Название для классного часа про страхи фобии. Детские страхи, взгляд психолога

Название для классного часа про страхи фобии. Детские страхи, взгляд психолога

Самые экзотические страхи, которые испытывают люди.

Мы привыкли к тому, что многие люди боятся змей, пауков или высоты, и это даже понятно. Но иногда бывают совсем странные страхи — вроде боязни пуговиц или воздушных шаров, которые не кажутся такими уж забавными тем, кто от них страдает.

Перед вами 25 самых странных человеческих фобий, многие из которых на самом деле могут быть серьезным расстройством и приносить человеку большие проблемы.

Акрибофобия — навязчивый страх не понять смысл прочитанного

Иногда может стать признаком шизофрении (когда больные жалуются, что фраза распадается на слова и отдельные слоги).

Гексакосиойгексеконтагексафобия — страх числа 666

Приступ этой болезни был показан в эпизоде «The Honking» мультсериала Футурама. Тогда Бендер испугался отражения в зеркале отраженных символов «0101100101» (666 в двоичной системе счисления).

Известны несколько случаев, когда номера транспортных маршрутов меняли на другое число, чтобы избежать его.

Гиппопотомонстросескиппедалофобия — говорит сама за себя — боязнь длинных слов

Гносиофобия (эпистемофобия) — страх перед получением знаний

Логично, что 70% людей, страдающих от этой фобии, — жители мегаполисов и крупных городов. Эту фобию также находили у «детей-маугли», которые выросли вне человеческого общества.

Гидрозофобия — боязнь вспотеть и простудиться или боязнь стать источником неприятного запаха

Страдающие от этой фобии могут позавидовать птицам — у них нет потовых желез, также как у кроликов и свиней не выделяется пот.
Декстрофобия — боязнь предметов, расположенных справа от больного.

Корни болезни, видимо, уходят в детство — когда человек привык ожидать опасности справа.

Дорофобия — боязнь получать или делать подарки

Это скорее не забавная фобия, а серьезная проблема, которая основывается на детских комплексах и упреках.

Кумпунофобия — боязнь пуговиц

1 человек из 75 000 страдает этой фобией, таким людям не советуем смотреть мультик «Коралина в Стране Кошмаров» — для них это будет самым настоящим кошмаром.

Лаканофобия — боязнь овощей

У страдающего этим расстройством при виде овощей может начаться тошнота, головокружение и учащенное дыхание. Запах тоже невыносим. Некоторые не будут есть и продукт, рядом с которым лежал овощ.

Нефофобия — боязнь облаков

Со временем может принимать другие формы, и перейти в боязнь тумана или воздуха.

Омфалофобия — боязнь пупков

Люди, страдающие этой фобией, боятся, когда кто-то прикасается к их пупку, и боятся сами прикасаться к чужим пупкам и смотреть на них. Возникновение этого страха часто связано с тем, что пупки ассоциируются с пуповиной и материнской утробой. Иногда омфалофобы боятся даже думать о пупках.

Омброфобия — боязнь дождя

Страх может привести к серьезной панической атаке. Считается, что боязнь дождя может сформироваться по нескольким причинам, в том числе потому что детям часто запрещают выходить на улицу в дождь, добавляя, что они могут заболеть. Кроме того, дождь часто ассоциируется с депрессией.

Пентерафобия — боязнь тёщи

Возможно, это стало причиной многих анекдотов, но на самом деле это вид расстройства, когда человек просто не в состоянии общаться с тещей (или свекровью).

Погонофобия — страх перед бородами

Ведущий Джереми Паксман (Jeremy Paxman) обвинил ВВС в погонофобии после того, как его раскритиковали за появление на программе Newsnight с бородой.

Папафобия — боязнь Папы Римского

Довольно редкое явление. Она тесно связана с иерофобией (страхом по отношению к священнослужителям или предметам религиозного назначения). Этот страх, как правило, возникает в результате травмы, связанной с Папой.

Трипофобия — боязнь скопления отверстий

Люди, страдающие трипофобией, боятся предметов с множеством маленьких отверстий — они ассоциируются с опасностью. Пока эту разновидность страхов не включили в официальный список фобий, хотя ей, по некоторым данным, страдают тысячи людей.

Трипофобы боятся таких предметов, как медовые соты, губки или растения, имеющие множество маленьких отверстий. Симптомами трипофобии могут стать тошнота, зуд и даже панические атаки.

Хайрофобия — боязнь засмеяться в неподобающей обстановке (например, на похоронах)

Механизм этого страха связывают с защитной реакцией организма, который может странно отреагировать на шокирующую обстановку и защититься проявлением радости.

Хронофобия — боязнь времени

Человека преследуют мысли о времени, тревожное ожидание — «когда же наступит час Х», «мне кажется это никогда не закончится», так и страх перед будущим, перед скоростью течения времени, размышления в стиле «я ничего не успел (не успею)», «сколько времени у меня еще есть» и так далее.

Человек перестает замечать жизнь, все внимание сфокусировано на течении времени и на тревоге, подавленности, которая с этим связана.

Филофобия — боязнь влюбиться

Впрочем, некоторые психологи считают филофобию замаскированной боязнью быть отвергнутым или просто неуверенностью в себе.

На фоне бурного развития интернета появились неизвестные ранее фобии, связанные с гаджетами и общением в социальных сетях.

Пунктумофобия — боязнь получить сообщение с точкой в конце

Отсутствие смайлика означает, что разговор серьезный или что собеседник слишком резко ответил.

Реттерофобия — боязнь ошибиться в слове или не заметить автозамену

Тогда приходится перепроверять написанное несколько раз. Кстати, автозамену можно отключить — и жизнь сразу станет чуть легче.

Имоджифобия — боязнь быть неправильно понятым, используя смайлики или стикеры

Человек в этом случае пугается того факта, что отправил в чате котика или что-то еще легкомысленное.

Все родители мечтают о том, чтобы их дети ходили в школу с удовольствием. Эмоциональная атмосфера, царящая в классе, влияет на настроение и успеваемость учащихся любого возраста. На психическое здоровье могут негативно повлиять ряд факторов, вызывающих школьные страхи у ребят.

Бояться – это плохо?

Многие философы и историки изучали это понятие. Единого определения нет. Но все сходятся во мнении, что страх – это отрицательная эмоция. Это острое осознание угрозы жизни и благополучия. Опасность при этом может быть реальная или воображаемая.

