Приказ 747 министерства здравоохранения с изменениями. Учет медикаментов

Приказ 747 министерства здравоохранения с изменениями. Учет медикаментов

Российская Федерация

ПРИКАЗ Минздрава СССР от 02.06.87 N 747 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ИНСТРУКЦИИ ПО УЧЕТУ МЕДИКАМЕНТОВ, ПЕРЕВЯЗОЧНЫХ СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СОСТОЯЩИХ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТЕ СССР"

В целях дальнейшего усиления контроля за обеспечением сохранности и рационального расходования медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно - профилактических учреждениях здравоохранения утверждаю:

"Инструкцию по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно - профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР";

форму N 1-МЗ - "Ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно - количественному учету";

форму N 2-МЗ - "Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно - количественному учету";

форму N 6-МЗ - "Книга регистрации счетов, поступивших в аптеку".

Приказываю:

1. Министрам здравоохранения союзных республик:

1.1. В месячный срок размножить и довести утвержденную настоящим приказом инструкцию до лечебно - профилактических учреждений здравоохранения.

1.2. Организовать изучение инструкции соответствующими работниками, осуществляющими прием, хранение, расходование и учет медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно - профилактических учреждениях здравоохранения.

1.3. Обеспечить строгий контроль за соблюдением настоящей инструкции.

2. Президенту Академии медицинских наук СССР, начальникам III, IV главных управлений при Министерстве здравоохранения СССР:

2.1. Довести утвержденную настоящим приказом инструкцию до лечебно - профилактических учреждений здравоохранения и обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных п.п. 1.2, 1.3.

3. Руководителям учреждений союзного подчинения принять инструкцию к исполнению и провести мероприятия, предусмотренные п.п. 1.2, 1.3.

4.1. Приказ Минздрава СССР от 23 апреля 1976 г. N 411 "Об утверждении инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно - профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР".

4.3. Приказ Минздрава СССР от 18 марта 1985 г. N 312 "Об усилении контроля за выполнением врачебных медикаментозных назначений в лечебно - профилактических и других учреждениях системы Министерства здравоохранения СССР".

4.4. Формы NN: 1-МЗ, 2-МЗ, 6-МЗ, утвержденные приказом Минздрава СССР от 25 марта 1974 г. N 241 "Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для учреждений, состоящих на Государственном бюджете СССР".

4.5. Пункт 1.6. приказа Минздрава СССР от 9 января 1987 г. N 55 "О порядке отпуска этилового спирта и спиртосодержащих лекарственных средств из аптечных учреждений" в части учета спирта в журнале по форме N 10-АП в лечебно - профилактических учреждениях.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление бухгалтерского учета и отчетности Минздрава СССР (т. Запорожцев Л.Н.).

Первый заместитель Министра
здравоохранения СССР
Г.А.СЕРГЕЕВ

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства
здравоохранения СССР
от 2 июня 1987 г. N 747

СОГЛАСОВАНО
с Министерством финансов СССР
25 марта 1987 г. N 41-31

за "____" _________________ 19 г.

NN п.п. Наименование лекарственных средств Порядковые номера накладных (требований) Всего Отметка о записи в книгу
Количество
Ядовитые вещества
Наркотические средства
Этиловый спирт
Дефицитные и дорогостоящие лекарственные средства

за _______________ месяц 19 г.

Медицинская сестра
подпись расшифровка подписи
Приложено накладных (требований)
Отчет проверил
должность подпись расшифровка подписи

"Бюджетный учет", 2008, N 3

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА МЕДИКАМЕНТОВ

Бухгалтер должен отразить в учете поступление медикаментов в учреждение. Но этим его работа не исчерпывается: ему нужно организовать учет, фиксировать все, что произойдет с медикаментами в дальнейшем, то есть когда и для чего их будут использовать.

