В чем причина заикания. Найдена причина заикания

В чем причина заикания. Найдена причина заикания

Это нарушение речи, проявляющееся частым повторением или продлением слогов, звуков и слов. Также могут отмечаться нерешительность и постоянные остановки в речи, прерывающие её плавный ход. Только при явно прослеживаемых симптомах ставят диагноз заикание. Это заболевание нередко описывают как нарушение темпо-ритмической организации речи, вызванного судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заболевание может развиваться в любом возрасте, но обычно появляется у детей в возрасте от 2 до 6 лет, при формировании навыков речи. Девочки в три раза реже страдают патологией, чем мальчики. Это связывают с тем, что мужской пол эмоционально куда менее устойчив. Иногда у подростков в 15-17 лет отмечаются случаи повторного заикания, обычно это сопряжено с появлением неврозов.

Разновидности/классификация болезни

Формально выделяют такие типы заикания как клонические, тонические и смешанные . Эти судороги по тому, где они образуются, делят на голосовые, дыхательные, артикуляционные и смешанные .

При тонических судорогах отмечается долгое спазматическое сокращение мышц или короткое толчкообразное, например: «м-м-м-ашина». При клоническом типе нарушения формируется равномерное, не столь выраженное повторение одних и тех же судорожных движений: "ма------шина".

Существует и другая классификация болезни, в которой выделяют 3 формы нарушения дыхания с судорожным:

Вдохом (инспираторная );
выдохом (экспираторная );
вдохом и выдохом (респираторная ).

Судороги в артикуляционном аппарате делят на язычные, губные и мягкого неба. Как правило, сильнее всего они сказываются при выговаривании определенных согласных звуков - п, к, б, г, д, т.

Различают 3 степени заболевания:

Легкая – заикание появляется только при желании быстро что-то сказать и в возбужденном состоянии. При этом заболевание легко лечится и у больных не отмечается психологической травмы;
Средняя – выраженное заикание проявляется при эмоционально-возбужденном состоянии, в спокойной обстановке заикающиеся говорят легко и почти не заикаются;
Тяжелая – речь постоянно затягивается и прерывается.

При произнесении звуков у ребенка наблюдаются грамматические и фонематические расстройства. Их распространенность у дошкольников равна 66,7%, у школьников старших классов эта цифра снижается до 13,1%.

Выделяют следующие виды течения заикания:

волнообразный – заикание то усиливается, то ослабевает, но полностью не пропадает;
постоянный - дефект речи прослеживается постоянно;
рецидивирующий - заикание после долгого исчезновения появляется вновь.

Выделяют неврозоподобное (органическое) и невротическое (логоневроз) заикание. При первой форме дефекта происходит выраженное неврологическое нарушение, а именно расстройство артикуляции и моторики, параллельно отмечаются другие заболевания связанные с нарушением речи. Вместе с тем возможно появление невротических реакций. Ребенок с неврозоподобным заиканием начинает говорить позже, чем сверстники, возможны нарушения в работе головного мозга.

Логоневроз – заикание, приобретенное по причине психической травмы. Психологическое потрясение свойственно легко внушаемым людям с нестабильной психикой и детям, у которых она до конца не сформирована. Притом работа мозга не нарушена и на ЭЭГ изменений практически не отмечается. Зачастую у взрослых в спокойной обстановке не наблюдается изменений в речи, а в результате стресса (неожиданный вопрос, публичное выступление) у них не получается ничего сказать из-за сильных речевых судорог.

Симптомы и признаки

Многочисленные симптомы заикания могут проявляться в виде нарушения:

1. Голоса. При желании что-либо сказать происходит судорогоподобное замыкание складок гортани, что затрудняет образование звука. Заикающиеся стремятся произносить гласные звуки твердо, поскольку не могут выговаривать их плавно. Признаки патологии обычно при шепоте и пении смягчаются или полностью пропадают.

2. Дыхания. Происходит большая трата воздуха на вдохе и выдохе при заикании, что связано с нарушением сопротивления в зоне артикуляции. Укороченный выдох прослеживается как во время речи, так и в состоянии покоя.

3. Психики. С появлением заикания неминуемы определенные психические расстройства. Как правило, появляется страх перед произношением некоторых слогов. В своей речи заикающиеся специально избегают многих слов, стараясь подыскать им замену. В период обострений может разиться немота. У человека появляется чувство неполноценности.

4. Сопутствующих движений. Некоторые движения, производимые пациентом во время речи, не являются необходимыми, но, в то же время, производятся осознано. При приступе заикания человек пожимает плечами, притопывает, качает головой, сжимает кулак, то есть осуществляет судорожные движения.

5. Артикуляции. При заикании иногда отмечаются некоторые соматические нарушения: гипертрофия носовой перегородки, высокий свод неба и т.д.

Краткие интересные данные
- Бернардино де Саагун в 1576, базирующегося на знаниях ацтеков, предположил, что заикание у детей появляется в результате длительного сосания молока у матерей, соответственно лечение заключалось в отнимании крохи от груди.
- Имеется информация, что в древние века заикались персидский царь Бат, философ Демосфен, египетские фараоны, пророк Моисей, римский поэт Вергилий.
- Как правило, заикание с возрастом исчезает, по статистике лишь 3 % взрослых заикается.
- Армия и высокая степень заикания несовместимы, иные же формы болезни не являются препятствием для службы.


Клиническая характеристика развития заболевания имеет 4 фазы. При первой из них отмечаются незначительные моменты заикания, уменьшаются промежутки размеренной плавной речи. При этом сложности обычно появляются в начале предложения, труднее всего выговорить краткие части речи, давление со стороны усиливает дефекты общения. Детское заикание в этой фазе проходит без психологической нагрузки, то есть ребенок не обращает внимания на трудности произношения и не смущается при разговоре, страх и беспокойство отсутствуют. Вызвать патологию может краткосрочная эмоциональная вспышка.

