Стационар 3 уровня что. Трёхуровневая система здравоохранения

Стационар 3 уровня что. Трёхуровневая система здравоохранения

Г.в. СЛОБОДСКОЙ,

к.ф.-м.н., ведущий программист ООО «Интерин технологии», e-mail: [email protected]

м.и. ХАТКЕВИЧ,

к.т.н., заведующий лабораторией Исследовательского центра медицинской информатики Института программных систем им. А.К. Айламазяна РАН, г. Переславль-Залесский, e-mail: [email protected]

С.А. ШУТОВА,

к.т.н., аналитик ООО «Интерин технологии», e-mail: [email protected]

оптимизация процесса госпитализации в медицинской организации третьего уровня медицинской помощи с использованием процессного подхода

УДК 519.872.7

Слободской Г.В., Хаткевич М.И, Шутова С.А. Оптимизация процесса госпитализации в медицинской организации третьего уровня медицинской помощи с использованием процессного подхода (ООО «Интерин технологии»; Институт программных систем им. А.К. Айламазяна РАН)

Аннотация. Описан вариант оптимизации регулирования потока данных с использованием процессного подхода. Ключевые слова: процессный подход, оптимизация процессов, плановая госпитализация пациентов.

Slobodskoy G. V, Hatkevich M.I, Shutova S.A. Optimization of the hospitalization s process in a medical organization of the third level of medical emergency with process approach (Ailamazyan Program Systems Institute of RAS, Pereslavl-Zalessky,«Interin technologies» Inc.)

Abstract. The variant of the optimization flow control data using the process approach has described. Keywords: process approach, process optimization, planned hospitalization of patients.

введение

Необходимость повышения эффективности работы медицинских организаций третьего уровня медицинской помощи (МО) требует в том числе оптимизации потока плановой и экстренной госпитализации пациентов.

Как показывает практика, основными резервами для этого является возможное улучшение следующих показателей:

1. уменьшение % необоснованной госпитализации;

2. сокращение времени пребывания пациента в стационаре; щ 3. оптимизация распределения объема диагностических исследований между амбулаторным и стационарным этапами;

4. сокращение необоснованной повторной диагностики на стационарном этапе.

© Г.В. Слободской, М.И. Хаткевич, С.А. Шутова, 2015 г.

и информационные

технологии

коечного фонда в режиме реального времени, а применив процессный подход, получим возможность оптимизировать данный процесс на качественно новом уровне.

Техническая реализация механизмов информационной поддержки в медицинской информационной системе (МИС) позволяет в полной мере достичь заявленных целей.

В данной статье рассмотрен процесс оптимизации потоков пациентов в МО третьего уровня, которыми являются учреждения, где функционирует Стационар и КДЦ (консультативно-диагностический центр) и используется МИС Интерин PROMIS7.

Авторы считают, что данная статья будет полезна ответственным за оптимизацию и реинжиниринг бизнес-процессов МО, руководителям ИТ-служб, разработчикам программного обеспечения медицинских информационных систем (МИС).

Моделирование и анализ процессов плановой и экстренной госпитализации с использованием процессного подхода

Остановимся на факторах, определяющих динамику загруженности коечного фонда. Наряду с необоснованностью госпитализации (что понижает эффективность использования коечного фонда и снижает качество выполнения программы государственных гарантий) существенное влияние на заполнение коечного фонда оказывает поток пациентов экстренной госпитализации. Использование коечного фонда с учетом этой составляющей можно спрогнозировать с определенной долей вероятности, но запланировать невозможно. Этот фактор неопределенности существенно снижает эффективность плановой госпитализации.

Заведующий отделением стационара вынужден переносить или откладывать решение о плановой госпитализации в связи с поступлением неотложных экстренных пациентов

и просить больного многократно, через определенные интервалы времени обращаться в МО для уточнения даты госпитализации.

Цель процесса плановой госпитализации -обеспечить эффективное планирование заполняемое™ и дальнейшее использование коечного фонда с минимальной затратой ресурсов. Что включает в себя потребности и пациента лечь в стационар как можно быстрее, и врача, который может максимально эффективно планировать данный процесс, затрачивая при этом минимум усилий, повышая оборот койки. Но достигается ли цель оптимизации, поставленная в описанном процессе? Оперативно ответить на этот вопрос можно только в случае, если данный процесс автоматизирован, т.е. если есть возможность в режиме on-line измерять и анализировать показатели процесса.

Автоматизация процесса «как есть» (as is) дает нам возможность получать статистику по экстренной госпитализации, отслеживать в режиме реального времени данный процесс, информировать об этом процессе широкий круг заинтересованных лиц. Главное в этом потоке информации - динамика загруженности коечного фонда в результате экстренной госпитализации, представленная (и это самое важное) в виде, пригодном для анализа, в том числе и статистического.

Полученная в результате модель представлена на рис. 1, рис. 1.1.

Итак, благодаря автоматизации мы в каждый момент времени обладаем исчерпывающей информацией о состоянии коечного фонда в стационаре. Следовательно, мы можем предоставить ее всем заинтересованным пользователям МИС. В том числе лицам, отвечающим за плановую госпитализацию. Однако, обладание этой информацией мало что дает с практической точки зрения. Нужен инструмент, позволяющий с учетом этой информации влиять на заполнение коечного фонда, причем не просто заполнения, а эффективного использования свободных койко-

мест. В описанной ниже реализации такими инструментами являются программные модули «План госпитализации» и «План выписки» подсистемы «Плановая госпитализация» МИС Интерин PROMIS. Оптимизация процесса госпитализации с учетом этих новых введенных объектов показана на рис. 2.

Полученная оптимизация позволяет предоставить доступ к необходимой для принятия решения о госпитализации информации всем заинтересованным лицам. Врачу поликлинической подсистемы - заявить о необходимости госпитализировать больного, врачу стационара - проанализировать проведенные обследования и назначить дату госпитализации.

В результате мы получили процесс, улучшающий все выделенные нами выше факторы (пункт 1-4).

