Православные и униаты. – Что из положительного можно перенять православным

Православные и униаты. – Что из положительного можно перенять православным

Россия – преимущественно православная страна. Но, кроме многочисленной мусульманской конфессии, малочисленных католиков и буддистов, есть в России и греко-католики. Их принято называть по-разному: униаты, византокатолики, католики византийского обряда и даже православные католики.

Греко-католицизм является плодом активной деятельности Ватикана, которому в 1596 году удалось склонить часть православных к присоединению к Римско-католической церкви на территории Речи Посполитой в соответствии с решениями Брестской унии, принятой в октябре 1596 года. Униаты сохраняли за собой право соблюдать православный религиозный обряд, но подчинялись отныне Ватикану. Униатами согласились стать далеко не все православные. Многие за это подвергались жутким преследованиям со стороны католиков. Оппозиционная борьба за православные души шла не одно столетие. Римо-католики смотрели на греко-католиков, как на своих союзников. Православные же смотрели на них, как на предателей отцовской веры. Большинство католиков византийского обряда проживало на захваченных Польшей западноукраинских землях. Но были немногочисленные общины и в России.

Право менять вероисповедание православное население Российской Империи получило с указом о веротерпимости 1905 г. К тому времени в стране уже существовали тайные религиозные объединения бывших православных, перешедших в католичество (среди них оказалась даже племянница Петра Столыпина). Указ позволил им выйти из подполья и, не таясь, совершать свои богослужения.

Уже через три года, в 1908 году, Папа Пий X предписывал общине «со всякой строгостью соблюдать греко-славянский обряд в его чистоте, не допуская ни малейшего смешения с латинским или любым другим обрядом». С тех пор греко-католическая община России жила своей скромной жизнью. Впереди её, как и представителей других религий, ожидали конфликты с атеистическими советскими властями и снятие всех религиозных запретов с развалом СССР. С тех пор по всей России разбросаны немногочисленные приходы греко-католиков – от Москвы до Сибири.

Истории известно о жестоких притеснениях, которым подвергалось православное меньшинство в католической Польше. Подробно об этом писали представители карпато-русского движения. Их многочисленные дневники и литературные произведения широко известны историкам и энтузиастам. Один из них, Денис Зубрицкий, в письме к М. Погодину, русскому историку, писал в 1845 г. о судьбе священника Любковича: «Человек этот … усердно предан православию, не хотел, в церкви поминать папы Римского, исповедовать „от Сына и пр.” Когда область вернулась под власть Австрии, священник не отказался от своих убеждений, несмотря на требования епархиального начальства. Тогда его признали слабоумным и заключили в смирительный дом, где он «уже более 20 лет отлучен от жены и детей непоколебимый в своем веровании томится». (Н. Пашаева «Очерки истории Русского Движения в Галичине XIX-XX вв.»).

Таких как Любкович было немало. Изначально большинство карпато-русских деятелей были униатами. Тогда в Галиции православных церквей практически не было. Они были либо захвачены католиками, либо переподчинены Ватикану, т.е. присоединились к унии. Приобщиться к православию было почти невозможно. Это пресекалось австрийскими властями (в те годы Галиция находилась под скипетром Австро-Венгрии). Но галицкие русофилы всё равно находили способы вернуться в лоно православной церкви, рискуя порой жизнью.

Печально, но идейными союзниками австрийского престола в преследовании православных выступали греко-католические священники, проявлявшие усердие и мало похвальное рвение на ниве борьбы с православием. Но та часть униатов, которые не желали отворачиваться от России и православия даже под нажимом Ватикана, продолжали вести пророссийскую деятельность, оставаясь при этом униатами. Не у всех из них была возможность принять православное крещение. Но эти люди выбрали единственно верный в таких случаях путь: оставаясь греко-католиками, служить Русскому делу (проповедуя любовь к русскому языку, русской культуре, русским обычаям и к самой России).

Примечателен пример польского римо-католика Ипполита Терлецкого. Разуверившись в католицизме, он принял православие и стал энергичным противником навязывания унии православному населению Галиции, призывал к очищению не только православного, но и греко-католического богослужения от латинских влияний. Своими начинаниями православный поляк Терлецкий дал импульс к очищению православия Галиции от католических напластований.


Неприятный осадок остаётся от просмотра греко-католических информационных ресурсов в глобальной сети. Среди почитаемых униатами святых там можно легко наткнуться на пособников Гитлера и прочую морально непритязательную публику. Например, митрополит Галицкий Андрей Шептицкий, представитель польского графского рода и лютый ненавистник всего русского. При нём система богословского образования претерпела ряд изменений. Отныне в семинарии принимали только тех, кто был русофобом. Сам митрополит мирволил украинским националистам, которые выступали как союзники австрийского императора в борьбе с русофильскими настроениями. Униат Шептицкий был достаточно лоялен австрийскому престолу, и во время Первой мировой войны вёл антирусскую пропаганду среди своей паствы, за что был выслан российскими властями вглубь империи. Находился в ссылке в Киеве, Новгороде, Курске, а затем в почетном (!) заключении в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.

