Солнечный глаз. Солнечный (ультрафиолетовый) ожог сетчатки глаз, снежная слепота

Солнечный глаз. Солнечный (ультрафиолетовый) ожог сетчатки глаз, снежная слепота
Эффективные методы улучшения зрения. Для работающих на компьютере Дорис Шнайдер

Солнечный свет дает глазам пищу

Глаза созданы для восприятия света. Глазам нужен чтобы видеть, а видят они лучше всего при хорошем освещении. Для хорошего зрения необходим дневной свет. Световые волны (импульсы) возбуждают светочувствительные клетки сетчатки. В фоторецепторных клетках энергия света преобразуется в нервный сигнал. По зрительному пути этот сигнал передается затем в зрительный нерв мозга. В мозге происходит опознание зрительного образа.

Весь спектр солнечного света обеспечивает глаза, организм и душу энергией и жизненно необходимой «пищей». Спектр солнечного света приводит в действие важные процессы и функции организма, например такие, как гормональные и железы внутренней секреции, регулирует обмен веществ, управляет внутренними часами, способствует образовании витаминов А и D. Солнечный свет положительно воздействует на иммунную систему.

Солнце также благотворно влияет на клетки сетчатки и зрительный нерв, поддерживает здоровые глаза в хорошем состоянии и укрепляет слабые глаза, активизирует обмен веществ в них, очищает от шлаков. Переоценить полезность солнечного света для глаз невозможно.

Если рабочее место освещается плохо или недостаточно, а неправильное расположение осветительных прибором, монитора или рабочего стола по отношению к окнам вызывает блики, ослепляет, происходит перенапряжение глаз, глазам мозг испытывают повышенную нагрузку.

Головной мозге большим трудом будет опознавать, упорядочивать и таким образом распознавать воспринимаемые глазами образы.

Перенапряжение глаз автоматически влечет за собой перенапряжение головного мозга.

Вывод:

При утомлении глаз их работоспособность снижается, возникают нарушения зрения или светочувствительности.

Реакция головного мозга проявляется в снижении внимания и мыслительной активности, появляются вялость, усталость и общее переутомление.

Когда глаза продолжительное время лишены естественного солнечного света, например, при ношении темных и солнечных очков, при длительной езде в автомобиле с тонированными стеклами или пребывании в темном помещении, испытывают световой голод. При этом ослабевают нервы сетчатки, притупляются ее воспринимающие способности, глаза становятся очень чувствительными к солнечному свету, и зрение, особенно в сумерках и темноте, ухудшается.

Человек, глаза которого не получают солнечного света, при ярком свете испытывать не только неприятные ощущения, но и резкую боль.

Не зная о взаимосвязи между дефицитом солнечного света «светочувствительностью» глаз, большинство людей верит, что следует «беречь» глаза, защищая их темными очками. Между тем эти представления прямо противоположны истинному положению вещей!

Светочувствительность часто сопровождается плохим зрением в темноте, которое еще больше ухудшается при головной боли, приступах мигрени, обшей усталости, стрессе или болезни.

Д-р Бейтс в своей книге «Улучшение зрения без очков» рассказывает об обратившейся к нему за помощью пациентке, которой некий врач из-за повышенной чувствительности ее глаз порекомендовал носить на одном глазу плотную повязку, а другой глаз «защищать» очками с тёмным стеклом. В течении двух лет женщина жила в состоянии практически полной темноты, однако не почувствовала никакого улучшения. Д-р Бейтс провел с ней курс лечения солнечным светом. Пациентка избавилась от повышенной светочувствительности, острота ее зрения повысилась.

Опыт показывает, что даже при сильной светочувствительности после регулярного принятия солнечных или световых ванн глаза без труда воспринимают солнечный свет.

Положительное воздействие солнечных или световым ванн заключается в следующем:

Солнечный свет снимает глазное, нервное и мышечное напряжения;

Чем больше солнечного света воспринимают ваши глаза, тем лучше мыслительная деятельность и острее вами зрение;

Солнечный свет укрепляет и регенерирует сетчатки улучшает кровоснабжение глаз;

Солнечный свет значительно улучшает зрение в темноте Глаза меньше страдают от бликов солнца на водной поверхности, искрящегося на солнце снега, света автомобильных фар и т. п.;

Соляризация активизирует и стимулирует нервы головного мозга, что заметно улучшает внимание и мыслительные способности;

Соляризация обеспечивает интенсивное поступление энергии в организм;

Уже после нескольких сеансов соляризации испытывавшая световой голод сетчатка глаз значительно четче воспринимает предметы;

Под воздействием солнечного света глаза отдыхают, глазные мышцы расслабляются, усиливается циркуляция крови;

Солнечный свет регулирует и активизирует работу слезных желез.

При перенапряжении глаза краснеют, слезятся, в них лопаются кровеносные сосуды, возникают неприятные ощущения покалывания как бы попавшей в глаз соринки, наблюдается светобоязнь.

Солнечный свет дает вам приятное ощущение физического комфорта, успокаивающей легкости и психического расслабления.

Тепло солнца не только снимает напряжение с уставших глаз и тела, но и улучшает настроение, успокаивает нервную систему.

Позаботьтесь о своих глазах, дайте им несколько минут отдыха. В ясную солнечную погоду регулярно укрепляйте глаза.

Под действием солнечных лучей на закрытые глаза исчезают воспалительные процессы, снижается активность микроорганизмов. Используйте солнце при каждой возможности: во время обеденного перерыва, на прогулке и т. п.

Делается это следующим образом:

Снимите очки.

Закрыв глаза, встаньте лицом к яркому солнечному свету (обязательно на свежем воздухе, а не в помещении через и оконное стекло!).

Свободно, не напрягаясь, поворачивайте голову то вправо, то влево так, чтобы солнечный свет заливал ваше лицо со всех сторон (см. рис. 9).

Если даже сквозь закрытые веки солнечный свет кажется вам ослепительно-ярким, вызывая неприятные ощущения или боль, встаньте в тень, например поддерево.

