Дискалькулия: что это такое и каковы методы коррекции расстройства. Коррекция, упражнения, причины, симптомы, виды дискалькулии, диагностика и определение

Дискалькулия: что это такое и каковы методы коррекции расстройства. Коррекция, упражнения, причины, симптомы, виды дискалькулии, диагностика и определение

ТЕМА: Нарушения счетных операций (основные понятия)

Нарушения счетных операций определяются терминами «акалькулия» и «дискалькулии». При этом расстройства счета у больных с локальными поражениями мозга чаще определяются термином «акалькулия», а нарушения в овладении счетными операциями у детей - «дискалькулия».

Термин «акалькулия» впервые был предложен S. F. Henschen в 1919 году для обозначения нарушений счета вследствие локального поражения мозга. Автор дифференцировал нарушения чтения и письма цифр, с одной стороны, и нарушения умственных операций счета, с другой стороны. Нарушения чтения и письма цифр он назвал акалькулией в широком смысле этого термина, а нарушения умственных операций счета - акалькулией в узком смысле.

Акалькулии у взрослых при локальных поражениях мозга посвящено большое количество исследований. Нарушения в овладении счетом у детей изучались менее интенсивно.

Существенный вклад в изучение акалькулии внесли исследования Gerstman. Автор описал синдром, связанный с левосторонним теменно-затылочным поражением, при котором пальцевая агнозия сочеталась с неразличением правого-левого, с аграфией, с конструктивной апраксией и с нарушением функции счета. Этот синдром получил название «синдром Гертсмана». Автор подчеркнул тесную корреляцию между пальцевыми умениями и элементарными счетными операциями.

Дифференциальную диагностику между различными формами нарушений счета при локальных поражениях мозга осуществил К. Kleist (1934). Среди нарушений счета автор выделил три формы: 1) алексию цифр; 2) аграфию цифр; 3) акалькулию.

Алексию цифр т. е. нарушение чтения цифр, автор рассматривал как резидуальное проявление афазии. S. F. Henschen выявил большую распространенность алексии цифр среди больных с афазией. При этом у больных наблюдается замедленное чтение буквенного текста, однако читать цифры они не могут.

Аграфия цифр , по мнению К. Клейста, связана с апраксией и аграфией слов. При аграфии цифр пространственная организация числа отсутствует, но больные не испытывают затруднений в операциях умственного счета. Аграфия цифр, согласно К. Клейсту, очень редко проявляется изолированно, обычно она сочетается с алексией цифр.

Автор выделяет две формы аграфии цифр - апраксическую идеокинетическую и апраксическую конструктивную. При первой форме больной не может найти движения, необходимые для написания цифры. При этом одна цифра заменяется другой. При второй форме распадается представление о положении цифры при обозначении чисел. В этом случае смешивается последовательность написания цифр при обозначении числа. Вместе с тем при аграфии цифр больные не испытывают существенных затруднений в операциях устного умственного счета. По мнению Клейста, аграфия цифр очень редко проявляется изолированно, обычно она сочетается с алексией.

Акалъкулия, согласно К. Клейсту, ассоциируется с нарушением умственных операций счета без выраженной алексии и аграфии цифр. Акалькулия рассматривается как расстройство представлений о количестве.

Многие авторы (О. Peritz, 1918; А. Вёпагу, 1922; К. Kleist, 1934) описывали случаи «чистой» акалькулии, которая ассоциировалась с нарушением умственных операций счета. К. Клейст рассматривал это расстройство счета как нарушение представлений о количестве.

Таким образом, анализ литературы начала XX века показывает, что в этот период выделялись два типа нарушений счета.

При первом типе нарушений счета основная трудность заключается в неумении определять позицию цифры при восприятии и написании числа. При этом больные не способны реализовать план счета. Они делают ошибки при сложении и вычитании чисел, потому что столбцы цифр размещаются ими неправильно. В то же время умственный счет у них сохранен. Большинство авторов связывают этот тип акалькулии с дефектом пространственного восприятия.

При втором типе акалькулии трудности связываются с распадом количественной системы, с нарушением представлений о числе.

Что касается локализации поражения, то большинство авторов отмечали поражение затылочно-теменной области мозга при акалькулии.

ТЕМА: Нарушения овладения счетными операциями (дискалькулии) у детей

Затруднения в овладении математикой на начальном уровне обучения в школе наблюдаются не только у детей с различными видами нарушений развития, но и у детей с сохранным психическим развитием.

Предупреждение и преодоление неуспеваемости детей в овладении основными математическими знаниями, умениями и навыками требует изучения того, в чем заключаются их трудности, выявления механизмов и причин этих затруднений.

1. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ УЧЕНИЯ О ДИСКАЛЬКУЛИИ

Первые упоминания о некоторых симптомах нарушения счета у детей имеются у J.Kerr (1897).

Мнения ученых конца XIX и начала XX века в вопросе о сущности дискалькулии были неоднозначными. Некоторые авторы считали, что трудности в овладении счетом не являются специфическими, а связаны скорее с неправильным обучением или непосещением школы. Другие, наоборот, отмечали, что в основе дискалькулии лежат специфические трудности.

Первоначально трудности в овладении счетом изучались в связи с нарушением чтения. Так, A. Stezz (1897), Н. Ritter (1902), S. Stefenson (1904) отмечали, что наряду с расстройствами письма и чтения у детей выявляются дефекты счетных операций. В работах авторов указывается на характер затруднений, но не раскрываются вопросы этиологии и патологических механизмов этих нарушений.

В работах F. Bachmann, посвященных врожденной алексии, отмечается, что алексия слов распространяется иногда и на числа. Ф. Бахман обнаружил из 86 случаев врожденной алексии 7 случаев алексии цифр. По мнению автора, полная алексия цифр встречается очень редко, однако неправильное расположение цифр при написании числа и тенденции к инверсии выявляются очень часто.

Позднее появляется точка зрения, согласно которой дискалькулия у детей не всегда связывается с нарушениями чтения и письма. Так, Е. Guttman (1936), изучая эволюционную дискалькулию, выделил случаи «чистой» дискалькулии и дискалькулии, связанной с дисграфией.

В случаях «чистой» дискалькулии основные трудности детей заключаются в осуществлении умственных операций счета. Дети затрудняются сравнивать количество ударов, считать количество ударов в данном ритме, симультанно определять количество предметов. В случаях, связанных с дисграфией, дети испытывают трудности в записи числа, смешивают положение цифр в письменных счетных операциях.

В последующем в литературе описывается большое количество случаев затруднений в овладении детьми математическими знаниями и умениями.

Начиная с 30-х годов XX века изучение дискалькулии у детей становится более интенсивным и многоаспектным (F. Laubental, 1936; A. Tredgold, 1937; N. Granjon-Galifret, J. Ajuriaguerra, 1951; A. Kossakowski, 1962; E. Hasaerts van Geertruyden, 1970; C. Daurat-Hmeliak, M.-R. Montes-Boada, R. Narlian, C. Portier, 1970; Ch. Richaud, 1970; Cl. Vergout-Rueff, 1970; L. Kosc, 1971). Среди отечественных авторов определенный вклад в развитие учения о дискалькулии у детей внесли С. С. Мнухин (1948), Е. Д. Прокопова (1953), Ю.Г.Демьянов, (1970), Л. М. Чучалина (1970), М. В. Ипполитова (1972), В. М. Явкин (1975), С. Л. Шапиро (1976), Г. М. Капустина (1989) и др.

