Занятия логопеда. Конспект НОД в подготовительной к школе группе детей с ОНР: «Весёлое путешествие

Занятия логопеда. Конспект НОД в подготовительной к школе группе детей с ОНР: «Весёлое путешествие

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Звук и буква «С»

Тема недели: «Домашние животные». Тема НОД : «Знакомство с буквой «С»

Интеграция образовательных областей:

  • Познание
  • Коммуникация
  • Здоровье

Технологии:

  • использование игровых методов;
  • игровые технологии, направленные на развитие зрительного внимания;
  • информационные компьютерные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, самомассаж лица;
  • технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая гимнастика;
  • коррекционные технологии: психогимнастика.

Коррекционно-образовательные: совершенствовать навыки звуково­го анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова).

Коррекционно-развивающие: учить правильно произносить звук [С], выделять его в начале, середине и в конце слов.

Продолжать формировать понятие «согласный звук».

Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие.

Развивать мелкую моторику, длительный плавный выдох, зрительное внимание, память, мышление.

Материал:

магнитная доска, предметные картинки на звук «С», карточка из азбуки буква «С», синие фишки, тетради, цветные карандаши, мяч, карточки для определения места звука в слове для каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Организационный момент /вступительная беседа/
– Ребята, какое сейчас время года?
– Сколько всего зимних месяцев?
– Назовите их?
– Какой сейчас месяц?
– А какой сегодня день?

2. Психогимнастика
Логопед:
«На улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте, изобразим, как мы лепим снеговика /имитация движений/. Поработали, отогрелись, расслабились».

3. Сообщение темы занятия
– Послушайте, пожалуйста, загадки, если вы их отгадаете, то узнаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся.

Заворчал живой замок

Лег у двери поперек.

– Какой первый звук в этом слове?/«с»/
– В каком положении губы? /улыбка/
– Где находится язычок? /язык широкий, за нижними зубами/.

– Посмотрите на экран нашего компьютера.

4. Характеристика звука (слайд 3)
– Звук «с» согласный, твердый.

– Каким символом обозначаем согласный твердый звук?
– Какие желтогрудые птицы зимуют вместе с нами?

5. Упражнение на дыхание
– Ребята, представьте, что подул сильный ветер, обжигающий лицо. СССС /выдыхают твердый звук «с»/». Когда лопается колесо и выходит воздух, то раздается такой звук «ССС».
6. Рассматривание картинок на звук «С» (Слайд 5)

Дети называют картинки и определяют место звука в словах.

7. Игра с мячом «Эхо»
– Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги» .
«с», «а» – «са»;
«с», «и» – «си»;
«с», «у» – «су»;
«с», «о» – «со».

8. Раскрась картинки, в названии которых есть звук «С» (работа в тетрадях)

9. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки дети

Маша кашей всех кормила. мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу Загибают по одному пальчику на левой руке.

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала. Сдувают «крошки» с ладошки.

10. Знакомство с буквой «С» (слайд 7)

Послушайте стихотворение про букву «С»:

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

– На что похожа буква «С»?

– Давайте сложим ее из пальцев.

– Найдите букву «С» в своих тетрадях в правом верхнем углу. Каким цветом ее нужно раскрасить? Раскрашивайте. Обведите ее пальчиком, напишите в воздухе по очереди всеми пальцами обеих рук.

11. Рассматривание слайдов 8,9

12. Составление предложений по картинкам

Санки, автобус, миска, собака.

13. Итог занятия

Прислала

Учитель-логопед

Стелла Данелян

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Образовательная область «Познание», «Коммуникация».

Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Коррекционно-образовательные:

Создать условия для закрепления у детей знаний о временах года, о месяцах, признаках времен года;
способствовать расширению и активизации словарного запаса детей с ОНР по теме «Времена года»;
приобщать детей к умению определять первый звук в слове, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги;

Коррекционно-развивающие:

Создать условия для совершенствования доказательной речи, умения обобщать, делать выводы;
способствовать развитию зрительного внимания, восприятия, речевого слуха, памяти, речевого дыхания;

Коррекционно-воспитательные:

Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
создать условия для стимулирования творческого воображения, накопления положительного эмоционального опыта.

