Правомерно ли не принимать банковскую гарантию. Отказ от банковской гарантии Может ли заказчик не принять банковскую гарантию

Правомерно ли не принимать банковскую гарантию. Отказ от банковской гарантии Может ли заказчик не принять банковскую гарантию

Участник при подписании контракта в качестве обеспечения контракта прикрепил не копию, а проект банковской гарантии (на прикрепленном файле нет подписи, печати выдавшего данную банковскую гарантию (далее - БГ) банка). У заказчика подошел срок подписания контракта, БГ нет в реестре БГ в ЕИС, но исполнитель утверждает, что на момент подписания заказчиком контракта БГ уже есть не в проекте, а именно, заверенная банком БГ, с подписями, печатями, скоро она будет внесена в реестр БГ в ЕИС.
Срок подписания проекта контракта победителем аукциона окончился 15 декабря. Он подписал проект, приложив к нему проект банковской гарантии без подписи и печати банка. 19 декабря выяснилось, что сведения о банковской гарантии включены в реестр банковских гарантий (в этот же день). При этом дата выдачи банковской гарантии - 18 декабря. Срок подписания контракта заказчиком оканчивается 20 декабря.
Что необходимо делать заказчику? Можно ли считать прикрепленный проект БГ надлежаще оформленным обеспечением, если БГ до истечения срока подписания контракта заказчиком появится в реестре?

В соответствии с Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта может обеспечиваться, в частности, предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 этого федерального закона.
Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с указанным федеральным законом.
Согласно Закона N 44-ФЗ в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Последовательность действий сторон в связи с заключением контракта по результатам проведения электронного аукциона регламентирована Закона N 44-ФЗ.
Так, Закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе (ЕИС) проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в ЕИС проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Согласно Закона N 44-ФЗ заказчики в качестве обеспечения исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления ( Закона N 44-ФЗ).
Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные ч. 9 той же статьи, по общему правилу должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в ЕИС. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.
В реестр банковских гарантий включается в том числе копия банковской гарантии ( Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с Закона N 44-ФЗ Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 утверждены Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно этим требованиям банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка, на условиях, определенных гражданским законодательством и Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, в случае, если исполнение контракта, заключаемого по результатам проведения электронного аукциона (далее также - аукцион), обеспечивается банковской гарантией, такая гарантия, отвечающая установленным требованиям, должна быть как включена в реестр банковских гарантий (в виде копии) с размещением в ЕИС соответствующих сведений об этой гарантии, так и предоставлена заказчику победителем аукциона путем размещения в ЕИС вместе с проектом контракта, подписанным лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона.
Этот вывод следует и из правоприменительной практики. Так, в АС Московского округа от 22.12.2015 N Ф05-17887/15 отмечается, что в сроки, установленные Закона N 44-ФЗ, должен быть предоставлен как проект контракта, подписанный установленным законом образом, так и документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта, соответствующий N 44-ФЗ, иными словами, отвечающий установленным законом требованиям. А в АС Западно-Сибирского округа от 22.06.2017 N Ф04-1696/17 указано, что проекты банковских гарантий не свидетельствуют об исполнении предусмотренной N 44-ФЗ и документацией о закупке обязанности по предоставлению соответствующего обеспечения.
Обратим внимание на выводы, содержащиеся в АС Северо-Западного округа от 12.10.2017 N Ф07-11315/17. В конкретной спорной ситуации суд признал, что направление победителем аукциона действительной банковской гарантии за пределами пятидневного срока, предусмотренного для подписания проекта контракта, не свидетельствует о соблюдении таким победителем положений Закона N 44-ФЗ, в которой строго регламентированы последовательность действий заказчика и победителя аукциона при заключении контракта и сроки их совершения.
Антимонопольные органы также приходят к выводу о том, что представление документа, подтверждающего обеспечение исполнение контракта, а именно банковской гарантии, без подписи и печати банка не отвечает требованиям положения Закона N 44-ФЗ. Такая банковская гарантия не является по своей сути документом (решение Ульяновского УФАС России от 16.03.2016, смотрите также Краснодарского УФАС России от 11.07.2014 N К-54/2014).
Таким образом, проект банковской гарантии, не подписанный банком, не свидетельствует о выполнении победителем аукциона требования закона о предоставлении обеспечения исполнения контракта. Если в течение срока, установленного для заключения контракта, победитель аукциона не предоставил надлежащим образом оформленную банковской гарантии, у заказчика имеются основания не принять представленный документ в качестве банковской гарантии и признать такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта, несмотря на то, что сведения о банковской гарантии включены в реестр гарантий, содержащийся в ЕИС (смотрите также ФАС России от 18.08.2017 N К-1064/17, решение Хабаровского УФАС России от 02.10.2017 N 363, решение Красноярского УФАС России от 18.09.2017 N 1539).
В заключение отметим, что при описанных обстоятельствах признание победителя уклонившимся от заключения контракта может рассматриваться как основанное на формальном подходе к положениям N 44-ФЗ (поскольку на день подписания контракта победителем получена надлежащая банковская гарантия, которая включена в соответствующий реестр). Правоприменительной практики, свидетельствующей о том, что при таких обстоятельствах решение заказчика о признании победителя уклонившимся от заключения контракта может быть признано неправомерным, мы не обнаружили, однако полностью исключить вероятность подобного подхода мы не можем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