Учет в медицинских учреждениях

По роду своей деятельности для осуществления лечебного процесса, проведения профилактических мероприятий медицинские учреждения используют лекарственные препараты, перевязочные, вспомогательные и прочие материалы (далее - медикаменты).

Приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. N 747 была утверждена Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения (далее - Инструкция N 747), которая и в настоящее время регламентирует порядок и организацию учета медикаментов в учреждениях здравоохранения. Согласно п. 1 данной Инструкции в учреждениях здравоохранения учитываются:

Медикаменты: лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п.;

Перевязочные средства: марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и т.п.;

Вспомогательные материалы: бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и т.п.;

Тара: склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутылки, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно.

На основании данной Инструкции учреждения здравоохранения могут иметь собственную аптеку, являющуюся структурным подразделением учреждения здравоохранения, либо приобретать лекарственные средства у поставщиков.

Учет медикаментов в аптеке учреждения

Обеспечение лечебного учреждения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, предметами ухода за больными является основной задачей аптеки медицинского учреждения. Учету лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, посвящен разд. 2 Инструкции N 747.

Ответственность за сохранность медикаментов в аптеке возложена на заведующего аптекой или его заместителя (п. 9 Инструкции N 747). С лицами, ответственными за сохранность лекарственных средств, находящихся в отделениях (кабинетах) учреждения, заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности (п. 8 Инструкции N 747).

В аптеках, отделениях (кабинетах) учреждений подлежат предметно-количественному учету следующие материальные ценности:

Ядовитые лекарственные средства;

Наркотические лекарственные средства;

Этиловый спирт;

Новые препараты для клинических испытаний;

Дефицитные и дорогостоящие медикаменты и перевязочные средства по утвержденному списку;

Тара порожняя и занятая лекарственными средствами.

Предметно-количественный учет лекарственных средств ведется в книге предметно-количественного учета аптекарских запасов (форма 8-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и заверены подписью главного бухгалтера. На каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, открывается отдельная страница (п. 15 Инструкции N 747).

Материально ответственные лица ведут учет медикаментов в книге (ф. 0504042) или карточке (ф. 0504043) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Медикаменты отпускаются из аптеки на основании требования-накладной (ф. 0315006) и текущей потребности в количестве:

Ядовитые - пятидневной нормы;

Наркотические - трехдневной нормы;

Все остальные - десятидневной нормы.

В соответствии с п. 20 Инструкции N 747 заведующий аптекой или уполномоченное лицо производит таксировку каждого требования-накладной. Это делается для определения общей стоимости отпущенных медикаментов. Заведующий аптекой несет ответственность за правильное применение розничных цен, подсчет стоимости лекарственных средств в накладных (требованиях), расходных документах и инвентаризационных описях.

Вспомогательные материалы, полученные на основании счетов поставщиков, списываются в расход в аптеке и в бухгалтерии учреждения в денежном выражении по мере их поступления в аптеку (п. 24 Инструкции N 747).

Стоимость тары, не подлежащей обмену и возврату, включенная поставщиком в цену лекарственных средств, списывается в расход при списании этих лекарственных средств. Если стоимость безвозвратной одноразовой тары не включена в цену полученных средств, а показана в счете поставщика отдельно, эта тара по мере высвобождения списывается с подотчета заведующего аптекой в расход.

Обменная (возвратная) тара по мере сдачи ее поставщику или специальной тарособирающей организации включается в отчет заведующего аптекой, а денежные средства, возвращенные учреждению, относятся на восстановление кассовых расходов.

Испорченные медикаменты и лекарства с истекшим сроком годности запрещено продавать, и они должны быть уничтожены. На это указал в Письме от 30 декабря 2005 г. N 01И-838/05 Росздравнадзор. Порядок уничтожения лекарственных средств определен Приказом Минздрава России от 15 декабря 2002 г. N 382 "Об утверждении Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств". Уничтожение лекарственных средств осуществляется с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится комиссией по уничтожению лекарственных средств, создаваемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в присутствии собственника или владельца лекарственных средств, подлежащих уничтожению. Особенности уничтожения лекарственных средств определены в данной Инструкции (п. 8).

