Все сонорные согласные звуки. Что такое сонорные звуки

Все сонорные согласные звуки. Что такое сонорные звуки
  • Звуковые средства языка
  • § 8. Звуковые (или фонетические) средства языка подразделяются на
  • Часть I. Субстанциональная фонетика Сегментная фонетика артикуляционный аспект фонетических описаний
  • Устройство речевого аппарата
  • § 12. Человеческие органы, используемые для образования звуков, называются произносительными органами и составляют речевой (или произносительный) аппарат человека (см. Рис. 1, 2).
  • Звук речи. Гласные и согласные
  • Основные компоненты речепроизводства
  • § 14. С точки зрения физиологии и аэродинамики в процессе речепроизводства выделяется три основных функциональных компонента:
  • Инициация
  • § 15. Инициация – это создание в речевом тракте воздушного потока в результате движения одного из речевых органов, вызывающего увеличение или уменьшение давления в одном из участков речевого тракта.
  • Артикуляция
  • § 16. Как уже говорилось выше (см. § 11), в процессе артикуляции принято выделять три этапа:
  • Место артикуляции
  • Типы согласных по положению кончика языка
  • § 18. В зависимости от того, какая часть языка принимает участие в артикуляции переднеязычных18 согласных, в фонетике принято разграничивать апикальные, ламинальные и ретрофлексные согласные.
  • Способ артикуляции
  • Сонорные согласные
  • Дополнительная артикуляция
  • Фонация
  • § 24. За счет движения черпаловидных хрящей по горизонтальной оси может меняться конфигурация голосового прохода:
  • Механизм образования голоса
  • § 25. При физиологическом дыхании и при образовании глухих звуков голосовые связки разведены.
  • Артикуляционная классификация звуков русского языка
  • § 26. Фонетические классификации подразделяются на:
  • Согласные
  • § 27. В русском языке для классификации согласных обычно используют четыре признака:
  • Гласные
  • § 28. Гласные – это класс звуков, выделяемых на основании следующих свойств:
  • § 29. В традиционной фонетике русского языка классификация гласных задается в виде таблицы, основанной на трех признаках – это ряд, подъем и лабиализация (см. Таблицу 5).
  • § 31. Изменения фонетических единиц, связанные с влиянием контекста, могут быть вызваны:
  • Транскрипция
  • § 33. Транскрипцией называется фиксация звучащей речи графическими средствами. Транскрипция может быть
  • Фонетическая транскрипция
  • § 34. Исходя из целей фонетической транскрипции и условий ее применения, можно сформулировать два самых общих правила ее построения:
  • Транскрипция и экспериментальная фонетика
  • Транскрипция и орфоэпия
  • Русская фонетическая транскрипция
  • § 37. Транскрипция, применяемая в современной русистике, строится на базе кириллического алфавита, принятого в русской орфографии, с добавлением некоторых букв из других алфавитов.
  • Знаки фонетической транскрипции
  • § 38. В транскрипции используются два вида знаков:
  • Обозначение гласных звуков
  • § 39. Хотя звук в речи, как правило, не изолирован, за основной звукотип принимается то его звучание, которое ближе всего к изолированному произнесению.
  • Диактрические знаки для гласных
  • Гласные ударного слога
  • Гласные первого предударного слога.
  • § 43. В 1-м предударном слогепосле твердых согласныхпроисходит мена следующих звукотипов гласных:
  • Обозначение согласных звуков
  • § 47. В транскрипции используются все согласные буквы русского алфавита, кромещ, и сверх тогобуквыjиγ.
  • Диакритические знаки для согласных
  • Акустический аспект фонетических описаний Предмет акустической фонетики
  • § 49. В акустической фонетике изучаются аэродинамическая и акустическая фазы речи:
  • Физическая природа звука
  • Виды колебаний. Периодические и непериодическиеколебания
  • Объективные свойства звуков и их субъективные корреляты
  • Распространение звуковых волн
  • Простой (чистый) тон гармоническое колебание
  • § 54. Речевые звуки представляют собой комплексные колебания, т.Е. Сложнейшие сочетания простых или чистых тонов и/или шумов.
  • Комплексные звуки. Спектральное разложение Фурье
  • Резонанс
  • Акустическая теория речепроизводства
  • Форманта.F-картина
  • Основные способы изучения акустических свойств речи
  • Образование гласных звуков
  • Соотношение артикуляционных и акустических характеристик гласных
  • Акустические свойства согласных
  • § 65. Сонорные согласные по своей спектральной картине очень близки гласным и иногда отличаются от них только меньшей интенсивностью.
  • § 66. Шумные согласные.
  • Сонорные согласные

    § 20. Для описания некоторых фонетических явлений выделяют сонорные согласные (сонанты). В русском языке – это звуки [л], [л"], [р], [р"], [м], [м"], [н], [н"], [j], [и] (остальные согласные называются шумными).