Тревога – это инстинктивная защита от надвигающейся беды. Маленькие дети, не имея достаточного опыта, часто выглядят бесстрашными. Малыши с улыбкой пытаются потрогать горячий чайник или забраться на высокую лестницу. В этот период родители должны быть особо бдительны, ведь чувство опасности у младенца еще не сформировано.

С этой точки зрения страх – это необходимый кирпичик, участвующий в построении психики каждого здорового человека. Он имеет защитную функцию. Но есть и патологические формы тревоги.

Страх или фобия?

Чтобы понять, как помочь ребенку школьного возраста преодолеть свои страхи, сначала стоит разобраться с чем мы имеем дело. Здоровый страх – это естественный способ защититься от надвигающейся угрозы. Она конкретная и не предвещает ничего хорошего. У детей тревожное состояние уходит, как только проблема разрешена.

Если же человек боится чего-то постоянно, страх становится навязчивым, возникает фобия. Это болезненное состояние, работать с которым должен психолог. Ученый Захаров А.И. выделяет школьную фобию при которой ученик испытывает панику при мысли о посещении школы. Но как понять, насколько деструктивен страх у детей школьного возраста? Прежде чем обращаться к специалисту, можно попытаться разобраться в этом самостоятельно. Возможно, опасения ребенка обоснованы, и никаких фобий нет.

Школьные страхи. Какие они?

Они связаны с посещением детей учебного заведения, поэтому достаточно разнообразны. Для удобства можно разделить их на несколько небольших групп.

  • Оценки и контрольные работы

Ученики боятся, что получат низкий балл, “завалят” проверочный тест, ошибутся, отвечая у доски. Страх неправильно выполнить домашнее задание или вовсе о нем забыть. Беспокойство детей по поводу дневника, его проверки дома родителями. Страх оставить дневник дома или потерять на улице. Ребенок может бояться, что его будут ругать за плохие оценки. Объясните, что плохая отметка – это не провал, а стимул к новым свершениям. Это не повод для скандала, а сигнал родителю от учителя. Он сообщает на какой предмет стоит обратить внимание. Какие параграфы стоило бы повторить, чтобы обязательно исправить низкий балл.

  • Режим, распорядок

Боязнь детей младшего возраста опоздать на урок, страх перед звонком, оповещающем о начале или конце школьных занятий. Тревога по поводу недостатка времени для выполнения важных контрольных тестов. Страх не успеть выполнить домашние задания, слезы и истерики над тетрадками дома. Здесь на помощь должны прийти родители. Помогите чаду отточить режим, выделите специальные часы для написания домашних работ.

Есть известный “мандраж” детей по поводу конца четверти или полугодия. Систематический контроль над выполнением упражнений и тестов сыграет здесь на руку. Повторяйте пройденное вместе с ребенком, учите его систематизировать и накоплять знания. Тогда никакие проверочные тесты ему будет не страшны.

  • Преподавательский состав и обслуживающий персонал

Порой у детей школьного возраста возникает паника при встрече с директором, завучами, классным руководителем. Боязнь охранников – довольно частое явление. В основном их опасаются ребята, которых родители часто пугали «милиционером», который якобы заберет их за плохое поведение. Такой вид воспитания деструктивен и может спровоцировать панические атаки. Каждый раз, проходя в коридоре мимо мужчины в форме, школьник испытывает стресс, а потом плохо запоминает новую информацию на уроке.

  • Организация школьной жизни

Тревога по поводу перехода в другой кабинет, боязнь не найти нужную дверь. Неприязнь к переменам, шумным праздникам. И один из главных кошмарных снов первоклассника – боязнь потеряться в лабиринтах школьных коридоров. Кстати, он легко решается при помощи подробной экскурсии по закоулкам школы. Попросите классного руководителя провести познавательную «прогулку» по учебному корпусу.

  • Страх надолго расстаться с родителями

Нередко он свойственен детям младшего возраста, которые не посещали детский сад. В этом случае психологи советуют до школы обязательно водить малышей в развивающие центры, где они могут побыть какое-то время наедине со сверстниками.

Страхи бываю разные по происхождению:

  1. Пришедшие вместе с опытом. Он может быть самостоятельный или на примере других.
  2. Внушенные. Им делятся взрослые, чтобы направить чадо на истинный путь. Это страх во благо, имеющий воспитательный характер.
  3. В толпе. Часто группа людей заражает друг друга необоснованной тревогой. Школьники любого возраста – не исключение. Например, это «мандраж» перед контрольной работой или тревога перед соревнованием.
  4. Выдуманные страхи, основанные на слухах, недомолвках. Например, ученик плохо расслышал слова учителя или трактовал их по-своему. Эти страхи кратковременны и зависят от ситуации.

Динамика страхов

Школьные страхи динамичны – они изменяются под воздействием внешних и внутренних факторов. Они могут угасать и прогрессировать. В начальной школе юный любитель знаний переживает несколько кризисных моментов, обусловленных внешними изменениями:

  • Синдром первоклассника

У ребенка изменяется социальный статус. Первый день в школе несет много переживаний. Собираясь в школу, ученик боится проспать, опоздать. Подобные «режимные» страхи нормальны. Также не стоит делать проблему из тревоги первоклассника потеряться в школе. Пространственные страхи – нормальное явление для учеников первых классов. Они помогают малышам быстрее ориентироваться в помещении. Период адаптации длится в среднем два месяца. Обычно первоклассники не переходят из класса в класс, но есть школы, практикующие предметное обучение. Уровень пространственных страхов у ребят там значительно выше.

Стрессом может быть и смена учителя. Часто все предметы в начальной школе ведет один преподаватель, чтобы облегчить детям младшего возраста процесс обучения. Постоянная смена лиц у доски ведет к возникновению беспочвенной тревоги и стрессов.

  • Введение системы оценок

Это происходит в конце первого полугодия или в начале второго года обучения. Возникает здоровый страх перед плохими оценками. Задача родителей, учителей и психологов – сделать так, чтобы эта естественная тревога не переросла в болезненную фобию.

  • Окончание первого класса

Первый выпускной. Страхи становятся индивидуальными. Период со второго по пятый класс считается «тихим» с точки зрения кризисов. Дети привыкли к персоналу и распорядку. Все идет своим чередом.

