Детский церебральный паралич является типичным примером. Детский церебральный паралич (ДЦП)

Детский церебральный паралич является типичным примером. Детский церебральный паралич (ДЦП)

ДЦП Детский церебральный паралич: что нужно знать о ДЦП у детей?

ДЦП или детский церебральный паралич - это термин, которым обозначают хронические нарушения двигательной активности в следствии поражения или аномалии головного мозга в перинатальном (околородовом) периоде.

ДЦП детский церебральный паралич и симптомы дцп заметны уже на первом месяце жизни ребенка - это отсутствие тонуса в конечностях («вялые», неподвижные руки и ноги) или наоборот, хаотичные движения, вызванные сокращением мышц, непроизвольное фиксирование конечностей в одном положении, спазмы.

При дцп детском церебральном параличе далее могут наблюдаться и другие нарушения - трофические (связанные с неправильным расходом питательных веществ), психические (задержка развития), речевые, а также нарушения восприятия, зрения и слуха.

Формы ДЦП: различные формы ДЦП, классификации формы ДЦП у детей.

Формы ДЦП - согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems), выделяются следующие:

спастическая форма дцп - спастическая диплегия и спастическая тетраплегия;

Гемиплегическая форма дцп;

Гиперкинетическая или дискинетическая форма дцп;

Атаксическая форма дцп;

Смешанная форма дцп.

Все формы детского церебрального паралича ДЦП отличаются причинами патологий и сферой распространения (какие участки мозга поражены), а также симптомами дцп и степенью их проявления.

По последнему признаку детей с диагнозом ДЦП детский церебральный паралич можно разделить на три группы:

. тяжелая форма дцп , то есть дети с тяжелыми нарушениями дцп , которыене могут передвигаться
без вспомогательных приспособлений, у них отсутствуют навыки прямостояния, захвата и удержания
предметов, такие больные дцп требуют постоянного ухода и особой реабилитационной среды для жизни;

. средняя форма дцп - дети с нарушениями средней степени(самая многочисленная группа) достаточно
легко преодолевают короткие расстояния и обладают начальными навыками самообслуживания;

. легкая форма дцп - дети с легкими нарушениями могут наблюдаться непроизвольные движения,
неправильная походка и прочие признаки ДЦП детского церебрального паралича , такие как
расстройство речи, зрения и слуха, снижение интеллекта, но в слабо выраженной форме.

Спастическая диплегия
- самая часто встречающаяся форма дцп детского церебрального паралича. По статистике на нее приходится до 75% случаев дцп детского церебрального паралича . Спастическую диплегию ДЦП часто называют по имени врача Литтля, который впервые выделили и описал симптомы этого заболевания.

Для ДЦП со спастической диплегией характерны значительные нарушения мышц нижних конечностей. Поражения рук и лица при спастической диплегии могут быть значительно менее выражены. Обе ножки ребенка при этом подвержены патологии. Появление контрактур при спастической диплегии происходит в самом раннем возрасте, в следствии контрактур нарушаются состояние позвоночника и суставов.

Спастическая диплегия или болезнь Литтля вызывается кровоизлияниями в желудочки мозга. Мышечный парез ног, слабость рук, отставание умственного развития, речи и психики ребенка, больного дцп, а также частые нарушения речи являются основными признаками спастической диплегии.

При более легкой форме дцп ребенок с болезнью Литтля может нормально учиться в школе, самостоятельно ухаживать за собой, выполнять домашнюю работу, а также работать и жить полноценной социальной жизнью.

Спастическая тетраплегия - особая отягченная форма дцп детского церебрального паралича , причиной которой является асфиксия или кислородное голодание в родовой период. Часть нейронов в мозге ребенка при этом отмирает, функции за которые отвечал пораженный участок головного мозга не восстанавливаются.

