Ширина колес инвалидной коляски. Пандус для инвалидов: размеры, требования гост

Ширина колес инвалидной коляски. Пандус для инвалидов: размеры, требования гост

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

МАКСИМАЛЬНЫЕ ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ


Издание официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва

ГОСТ Р 5П602-93

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Центральным научно-исследова* тсльеким институтом машиностроении

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 10.11.93 № 230

3 В настоящем государственном стандарте полностью применен международный стандарт И СО 7103-85 «Кресла-каталки. Максимальные габаритные размеры»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

(С) Издательство стандартов, 1994 Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен без разрешения Госстандарта России II

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

Максимальные габаритные размеры

Maximum overall dimension

Дата введения 1995-01-01

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящим стандарт распространяется на инвалидные кресла* коляски (далее кресла-коляски) и устанавливает их максимальные габаритные размеры (далее - габаритные размеры), которые должны учитываться архитекторами, инженерами, изготовителями и местными органами власти для обеспечения передвижения пользователя в зданиях, транспортных средствах (автобусах, пароходах, самолетах, лифтах) и для обшей маневренности.

Настоящим стандарт применяется изготовителями кресел-колясок в новых разработках.

Требования к зданиям и помещениям для перемещения лиц с физическими недостатками - по .

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

ИСО 6440-85* Крссла-коляски. Номенклатура, термины и определении

4.3 При изготовлении кресел-колясок для особо грузных пользователей и амиутаитов значения габаритных размеров могут быть увеличены:

длина - до 1750 мм,

ширина - до 810 -мм.

4.4 При проектировании зданий и проездов, для учета ног пользователя. габаритную длину увеличивают на 50 мм.

4.5 Для кресел-колясок с ручным управлением требуется зазор до стены для привода оболов главных колес, при проектировании зданий и проездов габаритную ширину увеличивают на 100 мм с каждой стороны

ПРИЛОЖЕНИЕ А (информационное)

Библиография

|1| Типовая инструкция по обеспечению передвижения инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в проектах обшественжах зданий, планировки и застройки населенных мест

УДК 615.478.3.001.33:006.354 Р23

Ключевые слова: кресла-коляски, пользователи, размеры, максимальные габаритные

ОКСТУ 9403

Редактор Л. И. Нахимова Технический редактор В. //. Прусакова Корректор Т. Л. Васильева

Одам:) в набор 01.1203. Поди и псч. I.Tftl fil. Уел. неч л. O..Vv Уел. kd отт от,

Уч. и «л л. 0.23. Тир 20"» эк ». С 9.м. .....

Орлена -Знак Почета» Издательство стандартов. 107076. Моекпя. Кололетный псп м Калужская типография стандартов, у л. Московская. 256. Зак. 2672

Время чтения: ~13 минут Татьяна Григорьева 865

В последние несколько десятилетий рынок реабилитационного оборудования достаточно широк. Это является, с одной стороны, положительным моментом, а с другой – во много раз усложняет людям с ограниченными физическими возможностями (ОФЗ) выбор необходимого приобретения. К примеру, инвалидные коляски (ИК) имеют различное предназначение и могут быть использованы как для передвижения в помещениях, так и на длительные поездки.

Кроме того, они оборудованы самыми разнообразными механизмами, позволяющими инвалиду быть максимально маневренным и комфортно осуществлять все необходимые действия. Но для этого следует скрупулезно подходить к выбору данного средства передвижения и изначально тщательно вычислить его параметры, а именно длину, высоту и ширину инвалидной коляски.

Что необходимо учитывать в выборе?

При подборе ИК нужно по возможности учесть все обязательные факторы, о которых будет написано ниже. Если при заказе и покупке будут соблюдены все правила, то передвижение, а следовательно, и сама жизнь человека с ОФВ будет более легка и комфортна. У него будет возможность удобно маневрировать в ванной комнате, дверных проемах и прочих помещениях, имеющих ограниченное пространство.

Во многих магазинах, не только в Москве, но и в гораздо меньших городах, представлено большое количество инвалидных кресел-колясок, имеющих достаточно широкий ценовой диапазон. Можно приобрести как экономичные и доступные для людей с ОФЗ, ведущих простой образ жизни, так и более дорогие ИК, в основном предпочитаемые активными инвалидами. Это могут быть многофункциональные и облегченные коляски, ИК для дома и улицы, для полных людей, детей, с электроприводом, санитарным оснащением, а также ИК активного типа.

Оборудование импортного производства в большинстве случаев практичнее и удобнее – оно изготавливается с особой тщательностью и продуманностью, учитывая разнообразные потребности инвалидов. Эти коляски выполняются на цельнолитых дисках, из-за чего и стоимость их немного выше отечественных, но и прослужат они гораздо дольше. Поэтому такой выбор является полностью оправданным.

Виды транспортного оборудования для людей с ОФВ

Изначально инвалидные кресла подразделяются на ИК и кресло-каталку, и в свою очередь каждая группа имеет свои разновидности, характеризующиеся массой отличий.