14.10.2014 18:25

Друзья, коллеги, слушатели, читатели добрый день. С радостью представляю новый труд, который будет Вам очень полезен. Я думаю, все согласны с тем, что ГОСТОРГИ очень финансово-ёмкая сфера. Кстати, это и отпугивает многих потенциальных участников торгов, так как ГОСЗАКАЗ требует изъятия очень приличной суммы из оборота компании на обеспечение участия в торговых процедурах. При всем, при этом, здесь есть некая пропорция, которая работает примерно следующим образом: « Чем больше участвуешь, тем больше вкладываешь, чем больше вкладываешь, тем больше зарабатываешь». Примерно вот так! Далее, переходя на все более дорогие электронные аукционы и открытые конкурсы, в какой-то момент любой участник понимает, как бы не хотелось, но придется использовать для обеспечения участия какой-либо другой инструмент. Хочу напомнить всем читателям в ГОСЗАКАЗЕ всего два инструмента, которые Вам помогут обеспечить торговую заявку и государственный контракт. Это деньги и банковская гарантия. Теперь к правилам. Обеспечение государственного контракта можно внести в виде банковской гарантии или деньгами. Выбор за Вами. Обеспечение заявки вносится так же двумя способами, но тут нужно смотреть на вид процедуры. ВНИМАНИЕ! Обеспечение аукционной заявки можно внести только в виде денежных средств на счет электронной площадки, где собственно проходит электронный аукцион. Обеспечение конкурсной заявки, в свою очередь, можно внести двумя способами - в виде денежных средств, а так же в виде банковской гарантии. Теперь очень внимательно смотрим следующий слайд:

Но все, вышеуказанное жестко регламентировано в Федеральной контрактной системе, а что же с торгами для госкомпаний и госкорпораий. Наиболее оптимальным способом обеспечения государственного контракта по федеральному закону 223-ФЗ является банковская гарантия. Она выступает не формой оплаты между банковским учреждением и клиентом, а средством для выполнения установленных договоренностей. Главную суть данного документа можно описать так: его заключение происходит в том случае, если поставщик выполняет условия госконтракта должным образом, причем финансовую ответственность за это несет именно банк.
Отличия в получении банковских гарантий по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Закон 223-ФЗ «О закупках товаров» считается рамочным и более лояльным в отношении к заказчикам и потенциальным поставщикам, нежели закон 44-ФЗ «О контрактной системе», потому что он предписывает только общие требования к осуществлению государственных закупок, а их выполнения не представляет большой сложности. В свою очередь, нововведенный закон 44-ФЗ - процедурный, включает в себя значительное количество четких правил ведения процедуры госзакупок как для участников госзакупок, так и для банков.
Непосредственно получение банковской гарантии по обеим законам отличается несколькими существенными моментами:
. По закону 44-ФЗ внесение гарантий от банка в единый реестр банковских гарантий на базе ЕИС (единой информационной системы) является обязательным требованием. Смотрим ниже.