Эта форма дцп в 50% случаев осложняется эпилепсией, нарушение процесса глотания, нарушению речи. Нервный смех или плач - частая реакция ребенка со спастической тетраплегией на обычные действия родителей при кормлении или игре. Спастическая тетраплегия характеризуется множественными поражениями мышц рук и ног, проблемами со зрением, например, развивается косоглазие или слепота, умственным развитием, речью, деформациями тела, ног и рук ребенка. Ребенок со спастической тетраплегией нуждается в постоянном уходе .

Пригемиплегической форме дцп детского церебрального паралича паталогия возникает в руках или ногах с одной - правой или левой стороны. Как правило, нарушения в руках более сильные, чем в ногах. ДЦП гемиплегической формы развивается в результате инфаркта головного мозга и кровоизлияния. Ребенок больной гемиплегической формой ДЦП может выполнять движения с небольшой скоростью. Такой ребенок заметно отстает в развитии мышечной массы от сверстников.

Способность у обучению у ребенка с гемиплегической формой не связана с мышечными нарушениями. У ребенка с гемиплегической формой ДЦП при ходьбе "косит" одна нога, а рука находится в состоянии, как будто ребенок что-то просит. Пораженная нога, прямая в бедре, согнута в области стопы, в результает ребенок идет на носочках, перенося вперед абсолютно прямую ногу. В ряде случаев развиваются нарушения речи, умственного развития, эпилепсии.

Гиперкинетическая илидискинетическая форма дцп чаще развивается у детей с гемолитической болезнью новорожденных. Сопровождается непроизвольными мышечными движениями в любой части тела - гиперкинезами или дискинезами. Гиперкинезы - это замедленные, тянущиеся движения и судороги. Гиперкинезы чередуются с параличами и парезами.

Больные с дискинетическ ой формой дцп имеют отклонения от нормальной позы туловища, рук и ног, повреждения голосовых связок и нарушение речи. Умственное развитие и способность к обучению обычно нормальные. Больные с дискинетической формой ДЦП могут нормально адаптироваться в обществе, работать, заниматься интеллектуальным или несложным физическим трудом.

Атаксическая форма дцп детского церебрального паралича сопровождается средней умственной отсталостью. У ребенка с атаксической формой низкий мышечный тонус, разнообразные нарушения речи, дрожание конечностей, нарушение движений. Травма лобных долей мозга и кислородное голодание ребенка при родах являются основными причинами атаксической формы детского церебрального паралича .

Смешанная форма дцп представляет собой слияние симптомов отдельных форм детского церебрального паралича в следствие многофакторного поражения структур головного мозга ребенка. Чаше всего происходит сочетание спастической и дискинетической формы или гемиплегической и спастической диплегии у ребенка.

План:

1.Характеристика стадий ДЦП. 2.Формы ДЦП: спастическая диплегия.

3.Спастическая гемиплегия 4.Двойная гемиплегия.

5.Гиперкинетическая форма ДЦП. 6.Атоническая форма ДЦП.

7.Синдромы речевых расстройств. 8.Сенсорные нарушения.

9.Вегетативно-обменные нарушения. 10. Нарушения интеллекта.

В клинической практике используется классификация К.А.Семёновой. Клиническая картина детского церебрального паралича (ДЦП) различна в зависимости от того, на какие отделы мозга преимущественно распространился патологические процесс. Интенсивность поражения того или другого отдела мозга положена в основу многих классификаций заболеваний.

Выделяется три стадии течения ДЦП.

Начальная стадия диагностируется сразу после рождения и характеризуется тяжёлым общим состоянием ребёнка, нарушением тонуса мышц, дрожанием, нистагмом, нарушением сосательного рефлекса и т.д.

Ранняя резидуальная стадия , начало которой в случае внутриутробного поражения или поражения во время родов надо отнести к концу второго месяца жизни. В этой стадии наблюдаются: а) симптомы задержки развития стато-кинетических рефлексов первого года жизни; б) задержка развития и патология подкорково-стволовых структур, регулирующих тонус мышц; в) задержка развития и нарушения в системе нейронных цепей премоторной и моторной коры и подкорковых структур, следствием чего являются паралитические и гиперкинетические синдромы.