Во второй фазе заболевания появляются сопутствующие движения и проблемы в общении. Увеличивается количество ситуаций, затруднительных в плане коммуникации. Сложности с произнесением развиваются обычно во время быстрой речи и в многосложных словах. Заикание принимает хроническое течение. Дети осознают дисфункцию речи, но тем не менее говорят свободно при любых обстоятельствах.

В третьей фазе происходит закрепление судорожного синдрома, что совершенно не отражается на объеме общения и абсолютно не вызывает страха и неловкости. Желания лечить патологию обычно не возникает. В конце периода осознается трудность коммуникации, и возникают попытки заменить сложные слова простыми.

В четвертой фазе заикание становится выраженной психологической проблемой. Заикающемуся сложно произнести определенные звуки, он уклоняется от ответов на вопросы, появляются страх речи и антиципация. Речевые судороги могут продолжаться от 0,2 до 90 секунд.

Возникновение заикания у ребенка обычно начинается с таких симптомов:

Малыш отказывается говорить или внезапно замолкает;
в начале фразы он повторяет первые слоги или полностью слова;
перед некоторыми словами ребенок ставит лишние звуки;
трудности перед началом речи;
вынужденные остановки в середине слова, фразы.

Осложнения

При заикании очень часто развиваются осложнения психологического характера. Человек избегает общения, становится замкнутым, появляются мнительность, чувство неполноценности и ущемленности. Эти проявления могут привести к сложностям в семье, учебе и работе.

Проблема заикания также связана с сопутствующими вегетативными нарушениями, такими, как вегетативная дистония, экстрапирамидальные патологии, повышенное внутричерепное давление, мидроз (расширение зрачков).

Врачи также отмечают физические особенности: стволовые дисфункции, нарушения осанки, слабость вестибулярного аппарата, плоскостопие, вегетососудистая дистония, кривошея и остеохондроз.

Причины болезни

Причины, вызывающие заикание делят на предрасполагающие и производящие механизмы.

Предрасполагающие факторы:

К неблагоприятным условиям относят физическую обессиленность, дефицит развития мимико-артикуляторных движений и моторики, нехватка положительных эмоциональных контактов с окружающими, возрастные изменения работы мозга (чаще происходят к 5 годам), повышенная реактивность, психическая ущемленность, ускоренное развитие речи.

Диагностика

В первую очередь для постановки диагноза должны присутствовать:

Нарушение ритмичности речи (повторение слогов, обрывки слов, растягивание звуков);
сложности и задержка в начале речи;
побочные движения (тик, гримасы).

Если заболевание продолжается более трех месяцев, может понадобиться дополнительная диагностика: консультация логопеда и невролога, ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга.

Лечение

Ранняя диагностика способствует проведению более эффективного лечения заикания. В наше время коррекция заболевания заключается в использовании психотерапевтических приемов. Логопед, применяя логопедические занятия и упражнения по коррекции заикания, помогает избавиться от нарушений речи. Преодоление стеснения и замкнутости происходит при помощи групповых занятий, в игровой форме проводится логопедическая ритмика и психотерапия. Лечение должно проводиться и в семье. Родителям советуют говорить спокойно, не перебивать и не подгонять говорящего малыша, хвалить его за успехи, не критиковать и не кричать на ребенка.

Устранение заикания состоит в монотонности и распевности всего разговора. Для личной терапии подходят аутогенные тренировки и десенсибилизация. Лекарство от заикания до сих пор не создано, зачастую назначают успокоительные таблетки, помогающие справится с тревогой и стрессом. При органических поражениях ЦНС врач может прописать транквилизаторы, спазмолитики, курс дегидратации. Иногда положительного результата получается добиться после назначения нескольких курсов пантогама. Помимо этого, комплексная терапия заикания включает физиотерапию, логопедический и общий массаж.

Гимнастика при заикании основана на применении дыхательных упражнений. При этом речевое дыхание нормализуется, происходит правильное соотношение вдоха и выдоха, темп и ритм становятся естественными и непрерывными. Эта методика имеет поэтапное действие: сначала занятия акцентируются на отдельных звуках, после - на словах, затем - на небольшой фразе. Дыхательные упражнения проводят сидя, лежа, стоя и во время движения.

Разработаны многочисленные методики занятий с заикающимися людьми, например Власовой или Арутюнян, все они должны назначаться индивидуально.

При логоневрозе может быть эффективен гипноз . Во время процедуры специалист помогает укрепить уверенность, повысить самооценку, убрать барьеры, мешающие верному произношению слов.

Профилактика

Профилактика заикания заключается в поддержании общего здоровья и организации речевого развития. Следует беречь психику от перегрузок и возможного испуга. Развитие ребенка должно состоять из расширения кругозора, обучения правильной речи, информацию крохе нужно доносить дозировано и неспешно. Заикающимся маме или папе советуют пройти курс лечебно-коррекционных занятий для устранения нарушения речи.

Народные методы лечения

Вылечить заикание в домашних условиях без помощи специалистов практически невозможно. Но некоторые народные методы помогают избавиться от чрезмерного психического перенапряжения, страха. В этом случае помогает ароматерапия, нужно капнуть несколько капель масла на носовой платок и вдыхать аромат в течение дня. Седативный эффект имеют масло базилика, чабреца, розы, сандала, розмарина, бергамота, лаванды и сосны. Их можно добавлять в воду при принятии ванны.

Успокаивающим действием обладает мед, желательно каждый день съедать его по ложке до еды. В чай можно добавлять корень валерианы, пустырник.

Проблема, от которой страдали Уинстон Черчилль и Мэрилин Монро, вот-вот разрешится. Речь идет о заикании. После долгих стараний ученые изучили механизм этого речевого дефекта и нашли еще одну причину заикания. Они выяснили, что патология связана с ограничением притока крови к лобной доле головного мозга. Это значит, что вскоре появятся новые методы .

Новое исследование ученых из Детской больницы в Лос-Анджелесе основывается популярной научной работе доктора Питерсона из Института Эволюции Разума.