    Сонорные отличаются от шумных согласных не только по артикуляционным, но и по акустическим и фонологическим признакам (см. об этом ниже § 65, 157).

    С артикуляционной точки зрения сонорные согласные занимают промежуточное положение между гласными и шумными согласными. Это проявляется в том, что:

      при артикуляции носовых согласных в речевом тракте создается преграда для прохождения воздуха и одновременно условия, которые предотвращают возникновение шума: открывается проход в носовую полость;

      при артикуляции латеральных опускаются боковые края языка и создаются проходы, по которым воздух обходит преграду, созданную в центральной части речевого тракта;

      при артикуляции дрожащих преграда образуется на столь короткое время, что ее нарушение не вызывает образования шума;

      особый тип сонорных согласных образуется при создании в речевом тракте сужения аппроксимантного типа – например, [и] (такое же сужение создается в латеральной области при произнесении [л], [л’]) 23 .

    Согласные [р], [р"], [л], [л"] объединяются термином "плавные " (liquids).

    Дополнительная артикуляция

    § 21. Одновременно с основной артикуляцией звука может осуществляться дополнительная артикуляция. В русском языке дополнительные артикуляции свойственны преимущественно согласным звукам 24 . Дополнительная консонантная артикуляции отличается от основной степенью сужения в речевом тракте. В месте дополнительной артикуляции сужение меньше, чем в месте основной (обычно оно бывает таким же, как при артикуляции аппроксимантов или гласных). В русском языке представлены три типа дополнительных артикуляций:

      лабиализация – округление губ (этот тип артикуляции характеризует согласные в позиции перед гласными [у] и [о]);

      палатализация – смещение тела языка вперед и вверх в направлении твердого неба;

      веляризация – смещение тела языка назад и вверх в направлении мягкого неба (см. рис. 47,48 в Приложении А).

    В русском языке дополнительная артикуляция характеризует большинство согласных звуков. Все мягкие согласные, кроме [j] и [и], являются палатализованными, а все твердые, кроме велярных [к], [г], [х], – веляризованными. Согласный [j] не может быть палатализованным, так как место его основной артикуляции совпадает с местом дополнительной артикуляции палатализации, а согласные [к], [г], [х] не могут быть веляризованными, поскольку место их основной артикуляции совпадает с местом дополнительной артикуляции веляризации. Таким образом, с артикуляционной точки зрения не существует непарных по тведости/мягкости согласных 25 (кроме [j] и [и]).

    Непалатализованные и невеляризованные согласные возможны в русском языке в консонантных сочетаниях в положении перед мягким согласным (с нег , з мейка и т.п.). Такие согласные, а также согласные с незначительной степенью палатализации, называются полумягкими .

    Термины "твердый" и "мягкий" согласный не вполне идентичны артикуляционным терминам "веляризованный" и "палатализованный" – так, невеляризованнные [к], [г], [х] в СРЛЯ являются, тем не менее, твердыми согласными, а непалатализованный [j] – мягким.

    Степень палатализации и веляризации может быть различной как в разных языках, так и в одном языке. Например, палатализация у зубных согласных в русском языке выражена ярче, чем у губных, а наибольшей степенью веляризации характеризуются русские [л], [ш], и [ж].

    Наличие дополнительной артикуляции (особенно в месте, близком к основной) может приводить к изменению места и способа основной артикуляции. При образовании мягких [т"], [д"], [н"] и особенно [л"] артикуляционный фокус смещается назад по сравнению с соответствующими твердыми (так что [л"] в произношении большинства носителей СРЛЯ является, строго говоря, не зубным, а альвеолярным); при артикуляции , [з"], наоборот, артикуляционный фокус смещается вперед по сравнению с соответствующими твердыми. Наиболее значительно изменяется место образования у палатализованных [к’], [г’], [х’]: в отличие от задненебных [к], [г], [х], они являются средненебными, оставаясь при этом заднеязычными.

    Изменение способа образования при палатализации наиболее ярко проявляется у зубных согласных: мягкие [д"], [т"] так сильно аффрицируются (приобретают фрикативную фазу), что с артикуляционной точки зрения становятся аффрикатами [д з "], [т с "].

    В транскрипции дополнительные артикуляции обычно обозначаются диакритическими значками (мягкость [j] не обозначается, так как он никогда не бывает и не может быть твердым физиологически). В русской фонетической традиции веляризация согласных по традиции не обозначается 26 . Полумягкость согласного может быть обозначена точкой справа вверху у соответствующего символа: [с. н"е к].