Советы для тех, кто находится на юге.

Если вы принимаете солнечную ванну для глаз, находясь на юге, время от времени прикрывайте закрытые глаза ладонями, чтобы специально добиться абсолютной темноты. Таким образом, ваши глаза будут подвергаться попеременно воздействию яркого света и полной темноты. Такие быстрые и резкие колебания служат тренировкой, полезной для любых глаз.

Рис. 9. Соляризация

Продолжительность соляризации глаз определяйте сами исходя из самочувствия и потребности. Поначалу достаточно 30 секунд, затем продолжительность упражнения можно увеличить 5 минут.

Положитесь на свою интуицию, руководствуйтесь степенью комфортности своего состояния. Для одного человека предельная продолжительность такого упражнения составляет 2 минуты, другому требуется больше. Не забывайте соблюдать самое главное требование: делать это упражнение можно только с закрытыми глазами!

Время от времени прерывайте световую ванну так называемыми «Проблесками».

Соляризацию всегда заканчивайте пальмингом. Сделав упражнение, часто поморгайте, до хруста потянитесь всем телом. с наслаждением зевните. Ополосните лицо холодной водой, это взбодрит и освежит вас.

Из книги Все об обычных яйцах автора Иван Дубровин

6) «СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ» Белок взбейте в пышную пену. В белковую пену добавьте молоко (3 ст. л.) и натертую на мелкую терку сырую картофелину, перемешайте до однородности. Полученную кашицу нанесите на 20

Из книги Как я вылечил ожирение автора Татьяна Федоровна Плотникова

Солнечный свет против лишнего веса Иногда даже пяток лишних килограммов мешают нормально жить. Пробовал я принимать «волшебные» таблетки, но мой желудок, испорченный за годы учебы в институте, начал болеть. Пришлось перейти на более щадящие методы, для себя я выбрал

Из книги Улучшение зрения без очков автора Уильям Горацио Бейтс

Солнечный свет Обучение соляризации – самое существенное, что могут сделать ослабевшие глаза для улучшения своего зрения. Солнце – величайший целитель всех частей тела и особенно глаз, которые призваны воспринимать и использовать свет. Если ваши глаза испытывают

Из книги Чудо голодания автора Поль Чаппиус Брэгг

Глава 21. ПЕРВЫЙ ДОКТОР - СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ Его специальностью является гелиотерапия.Каждый крошечный листик травы, каждая виноградная лоза, дерево, куст, цветок, фрукт и овощ черпают свою жизнь из солнечной энергии. Все живущее на Земле зависит от солнечной энергии, от ее

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 автора

Из книги Хорошее зрение без очков автора Гарри Бенджамин

Солнечный свет Ценность солнечного света во всех случаях нарушения зрения очень высока, и всем больным рекомендуется использовать воздействие солнечного света с максимальной возможностью. Лучшим способом является следующий.Закройте глаза, поверните лицо к солнцу и

Из книги Метеочувствительность и здоровье автора Светлана Валерьевна Дубровская

Солнечный свет Солнечные лучи благотворно воздействуют на организм человека. Солнце – это источник жизни, но длительный контакт кожи с его излучением может привести к негативным последствиям.От агрессивной солнечной радиации нас защищает земная атмосфера. К сожалению,

Из книги Ключи к здоровью автора Ирина Гамлешко

Солнечный свет Глава 42 Поцелуй солнца Какую пользу может мне принести солнечный свет?Большую!Во-первых, прямые солнечные лучи губительно действуют на микробы. Именно поэтому необходимо регулярно вывешивать на солнце и проветривать одеяла, покрывала, матрацы и тому

Из книги Правила долголетия. Результаты крупнейшего исследования долгожителей автора Дэн Бюттнер

Глава третья «Голубая зона» - Окинава Солнечный свет, духовность и батат Окинаву можно представить как японские Гавайи: экзотические острова с теплым климатом, пальмами и белоснежными песчаными пляжами под бирюзовым небом. Там течет безмятежная жизнь. Там города

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Анатолий Павлович Кондрашов

Из книги Как приобрести хорошее зрение без очков автора Маргарет Дарст Корбетт

СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ Обучение соляризации - самое существенное, что могут сделать ослабевшие глаза для улучшения своего зрения. Солнце - величайший целитель всех частей тела и особенно глаз, которые призваны воспринимать и использовать свет. Если ваши глаза испытывают

Из книги 200 рецептов здоровья для метеочувствительных людей автора Татьяна Лагутина

Солнечный свет Многим людям хорошо знакомо состояние подавленности, граничащее с депрессивным, которое они испытывают ненастной осенью или такой же ненастной зимой, когда солнце на несколько дней прячется за тучи. Причину такого настроения следует искать не в плохой

Из книги Ваша жизнь в ваших руках. Как понять, победить и предотвратить рак груди и яичников автора Джейн Плант

Новый фактор образа жизни 7: ожирение, зарядка и солнечный свет Считается, что уровни инсулина и факторов роста у женщин с избыточным весом, ведущих малоподвижный образ жизни, часто связаны с высоким риском рака96. Свидетельства связи между ожирением и раком молочной

Из книги Измени свой мозг – изменится и возраст! автора Дэниэл Дж. Амен

Солнечный свет – в самый раз, но без излишков Большинству людей, чтобы получить необходимое количество витамина D, требуется около 20 минут в день находиться на солнечном свету. А жителям тех регионов, где солнце целыми месяцами не балует людей своим присутствием,

Из книги 300 рецептов ухода за кожей. Маски. Пилинг. Лифтинг. Против морщин и угрей. Против целлюлита и рубцов автора Мария Жукова-Гладкова

Солнечный свет - за и против Красивый загар - это моя привлекательность в квадрате. Поэтому каждую весну пропадаю в солярии, а потом на пляже загораю до черноты каждое лето. Если обгораю, то потом, к зиме кожа становится неровной, в пятнышках, но их всегда можно замазать

Из книги автора

Солнечный свет - враг или нет? Большинство признаков старения кожи, особенно преждевременного, обусловлены именно воздействием солнечного света. Ультрафиолетовые лучи повреждают эластиновые волокна, которые находятся в коже и предотвращают ее обвисание. После

Формат: DjVu

Качество: Сканированные страницы

Количество страниц: 132

Описание

Книга «Глаз и Солнце» принадлежит перу выдающегося советского ученого и замечательного популяризатора науки академика С. И. Вавилова (1891-1951). В ней изложена история изучения света, рассказывается, что такое свет, какова природа Солнца и свойства его лучей, как устроен человеческий глаз и как он воспринимает свет.