Поздняя резидуальная стадия характеризуется наличием контрактур и деформаций, фиброзным перерождением мышечной ткани, на основе чего создаётся патологический проприоцептивно-двигательный стереотип.

Формы ДЦП. В зависимости от тяжести и распространённости различают следующие формы ДЦП: спастическую диплегию, спастическую гемиплегию, двойную гемиплегию, моноплегию, гиперкинетическую форму, атоническую форму, синдромы речевых расстройств, псевдобульбарный синдром, вегетативно-обменные расстройства, задержки развития интеллекта.

Спастическая диплегия (синдром Литтля) – наиболее частая форма ДЦП с двигательными нарушениями в руках и ногах; причём ноги страдают больше чем руки. Мышечный тонус в ногах резко повышен: ребёнок стоит на полусогнутых и приведённых к средней линии ногах; при ходьбе наблюдается перекрещивание ног. Степень вовлечения в патологический процесс рук может быть различной – от выраженных парезов до лёгкой неловкости, которая выявляется при развитии у ребёнка тонкой моторики. Развиваются контрактуры в крупных суставах. Сухожильные рефлексы высокие, отмечаются клонусы стоп. Вызываются патологические рефлексы.

При спастической гемиплегии нарушения отмечаются преимущественно на одной стороне. В руке больше повышен тонус сгибателей, а в ноге – разгибателей. Поэтому рука согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, а кисть сжата в кулак. Нога разогнута и повёрнута внутрь. При ходьбе ребёнок опирается на пальцы. Сухожильные рефлексы высокие с расширенной зоной на стороне пареза, могут быть клонусы стопы и надколенника, вызываются патологические рефлексы. Паретичные конечности отстают в росте от здоровых. При этой форме у ребёнка может возникнуть задержка речевого развития за счёт алалии при поражении левого полушария мозга. У половины детей наблюдаются гиперкинезы. Они появляются по мере снижения мышечного тонуса. Психическое развитие замедленно и варьирует от лёгкой до тяжёлой степени. На задержку развития влияет наличие часто возникающих эпилептиформных припадков.


Двойная гемиплегия характеризуется двигательными нарушениями во всех конечностях, однако обычно руки страдают больше, чем ноги. Мышечный тонус часто асимметричен. Тяжёлое поражение рук, лицевой мускулатуры и мышц верхней части туловища влечёт за собой выраженную задержку речевого и психического развития. Дети не сидят, не ходят, не могут себя обслуживать. В дошкольном возрасте, когда двигательная активность становится более выраженной, у некоторых детей появляются гиперкинезы в дистальных отделах рук и ног, а также оральные синкинезии. У большинства больных выражен псевдобульбарный синдром. Сухожильные рефлексы высокие, но могут вызываться с трудом из-за высокого тонуса и контрактур. Эта форма ДЦП часто сочетается с микроцефалией и малыми аномалиями развития (дизэмбриогенетическими стигмами), что свидетельствует о внутриутробном поражении мозга. Нередко наблюдаются эпилептиформные припадки. В связи с тяжёлыми двигательными расстройствами рано формируются контрактуры и деформации.

Гиперкинетическая форма возникает от поражения подкорковых структур чаще при резус-конфликтной беременности. Гиперкинезы появляются после первого года жизни, за исключением тяжёлых случаев, когда их можно обнаружить на первом году жизни. Гиперкинезы сильнее выражены в мышцах лица, нижних отделах конечностей и мышцах шеи. Наблюдаются гиперкинезы типа атетоза, хореоатетоза, торсионной дистонии. Эпилептиформные припадки наблюдаются редко. Сухожильные рефлексы высокие, с расширенной зоны. Часто бывают речевые расстройства. Психическое развитие страдает меньше, чем при других формах, однако тяжёлые двигательные и речевые нарушения затрудняют развитие ребёнка, его обучение и социальную адаптацию.

