Высшая нервная деятельность. Тесты по биологии "Анализаторы

Высшая нервная деятельность. Тесты по биологии

Тестирование по теме «Высшая нервная деятельность»

1. Безусловные рефлексы человека и животных обеспечи-вают

1) приспособление организма к постоянным условиям среды

2) приспособление организма к меняющемуся внешнему миру

3) освоение организмов новых двигательных умений

4) различение животными команд дрессировщика

2. Реакция человека на зеленый цвет светофора — это рефлекс

1) врожденный

2) приобретенный

3) безусловный

4) наследуемый

3. Слюноотделение у человека при виде лимона

1) условный

2) безусловный

3) защитный

4)ориентировочный

4. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем - это

1) безусловное торможение

2) условное торможение

3) рассудочное действие
4)осознанный поступок

5. Условный рефлекс будет прочным, если условный раз-дражитель

1) постоянно подкрепляется безусловным раздражителем

2) нерегулярно подкрепляется безусловным раздражителем

3) не подкрепляется безусловным раздражителем

4) подкрепляется безусловным раздражителем через большие промежутки времени

6. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в

1) коре больших полушарий

2) продолговатом мозге

3) мозжечке

4)среднем мозге

7. Рефлекс представляет собой основу

1) передачи измененных признаков от родителей потомству

2) наследственности организмов

3) нервной деятельности человека и животных

4) эволюции животных и человека

8. Внешнее торможение возникает

1) при действии внешних сильных новых очагов возбуждения

2) при постепенном угасании существующего условного рефлекса

4) по истечении определенного времени для всех условных

рефлексов

9. Плачущему малышу дали в руки куклу-неваляшку, кото-рая зазвенела, и ребенок перестал плакать в результате

1) безусловного рефлекса

2) рассудочной деятельности

3) процесса возбуждения

4) процесса торможения

10. В ответ на звон посуды, запах пищи, её вид у человека возникают слюноотделительные рефлексы:

1) передающиеся по наследству

2) врождённые

3) условные

4) безусловные

11. реакция собаки на команду хозяина - это пример рефлекса:

1) безусловного 2) условного

3) передающегося по наследству 4) характерного для всех особей вида

12. Раздражитель, на который существует врождённая реакция, называется:

1) условным 2) безусловным

3) оборонительным 4) индиферрентным

13. метод мнимого кормления, применённый И. П. Павловым, помог установить:

1) рефлекторную природу сокоотделения в желудке

2) аминокислотный состав пепсина

3) механизм продвижения пищи в кишечнике

4) строение системы органов пищеварения

14. Основный признак безусловных рефлексов:

1) индивидуальные 2) кратковременные

3) наследственные 4) приобретённые

15. Условные рефлексы:

1) одинаковы у всех особей вида 2) постоянны

3) индивидуальны 4) контролируются спинным мозгом

16. К спинномозговым рефлексам щенка спаниэля относится:

1) охрана потомства 2) мочеиспускание

3) строительство нор 4) пробуждение в определённое время

17. При серьёзном повреждении затылочной доли мозга собаки у неё не сформируется условный рефлекс на:

3) прикосновение 4) запах

18. Если у собаки сформирован условный рефлекс на команду «Сидеть!», то она должна:

1) садится по команде хозяина

2) ждать лакомства и потом садится

3) садится по команде любого человека

4) подчинятся команде жестом

19. Все безусловные рефлексы человека регулируются:

1) только корой головного мозга

2) спинным мозгом

3) спинным мозгом и корой головного мозга

4) гормональным путем

20. Связь, образующаяся при формировании условного рефлекса, называ-ется

1) прерывистой

2) постоянной

3) длительной

4)временной

21. Теорию условных рефлексов создал:

1) И. Ц. Павлов 3) И. М. Сеченов

2) А. А. Ухтомский 4) П. К. Анохин

22. У человека безусловное торможение возникает

1) при действии более сильных раздражителей

2) вследствие постепенного угасания условного рефлекса

3) вне зависимости от действия внешнего раздражителя

4) при неподкреплении условных рефлексов безусловными раз-дражителями

В 1. Реакция ребенка на бутылочку с питательной смесью - это пример рефлекса

1) врожденного

2) приобретенного в течение жизни

3) имеющегося у всех грудных детей

4) имеющегося у детей с искусственным или смешанным

вскармливанием

5) передающегося по наследству

6) не передающегося по наследству

В 2. Безусловные рефлексы:

А) видоспецифичны

Б) не наследуются

В) изменчивы, т.е. постоянно образуются и угасают

Г) сохраняются после удаления коры больших полушарий

Д) являются врождёнными

Е) замыкаются на уровне коры больших полушарий

В 2. Условные рефлексы:

А) наследуются

Б) устойчивы, т.е. сохраняются в течение всей жизни

В) индивидуальны

Г) способствуют выживанию в изменяющихся условиях среды

Д) не вырабатываются при повреждении коры больших полушарий

Е) видоспецифичны

В 3. Найдите соответствие между физиологическими эффектами и фазами сна:

1) учащение дыхания

2) быстроволновая электрическая активность мозга

3) падение ЧСС

4) релаксация мышц

5) сновидения

6) активное сокращение мимической мускулатуры

В 4. Какиеиз рефлексов не наследуются:

А) выполнение собакой команды «лежать»

Б) кашель при попадании крошек хлеба в дыхательные пути

В) выделение слюны в определённое время дня

Г) временная остановка дыхания при вхождении в холодную воду

Д) езда на велосипеде

Е) чувство голода

В 5. Какие из рефлексов являются безусловными:

Б) отделение слюны на запах пищи

В) коленный рефлекс

Г) моргание при попадании в глаз песчинки

Д) включение света при входе в помещение

Е) чувство голода

В 6. Выберите признаки, характеризующие специфическую высшую нервную деятельность человека:

А) реализуются безусловные рефлексы

Б) способность к абстрактному мышлению

В) способность к обучению

Д) общение знаками, символами, понятиями

Е) сформированное условно-рефлекторное поведение

В.7. Какие из приведенных рефлексов не наследуются?

A) Выполнение собакой команды «Лежать»

Б) Кашель при попадании крошек хлеба в дыхательные пути

B) Выделение слюны в определенное время дня

Г) Временная остановка дыхания при вхождении в холодную воду

Д) Езда на велосипеде

Е) Чувство голода

В8. В каком случае поведение животных можно отнести к инстинктам:

А) нерестовые миграции рыб

Б) реакции инфузории на поварённую соль

В) сбор пыльцы и нектара пчёлами

Г) передвижение эвглены зелёной в освещённое место

Д) реакции аквариумных рыб на постукивание кормушки

Е) откладывание кукушкой яиц в гнезда чужих птиц

В. 9. Установите соответствие

Признаки рефлексов

1)Индувидуальные

2(формируются в процессе индив.развития

3) врождённые

4) облегчают приспособление к условиям среды

5) жизненно важны, обеспечивают существование организмов

6) не требуют специальных условий для их возникновения

В 10 . Человек, в отличие от высших человекообразных обезьян,

A) обладает абстрактным мышлением
Б) имеет вторую сигнальную систему

B) имеет кору больших полушарий

Г) создает искусственную среду обитания

Д) характеризуется поведением, основанным на безусловных рефлексах

Е) адаптируется к новым условиям жизни путем выработки ус-ловных рефлексов

С.1 . Из каких элементов состоит рефлекторная дуга безусловного рефлекса?

С2. Как вырабатываются условные рефлексы?

С 3. Почему человек в своём доме безошибочно находит выключатель, а в чужом некоторое время ишет его, даже если уже бывал там не один раз?

Высшая нервная деятельность

Задания с выбором одного верного ответа.

А1. Безусловные рефлексы человека и животных обеспечивают:

    приспособление организма к постоянным условиям среды,

    приспособление организма к меняющемуся внешнему миру,

    освоение организмом новых двигательных умений,

    различение животными команд дрессировщика.

А2. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в:

    коре больших полушарий,

    продолговатом мозге,

    мозжечке,

    среднем мозге.

