Виды заторможенности, симптомы и лечение. В.М

Виды заторможенности, симптомы и лечение. В.М

(от греч. bradys - медленный + ум, разум), брадипсихизм, брадипсихия, брадилогия (медленный + греч. logos - слово, речь, разум). Наряду с замедлением темпа течения умственных процессов наблюдаются брадифазия (брадифразия) - замедление речи, брадитимия - замедленная смена эмоциональных проявлений, а также брадикинезия - замедление темпа и ограничение амплитуды движений, включая акты экспрессии.

Вариантом брадикинезии является брадипраксия - замедленность целенаправленных действий. Замедление походки обозначается термином брадибазия, замедление чтения - брадилексия. Термином брадителекинезия обозначают замедление движения к концу двигательного акта. Типичные проявления замедления мышления наблюдаются при .

Расстройство проявляется замедленной сменой мыслей и представлений, значительным обеднением общего их числа. Удлиняется время обдумывания ответов на вопросы, растягиваются паузы между словами и фразами, уменьшается число произносимых за единицу времени слов. Считается, что при брадифрении произносится 40–50 слов в минуту и менее. Замедление речи сопровождается нечётким произношением фонем, спотыканием речи, а также усилением заикания, если пациенты страдали ранее логоневрозом. Голос становится глухим, тихим, порой речь приближается к шепотной.

Субъективно брадифрения переживается не только как замедленность течения мыслей, их «заторможенность», но и как тягостное чувство «ватности», «неясности мышления», его «притупления», когда мысли осознаются неотчётливо, туманно и кажутся призрачными. Это указывает на расстройство самовосприятия в виде снижения активности процессов самоосознавания. Мыслей, кажется пациентам, становится намного меньше, чем в нормальном состоянии - «голова пустая, в ней ничего нет, там всё остановилось, появилась какая-то преграда, она мешает думать».

Возможно, это связано с тем, что то, что в норме осознаётся в качестве мыслей, не достигает порога сознания. В некоторых случаях мышление как бы останавливается совсем, в таком состоянии, по словам пациентов, «не думается ни о чём» - идеаторный ступор (от лат. stupor - оцепенение). Идеаторный ступор возникает, вероятно, и в силу аспонтанности мышления, а может быть, также потому, что пациенты теряют способность осознавать собственные побуждения к мышлению, всякий интерес к умственной деятельности, потребность в ней. С этим пациенты связывают утрату способности быстро понимать происходящее: «Меня о чём-то спрашивают, я слышу это, а смысл не доходит, я не понимаю, о чём спросили. Хоть и неудобно, но я бываю вынужден переспрашивать вопросы. Только когда мне их повторяют, я начинаю понимать, о чём же меня спросили. Отвечать мне легче словами «да» или «нет», фразы не вяжутся, подворачиваются слова не те, что нужно».

У части пациентов, напротив, наблюдается неуправляемый поток мыслей, когда «мысли наплывают, идут сами по себе» и их течение обычно воспринимается с оттенком назойливости, то есть отчуждения, - депрессивный ментизм (от лат. mens - ум, разум). Депрессивный ментизм не следует смешивать с навязчивыми мыслями, хотя при депрессии могут, вероятно, возникать и настоящие навязчивости. Обычно при замедленном мышлении преобладают мысли мрачного, печального, траурного содержания - «мысли ходят по кругу, перемалываешь одно и то же, на ум не идёт ничего нового» - симптом депрессивного моноидеизма (от греч. monos - один, idea - мысль, образ, представление).

Нарушается внимание. Пациенты отмечают, что они не могут сосредоточиться на чём-либо, не в состоянии «додумать до конца ни одной мысли». Им кажется также, что воспоминаний стало мало, они неполны, неточны, появляются медленно, запаздывают. С этим связана обычная жалоба пациентов на снижение памяти. Внешние впечатления нередко воспринимаются как «поверхностные», «быстро затухающие», «блёклые», порой не оставляющие никакого следа в памяти.

Страдает перевод мыслей в речевые формы. С трудом подыскиваются нужные слова, тяжело, неполно и неточно формируются фразы. Рассказать о своём самочувствии более или менее обстоятельно пациенты обычно не могут без посторонней помощи, даже если сами хотят это сделать. Обедняется воображение.