При уничтожении лекарственных средств комиссия составляет акт, в котором указываются:

Дата, место уничтожения;

Место работы, должность, фамилия, имя, отчество лиц, принимавших участие в уничтожении;

Основание для уничтожения;

Сведения о наименовании (с указанием лекарственной формы, дозировки, единицы измерения, серии) и количестве уничтожаемого лекарственного средства, а также о таре или упаковке;

Наименование производителя лекарственного средства;

Наименование владельца или собственника лекарственного средства;

Способ уничтожения.

Акт по уничтожению лекарственных средств подписывается всеми членами комиссии по уничтожению лекарственных средств и скрепляется печатью предприятия, которое осуществило уничтожение лекарственного средства. Также составляется акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

В конце каждого месяца заведующий аптекой составляет отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммовом) выражении (форма 11-МЗ) по группам лекарственных средств.

Учет медикаментов в учреждениях, не имеющих аптек

Учету лекарственных средств в учреждениях, не имеющих аптек, посвящен разд. 3 Инструкции N 747.

Учреждения здравоохранения, не имеющие своих аптек, снабжаются медикаментами с аптечных складов поставщиков.

Лекарственные средства с аптечного склада получают материально ответственные лица: старшие медицинские сестры отделений (кабинетов), главные (старшие) медицинские сестры амбулаторно-поликлинических учреждений по доверенностям (п. 35 Инструкции N 747).

Срок действия доверенности на получение ядовитых и наркотических лекарственных средств - не более одного месяца, во всех остальных случаях доверенность выдается не более чем на текущий квартал.

Полученные лекарственные средства хранятся в отделениях (кабинетах). Запрещается получать и хранить медикаменты в отделениях (кабинетах) в количествах сверх текущей потребности, а также выписывать лекарственные средства с аптечного склада по общей накладной для нескольких отделений (кабинетов) и производить последующую их фасовку, перемещение из одной посуды в другую, замену этикеток.

Учет наркотических препаратов

Следует несколько слов сказать об особенностях учета наркотических препаратов и психотропных веществ, используемых в лечебных организациях. Наркотические лекарственные средства и психотропные вещества в силу своей специфичности не могут свободно продаваться в аптеках. Законодательством предусмотрены особые требования к их учету и хранению.

Наркотические средства и психотропные вещества, применяемые в медицине как лекарственные средства, подлежат государственной регистрации (п. 1 ст. 19 Закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах").

Если учреждение осуществляет деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, то на основании ст. 39 Закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" оно должно вести журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и журнал регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. Формы этих журналов утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 644 (далее - Постановление N 644).

Согласно Правилам ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденным Постановлением N 644, регистрация операций, связанных с оборотом указанных средств, ведется по каждому наименованию средств на отдельном развернутом листе журнала или в отдельном журнале регистрации. Любые операции, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, должны заноситься в журнал регистрации.

Журналы регистрации должны быть сброшюрованы, пронумерованы и скреплены подписью руководителя юридического лица и печатью юридического лица. Руководитель учреждения назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов регистрации, в том числе в подразделениях. Записи в журналах регистрации производятся в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции по каждому наименованию наркотического средства, психотропного вещества или их прекурсоров на основании документов, подтверждающих совершение этой операции. Каждая запись проведенной операции, а также исправления заверяются подписью лица, ответственного за ведение и хранение журнала.

Учреждения ежемесячно проводят в установленном порядке инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ, а также сверку прекурсоров путем сопоставления их фактического наличия с данными учета (книжными остатками) с отражением результатов проведенной инвентаризации.

Журнал регистрации хранится в металлическом шкафу (сейфе) в технически укрепленном помещении. Ключи находятся у лица, которое отвечает за ведение и хранение журнала.