    Дополнительные артикуляции чаще всего возникают в истории языка из явлений коартикуляции.

    Для начала важно отметить, какие согласные сонорные в русском языке. Это звуки, которые произносятся при помощи голоса, практически без шума. К ним относят [л], [м], [р], [л’], [м’], [р’], [j].

    Особенности сонорных согласных

    Они уникальны тем, что похожи как на гласные, так и на согласные. От звонких звуков их отличает то, что когда они произносятся, то шума практически не слышно. Они не имеют парных глухих либо звонких звуков. Именно поэтому сонорные согласные никогда не произносятся глухо ни в конце слова, ни перед глухим согласным. Прекрасным примером может стать слово лампа, где [м] произносится звонко перед глухим [п]. Шумные глухие согласные не произносятся звонко перед подобными звуками, как это происходит, к примеру, в слове просьба, которое мы произносим, как [проз’ба]. Однако не стоит относит сонорные звуки к гласным. Все-таки во время их звучания в полости рта возникает преграда. Так появляется шум, а это вовсе не характерно для гласных звуков. Также такие звуки не имеют еще одной важной характеристики, которая определяет гласные. Из них не образовать слог. Следует отметить, что это характерно именно для русского языка, т. к., к примеру, в чешском сонорные звуки имеют такие особенности. Подобные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими, имеют различные способы образования.

    Как образуется звук [л]?

    Для того чтобы звук получился правильным, кончик языка должен находиться за верхними передними зубами. А если он не дотягивается до назначенного места, то его звучание искажается и выходит вместо лодка - «уодка».
    Если звук находится в мягкой позиции, то язык следует прижать к альвеолам. Случается так, что твердый звук [л] исправить достаточно сложно. Тогда можно попробовать зажимать между зубами язык и произносить этот звук. Но подобное действие можно выполнять только в процессе тренировки. Таким образом, мы видим, что не все сонорные согласные в русском языке поддаются коррекции.

    Необходимость упражнений для правильного произношения сонорных согласных

    Многие люди абсолютно убеждены, что упражнения для коррекции произношения отдельных звуков не имеют никакого смысла. Они убеждены в том, что этот метод вовсе неэффективен. Достаточно просто понимать сам принцип, как правильно произносить сонорные согласные, и все станет на круги своя. На самом деле, это не так. Практика здесь просто необходима. И обычно она начинается со звука [м]. Это объясняется тем, что он произносится очень естественно, и его используют даже йоговские мантры.

    Почему именно сонорные согласные?

    В переводе с латинского Sonorus - это «звонкий». Такие звуки не имеют парных глухих и их называют еще носовыми и плавными. Ведь все они образуются при помощи потока воздуха, который проходит сквозь язык, зубы и губы. Ему ничего не мешает, и звук произносится плавно. Переходными считаются [н] и [м]. Для образования таких звуков губы смыкаются плотно, но воздух выходит через носовую полость. Существуют три самых эффективных упражнения для тренировки произношения сонорных согласных:

    • Первое - это повторение фразы, в которой содержится большое количество подобных звуков. Достаточно часто в таких предложениях можно увидеть странные слова, которые никогда не употребляются, но они необходимы для тренировки произношения. Лучше, если оно будет выполнено на одном дыхании и на носовом звучании.
    • Следующее предложение должно быть гораздо сложнее. Оно, как правило, более длинное, поэтому сказать его на одном дыхании довольно сложно. Лучше сразу разделить его на части и также произнести на носовом звучании.
    • Последнее предложение еще более длинное. Но его лучше разделить на две части. Первую выполнить, как и первые два упражнения, а вот перед второй нужно глубоко вдохнуть и сказать так, будто вы что-то отправляете вдаль. Так должна развиваться "полетность" голоса. Все эти упражнения помогут правильно научиться произносить сонорные согласные, если выполнять их систематически.

    Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и их чередования, а также ударе-ние, интонация, слогораздел.

    Графика — это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.

    Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и со-ответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

    Гласные и согласные звуки

    Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

    1. Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

    2. Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

    а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук — [лук] и люк — [л′ук].

    б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары но твердости-мягкости, то есть в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш ′], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягкие).

    Примечания:

    • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
    • звук [ш ′] обозначается на письме буквой щ;
    • черта сверху обозначает удвоенный (долгий) звук . Например, щека — [ш ′ика], чаща — [чаш ′а], ванна — [ван а], касса — [кас а]. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.