Особенно тяжело это переживают пациенты, занятые творческим трудом. Н.В.Гоголь с горечью констатировал, что за шесть лет, которые он провёл в депрессии, он не написал «для света» ни единой строчки. Нарушаются сложные формы умственной деятельности, такие как планирование, прогнозирование, находчивость, способность интегрировать разнородные впечатления в целостные структуры. Поэтому, хотя бы отчасти, собственная жизненная ситуация представляется пациентам более простой, чем это есть на самом деле, она выглядит в их глазах как бы руинированной и нередко воспринимается под знаком отчаяния. В целом продуктивность мышления существенно снижается, исключая, пожалуй, лёгкие степени брадифрении, когда пациенты компенсируют замедленность мышления упорными усилиями.

Брадифрения наблюдается также при оглушённости сознания, постэнцефалитическом паркинсонизме, в состояниях апатии, адинамии и кататонической заторможенности.

Мышление - это высшая форма психической деятельно­сти человека, включающая в себя активную переработку чувствен­ных ощущений и восприятия, т. е. это опосредованное отражение связей и отношений между предметами и явлениями объективно­го мира. В основе процесса мышления лежат такие операции, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, клас­сификация признаков. В результате этих операций образуются по­нятия и умозаключения.

Понятие является отражением в сознании человека общих закономерностей и качеств предметов и явлений. В понятие вклю­чается познание реальной внутренней сущности того или иного явления или предмета.

В зависимости от степени абстрагирования и обобщения по­нятия носят конкретный или абстрактный характер. Поэтому и выделяют конкретно-образное и абстрактное мышление. На­глядно-образное, чувственное или конкретное мышление свя­зано со словесными образами конкретных предметов, непо­средственно познаваемых при помощи органов чувств. При абст­рактном мышлении мы обобщаем, т.е. улавливаем совокупность существенных признаков, которые характерны для данного яв­ления, отбрасывая всякие для него несущественные, частные признаки. Таким образом, возникают абстрактные понятия, на­пример «животные», «деревья», «подводный мир». Они отли­чаются от конкретных понятий, например «носорог», «береза» «акула».

Умозаключение возникает в результате сравнения не­скольких суждений, их сопоставления и, таким образом, закан­чивает собой процесс мышления в качестве окончательного вы­вода.

Физиологической основой мышления является, как известно вторая сигнальная система (И. П. Павлов), отражающая на более высоком уровне не только прошлое и настоящее, но и предстоя­щее путем образования временных связей - ассоциаций. Мышле­ние материализуется в речь. Именно поэтому путем анализа рече­вой продукции человека можно судить о наличии или отсутствии у него патологии мышления.

Расстройства мышления разделяются на патологию ассоциа­тивного процесса и патологию суждения.

Патология ассоциативного процесса

Ускорение мышления выражается в том, что условно за едини­цу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме, при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, пред­ставления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие и легкость новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого зрительного, звукового, обонятельного и других раздражи­телей, отражается в речевой продукции, которая может напоми­нать так называемую пулеметную речь. От беспрерывного говоре­ния больные иногда даже теряют голос или же он становится хриплым, шепотным.

Для этого варианта нарушения мышления характерна повышен­ная отвлекаемость, мешающая больному довести до конца любое начинание. В голове так много мыслей, что они нередко принима­ют характер скачки идей. При этом мыслительный процесс и речевая продукция как бы имитируют бессвязность. Однако если эту речь записать на магнитофон и воспроизвести в медлен­ном темпе, то можно определить в ней некий смысл, цель, чего никогда не бывает при бессвязности мышления.

Другим вариантом ускорения темпа мышления является ментизм , который представляет собой возникающий по­мимо воли больного наплыв мыслей. Поток образов, представле­ний, воспоминаний обрушивается на больного в таком стреми­тельном темпе, что он не может справиться с ними, теряется от их обилия, чувствует себя беспомощным. Некоторые исследовате­ли считают ментизм вариантом идеаторного автоматизма синдрома Кандинского - Клерамбо при шизофрении или при органиче­ских психозах.

Ускорение ассоциативного процесса является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффек­тивные расстройства, шизофрения, наркомания и т.д.).

Замедление мышления проявляется в заторможенности и бед­ности ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вооб­ще не появляются». На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций воз­растает по сравнению с нормой в 7- 10 раз). Подобное наруше­ние обычно характерно для депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при легких степенях помрачения сознания.

