Ушиб таза при падении лечение у пожилых. Травмы таза

Ушиб таза при падении лечение у пожилых. Травмы таза

В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Обязательные условия:

Оснащение:

Подготовка к манипуляции:

Примечание:

Выполнение манипуляции:

Завершение манипуляции:

4. Вымыть, осушить руки.

ТЕХНИКА КОНТРОЛЬНОГО ВЗВЕШИВАНИЯ

Обязательное условие: Контрольное кормление проводить в спокойной обстановке.

Оснащение: Чашечные весы, история развития ребенка ф.112, контейнер для отходов класса «В», ветошь для обработки весов, ручка.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход процедуры, получить информированное согласие.

2. Установить весы на неподвижную тумбочку.

3. Чашу весов обработать дезинфицирующим раствором, постелить пелёнку.

4. Уравновесить весы (установив гири на отметку «О») при помощи гирь противовеса при открытом затворе.

5. Закрыть затвор.

Выполнение манипуляции:

1. Положить ребёнка на чашу весов головой на широкую часть.

2. Открыть затвор, взвесить ребёнка в одежде, передвигая гири вправо.

3. Зафиксировать в Ф.112-(вес № 1).

4. Закрыть затвор. Снять ребёнка с весов.

5. Маме кормить ребёнка 20-30 минут.

6. Взвесить ребёнка в этой же одежде.

7. Вес № 2 - зафиксировать в ф.112. Разница в весе № 2 и № 1 – количество высосанного молока.

Завершение манипуляции:

1. Сравнить количество высосанного молока с возрастной нормой.

2. Обработать весы дезинфицирующим раствором, снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Примечание:

Если во время кормления ребенок помочился и оправился, пелёнку не менять, взвесить пелёнку или подгузник;

Объяснить маме, что контрольное кормление в течение суток проводиться несколько раз (не менее 3-х).

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ВАННЫ НОВОРОЖДЕННОМУ РЕБЕНКУ

В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Обязательные условия: не купать сразу после кормления; при купании обеспечить в комнате температуру 22-24 гр.

Оснащение: Детская ванночка для купания, кувшин, 2 кастрюли с кипяченой холодной и горячей водой, водный термометр, детское мыло, ветошь, флакон с 5% раствором перманганата калия, стерильное растительное масло, мешок для грязного белья, большое махровое полотенце, чистый набор для пеленания.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход и цель процедуры, получить согласие.

2. Помыть ванночку горячей водой с мылом, ополоснуть ее кипятком, поставить в устойчивое положение.

3. Положить на дно ванны пеленку, сложенную в несколько раз.

4. Наполнить ванночку водой температуры 37-38°С.

5. Набрать воду в кувшин для ополаскивания (Т 36,5 - 37,0°С).

6. Провести санитарную обработку рук.

Примечание: Определить температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду).

Выполнение манипуляции:

1. Взять ребенка так, чтобы голова и туловище пациента находилась на левом предплечье, а затем погрузить все тело ребенка до линии сосков.

2. Левой рукой поддерживать голову ребенка над поверхностью воды.

3. Помыть голову детским мылом.

4. Помыть все тело, используя ветошь (особенно тщательно промывать складки на шее, в подмышечных и паховых областях, между ягодицами).

5. Перевернуть ребенка кверху спиной.

6. Облить чистой водой из кувшина (за время купания вода для ополаскивания остывает до 34-35°С).

Завершение манипуляции:

1. Завернуть ребенка в мягкую теплую пеленку (махровое полотенце) и обсушить промокательными движениями.

2. Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом.

3. Одеть ребенка, запеленать и уложить в кроватку.

4. Вымыть, осушить руки.

(В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Первую гигиеническую ванну новорожденного ребенка выполняют через 1-2 дня после отпадения пуповинного остатка. На протяжении первых недель жизни ребенка купают в кипяченой воде. В ванну добавляют раствор калия перманганата до светло-розового цвета. Гигиеническую ванну с раствором калия перманганата рекомендуется проводить до полного заживления пупочной ранки.

В первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняются ежедневно, во втором – через день, после года – 2 раза в неделю. Температура воды в ванне должна быть 37–37,5°С, для недоношенных – 37,5–38°С. При ополаскивании ребенка используется вода с температурой на 1°С ниже. Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5–7 минут, на втором году 8–10 минут, для детей старше 2 лет 10–15 минут. Гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10–15 минут до него, за 1–1,5 часа до сна. Во время купания необходимо соблюдать меры предосторожности.

ОСНАЩЕНИЕ

2.1. Мебель медицинская: стол пеленальный; стол для проведения дезинфекционных мероприятий; кроватка детская.

2.2.ЛС: масло вазелиновое; раствор калия перманганата профильтрованный (1:10000 или 1 мл 5% раствора на 100 мл воды).

2.3.Ванночка эмалированная (пластмассовая), кувшин.

1.1. Термометры (2) для измерения температуры воды и воздуха
в комнате.

2.5. Шампунь детский (мыло детское, средство жидкое очищающее для купания), средства косметические по уходу за кожей.

2.6. Пеленки (одежда детская); подгузники одноразового применения; «рукавичка» из махровой ткани (фланели).

2.7. СИЗ: перчатки; передник.

2.8. Контейнеры: «№3», «№4» или «Физический метод».

2.9. Санитарно-гигиенические изделия: дозатор локтевой настенный с антисептиком; дозатор настенный с жидким мылом; полотенце.

2.10. Санитарно-техническое оборудование: умывальник; ведро педальное; емкость «Пеленки».

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

2.2. Обработать руки в соответствии с ТНПА.

2.3. Надеть передник, перчатки.

3.3. Провести дезинфекцию наружных поверхностей передника, стола пеленального рабочим раствором химического средства дезинфекции в соответствии с Инструкцией №2.

3.4. Вымыть ванночку щеткой с мылом. Провести дезинфекцию методом протирания (орошения) химическим средством дезинфекции, ополоснуть водой.

3.5. Снять перчатки, поместить в контейнер №4 или контейнер «Физический метод».

3.6. Обработать руки в соответствии с ТНПА.

3.1. Проинформировать мать ребенка (законного представителя)
о предстоящей манипуляции.

3.6. Подготовить необходимое оснащение. Расстелить на столе пеленальном пеленку, выложить распашонки, одежду (пеленки).

3.7. Наполнить ванночку водой на 1/2 или 1/3 объема. Вначале налить холодную, затем горячую воду небольшими порциями попеременно во избежание образования водяного пара в помещении и возможного ожога кожи.

3.8. Измерить температуру воды. Показания фиксируют, не вынимая термометр из воды.

3.9. Набрать в кувшин воду из ванночки для ополаскивания ребенка.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

3.10. Обработать руки в соответствии с ТНПА. При необходимости надеть перчатки (удлиненного образца).

3.11. Раздеть ребенка. После дефекации следует подмыть его проточной водой. Грязное белье поместить в емкость «Пеленки». Вымыть руки.

3.12. Зафиксировать ребенка рукой, охватив кистью руки его подмышечную область (4 пальца расположить в подмышечной впадине, большим пальцем охватить плечо сверху и снаружи; затылок и голова ребенка опираются на предплечье медсестры). Большим и средним пальцами другой руки охватить ножки ребенка на уровне голеностопных суставов.

3.13. Медленно погрузить ребенка в ванночку: сначала ягодицы, затем ножки и туловище. Уровень погружения в воду должен доходить до сосков. Отпустить ножки ребенка, плечо фиксировать на протяжении всего купания.

3.14. Надеть «рукавичку» на руку.

3.15. Намылить тело мягкими круговыми движениями и сразу ополоснуть намыленные участки: вначале вымыть голову (от лба к затылку, чтобы мыло не попало в глаза, а вода – в уши), шею, подмышечные области, верхние конечности, грудь, живот, нижние конечности. Особенно тщательно промыть естественные складки. В последнюю очередь обмыть половые органы и межъягодичную область.

3.16. Снять «рукавичку».

3.17. Извлечь ребенка из воды в положении лицом книзу.

3.18. Ополоснуть тело и вымыть лицо водой из кувшина (кувшин держит помощник).

3.19. Набросить на ребенка пеленку, положить его на стол пеленальный, осушить кожу осторожными промокательными движениями.

3.20. Обработать складки кожи согласно подпункту 3.21. Инструкции №5.

3.21. Новорожденному ребенку обработать пупочную ранку согласно Инструкции №6.2.

3.22. Запеленать (одеть) ребенка и уложить в кроватку.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.23. Поместить использованные пеленки и «рукавичку» в емкость «Пеленки».