Здоровьесберегающие технологии:

Использование зрительной гимнастики;
создание положительного эмоционального фона;
системное чередование нагрузок и отдыха;

Предварительная работа: беседа о временах года, поделки и рисунки детей с родителями на тему «Времена года»
Оборудование и материалы: ИКТ, слайды по временам года, ковер-самолет, картинки птиц, наборы фишек для звукового анализа, слайды зрительной гимнастики, карточки «4 лишний», цветок, «снежок», нарисованное дерево, листики с дерева, муляжи фруктов и овощей, ветка с кусочками ваты, колокольчики, разрезные картинки.

Ход занятия:

Дети заходят в группу и рассматривают выставку поделок и картин на тему «Времена года».

Логопед обращает их внимание на выставку и восхищается творчеством детей.

Логопед: дети, вы хотите отправиться в путешествие по всем временам года сразу? Как вы думаете, на чем мы можем путешествовать? (ответы детей)

Логопед: Предлагаю путешествовать на ковре – самолете.

Дети рассаживаются на ковре и закрывают глаза. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года».

Воспитатель:

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой — улей – пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весна)

Слайд-шоу «Весна».

Воспитатель: Какая весна в нашем краю? (Ответы детей)

Игра «Почему я люблю весну?».

Дети в кругу, отвечают по очереди.

Логопед: Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)

Логопед: Кто весну на крыльях приносит? (птицы)

Логопед: Как называются эти птицы? (перелетные)

Логопед: Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (зимующие)

Подвижная игра «Зимующие и перелетные».

Дети стоят в кругу. Воспитатель называет перелетных птиц – дети машут руками, зимующих – приседают и хлопают в ладоши. (используют иллюстрации птиц)

Логопед: Ребята, у вас в руках картинки птиц. Определите первый звук в названии каждой птицы. Но для начала вспомним гласные и согласные звуки. (Ответы детей)

Логопед: Молодцы, дети! Садимся на ковер-самолет и отправляемся дальше!

Воспитатель:

Весна пройдет, за нею ….
Солнце пекет,
Липа цветет,
Рожь колосится, золотая пшеница,
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?
(лето)

Слайд-шоу «Лето».

Игра «Как мы узнаем, что лето наступило?».

Дети передают цветок друг другу и называют признаки лета.

Логопед: Ребята, у нас картинки насекомых. Сейчас мы будем работать за столами.

Дети выполняют звуковой анализ слов: жук, оса.. (индивидуальная работа)

Игра «Четвертый лишний».

Дети рассматривают карточки и определяют лишнюю картинку (на карточках времена года, забавы детей в разное время года…..).

Зрительная гимнастика «Насекомые» (дети глазками следят за движением бабочки, божьей коровки)

Логопед: Молодцы! Продолжаем путешествие!

Воспитатель:

Прошло лето, а за ним …..
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(осень)

Слайд-шоу «Осень».

Игра «Волшебный мешочек».

Логопед: Прислала нам осень свои плоды. Все они оказались в чудесном мешочке.(дети вытаскивают по очереди овощи и фрукты и называют их)

Логопед: Дети, определите количество слогов в названиях ваших овощей и фруктов. Покажите фрукт или овощ, в названии которых 1 слог, 2 слога, 3 слога…

Игра «Договори предложение».

Воспитатель:

Летом жарко, а осенью-
Летом дни длиннее, а осенью –
Летом листья зеленые, а осенью –
Летом птицы вьют гнезда, а осенью –
Летом мы собираем ягоды, а осенью –
Летом мы обуваем сандалии, а осенью –
Летом дожди теплые, а осенью –

Детям за правильные ответы раздают листики, которые они прикрепляют на осеннее дерево.

Логопед: Молодцы! Продолжаем путь!

Воспитатель:

Прошла осень, наступила зима.
Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает?

Слайд-шоу «Зима».

Игра «Назови приметы зимы».

Воспитатель кидает снежок детям, а дети называют слова-признаки.

Дыхательная гимнастика «Устроим снегопад».

Логопед держит ветку с кусочками ваты на ней. Дети все вместе дуют на нее, тем самым получается «снегопад».

Игра «Позвони льдинкой».

Логопед: Дети, я вам буду говорить предложения, а вы, если я скажу верно, то звоните в свои колокольчики-льдинки.

Зимой идет снег.
Зимой дети купаются и загорают.
Летом листья на деревьях желтые.
Весной бегут ручьи, на дорогах лужи.
Осенью птицы улетают на юг.
Сейчас время года – весна.

