Риски развития миопии. Миопия у детей

Риски развития миопии. Миопия у детей

Максимова Ольга Владимировна,

старший воспитатель

МБДОУ д/с ОВ "Золотая рыбка"

Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников,

Задачи:

  1. Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.
  2. Обогащать представления детей о гигиенической культуре.
    1. Развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.
    2. Обогащать двигательный опыт детей.
    3. Заинтересовать родителей в сотрудничестве с ДОУ по сохранению, укреплению здоровья детей.

Вид проекта: краткосрочный

Оборудование:

1. Вывески с афоризмами, высказываниями великих и известных людей о здоровье для размещения в коридорах, групповых помещениях ДОУ.

2. Плакаты пожеланий «Добавь здоровья» в приемных групп.

3. Персональные клубные карты для каждого ребенка, которые содержат информацию о мероприятиях Дня здоровья, задание для родителей.

4. «Здоровое, сказочное меню» для всех возрастных групп.

Актуальность:

Воспитание ценностного отношения к здоровью – одна из важнейших задач дошкольной ступени образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основные задачи дошкольного образования:

Пункт 1.6, подпункт 6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.

Пункт 1.6, подпункт 9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Пункт 2.6. Содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности - физическое развитие – становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, в закаливании, при формировании полезных привычек и т.д.)

Современные дети хорошо владеют умениями и навыками и требуют от взрослых помощи в определении смысла той деятельности, которую осваивают. Этот смысл и есть отношение к тому, что делают дети. От того, насколько этот смысл станет близок и понятен им, зависит качество и результат деятельности в целом, станет ли деятельность формальной, условной или осмысленной и устойчивой.

Для формирования мотивации к здоровому образу жизни, необходимо эмоционально положительное отношение, интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. День здоровья – форма организации образовательной, воспитательной, здоровьесберегающей деятельности, вызывающая эмоциональный отклик, как у детей, так и у взрослых. Регулярное проведение подобных акций способствует укреплению физического, психического здоровья, формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников.

День здоровья в МБДОУ д/с ОВ «Золотая рыбка»

под девизом «Быть здоровыми хотим».

День здоровья в детском саду – это не просто часть воспитательной работы, это еще и праздник для малышей, их родителей и сотрудников.

Рано утром с пожеланиями здоровья всех встречали сказочные персонажи, клоуны Неболейка и Здоровейка предлагали детям и родителям витамины, приглашали пройти через полосу препятствий. Веселая разминка сопровождалось музыкой, художественным словом.

В каждой группе воспитатели организовали интересные, увлекательные конкурсы.


Родители выполняли задания, отвечали на вопросы, а перед уходом заполняли плакат пожеланий «Добавь здоровья!».

Специально к празднику медицинский персонал ДОУ разработал «Сказочно - здоровое меню».

После вкусного и полезного завтрака старшие дошкольники отправились в путешествие по «Маршруту здоровья».

В начале пути побывали в гостях у феи Веселии в стране «Правильной речи», где играли в коммуникативные игры и выполняли упражнения на развитие речевого дыхания.

Веселые клоуны развлекали детей, проверяли на силу, ловкость, быстроту.

Незнайка пригласил на просмотр мультфильма «Смешарики: Ёжик и здоровье».

В кабинете педагога-психолога путешественникам повстречалась Птица счастья, с помощью волшебства которой дети побывали в сказочной, наполненной чудесами сенсорной комнате.

В художественной мастерской ребятишек ждала встреча с волшебником Карандашом, который предложил им выразить свои мысли и чувства в рисунке.

Последним пунктом маршрута был кабинет доктора Пилюлькиной, которая побеседовала с детьми о том, что такое здоровье, как поддерживать, укреплять, сохранять его.

Пока старшие воспитанники путешествовали, малыши посетили кинозал, где их вниманию был представлен мультфильм «Мойдодыр».

Во второй половине дня праздничные мероприятия проходили в группах. Воспитатели проводили сюжетно-ролевые, подвижные игры, этюды, создавали проблемно-игровые и практические ситуации, направленные на формирование представлений о здоровом образе жизни, сохранение и укрепление физического, психического, соматического здоровья.

Родители вместе с детьми ответственно подошли к выполнению задания, данного накануне, и поделились своими любимыми рецептами здоровых и вкусных блюд.

Все рецепты впоследствии вошли в кулинарную книгу под названием «Книга любимых рецептов вкусной и здоровой пищи»

Дети были в восторге от Дня здоровья, родители и сотрудники также получили заряд бодрости и хорошего настроения, потом ещё долго и с теплом вспоминали праздник и желали друг другу здоровья!

Литература

  1. Деркунская В.А., Коршунова М.Г. Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста// Детский сад: теория и практика.2011.№10.
  2. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр.психол.труды. М.: МПСИ, 2011.
  3. Организация клубной работы в ДОУ. Рыба – диск «Методическая поддержка старшего воспитателя». 2012. №2.
  4. Фотографии из архива МБДОУ д/с ОВ «Золотая рыбка»

Приложение 1

План проведения Дня здоровья

Формы работы, содержание

Тематика

Ответственные

Утренняя гимнастика для родителей

«Полоса препятствий»

Инструкторы по физической культуре музыкальные руководители

Игры, упражнения на сохранение и укрепление физического, психического, соматического здоровья, формирование представлений о здоровом образе жизни (старший дошкольный возраст)

«Маршрут здоровья»

Учителя-логопеды, инструкторы по физической культуре, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, воспитатель ИЗО, воспитатель – эколог, медицинский персонал, воспитатели старших, подготовительных групп.

