Витаминизация питания в осенне зимний период. Нужно ли проводить витаминизацию блюд? Когда возникает нехватка витамина С

Витаминизация питания в осенне зимний период. Нужно ли проводить витаминизацию блюд? Когда возникает нехватка витамина С

Правильная организация питания детей в дошкольных учреждениях предусматривает обеспечение их потребности в таких пищевых веществах, как белки, жиры, углеводы и витамины. Особенно большое значение имеет витамин С. Доказано, что витамин С способствует наиболее оптимальному развитию детей, повышает их сопротивляемость к различным вредным факторам внешней среды, и в первую очередь к инфекционным заболеваниям. Но он легко разрушается при хранении продуктов, их термической обработке, особенно при нарушениях технологии приготовления блюд.

Даже при правильно составленном меню, включении в него достаточного количества овощей и фруктов не всегда удаётся обеспечить необходимое содержание в рационах детей витамина С. Особенно остро ощущается недостаток этого витамина в зимне-весеннее время.

В связи с этим в дошкольных учреждениях, как и во многих детских лечебно-профилактических учреждениях, введена обязательная витаминизация пищи аскорбиновой кислотой. С-витаминизация пищи должна проводиться во всех дошкольных учреждениях в течение года.

С-витаминизацию пищи в дошкольном учреждении проводит старшая медицинская сестра (медицинская сестра) или работник пищеблока, ответственный за проведение витаминизации.

С-витаминизация пищи проводится в соответствии с инструкцией Министерства здравоохранения.

Витаминизируют обычно третьи или первые блюда непосредственно перед раздачей их в группы. Аскорбиновую кислоту (из расчёта по 35 мг на ребёнка в возрасте до 3 лет и по 40 мг - от 3 до 7 лет) растворяют в небольшом количестве жидкой части блюда, а затем выливают в котёл, снятый с огня, и тщательно перемешивают. Витаминизированное блюдо должно быть сразу же роздано в группы: при длительном его хранении витамин С разрушается.

На пищеблоке ведётся специальный журнал по С-витаминизации питания, в котором медицинская сестра (или другой работник, осуществляющий С-витаминизацию) ежедневно отмечает название витаминизированного блюда, число порций, общее количество введённой аскорбиновой кислоты и время проведения витаминизации блюда.

С-витаминизацию питания детей в дошкольных учреждениях следует проводить регулярно, круглогодично, не прерывая ее в летне-осенний период, как это нередко практикуется в ряде учреждений. Проведённые за последние годы научные исследования по обеспеченности детей основными витаминами показали, что даже при правильно организованном питании детей, включении в их рационы достаточного количества свежих овощей и фруктов, потребность их в витамине С удовлетворяется недостаточно. Лабораторные исследования витаминной ценности многих блюд детского питания показали, что фактическое содержание в них витамина С часто бывает во много раз ниже того количества, которое определяется расчётным путём по таблицам химического состава пищевых продуктов.

Это объясняется значительными потерями витамина С во время термической обработки продуктов. Поэтому при определении количества витамина С в рационах питания детей необходимо учитывать это положение и вносить соответствующие поправки на потери витамина при кулинарной обработке продуктов, хотя и такие расчёты не всегда соответствуют действительному содержанию витамина.

Многие дети, особенно воспитывающиеся в круглосуточных группах дошкольных учреждений, недостаточно получают витамин С во все сезоны года. Наиболее низок показатель обеспеченности витамином С у детей с неудовлетворительным соматическим статусом: отстающих в физическом развитии, часто болеющих, с пониженным аппетитом. Поэтому в настоящее время рекомендуется проводить таким детям дополнительную поливитаминизацию с использованием не только аскорбиновой кислоты, но и других витаминов.

Дополнительная поливитаминизация в первую очередь проводится ослабленным детям и перенёсшим инфекционные, острые респираторные, острые кишечные заболевания, а также детям, воспитывающимся в круглосуточных группах, у которых, как правило, выявляется значительный дефицит витаминов.

В период распространения острых респираторных заболеваний дополнительная поливитаминизация рекомендуется всем детям.

