Что такое близорукость и дальнозоркость. Глаз и зрение

Что такое близорукость и дальнозоркость. Глаз и зрение

У человека с хорошим, нормальным зрением глаз в ненапряженном состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза (рис. 98, а). Иначе обстоит дело у людей, страдающих близорукостью и дальнозоркостью.

Близорукость - это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику (рис. 98, б). Изображения удаленных предметов поэтому оказываются на сетчатке нечеткими, расплывчатыми. Чтобы на сетчатке получилось резкое изображение, рассматриваемый предмет необходимо приблизить к глазу.

Расстояние наилучшего зрения для близорукого глаза меньше 25 см. Поэтому люди с подобным недостатком зрения вынуждены читать текст, располагая его близко к глазам.

Близорукость может быть обусловлена двумя причинами: 1) избыточной оптической силой глаза; 2) удлинением глаза вдоль его оптической оси. Развивается она обычно в школьные годы и связана, как правило, с продолжительным чтением или письмом, особенно при недостаточном освещении и неправильном расположении источника света.

Дальнозоркость - это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу сходятся под таким углом, что фокус оказывается расположенным не на сетчатке, а за ней (рис. 98, в). Изображения удаленных предметов на сетчатке при этом снова оказываются нечеткими, расплывчатыми.

Поскольку дальнозоркий глаз не способен сфокусировать на сетчатке даже параллельные лучи, то еще хуже он собирает расходящиеся лучи, идущие от близкорасположенных предметов. Поэтому дальнозоркие люди плохо видят и вдали, и вблизи.

Расстояние наилучшего зрения для дальнозоркого глаза больше 25 см. Люди с подобным недостатком зрения при чтении текста располагают его дальше от своих глаз. Этим и объясняется название «дальнозоркость».

Дальнозоркость может быть обусловлена либо понижением оптической силы глаза, либо уменьшением длины глаза вдоль его оптической оси.

Дальнозоркостью страдает большинство новорожденных, однако по мере роста ребенка глазное яблоко несколько увеличивается, и этот недостаток зрения исчезает. В пожилом возрасте у людей может развиться так называемая старческая дальнозоркость. Объясняется это тем, что мышцы, сжимающие хрусталик, с возрастом ослабевают, и способность аккомодации уменьшается. Этому же содействует и уплотнение хрусталика, постепенно теряющего способность сжиматься.

Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз.

Первые очки появились в конце XIII в. Их изобретение стало великим благом для людей с недостатками зрения.

Какие же линзы следует применять в очках для исправления близорукости и дальнозоркости?

При близорукости изображение удаленного предмета получается внутри глаза перед сетчаткой. Чтобы оно отодвинулось от хрусталика и переместилось на сетчатку, следует применять очки с рассеивающими (вогнутыми) линзами (рис. 99, а). Такие линзы имеют отрицательную оптическую силу. Поэтому если врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна, например, –2 дптр, то это означает, что тот близорук.

При дальнозоркости все обстоит иначе. Теперь изображение оказывается за сетчаткой, и для его перемещения на нее применяют очки с собирающими (выпуклыми) линзами (рис. 99, б). Оптическая сила таких линз положительна. Поэтому выписывание очков, оптическая сила которых равна, например, +3 дптр, означает, что пациент дальнозорок.

1. Что такое близорукость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют близорукость? 2. Что такое дальнозоркость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют дальнозоркость? 3. В магазине в отделе «Оптика» имеются в продаже очки: +2 дптр, –0,25 дптр, –4 дптр, +1,5 дптр. Какие недостатки зрения исправляют эти очки? 4. Как изменяется расстояние наилучшего зрения у близоруких и дальнозорких людей?

Что такое близорукость и дальнозоркость и как лечить эти заболевания?

Идеальное зрение у человека – довольно редкое явление. Чаще всего диагностируются такие отклонения, как близорукость либо дальнозоркость. Но в некоторых случаях могут быть близорукость и дальнозоркость одновременно. Такое состояние может быть вызвано либо пресбиопией, либо астигматизмом.

Пресбиопия – это обычная старческая близорукость, диагностируемая у всех людей в возрасте старше 45 лет. Это именно тот возрастной рубеж, когда хрусталик становится менее эластичным. Определить, что у человека развивается астигматизм, может только врач.

Механизм развития дефектазрения

Понять, что собой представляют заболевания, поможет физика. Луч свет, после прохождения через зрачок, преодолевает еще несколько различных сред:

  • роговица;
  • передняя/задняя камера, зрительного органа;
  • хрусталик и стекловидное тело.
  • И только после этого воспринимается сетчаткой глаза. Желтое пятно, расположенное напротив хрусталика, принимает изображение и передает его на поверхность сетчатки в четком, но перевернутом виде.

    Способность видеть четкую картинку обусловлена способностью хрусталика глаза менять кривизну. Это становится возможным вследствие расслабления и напряжения мышц глаза. Если отклонений нет, то картинка фокусируется на сетчатке. При отклонении – место сбора лучей изменено.

    Чем отличается миопия от дальнозоркости?

    Основное отличие снова физика – длина преломления луча. Чтобы было более понятно, то:

  • При миопии четким остаются изображения предметов, расположенных вблизи. При гиперметропии более четко глазом воспринимаются удаленные изображения.
  • Близорукость чаше всего диагностирует в детском и подростковом возрасте, тогда как дальнозоркость – в основном удел взрослых людей пенсионного возраста.
  • А теперь немного подробнее об этих заболеваниях.

    Близорукость

    Близорукость (еще ее называют миопия) представляет собой дефект зрения, для которого характерно фокусирование изображения перед сетчаткой глаза. Если говорить более понятным языком, то человек, у которого близорукое зрение, хорошо видит расположенные вблизи предметы, но плохо различает удаленные. Все, что находится вдалеке, выглядит смазанным и нечетким.

    При близорукости острота зрения становится меньше 1.0. Зрение в этом случае корректируется при помощи минусовых очков.

    Какая бывает миопия

    Близорукость бывает трех форм:

  • от ноля до «минус» трех диоптрий – слабая степень (начальная);
  • от «минус» трех до «минус» шести диоптрий – средняя степень;
  • от «минус» шести и выше – сильная степень.
  • Причины развития близорукости

    Причины, по которым зрение становится хуже, довольно многочисленны:

  • Генетическая предрасположенность. Если миопия диагностирована у обоих родителей, то вероятность того, что зрение у ребенка будет с тем же дефектом, вырастет вдвое.
  • Повышенное напряжение глаз. Вызвать его могут, например, сильные нагрузки на глаза, при работе с расположенным очень близко к ним предметом, недостаточно хорошее освещение на рабочем месте и т.д.
  • Отсутствие коррекции дефекта. Если при выявлении дефекта не будут использоваться коррекционные очки, то заболевание будет прогрессировать, а зрение ухудшаться.
  • Совет! Лечение, начатое при первых признаках близорукости, позволяет практически полностью восстановить зрение.