Книга написана просто, доходчиво, читается с интересом. Являясь классическим произведением научно-популярной литературы, она неоднократно издавалась у нас и за рубежом и всегда пользовалась успехом у читателей.

Ответственный редактор академик И. М. ФРАНК

Введение


War nicht das Auge sonnenhaft,
Wie konnten wir das Licht erblicken?
(Будь не солнечен наш глаз,
Кто бы солнцем любовался?)*
Гёте

* Перевод В. А. Жуковского.

Сопоставление глаза и Солнца так же старо, как и сам человеческий род. Источник такого сопоставления - не наука. И в наше время рядом с наукой, одновременно с картиной явлений, раскрытой и объясненной новым естествознанием, продолжает бытовать мир представлений ребенка и первобытного человека и, намеренно или ненамеренно, подражающий им мир поэтов.

В этот мир стоит иногда заглянуть как в один из возможных истоков научных гипотез. Он удивителен и сказочен; в этом мире между явлениями природы смело перекидываются мосты-связи, о которых иной раз наука еще не подозревает. В отдельных случаях эти связи угадываются верно, иногда они в корне ошибочны и просто нелепы, но всегда они заслуживают внимания, так как эти ошибки нередко помогают понять истину. Поэтому и к вопросу о связи глаза и Солнца поучительно подойти сначала с точки зрения детских, первобытных и поэтических представлений.

Играя «в прятки», ребенок очень часто решает спрятаться самым неожиданным образом: он зажмуривает глаза или закрывает их руками, будучи уверен, что теперь его никто не увидит; для него зрение отождествляется со светом.

Еще удивительнее, впрочем, сохранение такого же инстинктивного смешения зрения и света у взрослых . Фотографы, т. е. люди несколько искушенные в практической оптике, нередко ловят себя на том, что закрывают глаза, когда при заряжении или проявлении пластинок нужно тщательно следить, чтобы свет не проникал в темную комнату. Если внимательно прислушаться к тому, как мы говорим, к нашим собственным словам, то и здесь сразу обнаруживаются следы такой же фантастической оптики. Не замечая этого, люди говорят: «глаза засверкали», «солнце выглянуло», «звезды смотрят».

У поэтов перенос зрительных представлений на светило и, наоборот, приписывание глазам свойств источников света - самый обычный, можно сказать, обязательный прием:

Звезды ночи,
Как обвинительные очи,
За ним насмешливо глядят.
...Его глаза сияют.

Пушкин

С тобой на звезды мы глядели,
Они на нас.

Фет


Неизбежный для зрительного восприятия признак светила - лучи уподобляются ресницам:

Сверкают звезд золотые ресницы.
Фет

Такие примеры без труда и в большом числе можно разыскать почти у каждого поэта, древнего или современного.

Неразрывной и сложной предполагалась связь глаза и Солнца в египетских мифах, изображениях и гимнах.

Как прекрасны оба ока Амона-Ра,

говорится в фиванском гимне, причем под очами бога подразумевались Солнце и Луна. О сложном переплетении зрительных и световых понятий свидетельствуют другие строки того же гимна:

Люди прозрели.
Когда впервые засверкал твой правый глаз,
А левый глаз прогнал тьму ночную.

Древний религиозный символ «всевидящего ока» имеет вид глаза, окруженного лучами (фиг. 1). Глаз здесь одновременно сияет и видит. В одном образе слиты глаз и Солнце, зрение и свет.

Таково основное и вместе с тем неосознанное «положение» донаучной или вненаучной оптики; наряду с ним есть и другое.

Мы постоянно говорим, что свет «режет», «бьет», «пробивается», «льется».

Аменофис IV, основатель культа реального Солнца в Древнем Египте (1370 г. до н. э.)

Слово «поток» света вошло даже в научный и технический обиход. У поэтов уподобление света жидкости - неизбежный оборот:

Золото лучей его струится к ноздрям фараонов.
Да буду облит я лучами твоими каждый день.
Египетские гимны

Снова жадными очами
Свет живительный я пью.
...Молниевидный брызнет луч.

Тютчев


И брызжет солнце горстью
Свой дождик на меня.

Есенин


Фиг. 1. Скульптурное изображение «всевидящего ока» на фронтоне лицейской церкви в г. Пушкине

Иногда такое представление о свете как о чем-то телесном принимает резкие формы. На египетских изображениях эпохи Аменофиса IV (1350 г. до н. э.) лучи солнечного диска - Атона (фиг. 2) заканчиваются пальцами. Само слово «луч» значит «стрела» (от того же корня лук - оружие и лук - стрельчатое растение). В наших инстинктивных движениях иногда обнаруживается такое же грубое овеществление света. М. Горький рассказывает в своих воспоминаниях: «Я видел, как А. Чехов, сидя в саду у себя, ловил шляпой солнечный луч и пытался - совершенно безуспешно - надеть его на голову вместе со шляпой». Ловля света шляпой едва ли менее странна, чем солнечные руки Атона.

Настойчивое уподобление света движущемуся телу или жидкости в детских, первобытных и наших инстинктивных образах явно свидетельствует о стихийном, неосознанном материализме этих представлений. Вместе с тем несомненно, что отождествление света и зрения вызвано примитивным смешением внешнего мира и собственных ощущений.