Инвалидная каталка

Такое средство предназначено в основном для инвалидов, не имеющих возможности перемещаться самостоятельно, то есть без посторонней помощи. В основном это лица с дисфункцией опорно-двигательной системы, что не позволяет им выполнять необходимые действия самим. Тогда как кресла-коляски производятся именно для самостоятельного использования, что обеспечивается благодаря присутствию больших колес.

ИК с рычажным приводом

Данные средства перемещения оборудованы пневматическими шинами, благодаря которым они могут амортизировать на ухабистой дороге, что позволяет инвалидам преодолевать значительные расстояния на улице. ИК для квартиры или других помещений по большей мере оснащены литыми шинами, благодаря которым человек легко маневрирует по гладкой поверхности. Размеры комнатных (домашних) колясок, как правило, следующие: длина – до 110 см, ширина до 67 см.

Рычажный привод обеспечивает качественную и одновременно высокую мобильность, а также плотный контакт с покрытием пола, даже если оно недостаточно ровное. Большинство таких ИК дополнительно оснащены регулировкой положения, что позволяет осуществлять плавный наклон задней спинки. Они рассчитаны на длительные расстояния и поэтому имеют максимально комфортные для инвалидов характеристики.

Если у человека с ОФВ передвижение может осуществляться при помощи только одной руки, то необходимо приобретать коляску, специально предназначенную для подобных случаев, то есть с односторонним управлением. Такие удобства предоставляются за счет рычажного и приводного управления ИК, и они дают возможность гражданам с инвалидностью вести относительно активный (в их состоянии) образ жизни.

Многие, имея подобное средство передвижения, способны быстро и достаточно легко перемещаться, уверенно маневрировать на дороге и даже заниматься доступными видами спорта. Коляски для уличного использования выпускаются до 120 см в длину и 70 в ширину.


Разновидности колясок для инвалидов

ИК с электроприводом

Коляски, оснащенные электроприводом, используются для самостоятельного быстрого перемещения как в различных зданиях и постройках, так и на уличных тротуарах (и пандусах) с ровным и качественным покрытием в благоприятные погодные условия. В зависимости от активности человека либо его потребностей такие ИК могут оснащаться механическим приводом (когда задние (ведущие) колеса запускаются усилием рук) либо электрическим приводом, работающим на аккумуляторных батареях.

Электроприводные ИК оборудованы отличной от стандартных ходовой частью и широко применяются для передвижения на улице и в различных помещениях. Пульт, при помощи которого осуществляется управление, расположен на подлокотнике и поэтому комфортен в использовании. При этом в большинстве ИК доступна переустановка пульта на более удобную сторону, посередине, либо вообще можно сделать управление ножным.

Это обеспечит пользователю минимальные траты своих сил, но такое оборудование зачастую недешево. Такие модели могут быть как для уличного применения, так и для домашнего и иметь соответственно размеры от 110 до 120 в длину и 65-70 в ширину.

Коляски активные

Такие ИК – оптимальный вариант для людей, привыкших к активному образу жизни и даже с появлением инвалидности не готовых лишить себя скорости перемещения. Они предоставляют возможность быстро и относительно свободно передвигаться, преодолевать барьеры и заниматься спортом.

Для изготовления данных ИК используются сверхпрочные материалы, которые способны выдержать экстремальные нагрузки, зачастую связанные со спортом. При этом облегченная конструкция (9-14 кг), оснащенная маленькими и большими колесами, обеспечивает их длительное использование при значительных нагрузках. Размеры могут варьироваться с учетом физиологических особенностей пациента – ширина сиденья от 28 до 46 см, длина коляски – от 100 см и выше.

Детские ИК

Чтобы правильно подобрать кресло-коляску для ребенка, необходимо учесть его возраст и размеры тела. Это обеспечит малышу максимальный комфорт при движении и осуществлении своих потребностей, а также предоставит больше самостоятельности и независимости от близких.

В связи с чем зачастую коляски для детей производятся на заказ, опираясь на конкретные характеристики маленьких пациентов, и могут быть от 107 до 121 см в длину и от 32 до 56 см в ширину, включая все необходимые приспособления (к примеру, подголовник).

ИК с санитарным оснащением

Данные ИК предназначены для применения в качестве душевого или туалетного приспособления, так как оборудованы съемным судном. Также выпускаются специальные коляски, предназначенные для тучных людей (до 300 кг) или пациентов с ампутированными нижними конечностями. Их размеры заметно превышают стандартные и достигают в длину до 175 см и ширину до 81 см.

Важно! Подбирая коляску для человека с ОФВ, нужно учитывать его массу и размеры тела, чтобы ничто не мешало передвижению и нахождению в ней. Какая она должна быть, полностью обусловлено физическими возможностями и потребностями пациента.

Характеристика габаритов

Размеры инвалидной коляски – очень важный момент, который обязательно следует учитывать, прежде чем ее выбирать. Кроме того, необходимо брать во внимание основные параметры человека, который будет ею пользоваться. Чтобы сделать правильный выбор, в результате которого инвалиду не придется ощущать дискомфорт и различные проблемы, связанные с неудобным положением, рекомендуется изначально произвести замер 6 позиций. Сюда входят: ширина и глубина сидения, высота спинки и сиденья, длина ног и высота предплечий.