    Прогрессирующая миопия

    Это определение дается особому состоянию глаз, когда зрение «падает» за год более чем на одну диоптрию. Чаще всего подобное состояние встречается у школьников, поскольку именно школа дает сильнейшую нагрузку на глаза ребенка. При этом довольно часто ребенок еще и неправильно сидит за партой, усугубляя имеющуюся проблему со зрением.

    Прогрессирующая близорукость накладывает некоторые ограничения на жизнь человека:

  • при имеющейся патологии рекомендуется отказаться от любых занятий, связанных с подъемом значительных тяжестей;
  • нежелательно длительное нахождение в согнутом положении с опущенной вниз головой;
  • запрещены занятия спортом, где существует опасность резкого сотрясения тела (бокс, все виды борьбы и т.д.).
  • Отсутствие адекватного лечения в конечном итоге приводит к существенному снижению остроты зрения.

    Коррекция миопии

    Именно очки являются самым простым и безопасным способом коррекции патологии. В них используются вогнутые, способные рассеивать свет, линзы. Они способствуют правильному преломлению луча, при котором фокусировка изображения проходит естественным образом, т.е. картинка размещается на поверхности сетчатки.

    Совет! Очки для коррекции близорукости практически всегда имеют знак «минус», тогда как дальнозоркость – всегда «плюс».

    При начальной степени близорукости очки можно не носить, но это не значит, что с глазами все в порядке. Не стоит забывать, что отсутствие коррекции патологи приводит к ее прогрессированию. Если очки, все же, выписываются, то используются они исключительно для выполнения работы, требующей повышенного напряжения глаз. При выполнении действий вблизи, очки не используются.

    При средней миопии очки необходимо носить постоянно, поскольку в этом случае предметы расположенные вблизи также приобретают размытые очертания. Достаточно часто при средней миопии рекомендуется использовать вторую пару очков для работы с предметами на близком расстоянии. Они всегда слабее основной пары на несколько диоптрий.

    Совет! При высокой степени близорукости очки надо носить постоянно.

    Дальнозоркость

    Дальнозоркость (гиперметропия) – отклонение зрения, при котором изображении фокусируется за поверхностью сетчатки. Это значит, что четкими выглядят предметы, расположенные вдали, но вот ближние оказываются размытыми.

    К симптомам дальнозоркости можно отнести:

  • плохое «ближнее» зрение;
  • плохое «дальнее» зрение, что типично для высоких степеней отклонения;
  • быстрая утомляемость глаз во время чтения;
  • перенапряжение глаз, сопровождающееся головной болью и жжением;
  • может формироваться косоглазие и амблиопия;
  • наблюдаются частые воспаления глаз.
  • При дальнозоркости может развиться глаукома и это одно из наиболее опасных осложнений патологии.

    Причины гиперметропии

    Причины патологии могут быть следующими:

  • недостаточная кривизна роговицы, как в отдельности, так и в сочетании с недостаточной преломляющей силой хрусталика;
  • повышение плотности хрусталика;
  • короткая передне-задняя ось глазного яблока;
  • отклонение оптических показателей глаза;
  • наследственность;
  • влияние факторов окружающей среды.
  • Совет! При отсутствии адекватного лечения близорукость может перейти в дальнозоркость, что грозит усложнением клинической картины.

    Коррекция патологии

    Для коррекции дальнозоркости, также используются очки. Но в этом случае могут назначаться следующие виды:

  • Для работы вблизи. Здесь используются однофокальные линзы, которые помогают глазам видеть вдалеке.
  • Для дальних расстояний. Линзы очков в этом случае всегда слабее, чем степень дальнозоркости.
  • Бифокальные. Линзы в таких очках разделены на две оптические зоны.
  • Трифокальные. Здесь линзы имеют уже три зоны: для зрения вдаль, для близких расстояний и промежуточных.
  • Прогрессивные. Линзы в этом случае увеличивают оптическую силу сверху вниз и от обычных стекол визуально не отличаются.
  • Лечение патологий

    Метод лечения, как дальнозоркости, так и близорукости должен подбирать специалист. Чаще всего это коррекция с помощью очков. При желании их можно с успехом заменить на контактные линзы.

    В некоторых случаях может использоваться лазерная коррекция зрения либо проведена классическая хирургическая операция. Стоит понимать, что процесс лечения сугубо индивидуален. Начата терапия может быть только после проведения полного обследования глаз.

Если внимательно присмотреться к моему фото в блоге, то можно заметить, что у меня довольно сильная близорукость (в зависимости от глаза и от направления от −12 до −14). В целом это, конечно, неудобно, но у близоруких людей тем не менее есть некоторые оптические преимущества перед «обычными» людьми — мы можем видеть некоторые вещи, которые обычные люди не видят (или не замечают). Так что вот небольшой рассказ с картинками про то, как вижу я. :)

Я конечно не могу приложить фотографии того, как я вижу в реальности, поэтому я буду всё иллюстрировать на фотографических эффектах.

1. Расплывчатость. У близорукого человека кристаллик хрусталик фокусирует свет от далекого источника не на сетчатку, а перед ней, поэтому на самой сетчатке изображение получается расплывчатым. Это наверно знают все, но не все догадываются, какого типа эта расплывчатость. Это вовсе не «gaussian blur», который есть в фотошопе, а скорее похоже на эффект боке на фотоснимках (что и неудивительно, поскольку физика по сути та же).

Удобнее всего пояснить разницу на ночном снимке с яркими огнями. Вот возьмем такое красивое фото ():

Применим к нему gaussian blur и получим вот такое изображение:


Так вот, это совершенно непохоже на то, как я вижу без очков! А вижу я примерно вот так ():


Отличие в том, что при обычной размазке светлые и темные участки смешиваются в нечто среднее. А при эффекте боке яркие точки расплываются в кружочки, довольно чётко очерченные между прочим, которые просто наползают на темные области. При подходящем освещении это бывает очень красиво. :)

Дополнение. Вот еще мне в комментариях дали ссылку на картины Филипа Барлоу , написанные как раз в «близоруком стиле».

2. Дифракция. На фотографии с боке кружочки выглядят маленькими и однородными. На самом деле при моем зрении эти кружочки большие (примерно 4-5 градусов), и в каждом из них я вижу богатый «внутренний мир». На каждом кружочке есть точки, пятнышки, полоски, иногда плавные, иногда четко очерченные. Примерно вот так, только еще богаче ():


Это проявления микроскопических пылинок и ворсинок на поверхности глаза, а также неоднородностей на границах раздела уже где-то в глубине глаза (они дают неподвижную «рябь»). [Как мне объяснили в комментариях, плавающие ворсинки, которые обычно называют «мушками», находятся физически внутри стекловидного тела; см. подробности . ] Мне видно, как они эти пылинки плывут по поверхности глаза, как они резко дергаются при моргании и т.д. И что самое красивое — на всех кружочках в поле зрения картина примерно одна и та же, все эти плавные движения происходят синхронно по всему полю зрения. Но изображения в двух глазах, конечно, разные.