Мульт-сеанс (I, II младшие, средние группы)

«Мойдодыр»

Музыкальные руководители воспитатели младших, средних дошкольников.

Выставка продуктов детско-родительского творчества по здоровьесбережению (в групповых помещениях)

«Инновационные формы взаимодействия с родителями по формированию у детей навыков ЗОЖ», «Создание здоровьесберегающей среды в условиях семьи и ДОУ»

Воспитатели возрастных групп

Игры: сюжетно-ролевые, игры-этюды, развивающие прблемно-игровые и практические ситуации (во всех возрастных группах)

Направленные на сохранение и укрепление физического, психического, соматического здоровья, формирование представлений о здоровом образе жизни

Воспитатели возрастных групп

Психологическая гостиная для родителей воспитанников подготовительных групп

Особенности психологической подготовки к школе детей разного пола

Педагог-психолог

Приложение 2

График движения по «Маршруту здоровья»

воспитанников старших и подготовительных групп

№ группы

Логопункт

Физкультурный зал

Сенсорная комната

ИЗО-студия

Зимний сад

1 подгруппа

2 подгруппа

1 подгруппа

2 подгруппа

1 подгруппа

2 подгруппа

1 подгруппа

2 подгруппа

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002699

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Сценарий развлечения «День здоровья» с родителями

«Со СПОРТОМ жить – здоровым быть!»(я в мире человек)

Цель: формировать у детей и взрослых правильное представление о здоровом образе жизни, удовлетворять потребность в движении, развивать пространственную ориентацию, воспитывать чувство взаимопомощи, взаимопонимания, создавать эмоциональный комфорт.

Оборудование: 2 больших мяча, 2 скакалки, 2 воздушных шара, 2 ракетки, 2 ложки, ведро с водой, 2 прозрачных емкости, продукты, корзины-2, теннисные ракетки, буквы для девиза

Ход праздника:

Ведущий: Здравствуйте, гости наши дорогие, любители спорта, здорового образа жизни, ловкие и смелые, весёлые и умелые!

А меня узнали? (Витаминка). Молодцы! А для чего мы здесь собрались?

Чтобы вместе поиграть, порезвиться, поскакать, песни спеть, повеселиться, с физкультурой – ПОДРУЖИТЬСЯ!

Посмотри, друзья вокруг

Ребятишек целый круг

Рядом с ними папы, мамы.

Папы бросили диваны

Мамы бросили кастрюли.

Все хотят соревноваться,

Пошутить и посмеяться,

Силу, ловкость показать.

Этой встрече все мы рады.

Собрались не для награды.

Нам встречаться чаще нужно,

Чтобы все мы жили дружно.

Витаминка: В наших соревнованиях принимают участие ловкие, смелые, находчивые, умелые ребята и их родители. Приветствуем наших участников.

Витаминка: Все команды вышли дружно,

Чтобы праздник наш начать

И поэтому всем нужно

В нем участие принять.

Каждый должен свои силы

Свою ловкость показать

Быть здоровым и веселым

И конечно не скучать.

Витаминка: Начнем наши соревнования с представления команд.

А теперь проведем весёлую разминку («Зверобика»)

Теперь я вижу, что мы готовы! Ведь для того чтоб быть здоровыми нам нужны не только витамины, но и спорт! Вперед!!!

Конкурс 1 : «Витаминная корзинка» с одной стороны зала необходимо как можно больше перенести разных полезных продуктов в корзины на противоположной стороне зала.
Конкурс 2 : «мамин блинчик»

Конкурс для мам – бег с подкидыванием ракеткой для бадминтона воздушного шарика к ориентиру и обратно.

Конкурс 3 : «Помощники» перекатывание мяча большого диаметра.

Дети очень любят помогать своим родителям и всё, что дети не могут унести, -могут докатить. Да поможет нам ежедневная зарядка, которую мы делаем перед утром, да помогут нам наши прыжки, наклоны, приседания.

Конкурс 4 : «Весёлые мячи» (для родителей) Все родители когда-то были маленькими. Они любили не только побегать, но и попрыгать. Прыжки на фитболах до ориентиров

Конкурс 5 «Живая водица» Говорят, чтоб здоровым быть- нужно воду пить. Но что бы ее попить- ее нужно добыть!

Команды должны по очереди принести в ложке воду.

Конкурс 6: «Скакалочка» А сейчас мы вызываем на старт наших мам. Они должны пробежать дистанцию, прыгая через скакалку.

Конкурс 7: «Кенгурушки» проскакать с мячиком, зажатым между колен.

Конкурс 8: называется «Бег на трех ногах « (Правая нога папы и левая нога мамы связаны). Да, жизнь нас научила бегать не только на двух ногах, но и, когда нужно, на трех.

Весёлый танец.

Конкурс 10: Вот мы и подошли к последнему конкурсу «Собери девиз» нашего праздника: Добежать до стула, взять 1 лист с буквой и вернуться обратно. Эстафета считается законченной, когда команда выстроилась, держа перед собой составленные слова: «Со СПОРТОМ жить – здоровым быть!».