Фиг. 2. Египетское изображение поклонения реальному Солнцу из Эль Амарны эпохи Аменофиса IV

Такое смешение еще очень сильно у ребенка и первобытного человека и остается в некоторой мере у взрослых и культурных людей в условиях «выключенного сознания». Победа настоящей материалистической пауки и заключалась прежде всего в ясном разделении внешнего мира от субъективных переживаний.

Сознание, разумеется, неизбежно приходит в свое время и разбивает сложные узоры детской и поэтической «оптики». Ребенок постепенно все определеннее начинает отличать свои ощущения от внешнего мира, сон резко отделяется от действительности, обманы чувств - от реальности. Пушкин, конечно, знал, что глаза не «сияют». Фету, разумеется, было известно, что звезды не «глядят», Чехова не требовалось убеждать, что солнечный луч поймать нельзя.

И все же мир представлений ребенка для поэта и до сих пор остается привлекательным, наиболее образным, легче всего доходящим до воображения. Поэтому в поэзии и в обыденной жизни «оптика детей и поэтов », вероятно, будет существовать еще долго. Она живет рядом с сознанием, с наукой, не вмешиваясь в них в наше время, но вместе с тем несомненно, что в прошлом она оказывала некоторое влияние и на науку.

История науки о свете в этом отношении особенно поучительна. Она началась как раз с попытки перенесения «оптики детей и поэтов» в область сознательного, последовательно развиваемого знания. Оба «основных положения» этой оптики, т. е. утверждение тождества зрения и света и телесности света, легли в основу учения о свете в Древней Греции и дожили в разных формах почти до XVII в. н. э.

В знаменитом естественнонаучном диалоге Платона «Тимей», например, почувствуется:

«Из органов боги прежде всего устроили светоносные глаза , которые приладили с таким намерением: по их замыслу должно было возникнуть тело, которое не имело бы жгучих свойств огня, но доставляло кроткий огонь, свойственный всякому дню. И боги сделали так, что родственный дневному свету огонь, находящийся внутри пас, вытекает очищенным через глаза, которые боги сгустили, особенно в середине, так, чтобы они задерживали грубейшую часть огня и пропускали только в чистом виде. И вот, когда дневной свет окружает поток зрения, тогда подобное, исходя к подобному, соединяется с ним и по прямому направлению зрачков образует в связи с родственным одно тело - где бы падающее изнутри ни натолкнулось на то, что встречает его извне. И как скоро все вместе, по подобию, приходит в состояние подобное, то прикасается ли к чему само или что другое прикасается к нему, действие тех предметов распространяет оно через все тело, до души, и производит то чувство, которое мы называем зрением. А когда сродный огонь па ночь отходит - этот (т. е. огонь глаз) обособляется, потому что, исходя к неподобному, он и сам изменяется и гаснет, не соединяясь более с ближним воздухом, так как в нем нет огня».

Так буйному огню Солнца соответствует у Платона кроткий огонь глаз, заходу Солнца - смыкание век на ночь.

Дамиан из Ларисы (IV в. н. э.) пытался следующим образом защищать теорию зрительных лучей, исходящих из глаза . Форма наших глаз , которые не имеют полую форму, в отличие от остальных органов чувств, и поэтому не приспособлены для восприятия чего-либо, но шарообразны, доказывает, по Дамиану, что лучи исходят от нас.

О том, что эти лучи световые, свидетельствуют молнии, вспыхивающие из глаз. У ночных животных глаза ночью даже светятся.

Великие математики древности - Эвклид, Птолемей и другие - на основе учения о зрительных лучах, исходящих от глаз, создали теорию отражения света от плоских и сферических зеркал и положили начало геометрической оптике, сохранившей свое значение и для нас.

Естественно задать вопрос, как можно согласовать поразительно высокий для своего времени уровень греческой науки в геометрии, астрономии, механике и в других областях знания с явно нелепым для современного человека учением о зрительных лучах, излагавшимся теми же Эвклидом и Птолемеем, которые оставили бессмертные творения в области геометрии и астрономии?

Наше недоумение объясняется забвением исторической перспективы. Главная, а вместо с тем труднейшая задача, стоявшая перед древними оптиками, состояла в объяснении изображений предметов. В те времена изображения знали только по самому процессу зрения при помощи собственного глаза пли по рисункам и живописи. Других способов не было, не была известна еще простая камера-обскура и не подозревали возможности получения изображений предметов на любых поверхностях при помощи линз и вогнутых зеркал. Вместе с тем древние не знали и устройства глаза, им оставался неизвестным факт образования изображений на сетчатке при помощи глазной линзы - хрусталика .

При таком положении дела зрение , возникновение изображений окружающих предметов в человеческом мозгу, было необычайно загадочным.

Простейшим решением этой загадки и казалось древним именно представление о зрительных лучах наподобие некоторых щупальцев, исходящих от человека.

Вообразим себя в положении среднего оптика и рассмотрим задачу о получении изображения светящейся точки А от плоского зеркала SS (фиг. 3).

Древние знали прямолинейность распространения света и закон отражения . Если бы они приняли, как мы делаем это теперь, что свет исходит от точки Л, то, пользуясь прямолинейностью и законом отражения света, они провели бы лучи ABD и АСЕ. Они нашли бы, что лучи упираются в глаз в точках D и Е.

Но дальнейшая судьба лучей оставалась для них неизвестной, возникновение изображения в зеркале в точке А" было непонятным, тем более что, как видно из чертежа, лучи, подходя к глазу, расходятся, а не сходятся. На помощь в этой, казалось, непреодолимой для древнего трудности приходило представление о зрительных лучах, заимствованное из примитивных образов ребенка и дикаря. В самом деле, примем, что лучи, создающие изображение, идут не от источника к глазу, а наоборот, и что глаз каким-то образом чувствует первоначальное направление вышедших из него зрительных лучей. Эти лучи в рассматриваемом примере отражения от зеркала (см. фиг. 3) отразятся, как и световые, у зеркала в точках С и В и соберутся в «источнике», в точке А. Первоначальное направление лучей, вышедших из глаз, «сигнализируется», по предположению древних, каким-то способом в мозг, и кажется, что встреча лучей произошла не после отражения, а в мнимой точке А` где пересекаются продолжения лучей, первоначально вышедших из глаза. Преимущество такого толкования заключается в том, что вовсе не требуется знание того, что происходит со светом внутри глаза. Достаточно лишь предположить, как это отмечено, что через глаз некоторым способом сигнализируется первоначальное направление зрительных лучей. Мнимое изображение создается в мозгу. Несмотря на всю причудливость воззрения о зрительных лучах, оно, несомненно, было полезным и прогрессивным для своего времени, так как позволяло построить правильную теорию получения изображений при помощи зеркал. Поэтому оно просуществовало очень долго. Еще в начале XVII в. им иногда пользовался Галилей.

