Опросник нервно психического напряжения. Состояния нервно-психического напряжения - Немчин Т.А

Опросник нервно психического напряжения. Состояния нервно-психического напряжения - Немчин Т.А

практическая работа

1.4 Тест нервно-психического напряжения Немчина

Цель: изучение степени нервно-психического напряжения.

Описание: Опросник состоит из 30 пунктов, каждый из которых отражает различные аспекты нервно-психического напряжения.

Процедура проведения: испытуемому предлагается ответить на 30 вопросов, выбрав вариант ответа, который соответствует его состоянию в настоящее время.

Инструкция: «Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком, плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время. При этом в каждом блоке признаков, где указаны 3 варианта проявления признака, может быть Толька одна отметка галочкой. Блоки не должны пропускаться».

Испытуемый Н.П.

Испытуемый Е.Е.

Испытуемый Н.П. Слабое нервно-психическое напряжение характеризуется незначительно выраженным (или не выраженным вовсе) состоянием дискомфорта, психической активностью адекватной ситуации, готовностью действовать в соответствие с условиями ситуации.

Испытуемый Е.Е. Слабое нервно-психическое напряжение характеризуется незначительно выраженным (или не выраженным вовсе) состоянием дискомфорта, психической активностью адекватной ситуации, готовностью действовать в соответствие с условиями ситуации.

Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка...

Методы и техники психологического консультирования

Термин «исповедь» -- понятие больше религиозное, чем психотерапевтическое, -- впервые стало применяться психологами с начала XX в., когда в моду вошел психоанализ и психотерапия, имитирующие церковную исповедь. Рассказ клиента о себе...

Особенности нервно-психического развития детей грудного возраста

Особенности нервно-психического развития детей грудного возраста

Нервно-психическое развитие - один из критериев здоровья, поэтому, определяя группу здоровья, обязательно учитывают уровень развития ребенка...

Особенности нервно-психического развития детей грудного возраста

Для нервно-психического развития ребенка грудного возраста мы предложили программу игр и занятий, которая направлена на то, чтобы развивать слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка. Теперь...

Оценка нервно-психического напряжения

Напряжение (англ. tension) - это чувство натяжения, напряжения, общее ощущение нарушения равновесия и готовности изменить поведение при встрече с каким-либо угрожающим ситуативным фактором . В.И. Медведев и А.М...

Позитивное восприятие мира как свобода выбора

Истоки аутогенной тренировки восходят к практике индийский йогов, которые могли при помощи самовнушения влиять на многие психические и физиологические процессы своего организма. В настоящее время признано...

Профилактика стресса в профессиональной деятельности медицинских работников

Итак, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение...

Психофизиологические особенности синдрома эмоционального выгорания педагогов

В психологической литературе имеются различные определения тревожности. А.М. Прихожан пишет, что тревожность - это "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия.....

Психофизиоогические и психологические основы безопасности труда

Чрезмерные формы психического напряжения часто называют запредельными. Они вызывают дезинтеграцию психической деятельности различной напряженности, что в первую очередь ведет к снижению индивидуального...

Стресс и работоспособность

По определению доктора психологических наук Т. А. Немчина, нервно-психическое напряжение -- это "вид психических состояний, развивающийся у человека, действующего в психологически сложных условиях -- при дефиците времени, информации...

Стресс как причина психосоматических заболеваний

Эмоциональное состояние женщины во время беременности

Эмоциональная устойчивость в понятии "нервно-психическая устойчивость", в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко и др...

Юмор как копинг-стратегия в сложных жизненных ситуациях

Важную роль юмора в преодолении стрессов и неприятностей отмечали многие зарубежные исследователи (Lefcourt,2001; Lefcourt&Martin, 1986). Обычно юмор используется либо во время неблагоприятной ситуации, либо после нее...

Инструкция: заполните правую часть бланка, отмечая знаком « +» те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего со­стояния в настоящее время.

фамилия, имя, отчество

Вид деятельности (работа, ожидание экзамена, процедуры и др.)