  • Переход в среднюю школу

Изменение темпа образовательного процесса. Новые предметы и учителя – новый стресс, новые страхи. Но уже не настолько ярки, как у первоклассника. Как правило, к середине учебного года они минимизируются.

Профилактика страхов

Грамотная профилактика школьных страхов способна уберечь детей любого возраста от стресса. Она включает в себя несколько аспектов:

  1. Доверительное общение ребенка и родителей.
  2. Контакт мам и пап с учителями и штатными психологами.
  3. Беседы ученика с психологом, который готов помочь в любую минуту.

Как успокоить ребенка?

Правильная профилактика поможет избежать детских стрессов. Но если родители узнали о страхе ребенка слишком поздно, когда он превратился в навязчивую тревогу? Например, ребенок не хочет идти в школу. После нескольких дней скандалов и разбирательств выясняется, что несколько дней назад по дороге на место учебы его покусала собака. Ребенок замкнулся, страх прогрессирует. Ученик перенес страх на школу, он пытается обезопасить себя от физической боли, прогуливая занятия. В данном случае лучше обратиться к специалисту, занимающемуся психологическими травмами.

Иногда нездоровая атмосфера в коллективе может спровоцировать эффект разорвавшейся бомбы. Разговаривайте с ребенком не только об учебе, но и о его взаимоотношениях со сверстниками. Предложите позвать одноклассников в гости. Налаживайте связи с его друзьями, их родителями. Тогда страхи, основанные на конфликтных ситуациях в классе, отпадут сами собой. Приятно учиться в дружном коллективе, где нет места обидам и зависти. В классе учатся мальчики и девочки одного возраста. Часто одноклассники становятся лучшими друзьями на всю жизнь. Обязательно расскажите об этом ребенку.

Ребенку нужен пример. Покажите свои школьные фотографии. Поделитесь хорошими воспоминаниями о классе и преподавателях. Вспомните неприятную ситуацию и выход из нее. Это взбодрит школьника, научит смотреть страхам в лицо.

Если страх не уходит, попробуйте наглядно представить его. Попросите ребенка нарисовать свои опасения, а потом вместе разорвите лист бумаги на мелкие кусочки. Вместе с рисунком вы уничтожаете и панику. Этот метод психологи считают очень действенным. Можно написать страх на бумаге, свернуть трубочкой и положить в воздушный шарик. Тревога улетит вместе с ярким шаром. Ребенок обретет спокойствие и гармонию.

Если вы видите, что ребенку не очень комфортно в учебном учреждении и он чего-то боится, обязательно выясните причину. Доверие поможет побороть школьные страхи.

Цель: осознание своих эмоциональных состояний и отношений: предупреждение и коррекция страхов; развитие связи чувств с волей.

Задачи:

1. Образовательные:

  • учить анализировать прочитанный текст (отвечать на вопросы, составлять краткий рассказ);
  • закрепить умение употреблять пословицы;
  • учить умению делать выводы в различных ситуациях.

2. Воспитательные:

  • способствовать осознанию детьми возможности самоуправления внутренним состоянием;
  • учиться бороться с отрицательными чертами характера;
  • развивать произвольность.

3. Коррекционные:

  • развивать творческое воображение и фантазию;
  • учить ориентироваться в большом и малом пространстве;
  • развивать осязание и моторику рук.

Наглядность: плакаты с пословицами о страхе.

Предварительная работа:

  1. Изготовление плакатов, аппликаций.
  2. Заучивание стихов, пословиц о страхе.
  3. Подготовка сценки.

Ход занятия

Способность чувствовать дана только человеку. Нет ни одного «плохого», «глупого» или «не нужного» чувства. Таковыми бывают только поступки. Мир чувств – это очень яркий, интересный, загадочный мир. И он у каждого из нас свой – неповторимый, удивительный, индивидуальный. Мы всегда, в любой жизненной ситуации, испытываем разные чувства. А если сказать точнее, когда мы чувствуем, мы переживаем.

Сегодня мы с вами поговорим об одном из чувств – о страхе.

(Звучит песенка из мультфильма о приведениях.)

Кому из вас приходилось сталкиваться с этим чувством? (Ответы ребят.)

Что вы при этом испытывали? (Беспомощность, неуверенность, растерянность.)

Как себя вели? (Мобилизовались или, наоборот, теряли способность к движению.)

Что чаще всего вызывает у вас страх? (Темнота, собака, злой человек, неизвестность.)

Молодцы ребята, ваши ответы очень помогут вам. Мы уже знаем, что эмоции могут выражаться с помощью мимики лица, поз, речи. Давайте составим портрет человека, который боится.

(На ватман ребята наклеивают контур лица и различные варианты бровей, глаз, рта. Правильный вариант – приподнятые брови, расширенные глаза и приоткрытый рот.)

Давайте назовём похожие чувства, когда мы видим такое лицо.

(Каждый по очереди даёт свой ответ, кто назовёт последний вариант, тот победит. Боязнь, трепет, жуть, тревога, беспокойство, опасение, испуг, ужас.)

Как вы думаете. Одинаково ли сильны эти чувства? Давайте расположим слова: беспокойство, ужас, испуг, так, чтобы сила этих эмоций возрастала. (Беспокойство, испуг, ужас.)

Очень хороший и известный писатель Н. Носов написал смешной рассказ о страхе «Живая шляпа». Мы с вами его читали раньше. И сейчас я вам задам по содержанию этого рассказа несколько вопросов.

  1. Понравился ли вам рассказ, и почему? (Да, он смешной, необычный.)
  2. Почему мальчики боялись? (Было страшно, что шляпа сама двигалась.)
  3. Почему же они не убежали, а, наоборот, стали исследовать, наблюдать за шляпой? (Было им интересно, почему так происходит.)

Мы можем сделать вывод: страх рождается вследствие интереса к чему-либо необычному. Если бы Вовка был один, стал бы он наблюдать за шляпой? Если бы вы оказались в такой ситуации вместе с кем-то или в одиночестве, различались бы ваши чувства? Вывод такой: страх – эмоция социальная, окружающие могут заражать страхом или прибавлять храбрость и уверенность.

А можно ли побороть страх? И как его побороть? Я вам сейчас прочитаю небольшой рассказ С. Афонькина «Как побороть страх?»

