Что такое вежливость. Правила вежливости

Что такое вежливость.  Правила вежливости

Конспект этической беседы «Вежливое общение» с детьми начальных классов

Беседа «Что такое вежливость». Конспект

Слова: «До свиданья!», «Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» -
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке
В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.


Вежливость - это первая и самая приятная добродетель.
Одной из сторон общей культуры человека является культура поведения, неотъемлемой частью которой, является вежливость. Человек откровенный и приветливый умеет сделать так, чтобы всем окружающим его было ловко и уютно.
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям и учителям начальных классов при проведении бесед с детьми на нравственно-этические темы.
Цель:
- формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания быть вежливым.
Задачи:
- выяснить взгляды учащихся по данной проблеме;
- помочь детям понять значение вежливости в жизни людей через разучивание стихотворений, инсценировок, чтение художественных текстов;
- способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного и ошибочного представления о вежливости;
- воспитывать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу вежливости.
Предварительная работа: разучивание инсценировок: заучивание стихов.
Материал: шапочки и элементы костюма лисы, медведя, вороны для инсценировки; мяч.

Ход:

Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица.

1. Ученики одной школы на вопрос «Что такое вежливость?» ответили так: «Вежливость – это…
- воспитанность;
- хорошее поведение;
- правила поведения человека;
- когда человек вежливый, к нему хорошо относятся;
- вежливый человек говорит добрые слова.
Считаешь ли вы себя вежливыми? Ответьте на вопросы словами «да» или «нет».
1) Умеешь ли ты благодарить родителей (продавца, библиотекаря, друга и др.) за выполненную просьбу, оказанную услугу, преподнесённый подарок и т.д.?
2) Называешь ли ты по имени тех, с кем здороваешься?
3) Всегда ли ты уступаешь место старшим в автобусе, трамвае, троллейбусе?
4) Пропускаешь ли ты вперёд младших при входе в школу, в столовую?
5) Выполняешь ли ты просьбы старших?

2. Чтение стихов «Вежливые слова»

1. Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».
2.Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» -
Станет бабушка счастливой!
3.Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
4.Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим –
Будут все довольны нами.
5.Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте» начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему «Привет».
6.«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.
7.Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «Извини»
И свою им предложи.
8.Угостил вдруг кто конфетой
Или что-то подарил,
«Спасибо» говори за это,
Чтобы вежливым ты был.
9.«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.
Вопрос: А теперь ещё раз задай себе вопрос: вежлив ли ты?
Задание: Давайте проверим, на сколько вы вежливы в игре «Вежливые слова».

Игра «Вежливые слова».

Воспитатель бросает мяч ребенку, ребенок называет вежливое слово.
Ребята, я убедилась, что вы знаете много добрых, вежливых слов. Дарите чаще их своим близким, родным, товарищам!

3. В сказке «Ценная бандероль» рассказывается, как Ворона прочитала книжку «Уроки вежливости» и «надумала сама вежливой стать.

Предлагается инсценировка отрывка из сказки «Ценная бандероль»


Ворона направилась к медведям. Подходит к ним и говорит:
- Приятного аппетита!
- Спасибо, - отвечает Медведь. – Присаживайтесь к нам.
- С удовольствием бы, да некогда мне, спешу очень.
- Тогда на дорожку возьмите! – угощает Медведь Ворону.
- Спасибо!
Взлетела Ворона на ёлку и пообедать уж было собралась, как вдруг слышит:
- Голу-у-убушка, как хороша-а!
Глянула Ворона вниз и видит: Лиса под ёлкой стоит.
- Да кто же теперь этой басни не знает? – кричит ей сверху Ворона. – А уж коли сыру захотела, так проси по-вежливому!
- Пожалуйста… будьте добры! – заговорила сладким голосом Лиса.
- Вот это другое дело! – похвалила Ворона и поделилась с Лисой сыром.

Вопрос: Назовите вежливые слова, которые помогли Вороне и Лисе получить то, что они просят.

1) Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком.
Надо ли поздороваться тебе?
2) В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, поздоровался: «Здравствуйте, Юрий Васильевич!»
Как поступил бы ты? Что сказал бы?
3) Ты вошёл в автобус с задней площадки и увидел, что у передней двери стоят твои друзья.
Надо ли поздороваться с ними? Если надо, то как ты это сделаешь?