Без выполнения это требования заказчик обязан отклонить гарантию. Но причин для отклонения БГ(банковская гарантии) у заказчика может быть больше, чем одна. Теперь внимательно смотрим ниже.


НЕ ЗАБЫВАЕМ - ОТКЛОНЕНИЕ БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ОТКАЗА ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА! БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

Ведением реестра банковских гарантий занимается Федеральное Казначейство Российской Федерации. Для сравнения: 223-ФЗ не обязывает регистрировать гарантии от банка в едином реестре.
. Согласно закону «О контрактной системе» получить банковскую гарантию возможно только в определенных категориях банков - тех финансовых организациях, которые включены в общий перечень тех банков РФ, которые отвечают требованиям к обслуживанию госконтрактов. Главными для таких банков являются следующие критерии: финансовые средства банка должны составлять не меньше 1 млрд. рублей, банк обязан иметь лицензию и вести свою деятельность минимум на протяжении 5 лет. По приказу Министерства финансов России №127 от 18 декабря 2013 г. каждый банк имеет свой идентификационный код определенной структуры. В свою очередь, закон 223-ФЗ такое требование не выдвигает, т.е. банк, предоставляющий гарантию, не обязательно входит в вышеупомянутый Реестр банковских учреждений. К слову, довольно часто компании-заказчики сами выдвигают серьезные условия для банка. Например, таким требованием может быть обязательное вхождение банка в список 50 наиболее надежных в стране или даже в 10-ку лучших в перечне МинФина.
. Если цена госконтракта выше, чем 50 миллионов рублей, то по закону 44-ФЗ обеспечение контракта банковской гарантией должно составлять от 10 до 30% от первичной (максимальной) стоимости. Однако, закон 223-ФЗ не обязывает участников тендерных торгов к обеспечению суммы договора, да и вообще согласно данному закону ее установление не является необходимым.
Банковские гарантии и их виды.
Как говорилось выше, Федеральный закон «О закупках товаров» предусматривает 3 основных типа банковских гарантий:
1. Обеспечивающая заявку на участие в аукционе или конкурсе от потенциального поставщика.
2. Для возврата аванса.
3. Обеспечивающая исполнения государственного контракта.

Присутствуют требования и к самой банковской гарантии, смотрим ниже.


Какой должна быть банковская гарантия по 223-ФЗ?
Процедура получения гарантии от банка по закону 223-ФЗ имеет ряд требований:
. Банковская гарантия должна быть только одного типа - безотзывной.
. В ней обязательно следует указывать срок банковской гарантии, в течение которого она действительна.
. Заказчик должен либо принять ее, либо отклонить в течении 3-дневного срока.
. В ней нужно четко прописать информацию о размере денежных средств, которые подлежат выплате заказчику в том случае, если поставщик не выполнит условия договора.
. Она должна включать в себя перечень всех обязанностей принципала, на выполнение которых она выдается. Обращаемся в Гражданский кодекс:


Преимущества банковской гарантии.
Можно с уверенностью сказать, что в рамках госзакупок договор банковской гарантии выступает не только средством защиты от действий недобросовестных участников торгов, но и предоставляет гарантии того, что даже при возникновении сложностей или проблем в ходе тендерных закупок интересы госзаказчика все равно удовлетворятся.
На сегодняшний день одним из самых главных и распространенных требований, которые заказчики выдвигают к потенциальным поставщикам, является предоставление банковской гарантии. При этом, даже если госзаказчик не выдвинул это условие как неотлагательное, получение гарантий от банка будет резонным и выгодным. Это можно мотивировать следующим:
. затраты на получение гарантии меньше, чем на кредит коммерческого типа;
. банковская гарантия не мешает взять кредит;
. можно получить отсрочку по платежам от банка, не увеличивая при этом цену банковской гарантии;
. вы можете использовать авансовые платежи при наличии гарантии;
. количество финансовых рисков в случае получения гарантии резко сокращается.
Размер гарантии и ее цена.
Определение размера банковской гарантии сугубо индивидуально для каждой отдельной компании-участницы тендерных закупок. Она зависит от цены договора. Исходя из этого следует, что каждое банковское учреждение самостоятельно высчитывает размер гарантии, однако ее максимальный размер по действующему законодательству не должен быть более 10% от общего финансового резерва банка.
Определяющим параметром, по которому устанавливается размер банковской гарантии, выступает комиссия банковской организации. Традиционно она равняется 2-10% от общей суммы гарантии. На цену оказывают влияние и другие факторы:
. предмет гарантии;
. период ее действия;
. обеспечение и его наличие.
Как снизить стоимость гарантии?
Уменьшить цену банковской гарантии можно несколькими традиционными способами:
. открыть банковский счет в данном финансовом учреждении;
. оформить залог на то или иное имущество, находящееся в собственности организации, которая претендует на участие в конкурсных торгах или аукционе;
. при этом роль залога могут играть также векселя или депозитные средства.
Как видим, закон предоставляет компаниям-поставщикам довольно широкий выбор способов выгодного получения банковских гарантий. Целесообразность ее получения для участников тендерных торгов очевидна и обоснованна. Таким образом, банковская гарантия, образец которой можно найти на официальных сайтах банковских учреждений, оформляется без труда и крупных затрат для компании.

Вот, пожалуй, на сегодня все! Спасибо за внимание. Удачи в ГОСТОРГАХ!

Вы хотите выигрывать ГОСТОРГИ? Хотите видеть свою компанию в победителях тендера? Обращайтесь и Вы научитесь зарабатывать в ГОСТОРГАХ намного больше и станете квалифицированным тендерным специалистом! Обучаться можно не выходя из дома, по всем законам, регламентирующим ГОСЗАКУПКИ. Высокая квалификация преподавателя и располагающая атмосфера сделают обучение простым и очень результативным. В процессе обучения используется новейшее программное обеспечение, позволяющее прекрасно видеть, отлично слышать, вносить корректировки в презентации. Преподаватель использует последние версии методических материалов Министерства экономического развития и ФАС России. Наши курсы имеют самый высокий коэффициент плотности подачи материала по отношению к другим обучающим центрам. Как профессионал, Вы оставите всех позади себя !


Очень часто компании задаются вопросом: кто отвечает за соответствие гарантии положениям Закона о контрактной системе – банк или участник закупки? Судьи дали ответ по итогам длительного разбирательства.

Заказчик не принял банковскую гарантию

Компания выиграла электронный аукцион и обратилась в банк за гарантией. Кредитная организация ее выдала и списала со счета клиента сумму комиссионного вознаграждения.

Однако заказчик отказался принять обеспечение и посчитал, что победитель торгов уклоняется от сделки. Учреждение пояснило, что в гарантии отсутствует отлагательное условие, о котором сказано в пункте 6 части 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе).

Кроме того, документ не предусматривал право заказчика на бесспорное списание денежных средств за счет гаранта (ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе).

Компания, в свою очередь, вернула гарантию банку, оформив акт приемки-передачи. А вот получить назад выплаченное комиссионное вознаграждение ей не удалось. Пришлось обратиться в суд.

Суд первой инстанции поддержал банк

Отклоняя иск, судьи сослались на Гражданского кодекса РФ. Они пояснили, что при формировании гарантии банк исходит из потребностей участника закупки и норм законодательства.