Характер признака

Отметка испытуемого

Наличие физического дискомфорта:

А. Полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений

Б Имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе (не причиняющие беспокойства}

В Наличие многочисленных разнообразных неприятных ощущений, причиняющих беспокойство, мешающих работе, деятельности

Наличие болевых ощущений:

A. Полное отсутствие каких-либо болей

Б. Болевые ощущения появляются лишь изредка, быстро исчезают и не мешают работе

B. Есть постоянные болевые ощущения, серьезно беспо- коящие и мешающие работе

Температурные ощущения:

A. Отсутствие каких-либо изменений в ощущении темпера- туры тепа

Б. Ощущение тепла, повышения температуры тепа

B. Ощущение похолодания хонечностей, чувство озноба

Состояние мышечного тонуса:

A. Обычный, неизмененный мышечный тонус

Б. Умеренное повышение мышечного тонуса, чувство умеренного мышечного напряжения

B. Значительное мышечное напряжение, дрожание рук, подергивание (тик) мышц лица, губ, век

Координация движений:

А Обычная, неизмененная координация движений

Б. Повышение двигательной активности, увеличение ско­рости, точности, ловкости, координированности движе­ний во время работы, письма

В. Снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднение при выполнении мел­ких движений, требующих высокой точности

Двигательная активность в целом:

А. Обычная, неизменная двигательная активность

В. Резкое усиление общей двигательной активности, невоз­можность усидеть на одном месте, суетливость, посто­янное стремление двигаться, ходить, изменять положе­ние тела Б. Повышение двигательной активности, увеличение ско­рости и энергичности движений

Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

A. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений со сто- роны сердца

Б. Ощущение усиления сердечной деятельности, не при­влекающее особого внимания и не мешающее работе

B. Наличие неприятных ощущений со стороны сердца - резкое сердцебиение, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в области сердца

Ощущения (и проявления) со стороны желудочно-кишеч­ного тракта:

A. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе Б. Единичные, быстро проходящие, не причиняющие

беспокойства, не мешающие работе ощущения в живо­те - подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое умеренное «урчание» в животе

B. Выраженные неприятные ощущения в животе - боли, снижение аппетита, подташнивание. чувство жажды

Проявление со стороны органов дыхания:

A. Отсутствие каких-либо ощущений

Б. Увеличение глубины и учащение дыхания, не причиняю­щие беспокойства и не мешающие работе

B. Значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле»

Проявления со стороны выделительной системы:

A. Отсутствие каких-либо изменений

Б. Умеренная активизация выделительной функции - более частое, чем обычно, желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздер­жаться (терпеть)

B. Резкое учащение позывов в туалет, трудность или невозможность воздержаться

Состояние потоотделения:

А. Обычное потоотделение, без каких-либо изменений

Б. Умеренное усиление потоотделения

В. Появление обильного хоподного пота

Состояние слизистой оболочки полости рта:

A. Обычное состояние, без каких-либо изменений Б. Умеренное увеличение слюноотделения

B. Ощущение сухости во рту

Офаска кожных покровов:

A. Обычная окраска кожи лица, рук, шеи Б. Покраснение кожи лица, рук, шеи

B. Побледнение кожи лица, рук, шеи, появление на коже «мраморного» (пятнистого) оттенка

Восприимчивость к внешним раздражениям, чувствительность:

A. Отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствитель- ность

Б. Умеренное повышение чувствительности, восприимчи­вости к внешним раздражениям, не отвлекающее от работы

B. Резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях

Чувство уверенности в себе, в своих силах:

A. Обычное состояние, отсутствие каких-либо изменений Б. Повышение уверенности в себе, вера в успех

B. Чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала

Настроение:

A. Обычное, неизмененное настроение

Б. Приподнятое, повышенное настроение, чувство подъема, приятного удовлетворения деятельностью, работой

B. Сниженное настроение, чувство подавленности

Особенности сна:

A. Нормальный, обычный сон

Б. Крепкий, освежающий сон накануне

B. Беспокойный, с частыми пробуждениями и сновиде- ниями сон в течение нескольких ночей, в том числе и накануне

Особенности эмоционального состояния в цепом:

A. Отсутствие каких-либо изменений в сфере чувств и эмоций

Б Чувство озабоченности, ответственности, появление азарта, положительно окрашенной злости

B. Чувство страха, паники, отчаяния

Помехоустойчивость:

A. Обычное состояние, без каких-либо изменений

Б, Повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума, других помех и отвлекающих раздражителей

B. Значительное снижение помехоустойчивости, неспо- собность работать при наличии отвлекающих раздра- жителей

Особенности речи:

A. Обычная, неизмененная речь

Б. Повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (грамотности, логичности)

B. Нарушение речи - появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, слишком тихая речь

Общая оценка психического состояния:

A. Обычное, неизмененное состояние

Б. Состояние внутренней собранности, повышенной готов­ности к работе, подъем душевных сил, мобилизован­ность, высокий психический тонус

B. Чувство усталости, безразличия, рассеянности, несо бранности. апатии, снижение психического тонуса

Особенности памяти:

A. Обычная, неизмененная память

Б. Улучшение памяти, легко вспоминается то, что необхо­димо вспомнить в данный момент

B. Ухудшение памяти

Особенности внимания:

А Обычное внимание, без каких-либо изменений

Б. Улучшение способности к сосредоточению, отвлечение

от посторонних дел В. Ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться

на выполняемой работе, отвлекаемость

Сообразительность:

A. Обычная сообразительность, без каких-либо изменений Б. Улучшение сообразительности, высокая находчивость

B. Растерянность, ухудшение сообразительности

Умственная работоспособность:

A. Обычная умственная работоспособность

Б. Повышение умственной работоспособности

B. Значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость

Явление психического дис<омфорта.

A. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений и пережи- ваний, связанных с психическим состоянием

Б. Единичные, спабовыраженные изменения психического состояния, не мешающие работе и не причиняющие беспокойства, чувство психического комфорта

B. Резко выраженные и многочисленные проявления психи- ческого дискомфорта, неприятное общее психическое состояние, ухудшение самочувствия, мешающее работе

Степень распространенности (генерапизованности) при­знаков напряжения:

А. Единичные и спабовыраженные признаки напряжения, не привлекающие к себе внимания

Б. Отчетливые признаки напряжения, которые сопутствуют повышенной работоспособности и успешной деятель­ности

8. Большое количество разнообразных неприятных прояв­лений нервно-психического напряжения, наблюдаю­щихся со стороны многих органов и систем организма и существенно мешающих работе

Частота возникновения состояния напряжения:

A. Напряжение возникает очень редко

Б. Напряжение развивается часто, но только при наличии реально трудных ситуаций

B. Напряжение развивается весьма часто и нередко в тех случаях, когда для него нет достаточных причин

Продолжительность состояния нервно-психического напряжения:

A. Напряжение продолжается очень короткий срок и полно- стью исчезает, как только миновала сложная ситуация

Б. Напряжение продолжается в течение всего периода пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения работы

B. Напряжение длится необычайно долго (несколько часов и более) и не прекращается даже после исчезновения трудной ситуации

Общая степень выраженности напряжения:

A. Полное отсутствие напряжения либо весьма слабая его степень

Б. Умеренно выраженное напряжение

B. Резко выраженное, чрезмерное нервно-психическое напряжение

Обработка результатов и их характеристика. После заполнения испытуемым правой части опросника производится подсчет набран­ных баалов. При этом за знак «+», поставленный против подпункта А, начисляется 1 очко; поставленный против подпункта Б, начисляется 2 очка; поставленный против подпункта В, начисляется 3 очка. Мак­симальное количество очков, которое может набрать испытуемый, равно 90, минимальное количество равно 30 баллам, когда испытуе­мый отрицает наличие у себя каких-либо проявлений нервно-психи­ческого напряжения.

Шкала нервно-психического напряжения (Т. А. Немчин)

Предназначена для диагностики нервно-психического напряжения и его проявлений.

Текст опросника.

1. Наличие физического дискомфорта.

1. Полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений.

2. Имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе.

3. Наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно не мешающих работе.

2. Наличие болевых ощущений.

1. Полное отсутствие каких-либо болей

2. Периодически появляются, но быстро исчезают, и не мешают работе.

3. Имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.

3. Температурные ощущения.

1. Отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела.

2. Ощущение тепла, повышения температуры тела.

3. Ощущение похолодания тела, конечностей, «озноб».

4. Состояние мышечного тонуса.

1 Обычный, неизмененный мышечный тонус.

2. Умеренное повышение тонуса мышц, чувство некоторого мышечного напряжения.

3 Значительное мышечное напряжение, подергивание отдельных мышц лица, рук, тики, тремор.

5. Координация движений.

l. Обычная, неизмененная координация движений.

2. Повышение точности, ловкости, координации движений во время работы, письма.