Чтобы дать наглядное представление того, как может измениться процесс, отобразим

его на моделях «Как есть» А is) и «Как будет» А ^ Ье).

Процесс «как есть»: мы будем рассматривать поток направления пациента из поликлиники и КДЦ на плановую и экстренную госпитализацию в стационар.

1. Пациент приходит в поликлинику или в КДЦ, по результатам обследований врач поликлиники или КДЦ принимает решение о госпитализации. Пациент может поступать в стационар по скорой помощи или самотеком.

2. Если решение о госпитализации принял врач поликлиники, то пациент может быть направлен из поликлиники в КДЦ на дообследование, а по результатам дообследования врач стационара или КДЦ принимает решение о госпитализации.

3. Если это плановый пациент, то врач поликлиники или КДЦ заносит его в план, и он ждет, когда заведующий стационара

Пациент поступил на госпитализацию

Определение канала госпитализации

и информационные

технологии

> сообщит ему о наличии свободных мест в стационаре.

4. Если это экстренный пациент, то врач приемного отделения принимает решение о его госпитализации. В данном случае пациент может быть госпитализирован сразу или внесен в план, или ему может быть оказана экстренная помощь в зависимости от его состояния.

Рассмотрим процесс взаимодействия врача поликлиники или КДЦ и стационара:

1. Врач поликлиники или КДЦ принимает решение о госпитализации и вносит пациента в план.

2. План передается врачу стационара в виде файла или на бумажном носителе.

3. В том случае, если в стационаре есть свободные места, то он связывается по телефону или по электронной почте с врачом поликлиники или КДЦ и сообщает ему эту информацию.

4. Врач КДЦ или поликлиники вносит корректировки в план.

Решение о госпитализации принято

Составив модель процесса, мы имеем возможность его измерить, проанализировать и найти тонкие и проблемные места.

В результате автоматизации процесса «как есть» мы имеем возможность получить статистику по экстренной госпитализации, в режиме реального времени отслеживать процесс экстренной госпитализации. Пример подобного среза показан на рис 1.2.

Получив информацию о загруженности по специальностям врачей, можно спрогнозировать загруженность коечного фонда с учетом экстренной госпитализации, исходя из профиля коек. По результатам чего можно вносить корректировки в план и при планировании ориентироваться на определенные дни недели .

В результате проделанной работы мы выделили процесс, автоматизировали его, увидели узкие места, получили информацию о загруженности коечного фонда в реальном времени и получили процесс «как будет».

Процесс «как будет»:

1. Запись на плановую госпитализацию осуществляется только через КДЦ или заведующего соответствующего отделения.

2. Врач КДЦ или стационара смотрит в режиме реального времени загруженность коечного фонда и плановые даты выписки пациентов.

3. Врач КДЦ или стационара вносит пациента в план госпитализации с результатами его обследований.

4. Заведующий стационара, у которого есть доступ к данному плану, может сразу оценить полноту обследований и принять решение о приоритетности госпитализации.

5. Когда врач стационара получает информацию о наличии свободных мест, он связывается с пациентом и сообщает ему дату госпитализации.

6. При необходимости врач стационара может связаться с пациентом и перенести дату его госпитализации на более ранний или на более поздний срок, а также назначить дополнительные обследования.

В части экстренной госпитализации все остается без изменения, поэтому экстренная госпитализация на модели не отражена.

Автоматизировав процесс, мы имеем возможность оптимизировать его с использованием процессного подхода. Оптимизация осуществляется при помощи программного модуля - «План госпитализации». Доступ к нему предоставляется всем заинтересованным лицам, причем разграничиваются роли и правила работы с этим объектом в соответствии с ролями в процессе. Врач КДЦ осуществляет запись больных в этот план (со всей их контактной информацией и доступом к их электронным амбулаторным картам, в которых имеется вся информация о пациенте, в том числе обо всех проведенных обследованиях). С другой стороны, обеспечена возможность, производя выписку, освобождать в данном плане койко-места. Врач стационара получает информацию о диагнозе пациента и об обследовании, что позволяет ему определить приоритеты (пациента

и информационные

технологии

с каким диагнозом следует госпитализировать в первую очередь) и определить полноту имеющихся в наличии обследований. В результате данного процесса с пациентом связываются и сообщают, когда прийти на госпитализацию и в какой палате он будет лежать, или о необходимости пройти дообследование.

□собенности реализации

Получив модель «как есть» и автоматизировав ее, нетрудно заметить, что поток экстренной госпитализации довольно велик и требует существенных затрат (в том числе времени) на оформление пациентов. Узкое место данного процесса - это отсутствие информации о поступающем пациенте до его фактического появления в приемном отделении (ПО), хотя такая информация о нем уже собрана работниками скорой помощи. Следовательно, основное направление оптимизации - интеграция с информационными системами СиНМП. После согласования протоколов обмена был реализован сервис, обменивающийся данными с информационными системами СиНМП. Благодаря этому информация о пациенте (диагноз, фамилия, возраст и, что самое главное в контексте рассматриваемой проблемы - профиль койки) становится известным еще до фактического появления пациента в ПО. Таким образом, пациент попадает к профильному дежурному врачу ПО с минимальной потерей времени, что часто играет решающую роль в процессе экстренной госпитализации, а после принятия решения о госпитализации в системе, в режиме реального времени отражается изменение коечного фонда. Таким образом, используя МИС, мы получили определенную степень контроля над стохастическим характером потока экстренной госпитализации. Далее, учитывая проведенную оптимизацию процесса госпитализации, описанную выше, оптимизируем бизнес-процесс в МИС, вводя функционал подсистемы «Плановая госпита-

лизация» в АРМ специалистов, ответственных за плановую госпитализацию.