Выбор коляски для инвалидов – очень важный аспект

Существует общепринятые, то есть ГОСТ размеры ИК, рассчитанные на людей средней комплекции. Такое оборудование с легкостью проходит во все двери, ванные комнаты и туалеты, так как оно создано с учетом данных конструкций. Стандартные габариты коляски для инвалидов следующие:

  • длина между передними и задними элементами – 120 см;
  • ширина между колесами или боковыми элементами – 70 см 4 мм;
  • высота от верхней детали до пола – 109 см.

Ширина сиденья

Если выбирать с учетом индивидуальных особенностей и характеристик человека, то для взрослых людей коляска изготовляется из расчета размера одежды. Если, например, человек носит одежду до 48 размера, то ширина сиденья должна быть 38 или 40 см.

  • до 52 – 42 см;
  • 54-56 – 43 см;
  • 56-58 – 46 см;
  • до 64 – 50 см.

При этом не следует забывать, что ширина ИК, превышающая 42 см, значительно снижает ее возможность проходить в лифты, туалеты и другие узкие проемы. Измерение ширины сиденья считается самым важным. Его задача заключается в том, чтобы:

  • обеспечить равномерное распределение массы тела инвалида на максимально широкой и удобной поверхности;
  • облегчить передвижение и предупредить соприкосновение и трение частей тела человека о поручни и боковые стенки;
  • выяснить наиболее возможную ширину ИК с расчетом, позволяющим беспрепятственному маневрированию в ванной комнате, узких дверных проемах и прочих ограниченных пространствах.

Важно! Неправильный выбор ИК может привести к негативным последствиям для здоровья человека.

Замеры ширины производятся путем определения расстояния между наиболее удаленными участками подвздошных костей либо бедер при применении сантиметровой ленты. Для данной цели можно установить по бокам две средние по ширине книги и вымерять расстояние между ними. Далее к полученному значению прибавляется 3-5 см, что делается с учетом ношения толстой (зимней или осенней) одежды.

Следует помнить, что слишком узкое сиденье значительно снизит степень подвижности пациента, так как туловищу будет сложно поворачиваться по оси. А в результате того, что масса тела будет распределяться по малой поверхности, повысится давление на седалищные бугры. Это может вызвать вторичные осложнения, к примеру, такие как возникновение пролежней.

Чрезмерно широкое сиденье зачастую становится причиной формирования проблем физического характера, а также внешнего. Снижение устойчивости в сидячем положении в обязательном порядке сказывается на нормальном положении тела. Появляются затруднения при поступательном передвижении ИК, и для облегчения передвижения вперед человеку придется пользоваться руками.

Для контроля соответствия габаритов коляски и размеров человека можно разместить ладони между боковыми стенками кресла-коляски и его бедрами. Если все вымерено правильно, то руки будут размещаться свободно, не ощущая какого-либо давления с обеих сторон.

Глубина сиденья

Измерение глубины ИК производится так, чтобы распределение массы тела на бедра и ягодицы не вызывало на седалищные бугры чрезмерного давления. Это поможет предотвратить ухудшение циркуляции крови и лимфы, а также предупредит появление раздражения кожных покровов под коленом. Замеры производят вдоль бедра, начиная от края ягодицы и постепенно доводя до внутреннего коленного сгиба.


Подбор глубины сиденья

Для получения правильного размера от данного показателя отнимается 5-7,5 см. При недостаточной глубине сиденья кресла-каталки дополнительный вес будет также распределяться на бедра и ягодицы, что приведет к смещению центра тяжести и росту давления на седалищные бугры.

Габаритные замеры с такими ошибками в несколько раз повышают опасность выпадения инвалида-колясочника при движении вперед. Излишняя глубина ИК нередко становится причиной давления, которое приводит к ухудшению микроциркуляции тазовых органов и нижних конечностей, а также провоцирует появление раздражения под коленом и на верхнем участке лодыжки.

Совет! Для контроля соответствия сиденья размерам больного оценивается расстояние между областью под коленом и передним краем сиденья (или обивки). Его ширина не должна быть больше 3-4 пальцев взрослого человека, что равняется примерно 7,5 см.

Длина ног

Проведение замеров длины ножной части, так же как высоты самого сиденья, непосредственно связаны между собой, поэтому их следует оценивать в комплексе. Кроме того, нужно помнить, что площадку для размещения ног нужно закрепить в 5 см от пола. Благодаря этому пациент сможет безопасно осуществлять повороты плечами и туловищем.

Достаточная высота сиденья позволит предотвратить нарушение микроциркуляции и сдавливание в данной зоне. Замеры выполняются от пятки либо края каблука (если человек с ОФВ носит туфли) до уровня бедра.

Подушка предоставляет дополнительный комфорт и минимизирует давление на кожу. При чрезмерно низком установлении подставки для ног нередко появляются трудности с безопасностью. Инвалиду будет трудно выполнять развороты туловища и плеч – при этом он может даже упасть из ИК.

Вращающиеся колесики, прикрепленные снизу, способны нанести повреждения голеностопа либо лодыжки в случае свисания стоп при низкорасположенной площадке для ног. Есть риск выпадения из коляски, если она зацепится за какое-либо возвышенное препятствие.