А3. Реакция человека на зелёный цвет светофора– это рефлекс:

    врождённый,

    приобретённый,

    безусловный,

    наследуемый.

А4. Слюноотделение у человека при виде лимона – рефлекс:

    условный,

    безусловный,

    защитный,

    ориентировочный.

А5. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем – это:

    безусловное торможение,

    условное торможение,

    рассудочное действие,

    осознанный поступок.

А6. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель:

    постоянно подкрепляется безусловным раздражителем,

    нерегулярно подкрепляется безусловным раздражителем,

    не подкрепляется безусловным раздражителем,

    подкрепляется безусловным раздражителем через большие промежутки времени.

А7. Человек, в отличие от животных, услышав знакомое слово, воспринимает:

    тональность звуков,

    направление слуховой волны,

    интенсивность звукового сигнала,

    его смысл.

А8. Плачущему малышу дали в руки игрушку, которая зазвенела. Ребёнок перестал плакать в результате:

    безусловного рефлекса,

    рассудочной деятельности,

    процесса возбуждения,

    процесса торможения.

А9. Ребёнок, который в первые годы жизни был изолирован от человеческого общества:

    может научиться говорить, но не ходить на двух ногах,

    не очень сильно отличается от обычного ребёнка того же возраста,

    не способен полноценно освоить речь и "человеческое" поведение,

    продолжает вести себя как младенец на первых месяцах жизни.

А10. Способность ребёнка к обучению речи в первую очередь связана с:

    его расовой принадлежностью,

    качеством питания,

А11. Обезьяна может использовать палку, чтобы достать плод, который находится вне клетки, так как обладает:

    безусловными пищевыми рефлексами,

    условными пищевыми рефлексами,

    ориентировочными рефлексами,

    рассудочной деятельностью.

А12. Внешнее торможение возникает:

    при действии внешних сильных новых очагов возбуждения,

    при постепенном угасании существующего условного рефлекса,

    вне зависимости от действия внешнего раздражителя,

    по истечении определённого времени для всех условных рефлексов.

А13. Формирование высшей нервной деятельности у позвоночных животных преимущественно связано с развитием:

    продолговатого мозга,

    мозжечка,

    среднего мозга,

    коры мозга.

А14. Основной признак безусловных рефлексов:

    индивидуальные,

    кратковременные,

    наследственные,

    приобретённые.

А15. Эмоциональные реакции у животных наиболее отчётливо проявляются при раздражении:

    продолговатого мозга,

    среднего мозга,

    промежуточного мозга,

    мозжечка.

Задания с выбором нескольких правильных ответов .

В1. На звонок с урока:

А) реагирую дети любого возраста одинаково,

Б) сходно реагируют дети школьного возраста,

В) приобретается рефлекс в процессе жизни,

Г) рефлекс передаётся по наследству,

Д) рефлекс является врождённым,

Е) рефлекс не передаётся по наследству.

В2. Реакция ребёнка на бутылочку с питательной смесью – это пример рефлекса:

А) врождённого,

Б) приобретённого в течение жизни,

В) имеющегося у всех грудных детей,

Г) имеющегося у детей с искусственным или смешанным вскармливанием,

Д) передающегося по наследству,

Е) не передающегося по наследству.

В3. Признаки, характеризующие специфическую высшую нервную деятельность человека.

А) реализуются безусловные рефлексы,

Б) способность к абстрактному мышлению,

В) способность к обучению,

Д) общение знаками, символами, понятиями,

Е) сформированное условно-рефлекторное поведение.

Задания на установление соответствия.

В4. Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом.

ПРИЗНАКИ РЕФЛЕКСОВ ТИПЫ РЕФЛЕКСОВ

    передаются по наследству, А) условные,

    не передаются по наследству, Б) безусловные.

    приобретаются в течение жизни,

    врождённые,

    характерны для всех особей вида,

    индивидуальны для каждой особи.

В5. Установите соответствие между характеристикой торможения условных рефлексов и его типом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОРМОЖЕНИЯ ТИПЫ ТОРМОЖЕНИЯ

    условный рефлекс медленно угасает, А) внешнее,

    в коре больших полушарий возникает новый Б) внутреннее.