5. Мы узнаём человека, который хочет к нам обратиться, не только по словам, но и по жестам, по выражению его лица. Особенно высоко ценится в общении улыбка. Об этом очень хорошо рассказал писатель В. Солоухин.
А ведь у людей в распоряжении есть ещё и улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: ноги - ходить; рот – поглощать пищу; глаза – смотреть, - всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет.

Задание: Продолжи список ситуаций, в которых особенно важно улыбнуться собеседнику: «Приветствие», «Ты в гостях», «У тебя гости» …

6. Предложить послушать стихотворение В. Бокова «Доброе слово».

Ребенок:
- А Вы седой! – сказали мне при встрече.
- А были чёрный!
- Был, - ответил я.
И что-то мне тот час легло на плечи.
И придавило камнем бытия.

А ты не старый! – как-то мне сказали
Мои друзья за праздничным столом.
И мне как-будто крылья развязали.
И туго свистнул воздух под крылом.

И полетел я в облачные выси,
И был я очарован красотой.
Дремавшие во мне дотоле мысли
Заволновались нивою густой.

Друзья мои, внушайте людям веру
И чаще говорите: «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру –
Продляйте добрым словом жизнь людей.
Вопросы: Отчего у героя стихотворения испортилось настроение? Какие слова развязали ему крылья?

Итог беседы:

В обиходе вежливого воспитанного человека всегда должны быть слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно открыть любые двери, помочь вернуть хорошее настроение. Творите добро, учитесь делать добрые дела!

  • Вежливость даёт возможность – достойно выйти из любой ситуации.
  • Вежливость даёт умение – «держать себя в руках».
  • Вежливость придаёт силы – для проявления только лучших человеческих качеств.
  • Вежливость даёт радость – от общения с людьми.
  • Вежливость обеспечивает ясность – в словах, мыслях и поведении.
  • Вежливость освобождает – от хамства и грубости.

Проявления вежливости в повседневной жизни

  • Бытовые ситуации. Человек, не забывающий о простых словах «спасибо», «пожалуйста», «благодарю», - проявляет вежливость.
  • Семейное воспитание. Родители, не употребляющие бранных слов в присутствии детей, не забывающие благодарить их за маленькие услуги – прививают детям вежливость.
  • Международные отношения. Международная «вежливость» - это свод правил поведения государств в процессе межгосударственного общения. Примером проявления вежливости может служить освобождение дипломатов от досмотра багажа при пересечении границ.
  • Общение в профессиональном коллективе. Человек, обращающийся уважительно не только с теми коллегами, кто старше и опытней, но так же с равными и младшими – проявляет вежливость.

Как развить в себе вежливость

  • Изучение этикета. Для того чтобы следовать общепринятым нормам поведения вежливого человека – эти нормы необходимо знать. Изучая этикет и стараясь ему следовать, человек воспитывает в себе вежливость.
  • Чтение. Не каждый начитанный человек вежлив – но каждый вежливый человек начитан. Чем шире кругозор человека – тем с большим уважением он относится к окружающим; и тем ближе он к воспитанию в себе вежливости.
  • Работа над собой. Развивая в себе умение внимательно, не перебивая, слушать собеседника – человек вырабатывает в себе вежливость.
  • Общение. Нет ничего лучше для достижения вежливости, чем вдумчивое общение с вежливым человеком.

Золотая середина

Грубость | полное отсутствие вежливости

Вежливость

Сверхвежливость | чрезмерная, неуместная вежливость, иногда выглядящая как угодливость или подобострастие

Крылатые выражения о вежливости

Вежливость без знания должного превращается в самобичевание. - Конфуций - Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. - Жан Жак Руссо - Вежливый отказ лучше, чем грубое согласие. - Английская пословица - Вежливость хорошо определили как благожелательность в мелочах. - Томас Маколей - Вежливость - первая и самая приятная добродетель. - Джон Локк - Правила вежливости и светского этикета Свод правил светского этикета на все случаи жизни. В приложении – образцы писем, написанных в соответствии с этикетом. Мария Кановская / Этикет Книга научит вежливости, комфортному общению и правилам приличия в самых разных ситуациях – от торжественного приема до туристической поездки.

Министерство образования и науки Российской Федерации

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Русский речевой этикет

Учебно-методическое пособие

Нижний Новгород

Составители: Н.С.Конищева, О.В.Гундяева

Русский речевой этикет: Учебно-метод. пособие / НГТУ; Сост.: Н.С.Конищева, О.В.Гундяева, 2005, с.

Редактор

Подп. к печ. Формат.Бумага.

Печать. Печ.л. . Уч.-изд.лит. . Тираж.Заказ.

Нижегородский государственный технический университет.