Клинические, психологические, нейропсихологические исследования детей с дискалькулией позволили авторам выявить не только симптоматику, но и этиологию, механизмы этого нарушения, позволили рассматривать его с позиции синдромного подхода.

2. ЭТИОЛОГИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ

По вопросу об этиологии дискалькулии в литературе существуют различные точки зрения. В качестве ведущих этиопатогенетических факторов, выделяются как эндогенные, так и экзогенные факторы.

У родителей многих детей с дискалькулией обнаруживается психопатологическая отягощенность: алкоголизм, депрессивные состояния, психопатии, психопатологическая неуравновешенность и др.

Однако в большинстве случаев различные виды нарушений счетных операций связаны с органическим повреждением головного мозга на ранних этапах онтогенеза и вторичным недоразвитием мозговых структур, формирующихся в постнатальном периоде.

В анамнезе детей с дискалькулией часто отмечается патология центральной нервной системы: гемиплегия, параплегия, гидроцефалия, эпилепсия, полимиелит и др. (В. М. Явкин, 1975; С. Daurat-Hmeliak, 1970; Cl. Vergout-Rueff, 1970 и др.).

Парциальные нарушения затрагивают овладение всеми элементарными школьными навыками - чтением, письмом и счетом.

Среди факторов риска в анамнезе детей с дискалькулией выделяются также недоношенность, токсикоз беременности, асфиксия во время родов, нарушение питания, нарушение раннего психомоторного развития.

При анализе этиологии дискалькулии акцентируется внимание на значимости инфекций, хронических болезней, соматической ослабленности у данной категории детей.

В этиологии нарушений школьной успеваемости на первое место выходят заболевания, перенесенные в возрасте до трех лет (хронические заболевания, сильные инфекции и др.), а также родовые травмы и травмы головного мозга в раннем возрасте (Ю. Г. Демьянов, С. С. Мнухин, Г. Е. Сухарева, С. Daurat-Hmeliak и др.).

Неблагоприятное микросоциальное окружение как значительный фактор школьной неуспеваемости детей, в том числе и по математике, подчеркивается Ю. Г. Демьяновым, Т. М. Симеоном, Е. Грущик-Колчинской. В преобладающем большинстве случаев у детей с дискалькулией имеет место «искаженная» семейная ситуация: неполная семья, внебрачные дети, существенные отклонения в проявлении материнского чувства, равнодушие к ребенку или излишняя опека, травматизирующая семейная ситуация. Все эти факторы оказывают отрицательное влияние на эволюцию семейных отношений и личности ребенка. Неблагоприятные отношения в семье, плохие социальные условия вызывают задержку в развитии многих психических функций, позднее развитие речи, трудности в овладении чтением, письмом и счетом.

Дискалькулию, как и другие проявления школьной неуспеваемости, связывают с аффективными нарушениями, плохой адаптацией к школьным условиям, с трудностями личных контактов, появлением страха перед школой.

В зависимости от происхождения (церебрального, соматогенного) и времени воздействия на ребенка патологических факторов нарушения в психическом развитии у детей с дискалькулией могут проявляться в разных вариантах отклонений в эмоционально-волевой сфере, в интеллектуальной и речевой деятельности.

По данным С. Daurat-Hmeliak, С. Portier и других авторов, среди детей с дискалькулией выделяются следующие группы: 1) заторможенные; 2) дети с психотическим состоянием; 3) неустойчивые; 4) дети с неврологической симптоматикой.

Самой многочисленной оказалась группа заторможенных детей, составивших половину всех обследованных. Для этих детей характерна общая заторможенность, эмоциональная незрелость, беспокойство. Поведению детей свойственны пассивность, леность, отказ от всякой инициативы.

Результаты исследований интеллектуального развития, которое оценивалось по Векслеру, показали, что QI этих детей в большинстве случаев нормальный.

Значительное количество заторможенных детей вызывает необходимость выяснить генез и природу нарушений счета у них. Встает вопрос, связаны ли трудности школьного обучения этих детей с особенностями их умственной деятельности, с заторможенностью психических процессов. Следует предположить, что традиционная педагогика недостаточно стимулирует их умственную деятельность. Неудачи ребенка аккумулируются, наслаиваются, усложняются, у него возникает отрицательное отношение к школьному обучению. В свою очередь, это провоцирует «бегство» от проблем, в связи с чем неудачи становятся систематическими и стойкими.

Группа детей с психотическим состоянием включает только мальчиков и составляет одну пятую всех детей с дискалькулией. Дети этой группы представляют собой очень характерный тип: это личности, плохо структурированные, которые не отказываются от контакта, но очень разбрасываются в своем поведении. Они часто живут в мире образов, далеки от реальности, мало задумываются над тем, что они делают и говорят. У них часто обнаруживается одинаковое безразличие ко всему.

Интеллектуальный уровень этих детей по шкале Векслера в среднем равен 95, однако он неодинаков (от 79 до 111).

Дети данной категории при первом обследовании производят хорошее впечатление, создавая иллюзию легкости преодоления дискалькулии. Однако в процессе коррекции обнаруживается значительный дефект функций, обеспечивающих овладение счетом. Отставание детей равняется, как правило, двум годам обучения, и с возрастом их трудности прогрессируют.

В группе неустойчивых детей отмечаются психомоторная неустойчивость, возбудимость, лабильность внимания, отсутствие интереса к школьному обучению.

Неустойчивость детей доминирует как в семейных, так в школьных отношениях. В классе эти дети постоянно возбуждаются, их внимание неустойчиво. Несмотря на потенциальную возможность глобального понимания школьного материала, их математические знания характеризуются фрагментарностью, нечеткостью, расплывчатостью, так как они не могут сосредоточиться в течение длительного времени.

Трудности счета у этих детей не являются изолированными. Они часто ассоциируются с незрелостью латерализации и пространственной организации. В некоторых случаях отмечаются моторное отставание, задержка развития речи.

Интеллектуальный уровень данной категории детей нормальный, по шкале Векслера в среднем равен 100.

Четвертую группу составляют случаи, когда у детей выявляется неврологическая симптоматика (гемиплегия, эпилепсия, гидроцефалия и др.). Школьные трудности у этих детей носят глобальный характер. Факторы, обусловливающие трудности овладения счетом, связаны с лингвистической незрелостью, а также с большой утомляемостью, умственной пассивностью.

Интеллектуальный уровень данной категории детей в пределах нормы, QI в среднем равен 91 (по Векслеру).

Дискалькулии, как и другие проявления школьной неуспеваемости (дислексия, дисграфия, дизорфография), чаще всего наблюдаются в синдроме различных нарушений психического развития: у детей с органическим поражением мозга (при эпилепсии, гидроцефалии, ДЦП и пр.), у детей с нарушениями слуха и зрения, с тяжелыми нарушениями речи и особенно часто у детей с минимальной мозговой дисфункцией, задержкой психического развития (С. С. Мнухин, 1948; Ю. Г. Демьянов, 1970; С. Л. Шапиро, 1976; Г. М. Капустина, 1989; Е Hasaerts van Geertruyden, 1970; К. Kosc, 1971; N. Sylvestre, С. Daurat-Hmeljak, 1972; J. Brousseau, 1980 и др.).