Логопед: Дети, а теперь нам пора возвращаться домой, в наше время года. Как мы это сделаем? (ответы детей)

Логопед: А может мы соберем разрезную картинку, закроем глазки и возвратимся в нашу весну?

Дети собирают картинку, закрывают глаза, под звуки птичьих голосов на ковре-самолете возвращаются в группу.

Перспектива: Ребята, скоро лето и вы все будете отдыхать. Давайте осенью вы принесете свои фотографии как вы отдыхали и мы с вами сделаем интересную газету!

Разработали:

1. Кулакава Лариса Леонтьевна, учитель-логопед высшей кв. категории, МБДОУ «Детский сад №197″комбинированного вида г. Барнаула.

2. Богоутдинова Ольга Геннадьевна, воспитатель первой кв. категории МБДОУ «Детский сад №197″ комбинированного вида г. Барнаула.

Познавательные УУД:

Выделять и формулировать познавательную цель.

Нахождение путей выхода из проблемной ситуации.

Соединение с другими буквами.

Коммуникативные УУД:

Сотрудничество ребёнка, со взрослым, для решения поставленных задач.

Планирование совместной деятельности.

Умение донести свою позицию и понять других.

Регулятивные УУД

Ставить перед собой учебную задачу.

Выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания.

Личностные УУД

Умение оценивать свои действия, стремления к созидательной деятельности.

ЦЕЛИ непосредственно образовательной деятельности:

Закрепление знаний по разделам программы «Звуковая культура речи», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Коррекционно-образовательные задачи:

ОО. Речевое развитие:

- Закреплять навык произношения звука (л) в слогах, словах, предложениях.

Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из букв слова, и из слов предложения; обогащение словарного запаса.

Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования - закреплять умение употреблять имена существительные во множественном числе, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе падеже).

ОО. Познавательное развитие:

- Совершенствование навыков и умений работать со схемой, моделью (ориентация на листе бумаги).

ОО. Здоровье:

Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья.(игровой массаж «Мячик»).

Коррекционно-развивающие задачи:

ОО. Речевое развитие:

Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи.

Внимания, памяти, мышления.

Автоматизация звука (л) и правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков; совершенствование навыков чтения слогов.

ОО. Познавательное развитие:

Развитие мелкой моторики; общих речевых навыков (голоса, выразительности речи);

ОО: Здоровье:

Развитие интонационной и мимической выразительности;

Развивать самоконтроль.

Коррекционно-воспитательные задачи:

ОО. Речевое развитие:

Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии. - Воспитание интереса к правильному произношению звуков родной речи.

ОО. Познавательное развитие:

Воспитание ответственности, сотрудничества со взрослым на занятии.

ОО. Здоровье:

Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

ОО. Социально-коммуникативное развитие:

Воспитание культуры коммуникативных навыков, при взаимодействии со взрослыми.

Методы и приемы:

Наглядный (пособия, картинки, презентация); - Словесный (совместная речевая деятельность); - Игровой (сюрпризный момент - Лунтик); - Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений); - Эмоциональный метод (поощрение); - Самостоятельная работа, беседа, самооценка, формирование рефлексивности, организация самопроверки.

Оборудование занятия : — компьютерная презентация; - дидактический материал - фишки для обозначения звуков, дома для звуков, слогов.

Программное обеспечение:

Операционная система - Windows 7

PowerPoint 2010

Использованная литература:

Е.А.Азова, О.О.Чернова. Домашняя логопедическая тетрадь. Учим звуки [ л], [ль]. Издательство «ТЦ Сфера«,2011.

Н.А. Седых «Воспитание правильной речи у детей», Москва, «Издательство Сталкер», 2003 .

1. Этапы работы.

Организационный момент.

Цель для учителя-логопеда: создать условия для положительного настроя ребёнка, подготовить ребёнка к продуктивной работе на занятии.

Цель для ребёнка: подготовиться к продуктивной работе на занятии, позитивно настроиться на занятие.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой.

Методы: словесный, наглядный.

Ход занятия:

Организационный момент. - Люба как думаешь, чем мы сегодня будем заниматься на занятии?

-А для чего тебе нужны все эти задания?

- Давай начнём наше путешествие на самолете.

Д/ИГРА: (Слайд № 2) «Летим на самолете»

-Проведи пальчиком по следу, который оставил самолет между облаками, и гуди. Какой звук слышится? ([л]). Как ты думаешь, с каким звуком мы будем сегодня играть? ([л]).