На свете много страшных вещей – темные длинные коридоры и подозрительные собаки с большими зубами. Волки, прячущиеся в густом лесу, и пауки с длинными мохнатыми лапами. Ядовитые и очень кусачие змеи, грохочущий над головой гром и сверкающая молния. А Баба Яга из сказок? Того и гляди проберется в дом или влетит в окно раскрытое, когда никого из взрослых нет дома. Но на самом деле страшным это только кажется. В темных углах ничего нет интересного, кроме пыли. Подумай – откуда там чему-то взяться, если дом закрыт на плотные замки? Собаки никогда не нападут на детей. А если собака сидит и сторожит что-нибудь, не подходи к ней. Она на работе. Волки давно сами прячутся от людей в дальних лесах. Их даже берут под охрану. Подумай – откуда волк появится в городе или поселке? Пауки никого, кроме мух, не обижают. Змеи при виде человека стараются убраться восвояси. Подумай – если ты не будешь хватать змею за хвост или грозить ей палкой, зачем ей вступать в борьбу с человеком. Гром – это просто звук. Разве звук может причинить вред? Если ты как следует подумаешь, то не будешь бояться и победишь страхи, все до одного!

А как вы думаете, как можно назвать человека, который боится? (Трус.)

(На основании ранее прочитанной истории, которую описал в своём рассказе «Честное слово» Л. Пантелеев, ведётся обсуждение.)

Как вы думаете, мальчик боялся? Можно ли его назвать трусом, почему? (Мальчик боялся, но не ушёл, он переборол свой страх, значит он не трус.)

Кого же тогда можно назвать трусом? (Того, кто не может перебороть свой страх или не хочет пытаться это сделать.)

А как мы назовём людей, которые умеют побороть свой страх? (Смелые, отважные, мужественные, самоотверженные.)

Назовите таких героев: сказочных, существующих или ваших знакомых и родных, почему вы считаете их смелыми. Можно ли научиться быть смелым?

Вспомним ситуации, в которых вы испытывали страх или проявили смелость, храбрость, бесстрашие и заполним таблицу.

Теперь разберём такую ситуацию: мама и маленький ребёнок поехали в метро, где было много народа, и на станции мальчик потерялся. Как поступили в такой ситуации мама, мальчик и окружающие их люди? Что делали они? (Мальчик остался на месте, привлекал к себе внимание взрослых; другие – задавали вопросы, вызывали милицию.)

На сколько эффективны были их действия? (Обратиться к дежурному по станции, успокоить ребенка, мама – обратилась также к дежурному по станции.)

Что чувствовали мальчик и окружающие? (Мальчик – испуг, страх; окружающие – испуг, страх за ребёнка, чувства участия и сопереживания.)

Подумайте, страх мешает или помогает? И как это проявляется? (И мешает, так как испытываешь неприятные ощущения, мысли становятся беспорядочными, и помогает, когда пытаешься себя изменить в лучшую сторону.)

Есть немало пословиц о страхе, назовите некоторые из них. (Страшно дело до зачина. Страх на тараканьих ножках ходит. Глаза бояться, руки делают. Бояться волков – быть без грибков. Бояться смерти – на свете не жить.)

Вы заранее описали на листочке бумаги свой страх, теперь возьмите эти листочки и разорвите на мелкие кусочки. Соберите кусочки в пакет и выбросим его. Так вы попытаетесь от них избавиться. А сейчас, давайте мы с вами изобразим поведение людей, которые бояться чего-либо. Встали в кружок и повторяйте за мной: сжались в комочек, застыли, брови подняли вверх, глаза широко раскрыли, боимся вздохнуть и пошевелиться, рот приоткрыли, голову втянули в плечи, руками вцепились в стул, будто боимся упасть, задрожали, зубами застучали, слова сказать не можем, брр, как страшно. Все!!!

Немного отдохните и попробуем изобразить поведение людей, которые не боятся, испытывают удовлетворение, довольство. Встали в кружок и повторяйте за мной: выпрямились, расслабились, потрясли свободно каждой рукой по очереди, вместе двумя руками; улыбаемся, весело подмигиваем друг другу, гладим себя по груди, по голове. Вот мы, какие ловкие и смелые, мы ничего не боимся!

И в завершении нашего занятия ребята расскажут стихи, которые они подготовили.

Г. Семенов «Счастливая ошибка».

Меня напугал так сильно страх
В потёмках у ворот,
Что я в испуге крикнул «ах!»
Совсем наоборот.
Я крикнул «ха!», и мигом страх
Забился под забор...
Он струсил сам! И слово «ах!»
Я позабыл с тех пор.

В. Кудрявцев «Страх».

У страха глаза велики.
У страха не зубы – клыки.
У страха, как бочка, живот,
У страха желание
Есть – схватить,
Укусить, даже съесть!
Трусишка придумает страх
И жалобно ахает: «ах!»
А я ничего не боюсь,
Придумаю страх – и смеюсь.

Страх - коренная эмоция, одна из самых главных и сильных, присущих человеку. «У страха глаза велики» - это известная поговорка о том, что самим не надо раздувать ужас перед чем бы то ни было. Откуда берутся страхи, порой непонятные взрослым, которые кажутся иногда капризами, ерундой. А может быть, взрослые сами провоцируют их?

Когда ребёнок чего-то боится - это серьёзно. Страхи сопровождают человека в течение всей жизни. Причём, даже не тогда, когда мы начинаем осознавать и понимать чего мы боимся. Страхи возникают даже у грудных детей, как физиологическое состояние. Не страх темноты или одиночества, а страх как физиологическая реакция, как испуг (резкий звук, яркий свет, резкое движение). Малыш вздрагивает, зажимается, начинает кричать. В старину говорили, что если ребёнок находится в крике, надо его покрестить, испуг пройдёт.

Если классифицировать по возрастам, то в 1 -3 года страхи связаны с чем-то реальным (страх грозы, высоты, горячего). Они связаны с неопытностью ребёнка: что-то гремит, а что - непонятно. В 3-7 лет возникают сказочные страхи (страхи чего-то мистического). У ребёнка сильно развито воображение. Ему может что-то померещиться: в темноте кто-то пристально смотрит, корни деревьев превращаются в монстров, в море живёт страшное чудище… Страхи не имеют реальной основы. Ребёнок может нафантазировать образы того, чего он никогда не видел и не слышал.

