"заколдованное место". Пересказ повести "Заколдованное место" Гоголя Н.В

Когда рассказчик, старый Фома, был еще маленьким, с его дедом произошла необычная история. Он утверждает, что нечистая сила обморочит кого угодно. Вот как это произошло.

Отец уехал в Крым продавать табак. Дед и Фома перешли жить на баштан (участок земли), где росли арбузы, дыни и разные овощи. Баштан располагался недалеко от дороги. Мимо проходили чумаки (так называли обозников, едущих в Крым за рыбой и солью).

Однажды среди проезжающих чумаков дед встретил своих знакомых. Они расположились у куреня (шалаш из соломы). Пошли разговоры, воспоминания о былом. Потом дед заставил Фому и его брата Остапа танцевать. Да и сам не выдержал и пустился в пляс. Танцевал он хорошо. Но в этот раз, дойдя до половины гладкого места, уже хотел показать ногами свою штуку, как вдруг не смог ими шевельнуть, как следует.

Дед стал ругать сатану, так как это его наваждение. И видит, что стоит в каком-то незнакомом месте. Стал приглядываться и узнал голубятню в огороде у попа и гумно волостного писаря. Выйдя на дорожку, дед направился к своему баштану. Но в стороне от дороги на могилке он увидел огонек свечи. Клад! А у него с собой ни заступа, ни лопаты нет. Решил он хоть место заметить. Положил на могилу ветку и пошел домой.

На следующий день, как только смеркалось, дед отправился к отметке. Но, придя к огороду попа, он увидел голубятню, но не увидел гумна. Отошел чуть в сторону – пропала голубятня. Опять с ним дьявол стал шутки шутить. Тут дождь пошел, и дед воротился в свой курень.

На другой день он вышел в поле с заступом, чтобы новую грядку прокопать. Проходя мимо заколдованного места, где не смог он танцевать, дед не удержался и ударил в него заступом. Смотрит – снова он на том месте, где метку ставил. И могилка здесь, и метка его лежит. Дед обрадовался, что теперь у него заступ есть. Подошел он к могиле, а там камень огромный лежит. Своротил его старик и решил табаку понюхать.

Но не успел его еще к носу поднести, как кто-то чихнул рядом с ним. Его всего обрызгал. Дед подумал, что черту не по душе табачок. И стал копать. Вскоре наткнулся на котел. «Вот ты где!» – радостно сказал он. Эти слова, как эхо повторили птичий нос, баранья голова и медведь. Старик испугался, и сказал, что тут страшно. И опять птичий нос, баранья голова и медведь повторили все за ним. А тут еще и пень превратился в страшную рожу. Нос огромный, как кузнечный мех, губы, как колоды, а глаза красные, огнем горят. Рожа язык высунула и дразнит деда. Решил он поскорее убираться с этого места. Схватил котелок и пустился бежать.

А Фома и Остап деда потеряли. Уже мать принесла им ужин, уже и повечерять успели, а его все нет. Мать помыла посуду и стала искать, куда бы вылить помои. Смотрит, а к куреню движется кадка, как будто кто спрятался за ней и толкает ее вперед. Она и решила туда помои вылить.

Оказалось, это дед котел принес. Стал он на мать ругаться, лицо вытирать. А потом радостно и говорит ребятам, что скоро они будут есть бублики, ходить в золотых жупанах (старинная верхняя одежда). И открыл котел. А там золота и в помине нет. Только грязь да сор всякий. Дед сплюнул, руки вымыл. С той поры сам он черту не верил и ребят всегда учил ему не верить. Дед говорил, что дьявол – враг человека, обманет. У него правды и на копейку нет. И всякий раз, как встретит неспокойное место, начинает его крестить.

А тот участок, где ему не вытанцовывалось, дед решил не возделывать больше. Огородил его и велел всякий сор туда бросать. Другие потом на этом месте сеяли и арбузы, и дыни. Но ничего хорошего там не вырастало.

В рамках проекта "Гоголь. 200 лет" РИА Новости представляет краткое содержание произведения "Заколдованное место" Николая Васильевича Гоголя - заключительной повести цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки". Повесть имеет подзаголовок "Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви".

Быль сия относится ко времени, когда рассказчик был еще дитятею. Отец с одним из сыновей уехал в Крым продавать табак, оставив дома жену, трех еще сыновей да деда стеречь баштан — дело прибыльное, проезжих много, а всего лучше — чумаки, что рассказывали диковинные истории. Как-то к вечеру приходит несколько возов с чумаками, да все старинными дедовыми знакомцами. Перецеловались, закурили, пошел разговор, а там и угощение. Потребовал дед, чтоб внуки плясали, гостей потешили, да недолго терпел, сам пошел. Плясал дед славно, такие кренделя выделывал, что диво, покуда не дошел до одного, места близ грядки с огурцами. Здесь ноги его стали. Пробовал сызнова — то же. УЖ и бранился, и снова начинал — без толку.