Мозг взрослых и детей, которые заикаются

Команда ученых использовала протонную магнитно-резонансную спектроскопию, чтобы изучить мозг взрослых и детей, которые заикаются. Они были сосредоточены на речевом центре, также известном, как зона Брока, и обнаружили, что активность потока крови была неразрывно связана с речью. Этот факт позволил ученым предположить, что чем больше аномалия кровотока в нервной «языковой петле», которая соединяет лобную и височную доли мозга, тем больше нарушение речи .

Логопед

Если есть подозрение на дефекты речи у ребенка, его нужно показать опытному логопеду. Вполне возможно, что это запинки не судорожного характера, а они с возрастом проходят. Но такой ребёнок нуждается в повышенном внимании взрослых: разговаривать с ребенком нужно всегда спокойно, негромко, также необходимо выработать чёткий режим дня с обязательным дневным сном и прогулками. Перед сном -только спокойные игры и чтение. Никогда не нужно спешить ставить диагноз «заикание» и тем более произносить это слово при ребенке.

Руководитель эксперимента доктор Брэдли Петерсон утверждает, что результаты исследования открывают новые пути к лечению заикания у детей и взрослых.

До сих пор считалось, что эта физиологическая патология имеет преимущественно генетический характер (

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Что такое заикание?

Заикание – это расстройство речи, для которого характерно повторение или пролонгация (удлинение) отдельных звуков, слогов или слов. Результатом этого является нарушение плавности и ритма речи. Одновременно с этим заикание сопровождается расстройствами дыхания, изменениями в высоте и тембре звука. Синонимом заикания является термин логоневроз.

Причины заикания

Заикание или логоневроз относится к нарушению ритмической организации речи, в развитии которого участвуют несколько факторов. В первую очередь – это слабость нервной системы, многочисленные психологические и даже психические проблемы, а также хронические вялотекущие патологии.

Функция речи

Для того чтобы понять причину заикания, важно знать, что речь является результатом взаимодействия одновременно нескольких систем. Функция речи реализуется благодаря слаженной работе двух мозговых центров - Вернике и Брока. Центр Вернике – это слуховой, ассоциативный центр, который анализирует воспринимаемую речь и принимает решение, что далее говорить. Центр Брока – это моторный, голосовой центр, который отвечает за работу мышц речевого аппарата. Только синхронная работа этих двух центров обеспечивает плавную и ритмичную речь. Когда работа одного из этих центров нарушается, происходят разрывы речевого круга. Данные разрывы объясняются неодинаковой скоростью работы вышеперечисленных речевых центров.

Механизм развития заикания

В основе заикания лежит судорожное состояние мышц речевого аппарата. Возникает данное состояние в результате нарушения нервных процессов. Вследствие этого в различных отделах головного мозга прерывается передача нервных импульсов. Когда в зону вовлекается участок мозга, отвечающий за произведение речи, то возникают судороги в различных отделах речевого аппарата. Так, судороги могут развиваться в мышцах гортани, глотки, языка и неба. Результатом этих судорог является асинхронное срабатывание компонентов речи - одни срабатывают раньше, другие позже. Голосовые связки начинают плотно смыкаться и также размыкаться, темп и плавность речи нарушается. Слоги или звуки начинают повторяться, произносится удлиненно и шепотом, например, «ппп-поле», «ммма-ааа-шина» и так далее. Примечательно то, что нервные импульсы, возникающие при перевозбуждении, по своей частоте близки к согласным. Именно поэтому заикание, как правило, выпадает на согласные звуки и гораздо реже на гласные. В основе этого механизма лежат несколько причин.

Причинами развития заикания являются:

  • наследственная предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы в родовом периоде и после него;
  • инфекции нервной системы;
  • повышенная судорожная активность;
  • лабильность (неустойчивость) нервной системы.
Каждая из этих причин отражает определенную теорию. Однако, ни одна из данных теорий не получила широкого признания. Так, не у всех детей можно проследить наследственную предрасположенность. Травмы и инфекции нервной системы также могут служить фактором риска заикания, но у некоторых детей с заиканием никаких патологий выявить не удается. У взрослых нередко удается проследить связь между черепно-мозговой травмой и заиканием. Большинство специалистов предполагает, что в той или иной мере причиной заикания являются дефекты нервной системы. Данные дефекты формируются как вследствие перенесенных травм и инфекций, так и вследствие других факторов. В свою очередь, они приводят к тому, что в моторном речевом центре Брока возникает судорожная активность, которая провоцирует приступы сокращения мышц речевого аппарата.

Не менее важную роль в возникновении заикания играют стрессовые ситуации в жизни ребенка. К таковым относятся конфликты в семье, поход в школу, тяжелые длительные соматические (телесные) заболевания. В данном случае эти события выступают не как причины заикания, а как стрессовые факторы. Под их воздействием происходит декомпенсация тех аномалий в нервной системе, которые и лежат в основе заикания. Исходя из этого, нельзя утверждать (как предполагают многие), что заикание является следствием сильного испуга или эмоциональной нагрузки. Испуг, стресс или напряжение лишь является лишь толчком для запуска основного механизма, лежащего в основе заикания.

Формы заикания

Заикание может классифицироваться по характеру его проявления или же по причине возникновения. По характеру проявления выделяют тоническую форму заикания и клоническую. При тонической форме заикания происходит пролонгация, то есть растягивание звуков или слогов. Клоническая форма логоневроза характеризуется повторением звуков, слогов или слов. Также может наблюдаться смешанная форма заикания, при которой отмечается и пролонгация (растягивание), и повторение слогов и звуков.
По причине появления условно выделяют невротическую и неврозоподобную форму.

Невротическая форма заикания

Эта форма заикания характерна для детей от 2 до 6 лет. Как правило, ее появлению предшествует сильный испуг, стресс, эмоциональное напряжение. Основной характеристикой этой формы заикания является взаимосвязь с эмоциональным напряжением. Заикание появляется или резко усиливается, когда ребенок начинает нервничать, переживать или волноваться. В момент отсутствия стресса логоневроз может полностью исчезать. Течение заболевания рецидивирующее, то есть с периодическими обострениями.