Концентрические кольца и прочие узоры, которые окружают пылинки и прочие границы — это проявление дифракции света. Да, дифракция действительно легко видна невооруженным глазом, по крайней мере близоруким людям! Более того, иногда даже видно пятно Араго-Пуассона (максимум яркости в центре геометрической тени) у совсем мелких пылинок (они кстати, на этой фотке видны). За всей этой «жизнью» иногда бывает забавно наблюдать.

3. Неравномерная освещенность. Пятнышко на предыдущем фото всё равно освещено более-менее равномерно. А я в реальности вижу пятна, яркость которых меняется от края к краю. Причем в двух глазах этот градиент яркости совсем не совпадает. Я попытался примерно изобразить то, как я реально вижу расплывчатое пятнышко без очков:


Это, кстати, создает дополнительные проблемы: два глаза «не знают», как им совмещать эти изображения, то ли по контурам кружочка, то ли по центру яркости.

Откуда у меня это берется, я так и не знаю.

4. Расстояние комфортного зрения. При близорукости плохо видны далекие предметы, но зато всё отлично видно вблизи. Более того, видно намного комфортнее, чем для обычного человека, потому что мне не требуется напрягать глаза. У меня расстояние комфортного зрения — 7 см. Т.е. я расслабляю глаз, словно я собираюсь смотреть вдаль, и отлично рассматриваю мельчайшие детали у предмета на расстоянии 7 см. Поскольку я без проблем могу рассматривать предметы так близко и поскольку с сетчаткой у меня всё в порядке, у меня получается выигрыш в «ближней зоркости».

5. Спектральный анализ. И наконец, супервозможность — я умею раскладывать свет в спектр! Посмотрю так боком на источник света и вижу отдельные линии излучения и т.д. Вот примерно так, только не столь четко:


Это умение, конечно, получается благодаря очкам, особенно с высокоиндексными стеклами (у моих коэффициент преломления 1,8). На краю стекла они выступают в роли призмы, которая раскладывает свет в спектр, и из-за того, что у меня большой минус, это разложение довольно сильное. Я без проблем отличаю лампы накаливания с их сплошным спектром от газовых ламп, вижу отдельные узкие линии излучения, легко отличаю, например, истинно желтый огонек от зеленого+красного. Ну а вкупе с разверткой по времени, которую я тоже , мне становится доступной времени-разрешенная спектроскопия! В разумных пределах, конечно. :)

Кстати, еще один эффект, связанный с дисперсией света в сильных очках — огоньки разных цветов кажутся мне находящимися на разном расстоянии. При бинокулярном зрении (т.е. при взгляде двумя глазами) это вообще приводит к чудесным иллюзиям. Скажем, синий светодиод на поверхности какого-нибудь девайса для меня выглядит так, словно он висит в воздухе в нескольких сантиметрах над подверхностью. А разноцветная светящаящая неоновая вывеска для меня выглядит смонтированной на нескольких плоскостях.

Очки уже в течение многих лет сдают свои позиции в плане популярности в качестве медицинской оптики.

Простыми словами – никто не хочет быть «очкариком», когда неудобные и громоздкие оправы можно заменить современными контактными линзами.

Но на самом ли деле традиционные очки постепенно вытесняются с офтальмологического рынка?

Плюсы и минусы очков

Несмотря на то, что очки действительно считаются устаревшим инструментом для коррекции зрения, они имеют ряд преимуществ:

Но при этом они имеют и ряд недостатков:

  • такой аксессуар ограничивает человека в физическом плане: в них нельзя заниматься спортом, купаться и в большинстве случаев, когда человек занимается физической деятельностью, очки могут мешать.
  • с точки зрения безопасности это не лучший выбор по сравнению, особенно если речь идет о стеклянной оптике;
  • некоторые люди не могут носить очки из-за присутствия на носу постороннего предмета;
  • в холодное время года стекла запотевают, и приходится тратить время на их протирание.

При использовании дорогих моделей с антибликовым покрытием это исключается, но большинство потребителей используют очки среднего ценового сегмента, поэтому такая проблема всегда остается актуальной.

С точки зрения офтальмологии явных противопоказаний к ношению очков не существует. Также нет и заболеваний, при которых можно использовать только их, исключая при этом контактные линзы.

Единственное, что может служить поводом для отказа от такого вида оптики – исключительно психологические проблемы.

Некоторые люди (особенно в молодом возрасте) начинают испытывать комплексы, так как диоптрические очки в большинстве случаев отрицательно влияют на имидж.

Преимущества и недостатки контактных линз

В отличие от очков контактные линзы имеют больше преимуществ с точки зрения своих эксплуатационных качеств и технических характеристик:

  • это вид оптики, о котором можно забыть после надевания: при правильном подборе они не вызывают дискомфортных ощущений;
  • при занятиях спортом они не причиняют никаких неудобств;
  • в отличие от очков не ограничивают периферийное зрение, что особенно важно для водителей (в данном случае следует помнить, что существуют специальные очки для вождения);
  • при перемене погоды они не запотевают и не нуждаются в протирании;
  • пациенту нет необходимости думать о стиле и внешнем виде: со стороны незаметно, что человек носит контактные линзы.

Также линзы имеют и другие недостатки:

  1. Необходимость каждый вечер снимать такую оптику и надевать ее с утра. Помимо дискомфортных ощущений такие процессы иногда чреваты риском занесения инфекций на слизистую глаза.
  2. Линзы отличаются от очков тем, что имеют небольшие размеры, могут теряться, но даже если пациенту удается избежать этого – по истечению определенного срока такая оптика все равно подлежит замене, а это – дополнительные финансовые затраты.
  3. При неправильном подборе, а также в случае, если пациент забывает снять изделия на ночь, может возникать раздражение, сухость и рез в глазах. Такие симптомы снимаются с помощью увлажняющих капель, но это очередные временные и финансовые затраты.
  4. При простудных заболеваниях, когда глаза воспаляются и слезятся, ношение данных средсв коррекции может вызвать дискомфорт и аллергию.

При использовании однодневных контактных линз большинство дискомфортных проявлений легко избежать, но по большому счету такая оптика имеет свои неудобства.

Контактные линзы в большинстве случаев являются лучшей альтернативой очкам. И если очки почти всегда можно заменить линзами, то делать «шаг назад» и носить очки после линз нецелесообразно.

Ношение контактных линз всегда оправдано в следующих случаях:

  1. При занятиях спортом. Линзы не выпадают из глаз (если не считать редких инцидентов при занятиях экстремальными видами спорта). Кроме того – контактные линзы при травмах глаз не могут нанести таких существенных повреждений, как стеклянные очки.
  2. Для женщин крайне важно заменить очки на линзы, так как в последнем случае никаких дополнительных условий при нанесении макияжа не создается. Речь идет о совместимости образа, создаваемого с помощью косметики, и препятствий в виде оправы очков определенной формы, которая иногда не позволяет использовать определенные решения или цвета косметических средств.
  3. В условиях работы при низких температурах или при постоянных физических нагрузках использование линз более безопасно, чем выполнение работы в очках.