Сзади кто-то засмеялся. Огляделся дед, а места не узнает: и баштан, и чумаки — все пропало, вокруг одно гладкое поле. Все ж понял, где он, за поповым огородом, за гумном волостного писаря. «Вот куда затащила нечистая сила!» Стал выбираться, месяца нет, нашел в темноте дорожку. На могилке поблизости вспыхнул огонек, и другой чуть поодаль. «Клад!» — решил дед и навалил для приметы изрядную ветку, поскольку заступа при себе не имел. Поздно вернулся он на баштан, чумаков не было, дети спали.

На следующий вечер, захватив заступ и лопату, направился он к попову огороду. Вот по всем приметам вышел в поле на давешнее место: и голубятня торчит, а гумна не видно. Пошел ближе к гумну — пропала голубятня. А тут припустил дождик, и дед, так и не нашед места, прибежал с бранью обратно. Назавтра ввечеру пошел он с заступом прокопать новую грядку, да, минуя проклятое место, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом, — и оказался в том самом поле. Все узнал он: и гумно, и голубятню, и могилку с наваленной веткой. На могиле лежал камень. Обкопав, дед отвалил его и хотел было понюхать табачку, как кто-то чихнул у него над головою. Осмотрелся — нет никого. Принялся дед копать и нашел котел. «А, голубчик, вот где ты!» — воскликнул дед. То же сказал и птичий нос, и баранья голова с верхушки дерева, и медведь. «Да тут страшно слово сказать», — пробормотал дед, а вслед за ним и птичий нос, и баранья голова, и медведь. Дед хочет бежать — под ногами круча без дна, над головой гора нависла. Дед бросил котел, и все стало по-прежнему. Решив, что нечистая сила только пугает, он схватил котел и кинулся бежать.

Об эту пору на баштане и дети, и пришедшая мать недоумевали, куда подевался дед. Отужинав, пошла мать вылить горячие помои, а навстречу ей бочка ползет: видно, кто-то из детей, шаля, толкает ее сзади. Мать плеснула в нее помоями. Оказалось, что это дед. Открыли дедов котел, а в нем сор, дрязг и «стыдно сказать, что такое». С той поры заклялся дед верить черту, проклятое место загородил плетнем, а когда наняли поле под баштан соседние козаки, на заколдованном месте вечно всходило что-нибудь «черт знает что такое!».

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель Е. В. Харитонова

Черновики повести Гоголя «Заколдованное место» не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. Скорее всего она была написана в 1830 году. Повесть «Заколдованное место» вошла во вторую книгу сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. Подзаголовок цикла указывает, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» издал некий пасечник Рудый Панько. Повести «Вечер накануне Ивана Купала» , «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» рассказаны дьячком одной церкви. Такое отстранение автора от участника событий позволило Гоголю добиться двойного эффекта. Во-первых, избежать обвинения в сочинении «небылиц», во-вторых, подчеркнуть народный дух повествования.

Сюжет повести действительно основан на традициях фольклора, которые хорошо были знакомы писателю с детства. Сказки о «проклятых местах» и кладах характерны для мифотворчества многих народов. В славянских сказаниях сокровища часто искали на кладбищах. Нужную могилу указывала внезапно вспыхнувшая свеча. Традиционен для народных историй и мотив превращения неправедно добытого богатства в мусор.

Самобытность повести проявляется в ярком и сочном языке, который щедро усеян украинскими словами: «чумаки» , «курень» , «баштан» , «хлопцы» … Предельно точное изображение народного быта, а также искрометный юмор писателя создают особую гоголевскую атмосферу, полную поэтической фантастики и лукавства. Читателю кажется, что он сам находится среди слушателей дьячка. Такой эффект достигается за счет метких комментариев рассказчика.

Главный герой повести – дед Максим. Автор описывает его с доброй иронией. Это живой, веселый и деятельный старик, который любит прихвастнуть, лихо танцует и не боится самого черта. Деду очень нравится слушать рассказы чумаков. Внуков своих он ругает, называет «собачьими детьми» , но понятно, что старик души не чает в сорванцах. А те дружелюбно подшучивают над дедом.

Важный элемент повести – само заколдованное место. В наше время его бы назвали аномальной зоной. Дед случайно обнаруживает «плохое место» во время танца. Как только старик попадает на его границу «возле грядки с огурцами» , так ноги сами перестают танцевать. А внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дед приписывает действию нечистой силы.

Переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искажающегося пространства. Ориентиры, которые дед отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. Ему никак не удается найти точку, с которой видны поповская голубятня и гумно волосного писаря.