    в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] — [п], [б′] — [п′], [в] — [ф], [в′] — [ф′], [г] — [к], [г′] — [к′], [д] — [т], [д′] — [т′], [з] — [с], [з′] — [с′], [ж] — [ш]. Ср.: бить — пить, год — кот, жить — шить.

    г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′].

    3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′]. Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′]. Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка — ло[т]ка, сказка — ска[с]ка, воз — во[с]. Возможно и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Напри-мер, косьба — ко[з′]ба, просьба — про[з′]ба.

    Обозначение мягкости согласных на письме

    В русском языке мягкость согласных обозначается следую-щими способами:

    1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза — [пол′за], лось — [лос′] и др.

    Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со-гласных в следующих случаях:

    а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья — лис[т′йа], бе-лье — бе[л′йо];

    б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — нож (2 скл., м.р.);

    в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго-ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

    2. Посредством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л′эс], мёд — [м′от], лил — [л′ил], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

    3. При помощи последующих мягких согласных: винтик — [в′ин′т′ик], слива — [с′л′ива].

    Звуковое значение букв е, ё, ю, я

    1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

    • в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
    • после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
    • после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.

    Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи — соловь[йи].

    2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех — [м′эх], нёс — [н′ос], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

    Памятка:

    • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] — звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
    • Звуки [х], [ц], [ч], [ш ′] — глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
    • Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
    • Звуки [й], [ч], [ш ′] — всегда мягкие.

    Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля 1 .

    При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

    Порядок фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (по школьной традиции):

    1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

    2. Поставьте ударение в слове.

    3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

    4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):

    • характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или без-ударный;
    • характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.

    5. Укажите количество звуков и букв.

    Образцы фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (базовый уровень)

    Земле — зем-лé
    з[з′] — согласный, мягкий, звонкий
    е[и] — гласный, безударный
    м[м] — согласный, твердый, звонкий
    л[л′] — согласный, мягкий, звонкий
    е[э] — гласный, ударный
    __________
    5 букв, 5 звуков

    Чернеют — чер-нé-ют
    ч[ч] — согласный, мягкий, глухой
    е[и] — гласный, безударный
    р[р] — согласный, твердый, звонкий
    н[н′] — согласный, мягкий, звонкий
    е[э] — гласный, ударный
    ю[й] — согласный, мягкий, звонкий
    [у] — гласный, безударный
    т[т] — согласный, твердый, глухой.
    ___________
    7 букв, 8 звуков

    Для начала важно отметить, какие согласные сонорные в русском языке. Это звуки, которые произносятся при помощи голоса, практически без шума. К ним относят [л], [м], [р], [л’], [м’], [р’], [j].

    Особенности сонорных согласных

    Они уникальны тем, что похожи как на гласные, так и на согласные. От звонких звуков их отличает то, что когда они произносятся, то шума практически не слышно. Они не имеют парных глухих либо звонких звуков. Именно поэтому сонорные согласные никогда не произносятся глухо ни в конце слова, ни перед глухим согласным. Прекрасным примером может стать слово лампа, где [м] произносится звонко перед глухим [п]. Шумные глухие согласные не произносятся звонко перед подобными звуками, как это происходит, к примеру, в слове просьба, которое мы произносим, как [проз’ба]. Однако не стоит относит к гласным. Все-таки во время их звучания в полости рта возникает преграда. Так появляется шум, а это вовсе не характерно для Также такие звуки не имеют еще одной важной характеристики, которая определяет гласные. Из них не образовать слог. Следует отметить, что это характерно именно для русского языка, т. к., к примеру, в чешском сонорные звуки имеют такие особенности. Подобные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими, имеют различные способы образования.

    Как образуется звук [л]?

    Для того чтобы звук получился правильным, кончик языка должен находиться за верхними передними зубами. А если он не дотягивается до назначенного места, то его звучание искажается и выходит вместо лодка - «уодка».

    Если звук находится в мягкой позиции, то язык следует прижать к альвеолам. Случается так, что твердый звук [л] исправить достаточно сложно. Тогда можно попробовать зажимать язык и произносить этот звук. Но подобное действие можно выполнять только в процессе тренировки. Таким образом, мы видим, что не все сонорные согласные в русском языке поддаются коррекции.

    Необходимость упражнений для правильного произношения сонорных согласных

    Многие люди абсолютно убеждены, что упражнения для коррекции произношения отдельных звуков не имеют никакого смысла. Они убеждены в том, что этот метод вовсе неэффективен. Достаточно просто понимать сам принцип, как правильно произносить сонорные согласные, и все станет на круги своя. На самом деле, это не так. Практика здесь просто необходима. И обычно она начинается со звука [м]. Это объясняется тем, что он произносится очень естественно, и его используют даже йоговские мантры.