Противопоказания контактных линз

Ношение контактных линз противопоказано в основном при заболеваниях глаз, особенно при болезнях конъюнктивы (слизистой оболочки) и роговицы.

В частности, носить их не стоит при таких офтальмологических болезнях и дефектах:

  • ксерофтальмия (сухость конъюнктивы и роговицы);
  • блефарит (воспаление краев век);
  • некомпенсированная глаукома;
  • вазомоторные риниты;
  • конъюнктивит;
  • любые инфекционные и воспалительные заболевания (временное ограничение, которое снимается при излечении от таких болезней);
  • кератит;
  • птоз (опущение верхнего века, при котором проблематично или невозможно надеть данные средства коррекции зрения);
  • пониженная чувствительность роговицы;
  • астма и сенная лихорадка;
  • повышенное или пониженное слезоотделение;
  • косоглазие с углом более 15 градусов;
  • подвывих хрусталика.

Также стоит отказаться от них при туберкулезе и СПИДе.

В большинстве случаев при вышеперечисленных заболеваниях противопоказания носят временный характер.

При удачном лечении таких болезней можно вновь использовать линзы, но перед этим необходимо проконсультироваться, получить совет врачей и пройти соответствующие обследования.

Что лучше очки или линзы для глаз при близорукости?

Однозначного ответа на этот вопрос что лучше очки или линзы для глаз при близорукости не существует. Необходимо руководствоваться наличием определенных показаний и противопоказаний, прежде чем идти в салон оптики.

Полезное видео

Из этого видео вы можете подробнее узнать о плюсах и минусах средств контактной коррекции зрения:

Очки – это практичное решение при многих заболеваниях, но при этом очки нельзя назвать удобными для большинства людей.

В то же время использование линз – более эффективно, но при безответственном отношении к личной гигиене такая оптика не только не поможет, но и может стать причиной появления разных инфекционных и бактериальных офтальмологических заболеваний.

В чём отличие близорукости от дальнозоркости

Помимо того, что понятия близорукость и дальнозоркость являются диаметрально противоположными, они оба доставляют неудобство в реальной жизни, сразу заставляют чувствовать себя неуверенным. Изображение, которое видит человек, проецируется человеческим глазом на сетчатку, при этом нужна соответствующая кривизна хрусталика.

Если ресничная мышца правильно функционирует и нет других патологий зрения, лучи света четко проецируются на сетчатку.

Близорукость и дальнозоркость в чем отличие

Понять, чем отличается близорукость от дальнозоркости можно путем визуализации предметов на расстоянии. Далеко расположенные предметы видны лучше, чем вблизи, человеку с гиперметропией, а при близорукости или миопии вблизи располагающиеся вещи хороши видимы. При нормальном строении глаза четкое изображение преломляется хрусталиком и роговицей, после чего происходит простая физика, фокусировка на сетчатку.

Зная формулировку понятий близорукости и дальнозоркости, а также отличая близорукость и дальнозоркость между собой определяется соответствующая коррекция зрения. Близорукость чаще всего передается по генам от матери, диагностируют ее в возрасте 7-15 лет в среднем, когда дети учатся в школе. Дальнозоркость может присутствовать у человека, но в возрасте до 40-50 лет не проявлять себя никак. Миопия и гиперметропия поддается оптической коррекции при помощи очков, линз, но также есть хирургические техники, устраняющие дефекты рефракции.

Дальнозоркость и близорукость в отличие от других патологий зрения могут лечиться лазерной коррекцией, имплантацией рефракционной линзы. Именно имплантация имеет большую степень надежности при лечении миопии, так как лазерная техника может быть бессильна при некоторых патологиях.

Дуохромный тест

Чтобы выяснить, что такое близорукость и дальнозоркость наглядно, можно пройти дуохромный тест, который оценит уровень зрения путем чтения букв в таблице с двумя цветами – зеленым и красным. Простыми словами, этот метод основывается на преломлении света и зависит от длины волны, короткие больше преломляются, а длинные меньше. Тест на близорукость и дальнозоркость дает возможность поставить окончательный диагноз, подобрать очки, а также плюсом его является быстрая проверка. При самостоятельном проведении теста в домашних условиях, нужно сесть перед компьютером на расстоянии 50-70 см, затем надеть линзы или очки, закрыть один глаз рукой и прочитать буквы. В результате теста, если человеку лучше видны буквы в зеленом цвете, то это дальнозоркость, если в красном – близорукость. Третий вариант, когда буквы одинаково визуализируются на двух фонах, свидетельствует о нормальном зрении или эмметропии.

Близорукость

Понять, что это такое близорукость можно визуально, у людей могут быть глаза увеличены в длину или роговица будет иметь большую силу преломления, соответственно осевая и рефракционная миопии. Близорукий человек имеет остроту зрения менее единицы, а значит, чтобы лучше видеть ему нужны очки со знаком минус.

Причины близорукости:

  1. Плохая наследственность. Миопия может переходить от одного или обоих родителей, вероятность составляет 70-80%.
  2. Хуже видеть могут люди, испытывающие чрезмерную зрительную нагрузку, простыми словами, когда ежедневная работа связана с близко расположенными предметами. При этом плохое освещение и неровная осанка в определенной степени провоцируют близорукость.
  3. Травмы хрусталика и изменение его кривизны.
  4. Если зрение ухудшается, то это может означать некорректность проводимого лечения либо его отсутствие.

При несвоевременном лечении близорукости зрение минус может полностью пропасть, важно сразу перейти к выявлению причины болезни. В сравнении с очками лучше всего подходят контактные линзы, они отличаются тем, что могут скорректировать зрение при миопии в «-6» диоптрий и более. Одним из самых современных способов лечения миопии является лазерная коррекция, когда при помощи его изменяется форма роговицы. Плюсом этой операции является моментальное улучшение зрения. Принцип действия метода в том, что лазер попадая на роговицу, способствует рассеиванию ею света, после чего сетчатка глаза отражает четкие изображения.

При оптической коррекции миопии помимо очков и контактных линз, используются также ортокератологические линзы, с которыми человек должен спать ночью. Плюс в том, что утром, когда пациент снимает очки, целый день он может видеть нормальным зрением наравне со здоровыми людьми.

Что такое дальнозоркость

При дальнозоркости, что в большинстве случаев диагностируется после рождения, с ростом ребенка зрение может прийти в норму. Физика гиперметропии проста, так глаз сосредотачивается на одном предмете, а изображение отражается на сетчатке органа зрения, хорошо визуализируется. Чтобы понять минус - это близорукость или дальнозоркость, следует понять где именно фокусируется изображение перед или за сетчаткой. Как узнать дальнозоркий человек или близорукий, в том случае если две патологии имеют точно такие же фазы развития, в этом случае офтальмолог проверяет ближнее и дальнее зрение, наличие болей в глазах, мигреней.