  • В 7-11 лет появляются социальные страхи (страх оценки, страх неудачи, страх наказания, страх людей из «большого мира»: например, директора школы, завуча).
  • В 11-15 лет дети активно строят межличностные отношения (общение в группе, с друзьями, с противоположным полом). Страхи касаются сферы общения: не примут в коллективе, окажешься не таким как все. Вспомним фильм «Чучело» - страх быть не принятым группой сверстников.
  • В 15-18 лет - экзистенциальный страх: страх взросления, смерти, одиночества, старения, страх потери, страх принятия важного жизненного решения.

Страхи бывают и полезными (защитными). Защищают ребёнка от какой-то опасности: что было бы, если бы ребёнок не боялся засунуть пальцы в розетку, спрыгнуть с балкона, броситься с палкой на собаку? Ребёнок знает, что это больно, может причинить ему травму. То есть, такие страхи помогают ребёнку, ограждают от опасности. Например, вспомним эксперимент американского психолога Джеймса Гибсона. Обычный стол имел стеклянное продолжение. У стеклянного края сидела мама ребёнка. Внизу пол был выложен плиткой. Когда ребёнок подползал к краю стола, там, где начиналось стекло, он через стекло видел плитку и воспринимал это как конец стола. А с другой стороны стола стояла мама и нежно звала его: «Ползи сюда, мой маленький!». Ребёнок останавливался у этой грани, затем начинал движение туда-сюда. Видно было, что он боится. В конце концов, он сел, начал плакать. Видно было, что он испугался высоты. Этот эксперимент показывает, что у ребёнка есть природная защитная реакция.

Ребёнок, испытывающий страх, не способен самостоятельно справиться с ним. Взрослые должны помогать отыскивать страхи и справляться с ними. Но прежде, чем помочь ребёнку надо знать причину появления страха. Давайте рассмотрим возможные причины возникновения страхов. На первое место я бы поставила страхи, появляющиеся под влиянием дефектов семейного воспитания:

  • Неадекватные позиции в воспитании. Наиболее подвержены страху единственные дети в семье. Такой ребёнок находится в более тесном контакте с родителями и легче перенимает их беспокойство. Родители, нередко охваченные тревогой не успеть, что-то сделать для развития ребёнка, стремятся по максимуму интенсифицировать воспитание. Опасаясь, что их ребёнок не будет соответствовать социальным стандартам, предьявляют детям высокие притязания, высоко поднимают «планку», не соизмеряя с возможностями ребёнка. В результате, у детей возникают необоснованные страхи не соответствовать чему-либо, быть непризнанными кем-либо. Нередко они не могут справиться со своими переживаниями и ощущают себя несчастными. К тому же, излишне опекаемые дети, не могут проявлять достаточную самостоятельность в конструктивной организации своего свободного времени. Не имея определённого занятия, которое бы интересовало ребёнка, он начинает прислушиваться к различным звукам в доме, придумывает «ужасных» чудовищ.
  • Недостаток внимания по отношению к ребёнку. В этом случае, ребёнок, зачастую, манипулирует своим страхом. За страхом оставаться одному стоит желание побыть вместе с мамой, папой, бабушкой, старшими братьями, сёстрами. То есть ребёнку не хватает внимания со стороны близких людей. Способствует закреплению страхов ограничение двигательной и игровой активности детей. Отсутствие эмоционально насыщенных, шумных, подвижных игр, вследствие того, что родители боятся, что ребёнок может получить травму, испугаться, обедняет эмоциональную сферу ребёнка. А игра является самым естественным способом изживания страхов, так как в ней воспроизводятся ситуации, вызывающие страх.
  • Внутрисемейные конфликты. Дети очень чувствительны к конфликтам родителей. Число их страхов выше, если родители часто ссорятся. Девочки более эмоционально ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье. В игре «Семья» они отказываются выбирать роль мамы, предпочитая оставаться сами собой. В таких семьях у девочек наиболее частыми страхами становятся страхи перед животными, а у мальчиков - перед стихией, болезнью, смертью.
  • Нарушение эмоционального контакта с родителями в результате неадекватного поведения родителей по отношению к ребёнку, вследствие развода родителей, изоляции ребёнка от семейного окружения, постоянно испытываемых матерью ребёнка нервно-психических перегрузок, особенно, вследствие вынужденной или преднамеренной подмены роли отца. Дети боятся чаще. Если считают главной в семье мать, а не отца. Работающая и доминирующая в семье мать, часто бывает беспокойной и раздражительной в отношениях с ребёнком. Если мальчики 5-7 лет в игре в семью выбирают роль матери, а не отца, то страхов у них бывает гораздо больше.

И конечно же страхи, появляющиеся в результате травмирующих ситуаций: напугала собака, выскочила из-за угла, увидел драку…

С разными страхами можно работать по-разному. Если это страхи, связанные с воображением ребёнка (дошкольный и младший школьный возраст), то можно применять рисование, лепку с приёмами фантазирования, игры с применением пальчиковых и перчаточных кукол, теневой театр. Если это социальные страхи (младший школьный возраст, подростки), можно применять активные игры, соревнования, в которых ребёнок может проявить себя, повысить свою самооценку.

Как не допустить возникновение страхов? Следует говорить о внутренней причине страха, что именно толкает ребёнка к этому. Может возникнуть страх Бабы-Яги, образ которой носит постоянно опекающая, ругающая ребёнка мама. Страх Бармалея, где Бармалей - папа, который часто ругает, никогда не хвалит. Вспоминая своё детство, иногда, родители забывают о том, как они преодолевали свои страхи. Некоторые из них укрепились и остались во взрослом возрасте, например: травмирующие ситуации (укусила собака, кого-то ударили…). Иногда это эмоционально отражается на ребёнке. Почему же на некоторые ситуации ребёнок не обращает внимания, а на другие остро реагирует? Очень много зависит от возраста. Страх громкого звука нормален до года. Если он укоренился, значит он не был переработан на первоначальном этапе. Если ребёнок боится громких звуков, значит ему не дали базового доверия, не была создана доверительная обстановка, когда мама была рядом, где могла успокоить голосом, рукой, тактильным контактом.