Рекомендации по выбору высоты спинки

Высота сиденья

Цель замера данного параметра заключается в предупреждении давления на наиболее повреждаемые участки, находящиеся в седалищных буграх и под коленом. Кроме этого, правильно вымеренная высота сиденья ИК обеспечит инвалиду возможность достигнуть максимально маневренные условия для передвижения и сохранить его коленные суставы от всевозможных ударов и ушибов.

Замеры осуществляются посредством прибавления к длине согнутой нижней конечности 5 см. Это позволяет закрепить на безопасном расстоянии от пола подставку. При этом не следует забывать, что каждые 2,5 см увеличения высоты сиденья должны сочетаться с расширением расстояния между поверхностью пола и площадкой для ног.

Если во время сидения пациент пользуется полиуретановой подушечкой, то ее объем под давлением среднего веса снижается наполовину. Из чего следует, если высота подушки равна 10 см, то при давлении она станет 5 см, поэтому всегда необходимо иметь в виду данный момент. Очень низко расположенное сиденье ИК и подставка для ног – весьма опасно для человека с ОФЗ.

Поэтому нужно его посадить выше, предварительно подложив на сиденье подушку, и переустановить подставку для ног. В таком случае седалищные бугры избавятся от чрезмерного давления. При несоразмерно высоком закреплении сиденья колени будут задраны вверх, и человеку станет неудобно выполнять различные манипуляции за столом.

Чтобы выяснить, соответствует ли высота сиденья правилам, нужно ввести два пальца под бедро до глубины второй фаланги, плавно перемещаясь под подушкой или обивкой коляски. В норме такой размер должен не выходить за рамки 3,75-5 см.

Высота спинки

Инвалидные кресла часто изготавливаются с низкой спинкой. Высота спинки коляски должна регулироваться в зависимости от физических отклонений человека и его степени активности. Достаточная высота и правильная форма кресла предоставят возможность инвалиду находиться в удобной позе, что также подразумевает его устойчивое положение и комфорт при перемещении.

При выполнении замеров выясняется высота от подмышечной впадины пациента и поверхности сиденья, при этом руки человек должен вытянуть вперед и приподнять параллельно полу. Для получения верных размеров данного параметра, а именно высоты спинки вместе с обивкой, нужно отнять от результата 10 см. Такая высота позволяет добиться минимальной потребности в поддержке туловища.

Если пациент нуждается в полной поддержке корпуса, то тогда вымеряется высота от сиденья до требуемой линии поддержки (плечи, шея либо нижняя половина головы). В случае потребности полной поддержки корпуса, как правило, подбирается коляска со спинкой, предоставляющая возможность пациенту отклониться назад, а иногда рекомендуется пользование ИК со спинкой, оснащенной секционной регуляцией высоты.

Такое приспособление позволяет менять степень поддержки по мере восстановления работоспособности отдельных частей корпуса. Чтобы проверить соответствие высоты спинки у людей, имеющих минимальные отклонения в функционировании туловища, нужно 4 пальца руки уместить между подмышечной впадиной и верхним краем обивки ИК. Данное расстояние должно быть около 10 см.

Высота подлокотников

Для сохранения правильной посадки инвалида и обеспечения ему равновесия, требуется уделить не меньшее внимание высоте подлокотников. Их расстояние измеряют от локтя до поверхности сиденья. Затем к полученному результату нужно прибавить 2,5 см.

При несоразмерно высоких подлокотниках плечи пациента будут приподняты, а это приведет к чрезмерному и скорейшему утомлению мышц. Кроме того, инвалид не сможет пользоваться подлокотником по его прямому предназначению, что станет причиной его неустойчивости в сидячем положении.


Правила установки подлокотника

При несоразмерно низком расположении подлокотников инвалид не сможет принять комфортную для себя позу. Он будет вынужден сутулиться, чтобы получить возможность опираться предплечьями. Вследствие согнутого положения человек быстрее устанет, нарушится его равновесие, а также возникнут трудности с дыханием. Подвижность диафрагмы снизится, что приведет к ухудшению дыхательной функции.

Памятка . Безусловно, выбор коляски для человека с ОФВ достаточно сложное и емкое дело, но пренебрегать вышеуказанными правилами не следует. Благодаря правильному и скрупулезному подходу к приобретению данного средства перемещения можно как обеспечить пациента большей самостоятельностью и маневренностью, так и снизить его и без того небольшой комфорт. Кроме того, не стоит забывать, что в неудобной и выбранной не по размеру коляске у человека могут развиться различные заболевания, которые усугубят его состояние.

Видео по теме

ГОСТ Р 50602-93

Группа Р23

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

Максимальные габаритные размеры

Whellchairs. Maximum overall dimension

Дата введения 1995-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Центральным научно-исследовательским институтом машиностроения

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 10.11.93 N 230

3 В настоящем государственном стандарте полностью применен международный стандарт ИСО 7193-85 "Кресла-каталки. Максимальные габаритные размеры"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на инвалидные кресла-коляски (далее кресла-коляски) и устанавливает их максимальные габаритные размеры (далее - габаритные размеры), которые должны учитываться архитекторами, инженерами, изготовителями и местными органами власти для обеспечения передвижения пользователя в зданиях, транспортных средствах (автобусах, пароходах, самолетах, лифтах) и для общей маневренности.