Частота дискалькулии у детей с задержкой психического развития связана со спецификой познавательной деятельности и особенностями психического развития (М. С. Певзнер, 1966; Ю. Г. Демьянов, 1970; Т. А. Власова, 1973; С. Л. Шапиро, 1976; В. И. Лубовский, 1978, 1989 и др.).

Психическое развитие детей с ЗПР характеризуется следующими особенностями.

У них отмечается незрелость познавательной и эмоционально-волевой сферы, трудности в поведении, ограниченный запас представлений об окружающем мире, трудности словесно-логических операций, особенности памяти. У детей с ЗПР выявляется низкий уровень сформированности таких психических процессов, как пространственные представления, зрительное восприятие, симультанный и сукцессивный анализ и синтез. Наряду с этим часто обнаруживается общее недоразвитие речи (Ю. Г. Демьянов, 1970; В. И. Ковшиков, 1970; Е. В. Мальцева, 1990; Р. И. Лалаева, 1992 и др.).

Так, исследование математических знаний и умений учеников первого класса школы для детей с ЗПР, проведенное СЛ. Шапиро, обнаружило более чем у половины детей дискалькулию, у одной трети - акалькулию, а у 14% - стертую форму дискалькулии. Необходимо подчеркнуть, что в группе испытуемых не было детей, которые бы правильно выполнили все задания.

Похожие результаты были получены Г. М. Капустиной в результате исследования детей с ЗПР: лишь 10% из них смогли достичь второго уровня успешности в выполнении заданий (от 99 до 75% правильно выполненных заданий); большинство детей достигли третьего (среднего) уровня успешности (меньше 75% правильно выполненных заданий). И ни один ребенок не смог полностью справиться со всеми заданиями.

3. СИМПТОМАТИКА ДИСКАЛЬКУЛИИ

Симптоматика дискалькулии включает наиболее характерные ошибки и затруднения в процессе усвоения математических знаний, умений и навыков (С. С. Мнухин, 1948; Ю.Г.Демьянов, 1970; М. В. Ипполитова, 1972; Н. И. Непомнящая, 1972; С.Л.Шапиро, 1976):

Недостаточное знание состава числа, трудности усвоения правила образования числа;

Несформированность количественных отношений чисел;

Автоматическое воспроизведение порядка следования чисел;

Трудности установления отношения числа к его соседям;

Затруднения в определении места числа в ряду натуральных чисел;

Недостаточное овладение математическим словарем;

Неправильное называние чисел;

Неточное представление о графической структуре цифр;

Элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а используют опору на внешние действия, «ручной» способ выполнения);

Незнание таблицы сложения и вычитания, умножения и деления;

Преимущественно конкретный характер мыслительных операций.

4. МЕХАНИЗМЫ ДИСКАЛЬКУЛИИ

Вопрос о механизмах дискалькулии представляет собой сложную и недостаточно изученную проблему. В качестве патогенетических механизмов дискалькулии рассматриваются разные факторы. Анализ различных точек зрения на механизмы дискалькулии позволяет условно выделить несколько концепций (с учетом ведущего аспекта рассмотрения механизмов дискалькулии).

1. Концепции дискалькулии, в которых в качестве механизмов дискалькулии выделяются гностико-практические нарушения.

Некоторые авторы (N. Granjon-Galifret, J. Ajuriaguerra, 1951; A. Benton, 1962; М. Kindsborn, К. Warrington, 1963; Ch. Richaud, 1970; L. Kosc, 1971 и др.) соотносят дискалькулию с нарушением пальцевого гнозиса и праксиса в сочетании с несформированностью схемы тела, конструктивной апраксией, т. е. рассматривают дискалькулию у детей как эволюционный синдром Гертсмана.

Вместе с тем в некоторых исследованиях эволюционной дислексии (Е. Д. Прокопова, 1953; Е. Hasaerts van Geertruyden, 1970) у детей с дискалькулией не выявляется нарушений гнозиса и праксиса.

Некоторые авторы (С. Daurat-Hmeliak, M.-R. Montes-Boada, R. Narlian, С. Portier, 1970; CI. Vergout-Rueff, 1970 и др.) обнаруживают у части детей с дискалькулией диспраксию и неврологическую симптоматику. При этом отмечается, что нарушения праксиса оказывают отрицательное влияние на формирование математических умений и навыков. Однако число детей с диспраксией в общем количестве учеников с дискалькулией незначительно.

Таким образом, гностико-практические нарушения можно рассматривать не как обязательный (т. е. присущий всем детям с дискалькулией), а как возможный патогенетический фактор. При этом данный фактор определяется как один из возможных, но не доминирующих механизмов дискалькулии.

2. Психологические концепции дискалькулии.

Психологические концепции (в рамках общей проблемы школьной неуспеваемости) являются наиболее многочисленными. Их сторонники связывают дискалькулию, как и другие проявления школьной неуспеваемости, с несформированностью мыслительных операций памяти, внимания, мышления (С. С. Мнухин, 1948; А. И. Кацитадзе, 1973; Г. М. Капустина, 1989; Л. С. Лебединская, 1983 и др.).

С. С. Мнухин, исследуя детей с нарушениями чтения, письма и счета, обнаруживает у них расстройства рядообразования и воспроизведения автоматизированных рядов (нарушение порядкового счета, называния дней недели, месяцев в году и т. д.), отмечает несформированность сложных действий, которые состоят из ряда последовательных операций.

У детей, страдающих дискалькулией, часто выявляется неполноценность развития пространственных функций: пространственной ориентировки, пространственного восприятия.

Отмечается, что у детей, не успевающих по математике, существенно нарушены процессы логического, математического мышления, имеются затруднения на уровне основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза, обобщения, отвлечения, умозаключения и др.)

У детей с дискалькулией наблюдается нарушение внимания, зрительной и слуховой памяти.

В исследованиях некоторых авторов (Й. Лужикас, С. Daurat-Hmeliak, M.-R. Моп-teS-Boada, R. Narlian, С. Portier) подчеркивается, что у детей со школьной неуспева¬емостью по математике имеются особенности не только познавательной деятельно¬сти, но и эмоционально-волевой сферы.

Для этих детей характерны психическая истощаемость, низкая работоспособность, инертность психических процессов.

Дискалькулия – это специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных школьных и дошкольных возрастах. По результатам многолетних исследований выявлено, что от 3 до 6% детей характеризуются признаками дискалькулии.

Клаcсификация дискалькулии:

вербальная дискалькулия – нарушение словесного обозначения математических понятий

практогностическая дискалькулия - расстройства системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов

дислексическая дискалькулия - нарушение чтения математических знаков

графическая дискалькулия – нарушения записи математических знаков или символов и правильного воспроизведения геометрических фигур

операциональная дискалькулия – неумение выполнять математические операции.

В данной презентации представлена информация по профилактике одного из видов дискалькулии, а именно вербальной дискалькулии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Направление, содержание и приемы логопедической работы по профилактике вербальной дискалькулии Подготовила материал: Алексеева Анна Сергеевна

Что такое дискалькулия Дискалькулия – нарушение, выраженное в неспособности человека к счету, решению математических задач. Чаще всего это состояние проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Часто детей, страдающих дискалькулией, признают или умственно отсталыми или ленивыми, их помещают в специальные классы для отстающих. Для дальнейшего полноценного развития и успешного обучения ребенка важно провести своевременную диагностику и коррекцию этого нарушения.