Дополнительная витаминизация проводится длительное время - не менее 4 месяцев (в основном в зимне-весенний период). Проведение дополнительной длительной витаминизации снижает заболеваемость детей. В группах, где дети получают дополнительно поливитаминные препараты, отмечается низкая заболеваемость острыми респираторно-вирусными заболеваниями, а если они и возникают, то протекают быстрее.

В период подъёма острых респираторных заболеваний, эпидемий гриппа, вспышках острых респираторных заболеваний витаминизацию пищи детей проводят с октября или раньше - с момента возникновения угрозы распространения заболеваний.

Для витаминизации рекомендуется применять препарат «Гексавит» с высоким содержанием и широким спектром витаминов (в одном драже содержится: витамина С - 70 мг, В1 - 2 мг, В2 - 2 мг, В6 - 2 мг, РР-15 мг, А - 1,6 мг). Препарат «Гексавит» назначается детям по одному драже через день (в понедельник, среду и пятницу) во время завтрака или обеда.

Если препарат применяется с сентября - октября, то через 2-3 месяца можно уменьшить его дозу, назначая витамины 2 раза в неделю (во вторник и четверг), или сделать перерыв на 1,5-2 месяца (при благоприятной эпидемиологической ситуации), а затем повторить курс поливитаминизации в конце зимы или весной.

При проведении дополнительной поливитаминизации не следует прекращать С-витаминизацию пищи. Она должна проводиться ежедневно в течение года.

Помещения пищеблока детского дошкольного учреждения и их содержание должны соответствовать всем требованиям, изложенным в Санитарных правилах устройства и содержания детских дошкольных учреждений, утверждённых Министерством здравоохранения.

Пищеблок детского дошкольного учреждения должен иметь кухонное оборудование и инвентарь (основной набор оборудования кухни) в соответствии с действующими нормативами.

Специалисты отделения гигиены детей и подростков рассказывали о значении витаминов в питании подростка. О таком значимом микронутриенте, как витамин С, следует поговорить отдельно.

Витамин С, он же аскорбиновая кислота- это водорастворимый витамин, имеющий огромное значение для правильного обмена веществ. В частности, он необходим для осуществления окислительно-восстановительных процессов, поддерживает в нормальном состоянии кровеносные сосуды, кожу и костную ткань, стимулирует защитные силы организма, укрепляет иммунную систему, улучшает усвоение железа, является сильнейшим антиоксидантом.

Дефицит витамина С может быть связан с недостаточным его поступлением извне, нарушением усвоения, связанным с заболеванием желудочно-кишечного тракта(атрофический гастрит, энтерит), вредными привычками (употребление алкоголя, табакокурение). Кроме того употребление жесткой воды также является фактором, опосредованно влияющим на дефицит витамина С, поскольку присутствующие в такой воде соли железа и меди ускоряют окисление аскорбиновой кислоты.

При дефиците витамина С, обусловленном недостаточным поступлением его в организм, отмечаются нарушения общего состояния организма. Проявляется такое состояние быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, слабостью, раздражительностью, снижением устойчивости к холоду, повышением восприимчивости к простудным заболеваниям. Кроме того, может повышаться кровоточивость десен, ран, замедляться заживление кровоподтеков (синяков), повышаться проницаемость капилляров с появлением петехиальных кровоизлияний на коже - все это происходит в результате повышенной хрупкости кровеносных сосудов. Гиповитаминоз С может иметь скрытую форму, при этом создается благоприятный фон для формирования нарушений обмена веществ, астенического состояния, неврозов, стрессовых реакций. Недостаточное употребление витамина с в течение 1-3 месяцев уже вызовет гиповитаминоз, 3-6 месяцев - даст стойкую клиническую картину авитаминоза.

Как организму получить витамин С?

Витамин С не накапливается в организме, излишек выводится, поэтому важно ежедневно получать его в определенном количестве. Суточная потребность подростков в аскорбиновой кислоте колеблется в пределах 60-70 мг; для взрослого человека она составляет 70-100 мг. С какими продуктами мы можем получать этот необходимый микронутриент?