(Слайд № 3) Сюрпризный момент:

- Посмотри, буквы рассыпались, давай составим из них слово и узнаем, кто пришёл к нам на занятие. Назови гласные звуки в этом слове. А теперь все согласные твёрдые, согласные мягкие. Молодец! Всё правильно!

2. Этапы работы.

Закрепление изученного материала.

Цель для учителя-логопеда: помочь ребёнку в автоматизации звука [л], накоплению новых знаний и в систематизации полученных знаний.

Цель для ребёнка: ребёнок должен знать звуки и буквы, называть звуки, давать характеристику звукам речи, строить звукобуквенную и слоговую схему слова, ориентироваться на листе бумаги.

Задачи:

Организовать работу по характеристике звуков;

Организовать работу по автоматизации звука [л]слогах, словах, предложениях;

Направить деятельность ребёнка на составление слоговой и звукобуквенной схемы слова;

Организовать работу по чтению слогов и слов;

Направить деятельность ребёнка на развития словаря, лексико-грамматического строя речи, составлению предложений из слов и выкладывает его схему.

Методы: наглядный, практический, эмоциональный метод (поощрение).

Критерии: правильно - неправильно произносит звук [л] слогах, словах, предложениях;

классифицирует звуки, даёт характеристику звукам, согласовывает лексико-грамматический строй речи, составляет предложение из слов и выкладывает его схему.

Д/ИГРА: (Слайд № 4) «Подружи звуки».

Сейчас нас Лунтик приглашает в плавание на лодке. Покажи путь лодки. Проведи пальчиком по дорожке слева направо, прочитай слоги. Повтори каждый слог несколько раз.

(Слайд № 5)-Посмотри, Лунтик нам предлагает прочитать вот эти строчки.

Д/ИГРА: (Слайд № 6) «Назови картинки».

-Посмотри, Лунтик приготовил нам новую игру.

- Какие предметы нарисованы? Назови их.

- Назови верхнюю правую картинку, левую нижнюю, левую верхнюю, т.д.

Д/ИГРА: (Слайд № 7-12) «Один - много».

- Измени слова.

Д/ИГРА: (Слайд № 13) Отгадай загадки. Люба, Лунтик предлагает нам отгадать загадки.

Сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (лук)

В сосне дупло,

В дупле тепло,

А кто в сосне живет

В тепле? (белка)

Д/ИГРА: (Слайд № 14) «Где спрятался звук (л)».

- Посмотри на схемы и скажи, где находится звук (Л) в слове ЛУК, выложи столько кружочков, сколько звуков в слове, засели эту картинку на нужный этаж, почему, ты заселила на 1-й этаж, сколько слогов в лове, а почему ты так думаешь? (сколько гласных звуков в слове столько и слогов).

А где находится звук (Л) в слове БЕЛКА. Сосчитай сколько звуков в слове выложи столько кружочков, сколько звуков в слове, засели эту картинку на нужный этаж, почему, ты заселила на 2-й этаж, сколько слогов в слове, а почему ты так думаешь?

­ Д/ИГРА: (Слайд № 15) Физкультминутка.

-Люба давай с тобой отдохнём, помассируем ладошки вот этим мячом и будем проговаривать строчки из стихотворения. Повторяй за мной.

Мышка

Мышка весело жила,

На пуху в углу спала.

Ела мышка хлеб и сало,

Но все мышке было мало.

М. Фомичева

Д/ИГРА: (Слайд № 16-18) «Посчитай»

- Посчитай предметы от 1 до 6. Чтобы тебе было легче считать, «шагай» по кружкам. Молодей!

Д/ИГРА: (Слайд № 19) «Рифмушки».

Лунтик приготовил нам ещё несколько игр: первая «Рифмушки».

- Теперь мы поучимся сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все предложения. Молодец и с этим заданием ты справилась!

Д/ИГРА: (Слайд № 20) «Отвечай-ка». Вторая игра «Отвечай-ка».

- Отвечай на мои вопросы полным предложением.

Д/ИГРА: (Слайд № 21-22) «Придумай предложения».

- Придумай предложения, используя сразу два слова из пары:

лампа - стол, малыш - велосипед. Молодец, а сколько слов в нашем предложении, давай сделаем схему этого предложения.