3.24. Слить воду.

3.25. Провести дезинфекцию ванночки, рабочей поверхности стола пеленального, передника (после каждого ребенка) согласно Инструкции №2.

3.26. Снять передник.

3.26. Снять перчатки, поместить в контейнер №4 или контейнер «Физический метод».

3.27. Обработать руки в соответствии с ТНПА.

3.28. Сделать запись в листе назначений и медицинской карте стационарного пациента (ф. 003/у-07).

ИНСТРУКЦИЯ №12

АНТРОПОМЕТРИЯ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Измерение массы тела проводится в утренние часы до приема пищи, предпочтительно, чтобы ребенок был обнажен. Ослабленных детей рекомендуется взвешивать в одежде, вычитая из полученной величины ее вес.

Массу тела у детей до двух лет измеряют на весах для взвешивания грудных детей (электронных или чашечных), у детей старше двух лет – на электронных или рычажных медицинских весах.

Длина тела у детей до 1 года измеряется горизонтальным ростомером, у детей старшего возраста – вертикальным. В возрасте от 1 года до 3 лет вместо нижней площадки используют откидную скамейку и отсчет длины тела ведут по шкале слева.

Измерение длины тела у детей старшего возраста выполняют на вертикальном ростомере. Ребенка ставят на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался ее пятками, ягодицами, спиной и теменной областью. Руки должны быть опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в положении, при котором нижнее веко и верхний край козелка уха находятся в горизонтальной плоскости. Затем без надавливания опускается к голове подвижная планка и от ее нижнего края определяется по шкале длина тела.

Измерение окружности головы и грудной клетки проводится сантиметровой лентой. Окружность грудной клетки у детей раннего возраста определяют только в состоянии покоя, у старших – в покое,
при вдохе и выдохе. Руки должны быть свободно опущены вдоль тела. Необходимо контролировать, чтобы ребенок не поднимал плечи, не отводил руки вперед или в сторону.

ОСНАЩЕНИЕ

2.1. Мебель медицинская и оборудование: стол пеленальный (кушетка медицинская); стол для проведения дезинфекционных мероприятий; весы медицинские; ростомер (горизонтальный, вертикальный); лента сантиметровая.

Медицинская сестра

    должна приготовив теплую воду температуры 37,5 °С, ванночку детское мыло, фланелевую рукавичку, водяной термометр, кувшин с теплой водой для ополаскивания, фланелевую пеленку, флакон с концентрированной марганцовкой (5% р-р КМнО4), простынку для вытирания, чистый комплект белья

    ванночку вымыть с мылом, ополоснуть горячей водой

    налить теплую воду температуры 37.5 градусов

    добавить раствор марганцовокислого калия в воду до слабо розового цвета воды

    размешать воду

    на дно положить свернутую фланелевую пеленку

    измерить температуру воды водяным термометром;

    на правую руку надеть рукавичку, взять ребенка на руки так, чтобы головка его лежала на предплечье левой руки, а пальцами левой руки поддерживать туловище под левой рукой ребенка. Правой рукой поддерживать ребенка под коленями

    опускать в воду сначала ножки, ягодицы и затем все туловище, чтобы уровень воды доходил до середины груди ребенка;

    намылить мокрую рукавичку детским мылом;

    намылить волосистую часть головы, шею, затем туловище спереди и сзади, и, наконец, ноги;

    осторожно водой из ванны смывать мыло в той же последовательности, в какой намыливали

    вынуть ребенка из воды

    обдать теплой водой из кувшина (температура воды на 1° ниже, чем в ванне)

    завернуть ребенка в простыню

    обсушить кожу осторожными промокательными движениями

    обработать кожные складки стерильным подсолнечным маслом

    запеленать ребенка в чистое белье

Примечание : лицо водой из ванны не моют во избежание заноса инфекции; продолжительность гигиенической ванны 7-10 минут.

Методика проведения гигиенической ванны детям старшего возраста

Медицинская сестра:

    моет ванну с чистящим средством и мылом, ополаскивает горячей водой

    набирает в ванну сначала холодной воды, а затем добавляет в нее горячей, чтобы не было парообразования, доводя температуру воды до 36,5-37 градусов

    размешивает воду, контролирует температуру водяным термометром

    помогает ребенку сесть в ванну, пол голову кладет свернутое полотенце, ноги упираются в специальную деревянную подпорку

    чтобы ребенок не скользил, вода должна доходить до середины груди

    намыливает мочалку детским мылом и намыливает все тело ребенка сверху донизу.

    смывает мыло водой из кувшина или душа (температура этой воды на 1-2 градуса ниже, чем в ванне)

    заворачивает ребенка в простыни, вытирает его:

    одевает в чистое белье, чистую одежду

Примечание : продолжительность гигиенической ванны 10-15 минут, после каждого ребенка ванну необходимо тщательно вымыть и продезинфицировать

Уход за кожей, профилактика пролежней

    Медицинская сестра ежедневно утром и вечером покрывает кожные покровы полотенцем или мягкой тканью, смоченной дезинфицирующим средством (полуспиртовой раствор, одеколон, столовый уксус, камфорный спирт). Один конец полотенца смачивает дезинфицирующим средством, слегка отжимает и протирает за ушами, шею, спину, ягодичную область, переднюю часть грудной клетки, подмышечные и паховые складки, кладки на руках и ногах. Затем сухим концом полотенца протирает кожу насухо в том же порядке.

    Медицинская сестра каждые 2 часа должна менять положение ребенка в постели, осматривая места возможного образования пролежней.

    Следить, чтобы на простыне не было складок и крошек.

    Немедленно менять мокрое или загрязненное белье.

    Под крестец и копчик подкладывать резиновый круг (в чехле), а под пятки, локти, затылок - ватно-марлевые круги.

    Использование аэропадов - надувных матрасов с гофрированной поверхностью и подачей воздуха через специальные отверстия.

Примечание : появление у детей пролежней свидетельствует о неправильном, плохом уходе, низкой медицинской культуре и недобросовестном отношении медицинской сестры к своим обязанностям.

1. Оснащение:

Детская ванна для купания ребенка

Водный термометр

Махровая рукавичка или губка

Детское мыло, детский шампунь

Чистая пеленка или подставка в ванночку

Фланелевая пеленка или мягкое полотенце

Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточки, косынка или чепчик

Емкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом

Стерильные ватные шарики и стерильный пинцет в крафт-пакете или биксе

Лоток для сброса использованных шариков

Емкость для сброса использованного белья

Емкость-накопитель с дезинфицирующим раствором и чистая ветошь,

Емкость для сброса ветоши

Емкость для сброса использованной рукавички

2. Подготовка к процедуре:

1. Приготовить на пеленальном столе (предварительно обработанном дезинфицирующим раствором) простынь, комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья.
2. Вымыть ванну (предварительно обработанную дезинфицирующим раствором) горячей водой.
3. Наполнить ванну сначала холодной водой, затем горячей до необходимой температуры (36-37°С). Измерить водяным термометром температуру в ванне.
4. Наполнить кувшин водой на 1°С ниже, чем вода в ванной и поставить его рядом.
5. Постелить на дно ванной чистую пеленку или специальную подставку
6. Раздеть ребенка в кровати
7. При необходимости подмыть ребенка

3. Выполнение процедуры:

1. Осторожно погрузить ребенка в ванну, придерживая левой рукой голову и левое плечо ребенка так, чтобы вода доходила до сосковой линии.
2. Вымыть ребенка правой рукой с помощью махровой рукавички, начиная с волосистой части головы, затем вымыть шею, туловище, конечности, тщательно помыть естественные складочки. Последние обмойте половые органы и промежность.
3. Сбросьте использованную рукавичку в специальную емкость для их сбора.
4. Вынуть ребенка из ванны двумя руками таким образом, чтобы его лицо было обращено к вам, ладонями обхватить грудную клетку ребенка в области подмышечных впадин, фиксируя пальцами его спину и заднюю поверхность шеи.
5. Положить ребенка к себе на левое предплечье лицом вниз, поддерживая его за левое бедро.
6. Взять кувшин правой рукой и облить ребенка чистой водой. Вернуть кувшин на прежнее место.
7. Взять правой рукой чистую фланелевую пеленку (полотенце) и накрыть ею ребенка. Просушить кожу ребенка осторожными промокательными движениями.
8. Перенести ребенка на пеленальный стол, снять с него мокрую фланелевую пеленку и сбросить пеленку в емкость для сброса использованного белья.
9. Обработать естественные кожные складки согласно алгоритму.
10. Одеть ребенка

4. Окончание процедуры.