Аскорбиновая кислота широко распространена в природе - все овощи, фрукты, ягоды в тех или иных количествах содержат витамин С. Особенно много этого витамина содержится в плодах шиповника, черной смородины, облепихи, сладком перце. Высоким содержание витамина С характеризуются укроп, петрушка, цветная капуста, апельсины, клубника, рябина. Достаточно много аскорбиновой кислоты в белокочанной капусте (причем, много его содержится и в квашеной капусте), лимоне, черной смородине, клюкве, некоторых сортах яблок, мандаринах, черешне, щавеле, шпинате, зеленом луке. Картофель содержит умеренные количества витамина С. Свекла, морковь, огурцы, виноград, слива, персики бедны этим витамином. Важным источником аскорбиновой кислоты могут служить свежеприготовленные фруктовые и овощные соки.

Молоко и молочные продукты содержат крайне низкие количества витамина С, который практически отсутствует в пищевых жирах, мясе и мясных продуктах, злаках, кондитерских изделиях.

Важно! Витамин С легко разрушается при длительной термической обработке пищи, воздействии кислорода и солнечного света, длительном хранении продуктов. Например в зелени через сутки остается 40-60% первоначального количества витамина С, в яблоках через 3 месяца - около 85%, через полгода - 75%.

Если имеет место нарушение правил кулинарной обработки (длительное термическое приготовление в открытой столовой посуде), то витамин С почти полностью разрушается. Поэтому в рацион необходимо включать свежие овощи и фрукты, фруктовые и овощные соки.

В целях укрепления здоровья подрастающего поколения и снижения заболеваемости, в организованных детских и подростковых учреждениях проводится С - витаминизация.

Требования к содержанию витаминов, в том числе аскорбиновой кислоты установлены следующими документами:

СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»,

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,

СанПиН 2.4.4. 1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей»,

СанПиН 2.4.4.2599-10 « Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»,

СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в ОУ НПО».

Витаминизация может быть круглогодичной или сезонной (в моменты повышения эпидемического порога по острым вирусным заболеваниям, т.е. в осенне-зимний, весенний периоды). Так могут витаминизироваться первые или третьи блюда обеда или молоко. Специалисты-гигиенисты рекомендуют витаминизировать третьи блюда, в том числе чай.

Важно соблюдать условия витаминизации готовых блюд :

  • проводится на пищеблоке
  • под контролем медицинских работников
  • непосредственно перед раздачей
  • не допускается подогревать витаминизированные блюда.

На практике используют следующий способ витаминизации: аскорбиновую кислоту, рассчитанную по числу порций помещают в посуду, куда заранее налито небольшое количество (100-200 мл) жидкой части блюда. Затем, помешивая ложкой, растворяют в этой посуде и выливают в общую массу блюда, где также перемешивают.
Также рекомендуется проводить С- витаминизацию напитков. Витамин вводится в компот после его охлаждения до температуры 12-15гр.С, а в кисели при охлаждении до 30-35гр.С. При витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в жидкость, в которой размешивают картофельную муку. При витаминизации молока аскорбиновую кислоту добавляют непосредственно после закипания молока из расчета, соответствующего потребности детей данного возраста в аскорбиновой кислоте, но не более 175мг на 1 литр молока.

В соответствии с приказом министра здарвоохранения СССР № 695 от 24.08.72 г. «О дальнейшем улучшении проводимой в СССР обязательной С-витаминизации питания в лечебно-профилактических и других учрежде­ниях» и «Инструкцией по проведению С-витаминизации питания» № 978-72, утвержденной Главным санитарным врачом СССР от 06.06.72 г., обязательная С-витамини­зация питания проводится круглогодично в больницах, санаториях, домах инвалидов, родильных домах, диети­ческих столовых, детских учреждениях и других объектах с круглосуточным пребыванием людей.

С-витаминизация проводится на пищеблоке диети­ческой сестрой путем внесения определенной дозы аскорбиновой кислоты в первые или третьи блюда не­посредственно перед раздачей, но не ранее, чем за 1 ч до нее. В связи с тем, что подогревать витаминизированные блюда не рекомендуется, предпочтительнее витаминизи­ровать третьи блюда. Дозы аскорбиновой кислоты уста­новлены следующие: для взрослых - 80 мг, для беремен­ных женщин - 100 мг, для кормящих матерей - 120 мг, для детей - от 40 до 70 мг. Аскорбиновая кислота должна храниться в темном месте.

Витаминизация выполняется по следующей схеме: отвешивание порошка аскорбиновой кислоты по числу порции;

растворение аскорбиновой кислоты в небольшом количестве жидкой части блюда;

внесение в массу блюда и перемешивание.