На основании записей в соответствующем журнале регистрации юридические лица представляют в установленном порядке отчеты о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Журналы регистрации сдаются в архив учреждения, где хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. По истечении указанного срока журналы регистрации подлежат уничтожению по акту, утверждаемому руководителем. В случае реорганизации или ликвидации юридического лица журналы регистрации и документы, подтверждающие осуществление операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сдаются на хранение:

При реорганизации - новому юридическому лицу либо правопреемнику в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом;

При ликвидации - в государственный архив.

Бюджетный учет

Бухгалтерский учет медикаментов осуществляют сотрудники бухгалтерии в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее - Инструкция N 25н) (п. п. 47 - 61).

Медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т.п. (далее - медикаменты) независимо от вида бюджетных учреждений, на балансе которых числятся данные материальные запасы, в соответствии с п. 61 Инструкции N 25н учитывают на счете 0 105 01 000 "Медикаменты и перевязочные средства".

Медикаменты в учреждениях здравоохранения могут приобретаться за счет трех источников:

За счет средств бюджета;

За счет средств от предпринимательской деятельности;

За счет средств обязательного медицинского страхования.

Рассмотрим отражение основных операций по поступлению и списанию медикаментов в бухгалтерском учете.

Бюджетная деятельность

Дебет 1 206 22 560

"Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов"

Кредит 1 304 05 340

Перечислен аванс за медикаменты, приобретаемые в рамках одного договора;

Дебет 1 105 01 340

Кредит 1 302 22 730

"Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"

Поступили медикаменты в медицинское учреждение;

Дебет 1 302 22 830

Кредит 1 206 22 660

"Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов"

Зачет перечисленного аванса;

Дебет 1 302 22 830

"Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"

Кредит 1 304 05 340

"Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета, по приобретению материальных запасов"

Окончательный расчет за медикаменты;

Дебет 1 105 01 340

"Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств"

Кредит 1 105 01 340

"Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств"

Выданы медикаменты со склада в лечебное учреждение по требованию-накладной (ф. 0315006) (внутреннее перемещение);

Дебет 1 401 01 272

"Расходование материальных запасов"

Кредит 1 105 01440

Списаны израсходованные медикаменты на основании первичных документов, полученных из лечебного учреждения;

Дебет 1 501 03 340

"Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по приобретению материальных запасов"

Кредит 1 502 01 340

"Принятые бюджетные обязательства текущего года за счет приобретения материальных запасов"

Приняты бюджетные обязательства.

Возвратная тара, не включенная в стоимость медикаментов, в соответствии с п. 66 Инструкции N 25н учитывается на счете 0 105 06 000 "Прочие материальные запасы".

Предпринимательская деятельность

Записи по приобретению медикаментов за счет средств от предпринимательской деятельности аналогичны приведенным выше. Только вместо счета 1 304 05 340 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета, по приобретению материальных запасов" используется счет 2 201 01 610 .

Медикаменты могут отпускаться в лечебное учреждение для осуществления предпринимательской деятельности, а также могут быть проданы через аптеку медицинского учреждения.

Отпуск медикаментов для осуществления предпринимательской деятельности отражается по дебету счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг".

Остановимся более подробно на продаже медикаментов в аптеке медицинского учреждения.

Дебет 2 205 03 560

"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

Кредит 2 401 01 130

Начислен доход от реализации медикаментов;

Дебет 2 401 01 130

"Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг"

Кредит 2 105 01 440

"Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств"

Уменьшение дохода на сумму фактической себестоимости медикаментов;

Дебет 2 201 04 510

"Поступления в кассу"

Кредит 2 205 03 660

Поступление в кассу средств за проданные медикаменты;

Дебет 2 210 03 560

"Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств"

Кредит 2 201 04 610

"Выбытия из кассы"

Сданы из кассы денежные средства за проданные медикаменты;

Дебет 2 201 01 510

Кредит 2 210 03 660

"Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств"

Зачислены денежные средства на счет;

Дебет 2 401 01 130

"Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг"

Кредит 2 303 03 730, 2 303 04 730

"Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль", "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"

Начислен налог на прибыль, НДС;

Дебет 2 303 03 830, 2 303 04 830

"Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль", "Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"

Кредит 2 201 01 610

"Выбытие денежных средств учреждения с банковских счетов"

Перечислен налог на прибыль, НДС.