Настоящий стандарт применяется изготовителями кресел-колясок в новых разработках.

Требования к зданиям и помещениям для перемещения лиц с физическими недостатками - по .

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ИСО 6440-85* Кресла-коляски. Номенклатура, термины и определения
________________
* До прямого применения данного документа в качестве государственного стандарта распространение его осуществляет ВНИИКИ.

ГОСТ Р 50605-93 Кресла-коляски. Методы определения габаритных размеров, массы, минимального радиуса поворота и минимальной ширины разворота

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем стандарте применяют термины по ИСО 6440

4 МАКСИМАЛЬНЫЕ ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

4.1 Габаритные размеры установлены для незанятых пользователем кресел-колясок.

4.2 Габаритные размеры приведены на рисунке 1.

Рисунок 1


Габаритная длина - размер по горизонтали между самыми выступающими передней и задней деталями кресел-колясок,

1200 мм

Габаритная ширина - размер по горизонтали между выступающими боковыми деталями кресел-колясок при полной раскладке,

700 мм

Габаритная высота - размер по вертикали от пола до самой выступающей верхней точки кресел-колясок,

1090 мм

Габаритные размеры измеряются в соответствии с ГОСТ Р 50605

4.3 При изготовлении кресел-колясок для особо грузных пользователей и ампутантов значения габаритных размеров могут быть увеличены:

длина - до 1750 мм,

ширина - до 810 мм.

4.4 При проектировании зданий и проездов, для учета ног пользователя, габаритную длину увеличивают на 50 мм.

4.5 Для кресел-колясок с ручным управлением требуется зазор до стены для привода ободов главных колес, при проектировании зданий и проездов габаритную ширину увеличивают на 100 мм с каждой стороны.

ПРИЛОЖЕНИЕ А (информационное). Библиография

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(информационное)

Типовая инструкция по обеспечению передвижения инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в проектах общественных зданий, планировки и застройки населенных мест

Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1994

Как правильно подобрать инвалидную коляску

Подбор – непростое действие, при котором следует учитывать множество составляющих, чтобы избежать дополнительной нагрузки на мышцы тела и возникновения болезненных ощущений.

В первую очередь перед выбором коляски следует получить консультацию лечащего врача.

Типы

Первичная классификация инвалидных кресел – их подразделение на 2 группы: кресло–каталки и кресло-коляски. Первые, из которых годны для частичного передвижения людей, утративших способность к управлению, вторые имеют большие колеса и предполагаются людям, способным справиться с передвижением в коляске и ее управлением самостоятельно.

Параметры выбора

При отдаче предпочтения той или иной модели стоит обратить внимание на характеризующие показатели:

  • место применения средства передвижения (в случае основного применения инвалидной коляски вне помещения стоит отдать предпочтение колесам, оснащенным пневмошинами с целью лучшей амортизации, минус которых – требование периодической подкачки и замены. Если предполагается применять ее в домашних условиях, то можно остановиться на литых шинах, т.к. пол – наиболее гладкая поверхность в сравнении с уличной дорогой. Данный вариант абсолютно не предназначен для передвижения по неровностям улицы, однако, является долговечным);
  • электропривод. Необходимая составляющая в случае, если ее предполагается использовать на большом расстоянии в течение дня. В зависимости от привода коляски бывают с рычажным приводом и электрические. Наиболее энергозатратный и бюджетный – первый вариант. Электрические бывают с электроприводом или на механике, первый вариант наиболее удобен, т.к. требует минимальных затрат сил, но он не бюджетный;
  • максимальная грузоподъемность – наибольший вес, который выдержит устройство без ущерба для себя;
  • масса инвалидной коляски. Данная характеристика важна, например, при необходимом переносе в случае отсутствия ;
  • подлокотники. На данную характеристику стоит обращать внимание, т.к. она важна при переходе в кровать или наоборот. Подлокотники могут быть съемными, откидными, регулируемыми или наоборот. Плюс подлокотников, которые есть возможность отсоединить от коляски – быстрота перехода из нее на другую поверхность, вариант же с подлокотниками, которые не являются съемными, хорош своими прочностными характеристиками и является надежнее предыдущего;
  • подножки инвалидной коляски. Данный параметр важен для поддержания удобства, например, для борьбы с отечностью. Существуют модели со съемными подножками, изменяющими наклон. Наиболее благоприятный вариант – модель с подножками, изменяющая высоту от земли, и обладающая возможностью поворота подножек для нахождения оптимального положения ног;
  • дополнительные ограничители, подголовник, высокая спинка. На данные параметры стоит обращать особое внимание в случае тяжелого болезненного состояния. Спинка кресла может откидываться, менять угол своего наклона;
  • возраст и физиологические особенности человека. К выбору коляски для ребенка стоит относиться наиболее внимательно, определяя оптимальную степень комфортного положения тела;
  • размеры коляски и размеры проемов помещения. После определения подходящей модели стоит не забыть сделать замеры проемов, чтобы на их основании выбирать габариты инвалидной коляски. Это производится для того, чтобы избежать возникновения непредвиденных обстоятельств при пространственном перемещении.