Данные по С-витаминизации записываются в специ­альный журнал, где указывается дата и час витаминиза­ции, наименование витаминизированного блюда, коли­чество витаминизированных порций, доза витамина на порцию, общая масса взятой аскорбиновой кислоты.

Еще по теме С-витаминизация питания:

  1. Особенности организации питания, медицинский контроль и гигиенические требования к рациону питания детей и подростков в образовательных учреждениях
  2. Понятие о гигиенически полноценном питании. Нормы питания Пищевые продукты, их состав и энергетическая ценность.
  3. Особенности режима питания в спортивной деятельности: питание в тренировочном и соревновательном периодах. Режим приема жидкости.
  4. Медицинский контроль за питанием организованных групп населения. Лечебно-профилактическое и лечебное питание

Здоровьесберегающие технологии очень популярны в дошкольных учреждениях. Если оздоравливающие процедуры, вроде закаливания, дыхательной гимнастики, входят в парциальные программы обучения, то витаминизация в детском саду закреплена на уровне федерального законодательства.

Правила витаминизации

В Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.3049-13 сказано:

«14.21. В целях профилактики недостаточности микронутриентов (витаминов и минеральных веществ) в питании детей используются пищевые продукты, обогащенные микронутриентами.

Витаминизация блюд проводится с учетом состояния здоровья детей, под контролем медицинского работника и при обязательном информировании родителей о проведении витаминизации.»

Технология приготовления витаминизированных напитков указывается в инструкции изготовителя.

В том случае, если в рационе питания отсутствуют витаминизированные напитки, то проводится искусственная С-витаминизация в детском саду . Объемы рассчитываются строго по возрасту ребенка:

  • для детей 1-3 лет — 35 мг,
  • для детей 3-6 лет — 50 мг на порцию.

Препараты витаминов вводятся в третьи блюда при определенной температуре последних: температура компота должна быть 15 С градусов, киселя — 35 С градусов.

Витаминизация в детском саду отображается в специальном журнале, куда данные заносит медицинский работник .

В журнале обязательно указываются:

  • Дата.
  • Наименование препарата.
  • Наименование блюда.
  • Количество питающихся.
  • Общее количество внесенного витаминного препарата.
  • Время внесения препарата или приготовления витаминизированного блюда.
  • Время приема блюда.
  • Примечания.

Журнал хранится на протяжении года. Все вопросы касательно профилактических мер по повышению иммунитета можно адресовать медицинскому работнику, который является ответственным лицом за организацию здорового питания в детском саду.

СЭС может разрешить временный (сезонный) перерыв в С-витаминизации на основании лабораторного контроля блюд . Это возможно в том случае, если плодоовощные блюда и другие продукты, используемые для питания в детском саду, содержат количества витамина С согласно утвержденным МЗ СССР нормам потребности людей в этом органическом веществе.

Дополнительная витаминизация

Существуют примеры дополнительной витаминизации, за исключением витамина С. Например, на севере, в Мурманске, рыбий жир официально введен в рацион питания в детском саду. Дополнительная витаминизация в детском саду должна способствовать повышению иммунитета, который просто необходим в северных условиях. Откушать рыбное лакомство могут все дети старшего дошкольного возраста.

Кроме этого, наверняка, вы замечали, что ваш ребенок рассказывает про вкусную шоколадку, которую дают в детском саду. Это гематоген — источник, богатый железом, который дети также получают регулярно в дошкольных учреждениях.

Родители пишут:

Анастасия Ковалева: — Сегодня встретила медсестру. Она сказала, что со следующей неделе детям будут давать чернику форте, ревит, анаферон и йодомарин.

Любовь Поликарпова: — Максимум, что у нас давали в саду — это кислородные коктейли. Всякие анафероны, витамины даю ребенку сама дома.

Валерия: — В нашем садике еду витаминизируют, но только витамином C. Причем заранее всех родителей опросили, не против ли и дали на подпись бумагу. Предлагали еще больше витаминов, но большинство родителей отказалось. Поэтому остался один витамин С.