В случае если доходы от предпринимательской деятельности в соответствии с законом (решением) о бюджете отражены в доходах соответствующего бюджета, то полученные средства перечисляются в доход бюджета с отражением следующими записями:

Дебет 2 401 01 130

"Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг"

Кредит 2 303 05 730

"Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

Начислена сумма доходов от реализации медикаментов, подлежащая перечислению в бюджет за минусом налога на прибыль и НДС;

Дебет 2 303 05 830

"Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

Кредит 2 201 01 610

"Выбытие денежных средств учреждения с банковских счетов"

Перечислена в бюджет сумма дохода от реализации медикаментов, оставшаяся после уплаты налогов;

Дебет 1 210 02 440

"Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов"

Кредит 1 401 01 130

"Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг"

Администратором поступлений отражаются перечисленные в бюджет суммы дохода от реализации медикаментов, оставшиеся после уплаты налогов.

Аптеки могут не только продавать лекарственные средства, но и отпускать их по льготным рецептам. Операции по отражению в бюджетном учете отпущенных медикаментов аналогичны операциям по продаже медикаментов (за исключением налогов). Дополнительно делается следующая бухгалтерская запись:

Дебет 2 201 01 510

"Поступление денежных средств учреждения на банковские счета"

Кредит 2 205 03 660

"Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

Поступление на счет суммы компенсаций льготной части отпущенных медикаментов.

Средства ФОМС

Средства Фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) являются дополнительным источником финансирования деятельности медицинских учреждений.

Стоимость медикаментов, отпущенных медицинским учреждением застрахованным гражданам в рамках осуществления программ ФОМС, определяется на основании реестров фактически реализованных медикаментов, утверждаемых этим учреждением и страховой медицинской организацией. Рассмотрим отражение данных операций в бюджетном учете:

Дебет 2 205 03 560

"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ и услуг"

Кредит 2 401 01 130

"Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

Утвержден реестр реализованных медицинским учреждением медикаментов в рамках программ ФОМС;

Дебет 2 201 01 510

"Поступления денежных средств учреждения на банковские счета"

Кредит 2 205 03 660

"Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ и услуг"

Поступление средств ФОМС.

Учет в учреждениях образования

В соответствии с п. 4 ст. 51 Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" на образовательное учреждение возлагается обязанность по созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. К таким условиям, в частности, относится организация медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников образовательного учреждения.

Данная статья возлагает обязанность по медицинскому обслуживанию обучающихся и воспитанников образовательного учреждения на органы здравоохранения.

На основании пп. 19 п. 2 ст. 32 Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательные учреждения всех типов обязаны только предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Однако согласно СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденным Постановлением Минздрава России от 28 ноября 2002 г. N 44, все общеобразовательные учреждения должны укомплектовываться квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров. Тем самым обязанность по медицинскому обслуживанию обучающихся и воспитанников частично возложена на общеобразовательные учреждения. В обязанности образовательных учреждений по медицинскому обслуживанию обучающихся входит также организация комплексного оздоровления детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, обеспечение проведения медицинских осмотров и т.п.

Минздравсоцразвития России выпустил Методические рекомендации от 15 января 2008 г. N 207, которые предназначены для организаторов здравоохранения и врачебно-сестринского персонала, осуществляющего медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Как правило, медицинские услуги, оказываемые медицинским кабинетом образовательного учреждения, включают в себя доврачебную медицинскую помощь, проведение профилактических медицинских мероприятий и т.п.

