Требования по питанию в доу. Меню и режим питания в детском саду

Требования по питанию в доу. Меню и режим питания в детском саду

Светлана Цедрик
Организация питания детей в ДОУ и семье

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действия других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

Одной из главных задач детского сада – обеспечить конституционное право каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Здоровье детей невозможно сохранить без рационального питания , которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действиям инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма .

Питание ребенка в дошкольном учреждении и в семье должно сочетаться . Для обеспечения правильного питания необходимы три условия :

Наличие в пище всех необходимых ингредиентов;

Правильная технология приготовления пищи и рациональный режим питания ;

Здоровый пищеварительный тракт, наличие в нем всех ферментов для правильной переработки пищевых веществ.

Режим питания – одно из основных условий, обеспечивающих рациональное питание .

Культура здоровья детей включает в себя не только знание об основных режимных моментах, необходимости чередования физических нагрузок и отдыха, но и знание элементарных правил здорового питания и культурно-гигиенических навыков детей .

Правильно организованный режим питания включает :

Соблюдение времени приема пищи и интервалом между ними;

Рациональную в физиологическом отношении кратность приемов пищи;

Правильное распределение калорийности по отдельным приемам пищи на протяжении дня.

Здоровье ребенка зависит от уровня осведомленности родителей в вопросах здорового питания в семье . Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры, укрепление взаимодействия детского сада и семьи , усиление ее воспитательного потенциала в вопросах рационального питания . Особое внимание при организации питания в дошкольном учреждении и семье следует уделять разнообразию и витаминизации блюд. Применение нетрадиционных подходов к взаимодействию с родителями по вопросам питания , позволяющих дать установки на правильную организацию питания в домашних условиях , способствует повышению грамотности родителей и укреплению здоровья их детей .

Дети, привыкшие жить по режиму в детском саду, охотно выполняют его и дома. Но как показывает практика, режим дня в большинстве семей не выполняется. Это большое упущение родителей, поскольку такое положение опасно не только для здоровья ребенка, но и для воспитания . Пренебрежительное отношение родителей к режиму может привести к негативным последствиям. Родители должны соблюдать ряд правил. Основными из них являются :

Родители должны знать и соблюдать режим питания , принятый в детском саду, как по кратности приемов пищи, так и по длительности интервалов между ними.

Не следует давать детям бутерброды, сладости между приемами пищи.

Важно, чтобы родители знали, какие продукты более полезны в детском возрасте.

Родители должны знать, какие продукты следует в обязательном порядке использовать в питании детей каждый день .

Важно соблюдение суточной нормы употребления молока, мяса, широкое использование овощей, фруктов, сливочного и растительного масла.

Сладости можно давать в небольшом количестве после основного приема пищи.

В дошкольных образовательных учреждениях режим дня осуществляется полностью. Но и здесь можно отметить недостатки, связанные с отсутствием гибкости в организации жизни детей . Соблюдение основных принципов организации питания в дошкольном учреждении должно быть непоколебимым :

- Питание должно быть полноценным и сбалансированным.

Энергетическая ценность должна соответствовать энергозатратам детей .

Чем разнообразнее набор продуктов, тем полноценнее удовлетворяется потребность в еде.

Пища должна быть вкусной.

Следует ограничивать потребность продуктов и блюд с повышенным содержанием соли, сахара и специй.

Объем рациона и режим должны соответствовать возрастным потребностям организма детей .

Необходимо обеспечивать правильный питьевой режим ребенка.

Должно присутствовать индивидуальное питание .

Условия для организации питания детей должны соответствовать требованиям.

Необходимо соблюдение гигиенических требований.

Рациональное питание должно подкрепляться тщательно составленным меню.

Обязателен постоянный контроль за правильной организацией питания .

В последнее время наблюдается ухудшение качества питания детей , что приводит к увеличению числа детей с низким уровнем физического развития, так как неполноценная пища, недостаток в ней витаминов и микроэлементов отрицательно сказывается на работе мышц. Но, несмотря на трудности, ухудшающие качество питания в детских садах и в семье недопустимо .

Жизнь доказывает, когда есть родительская любовь, уход и правильное сбалансированное питание , ребенок растет здоровым и счастливым.

Библиографический список

1 Научно-практический журнал «Медработник ДОУ» № 4 (24) /2011.

2 Научно-практический журнал «Медработник ДОУ» № 3 (39) /2013.

3 Дронова, Т. Н. Защита прав и достоинств маленького ребенка : координация усилий семьи и дет . сада : пособие для работников дошк. образоват. Учреждений/ [Т. Н. Дронова, А. Е. Жичкина, Л. Г. Голубева и др. ]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. -143 с.

4 Майер, А. А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада/ А. А. Майер, О. И. Давыдова, Н. В. Воронина. – М.: ТЦ Сфера,2011-128 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ» ).

Организация питания в ДОУ

Условия питания овоспитанников ДОУ

Одним из важных направлений деятельности МДОУ ДС № 21 является организация качественного питания воспитанников.

Основным принципом питания дошкольников служит максимальное разнообразие пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов - мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами

Питание детей организовано на базе пищеблока дошкольного учреждения, работающего на сырье. Доставка продуктов осуществляется по заключённым договорам, специализированным автотранспортом поставщика.

В ДОУ организовано 5-х разовое питание, обеспечивающее потребность детского организма в пищевых веществах и энергии. Детский сад работает по 10-ти дневному цикличному меню и технологическим картам по приготовлению блюд питания для детей.

В меню представлены рационы зима - весна (1 квартал), весна - лето (2 квартал), лето-осень (3 квартал), осень - зима (4 квартал).

Старшая медицинская сестра ежедневно составляет меню и следят за правильной обработкой и закладкой продуктов, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, осуществляют контроль за качеством и правильностью хранения продуктов, соблюдением сроков их реализации, следят за санитарным состоянием пищеблока.

Организация питания детей в группах

Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается в:

·создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;

·формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.

Получение пищи на группу осуществляется строго по графику, утвержденному заведующей ДОУ. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается. Перед раздачей пищи детям помощник воспитателя обязан:

·промыть столы горячей водой с мылом;

·тщательно вымыть руки;

·надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи;

·проветрить помещение;

·сервировать столы в соответствии с приемом пищи.

Обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований, организация питания.

Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи.

В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологической обработке продуктов, правил личной гигиены.

Мероприятия проводимые в детском саду:

·Поступление продуктов питания и продовольственного сырья только с сертификатами;

·Имеется журнал скоропортящихся продуктов, в которых указывается срок годности продуктов;

·Производится обработка продуктов питания: мяса, яиц, фруктов и овощей, банок;

·Для приготовления пищи используются только разрешенные продукты

·Ежедневно ведется бракераж готовой продукции.

Организация питьевого режима

В нашем детском саду организован питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая отвечает требованиям санитарных правил.

Питьевой режим в группах обеспечивается через кипячёную воду, обеспечивая тем самым бесперебойное удовлетворение детей в жидкости.

Питание рассматривают одним из основных факторов внешней сре­ды, определяющих нормальное развитие ребенка.Жизнедеятельность детского организма протекает с большим расходом энергии, которая восстанавливается за счет веществ, поступающих с пищей, поэтому пра­вильное питание оказывает самое непосредственное влияние на рост, состояние здоровья и гармоничное развитие ребенка.

Основные принципы организации питания в ДОУ

  • Адекватная энергетическая ценность рационов.
  • Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым
    пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и
    жирные кисло!ы, различные классы углеводов, витаминов, минераль­
    ных солей и микроэлементов.
  • Максимальное разнообразие пищи
  • Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и
    блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохран­
    ность исходной пищевой ценности.
  • Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе неперено­
    симость ими отдельных продуктов и блюд).
  • Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания,
    включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеб­
    лока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хране­
    нию, приготовлению и раздаче блюд.

ПРОДУКТЫ , ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ ПИТАНИИ

В правильном питании детей дошкольного возраста ис пользуют ши­рокий спектр продуктов. Наиболее важными считают молоко и молоч­ные продукты, мясо, рыбу и другие.

Молоко считают одним из основных и необходимых продуктов питания. Ребенок должен получать его не менее 500-600 мл/сут. Часть суточной нормы молока желательно давать в виде кисломолоч­ных продуктов (кефир, ряженка, простокваша, ацидофилин и др.), ; оказывающих благоприятное действие на процессы пищеварения. Из других молочных продуктов ежедневно должен быть в рационе све­жий творог, его можно употреблять через 1-2 дня в большем обьеме. В набор для детей от 1,5 до 3-х лет также входит новый для них про­дукт - неострые сорта сыра, которые богаты жиром, солями кальция и фосфора.

В наборе продуктов у детей 2-3-х лет жизни постепенно увеличива­ют количество мяса. Для этого обычно используют говядину и теляти­ну, можно готовить нежирную свинину, молодую баранину, мясо кро­лика, курицы. Особенно полезны для растущего организма субпродук­ты (печень, мозги, сердце, язык), содержащие ценные микроэлементы (железо, фосфор, медь, кальций). До трехлетнего возрасча нельзя да­вать ребенку мясо утки, гуся, до двухлетнего - сосиски, колбасу, сар­дельки, так как во всех этих продуктах содержится большое количество трудноусваиваемых жиров.

В продуктовый набор должна входить рыба. Белки, содержащиеся в рыбе, легче перевариваются и усваиваются в организме, чем белки мя­са. Для питания пригодны многие виды морских и речных рыб, исклю­чением могут быть жирные и деликатесные сорта. Мясо или рыбу необ­ходимо включать в меню ребенка ежедневно.

Потребность детей в углеводах в основном следует удовлетворять за счет овощей и фруктов. В суточный рацион ребенка дошкольного возрас­та желательно включать до 500 г различных овощей (при этом доля карто­феля составляет не более половины), 150-200 г свежих фруктов и столь­ко же натуральных фруктовых или овощных соков. Фрукты и овощи слу­жат источником почти всех витаминов и микронутриентов, необходимых ребенку, содержат растительный белок, органические кислоты, ферменты Сырые овощи и фрукты необходимо давать в виде салатов, соков При от­сутствии свежих фруктов и овощей можно использовать свежезаморо­женные, консервированные продукты, консервы для детского питания.

Набор продуктов должен содержать хлеб различных сортов. Ребен­ку дошкольного возраста достаточно 150-170 г хлеба в сутки, в том чис­ле не менее 50-60 г ржаного. Общее количество круп, в число которых входят бобовые и макаронные изделия, для детей этого возраста не должно нревыша!ь 40-50 r/сут. Если до 1,5 лет используют в основном манную, гречневую, овсяную, рисовую крупу, то после 2-х лет необхо­димо дополнительно включать в рацион другие крупы, такие как пше­ничную, ячневую, кукурузную, перловую. Потребность ребенка 1-3 лет в сахаре составляет 40-50 г, 4-6 лет - 50-60 г.

Хлеб, крупы, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар и овощи включают в меню ежедневно, а остальные продукты (творог, сыр, яйцо) - 2-3 раза в неделю.

СОСТАВЛЕНИЕ МЕНЮ

Рациональное питание детей в детских учреждениях требует пра­вильно организованного меню и сбалансированных норм потребления пищевых веществ и энергии, представленных в табл. 6-4.

Наиболее оптимальным соотношением белков, жиров и углеводов в рационах детей дошкольного возраста считают 1:1:4. Нарушение этого соотношения, как в сторону уменьшения, так и увеличения одного из компонентов приводит к разбалансированности питания, что может вызвать различные нарушения в состоянии здоровья ребенка.

Для детей дошкольного возраста животные белки должны состав­лять не менее 65% от общего количества белков в рационе, раститель­ные жиры - примерно 15% от общего количества жиров. Не менее ва­жен и качественный состав углеводов, которые делят на легко усваива­ющиеся моно-, ди- и полисахариды. Пектиновые вещества и клетчатка регулируют деятельность кишечника.