В том случае, если в питание в саду вводятся дополнительные витамины, то на это должно быть согласие родителей. Ребенок может быть аллергичным или же попросту не испытывать необходимость в дополнительной профилактике здоровья. Например, употребление йодомарина возможно только после рекомендаций эндокринолога.

Формула:

25 (мг) х n (кол-во человек)=мг/1000 гр

25Х28=700 мг: 1000 = 0,7 гр
Пачка аскорбиновой кислоты 2,5 гр
Значит 0,7 гр: 2,5 гр = 0,3 пачки (третья часть пачки).
Норма введения витаминов в учебное время
30мг для детей до 1 года

45 мг для детей в возрасте от 1-3 лет

50 мг для детей от 3-до 6 лет

60 мг для детей от 6 -11 лет

70 мг для детей от 11-18 лет

80 мг для взрослых детей

Форма 4. "Журнал проведения витаминизации третьих

и сладких блюд"

Примерно в среднем берем 70 мг на человека.

В наличии должен быть приказ об ответственном лице за проведение витаминизации


    1. Выполнение циклического меню

  1. Отклонение от циклического меню не допускается. Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному меню. Только в экстренных, исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд на другие при условии их соответствия по пищевой ценности и в соответствии с таблицей замены пищевых продуктов, что должно подтверждаться необходимыми расчетами.. В случае замены блюда, ответственный за питание в докладной доводит до руководителя учреждения информацию о необходимости произвести замену блюда, указывает причину, необходимые расчеты. Руководитель приказом оформляет факт замены блюда.

  2. Ежедневно в обеденном зале вывешивают утвержденное руководителем ОУ меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и название кулинарных изделий (2 меню: общее + на ОВЗ).

  3. Молочная продукция (молоко пастерилизованное, стерилизованное, цельное, сгущенное, сметана, йогурт, кефир) используется в день открытия упаковки и в меню правильно производится списание данной продукции. Пример: по циклическому меню необходимо 126 г. молока, общее количество учащихся 76 человек. 126Х76=9576 гр. Значит, берем 10 литровых пачек молока и производим следующий расчет: 10000гр:76 чел.=131 гр. В меню записываем факт 131 гр (пусть будет больше чем указано в меню). Сметана, по меню 8 гр. на человека, всего 123 человека. Упаковка 400 гр. Производим расчет: 8Х123=984 гр. Значим, берем 3 упаковки по 400 гр. 1200:123=9,8 гр на человека записываем в меню.

  4. Списание фруктов, печенья, конфет. В циклическом меню норма на человека кондитерского изделия 20 гр. Всего 98 человек. В 20 гр. входит 3 печенюшки (конфеты). Расчет: 3 шт.Х98 чел. = 294 шт, взвешиваем и полученный общий вес делим на общее кол-во чел. Примерно: получилось общий вес 1980:98=20,2 гр (записываем факт в меню раскладку).
Фрукты (яблоки, бананы, апельсины и др.). В циклическом меню указан фрукт 120 гр., но, мы указываем вес фрукта в меню раскладке фактический. Отсчитываем фрукты по количеству детей, полученный общий вес делим на кол-во детей, получаем фактический вес и заносим в меню.

  1. Списание яиц: согласно меню требуется 8,5 гр. на человека, допустим в наличии 32 ученика, производим следующий расчет: 8,5 гр. Х 32 чел. = 272 гр.:40 гр (утвержденный вес яйца) =6,80, значит берем 7 яиц Х40 гр. =280 гр.:32 чел.=8,75 гр. этот фактический вес записываем в меню.

  2. Для контроля за качественным и количественным составом рациона питания, ассортиментом используемых пищевых продуктов и продовольственного сырья каждые 10 дней ответственный за питание ведет контроль над рационом питания согласно накопительной ведомости, где высчитывает % выполнения меню.