Для организации работы медицинского кабинета образовательное учреждение пользуется услугами учреждений здравоохранения, имеющих соответствующую лицензию путем заключения договора на оказание услуг. Расходы по оснащению медицинского кабинета оборудованием несет образовательное учреждение, а обеспечение медицинского кабинета медикаментами является обязанностью медицинского учреждения, работники которого оказывают медицинскую помощь в образовательном учреждении.

Перечень оборудования для оснащения медицинского кабинета образовательного учреждения установлен Постановлениями Минздрава России: от 28 ноября 2002 г. N 44 - для общеобразовательных учреждений, от 26 марта 2003 г. N 24 - для дошкольных учреждений. Приведенный в данных документах перечень оборудования является примерным, и учреждения оборудуют медицинские кабинеты с учетом своей специфики.

Следует отметить, что в целях совершенствования оказания медицинской помощи воспитанникам специальных общеобразовательных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, утверждено Положение о здравпункте специальной общеобразовательной школы для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания (совместный Приказ Министерства просвещения СССР и Министерства здравоохранения СССР от 6 июня 1986 г. N 124/791).

На основании данного Приказа здравпункт обеспечивает: оказание врачебной амбулаторной помощи заболевшим детям, своевременную их изоляцию, принимает оперативные меры в дневное и ночное время по оказанию неотложной помощи. При необходимости проводит госпитализацию воспитанников в территориальные учреждения здравоохранения, организует лечение больных детей, находящихся в медицинском изоляторе; осуществляет профилактические осмотры и диспансеризацию воспитанников, гигиеническое воспитание детей, контроль за санитарным состоянием пищеблока, помещений и территории школы, проводит медико-санитарную пропаганду среди воспитанников и сотрудников и выполняет другие функции, предусмотренные Положением о специальной школе и указаниями руководящих органов здравоохранения и просвещения.

Бюджетный учет медикаментов аналогичен бюджетному учету медикаментов в медицинских учреждениях (кроме продажи медикаментов, отпуска по льготным рецептам и за счет средств ФОМС).

Учет в спортивных учреждениях

В данном разделе рассмотрим порядок учета медикаментов, биологически активных добавок (далее - БАД) и изделий медицинского назначения для подготовки спортсменов сборных команд России.

Основным документом, регламентирующим порядок учета, является Инструкция о порядке оформления документации на получение и использование медикаментов, биологически активных добавок и изделий медицинского назначения для подготовки спортсменов сборных команд России, утвержденная Приказом Федерального агентства по физической культуре и спорту от 12 августа 2005 г. N 490 (далее - Инструкция N 490). Данная Инструкция была разработана в целях совершенствования системы обеспечения медикаментами, БАД и изделиями медицинского назначения в период подготовки и выступлений спортсменов сборных команд России.

Вопрос:
Разъясните, пожалуйста, место и значение Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утв. Приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. N 747 в действующем законодательстве РФ: - в какой именно части названная Инструкция не противоречит действующему законодательству РФ; - необходимо ли (обязательно ли) исполнять ее в медицинских организациях, учредителями которых являются субъекты РФ и в негосударственных медицинских организациях; - если необходимо (обязательно), то какой орган (органы) уполномочены контролировать соблюдение установленных Инструкцией требований и какова ответственность за их нарушение.

Ответ:

Внимание, вы пользуетесь открытым доступом к устаревшим консультациям. Актуальные консультации за последние 5 лет доступны только зарегистрированным клиентам оплатившим доступ к сайту.