Доступ к этим модулям получает как заведующий отделением поликлинической подсистемы, так и заведующий отделением стационара, куда планируется госпитализировать пациента. На этом этапе реализации важным становится разграничение полномочий. Так, например, врач поликлиники или КДЦ добавляет, по мере необходимости, пациентов в план, указывая, если требуется, срочность госпитализации. Врач стационара, в свою очередь, анализируя электронную амбулаторную карту пациента и учитывая планируемую выписку, определяет необходимость дообследования на поликлиническом уровне или принимает решение о госпитализации, указав в листе плана дату и номер палаты с учетом оперативной информации о потоке экстренной госпитализации.

С учетом того, что вся информация о пациенте хранится в его электронной амбулаторной карте, не составляет труда оперативно связаться с больным и направить его на дообследование или сообщить о дате госпитализации.

Результаты практического применения процессного подхода

В рамках внедрения были выбраны пилотные отделения. Методом интервьюирования получены показатели эффективности процессов плановой и экстренной госпитализаций до оптимизации и после оптимизации. Результатом проведенной оптимизации стало изменение показателей, приведенное в таблице 1.

Для каждого показателя были определены способы и методы расчета:

Повышение оборота койки. Если рассматривать оборот койки как показатель использования коечного фонда, равный среднему числу больных, приходящихся на одну фактически развернутую койку за год. По результатам данных отчетов, полученных из статисти-

ки, были отражены показатели оборота койки за один месяц по одному выбранному пилотному отделению, которые использовались для сравнения оборота койки после оптимизации и до оптимизации и составили 5,68 до оптимизации и 5,98 после с учетом переводов. Данные по другим пилотным отделениям дали аналогичные результаты. Результаты сравнения отражены в таблице 1.

В редких случаях имела место необоснованная госпитализация. Данная ситуация возникала в связи с недостаточным обследованием в поликлиниках. В результате после проведения полного обследования в стационаре выявлялась необоснованность госпитализации. Данная статистика велась на уровне заведующих отделений стационара. После проведения оптимизации случаев необоснованной госпитализации выявлено не было.

Повышение эффективности использования рабочего времени врача за счет уменьшения объема рутинных операций. В данный показатель вошли такие операции, как:

Согласование, изменение, дополнение плана госпитализации заведующим стационара, а также время, которое затрачивалось на телефонные звонки, отправку по электронной почте и т.д. По результатам проведенного обследования, данное время составило примерно 2-3 часа в день. После оптимизации данный показатель снизился до 1 часа в день с учетом повторного осмотра пациентов после КДЦ в экстренных отделениях.

Отслеживание и мониторинг коечного фонда заведующим стационара, передача данной информации в поликлиники, КДЦ и в прием-

ное отделение. По результатам проведенного обследования, данное время составило примерно 1 час в день. Данный показатель снизился до 15 минут после оптимизации.

Оповещение и ответы на телефонные звонки от пациентов, ожидающих госпитализацию в экстренные отделения. По результатам проведенного обследования, данное время составило примерно от 40 минут до 2 часов в день. Данный показатель снизился до 30 минут и составил только время на оповещение о госпитализации.

В результате проведенной оптимизации среднее суммарное время на рутинные операции, которое составляло 4 часа в день, снизилось до 1,45 часов в день, которое затрачивается на просмотр и актуализацию плана в МИС, а также общение с пациентами, нуждающимися в госпитализации. Общие результаты приведены в таблице 1.

заключение

С использованием процессного подхода была построена и проанализирована модель существующего процесса плановой госпитализации, процесс был автоматизирован с использованием МИС Интерин PROMIS7. С учетом объективных данных, полученных из МИС, были выявлены узкие места в этой модели, внесены коррективы, что в свою очередь позволило оптимизировать бизнес-процесс в МИС (настроить программные модули, обеспечить интеграцию с информационными системами СиНМП). Результаты оптимизации процесса плановой госпитализации на практике приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Показатель Оценка

Повышение оборота коек 5%

Уменьшение% необоснованной госпитализации 4%

Повышение эффективности использования рабочего времени врача за счет уменьшения объема рутинных операций 36,3%

и информационные

технологии

ЛИТЕРАТУРА

1. Методология функционального моделирования. М.: Госстандарт России, 2001. Р 50.1.028-2001.

2. Руководство по концепции и использованию процессного подхода для систем менеджмента. Документ ISO/TC176/SC2/N544R3, 15 октября, 2008.

3. Щенников С.Ю., Реинжиниринг бизнес-процессов: эксперт.моделирование, упр., планирование и оценка / С.Ю. Щенников. - М.: Ось-89, 2004. - 287, с.: ил. - Библиогр.: с. 285-286 (21 назв.).

4. Ротер М. Учитесь видеть бизнес-процессы: практика построения карт потоков создания ценности / М. Ротер и Д. Шук; пер. с англ. [Г. Муравьева]; предисл. Д. Вумека и Д. Джонса. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс: CBSD, 2006. - 133, с.: ил.

5. Белышев Д.В., Борзов А.В., Нинуа Ю.А., Сирота В.Е., Шутова С.А. Применение процессного подхода в медицинских организациях на примере экстренной госпитализации // Врач и информационные технологии: 2015. № 4 (в текущем номере).

ИТ-новости

институт РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТА ДЛЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Институт развития интернета (ИРИ) был создан весной 2015 г. ИРИ объединил Российскую ассоциацию электронных коммуникаций (РАЭК), Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), Медиакоммуникационный союз и Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ). Этот институт готовит предложения по развитию российского сегмента интернета, которые должны лечь в соответствующую программу, рассчитанную до 2025 года. Программа разрабатывается по поручению президента Владимира Путина, данному 19 мая 2015-го.

Предложения будут представлены 5 октября на совещании с участием министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова. На стол администрации президента ляжет 137-страничный документ, в котором есть советы по развитию не только интернета, но и других отраслей. Например, для медучреждений предусмотрена агрегация историй болезней и клинических исследований в единой базе данных. Также предлагается развивать сервисы дистанционной диагностики и консультаций и разработать систему электронного рецепта, которая позволит покупать лекарства онлайн (хотя с 1 июля 2015-го продажа лекарств в интернете запрещена поправками в закон об обращении лекарственных средств).