очаг возбуждения,

    условный раздражитель не подкрепляется безусловным,

    временная нервная связь в коре больших полушарий сохраняется.

В6. Установите соответствие между физиологическими эффектами и фазами сна.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ФАЗЫ СНА

    учащение дыхания, А) парадоксальный сон,

    быстроволновая электрическая активность мозга, Б) медленный сон.

    падение ЧСС,

    релаксация мышц,

    сновидения,

    активное сокращение мимической мускулатуры.

Задание на установление правильной последовательности .

В7. Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок.

А) слуховой центр коры мозга,

Б) чувствительный нейрон,

В) рецепторы слуха,

Г) временная связь,

Д) центр слюноотделения,

Е) слюнные железы,

Ж) двигательный нейрон.

В8. Установите правильную последовательность прохождения нервным импульсом звеньев рефлекторной дуги условного рефлекса.

А) центр слюноотделения,

Б) чувствительный нейрон,

В) временная связь,

Г) зрительный центр,

Д) слюнные железы,

Е) рецепторы глаза,

Ж) двигательный нейрон,

З) подкорковые образования.

Задания со свободным ответом.

С1. Какова роль условных рефлексов в жизни животного?

С2. Почему человек в своём доме безошибочно находит выключатель, а в чужом некоторое время ищет его, даже если уже бывал там не один раз?

Ответы к заданиям части А

Ответы к заданиям части В с выбором нескольких верных ответов

№ задания

Ответы к заданиям части В на установление соответствия

№ задания

Ответы к заданиям части В на определение последовательности

№ задания

ЕБЗГВАЖД

Ответы к заданиям части С

С1. Осуществляется приспособление организма к конкретным условиям существования.

Вариант 1

Задание 1.

1. Принцип рефлекторной работы мозга был открыт:

B. Ильей Ильичом Мечниковым

2. Сужение зрачка, слюноотделение можно отнести к:

A. Условным рефлексам

Б. Безусловным рефлексам

B. Приобретенным рефлексам

3. Способность новорожденных к плаванию без предварительного обучения является примером:

A. Безусловного рефлекса

Б. Условного рефлекса

B. Инстинкта

4. В основе приобретенного поведения лежат:

A. Безусловные рефлексы

Б. Условные рефлексы

B. Инстинкты

5. Навыки катания на коньках, на велосипеде, плавание формируются на основе:

A. Динамического стереотипа

Б. Инстинктивных реакций

B. Безусловных реакций

6. Если не подкреплять условный раздражитель безусловным, произойдет:

A. Безусловное торможение

Б. Исчезновение рефлекса

B. Условное торможение

7. Мышление возникает на основе:

A. Инстинкта

Б. Рассудочной деятельности

B. Безусловных рефлексов

8. Сущность образования условных рефлексов, процессов возбуждения и торможения была открыта и подробно изучена:

A. Иваном Михайловичем Сеченовым

Б. Николаем Ивановичем Пироговым

B. Иваном Петровичем Павловым

9. Сон представляет собой:

A. Один из видов торможения коры полушарий большого мозга

Б. Один из особых видов возбуждения коры полушарий большого мозга

B. Временное прекращение деятельности мозга

10. Во время сна клетки мозга:

A. Прекращают свою активность

Б. Восстанавливают свою работоспособность

B. Замедляют свою работоспособность

Задание 2 . Вставьте пропущенное слово.

1. Безусловные рефлексы являются..., передаются из поколения в поколение и проявляются как... реакции на определенные... раздражители.

2. Примером безусловного рефлекса служит сужение...,... в ротовой полости и более сложные формы врожденного поведения – ...

3. Рефлексы, возникающие в течение жизни, называются..., являются строго... и возникают в ответ на... раздражители.

4. Условные рефлексы лежат в основе... поведения, обеспечивающего адаптацию к окружающему миру, и сложной системы условно-рефлекторных связей в коре полушарий, формирующих... стереотип, лежащий в основе многих привычек и...