3. Ухудшение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.

I6. Состояние двигательной активности в целом.

1. Обычная, неизмененная двигательная активность.

2. Повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений.

3. Резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление ходить, изменять положение тела.

7. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы.

1. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца.

2. Ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе.

3. Наличие неприятных ощущений со стороны сердца, резкое учащение сердцебиения. Чувство сжатия в области сердца, покалывания, боли в сердце.

8. Проявления (ощущения) со стороны желудочно-кишечного тракта.

1. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе.

2. Появление единичных, быстро проходящих и не мешающих работе ощущений со стороны органов пищеварения – подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое умеренное урчание в животе,

3. Выраженные неприятные ощущения в области живота – боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.

9. Проявления со стороны органов дыхания.

1. Отсутствие каких-либо ощущений.

2. Увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе.

3. Значительные изменения дыхания – одышка, чувство недостаточного вдоха, «комок в горле».

10. Проявления со стороны выделительной системы.

1. Отсутствие каких-либо изменений.

2 .Умеренная активизация выделительной функции – несколько более частое появление желания воспользоваться туалетом при полном сохранении возможности воздерживаться (терпеть).

3 .Резкое учащение желания воспользоваться туалетом или невозможность воздерживаться, наличие сильных позывов к мочеиспусканию и др.

11. Состояние потоотделения.

1. Обычное состояние потоотделения, без каких-либо изменений

2. Умеренное усиление потоотделения.

3. Появление обильного холодного, проливного пота.

12. Состояние слизистой оболочки рта.

2. Умеренное увеличение слюноотделения.

3. Ощущение сухости во рту.

13. Окраска кожных покровов.

1. Обычная окраска кожных покровов лица, шеи, рук.

2. Покраснение кожи лица, шеи, рук.

3. Побледнение кожи лица, шеи, рук, появление на коже кистей мраморного (пятнистого) оттенка.

14. Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям.

1. Отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность.

2. Умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее основной работе.

3. Резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях.

15. Чувство уверенности в себе, в своих силах.

1. Обычное, неизмененное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях.

2. Повышение чувства уверенности в себе, уверенность в успехе.

3. Чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.

16. Настроение.

1. Обычное, неизменное настроение.

2. Приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения деятельностью, работой.

3. Сниженное настроение, чувство подавленности.

17. Особенности сна.

1. Нормальный, обычный сон без каких-либо изменений по сравнению с предшествующим периодом времени.

2. Хороший, полноценный, крепкий освежающий сон накануне.

3. Беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение скольких предшествующих ночей и в том числе накануне.

18. Особенности эмоционального состояния в целом.

1. Отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств.

2. Чувство озабоченности, повышенной ответственности за выполняемую работу, появление «азарта», положительно окрашенной «злости».

3. Чувство отчаяния, страха, паники.

19. Помехоустойчивость.

1. Обычное состояние, без каких-либо изменений.

2. Повышение устойчивости в работе, способность работать в условиях шума, других помех и отвлекающих раздражителей.

3. Значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.

20. Особенности речи.

1. Обычная, неизмененная речь.

2. Повышение речевой активности, увеличение громкости голоса и ускорение речи без ухудшения ее качественных характеристик (грамотности, логичности).

3. Нарушения речи – появление слишком длинных пауз, запинок, заикания, увеличение количества лишних слов, слишком тихий голос.

21. Обшая оценка психического состояния.

1. Обычное, неизмененное состояние.

2. Чувство собранности, повышенной готовности к работе, мобилизованность, подъем душевных и моральных сил, высокий психический тонус.

3. Чувство усталости, несобранности, растерянности, апатии, снижение психического тонуса.

22. Особенности памяти.

1. Обычная, неизмененная память.

2. Улучшение памяти – легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент.

3. Ухудшение памяти.

23. Особенности внимания.

1.Обычное, без каких-либо изменений внимание.

2. Улучшение способности к сосредоточению внимания, отвлечение от посторонних дел.

3. Ухудшение внимания, несобранность, неспособность сосредоточиться на деле, растерянность, отвлекаемость.

24. Сообразительность.

1. Обычная, без каких-либо изменений сообразительность.

2. Повышение сообразительности, находчивость.

3. Ухудшение сообразительности, растерянность.

25. Умственная работоспособность.