Команды награждаются грамотами.

Витаминка: Вот и закончился наш праздник. Все участники команд показали свою ловкость, силу, быстроту. А главное – получили заряд бодрости и массу положительных эмоций! Ещё раз поздравляем всех с праздником! Занимайтесь спортом, укрепляйте своё здоровье, развивайте силу и выносливость! До новых встреч!

Сценарий спортивного праздника для старших дошкольников и их родителей в ДОУ «Здоровая семья - здоровые дети».

Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на - Дону.
Описание работы: Предлагаю вам сценарий спортивного праздника «Здоровая семья - здоровые дети». Данный материал поможет воспитателям дошкольных учреждений в организации совместного (дети и родители) спортивного праздника ко дню здоровья или дню семьи.

Цель: формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей.
Задачи: пропаганда здорового образа жизни;
помочь родителям и детям ощутить радость, удовольствие от совместной двигательно - игровой деятельности;
развивать у детей силу, ловкость, смелость.
Ход праздника:
Звучит музыка (выходит ведущий и дети)
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть вас на семейном празднике и благодарим вас за то, что вы откликнулись на наше приглашение. Вы, конечно, знаете, что 15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи.
А что же такое семья? Кто расскажет нам друзья?
Стихотворение «Семья»
1 ребенок: Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось?
Не ясно нам совсем.
Ну «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
2 ребенок: Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
3 ребенок: А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
Нет. Если есть собака,
Выходит ВО! – семья.

Звучит музыка (дети уходят).
Ведущий: Этот праздник - лишний повод убедиться, какие у нас в детском саду дружные семьи, они ведут здоровый образ жизни. А какие ловкие, умелые, смелые папы и мамы и, конечно наши юные спортсмены. Это те, кому лень сидеть у телевизора, они не портят глаза перед компьютером. Они – вечный двигатель. Им не сидится на месте. Солнце, воздух и вода – их верные друзья.
Под ваши бурные аплодисменты приглашаем:
первую спортивную семью, семью Свора….
Звучит музыка (марш)
Приветствуем семью Никитиных…
Звучит музыка (марш)
Приветствуем семью Фомичёвых…
Звучит музыка (марш)
Мы познакомились с участниками соревнований, а сейчас позвольте представить вам членов нашего жюри:
Представление жюри.
Под музыку выходят богини.


Венера: Я Венера – богиня красоты и здоровья!
Я всех приветствую и всем кричу ура!
Мы открываем наш спортивный праздник.
А это значит, что фанфарам уж греметь пора.
Афина: Вот я – красивая и стройная Афина.
Богиня мудрости и знаний.
Я хоть и женщина, а знаю всё равно,
Что спорт наш держится не только на мужчинах.
А кто не верит пусть, проверит заодно.
Афродита: Я, Афродита - богиня любви.
Я знаю толк в любых соревнованиях.
Сегодня прославляться победы будут на ура. Скорее к делу, много спорить нам не надо,
А познакомиться давно уже пора.
Венера: Болельщики готовы?
Афина: Команды готовы?
1.Визитная карточка семьи.
Афродита:
Показать свою визитную карточку приглашаем семью Свора.
С визитной карточкой приглашается семья Никитиных.
С визитной карточкой приглашается семья Фомичёвых.
Афродита: Молодцы! Вы очень интересно рассказали о своих семьях, а сколько баллов вы заработали, мы узнаем у жюри.

Слово жюри.
2. Конкурс «Здоровая еда» (домашнее задание).

Каждая семья презентует блюдо, которое по их мнению помогает им быть здоровыми.
Афина: Не может быть здоровой семьи без здорового питания. А секретами приготовления семейных витаминных салатов с нами поделятся наши мамы в следующем конкурсе. Выступить первой приглашаем маму семьи Никитиной.
Приглашаем маму семьи Фомичевых.
Приглашаем маму семьи Свора.
Афина: Вижу по лицам жюри, что блюда, приготовленные заботливыми руками мам, очень понравились. А во сколько баллов они оценят их, мы сейчас узнаем.
Слово жюри.
Венера:
Важней всего погода в доме, а всё другое суета.
Есть только мы, а всё, что кроме легко уладить с помощью зонта.
Объявляется конкурс «Дождик».
3.«Дождик». Ребенок с зонтом в руках и в галошах на ногах (большого размера) бежит до стойки 10 метров и обратно, передает зонт и галоши следующему участнику семьи и т.д.


Венера: Замечательно справились наши семьи с непогодой. А как же жюри оценит эту эстафету?
Слово жюри.
Афина:
Пусть не сразу всё даётся,
Поработать вам придётся!
Ловкость, меткость покажите, Кольцебросы вы берите!
4.«Кольцеброс». Каждая семья получает 10 пластмассовых колец и кий. В команде договариваются, кто будет кидать, а кто ловить кольца на кий. С расстояния 5 метров 2 участника по очереди бросают по 5 колец, а третий ловит их на кий, не выходя из обруча. Выигрывает команда, поймавшая наибольшее количество колец.
Афина: Вы прекрасно справились и с этим заданием, показав свою меткость и ловкость.
Сейчас мы узнаем оценки жюри.
Слово жюри.
Афродита: Чтоб проворным стать атлетом,
Проведём мы эстафету. Будем бегать быстро, дружно,
Победить всем очень нужно!
5.«Цирк». У каждого участника по два обруча, одетые на руку и ногу справа и слева. По сигналу ребенок бежит до стойки (10 метров) и обратно. Он отдает свои два обруча маме, которая уже с 4 обручами бежит так же и отдает все обручи папе, который с 6 обручами заканчивает эстафету.