У детей с невротической формой заикания редко удается выявить в анамнезе какие-либо патологии или черепно-мозговые травмы. Психическое развитие без особенностей, речь также развивается вовремя. Нередко у таких детей и вовсе наблюдается ранее развитие речи. Дети рано и быстро начинают говорить. Темп речи становится очень быстрым, дети часто говорят взахлеб. При этом они глотают некоторые слова и окончания. Часто дети отличаются своей робостью и повышенной впечатлительностью. Эмоциональный фон характеризуется повышенной тревожностью , нетерпеливостью, обидчивостью. Также дети нередко чрезмерно плаксивы.
Заикание появляется внезапно, на фоне хорошо развитой речи. Часто стрессовым фактором может выступать поход в школу, сложная адаптация в детском саду. Невротическое заикание редко развивается само по себе. Как правило, ему сопутствуют другие симптомы невротического уровня.

К симптомам, которые развиваются одновременно с заиканием, относятся:

  • различные страхи – страх темноты, высоты, животных;
  • энурез (недержание мочи) – чаще всего ночной, но бывает и дневной;
  • импульсивное поведение.
Если психогенный фактор был очень сильный, то изначально может развиваться мутизм. При этом ребенок полностью прекращает говорить на некоторое время. Когда страх проходит, появляется речь, а вместе с ней и заикание. По мере того как заикание прогрессирует дети становятся раздражительными, капризными, плохо спят. Резкое изменение поведения наблюдается у детей с невротическим заиканием к 10 – 12 годам. К этому моменту дети взрослеют и начинают глубже осознавать свой дефект. Они закрываются в себе, становятся замкнутыми. Дети начинают стесняться говорить, знакомиться. К заиканию прибавляется боязнь речевого общения с обсессивным (навязчивым) ожиданием речевой неудачи. Данный феномен называется логофобией.


Со временем формируется порочный круг - страх заговорить формирует отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, усиливают заикание.

В отличие от других заболеваний, которые с возрастом могут проходить, логофобия только усиливается. Подростки, а потом уже и взрослые люди уходят в себя, становятся замкнутыми и даже мысль о предстоящем общении наводит на них панику.
При злокачественном течении логоневроза у детей развиваются различные страхи (фобии), панические атаки , тревожные расстройства. Чаще всего логоневроз ассоциируется с агорафобией (страхом общественных мест).

Неврозоподобное заикание

Неврозоподобное заикание характерно для детей 3 – 4 лет. Чаще всего его развитию не предшествуют психотравмирующие ситуации. Однако в анамнезе (истории болезни) у таких детей присутствуют травмы, тяжелая перинатальная патология, асфиксия в родах . Нейропсихическое развитие, включая речь, как правило, отстает. Дети поздно начинают сидеть ходить, говорить. Часто присутствует церебрастенический синдром, для которого характерно повышенная утомляемость и истощаемость, вспыльчивость. Отмечается задержка речевого развития - первые слова после 2-х лет, первые фразы после 3-х. Одновременно выявляются трудности в произношении звуков, перестановка в словах звуков и слогов, медленное накопление словарного запаса. В период формирования фразовой речи (соответствует 3 – 4 годам) появляется заикание.

Сначала заикание протекает волнообразно, без остановок и запинок. При этом оно не связано с внешними ситуационными факторами. Спустя 5 – 6 месяцев после начала заболевания речь засоряется и обрастает «эмболофразиями». Эмболофразия – это появление в разговоре не имеющих отношения к смыслу фразы звуков или слов, например, «э», «ну», «это». Одновременно выявляется патология речевой артикуляции и моторики в целом. Часто неврозоподобная форма заикания протекает совместно с дизартрией (трудностями в произношении вследствие нарушения иннервации речевого аппарата).

Признаки заикания

Основными проявлениями заикания являются прерывания в речи, вследствие чего речь теряет свою ритмичность. Прерывания могут проявляться в виде растягиваний звуков либо в виде их повторов. Как правило, изолировано логоневроз не протекает. Часто заболеванию сопутствуют фобические, тревожные или депрессивные расстройства. Заикание в 99 процентах случаях развивается в детском возрасте или в подростковый период. При своевременном и комплексном лечении заикание проходит. Злокачественные формы заикания, вовремя не вылеченные, остаются и сопровождают человека и во взрослой жизни.

Заикание у детей

Развитие логоневроза всегда приходится на период детства. Как уже было сказано выше, логоневрозу часто сопутствуют и другие расстройства. Во время речи ребенок выглядит напряженным, расстроенным. В разговоре помимо основных симптомов наблюдаются неожиданные подъемы громкости голоса.

Симптомами заикания у детей являются:

  • повторение звуков, слогов;
  • растягивание звуков и слогов;
  • паузы (блоки) молчания.
Речь ребенка теряет свою плавность и ритмичность. Чем сильнее ребенок нервничает и пытается преодолеть барьер, тем выраженнее проявляется заикание. Мышцы лица напрягаются, также нередко наблюдается напряжение в мышцах конечностей.

Во время разговора обращают на себя внимание нарушения в мимической и артикуляционной моторике. Также выявляются расстройства координации движений рук и ног, динамический праксис. При логопедическом обследовании строение речевого аппарата в норме, но, в то же время, артикуляционные движения характеризуются своей ограниченностью и скованностью. Речь также монотонная и однообразная.

К сопутствующим симптомам заикания относятся:

  • тревога;
  • беспокойство;
  • моторные или вокальные тики;
  • напряжение мышц лица.
Ребенок начинает проявлять избегающее поведение - он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться или где просто собирается большое количество людей. Поведение отличается импульсивностью, а эмоциональный фон - лабильностью.

Заикание у взрослых

Заикание у взрослых всегда является следствием невылеченного заикания в детстве. Протекает оно гораздо сложнее, часто на фоне фобического расстройства. Чаще всего развиваются панические атаки, сопровождающиеся повышенной тревогой, сильным сердцебиением , ощущением удушья . Также характерна агорафобия, при которой приступы паники развиваются в момент выхода человека в общественное место. Более чем у половины взрослых с заиканием регистрируются тонико-клонические судороги во всех отделах речевого аппарата. Заикание у взрослых сопровождается разнообразными и хаотичными движениями рук, кивками, притопыванием, покачиванием туловища.