5. Со временем с условными рефлексами может произойти... или... торможение при исчезновении условного раздражителя или действии нового... рефлекса.

6. Гипотеза о рефлекторной основе деятельности... мозга принадлежит..., а создателем целостного учения об условных рефлексах является...

7. Для нормальной жизнедеятельности человека необходимо, чтобы период активного бодрствования сменялся..., который Павлов назвал... торможением, восстанавливающим функции... системы.

Задание 3 . Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Какие рефлексы называют безусловными? В чем их значение?

2. Приведите примеры инстинктивного поведения человека.

3. Что такое условные рефлексы? Как они формируются?

4. Каково значение условных рефлексов?

5. Объясните понятие «динамический стереотип».

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Вариант 2

Задание 1. Выберите один правильный ответ.

1. Люди видят сны в период:

А. Пробуждения

Б. Медленного сна

В. Быстрого сна

2. Взрослый человек должен спать в сутки:

А. 4 часа

Б. 8 часов

В. 10 часов

3. Состояние длительного многолетнего сна называется:

А. Летаргией

Б. Гипнозом

В. Сомнамбулизмом

4. Специфическим условным раздражителем человека является:

А. Действие

Б. Слово

В. Мысль

5. Представление о цвете, форме, поверхности, запахе предмета складываются в:

А. Восприятие

Б. Впечатление

В. Ощущение

6. Установление взаимосвязи между фактами – основа:

A. Логической памяти

Б. Механической памяти

B. Слуховой памяти

7. Способность человека на основе уже имеющихся знаний добывать новую информацию, называется:

А. Познание

Б. Мышление

В. Память

8. Неуравновешенный, легковозбудимый тип темперамента называется:

А. Сангвиник

Б. Флегматик

В. Холерик

9. Уравновешенный, спокойный, инертный тип темперамента называется:

А. Сангвиник

Б. Флегматик

В. Меланхолик

10. Тип темперамента и особенности нервной системы:

A. Наследуются от родителей

Б. Зависят от внешней среды

Задание. Выберите один правильный ответ.


1. Принцип рефлекторной работы мозга был открыт:

B. Ильей Ильичом Мечниковым


2. Сужение зрачка, слюноотделение можно отнести к:

A. Условным рефлексам

Б. Безусловным рефлексам

B. Приобретенным рефлексам


3. Способность новорожденных к плаванию без предварительного обучения является примером:

A. Безусловного рефлекса

Б. Условного рефлекса

B. Инстинкта


4. В основе приобретенного поведения лежат:

A. Безусловные рефлексы

Б. Условные рефлексы

B. Инстинкты


5. Навыки катания на коньках, на велосипеде, плавание формируются на основе:

A. Динамического стереотипа

Б. Инстинктивных реакций

B. Безусловных реакций


6. Если не подкреплять условный раздражитель безусловным, произойдет:

A. Безусловное торможение

Б. Исчезновение рефлекса

B. Условное торможение


7. Мышление возникает на основе:

A. Инстинкта

Б. Рассудочной деятельности

B. Безусловных рефлексов


8. Сущность образования условных рефлексов, процессов возбуждения и торможения была открыта и подробно изучена:

A. Иваном Михайловичем Сеченовым

Б. Николаем Ивановичем Пироговым

B. Иваном Петровичем Павловым


9. Сон представляет собой:

A. Один из видов торможения коры полушарий большого мозга

Б. Один из особых видов возбуждения коры полушарий большого мозга

B. Временное прекращение деятельности мозга


10. Во время сна клетки мозга:

A. Прекращают свою активность

Б. Восстанавливают свою работоспособность

B. Замедляют свою работоспособность


11. Люди видят сны в период:

А. Пробуждения

Б. Медленного сна

В. Быстрого сна


12. Взрослый человек должен спать в сутки:

Б. 8 часов

В. 10 часов


13. Состояние длительного многолетнего сна называется:

А. Летаргией

Б. Гипнозом

В. Сомнамбулизмом


14. Специфическим условным раздражителем человека является:

А. Действие


15. Представление о цвете, форме, поверхности, запахе предмета складываются в:

А. Восприятие

Б. Впечатление

В. Ощущение


16. Установление взаимосвязи между фактами – основа:

A. Логической памяти

Б. Механической памяти

B. Слуховой памяти


17. Способность человека на основе уже имеющихся знаний добывать новую информацию, называется:

А. Познание

Б. Мышление

В. Память


18. Неуравновешенный, легковозбудимый тип темперамента называется:

А. Сангвиник

Б. Флегматик

В. Холерик


19. Уравновешенный, спокойный, инертный тип темперамента называется:

А. Сангвиник

Б. Флегматик

В. Меланхолик


20. Тип темперамента и особенности нервной системы:

A. Наследуются от родителей

Задание 1. «Безусловные рефлексы»

Заполните таблицу:

Задание 2. «Безусловные и условные рефлексы»


Заполните таблицу:

Задание 3. «Дуги безусловных и условных рефлексов»


Р

ассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


  1. Перечислите элементы рефлекторной дуги, изображенной на рис. А. Что обозначено цифрами 1 – 4?

  2. Перечислите элементы рефлекторной дуги, изображенной на рис. Б.

  3. Что изображено на рис. В?

  4. Объясните, почему происходит слюноотделение у собаки, изображенной на рис. Г?

  5. Между какими центрами образуются временные связи пищевых условных рефлексов, если слюноотделение наблюдается на запах пищи? На звуки, которыми сопровождается кормление?

Задание 4. «Дуги безусловных и условных рефлексов»


Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Дуга безусловного рефлекса:

Дуга условного рефлекса:


  1. Запишите последовательные элементы рефлекторной дуги безусловного слюноотделительного рефлекса.

  2. Запишите последовательные элементы рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса.

Задание 5. «Образование и торможение условных рефлексов»


Запишите номера суждений, против верных поставьте +, против ошибочных –

  1. Для образования условного рефлекса необходим безусловный раздражитель.

  2. Условные рефлексы связаны с образованием временных связей между различными центрами в коре.

  3. Для образования условного рефлекса необходимо, чтобы безразличный раздражитель начал действовать на несколько секунд раньше безусловного, через несколько повторений он становится условным раздражителем.

  4. Условные рефлексы образуются на всю жизнь.

  5. Условные рефлексы передаются по наследству.

  6. Учение об условных рефлексах разработано И.М.Сеченовым.

  7. Образование условных рефлексов связано с корой головного мозга.

  8. Безусловное (внешнее) торможение связано с угасанием условного рефлекса без его подкрепления безусловным.

  9. Внутреннее торможение позволяет приспособиться к изменившимся условиям жизни.

  10. Внешнее торможение позволяет приспособиться к внезапным изменениям в окружающем мире .

  11. Реакция учеников на звонок с урока - пример внутреннего торможения.

Задание 6. «Высшая нервная деятельность. Сон»


Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

  1. И.П.Павлов.

  2. И.М.Сеченов.

  3. Н.И.Пирогов.
Тест 2. Кто разработал методику образования условных рефлексов и создал учение об условных рефлексах?

  1. И.П.Павлов.

  2. И.М.Сеченов.

  3. А.А.Ухтомский.
Тест 3. Какие рефлексы являются врожденными, однотипными для вида и передаются по наследству?

  1. Условные рефлексы.

  2. Безусловные рефлексы.
Тест 4. Какие рефлексы являются приобретенными, носят индивидуальный характер и не передаются по наследству?

  1. Условные рефлексы.

  2. Безусловные рефлексы.
Тест 5. Дуги каких рефлексов существуют с рождения и сохраняются в течение всей жизни?

  1. Условных рефлексов.

  2. Безусловных рефлексов.

  3. И условных, и безусловных рефлексов.
Тест 6. Какие рефлексы не имеют готовых рефлекторных дуг, формируются в процессе жизни и могут угасать ?

  1. Условные рефлексы.

  2. Безусловные рефлексы.

Тест 7. Какие рефлексы обеспечивают приспособление к меняющимся условиям внешней среды?

  1. Условные рефлексы.