Причины дальнозоркости:

  1. С возрастом строение глаза может изменяться, характеристики хрусталика и глазных мышц становятся другими. Плюс ко всему дальнозоркость может сопровождаться пресбиопией, при которой хрусталик теряет возможность преломления света. А также больше не способен отражать изображение на сетчатку.
  2. Укорочение глазного яблока, но в этой ситуации может помочь лазерная коррекция.
  3. Предрасположенность по наследству от матери или отца.

Альтернативным лечением при дальнозоркости являются очки и контактные линзы, которые могут быть назначены на разные сроки, ежедневного использования или длительного, плюс при ношении контактных линз можно заниматься спортом. И также можно отметить практичность в ношении, линзы не запотевают. Естественно, этих методов будет недостаточно, дополняют их ультразвуковой терапией, вакуумным массажем или электростимуляцией.

Популярными методами лечения гиперметропии являются лазерная термокератопластика, замена прозрачного хрусталика или имплантация положительной линзы.

Проявление близорукости и дальнозоркости одновременно

Если человеческий глаз начинает улавливать световые волны по-разному, ухудшается способность хорошо видеть, как вдали, так и вблизи. Вследствие этого световой луч не может сосредоточиться на одной точке, возникает астигматизм.

Астигматизм, наравне с миопией и гиперметропией, имеет схожие предпосылки к развитию заболевания. Основные причины:

  • патология передалась от родителей по наследству;
  • неправильная гигиена глаз;
  • травмы или ожоги роговицы;
  • кератит;
  • дистрофия роговицы;
  • последствия операций на роговице и склере, швы после них;
  • патологии век.

Понять это дальнозоркость или близорукость чаще всего можно уже на запущенной стадии заболевания, либо, когда они объединяются. Один глаз, как и другой, будут характеризоваться быстрой утомляемостью и болями в голове. Но если это дальнозоркость или близорукость дискомфорт человек может начать ощущать уже на начальной стадии, это может быть потеря резкости при фокусировке на предмете или невозможность рассмотреть стрелки на часах, что раньше не составляло труда.

Поэтому ответить на вопрос может ли быть близорукость и дальнозоркость одновременно, ответ будет положительным. Обследование офтальмолога выявит патологию на более ранней стадии, затем назначается лечение в виде очков или бифокальных линз. Еще одним вариантом лечения является моно-зрение, когда один глаз настраивается на ближайшие, а другой на дальние расстояния.

Меры профилактики

Несмотря на то, что близорукость и дальнозоркость в большинстве случаев поддаются коррекции, но избежать потери зрения можно выполняя меры профилактики:

  1. При уже обнаруженной патологии важно правильно подобрать корректирующие процедуры, капли.
  2. Правильно направленный свет при чтении важен, также чтоб он был слева на рабочем столе.
  3. Прием витаминов, микроэлементов, улучшающих зрение.
  4. Желательно избегать чтения текстов с мелким шрифтом, меньше пользоваться планшетами, телефонами.
  5. Офтальмологические осмотры ежегодно.
  6. Гимнастика для глаз в виде ежедневных упражнений.

Как определить близорукость или дальнозоркость у человека, если эти два понятия могут присутствовать одновременно. Скорректировать уже появившуюся патологию со зрением можно современными способами лечения, но лучше их предотвратить. Чтобы избежать побочных эффектов от лекарств и усугубить ситуацию со зрением, лучше дать отдохнуть глазам.

Тема урока: Близорукость и дальнозоркость. Очки. 8 класс.

Цели и задачи:

    Подведение итогов темы «Оптические явления».

    Выяснить понимание учащимися темы «Глаз как сложная оптическая система».

    Познакомить учащихся с дефектами зрения «близорукость» и «дальнозоркость», причинами их возникновения и способами исправления.

оборудование: экран, проекционный аппарат, дидактический материал (карточки), электронная таблица, интерактивная программа «очки».

Ход урока.

    Орг. момент. (1 мин) Здравствуйте, ребята. Важнейшим из органов чувств человека является зрение. Через него человек получает 90% информации. Но бывает так, что зрение портится, глаза заболевают, и чтобы знать как помочь человеку, необходимо понимать природу и механизм видения.

    АОЗ. (8 мин) Проверка решения домашних задач.

а) № 1378 (сб. задач п/р Лукашика)

Дано: СИ: Решение:

F 1 =0,8 м 0,8 м. D= D 1 = =1,25 дптр.

F 2 = 250 cм 2,5 м D 2 = =0,4 дптр.

F 3 = 200мм 0,2 м D 3 = = 5дптр.

D 1 =? D 2 =? D 3 =? Ответ: 1,25 дптр; 0,4дптр, 5 дптр.

б) Найти построением оптический центр линзы, её фокусы. Определить тип линзы.

Построение: 1 Соединить S и S 1 . Точка пересечения с линзой – центр линзы.

2 Провести прямую перпендикулярную линзе –главная оптическая ось линзы. 3 Из точки S – прямую, параллельную главной оптической оси, преломить и соединить с S 1 . Преломленный луч пересечет ось в точке фокуса. 3 Так как лучи сошлись, значит линза собирающая.

Вопросы для проверки домашнего задания:

    Какова природа света? (Электромагнитная)

    Чему равна скорость света в вакууме? (300.тыс км/ч)

    Почему луч прожектора в тумане виден хорошо, а в ясную погоду хуже? (потому, на частичках воды он рассеивается)

    Можно ли с помощью льда развести огонь? (Да. Если лед прозрачен, сделать двояковыпуклую линзу и в её фокусе расположить бумагу).

Карточки для индивидуального задания.

Фронтальный опрос учащихся:

    Как устроен глаз человека? (по таблице)

    Какие части глаза образуют его оптическую систему?

    Охарактеризовать изображение, полученное на сетчатке глаза.

    Почему же человек видит изображение не перевернутым?

    У всех ли живых существ наблюдается такая приспосабливаемость мозга?

    Почему при переводе взгляда с близкого расстояния на удаленное мы продолжаем видеть его четкий образ?

    Чему равно расстояние наилучшего зрения?

    Каково преимущество зрения двумя глазами?

    Может ли видеть человек-невидимка? (нет, т.к. хрусталик и воздух будут иметь одну плотность и свет преломляться не будет).

Оценить.

3 Сообщение темы урока (18мин)

Видеофильм «Линзы» (из фильмотеки)

учитель: О чем напомнил фильм?

1 Какие виды линз мы знаем? (собирающие, рассеивающие)

2 в какие оптические приборы входят линзы? (телескоп, фотоаппарат…

Сбой в работе оптической системы глаза приводит к различным заболеваниям. Самые распространенные дефекты это близорукость и дальнозоркость.