Отдельную значимость приобретает поведение больного. Заикание отходит на второй план, а на первый выступает замкнутость, скованность, необщительность. У одной трети пациентов развивается депрессивное расстройство. Депрессия , как правило, проявляется различными соматическими симптомами («маскированная депрессия» или «депрессия без депрессии»). В качестве соматизированных депрессивных симптомов выступают боли в животе , боли в области сердца , кашель и так далее.

Лечение заикания

Лечение заикания всегда должно быть комплексным. При этом специфического лечения против заикания не существует. Лечится то заболевание, которое лежит в основе логоневроза. Если речь идет о ребенке, то чаще всего это сопутствующее лечение невротического расстройства. С этой целью назначаются противотревожные, седативные (успокоительные) средства, ноотропы . Поскольку у 20 – 30 процентов детей с заиканием выявляются изменения на уровне электроэнцефалограммы , то целесообразно также назначение противосудорожных препаратов из группы вальпроевой кислоты или карбамазепина .

Лекарства, применяемые для лечения заикания

Заикание – это расстройство речи с преимущественно нарушением ее коммуникативной деятельности.
Внешне заикание проявляется непроизвольными остановками в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях звуков и слогов.

Что же такое заикание по нашим современным научным понятиям?

1. Заикание – это нарушение темпа ритмической организации речи, обусловленная судорожным сокращением мышц речевого аппарата.

2. Заикание заключается в неправильном, временном, более или менее трудно преодолеваемом запинании или приостановке в речи и сопровождается следующими явлениями:

— заики чувствуют при каждой попытке говорить сильное стеснение в груди;

— гортань как бы затянута, дыхание приостанавливается, так что они с трудом могут произнести то, что желают. В таких случаях заикающийся употребляет все силы для устранения этого препятствия. Чтобы воспроизвести слова, которые желает говорящий, органы речи приходят в сильное судорожное состояние, язык прижимается к твердому небу, губы крепко сжимаются, слова выталкиваются с большим трудом и резким ударением.

Причины заикания

1. Предрасполагающие (дают почву для возникновения заикания)

  • Невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные заболевания родителей).
  • Невропатические особенности самого заикающегося (повышенная раздражительность, страхи).
  • Конституциальная предрасположенность (состояние в.н.д., подверженность вегетативной функции).
  • Наследственная отягощенность (ослабленность речевого аппарата может передаваться по наследству).
  • Возраст (заикание – детская болезнь, половина заикающихся приобретают свою болезнь между двух и пяти годами жизни, около 9/10 заболевает раньше десятилетнего возраста).
  • Пол (у женщин почти в три раза слабее выражена наклонность к заболеванию, чем у мужчин).
  • Поражение головного мозга в разные периоды жизни (постинфекционные, черепно-мозговые травмы).
  • Неблагоприятные условия (физическая ослабленность детей, скрытая психическая ущемленность ребенка; недостаточность положительных эмоциональных контактов между близким человеком и ребенком; недостаточность развития артикуляционной моторики, чувство ритма и мимико-артикуляторных движений).
  • Географические и этнографические причины (наименьшую наклонность к заболеванию имеют племена, язык которых сохранил наиболее первобытных элементов).
  • 2. Производящие причины (случайные, являются толчком)

  • Заболевания, оказывающие с последствием на нервную систему, травмы, истощение или переутомление нервной системы.
  • звукопроизносительного аппарата (дислалия, дизартрия).
  • Б) социальные или психические

    • Кратковременная травма в виде испуга. Именно испуг занимает первое место в ряду случайных причин, служит толчком к развитию заикания (67,5%).
    • Длительная психическая травма (неблагоприятные отношения в семье).
    • Острая психическая травма (ребенок получил стресс от увиденного).
    • Неправильное формирование речи (быстрая, нервная речь родителей, скороговорение, речь на вдохе).
    • Раннее развитие речи (перегрузка речевого материала, несоответствующая возрасту).
    • Подражание речи заикающих.
    • Одновременное освоение двух языков в раннем возрасте.
    • ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ

      Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери. И. А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов. Г. Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал вредным как суровое, так и заласканное воспитание.

      Зарубежные исследователи в числе причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию организма вследствие инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910); косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс, 1931).

      Таким образом в этиологии заикания отмечается совокупность экзогенных и эндогенных факторов (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, Н. А. Власова, Н. И. Красногорский, Н. П. Тяпугин, М. Зееман и др.).

      В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

      К предрасполагающим причинам относятся следующие:

      невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы); невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность); конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам); наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака). При этом необходимо обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды; поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные - инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

      Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

      К неблагоприятным условиям относятся:

      физическая ослабленность детей; возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется: функциональная асимметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более выраженную неустойчивость их нервной системы; ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер; скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием среды и степенью его осознания; недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием; недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

      При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

      В группе производящих причин выделяются анатомо-физиологические, психические и социальные.

      Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалитическими последствиями; травмы - внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани; совершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.

      Психические и социальные причины: кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх); длительно действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание «примерного» ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций; острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости; неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке; подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции: пассивная - ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная - он копирует речь заикающегося; переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания; неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика - может служить толчком для появления заикания.

      Физиология заикания и речевые центры головного мозга

    1. Заикание
    2. Физиология заикания

    Речь человека является сложным процессом, в котором помимо непосредственно речевого аппарата задействована дыхательная и нервная система. Вы должны понимать, что спазмы речевых мышц являются только следствием нарушения всей системы речевого аппарата, причина которого кроется в отделах головного мозга, отвечающих за формирование речи. Прежде чем мы подробно рассмотрим механизм формирования нарушения речи в соответствующих отделах головного мозга, необходимо обратить внимание, что эти процессы очень сложно взаимосвязаны, причем к общей системе формирования речи имеет прямое отношение и слух, который является каналом восприятия и анализа собственной речи.