НАКОПИТЕЛЬНАЯ ВЕДОМОСТЬ



ПРОДУКТЫ

среднесуточная норма в день по Сан ПиН 2,4,5,2409-08, брутто, г

Норма в день, г (25%)*

Фактически получено, г**

за 10 дней,г

Факт, в день, г

% выполнения

Дни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)

80

20

20

20

25

25

20

20

20

20

20

20

210

21

105

2

Хлеб пшеничный

150

38

41

30

40

38

30

30

30

45

30

30

344

34,4

91

3

Мука пшеничная

15

3,8

7

0

5

0

0

0

2

13

6

6

39

3,9

104

4

Крупы, бобовые

45

11,3

0

30

36

0

0

0

52

0

0

0

118

11,8

105

5

Макаронные изделия

15

4

39

0

0

0

0

0

0

0

0

0

39

3,9

97,5

6

Картофель

250

63

0

0

0

170

166

120

0

0

0

170

626

62,6

100

7

Овощи свежие, зелень

350

88

82

0

106

82

87

64

0

0

246

20

687

68,7

78

10

Фрукты (плоды) сухие, в т.ч. шиповник

15

4

15

0

0

15

0

0

0

7,5

15

0

52,5

5,2

130

11

сахар

40

10

16

19

1

15

15

15

10

23

16

10

140

140

140

12

Кондитерские изделия

10

2,5

0

20

0

0

0

0

20

12

0

0

52

5,2

200

13

Чай

0,4

0,1

0

0

0

0

0

0

0,5

0

0

0,5

1

1

100

14

Мясо 1 категории на кости

95

24

52

0

63

0

0

74

55

0

0

0

244

24,4

103

15

Цыплята 1 категории потрошенные

40

10

0

0

0

0

0

0

0

0

101

0

101

10,1

101

16

Колбасные изделия

15

4

0

0

0

0

40

0

0

0

0

0

40

4

101

17

Рыба филе

60

15

0

0

0

76

0

0

0

0

0

68

144

14,4

96

18

Молоко(массовая доля жира 2,5%, 3,2%)

300

75

9

308

15

24

100

130

16

120

40

24

786

78,6

104

19

Кисломолочные продукты (массовая доля жира 2,5%, 3,2%)

150

38

0

0

100

0

100

0

0

0

0

100

300

30

80

20

Творог (массовая доля жира не более 9%)

50

13

0

0

0

0

0

0

0

125

0

0

125

12,5

100

21

Сметана(массовая доля жира не более 15%)

10

3

8

0

0

0

5

0

8

5

0

0

26

2,6

105

23

Масло сливочное

30

8

5

5

6,2

10

7

10

9

5

7

10

742

7,5

95

24

Масло растительное

15

4

5

0

6

2

4

3

0

2

7

8

39

3,9

104

25

Яйцо диетическое

40

10

0

0

0

0

40

0

0

8,5

40

6

95

9,5

95

26

Какао

1,2

0,3

0

3

0

0

0

3

0

0

0

0

6

0,6

200

27

Соль

5

1,3

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

12

1,2

96

28

Дрожжи Хлебопекарные

1

0,3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

28

кофейный напиток

1

0,3

0

0

0

0

0

0

0

3

0

0

3

0,3

100

  1. Овощи урожая прошлого года (капусту, лук, корнеплоды) в период после 1 марта допускается использовать только после термической обработки.

Замечания технологического контроля по организации питания за 2014-2015 год:


  • Допускались факты использования в приготовлении первых блюд консервы «Говядина тушеная».

  • Не соблюдались правила обработки и хранения яйца куриного.

  • Не соблюдалась маркировка кухонной посуды. Продукты принимались от поставщиков без накладных.

  • Выход порций фруктов указывался не в соответствии в фактическим весом.

  • Не соблюдались правила мытья столовой посуды.

  • Маркировочные ярлыки имелись не на всю поступающую продукцию.

  • Использовались бытовые весы на пищеблоке.

  • Имелись в наличии и хранились замороженные овощи полуфабрикаты.

  • При размораживании продуктов не убиралась фабричная упаковка.

  1. Выходной контроль.

Организация работы бракеражной комиссии.
Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы. Оценку качества блюд проводит бракеражная комиссия в составе не менее трех человек (приказ): медицинского работника (при наличии) или пед. работника, работника пищеблока и представителя администрации образовательного учреждения по органолептическим показателям (пробу снимают непосредственно из емкостей, в которых пища готовится). Результат бракеража регистрируется в "Журнале бракеража готовой кулинарной продукции" в соответствии с рекомендуемой формой. Вес порционных блюд должен соответствовать выходу блюда, указанному в меню-раскладке. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности блюдо к выдаче не допускается до устранения выявленных кулинарных недостатков.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top