Если этого не произошло, страх может зафиксироваться и в дальнейшем. Идёт наслоение одного страха на другой. Если мы говорим, что ребёнок испугался собаки, неизвестно чего же он всё-таки испугался в данный момент: собаки, укуса, боли, крови, своей беспомощности. Это всё ситуативно. Нужно работать непосредственно с данной ситуацией. Родители могут внести свою посильную лепту, поговорив с ребёнком, понаблюдав за ним. Очень хорошо, если в семье есть доверительные отношения, когда ребёнок может рассказать о своей проблеме, не носить в себе. Ну а если ребёнок не рассказывает, а родители не оказались свидетелями травмирующей ситуации. Что должно насторожить? Ребёнок может стать тревожным. Переживания часто отражаются на характере сна: бессонница или мучают кошмары. Все ночные кошмары - показатель того, что в дневной жизни ребёнка что-то напугало, привело в стрессовое состояние. Какие-то страхи могут повторяться (ребёнок повторяет одно и то же). Появляются проблемы социальной жизни ребёнка: он не может устанавливать контакты, становится замкнутым, отказывается от общения. В этой ситуации с ребёнком надо говорить.

Чем можно помочь ребёнку, если он рассказал родителям о пугающей ситуации? Поговорить с ребёнком в доверительной обстановке. Если он сразу не идёт на контакт, не стоит на него давить. Можно порисовать (включить воображение). Если родители знают о причине травмы, стоит создать похожую игру и проинсценировать ситуацию, чтобы у ребёнка появилась возможность отреагировать этот пугающий момент. Если же он расстроен тем, что не оказал кому-то помощь, то в игре он сможет это сделать, позовёт на помощь взрослых. Если ребёнок боится боли, показать ему, что боль проходит (кровь можно остановить, перевязав руку бинтом). То есть, взрослые, зная, что испугало ребёнка, могут дать ему возможность отреагировать в игре. Что касается травматических ситуаций, здесь больше помогает игра. Всё, что связано с воображением - рисование, лепка, фантазирование.

Иногда страхи ребёнка кажутся родителям незначительными и они стараются отмести их. Это может привести к тому, что страх может укорениться. Родители должны наблюдать за ребёнком. Если это возрастной страх и если он потихоньку проходит и не повторяется, поведение ребёнка не меняется, возможно, со временем он пройдёт сам, либо можно применить коррекционные игры. Поиграли - всё прошло, не стоит на это обращать лишнее внимание. Если страх повторяется вновь и вновь, требуется помощь специалистов, иначе могут возникнуть проблемы со здоровьем: психосоматические заболевания (бронхиальная астма, аллергические заболевания и др.).

Когда ребёнок манипулирует своими страхами, он говорит, что ему страшно, он боится темноты. Тогда мама не уйдёт, будет сидеть с ним. Ребёнок хорошо всё проанализировал, понял, как можно влиять на родителей. Как не обидев ребёнка можно разрушить данную ситуацию? Взрослым надо понять, что это за страх: истинный или страх «маленького манипулятора». Посмотреть, как ведёт себя ребёнок, например в игре «Бобры». Стол закрывается большим тёмным покрывалом. Ребёнок, играющий бобра, залезает под стол. Родители играют роль охотников. Бобёр сидит под столом в темноте, пока охотники где-то ходят. Как только охотники ушли, бобёр должен тихонько вылезти из-под стола. Если ребёнок спокойно проходит это испытание, то скорее всего он своими страхами манипулирует родителями, ему просто очень хочется внимания мамы и папы.

Какие же наиболее частые страхи испытывают дети? Страх темноты. Когда мама с папой укладывают ребёнка спать, выключают свет и уходят из комнаты. Ребёнку становится страшно. И иногда родители начинают стыдить его за это. Страх - это не то, за что ребёнка надо стыдить, ругать или давить на него. Надо показывать опыт, как с этим бороться. Вспомним, «Историю про баобабы» Экзюпери. Берегитесь, баобабы! Каждый день надо выкорчёвывать баобабы. Страх то же самое. Если вы сегодня дали ему прорасти, то завтра баобаб окрепнет и выкорчёвывать его будет трудно. С самого начала ребёнку надо давать образ, как бороться со страхами. Ребёнку страшно спать в тёмной комнате. Не ругать его, спросить: «А что страшно, почему страшно в темноте?».

Потому что под кроватью чудовище. А в шкафу - скелет.

Для ребёнка здесь присутствует мистика. Мы то знаем, что ничего этого нет. И надо облегчить для ребёнка вариант выхода из страха. Согласиться, что это страшно: «Я, когда был маленьким, то тоже очень боялся…». Оставить лёгкий ночник, чтобы было менее страшно, того, кто бы мог ребёнка защитить (мягкий медвежонок, оловянный солдатик), которые будут спать с ним. Если дети православные, то крестик, икона святого, ангела-хранителя. Необходимо ребёнку дать какую-то защиту, средство, с помощью которого ребёнок научиться справляться со своим страхом.

Страх смерти - один из самых ключевых (от 7 лет до смерти). Сказать ребёнку: «Да, мы все умрём». Но это же катострофа для него, зачем же тогда жить? Все мы смертны, и в какой-то мере боимся смерти. Психологи считают, что большую часть того, что человек делает, он делает, для того, чтобы побороться с идеями смерти. Тема смерти рано входит в круг тех вопросов, о которых рассуждает ребёнок: он видит всё кончается - день проходит, наступает ночь; лето заканчивается, наступает осень, затем зима, и природа засыпает, умирает. Ребёнок сталкивается с мёртвыми насекомыми, животными. Некоторые дети испытывают печальный собственный опыт, когда умирают бабушка, дедушка, родители. Основная проблема, связанная с этой темой, состоит в том, что мы взрослые не можем откликнуться на неё адекватно, то есть для нас самих этот страх настолько силён и актуален, что мы не можем посмотреть ему в глаза. Мы сами находимся в таком ужасе от того, что мы все в этом мире тленны, и когда ребёнок задаёт нам вопросы о смерти или когда начинает размышлять, мы пугаемся и бываем не готовы об этом разговаривать.