В данном случае стороны подписали дополнительное соглашение, в котором были изложены условия банковской гарантии. Возврат комиссионного вознаграждения не был предусмотрен ни положениями законодательства, ни согласованными условиями.

Компания выиграла апелляцию

Однако победитель аукциона не сдался и подал апелляцию. На этот раз решение было принято в его пользу.

Каковы должны быть дальнейшие действия Исполнителя?
Ольга

Ольга, добрый день! В принципе обжаловать в УФАС конечно в порядке ст. 105-107 44-ФЗ но тут надо понимать в связи с чем именно был отказ, возможно что он был правомерным. То что заказчик ничего не сообщил до принятия решения об отказе - он этого делать не должен, более того у исполнителя есть выбор по способу обеспечения исполнения контракта - БГ или денежные средства на депозит, для примера свежее решение ФАС по жалобе участника

Решение ФАС России от 11.01.2017 по делу N К-17/17

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссией при проведении Операторам электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссией, принявшей неправомерное решение об отказе в принятии банковской гарантии Заявителя, представленной для обеспечения исполнения контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.11.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 950 000 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 19.12.2016;
7) победителем Аукциона признано ООО «Г» с минимальным предложением о цене контракта 1 823 250 000 рублей.
Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, и подписанные усиленной электронный подписью указанного лица.
Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Согласно части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной систем, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 5 статьи 45 Закона о контактной системе Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
Согласно части 6 статьи 45 Закона о контактной системе, основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является в том числе несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной систем.
Согласно части 7 статьи 45 Закона о контактной системе в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 статьи 45 Закона о контактной системе, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.12.2016 N 0156200009916000660-3 участник закупки ООО «Г» признан победителем Аукциона.
Согласно протоколу отказа от заключения контракта от 29.12.2016 N 0156200009916000660-4 победитель Аукциона ООО «Г» (Заявитель) не представил надлежащие обеспечение исполнение контракта, а именно представил банковскую гарантию не несоответствующую по следующим основаниям:
«Гарантией не обеспечиваются все обязательства Подрядчика (Принципала) по Контракту, а именно в пункте 1 Гарантии не в полном объеме указаны обязательства Подрядчика (Принципала) по Контракту, подлежащие обеспечению Гарантом, так как отсутствует указание на обязательство Гаранта уплатить предъявленные Заказчиком требования неустойки (пени, штрафы). Также в нарушение условий Контракта убытки, согласно положениям Гарантии, возмещаются только в части непокрытой неустойкой, что противоречит пункту 10.13 Контракта о возмещении всех убытков, возникших у Заказчика вследствие ненадлежащего исполнения/неисполнения Подрядчиком своих обязательств, в полной сумме сверх неустойки;
Согласно части 3 статьи 96 Закона срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Исходя из этого срок действия Гарантии из расчета минимальных сроков, установленных Законом для заключения контракта, должен быть установлен не менее чем по 12 июня 2018 года включительно (в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 70 Закона исходя из того что крайний срок для заключения контракта Заказчиком - 29 декабря 2016 года, а срок действия Гарантии должен превышать срок действия контракта, который составляет 500 календарных дней, на один месяц, то 530 календарных дней истекают 12 июня 2018 года);
Пунктом 5 Гарантии предусмотрено, что „Изменения и дополнения, вносимые в Государственный контракт, не освобождают Гаранта от обязательств по настоящей банковской гарантии в случае своевременного уведомления Бенефициаром Гаранта об изменениях и дополнениях Государственного контракта. Бенефициар уведомляет Гаранта обо всех изменениях и дополнениях, вносимых в Государственный контракт, в течение 10 (Десяти) рабочих дней со дня вступления в силу изменений и дополнений Государственного контракта“. Предусмотренные пунктом 5 Гарантии дополнительные обязательные требования к Заказчику (Бенефициара) при исполнении Контракта противоречит требованиям документации и нормам Закона».
На заседание Комиссии, представители Заказчика пояснили, что 26.12.2016 Заявитель представил подписанный проект контракта и банковскую гарантию от 26.12.2016 N 9310-2/1-2016 выданная ООО КБ «Е». 29.12.2016 Аукционная комиссия в срок не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления приняла решение об отказе в принятие данной банковской гарантии, в том числе по основанию, что срок действия банковской гарантии составляет 450 календарных дней. Вместе с тем, с учетом требования части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия должен составлять 530 календарных дней, поскольку согласно пункту 13.2 проекта контракта документации об Аукционе срок действия контракта составляет 500 календарных дней с даты заключения контракта. Таким образом, Аукционная комиссия приняла решение об отказе в принятие банковской гарантии Заявителя.
На заседание Комиссии, представители Заявителя также пояснили, что срок действия банковской гарантии составляет 450 календарных дней, при этом для расчета срока действия банковской гарантии использовалась информация о сроке выполнения работ, содержащиеся в информационной карте документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