С 1917 г. Шептицкий снова на Западной Украине. В 1941 г., на следующий же день после занятия Западной Украины гитлеровцами, Шептицкий обратился к своей пастве с поздравительным словом по этому поводу! Чуть позже он наладил контакты с палачом и нацистским прихвостнем, лидером украинских националистов Бандерой и, как глава церкви, дал согласие на борьбу бандеровцев с большевиками. В чём она заключалась, можно прочесть в архивах, где сохранились воспоминания чудом вырвавшихся из бандеровских лап пленных красноармейцев и мирных жителей.

Желая выслужится перед фюрером, Шептицкий шлёт ему поздравительное письмо: «Ваша Экселенция! Как глава Украинской греко-католической церкви, я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре – Киевом!.. Видим в Вас непобедимого полководца несравненной и славной Немецкой армии. Дело уничтожения и искоренения большевизма, которое Вы, фюрер Великого Немецкого Рейха, поставили себе целью в этом походе, обеспечивает Вашей Экселенции благодарность всего Христианского мира. Украинская греко-католическая церковь знает об истинном значении могучего движения Немецкого народа под Вашим руководством… Я буду молить Бога о благословении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей Экселенции, Немецкой Армии и Немецкого Народа».

Когда фашистов погнали прочь, Шептицкий быстренько выслал такую же верноподданническую телеграмму Сталину. Словно флюгер, этот «святой отец» чуял, в какую сторону клонится победа. И старался быть вместе с победителями. Израильтяне утверждают, что во время оккупации Шептицкий спас множество евреев от верной гибели. Высказывались предложения наградить его званием «Праведник мира». Но праведник мира должен обнимать своей любовью весь мир, а не какой-нибудь один народ.

Шептицкий же, спасая евреев, продолжал гадить русским и тем из украинцев, кто был вместе с русскими.


Ещё один почитаемый греко-католический персонаж – кардинал Иосиф Слипый. В 1944 г. он после смерти Шептицкого принял руководство Украинской греко-католической церковью. Видимо, профашистские ужимки Шептицкого самого Слипого не очень смущали. По крайней мере, истории не известно чтобы Слипый выражал своё несогласие Шептицкому с его заигрываниями с гитлеровцами и бандеровцами. По некоторым данным, во время пребывания в советских тюрьмах (а куда ещё мог попасть закадычный коллега такого одиозного подхалима, как Шептицкий?) Иосиф Слипый отказался перейти в православие, хотя ему это предлагали не раз. Он остался верным униатом и, соответственно, верным русофобом. Кстати, в 1975 году он самовольно присвоил себе титул “патриарха”, за что подвергся порицанию со стороны Папы Римского и части униатского клира. Но на фоне дружбы с почитателем Гитлера Шептицким это были уже цветочки.

Умер Слипый, кстати, своей смертью в Риме. Его очень уважают украинские политики-националисты, и память о нём пытаются распространить на всю Украину. В Харькове в его честь была установлена мемориальная доска (по инициативе львовских политиков).

Вообще история сотрудничества греко-католической церкви с бандеровскими карателями на Западной Украине – тема обстоятельная, в одной статье которую осветить невозможно. Бандера, Шухевич и сотни прочих боевиков ОУН-УПА были греко-католиками. По сути, отряды украинских националистов, воевавших на стороне Гитлера во время ВОВ, состояли, в подавляющей большинстве, из украинских униатов. Православие они ненавидели всеми фибрами своей души. Бывший сотрудник абвера Альфонс Паулюс заявил на Нюрнбергском процессе: «Кроме групп Бандеры и Мельника, пункт абвера, а также командование абвера 202, использовали Украинскую православную церковь. В учебных лагерях генерал-губернаторства проходили подготовку и священники украинской униатской церкви, которые принимали участие в выполнении наших заданий наряду с другими украинцами… Прибыв во Львов с командой 202-Б (подгруппа II), подполковник Айкерн установил контакт с митрополитом украинской униатской церкви. Митрополит граф Шептицкий, как сообщил мне Айкерн, был настроен пронемецки, предоставил свой дом в распоряжение Айкерна для команды 202, хотя этот дом и не был конфискован немецкими воинскими властями. Резиденция митрополита находилась в монастыре во Львове. Вся команда снабжалась из запасов монастыря. Обедал митрополит, по обыкновению, вместе с Айкерном и его ближайшими сотрудниками. Позднее Айкерн как начальник команды и руководитель отдела ОСТ приказал всем подчиненным ему отрядам устанавливать связь с церковью и поддерживать её».