Гигиеническая ванна новорожденному ребенку.

Показания:


  • соблюдение гигиены тела;

  • обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;

  • формирование навыков чистоплотности;

  • закаливание ребенка.
Оснащение:

  • ванночка для купания;

  • пеленка для ванны;

  • кувшин для воды;

  • водный термометр;

  • махровая или фланелевая рукавичка;

  • детское мыло или флакон с 5% раствором перманганата калия;

  • большое махровое полотенце;

  • чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столике;

  • стерильное растительное масло

  • резиновые перчатки;

  • дезинфицирующий раствор, ветошь;

  • мешок для грязного белья.
Обязательные условия:

  • первую гигиеническую ванну проводить на 7-10 день жизни.

  • не купать сразу после кормления;

  • при купании обеспечить в комнате температуру 22-24 0 С;

  • определять температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду).

Ход манипуляции

Обоснование

Подготовка к выполнению манипуляции.

  1. Объяснить маме / родственникам цель и ход проведения процедуры.

  2. Подготовить необходимое оснащение. Если ванна новая, то вымыть ветошью, смоченной 1 % раствором хлорамина, вымыть с мылом и обдать кипятком.

  3. Вымыть руки гигиеническим методом.

  4. Ребенка лучше купать вечером перед последним кормлением. Но если ванна действует на ребенка возбуждающе, то купать необходимо утром.

  5. Купать ребенка до 6 мес нужно ежедневно, с 6 мес до 1 года – через день, с 1 года до 3 лет – 2 раза в неделю, после 3 лет – 1 раз в неделю.

  6. Первая гигиеническая ванна проводится через 2-3 дня после отпадения пуповинного остатка или на 7 – 10 день жизни. Недоношенных детей купают с конца второй недели жизни.

1.Обеспечение правильного гигиенического ухода за ребенком. Соблюдение правил асептики.

Выполнение манипуляции.

  1. Поставить ванночку в устойчивое положение. На дно положить пеленку.

  2. Заполнить детскую ванну водой температуры 37 градусов в количестве 10 литров, чередуя холодную и горячую воду. Измерить водным термометром температуру воды.

  3. Если пупочная ранка еще не зажила, то можно добавить в воду слабый раствор перманганата калия – 5%, заранее приготовленный в мензурке.

  4. Извлечь термометр.

  5. Набрать в кувшин 1 литр воды (за время купания вода остынет на 1-2 градуса – закаливающий эффект).

  6. Сбросить в ванну варежку.

  7. Раздеть ребенка и при необходимости подмыть под проточной водой.

  8. Сбросить белье в мешок для грязного белья.

  9. Крепко удерживая ребенка двумя руками, погрузить его в воду медленно до мечевидного отростка.

  10. Одеть на правую руку варежку и мыть в следующей последовательности: голову ото лба к затылку (не умывать лицо), шею, грудь, живот, спину руки, ноги.

  11. Сбросить варежку, набрать в ладошку воду из кувшина и умыть лицо ребенка.

  12. Перевернуть его лицом вниз и ополоснуть тело водой из кувшина (за время купания в кувшине вода остыла на 1-2 градуса – первый этап закаливания).

  13. Набросить сверху чистую пеленку и уложить на пеленальный столик.

  14. Осушить тело промокательными движениями.

  15. Сбросить мокрую пеленку в мешок для грязного белья.

  16. Смочить 2 ватных шарика вазелиновым маслом и обработать кожные складки в следующей последовательности: первым шариком - за ушами, шейные, подмышечные с обеих сторон, локтевые, лучезапястные; вторым шариком – подколенные, голеностопные, паховые, ягодичные.

  17. Сбросить отработанный материал в лоток с дезраствором.

  18. Если пупочная ранка не зажила, то необходимо провести её обработку. Обработать руки спиртом.

  19. Сбросить марлевый шарик в левую руку.

  20. Раздвинуть края пупочной ранки первым и вторым пальцами левой руки, осушить пупочную ранку от центра к периферии.

  21. Набрать в пипетку 1-2 капли 1% спиртового раствора бриллиантовой зелени и закапать в пупочную ранку.

  22. Подвигать края ранки, чтобы бриллиантовая зелень попала на дно.

  23. Подождать когда подсохнет и запеленать ребенка.

2. Создание комфортных условий

3.Сохранение правильного положения пеленки в ванночке

4. Профилактика ожогов у ребенка.

5. Исключение образования водяного пара в большом количестве.

6. Подготовка ребенка к процедуре.

7.Предупреждение загрязнения окружающей среды.

8. Обеспечивается максимальное расслабление мышц.

9. Исключается перегревания ребенка.


10. Предупреждение попадания воды и мыла в глаза, уши.

11. Предупреждение переохлаждения.

12. Исключение травмирования кожи.

13. Предупреждение переноса инфекции из наиболее загрязненных участков кожи на другие её поврехности.

14. Предупреждение развития опрелостей.


Завершение манипуляции.

30. Одеть ребенка и уложить в кроватку

15. Обеспечение инфекционной безопасности.

31. Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья (рукавичку обязательно прокипятить)

32. Слить воду из ванночки и сполоснуть её.

33. Обработать внутреннюю поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезинфицирующим раствором

34. Снять перчатки, вымыть и осушить руки


« Анатомо-физиологические особенности детей грудного возраста»

Введение:

Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомится с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно

Студент должен представлять:


  • основные элементы массажа и физических упражнений для детей грудного возраста;

  • как организовать режим, игры, прогулки детям периода грудного возраста;

  • основные воспитательные мероприятия детей грудного периода.
Студент должен знать:

  • характеристику периода грудного возраста;

  • анатомо-физиологические особенности органов и систем периода грудного возраста;

  • значение режима и воспитательных мероприятий в формировании навыков грудного ребенка;

  • нормальные показатели общих анализов крови и мочи.
Студент должен уметь:

  • оценивать состояние кожи, подкожной клетчатки, костно-мышечной системы;

  • измерить и оценить размер большого родничка;

  • подсчитать пульс, ЧДД измерить АД и оценить их;

  • проводить перкуссию и аускультацию легких и сердца, пальпацию живота; пальпировать лимфатические узлы;

  • ухаживать за кожей и слизистыми оболочками грудного ребенка;
- собрать мочу грудного ребенка.

I. Ознакомьтесь с планом предстоящего занятия :

1. семинар - 1час

2. практическая часть:
доклинический этап – 45 мин

самостоятельная работа по осуществлению сестринского процесса – 90 мин

3.

II . Изучите материал лекции № 3 и ответьте на вопросы для самоконтроля:


  1. Какой период жизни ребенка охватывает грудной возраст?

  2. Назовите основные особенности ребенка в этот период.

  3. Объясните частоту кожных поражений у грудного ребенка.

  4. Каковы физиологические особенности кожи в этом возрасте ?

  5. Каковы особенности ухода за кожей в связи с ее анатомическими и физиологическими особенностями?

  6. Назовите причины склеремы и склередемы.

  7. Чем отличается костная ткань у грудного ребенка?

  8. Назовите особенности черепа, позвоночника, грудной клетки.

  9. Проявление физиологического гипертонуса мышц - сгибателей, сроки исчезновения его на верхних конечностях, на нижних конечностях.

  10. Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов.

  11. Как оценить состояние большого родничка?

  12. Сколько долей, сегментов в легких грудного ребенка, относительное количество альвеол?

  13. Перечислите особенности дыхательных путей, легких, предрасполагающие к воспалительным заболеваниям.

  14. Как подсчитать ЧДД у грудного ребенка?

  15. Какова частота дыханий у грудного ребенка?

  16. Какой тип дыхания в грудном возрасте?

  17. Перечислите анатомические особенности сердца и сосудов у грудного ребенка.

  18. Как подсчитать ЧСС у грудных детей, какова частота сердечных сокращений у них в норме?

  19. Почему АД у грудного ребенка более низкое, чем у взрослых?

  20. Причины физиологического слюнотечения, сроки появления этого явления.

  21. Какова емкость желудка у новорожденного ребенка? в 3 месяца жизни? к году?

  22. Каковы особенности печени? кишечника?

  23. Понятие о микрофлоре кишечника , особенности ее состава в зависимости от вида вскармливания.

  24. Характеристика стула грудного ребенка, его регистрация.

  25. Какие особенности мочевыводящих путей способствуют застою мочи и развитию воспалительных процессов в лоханке?