Симптомы дискалькули и Ошибки в назывании чисел. Запоминание порядка следования чисел без понимания их значений. Затруднения с определением места числа среди остальных чисел. Недостаточное знание математической терминологии. Сложности в разложении числа на слагаемые. Невозможность распределить числа по закономерности больше-меньше. Ошибки в написании чисел. Выполнение только элементарных арифметических операций, причём исключительно путём ручного счёта. Мыслительные процессы предельно конкретны, задачи воспринимаются только при наличии предметного условия. Затруднения при выполнении последовательных арифметических действий. Значительные сложности или полная невозможность выполнения действий со сложными числами.

Классификация дискалькулии Практогностическая – невозможность сосчитать предметы или их обозначения. Графическая – сложности при записи цифр и математических символов, затруднение или полная невозможность воспроизвести геометрические фигуры. Вербальная – затруднения при необходимости назвать математические действия, понятия. Дислексическая – нарушение чтения математических символов. Операциональная – невозможность выполнять арифметические действия.

Вербальная дискалькулия Вербальная дискалькулия проявляется в нарушении словесного обозначения математических понятий. При вербальной дискалькулии вычислительные операции могут успешно выполняться, но при этом ребенок неспособен называть числа, символы, количества, понятия. При вербальной дискалькулии простая задача пересчета недоступна.

Профилактика вербальной дискалькулии формирование математических представлений и закрепление этих представлений в речи формирование понимания слов (математических терминов), обозначающих математические понятия формирование умение пользоваться математической терминологией формирование пространственного восприятия развитие зрительной и слуховой памяти развитие лексического строя речи развитие слухового восприятия формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.

Этапы и направления логопедической работы I этап Учить детей понимать речевые конструкции и обобщающие слова Развивать диалогическую речь детей в процессе выполнения ими математических заданий Учить детей презентовать результаты практической деятельности в речевой форме Развивать словарный запас детей Развивать лексико-грамматический строй речи детей Учить детей сравнивать количество предметов в двух группах Учить детей уравнивать количество предметов в двух группах Учить сравнивать предметы по размеру и выражать результат сравнения словами. Распознавать и называть круг, квадрат, треугольник Осуществлять простейшую ориентировку в пространстве Развивать слуховое внимание, зрительную память и чувство рит ма Развивать ручную моторику (пальчиковая гимнастика).

II этап Расширять словарный запас детей Развивать коммуникативную функцию речи детей, связную речь. Учить детей обозначать количество цифрой и записывать число. Развивать слуховое восприятие детей, учить их считать звуки и движения. Добиваться усвоения детьми количественного и по­рядкового счета в пределах пяти с опорой на наглядный материал. Учить детей сравнивать предметы по размеру. Развивать у детей конструктивный праксис. Учить детей воспринимать и воспроизводить ритмические рисунки. Учить детей понимать условие задачи и ее вопрос. Учить составлять задачи. Учить их сравнивать содержание задачи с рассказом, находить отличия. Расширять антонимический словарь детей за счет понятий высокий - низкий, мокрый - сухой, пришел - ушел, вверх - вниз и т.д.

III этап Учить детей использовать грамматические конструкции: широкая, шире, еще шире и самая широкая и т.п. Развивать активный и пассивный словарь детей. Учить детей использовать количественный и порядковый счет в пределах десяти (в прямом и обратном порядке). Учить детей сравнивать рядом стоящие числа в пределах десяти (на наглядной основе). Учить детей измерять и сравнивать размеры пред­метов (длину, ширину, высоту). Учить детей способам математической записи. Учить детей разбивать геометрические фигуры на части и составлять из нескольких фигур одну большую. Учить детей ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку. Учить детей правильно использовать и называть цифры от 0 до 10, математические знаки (+), (-). Учить детей узнавать в предметах форму геометрических фигур.

Направления, содержание и приемы логопедической работы по профилактике вербальной дискалькулии

Обучение математической терминологии

Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений

Развитие понимания связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением

Спасибо за вниМание!


СОДЕРЖАНИЕ Определение дискалькулии Этиология дискалькулии Механизмы дискалькулии Виды нарушения счетной деятельности акалькулия дискалькулия Виды дискалькулии классификация L. Kosc другие виды дискалькулии Симптоматика дискалькулии

Коррекция дискалькулии Роль логопедических занятий при коррекции дискалькулии Профилактика дискалькулии на уроках изобразительного искусства Конспект занятия по профилактике дискалькулии Список литературы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСКАЛЬКУЛИИ 1. Дискалькулия – специфические нарушения обучения счету, проявляющиеся в разных возрастах дошкольной и школьной популяции. [ 7 ]

Работы некоторых авторов содержат сведения о наследственной обусловленности нарушений счета и счетных навыков. (Мнухин С. С. , Демъянов Ю. К.) У многих родителей детей с дискалькулией имеет место психопатологическая отягощенность: алкоголизм, депрессивные состояния, психопатии.

Различные виды нарушений счетных операций связаны с органическим поражением головного мозга на ранних этапах онтогенеза и вторичным недоразвитием мозговых структур, формирующихся в постнатальном периоде.

Среди факторов риска выделяются особенности протекания беременности (недоношенность, токсикоз, асфиксия). Причинами дискалькулии могут быть перенесенные инфекции, хронические болезни, соматическая ослабленность детей. Г. Е. Сухарева в этиологии нарушений на первое место ставила заболевания первых трех лет жизни, родовые травмы и травмы головного мозга в раннем возрасте.

Ю. Г. Демьянов – неблагоприятное микросоциальное окружение. М. С. Певзнер придавал значение физическому состоянию детей. П. П. Блонский, М. С. Певзнер придают значение физическому состоянию детей (физическое недоразвитие в сочетании с малокровием, плохим сном). Другие авторы основной причиной считают личностные нарушения (страх перед школой, плохая адаптация в школьной ситуации). [ 8, с. 21 -22 ]

Вопрос о механизмах дискалькулии у детей представляет собой сложную и недостаточно изученную проблему. Выделяют несколько конценций:

Авторы первой концепции (N. Granjon-Galifret , A. Benton , L. Kosc) в качестве механизмов дискалькулии выделяют гностико-праксическаи нарушения. При этом дискалькулия соотносится с нарушением пальцевого гнозиса и праксиса, в сочетании с несформированностью схемы тела, конструктивной апраксией.

Сторонники психологической концепции (С. С. Мнухин, Л. С. Лебединская, Г. М. Капустина) связывают дискалькулию с механизмами, сочетающими в себе несформированность психических функций, влияющих на процесс овладения навыками счета (память, внимание, мышление). [ 6 ]

Выделяют два основных типа неспособности к вычислениям в зависимости от степени недоразвития и возраста, в котором она проявилась: акалькулия и дискалькулия.

АКАЛЬКУЛИЯ Акалькулия – трудности приобретенные во взрослом возрасте человеком, который ранее не испытывал никаких трудностей при выполнении вычислительных операций и который сохраняет общие умственные способности. Возникает в результате травм головного мозга, на фоне нормальных общих математических способностей.