3. Этапы работы.

Рефлексия.

Цель для учителя-логопеда:

определить степень усвоения изученного материала.

Цель для ребёнка:

продемонстрировать степень усвоения полученных знаний.

Задачи:

Организовать самостоятельную работу,

Организовать беседу, направленную на оценку деятельности на занятии.

Методы: самостоятельная работа, беседа, самооценка, формирование рефлексивности, организация самопроверки.

Критерии: ребёнок рассказывает, какие задачи стояли перед ним, проговаривает все этапы выполняемые им, рассказывает, что было легко, а где ещё возникают трудности.

Итог .

- Какой мы звук сегодня повторяли? А чем ещё сегодня занимались?

Оцени себя, как ты думаешь, как ты работала на занятии. Всё ли у тебя получилось, а в каких заданиях было тебе сложно?

(Слайд № 23) - Молодец! Ты хорошо работала. У тебя все получилось! Лунтик благодарит за правильные ответы и говорит тебе, пока!

Светлана Синицкая
«Посуда». Конспект открытого занятия НОД учителя-логопеда

Конспект НОД учителя -логопеда для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в соответствии с ФГОС ДО.

Организация : МБДОУ д/с № 39

Населённый пункт : город Ставрополь

Тема : Посуда .

Цель : развитие речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Задачи :

1. Коррекционно-образовательные :

Обучать детей составлять рассказ по сюжетной картине и пересказывать его по картинно-графическому плану;

2. Коррекционно-развивающие :

Расширять и активизировать словарь детей по теме «Посуда » ;

Упражнять в употреблении распространённых предложений;

Активизировать у детей словарь прилагательных и антонимов;

Развивать у детей умение грамматически правильно строить своё высказывание;

Развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;

Развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании.

3. Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать у каждого ребёнка умение слушать высказывания и рассказы других детей;

Воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами посуды ;

Вспитывать у детей навык самоконтроля за речью.

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оборудование : предметные картинки с изображением разных предметов посуды , двухстороняя магнитная доска, магниты, картинка с наложенными крнтурами разной посуды , игрушечная посудка , мяч, мягкие прищепки, повязка на глаза, мешочек с разными фигурками, картинки с недорисованными частями посуды , фломастеры, мелкие предметы для выкладывания контуров посуды (фасоль, грибочки, косточки, сюжетная картинка, картинно-графические схемы к рассказу, волшебный ларец с хранительницей змейкой, конфеты.

Предварительная работа : чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» и обсуждение содержания, игра «Семья за столом» , игра «Накрой стол» .

Словарь - активный : предметный- стакан, вилка, бокал, блюдце, половник, дуршлак, ложка, нож, солонка, перечница, салфетница, сковорода, сахарница, заварочный чайник, кружка, чайник, кастрюля; глагольный : поставь, держи, положи, возьми; признаков : стеклянный, фарфоровая, чугунная, металлическая, пластмассовая, керамическая; пассивный : селёдочница, сухарница, конфетница, маслёнка, кофейник, салатница, сервиз.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент – дети входят в кабинет, становятся вокруг логопеда (создание мотивационного компонента) .

Все в сборе взрослые и дети,

Мы можем начинать!

Но для начала надо «Здравствуйте» сказать!

Ребята, сегодня у нас необчное занятие , как вы думаете почему? (к нам пришли гости, они наверное хотят посмотреть что мы умеем, чему научились за весь год). - Я вам приготовила много интересных игр и заданий - хотите поиграть, (да) – тогда устраивайтесь поудобнее!

2. У меня для вас есть загадки – хотите отгадать?

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Она бывает глубока, Три телёнка -

Больше греться не хочу. Она бывает и мелка, один хвост.

Крышка громко зазвенела : Однако, это не река

«-Пейте чай, вода вскипела» . Зовут её - ….тарелка.

Коли я пуста бываю, Фу-ты, ну-ты, ручка в бок! Без рук, без ног -

Про тебя я забываю. Не беда, что нету ног. Лапшу крошит.

Но когда несу еду – Если пить захочешь сам - Сама не ем,

Мимо рта я не пройду. Поднеси меня к губам. А людей кормлю.

Будет вкусная еда с золотою коркою,если пользуешся ты (сковородкою) .

Суп, салат, пюре, котлеты подают всегда в (тарелке) .