Таблица 6-4. Суточные нормы потребления пищевых веществ и энергии для дошкольников

В дошкольных учреждениях должны использовать примерные 7- или 10-дневные меню, разработанные для летне-осеннего и зимне-ве­сеннего периода, отдельно детям раннего и дошкольного возраста и в за­висимости от длительности пребывания в ДОУ. Для того чтобы в отдельные дни дети не получали чрезмерного или недостаточного коли­чества белков, жиров и углеводов, меню должно быть просчитано по со­держанию в нем пищевых ингредиентов.

На основании примерного 10-дневного меню, которое составляют с учетом национальных и территориальных особенностей питания насе­ления, составляют меню-требование установленного образца, с указа­нием выхода блюд для детей разного возраста.

Зимой и весной при отсутствии свежих овощей и фруктов рекомен­дуют включать в меню соки, свежезамороженные овощи и фрукты при соблюдении сроков их реализации В эндемичных по йододефициту районах используют йодированную поваренную соль.

Меню составляют накануне, и изменению оно не подлежит. Завтрак готовят по численности детей, присутствующих в детском саду накану­не. Обед и ужин готовят в соответствии с численностью детей на дан­ный день (на основании утренних рапортичек о количестве детей в каж­дой группе за подписью воспитателя).

Выдачу готовой пищи детям следует проводить только после снятия пробы и записи медработником в специальном бракеражном журнале оценки готовых блюд и разрешения их к выдаче В журнале необходи­мо отмечать вкусовые качества каждого блюда, а не рациона в целом, и указывать соответствие веса и объема раздаваемых блюд количеству, приведенному в меню. В группах пищу детям необходимо распределять в соответствии с объемами, полагающимися им по порционнику, в ко­тором указано, какое количество пищи, положено получать детям того или иного возраста.

Ежедневно необходимо оставлять суточную пробу готовой продук­ции. Отбор и хранение суточных проб находятся под постоянным конт­ролем медицинских работников Суточные порционные пробы отбира­ют в полном объеме, 1 блюдо и гарниры - не менее 100 г с целью мик­робиологического исследования при неблагополучной эпидемиологи­ческой ситуации Пробу отбирают в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры и салаты в отдельную посуду) и сохраняют в тече­ние 48 ч в специальном холодильнике или в специально отведенном месте в холодильнике для хранения кисломолочных продуктов при температуре 2-6 «С. Контроль правильного отбора и хранения суточной пробы осуществляет медицинский работник

Детям старше одного года, в отличие от детей первого года жизни, питание назначают не индивидуально, а целой группе детей одинаково­го возраста. При составлении детского рациона необходимо следить за достаточным разнообразием блюд, не допуская повторение одного и то­го же блюда не только в один, но и ближайшие дни.

Составление суточного рациона ребенка лучше всего начинать с обе­да, в состав которого обычно входит максимальное количество мяса или рыбы, а также значительная часть овощей и масла. Оставшиеся продук­ты, общее количество которых на текущие сутки определяют с ориента­цией на рекомендуемые возрастные нормы, распределяют между завт­раком, ужином и полдником.

ОБЕД

  • Закуска, лучше в виде салата из сырых овощей. Для улучшения
    вкуса в салат можно добавить свежие или сушеные фрукты (яблоки,
    чернослив, изюм). Салат следует заправлять растительным маслом.
  • Не слишком объемное первое горячее блюдо и полноценное высо­
    кокалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, составленное пре­
    имущественно из овощей. Вторые блюда готовят из мяса, рыбы в виде
    котлет, биточков, гуляша, в отварном или тушеном виде. Гарнир можно
    готовить из картофеля, овощей, круп, макаронных изделий.
  • В качестве третьего блюда лучше всего использовать фруктовый
    сок, свежие фрукты, компот, кисель из свежих или сухих фруктов.
    Можно использовать консервированные компоты, плодоовощные соки
    и пюре для детского питания, витаминизированные напитки.

ЗАВТРАК

На завтрак детям дошкольного возраста можно давать различные ка­ши. При зтом необходимо обеспечивать разнообразие круп. Кашижела-

тельно готовить с овощами или фруктами (морковью, тыквой, яблока­ми, сухофруктами) Молочные каши следует чередовать с блюдами из различных овощей в виде овощных рагу, запеканок, котлет, салатов. Ес­ли на завтрак дают кашу, то на ужин обязательно должны быть овощи. Кроме каш и овощных блюд, на завтрак и ужин рекомендуют различные блюда из творога, особенно в сочетании с фруктами и овощами. На завт­рак желательно давать блюда из мяса или рыбы (сосиски, сардельки 1-2 раза в неделю, отварную или жареную рыбу), а также блюда из яиц. В качестве питья лучше всего использовать горячее молоко или кофей­ный напиток на молоке, в редких случаях чай с молоком. Хорошим до­полнением к утреннему завтраку или ужину служат свежие фрукты и овощи (салагы).

ПОЛДНИК

Он обычно состоит из какого-либо кисломолочного пани пса (кефир, простокваша, биолакт, йогурты и др.) и хлебобулочных или кондитерс­ких изделий. Вместо кисломолочного продукта можно д<ш> ребенку свежее молоко. Желательно в состав полдника включать различные свежие ягоды и фрукты.

УЖИН

Детям дошкольного возраста можно давать различные каши, в каче­стве питья более рационально предлагать кефир или другой кис ломо-лочный напиток, который также можно давать через 1,5-2 ч мосле ужи­на, перед сном.

В питании детей в ДОУ категорически запрещаемся использование грибов; фляжного (бочкового) молока без кипячения, фляжного творо-i а и сметаны; консервированного зеленого горошка без i ермической об­работки, кровяных и ливерных колбас, яиц и мяса водоплавающих птиц, рыбы, мяса, не прошедшего ветеринарный кон i роль, консервиро­ванных продуктов домашнего приготовления в герметической упаков­ке, консервов в банках с нарушением герметичности, бомбажных, с ржавчиной, деформированных, без этикеток; крупу, муку, сухофрукты, загрязненные различными примесями и зараженные амбарными вреди­телями; овощи и фрукты с наличием плесени и признаками гнили.