ДИСКАЛЬКУЛИЯ (лат. dis – отделение, calculia — счет) – недоразвитие способностей к вычислительным операциям, патологическая затрудненность при выполнении вычислительных операций. Частота встречаемости в школьной популяции – около 5%. Дискалькулия встречается одинаково часто среди представителей обоих полов. [ 5 ]

ВЕРБАЛЬНАЯ ДИСКАЛЬКУЛИЯ Вычислительные операции могут успешно выполняться, но при этом больной неспособен называть числа, символы, количества, понятия. Один из наиболее распространенных симптомов — неспособность к выполнению простой задачи пересчета.

ПРАКТОГНОСТИЧЕСКАЯ ДИСКАЛЬКУЛИЯ (апраксическая дискалькулия) Неспособность к использованию абстрактных математических символов при выполнении операций с объектами. Больные неспособны пересчитать объекты или разделить их на группы по форме, размеру, пространственным характеристикам.

ДИСЛЕКСИЧЕСКАЯ ДИСКАЛЬКУЛИЯ Нарушение чтения математических знаков, словесного обозначения математических понятий, восприятие цвета, формы, величины, количества, пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти. [ 4, с. 45 ]

ГРАФИЧЕСКАЯ ДИСКАЛЬКУЛИЯ Неспособность соотнести предъявляемую цифру с ее графическим символом. Однако, подобные люди способны соотнести символьное обозначение числа с его словесной формулой.

ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ ДИСКАЛЬКУЛИЯ Неспособность аккуратно применять математические операции. Найденные решения математических задач являются ошибочными либо, если решения правильны, являются случайными. Это наиболее труднодиагностируемый вид, так как логика, используемая больными при выполнении математических операций – труднодоступна. [ 4, с. 47 ]

ПСЕВДОДИСКАЛЬКУЛИЯ Недоразвитие математических способностей, возникающее в результате необразованности, отсутствии мотивации учиться, академического отставания или неадекватности обучающих программ. [ 4, с. 47 ]

ОЛИГОКАЛЬКУЛИЯ (генерализованная дискалькулия) Общая неспособность, вызванная расстройством широкого спектра математических функций. Часто сопровождается умственной отсталостью в то время как остальные формы дискалькулии развиваются при сохранном уровне интеллекта.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ДИСКАЛЬКУЛИЯ (цифровая дискалькулия) Неспособность к концептуализации арифметических функций основанных на операциях с символами (+/-), уравнений и математических выражений. Возникает в следствии нарушения визуально-пространствен ных процессов.

понимания разрядного строения числа и понятия числа; понимания внутреннего состава числа и связи чисел между собой; понимания левого и правого компонентов числа, значения нуля; перечисление и выстраивание автоматизированных цифровых и порядковых рядов; выполнение элементарных вычислительных действий (сложение, вычитание, деление, умножение); распознавание числовых знаков; соотнесение чисел в арифметическом действии; заучивание таблицы умножения;

зрительно-пространственного восприятия связи числа с вербализацией процесса счета; раскрытие математического содержания схем и картинок, приводящих к правильному ответу; решения задач, требующих понимания смысла и нескольких логических операций с удержанием в памяти определенных действий; выполнение усложненных логико-абстрактных действий, включаемых в алгебру, геометрию, тригонометрию, физику и пр. [ 7 ]

Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях и школьном логопедическом пункте. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога. В комплекс диагностических мероприятий необходимо включить логопедическое обследование в начале и в конце курса лечения. Сюда входят исследования импрессивной речи, экспрессивной речи, гнозиса, праксиса, функций чтения, письма, счета, памяти, конструктивно-пространственной деятельности, интеллекта (по детской методике Д. Векслера).

Решающее значение в коррекции дискалькулии играет проведение специального комплекса педагогических, в том числе логопедических занятий и медикаментозной терапии направленных на устранение определенных нарушений высших функций. Важное значение имеет проведение адекватного курса лечения, направленного на активизацию деятельности мозговых структур.

Проведение курса логопедических занятий рекомендовано в индивидуальной форме с переходом на групповую. Занятия должны быть направлены на формирование понятия состава числа, счетных навыков, логико-абстрактной и зрительно-пространственной мыслительной деятельности, развития способностей программирования арифметических конструкций, формирование процессов самоконтроля. В зависимости от степени тяжести дискалькулии рекомендовано от 30 (при легкой степени) до 270 занятий и более (при высокой степени тяжести) в индивидуальной и групповой форме.

Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от степени тяжести дискалькулии и основного неврологического заболевания. В результате лечения происходит активизация высших психических функций, в том числе зрительной и слуховой памяти, переключаемости внимания, развитие мышления и символических представлений, зрительно-пространственного гнозиса, улучшение навыков счетных операций, повышение возможностей самоконтроля, укрепление общего состояния и снятия проявлений школьного невроза. [ 7 ]

ПРОФИЛАКТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ ДИСКАЛЬКУЛИИ Для профилактики вербальной дискалькулии значимыми являются: формирование математических представлений и их закрепление в речи; формирование понимания слов, обозначающих математические понятия; умение пользоваться математической терминологией.

Работа по предупреждению дискалькулии включает также формирование пространственного восприятия; развитие зрительной и слуховой памяти; овладение лексико-грамматическим строем речи; развитие слухового восприятия; формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений. [ 2, с. 13 ]

В ходе коррекционной работы по профилактике вербальной дискалькулии используются практические, наглядные и словесные методы. Практические методы направлены на организацию и активизацию практической деятельности детей с наглядным материалом и счетным материалом. Это: упражнения (речевые, игровые, подражательно-исполнительского и конструктивного характера), целенаправленные действия с различным дидактическим материалом, создание условий для применения счетных навыков в быту, труде, игре и в общении. [ 3, с. 42 ]

ПРОФИЛАКТИКА ПРАКТОГНОСТИЧЕСКОЙ ДИСКАЛЬКУЛИИ Для профилактики значимыми являются: формирование представлений об образе предмета и его символическом изображении; формирование счетных навыков; словесное обозначение системы счисления; понимание последовательности счета; называние итога счета и соотнесение его с количеством пальцев; развитие зрительно-пространственног о восприятия;

развитие моторики и зрительно-двигательной координации; развитие зрительной и слуховой памяти и лексико-грамматического строя речи. Значимым в логопедической работе по профилактике практогностической дискалькулии является развитие у детей чувства ритма. Цель работы по формированию чувства ритма, заключается в том, чтобы познакомить детей с основными структурами ритма, научить опознавать их зрительно и на слух, формировать представление о взаимосвязи форм ритма независимо от того, в каких видах деятельности он проявляется. Целесообразно в занятиях одновременно включать двигательный, зрительный, слуховой анализаторы, развивая их слаженную деятельность. [ 2, с. 16 ]

ПРОФИЛАКТИКА ДИСЛЕКСИЧЕСКОЙ ДИСКАЛЬКУЛИИ Для профилактики дислексической дискалькулии значимым является: формирование зрительного образа математических знаков, геометрических фигур; развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений, представлений об образе цифр и математических знаков; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие аналитико-синтетической деятельности; понимание математической терминологии.