Полная остановка течения мыслей (шперунг - термин немецких авторов, блокировка мыслей - англоговорящих) происходит, ког­да на фоне ясного сознания и при отсутствии галлюцинаций боль­ной на какое-то время теряет нить беседы, при этом в голове возникает ощущение пустоты, он перестает говорить и как бы приходит в себя лишь через некоторое время. Это расстройство весьма характерно для шизофрении.

Насильственное мышление характеризуется тем, что в сознании больного помимо воли и желания возникают случайные, мало­значимые для него мысли или поток мыслей, от которого он из­бавиться не может. В таком случае говорят о «наплыве мыслей», или ментизме.

Патологическая обстоятельность мышления - это чрезмерная вязкость, тугоподвижность ассоциативного процесса, застревание на несущественных признаках, трудность переключения с одной темы на другую. Речь больных изобилует множеством ненужных деталей, так как они не в состоянии отличить главное от второ­степенного, им кажется важной каждая мелочь или оттенок об­суждаемой проблемы. Кроме того, нередко речь приобретает осо­бые интонации, растягиваются слова, используются уменьшитель­но-ласкательные суффиксы.

Патологическая обстоятельность особенно характерна для эпи­лепсии (так называемое лабиринтное мышление), однако возмож­на при травмах головного мозга, сосудистых психозах и других видах психической патологии.

Персеверация мышления - застревание на одних и тех же представлениях, выражается в постоянном повторении какого-то сло­ва или группы слов. Обычно это - правильный ответ на первый заданный больному вопрос. На все последующие вопросы он дает тот же первичный ответ. Так, на вопрос: «Сколько вам лет?», боль­ной правильно отвечает: «65». И далее: «Как вас зовут?» - «65», «Где вы живете» - «65» и т.д.

Это состояние (так называемые стоячие симптомы) весьма характерно для атрофических процессов головного мозга (болезнь Пика, болезнь Алцгеймера), но может отмечаться при травмати­ческих и сосудистых психозах.

Вербигерация - спонтанное и стереотипное повторение каких-то слов, звуков или простых предложений. Возникает непроиз­вольно, чаще отмечается при шизофрении.

Парциализация мышления -- характерна только для шизофре­нии. Выражается в том, что, по мнению больных, мыслить могут абсолютно все части тела.

Резонерство - склонность к пустому, бесплодному рассуждательству с отсутствием конкретных идей. Крайнюю бессодержательность и бедность суждений больной облекает в грамматичес­ки правильную, но пространную, порой витиеватую словесную форму с использованием высокопарных выражений и обилием научных и философских терминов.

В качестве примера приведем высказывание больной С, мате­матика по образованию, проходившей лечение по поводу присту­па шизофрении:

В норме нечто, формально напоминающее резонерство, называется демагогией. Наличие в мышлении резонерства обычно сви­детельствует о несвежем шизофреническом процессе.

Символическое мышление присуще всем людям - и здоровым, и больным. Есть символы, которые понятны если не всем, то большинству. Например, белый халат - символ врача, черная одежда - символ траура. При патологии ассоциативного процес­са в виде символического мышления символы всегда сугубо ин­дивидуальны и понятны только самому больному.

Нет двух больных с одинаковой символикой. Источником символического мышления может быть любой предмет, сказанная кем-то нейтральная фраза, любой цвет одежды, явление природы. На­пример, больная 3. расценивала дождь как слезы Вселенной по поводу ее загубленной жизни, а красный цвет галстука - как намек на то, что она скоро будет гореть в «геене огненной». Символическое мышление также свидетельствует о несвежем шизоф­реническом процессе.

Паралогическое мышление развивается по законам кривой ло­гики и понятно только самому больному. В мышлении отсутствует логическая связь, выводы, к которым приходит больной, нелепы и неадекватны. Чаще всего отмечается при шизофрении.

Например, больной заявляет: «Я плохо вижу, так как за ок­ном глубокая осень». Далее разъясняет: «Осень - это предтеча зимы, увядания и гибели растительного мира. У меня снизилось зрение, это признак старости. Значит, я скоро умру вместе со всеми растениями страны». Другой больной заявил, что он ма­ленького роста, так как его росту помешали военные действия в Индонезии.