Атоническая форма характеризуется мышечной гипотонией. Тонические шейные и лабиринтные рефлексы выражены нерезко; их можно обнаружить во время эмоционального напряжения ребёнка и в момент попытки произвести произвольное движение. При этой форме на 2-3 году жизни выявляются симптомы поражения мозжечка: интенционное дрожание, туловищная атаксия, расстройства координации движений. У таких больных резко страдают статические функции: они не могут держать голову, сидеть, стоять, ходить, сохраняя равновесие. Сухожильные рефлексы высокие. Часты речевые нарушения в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Отмечается выраженная задержка психического развития. Степень снижения интеллекта зависит от локализации поражения мозга. При поражении преимущественно лобных долей доминирует глубокая задержка психического развития. При преимущественном поражении мозжечка психическое развитие страдает меньше, но в этом случае доминируют симптомы поражения мозжечка.

Синдромы речевых расстройств характеризуются задержкой речевого развития, дизартрией и алалией.

Задержка речевого развития отмечается уже в доречевой период. Гуление и лепет появляются поздно, отличаются фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов, малой голосовой активностью. Первые слова запаздывают, активный словарь накапливается медленно, формирование фразовой речи нарушается. Задержка речевого развития, как правило, сочетается с различными формами дизартрии или алалии.

У детей с ДЦП наиболее часто отмечается псевдобульбарная дизартрия . Для неё характерно повышение тонуса речевой мускулатуры. Язык в полости рта напряжён, его спинка спастически изогнута, кончик не выражен. Губы спастически напряжены. Повышение мышечного тонуса может чередоваться с гипотонией или дистонией в отдельных мышечных группах артикуляционного аппарата. Парезы артикуляционных мышц вызывают расстройство звукопроизношения по типу псевдобульбарной дизартрии. Характерны нарушения голосообразования и расстройство дыхания. Часто наблюдаются содружественные движения (синкинезии) в артикуляционной мускулатуре.

Экстрапирамидная форма дизартрии наблюдается при гиперкинетической форме ДЦП. Эта форма характеризуется мышечной дистонией, гиперкинезами артикуляционных мышц, выраженным нарушением интонационной стороны речи. При атонической форме ДЦП отмечается мозжечковая дизартрия, особенностью которой является асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь замедленная и толчкообразная; к концу фразы голос затихает. Часто встречается смешанная дизартрия.

Моторная алалия приводит к недоразвитию всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической и семантической.

При сенсорной алалии затруднено понимание обращённой речи. Отмечаются выраженные нарушения фонематического восприятия, вторично страдает развитие моторной речи. Речевые нарушения у детей с церебральными параличами редко бывают изолированными. Чаще дизартрия сочетается с задержками речевого развития или с алалией.

Сенсорные нарушения при ДЦП касаются в основном слуха. Довольно часто снижается острота слуха. Это больше касается высокочастотных тонов, что может способствовать нарушению произношения ряда звуков в отсутствие дизартрии. Ребёнок, который не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш), не употреблюет их в своей речи. В дальнейшем отмечаются трудности при обучении таких детей чтению и написанию.

У некоторых больных недоразвит фонематический слух. Любое нарушение слухового восприятия может привести к задержке речевого развития, а в тяжёлых случаях – к грубому недоразвитию речи. Снижение остроты слуха у ребёнка с двигательными нарушениями может затруднить выбор подходящей для него школы. В этом случае следует выбирать школу с учётом ведущего дефекта, исходя из того, что мешает адаптации ребёнка.

Псевдобульбарный синдром включает в себя самые разнообразные комбинации пареза черепных нервов и спазма различных групп мышц, осуществляющих артикуляцию и фонацию, создают пёструю своеобразную картину псевдобульбарного паралича. В процессе развития речи явления паралича мышц голосовых связок сменяются у некоторых детей таким же преходящим спазмом, который наблюдается в жевательной мускулатуре. Тогда афония или гипофония в свою очередь сменяется дисфонией, при которой тихая, часто шёпотная речь перемежается неудержимо громкими выкриками слогов, слов, иногда фраз.