Проклятое место имеет «свой характер» . Оно не любит чужих, но не вредит незваным гостям, а только пугает их. Особого урона от проникновения иррациональных сил в реальный мир тоже нет. Земля в аномальной зоне всего лишь не дает урожая. Заколдованное место не прочь поиграть с дедом. То не допускает к себе, несмотря на все старания, то вдруг легко открывается. В арсенале аномальной зоны много необычных средств: внезапно испортившаяся погода, исчезновение с неба месяца, чудовища. Страх заставляет старика на время бросить находку. Но жажда наживы оказывается сильнее, поэтому потусторонние силы решают проучить деда. В котле, который с таким трудом был добыт в проклятом месте, оказались не драгоценности, а «сор, дрязг и стыдно сказать что такое» .

После такой науки герой повести стал очень религиозен, зарекся сам иметь дело с нечистой силой и наказал всем близким. Дед своеобразно мстит черту, который так его заморочил. Старик огораживает заколдованное место плетнем и выбрасывает туда всякий мусор с баштана.

Подобный финал закономерен. Гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. Дед получает в награду не клад, а насмешку. Так писатель утверждает идею призрачности всякого богатства, которое нажито нечестным трудом.

Пушкин , Герцен, Белинский и другие современники Гоголя с восторгом приняли «Заколдованное место». И сегодня читатели с улыбкой и большим интересом погружаются в удивительный мир, где царят остроумие, поэзия и фантастика, оживает сама душа народа.

  • «Заколдованное место», краткое содержание повести Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя

Повесть «Заколдованное место» - это один из рассказов Н.В. Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В ней сплетаются два основных мотива: хулиганства чертей и добывание клада. В этой статье приведено ее краткое содержание. Гоголь, «Заколдованное место» - это книга, которая впервые была напечатана в 1832 году. А вот время ее создания доподлинно не известно. Считается, что это одно из самых ранних произведений великого мастера. Освежим в памяти все его основные моменты.

Н. В. Гоголь, «Заколдованное место». Главные герои произведения

Чумаки (торговцы).

Внуки деда.

Невестка деда.

Краткое содержание: Гоголь, «Заколдованное место» (вступление)

Случилась эта история давно, тогда, когда рассказчик был еще ребенком. Его отец, прихватив одного из четверых сыновей, уехал торговать табаком в Крым. На хуторе остались трое ребят, их мать и дед, стерегший баштан (огород, засеянный арбузами и дынями) от непрошеных гостей. Как-то вечером проезжал мимо них воз с торговцами. Среди них было много знакомых деда. Встретившись, они бросились целоваться и вспоминать былое. Затем гости закурили трубки, пошло угощение. Стало весело, пошли плясать. Дед тоже решил тряхнуть стариной и показать чумакам, что в плясу ему до сих пор равных нет. Дальше со стариком стало твориться что-то необычное. Но об этом расскажет уже следующая глава (ее краткое содержание).

Гоголь, «Заколдованное место». Развитие событий

Разошелся дед, но как только дошел до огуречной грядки, ноги его вдруг перестали слушаться. Он забранился, да только толку нет. Сзади послышался смех. Оглянулся он, а за ним нет никого. Да и место то вокруг незнакомое. Перед ним лежит голое поле, а сбоку лес, из которого торчит какой-то длинный шест. На миг ему показалось, писаря, а жердь, виднеющаяся из-за деревьев, - голубятня в огороде местного попа. Вокруг его темнота, небо черное, месяца нет. Пошел дед по полю и вскоре набрел на небольшую дорожку. Вдруг впереди загорелся огонек на одной из могилок, затем потух. Затем вспыхнул свет в другом месте. Обрадовался наш герой, решив, что это клад. Пожалел он только о том, что нет у него сейчас лопаты. «Но и это не беда, - подумал дед. - Ведь можно это место чем-нибудь заметить». Нашел он большую ветку и бросил ее на могилу, на которой горел огонек. Сделав это, вернулся он на свой баштан. Только было уже поздно, дети спали. На следующий день, не сказав никому ни слова и захватив с собой заступ, отправился неугомонный старик к попову огороду. Да вот беда - места теперь эти он не узнавал. Есть голубятня, так гумна нет. Повернется дед: поле есть, а голубятня пропала. Вернулся он домой ни с чем. А на следующий день, когда старик, решив вскопать новую гряду на баштане, ударил лопатой в то место, где ему не танцевалось, вдруг картинки перед ним поменялись, и он оказался в том самом поле, где видел огоньки. Обрадовался наш герой, подбежал к могилке, замеченной им ранее. На ней лежал большой камень. Отбросив его, дед решил понюхать табачку. Вдруг кто-то сильно чихнул над ним. Оглянулся старик, а никого нет. Принялся он рыть землю на могиле и выкопал котел. Обрадовался он и воскликнул: «А, вот где ты, голубчик!» Эти же слова пропищала с ветки птичья голова. А за ней проблеяла с дерева баранья голова. Из бора выглянул медведь и проревел ту же фразу. Не успел дед сказать новые слова, как ему начали вторить те же рожи. Испугался старик, схватил котел и бросился наутек. О том, что произошло с незадачливым героем дальше, расскажет приведенная ниже следующая глава (ее краткое содержание).