Подробнее на РБК:

http://top.rbc.ru/technology_and_media/0J/J0/20J5/560c0cb29a79476d7c332cd3

I уровень – учреждения здравоохранения – юридические лица, оказывающие специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную специализированную помощь:

  1. ГКБ №№: 1 имени Н.И. Пирогова, 4, 7, 12, 13, 15 имени О.М. Филатова, 19, 20, 23 имени Медсантруд, 24, 29 имени Н.Э.Баумана, 31, 36, 40, 50, 52, 57, 59, 64, 67, 68, 70, 81, ГКБ имени С.П.Боткина, ГКУБ № 47, МГОБ № 62, ОКБ.
  2. ГВВ №№: 1, 2, 3, Челюстно-лицевой госпиталь для ветеранов войн.
  3. Московский городской НПЦ борьбы с туберкулезом.
  4. Московский НПЦ оториноларингологии.
  5. Научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н.В.Склифосовского.
  6. Научно-практический центр интервенционной кардиоангиологии.
  7. Центр патологии речи и нейрореабилитации.
  8. Центр планирования семьи и репродукции.
  9. Центральный НИИ гастроэнтерологии.
  10. Научно-практический центр медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы.
  11. Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии.
  12. Детская городская клиническая больница № 9 имени Г.Н.Сперанского.
  13. Морозовская детская городская клиническая больница.
  14. Тушинская детская городская больница.
  15. Детская городская клиническая больница Святого Владимира.
  16. Измайловская детская городская клиническая больница.
  17. Детская психоневрологическая больница № 18.
  18. Детская городская клиническая больница № 13 имени Н.Ф.Филатова.
  19. Детская инфекционная больница № 6 УЗ САО г.Москвы.

II уровень – учреждения здравоохранения – юридические лица, оказывающие специализированную медицинскую помощь (без высокотехнологичной медицинской помощи):

  1. ГКБ №№: 6, 11, 14 им. В.Г. Короленко, 45, 51, 53, 55, 60, 61, 63, 71, 79;
    ГБ №№: 3, 9, 17, 43, 49, 54, 56, 72;
  2. ИКБ №№: 1, 2, 3.
  3. ТКБ №№: 3 им. проф. Г.А. Захарьина, 7; ТБ №№: 6, 11.
  4. ПКБ №№: 1 им. Н.А. Алексеева, 4 им. П.Б. Ганнушкина, 12, 15;
    ПБ №№: 2 им. О.В. Кербикова, 3 им. В.А. Гиляровского, 5, 7, 9, 10, 13, 14, 16;
    СКБ № 8 им. З.П. Соловьева (Клиника неврозов).
  5. НКБ № 17.
  6. Московский НПЦ наркологии.
  7. Центр медицинской и социальной реабилитации с отделением постоянного проживания подростков и взрослых инвалидов с тяжелыми формами ДЦП, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих.
  8. Московский НПЦ спортивной медицины.
  9. Центр восстановительной медицины и реабилитации.
  10. Диагностический центр (Клиника женского здоровья).
  11. Детские психиатрические больницы №№: 6, 11.
  12. Детская городская больница восстановительного лечения № 3.
  13. Детская городская больница № 19 им. Т.С. Зацепина.
  14. Детский кардиоревматологический санаторий № 20 «Красная Пахра».
  15. Детский пульмонологический санаторий № 39.
  16. Детский туберкулезный санаторий № 64.
  17. Детский бронхолегочный санаторий № 23.
  18. Детские санатории №№: 44, 68.
  19. Родильные дома №№: 1, 2, 3, 4, 5, 6 имени А.А.Абрикосовой, 8, 10, 11, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 25, 26, 27, 32.

III уровень – учреждения здравоохранения – юридические лица, оказывающие специализированную и первичную медико-санитарную помощь (учреждения, на базе которых имеются монопрофильные и многопрофильные специализированные межмуниципальные центры):

  1. Станция скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С.Пучкова.
  2. НПЦ экстренной медицинской помощи.
  3. Городская больница № 8.
  4. Гинекологические больницы №№: 1, 5, 11.
  5. Городская поликлиника № 25.
  6. Городской консультативно-диагностический центр по специфической иммунопрофилактике.
  7. Московский городской центр реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями ДЦП.
  8. Центр мануальной терапии.
  9. Центры планирования семьи и репродукции №№: 2.
  10. Диагностический клинический центр № 1; Диагностические центры №№: 2, 3, 4, 5, 6.
  11. МСЧ №№: 2, 6, 8, 13, 14, 15, 17, 18, 23, 26, 32, 33, 34, 42, 45, 48, 51, 56, 60, 63, 66, 67, 68.
  12. Поликлиники восстановительного лечения №№: 1, 2, 3, 4, 6, 7.
  13. ПНД №№: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24.
  14. Наркологический клинический диспансер № 5;
  15. Противотуберкулезные клинические диспансеры №№: 4, 12, 21;
    ПТД №№: 2, 5, 6, 7, 8, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20.
  16. Онкологический клинический диспансер № 1,
    ОД №№: 4.
  17. Эндокринологический диспансер.
  18. Кардиологический диспансер № 2.
  19. Врачебно-физкультурные диспансеры №№: 4, 5, 6, 11, 13, 16, 17, 19, 27.
  20. Первый Московский хоспис.
  21. Хосписы №№: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
  22. Детские инфекционные больницы №№: 4, 5, 8, 12, 21.
  23. Дома ребенка специализированные для детей с органическим поражением ЦНС и нарушением психики №№: 6, 9, 12.
  24. Специализированные дома ребенка №№: 20, 21, 23.
  25. Туберкулезные санатории №№: 5, 58.
  26. Детский нефрологический санаторий № 6.
  27. Детские бронхолегочные санатории № 8, 15, 29.
  28. Детский туберкулезный санаторий № 17.
  29. Детские кардиоревматологические санатории: № 20 «Красная Пахра», 42.
  30. Детский психоневрологический санаторий № 30, 65, 66.