  26. Количество мочеиспусканий у грудных детей.

  27. Как определить диурез у грудных детей, после года?

  28. Какова плотность мочи?

  29. Понятие о физиологических гематологических перекрестах.

  30. Особенности кроветворения в грудном возрасте, состав крови, СОЭ.

  31. Особенности работы медицинской сестры с ребенком грудного возраста.
III . Ответьте на вопросы словарного диктанта:

1. Укажите продолжительность периода грудного возраста.

2. Перечислите функции кожи, которые слабо развиты.

3. Укажите сроки формирования шейного лордоза.

4. Возраст появления первых молочных зубов.

5. Назовите формулу зубов.

6. Чему равен пульс ребенка 1 года.

7. Укажите частоту дыхательных движений ребенка 1 года.

8. Возраст закрытия большого родничка.

9. По какой формуле рассчитывают АД в грудном возрасте?

10. Характер микрофлоры при естественном вскармливании.

11.Укажите объем желудка новорожденного ребенка.

Эталоны ответов:

1. с 1 месяца до 1 года.

2. защитная и терморегуляторная.

3. 2 месяца.

4. 6-8 месяцев.

6. 110-120 ударов в минуту.

7. 30-35 в минуту.

8. 12-15 месяцев.

10. бифидумфлора и лактобактерии.

11. 30-35 мл

IV . Изучите методику объективного обследования.

План:


  1. Оценка состояния кожи и подкожно-жировой клетчатки.

  2. Оценка костной системы.

  3. Оценка мышечной системы.


  4. Оценка дыхательной системы.

  5. Оценка сердечно-сосудистой системы.

  6. Оценка пищеварительной системы.
Оценка состояния кожи проводится по следующим характеристикам: Цвет, чистота, влажность, эластичность, тургор.

  • Цвет оценивают визуально. В норме кожа бледно-розового, телесного цвета. При патологии может быть гиперемированной, цианотичной, иктеричной, бледной.

  • Чистоту определяют по наличию послеоперационных рубцов, синяков, сыпи и др. В норме кожа чистая.

  • Влажность определяют тыльной поверхностью кисти на передней поверхности грудной клетки, брюшной стенки. В норме кожа умеренной влажности .

  • Эластичность определяют на тыльной поверхности кисти ребенка. Кожу собирают в складку, отпускают и смотрят как быстро она расправляется.

  • Тургор определяют по сопротивлению мягких тканей на внутренней поверхности плеча или бедра.
Оценка подкожно-жировой клетчатки определяется в положении стоя сбоку от пупка. Необходимо собрать подкожно-жировую ткань в складку, толщина которой в норме равна 1-2 см.

Оценка костной системы:


  • Измерение большого родничка.

  • Оценка количества зубов проводится по формуле n – 4.

  • Пальпация грудной клетки.

  • Оценка формы ног.

  • Оценка состояния суставов (наличие отечности, гиперемии кожи над суставом, амплитуда движений в суставе)


Большой родничок измеряют от стороны к стороне посередине. Находят параллельные стороны родничка, каждая из них делится пополам и между серединами сторон проводится воображаемая линия, на которую укладываем пальцы рук. Толщина одного пальца равна 1 см. Таким образом, сколько пальцев укладывается от стороны к стороне посередине столько см составляет данный размер. Данные измерения можно проводить сантиметровой лентой. Полученные результаты оценивают по формуле 28-2×n.

Пальпация грудной клетки проводится на наличие рахитических четок. Укладываем пальцы на ребра по боковым поверхностям грудной клетки и проводим их по направлению к грудине. При наличии рахитических четок имеются утолщения костной ткани на границе хрящевой и костной части ребер. В норме четок нет.

Оценка формы ног. Просят ребенка стать ровно, пятки вместе, носки врозь, руки вдоль туловища. При правильной форме ног должно быть 4 точки соприкосновения: бедра, колени, икроножные мышцы, лодыжки. Также форма ног может быть О-образной, Х-образной.

Осмотр стопы на наличие плоскостопия. На стопу наносится краситель и делают отпечаток на бумаге – плантография. Форма стоп – нормальная, уплощенная, плоская, экскавированная. Нормальная стопа характеризуется умеренной высотой подошвенного свода, опорная поверхность занимает менее 1/3 подошвенного свода.

Оценка осанки на наличие сколиоза. Просят пациента стать ровно к медработнику спиной, руки вдоль туловища, пятки вместе, носки врозь. Визуально оценивают на одинаковом ли уровне находятся надплечья, нижние углы лопаток, верхние ости подвздошных костей. Затем просят пациента наклониться вперед и проводят пальцами вдоль позвоночника. Определяют есть ли искривление вправо или влево. В норме сколиоза нет.

Оценка мышечной системы проводится по двум характеристикам: сила и тонус. Для определения силы грудных детей дают им в руку игрушку и пытаются отобрать. У детей старшего возраста силу определяют динамометром, рукопожатием или следующим образом: просят пациента согнуть руку в локтевом суставе. В свою очередь медработник левой рукой упирается в плечо пациента, правой рукой обхватывает предплечье. Предлагают пациенту тянуть руку на себя и одновременно с этим свою руку тянут на себя.

Для определения тонуса у грудных детей берут ребенка за запястья и тянут на себя. Наблюдают в норме 2 фазы: 1.- руки вытянуты, 2.- ребенок сгибает руки и подтягивается к взрослому. У детей старшего возраста тонус мышц определяют так: просят пациента согнуть руки в локтевых суставах, фиксируют его руки в области запястий, производят сгибание и разгибание рук пациента (при этом пациент не напрягает мышцы рук). В норме отмечается незначительное сопротивление мышц.

Пальпация лимфатических узлов.

Группы лимфатических узлов: затылочные, подчелюстные, подъязычные, задне- и переднешейные, над- и подключичные, подмышечные, локтевые, паховые, подколенные.

В норме лимфоузлы не пальпируются. Если же они пропальпировались, то определяют следующие их характеристики: размер, болезненность, подвижность, консистенция.

Особенности пальпации подмышечных лимфоузлов: ребенок поднимает руки вверх. Медработник ставит свои руки вертикально в подмышечную область ребенка. Затем пациент опускает руки вниз и начинают пальпацию накатывающими движениями.

У здорового ребенка могут пальпироваться шейные, подчелюстные, подмышечные и паховые л/узлы: единичные, мелкие, мягкие, подвижные, безболезненные.

При оценке дыхательной системы проводят такие исследования, как подсчет числа дыхательных движений, перкуссия и аускультация легких.

Подсчет ЧДД у грудных детей проводят во время сна ребенка, поднеся мембрану фонендоскопа к носу и рту ребенка. Подсчитывают частоту по количеству вдохов. Подсчет проводится в течение минуты, т.к. у детей может наблюдаться аритмия дыхания.

ЧДД у новорожденных 40-60 в мин, В 6 мес – 35-40 в мин, В 1 год -30-35 в мин, 5 лет -25 в мин,10 лет – 20 в мин.

Сравнительная перкуссия легких . Определяют легочный звук. В норме он ясный. При патологии может встречаться притупление перкуторного звука, коробочный, тимпанический звук. Перкуссия проводится средними пальцами обеих рук. Средний палец левой руки всегда плотно прикладывают к телу пациента – это палец – плессиметр. Средним пальцем правой руки проводят два коротких удара по пальцу- плессиметру перпендикулярно последнему.

Спереди перкуссия проводится в симметричных точках последовательно:


  • Над ключицами параллельно им

  • По ключице без пальца- плессиметра

  • Под ключицами

  • Во втором межреберье.
Сзади перкуссия проводится:

  • Над лопатками (палец- плессиметр в горизонтальном положении)

  • Между лопатками (палец- плессиметр параллельно позвоночнику)

  • Под лопатками (палец-плессиметр в горизонтальном положении)
Боковые поверхности по межреберьям.

Аускультация легких проводится сравнительно в симметричных точках там же, где и перкуссия за исключением: спереди – ключица, второе межреберье. Аускультация (выслушивание) проводится фонендоскопом. Просят пациента делать глубокий вдох и выдох. При аускультации легких определяют дыхание и наличие хрипов. В норме дыхание до 3 лет – пуэрильное – слышен вдох и выдох, старше 3 лет – везикулярное – слышен только вдох. Хрипов нет.

