит: «Не лги, потому что однажды и тебе солгут». А
другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог».


Бог и по­разному представляющие себе отношения человека и Бога.
7 остановка
– Найдите в тексте объяснение поступка религиозное и без религиозное (во втором
абзаце данного отрывка).
В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём­то особых
культур, убеждений. В том числе люди, по­разному отвечающие на вопрос о том, есть ли
Бог, и по­разному представляющие себе отношения человека и Бога.
Это означает, что они относятся к разным религиям. Религия – это мысли и
поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок.
Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и
духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько
глубокой, что определяет их поведение и их культуру.
Россия когда­то стала такой большой страной именно потому, что она разрешала
людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её жители
граждане могут принадлежать к разным народам, религиям, иметь свою, своеобразную
культуру. Эти различия в культуре не только признавались, но и уважались.
Россия же стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть
разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к
разным народам и религиям.
На страницах именно этого учебника мы будем знакомиться с основами православной
культуры. Другие ребята, чьим семьям ближе другие религии, существующие в нашем
Отечестве, будут знакомиться с культурой этих религий.
Остановка 8

– Как, по­вашему, вера может определять поведение и культуру? Вера – это
система запретов или, наоборот, разрешений быть лучше, сознательно строить и
направлять свой путь в сторону добра?
– Почему различия в культуре нужно непременно уважать?
Культура, как мы узнали – это то, что отличает людей от животных. Значит, на
уроках православной культуры вы будете знакомиться еще и с самими собой. Изучать не
только внешнюю жизнь людей, - как они жили раньше и живут сейчас, что они ценят, во
что верят, на что надеются, но и познавать свой внутренний мир, душу человека. Это
называется – «самопознание».
Остановка 9
– Почему наш новый предмет может способствовать еще и самопознанию? А что
такое самопознание и что бы вы хотели узнать о себе в первую очередь?
­ А теперь напомните мне два вопроса, которые ставили в начале урока.
(Что такое культура? Что такое религия?)
­ Мы нашли ответы на них? Проверим с помощью тренажера.
г). Работа с тренажёром..
Теперь вы можете проверить себя, как усвоили этот материал.
Тренажёр. Культура и религия 1.
­ Прочитайте внимательно задание.
­ Кто справился с заданием на 100 %?
­ Что вы отнесли к понятию культура?
­ А к религии? –
­ У кого не совсем получилось, нажмите кнопку «ПОДСКАЗКА» и посмотрите, в
чём вы ошиблись.
6. Самостоятельная работа по новой теме
а) Работа с рассказом.
­ Мы с вами хорошо потрудились и нашли ответы на первые два вопроса,
заданные в начале урока. Попробуем найти ответ и на третий вопрос.
Прочитаем его ещё раз.
­ Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается
благодарность? (спасибо)
­ Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.
Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного
госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому
она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой,
благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:
­ Работай! За тебя люди молятся! ­ Женщина очень удивилась, тогда
священник спросил:
­ А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?
­ Говорят «спасибо», что же ещё?

­ Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если
тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и
позаботится о тебе.
Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала
ухаживать за ранеными солдатами.
б)Беседа по вопросам:
1. Что нового вы узнали о слове спасибо?
(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих
людей это маленькая молитва)
Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?
Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?
2.
3.
4. Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она
действительно верила в Бога?
Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм.
Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)
­ Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и
духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал
человек, а значит это …. (культура)
­ В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются
культурными памятниками. Они охраняются государством. Туристы со всего мира
приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные
сооружения (рассматривание иллюстраций)
­ Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?
­ Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем
на следующих уроках.
­ А у нас в городе Гагарине есть храмы? Где они находятся? Как
называются?
­ А что находится внутри храма, созданное людьми для прославления Бога и
духовного общения с ним?
­ Давайте посмотрим на некоторые из них.
­ Только в храме находятся иконы?
­ Люди берегут иконы, хранят их, передают из поколения в поколение. Более
подробно об этом поведем разговор на следующих уроках и узнаем много историй
о том, как приобщение к иконе спасало людей.
ВЫВОД:
­ Теперь вы можем ответить на третий вопрос нашего урока: Связаны ли культура и
религия между собой?
7. Контроль.
Наш урок подходит к концу. Пришло время узнать, как хорошо вы потрудились на
этом уроке. Откройте на компьютере «Контроль» и ответьте на вопросы.
­ Кто справился со всеми заданиями?
­ Кому пока не удалось выполнить все задания на 100%?

8. Рефлексия
Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями.
Продолжите предложения:
Культура – это… Религия ­ …
10. Домашнее задание.
Прочитать статью учебника стр.6­7 и выполнить задание.
Подобрать материал о любом храме или соборе своего города (села).
Использованная литература:
Бородина А.В. Основы православной культуры – М: Издательский дом
«Покров».2003
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Государственное
издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1955 г.
Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы
православной культуры 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных
учреждений. – М: «Просвещение» 2012
Основы православной культуры. Методические рекомендации ­ М: «Новое
время». 2010
Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному
пособию Кураева А.В.
«Словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top