IV уровень – учреждения здравоохранения – юридические лица, оказывающие первичную медико-санитарную помощь:

  1. ГП №№: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 64, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, КДП № 121, 122, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 162, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175, 176, 177, 179, 180, 181, 182, 183, 185, 186, 187, 188, 189, 190, 191, 192, 193, 194, 195, 196, 197, 198, 199, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 209, 210, 211, 212, 213, 214, 215, 217, 218, 219, 220, 221, 222, ГПТП № 223, 224, 225, 226, 227, 229, 230.
  2. ДГП №№: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42 (подростковый центр), 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150.
  3. СП №№: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 19, 20, 22, 23, 24, 27, 31, 32, 33, 34, 35, 48, 49, 50, 51, 53, 55, 56, 57, 60, 61, 62, 64, 65, 66, 67.
  4. ДСП №№: 1, 6, 10, 16, 21, 25, 26, 28, 29, 30, 36, 37, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 46, 47, 52, 54, 58, 59, 63.
  5. ЖК №№: 9.
  6. Детские санатории №№: 9, 12, 13, 18, 19, 24, 25, 27, 33, 34, 45, 47, 48, 51, 56, 62, 67, 70.
  7. Дома ребенка №№: 2, 3, 4, 5, 13, 14, 15, 17, 19, 24, 25.
  8. Центры восстановительного лечения для детей №№: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 9.
  9. Центр восстановительного лечения для детей с бронхолегочной патологией.
  10. Центр организации восстановительного лечения специализированной психоневрологической помощи детям № 2.

Совершенствование организации медицинской помощи в нашей стране будет основано на трёх блоках:

  • Прежде всего на том, чтобы больной мог попасть максимально быстро в то учреждение, которое может оказать медицинскую помощь согласно Стандарту .
  • Второй очень важный блок - этапность медицинской помощи согласно Порядку .
  • Третий важный блок - введение целевых показателей работы, отражающих не только виды и объемы оказанной медицинской помощи, но и её качество.

1 уровень. Первичная медико-санитарная помощь

Первичная медико-санитарная помощь, организованная по территориально-участковому принципу, была и остаётся приоритетным направлением отечественного здравоохранения в силу огромных размеров страны и неравномерной плотности населения.

  • Ликвидация дефицита кадров за счёт внутриотраслевого миграционного перераспределения.
  • Разукрупнение участков: уменьшение количества прикреплённого взрослого населения с 1700-2500 человек до 1,2-1,5 тыс. человек на 1 участок (станет возможным, когда будет ликвидирован дефицит кадров).
  • Создание человеческих условий для работы - повышение норматива уделяемого времени на одного взрослого больного до 20 минут.
  • Уменьшение нагрузки за счёт передачи среднему медперсонала ряда мероприятий: доврачебная помощь при острой патологии, диспансерное наблюдение пациентов с хронической патологией и т.д.
  • Дооснащение первичного звена замещающими стационар технологиями - развитие систем «стационаров на дому» и активного патронажа.
  • Переход на иные целевые показатели работы с акцентом на профилактической деятельности. Например, доля здоровых людей всех возрастных групп из общего числа прикреплённого населения, процент выявления заболеваний на ранних стадий среди всех впервые заболевших.

2 уровень. Стационарная помощь

  • Главный момент - интенсификация работы койки. Это будет возможно, с одной стороны, если в первичное звено будут внедрены замещающие стационар технологии, а также будет развёрнута сеть отделений для долечивания и реабилитации. Стационарная медицинская помощь должна быть предназначена только для больных, требующих круглосуточного наблюдения.
  • Создание в каждом стационаре службы маршрутизации, через которую будет производиться выписка больных из стационара. Эта служба будет обеспечивать организацию поэтапного восстановительного лечения и реабилитации, преемственность в ведении больного на всех этапах, передачу информации о больном и медико-социальных рекомендаций в участковое патронажное подразделение по месту жительства больного.
  • Поэтапное создание головных региональных центров, координирующих весь объём профилактических, диагностических и лечебных мероприятий по социально-значимым медицинским проблемам.
  • Совершенствование целевых показателей работы учреждений стационарного уровня, отражающих качество медицинской помощи (летальность, степень восстановления нарушенных функций).

3 уровень. Реабилитация

Ни в одной из предыдущих Концепций развития здравоохранения, включая советский период, этот этап не входил (помните, у Минздрава не было собственных санаториев?). Таким образом, в России создаётся трёхуровневая (вместо двухуровневой) система здравоохранения: первичная медико-санитарная помощь, стационарная помощь и служба восстановительного лечения (реабилитации).

  • Создание и расширение сети учреждений (отделений) восстановительного лечения (долечивания), реабилитации, медицинского ухода путём перепрофилизации части работающих стационаров и санаторно-курортных учреждений.
  • Определение целевых показателей работы, отражающих качество медицинской помощи (степень восстановления нарушенных функций, показатели первичной инвалидности и утяжеления инвалидности).

4 уровень. Парагоспитальная служба

Это всего лишь пилотный проект, который будет запущен в тех регионах, которые достигнут хорошего развития к 2014-2015 году.

Суть проекта: создаётся организационная структура, в которую объединяются приёмное отделение стационара и станция скорой помощи, плюс службы выписки и маршрутизации больных, патронажные службы первичного звена и службы долечивания.

Эта служба будет предназначена для:

  • обеспечения населения скорой и неотложной медицинской помощью (впервые заболевшие и лица с обострением хронического заболевания);
  • определения необходимости (или отсутствия необходимости) в госпитализации больного в стационар;
  • проведения комплекса диагностических и лечебных мероприятий при патологических состояниях, не требующих непрерывного круглосуточного наблюдения;
  • организации оптимальной этапности долечивания больного («домашний стационар», отделения восстановительного лечения и реабилитации, хоспис) и осуществления активного или пассивного патронажа.

Аналогичные изменения происходят и в других округах, но о них мы расскажем в следующих выпусках газеты.