Типография НГТУ. 603600, Н.Новгород, ул. Минина, 24.

Нижегородский государственный технический университет, 2005.

Введение. 4

Вежливость. 4

Определение понятия «вежливость». 4

Виды вежливости. 5

Разновидности вежливости. 7

Приветливость 7

Средства выражения вежливости. 8

Кинетические 8

Речевой этикет. 11

Правила речевого поведения. 11

Национальные особенности русского речевого этикета. 15

Ситуативная вариантность этикетных формул. 22

Виды общения 22

Приложение. Частные сферы применения речевого этикета. 29

Особенности речевого этикета в религиозной сфере (русская православная традиция). 29

Обращение к духовенству. 30

Обращение к священнику. 31

Обращение к диакону. 32

Поведение при разговоре со священнослужителем. 32

Общение мирян в церкви. 32

Общение на письме. 33

Речевой этикет делового общения. 35

Речевые стандарты, принятые в деловом общении. 36

Этикет делового телефонного разговора. 39

Речевой этикет электронных средств коммуникации. 43

Частные виды электронных средств коммуникации. 47

Средства online-общения Chat, IRC, ICQ. 50

Использование аббревиатур. 53

Задания. 54

Вопросы для самоконтроля. 58

Список литературы. 60

Введение.

Культура речи человека - это такой выбор и такая организация речевых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Таким образом, культура речи включает в себя три аспекта: 1) нормативный , 2) этический, 3) коммуникативный.

Речевая этика - это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.

Этика речевого общения начинается с доброжелательного отношения к собеседнику, демонстрации заинтересованности в разговоре, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания.

Этические нормы воплощаются в специальных формулах речевого этикета и выражаются комплексом разноуровневых средств.

Вежливость. Определение понятия «вежливость».

Речевой этикет соотносится с понятием вежливости , которое в самом общем смысле можно охарактеризовать как соблюдение правил приличия в обществе . Вежливость - это моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения. В общественном сознании вежливости противопоставлены грубость и высокомерие.

Русское слово вежливость образовано от прилагательного вежливый 1 , первоначально имевшего значение «знающий, сведущий, образованный, учёный». Современное значение - «соблюдающий светские, житейские приличия учтивый, услужливый, предупредительный» сформировалось не ранее XVI в. В.И. Даль определяет понятия «вежа» и «невежа» следующим образом: «Ныне вЂжа и невЂжа относятся не до учёности или познаний (в значении неучёного говорится невЂжда ), а до образования внешнего, до светского обращенья, знания обычаев и приличий».

Существуют различные виды и разновидности вежливости.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «школа-интернат №5 города Аши»

Классный час на тему:

«Поговорим о вежливости»

Подготовила: Воднева Ирина Александровна

Учитель географии и биологии

Классный руководитель 6 класса

г. Аша

2016г.

Задачи :

    продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями;

    приучать учащихся использовать вежливые слова в разных жизненных ситуациях;

    формировать у детей нравственное представление вежливости

Планируемые результаты :

Предметные:

    воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим;

    воспитание потребности неформального соблюдения правил вежливости и этикета

Метапредметные:

регулятивные:

    самостоятельно формулировать задание: определять его цель;

    планировать алгоритм его выполнения;

    корректировать работу по ходу его выполнения;

    самостоятельно оценивать

познавательные:

    ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

    определять круг своего незнания;

    планировать свою работу по изучению незнакомого материала

коммуникативные:

    участвовать в диалоге;

    слушать и понимать других;

    высказывать свою точку зрения на события, поступки;

    соблюдать правила вежливости и этикета

Личностные:

    ценить и принимать следующие базовые ценности: «вежливость», «терпение», «понимать позицию другого»;

    осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях;

    соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома

Основные понятия: вежливость, тактичность, скромность, грубость, уважение.

Ход классного часа

1.Организационный момент.

2. Основная часть.

Здравствуйте ребята! Сегодня на классном часу мы будем знакомится с правилами вежливости. Наш классный час я хочу начать с притчи «О вежливости».

Притча. О вежливости.

3. Итог классного часа.

Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:

На доске:

    Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда... .

    Мне помогают правила вежливости тогда, когда... .

    Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что... .

Спасибо за урок!

Вступление

Актуальность данной работы обусловлена тем, что по мере того, как бизнес компаний становятся все более глобальным и виртуальным, а экономические условия - все труднее, это стало приводить к тому, что правила поведения то и дело нарушается - если, конечно, о них людям не напоминают постоянно.