  2. Безусловные рефлексы.

  3. И условные, и безусловные рефлексы.
**Тест 8. Какие условия необходимы для выработки условных рефлексов?

  1. Безразличный раздражитель должен подкрепляться безусловным раздражителем.

  2. Безразличный раздражитель должен несколько опережать безусловный раздражитель.

  3. Безусловный раздражитель должен несколько опережать безразличный раздражитель.

  4. Достаточно одноразового подкрепления безразличного раздражителя безусловным.

  5. Должно быть неоднократное подкрепление безразличного раздражителя безусловным.
Тест 9. Какие структуры головного и спинного мозга участвуют в осуществлении безусловных рефлексов?

  1. Спинной мозг и ствол головного мозга.

  2. Спинной мозг, ствол и кора головного мозга.

  3. Ствол и кора головного мозга.

  4. Кора головного мозга.
Тест 10. При покупке нового костюма, человек некоторое время ищет карманы на старых местах, затем привыкает к новым. Какой это вид торможения ?

  1. Внешнее, безусловное.

  2. Внутреннее, условное.
Тест 11. Раздался стук в дверь и пудель , бросив мячик, залаял и бросился к двери. Какой это вид торможения?

  1. Внешнее, безусловное.

  2. Внутреннее, условное.

  3. Здесь нет торможения, произошло возбуждение другого участка коры.
Тест 12. Условный раздражитель не подкрепляется безусловным. Животное через некоторое время перестает реагировать на условный раздражитель, условный рефлекс затормозился. Какой это вид торможения?

  1. Внешнее, безусловное.

  2. Внутреннее, условное.
Тест 13. Какую информацию человек воспринимает с помощью первой сигнальной системы ?


  1. Любую, которую воспринимают органы чувств, кроме словесной .
Тест 14. Какую информацию человек воспринимает с помощью второй сигнальной системы ?

  1. Любую, которую воспринимают органы чувств.

  2. Любую, которую воспринимают органы чувств, кроме словесной.

  3. Только словесную, устную и письменную речь.
**Тест 15. Что характерно для фазы медленного сна?

  1. Урежаются дыхание и пульс.

  2. Учащается и углубляется дыхание.

  3. Расслабляются мышцы.

  4. Понижается обмен веществ и температура тела.

  5. Повышается интенсивность обмена веществ.

  6. Усиливается работа сердца.

  7. Замедляется работа сердца.

  8. Повышается кровяное давление.

  9. Наблюдается быстрое движение глаз.

  10. Человек видит сны.

  11. Заторможенность движений.

  12. Повышается температура.
Тест 16. Как называется форма научения, основанная на запечетлевании образа другого индивидуума в мозгу детеныша и создании особой "привязанности" к нему, стремлении следовать за ним?

  1. Импринтинг.

  2. Инсайт.

  3. Условный рефлекс.
Тест 17. Как называется высшая форма научения животных, основанная не на методе проб и ошибок, а на ранее полученной информации и позволяющая решить задачу, которую животное ранее не решало. (Для того чтобы достать банан шимпанзе поставила ящики друг на друга).

  1. Импринтинг.

  2. Инсайт.

Задание 7. «Высшая нервная деятельность»


Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением :

  1. Кто из Российских ученых впервые показал, что психическая деятельность человека основана на рефлексах?

  2. Какой Российский ученый создал учение об условных рефлексах?

  3. Какие рефлексы называются безусловными?

  4. Какие рефлексы называются условными?

  5. Что такое инстинкт?

  6. Дайте определение высшей нервной деятельности.

  7. Присуща ли высшая нервная деятельность животным?

  8. Дуги каких рефлексов существуют с рождения и сохраняются всю жизнь ?

  9. Дуги каких рефлексов формируются в процессе жизнедеятельности и могут угасать?

  10. Как называется нервная связь, возникающая между различными центрами при образовании условного рефлекса?

  11. Какие условия необходимы для образования условного рефлекса?

  12. Какие два вида торможения рефлексов вам известны?

  13. В ответ на звуковой сигнал автомобиля, пешеход остановился. Какой это вид торможения?