Габаритные характеристики инвалидной коляски, которым следует уделять особое внимание

  • характеристики сиденья (его ширина, высота и глубина);
  • высота спинки и подлокотников.

Вариант коляски необходимо выбирать согласно размерам тела человека.

Ширину сиденья инвалидной коляски стоит подбирать, основываясь на следующем соотношении:

  • 420 мм – в случае предназначения коляски человеку, размер одежды которого 52 и меньше;
  • 430 мм – размер одежды от 54 до 56;
  • 460 мм – 56 – 58;
  • 500 мм – размер одежды в диапазоне от 58 до 64 включительно.

Другой способ определения ширины сиденья коляски: измерить расстояние между двумя крайними точками тела, прибавить к этой величине 50 мм.

При неверном подборе оптимальной величины ширины сиденья могут побеспокоить такие проблемы, как давка на тело сиденья и минимизация двигательной активности, в положении сидя, сложности входа в проемные отверстия.

Для того, чтобы получить оптимальную глубину сиденья инвалидной коляски необходимо измерить расстояние от ягодичной мышцы до подколенного сгиба и вычесть из полученной величины показатель от 50 до 75 мм.

При неверном подборе глубины сиденья может произойти искривление позвоночника.

Величину высоты сиденья коляски следует вычислять путем прибавления к длине согнутой ноги 50 мм. При подходящем варианте высоты сиденья нагрузка на позвоночник будут минимальной.

Высоту, на которой расположены подлокотники коляски, получают путем прибавления 250 мм к расстоянию между сиденьем кресла и внутренним сгибом локтевого сустава. При неподходящей высоте подлокотников увеличивается нагрузка на тело и возникает риск падения.

Показатель высоты спинки кресла необходимо выбирать на основании физиологических способностей человека и степени подвижности тела, поэтому следует отдавать предпочтение вариантам со спинкой, изменяющей высоту.

Для вычисления данного показателя необходимо отмерить расстояние от сиденья инвалидной коляски до расположения подмышек человека, чтобы оптимизировать эту величину необходимо отнять от нее 100 мм. Правильно подобранная высота спинки стабилизирует положение тела, препятствует запрокидыванию головы и снижает нагрузку на шейный отдел позвоночника.

Негативные последствия неправильного выбора инвалидной коляски

Подойдя ответственно к выбору инвалидной коляски, можно не только подобрать наиболее комфортные условия для человека с ограниченными возможностями, находящего в ней, но и избежать возникновения ряда негативных последствий, к которым относятся:

  1. возникновение некомфортных или болезненных ощущений (при выборе коляски неподходящих размеров), например, трение о тело, сложности с преодолением дверных проемов;
  2. быстрый выход из строя коляски (при подборе средства, не соответствующего весу тела обладателя);
  3. развитие постсиндромов вынужденной нетрудоспособности (при сидении в кресле в неудобной позе для тела).

Позитивные моменты правильного выбора

В противовес вышеприведенным характеристикам, при правильном выборе можно достичь оптимальных условий с учетом ограниченной активности, например:

  1. облегчение процесса перемещения в пространстве, отсутствие болезненного трения тела о поверхности инвалидной коляски;
  2. равномерное перераспределение веса тела;
  3. отсутствие проблем с проходом дверных проемов.

Выводы

Главное на что следует обращать внимание при подборе варианта инвалидной коляски – это возраст человека, его физические способности и степень развития мышц тела. Также стоит заострить внимание на территории, по которой предполагается перемещаться в коляске.

Оптимально подобранный вариант инвалидной коляски поможет оптимизировать передвижение человека и сократить до минимальной величины нагрузку на мышцы тела. К тому же правильно подобранный вариант сократит затраты энергии на перенос в случае необходимости.

Для того чтобы проектировать здания и сооружения с учетом доступа инвалидов-колясочников, необходимо знать:
- габариты кресла-коляски;
- параметры инвалида в кресле-коляске.

В России большинство инвалидов и дома, и на улице обычно используют для передвижения так называемую “комнатную” инвалидную коляску (рис. 4.1). Ширина комнатной коляски, на которой предпочитают передвигаться большинство взрослых инвалидов, составляет около 620 мм. Именно коляска такой ширины с огромным трудом, но все же входит в узкий пассажирский лифт (обычно устанавливаемый в 9-этажных домах). Максимальная ширина коляски составляет 670 мм. Максимальная длина коляски составляет 1100 мм.
Таким образом, габариты комнатной коляски без человека составляют 670х1100 мм.
Габариты комнатной коляски с человеком несколько больше. Ширина самой коляски определяется расстоянием между ободами на колесах. Так как комнатная коляска приводится в движение руками инвалида, толкающего обода, то необходимо по бокам коляски дополнительное пространство для рук около 50 мм с каждой стороны (рис. 4.2). Ширина комнатной коляски с человеком составит 770 мм. Если при проектировании дверей ориентироваться только на ширину коляски 670 мм, то коляска в дверь пройдет, но инвалид должен быть в дверях осторожен, чтобы не поцарапать или не повредить кисти рук. По длине комнатная коляска с человеком будет тоже больше за счет выступающих за подножку стоп ног.
Часть инвалидов для поездки на улицу используют другую коляску – прогулочную (рычажную), которая тоже приводится в действие руками инвалида, но не за обода, а с помощью специальных механических приспособлений-рычагов (см. фото 4.1). Габариты и вес прогулочной коляски больше, чем у комнатной.