Как видим, на манеже одни и те же: опять митрополит Шептицкий со своими симпатиями к нацистам и целые толпы греко-католиков, побежавших служить абверу и вермахту.

Идеолог интегрального украинского национализма Дмитрий Донцов (тот самый, который утверждал, что националисты должны править тупой и ничего не соображающей массой, как упряжным скотом, и не останавливаться, если нужно выпустить из неё «немного гнилой крови») тоже души не чаял в униатстве. В своих прокламациях он агрессивно визгливо разражался гневными руладами в адрес России и русских и призывал всех украинцев стать греко-католиками. В книге «Москва и Запад» Донцов пишет: «Религия, которая сумеет углубить культурную пропасть, отделяющую нас от России, с национально-политической точки зрения очень полезна, всякая другая – вредна. И с этой очки зрения унии, католицизму принадлежит первенство».

Поставив Украину на острие цивилизаторской борьбы Запада с Востоком, он подчёркивал крайнюю важность «окциндентализации» (т.е. «озападнивания») украинской психологии и культуры, призывая к отказу от конфронтационных отношений с Польшей как ближайшим геополитическим союзником антироссийской Украины. Лучшего средства, чем греко-католицизм, для этого не придумаешь, о чём и говорил сам Донцов.


И сегодня униатская церковь на Украине промывает мозги молодым людям своей бандеровской пропагандой. Униатские капелланы заботливо опекают воинские части, где рассказывают солдатам о религиозно-политических подвигах «святого отца» Андрея (родителя главаря ОУН Степана Бандеры), «святого отца» Ивана Гринёха (капеллана дивизии СС «Галичина»), «святого отца» Андрея Мельника (походного священника УПА, погибшего в бою с Красной армией). Демонстрируются исторические видеофильмы и фотографии, где некоторые из прославляемых греко-католических священников, а также многие из их паствы, одеты в форму вермахта. Проводятся круглые столы и беседы, в ходе которых звучат призывы отказаться от «сталинского» восприятия событий 1941-1945 гг. и не поддерживать «мифы о победе в Великой Отечественной войне», поскольку победы как таковой для украинского народа, оказывается, не было.

Да и в России первыми проявили активность после развала СССР высланные на Север члены западноукраинских националистических организаций или их потомки. Будучи ярыми униатами, они взялись за открытие греко-католических приходов в Сибири и европейской части России. Паства не была многочисленной, но достаточной для функционирования униатских церквей. Вместе с западноукраинской публикой к российским униатом перекочевало, должно быть, и чувство уважения к таким нелицеприятным господам, как Шептицкий, Слипый и т.д.

Русский философ Александр Дугин как-то сказал, что править Россией должен только православный человек. Протестанты пусть правят Англией, католики – Польшей и Ватиканом. Тот, кто не православный, России понять не сможет. Для греко-католиков духовным центром притяжения неофициально служит Западная Украина со всеми сопутствующими моментами в виде русофобии и оголтелого национализма. Именно там униатство носит мощный и почти всеохватывающий характер. Именно западноукраинские униаты так же фанатичны, как польские римо-католики.

И пусть многие российские греко-католики ни разу не бывали на западноукраинских землях, духовная связь и чувство единения со своими «собратьями» у них присутствует. Связь и единение с теми, кто готов воспевать «подвиги» шептицких, слипых, гринёхов и прочих неприятных граждан, русских по крови, но людоедов по призванию.

Пётр Розживин

УНИАТСТВО. ИСТОРИЯ НЕНАВИСТИ

Сразу хочу сказать, что мне все время было неясно, откуда же появилась такая ненависть к нам, русским, со стороны Западной Украины? Ну, присоединили их сначала в 1654г., потом в 1939г. И все жили тихо и спокойно, а эти вдруг к нам с такой лютостью...Знала я и при униатов, но все же не связывалось что-то, не все было понятно.

Я всегда считала и считаю, что наша цивилизация построена на религии, т.е. на христианстве, что религия и есть суть вопроса и ключ к пониманию исторических процессов. Поэтому хочу обратиться к истории. Может быть, все об этом давно знают и мой рассказ совсем не будет интересен. А может быть, и вы узнаете для себя что-то интересное. Если кому-то не понравится - возражайте. Или просто проходите мимо!