Оценка сердечно-сосудистой системы (подсчет пульса, аускультация сердца)

Подсчет пульса у грудных детей проводят в следующих местах:


  • Сонные артерии

  • Височные артерии

  • Бедренные артерии

  • Пульсация верхушечного толчка сердца

  • Пульсация большого родничка
Частота пульса у новорожденных в норме 120-140 ударов в мин, В 6 мес – 135-140 в мин, В 1 год -110-120 в мин, В 5 лет – 100 в мин, В 10 лет – 80 в мин.

На артериях можно определить все 5 характеристик пульса, а на большом родничке и верхушке сердца только ритмичность и частоту.

Аускультация сердца проводится в 5 стандартных точках фонендоскопом:


  1. Проекция митрального клапана 5-е межреберье слева. Для выслушивания данного клапана сначала находят верхушечный толчок сердца. Правую руку укладывают слева от грудины пациента в области 5-го межреберья, большой палец при этом направлен вдоль грудины. Пальпаторно определяют точку наибольшей пульсации сердца, переставляют туда кончики пальцев, прикладывают мембрану фонендоскопа – это и есть верхушечный толчок сердца.

  2. Проекция аортального клапана – 2-е межреберье справа от грудины.

  3. Проекция клапана легочного ствола – 2-е межреберье слева от грудины

  4. Трехстворчатый клапан – нижняя треть грудины.

  5. Точка Боткина – Эрба – дополнительная для аускультации аортального клапана – 3-е межреберье слева от грудины.
При аускультации сердца выслушивают тоны, ритм и наличие шумов сердца. В норме тоны ясные, звучные, ритмичные, без шумов.

Для оценки состояния пищеварительной системы проводят поверхностную пальпацию живота, глубокую пальпацию живота и печени.

Поверхностная пальпация живота проводится в положении лежа на спине без подушки на кушетке, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища. Данное положение способствует максимальному расслаблению мышц передней брюшной стенки. При поверхностной пальпации определяют болезненность живота и напряжение мышц передней брюшной стенки. Пальпацию проводят теплыми руками в следующей последовательности:


  1. левая подвздошная область

  2. левое подреберье

  3. эпигастральная область

  4. правое подреберье

  5. правая подвздошная область

  6. мезогастральная область (околопупочная область)

  7. гипогастральная область (надлобковая область)
В норме живот мягкий безболезненный.

Глубокая пальпация живота и печени. Положение пациента при глубокой пальпации такое же как и при поверхностной. Пальпируют живот в следующей последовательности:


  1. сигмовидная кишка

  2. нисходящий отдел кишечника

  3. поперечно-ободочная кишка

  4. восходящий отдел кишечника

  5. слепая кишка

  6. желудок

  7. тонкий кишечник

  8. мочевой пузырь

  9. печень пальпируют пользуясь дыхательными движениями ребенка. Левой рукой необходимо зафиксировать край реберной дуги, правую руку уложить на переднюю брюшную стенку. Попросить пациента сделать глубокий вдох животом, затем выдох и одновременно с этим подвести руку под край реберной дуги. У детей до 3 лет тонус мышц передней брюшной стенки отсутствует, поэтому пальпируют печень не пользуясь дыхательными движениями.
В норме печень может как пальпироваться, так и не пальпироваться. Если печень пальпируется, то определяют её характеристики:

  • размер,

  • болезненность,

  • подвижность,

  • консистенция.
В норме край печени гладкий безболезненный мягкий подвижный.
Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме практического занятия № 3:

«Нервно - психическое развитие детей грудного возраста»

Введение:

Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомится с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно

Учебные цели.

По окончании изучения темы

Студент должен знать:

анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей первого года жизни;


  • закономерности нервно-психического развития детей грудного возраста;

  • правила оценки нервно-психического развития;

  • значение режима и воспитания для удовлетворения потребностей ребенка: спать, есть, двигаться, общаться.
Студент должен уметь:

  • осуществлять сестринский процесс по оценке нервно-психологического развития;

  • собрать информацию о нервно-психическом развитии ребенка;

  • определить цели и составить план сестринских вмешательств по организации режима, игр, прогулок, воспитательных мероприятий детей периода грудного возраста;

  • обеспечить выполнение мероприятий по удовлетворению потребностей: спать, двигаться, общаться.
Последовательность ваших действий:

I .

1. семинар - 1час

2. практическая часть:
доклинический этап - 45 мин.

самостоятельная работа по отработке практических манипуляций- 90 мин.

3. заключительный тестовый контроль, подведение итога занятия - 30 мин.

II . Изучите материал лекции № 4: «Нервно-психическое развитие детей грудного возраста» и дополнительно материал микролекции.

Микролекция

Нервно-психическое развитие детей грудного возраста

Показателями оценки нервно-психического развития детей грудного возраста являются:


  1. Выработка условных рефлексов / первая сигнальная система/.

  2. Развитие речи /вторая сигнальная система/.

1. Выработка условных рефлексов.

Ребенок рождается, имея врожденные безусловные рефлексы: сосательный, глотательный, чихание, мигание, акт дефекации и мочеиспускания, поисковый рефлекс, рефлекс автоматической ходьбы.

С развитием ребенка безусловные рефлексы угасают / к одному году жизни/ и под влиянием внешней среды вырабатываются условные рефлексы, т.е. формируется первая сигнальная система. Пример образования условных рефлексов: ребенок в возрасте 6-12 дней жизни дает рефлекс «на положение под грудью» - кто бы ни взял ребенка /бабушка, дедушка, мама/ в положение для кормления у ребенка появляются сосательные движения губами. В 2-3 месяца жизни - рефлекс «на положение под грудью проявляется, когда ребенка берет на руки только мать, так как в этом возрасте добавляется участие зрительного и обонятельного анализаторов, т.е. ребенок уже знает вид и запах матери.

Для образования условных рефлексов нужно воздействие внешней среды /полноценное бодрствование/ и развитие органов чувств.

Развитие двигательных навыков.

Новорожденный - Хаотичные движения конечностями, не держит голову. Спит 22 часа в

сутки, после кормления сразу засыпает.


  1. месяц - На несколько секунд фиксирует взгляд на игрушке.

  2. месяца - Держит голову. После кормления бодрствует 30 минут, рассматривает
игрушки. Улыбается, когда с ним разговаривают.

3 месяца - В положении на животе приподнимает туловище, хорошо держит голову

в таком положении. Крепко упирается ножками, согнутыми в тазобедренных суставах.

Подает рукой игрушки, подвешенные на 30см. смеется. Гулит. Комплекс оживления.

4 месяца - Переворачивается со спины на бок, определяет по звуку местоположение

игрушек, занимается висящими игрушками /ощупывает, захватывает их/. Узнает мать, радуется ей.

5 месяцев - Переворачивается со спины на живот, удерживает игрушку в руке. Ровно

стоит при поддержке под мышки. Долго гулит, различает интонацию голоса, знает мать.

6 месяцев - Переворачивается с живота на спину, передвигается по кроватке, пытается

ползать, начинает сидеть. Долго лепечет. Хорошо ест из ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.

7 месяцев - Хорошо ползает, сам садится и ложится, хорошо сидит. Отыскивает

глазами предмет, называемый мамой. Стучит, размахивается погремушкой.

8 месяцев - Встает, придерживаясь руками за барьер, переступает, держась за барьер.

Играет в «ладушки». Ест кусочек хлеба.

9. месяцев - Ходит за обе ручки по манежу. Выполняет просьбы: «дай ручку», «до

свидания». Спит 15 часов, днем 2 раза.

10. месяцев - Поднимается на невысокую поверхность и сходит с нее. По просьбе

«дай» находит и дает знакомые предметы.

11. месяцев - Стоит самостоятельно без опоры, делает первые самостоятельные шаги.

12 месяцев - Ходит самостоятельно без опоры, умеет нагибаться не приседая, понимает

названия предметов /без показа их/, понимает слово «нельзя», произносит 8-10 слов, самостоятельно берет чашку и пьет.

Режим дня - основа для правильного развития ЦНС. Основой любого режима дня является

деятельность, сон, пребывание на открытом воздухе, питание. Правильно организованный режим дня предоставлять организму необходимые паузы, обеспечивающие чередование периодов большей и меньшей активности мозга, исключает переутомление, обеспечивает гармоничность развития, спокойное и доброе настроение в течение дня.

Компоненты режима дня для детей 1 года жизни должны чередоваться в таком порядке:

Сон à Кормление à Бодрствование.

В этом случае бодрствование будет полноценным для ребенка. У детей старше 9 месяцев жизни песте кормления может быть сон, а затем бодрствование.

Продолжительность сна в сутки можно рассчитывать по формуле /для детей первого года жизни/: 22 - 1/2 х m, где m - число месяцев жизни.