Гоголь, «Заколдованное место». Концовка

А дома деда уже хватились. Сели за ужин, а его все нет. После трапезы пошла хозяйка в огород вылить помои. Вдруг увидела она, как ей навстречу лезет бочка. Она решила, что это чья-то шутка, и вылила помои прямо на нее. Но оказалось, что это и был дед. В котле, который он принес с собой, были только дрязг и сор. С тех пор поклялся старик не верить более чертям, а проклятое место у себя в огороде обнес плетнем. Говорили, что когда это поле наняли под бахчевые местные чумаки, на этом кусочке земли росло бог знает что, даже и разобрать было нельзя.

Более полутора века назад написал Н. В. Гоголь «Заколдованное место». Краткое содержание его изложено в этой статье. Сейчас оно не менее популярно, чем и много лет назад.

«Заколдованное место» – четвёртая, заключительная повесть второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя . Её вновь рассказывает дьячок местной церкви, Фома Григорьевич. Главным героем рассказа является его дед, уже знакомый читателям из повести «Пропавшая грамота ».

В одно лето, когда Фома Григорьевич был ещё малым ребёнком, его дед посеял при дороге огород с дынями и арбузами и продавал плоды с него проезжавшим мимо торговцам. Однажды у огорода остановилось штук шесть возов, в которых ехали старые знакомые деда. Обрадованный встрече дед хорошо угостил своих давнишних друзей, а потом на радостях пустился танцевать. Выделывая, несмотря на старость, разные замысловатые коленца, он дошёл до одного места близ грядки с огурцами – и там ноги деда вдруг сделались как деревянные и перестали ему служить. Отойдя назад, он разогнался вновь, но на том же самом месте вновь стал, как заколдованный. Проклиная сатану, дед вдруг услышал, как сзади него кто-то засмеялся. Он оглянулся и увидел, что находится совсем не там, где стоял за миг до этого, а с другой стороны своего села. И на дворе был уже не день, а ночь.

Поодаль дед заметил могилку. На ней вдруг вспыхнула свечка, а за ней другая. По народному преданию, такие вещи происходили на местах, где были закопаны клады. Дед очень обрадовался, однако с собой у него не было ни заступа, ни лопаты. Заметив место с кладом большой веткой, дед вернулся домой.

На следующий день он с заступом пошёл рыть клад. Оказалось, однако, что замеченное им место выглядело не совсем так, как днём раньше. Вид на окрестности открывался другой, и оставленной вчера ветки дед найти не смог. Воротившись назад, он пошёл по огороду до заколдованного места, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом по земле – и вновь очутился на той же окраине села, где и за день до этого. Теперь она смотрелась, как тогда. Дед сразу увидел там и могилку и оставленную на ней ветку.

Дед стал копать в поисках клада и вскоре наткнулся в земле на котёл. «А, голубчик, вот где ты!» – вскрикнул дед, и эти его слова вдруг повторили человеческими голосами невесть откуда прилетевшая птица, свесившаяся с дерева баранья голова и зарычавший медведь. Из пня соседнего дерева показалась страшная харя, рядом вдруг почудился деду глубокий провал, а сзади – огромная гора. Кое-как превозмогая страх, он вытащил котёл с кладом из земли, схватил его и побежал что было мочи. Сзади кто-то хлестам прутьями ему по ногам…

Гоголь «Заколдованное место». Иллюстрация

Тем временем на огороде Фома, его братья и пришедшая кормить их ужином мать дивились: куда опять делся дед? Собрав после ужина в ведро помои, мать искала, куда их вылить, и вдруг увидела: навстречу к ней как бы сама собой движется кадка. Мать подумала, что это шутят парни и плеснула помои в кадку, но тут раздался крик, и вместо кадки она увидела перед собой облитого деда с большим котлом в руках. Однако вместо золота, которое чаял найти старик, в котле оказался сор и дрязг…

И сколько потом не засевали, пишет Гоголь, то заколдованное место посреди огорода, никогда не вырастало там ничего путного. Всходило на этом месте такое, что и разобрать нельзя: арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, огурец – не огурец... черт знает, что такое!




Самое обсуждаемое
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?
Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее? Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее?
Печень индейки рецепт приготовления в сметане Печень индейки рецепт приготовления в сметане


top