Очень интересный пример приводил из своей практики Э.Эриксон. он работал с ребёнком, которому было 3,5 лет. У него была бабушка, которая приехала, чтобы с ним сидеть. Мама предупредила мальчика, что у бабушки больное сердце, и не в коем случае её нельзя огорчать. Но мальчик был резвый, подвижный и доставлял очень много забот бабушке. Но вот бабушка умирает, так совпало. От ребёнка скрыли факт смерти (разве можно об этом говорить, ведь он же ещё маленький). Ему сказали, что бабушка уехала и всё нормально. Но почему-то все в чёрном и все плачут., и из дома выносят большой чёрный ящик. Мальчику сказали, что это бабушкины книги, которые будут отправлены ей в Сиэтл. И все думали, что эта тема исчерпана. Но у мальчика начались странные приступы: однажды он играл в саду и поймал в ладони бабочку, и когда развёл руки, оказалось, что она раздавилась и умерла. С мальчиком случился эпилептический припадок.

Потом, он играя, нашёл дохлого крота - припадок повторился. И каждый раз, когда всплывала тема смерти - у него начинались припадки. Его пытались лечить, но не могли найти причину. Мальчик начал «по-чёрному» шутить: когда что-то пропадало, исчезало, он говорил: «А оно уехало в Сиэтл». На самом деле мальчик понял, что-за книжки увозили из дома. И когда с ним начал работать Эриксон, то обнаружил интерес к теме смерти. Играя с малышом в кубики, он увидел, что ребёнок строит фигуры, похожие на тот самый ящик бабушки. Когда он играл с костяшками домино, то строил из них точно такой же ящик, располагая косточки картинками вовнутрь. Из чего Эриксон сделал вывод: «Мальчик представляет себя внутри этой фигуры и пытается понять, а как это быть внутри». Эриксон напрямую спросил: «Ты строишь фигуры, похожие на гроб? Тебе интересно было бы оказаться в этом ящике, посмотреть, а как там?». Он начал мягко говорить о смерти. И после того, как эта тема всплыла в их терапевтических отношениях, они поиграли, пофантазировали, мальчик получил возможность высказывать свои страхи, свои опасения, свой интерес к этой теме. Приступы прекратились. Этот пример показывает насколько важно обсуждать с ребёнком эти вопросы. Если табуировать тему смерти, то ребёнок один на один остаётся с этим стахом. А это самый мощный страх. Поэтому психологи говорят, как бы ни было тяжело ребёнку, который теряет близких, пережить это надо. Когда взрослые скрывают смерть, ребёнок делает выводы: это настолько ужасно, что даже думать об этом нельзя.

Страхи могут возникать при просмотре современных фильмов и мультфильмов, содержащих сцены насилия, кровожадные преступления, при чтении книг, где кого-то варят, что-то отрубают. Если у ребёнка ярко развито воображение, он начинает что-то додумывать, ассоциировать с собой, будет бояться. Но не стоит совсем отказываться от страшных сказок. Ребёнок, с одной стороны учиться сопереживать: Иванушка попал к Бабе-Яге и она хочет съесть его, с другой стороны Иван придумал хороший способ убежать, то есть ребёнок получает опыт, как можно избежать опасности. С помощью страшной сказки дети проигрывают свои страхи. Они, живя жизнью героя сказки, самостоятельно справляются со своими страхами. Дети постарше проигрывают свои страхи, когда рассказывают друг другу страшилки про Чёрную Руку, которая душит, про гроб на колёсиках.

Зачастую страхи у детей формируют сами взрослые: «Вот придёт милиционер и покажет тебе». Социальные страхи часто возникают у тех детей, у которых слишком требовательные родители, которые чрезмерно оценивают ребёнка, когда ребёнок боится не оправдать их ожидания, боится наткнуться на негативную оценку. Как правило, социальные страхи не так уж легко формируются. Это удел тех детей, которые с самого начала чем-то не устраивают своих родителей (недостаточно хороши, недостаточно умны, смелы…).

Одним из действенных способов коррекции страхов является рисование. Как помочь выразить страх? Правы ли взрослые, когда просят ребёнка нарисовать, чего они боятся? Всякий ли ребёнок схватиться за карандаш, чтобы выразить своё состояние? Зачастую, ребёнок может отказаться по разным причинам: не готов об этом говорить, боится афишировать свой страх, потому что не знает, как отреагируют на это взрослые. Не стоит заставлять ребёнка это делать! Можно попросить нарисовать то, чего он боялся, когда был младше или чего боятся дети? Возможно ребёнок согласится нарисовать. А может быть, родителям стоит самим взяться за карандаш и нарисовать свои страхи. Очень часто страхи в семье передаются, особенно от мамы к ребёнку. Если взрослые самостоятельно могут работать над своими страхами, они дают хороший пример ребёнку, показывая: «Вот смотри, это мой страх, я этого боялся и вот так справился с ним… Давай сейчас поговорим о твоём…».

Не готов ребёнок разговаривать со взрослыми, не надо на него давить, чтобы не закрепились негативные эмоции, или он не ушёл в свою «ракушку», чтобы не получился «ребёнок в футляре» со своими страхами. Если ребёнок согласился нарисовать свой страх. Что с этим делать? Пока он рисует, надо просто наблюдать, что и как он это делает, о чём он говорит, какие чувства проявляет. Можно задавать ему наводящие вопросы. Главное, чтобы не было прессинга. Когда ребёнок нарисовал рисунок, можно рассказать ему, как справиться с страхом. Дети любят секреты. Открыть ему секрет, как побороть страх. Страхи больше всего боятся осмеяния. Можно сказать ребёнку: «Давай придумаем кару этому преступнику и приведём в исполнение: нарисуем ему ушки, косички, шляпку, юбочку, чтобы страх стал смешным». И пусть это делает ребёнок сам. Пусть он предложит, как это можно сделать. Родители идут шаг за шагом за своим ребёнком. Ребёнок предлагает, родитель соглашается, хвалит. От похвалы у него «вырастают маленькие крылышки», он видит поддержку мамы и папы в эту минуту.

Если ребёнок рисует какую-то ситуацию, то можно обыграть её. Рядом с рисунком монстра нарисовать рисунок, когда монстр садится или падает в лужу, или у него что-то заболевает, и он выглядит жалким и несчастным. Самое главное, нельзя смеяться над самим страхом ребёнка, а только над тем персонажем, которого он нарисовал.

Необходимо серьёзно относиться к тому, что чувствует ребёнок в тот момент, когда он говорит, что ему страшно. Нельзя смеяться над страхами. Наоборот, дать понять, что бояться - это нормально. Что даже взрослые чего-либо боятся, но умеют справляться со своими страхами.. То есть, любой страх можно вывести на свет.