Признать жалобу ООО «Т» необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

Возможен ли перевыпуск банковской гарантии с учетом замечаний Заказчика?

Если - да, то каким образом это сделать технически в плане публикации на сайте гос.закупок?

Или после того, как Заказчик разместил там Протокол об уклонении от заключения гос. контракта, уже ничего изменить нельзя.

Какие репутационные риски будут у Банка, выпустившего гарантию?

    • получен
      гонорар 40%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,9 рейтинг
      • эксперт

      Или после того, как Заказчик разместил там Протокол об уклонении от заключения гос. контракта, уже ничего изменить нельзя. Какие репутационные риски будут у Банка, выпустившего гарантию?
      Ольга

      Да в общем то нет, процедура закупок по 44-ФЗ прописана чуть не по минутам, тут только обжаловать сам отказ если там есть основания

      Исполнитель, признанный уклонившемся от заключения государственного контракта автоматически попадает в реестр недобросовестных поставщиков?
      Ольга

      нет, вопрос о включении в РНП рассматривается с извещением заказчика и исполнителя и в принципе если УФАС подойдет формально и все таки включит есть шансы в суде отменить данное решение, напр.

      Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.12.2015 N Ф04-28194/2015 по делу N А45-10215/2015

      Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что общество своевременно разместило на электронной площадке подписанный им проект контракта, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта. Однако представленная ООО «Сибирский строительный альянс» банковская гарантия не соответствовала вышеуказанным требованиям, поскольку в ней отсутствовало отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта.
      При этом арбитражные суды исходили из того, что общество не имело умысла на уклонение от заключения контракта, поскольку после получения от заказчика уведомления об отказе в принятии банковской гарантии общество незамедлительно представило заказчику разъяснения банка, направило заказчику данные разъяснения, договор предоставления банковской гарантии, новую банковскую гарантию.
      Из этого следует, что антимонопольный орган формально подошел к рассмотрению поступившей от заказчика информации, приняв во внимание лишь факт не предоставления ООО «Сибирский строительный альянс» до момента подписания контракта надлежащего обеспечения , и не учел принятие им мер, направленных на заключение контракта.
      С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о неправомерном применение к обществу такой меры ответственности как включение в реестр недобросовестных поставщиков.
      Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами правильно применены нормы материального и процессуального права, основания для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов отсутствуют.

      но тут как видите организация сразу отреагировала, однако согласно ч. 5 ст. 96 44-ФЗ

      В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате
      • 10,0 рейтинг
      • эксперт

      Добрый день!

      Заказчик обязан был вас уведомить о причинах отказа в приеме банковской гарантии. Было ли такое уведомление с указанием причин? Истек ли срок для предоставления подписанного контракта? Т.е. по закону в течение 10 дней (промежуток от 10 до 20 дней) вы могли получить от Заказчика замечания по банковской гарантии с указанием причин. Как минимум 2 раза можно было их получить с учетом срока в 3 рабочих дня на рассмотрение. Соответственно устранить все замечания и представить заказчику. Речь можно вести о недобросовестных действиях Заказчика.