Дневной сон на первом году жизни должен быть 3-4 раза:

До 5 месяцев - 4 раза,

С 5 до 10 месяцев - 3 раза,

С 10 . месяцев до 1,5 лет - 2 раза.

Новорожденный ребенок большую часть суток спит, но по мере роста длительность бодрствования увеличивается, и к 3 месяцам составляет - 1,5 часа, к году - до 3 часов.

Психическое развитие детей происходит в процессе активной деятельности . Поэтому с первых месяцев жизни важно правильно организовать бодрствование ребенка.


Для детей от 0 до 3 месяцев жизни: ласково разговаривать с ребенком, петь ему, обходить вокруг кровати. На третьем месяце жизни - поддерживать комплекс оживления. Перед кормлением выкладывать на живот.

3-6 месяцев жизни: постоянно разговаривать с ребенком, поддерживать улыбку, смех, стимулировать ползание, повороты со спины на живот, потом с живота на спину.

6-12 месяцев жизни: вызывать подражание ребенком произносимых слогов и простых слов / мама, папа, дай и т.д./. для развития понимания речи необходимо много разговаривать с ним, показывать предметы и действия. Побуждать к ползанию с 5,5-6 месяцев, вставанию - с 7,5 месяцев к ходьбе с опорой - с 6-9 месяцев, без опоры - с 11-12 месяцев.

Необходимо вырабатывать у детей элементарные навыки: держать ложку, пить из кружки уже 1-см году жизни. Для этого при введении прикорма /4,5-5 месяцев/ необходимо пищу в ложке только подносить ко рту, не сбрасывая ее в рот малышу. Ребенок должен сам снимать пищу с ложки губами. Дети должны уметь пить из кружки, которую держит взрослый уже к 6 месяцам жизни. В 6,5-7 месяцев ребенку следует давать в руку кусочек белого хлеба, сухарик, печенье /для выработки умения жевать/.

С 8-9 месяцев ребенка усаживают для кормления в специальный стульчик, который придвигают к столу с пищей.

III . Ответьте на вопросы для самоподготовки :


  1. Какова основная функция центральной нервной системы?

  2. Какую часть от массы тела составляет головной мозг у детей и взрослых?

  3. Что происходит с извилинами и бороздами головного мозга ребенка по мере его роста?

  1. Особенности строения мозговой ткани у детей 1-го года жизни?

  2. Что такое безусловные рефлексы? Какие знаете?

  3. Какие условия должны выполняться для правильного образования условных рефлексов?

  4. Какие органы чувств к моменту рождения развиты хорошо, какие хуже?

  5. Что такое первая сигнальная система?

  1. Что такое вторая сигнальная система?

  2. Когда ребенок держит голову, сидит, стоит, ходит?

  3. Как оценить нервно-психическое развитие ребенка 1-го года жизни?

  4. Назовите 8 ведущих линий развития детей 1-го года жизни.

  5. Составление части режима дня и порядок их чередования.

  6. Как создать полноценное бодрствование ребенку на 1-ом году жизни?
IV . Ответьте на вопросы графдиктанта:

  1. Первые зрелые нервные клетки появляются в 1,5 года.

  2. У детей масса головного мозга составляет 1/8-1/9.

  3. Комплекс оживления появляется в 3 месяца.

  4. Ребенок садится в 4 месяца.

  5. Ребенок начинает различать цвета в 3 года.

  6. Ребенок самостоятельно стоит в 10 месяцев.

  7. Ребенок начинает ползать в 7 месяцев.

  8. Ребенок пьет из чашки, которую держит взрослый в 8 месяцев.

  9. Берет игрушку из рук взрослого и удерживает в руке в 5 месяцев.

  10. Ребенок различает строгую и ласковую интонацию голоса в 7 месяцев.
Эталоны ответов:

1.Да,2. Да,3. Да, 4. Нет, 5. Нет, 6. Нет, 7. Да, 8. Нет,9. Да, 10. Нет.


Используемая литература:

1.Н.В. Ежова, Е.М. Русакова, Т.И. Кащеева - Минск: «Педиатрия», «Высшая школа», 1997.

2. И.Н. Усов. Справочник участкового педиатра. - Минск, Беларусь, 1991.

3. М.Я.Студеникин. Справочник педиатра. - Москва: «Эллислак», 1994.

« Физическое развитие, воспитание и закаливание детей

грудного возраста»

Введение

Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомится с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно.

Учебные цели

По окончании изучения темы студент должен знать:


  • значение физического воспитания для развития ребенка;

  • основные средства и правила закаливания;

  • виды и значение массажа;

  • закономерности нарастания массы и роста.
Студент должен уметь:

  • взвесить, измерить рост, окружность головы, грудной клетки;

  • определить физическое развитие по центильным таблицам;

  • определить ориентировочно соответствующий рост, вес, окружность головы и грудной клетки;

  • определить цели и составить схемы закаливающих мероприятий детям разного возраста;

  • оценить эффективность закаливающих процедур;

  • провести беседу с матерью о значении закаливающих мероприятий и гимнастики для укрепления здоровья ребенка.
Последовательность ваших действий:

I . Ознакомьтесь с планом предстоящего занятия:

1. семинар - 1час

2.

3.

4 заключительный тестовый контроль, подведение итога занятия - 30 мин.

II . Изучите материал лекции № 4: «Физическое развитие, воспитание и закаливание детей грудного возраста» и дополнительно материал микролекции.

Микролекция.

Принципы закаливания:


  • раннее начало, постепенность,

  • систематичность,

  • индивидуальный подход,

  • положительный эмоциональный настрой,

  • ребенок должен быть здоров.
Средства закаливания : солнце, воздух, вода.

Методы закаливания воздухом : воздушные ванны, прогулки, сон на свежем воздухе.

Методика проведения воздушных ванн . Ванны начинают с первых дней жизни. Когда ребенку меняют пеленки, раздевают, переодевают, его оставляют голеньким 1-2 минуты, с 3-х недель-4-5 минут, температура воздуха при этом 22 0 , постепенно снижают до 18-20 0 . Затем начинают сочетать воздушную ванну с массажем.

Прогулки начинают проводить со второй недели жизни. Зимой вначале гуляют по 30 минут в комнате при открытых окнах, с 3-4 недель начинают прогулки на улице. До 3-х месяцев при температуре не ниже -5 0 , старше 3-х месяцев жизни не ниже -10 0 , желательно в безветренную погоду. Летом прогулки начинают сразу после выписки из роддома в зависимости от погоды. Длительность прогулок к 1 году увеличивается до 1-1,5 ч 2-3 раза в день.

Методы закаливания водой:

Местные: умывание, местное обтирание, обливание ног;

Общие водные процедуры : полное обтирание, полное обливание, ванна, душ, купание в открытом водоеме.

Методы закаливания водой для новорожденных детей : Умывание, подмывание – это гигиенические процедуры , при температуре воды 28 0 они будут оказывать закаливающий эффект. Купают в воде 36-37 0 , ополаскивают водой на градус ниже. Пеленку, которой вытирают ребенка подогревать не нужно.

Обтирание начинают проводить с 2 месяцев жизни. Сначала необходимо подготовить кожу ребенка к этой процедуре. Для этого сухой фланелью или кусочками мягкой шерстяной ткани ежедневно утром растирают тело, руки и ноги ребенка до розового цвета. Через 1,5-2 недели переходят к обтиранию с водой. Варежкой из махровой ткани, смоченной в воде и отжатой промокательными движениями обтереть руки ребенка от кончиков пальцев до плеч. Через 3 дня – руки и грудь, еще ч/з 3 дня – руки, грудь, живот, далее спину, ягодицы, и в заключение ноги – от ступней к тазу. Температура воды – 35 0 , летом-32 0 . Через 3 для полного обтирания температура воды меньше каждые 5-6 дней на 1 0 , доведя её до 27 0 . Лучше проводить утром после подмывания, продолжительность процедуры от 2 до 5 минут.

Через полмесяца после обтирания приступают к обливанию ног (ножным ваннам). Обливают только ступни и голени, температура воды 28 0 , постепенно снижая температуру на 1 0 в неделю, доводя до 20 0 , продолжительность процедуры 20-30 секунд. С 9 месяцев проводят полное обливание: ребенка сажают в ванну и обливают из ковша в следующем порядке: спина, грудь, живот, плечи, руки. Начальная температура летом- 35, зимой-37-36. Летом снижают температуру на 1 каждые 2-3 дня, доводя до 28 0 , зимой – через 5-6 дней, доводя до 30 0 .