1. Обычная, неизмененная умственная работоспособность.

2. Повышение умственной работоспособности.

3. Значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость.

26. Явление психического дискомфорта.

1. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психической сферы в целом.

2. Единичные, слабо выраженные и не мешающие работе изменения психической деятельности, либо, напротив – чувство психического комфорта, приятные переживания и ощущения.

3. Резко выраженные, многочисленные и серьезно мешающие работе нарушения со стороны психической деятельности.

27. Степень распространенности (генерализованное) признаков напряжения.

1. Единичные и слабые признаки, на которые не следует обращать внимания.

2. Отчетливо выраженные признаки напряжения, которые не только не мешают деятельности, а, напротив, способствуют ее успешности и npoдуктивности.

3. Большое количество разнообразных неприятных проявлений напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны многих частей тела, органов и систем.

28. Оценка частоты возникновения напряжения.

29. Оценка продолжительности состояния напряжения.

1. Весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает, еще до того, как миновала сложная ситуация.

2. Продолжается в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, но прекращается вскоре после ее окончания.

3. Большая продолжительность состояния напряжения, не прекращающегося течение длительного времени по миновании сложной ситуации.

30. Общая оценка степени выраженности напряжения.

1. Полное отсутствие или весьма слабое напряжение.

2. Умеренно выраженное напряжение.

3. Резко выраженное, чрезмерное напряжение.

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ОПРОСНИК САН.

(Моск.мед.инст.им.Сеченова).

Оценка самочувствия, активности, настроения.

ИНСТРУКЦИЯ:выбрать и отметить цифру наиболее точно отражающую состояние в момент обследования.

КАРТА МЕТОДИКИ САН

1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым

3. Пассивный Активный

4. Малоподвижный Подвижный

5. Веселый Грустный

6. Хорошее настроение Плохое настроение

7. Работоспособный Разбитый

8. Полный сил Обессиленный

9. Медлительный Быстрый

10. Бездеятельный Деятельный

11. Счастливый Несчастный

12. Жизнерадостный Мрачный

14. Здоровый Больной

15. Безучастный Увлеченный

16. Равнодушный Взволнованный

17. Восторженный Унылый

18. Радостный Печальный

19. Отдохнувший Усталый

20. Свежий Изнуренный

21. Сонливый Возбужденный

22. Желание отдохнуть Желание работать

23. Спокойный Озабоченный

24. Оптимистичный Пессимистичный

25. Выносливый Утомляемый

26. Бодрый Вялый

27. Соображает трудно Соображает легко

28. Рассеянный Внимательный

29. Полный надежд Разочарованный

30. Довольный Недовольный

ОБРАБОТКА: Индекс 3, соответствующий негативным характеристикам принимается за один балл, 2- за 2, 1-за 3 балла, 0-за 4,1 -за 5, 2-за 6, 3-за 7.

Код опросника: вопросы на самочувствие- 1,2,7,8,13, 14, 19, 20, 25, 26

на активность - 3,4,9,10,15,16,21.22,27, 28

на настроение - 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30.

Рассчитывается среднее арифметическое. Самочувствие - 5,4

Активность - 5,0

Настроение - 5,4.

ОЦЕНКА НАСТРОЕНИЯ

1. Чувствую себя исключительно бодро.

2. Соседи (другие учащиеся) очень мне надоели.

3. Испытываю какое-то тягостное чувство.

4. Скорее бы испытывать чувство покоя (закончились бы уроки, занятия, четверть).

5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.

6. Состояние такое, что готов горы свернуть.

7. Оценка по тесту не принята, вызывает чувство неудовлетворенности.

8. Удивительное настроение- хочется петь, танцевать, целовать от радости каждого кого увижу.

9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка.

10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне удивительно неудачными.

11. Каждому, кого встречаю, готов сказать грубость.

12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.

13. Настроение такое, что хочется сказать-«Пропади все пропадом!».

14. Никого не хочется видеть, не с кем не хочется разговаривать.

15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!».

16. Все люди без исключения кажутся мне хорошими. Все они без исключения симпатичны.

17. Не вижу впереди ни каких трудностей. Все легко! Все доступно!

18. Мое будущее кажется мне очень печальным.

19. Бывает хуже, но редко.

20. Не верю даже самым близким людям.

21. Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются как приятная музыка.