Не следует использовать в питании детей специи, острые блюда, пи­щевые добавки искусственного происхождения: продукты, содержащие п своем составе пищевые добавки (синтетические ароматизаторы, кра-с и гели) искусственного происхождения, в том числе безалкогольные

газированные напитки, кондитерские изделия, жевательную резинку, чипсы и др.; закусочные консервы - маринованные овощи и фрукты (огурцы, томаты, сливы, яблоки), кулинарные жиры; сливочное масло жирностью ниже 72%; копчености; майонез, перец, горчицу, хрен, уксус, острые соусы, натуральный кофе.

РЕЖИМ ПИТАНИЯ

Большое значение для сохранения аппетита детей имеет правильная организация общего режима дня и питания. Под правильным режимом питания понимают также количественное и качественное распределение продуктов в течение суток. В ДОУ с десятичасовым пребыванием детей организуют трехразовое питание с усилением полдников, с двенадцати­часовым - четырехразовое; с круглосуточным - пятиразовое с дополни­тельным ужином перед сном; с только ночным пребыванием - однора­зовое (ужин) Для групп кратковременного пребывания детей в ДОУ (3-4 ч) организуют одноразовое питание (второй завтрак, обед или полдник) в зависимости от времени работы группы (первая или вторая половина дня), при этом рацион питания должен обеспечивать не менее 15-25% суточной потребности в пищевых веществах и энергии. Прини­мать пищу для дошкольников рекомендуют 4 раза в сутки, в некоторых случаях (санаторных и оздоровительных учреждениях) - 5 раз.

Соблюдая установленный режим питания, очень важно не давать ре­бенку какую-либо пищу в промежутках между кормлениями. Это каса­ется так называемых «фруктовых» завтраков Более целесообразно все фрукты и соки давать ребенку в обычные часы приема пищи

Детям с недостаточным или избыточным весом питание необходимо назначать индивидуально. Качественную коррекцию рациона в виде до­полнительного введения таких продуктов, как молоко, творог, яйца, мя­со, печень, прежде всего, необходимо проводить ослабленным детям с плохим аппетитом, съедающим малое количество пищи. В период адап­тации потребность в белке возрастает на 10-15%. Процесс еды следует организовать так, чтобы у детей возникло положительное отношение к нище Обстановка в столовой должна быть спокойной, ничто не должно отвлекать ребенка от еды. Следует заинтересовать ребенка едой, разго­варивая о приятном вкусе и виде приготовленных блюд. Это вызывает отделение пищеварительных соков еще до приема пищи и способствует лучшему усвоению пищевых веществ.

ОЦЕНКА ПИТАНИЯ

Наиболее обьекшвными показателями обеспечения детей рацио­нальным питанием считают хорошее общее состояние ребенка, соответствие его физического (табл. 6-5, 6-6) и нервно-психического развития возрасту, положительное эмоциональное состояние, достаточная актив­ность, хорошая резистентность к заболеваниям.

Из параметров физического развития определяют массу тела, длину и окружность грудной клетки. Измерение этих показателей осущес­твляют у детей от 1 -го года до 3-х лет один раз в квартал, у дошкольни­ков - один раз в 6 мес Оценку нервно-психического развития в ДОУ детей по возрастным показателям проводят в декретированные сроки: на втором году жизни - один раз в квартал, на третьем - один раз в 6 мес, детям старше 3-х лет - один раз в год

Таблица 6-5. Оценка питания мальчиков в килограммах
Рост, см Центили
3 10 25 50 75 90 97
85-90 10,7 11,0 11,7 12,2 13,6 14,2 14,7
90-95 11,5 12,0 13,0 13,5 14,5 15,4 16,3
95-100 12,1 13,5 14,0 15,0 15,8 17,0 17,5
100-105 13,3 14,5 15,0 16,0 17,0 18,3 20,3
105-110 14,4 15,6 16,5 17,4 18,9 19,8 21,1
110-115 15,2 16,6 17,8 18,7 20,0 21,0 21,9
115-120 17,6 18,5 19,6 20,7 22,1 23,3 24,0
120-125 19,3 20,0 21,0 22,2 24,0 25,9 27,5
Таблица 6-6. Оценка питания деве чек в килограммах
Рост, см Центили
3 10 25 50 75 90 97
85-90 10,2 11,0 12,0 12,5 15,1 13,9 14,8
90-95 11,0 12,0 12,7 13,4 14,1 14,9 15,8
95-100 12,4 13,0 13,8 14,5 15,5 16,8 18,5
100-105 13,4 14,5 15,0 15,7 17,0 18,2 19,6
105-110 14,3 15,0 16,2 17,5 18,8 19,8 21,4
110-115 15,0 16,5 17,5 18,9 19,8 21,5 24,1
115-120 15,2 17,5 19,0 20,3 22,0 23,2 25,7
120-125 18,4 19,7 20,5 22,0 24,0 27,8 29,4

При клинической оценке питания учитывают состояние кожи, сли-iистых оболочек, развития подкожно-жирового слоя, мышечной и кост­ной системы, функциональное состояние всех внутренних органов и систем. При правильной организации питания у ребенка отмечают хо­роший аппетит, активное поведение, радостное эмоциональное состоя­ние. Ребенок охотно принимает участие в играх и занятиях, его физи­ческое и нервно-психическое развитие соответствует возрасту, процесс адаптации к некоторым отрицательным воздействиям проходит благоп­риятно, восприимчивость к заболеваниям на низком уровне. Заболева­ния у таких детей, в случаях их возникновения, протекают в легкой форме с минимальной длительностью и не дают осложнений.

АНАЛИЗ ПИТАНИЯ

Для правильной организации и проведения анализа питания детей в ДОУ требуются следующие документы утвержденный набор продук­тов для ДОУ; перспективные меню-раскладки и примерные меню (7- или 10-дневные), накопительная ведомость расхода продуктов; бракеражный журнал; тетрадь бракеража сырой продукции; годовые, квартальные и месячные заявки на продукты; картотека блюд; нормы отходов при холодной кулинарной обработке; нормы отхода мясных, рыбных, овощных блюд при тепловой обработке; таблица замены про­дуктов по основным пищевым веществам.