Габариты прогулочной коляски без человека составляют 703х1160 мм.
Размер прогулочной коляски, как более широкой, примем в качестве габаритов типовой инвалидной коляски без человека.
Чтобы инвалид на коляске чувствовал себя более ли менее уютно, не задевал при движении стены и косяки, ему необходима достаточная зона для размещения кресла-коляски: ориентировочно 850х1200 мм.
Однако иногда этой зоны может быть недостаточно. К примеру, некоторые инвалиды не могут передвигаться сами. Значит, необходимо позади коляски предусмотреть дополнительную зону для сопровождающего. Инвалидам, которые хотя и пользуются коляской, но могут вставать на ноги, необходима перед коляской свободная зона. Параметры комфортной зоны для размещения кресла-коляски составят не менее 900х1500.

Хочу сразу предупредить, что терминология “достаточная зона” и “комфортная зона” для размещения кресла-коляски в нормативной литературе не используется, а придумана мной для удобства объяснения. Цель всех этих рассуждений – объяснить, почему в нормативной литературе одни и те же параметры представлены разными цифрами. На мой взгляд, это определяется только субъективной позицией авторов нормативов. Получив необходимые знания, Вы сможете в каждом конкретном случае иметь свое собственное мнение. Особенно это важно при реконструкции зданий, когда возможности архитекторов по обеспечению доступа инвалидов весьма ограничены.

Таким образом, для проектирования зданий и сооружений с учетом особенностей инвалидов, передвигающихся при помощи кресла-коляски, можно использовать следующие параметры:

Ширина коридоров и проходов должна быть достаточной для свободного движения инвалидов, пользующихся креслами-колясками. Ширина зон прохода при различных видах движения представлена в таблице 4.1

Эта таблица – попытка логического обобщения имеющейся нормативной литературы, в которой логика цифр начисто (!) отсутствует, так как зоны прохода представлены самыми разнообразными цифрами. Но важно то, что “ширина пандуса должна соответствовать основным параметрам проходов” (“Рекомендации…Вып. 1”, стр. 21). Вот почему возникла необходимость в создании унифицированной таблицы. Я думаю, она поможет Вам в каждом конкретном случае самим определить необходимую ширину зоны прохода, коридора или проектируемого пандуса. Но надо помнить одно правило:
Минимальная ширина коридора, в котором сможет повернуть или развернуться инвалидная коляска, составляет не менее 1200 мм.
При местном сужении прохода возможно уменьшение его ширины до 0,85 м.
Что такое “местное сужение прохода”? Например, два участка коридора разделены между собой стеной. Ширина каждого коридора – 1500 мм. Соединяет коридоры между собой открытый проем в стене. Его ширина может быть 850 мм.
Обращаю ваше внимание, что в таблице дана ширина зон прохода в чистоте. Объекты и устройства (почтовые ящики, укрытия таксофонов, информационные щиты и т. п.), размещаемые на стенах зданий, сооружений или на отдельных конструкциях, а также выступающие элементы и части зданий и сооружений не должны сокращать пространство, необходимое для проезда и маневрирования кресла-коляски. Ни одно препятствие в коридорах не должно перекрывать минимально необходимую ширину прохода. В противном случае необходимо расширить ширину тротуарной дорожки или коридора с учетом возможных препятствий.
На стр. 42–45 можно увидеть пример неграмотно установленного информационного щита, перекрывающего доступ к пандусу инвалида на коляске, и познакомиться с образцом бездумной установки мусорного контейнера, который не дает инвалиду на коляске подъехать к кнопке вызова.
При повороте тротуарной дорожки, коридора, пандуса и т. п. на 90° должна соблюдаться минимально необходимая зона для поворота кресла-коляски, приведенная в разделе “Зоны разворота кресла-коляски”. В тупиковой части пешеходных дорожек и коридоров необходимо обеспечить возможность разворота кресла-коляски на 180°.
Высота прохода до низа выступающих конструкций должна быть не менее 2,1 м.
Подходы к оборудованию и мебели должны иметь ширину не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90° – не менее 1,2 м.
При расстановке оборудования в торговом зале необходимо оставлять проходы между стеллажами не менее 0,9 метра.
Если торговля осуществляется по системе самообслуживания, то на входе ширина одного из турникетов должна быть достаточной для въезда инвалида на коляске. На выходе ширина прохода возле хотя бы одного из контрольных кассовых постов должна быть не менее 1,1 м (минимально допустимая ширина – 0,9 м). Расчетная плоскость этого кассового поста должна быть расположена на высоте, не превышающей 0,8 м от уровня пола.
В магазинах одежды хотя бы одна из примерочных кабин должна быть шириной не менее 0,9 метра, глубиной 1,2–1,5 метра. Но это минимальные стандарты. В СП 31-102-99 рекомендуется проектировать примерочную кабину с размерами, не менее: площадь – 2,0х1,7 кв.м, высота – 2,1 м, чтобы обеспечить инвалидам необходимый уровень комфорта. Хорошо было бы не забыть поставить во всех примерочных кабинках (или возле них) стул, который будет нужен не только инвалидам на костылях, но и обычным людям. А несколько крючков на разной высоте окажут покупателям незаменимую услугу. В примерочных кабинах для инвалидов необходимо предусматривать небьющиеся зеркала или выполнять противоударное ограждение нижней части зеркала на высоту 0,3 м.
Хотелось бы посоветовать шире использовать откидные сиденья (в лифтах, в телефонных будках, душевых и т. п.). Они создают дополнительные удобства для людей, передвигающихся с помощью тросточек и костылей, но при этом не сокращают пространство, необходимое для маневрирования инвалида-колясочника.
Около столов, прилавков и других мест обслуживания, у настенных аппаратов и устройств, которыми пользуются маломобильные посетители, следует предусматривать свободное пространство размерами в плане не менее 0,9х1,5 м.
Иными словами, необходимо всегда предусматривать свободную зону подхода (к телефону, к пандусу, к двери, к примерочной и т. д.).
Ширина галерей, а также балконов и лоджий (в санаториях, гостиницах и т. п.) должна быть не менее 1,5 метра в свету. Жилые помещения специализированных жилых зданий и территориальных центров социального обслуживания следует проектировать с балконами (лоджиями) глубиной не менее 1,4 м.