Я расскажу своими словами по возможности кратко обо всем, что удалось найти по данному вопросу.
После нападения татаро-монголов Киев был почти полностью разрушен и длительное время являлся городом, не игравшим уже никакого политического значения. Центр Руси переместился во Владимир и, пока русские князья были заняты своими междоусобицами, земли, теперь называемые Украиной, постепенно перешли под власть Польши и Литвы. Папа римский предпринимал атаку за атакой, чтобы силой или хитростью обратить население этих земель в католичество. Задача была - укрепить свою власть на завоеванных территориях с непокорным населением, власть не только светскую, но и духовную. Помимо высокой цели обращения «еретиков» в истинную веру у Католической Церкви была еще и очень земная цель: все католики обязаны были платить десятину. Но вредные "туземцы" никак не хотели продать свою веру! И тогда Святой Престол сделал «ход конем»: хорошо, мы оставляем вам ваши церкви, ваши иконы, вашу Литургию и ваших священников - а от вас всего-то и требуется признавать власть Папы Римского и платить десятину. Так и появилась Украинская Греко-Католическая Церковь, в миру называемая униатской (от слова "уния", т.е. союз).

Для завершения и провозглашения унии был созван специальный собор в Бресте. Главным организатором унии, т.е. исполнителем воли папы римского, был иезуит Пётр Скарга, его приспешником стал. митрополит Михаил Рагоза. Последний объявил, что собор начнётся 8 октября 1596 года, на самом деле он начался на два дня раньше. Этот манёвр был рассчитан на то, что униаты-епископы смогут закончить дело келейно ещё до того, как на собор съедутся противники унии – их решили поставить перед свершившимся фактом.

Униаты вместе с католическими епископами и королевскими представителями собрались в Николаевской церкви. За закрытыми дверями выработали тактику в отношении сторонников православия. Было решено пригласить их на собор только в том случае, если православные согласятся не выступать против унии. Эту задачу взял на себя Пётр Скарга. Однако священники отвергли какое бы то ни было соглашение с униатами и иезуитами. Униаты ответили репрессиями. Митрополит Рагоза в грамоте предал проклятию противников унии, лишил сана православное духовенство, отлучив его от церкви, и сообщил, что церковные должности будут переданы только тем, кто признает единение с католической церковью. По приказанию королевских представителей собор закончили быстро, митрополит Рагоза и епископы приняли католическо-униатское вероисповедание и присягнули на верность папе римскому.

Заключив унию с епископами православной церкви, Ватикан потребовал от униатского духовенства соблюдения только главных положений католицизма: безусловного признания главенства папы над униатской церковью и поминовение его во время богослужений, а в части исповедания веры - признания, что Святой Дух исходит от Бога-отца и Бога-сына. В обрядовом же отношении для привлечения широких масс верующих униатской церкви было разрешено придерживаться старой православной практики богослужения и обрядности при совершении религиозных таинств причащения, крещения, покаяния, миропомазания и т. д. Таким образом, униатская церковь признала основные догматы католицизма и власть папы римского, сохранив лишь православную обрядность. Эта уступка православию была продиктована необходимостью считаться с отрицательным отношением православных к католической церкви, проявить известную гибкость, а проще говоря – хитрость, чтобы добиться подчинения православной церкви Ватикану.
Вся территория современной Западной Украины попала в духовный плен римских первосвященников…Воинствующие католики решили окончательно уничтожить православие путем жестоких гонений и преследований православных верующих и духовенства. В селах, где паны католики самовластно распоряжались в приходских церквах, они силой принуждали священников переходить в унию, а непокорных изгоняли. Если прихожане защищали своего священника и не принимали униатство, паны отдавали церковь в аренду евреям, которые хозяйски владели ключами от церкви и брали плату за каждую службу, хозяйничали грубо и кощунственно. Православные, лишенные своих храмов, принуждались ходить в униатские, т.е. в свои бывшие православные. Православных священников угрозами и хитростью вынуждали переходить в унию.

В конце XVI - первой половине XVII в. в ответ на усиление национально-религиозного и социального гнета в Юго-Западной Руси прокатилась широкая волна казацко-крестьянских восстаний. Они в результате привели к проведению 8 января 1654 г. Переяславской Рады, которая приняла единодушное решение о воссоединении двух частей Руси. После этого на большей части малороссийских земель очаги униатства были ликвидированы, причем ликвидация была, мягко говоря, без сантиментов. Россия всегда отличалась веротерпимостью и не насаждала православие на завоеванных землях силой. Более того, православие по своей сути не агрессивно и миролюбиво, в отличие от католицизма, который свою веру насаждал огнем и мечом. Вспомним крестовые походы, инквизицию с охотой на ведьм и истреблением коренных народов на завоеванных территориях! В обозримом прошлом ни одна из православных стран не начинала войн и не воевала друг с другом, в отличие от стран католических. Но в случае с униатами все было иначе: православные рассматривали униатов как вероотступников, как предателей своей исконной веры. Вероотступничество – грех, который не может быть прощен.

Теперь становится понятным, откуда ненависть и злоба у униатов к "москалям" и полякам: и те, и другие преследовали и гнобили их еще 400 лет назад, запрещали их церкви, их религию. А ведь религиозность на Западной Украине чрезвычайно сильна! Вспомните хотя бы частые кресты вдоль дорог с иконами и фигурками Божьей Матери! Для жителей Западной Украины греко-католичество было и остается одним из важнейших признаков национальной идентичности, вместе с национализмом - не говоря уже о том, что Греко-Католическая Церковь Украины всегда националистов поддерживала.