Одним из основных методов по профилактике дислексической дискалькулии является моделирование, представляющее собой конструирование модели и использование ее для формирования представлений и свойств объектов в структуре их взаимоотношений. Для этого детям предлагаются предметные модели (конструкция из реальных предметов), предметно-схематические модели (конструкции из предметов заместителей), графические модели (рисунки, знаки и т. д.). Основной задачей является формирование и развитие зрительного гнозиса. К рекомендуемым заданиям относятся: узнавание перечеркнутых изображений предметов, выделение и узнавание контурных изображений, наложенных друг на друга, узнавание недорисованных контурных изображений.

ПРОФИЛАКТИКА ГРАФИЧЕСКОЙ ДИСКАЛЬКУЛИИ Для профилактики графической дискалькулии значимым является: развитие ручной моторики; ориентировка в пространстве на плоскости; развитие слухо-зрительно-двигательной координации; формирование представлений об образе предмета и его символического изображения; развитие зрительного восприятия; понимание математической терминологии; формирование аналитико-синтетической деятельности; развитие зрительной и слуховой памяти.

ПРОФИЛАКТИКА ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЙ ДИСКАЛЬКУЛИИ Для профилактики операциональной дискалькулии значимым является: формирование счетной деятельности; умение выполнять действия сложения и вычитания; понимание математической терминологии; развитие слухового и зрительного восприятия; умение пользоваться символикой; развитие аналитико-синтетической деятельности; развитие лексико-грамматического строя речи; развитие зрительной и слуховой памяти. [ 2, с. 15 ]

Занятия по изобразительной деятельности играют важную роль в формировании зрительного образа предмета. Рассмотрим последовательность в работе по развитию умения узнавать контурные изображения, наложенные друг на друга, на примере темы «Овощи»

Обследование натуральных предметов, составление описательных рассказов об овощах (в игровой деятельности: дидактические, сюжетно-ролевые игры); Классификация овощей по цвету, форме, величине(в процессе данного задания уточняется и расширяется словарь детей);

Лепка овощей; Составление натюрмортов из натуральных овощей; Подбор картины, изображающей овощи, к данному натюрморту; Обводка и штриховка овощей; Обводка изображений овощей и подбор соответствующих цветов, в которые могут быть они раскрашены; Аппликация овощей, отдельно расположенных;

Аппликации овощей, наложенных друг на друга; Раскрашивание натюрморта овощей в соответствии с аппликацией; Когда дети научаются определять образы предметов, наложенных друг на друга, в такой же последовательности следует проводить работу и с геометрическими фигурами, и математической символикой. [ 4, с. 46 -48 ]

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: 1 – развитие кинестетических ощущений; 2 – формирование порядкового и количественного счета; 3 – развитие оптико-пространственных представлений; 4 – формирование математических представлений; 5 – развитие зрительного гнозиса; 6 – формирование предметно-игровой деятельности; 7 – формирование порядкового счета;

ОБОРУДОВАНИЕ: Письмо; посылка; «Волшебный мешочек» с фруктами (бананом, апельсином, грушей); лист белой бумаги с изображением контуров фруктов (апельсина, банана, груши) для каждого ребенка; конверту с силуэтами тех же фруктов для каждого ребенка; клей и кисточка; такой же набор изображений большого размера для педагога, (силуэт фруктов разного цвета).

ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Организационный момент. Логопед: «Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычное занятие» . 2. Сообщение темы занятия. Беседа. — Посмотрите, нам принесли посылку и письмо. Давайте прочитаем, что написано в письме: «Дорогие ребята, очень прошу вас о помощи. Я художник, рисую пригласительные открытки. В вашем детском саду скоро будет праздник осени, для каждого я хотел приготовить пригласительную открытку, но не успеваю» . Как жаль, правда, ребята? Я думаю, что мы можем помочь. — О каком празднике говорил художник? Что такое пригласительная открытка, как можно ее сделать? (решают сделать картинку натюрморт, что это?)

3. Развитие кинестетических ощущений. Ребята открывают посылку, там мешочек. Проводится игра «Волшебный мешочек»: дети на ощупь определяют что лежит в мешочке. 4. Формирование порядкового и количественного счета. Что из мешочка мы достали первым? Последним? Сколько всего фруктов? Какой они формы, цвета и т. д. ?

5. Развитие оптико-пространственных представлений. — Теперь составим натюрморт из наших фруктов. (какой фрукт мы видим полностью, какой не полностью, почему?) 6. Формирование математических представлений. Дети садятся за столы. Открывают конверты в которых лежат силуэты фруктов. Раздаются листы с изображением контуров фруктов. — Какие фрукты вы здесь видите? Обведи пальцем банан, апельсин, … Сколько фруктов нарисовано на листе? В натюрморте? Где больше? 7. Развитие зрительного гнозиса. — Посмотрите на мой мольберт, что изображено? Да, такие фрукты как и у вас, но их очень много. Помогите мне найти подобные и разукрасить их.

8. Формирование предметно-игровой деятельности. С помощью силуэтов фруктов и листа бумаги, дети создают натюрморт. 9. Формирование порядкового счета. — Какой фрукт мы приклеили первым? Последним? Почему? 10. Развитие навыков словообразования. Логопед проводит игру «Большой – маленький» . (апельсин – апельсинчик, и т. д.)

11. Подведение итогов занятия. — Кто запомнил, для чего мы делали пригласительные открытки? Кому мы их подарим? Что скажем, когда будем вручать? 12. Оценка деятельности детей. — Спасибо за помощь художнику. Вы были очень внимательны, поэтому задание выполнили правильно. 13. Организованное окончание занятия. [ 3, с. 46 -48 ]

1. Ерофеева Т. И. , Павлова Л. Н. , Новикова В. П. Математика для дошкольников. — М. : Просвещение, 1992 – 191 с. (книга использовалась для подбора картинок) 2. Кондратьева С. Ю. «О профилактике нарушений счетной деятельности у дошкольников с ЗПР» ж. Логопед в детском саду № 2(17), 2007 с. 12 3. Кондратьева С. Ю. , Яцковская Т. Б. «Профилактика вербальной дискалькулии у дошкольников с ЗПР» ж. Логопед в детском саду № 10(25), 2007 с. 41 4. Кондратьева С. Ю. , Яцковская Т. Б. «Профилактика дискалькулии у дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности» ж. Логопед в детском саду № 5(20), 2007 с.

5. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб. : Гиппократ, 1995 – 224 с. 6. Лалаева Р. И. , Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. – СПб. : «Союз» , 2005 – 175 с. 7. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. М. : Союз, 2001 – 216 с. 8. Степкова О. В. , Яковлев С. Б. «Дискалькулия: вопросы этиологии и механизмов» ж. Логопед в детском саду № 3(18), 2007 с.

Наталья Михина
Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ЗПР

Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

(из опыта работы)

Учитель – дефектолог Михина Н. В.

МБДОУ ЦРР – Детский сад № 1

«Муравейник» г. Коломна,

Московская область

Дискалькулия – специфическое нарушение счетных навыков, обнаруживаемое на начальной стадии обучения счету. Дискалькулия является следствием недостаточной сформированности познавательных и речевых предпосылок, обеспечивающих становление данного навыка.

По МКБ дискалькулия выделяется в специфическое расстройство арифметических навыков и фиксируется кодом – F 81.