    Речевые центры головного мозга

    Речь объединяет в себе два протекающих синхронно процесса — воспроизведение синтаксических и интонационных структур, то есть процесс синтеза речи и ее одновременное восприятие. Здесь имеется в виду, что в каждый момент времени, когда человек говорит, он одновременно воспринимает свою речь, причем происходит как синтаксическое восприятие (смысл и порядок слов и звуков), так и интонационное восприятие, опирающееся на анализ множества характеристик собственной речи, в числе которых интонации, качество голоса, скорость, темп, равномерность. Спектр всех процессов, влияющих на синтез и восприятие собственной речи, очень широк, однако современная нейрофизиология выделяет два основных речевых центра — центр Брока и область Вернике .

    Известно, что центр Брока отвечает за формирование и синтез речи — он же посылает основную часть сигналов речевым, мимическим и дыхательным мышцам. А за обратное восприятие и анализ собственной речи отвечает область Вернике. Здесь следует отметить, что современные исследования, в том числе методом нейровизуализации, позволяют сделать вывод, что два этих центра не имеют строго определенной специализации, частично выполняют одни и те же функции в разной мере. Особенно смешение специализации этих центров заметно на примере левшей или правшей (с этим и связано имеющее основание предположение о том, что заикание может быть инициировано при переучивании левшей на правую руку, и наоборот).

    Синхронность работы речевых центров

    Для более ясного понимания физиологии речи и заикания необходимо учитывать, что в речевом процессе участвуют и многие другие центры головного мозга, например, лимбическая система, отвечающая за эмоции, что очень явно наблюдается у самих заикающихся: когда человек слышит свое заикание, тем более публично, это вызывает резко негативные эмоции. Что в свою очередь по специфическим путям передачи влияет на речевые центры, и человек начинает заикаться еще больше. Функционирует и обратная связь — когда человек спокоен, в хорошем настроении, либо испытывает эйфорию, заикание всегда снижается. Здесь же следует вспомнить и экстрапирамидную систему, которая обеспечивает непроизвольную регуляцию и координацию движений и мышечного тонуса, в том числе двигательные проявления речи и эмоций, влияет на проявления мимики.

    В норме эти центры должны работать синхронно, по довольно простому принципу — центр Брока посылает иннервацию речевому аппарату — человек говорит — область Вернике воспринимает качественные характеристики произносимой речи и передает информацию центру Брока, что все в порядке — человек продолжает говорить — и так далее. Экстрапирамидная система обеспечивает регуляцию движений, а лимбическая система сигнализирует о том, что все в порядке.

    Примечание: данная схема формирования, воспроизведения и анализа собственной речи не включает другие базисные структуры центральной и периферической нервной системы и связи между ними, но наиболее подробно отражает совокупность этих процессов. Более подробно механизм заикания рассмотрен в статье о нейрофизиологии заикания.

    Любое нарушение в этой цепи приведет к нарушению речи. Например, при значительных поражениях центра Брока возникает так называемый анартрический синдром , когда человек не может объединить отдельные речевые движения в единый речевой акт, то есть употребляет осмысленные слова, но не может их объединить в предложения и фразы. А, например, при обширных органических поражениях области Вернике головного мозга человек запросто объединяет слова друг с другом, однако его предложения будут напрочь лишены смысла.

    Механизм заикания

    В широком смысле, этиология заикания заключается в асинхронной работе речевых центров.

    Это значит, что нарушение синхронной работы любого из центров головного мозга, вовлеченных в синтез, воспроизведение и анализ собственной речи неизбежно приведет к нарушению речи. Здесь идет речь об асинхронной работе центра Брока и области Вернике, что формирует замкнутый круг: сбой в работе центра Брока, который формируется как слишком сильный импульс, направленный к речевому аппарату, приводит к спазму речевых и дыхательных мышц. В свою очередь область Вернике в режиме реального времени воспринимает, что речь нарушена, и посылает еще больший сигнал возбуждения центру Брока, чтобы исправить ситуацию. Это приводит к еще большему спазму речевых мышц и что самое плохое — это приводит к закреплению патологической ассоциативно-эфферентной связи (то есть связи между интегральными мозговыми центрами, которыми являются речевые центры, и путями от этих центров к рабочим органам). Дополнительно включается лимбическая система, которая вызывает уже осознаваемый стресс, а осознание заикания вызывает логофобию.

    Очень важно учитывать явление двойной системы связи между речевыми центрами – латеральный и медиальный пути. Двойная ассоциативная связь между центрами Брока и Вернике является исчерпывающим объяснением природы заикания. Подробно об этом читайте в разделе «нейрофизиология заикания».

    Последнее время появляются предположения, что ведущую роль в процессе заикания играет выпадение отдельных функций области Вернике, когда человек не всегда способен целостно анализировать произносимую речь, а непосредственно в моменты запинок синхронизация синтеза и восприятия своей речи практически не осуществляется.

    К тому же некоторые исследования свидетельствуют о том, что у людей с заиканием снижен церебральный кровоток в центре Брока, что говорит об ишемии отдельных участков речевых центров мозга как об одной из причин формирования заикания.

    Следует обратить отдельное внимание на осознание заикания и формирующуюся при этом логофобию (страх речи, ожидание заикания): даже если и были предпосылки для самостоятельной нормализации и синхронизации ассоциативно-эфферентной связи между речевыми центрами, то страх, ожидание и моделирование заикания окончательно закрепляет этот замкнутый круг. По этой причине с возрастом растет сложность лечения заикания, поскольку постоянно подкрепляемые психологические комплексы становятся прочнее.

    Все это еще раз подчеркивает важность логофобии в механизме заикания, следовательно важность любой психотерапии логофобии для избавления от страха речи, который закрепляет нарушенный речедвигательный стереотип. В подобном психосоматическом подкреплении заикания заключается сложность лечения и необходимость комплексного выбора методов.

    При составлении статьи использована информация:

    Причины и способы лечения заикания у детей

    Заикание у детей проявляется все чаще. И если прежде появление заикания объясняли стрессовой ситуацией, в которой оказался ребенок, испугом, который он испытал, то сейчас многие специалисты называют совсем другие причины.