Еженедельно или 1 раз в 10 дней медицинский работник контроли­рует выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на одного ребенка и при необходимости проводит коррекцию питания в следую­щей декаде. Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам нако­пительной ведомости осуществляет медицинская сестра один раз в ме­сяц (подсчитывают калорийность, количество белков, жиров и углево­дов). Врач осуществляет анализ питания детей в ДОУ один раз в месяц.

Медсестра принимает участие в составлении каждодневного меню, контролирует правильность хранения и соблюдения сроков реализации продуктов. Она следит за правильной кулинарной обработкой и заклад­кой в котел продуктов, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи.

Для обеспечения преемственности питания родителей информиру­ют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню за время его пребывания в ДОУ.

ВИТАМИНИЗАЦИЯ ПИЩИ

В целях профилактики гиповитаминозов в зимне-осенний период проводят искусственную витаминизацию холодных напитков (компот и др.) аскорбиновой кислотой (для детей 1-3-х лет добавляют 35 мг, 3-6 лет - 50 мг на одну порцию). Возможно использование поливита­минных препаратов (драже в день во время или после еды). Аскорбино-ную кислоту вводят в компот после его охлаждения до температуры не

выше 15 °С (перед реализацией). Все поливитаминные или витаминно-минеральные препараты (одна таблетка или драже в день) принимают ежедневно во время или после еды.

Можно использовать поливитаминные препараты и витаминно-ми-неральные комплексы отечественного и зарубежного производства, раз­решенные к использованию в Российской Федерации:

  • для детей в возрасте от 1-го до 3-х лет: мультитабс-Беби (Феросан,
    Дания), пиковит-сироп (КРКА, Словения), пиковит-пастилки (КРКА,
    Словения),
  • для детей в возрасте 4-6 лет: гексавит, мультитабс-Юниор (Феро­
    сан, Дания), пиковит-пастилки (КРКА, Словения).
  • для детей в возрасте 7 лет: гексавит, ундевит, мультитабс- Юниор
    (Феросан, Дания), пиковит-пастилки (КРКА, Словения), олиговит (Га-
    леника, Югославия), юникап Ю (Апджон, США).

Оксана

Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания .

Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о правильном питании занимает особое внимание.

Организация питания в ДОУ включает следующие направления : материально - технические условия (обеспечение) ; кадровые условия; воспитательно - образовательная работа педагогов; творческий подход педагогов в организации питания .

Материально-технические условия в ДОУ соответствуют СанПину 2.4.1.3049-13. Раздел XIII. Требования к оборудованию пищеблока,инвентарю, посуде.

В августе 2014 году в ДОУ был проведен капитальный ремонт пищеблока : обновлена кафельная плитка (пол, стены, поставлены локтевые смесители, установлены очистительные фильтры для воды, выполнены предписания Роспотребнадзора.

На пищеблоке работают два повара. Евгенова Галина Анатольевна. Работает в ДОУ с 2010 года (IV разряд) .

Переверзева Нина Гайзеровна. Работает в ДОУ с 1993 года (IV разряд) .



Процесс организации питания в детском саду основывается на нормативных и методических документах по питанию . Основным документом является СанПиН 2.4.1.3049 – 2013. В ДОУ организовано трехразовое питание на основе примерного десятидневного меню. В детском саду имеется картотека технологических карт, утвержденная заведующим. Один экземпляр картотеки находится у старшей медицинской сестры, другой на пищеблоке. На второй завтрак дети получают соки, фрукты, кисломолочные продукты. В питании детей используется йодированная соль, проводится обязательная витаминизация третьего блюда.

Воспитанники с охотой принимают кислородные коктейли на основе сиропа шиповника и сока.



На начало учебного года в детском саду были изданы распоряжения : «Об организации питания детей » , «О создании комиссии по питанию » , «О создании бракеражной комиссии» , «О назначении ответственного за снятие и хранение суточных проб» , которые были доведены до сведения ответственным лицам за организацию питания . Разработан план мероприятий по контролю за организацией питания на 2014 – 2015 учебный год, который был утвержден заведующим. В него вошли разделы : организационная работа , работа с кадрами, работа с детьми, работа с родителями, контроль за организацией питания .

Имеется программа производственного контроля, циклограмма контроля руководителя за организацией питания . Были разработаны план оперативного контроля «Организация питания в группах » , схема контроля «Культура поведения за столом» , диагностики по проверке пищеблока, склада для хранения продуктов.

Соблюдаются требования к хранению продуктов, в наличии контейнеры, стеллажи, поддоны. Для хранения скоропортящихся продуктов в полном объеме имеется холодильное оборудование. Завхоз ведет журнал контроля температурного режима холодильников. При хранении продуктов питания соблюдается товарное соседство. Продукты питания поставляются в детский сад согласно поданных заявок. Заместитель заведующей по хозяйству ведет всю необходимую документацию по организации питания : «Журнал бракеража сырой продукции» , «Книгу складского учета» . Продукты принимаются на склад с обязательным набором сопроводительных документов : накладная, счет-фактура, сертификат качества и ветеринарная справка. При отсутствии, какого либо документа продукты на склад не принимаются. Все продукты тщательно осматриваются.

Имеется "График проверки санитарно – эпидемиологического состояния". В графике отражены основные мероприятия- СЭС групп, СЭС пищеблока, организация питания в группах . Собраны диагностические (контрольные) карты, которые заполняются согласно очередности мероприятия по графику. В график внесены ответственные члены комиссии по питанию .

Результаты контроля обсуждаются с заведующим учреждения.


Старшая медицинская сестра аккуратно ведет всю необходимую документацию, составляет меню-требование на детей ясельного и садовского возраста. В случае увеличения или уменьшения количества детей (свыше трех человек) по сравнению с утвержденными по меню данными, медсестра составляет расчет изменения потребности в продуктах питания .

Режим питания воспитанников осуществляется согласно графика выдачи пищи по рекомендованному времени СанПиНа 2.4.1.3049-13

СанПиН 1 - я 2 -я средняя старшая подготовительная

08.30 – 09.00 Завтрак 08.30 08.35 08.40 08.45 08.50

12.00 – 13.00 Обед 11.45 12.15 12.20 12.30 12.35

15.30 – 16.00 Полдник 15.30 15.35 15.40 15.45 15.50

Воспитательно - образовательная деятельность с воспитанниками ДОУ по организации питания включает : обеспечение учебно – воспитательного процесса методическими пособиями; непосредственно образовательная деятельность; организация питания (завтрак, обед, полдник) ;предметно- развивающая среда групп.