По моей тарелке лодочка плывёт, лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка)

3. Введение в тему :- Вы сегодня завтракали? – а что у вас было на завтрак? – из чего вы кушали и чем? – а из чего вы пили? В чём Ольга Васильевна приносит вам еду? –как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим? – посуде ) . Хотите увидеть картинки, которые я для вас приготовила? Назовём их? (дети называют предметы посуды ) – как мы можем назвать все эти предметы одним словом? –(посуда ) .

4. Основная часть. Новое : посуда - это предметы домашнего обихода; в зависимости от того как её используют она бывает кухонная (в которой готовят еду, чайная (из которой пьют, и столовая (с помощью которой едят еду) . Есть ещё кофейная.

Назовите мне кухонную посуду (с помощью которой готовят еду) сковорода, кастрюли (дети называют) .

Назовите чйную посуду (из которй пьют) – чашка, блюдце …

Назовите столовую посуду (с помощью которой едят) – тарелки, ложки.

5. Дидактическая игра «Дружит или не дружит?» . Все предметы посуды дружат между собой . Как вы думаете - вилка дружит с ложкой? Да, потому что это посуда .

Чайник дружит с куклой? Нет, потому, что кукла игрушка, а чайник – посуда .

Тарелка дружит с шапкой? – Вилка дружит с ножом? – Кружка дружит с мячом?

6. Дидактичкская игра «Глазастики» . (развитие зрительного внимания, мышления) . Несколько предметов посуды наложились друг на друга. Нужно «разглядеть» каждый и назвать. Но прежде нам нужно сделать гимнастику для глаз : «Пол, потолочек, окошко, стеночка, зажмурились (слабо, сильно) » - готовы глазки – (разглядывают, называют) . Глазки работали им нужен отдых : помаргали, зажмурились…. (сюрпризный момент – «Семейка за столом» - Какую посуду они используют ? – чайную, кофейную.)

7. Дидактическая игра «Слушай внимательно, делай старательно» . Выполнение словестных инструкций логопеда с помощью игрушечной посуды .

Возьми большую кастрюлю и поставь её между сковородой и дуршлаком;

Возьми маленькую кастрюлю и положи в неё половник;

Возьми одну тарелку и держи её над большой кастрюлей; и т. д. (по времени) .

8. Дидактическая игра «Из чего сделан предмет?» - Дети, скажите посуда одинаковая или разная, чем она отличается? (цвет, размер, материал) :

Если чашка сделана из пластмассы – она пластмассовая;

Если чайник сделан из металла – он металлический;

Стакан из стекла – он стеклянный и т. д.

9. Дидактическая игра «Чего не бывает» . Логопед показывает на какую то часть посуды , а дети комментируют : Не бывает чайника без (носика)

Не бывает кастрюли без… (крышки)

Не бывает ножа без (лезвия)

Не бывает бокала без (ножки)

Не бывает дуршлага без (дырочек)

Не бывает вилки без….(зубчиков)

Не бывает сковородки без (дна)

Не бывает чайника без. (ручки)

Не бывает тёрки без (дырочек)

10. Дидактическая игра «Скажи наоборот» :

Сковорода тяжёлая, а нож (лёгкий) ;

Кастрюля большая, а ложка (маленькая) ;

Кувшин высокий, а чашка (низкая) ;

Тарелка мелкая, а чашка (глубокая) ;

11. Физкультминутка. Игра с мячом. «Назови ласково» , «Один – много» . Логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет посуды в единственном числе, ребёнок, поймав мяч, должен назвать этот предмет во множественном числе. (стакан-стаканы, ложка-ложки…ит. д.) . + «Назови ласково» . (чашка-чашечка, тарелка-тарелочка, стакан-стаканчик и т. д.

12. Дидактическая игра «Щупальца Осьминожки» . – Устали? Как вы думаете во что я хочу предложить вам поиграть? (дети называют игру) . Один ребёнок прикрепляет прищепки на свою одежду, другой с закрытыми глазами «ищет» их, снимает и считает.

А для вас (не учавствовавшие дети) у меня есть ещё одна игра, продолжим : «Волшебный мешочек – найди такой же предмет» . У логопеда мешочек в котором много разных парных предметов. Педагог достаёт один предмет, даёт его ребёнку в руки и просит найти такой же. Ребёнок на ощупь ищет в мешочке этот предмет.