Вот откуда брались дивизия Галичина, Бандера, полицаи, а теперь фашисты, вот откуда это остервенение... Им было лучше с кем угодно, только не с русскими!

Есть и еще одно обстоятельство, которое нельзя сбрасывать со счетов: эти земли давным-давно «еврроинтегрировались»! На территории Западной Украины с 14 века существовало магдебургское право - одна из наиболее известных систем городского права, сложившаяся в XIII веке в городе Магдебург как феодальное городское право, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного.

Так, Владимиру-Волынскому это право было даровано польским королем в 1324г., Львову в 1356г., Каменец-Подольску – в 1374г., Ровно - в 1492г., Мукачево – в 1445г., Луцку – в 1432г. и т.д. Киеву это право было даровано в 1494 – 1497г. и было отменено только в 1835г. указом императора Николая 1.

Жители городов, которые получили Магдебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных чиновников. На основе Магдебургского права в городе создавался выборный орган самоуправления - магистрат. С введением Магдебургского права отменялось действие местного права, однако допускалось применение местных обычаев, если нормы, необходимые для решения спора, не были предусмотрены Магдебургским правом.

Безусловно, такая форма городского самоуправления в те времена была наиболее прогрессивной и в корне отличной от того, что существовало на остальной части Украины. Следует заметить также, что магдебургское право вводилось на этих территориях задолго до принятия унии, сам уклад жизни и жизнь среди католиков способствовали в дальнейшем, как я полагаю, переходу в униатство. Получается, что жители этих западных украинских территорий жили в иных условиях, нежели остальная часть народа Украины, они еще в те века восприняли культуру и идеологию европейских католических стран, хотя формально оставались православными.

Подавляющее большинство греко-католиков проживают в трех областях западной Украины: Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской. Наибольший подъем и расцвет Греко-католическая церковь Украины пережила в период между 1917 и 1946 годами. В 1946 году, уже в составе СССР и естественно под давлением, все греко-католические приходы Украины перешли в Православие принудительно, что униаты считают (и со своей точки зрения - вполне справедливо) трагедией. Вспомним, что Бандера был сыном униатского священника! Поражает недальновидность такой политики Сталина и ужасают ее последствия...
После 1946 и до распада Советского Союза греко-католики на Украине существовали подпольно, фактически повторяя судьбу православных после принятия Брестской унии.

Несчастный, настрадавшийся народ, который по воле нескольких негодяев оказался насильно оторванным от своей веры, от остальной части народа Украины. Они оказались гонимы как православными, так и католиками (хотя формально были уравнены в правах с католиками), вынуждены были любыми способами защищать себя и опять же веру, которая за века уже стала своей. Они немногочисленны и со всех сторон окружены. И от этого – очень агрессивны. По какой-то неведомой мне причине настоящими украинцами они считают только себя. Очевидно, для малой части народа срабатывает известный "комплекс Наполеона". И изменить в их отношении к нам ничего невозможно. К сожалению... Их можно было бы пожалеть, не будь они так по-звериному жестоки!

Немедленно после распада СССР униатство возродилось, а время как будто вернулось вспять, вновь вернулись средние века: Рим вновь тянет свои руки к Украине, Запад снова желает прибрать к рукам их души...и «десятину».

Что такое униатство сегодня? В первую очередь - самая распространенная конфессия на западной Украине. В каждой деревне есть храм - и в девяти случаях из 10 он будет греко-католическим. Внешне и внутренне такой храм почти ничем не отличается от православного, разве что иногда он будет построен в стиле «украинского барокко». Внутри - иконостас, амвон, перед солеей - аналой с иконой и иногда - Евангелием. Все иконы украшены вышитыми рушниками. В храме очень много хоругвей, чаще всего из белого льна, вышитых крестиком с вышитым же изображением святого в центре. Иконографическая манера у униатов своя: яркие краски и некая «простонародность», лубочность в изображении. Например, какие-нибудь второстепенные персонажи могут быть изображены в украинской народной одежде. Она, кстати, популярна и у самих униатов - вкупе с верой она, видимо, дает им в полной мере почувствовать себя «незалэжными» и «самостийными» украинцами. По крайней мере, подружки невесты на свадьбе всегда одеты в народный (и очень красивый) костюм. Главная отличительная черта интерьера храма - обязательные статуи Христа и девы Марии с зажженными свечам и лампадами вокруг них. Перед статуями всегда можно увидеть нескольких женщин, молящихся на коленях. К числу проявлений народного благочестия у униатов (хотя, вполне возможно, эта традиция характерна именно для украинцев, независимо от их конфессиональной принадлежности) относятся частые кресты вдоль дорог - памятные или обетные. Кресты эти довольно высокие, в центре креста висят иконы Спасителя или Богородицы, сам крест украшен венками из искусственных цветов и яркими разноцветными лентами, красиво развевающимися.