Афродита: Представленье показали. Словно в цирке побывали.
Жюри, объявите результаты эстафеты.
Слово жюри.
Венера:
Вот заданье потрудней,
Потрудней да посложней. Справиться с ним можно дружно,
Прыгать вам в длину всем нужно.
6."Прыжки в длину всей командой". Первым в длину с места прыгает ребенок, с его места приземления прыгает мама, а затем папа. Выигрывает команда, у которой получился прыжок длиннее.
Венера: Команды прыгали отлично, продемонстрировав нам ловкость, быстроту и гибкость. Просим жюри, объявить результаты.
Слово жюри.
Афина:
А что бы все побить рекорды
И о болезнях нам забыть
Со взрослыми вопросы спорта
Сегодня мы хотим решить.
Каждая команда отвечает на вопросы-тесты на знание ЗОЖ и спорта, подчеркивая правильный ответ.
7.Конкурс спортивных эрудитов.
1.Какой вид спорта называют королевой спорта?
а) гимнастика б) акробатика в) легкая атлетика
2. В каком году прошла летняя олимпиада в Москве?
а) 1980г. б) 1986г. в) 1990г.
3. Родина олимпийских игр?
а) Индия б) Греция в) Англия
4.Какая температура тела у человека считается нормальной?
а) 38.8 б) 35.5 в) 36.6
5.Сколько колец в олимпийской символике?
а) 5 б) 6 в) 8
6. В каком городе прошла зимняя олимпиада в 2014 году?
а) Москва б) Сочи в) Владивосток
7. Как называют людей, купающихся зимой в проруби?
а) ежи б) моржи в) киты
8. Марафонская дистанция в беге это
а) 24 км б) 42км в) 33 км
9. Шахматная фигура?
а) слон б) носорог в) бегемот г) лошадь


Ведущий: Пока участники отвечают на вопросы теста, мы будем загадывать загадки, а вы будете отгадывать!:
- Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
- Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел.
Мы играем в. . . (волейбол)
Эти фрукты несъедобны,
Но огромны и удобны.
Их иной спортсмен часами
Лупит сильно кулаками.
(Боксерские груши)
Силачом я стать хочу.
Прихожу я к силачу:
- Расскажите вот о чем -
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
- Очень просто. Много лет
Ежедневно, встав с постели, Поднимаю я. . . (гантели)
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Значит там игра - ... (хоккей)
По пустому животу
Бьют меня невмоготу;
Метко сыплют игроки
Мне ногами тумаки. (Футбол)
Зеленый луг,
Сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих
Рыбацкие сети (стадион).
Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед)
Афина: С тестом справились друзья. Загадки разгадали.
Просим жюри, объявить результаты
Слово жюри.
Афродита:
В честь дружных, здоровых, спортивных семей в нашем детском саду прогремит салют.
8.«Салют». В большой корзине 120 пластмассовых мячей четырех цветов (красного, голубого, зеленого, желтого). У каждой семьи по корзине, на дне которых лежат по одному мячу разных цветов. Они указывают: какого цвета мячи будет собирать каждая команда. Из большой корзины мячи высыпаются на пол и команды собирают их. Чья команда быстрее соберет мячи и построится вокруг своей корзины, та и победитель.
Афродита: А пока жюри подведёт итоги, мы поиграем.
Ведущий: Дружно солнцу улыбнитесь,
По порядку становитесь,
Повернитесь в круг лицом,
Танцевать сейчас начнём.
Танец «Чика-Рика».
Венера: Участники соревнований просим построиться для награждения. Слово предоставляется жюри для подведения итогов (жюри вручают грамоты).
Афина: Отдохнули мы на славу!
Победили вы по праву.
Афродита: Похвал достойны и награды.
И вам призы вручить всем рады (вручение призов).



Венера: Праздник веселый удался на славу.
Я думаю, всем он пришелся по нраву.
Афина: Прощайте, прощайте, все счастливы будьте,
Здоровы, послушны и спорт не забудьте!
Афродита: Со спортом дружите, в походы ходите
И скука вам будет тогда нипочем.
Мы праздник кончаем и всем пожелаем:
Венера: Здоровья.
Афина: Успехов.
Афродита: И счастья во всем!

Более 90% доношенных малышей при рождении имеют дальнозоркость, которую ещё называют “запас дальнозоркости”. Причём этот “запас” должен составлять у новорожденного +3,0Д - +3,5 Д. Это связано с тем, что глаз у новорожденного меньше, чем у взрослого. Переднезадний размер глаза новорожденного около 17-18 мм, трёхлетнего малыша – 23 мм, а взрослого – 24мм. Таким образом, интенсивный рост глазного яблока происходит в возрасте до трёх лет, а окончательное формирование глазного яблока завершается к 9-10 годам. Природа предусмотрела всё: она дала человеческому глазу запас в 3,5 диоптрии, который расходуется по мере роста глаза и к 9-10 годам глаз ребёнка, как правило, имеет нормальную (эмметропическую) рефракцию. Поэтому дальнозоркость является нормой для детей. Но, если при рождении выявляется дальнозоркость +2,5Д и менее или нормальная рефракция глаза (эмметропия), то у ребёнка высока вероятность развития близорукости в будущем, т.к. этого “запаса” мало для роста глазного яблока.