Проявляется дискалькулия у детей в целом комплексе симптомов, важнейшими из которых являются :

Недостаточное овладение математическим словарем

Неточное представление о графической структуре цифр

Механическое воспроизведение порядка следования чисел

Затруднения в определении места чисел в ряду натуральных чисел

Трудности установления отношения числа к его «соседям»

Недостаточное знание состава числа

Трудности усвоения правил образования числа

Несформированность количественных отношений чисел

Дискалькулии , как и другие нарушения, ведущие к школьной неуспеваемости (такие, как дислексия и дисграфия, чаще всего являются следствием психической недостаточности, сенсорных нарушений, нарушений речи, особенно у детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД, детским церебральным параличом (ДЦП, задержкой психического развития (ЗПР) .

Классификации дискалькулий :

Врожденные и приобретенные (С. С. Мнухин) ;

Первичные и вторичные (Н. Граньон-Галифрет, Дж. Айюриагерра, Л. С. Цветкова) .

Наиболее обобщенной и практико-ориентированной является классификация Л. Косч, выделяющего :

Вербальную дискалькулию , проявляющуюся в нарушении словесного обозначения математических понятий;

Практогностическую дискалькулию , характеризующуюся расстройствами системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов;

Дислексическую дискалькулию , в основе ее лежит нарушение чтения математических знаков;

Графическую дискалькулию , проявляющуюся в нарушениях записи математических знаков или символов и правильного воспроизведения геометрических фигур;

Операциональную дискалькулию , отражающую неумение выполнять математические операции.

Для детей дошкольного возраста важно как можно раньше выявить предрасположенность к возникновению дискалькулии и начать коррекционную работу по профилактике данного нарушения .

Для детей этой категории характерны следующие трудности :

1. Трудности в восприятии пространства (дошкольники путают право-лево , верх – низ; часто встречаются ошибки при употреблении предлогов, обозначающих пространственные отношения). При относительной сформированности умений определять пространственные ориентиры относительно себя дети затрудняются в перенесении пространственных ориентиров на собеседника. Трудности вызывает и ориентировка на плоскости. Детям сложно определить пространственные взаимоотношения предметов и их частей.

2. Трудности вызывают задания, направленные на исследование уровня сформированности представлений о цвете, форме и величине. Как правило, почти все дети правильно узнают форму, величину, цвет, что позволяет сделать вывод о сформированности у них сенсорных эталонов. Вместе с тем, выполнение заданий, предполагающих включение обобщенного восприятия, вызывает у детей затруднения . Выполняя задание на классификацию по определенному признаку, дети недостаточно прочно фиксируют инструкцию, затрудняются в выделении существенных признаков, не могут действовать целенаправленно, переключаются с одного признака на другой.

3. Сложности у детей возникают при выполнении заданий, направленных на исследование понимания и употребления математических понятий (много – мало, больше – меньше – равно и т. д.) . Дошкольники испытывают значительные трудности в понимании смысла математических терминов, не могут включить в речевое высказывание известную им математическую лексику.

4. В заданиях, направленных на исследование умения соотнести количество предметов с цифрой, дети испытывают затруднения в выборе нужной цифры, путают изображение цифры и ее название; дошкольникам требуются постоянная помощь и подсказка со стороны педагога. Несформированность зрительного гнозиса препятствует усвоению графических изображений цифр и усвоению математических символов.

5. При составлении и решении задач дошкольники с ЗПР испытывают затруднения в понимании условий задач, а также при запоминании числовых данных и выборе нужного математического знака, что говорит о недостаточном уровне сформированности слуховой памяти, лексико-грамматического строя речи, представлений о математических знаках.

Методика профилактики дискалькулии строится на основе следующих принципов : --- деятельностного подхода (активности, самостоятельности и комплексности) ; --- дифференцированного подхода; --- поэтапного формирования умственных действий

и реализуется в рамках комплексного сопровождения дошкольников с ЗПР .

Данную коррекционную работу проводят учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели, инструктор лечебной физкультуры, музыкальный руководитель, каждый из которых решает ряд задач, а именно :

Задачи учителя-дефектолога :

Формирование знаний о составе числа;

Формирование знаний о правилах образования числа;

Формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, определение причинно – следственных связей.

Задачи учителя-логопеда :

Обучение детей согласованию порядковых числительных с существительным в роде, числе и падеже;

Развитие умения пользоваться математической терминологией;

Обогащение сенсорного опыта детей .

Задачи воспитателя :

Развитие у детей математического словаря;

Закрепление знаний о составе и правилах образования числа;

Развитие представлений о цвете, форме и величине.

Задачи инструктора ЛФК :

Закрепление количественных представлений, порядкового счета;

Развитие ориентировки в пространстве при выполнении упражнений.

Задачи музыкального руководителя :

Развитие у детей чувства ритма ;

Уточнений представлений о геометрических фигурах, например ведение хороводов. При этом педагог уточняет, что хоровод должен быть круглым;

Развитие количественных представлений, порядкового счета (пересчет предметов, необходимых для игры; когда дети встают парами, они должны сказать, какая пара первая, вторая и т. д.).

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии проводиться в процессе ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста , т. е. преимущественно в игровой деятельности. Благодаря использованию математических игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка.

Игровые упражнения для коррекционной работы по профилактике вербальной дискалькулии :

Развитие восприятия цвета, формы величины, количественных представлений : «Чем похожи, чем различаются две фигуры» . «Разложи по коробкам» (геометрические фигуры разного цвета и размера) .

Развитие умения словесно обозначать математические понятия, развитие лексико-грамматического строя языка : «Скажи наоборот» (употребление слов – антонимов) . «Узнай и назови времена года» (зима, лето, весна, осень) .

«Нелепицы» (по временам года) . «Времена суток» (назови и разложи последовательно; составь рассказ по серии сюжетных картин).

Обучение математической терминологии : «Найди по описанию» . «Глаголы, стройся!» (уточнение понимания глаголов, их употребление) . «Поручения» (с использованием математической терминологии) . Развитие зрительно-пространственного восприятия. «Назови, что где находится» (на картине, на схеме) . «Сделай зарядку» (с использованием схем упражнений) . «Наша квартира» . «Цыплята в домике» .

Развитие зрительно-двигательной координации, моторных навыков, чувства ритма. «Нарисуй нужное количество геометрических фигур» . «Посчитай и напиши под каждой картинкой нужную цифру» . «Хлопай, как я» ; «Хлопай так, как на рисунке» .

Развитие зрительной и слуховой памяти : «Назови число от указанного числа в прямом и обратном порядке» . «Назови пропущенное число среди названных чисел» . «Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета) .

Развитие логических операций Серия упражнений на числовом материале (закрепление порядкового значения числа) : «Раскрась числа разным цветом» , «Определи кто и какой по счету в очереди» , «На какой жердочке птичка» . Классификация на основе двух признаков : «Покажи те игрушки, на которых можно кататься» , «Покажи фрукты, но не круглые» , Классификация на основе функциональных признаков :

«Покажи, что самое легкое» , «Покажи, что может летать»

Игры с песком и водой математического содержания. Счет предметов, звуков, движений.

Развитие аналитико-синтетической деятельности.

«Четвертый – лишний» (цифры и геометрические фигуры, цифры и буквы) . «Чем похожи и чем различаются цифры?» .

Развитие представлений об образе цифр и математических знаков : «Найди цифру среди других графических знаков (букв) ». «Напиши цифру» (перевод слухового образа в графический) . «Чем похожи и чем различаются цифры» .