Паралитическая форма псевдобульбарного паралича имеет следующие проявления: афонию, дисфонию, дисфагию, которые приводят к тому, что нет отчётливого голосообразования, а процесс еды и глотания значительно затруднён. Паралич наблюдается в артикуляционной и лицевой мускулатуре, в связи с чем амимия у них выражена отчётливо. Спастичность при этой форме выявляется либо в определённых группах мышц при движении, либо при определённом положении тела. Повышение тонуса наблюдается и в артикуляционной мускулатуре, но незначительное. Восстановление речи идёт с большим трудом. Также трудно идёт развитие координации между дыхательными и артикуляционными движениями. Дизартрия наряду с афонией и носовым оттенком голоса держится долго.

При экстрапирамидной форме паралитические расстройства артикуляционной мускулатуры осложняются глубоким тоническим напряжением артикуляционных мышц. Язык собран комком у корня, малоподвижен, напряжены голосовые связки. Спастичность распространяется на дыхательную мускулатуру, на мускулатуру гортани, что обусловливает своеобразие голосообразования, дисфонию.

При мозжечковой форме псевдобульбарного паралича наблюдаются различные варианты атактических расстройств, парезы спастического напряжения артикуляционной, жевательной и дыхательной мускулатуры. Отмечаются замедление темпа, дискоординация всех движений, включая речевые. Имеется прямой параллелизм между характером патологии скелетной и артикуляционной, жевательной и дыхательной мускулатуры.

Вегетативно-обменные расстройства часто наблюдаются у детей с ДЦП – это акроцианоз, гипергидроз или наоборот сухость кожи нарушение её трофики, недостаточный рост костей, неправильный обмен, в частности кальция. Наиболее часто вегетативная недостаточность встречается у детей до 7 лет при спастической диплегии, двойной гемиплегии, гиперкинетической форме. Наиболее массивной и наблюдающейся у всех детей является недостаточность функции сердечно-сосудистой системы: гипотония и лабильность сердечной деятельности, асимметрия артериального давления. В дыхательной системе также наблюдается лабильность. Имеются колебания температуры тела до 38 о. В преобладающем большинстве случаев наблюдается гипергликемия и нарушения сахарной кривой после сахарной нагрузки. У половины детей наблюдается полидипсия (повышенное потребление воды): жажда отмечалась и днём и ночью.

У больных с ДЦП часто отмечаются эмоциональные нарушения в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей. При этом на раздражители дети отвечают не ориентировочной, а защитной реакцией. У детей старшего возраста есть вторичные эмоциональные нарушения как реакция на свой дефект и склонность к невротическим нарушениям.

Интеллектуальное развитие детей с ДЦП протекает в неблагоприятных условиях и часто задерживается или искажается. Примерно 30% детей имеют недоразвитие интеллекта по типу олигофрении, у 30% интеллект сохранён, а у остальных – задержка интеллектуального развития, обусловленная двигательными, речевыми и сенсорными расстройствами.

Литература:

1.Семёнова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей.- М., 1972.

Тяжелейшей болезнью ломающей жизнь ребенка является детский церебральный паралич. Это неврологическое заболевание, связанное с поражением мозга, перерастает в инвалидность малыша. Но при своевременном и правильном лечении, болезнь перестает прогрессировать, исчезают некоторые симптомы.

К наиболее частым причинам развития ДЦП относят следующие проявления:

  • (недостаток кислорода во время вынашивания ребенка матерью);
  • Инфекции в период вынашивания;
  • Сбои в формировании структур головного мозга;
  • Конфликт резус-фактора матери и малыша;
  • Травмы головного мозга в период вынашивания и при родах;
  • Токсичное отравление;
  • Нарушения во время родов.