Длинные очереди на прием к врачам, сложности с получением талончика к узким специалистам,неудовлетворительное качество медицинской помощи - все это, давно ставшее притчей во языцех, уходит в прошлое. Меры, принимаемые Департаментом здравоохранения города Москвы в рамках программы модернизации столичного здравоохранения, позволяют в корне изменить ситуацию к лучшему.

Разработана трехуровневая система оказания медицинской помощи, в результате внедрения которой каждое лечебное учреждение будет отнесено к одному из трех уровней.

Первый уровень:поликлиники, в том числе детские, призванные оказывать первичную доврачебную,врачебную помощь и некоторые виды первичной специализированной медико-санитарной помощи.

Второй уровень:амбулаторные центры, в том числе детские, в которых оказывают первичную доврачебную, врачебную помощь и первичную специализированную медико-санитарную помощь для уточнения диагноза и определения тактики дальнейшего ведения больного.

Третий уровень:консультативно-диагностические центры и отделения стационаров, в том числе детских, и научно-практических центров, где оказывают консультативную и диагностическую помощь в амбулаторном порядке на догоспитальном этапе и после выписки больных из стационара.

На территории Северного округа будут продолжать работу 26 поликлиник для взрослых и 14поликлиник для детей. Кроме того, для оказания амбулаторной помощи детям продолжат работу педиатрические поликлинические отделения Детской инфекционной больницы №12 и Городской поликлиники №193.

Определен контингент пациентов лечебных учреждений 1-го, 2-го и 3-го уровней.

Поликлиники первого уровня:

Здоровые пациенты для проведения профилактических мероприятий, диспансерных осмотров;

Пациенты с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии для контроля за течением болезни и получением лекарственного обеспечения;

Пациенты врача-геронтолога;

Первичные пациенты с острой патологией;

Пациенты,наблюдаемые на дому;

Поликлиники второго уровня - амбулаторные центры:

Пациенты с острой патологией, направленные из поликлинического отделения для дообследования и лечения;

Диспансерные больные трудоспособного возраста, состоящие на учете у врачей-специалистов;

Пациенты,которые обследуется перед направлением в центры третьего уровня, перед плановой госпитализацией, получением высокотехнологичной медицинской помощи;

Пациенты дневного стационара.

Лечебные учреждения третьего уровня:

Пациенты,нуждающиеся в высокотехнологичных видах медицинской помощи;

Пациенты,нуждающиеся в консультативной узкоспециализированной помощи (например: центр глубоких микозов, сомнологический кабинет, центр пароксизмальных состояний,аритмологическая служба и другие);

Пациенты дневного стационара.

По взрослой сети организуется работа четырех амбулаторных центров, за каждым из которых закреплены поликлиники первого уровня:

Амбулаторный центр на базе Городской поликлиники №6 будет обслуживать пациентов городских поликлиник №№21, 44, 93, 105, 142, 159, 164;

Амбулаторный центр на базе Консультативно-диагностического центра №6 будет обслуживать пациентов городских поликлиник №№138, 146, 155, 188, 193;

Амбулаторный центр на базе Медико-санитарной части №51 будет обслуживать пациентов городских поликлиник №№28, 81, 108, 136, 154;

Амбулаторный центр на базе Городской поликлиники №62 будет обслуживать пациентов городских поликлиник №№39, 62, 71, 113, 156, 157.

По детской сети также организуется работа четырех амбулаторных центров, за каждым из которых закреплены детские поликлиники первого уровня:

Амбулаторный центр на базе Детской городской поликлиники №39 будет обслуживать пациентов детских городских поликлиник №№19, 43, 22, 39, поликлинического отделения ДИБ№12;

Амбулаторный центр на базе Детской городской поликлиники №86 будет обслуживать пациентов детских городских поликлиник №№79, 68, 86, педиатрического отделения городской поликлиники №193;

Амбулаторный центр на базе Детской городской поликлиники №15 будет обслуживать пациентов детских городских поликлиник №№15, 77, 76;

Амбулаторный центр на базе Детской городской поликлиники №133 будет обслуживать пациентов детских городских поликлиник №№37, 87, 45, 133.

Если у вас,уважаемые москвичи, возникнут вопросы по поводу создания амбулаторно-поликлинических объединений, адресуйте их на сайт Департамента здравоохранения г. Москвы - departamentzd@ mail.ru.

Пресс-служба ГКУ Дирекции здравоохранения САО.

Об утверждении уровней медицинских организаций при оказании медицинской помощи населению

Принят Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области
  1. В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года, в целях реализации рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации о внедрении трехуровневой системы оказания медицинской помощи приказываю:
  2. 1. Утвердить:
  3. 1.1. Уровни медицинских организаций при трехуровневой системе оказания медицинской помощи (приложение 1).
  4. 1.2. Перечень медицинские организаций, оказывающих медицинскую помощь соответствующего уровня, требования к ним (приложения 2, 3, 4, 5).
  5. 2. Главным специалистам департамента охраны здоровья населения до 01.12.2012 разработать маршруты пациентов с заболеваниями соответствующего профиля в медицинские организации уровня, соответствующего тяжести заболевания, с учетом оптимальной транспортной доступности и времени доставки пациента.
  6. 3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя начальника департамента охраны здоровья населения Кемеровской области О.В.Селедцову.
  7. Начальник департамента
  8. В.К.ЦОЙ

Уровни оказания медицинской помощи

  1. 1. Первый уровень - первичная медико-санитарная помощь, оказываемая в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
  2. 2. Второй уровень - специализированная медицинская помощь, оказываемая в условиях стационара.
  3. Медицинские организации, обеспечивающие второй уровень оказания медицинской помощи делятся на медицинские организации уровня 2А и уровня 2Б.
  4. 3. Третий уровень - специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, выполняемая в медицинских организациях клинического уровня.