13. Дидактическая игра «Чего не хватает?» . Логопед говорит детям, что бабушка Федора посуду не жалела , не мыла, била и посуда убежала от неё . На столах у детей лежат картинки с недостающими частями у посуды . Нужно дорисовать недостающую часть предмета и сказать полным предложением : «От Федоры убежал чайник. Я дорисовал носик у чайника. От бабушки Федоры убежала кастрюля. Я дорисовала ручку у кастрюли».

14. Дидактическая игра «Придумай и выложи» . Выкладывание из мелких предметов формы любой посуды . (дети выкладывают разную посуду , а логопед «угадывает» что это за посуда ).

15. Дидактическая игра «Где живут продукты?» Лопед объясняет детям, что у каждого продукта есть свой домик и просит угадать детей название домика.

Сахар живёт в … (сахарнице)

Соль живёт в … (солонке)

Сухари живут в … (сухарнице)

Масло живет в … (масленке)

Перец живет в … (перечнице)

Чай живет в … (чайнике)

Кофе живёт в … (кофейнике)

Селедка живет в … (селёдочнице)

Конфеты жтвут в … (конфетнице)

Салат живёт в … (салатнице)

16. Выход на связную речь. Составление и пересказ рассказа по сюжетной картине с опорой на картинно-графические схемы. – А ещё у меня для вас есть картинка с закодованным рассказом. Хотите увидеть? На магнитной доске сюжетная картинка. Логопед предлагает рассмотреть её, дать название и попробовать придумать рассказ. (дети затрудняются и логопед предлагает «расколдовать» рассказ с помощью опорно-графических схем в которых к каждому слову соответствует определенный символ). - Хотите услышать расколдованный рассказ?

«Машин день рождения» .

1. У Маши был день рождения.

2. Маша ждала гостей и накрыла стол.

3. Она поставила на стол 5 фарфоровых чашек, хрустальную конфетницу, большой медный самовар и стеклянную вазочку с вареньем.

4. К маше пришли ребята и подарили ей подарки.

5. Маша и гости пили горячий, душистый чай с конфетами и вареньем.

6. Чаепитие закончилось.

7. Дети стали петь и танцевать, водить хоровод.

8. На дне рождения было очень весело.

17. Пересказ рассказа по цепочке. (Если позволяет время, можно 2-3 детям пересказать весь рассказ) .

18. Заключительная часть. (создание проблемного поля)

Что было бы, если бы у нас не было посуды ?

Что было бы, если бы перепутались все домики для продуктов?

Сюрпризный момент : логопед говорит детям, что сегодня у нас вместе с гостями пришла змейка Шуша с волшебным ларцом в котором приготовила сюрпризы для детей. Ей очень понравилось как вы справлялись с играми и интересными заданиями, понравились ваши рассказы, но она забыла какие продукты хранятся в конфетнице? (дети отвечают) . Замок на ларце открывается и Шуша угощает детей конфетами.

Занятие по развитию речи

Конспект НОД логопеда по формированию
лексикограмматических категорий у дошкольников
подготовительной группы для детей с ФФН

Хисамова Г.Р., учитель-логопед МБДОУ №5 г.Лениногорск РТ

Тема: Сложносочиненное предложение с союзом а .

Цель: Познакомить детей со структурой сложносочиненного предложения, учить составлять сложные предложения с опорой на зрительные символы.

Задачи: Закреплять умение составлять схемы простых предложений, учить составлять схему сложносочиненного предложения с союзом а. Упражнять детей в составлении сложносочиненных предложений с союзом а, опираясь на схемы и картинки. Развивать умение сравнивать предметы. Закреплять активизировать словарь по теме: «Виды спорта. Скоро универсиада!». Закреплять правильное произношение звуков, развивать мелкую моторику, чувства ритма, слуховое и зрительное внимание. Воспитание чувства патриотизма.

Оборудование: Картинки схемы этапов работы на занятии; предметные картинки на каждого ребенка, на тему «виды спорта»; карточки символы слов и картинки для составления предложений.

Ход занятий:

I. Организационный момент. Программирование этапов деятельности.

Рассказ логопеда.

Ребята, мы живем в Республике где скоро произойдет замечательное событие Универсиада. А сегодня к нам пришел в гости Юни-талисман и символ Универсиады. Ведь Универсиада это соревнование молодых. Юни полон сил, любит спорт, его старший брат-большой крылатый снежный барс с гордостью смотрит на него с герба нашего Татарстана.