Утвержденная Приказом Минздрава СССР от 2.06.87 г. N 747 «Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР» определяет порядок оприходования и учета лекарственных средств, изделий медицинского назначения, вспомогательных и перевязочных материалов и тары, а также утверждает ряд учетных форм.
В настоящее время Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. Согласно пункту 6 указанной Инструкции субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет и данной Инструкцией, формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.
Актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные настоящей Инструкцией;
порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 7 Инструкции основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным, согласно законодательству РФ, правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
наименование документа;
дату составления документа;
наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды;
содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
личные подписи указанных лиц и их расшифровка.
Для осуществления внутреннего (предварительного, последующего) финансового контроля и (или) в целях упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях, принимаемых к отражению на счетах бухгалтерского учета, субъект учета вправе на основе первичных учетных документов, составленных в подтверждение указанных операций, составлять сводные учетные документы по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации в установленном порядке. В случае отсутствия утвержденной формы сводного учетного документа субъект учета вправе в рамках формирования своей учетной политики утверждать формы сводных учетных документов с учетом требований к составу обязательных реквизитов, предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, учет материальных ценностей, каковыми, безусловно, являются и лекарственные средства, изделия медицинского назначения и перевязочные материалы, государственные и муниципальные учреждения здравоохранения обязаны вести в соответствии с общими требованиями законодательства о бухгалтерском учете для бюджетных организаций. Документооборот в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения должен строиться, в первую очередь, на основе унифицированных форм документов, утвержденных Госкомстатом РФ.
Наряду с этим для организации специфического учета в бюджетном учреждении здравоохранения в части, не противоречащей действующему законодательству, возможно использование форм документов, приведенных в Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747.

Так, Минздравсоцразвития РФ в своем Письме от 24.05.2007 г. N 4185-ВС четко указало, что до февраля 2006 года бюджетные учреждения здравоохранения при оформлении заказа на получение лекарственных средств из аптечных учреждений использовали форму накладной (требования) N 434, согласно Приказа Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. N 747, но после указанного срока при оформлении заказа на получение лекарственных средств из аптечных организаций необходимо руководствоваться Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России, и типовой межотраслевой формой требования-накладной N М-11, утвержденной постановлением Госкомстата России.
В связи с этим укажем также, что действующим законодательством утверждены формы журналов учета лекарственных препаратов, включенных в утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 г. N 785 «Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами, лечебно-профилактических учреждениях и частнопрактикующими врачами» (в ред. от 06.08.2007), для наркотических и психотропных лекарственных средств и прекурсоров.
В то же время заметим, органы управления здравоохранением некоторых субъектов РФ, в частности, Москвы и Московской области, в своих документах указывают на нарушения подведомственными учреждениями здравоохранения требований «Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР», утвержденной Приказом Минздрава СССР от 02.06.87 г. N 747.
В связи с этим подчеркнем, что ни в одном нормативном акте Республики Карелия, откуда поступил рассматриваемый вопрос, обсуждаемая «Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР» вообще не упоминается.
В заключение заметим, что указанная Инструкция относится только к государственным учреждениям здравоохранения, получающим денежные средства из государственного бюджета. Учитывая, что Российская Федерация является правоприемником СССР, требования данной Инструкции, в принципе, могут быть распространены на федеральные учреждения здравоохранения, а также на учреждения здравоохранения субъектов РФ.


03.08.12

В соответствии с пунктом 5.2.100.1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 162; 2006, № 19, ст. 2080; 2008, № 11, ст. 136; № 15, ст.1555; № 23, ст. 2713) в целях совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях п р и к а з ы в а ю:

1. Создать Комиссию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее - Комиссия).

2. Утвердить:

Положение о Комиссии согласно приложению № 1;

Состав Комиссии согласно приложению № 2.

3. Рекомендовать органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации создать в субъектах Российской Федерации комиссии по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И.Скворцову.

Министр
Т.А. Голикова

Приложение № 1
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 19 декабря 2008 г. № 747

Положение о Комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

1. Комиссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее – Комиссия), является постоянно действующим координационным органом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Министерство), созданным для обеспечения согласованных действий при решении задач совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

2. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства, а также настоящим Положением.

3. В состав Комиссии входят представители Министерства, Федерального медико-биологического агентства, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, руководители и работники федеральных государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству, Федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук.