Теории зрительных лучей в древности противопоставлялось лишь еще более фантастическое представление Эпикура и Лукреция о «слепках» с предметов, летящих во всех направлениях и попадающих в глаз. От светящихся и освещенных тел, по Эпикуру, постоянно отделялись тончайшие пленки, в точности сохранявшие рельеф и особенности тела.

Такие, вполне сформированные отпечатки, попадая в глаз, и определяли, но воззрениям древ-них атомистов, зрительное изображение в глазу. Воззрение это, так сказать, «спасло положение», по оно было совершенно качественным, и, конечно, в сравнении с ним количественная геометрическая оптика Эвклида и Птолемея должна была рассматриваться как более совершенная.

Мы задержались довольно долго на теории зрительных лучей , для того чтобы показать, что это не была грубая ошибка древних оптиков, а своего рода наименьшее из зол.

В течение многих веков, из поколения в поколение, учили, что Солнце и глаз - братья, проявления единого материального огня, то буйного, то кроткого, что светиться - значит видеть, видеть - светиться. Земля считалась центром мира, а человек - центром этого центра. Черта раздела между поэтической фантазией и наукой во многих случаях была неотчетливой, стиралась или просто отсутствовала. Поэтический домысел переносили в науку, пытаясь создать неустойчивое единство поэзии и пауки.

Но случалось и обратное: в область мифов и религий проникали сознание и начатки объективной науки. Религией Древнего Египта было поклонение Солнцу.

Несоизмеримость Солнца и Земли , света и глаза выразилась здесь как отношения бога и человека. Этого бога воображали то соколом, то человеком с соколиной головой и солнечным диском, плавающим в ладье по небесному океану (фиг. 4):

Амон-Ра, божественный сокол,
Сверкающий перьями,
Взмахом крыльев совершающий свой круг по небу,-

вот образ Солнца в древнем фиванском гимне.

Но в XIV в. до н. э. в мировоззрении египтян произошел знаменательный перелом. Естественно думать, что новые веяния были прежде всего итогом наблюдений и размышлений египетских ученых астрономов. История не сохранила, однако, их имен. Переворот в египетских воззрениях на Солнце официальные каменные иероглифы связывают, конечно, с фараоном. Египетским Коперником, таким образом, стал фараон Аменофис IV.

В его царствование вводится новый культ - поклонение реальному, истинному Солнцу, не соколу и скарабею, а видимому солнечному диску с его лучами. Фараон меняет свое имя (Аменофис - любезный Амону), принимая имя Эхнатон - угодный Атону, солнечному диску. На памятниках (см. фиг. 2) бог изображается просто диском с лучами. Свет и жизнь - единственные проявления нового бога. В гимнах Атону исчезли древняя пестрота, пышность и сложность символов Солнца, воспеваются благие действия Солнца для человека и всего живого:

Прекрасно светишь ты на небосводе,
Ты, Атон, живой и живший изначально.
Когда восходишь ты с востока,
То наполняешь красою своею все земли.
Светел ты, велик, блестящ и высишься
над всеми землями,
Лучи твои обнимают земли
И все, что ты создал на них,-

просто и понятно поется в начале большого гимна Солнцу . Значение Солнца для Земли стало отчетливым и реальным, и, казалось бы, не могло быть больше речи о равноправности глаза и Солнца. Но культ реального Солнца исчез в Египте вместе с Эхнатоном, и должны были пройти тысячелетия, прежде чем возникла наука, свободная от произвола человеческих ощущений и инстинктов, наука, в которой человек полностью отказался от своего воображаемого привилегированного места во Вселенной, приписывавшегося ему религией и древней наукой. Человек стал рассматривать себя как одно из проявлений природы, как результат долгого развития живого мира на Земле.

Древняя догадка о родстве глаза и Солнца, однако, сохранилась, правда в глубоко измененной форме, в современном естествознании. Наука нашего времени обнаружила подлинную связь глаза и Солнца, связь совсем иную, чем та, о которой думали древние, чем та, о которой говорят дети и поэты. Этой связи и посвящена настоящая книжка.

Но помимо пауки и рядом с пей, поэты, да и все мы, вероятно, еще долго будем твердить о сияющих глазах и глядящих звездах, так же как спустя четыре века после Коперника мы все еще говорим о восходе и заходе Солнца.

Биография Сергея Ивановича Вавилова

Сергей Вавилов родился 12 марта 1891 года в Москве, в семье богатого фабриканта обуви, гласного Московской городской думы Ивана Ильича Вавилова (1863-1928).

Учился в коммерческом училище на Остоженке, затем в Московском университете (МГУ), который окончил в 1914 году. Во время Первой мировой войны С. И. Вавилов служил в различных инженерных частях. Так, в 1914 году он поступил вольноопределяющимся в 25-й сапёрный батальон Московского военного округа. На фронте Сергей Вавилов закончил экспериментально-теоретическую работу под названием «Частоты колебаний нагруженной антенны».

С 1918 по 1932 годы преподавал физику в МГУ. Параллельно в это же время заведовал отделением физической оптики в институте физики и биофизики Наркомздрава. В 1929 году стал профессором. Также преподавал в МВТУ им. Баумана.