Возникновение симптомов ДЦП у новорожденных часто не связаны с какой-то одной причиной, а вызываются комплексом факторов, причем выяснение точной причины не всегда возможно.

Самым распространенным фактором проявления ДЦП является гипоксия, сопровождающаяся ранней отслойкой плаценты и неправильным положением плода. Далее следуют конфликт резус-фактора и инфекции, и генетическая предрасположенность со стороны одного из родителей.

Принято группировать причины возникновения ДЦП по их основным факторам:

  • Генетические. Повреждение хромосом родителей стимулируют возникновение ДЦП у их ребенка.
  • Гипоксия. Недостаток снабжения кислородом плода, как при беременности, так и в момент родов.
  • Инфекции. Перенесенные в возрасте до года заболевания менингитом, энцефалитами, арахноидитами повышает риск заболевания ДЦП, особенно при тяжелых формах.
  • Отравления. Поражение организма беременной женщины или малыша токсичными ядами или лекарственными средствами приводят к заболеванию. Вредное производство, контакт с отравляющими веществами, сильнодействующие медицинские препараты – источники риска для женщины в положении.
  • Физические. Различные излучения и электромагнитные поля вызывают поражение ребенка во внутриутробном периоде, к этим же источникам риска относятся радиационные излучения.
  • Механические. Механические повреждения ребенок получает во время родов – это родовые травмы.

Максимально точное установление причины возникновения ДЦП поможет выявить главные болевые точки и назначить соответствующее лечение.

Формы

Различают формы ДЦП согласно общепринятой системе.

Спастическая тетраплегия

Причиной проявления спастической тетраплегии является кислородное голодание плода во время внутриутробного периода или в момент родов. Вследствие гипоксии в головном мозгу малыша отмирают нейроны, и нервная ткань теряет необходимые характеристики. Поражения мозга выявляют такие признаки ДЦП у ребенка, как косоглазие, нарушение речи, снижение слуха и зрения вплоть до слепоты, возможно нарушение умственных способностей и задержка в развитии.

При невыраженном нарушении деятельности рук, больной ДЦП со спастическими синдромами может найти свое место в обществе, занимаясь посильным трудом.

Дискинетическая

Дискинетическую форму, также называют еще и гиперкинетической формой ДЦП. Причины возникновения этого симптома – перенесение новорожденным гемолитической болезни. При дискинетической форме наблюдаются следующие признаки болезни:

  • Неконтролируемые движения не только конечностей, но и любой части тела;
  • Возможны частые судороги и параличи;
  • Голосовые связки поражаются парезом, что приводит к проблемам звукообразования;
  • Нарушается осанка.

Развитие детей с ДЦП дискинетического типа может проходить в общих заведениях, так как на умственных способностях эта форма ДЦП не сказывается. Интеллектуальные возможности детей позволяют им поступать в ВУЗы и успешно получать диплом, продолжая свою деятельность в рабочих коллективах.

Атаксическая

При атаксической форме наблюдается снижение мышечного тонуса, активно проявляются сухожильные рефлексы, может возникать нарушения речевого аппарата. Возникает данный вид ДЦП при гипоксии и поражении (чаще всего при получении травм) лобных долей мозга. Симптомы ДЦП при атаксической форме заключаются в следующих проявлениях:

  • Мышечный тонус понижен;
  • Наблюдается дрожание рук и ног;
  • Умственная отсталость;
  • Нарушения речи.

Смешанная

Повреждение структур головного мозга младенца происходит вследствие комплекса вышеуказанных форм в различных комбинациях.

Симптомы

Симптомы ДЦП могут проявиться немедленно после рождения ребенка или в первые месяцы жизни. Родителям и врачам следует внимательно относиться к абсолютным рефлексам и при угасании их проявления, срочно проводить полную диагностику.

Важно отслеживать своевременность развития игровых навыков, развития речи, сигналом к тревоге может стать отсутствие контакта с мамой.