Общий душ -1,5 лет. Длительность - 1-2-минуты. Это самая энергичная процедура. Холодовое воздействие сочетается с массирующим действием водной струи. Температура воды как и для обливания. Делать утром, т.к. действует возбуждающе.

Все закаливающие процедуры прекращают, если ребенок заболел, при повышении возбудимости.


Методы закаливания солнцем : солнечные ванны.

Солнечные ванны рекомендуют проводить с 1 года. Перед солнечными ваннами рекомендуют воздушные ванны в течение 10-20 минут. Солнечные ванны проводят с 9 ч до 11 ч утра через 1- 1,5 ч после легкого завтрака. Начинать с 1 мин, доводя до 10 мин на каждой стороне (спина, живот). После солнечной ванны рекомендуют обливание или душ температура воды 36 0 , снижая температуру постепенно до 28 0 .

Массаж и гимнастика детям до 1 года жизни

Массаж проводят с 1,5 месяцев жизни. Гимнастику проводят со 2 месяца жизни. Их проводят ежедневно, в одно и то же время, через 40 минут после еды. Продолжительность занятий 5-12 минут. Каждое упражнение повторяют 4-6 раз.

Значение массажа для грудных детей : расширяются капилляры кожи, улучшается циркуляция крови, трофика тканей и обмен веществ, повышается мышечная сила, улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата, оказывает тонизирующее действие на нервную систему.

Приемы массажа:

поглаживание – это легкие, скользящие движения тыльной или ладонной поверхностью кисти, оказывает успокаивающее действие на нервную систему, снимает болевые ощущения, расширяет сосуды кожи;

растирание и разминание – это более сильное давление рук, оно действует не только на кожу, но и на подкожно-жировую клетчатку, мышцы, сухожилия, суставы;

поколачивание – оказывает рефлекторное влияние, улучшает питание глубоко лежащих мышц;

вибрация – для детей старше года

Виды гимнастических упражнений :

1. По характеру движений и участию в них ребенка различают а) рефлекторные; б) пассивные; в) активные.

2. по участию мышечных групп: а) рук и плечевого пояса; б) ног и стоп; в) спины; г) позвоночника; д) брюшного пресса.

С 2 -3 мес – рефлекторные упражнения, основанные на безусловных рефлексах

С 3- 4 мес – пассивные движения

Старше 4 мес – активные движения.

С 4-6 мес движения должны быть направлены на побуждение к ползанию и на развитие рук.

В 6- 10 мес: упражнения для мышц туловища, ног, костно-связочного аппарата, они подготавливают ребенка к правильному сидению, стоянию, ходьбе, предотвращает развитие плоскостопия, искривления позвоночника.

Значение гимнастики : укрепляет костно-мышечную систему, работающая мышца раздражает надкостницу, что стимулирует рост костей; усиливается кровоток, уменьшаются застойные явления в органах и тканях, улучшает обмен веществ, повышает содержание эритроцитов гемоглобина, усиливается иммунная активность крови и тканей, повышается эмоциональный тонус ребенка.

1,5-3 месяца жизни.

А\ массаж- поглаживание: рук, ног, спины, живота.

Б\ активные движения, основанные на безусловных рефлексах /рефлекторные/: упражения для стоп, разгибание позвоночника в положении на боку, выкладывание на живот.

3-4 месяца жизни.

Между мышцами сгибателями и разгибателями устанавливается равновесие - поэтому в комплекс занятий постепенно входят пассивные движения:

А\ отведение рук в стороны и скрещивание на груди;

Б\ поворот со спины на живот /за руки/;

В\ «парение» на животе.

4-6 месяцев жизни.

Движения направлены на побуждение к ползанию и на развитие рук.

А\ «скользящие шаги»;

Б\ поворот со спины на живот при поддерживании за ноги;

В\ падение в положении на спине;

Г\ сгибание и разгибание, вместе и поочередно.

6-10 месяцев жизни.

Упражнения для мышц туловища, ног, костно-связочного аппарата. Это подготавливает ребенка к правильному сидению, стоянию, ходьбе, предотвращает развитие плоскостопия, искривления позвоночника.

Прибавляется:

А\ присаживание при поддержке за обе отведенные ручки;

Б\ приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за руки;

В\ ползание.

10 месяцев - 1 год 2 месяца .

Добавить:

А\ круговые движения руками;

Б\ наклон туловища и выпрямление;

В\ присаживание самостоятельно с фиксацией ног;

Г\ приседание при поддержке за руки с кольцами.

Комната, где занимается ребенок, должна быть проветрена, температура 19-20 градусов. Летом лучше на воздухе, в тени. Стол для гимнастики твердый, байковое одеяло, клеенка, пеленка. Руки теплые. Присыпку и вазелин при общем массаже у детей раннего возраста не используют. Массажист располагается напротив ребенка.

III . Вопросы для самоподготовки.


  1. Средние показатели веса, роста, окружности головы и груди у доношенного новорожденного ребенка.

  2. Ежемесячные прибавки в весе, росте у детей на 1-ом году жизни.

  3. Формулы для ориентировочного подсчета веса, роста, окружности головы, округлости груди детям грудного возраста.

  4. Средние показатели веса и роста ребенка в 1 год.

  5. Когда вес ребенка удваивается и утраивается?

  6. На сколько сантиметров вырастает ребенок за первый год жизни?

  7. Основные принципы и методы закаливания детей грудного возраста.

  8. Какие приемы массажа вызнаете? Значение массажа для детей 1 -го года жизни.

  9. Виды гимнастических упражнений. В каком возрасте применяется какой вид? Значение гимнастики.
IV . Изучите манипуляции по сборнику алгоритмов «СД в педиатрии»: антропометрия – измерение окружности головы, грудной клетки; измерение роста, веса.

V . Выполните творческие задания:

1. Реферат на тему: «Нетрадиционные методы закаливания»

2. Составление индивидуального плана мероприятий по закаливанию ребенка от 1 мес до года (сообщение, санбюллетень, буклет).

3. Составление индивидуального плана физического развития ребенка (массаж и гимнастика) с 1 до 3 мес., с 3 до 4 мес., 4 – 6 мес., 6 – 10 мес., 10 – 14 мес. (реферат, сообщение, памятка, санбюллетень).

VI. Ответьте на вопросы графдиктанта

1. Средний вес доношенных новорожденных составляет 2500 г.


  1. Средний рост доношенных новорожденных 50-52 см.

  2. Прибавка в массе тела за 3-ий месяц жизни составляет 750г.

  3. Рост ребенка в 1 год равен 100 см.

  4. Вес ребенка 1 года жизни равен 10 кг.

  5. Прием массажа, рекомендуемый детям до 3 мес – растирание.

  6. До 3 месяцев жизни комплекс гимнастики построен на рефлекторных движениях

  7. Ежемесячная прибавка в росте в третьем квартале составляет 2,5 см.

  8. Окружность грудной клетки у детей 6 месяцев в среднем составляет 45 см.

  9. Массаж рекомендуют проводить через 40 минут после приема пищи.
Эталоны ответов:

1. Нет, 2. Да, 3. Нет, 4. Нет, 5. Да, 6. Нет, 7. Да, 8. Нет, 9. Да, 10. Да

Используемая литература:


  1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. - М.: Медицина, 1986.

  2. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. - М., 1986.

  3. Неопатология.-под редакцией В.В. Гаврюшова и К.А. Ситниковой. - Ленинград: «Медицина», 1985.

  4. К.А. Святкина. Детские болезни. - Москва: «Медицина», 1988.

  5. Дошкольник - из серии «Мир детства» - под редакцией А.Г. Храпковой. - М.: «Педагогика», 1980.

«Вскармливание детей грудного возраста».

Введение: Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомится с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно.


Учетные цели

Студент должен знать:


  • особенности процессов пищеварения у детей грудного возраста и периода молочных зубов;

  • виды вскармливания и их характеристику;

  • преимущества грудного вскармливания;

  • правила кормления грудью;

  • способы удовлетворения потребности «есть» в зависимости от вида вскармливания и возраста.

  • Виды вскармливания. Преимущества грудного вскармливания.

  • Гипогалактия, ее причины, профилактика.

  • Режимы кормления новорожденных детей периода младенчества.

  • Сроки и правила введения корригирующих добавок, прикормов.