Классный час «Наши страхи»

Цели и задачи

Познакомить детей с некоторыми причинами возникновения страха, формировать умение находить выход из критической ситуации;

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

Развивать внимание, мышление, смысловую память.

Оборудование

У учащихся - тетрадь, ручка.

Ход классного часа

Расшифровка учащимися темы

Учитель . Ребята, расшифруйте тему беседы. Для этого из каждой строки таблицы выпишите только те буквы, которые не повторяются. (Запись на доске.)

Дети выписывают буквы в тетрадь.

Ответ. Наши страхи.

Слово учителя. «Что такое страх? Когда надо, а когда не надо бояться?»

Учитель. Все живые существа могут иногда чего- нибудь или кого-нибудь бояться. Мышь боится кошки, кошка боится собаки, собака боится своего хозяина, а хозяин боится, к примеру, грозы.

А чего боитесь вы? (Ответы детей.)

Боятся все, даже герои, но они умеют преодолевать свой страх.

Что такое страх? Если заглянуть в словарь, то можно найти его определение: «СТРАХ - отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности».

Существуют страхи, основанные на собственном опыте (кто-то в детстве чуть не утонул, поэтому боится воды). Бывают страхи, вызванные незнанием (не знаете, как обратиться к взрослому человеку, поэтому боитесь спросить его о чем-либо). Есть страхи, внушенные кем-либо (выйдешь в сумерки на улицу - на тебя нападет маньяк). Также существуют страхи нафантазированные (привидения, оживающие куклы).

Чувство страха совершенно естественно и иногда даже полезно, потому что может помочь избежать опасности, спасти жизнь людям и животным, заставляя их прятаться или защищаться. Страх принуждает действовать. Было бы просто глупо не испугаться, услышав оглушительный взрыв или увидев разбушевавшийся пожар. Страх спасает нас, заставляя убежать подальше от взрыва или пожара, а не стоять на месте, сложа руки.

Страх вреден только тогда, когда он ничем не оправдан, то есть когда бояться, в сущности, нечего. Например, не нужно пугаться громкого лая собаки. Лай может означать, что собака голодна, ей хочется пить или гулять. Некоторые дети боятся темноты и не могут спать без света. Но темнота сама по себе никому не причиняет вреда - напротив, она несет покой и отдых. Если бы круглые сутки светило солнце, то по вечерам нам было бы трудно заснуть и полноценно отдохнуть после трудового дня. Кое-кто из детей боится животных. Таких хищников, как тигр или крокодил, можно и нужно бояться. Но если ребенок пугается при виде обычной кошки, то с этим страхом нужно бороться.

Обо всех своих страхах дети обязательно должны говорить взрослым, а те постараются найти способ помочь ребенку. Так, например, избавиться от страха перед кошкой поможет подаренный крошечный котенок. Научившись играть с ним, заботиться о нем, ребенок поймет, что это замечательное существо, оно ничем не опасно, а наоборот, доставляет много радости.

Игра «Правда ли?»

Учитель. А теперь ответьте, правда ли, что не нужно бояться...

♦ играть в футбол на дороге?

♦ переходить улицу на красный свет светофора?

♦ впускать в квартиру незнакомого человека?

♦ если заблудился в центре города?

♦ заглянуть в оставленный кем-то на остановке сверток?

♦ посещать стоматолога?

♦ гулять на улице одному поздним вечером?

♦ ходить по крыше дома?

♦ защищаться, когда на вас нападает какой-нибудь задиристый ровесник?

♦ купаться одному в незнакомом месте?

♦ драться, если ваш противник в приступе бешенства взял в руку камень?

♦ если вы почувствовали запах газа в квартире?

♦ если незнакомец приглашает вас прокатиться с ним в машине?

♦ безлюдных мест: пустырей, оврагов, заброшенных домов, чердаков?

♦ пауков и гусениц?

♦ отправляться одному в дальнюю поездку?

♦ кричать, звать на помощь, если к вам пристают и пытаются удержать силой?

Примечание. Дети поясняют свои ответы.

Тренинг «Как поступить в данной ситуации?»

Учитель. Помните: неприятность можно предсказать! Надо только заглянуть на несколько шагов вперед и подумать, чем может закончиться ситуация.

Как вы поступите в следующих ситуациях?

Группа хулиганов пристает к твоей однокласснице:

а) пройдешь мимо;

б) вмешаешься;

в) позовешь на помощь.

Ты заметил, как в магазине вор вытащил кошелек у одного из покупателей:

а) громко закричишь: «Держите вора!»

б) сообщишь охраннику о случившемся;

в) никому ничего не скажешь.

Ты видишь, что у соседей по площадке приоткрыта дверь, хотя знаешь, что они в это время всегда на работе:

а) войдешь в эту дверь;

б) обратишься за помощью к другим соседям;

в) позвонишь в милицию.

Ты один дома. Слышишь, что входную дверь пытаются взломать:

а) откроешь дверь сам;

б) спрячешься под кровать;

в) откроешь окно и будешь просить о помощи прохожих.

Ты катаешься на велосипеде. Тебя останавливают незнакомые подростки и отнимают велосипед:

а) побежишь следом за ними;

б) пойдешь домой и расскажешь родителям;

в) будешь безутешно рыдать.

Развивающие игры

Учитель . Поиграем в игру, которая называется «Пары слов». Я читаю пары слов, вы связываете их между собой по смыслу. Затем я читаю первое слово из пары, вы записываете второе. Спички - пожар. Газ - взрыв. Ливень - наводнение.

Драка - травма.

Воры - кража.

Милиция - сирена.

Крик - помощь.

Телефон - служба спасения.

Скорая помощь - больница.

Страх - действие.

Проверка.

Учитель . А теперь - игра со словом СТРАХ. Она называется «Пятерки слов». Запишите буквы этого слова по вертикали. Ваша задача: придумать на каждую букву этого слова по 5 существительных. Кто выполнит первым - тот победитель.

Теплоход

Художник

Подведение итогов

Учитель задает итоговые вопросы:

Вредно или полезно испытывать страх?

Какие страхи помогают?

Как можно бороться со страхом?

Учитель . Дома нарисуйте на листе бумаги свои страхи яркими красками, затем порвите этот лист на мелкие клочки и выбросьте в урну со словами: «Я больше не боюсь!»




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top