В 1932 году Вавилов возглавил Физический институт АН СССР, тогда же стал научным руководителем Государственного оптического института.

В 1940 году С. И. Вавилов узнал об аресте своего брата - Н. И. Вавилова. В связи с этим он добился приёма у Молотова и Берии с целью освободить брата из-под ареста. Однако, Н. И. Вавилов не был освобождён и вскоре умер в Саратовской тюрьме. С. И. Вавилов ещё долго не знал об участи родного брата. О смерти Николая он узнал лишь из письма Олега в 1943 году.

Во время Великой Отечественной войны Сергей Вавилов жил в эвакуации в г. Йошкар-Оле, где закончил биографию Исаака Ньютона, которая была впервые опубликована в 1943 году. Он стал уполномоченным Государственного комитета обороны СССР и руководил работами по разработке новых приборов для вооружения армии. Считается что именно здесь он изобрёл люминесцентную лампу.

В 1945 году был избран президентом АН СССР, сменив на этом посту В. Л. Комарова. 6 марта 1947 года вошёл в первый состав учёного совета физико-технического факультета МГУ (в дальнейшем - МФТИ). Был активным популяризатором науки, инициатором создания Всесоюзного просветительского общества «Знание» и первым председателем его правления; во многом именно его усилиями имя М. В. Ломоносова утвердилось как символ российской науки, по его предложению в структуре АН СССР был организован Музей М. В. Ломоносова.

В 1938 году избирался депутатом Верховного Совета РСФСР. В 1946 и 1950 годах избирался депутатом Верховного Совета СССР. Был награждён орденом Трудового Красного Знамени, дважды орденом Ленина и неоднократно Сталинской премией (1943, 1946, 1951, 1952 - посмертно).

C 1932 года по 1946 год проживал в Ленинграде:

* 1932-1941 - по адресу Биржевая линия, д.12;
* 1941 - Биржевая линия, д.4, кв. 3;
* 1945-1946 - Биржевая линия, д.4.

Научная деятельность

Основным направлением в науке для Сергея Вавилова было исследование оптики, в частности явления люминесценции. В 1925 году Сергей Вавилов совместно с В. Л. Левшиным провёл ряд опытов, в ходе которых было обнаружено уменьшение коэффициента поглощения уранового стекла при больших интенсивностях света.

Наблюдаемый эффект лёг в основу нелинейной оптики.

Он ввёл понятие квантового выхода люминесценции и исследовал зависимость этого параметра от длины волны возбуждающего света (закон Вавилова). Исследовал явление поляризации люминесценции, стал основоположником нового направления - микрооптики, много сделал для развития нелинейной оптики.

Вместе со своим аспирантом П. А. Черенковым в 1934 году открыл эффект Вавилова - Черенкова (черенковское излучение); за это открытие Черенков в 1958 году, уже после смерти Вавилова, был удостоен Нобелевской премии.

Купить или скачать книгу

Все файлы на сайте, прежде чем выкладываются, проверяются на вирусы . Поэтому мы даем 100% гарантию чистоты файлов.

" target="_blank" > Скачать книгу ◄

Солнечный ожог глаз является самой распространенной проблемой, особенно в период отпусков. Он возникает в результате продолжительного пребывания на солнце. Глаза являются самым незащищенным органом человеческого организма и больше всего подвержены влиянию солнечных лучей.

Инфракрасные и ультрафиолетовые лучи не только согревают нас теплом и дарят коже прекрасный золотистый или шоколадный оттенок. При избытке подобное излучение может нанести вред организму, в том числе и глазам, а также стать причиной возникновения серьезных нарушений. Процесс заживление травмированной слизистой достаточно мучителен и может сопровождаться болезненными ощущениями.

В группу риска входят люди, которые часто выходят на улицу в самые жаркие часы и не прибегают к использованию солнцезащитных очков.

Симптомы

Для органов зрения наиболее опасными являются лучи, которые относятся к спектру В. Ожог кожных покровов может спровоцировать длительное нахождение под лучами, входящими в спектры А и С, но для глаз они безвредны. Для того, чтобы уберечь зрительный аппарат от негативного воздействия, врачи рекомендуют пользоваться солнцезащитными очками. Они имеют специальное покрытие, способное задержать ультрафиолетовые лучи, относящиеся к спектру В.

Симптомы ожога глаз всегда ярко выражены и проявляются в зависимости от степени воздействия лучей. К ним относятся:

  1. Покраснений слизистой оболочки.
  2. Боль в области глаз, которая достаточно быстро нарастает.
  3. Нечеткость зрения. Многие пациенты жалуются на размытость и нечеткость картинок.
  4. Возникновение светобоязни.
  5. Слезотечение. Является ответной реакцией организма на раздражитель.
  6. Непроизвольное смыкание круговой мышцы, что становится причиной смыкания века.

Ожог глаз ультрафиолетовыми лучами, когда слизистая была подвержена значительному воздействию, характеризуется следующими признаками:

  • отек роговицы;
  • потеря зеркальности и блеска;
  • появлением мелких пузырьков;
  • отечность радужки, возникает в редких случаях.

Кроме этого, могут наблюдаться катаракта и повреждение сетчатки, что приводит к развитию серьезных последствий. При ожоге глаз категорически запрещено самостоятельно применять различные крема и мази, так как неправильное лечение может усугубить течение заболевания.

Первая помощь

В первую очередь следует исключить влияние повреждающего фактора и надеть солнечные очки. Для того чтобы снять отек, врачи рекомендуют приложить холодный компресс на пораженную область. Они также помогают купировать болезненные ощущения и устранить повышенное слезотечение.

Опасность солнечного ожога заключается в том, что глазное яблоко при воздействии ультрафиолетовых лучей начинает пересыхать. В результате появляются боль и дискомфорт. Снять неприятные ощущения можно при помощи компресса со спитым чаем или холодной водой. В случае, когда наблюдается ожог сетчатки глаза, рекомендовано зайти в темное помещение и закапать искусственную слезу.