    Например, родовая травма, из-за которой происходит задержка развития речевых центров. Дети долго не разговаривают, а потом у них происходит так называемый «лексический взрыв». В лексиконе ребенка уже накопилось много слов, он стремится к общению, но его речевой аппарат не успевает приспособиться к новой ситуации, ведь теперь ребенок говорит быстро и много.

    Иногда заикание проявляется как ответная реакция на поведение близких и родных людей. Не только семейные скандалы или ссоры, но даже просто повышение мамой голоса может вызвать сбой в речи. Конечно, этому больше подвержены впечатлительные и эмоциональные дети. Считается, что такое ситуативное заикание проходит, и только 5% случаев становится уже паталогией. Но внимательные и любящие родители должны сделать все, чтобы избежать негативных последствий. В любом случае при первых тревожных симптомах нужно показать ребенка логопеду, чтобы он определил тип заикания и назначил соответствующую коррекцию.

    Каким бывает заикание?

    Специалисты различают спастическое заикание и клонические запинки. Более серьезным является первый тип.

    Спастическое заикание

    В этом случае ребенок подолгу произносит первые слоги, словно застревая на них. Иногда вообще так и не может начать говорить. В этом случае нужны не только специальные занятия, но и медикаментозное лечение препаратами, которые успокаивают нервную систему, чтобы снять спазм мышц речевого аппарата.

    Клонические запинки

    Во втором случае речь действительно идет о запинках. Ребенок повторяет первые слоги в слове или первые слова в предложении. Такие запинки могут длиться некоторое время, могут исчезать на время, а потом возвращаться. Подобные перепады продолжаются, как правило, до 4-5 лет и редко доходят до школьного возраста. Так как заикание в любой форме свидетельствует о перегрузке нервной системы, нужно обязательно снизить эмоциональную нагрузку ребенка.

    Причины заикания могут быть разнообразными, но чаще всего выделяют три типа: физиологические, психологические и социальные.

    Физиологические причины

    Физиологическими причинами заикания можно считать заболевания нервной системы, связанные с родовой травмой или наследственной предрасположенностью. Причиной может быть также нарушение подкорковых отделов мозга. Болезни речевых органов (глотки, гортани, носа) тоже могут спровоцировать проблемы с речью.

    Психологические причины

    Психологические причины заикания могут скрываться в эмоциональном состоянии. Внезапное сильное психоэмоциональное потрясение может вызвать логоневроз – невротическое заикание. Часто такая реакция вызвана детскими страхами: боязнью темноты, наказания, потерей родителей, одиночеством.

    Социальные причины

    Социальные причины связаны, в первую очередь, с отношением к ребенку в семье. Чрезмерно строгие родители могут пугать ребенка, либо те родители, кто чересчур озабочен развитием своего ребенка. В частности, изучение с раннего возраста нескольких языков из-за перегрузки речевым материалом тоже может привести к заиканию.

    Как лечить заикание?

    Возможно, родителям, которые озабочены проблемой заикания у своего ребенка, нужно пересмотреть свое отношение к малышу и отношения в семье. Порой скандалы, бесконечные выяснения отношений, крики и оскорбления негативно влияют на всех членов семьи, особенно на ребенка.

    Нужно тщательно проанализировать все причины внутрисемейных конфликтов и изменить атмосферу в семье. Потребуется 2-3 месяца, чтобы ребенок успокоился и понял, что теперь нет поводов для волнения. Ваши любовь и поддержка помогут ему. А дальше можно использоать разные методы, проверенные временем или открытые недавно. Конечно, традиционным методом является дыхательная гимнастика. Есть разные методики, авторские программы, но в основе – базовое упражнение: правильный выдох.

    Нужно научиться вдыхать воздух носом, а выдыхать через диафрагму ртом. Ребенку нужно дать четкую установку: сначала вдохни, а потом говори. Нужно научить его контролировать дыхание. Также важно объяснить своему малышу, что говорить нужно медленно и негромко, так как быстрая и громкая речь вызывает напряжение голосового аппарата и спазмы. Пусть лучше говорит шепотом. Это может быть игра, в которой вы, как заговорщики, будете говорить шепотом, чтобы никто не слышал.

    Нужно научиться не спешить, потому что именно спешка вызывает нервное напряжение, а значит, и задержку речи. Ни в коем слуае не нужно кричать на ребенка или его физически наказывать. Важно, чтобы так же себя вели все другие родственники и воспитатели в детском саду. Ребенок уже и так наказан, а за шалости можно спросить другими способами: беседой, внушением, в крайнем случае, есть «тихий» способ наказания – угол.

    Нетрадиционные методы лечения

    К нетрадициооным методам лечения относят точечный массаж, иглорефлексотерапию, гипноз. Однако все эти методы могут быть использованы только в тоим случае, если родители знают специалистов, доверяют им, в ином случае можно только усугубить ситуацию.

    От медикаментозных средств сейчас уже пракиически отказались. Можно использовать только успокоительные средства на натуральной основе, успокаивающие чаи и настои. Так как на дворе XXI век, то и ученые занялись проблемой дефекта речи. Уже сейчас широко доступны специальные компьютерные программы, способные помочь человеку избавиться от заикания. Например, «Speech corrector».

    Суть программы заключается в синхронизации речевого и слухового центров человека. Заика говорит в микрофон, а программа «Speech corrector» автоматически задерживает речь на долю секунды. Таким образом, человек слышит свой голос с некоторой задержкой и пытается подстроиться под него. Его речь становится плавной и непрерывной.

    Подведем итоги

    Заикание представляет собой нарушение речи, характеризующееся частыми остановками, повторениями слогов, звуков или слов, нерешительностью речи, в связи с чем изменяется ее плавное течение.

    Заикание занимает особое место среди всего объема речевых расстройств. Чаще всего наблюдается заикание у детей, а, если встречается заикание у взрослых, то этим недостатком, они, как правило, страдают еще с детского возраста.

    Заикание у детей чаще всего появляется в возрасте 2-4 лет, когда происходит активное развитие речи. У мальчиков заикание встречается чаще в 3-4 раза, что объясняется более низкой их эмоциональной устойчивостью.