Украинский журналист и писатель Олесь Бузина сказал как-то в программе Соловьева: Сталин в 1939г. допустил огромную ошибку, когда присоединил Западную Украину, но не сделал ее автономией, а оставил единой столицей Киев! Жили бы они себе отдельно и спокойно...

А по мне, так они действительно отрезанный ломоть, они – другие, чужеродное тело в теле православной Украине. Ведь вода и масло никогда не смешаются! Очевидно, их борьба есть борьба как раз-таки за свою, униатскую, самостийность. Только они, дорвавшись до власти, хотят взять реванш за все те невзгоды, что пришлось пережить, хотят подмять под себя всю Украину, и также ненавидят православных украинцев, как и нас, «москалей».

07.09.2013

Еще из школьной программы мы знаем, что уния – это объединение православной и католической церкви под владычеством Папы Римского. Уния предписывала беспрекословное повиновение указам папы, а значит, принуждало православных к принятию католицизма.

Из этого следует, что церковь, которая объединяется с Ватиканом, уже не считается православной, а становится униатской. Известны такие униатские церкви, как греко-католическая и украинская греко-католическая церковь. Православная церковь считает их отступниками и делает все необходимое, чтобы вернуть их на сторону православия. Наиболее известные в истории унии, из представлявших угрозу православию, были Лионская уния в 1274, Флорентийская в 1439 и Брестская в 1596. Лионскую унию заставил греков принять император Михаил VIII. Но, несмотря на жестокие пытки и заточения, ни духовенство, ни большая часть народа не захотели подчиняться императору. Уния распалась окончательно после смерти императора.

Флорентийская уния была навязана греческим императором Иоанном VI. Несмотря на то, что ни народ, ни большая часть духовенства не приняли унию, открыто выступить решились только святитель Марк и митрополит Ефесский. Уния окончательно исчезла после захвата Константинополя турками.

Брестская уния возникла в Речи Посполитой. Тогда был подписан акт об унии между Киевским митрополитом и римским папой. Несмотря на то, что православная церковь осудила этот акт, король подтвердил его законность. После этого, православие пытались искоренить любыми способами, устраивая гонения на верующих и сжигая их храмы.

Однако, после того как западные земли снова стали принадлежать России, сами униаты вернулись к православию. Униатство осталось лишь на территории, которая не вернулась к России.

После окончания I Мировой войны некоторые земли оказались под властью Польши. Там и возродилось униатство. После II Мировой войны в результате гонений, униатство ушло в подполье. Однако, в 1989 году оно снова появилось в после зрения. Теперь это была Украинская католическая церковь, впоследствии переименования в Украинскую греко-католическую церковь.

Для того чтобы провести обращение православного в униата или католика, иезуиты придумали так называемый восточный обряд. Этот обряд содержал множество православных черт. Вторую Мировую войну обряд не пережил, однако в настоящее время он, похоже, начинает возрождаться.


Ее история начинается со времен крещения Руси, которое организовал князь Владимир. В данный период не существовало деления церкви на христианскую и римско — католическую. Киевский епископ был в тесной связи...



Греко – католики принадлежат к восточному направлению византийских церквей. Греко – католики проводят литургии на разнообразных старо – славянских языках. Из напитков принято употреблять только квасной хлеб, ...



Греко-католическая церковь Святого Николая находится в Словакии в центре деревни Бодружал и является настоящим украшением города. Греко-католическая церковь Святого Николая возводилась двадцать пять лет, и...

Православие оказалось, однако, сильнее, чем думали враги его: нашлись у него сильные защитники и среди книжных людей, и в темном народе, готовые оборонять отцовскую веру и пером, и мечом!..

Скоро загорелась сильная литературная борьба (полемика). Даже с дальнего Афона раздался сильный, обличительный голос.

"Покайтесь все, – писал оттуда русский инок Иоанн Вишенский, – покайтесь, да не погибнете двоякою погибелью! Турки некрещеные честнее пред Богом в суде и правде, нежели крещеные ляхи. А вы, православные христиане, не скорбите: Господь с вами... Имейте веру и надежду на Бога жива; на панов же ваших, на сынов человеческих, не надейтесь, – в них нет спасения: они от живого Бога и от веры в Него отступили. Да будут прокляты владыки, архимандриты, игумены, которые монастыри запустошили... гроши собирают с доходов, данных богомольцам Христовым, дочерям своим приданое готовят, сыновей одевают, слуг умножают, кареты себе делают... а в монастыре, вместо песнопения и молитвы, псы воют!.."