В здоровом глазу изображение проецируется непосредственно на сетчатку. Но при увеличенной длине глазного яблока (при этом оно напоминает куриное яйцо) или же при усиленном преломлении лучей света в глазу, изображение не достигает сетчатки, а проецируется перед ней и в результате воспринимается расплывчатым. При приближении предмета к глазам или при использовании отрицательных линз, изображение проецируется как раз на сетчатку и воспринимается глазом чётко. В этом и заключается суть миопии.

Причины близорукости у детей

Близорукость может быть наследственной, врождённой и приобретённой. Многочисленные исследования показали, что наследственность играет ключевую роль в развитии близорукости, причём наследуется не само заболевание, а предрасположенность к его возникновению. Установлено, что, если один из родителей страдает миопией, то риск её возникновения у ребёнка повышается; но он повышается ещё больше, если миопией страдают оба родителя. Таким образом, необходимо предпринять все меры для предотвращения развития болезни у таких детей.

Врождённая близорукость появляется при диспропорции между длиной глаза (переднезадней осью) и силой преломления (рефракцией), но она не прогрессирует лишь в том случае, если у ребёнка нет наследственной слабости и повышенной растяжимости склеры. Но, в большинстве случаев такая близорукость сочетается со слабостью склеры и её повышенной растяжимостью и она неуклонно прогрессирует, что может привести к тяжёлым необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения, что может стать причиной инвалидности по зрениию. Причиной развития врождённой близорукости может стать врождённая патология роговицы или хрусталика, недоношенность, наследственная патология склеры, а также врождённая глаукома. Но одного повышенного внутриглазного давления недостаточно для развития близорукости. Для её возникновения повышенное давление должно сочетаться со слабостью склеры.

Но чаще близорукость развивается и прогрессирует в школьном возрасте, что связано с увеличением зрительной нагрузки, нарушением осанки, несбалансированным питанием (недостатком кальция, магния, цинка и др.), неправильной организацией рабочего места, чрезмерным использованием компьютера или телевизора, а также с ускоренным ростом ребёнка. Немаловажную роль играют сопутствующие заболевания (например, сахарный диабет) и инфекции, которые могут провоцировать развитие близорукости.

Таким образом, выделяют следующие факторы риска развития близорукости:

1. Наследственность.
2. Врождённые аномалии глазного яблока.
3. Недоношенность (миопия возникает в среднем у 40%).
4. Повышенная зрительная нагрузка.
5. Несбалансированное питание.
6. Несоблюдение гигиены зрения.
7. Инфекции и сопутствующие общие заболевания (частые ОРЗ, сахарный диабет, синдром Дауна, синдром Марфана и др.).
8. Врождённая глаукома.

Непосредственными же причинами развития близорукости являются увеличение переднезаднего размера глаза более 25 мм при нормальной преломляющей силе глаза (осевая миопия) или увеличение преломляющей силы при нормальном переднезаднем размере (рефракционная миопия), а также их сочетание (смешанная миопия).

Виды близорукости

Миопия бывает физиологической, патологической (миопическая болезнь) и лентикулярной. Физиологическая миопия может быть осевой или рефракционной, патологическая – только осевой, а лентикулярная – только рефракционной.

Физиологическая близорукость возникает обычно в период интенсивного роста, и степень её увеличивается до момента окончания роста глаза. Такая близорукость не приводит к инвалидности.

Лентикулярная близорукость часто бывает при сахарном диабете или центральной катаракте.

Патологическая близорукость может начинаться, как физиологическая, но для неё характерно упорное прогрессирование, при быстром росте глазного яблока в длину. Зачастую она и приводит к инвалидности.

Обследование ребенка при близорукости

На приёме врачу необходимо рассказать о течении беременности и родов, о перенесенных ребёнком заболеваниях, о том, когда появились первые признаки снижения зрения и в чём они выражались, о жалобах на данный момент, о длительности и условиях зрительной работы, о сопутствующих или перенесенных заболеваниях, в том числе и инфекционных, есть ли у ребёнка родственники страдающие близорукостью, пользовался ли ребёнок очками и в течение какого времени, менял ли очки и как часто, проводилось ли лечение и был ли от него эффект.

При первом осмотре в 3 месяца врач проводит наружный осмотр глаз ребёнка. При осмотре врач обращает внимание на величину, форму и положение глазных яблок, фиксирует ли глазками яркие игрушки. Затем при помощи офтальмоскопа осматривает роговицу, отмечает, нет ли изменения её формы и размера; осматривает переднюю камеру глаза (это расстояние между роговицей спереди и радужкой сзади). При близорукости передняя камера, как правило, глубокая, но этот показатель может оценить лишь врач.

Потом врач обращает внимание на хрусталик: нет ли центральной катаракты, которая также может ухудшать зрение вдаль; и на стекловидное тело: нет ли там плавающих помутнений. В самом конце офтальмоскопии врач осматривает глазное дно. При близорукости, из-за растяжения заднего отрезка глаза, почти постоянно наблюдаются изменения вокруг диска зрительного нерва – появление миопического конуса или стафиломы. Миопический конус располагается в виде полумесяца вокруг диска зрительного нерва. При прогрессировании миопии миопический конус увеличивается и превращается в стафилому, которая охватывает диск зрительного нерва в виде кольца. Таким образом, стафилома, по сути, является следствием увеличения миопического конуса.