    Причины заикания

    На данный момент выделяется две групп факторов, обусловливающих развитие заикания у взрослых и детей:

    предрасполагающие:

    • поражение головного мозга под воздействием различных вредных факторов: асфиксия, внутриутробная и родовая травмы, травматические, инфекционные, обменно-трофические нарушения в результате детских заболеваний;
    • невропатическая отягощенность родителей: инфекционные, нервные, соматические заболевания, которые ослабляют или дезорганизуют работу центральной нервной системы;
    • невропатические особенности ребенка: энурез, ночные страхи, эмоциональная напряженность, повышенная раздражительность;
    • наследственная отягощенность;

    неблагоприятные условия:

    • возрастные особенности функционирования головного мозга;
    • физическая ослабленность ребенка;
    • ускоренное развитие речи, когда ее познавательная, регулирующая и коммуникативная функции быстро развиваются под действием общения со взрослыми;
    • недостаточное развитие моторики, мимико-артикуляторных движений, чувства ритма;
    • скрытая психическая ущемленность, высокая реактивность по причине нарушения отношения с окружающими;
    • недостаточный объем эмоционально-положительных контактов взрослых и ребенка.

    К группе неблагоприятных причин относят:

    • анатомо-физиологические: травмы головного мозга, органические нарушения мозга, истощение нервной системы;
    • социальные и психические: кратковременная психическая травма (испуг, страх), длящаяся психическая травма (неправильное семейное воспитание), неправильное формирование речи в детском возрасте, перегрузка маленьких детей сложным речевым материалом, подражание заикающемуся человеку, переучивание леворукости.

    Симптомы и типы заикания

    При заикании большая часть запинок – это продления или повторы начальных слогов или звуков, остановки в начале слова или слога.

    Довольно часто у заикающихся вместе с запинками возникают непроизвольные сокращения мышц шеи, лица, ног, рук. Подобные рефлекторные движения возникают как помощь в процессе выговаривания, но в результате они лишь умножают впечатление о затрудненности и неуверенности речи человека с заиканием.

    Помимо этого, заикающиеся люди испытывают страх перед некоторыми словами и звуками и стремятся заменить их на синонимы или описательные обороты или совсем уходят от ситуаций, в которых требуется что-то говорить.

    Еще одним симптомом заикания является чувство неполноценности заикающегося человека, его фиксированность на своем дефекте. Чем больше внимания уделяется данному дефекту, тем он становит более упорным.

    Выделяют три степени заикания у взрослых и детей:

    • легкая – человек заикается только в состоянии возбуждения и при желании побыстрее высказаться. Задержки звуков, слогов и слов с легкостью преодолеваются и человек разговаривает не испытывая чувства стеснения за свой дефект;
    • средняя – в состоянии эмоционального возбуждения человек сильно заикается, но в спокойной и привычной обстановке говорит нормально и заикается мало;
    • тяжелая – человек заикается на протяжении всей речи.

    Встречаются следующие типы течения заикания у детей и взрослых:

    • постоянное заикание(возникнув однажды, заикание возникает с относительным постоянством в различных ситуациях и формах речи);
    • волнообразное заиканиедефект то ослабевает, то усиливается, но не проходит полностью;
    • рецидивирующее заикание (заикание появляется снова после довольно длительных периодов ремиссии, в период которых наблюдается свободная речь, без запинок).

    Как избавиться от заикания

    Решение проблемы, как избавиться от заикания, зависит от того, какая именно причина вызвала появление данного дефекта речи.

    Если заикание не обусловлено какой-либо психотравмирующей ситуацией, то пациенту могут быть назначены ноотропные средства, а также препараты, которые способствуют расслаблению мускулатуры. Применение названных средств улучшает работу мозга и уменьшают повышенный мышечный тонус.

    При коррекции заикания, обусловленного определенной стрессовой ситуацией, существенное значение имеет психотерапия с применением релаксирующих методик (гипноза, «режима молчания», отвлечения внимания, различных методов расслабления), аутотренинга, групповой и семейной психотерапии.

    В психотерапии заикание рассматривают не как симптом определенного заболевания, а как поведение, поддающееся коррекции. Поэтому усилия психотерапевта направляются на убеждение заикающегося человека говорить уверенно и свободно, без «торможения» и страха. Заикающихся людей учат говорить нараспев, медленно, сочетая речь с ритмическими движениями пальцев или рук. Данный подход в лечении заикания помогает достичь заметных результатов.

    В коррекции заикания важное значение также имеет помощь специалиста-логопеда, который использует для лечения такие методы, как ритмика, дыхательная гимнастика, медленное говорение. В работе над речевым дыханием при заикании у взрослых и детей логопеды часто используют парадоксальную дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой, в которой главное внимание уделено вдоху. Вдох должен выполняться мгновенно, активно и эмоционально. Главное - научиться «прятать» дыхание, задерживать его.

    Также используют в лечении заикания и физиотерапевтические процедуры: лечебную физкультуру, электрофорез с различными лекарственными средствами, электросон, рефлексотерапию.

    При коррекции заикания очень важны семейная поддержка, участливое отношение членов коллектива. Нельзя фиксировать внимание заикающегося, особенно ребенка, на его недостатке.

    В период лечения заикания следует строго придерживаться назначений врача. Родители детей, которые страдают заиканием, должны стараться создать в семье благоприятную психологическую атмосферу.

    Ребенок должен хорошо высыпаться, не проводить много времени за компьютером или телевизором. Следует ненавязчиво и мягко стимулировать его к общению с ровесниками, посещению различных учреждений дополнительного образования, чтобы предупредить развитие социофобии.

    После того, как заикание отступит, нужно продолжать поддерживать связь с лечащим врачом и проходить профилактические осмотры. Нелишним после выздоровления будет продолжение посещений сеансов семейной психотерапии, которые способствуют нормализации отношений между родственниками, являющихся профилактикой рецидивов психогенного заикания.




    Самое обсуждаемое
    Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
    Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
    К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


    top