Обеспечение учебно – воспитательного процесса методическими пособиями разнообразно. Методические пособия для педагогов по организации питания в каждой возрастной группе (представлен как пример) .

Дидактические пособия (иллюстрированный материал для занятий с воспитанниками ) (представлен как пример) .

В каждой возрастной группе имеются методические пособия.

Непосредственно - образовательная деятельность включает следующие формы работы с воспитанниками : сюрпризные моменты (когда в гости приходит бабушка и приносит вкусные пирожки с капустой, но и не только пирожки).


Проигрывание сюжета русской народной сказки "Репка" (после театрализации педагоги рассказывают о пользе репки и её витаминах).



Чтение художественной литературы о полезных свойствах продуктов (классификация литературы) .


По тематическому планированию (лепка, рисование, аппликация) развитие умений, навыков в изобразительной работе. Реализация тематических общих тем по примерной программе.

Проводятся беседы с детьми о пищевой ценности продуктов, витаминах.


Организация питания (завтрак, обед, полдник) .

В детском саду создана благоприятная эмоциональная обстановка во время приема пищи. Дети обеспечены соответствующей посудой, столы и стулья соответствуют ростовым показателям, имеют маркировку в соответствии с СанПиН. Воспитатели осуществляют руководство питанием детей : следят за осанкой, поведением за столом, сообщают названия блюд, обращают внимание на вкусно приготовленную пищу, докармливают детей, осуществляют индивидуальный подход. Дети приучены пользоваться салфетками, благодарят после еды. Но вместе с тем воспитателям следует больше внимания уделять правилам пользования столовыми приборами.

1. Подготовка к приему пищи

Так что, дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!


Дежурство





Воспитатели являются примером .




Сервировка стола.




Можно использовать сервировку стола по временам года!

Воспитатели формируют у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививают простейшие навыки самообслуживания в сервировке стола.

Прием пищи осуществляется под контролем воспитателей .

Час обеда подошел, сели деточки за стол

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды :

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат



За обедом не сори,

Насорил - так убери

А с едой не играют.

За столом едят, друзья,

Баловаться здесь нельзя!

Формирования навыков самообслуживания.


Предметно - развивающая среда групп насыщенна. Имеются развивающие центры. Воспитатель организовывает сюжетно - ролевые игры : "Магазин", "Дом", "Кафе", "В гостях", "Столовая". Игровой материал разнообразен и подобран по возрасту детей.




Ведется работа по информированию родителей о здоровой пищи.



Ежегодно проводим социологические опросы. В октябре 2014 учебного года родителям была предложена анкета "Питание в семье ". Всего в анкете предложили 8 вопросов. Результаты были следующими :87%- родителей обсуждают дома вопросы правильного питания ; 83% - родителей имеют представления о пищевой ценности продуктов; 49% - родителей обращают внимание на сроки годности при покупке продукта, 17% - родителей обращают внимание на полезность и витамины содержащихся в продукте, 11% - родителей отдают предпочтение вкусовым особенностям продукта; 35% - родителей отметили предпочтения своих детей первым блюдам, 14% - предпочтения детей хлебобулочным изделиям (8% отметили предпочтение своих детей фруктам и овощам) ; 75% - родителей рассказывают своим детям о полезных свойствах и витаминах; 63% - родителей знакомятся с меню в детском саду ; 10% – родителей хотят узнать о полезных свойствах продуктов, 33% – родителей хотят узнать о примерном меню на каждый день, 39% – родителей хотят узнать о витаминах для растущего организма .

Для родителей предложили консультационный материал о рациональном питании дошкольников . Воспитатели подготовили материал для мини - сборника «Вкусно и полезно» , где представили детские рецепты : завтрака, обеда, полдника, ужина от родителей. Оформили сборник и напечатали.

Работа ведется по данному направлению! Желаю и Вам успехов!

Когда мы заводим речь о питании, то редко используем такое слово как «культура». Еще А.П. Чехов говорил о том, что кто не придает должного значения питанию, не может считаться интеллигентом и достоин всякого осуждения в «приличном обществе».

Поэтому тот кто может организовать свое питание в соответствии с потребностями своего организма, способствует сохранении и укреплению собственного здоровья.

На сегодняшний день ситуация с организацией правильно питания в детском саду, сильно осложнена с появлением на продуктовом рынке некачественных продуктов, с разными синтетическими добавками.

А частое употребление синтетических добавок приводит к пищевой аллергии, может вызвать бронхиальную астму, различные дерматиты и кишечные расстройства.

Питание детей всегда являлось предметом неустанного внимания ученых, педагогов и психологов.

При составлении меню учитывается:

  • объем детских порций;
  • химический состав продуктов.

Есть перечень продуктов, которые малышу можно давать каждый день (молоко, масло, овощи и фрукты, хлеб, сахар, мясо), а некоторые продукты - иначе. Например, творог положено давать с интервалом в два дня, яйцо - через день

Прием пищи должен быть организован в соответствующей обстановке. Побуждение малыша есть силой, применение развлечений и уговоров создает у малыша отрицательный рефлекс на употребление любого вида пищи. У каждого ребенка в детском саду имеется его собственное место за столом, и воспитатели прикладывают все усилия для комфортного ощущения ребенка во время еды. Каждая группа обеспечивается стульями в соответствии с возрастом. К посуде предъявляются требования: удобство в использовании, устойчивость, соответствие объему блюда.

Как помочь малышу привыкнуть к питанию в детском саду?