Инструкция: ответить - «да», «нет»,» наоборот».

Настроение: 9 баллов - 20 ответов « нет», 4 - 9 - 10 ответов.

6 -16-17 , 1-5 и менее

Астеническое состояние: ответы « да» на вопросы - 2,3,4,5,7,9,10,11,13,14,15,18,19,20.

Ответы наоборот - 1,6,8,12,16,17.

Чем меньше указанных ответов, тем лучше состояние.

9 баллов - 1- 2 ответа, 8 б. - 3 , 7 б - 4 , 6 б - 5 - 6 , 5 б - 7 - 8, 4б - 9- 10, 3 б - 11 - 13, 2 б - 14-15, 1 б - 17 и более.

Состояние эйфории: ответы «да» на вопросы 1,6,8,12,16,17..

Ответы наоборот 2,3,4,5,7,9,10,11,13,14,15,18,19,20.

Чем больше ответов, тем сильнее выражена эйфория (неадекватная оценка событий). 9 б - 6 ответов, 8б - 7, 7б - 8-9, 6б - 10-12, 5б - 10-13, 4б - 14-15, 3б - 16-17, 2б - 18-19, 1 б - 20.

Депрессия.

Варианты ответов:

1 - нет, неверно,

2 - пожалуй, так,

4 - совершенно верно.

1.Я чувствую подавленность, тоску

2.Утром я чувствую себя лучше всего

3.У меня наворачиваются слезы

4.У меня плохой ночной сон

5.У меня аппетит не хуже обычного

6.Мне приятно общаться с привлекательными людьми

7.Я теряю в весе

8.Меня беспокоят запоры

9.Мое сердце бъётся быстрее, чем обычно

10.Я устаю без всяких причин

11.Я мыслю так же ясно, как и всегда

12.Мне легко делать то, что я умею

13.Я чувствую себя беспокойно и не могу усидеть на месте

14.Я надеюсь на будущее

15.Я более раздражителен, чем обычно

16.Мне легко принимать решения

17.Я чувствую, что полезен и необходим

18.Я живу достаточно полной жизнью

19.Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет

20.Меня и сейчас радует, что радовало всегда

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

После заполнения текстового бланка производится подсчёт баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 «прямых» (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19) и 10 «обратных» вопросов (2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20).Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов.«Прямые» и »Обратные» ответы подсчитываются, суммируются и « сырая» оценка переводится в шкальную при помощи формулы

Х = сумма х 100

Средняя величина индекса снижения настроения равна 40, 25 + 5,99 балла.

Ниже 50 баллов -лица, не имеющие снижения настроения.

От 51 до 59 баллов - незначительно, но отчетливо выраженное снижение настроения.

От 60 до 60 баллов - - значительное снижение настроения и выше 70 баллов - глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).

4.Как вы себя чувствуете?

Инструкция: На каждый вопрос теста выбирайте один вариант ответа.

1.Что вы сделаете, если увидите что автобус успеет подойти к остановке раньше, чем вы?

а)возьмёте »ноги « в «руки,» что бы догнать его

б)пропустите его, будет следующий

в)несколько ускорите шаг

2.Пойдёте ли в поход

в)неохотно

3.Если у вас выдался рабочий день, пропадет ли у вас желание делать что - либо, обещающие быть интересным.

б)желание пропадает, но вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказываетесь от задуманного

На шкалах испытуемый отмечает свое типичное,повторяющиеся изо дня в день состояние, зачеркивая на каждой шкале ту из цифр,которая ему более всего соответствует. Большие цифры указывают на преобладание хорошего настроения, а малые - на доминирование плохого настроения.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ .

Сумма баллов,выбранная испытуемым по всем 30 шкалам,делится на 30, и в результате получается средний показатель, отражающий настроение, преобладающее у данного испытуемого. Человек, имеющий среднюю оценку в интервале от 5 до 7 ,считается таким, у которого чаще всего доминирует хорошее настроение. Тот, у кого оказались оценка от 1 до 3 баллов,считается человеком, у которого преобладает плохое настроение. Оценка близкая к 4 баллам(от 3,5 до 4,5) указывает на доминирование изменчивого настроения или такого, которое сам человек не в состоянии оценить как хорошее или плохое.

Оценка нервно - психического напряжения.