презентация «Зрение»

    Слайд 2. По форме глаз – шар диаметром 2,5 см и массой около 7-8 г. Глазное яблоко располагается в глазнице, спереди его оберегают веки. Брови предотвращают попадание в глаза пота со лба, а веки с ресницами защищают их от снега, дождя и пыли. Назначение слёз – смачивать поверхность глазного яблока, чтобы она не высохла. Слёзные желёзки за сутки вырабатывают до 1 мл слёз.

    Слайд 3 По строению глаз похож на фотокамеру.

Стенка его состоит из трёх оболочек:

наружной (белой непрозрачной склеры и прозрачной роговицы);

сосудистой – с радужкой;

сетчатой.

    Слайд 4 Зрачок - отверстие, которое «впускает» световые лучи внутрь глаза

Хрусталик – маленькая двояковыпуклая линза.

Сетчатка – экран глаза; именно она воспринимает световые волны и преобразует их в электрические импульсы, которые попадают в головной мозг.

    Слайд 5 Близорукость.

Если приходится слишком долго рассматривать предметы на близком расстоянии, хрусталик принимает «меры предосторожности» - удлиняется, - и дальние предметы без очков уже не разглядеть (развивается близорукость). Дефект развивается обычно в школьные годы из за продолжительного чтения и недостаточной освещенности. (В Японии 50% близоруких из за иероглифов)

    Слайд 6 Дальнозоркость

У пожилых людей хрусталик становится более плоским, тогда трудно рассмотреть близкие предметы (развивается дальнозоркость).Обычно наблюдается у младенцев и стариков.

    Слайд 7 Коррекция близорукости и дальнозоркости.

Коррекция близорукости и дальнозоркости осуществляется посредством подбора сферических линз.

    Слайд 8 Астигматизм

Астигматизм – асимметрия резкости изображения по вертикали и горизонтали.

Коррекция астигматизма осуществляется посредством подбора цилиндрических линз.

    Слайд 9 Косоглазие

Косоглазие – дефект, вызванный несогласованной работой мышц, из-за чего глаза смотрят в разные стороны. Мозг в этом случае принимает во внимание только одно изображение.

Чтобы заставить работать глаз с ослабленными мышцами, ребёнку временно закрывают правильно действующий глаз.

    Слайд 10 Дальтонизм

Дальтонизм – неспособность различать цвета, если колбочки какого – либо вида оказываются с дефектом. Это расстройство зрения названо по фамилии английского химика и физика Джона Дальтона, впервые исследовавшего это явление. Дальтонизмом страдают 8% мужчин и 0,5% женщин. Одни дальтоники не воспринимают красный цвет, другие – зелёный, третьи – фиолетовый. Встречаются и такие люди, для которых мир «окрашен» только в оттенки серого.

    Слайд 11 Куриная слепота

Куриная слепота – потеря зрения при слабом освещении. Этот дефект вызван нехваткой витамина А, вследствие чего в палочках не образуется белок зрительных пурпур (именно он под действием света разлагается, а в темноте восстанавливается).

Близорукость и дальнозоркость компенсируется очками, главной деталью которых являются линзы. Близорукость – рассеивающими, дальнозоркость – собирающими. Первые очки изобретены в конце XVIII века во Франции.

4 Закрепление (5 мин)

    Где получается изображение при близорукости? (перед сетчаткой)

    Причины близорукости? (избыточная оптическая сила глаза, удлинение оси глаза)

    Какие линзы компенсируют близорукость? (рассеивающие Д-)

    Где получается изображение при дальнозоркости? (за сетчаткой)

    Причины дальнозоркости? (недостаточная оптическая сила хрусталика, уменьшение длины оси глаза).

    Какие линзы компенсируют дальнозоркость? (собирающие Д+)

    Почему в учебнике не приводится фокусное расстояние глаза? (хрусталик постоянно изменяет кривизну, поэтому не имеет постоянного фокуса)

5 Применение ЗУН (10мин)

    Угол между зеркалом и падающим лучом равен 30 0 . Найти угол отражения луча.

Цели урока:

  • Обучающие : изучить строение, оптическую систему и основные свойства глаза; установить причины близорукости и дальнозоркости; научиться различать линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости.
  • Развивающие: развитие речевых навыков, теоретического мышления; умение выражать мысли вслух; развитие внимания и любознательности; повышение интереса к изучаемому предмету.
  • Воспитательные: формирование у детей толерантного осознания; воспитание умения выслушивать товарища, уважать мнение оппонента; развитие стремления к познанию.

Оборудование и пособия: таблица «Строение глаза»; учебник биологии для 8-го класса «Человек» (на каждой парте); диапроектор; диапозитивы «глаз. Дефекты зрения и их исправление»; обучающие карточки-памятки (на каждой парте); портрет И. Кеплера; карточки-задания «Проверочный тест», индивидуальные карточки; наглядные плакаты; магнитная доска, стенгазета «Вот такие бывают глаза!»; приложение .

План урока

№ п/п Этапы Время, мин Приемы и методы
Организационный 1 I – 2 I Приветствие, проверка готовности к уроку, благоприятный настрой учащихся на восприятие материала урока, запись темы урока.
Подготовка к усвоению новых знаний (актуализация знаний). 5 I – 7 I Фронтальный опрос. Одновременно для сильных учеников письменное индивидуальное задание, для слабых – тест.
Объяснение новой темы. 23 I Вступительное слово учителя. Беседа. Сообщения учащихся. Фронтальный ученический эксперимент. Объяснение учителя. Запись на доске и в тетрадях.
Первичная проверка изучаемого материала 2 I – 3 I Фронтальный опрос.
Закрепление изученного материала. 5 I Кратковременный тест.
Подведение итогов урока, выставление оценок. 2 I Запись домашнего задания в дневник.

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, благоприятный настрой учащихся на восприятие материала, запись темы урока в рабочие тетради.

II. Подготовка к усвоению новых знаний (актуализация знаний)

Фронтальный опрос (для среднего звена класса):

  1. Что называют линзой?
  2. Чем отличаются выпуклые линзы от вогнутых линз? (использование наглядной таблицы).
  3. Какую точку называют главным фокусом линзы?
  4. Что называют оптической силой линзы? (запись на доске)

Одновременно для сильных учащихся – индивидуальные карточки (решение задач на определение оптической силы линзы или системы линз), для слабых учащихся – тест (на индивидуальных карточках).

  1. Чему равна оптическая сила системы двух линз, одна из которых имеет фокусное расстояние F 1 = -20 см, а другая – оптическую силу Д 2 = 5 дптр?
  2. Оптическая сила системы линз равна Д = 2,5 дптр. Чему равно фокусное расстояние собирающей линзы, если вторая линза имеет оптическую силу Д 2 = -4,5 дптр?
  3. Оптическая сила линзы 0,5 дптр. Что это за линза и чему равно фокусное расстояние этой линзы?
  4. Фокусное расстояние линзы 10 см. Чему равна оптическая сила этой линзы? Назовите, какая это линза?
  5. Оптическая сила системы линз равна Д = 4,5 дптр. Чему равна оптическая сила собирающей линзы, если первая линза имеет оптическую силу Д 1 = -1,5 дптр? Назовите первую линзу?
  1. Какой буквой обозначается главный фокус линзы?
    а) F; б) О; в) Д.
  2. В каких единицах измерения дается оптическая сила линзы?
    а) мм; б) кг; в) дптр; г) А.
  3. Фокусное расстояние линзы F = -20 см. Какая это линза?
  4. Оптическая сила линзы Д = 2 дптр. Какая это линза?
    а) собирающая; б) рассеивающая.