Приложение

  1. {center}Требования к медицинским организациям, оказывающим первичную медико-санитарную помощь{/center}
  2. Первичную медико-санитарную помощь оказывают медицинские организации с любой формой собственности, самостоятельные или входящие в состав медицинских организаций в качестве структурных подразделений.
  3. Первичная медико-санитарная помощь осуществляется по территориально-участковому принципу.
  4. Медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, должны иметь в штате:
  5. - врачей-терапевтов (для взрослого населения);
  6. - врачей-терапевтов участковых (для взрослого населения);
  7. - врачей-педиатров (для детского населения);
  8. - врачей-педиатров участковых (для детского населения);
  9. - врачей общей практики (семейных врачей).
  10. Для оказания медицинской помощи по стационарозамещающим технологиям в медицинской организации должен быть развернут дневной стационар.
  11. К медицинским организациям, оказывающих первичную медико-санитарную помощь относятся:
  12. 1. Самостоятельные поликлиники:
  13. МБУЗ "Клиническая поликлиника N 5" г. Кемерово;
  14. МБУЗ "Поликлиника N 6" г. Кемерово;
  15. МБУЗ "Городская клиническая поликлиника N 20" г. Кемерово;
  16. МБУЗ "Клинический консультативно-диагностический центр" г. Кемерово;
  17. МБУЗ "Центр общей врачебной практики" г. Кемерово;
  18. МБЛПУ "Городская поликлиника N 1 (ОВП)" г. Новокузнецк;
  19. МБЛПУ "Амбулатория N 4 (ОВП)" г. Новокузнецк;
  20. МБУЗ "Городская поликлиника" г. Прокопьевск;
  21. МБУЗ "Городская больница N 2" г. Калтан;
  22. МБУЗ "Городская поликлиника N 6" г. Белово;
  23. ФКЛПУ "Клиническая больница N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области";
  24. Кемеровское ОАО "Азот";
  25. ОАО "Кокс";
  26. ЗАО Медико-санитарная часть "Центр здоровья "Энергетик";
  27. НУЗ "Узловая поликлиника на станции Мариинск открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
  28. 2. Поликлиники (поликлинические отделения), входящие в состав больнично-поликлинических объединений любой формы собственности.

Приложение
к Приказу от 13 ноября 2012 года № 1635

  1. {center}Требования к медицинским организациям уровня 2А{/center}
  2. К медицинским организациям уровня 2А относятся многопрофильные больницы.
  3. Учреждения уровня 2А должны иметь в составе:
  4. - межмуниципальные специализированные центры или межмуниципальные специализированные отделения;
  5. - наряду с основными профилями коек (терапия, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия, инфекционные болезни) не менее двух специализированных отделений (специализированные койки в составе других отделений не учитываются);
  6. - наличие медицинских кадров, позволяющих выполнять лицензионные требования, порядки и стандарты оказания медицинской помощи;
  7. - условия для оказания экстренной и плановой медицинской помощи.
  8. К медицинским организациям уровня 2А относятся:
  9. 1. МБУЗ Анжеро-Судженского городского округа "Центральная городская больница"
  10. 2. МБУЗ "Городская больница N 8" г. Белово
  11. 3. МБУЗ "Детская городская больница N 1" г. Белово
  12. 4. МБУЗ "Городская больница N 4" г. Белово
  13. 5. МБУЗ "Городская инфекционная больница N 3" г. Белово
  14. 6. МБУ Городская больница N 1 г. Белово
  15. 7. МБУЗ "Центральная городская больница" г. Березовский
  16. 8. МБУЗ "Городская клиническая больница N 1 имени М.Н.Горбуновой" г. Кемерово
  17. 9. МБУЗ "Городская клиническая больница N 2" г. Кемерово
  18. 10. МБУЗ "Городская инфекционная клиническая больница N 8" г. Кемерово
  19. 11. МБУЗ "Городская клиническая больница N 11" г. Кемерово
  20. 12. МБУЗ "Детская клиническая больница N 2" г. Кемерово
  21. 13. МБУЗ "Детская клиническая больница N 7" г. Кемерово
  22. 14. МБУЗ "Детская клиническая больница N 1" г. Кемерово
  23. 15. МБУ "Городская больница N 2" г. Киселевск
  24. 16. МБУЗ "Городская больница N 1" г. Ленинск-Кузнецкий
  25. 17. МБУЗ "Городская инфекционная больница" г. Ленинск-Кузнецкий
  26. 18. МБУЗ "Центральная городская больница" г. Мыски
  27. 19. МБУЗ "Центральная городская больница" г. Междуреченск
  28. 20. МБУЗ "Центральная городская больница" Мариинского муниципального района
  29. 21. МБЛПУ "Детская городская клиническая больница N 3" г. Новокузнецк
  30. 22. МБЛПУ "Городская клиническая больница N 11" г. Новокузнецк
  31. 23. МБЛПУ "Городская клиническая больница N 22" г. Новокузнецк
  32. 24. МБЛПУ "Городская клиническая больница N 5" г. Новокузнецк
  33. 25. МБЛПУ "Городская клиническая больница N 2 Святого великомученика Георгия Победоносца" г. Новокузнецк
  34. 26. МБЛПУ "Родильный дом N 2" г. Новокузнецк
  35. 27. МБЛПУ "Клинический родильный дом N 3" г. Новокузнецк
  36. 28. МБЛПУ "Городская клиническая инфекционная больница N 8" г. Новокузнецк
  37. 29. ГБУЗ "Новокузнецкий клинический онкологический диспансер"
  38. 30. МБУЗ "Городская больница" Осинниковского городского округа
  39. 31. МБУЗ Детская городская больница г. Осинники
  40. 32. МБУЗ "Центральная городская больница" г. Полысаево
  41. 33. МБУЗ "Городская больница N 1" г. Прокопьевск
  42. 34. МБУЗ "Городская больница N 3" г. Прокопьевск
  43. 35. МБУЗ "Городская инфекционная больница" г. Прокопьевск
  44. 36. МБУЗ "Детская городская больница" г. Прокопьевск
  45. 37. МБУЗ "Городская больница N 1 города Юрги"
  46. 38. МБУЗ "Городская больница N 2 города Юрги"
  47. 39. МБУЗ "Таштагольская Центральная районная больница"
  48. 40. МБУЗ "Центральная районная больница Тисульского района"
  49. 41. МБУЗ "Юргинская центральная районная больница"