Разорванность мышления - это утрата логической связи между представлениями, понятиями и идеями, хотя мысль при этом иног­да облекается в правильную грамматическую форму. Например: «Богемность космической фантасмагории мешает замедлению уче­ния Мичурина». Или: «Мечта сформировалась из остаточных про­дуктов полей орошения с завтрашним распределением крайней облачности над всей Испанией». Крайним вариантом разорванно­сти является шизофазия или «словесная окрошка», когда речевая продукция выражается в не связанных между собой отдельных словах или простых предложениях с обилием неологизмов (новые слова, составленные из приставки одного и корня, суффикса или окончания другого слова).

Разорванность мышления типична для шизофрении.

Бессвязность мышления характеризуется полной хаотичностью и бессмысленностью ассоциативного процесса, речь состоит из отдельных, не связанных между собой слов. Несколько напоми­ная шизофазию, бессвязность отличается от нее тем, что всегда возникает на фоне нарушенного сознания, в частности при аменции любого генеза.

Патология суждения

К патологии суждения относятся навязчивые состояния, сверхценные, бредоподобные и бредовые идеи.

Продолжаем раздел « » и подраздел « » статьёй ««. Где поговорим об этой малозаметной, но очень важной связи — уверенность + мышление. Кстати, маленькая загадка: как данные из этой статьи связаны с данными из статьи «Закон смены эмоций «? Ответ — в конце статьи.

Неуверенность замедляет мышление — это проверенный многими факт, о котором можно было бы и не писать, если бы не возможность с этим справиться. Или хотя бы попробовать… Но обо всём по порядку.

Мышление — это процесс, когда человек сравнивает данные из прошлого с данными из настоящего и делает выводы на будущее. Например,

  1. Вася видит яблоню, вспоминает, что яблоки вкусные.
  2. Понимает, что сейчас не против съесть яблочко.
  3. Решает сорвать и съесть.

В общем-то, всё просто, здесь просто нечему быть медленным. Хочешь — ешь, не хочешь — не ешь. Но когда в дело вступает неуверенность…

Как неуверенность влияет на мышление?

Очень просто. Представьте, тот же Вася, те же яблоки.

  1. Вася видит яблоню. Вспоминает, что яблоки вкусные. Некоторые яблони. Иногда. Но вкусные. Но редко. Но иногда бывает…
  2. Вспоминает, что ему запрещали есть яблоки. Решает съесть назло. Решает, что в этом случае прошлый опыт им управляет, и решает не есть. Потом всё же решает есть.
  3. Вспоминает, что ему очень нравится этот сорт. Или не этот. Тот был как-то ярче. А этот зато крупнее. Но тот был желтее. Зато этот краснее, а красный — цвет добра… Или крови…
  4. Боится милиционера и хозяина яблони. Оглядывается по сторонам.
  5. Видит старушку. Старушка кажется ему подозрительной. А может, и нет. А может, подозрительной. А, может, ведьмой. А может, агентом. А, может…
  6. Вася решает не брать яблоки.
  7. Но потом видит, что старушка уходит, и решает брать.
  8. Но вспоминает, что ему нечем вымыть руки, и решает не брать.
  9. Потом думает, что яблоки червивые, и точно решает не брать.
  10. Но потом урчит живот, и Вася понимает, что не прочь бы поесть. И решает брать.
  11. И так далее.

Видите разницу по сравнению с первым примером? Отгадайте, как быстро Вася сорвёт яблоко во второй раз?

Очень медленно, и в первую очередь потому, что медленно думает. Почему он медленно думает? Потому что не уверен

  • в своих воспоминаниях
  • в своих знаниях, как справиться с проблемами
  • в своих способностях на данный момент.

А теперь фокус: яблоки — не самая критическая ситуация в жизни. Что было бы, если бы Вася попал в катастрофу? Есть, например, печальное, но поучительное событие из прошлого с хорошим концом для некоторых:

В наклонном сзади вперёд туннеле загорелся поезд. Пассажиры выскочили наружу, решают, куда бежать — вперёд, где выход ближе, или назад, где выход дальше. Большая часть побежала вперёд. А меньшая — назад. Все, кто побежали вперёд, сгорели, потому что туннель сработал, как печная труба, увеличивая тягу. Поезд вспыхнул, горячие ядовитые газы пошли туда, где выше — и где большинство людей почти выбежало из туннеля. Лишь немногие, побежавшие назад (и вспомнившие физику), выжили.