ДЦП не является основным диагнозом при нарушении развития ребенка до года, но если ребенок после этого срока не может сидеть, не показывает навыков речи, проявляет нарушения в психике, то вероятность диагностирования этой болезни возрастает.

К симптомам ДЦП можно причислить нарушения зрения и слуха, эпилептические припадки, задержки развития и проблемы с мочевыделительной системой.

Лечение

Лечение ДЦП назначает невролог после выявления причин заболевания и постановки диагноза. При диагностике проводят электроэнцефалографию и электронейромиографию, чтобы подробнее изучить работу головного мозга и мышц ребенка. По полученным данным немедленно начинают процесс лечения, дабы избежать более тяжелых последствий, а как максимум – избавиться от самого заболевания.

Препараты

Для купирования судорог и эпилептических припадков назначаются лекарственные средства противосудорожного типа, для улучшения циркуляции крови — ноотропные медикаменты, в случае гипертонуса мышц — миорелаксанты. При проявлении болевых симптомов назначаются спазмолитики.

В наиболее серьезных случаях поражения головного мозга назначается операционное вмешательство.

Массаж

Массаж при ДЦП применяется при достижении ребенком возраста в 1,5 месяца. Проведение массажа необходимо доверять только опытному специалисту, способному оценить тонус мышц. Применяют все виды массажа: классический, сегментарный, точечный, по Манакову.

Родители не должны самостоятельно выполнять этим процедуры, так как только специалист может правильно рассчитать необходимую нагрузку и частоту сеансов.

Упражнения

Примеры тренировок и упражнений по развитию групп мышц и суставов:

Развитие двигательных навыков

  • Малыш на корточках, взрослый также на корточках перед ребенком. Придерживая малыша за пояс и положив его руки на свои плечи, взрослый подталкивает ребенка к совершению такого движения, чтобы малыш стал на колени;
  • Из положения ребенка на коленях, удерживая подмышками, взрослый наклоняет его вправо и влево;
  • Придерживая ребенка, необходимо дать ему возможность стоять то на одной, то на другой ноге.

Развитие суставных функций

  • Из положения, лежа на спине, удерживая одну ногу в прямом положении, другую следует сгибать по направлению к животику и возвращать обратно, меняя ножки;
  • Из положения, лежа на спине, поднимать и опускать поочередно ножки, сгибая их в коленях.

Развитие мышц живота

  • Из положения, сидя на стуле ребенку следует помочь наклониться вперед, разгибание в начальное положение он должен выполнить самостоятельно;
  • Из положения, сидя на полу, ребенок должен дотягиваться до пальчиков ног. Взрослый помогает;
  • Из положения, лежа, ребенок поднимает ноги и закидывает их за голову, при помощи взрослого.

Снятие гипертонуса

  • Разрабатывать кисть малыша, двигая ее в разные стороны, через небольшие промежутки времени слегка встряхивать ручку, расслабляя мышцы.

Тренировка ножных мышц

  • Из положения, лежа на спине, взрослый помогает совершать малышу сгибание и разгибательные движения в тазобедренном суставе.

Упражнения в воде помогут снять напряжения в мышцах, повысить их тонус. Малыш, купающийся в центральном бассейне или даже в ванне, становится значительно энергичнее, лучше борется со стрессом и депрессией. Нахождение больного ребенка в дельфинарии оказывает удивительное воздействие, и помогает сильно продвинуть процесс лечения.

Развитие ребенка

Побороть симптомы ДЦП можно дополнительным развитием ребенка при помощи игровых манипуляций. Мелкая моторика, задействованная при играх с пирамидками и кубиками, прокатывании мяча, удержании и отпускании предметов, воздействует на развитие, как умственных способностей малыша, так и на его речевой аппарат.

В результате этих занятий ребенок учится быстрее запоминать различные предметы, что приводит к более интенсивному развитию и сглаживанию, или полному исчезновению симптомов ДЦП.