4.3. Зоны разворота кресла-коляски

В основе размеров пространства для разворота кресла-коляски лежат параметры инвалида в кресле-коляске.
Все имеющееся многообразие цифр, определяющих параметры пространства для маневрирования кресел-колясок, систематизировано мною для удобства пользования в виде таблицы 4.2. Замечу, что названия зон в таблице не являются нормативными, а предложены мною для придания таблице логической законченности.

В зависимости от конкретной ситуации возможны различные варианты устройства площадки для маневрирования коляски перед входной дверью в здание или помещение. Габариты данных площадок зависят не только от вида входных дверей и направления их открывания, но и от направления подъездов к дверям. При проектировании надо помнить габариты инвалида в кресле-коляске (850 х 1200 мм) и знать требования по глубине площадок и тамбуров (СНиП 2.08.02-89*, п.4.7.):
Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании “от себя” должна быть не менее 1,2 м, а при открывании “к себе” – не менее 1,5 м.
Следовательно, можно вывести “золотое правило” на все случаи жизни:
Глубина площадки перед входной дверью и глубина тамбура не могут быть меньше 1,2 м.
Сразу замечу, что такая глубина необходима не только для маневрирования инвалидов на креслах-колясках, но и для обычных людей. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Если глубина узкой площадки перед входной дверью всего 600 мм, а полотно распашной двери – 900 мм, то человек, открывающий дверь, должен сначала подняться по ступенькам на площадку, а затем, открывая дверь и пятясь назад, спуститься (!) на одну-две ступеньки, так как полотно распахнутой двери будет фактически нависать над верхними ступеньками лестницы. А как быть при этом с детской коляской, если по лестнице поднимается женщина с маленьким ребенком? Из этого можно сделать вывод: глубина и ширина площадки перед входной дверью должна быть не меньше ширины открываемого полотна дверей (рис. 4.3).

Для того чтобы на такой узкой площадке (рис. 4.3) человеку при открывании дверей не приходилось спускаться назад на ступеньки, глубина площадки должна быть еще дополнительно увеличена приблизительно на 300 мм (рис. 4.4). Общая глубина площадки составит 1200 мм.
Но и эта более глубокая площадка имеет существенный недостаток. Заключается он в том, что при открывании дверей человеку все равно придется пятиться назад по площадке. Чтобы решить эти проблемы, необходимо расширить площадку со стороны ручки двери.
На рис. 4.5 показаны недопустимый и правильный варианты установки дверей. Минимальное расстояние от двери до угла должно быть не менее – 300 мм. Этой зоны хватает для размещения сбоку от двери обычного человека.
Если же дверь, расположенную от угла на расстоянии 300 мм, будет открывать инвалид на коляске, то глубина площадки должна быть больше – не менее 1700 мм!
Можно расстояние от угла до двери увеличить до 500 мм. Тогда для маневрирования кресла-коляски будет достаточно обычной глубины площадки – 1500 мм. Именно поэтому, наверное, в нормативах нет упоминания о 300 мм, а говорится о 500 мм, но немного в другой форме:
Для дверей, расположенных в углу коридора или помещения, расстояние от ручки до боковой стены должно быть не менее 0,6 м.

Таким образом, размеры площадки перед входом должны быть такими, как на рис. 4.6.
Минимальная площадь тамбуров при входах в здания и сооружения должна устанавливаться в соответствии с возможностью беспрепятственного проезда и поворота инвалида на кресле-коляске. Габариты тамбура зависят от расположения дверей и направления их открывания.
На рис. 4.7 представлены для примера размеры тамбура при открывании двери внутри тамбура наружу на себя. Если расстояние от двери до стены Вы захотите уменьшить с 500 до 300 мм, то глубину тамбура Вам придется увеличить на 300 мм до 1800–2000 мм. Размеры входных площадок при оборудовании у входа одновременно лестницы и пандуса рассмотрены в разделе “Пандусы”.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top