При высокой степени близорукости (более 6,0Д) на глазном дне могут наблюдаться усиление пигментации, атрофические изменения, разрывы, кровоизлияния, которые появляются вследствие растяжения и ломкости сосудов; а также отслойка стекловидного тела и сетчатки. Часто атрофический процесс захватывает центральную зону сетчатки, что значительно ухудшает зрение. Характерным для близорукости является появление пятна Фукса – пигментации на месте кровоизлияния или дистрофического очага в макулярной зоне сетчатки. При врождённой близорукости на глазном дне возникают изменения, характерные для высоких степеней. Такая близорукость быстро прогрессирует и часто приводит к инвалидности, поэтому очень важно поставить диагноз как можно раньше для проведения своевременного лечения.

Следующим этапом обследования является скиаскопия (или теневая проба). Скиаскопию проводят следующим образом: врач сидит напротив ребёнка на расстоянии 1 метр и освещает зрачок зеркалом офтальмоскопа, при этом зрачок освещается красным светом. При покачивании офтальмоскопа на фоне красного свечения зрачка появляется тень. Наблюдая за характером движения тени, врач устанавливает вид рефракции (миопия, эмметропия или гиперметропия). Чтобы установить степень рефракции, врач подставляет к глазу скиаскопическую линейку, состоящую из отрицательных линз (при миопии), начиная с самой слабой, и отмечает линзу, при которой тень перестаёт двигаться. Затем, сделав определённые расчёты, врач устанавливает степень миопии и выставляет точный диагноз. Но в возрасте до года за 15 мин. до этого исследования необходимо закапать тропикамид 0,5% для определения более точного диагноза. Выделяют три степени миопии: слабая – до 3,0 диоптрий, средняя – 3,25-6,0 диоптрий, высокая – 6,25 и выше.

С помощью ультразвукового исследования (УЗИ) можно выявить смещение хрусталика, изменения и отслойку стекловидного тела, отслойку сетчатки, определить вид миопии (осевая или рефракционная) и измерить переднезадний размер глаза.

Если в 6 месяцев и старше родители замечают, что у ребёнка расходящееся косоглазие, то это повод для обращения к офтальмологу, так как расходящееся косоглазие в ряде случаев, может быть признаком наличия близорукости. На втором плановом осмотре врач использует те же методики, что и при первом. При этом необходимо обязательно сравнить результаты скиаскопии с предыдущими результатами. И, если была выявлена близорукость в 3 месяца, то необходимо установить или исключить её прогрессирование, т.к. следствием её может быть необратимое нарушение зрения, что требует незамедлительного проведения лечения.

С года родители могут заметить, что их ребёнок плохо видит вдаль и стремится всё приблизить поближе к глазам, что прищуривается или часто моргает. В этом случае родители должны обязательно показать малыша офтальмологу, чтобы исключить развитие близорукости, особенно, если кто-то из родителей страдает ею.
Примерно до трёх лет обследование при близорукости ограничивается лишь вышеперечисленными методами.

С трёхлетнего возраста вдобавок к вышеперечисленным методам применяется определение остроты зрения каждого глаза при помощи таблиц. После выявления сниженной остроты зрения врач подбирает корригирующие линзы, улучшающие зрение вдаль. При близорукости это отрицательные линзы. Для определения степени близорукости силу линз постепенно увеличивают, пока не будет достигнута наилучшая острота зрения. Вместо скиаскопии с этого возраста можно применять метод авторефрактометрии, предварительно проведя пятидневную атропинизацию. Также можно детально осмотреть передние структуры глаза при помощи щелевой лампы, а с помощью офтальмоскопии, провести более детальный осмотр центральных и периферических отделов глазного дна. Скиаскопию проводят после предварительной атропинизации в течение 5 дней. Через 2 недели после последнего закапывания атропина уточняют коррекцию. Но наиболее детально исследовать глазное дно можно при помощи осмотра с фундус-линзой.

Зрение школьников нужно проверять ежегодно, т.к. все они относятся к группе риска по развитию близорукости. Чаще у школьников развивается близорукость слабой или средней степени, которая, как правило, не прогрессирует и не вызывает появления осложнений. Первым признаком развития миопии может быть временное и внезапное ухудшение зрения вдаль, при сохранении хорошего зрения вблизи. Школьники жалуются, что стали плохо видеть написанное на доске, а при пересаживании на передние парты становится лучше видно, жалуются на повышенную утомляемость глаз. Это состояние называется спазмом аккомодации. Он возникает при спазме ресничной мышцы, которая регулирует кривизну хрусталика и, соответственно, преломление лучей. Причиной спазма может быть вегетативная дистония, часто встречающаяся у лиц молодого возраста, несоблюдение правил при зрительной работе, астения, истерия и повышенная нервная возбудимость. Как правило, чётко определить остроту зрения и рефракцию при спазме аккомодации не удаётся, т.к. она колеблется. Но, прокапав атропин в течение 5 дней и, обнаружив нормальную остроту и рефракцию, после атропинизации, можно выставить диагноз – спазм аккомодации. Врач назначит лечение для снятия этого спазма и направит на консультацию к неврологу.