При ожогах в случае воздействия ультрафиолетовых лучей категорически запрещено дотрагиваться руками до глаз и тереть их.

Это может ухудшить состояние и травмировать раздраженную слизистую.

После устранения воздействия негативного влияния следует обратиться к офтальмологу, который установит степень повреждения и назначит необходимое лечение. Продолжительность терапии будет зависеть от многих факторов, в том числе и уровня повреждения.

Лечение солнечного ожога глаз

Зачастую лечение ожога глаз солнцем не представляет затруднений. Для снятия раздражения назначаются различные препараты в виде капель. Врач чаще всего назначает левомецитин или нормакс. Препараты используют каждые 30 минут до того момента, пока не наступит заметное улучшение. Затем дозировка постепенно снижается и в день пациенту рекомендовано закапывать глаза не более 6 раз.

Кроме капель, при ожогах глаз используются различные мази. К самым популярным и эффективным относятся тетрациклиновая и эритромициновая. Их необходимо закладывать под нижнее веко не более 5 раз в день. Назначать препараты должен врач, так они имеют ряд побочных эффектов, а тетрациклиновая мазь является гормональным средством. В случае развития различных осложнений рекомендовано применение антибиотиков из пенициллиновой группы.

На протяжении лечения пациенту необходимо избегать воздействия солнечных лучей и носить солнцезащитные очки до полного устранения симптомов. Чаще всего лечение не требует использование специальных сильнодействующих препаратов и проводится щадящая терапия.

Солнечный ожог сетчатки глаза по признакам схож с ожогом роговицы. Зачастую наблюдаются красно-зеленые пятна на поверхности глаз, зрение начинает снижаться. Последствиями могут стать полная или частичная потеря зрения.

В случае получения солнечного ожога, когда признаки ярко выражены, следует немедленно вызвать врача. Отсутствие лечения может привести к развитию серьезных последствий.

Профилактика

Чтобы избежать негативного влияния ультрафиолетовых лучей на глаза следует соблюдать ряд профилактических мер. Врачи рекомендуют:

  1. Носить солнцезащитные очки в солнечную погоду и при нахождении в горах в любое время года.
  2. Носить специальные очки при приеме препаратов, способных повысить светочувствительность органов зрения.
  3. Избегать продолжительного нахождения на солнце после проведения операции на роговице или сетчатки.

При появлении симптомов не следует закапывать различные капли для глаз без назначения врача. Все лекарственные препараты необходимо принимать в соответствии с рекомендациями и указанной дозировкой.

Солнечный ожог сетчатки или роговицы глаза считается одной из самых распространенных проблем, особенно в жаркий период. В некоторых случаях заболевание не требует специального лечения. Но при сильном травмировании необходимо продолжительная терапия с помощью лекарственных препаратов. Прогноз при соблюдении всех рекомендаций специалиста в большинстве случаев благоприятный.

Похожие статьи

VI. Утраченный глаз бога-солнца

Мы уже ссылались на миф, который рассказывает нам, как когда-то бог-солнце потерял свой глаз (солнце) и как этот глаз восстал против него. Более полная информация об этой легенде сохранилась только в очень поздних текстах , в которых ее значение во многом стерлось и где оно лишь мелькает, в нескольких вариантах, как следует ниже.

Глаз солнца, в виде Тефнут или Хатхор, удалился из Египта в Нубию, где он жил в виде дикой львицы или рыси. В качестве послов, чтобы вернуть его обратно, бог-солнце отправил брата Тефнут, в образе льва Шу (или его местного воплощения Eri-hems-nofer) и павиана или ибиса Тота (или обоих в форме двух павианов или двух львов). Блуждая по всей Нубии, они, наконец, нашли глаз на восточной горе восхода солнца в месте, названном Бугем («Место нахождения») , и, победив с некоторым затруднением его сопротивление (в особенности мудрой речью Тота), наконец, привели его обратно в Египет. Там око солнца встретили музыкой, танцами и пиршествами, и память о его возвращении праздновалась впоследствии во многих храмах. Священные павианы, то есть только что упомянутые два бога, или еще бабуины, которые приветствуют солнце каждое утро, восхваляют и охраняют вернувшуюся богиню. И в Гелиополе она помирилась со своим отцом. Теологи затем пытались связать этот миф с битвой Ра и Хатхор, «его ока и дочери», против восставших людей. Так, например, храм Омбос гордился тем, что является

Изначально местом Шу,

В которое пришел его отец Ра,

Спрятавшись от тех, кто устроил против него заговор,

Когда злые пришли искать его.

Затем Шу создал его форму,

(Как та, что у) Гора, борца (?) с копьем ;

Здесь он убил их незамедлительно.

Душа бога-солнца радовалась этому,

Тому, что его сын Шу сделал для него .

Позднее «пришел Нун (?), тот, который без (?) глаз (?) , в это место, как лев великий силой, чтобы снова отомстить за своего отца Ра… Затем пришла Тефнут к этому месту со своим братом Шу, когда она вернулась из Бугема». Это возвращение богини затем идентифицируется с Хатхор и с ужасной Сехмет, разрушительной солнечной силой. Мы не имеем, однако, признаков ранней связи этого мифа с восстанием грешных людей, на которое ссылаются уже изученные различные мифы, в особенности сказка об утверждении луны в качестве властительницы ночи. Даже в только что процитированной поздней легенде эта ассоциация выглядит слабой и вторичной.