Как видите, скорость мышления оказалась критической. Часть, уверенная в своей правоте, выжила. Часть, неуверенная в правоте, повелась на стадность со всеми вытекающими последствиями естественного отбора.

Или другой пример:

В 1977 году над Тенерифе, Канарские острова, ошибка диспетчеров привела к тому, что два огромных пассажирских Боинга 747 столкнулись на летном поле.

Самолет авиакомпании «Pan Am», с 496 пассажирами на борту, стоял на полосе в ожидании пассажиров в непроглядном тумане, а то время как рейс авиакомпании «KLM», с 248 пассажирами на борту, запросил разрешения на взлет на той же взлетно-посадочной полосе.

Туман был настолько густой, что пилоты KLM не могли увидеть другой самолет, причем с диспетчерской вышки не было видно ни одного из самолетов. Пилоты неверно поняли диспетчера и решили, что разрешение на взлет получено. Они стали набирать скорость.

Диспетчеры пытались предупредить их, но помехи радиосвязи искажали их сообщения.Главный пилот KLM увидел второй самолет,когда уже было слишком поздно. Он отчаянно задрал нос самолета вверх, царапая хвостом полосу, однако взлететь ему не удалось. Один самолет врезался в другой на скорости 160 миль в час.

От удара с KLM самолет Pan Am отшвырнуло на 500 футов, после чего он взорвался из-за возгорания топлива. Взрыв был настолько мощный, что потушить пламя удалось только на следующий день. Все, кто были на борту, погибли.

Когда команды спасателей выехали на полосу, они не бросились на спасение выживших на борту Pan Am. Вместо этого они устремились к горящим обломкам KLM. Целых двадцать минут в полном хаосе пожарные и спасатели думали, что им нужно справиться только с одной катастрофой.

Про самолет «Пан Ам» никто не подумал. Его двигатели все еще работали на полную мощность, так как в момент столкновения пилоты пытались развернуть самолет, но теперь проводка была повреждена и выключить двигатели было невозможно.

От столкновения половину крыши самолета сорвало, а пассажиров засыпало обломками. По салону быстро распространялось пламя, все обволакивал дым. Чтобы выжить, действовать надо было быстро. Надо было расстегнуть ремни безопасности, вылезти на неповрежденное крыло через обломки и спрыгнуть с высоты десять метров.

Вполне реальный план спасения, однако далеко не все сделали хотя бы попытку спастись. Некоторые люди подскочили, выбрались сами, помогли выбраться своим знакомым и другим людям и выбрались из самолета. Большинство же людей оставалось на своих местах в замешательстве.

Вскоре взорвался основной топливный бак, и все, кто находился на борту, погибли – за исключением 60 человек, успевших выбраться из самолета.

Как пишет Аманда Рипли в своей книге «Невероятно» (Unthinkable), последующее расследование показало, что на спасение у выживших была только одна минута, до того как взорвался топливный.бак.

За эту минуту еще несколько десятков людей успело бы спастись с горящего самолета, но они не смогли ничего предпринять, не смогли избавиться от овладевшего ими паралича.

Что это? Опять же — неуверенность. Бежать? Не бежать? Спасут? Не спасут? Это опасно? Не опасно? Это да? Это нет? А может, всё обойдётся? А, может… Бах! И нету Кука.

Что же делать?

Само собой — ускорять мышление.

Как его ускорять? Да легко —

Мышление тем быстрее, чем более уверен человек.

Вы можете сказать: «Уверенность бывает ложной». Да, это так. Но мышление всё равно быстрее. И, само собой, ответственность каждого человека

  • а) ускорить мышление, повысив уверенность
  • б) пользоваться для мышления истинными данными.

Но сейчас мы говорим лишь о повышении уверенности.

Итак, как повысить уверенность и ускорить мышление?

Для этого существуют тысячи методик и сотни направлений. Среди них есть как истинные, так и ложные. Как отличить одни от других?

Критерий один — когда вы работаете над собой, и ваша уверенность растёт — вы на правильном пути. Но если вы всё больше и больше сомневаетесь, всё больше и больше колеблетесь, всё больше «думаете»… Тогда это неправильный путь.