  • Формулы для расчета разового и суточного количества пищи для детей первого года жизни.
Студент должен уметь:

  • собрать информацию о вскармливании ребенка ;

  • выявить проблемы вскармливания;

  • обеспечить выполнение мероприятий по удовлетворению потребности «есть»;

  • подготовка матери и ребенка к кормлению грудью;

  • прикладывание ребенка к груди;

  • кормление ребенка из бутылочки, из ложечки;

  • приготовление основных продуктов питания; контрольное кормление.

  • Рассчитать объем разового и суточного количества молока.

  • Составить меню для кормления грудного ребенка.
Навыки:

  • приготовление овощного пюре,

  • 5% и 10% каши, творога, киселя;

  • подогревание смеси; обработка сосок,

  • бутылочек, посуды.

  • Последовательность ваших действий:
I . Ознакомьтесь с планом предстоящего занятия:

  • 1. семинар - 1час

  • 2. практическая часть: доклинический этап - 45 мин.

  • 3. самостоятельная работа по отработке практических манипуляций- 90 мин.

  • 4 . заключительный тестовый контроль, подведение итога занятия - 30 мин.
II . Изучите материал лекции № 6, 7 « вскармливание детей грудного возраста», «Смешанное и искусственное вскармливание»

III. Ответьте на вопросы для самоконтроля


  1. Роль сбалансированного рационального вскармливания для развития здорового ребенка.

  2. Виды вскармливания. Удовлетворение потребности есть при естественном вскармливании.

  3. Понятие лактации, гипогалактации. Виды гипогалактации.

  4. Преимущества естественного вскармливания.

  5. Правила кормления грудью.

  6. Диета и режим кормящей матери.

  7. Затруднения для кормления со стороны матери и ребенка. Противопоказания для кормления грудью.

  8. Режим кормления детей 1-го года жизни.

  9. Способы расчета необходимого количества молока ребенку 1-го года жизни.

  10. Дополнительные факторы или корригирующие добавки при естественном вскармливании.

  11. Прикорм и правила его введения.

  12. Смешанное вскармливание.

  13. Удовлетворение потребности есть при смешанном вскармливании. Докорм.

  14. Сроки введения прикормов при смешанном вскармливании.

  15. Классификация молочных смесей.

  16. Удовлетворение потребности есть при искусственном вскармливании.

  17. Правила кормления из бутылочки.

  18. Проведение контрольного кормления.

  19. Обработка сосок, бутылочек, посуды.

  20. Приготовление овощного пюре, 5% и 10% каши, творога, киселя.

  21. Подогревание смеси.

  22. Проблемы при нарушении удовлетворения потребности есть.

  23. Удовлетворение потребности есть детей периода молочных зубов.
IV . Ответьте на вопросы графического диктанта : Положительный ответ - «да», отрицательный ответ - «нет»

  1. Гипогалактия - это самопроизвольное выделение грудного молока.

  2. Переходное молоко - это молозиево, выделяется с 4 дня лактации.

  3. В 4 недели ребенка кормят 6 раз в день.

  4. Длительность кормления грудью 15-20 минут.

  5. Остатки молока после кормления грудью не обязательно сцеживать.

  6. Объем питания ребенка 3 месяцев составляет 1/6 массы тела.

  7. Фруктовые пюре вводят в возрасте 4,5-5 месяцев.

  8. Прикорм вводят после кормления грудью.

  9. Первый прикорм вводят в виде 5% манной каши.

  10. Наилучшим видом вскармливания является смешанное вскармливание.

  11. В «Б» смесь входит 1 часть молока и 1 часть крупяного отвара.

  12. Докорм дают после кормления грудью.

  13. «В» смесь дают с 2-х недель до 3-х месяцев жизни.

  14. Неадаптированные смеси – это молоко и его разведения .

  15. Смеси перед кормлением подогревают до 35°С.

  16. Прикорм при искусственном вскармливании вводят по 2 недели позже.

  17. При 6 разовом кормлении ночной перерыв составляет 4 часов.

  18. Разовый объем питания ребенка 1 года жизни не более 200 мл.

Эталоны ответов к вопросам графического диктанта : 1 - нет, 2 - нет, 3 - нет, 4 - да, 5 - нет, 6 – да, 7 – нет, 8 – нет, 9 – нет, 10 – нет, 11 - да, 12 – да, 13 – да, 14 – да, 15 – нет, 16 – нет, 17 – нет, 18 – да.
V. Изучите технику выполнения манипуляций и приготовьте одно из блюд детского питания (овощное пюре, молочную кашу, творог, кисель).
Методические рекомендации для студентов по выполнению манипуляций.
Приготовление 100% сахарного сиропа

Приготовьте: 100г сахара, 50мл воды, кастрюлю, марлю.

Последовательность действий.


  1. Положите в кастрюлю 100г сахара /4 столовые ложки/ и 50мл воды.

  2. Доведите до кипения, размешивая на небольшом огне в течение 10 минут.

  3. Процедить через двойной слой марли.

  4. Долейте через двойной слой марли кипящей воды до объема 100мл.

  5. Прокипятите.

  6. Горячий сироп вылейте в стеклянную, заранее прокипяченную бутылочку.

  7. Плотно закройте бутылочку.

Приготовление 10% раствора поваренной соли

Приготовьте: кастрюлю, марлю, 15гсоли, 150мл воды.

Последовательность действий.


  1. Налейте в кастрюлю 150мл воды и положите 15г соли /3 чайные ложки/.

  2. Доведите до кипения - 5 минут.

  3. Процедите через двойной слой марли.

  4. Вылейте в стеклянную бутылочку.

  5. Плотно закройте бутылочку.
Приготовление овощного пюре

Приготовьте: кастрюлю, сито, для 100г пюре необходимо: 40г картофеля, 30г капусты, 30г моркови, 10мл молока, 2мл сахарного сиропа, 2мл раствора поваренной соли, 5гр сливочного масла или 3г растительного масла.

Последовательность действий.


  1. Овощи помойте, очистите и снова промойте.

  2. Нарежьте овощи и уложите в кастрюлю.

  3. Налейте в кастрюлю немного воды.

  4. Варите на пару овощи до готовности.

  5. Горячие овощи протрите через сито.

  6. В пюре положите масло, сахарный сироп, раствор поваренной соли, горячее кипяченое молоко и размешайте.
Приготовление 5% и 10% молочной каши

Приготовьте: кастрюлю, для 100г 5% каши необходимо: 5г крупы /1 чайную ложку/, для 10% -10г крупы /2чайные ложки/, 100мл молока, 20мл воды, 1,5мл поваренной соли, 5 мл сахарного сиропа, 3г сливочного масла. Последовательность действий.


  1. Отлейте 20мл молока в кастрюлю и добавьте 20мл воды.

  2. Разведите 5г крупы /1 чайную ложку/ в кастрюле /10г крупы - 2 чайных ложек при 10%/.

  3. Разваривайте крупу в течение 15 минут на медленном огне.

  4. Оставшееся молоко /80мл/ подогрейте до появления пара /не кипятить/.

  5. Вылейте молоко в кастрюлю, хорошо размешайте.

  6. Доведите до кипения.

  7. Добавьте раствор поваренной соли, сироп, масло.

  8. Снимите с огня кастрюлю.

  9. Остудите до t - 37°С.
Приготовление творога

1 способ

Приготовьте: кастрюлю, баночку, марлю, 300мл молока, 300мл кефира.

Последовательность действий.


  1. Смешайте молоко и кефир в соотношении 1:1 в баночке.

  2. Поставьте баночку в водяную баню и доведите до кипения.

  3. Дайте отстояться.

  4. Откиньте на марлю.
2 способ

Приготовьте: кастрюлю, баночку, марлю, 500 молока, 1 чайную ложку сметаны.

Последовательность действий.


  1. Добавьте к 500мл молока 1 чайную ложку сметаны.

  2. Поставьте в теплое место на 2 часа.

  3. Поставьте молоко в банке на водяную баню и доведите до кипения.

  4. Дайте отстояться.

  5. Откиньте на марлю.
Приготовление киселя

Приготовьте: кастрюлю, марлю, сито, 15г клюквы или черной смородины, малины, 30мл воды, 23 мл сахарного сиропа, 4г картофельной муки, 20мг аскорбиновой кислоты.

Последовательность действий.


  1. Клюкву переберите, промойте холодной водой, перенесите на сито.

  2. Обдайте кипятком, разомните толкушкой.

  3. Отожмите сок и в стеклянной посуде с закрытой крышкой поставьте на холод.

  4. Выжимки из клюквы залейте водой 90мл.

  5. Доведите до кипения, оцедите через сито.



Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top