Рис. 78. Дважды повторенный Тот в виде ибиса, с Шу и Тефнут в виде двух львиц


Древний гимн о творении, который мы рассматривали в первом разделе этой главы, относится к мифу об утраченном глазе иначе: глаз следует за Шу и Тефнут в первобытный хаос, чтобы привести их обратно. Но позднее эти боги воздуха сами заставляют глаз вернуться из этого места. В той и другой версии Тефнут и око солнца различны, хотя трудно сказать, самая ли это ранняя форма истории. Другое упоминание мифа о двух глазах солнца, то же, в котором есть возвращение из бездны и (временная?) замена, объясняет разрыв между богом-солнцем и одной его дочерью, или оком, ревностью между двумя глазами (возможно, солнечным и лунным или одним дневного времени и другим, невидимым ночью), что впоследствии приводит к возврату единственного глаза . С другой стороны, в текстах эпохи Птолемеев отрыв «злой богини» от своего отца возникает по причине ее удаления в Нубию, хотя при этом не дается какого-то объяснения взаимной враждебности этой пары. Примечательно, что во всех этих вариантах мы не находим связи с циклом Осириса, и это выглядит следствием того, что миф в своей первоначальной форме основывался на очень древней традиции, датированной периодом, когда культ Осириса еще не распространился по Египту.

Рис. 79. Тот приветствует Тефнут, возвращающуюся из Нубии (продолжение предшествующего отрывка)


Рис. 80. Солнечный глаз в водной пучине


В древних «Текстах пирамид» содержатся в основном только расплывчатые упоминания о глазе солнца, «которое рождается каждый день» , как жестокая гадюка. Хотя даже там возникает связь этого события с битвой между Гором и Сетом. Таким образом, мы находим упоминание о «гадюке, происходящей от Ра», и о «гадюке (царской короны, которая упоминается ранее в том же отрывке), происходящей от Сета (!); она была унесена и возвращена обратно» . Это восстановление едва ли связано с Сетом, хотя такую гадюку носил «Сет на своей голове» , как постоянное украшение лба солярного божества. Более вероятно, что Сет украл ее на время и бог-солнце случайно обнаружил это . Самое определенное объяснение, что «(царь, уходящий по небесной воле) берет себе (?) глаз Гора; (царь) является сыном Хнума» . Другими словами, потерянный глаз исчез в пучинах водного царства Хнума, в истоке Нила и океана, у Первого порога, где он живет в виде «богини юга, великой в магии» .

Все это позволяет нам понять мифологический рисунок, который сопровождает семнадцатую главу Книги мертвых. Он представляет два подземных озера или источника, которые охраняют два бога воды, один из которых изображен как более молодой или менее тучный, чем другой. Один из них держит ладонь-ветвь, которая символизирует время, год, обновление, свежую растительность. И он протягивает другую руку над дырой, в которой находится глаз сокола, то есть глаз бога-солнца в форме сокола, потерянный в подземном мире. Намного раньше это представление было понято ошибочно и искажено, так что были нарисованы два глаза солнца. Папирус Ани добавляет пояснительную надпись к корзине, содержащей глаз сокола: «Океан; его название «Озеро очищения миллионов, и, таким образом, указывает параллельную интерпретацию легенды как ежедневного заката глаза солнца в глубины океана и его возвращение из него, в то время как божество слева, держащее ладонь-ветвь, объяснено как Ху (бесконечное пространство), то есть подобное Шу, богу-воздуху. Таким образом, становится понятно, почему параллельные представления замещают на рисунке, здесь данном, двух львов, которые несут солнце, то есть богов воздуха, Шу и Тефнут, которые каждый день забирают глаз солнца с его места в воде и так восстанавливают его для мира. Здесь нам становится ясно происхождение роли богов Шу и Тефнут, но мы также видим, к своему удивлению, что их участие в мифе было вторичным и сравнительно поздним (1500 г. до н. э.?), так как папирус Ани, подобно другим ранним рукописям Книги мертвых, все еще изображает мнимого бога-воздух как божество Нила и даже покрывает его тело линиями, обозначающими воду.

Рис. 81. Солнечный глаз, охраняемый в глубине


Далее, саму воду Нила объясняют как утраченный глаз, поскольку она является важным воплощением Осириса-Гора, исчезающего или уменьшающегося зимой, но возвращенного из Нубии в виде летнего наводнения Исидой, или ее слезами, или самой Исидой, так как она еще одна дочь солнца. Намеки на эту интерпретацию мифа будут обнаружены в магическом тексте о слезах Исиды, приведенном в главе 6. Там также вновь появится мудрый Тот; и этот целитель, примиритель и регулятор всех солнечных представлений таким образом приведет нас вновь к связи утраченного ока с мифом об Осирисе. Подобно телу Осириса, солнечный глаз заново рожденного Осириса, бога-солнца Гора, разорван на много частей в битве с Сетом, так что Тот должен сложить вместе его шесть, или четырнадцать, или шестьдесят четыре куска. Пятнадцатый или шестьдесят пятый фрагмент явно был утрачен безвозвратно и восстановлен только волшебством божественного целителя. Отсюда заявление, что шестой и пятнадцатый дни каждого месяца «восполняют священное око» . На это восстановление и цифровые интерпретации «спасенного ока», «нетронутого ока» (uzait) намекали жрецы, когда рисовали солнечное око в особом символе, который стал самым популярным амулетом египтян. Таким образом, более древние солярные мифы и их последующая тенденция к включению в, который был отчасти солярным богом, соединились столь разнообразными способами, что мы не можем долее разделять их.

Можно сделать вывод, что миф о глазе, который ушел или был утрачен в царстве тьмы и бездонных глубин, существовал в бесчисленных вариантах, которые когда-нибудь, будем надеяться, будут дополнены новыми открытиями. Версии, которые продолжали существовать, особенно в греко-римский период, как мы уже сказали, содержали чуть больше весьма неясных воспоминаний об этом богатстве. Для иллюстрации достаточно одного примера; даже космическое значение Нубии как коридора к подземному миру или как самого подземного мира было позднее совершенно забыто.

Не сохранилось достаточно текстов, чтобы сравнить этот миф с аналогичными историями других мифологий, повествующих о том, как бог-небо или солярное божество потеряло свой глаз (обычно лунный глаз), который потонул в яме и т. д. Изучение подобных параллелей следует предоставить будущим исследователям.

Все легенды, которые мы привели, показывают, что мифология древних египтян, видимо, была одной из богатейших в мире, несмотря на тот прискорбный факт, что по большей части для получения более или менее целостной картины нам приходится собирать ее по крупицам.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top