Какие пути существуют?

  • Хороший путь Норбекова — он здорово повышает уверенность, но справляются лишь самые уверенные.
  • Хороший путь гимнастики Белояр — уверенность растёт, но в меньшем количестве областей (только по управлению телом).
  • Есть путь прояснения слов , но сложно самому разобраться (хотя если въехал в тему — не остановить 🙂).
  • Есть путь одитинга. Но здесь нужно РАБОТАТЬ, пахать и отпахивать. Далеко не всем по плечу.
  • Есть путь обучения — когда вы из уверенности сплетаете прочную «кольчугу» соединённых и связанных фактов и законов. Здесь тоже сложно — но проще в том смысле, что вы сами решаете, что с чем сплетать для получения уверенности. Да и источников знаний полно.

Путей множество… Осталось выбрать тот, который подходит именно вам.

А теперь ответ на вопрос в начале статьи:

Как связаны уверенность, мышление и эмоции?

Ответ прост: чем больше уверенность, чем скорее мышление — тем лучше человек себя чувствует. Это энтузиазм, сильный интерес и прочие эмоциональные «вкусняшки».

Чем меньше уверенность, тем медленнее мышление, и тем хуже самоощущение.

  1. Вы злитесь? Значит, есть неуверенность. И вы можете предсказать, как «быстро» вы будете думать по отношению к тому, на что злитесь.
  2. Вы боитесь? Значит, вывод: неуверенности ещё больше, а скорость мышления ещё ниже.
  3. Вам всё безразлично? Неуверенности под потолок. Ещё чуть-чуть, и причина безразличия поглотит человека. О скорости мышления здесь мы вообще не говорим.

Итак, теперь у вас есть критерий оценки скорости мышления и уверенности — эмоция.

  1. Чем выше и лучше эмоция, тем быстрее думает человек, и тем больше он уверен.
  2. Чем более низкая, более разрушительная, более подавляющая эмоция — тем медленнее думает человек и тем меньше уверенности.

Вывод прост: вы чувствуете отрицательную эмоцию по отношению к чему-то? Значит, у вас есть над чем работать.

Вы чувствуете положительную эмоцию по отношению к чему-то? Значит, вы можете ещё больше увеличить и знания, и уверенность в этой области.

Удачного ускорения мышления и увеличения уверенности!

Пишите ваши вопросы и делитесь победами в комментариях!

Последующие единичные понятия задуманы как вспомогательные понятия для описания и понимания, но ни в коем случае как понятия для того, чтобы разложить больного человека на единичные функции, а для того, чтобы представлять Dasein — а это значит, и становление, — как единое целое. Понятия отвечают такому представлению в том случае, если они употребляются правильно. Правильное представление помогает лучше понять человека, подойти к нему ближе — и, тем самым, является основой терапии.

Ф ормальные нарушения мышления

Под этим обозначением понимаются некоторые часто встречающиеся нарушения процесса протекания мышления. Во многих случаях они нозологически неспецифичны. Их наблюдение помогает точнее представить, что под силу больному (на что способен больной).

1) Задержанное (замедленное) мышление

Совокупное мышление идет замедленно, неравномерно, буксует, затруднено, как бы преодолевает препятствия. Затруднение процесса мышления в отношении темпа, содержания и целенаправленности не может быть преодолено, даже если больной явно прилагает усилие к этому.

Клинически замедленное мышление проявляется в затруднении (вплоть до отсутствия) речевого общения.

Замедление мышления может быть следствием общего снижения влечений (непродуктивность, аспонтанность, мыслительная «пустота») или имеет аффективную природу, или происходит вследствие бредовых препятствий (страх, вина).

2) Персеверация мышления

Мышление «пробуксовывает на месте», в голову приходит постоянно одна и та же мысль (или несколько мыслей), она постоянно повторяется без переработки и завершения.

В ряде случаев описываются «круги мыслей» — депрессивные раздумья, скорбное «штудирование», размышление.

3) «Блокады» мышления

Внезапный обрыв хода мыслей. Больной прекращает разговор, молчит, «теряет нить», после возобновления разговора начинает говорить на другую тему. «Шперрунги» происходят при ясном сознании, их нельзя путать с перерывом мыслительного процесса при абсансах.