    Почему именно сонорные согласные?

    В переводе с латинского Sonorus - это «звонкий». Такие звуки не имеют парных глухих и их называют еще носовыми и плавными. Ведь все они образуются при помощи потока воздуха, который проходит сквозь язык, зубы и губы. Ему ничего не мешает, и звук произносится плавно. Переходными считаются [н] и [м]. Для образования таких звуков губы смыкаются плотно, но воздух выходит через Существуют три самых эффективных упражнения для тренировки произношения сонорных согласных:

    • Первое - это повторение фразы, в которой содержится большое количество подобных звуков. Достаточно часто в таких предложениях можно увидеть странные слова, которые никогда не употребляются, но они необходимы для тренировки произношения. Лучше, если оно будет выполнено на одном дыхании и на носовом звучании.
    • Следующее предложение должно быть гораздо сложнее. Оно, как правило, более длинное, поэтому сказать его на одном дыхании довольно сложно. Лучше сразу разделить его на части и также произнести на носовом звучании.
    • Последнее предложение еще более длинное. Но его лучше разделить на две части. Первую выполнить, как и первые два упражнения, а вот перед второй нужно глубоко вдохнуть и сказать так, будто вы что-то отправляете вдаль. Так должна развиваться "полетность" голоса. Все эти упражнения помогут правильно научиться произносить сонорные согласные, если выполнять их систематически.

    Сонорные звуки - это звонкие cогласные, в образовании которых преобладает голос, а шум минимален.

    Как известно, в русской фонетике различают гласные и согласные звуки. Состав согласных звуков неоднороден. Одни из них образуются с большей долей шума. Так возникают глухие согласные:

    [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

    В рождении других согласных доля шума меньше. Это звонкие согласные:

    [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж’], [з], [з’].

    Среди звонких согласных выделяются своей звучностью сонорные (лат. sonorus - звучный ), в образовании которых доля шума минимальна, а превалирует голос, то есть звук выходит относительно свободно наружу. Если воздух выходит через нос, образуются сонорные звуки [м], [м’], [н], [н’] .

    Воздух может пройти в проход между боковыми краями щек и языка. Тогда рождаются сонорные звуки [л], [л’] .

    Если кончик языка поднимается к альвеолам и дрожит под влиянием воздушной струи, возникают сонорные звуки [р], [р’] .

    Как видим, перечисленные сонорные звуки имеют пары по мягкости/твёрдости.

    Когда щель достаточно широка для выдыхаемого воздуха между средней частью спинки языка и твёрдым нёбом, возникает сонорный звук [й’] . Он наиболее близок к гласным, так как шума почти нет. У него нет пары по твёрдости. Cонорный согласный звук [й’] является непарным мягким.

    Сонорные звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’] не имеют пары среди глухих cогласных. По признаку звонкости/глухости они все непарные. На конце слова в отличие от других звонких согласных сонорные не оглушаются. Сравним:

    • витязь [с’] - ветер;
    • экипаж [ш] - угол;
    • завод[ т] - кокон;
    • порыв [ф] - гном.

    Перед сонорными звуками не происходит озвончения глухих согласных, например:

    корк а, булк а, кант ата, ламп очка .

    Сравните:

    • анекдот [а н’ и г д о т] ;
    • вокзал [в а г з а л];
    • косьба [к а з’ б а].

    От других звонких согласных сонорные отличает то, что в их образовании практически не участвует шум. Кроме того, они не имеют пары среди глухих согласных, т.е. являются непарными по глухости/звонкости, и ведут себя по-особому в тех позициях в слове, которые оказывают влияние на голосоведение, в частности, на конце слова и в окружении глухих согласных. В отличие от звонких сонорные согласные на конце слова и в положении перед глухим согласным не оглушаются (сравните: коды — код [к`оды — кот]; колы — кол [кал`ы — кол]; впадина [фп`ад’ьна], лампа [л`ампа]).

    Перед сонорными согласными не происходит озвончения шумных глухих согласных (просьба [пр`оз’ба], слово [сл`ова]). Несмотря на свою звучность и практически полное отсутствие шумового компонента, сонорные звуки в русском языке, в отличие от гласных, не способны формировать слог и нести на себе ударение (хотя в других языках, например в чешском, такие согласные обладают этой способностью: prst ). Ближе всего к гласным среди сонорных стоит звук [j] («йот»). Между собой сонорные звуки различаются местом и способом образования, а также твердостью/мягкостью.




    Самое обсуждаемое
    Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
    Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
    К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


    top