Еще недавно работа осуществлялась по большей части лицом к лицу друг с другом: разговоры с сослуживцами в офисах, лабораториях, цехах, на совещаниях и т.д. Благодаря личным контактам открыт путь к сближению, установлению личных хороших знакомств, без фальши и лжи. Все это дисциплинировало, заставляло держаться вежливо и любезно, ведь никому не хотелось заработать репутацию хама.

Сегодня же сотрудники больших организаций все реже общаются на прямую. Мало того, что электронная и голосовая почта многим заменила «живой» разговор. Телеконференции и видеоконференции уже начинают вытеснять традиционные совещания, предполагавшие личное присутствие каждого. В результате большая часть работы сегодня выполняется обезличенно - мы не видим тех, кто ее делает, и потому нам нет особой нужды соблюдать условности общения.

Недавние исследования подтверждают эти предположения. Исследования Мичиганского университета показали, что нынешние студенты - люди более черствые, чем их предшественники. Ученые причину этого видят в том, что нынешнее поколение росло, в основном общаясь со сверстниками виртуально. Судя по еще одному опросу, у американцев друзей и близких людей стало на треть меньше, чем два десятилетия назад, вероятно, из-за того, что общение в интернете заменило прежние «живые» отношения.

Цель данного исследования: вычислить основные составляющие гармоничного общения в коллективе.

Задачи: обозначить понятие «вежливость» ; изучить примеры неэтичных высказываний и выходы из сложных конфликтных ситуаций; назвать главные условия товарищеского мира в коллективе.


Понятие вежливости. Вежливость как составляющая характера.

На Востоке и в Западной Европе с древних времен большое значение придавали необходимости учитывать этические нормы и ценности в деловом общении. Особенно подчеркивалось их вли­яние на эффективность ведения дел.

Профессиональными моральными нормами были и остаются веж­ливость, предупредительность, тактичность, трудолюбие.

Вежливость - это выражение уважительного отношения к дру­гим людям, их достоинству. В основе вежливости лежит доброже­лательность, которая проявляется в приветствиях и пожеланиях. Например, мы желаем доброй ночи, доброго утра, успехов, здо­ровья и т.п. Широко известны слова испанского писателя Мигеля Сервантеса (1547-1616) о том, что ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Вежливый че­ловек - это предупредительный человек, он стремится первым оказать любезность, первым уступит место в транспорте, подер­жит дверь.

Типы и уровни вежливости. Взгляд на вежливость как на систему стратегий представляется наиболее значимым в теории П. Браун и С. Левинсона, выделяющих два типа вежливости – позитивную (Positive Politeness) и негативную (Negative Politeness) . Первая основана на сближении (approach-based), вторая – на дистанцировании (avoidance-based). Каждый из этих типов вежливости, как отмечалось, представляет собой систему коммуникативных стратегий, при помощи которых достигаются основные цели вежливого общения.

Демонстрация солидарности и сохранение дистанции, по утверждению авторов, составляют суть вежливого поведения, то есть быть вежливым можно в том случае, если ты демонстрируешь собеседнику свою солидарность и в то же время сохраняешь определенную дистанцию, выражая таким образом свое уважение к нему. При этом, с их точки зрения, негативная вежливость играет более значимую роль, чем позитивная. Негативную вежливость они называют ядром вежливого поведения, в то время как позитивная вежливость, на их взгляд, менее очевидна.

Сродни вежливости нравственная норма - корректность, ко­торая означает умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях и особенно в конфликтных. Корректное поведение проявляется в умении выслушать партнера, в стремлении понять его точку зрения. Вежливость обусловливается тактом и чувством меры. Быть тактичным - значит умело сделать замечание, не унижая достоинство человека, предоставить ему возможность выйти из затруднения с честью.

Правила делового этикета описывают манеры, принятые в бизнес-среде. Манеры – это способ держать себя, внешние формы поведения, обращения с людьми, употребляемые выражения, особенности интонации, характерная мимика, жестикуляция.




Самое обсуждаемое
Холодный испанский суп гаспачо - готовим по классическому рецепту Холодный испанский суп гаспачо - готовим по классическому рецепту
Сказки на ночь 5 лет читать онлайн Сказки на ночь 5 лет читать онлайн
Конспект экскурсии в библиотеку для детей старшего дошкольного возраста Сценарий экскурсии в библиотеку для подготовительной группы Конспект экскурсии в библиотеку для детей старшего дошкольного возраста Сценарий экскурсии в библиотеку для подготовительной группы


top