4. Задачами Комиссии являются:

разработка и координация мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

изучение причин смертности и летальности у пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях;

взаимодействие с комиссиями по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях, создаваемыми в субъектах Российской Федерации, по изучению причин смертности и летальности у пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях;

разработка предложений по снижению смертности у пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях;

5. В соответствии с возложенными задачами Комиссия осуществляет следующие функции:

подготовка предложений Министерства по основным направлениям реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

определение приоритетных направлений в обеспечении реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

подготовка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Министерства, связанных с совершенствованием организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

координация взаимодействия Министерства, подведомственных Министерству служб и агентства, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

организационно-методическое сопровождение мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в субъектах Российской Федерации;

осуществление мониторинга реализации мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

анализ и оценка хода реализации мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

6. Руководство деятельностью Комиссии осуществляет председатель или по его поручению заместитель председателя Комиссии.

7. План работы Комиссии утверждается председателем Комиссии.

8. Решение о проведении заседаний Комиссии принимает председатель Комиссии или в случае его отсутствия - заместитель председателя Комиссии.

9. Заседания Комиссии считаются правомочными, если на них присутствует более половины её членов.

10. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии и оформляются протоколом, который подписывается председателем Комиссии и всеми членами Комиссии. Особое мнение членов Комиссии в письменном виде прилагается к протоколу.

11. Документация, связанная с деятельностью Комиссии, хранится в Департаменте организации медицинской помощи и развития здравоохранения Министерства.

Приложение № 2
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 19 декабря 2008 г. № 747

Состав Комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

Скворцова

Вероника Игоревна

заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации (председатель Комиссии)

Кривонос

Ольга Владимировна

директор Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России (заместитель председателя Комиссии)

Абакумов

Михаил Михайлович

заместитель директора Научно-исследовательского института скорой помощи им Н.В.Склифосовского Департамента здравоохранения г.Москвы (по согласованию)

Алексеева

Галина Сергеевна

заместитель директора Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России

Багненко

Сергей Федорович

главный внештатный специалист Минздравсоцразвития России по скорой медицинской помощи, директор Санкт-Петербургского научно-исследовательского института скорой помощи им. И.И. Джанелидзе Комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга (по согласованию)

Борисенко

Леонид Викторович

заместитель директора по лечебно-профилактической работе Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»

Гончаров

Сергей Федорович

директор Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»

Елена Петровна

начальник отдела промышленной медицины управления организации медицинской помощи Федерального медико-биологического агентства

Картавенко

Валентина Ивановна

главный научный сотрудник Научно-исследовательского института скорой помощи им Н.В.Склифосовского Департамента здравоохранения г.Москвы (по согласованию)

Кожевникова

Жанна Владимировна

начальник отдела специальных программ развития Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России

Евгений Васильевич

главный внештатный специалист Минздравсоцразвития России по анестезиологии и реаниматологии, директор Научно-исследовательского института общей реаниматологии РАМН

Владимир Михайлович

главный внештатный детский специалист-хирург Минздравсоцразвития России, заместитель директора Московского научно-исследовательского института педиатрии и детской хирургии

Ромодановский

Павел Олегович

главный внештатный специалист Минздравсоцразвития России по судебно-медицинской экспертизе, заведующий кафедрой судебно-медицинской экспертизы и медицинского права Московского государственного медико-стоматологического университета Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Стожаров

Вадим Владимирович

заместитель директора Санкт-Петербургского научно-исследовательского института скорой помощи им. И.И. Джанелидзе Комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга (по согласованию)

Титов Игорь Анатольевич

заместитель начальника отдела специальных программ развития Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России

(ответственный секретарь Комиссии)

Троянова

Людмила Степановна

заместитель начальника отдела промышленной медицины управления организации медицинской помощи Федерального медико-биологического агентства

Олег Сергеевич

главный врач ФГУЗ «Клиническая больница № 85 Федерального медико-биологического агентства» (по согласованию)

Широкова

Валентина Ивановна

директор Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top