Тот же инок послал резкое обличение главным отступникам от православия: Терлецкому, Поцею и Рагозе. Стефан Зизаний, который и раньше волновал Вильну своими горячими проповедями против католицизма и унии , в 1596 году издал "Казанье (слово) св. Кирилла, иерусалимского патриарха, об антихристе". Из этого сочинения казалось, что время унии и есть антихристово время. На эту книжку явился ответ от католиков.

Особенно сильная литературная борьба загорелась по поводу Брестского собора . О нем появилось два сочинения, одно православное, другое католическое. Последнее было написано Скаргою . Он утверждал, что все постановления православных в Бресте не имеют никакого значения, потому что законно только то, что постановлено митрополитом и епископами, т. е. уния, а миряне не имеют никакого права мешаться в церковное дело и должны как овцы повиноваться своим пастырям.

В ответ на сочинение Скарги появилась "Отповедь", подписанная вымышленным именем "Христофор Филалет". Здесь, вопреки Скарге, доказывается многими примерами, что миряне не должны следовать за своими духовными пастырями, если те заблуждаются и отступают от истинной веры.

Проповедник унии Пётр Скарга

"Если мирские люди, – говорится между прочим в "Отповеди", – обязаны во всем повиноваться пастырям своим, то не погрешили и немцы кельнские, которые по примеру своего архиепископа сделались лютеранами; и мы не грешим, слушаясь владык львовского и перемышльского, которые говорят, что папа вовсе не наивысший правитель церкви, и если бы луцкий владыка (т. е. Кирилл Терлецкий) потуречился, что для него дело возможное, то "овцы" его были бы оправданы перед Богом, если бы обратились за ним в магометанство".

Эта "Отповедь" сильно раздражила католиков, так как, поймав Скаргу на противоречии самому себе, остроумно била его собственным же его оружием. Ответ католиков на "Отповедь" дышит сильным гневом и переполнен бранными выражениями. "Сам дьявол, – говорится в этом ответе, – из ада вылезши, не мог бы большей неправды сочинить, как этот "Христофор Филалет". (Эти имена в переводе с греческого значат: "носитель Христа" и "любитель истины".) "Поистине каждый, – говорит сочинитель ответа, – может назвать его не Христофором Филалетом, а Дьяволофором и Филопсевдисом" (т. е. носителем дьявола и любителем лжи).

В это же время явилось обстоятельное и правдивое сочинение о происхождении унии – "Перестрога" (т. е. предостережение), написанное православным львовским священником.

Таким образом, борьба православия с унией и католичеством заставляла православных глубоко вдумываться в церковные вопросы, пробуждала их силы и направляла их к литературной деятельности и проповеди.

Король в своей грамоте к русскому народу требовал, чтобы все православные последовали примеру митрополита, приняли унию, и запрещал признавать владыками и иметь общение с епископами, восстававшими против унии, и даже приказывал карать ее противников. Итак, сам король считал православных преступниками и своею властью узаконял гонение на них.

Наказать всех противников унии, т. е. целый народ, и принудить его признать унию было не под силу польскому правительству; но всячески теснить и гнать православных оно могло. Положение униатов было тоже далеко не привлекательным: они от своих отстали и к чужим не пристали. Православные презирали их как отступников; не считали их своими и католики: в унии они видели только переходную ступень к католичеству. Сенаторских мест униатским духовным сановникам польское правительство не дало; зато щедро наделяло их имениями, отнятыми у православных церквей и монастырей. Епископы-униаты своим корыстолюбием и небрежным отношением к церкви еще более роняли унию в глазах всех благомыслящих людей. Паны и шляхтичи, изменяя православию, считали за лучшее переходить не в унию, а прямо в католичество. Уния только и находила себе поддержку в правительстве.

После Михаила Рагозы, горько каявшегося в принятии унии, митрополитом стал Ипатий Поцей (в 1599 г.). При нем усилились преследования православных: он отнимал у православных церквей и монастырей имения в пользу униатов, изгонял православных духовных лиц и давал их места униатам, теснил братства. Притеснения дошли наконец до того, что раздраженному населению стало невмочь более терпеть. Один православный мещанин в Вильне даже покусился на жизнь Поцея, но отрубил ему только два пальца. Преступник был казнен; а пальцы Поцея, как мученика за веру, долго лежали на престоле в церкви. Это покушение только сильнее разожгло страсти: преследование православных после этого еще более усилилось. На церковные места в униатской церкви стали допускать прямых католиков, и явно обнаружилось стремление обратить униатов совсем в латинство; преемник Поцея Иосиф Рутский особенно хлопотал об этом.