Если домашний и детсадовский режим питания не совпадают, следует вносить необходимые изменения постепенно. Дети обычно привязываются к сложившимся стереотипам. Резкое изменение в режиме питания - это основная из причин, почему малыш отказывается от еды. Чувство голода регулируется наступлением определенного времени, а по его истечении аппетит у малыша исчезает. Чтобы этого не произошло, лучше "выравнивать" режим заблаговременно (оптимальный срок - два-три месяца до поступления в детский сад), передвигая время по десять-пятнадцать минут с каждым разом. Наиболее сложно адаптироваться к питанию в саду тем детям, у которых в семье не существовало вообще никакого распорядка и режима питания. В таких обстоятельствах остается лишь создать соответствующий режим питания дома, как только малыш поступит в садик. Этот же режим питания следует поддерживать до поступления ребенка в школу.

Питание дома и в детском саду

Можно подготовить малыша к режиму питания в детском саду еще дома. Обычно режим питания в детских садах строится по такому графику: завтрак начинается с 8.30, в 12.00 - обед в яслях и в 12.15 - для групп детей, возрастом от четырех до семи лет, в 15.15 - полдник. Время ужина приходится на 19.00, поэтому ужин необходимо организовать дома. До времени отхода ко сну рекомендуется еще один легкий ужин: он может быть приготовлен на основе легкоусвояемых молочных продуктов. Однако графики питания в различных детских садах могут не совпадать, поэтому лучше согласовать график домашнего кормления с графиком конкретного детского сада, куда отправится малыш.

Если домашний и детсадовский режим питания не совпадают, следует вносить необходимые изменения постепенно. Дети обычно привязываются к сложившимся стереотипам. Резкое изменение в режиме питания - это основная из причин, почему малыш отказывается от еды. Чувство голода регулируется наступлением определенного времени, а по его истечении аппетит у малыша исчезает. Чтобы этого не произошло, лучше "выравнивать" режим заблаговременно (оптимальный срок - два-три месяца до поступления в детский сад), передвигая время по десять-пятнадцать минут с каждым разом.

Как адаптироваться к питанию в детском саду

Наиболее сложно адаптироваться к питанию в саду тем детям, у которых в семье не существовало вообще никакого распорядка и режима питания. В таких обстоятельствах остается лишь создать соответствующий режим питания дома, как только малыш поступит в садик. Этот же режим питания следует поддерживать до поступления ребенка в школу. Следите, чтобы малыш не переедал!

В детском саду объем питания рассчитывается исходя из положенных норм для возраста ребенка. В сутки дошкольнику положен объем в количестве от 1000 граммов до 1700. Объем каждого блюда также предусматривается. С 1 апреля Институтом питания было введено новое меню, в котором указывается оптимальный объем рекомендуемых блюд для ужина с учетом дневного рациона.

Случается, что родители, подозревая, что их ребенок голоден, кормят его более плотно, чем положено для желудка малыша его возраста. При таком раскладе ребенок будет реже хотеть есть, чаще будет отказываться от обеда и ужина, следовательно, в детском саду, где соблюдается норма объемов питания, ребенок может быть голоден. Малыш должен употреблять такое количество пищи, которое ему необходимо. "Создавая" ребенку очередную порцию, нужно учитывать его возраст. Тогда не будет существенных различий питания в детском саду и дома.

Кормление в интервалах между обедом и ужином должно быть постепенно исключено. К тому же, кушать принесенное из дому в детском саду запрещено. Рацион питания малыша можно составлять, исходя из примерного меню детского сада. Каждый день ребенок должен получать овощи, фрукты, соки, мясо, хлеб. Не нужно концентрироваться на определенных продуктах больше, чем на других. Если ребенок имеет собственные предпочтения относительно некоторых блюд, адаптация к новой кухне для него может протекать сложнее.

По достижении малышом полутора лет, его рацион должен быть настолько же разнообразным, как и рацион взрослого, за исключением некоторых условностей. В меню ребенка должны входить и первые блюда (борщ, суп-пюре), и вторые, запеканки, кисели, и так далее. Если это приготовляется дома, малыш естественно отнесется к ним и в детском саду.

Правила приготовления блюд в детском саду

Для приготовления блюд детского меню также существуют некоторые правила: они не должны быть слишком жирными, приготовлять их следует преимущественно на растительном и сливочном масле. Майонезы, соусы, пряности со специями должны быть ограничены. Дети привыкают к приправам и утрачивают аппетит к естественному вкусу блюд. Если в семье привыкли употреблять много приправ и соусов, малышу следует организовать отдельное питание.

Согласно «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении», принятом Правительством Российской Федерации 12 сентября 2008 г. N 666, «основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
  • взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.»

Блюда в детском саду

Детские сады обычно концентрируются в приготовлении блюд на общем меню для возраста от полутора до семи лет. Зависимость блюд от сезона проявляется лишь в том, что летом и осенью детям дают больше овощей и фруктов, а зимой и весной - больше соков и фруктов. При составлении меню учитывается:

  • набор продуктов в течении суток;
  • объем детских порций;
  • время, необходимое для приготовления;
  • возможность взаимозаменяемости продуктов;
  • нормы потерь при различных видах обработки продуктов;
  • химический состав продуктов.

Составляя дневной рацион, во-первых думают о наличии соответствующего количества белка в блюдах. Источниками белка являются мясо, рыба, молоко, яйца, бобовые, крупы, хлеб. Основная часть жиров в суточном рационе отводится жирам животного происхождения (сливочное масло, сметана). Растительные жиры (подсолнечное, кукурузное, оливковое масло) занимают от 15 до 20% в суточном меню ребенка.

Существуют рафинированные источники углеводов - сахар, мед, кондитерские изделия, представляющие незначительную полезность для малыша. Удовлетворение суточной потребности в углеводах должно происходить за счет каш, блюд измакаронов, хлебных продуктов и овощей с фруктами. В овощах и фруктах кроме содержания минералов и витаминов еще присутствуют пищевые волокна, пектины, клетчатка, благотворно влияющие на систему пищеварения. Многие фрукты, благодаря ароматическим веществам и маслам, способствуют выделению желудочного сока и усилению аппетита. Лук и чеснок также необходимы в рационе малыша. Есть перечень продуктов, которые малышу можно давать каждый день (молоко, масло, овощи и фрукты, хлеб, сахар, мясо), а некоторые продукты - иначе. Например, творог положено давать с интервалом в два дня, яйцо - через день, а рыбу - всего лишь один раз в неделю (норма - 250 граммов: это может быть рыбный суп).