Шперрунги могут также быть следствием внезапно возникшей беспомощности, при испуге, при чувстве внутренней пустоты и т. д. При бывает также «активная» блокада вследствие негативизма.

4) Обрыв мышления

Больной сам ощущает внезапное прерывание своего мыслительного процесса. Обрыв мыслей, как и «шперрунг», можно распознать по внезапному обрыву разговора.

5) «Растянутое» мышление

Под ним понимается континуальное затягивание течения мыслей. Оно распознается по вязкости и торпидности разговора и реагирования больного.

Замедленное мышление часто бывает «растянутым». «Растягивание» мышления встречается при помрачениях сознания, сомноленции, у депрессивных заторможенных больных, при , при злокачественных формах шизофрении.

6) Ускоренное и беглое мышление (скачка идей).

Скорость мышления и речи увеличена. Беглое мышление уже не является строго целенаправленным, напротив, часто меняет цель или теряет ее. Мышление легко отвлекается другими приходящими в голову посторонними мыслями.

В большинстве случаев исследователь еще может следвать за поверхностными и беглыми ассоциациями (в отличие от разорванности мышления и инкогеренции). См. также Тахифазия и логорея.

Сам больной может воспринимать скачку идей и вторжение мыслей как бег идей.

7) Суженное мышление.

Ограничение содержательного объема мышления, тематическое обеднение, фиксация на небольшом количестве представлений, уменьшение «духовной подвижности». При суженном мышлении отсутствует широта кругозора со включением различных точек зрения. В разговоре больной испытывает трудности при переходе с одной темы на другую. Сам больной может воспринимать сужение как неприхождение определенных мыслей, как «круги мыслей» и раздумье.

8) Обстоятельное мышление.

Мышление протекает с многоречивостью или педантично, фиксируя неважные подробности, и протекает нецеленаправленно. Второстепенное не отбрасывается.

Обстоятельное мышление может возникать вследствие снижения способности к абстрагированию, а также вследствие невозможности отграничить важное от неважного, когда первое и второе интеллектуально расцениваются как близкие (педантичность, ананкастность).

9) Неясное мышление.

Отсутствует акцентуация мышления, вследствие чего недостаточно ясно различаются предний и задний план, главное и побочное, и страдает целенаправленность мышления. Мышление во многих случаях может вообще быть нецеленаправленным, ускоренным, беглым и неотчетливым.

10) Паралогическое мышление.

Больные объединяют гетерогенные положения вещей (контаминация), сопрягают многочисленные, не обязательно соответствующие идеи, картины (сгущение, конденсация), заменяют употребляемые здоровыми понятия на другие (субституция) или могут соскальзывать с основной мысли на побочные (соскальзывание), теряют логическую связь, могут совершать мысленные «прыжки» (см. инкогеренция) или иметь заметно жесткое, «одноколейное» мышление.

11) Инкогерентное (бессвязное) мышление.

Мышление (а, соответственно, и речь) больного утрачивает логическую связность и эмоциональную понятность, разорвана вплоть до распада на отдельные случайно связанные отрывки (диссоциированное мышление).

Инкогеренция мышления может быть связана с любым изменением подвижности мышления. Построение предложения может быть нарушенным (параграмматизмы, парасинтаксис)вплоть до непонятного, бессмысленного смешения слов или слогов (). С другой стороны, существует такая бессвязность, при которой больной строит предложения синтаксически правильно, но содержание сказанного не улавливается здоровым человеком.

Заторможенность – это симптом многих психологических или физиологических патологий, который проявляется в виде снижения скорости реакции человека, растянутости речи, замедления мыслительных функций и двигательной активности.

Что представляет собой заторможенность

В серьезных случаях человек вовсе перестает реагировать на окружающую атмосферу и пребывает длительно в апатии или оцепенении. Выделяют несколько видов заторможенности:
  • комплексную;
  • идеаторную (мыслительную);
  • моторную (двигательную).
Заторможенность бывает речевая и мыслительная, то есть имеет психологические причины. Вялые и несвоевременные двигательные реакции вызывает моторная заторможенность. Могут проявляться , провалы в памяти. В большинстве случаев такие состояния вызваны или болезнью, хронической усталостью, или психологическими патологиями.
Двигательная и эмоциональная заторможенность – это патология, выявить причины которой могут только врачи. Они же назначают адекватное лечение.