Митрополит-униат Ипатий Поцей

Начало XVII века, когда Московская Русь страдала от смут, было особенно тяжелым и для православных в западной Руси. Чего только не делалось здесь против них! Шайки голодных и оборванных жолнеров (солдат), воротившихся из похода на Москву, буйствовали, грабили и всячески тешились над православным населением. Иезуиты натравливали даже своих школьников на православное население, а те заводили с православными уличные драки, издевались над их обрядами, врывались в церкви и бесчинствовали; бывали даже случаи, что "питомцы иезуитов " разносили церкви и дома... Все это буянам сходило безнаказанно с рук. Управы на них найти православным было негде: суды охраняли права лишь католиков и униатов, а не православных. Сильных покровителей их уже не стало. Князь Острожский умер в 1608 году. Многие прежде русские и православные роды уже ополячились.

В 1610 году явилось сочинение Мелетия Смотрицкого "Фринос" ("Плач"). Здесь представлена православная церковь, которая оплакивает утрату западнорусских родов, перешедших в латинство, в следующих словах:

"Где теперь тот неоцененный камень, который я носила вместе с другими брильянтами на моей голове в венце, как солнце среди звезд, – где теперь дом князей Острожских, который превосходил всех ярким блеском своей древней (православной) веры? Где и другие также не оцененные камни моего венца, славные роды русских князей, – мои сапфиры и алмазы – князья Слуцкие, Заславские, Збаражские, Вишневецкие, Чарторижские? (Далее следует длинный перечень знатных русских родов, ополячившихся и окатоличившихся...) Вы, злые люди (своею изменою), обнажили меня от этой дорогой моей ризы и теперь насмехаетесь над немощным моим телом... Прокляты будете все вы, насмехающиеся над моей наготой, радующиеся ей! Настанет время, что все вы будете стыдиться своих действий".

Не стало сильных защитников православия между русскими панами; один за другим сошли в могилу и последние православные епископы: Гедеон – епископ львовский и Михаил – перемышльский. Все сильнее и сильнее сказывался недостаток в православных священниках: в иных местах православному населению поневоле приходилось обращаться к униатским священникам, а гонения на православных все росли да росли.

Вот какими красками на сейме 1620 года волынский депутат Лаврентий Древинский обрисовал пред королем и всеми членами сейма положение православных польской короны:

– Каждый видит ясно, какие великие притеснения терпит этот древний русский народ относительно своей веры. Уже в больших городах церкви запечатаны, имения церковные расхищены, в монастырях нет монахов – там скот запирают; дети без крещения умирают, тела умерших без церковного обряда из городов, как падаль, вывозят; народ умирает без исповеди, без приобщения. Неужели это не самому Богу обида, и неужели Бог не будет за это мстителем?! Скажу, что в Львове делается: кто не униат, тот в городе жить, торговать и в ремесленные цехи принят быть не, может; мертвое тело погребать, к больному с тайнами Христовыми открыто идти нельзя. В Вильне, когда хотят хоронить тело благочестивого русского, то должны вывозить его в те ворота, в которые одну нечистоту городскую вывозят. Монахов православных ловят на вольной дороге, бьют и в тюрьму сажают. В чины гражданские людей достойных и ученых не производят потому только, что не униаты; простаками и невеждами, из которых иной не знает, что такое правосудие, места наполняют в поношение стране русской. Деньги у невинных православных без всякой причины исторгают... Уже двадцать лет на каждом сеймике, на каждом сейме горькими слезами молим, но вымолить не можем, чтоб оставили нас при правах и вольностях наших. Если и теперь желание не исполнится, то будем принуждены с пророком возопить: "Суди ми Боже и рассуди прю мою!"

В 1620 г. в Малороссию приехал иерусалимский патриарх Феофан и поставил для православных митрополита Иова Борецкого и шесть епископов. Это сильно встревожило иезуитов; они пустили молву, будто Феофан – самозванец, а не патриарх, и поэтому все посвященные им епископы незаконны. Из-за этого вопроса снова загорелась полемика. Законность действий Феофана была доказана. В это же время казаки решительно заявили, что не пойдут на турок, если польское правительство не признает вновь поставленных православных епископов, а на сейме 1622 года снова Древинский возвышал свой горячий голос на защиту свободы веры. По новому определению сейма признаны были права православных, и решено было прекратить судебные дела, порожденные религиозной враждой. Казалось, наступала пора примирения и спокойствия; но случилось несчастье, которое разбило все упования православных и вызвало новые нападки и гонения на них.




Самое обсуждаемое
Что такое вежливость.  Правила вежливости. Вежливость в теории и на практике Что такое вежливость. Правила вежливости. Вежливость в теории и на практике
Капуста с буряком по-корейски: рецепт приготовления Капуста с буряком по-корейски: рецепт приготовления
Рождественский фаршированный карп по-чешски Рецепт приготовления карпа на пиве Рождественский фаршированный карп по-чешски Рецепт приготовления карпа на пиве


top