      Статья 45. Условия банковской гарантии. Реестры банковских гарантий
      5. Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
      7. В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию
      , с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
      2. Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Заказчик рассматривал гарантию в течение 3-х рабочих дней. В конце третьего дня был опубликован отказ в принятии банковской гарантии и направлено соответствующее уведомление. Банк готов перевыпустить банковскую гарантию, устранив все замечания и заново опубликовать ее. Срок для подписания контракта еще не истек. Однако, Заказчик опубликовал Протокол об уклонении от заключения Контракта и возможно подаст заявление в ФАС на признание Исполнителя недобросовестным поставщиком. Если мы опубликуем новую гарантию это может что-то изменить?

    • получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате
      • Одним из способов внесения обеспечения заявки и исполнения контракта служит банковская гарантия. В этом документе говорится, что банк обязуется выплатить заказчику определенную сумму, если участник не выполнит свои обязательства. Если гарантия составлена с нарушениями, ее могут не принять. Когда возможен отказ от банковской гарантии по 44-ФЗ, была ли отмена реестра банковских гарантий, расскажем далее.

        Отмена реестра банковских гарантий

        С 1 июля 2018 года реестр банковских гарантий стал закрытым. Это не значит, что он прекратил свое существование. Несмотря на слухи об отмене реестра банковских гарантий , он находится в закрытой части ЕИС и доступен только заказчикам и банкам.

        Чтобы посмотреть все сведения о документе, в личном кабинете в ЕИС зайдите в раздел «Реестры» и в главном меню выберите «Реестр банковских гарантий». Все сведения из списка можно выгрузить на личный компьютер.

        В своем кабинете заказчик может просмотреть статусы гарантий, сформировать запись об отказе в принятии гарантии от участника и разместить сведения о прекращении обязательств поставщика, которые обеспечивал выданный банком документ.

        Отказ от банковской гарантии заказчиком

        Заказчик может отказать участнику, если гарантия не соответствует требованиям, установленным в постановлении Правительства РФ от 12.04.2018 № 440. В первую очередь гарантия должна быть выдана банком из перечня Минфина. По состоянию на 1 сентября 2018 года в нем 193 кредитных учреждения.

        Во-вторых, в документе должна содержаться вся необходимая информация, включая сумму гарантии, срок действия, обязательства поставщика, список документов, которые необходимо предоставить заказчику для получения денег. Главное условие гарантии - это ее безотзывность.

        Отказ от банковской гарантии по 44-ФЗ возможен в трех случаях:

        • информации нет в реестре банковских гарантий;
        • указан не соответствующий закону срок действия;
        • содержание не соответствует информации, указанной в извещении о закупке.

        Условия банковской гарантии, в которые нужно вчитаться заранее

        Банковская гарантия - это ваша страховка. Если поставщик сорвет контракт - банк все возместит, иначе какой смысл в механизме гарантии. Практика работы с гарантиями уже сложилась, тексты гарантий похожие, условия стандартные, никто уже особо в них не вчитывается. И напрасно, потому что стандартная на первый взгляд бумага может содержать условия, из-за которых становится бесполезной. Вы не только не сможете получить деньги, но и окажетесь втянутыми в длинный и безрезультатный судебный процесс. А это дополнительные расходы и просрочка закупки.

        Срок действия гарантии для обеспечения заявки должен на два месяца превышать период подачи заявок, а для обеспечения исполнения контракта он должен быть больше срока окончания его действия как минимум на 1 месяц.

        Заказчик обязан сообщить участнику о своем отказе. При этом в уведомлении необходимо перечислить все основания. Это следует сделать в течение 3 дней. За этот же временной промежуток заказчик обязан внести изменения в реестр гарантий в ЕИС.