При слабой и средней степени миопии у ребёнка симптоматика та же, что и при спазме аккомодации, но она постоянная. При скиаскопии определяется миопическая рефракция, а зрение улучшается лишь с отрицательными стёклами. Нередко такие дети прищуриваются, что несколько улучшает зрение вдаль. При высокой степени миопии и при миопической болезни зрение, как правило, значительно снижено, особенно, если появились осложнения; также ребёнок может отмечать наличие “плавающих мушек” перед глазами, что может говорить о возможном наличии деструкции стекловидного тела.

Ребёнок, страдающий миопией должен состоять на учёте у офтальмолога и наблюдаться один раз в 6 месяцев. При этом врач сравнивает результаты проведённого обследования с результатами предыдущих обследований. При слабой степени миопии (до 3,0 дптр) изменения глазного дна минимальны, лишь иногда можно увидеть миопический конус у диска зрительного нерва. При средней степени – изменения глазного дна более выражены: сосуды сетчатки сужены, могут быть начальные дистрофические изменения, отложения пигмента, начальные изменения в макулярной области, миопические конусы или стафиломы. При высокой степени близорукости изменения ещё более выражены, вплоть до обширной атрофии сетчатки и её отслойки.

Если в течение года близорукость увеличилась на 0,5-1,0 диоптрию, то это медленно прогрессирующая миопия, если на 1,0 диоптрию и более, то это быстропрогрессирующая миопия. В среднем, прогрессирование начинается с 6 лет, а заканчивается к 18. Прогрессирование близорукости может привести к необратимым изменениям на глазном дне, приводящим к значительному ухудшению и даже к полной утрате зрения. При быстром прогрессировании миопии задний полюс глаза удлиняется, сетчатка же, выстилающая глаз изнутри не настолько эластична, как склера, она растягивается до определённого момента, а затем, на фоне дистрофических изменений и истончения, появляются разрывы и в дальнейшем может произойти и её отслойка. При растяжении сетчатки растягиваются и сосуды. Они становятся неполноценными, не могут обеспечить сетчатку питательными веществами и кислородом. За счёт растяжения они становятся очень ломкими и в результате возникают кровоизлияния. Также изменения происходят и в стекловидном теле – появляются плавающие хлопья, изменяется его структура, в дальнейшем может произойти отслойка стекловидного тела, что за частую и является предвестником отслойки сетчатки. Такую близорукость ещё называют миопической болезнью. При подозрении на прогрессирующую близорукость необходимо периодически (раз в 6 месяцев) повторять УЗИ глаз, для оценки течения заболевания.

Лечение близорукости у детей

Лечение миопии зависит от её степени, прогрессирования и наличия осложнений. Главной задачей лечения является остановка или замедление прогрессирования болезни, предупреждение возникновения осложнений, а также коррекция зрения. Вылечить близорукость у детей нельзя. Особое внимание следует обратить на прогрессирующую близорукость. Чем раньше начать её лечение, тем больше у ребёнка шансов на сохранение зрения. Допустимо увеличение миопии не более, чем на 0,5 дптр в год.

В лечении миопии все методики применяются в комплексе, что даёт наилучший результат. Так физиотерапевтическое лечение, оптические упражнения сочетают с медикаментозным лечением, а при высокой степени или при прогрессировании близорукости и с хирургическим.

В первую очередь врач подбирает очки. Назначение очков – это не лечение, это лишь коррекция зрения для большего комфорта пациента. Но при миопической болезни очки несколько снижают прогрессирование, за счёт уменьшения напряжения глаз. Поэтому при выявлении врождённой близорукости очки должны быть назначены как можно раньше. При миопии слабой и средней степени очки назначаются для дали, носить постоянно их нет необходимости. Если ребёнок чувствует себя комфортно без очков (это в основном касается слабой степени), то заставлять его их носить не нужно. При высокой степени миопии, а также при прогрессирующей, очки назначаются для постоянного ношения. Это особенно важно, когда у ребёнка появляется расходящееся косоглазие, чтобы предотвратить развитие амблиопии. Помимо очков старшим детям можно пользоваться контактными линзами, особенно это актуально при большой разнице рефракции (больше 2,0 диоптрий) между глазами, так называемой анизометропии.

Ортокератологический метод заключается в периодическом ношении специальных линз, которые изменяют форму роговицы, уплощая её. Но этот эффект сохраняется только в течение 1-2 суток, после чего форма роговицы восстанавливается.

Также при слабой степени миопии можно назначить, так называемые, “расслабляющие” очки – это очки со слабоположительными линзами, которые способствуют расслаблению аккомодации. Кроме того, существуют и компьютерные программы, расслабляющие аккомодацию, которыми можно пользоваться и в домашних условиях.

Хороший эффект дают тренировки ресничной мышцы. При этом к глазу подставляются попеременно положительные и отрицательные линзы.
Немедикаментозное лечение всех видов миопии включает соблюдение общеукрепляющего режима, прогулки на свежем воздухе, занятия плаванием, режим зрительной нагрузки, сбалансированное питание, богатое витаминами и микроэлементами и глазные упражнения (упражнения с линзами, упражнение “метка на стекле”).

Хороший эффект оказывает электрофорез с дибазолом или с миопической смесью (хлорид кальция, димедрол, новокаин), рефлексотерапия.