III. Объяснение новой темы

Вступительное слово учителя:

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка!

Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его то с восхищением, а то, и с опаской.

Информация о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств – зрения, слуха, осязание, вкуса и обоняния.

Тема нашего урока «Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки» (запись на доске). Цель урока: изучить строение, оптическую систему и основные свойства глаза; установить причины близорукости и дальнозоркости; научиться различать линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости.

План изучения темы (записан на доске):

  1. Значение зрения в жизни.
  2. Строение органа зрения.
  3. Оптическая система глаза.
  4. Близорукость и дальнозоркость.
  5. Офтальмологические приборы (очки и контактные линзы).
  6. Гигиена зрения.
  7. Калейдоскоп фактов.
  8. Подведение итогов.

В процессе урока вам предстоит заслушать заранее подготовленные краткие сообщения ваших одноклассников.

Сообщение 1 (ученик):

Глаз – это орган, который можно сравнить с окном в окружающий мир.

Всегда ли можно доверять тому, что мы видим? Все мы видим?

Мы живем в удивительно мире света. Свет доставляет радость всем. Внешний мир мы видим благодаря зрению. Орган зрения играет огромную роль в жизни человека. Символом жизни и вечной юности, всегда был и останется солнечный свет. Свет – это электромагнитная волна длиной излучения от 400 до 760 нм. Другие волны не вызывают зрительных ощущений. Наши глаза чувствительны только к определенному, сравнительно узкому интервалу длин волн. Более 90% информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения.

Глаз обладает свойствам адаптации – способностью менять свою чувствительность в зависимости от величины светового потока. Глаз очень чувствительный аппарат. «Наши глаза способны различать тончайшие оттенки цветов - они воспринимают голубизну морской волны и зарево заката, золото осеннего листа и палитру Левитан» - писал в книге «Бионика» И.Б. Литинецкий. (репродукция Левитана ).

Учитель: смотреть на мир и видеть его красоту большое счастье. И это счастье человеку дают глаза.

Познакомимся со строением глаза (таблица «Строение глаза», термины записаны на доске ). Глаз человека состоит из глазного яблока, соединенного зрительным нервом с головным мозгом, и вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающие глазное яблоко).

Глазное яблоко защищено плотной оболочкой, называемой склерой. Передняя (прозрачная) часть склеры называется роговицей. За роговицей расположена радужная оболочка, которая у людей может иметь различный цвет. В радужный оболочке есть небольшое отверстие – зрачок. Диаметр зрачка может изменяться от 2 до 8 мм, уменьшаясь на свету и увеличиваясь в темноте. За зрачком расположено прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу – хрусталик. Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере. За хрусталиком расположено стекловидное тело. Задняя часть склеры – глазное дно - покрыто сетчатой оболочкой (сетчаткой). Она состоит из тончайших волокон, устилающих глазное дно и представляющих собой разветвленные окончания зрительного нерва.

Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов? (диапроектор, диапозитивы ).

Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительное, уменьшенные и обратные изображения предметов. Попав на окончания зрительного нерва, свет раздражает эти окончания. Эти раздражения передаются в мозг, и у человека появляются зрительные ощущения: он видит предметы.

Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является перевернутым. Первым это доказал, построив ход лучей в оптической системе глаза, был немецкий астроном И. Кеплер (Портрет учёного ). Вся эта система аналогична оптической системе собирающей линзы (таблица «оптическая система линзы» на доске).

Но почему тогда же мы видим предметы неперевернутыми? Процесс зрения непрерывно корректируется мозгом. (Учебник биологии «Человек», 8 класс, иллюстрация «Строение зрительного аппарата »). В свое время английский поэт Уильям Блейк подметил:

Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум.

Человеческий глаз представляет собой устройство, принцип действия которого повторен в фотоаппарате.

Глаз приспособлен к работе в различных условиях: при различной удаленности предметов, как на близкое, так и на более дальнее расстояние (благодаря аккомодации) различной интенсивности освещения (благодаря адаптации). (Термины «аккомодация», «адаптация» на магнитную доску ). При рассмотрении близко расположенных предметов хрусталик становится более выпуклым, радиус кривизны его поверхности уменьшается, а, следовательно, увеличивается оптическая сила (Д = 1/ F на магнитную доску ).

Чувствительность глаза к свету может меняться в миллиарды раз, благодаря изменению диаметра зрачка.

Приспособляемость глаза может вызвать иллюзии – наблюдаемый предмет нам таким, каков он есть на самом деле. (Термин «иллюзия зрения» на магнитную доску плакаты ).

У человека два глаза. Какое преимущество дает зрение двумя глазами?

Во-первых, мы можем различить расстояние между предметами. Это позволяет видеть предмет объемным, а не плоским. Во-вторых, увеличивает поле зрения. (Учебник биологии «Человек», 8-й класс, стр. 76-77 иллюстрация ).

В процессе развития организма могут возникнуть отклонения от нормы, вследствие чего нарушаются основные условия наилучшего зрения, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. Эти отклонения называются дефектами зрения. Изображение близко расположенных предметов расплывается – развивается дальнозоркость. Другой дефект зрения – близорукость, когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы. (Диапроектор, диапозитив «Дефекты зрения», таблица «Близорукость. Дальнозоркость »).

Причиной дальнозоркости и близорукости могут быть и врожденные изменения глазного яблока. При близорукости изображение предмета фиксируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как расплывчатое. При дальнозоркости изображение предмета фиксируется за сетчаткой и тоже воспринимается как расплывчатое.

«По долговременном течениях наших дней
Тупеет зрение ослабленных очей.
Велика сердцу скорбь, лишиться чтенья книг:
Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг!
Тогда противен день, веселее досада!
Одна лишь нам Стекло в сей бедности отрада.
Оно способствуем искусная руки
Подать нам зрение умеет через очки!»
(М.В. Ломоносов)

Очки были изобретены до Ломоносова, и мы знаем, что с их помощью человек корректирует свое зрение, т.е. исправляет близорукость и дальнозоркость.

Сообщение 2 (ученик ):

«Мы век проводим за трудами дома
И только в праздник видим мир в очки».
(И.В.Гете «Фауст»)

Изображение оптических стекол в средние века открыло огромные возможности. Увеличительные стекла захватили воображение. Через них рассматривали мелкие предметы. Потребовалось немало усилий, чтобы простейшие линзы превратились в современные бинокли, микроскопы, телескопы и другие оптические приборы, наконец, просто в очки (плакаты ).