Для проведения исследования можно использовать опросник нервно-психического напряжения (НПН), предложенный Т.А.Немчиным. Опросник представляет собой перечень признаков нервно-психического напряжения, составленный по данным клинико-психологического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности.

Исследование проводится индивидуально, в отдельном, хорошо освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении. Инструкция испытуемому:»Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время».

ОПРОСНИК - НЕРВНО- ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ:

1.Наличие физического дискомфорта:

а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических опущений

б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе

в)наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающие работе.

2. Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие каких-либо болей

б) болевые осушения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе

в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.

3.Температурные опущения:

а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела;

б) ощущение тепла, повышения температуры тела;

в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство, озноба.

4.Состояние мышечного тонуса:

а) обычный мышечный тонус;

б) умеренное повышение мышечного тонуса.чувство некоторого мышечного напряжения;

в) значительное мышечное напряжение подергивания отдельных мышц

лица, шеи, руки (тики, тремор).

5.Координация движений:

а) обычная координация движений;

б) повышение точности,легкости, координированности движений во время письма, другой работы;

в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.

6.Состояние двигательной активности в целом:

а) обычная двигательная активность;

б) повышение двигательной активности. увеличение скорости и энергичности движений;

в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела.

7.Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

а)отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;

б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе;

в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца- учащение сердцебиения, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце.

8.Проявление со стороны желудочно-кишечного тракта:

а)отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;

б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе - подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание».

в)выраженные неприятные ощущения в животе - боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.

9.Проявление со стороны органов дыхания:

а)отсутствие каких-либо ощущений;

б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе;

в) значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле».

10.Проявление со стороны выделительной системы:

а)отсутствие каких-либо изменений;

б)умеренная активизация выделительной функции -более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться(терпеть);

в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть.

11.Состояние потоотделения:

а) обычное потоотделение без каких-либо изменений;

б)умеренное усиление потоотделения;

в)появление обильного «холодного» пота.

12.Состояние слизистой оболочки полости рта:

б) умеренное увеличение слюноотделения;

в) ощущение сухости во рту.

13. Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук;

б)покраснение кожи лица;

в)побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного»(пятнистого) оттенка

14.Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:

а)отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность;

б)умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям,не мешающее работе;

в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях,

15.Чувство уверенности в себе, в своих силах:

а)обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях;

б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех;

в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.

16.Настроение:

а) обычное настроение;

б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью;

в) снижение настроения, подавленность.

17.Особенности сна:

а) нормальный, обычный сон;

б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне;

в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне.

18. Особенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие каких-дибо изменений в сфере эмоций и чувств;

б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, «азарт «-активное желание действовать;

в)чувство страха, паники, отчаяния.

19. Помехоустойчивость:

а) обычное состояние без каких-либо изменений;

б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех;

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.

20.Особенности речи:

а)обычная речь;

б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества(логичности, грамотности и т.д.)

в)нарушение речи- появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос.

21.Общая оценка психического состояния:

а) обычное состояние;

б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус,

в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса.

22.Особенности памяти:

а)обычная память,

б)улучшение памяти - легко вспоминается то, что нужно,

в) ухудшение памяти.

23.Особенности внимания:

а) обычное внимание без каких-либо изменений,

б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел,

в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость.

24.Сообразительность:

а) обычная сообразительность,

в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая

умственная утомляемость.

26.Явления психического дискомфорта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом,

б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления,

в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики.

27.Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения:

а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание;

б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности но, напротив, способствующие её продуктивности;

в) большое количество разнообразных неприятных признаке? напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма.

28.Частота возникновения состояния напряжения:

а) ощущение напряжения не развивается практически никогда;

б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций;

в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин.

29.Продолжительность состояния напряжения:

а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация;

б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, прекращается вскоре после её окончания,

в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, непрекращающегося в течение длительного времени после сложной ситуации.

30.Общая степень выраженности напряжения:

а) полное отсутствие или весьма слабое степень выраженности,

б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения,

в) резко выраженное, чрезмерное напряжение.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за отметку «+», поставленную испытуемым против:

пункта «а», начисляется 1 балл,

пункта »б» - 2 балла,

пункта »в» - 3 балла.

Минимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30,

максимальное - 90.