Профилактика

Не допустить возникновения ДЦП у младенца можно следуя определенным правилам:

  • Следует планировать беременность;
  • Будущая мама должна отказаться от курения и употребления алкоголя;
  • Необходимо организовать правильное питание во время беременности и кормления ребенка;
  • Немедленно лечить все виды инфекционных и вирусных поражений организма;
  • Наладить регулярный контроль уровня гемоглобина в крови беременной женщины;
  • Роды должны происходить только в условиях клиники;
  • Следует избегать вирусных и инфекционных заболеваний у младенца.

Это неправильное функционирование двигательной сферы. Больной не в силах поддерживать позу и выполнять произвольные движения из-за патологии головного мозга, сформировавшейся еще до рождения малыша.

Дети с ДЦП и их родители вызывают неподдельную жалость и сочувствие. Страшный диагноз навсегда связал их вместе. Ведь ДЦП, что это, по сути? Это практически полная инвалидность, ребенок не может самостоятельно есть, пить, ходить в туалет. Имея такой диагноз, ребенок, не научившийся ходить до 8 лет, уже никогда не пойдет самостоятельно. Мать будет вынуждена поднимать уже достаточно тяжелого отпрыска и носить его на руках.

Это страшное заболевание может выражаться по-разному: от легкой хромоты до полной обездвиженности. И первый вариант — это вполне здоровый человек, способный работать, заводить семью. Второй вариант — инвалид-колясочник, неспособный на самостоятельное существование.

Характеристики заболевания

Основной симптом ДЦП — нарушение движения. Малышам с таким диагнозом собственное тело просто не подвластно, оно не слушается их. И все-таки ДЦП — что это?

  1. При этом заболевании
  2. Повышается Мышцы малыша всегда напряжены и не умеют расслабляться.
  3. Мышцы, которые, по сути, не должны принимать участие в движении, патологически включаются в работу.
  4. Ребенок не способен удержать позу.
  5. Дефекты слуха и речи.
  6. Умственное отставание.
  7. Проявления судорог, эпилепсии.
  8. Нарушение чувствительности.
  9. Изменения вегетативной нервной системы.
  10. Сильная потливость.
  11. Нарушенное артериальное давление.
  12. Неправильный сердечный ритм.
  13. Эпизодическое повышение температуры тела и др.

Причины заболевания

ДЦП - что это? По сути, это неблагоприятный исход повреждения головного мозга в первые месяцы жизни ребенка - перинатальной энцефалопатии. Можно отметить следующие факторы, приводящие к повреждению мозга:

  • Рождение малыша раньше срока.
  • Гемолитическое заболевание новорожденного.
  • Патологические роды, приводящие к отмиранию части клеток мозга, травмирование при родах, асфиксия новорожденного.
  • Длительные или быстрые или же торможение посредством медикаментов.
  • Вынужденное использование щипцов в процессе родов.
  • Попытки выдавить плод.
  • Рождение ребенка с пороками мозга, как то: неверная анатомия, отсутствие частей мозга.

Почему бывает порок мозга

  1. Всевозможные заболевания, передаваемые на генетическом уровне.
  2. Вредное воздействие на беременную.

Также риск могут вызывать рождение близнецов, профпрививки с неблагоприятным исходом, отклонения в нервной системе. Конечно, все перечисленное выше не говорит о том, что малыш родится с ДЦП, однако насторожиться и проявить бдительность при таких признаках просто необходимо!

Можно ли говорить о лечении таких детей? Ведь ДЦП - уже свершившийся факт, и здесь уместнее сказать не о лечении ребенка, а о его реабилитации. Самое главное - это научить пациента самообслуживанию. Научить его справляться без помощи близких в элементарных бытовых вопросах. Здесь уже медики не так могут помочь, основная часть обучения ложится на плечи родителей. Чем раньше начинается реабилитация, тем больше шансов добиться максимальных результатов.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top