Патологическую заторможенность мышления еще называют брадипсихия. Это не инертность мышления или апатия, а более обширное понятие. Зачастую она проявляется с возрастом у пожилых людей, но нередка и у детей, и у молодых людей.

Причины и симптомы заторможенности мышления


Поведение, мышление человека, его психологическое состояние могут нарушаться при патологиях нервной системы и головного мозга. К идеаторной заторможенности также приводят:



Угнетение двигательных и мыслительных процессов характерно проявляется после употребления спиртного, даже одноразово. Такие же симптомы порой вызывают и психотропные препараты, а также сильные успокоительные. При их отмене заторможенность проходит.

Причины и симптоматика двигательной заторможенности

Моторная, как и мыслительная заторможенность проявляется в результате психологических нарушений, а также всевозможных заболеваний. В мимике и движениях больного иногда или всегда ощущается вялость. Осанка обычно расслаблена, нередко появляется желание присесть, лечь в кровать, на что-то опереться.

Резкая моторная заторможенность появляется в результате инсульта, сердечной патологии, когда необходима срочная госпитализация. Постоянной двигательной заторможенностью страдают люди с психическими нарушениями, паркинсонизмом, эпилепсией, хроническим депрессивным состоянием. Такие патологии также требуют выявления и лечебной коррекции.


Такой симптом характерен и для детей. Он может иметь хронический характер при некоторых нейровегетативных нарушениях, например, ДЦП, или проявляется спонтанно при высокой температуре, после сильного стресса или впечатления. К заторможенности у детей зачастую приводят:

  • сосудистые патологии головного мозга;
  • эндокринные патологии;
  • менингит;
  • нарушения психологического характера;
  • эпилепсия;
  • энцефалит;
  • резкие стрессовые ситуации.



При любых видах заторможенности у ребенка: речевых, двигательных, мыслительных необходима консультация нескольких специалистов и грамотная диагностика. В большинстве случаев такое состояние у детей корректируется медикаментозно или при помощи психолога.

Диагностика заторможенности

При нарушениях психологического характера, а также физиологических патологиях, обусловленных заторможенностью мыслительной, двигательной или речевой реакции, необходима тщательная диагностика, то есть медицинское и психологическое обследование.

Проводят осмотр таких пациентов логопеды, неврологи, психиатры, психотерапевты и другие специалисты. Необходимо точно определить, есть ли нарушения работы мозга, были ли у человека травмы головы, наследственные заболевания. Для определения органической природы заболевания назначают:

  • ПЭТ и МРТ мозга;
  • анализы крови.
Проводится также диагностика письменной и устной речи. Возможно, человек страдает заиканием, дефектами звукопроизношения, которые приводят к речевой заторможенности. Изучается также интеллектуальное развитие пациента, состояние сенсорных функций, общей моторики, состояние суставов и мышц.


Лечение заторможенности

  • Активизация мыслительных процессов . Для этого читают новые книги, осваивают языки, занимаются творчеством или решают математические задачи. Такие действия тренируют мозг, активизируют мыслительную деятельность.
  • Нейропротекторы и ноотропы . Медикаментозное лечение, направленное на восстановление и укрепление нервных клеток и тканей.
  • Сосудистая терапия . Препараты помогают очистить стенки сосудов, особенно это важно для головного мозга. В результате активизируется двигательная активность, и мыслительная заторможенность постепенно отступает.
  • Психотерапия. Ею дополняют медикаментозное лечение. Современные методики психотерапии помогают справляться с последствиями стрессовых ситуаций, корректируют личностную оценку, формируют правильные модели реагирования на определенные моменты.
  • Спорт и свежий воздух. Умеренная физическая нагрузка, прогулки на улице помогают мозгу отдыхать, а нервным клеткам восстанавливаться за счет дополнительного притока кислорода.
Если заторможенность временная, вызвана сильным жаром, то следует принять таблетки или сиропы, снижающие температуру. Вызванную медикаментами и сильными успокоительными временную заторможенность купируют, отказавшись от таких препаратов. Обычно она проходит без следа, реакции организма полностью восстанавливаются.

Заторможенность эмоций и движений (видео)

Что такое заторможенность эмоций и движений. Как правильно выявить и лечить патологию, узнаем рекомендации врача из видеоролика.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top