  14. У собаки выработан пищевой рефлекс на звук погремушки. Впоследствии он перестал подкрепляться пищей и затормозился. Какой это вид торможения?

  15. Какую информацию человек воспринимает с помощью первой сигнальной системы?

  16. Какую информацию человек воспринимает с помощью второй сигнальной системы?

  17. В каком полушарии у правшей находятся речевые центры?

  18. Какое полушарие преимущественно отвечает за образное мышление?

  19. Что такое доминанта?

  20. Кто разработал учение о доминанте?

Задание 8. «Важнейшие термины и понятия темы»


Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Безусловные рефлексы. 2. Условные рефлексы. 3. Временные связи. 4. Безусловный раздражитель. 5. Условный раздражитель. 6. Безусловное торможение. 7. Условное торможение. 8. Принцип доминанты А.А.Ухтомского. 9. Вторая сигнальная система. 10. Импринтинг.


Ответы:

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3. 1. Рецепторы языка, чувствительный путь (1), центр слюноотделения продолговатого мозга (2), двигательный путь, слюнная железа (3). Кроме того, информация передается в пищевой центр коры (4). 2. Зрительные рецепторы, чувствительный путь, зрительный центр. 3. Возбуждение зрительного центра и пищевого центра в коре головного мозга. 4. При включении лампочки возбуждается зрительный центр. По временной связи возбуждение доходит до пищевого центра коры, откуда возбуждение передается на слюноотделительный центр. 5. На запах – между обонятельными центрами и пищевыми центрами коры; на звуки – между слуховыми центрами коры и пищевыми центрами.

Задание 4.

Дуга безусловного рефлекса


Дуги условных рефлексов:


Задание 5. 1. Нет, не обязательно. Иногда достаточно условного раздражителя. 2. Да. 3. Да. 4. Нет. 5. Нет. 6. Нет. 7. Да. 8. Нет. 9. Да. 10. Да. 11. Нет.

Задание 6. Тест 1. 2. Тест 2. 1. Тест 3. 2. Тест 4 . 1. Тест 5. 2. Тест 6. 1. Тест 7. 1. Тест 8. 1,2,5. Тест 9. 1. Тест 10. 2. Тест 11. 1. Тест 12. 2. Тест 13. 2. Тест 14. 3. Тест 15. 1,3,4,7. Тест 16. 1. Тест 17. 2.

Задание 7. 1. И.М.Сеченов. 2. И.П.Павлов. 3. Врожденные. 4. Приобретенные в течение жизни . 5. Определенная последовательность врожденных рефлексов. 6. Рассудочная деятельность, деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая приспособляемость к условиям среды, основанная на образовании и торможении условных рефлексов. 7. Да, в зависимости от степени развития нервной системы. 8. Врожденных. 9. Приобретенных. 10. Временная связь. 11. Сочетание безразличного раздражителя с безусловным. Безразличный раздражитель должен предшествовать безусловному. Для образования прочной временной связи необходимо многократное подкрепление безразличного раздражителя безусловным. 12. Внешнее (безусловное) и внутреннее (условное). 13. Внешнее. 14. Внутреннее. 15. Любую, кроме словесной. 16. Устную и письменную речь. 17. В левом. 18. Правое. 19. Временно наиболее активная система рефлексов, которая направляет работу нервных центров и поведение в данный момент времени . 20. А.А.Ухтомский.

Задание 8. 1. Врожденные, видовые. 2. Приобретенные в течение жизни, индивидуальные. 3. Связи, возникающие между нервными центрами при образовании условных рефлексов. 4. Раздражитель, вызывающий определенный безусловный рефлекс. 5. Раздражитель, вызывающий определенный условный рефлекс. 6. Внешнее торможение, вызванное новым раздражителем. 7. Внутреннее торможение, когда условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным. 8. Доминирование в определенный момент времени конкретных нервных центров, определяющих нервную деятельность человека. 9. Речь, сигнал сигналов. 10. Запечатление, формирование в раннем периоде развития особи устойчивой индивидуальной избирательности к внешним стимулам.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top