Пищевые продукты запрещенные в детском саду

В приложении 5 к санитарным правилам СанПиН 2.4.1.2660-10 перечислены следующие пищевые продукты, которые не допускается использовать в питании детей в дошкольных организациях, в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений):

  • субпродукты, кроме печени, языка, сердца;
  • непотрошеная птица;
  • мясо диких животных;
  • мясо и субпродукты замороженные, со сроком годности более 6 месяцев;
  • мясо птицы замороженное;
  • мясо птицы механической обвалки и коллагенсодержащее сырье из мяса птицы;
  • мясо третьей и четвертой категории;
  • мясо с массовой долей костей, жировой и соединительной ткани свыше 20%;
  • зельцы, изделия из мясной обрези, диафрагмы; рулеты из мякоти голов, кровяные и ливерные колбасы;
  • кулинарные жиры, свиное или баранье сало, маргарин и другие гидрогенизированные жиры;
  • яйца и мясо водоплавающих птиц;
  • яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам;
  • консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток;
  • крупы, мука, сухофрукты и другие продукты, загрязненные различными примесями или зараженные амбарными вредителями;
  • любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления, а также принесенные из дома и не имеющие документов, подтверждающих их качество и безопасность (в том числе при организации праздничных мероприятий, праздновании дней рождения и т.п.);
  • кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты) и крема;
  • творог из непастеризованного молока, фляжный творог, фляжная сметана без термической обработки;
  • простокваша "самоквас";
  • грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные;
  • квас, газированные напитки;
  • молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных, а также не прошедшие первичную обработку и пастеризацию;
  • сырокопченые, полукопченые, подкопченные мясные гастрономические изделия и колбасы;
  • блюда, изготовленные из мяса, птицы, рыбы, не прошедших тепловую обработку, кроме соленой рыбы (сельдь, семга, форель);
  • бульоны, приготовленные на основе костей;
  • жареные в жире (во фритюре) пищевые продукты и изделия, чипсы;
  • уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный, белый) и другие острые (жгучие) приправы и содержащие их пищевые продукты;
  • острые соусы, кетчупы, майонез и майонезные соусы, маринованные овощи и фрукты (огурцы, томаты, сливы, яблоки) и другие продукты, консервированные с уксусом;
  • кофе натуральный;
  • ядра абрикосовой косточки, арахис;
  • молочные продукты, творожные сырки и мороженое с использованием растительных жиров;
  • кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%).
  • карамель, в том числе леденцовая;
  • первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления;
  • продукты, содержащие в своем составе синтетические ароматизаторы и красители;
  • сливочное масло жирностью ниже 72%;
  • продукты, в том числе кондитерские изделия, содержащие алкоголь;
  • консервированные продукты с использованием уксуса.

За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения статьей 6.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей; на должностных лиц – от 2000 до 3000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 2000 до 3000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 20000 до 30000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Правила приготовления пищи в детском саду

  • обработку сырых и вареных продуктов проводят на разных столах при использовании соответствующих маркированных разделочных досок и ножей;
  • на пищеблоке имеется 2 мясорубки для раздельного приготовления сырых и готовых продуктов.

Питание детей соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключается жарка блюд, а также продукты с раздражающими свойствами. С момента приготовления до отпуска первые и вторые блюда могут находиться на горячей плите не более 2 часов.

Обработка продуктов в детском саду

  • Овощи сортируют, моют и очищают. Очищенные овощи повторно промывают в проточной питьевой воде не менее 5 минут небольшими партиями, с использованием дуршлагов, сеток.
  • Не допускается предварительное замачивание овощей.
  • Очищенные картофель, корнеплоды и другие овощи, во избежание их потемнения и высушивания, допускается хранить в холодной воде не более 2 часов.
  • Овощи урожая прошлого года (капусту, репчатый лук, корнеплоды и др.) в период после 1 марта допускается использовать только после термической обработки.
  • Овощи, предназначенные для приготовления винегретов и салатов, варят в кожуре, охлаждают; очищают и нарезают вареные овощи в холодном цехе или в горячем цехе на столе для вареной продукции. Варка овощей накануне дня приготовления блюд не допускается. Отваренные для салатов овощи хранятся в холодильнике не более 6 часов.

  • Изготовление салатов и их заправка осуществляется непосредственно перед раздачей. Салаты заправляют непосредственно перед раздачей. В качестве заправки салатов используется растительное масло. Использование сметаны и майонеза для заправки салатов не допускается.
  • Фрукты, включая цитрусовые, тщательно промывают в условиях цеха первичной обработки овощей (овощного цеха), а затем вторично в условиях холодного цеха в моечных ваннах.
  • Кефир, ряженку, простоквашу и другие кисломолочные продукты порционируют в чашки непосредственно из пакетов или бутылок перед их раздачей.

Составление и контроль меню в детском саду.

Стандарты питания в садиках были разработаны в Институте питания РАМН. Этих норм придерживаются все государственные дошкольные учреждения. Объемы питания для каждой возрастной группы, а также качество продуктов, входящих в детское меню в детских садах контролируются СЭС. Кроме того, специальная комиссия периодически проверяет качество блюд, подаваемых детям.

Сейчас во многих детсадах работают специалисты по диетпитанию, которые самостоятельно могут составлять меню. Однако никаких отклонений от норм питания в детском саду быть не может. Калорийность, время между кормлениями и многие другие нюансы – все учитывается согласно нормам.

Питания в детском саду для ребенка-аллергика

Любая мама ребенка, который страдает аллергией на пищевые продукты, была бы рада не отдавать в детский сад, чтобы не рисковать его здоровьем. Но в садик ребенку ходить нужно, да и не у всех мам есть возможность сидеть дома с ребенком. Что делать родителям малыша с аллергией? В первую очередь необходимо обследовать ребенка, провести тест на аллергены. Во вторую очередь нужно сообщить о проблеме воспитателю.




Самое обсуждаемое
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?
Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее? Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее?
Печень индейки рецепт приготовления в сметане Печень индейки рецепт приготовления в сметане


top