Существуют такие очки – лазер-вижн, которые несколько улучшают зрение вдаль при их ношении. Суть такая же, что и при прищуривании при близорукости, но лечебного эффекта они не оказывают.

Также при близорукости в комплексе с немедикаментозным назначается и медикаментозное лечение. При слабой степени близорукости назначают витаминно-минеральные комплексы, особенно содержащие лютеин (окувайт лютеин, витрум вижн или любые другие).

Предупреждению прогрессирования и появления осложнений способствуют препараты кальция, витамины никотиновая кислота (как в таблетках, так и в инъекциях), трентал. Но сосудорасширяющие препараты нельзя назначать при наличии кровоизлияний. При начальной дистрофии назначают аскорутин, дицинон, викасол, трентал, эмоксипин – эти препараты способствуют улучшению кровообращения в сетчатке, тем самым, замедляя дистрофический процесс. При образовании патологических очагов назначают рассасывающие препараты (коллализин, фибринолизин, лидаза).

При появлении осложнений или при быстром прогрессировании проводится хирургическое лечение – склеропластика. Показаниями к этой операции являются: миопия 4,0 дптр и выше, поддающаяся коррекции, быстро прогрессирующая (более 1 дптр в год), при бостром увеличении переднезаднего размера глаза и при отсутствии осложнений на глазном дне. Суть операции состоит не только в укреплении заднего полюса глаза, для предотвращения дальнейшего растяжения склеры, но и для улучшения её кровоснабжения. Для этого либо к заднему полюсу подшивают трансплантат, либо инъекционно вводят жидкую взвесь из измельчённой ткани за задний полюс глаза. Трансплантатами могут быть донорская склера, коллаген или силикон. Но к выздоровлению она не приводит, а лишь уменьшает прогрессирование и улучшает кровоснабжение структур глаза.

Сейчас широко применяется и лазерная хирургия. При лечении миопии она особенно эффективна для предупреждения возникновения разрывов и отслойки сетчатки при быстром прогрессировании заболевания. При этом происходит “припаивание” сетчатки в местах её истончения и вокруг существующих разрывов. Отслойка сетчатки также является показанием для хирургического вмешательства.

Если у ребёнка средняя, высокая степень близорукости или миопическая болезнь, то имеет место посещение специального детского сада. Дети из группы риска должны проходить периодические осмотры офтальмолога, чтобы как можно раньше выявить и предотвратить прогрессирование близорукости. При любой степени близорукости необходимо показываться офтальмологу каждые 6 месяцев.

Начиная с раннего возраста детей нужно приучать к “правильному чтению”: расстояние от глаз до книги (картинки, игрушки) должно быть не менее 30 см; к правильной осанке. Высота стола (парты), стула должны соответствовать росту ребёнка. Необходимо правильное и достаточное освещение рабочего места. Должное внимание нужно уделить и физическому воспитанию детей. Питание должно быть полноценным и разнообразным.

При миопии необходимо своевременно менять очки, т.к. избыточное напряжение аккомодации способствует прогрессированию близорукости. Обязательно необходимо выполнять упражнения для глаз в домашних условиях. Вот комплекс упражнений для ресничной мышцы по Аветисову:

1. Круговые движения глаз вправо и влево.
2. Движения глаз вверх, вправо, влево, по диагонали.
3. Лёгкие надавливания тремя пальцами рук на верхнее веко при закрытых глазах.
4. Сильные зажмуривания глаз.
5. На стекло наклеивается круглая метка диаметром 3-5 мм. Человек становится на расстоянии 30-35 см от окна, за окном фиксирует взглядом предмет (дом, дерево и др.) на 1-2 сек., затем взгляд переводится на 1-2 сек. на метку на стекле, затем взгляд переводится обратно. Это упражнение необходимо повторять не менее 2 раз в день от 3 минут в начале курса до 7 минут в конце. Курсы повторять ежемесячно. Длительность курса – 10-15 дней.

Высокие степени близорукости, а особенно при наличии осложнений, являются противопоказанием к активным видам спорта, запрещены бег, прыжки и любые упражнения с сотрясением тела. Детям с таким диагнозом назначается специальный комплекс физических упражнений.

Прогноз

Слабая и средняя близорукость, возникшая в школьном возрасте, как правило, не прогрессирует и не приводит к возникновению осложнений. Она хорошо исправляется очками. Прогноз в отношении её вполне благоприятный. При высоких степенях близорукости острота зрения даже после коррекции линзами остаётся сниженной. При врождённой и прогрессирующей миопии, и при возникновении патологических изменений на глазном дне и в стекловидном теле прогноз в отношении зрения ухудшается. Он особенно неблагоприятен в случае появления изменений в центральной зоне сетчатки – в макулярной зоне, когда значительно ухудшается зрение. При отсутствии коррекции миопии возможно появление расходящегося косоглазия.

Если миопия стабилизировалась, то через 2 года можно провести рефракционную операцию и избавиться от очков. Но это касается лишь пациентов старше 18 лет. Рефракционная хирургия сейчас очень распространена. У врачей уже достаточно опыта в этой сфере, плюс ко всему совершенствуется и медицинская аппаратура, поэтому эти операции сейчас пользуются успехом среди страдающих миопией, тем более что они безболезненны и безопасны.

Врач офтальмолог Одноочко Е.А




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top