Приложение
к Приказу от 13 ноября 2012 года № 1635

  1. {center}Требования к медицинским организациям уровня 2Б{/center}
  2. К медицинским организациям уровня 2Б относятся больницы, работающие по региональным стандартам для городских и районных больниц и федеральным стандартам по отдельным заболеваниям.
  3. Учреждения уровня 2Б должны иметь в составе:
  4. - отделения по основным профилям медицинской помощи (терапия, хирургия, акушерство-гинекология, педиатрия, инфекционные болезни);
  5. - наличие медицинских кадров, позволяющих выполнять лицензионные требования;
  6. - условия для оказания экстренной и плановой медицинской помощи. К медицинским организациям уровня 2Б относятся:
  7. 1. МБУЗ "Городская больница N 2" г. Белово
  8. 2. МБУ "Городская больница N 1" г. Киселевск
  9. 3. МБУ "Детская городская больница" г. Киселевск
  10. 4. МБУЗ "Городская больница N 13" г. Кемерово
  11. 5. МБУЗ "Больница N 15" г. Кемерово
  12. 6. МБУЗ "Городская клиническая больница N 4" г. Кемерово
  13. 7. МБУЗ "Центральная городская больница" г. Калтан
  14. 8. МБУЗ "Краснобродская городская больница"
  15. 9. МБЛПУ "Городская больница N 16" г. Новокузнецк
  16. 10. МБЛПУ "Городская больница N 26" г. Новокузнецк
  17. 11. МБЛПУ "Городская детская больница N 28" г. Новокузнецк
  18. 12. МБЛПУ "Городская детская больница N 6" г. Новокузнецк
  19. 13. МБУЗ "Городская больница N 2" г. Прокопьевск
  20. 14. МБУЗ "Городская больница N 4" г. Прокопьевск
  21. 15. МБУЗ "Беловская центральная районная больница"
  22. 16. МБУЗ "Центральная районная больница" Гурьевского муниципального района
  23. 17. МБУЗ "Ижморская центральная районная больница"
  24. 18. МБУЗ "Крапивинская центральная районная больница"
  25. 19. МБУЗ "Центральная районная больница" Кемеровского муниципального района
  26. 20. МБУ "Центральная районная больница Новокузнецкого района"
  27. 21. МБУЗ "Прокопьевская центральная районная больница"
  28. 22. МБУЗ "Центральная районная больница Промышленновского района"
  29. 23. МБУЗ "Центральная районная больница Топкинского муниципального района"
  30. 24. МБУЗ "Тяжинская центральная районная больница"
  31. 25. МБУЗ "Центральная районная больница Чебулинского муниципального района"
  32. 26. МБУЗ "Яйская центральная районная больница"
  33. 27. МБУЗ Яшкинского муниципального района "Яшкинская центральная районная больница"
  34. 28. МБУЗ "Центральная районная больница" Ленинск-Кузнецкого муниципального района
  35. 29. ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области"
  36. 30. НУЗ "Отделенческая больница на станции Кемерово открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
  37. 31. НУЗ "Узловая больница на станции Белово открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
  38. 32. ФКЛПУ "Больница N 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области"
  39. 33. НУЗ "Узловая больница на станции Новокузнецк открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
  40. 34. НУЗ "Узловая больница на станции Тайга открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
  • Мощность больниц определяется с учетом их рентабельности и потребности населения в специализированных, в том числе высокотехнологичных видах медицинской помощи.
  • Медицинские организации третьего уровня должны иметь:
  • достаточную обеспеченность медицинскими кадрами с высокой профессиональной подготовкой;
  • наличие современного оборудования в соответствии с табелем оснащения, утвержденного в установленном порядке и обновляемого с учетом морального, и физического износа;
  • наличие на базе лечебной медицинской организации кафедр аккредитованных высших учебных заведений;
  • участие практических врачей в научно-исследовательской работе (наличие ученых степеней, монографий, публикаций, разработок новых медицинских технологий и их внедрение, патентов).
  • К медицинским организациям третьего уровня относятся:
  • 1. ГБУЗ КО "Кемеровская областная клиническая больница"
  • 2. ГБУЗ КО "Областной клинический госпиталь для ветеранов войн" г. Кемерово
  • 3. ГБУЗ КО "Кемеровская областная клиническая офтальмологическая больница"
  • 4. ГБУЗ КО "Областной клинический онкологический диспансер" г. Кемерово
  • 5. МБУЗ "Кемеровский кардиологический диспансер"
  • 6. МБУЗ "Детская городская клиническая больница N 5" г. Кемерово
  • 7. МБУЗ "Городская клиническая больница N 3 им. М.А.Подгорбунского" г. Кемерово
  • 8. ГБУЗ КО "Областной клинический перинатальный центр имени Л.А.Решетовой" г. Кемерово
  • 9. МБЛПУ "Городская клиническая больница N 29" г. Новокузнецк
  • 10. МБЛПУ "Городская клиническая больница N 1" г. Новокузнецк
  • 11. МБЛПУ "Зональный перинатальный центр" г. Новокузнецк
  • 12. МБЛПУ "Городская детская клиническая больница N 4" г. Новокузнецк
  • 13. ГБУЗ КО "Областная клиническая ортопедохирургическая больница восстановительного лечения" г. Прокопьевск
  • 14. Федеральное государственное бюджетное учреждение - "Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний" Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (ФГБУ "НИИ КПССЗ" СО РАМН) г. Кемерово (по согласованию)
  • 15. Федеральное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров" (ФГБЛПУ "НКЦОЗШ") г. Ленинск-Кузнецкий (по согласованию)
  • 16. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФГБУ ННПЦ МСЭ и РИ Минтруда России) г. Новокузнецк (по согласованию)



  • Самое обсуждаемое
    Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
    Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
    К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


    top