(показ слайдов)

Ребята а вы знаете по каким видам спорта будут соревноваться спортсмены со всего мира на универсиаде? (Ответы детей) А вы любите спорт? (Ответы детей) .

Я предлагаю вам рассказать по схеме, чем вы будите заниматься сегодня.

Дети отвечают, составляя предложения по схеме. Примерные предложения:

Мы сегодня будем составлять предложения и их схемы.

Поиграем в игру.

Будем сравнивать предметы.

II Основная часть.

1. Знакомство с темой.

Логопед предлагает детям назвать виды спорта на картинках (у каждого ребенка на столе лежит картинка) . Дети называют виды спорта(футбол, волейбол, плавание...) , затем обобщают и называют тему занятия. Объясняют понятие - спорт.

2. Объяснение нового материала.

Педагог дает детям задания: девочкам-раскрасить ленточки, мальчикам - нарисовать (обвести через кальку) мячи. Предлагает составить предложения о том, чем они занимаются.

Дети составляют предложения.

Девочки раскрашивают ленточки.

Мальчики рисуют мячи.

Затем составляются на наборном полотне схемы этих предложений.

Далее педагог объясняет, что если мы хотим сказать о девочках и мальчиках одним предложением, для этого надо соединить оба предложения с маленьким словом «а» (показывает на схеме) и обе полученные части разделить запятой. Затем просит детей составить предложения по схеме:

Логопед обращает внимание на то, что в каждой части предложения называются разные слова-предметы. Сообщает, что желательно употреблять и разные действия.

Дети составляют предложение:

Девочки раскрашивают ленточки, а мальчики рисуют мячи.

3. Составление сложного предложения по двум сюжетным картинкам.

Логопед дает задание: используя составленную схему, придумать по картинкам предложение. Предлагаются картинки: «баскетболисты играют в баскетбол», «теннисисты играют в теннис».

Составляется предложение:

Баскетболисты играют в баскетбол, а теннисисты играют в теннис.

4. Пальчиковая гимнастика.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (Хлопки в ладоши вверху, по коленкам, по плечам, по бокам, за спиной, перед собой, слева, справа.)

По коленкам - шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлепай!

5. Составление предложения по комбинированным схемам, с использованием картинок. Дошкольникам предлагается задание составить предложение по схеме.

Петя катается НА лыжах,

а Таня катается НА коньках.

6. Упражнение в образовании новых слов на тему «Спортсмены»

Играет в хоккей - хоккеист.

Играет в футбол - футболист.

Играет в волейбол - волейболист.

Играет в баскетбол - баскетболист.

Играет в теннис - теннисист.

Едет на велосипеде - велосипедист.

Занимается гимнастикой - гимнаст.

Плавает - пловец.

III. Динамическая пауза.

Логопед делит детей на гимнастов и пловцов (чтобы дети не путались, к одежде пристегиваются значки с изображением спортсменов) . Предлагает детям придумать задания для спортсменов с маленьким словом «а» и дает образец:

«Гимнасты приседают, а пловцы ныряют».

Гимнасты прыгают, а пловцы плывут.

Гимнасты кружатся, а пловцы задерживают дыхание.

Гимнасты делают наклоны в стороны, а пловцы «звездочку».

7. Объяснить смысл пословиц.

Пешком ходить - долго жить.

В здоровом теле, здоровый дух.

Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья.

Двигайся больше, проживешь дольше.

8. Лото «Закончи предложение»

У каждого ребенка по большой карте игры лото и отдельные картинки. Логопед предлагает прочитать под рисунками на картах начало предложений и закончить их, подобрав соответствующую картину с подходящим по смыслу продолжением и положив ее на пустое поле рядом.

Зимой играют в хоккей, а... летом в футбол.

Зимой катаются на лыжах, а... летом на велосипеде.

Зимой катаются на коньках, а... летом плавают.

В теннис играют ракеткой, а... в баскетбол мячом.

Дети подбирают соответствующие картинки и читают предложения.

IV Подведение итогов.

Педагог предлагает детям, используя алгоритм деятельности, вспомнить, что они делали на занятии: играли, составляли предложения, сравнивали, каким видом спорта занимаются летом, каким зимой. Выясняют, какие игры им понравились, в какие они хотели бы поиграть на следующих занятиях.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top