        Отказ от банковской гарантии в реестре

        Обязанность заказчика внести изменения в реестр гарантий содержится в п. 12 постановления Правительства РФ от 08.11.2013 г. № 1005. Если госучреждение приняло решение об отказе, в течение 3 дней оно включает в реестр сведения об этом. Как сделать это через личный кабинет, читайте далее.

        Отказ от банковской гарантии в ЕИС

        В реестре банковских гарантий нажмите на гиперссылку «Создать сведения об отказе заказчика в принятии банковской гарантии» на карточке банковской гарантии на вкладке «Документы». Далее выберите одну из причин отказа. Если гарантия выдана в качестве обеспечения исполнения договора о проведении капремонта, выберите основание из справочника «Причины отказа БГ по ПП РФ 615».

        Необходимо прикрепить документ об отказе. Для этого в блоке «Документ, содержащий информацию об отказе в принятии банковской гарантии» нажмите на кнопку «Обзор», выберите файл и прикрепите его. Для сохранения проекта нажмите на кнопку «Сохранить и закрыть», а затем на кнопку «Разместить».

        Чтобы отредактировать информацию, на странице «Реестр банковских гарантий» выберите нужную запись и нажмите на кнопку «Изменить». Не забудьте сохранить внесенные правки. Если сведения об отказе были размещены по ошибке, выберите на странице «Реестр банковских гарантий» нужную запись и нажмите на кнопку «Удалить».

        Перед тем как разместить данные об отказе в ЕИС, подпишите их электронной подписью прямо в личном кабинете. Установите отметку в поле подтверждения и нажмите на кнопку «Подписать и разместить». Реестровой записи присваивается статус «Отказано в принятии».

        Подробнее о том, как отказаться от банковской гарантии,

        Отказ от банковской гарантии: образец

        Форма этого документа не установлена на федеральном уровне. Заказчик составляет его на фирменном бланке организации. Важно указать данные о закупке, о членах закупочной комиссии, написать о том, что в принятии гарантии отказано, а также перечислить причины, по которым такое решение было принято. Обязательно проставьте дату и подпись, заверьте документ печатью.

        Административная практика

        Рассмотрим пример из административной практики. Это решение ФАС России от 11.01.2017 по делу № К-17/17. В антимонопольный орган пожаловался участник аукциона. Он остался недоволен действиями аукционной комиссии, которая приняла решение об отказе в принятии гарантии. Заказчик обосновал его тем, что:

        • в документе нет пункта о том, что банк обязуется уплатить пени за просрочку при выдаче средств;
        • банк обязуется выплатить лишь те убытки, которые не покрыты неустойкой;
        • срок действия документа меньше необходимого (при сроке действия контракта в 500 дней гарантия действует лишь 450 дней, хотя по требованиям закона этот срок должен быть не меньше 530 дней).

        В итоге ФАС признала жалобу победителя аукциона необоснованной.

        Отмена банковских гарантий 44-ФЗ

        Отмена банковских гарантий в системе госзакупок со стороны банков не предусмотрена. Отозвать документ кредитное учреждение не может. Гарантия прекращает свое действие в трех случаях:

        • заказчику была уплачена вся сумма по гарантии;
        • истек установленный срок;
        • заказчик отказался от своих прав по гарантии и вернул ее банку (например, если контракт так и не был подписан).

        Вложенные файлы

        • Уведомление об отказе принять банковскую гарантию.docx



  • Самое обсуждаемое
    Рецепты самостоятельного приготовления хрена Как крутить хрен чтобы не плакать Рецепты самостоятельного приготовления хрена Как крутить хрен чтобы не плакать
    Каска кз 94. Снаряжение пожарного. Пояса выпускаются четырех размеров Каска кз 94. Снаряжение пожарного. Пояса выпускаются четырех размеров
    Компот из яблок на зиму Почему яблочный компот почернел Компот из яблок на зиму Почему яблочный компот почернел


    top