Диапазон слабого, или «детензивного», нервно-психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов,

умеренного, или «интенсивного» от 51 до 70 баллов и

чрезмерного, или «экстенсивного» - от 71 до 90 баллов.

Полученные таким образом данные заносятся в протокол по следующей форме:

Фамилия, имя, отчество __________________________Дата_______________

Краткая характеристика актуальной ситуации (обычная, не стрессовая, перед экзаменом, после экзамена, перед выполнением.ответственного и сложного задания, после задания и т.д.)

Опросник представляет собой перечень признаков нервно-

психического напряжения, составленный по данным клинико­

психологического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности. Исследование проводится индивидуально в отдельном, хорошо

освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении.

Инструкция : «В зависимости от выбранного Вами варианта ответа, содержание которого соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время поставьте рядом с номером каждого пункта опросника букву А, Б или В».

Текст опросника:

    Наличие физического дискомфорта:

а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений;

б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе,

в) большое количество неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе.

    Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие каких-либо болей;

б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе;

в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.

    Температурные ощущения:

а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуру тела;

б) ощущение тепла, повышения температуры тела;

в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба»,

    Состояние мышечного тонуса:

а) обычный мышечный тонус;

б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения;

в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдельных мышц лица, шеи, руки (тики, тремор);

    Координация движений:

а) обычная координация движений;

б) повышение точности, легкости, координированности движений во время письма, другой работы;

в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.

    Состояние двигательной активности в целом:

а) обычная двигательная активность;

б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений;

в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела.

    Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;

б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе,

в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца - учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце.

    Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;

б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе - подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание»;

в) выраженные неприятные ощущения в животе - боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.

    Проявления со стороны органов дыхания:

а) отсутствие каких-либо ощущений;

б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе;

в) значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле».

    Проявления со стороны выделительной системы:

а) отсутствие каких-либо изменений;

б) умеренная активизация выделительной функции - более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть);

в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть.

    Состояние потоотделения:

а) обычное потоотделение без каких-либо изменений;

б) умеренное усиление потоотделения;

в) появление обильного «холодного» пота.

    Состояние слизистой оболочки полости рта:

б) умеренное увеличение слюноотделения;

в) ощущение сухости во рту.

    Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук;

б) покраснение кожи лица, шеи, рук;

в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного» (пятнистого) оттенка.

    Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:

а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность;

б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее работе;

в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях.

    Чувство уверенности в себе, в своих силах:

а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях;

б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех;

в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.

    Настроение:

а) обычное настроение;

б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью;

в) снижение настроения, подавленность.

    Особенности сна:

а) нормальный, обычный сон;

б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне;

в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне.

    Особенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств;

б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, «азарт», активное желание действовать;

в) чувство страха,паники, отчаяния.

    Помехоустойчивость:

а) обычное состояние без каких-либо изменений;

б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех;

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.

    Особенности речи:

а) обычная речь;

б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности и т.д.);

в) нарушения речи - появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос.

    Общая оценка психического состояния:

а) обычное состояние;

б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус;

в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса.

    Особенности памяти:

а) обычная память;

б) улучшение памяти - легко вспоминается то, что нужно;

в) ухудшение памяти.

    Особенности внимания:

а) обычное внимание без каких-либо изменений;

б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел;

в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость.

    Сообразительность:

а) обычная сообразительность;

б) повышение сообразительности, хорошая находчивость;

в) снижение сообразительности, растерянность.

    Умственная работоспособность:

а) обычная умственная работоспособность;

б) повышение умственной работоспособности;

в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость.

    Явления психического дискомфорта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом;

б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления;

в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики.

    Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения:

а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание;

б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности, но, напротив, способствующие ее продуктивности;

в) большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма.

    Частота возникновения состояния напряжения:

а) ощущение напряжения не развивается практически никогда;

б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций;

в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин.

    Продолжительность состояния напряжения:

а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация;

б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, прекращается вскоре после ее окончания;

в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, непрекращающегося в течение длительного времени после сложной ситуации.

    Общая степень выраженности напряжения:

а) полное отсутствие или весьма слабая степень выраженности;

б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения;

в) резко выраженное, чрезмерное напряжение.

Обработка методики и интерпретация результата. После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за отметку «+», поставленную испытуемым против пункта «а», начисляется 1 балл, против пункта «б»




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top