Очки – простейший медицинский прибор. Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз. Сейчас вместо очков часто используют контактные линзы, сделанные из особой прозрачной пластмассы. Они накладываются на веко непосредственно, на глазное яблоко. Контактные линзы не требуют никакой оправы, не запотевают, незаметны. Существуют до 80 типов очков различного назначения.

Учитель: Какие же линзы следует применять в очках?

При близорукости необходимо изображение предмета отодвинуть от хрусталика и переместить на сетчатку. Для этого применяют линзы вынутые – рассеивающие свет с отрицательной оптической силой.

При дальнозоркости изображение предмета за сетчаткой перемещают с помощью линз выпуклых – собирающих свет. Оптическая сила таких линз - положительная. (Таблица «Линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости »).

IV. Первичная проверка изучаемого материала:

Ответьте на следующие вопросы:
Врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна +2 дптр. Какой недостаток зрения исправляют эти очки? (дальнозоркость).

Если человек близорук, то какие очки ему необходимы: +1,5 дптр или -1,5 дптр? (-1,5 дптр)

V. Объяснение новой темы (Продолжение):

Глаз – это живой оптический прибор. Мышцы глаза ученика за один учебный день испытывает такую же нагрузку, какую испытывают мышцы его рук и торса, если он пытался бы поднять и удержать над головой штангу весом предназначенного для среднего профессионала-атлета. Чтобы спасти глаза от перенапряжения, необходима специальная гимнастика, которая восстанавливает зрение.

Простейшие упражнения можно использовать в любых условиях, в том числе и в школе, где глаза устают больше всего.

Выполним все вместе некоторые из упражнений:

  1. Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.
  2. Поглаживай в течение 30 секунд веки кончиками (подушечками) пальцев.
  3. Делай круговые движения глазами: налево – вверх - направо – вниз - направо – вверх - налево - вниз.
  4. Вытяни вперед руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори 3 раза.

А если ты носишь очки?

В этом случае важно правильно их хранить и регулярно мыть теплой водой с мылом. Ведь от очков теперь зависит твое зрение!

И главное, если у тебя нарушено зрение, необходимо строго выполнять предписание врача-окулиста. Хорошо подобранная оправа очков украшает лицо, делает его привлекательнее.

Для нормального формирования зрения и его сохранение необходимо соблюдать простые правила:

  1. читать, писать в хорошем освещенном помещении;
  2. нельзя читать в транспорте, лежа располагать тексты ближе или дальше 30-35 см от глаз;
  3. очень вредно смотреть на слишком яркий свет;
  4. чаще бывать на свежем воздухе;
  5. оберегать глаза от ударов;
  6. в пищу употребляй витамин А.

Глаз человека – это тонкий и ценный инструмент. Берегите зрение с детства!

А сейчас обратимся к калейдоскопу интересных факторов:

Сообщение 3 . (ученик ):

Во многих славянских языках есть слово «око». Когда-то оно было единственным словом для названия органа зрения. От него в разное время образовались новые слова: очки, окунь.

Сообщение 4 . (ученик ):

В XVI веке появилось слово «глаз». Как считают многие ученые, это слово потреблялось в переносном смысле и означало: «камешек».

Сообщение 5 . (ученик ):

Глаз человека различает 7 тысяч оттенков различных цветов.

А также глаза не мерзнут. Это потому, что они не имеют нервных окончаний, чувствительных к холоду. Наоборот, в кончиках пальцев, носа этих точек очень много, поэтому эти места, прежде всего и сильнее всего чувствуют холод.

Сообщение 6 . (ученик ):

Самая богатая водой ткань человеческого тела - стекловидное тело глаза – содержит 99% воды. Самая бедная – зубная эмаль – 0,2 % воды.

Сообщение 7 . (ученик ):

Еще одним дефектом зрения является цветная слепота. Глаз не способен различать красный и зеленый цвета. Этот случай впервые описал английский химик Дальтон, отсюда и произошло название – дальтонизм. Для многих профессий он несуществен, но для водителя, машиниста железной дороги, лоцмана крайне важно отличать красный цвет от зеленого.

Учитель: Спасибо за интересные сообщения. Итак, проведем краткий обзор изученного материала. Сегодня на уроке мы говорили о значении зрения в нашей жизни. Изучили строение оптической системы и свойства глаза. А так же узнали с помощью, каких линз можно исправлять близорукость и дальнозоркость.

Все это мы изучили благодаря биологии, истории, литературы, и конечно физики.

VI. Закрепление изученного материала:

Как мы освоили новый изученный материал, нам поможет узнать кратковременный проверочный тест.

  1. Какая часть глазного яблока является двояковыпуклой линзой?
    а) хрусталик; б) роговица
  2. На какой части глазного яблока образуется изображение предмета?
    а) на сетчатке; б) на роговице
  3. Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и так и на более далёком расстоянии:
    а) адаптацией; б) аккомодацией; в) иллюзией зрения
  4. При близорукости применяют очки
    а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами
  5. При дальнозоркости применяют очки
    а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами.

(Работа выполняется на отдельных листах, которые сдаются для проверки учителю. Одновременно запись проводится на полях в рабочей тетради ученика, для того чтоб самостоятельно оценить и проанализировать свою работу).

Работа проводиться с целью самоконтроля самими учениками своих работ (Подобная форма работы ребятам знакома, так как проводится регулярно). Проверяются первичные знания учащихся по изученной теме:

  • дано пять правильных ответов – оценка «5»
  • дано четыре правильных ответа – оценка «4»
  • три правильных ответа – оценка «3»
  • два и менее правильных ответа - оценка «2»

VII. Поведение итогов урока, выставление оценок.

Каждому ученику вручаются памятки «Гимнастика для глаз» и «Как уберечь глаз от травмы»

Домашнее задание : § 37,38 (для желающих стр.148 учебника №149)

Список литературы

  1. Громов С.В.Физика: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С.В. Громов, Н.А. Родина. – М.: Просвещение, 2002
  2. Лукашик В.Н. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2002 .
  3. Демченко Е.А. Нестандартные уроки физики 7-11 классы. – Волгоград, 2002.
  4. Кирик Л.А. Физика – 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Илекса, 2003
  5. Юный эрудит. – М.: №2, 2003.
  6. Физика в школе. – М.: школа – Пресс, № 6/91, № 2/97.
  7. Энциклопедический словарь нового физика / сост. В.А. Чуянов. Педагогика - Пресс, 1998.
  8. Биология в школе. – М.: Школа – Пресс, № 8/93, № 1/95.
  9. Медицинская энциклопедия / сост. М.П. Обрамян. – М.: Медицина, т.3 1983 .



Самое обсуждаемое
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?
Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее? Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее?
Печень индейки рецепт приготовления в сметане Печень индейки рецепт приготовления в сметане


top