Развитие понимания связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением :

«Чем похожи и чем различаются две цифры?» .

«Назови соседей числа» . «Поручения» (с использованием цифр) . «Соедини картинки с одинаковым количеством предметов» .

Вовремя и правильно подобранная коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей позволяет подготовить ребенка к школе или повысить его успеваемость.

Литература

1. Белинская Е. В. «Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками » . М., Изд. «Белый ветер» 2009г.

2. Береславский Л. Современные игровые методики развития интеллекта. - М.: Школьная Пресса, 2010г.

3. Журбина О. А. Дети с задержкой психического развития : подготовка к школе. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2011г.

4. Останкова Ю. В. «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе ». Волгоград, Изд. «Учитель» 2008г.

5. Шевченко С. Г. «Подготовка к школе детей с ЗПР » - Книга 1 «Методические рекомендации и программы» . М., Изд. «Школьная Пресса» , 2004г.

6. Шевченко С. Г. «Подготовка к школе детей с ЗПР » - Книга 2 «Тематическое планирование занятий» . М., Изд. «Школьная Пресса» , 2004г.

Дискалькулия – это специфическое психическое расстройство биологического генеза. Речь идет о неспособности мозга отдельных лиц обучаться арифметическим основам и математическим наукам в целом. Нередко можно встретить другое наименование недуга – «математическая дислексия».

Патология никак не связана и никоим образом не зависит от интеллектуального развития малыша либо методики преподавания. Суть недуга состоит в неспособности интерпретировать цифровые обозначения и сложности при самых элементарных вычислениях. Дискалькулия у детей связана со спутыванием цифр, знаков, отсутствием абстрактного воображения и понимания. Профилактика дискалькулии должна проводиться в раннем возрасте, как только было замечено, что ребенок плохо считает. У взрослых диагностируется крайне редко.

Этиология

Причины дискалькулии – дисфункциональные изменения в нейронных соединениях, которые отвечают за обработку цифровой информации.

Среди других возможных этиологических факторов выделяют:

  • Математическую фобию. Некоторые школьники имели негативный опыт обучения в прошлом, из-за которого у них появилась неуверенность в себе и страх перед математическими примерами.
  • Слабую обработку зрительной информации. При этом дети не могут правильно визуализировать математические ситуации и числа в задаче. Это нарушение называют еще «невербальные учебные трудности». Совместно с этими нарушениями наблюдаются нарушения в правописании и проблемы с почерком, хотя чтение и письмо при этом не страдают.
  • Невозможность установить последовательность. Дети с такими нарушениями не могут запомнить факты и формулы, которые требуются для математических расчетов. Очень часто сопровождается нарушениями и в других областях (правописание, чтение).

Нарушение такого типа встречается одинаково часто у представителей разных полов.

Классификация

В медицине рассматривается несколько классификаций дискалькулии, и использование любой из них является верным.

Так, по происхождению выделяют две формы такого нарушения:

  • врожденная;
  • приобретенная.

По характеру возникновения выделяют тоже только два вида дискалькулии:

  • первичная;
  • вторичная.

По клинико-морфологическим признакам рассматривают семь подвидов такого нарушения:

  • Графическая – ребенок не может правильно отобразить изображение математического знака, геометрической фигуры, неправильно записывает услышанное число.
  • Вербальная – ребенок не может правильно назвать число, обозначить математический символ. Также может испытывать проблемы с обозначением количества предметов.
  • Лексическая дискалькулия – в данном случае у ребенка отсутствует понимание сути математических задач, поэтому он просто не может верно выполнить определенное математическое действие, решить задачу и так далее.
  • Операциональная дискалькулия – форма очень схожа с лексической, так как малыш не может выполнить даже самую простую задачу.
  • Практогностическая – отсутствует способность к абстрактному подсчету предметов, распределению их по характеристикам.
  • Арифмерия – отсутствие способности к вычислениям.

Отдельно рассматривают такую форму патологического процесса, как псевдодискалькулия. В этом случае нарушение будет обусловлено внешними этиологическими факторами – неправильно построенный процесс обучения, общая неуспеваемость в школе, отсутствие у ребенка желания учиться совсем или же только относительно математических наук.

Симптоматика

Дискалькулия имеет типичную клиническую картину, которую трудно спутать с другими недугами подобного плана.

Проявляется патология:

  • отсутствием понимания структуры числового элемента;
  • серьезными проблемами и затруднением в выполнении операций со сложными числами;
  • невозможностью сравнивать количество предметов;
  • отсутствием понимания и возможности создания цепочки арифметических действий.

Как следствие, ребенок плохо считает, не понимает смысла любых арифметических действий, не в силах запомнить даже самые элементарные математические определения.

Диагностика

Подобное нарушение довольно легко диагностировать. Впервые на недуг обращают внимание в школе. Такой ребенок без труда считает до десяти, но не оперирует более крупными числами. Он не способен понять структуру чисел, соотнести число и его написание с помощью цифр. Поэтому ребенок зачастую с трудом учится определять время, практически не запоминает даты, номера телефонов, формулы, в школе не может успевать на черчении, физике, химии. Если проявились указанные симптомы, не стоит откладывать решение проблемы.

Дискалькулия – это такое состояние, коррекция которого должна проводиться безотлагательно. Иногда заболевание можно определить уже в дошкольном возрасте, когда ребенок только начинает развивать арифметические способности. Стандартные лабораторные анализы не проводят. В отдельных случаях может понадобиться КТ или МРТ головного мозга.

Лечение

По мнению специалистов, первый шаг к успешной терапии – своевременная постановка диагноза. Чем раньше будет выявлено нарушение, тем больше шансов на полное излечение. Только так можно предупредить неуспеваемость, низкую самооценку и более серьезные проблемы в будущем.

Существует очень много различных методик коррекции дискалькулии. Некоторые из них обеспечивают выраженную нейронную пластичность. Так можно компенсировать нарушенные функции мозга, что дает возможность детям развить новые стратегии, которые помогут им справиться со связанными с патологией трудностями при математических вычислениях.

Ряд упражнений оценивают уровень когнитивных нарушений и автоматически подбирают персонализированную программу коррекции для каждого пользователя. Это помогает с помощью увлекательных игр и клинических упражнений стимулировать области мозга со структурными повреждениями, концентрацию или фокусированное внимание, распределенное внимание, рабочую, зрительную и кратковременную память, память на имена, скорость обработки информации, планирование и т.д.

Лучше подбирать те терапевтические программы, которые разработали ученые, неврологи и психологи. Такие варианты наиболее подходят для детей, поскольку учитывают уровень интеллекта и развития. Такие программы в основном представлены в форме простых игр, уровень и сложность которых автоматически адаптируется к когнитивному профилю и возрасту каждого ребенка. Играть можно на любом компьютере с доступом к Интернету. Игры просты и визуально привлекательны. Это увлекательный процесс, помогающий эффективно корректировать дискалькулию.

У дискалькулии много общего с дислексией: оба расстройства генетического характера и связаны с нарушениями когнитивных функций, вызывающими трудности с обучением чтению и арифметике. Чем раньше начата терапия, тем больше шансов на успешное излечение. В целом дискалькулия – это патология, коррекция которой должна быть комплексной.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top