Урок на тему ткани. Ткани, их строение и функции

Урок на тему ткани. Ткани, их строение и функции

Урок на тему: «Основные ткани человека» 8 класс

Кабиева А.Ж., сертифицированный

учитель III уровня ,

учитель биологии I категории. СОШ №13, г. Уральск

День

Урок

Название занятия:

Основные ткани человека.

Лабораторная работа № 1. Просмотр под микроскопом строение клетки и эпителиальных, соединительных, мышечных и нервных тканей.

Общая цель:

Развить понятия ткань, межклеточное вещество. Дать общее представление о тканях, раскрыть принцип их строения, показать связь строения и функции. Продолжить формирование умений работать с микроскопом и фиксировать результаты своих наблюдений.

Ожидаемый результат:

Знают понятия ткань, межклеточное вещество. Умеют характеризовать принцип их строения, показывать связь строения и функции. Умеют работать с микроскопом и фиксировать результаты своих наблюдений.

Тип урока:

Изучение новой темы

Задания:

Самостоятельная работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, работа в парах.

Обратная связь

Работа с интернет-ресурсами

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:

Учебник, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

Этапы урока

Действие учителя

Действия учеников

Вводная часть (3-10мин)

1.Психологический настрой.

А). Тест.

1 вариант:

1.Ядро клетки содержит:

А) ядерный сок В) цитоплазму С) лизосомы Д) митохондрии Е) ЭПС

Г) клеточной мембраной.

2. Функция митохондрий – это:

А) синтез белков В) окисление органических веществ С) синтез липидов

Д) синтез органически веществ Е) синтез крахмала

3. Синтез белков происходит в

А) цитоплазме В) лизосомах С) вакуолях Д) рибосомах Е) гладкой ЭПС

4. В клетках человеческого организма содержатся:

А) 48 хромосом В) 46 хромосом С) 44 хромосомы Д) 23 хромосомы; Е) 22 хромосомы

5 . «Пищеварительная» функция характерна для

А) ядра В) митохондрий С) лизосом Д) ЭПС Е) мембраны

6. Главная роль ДНК в клетке – это:

А) образование клеточной мембраны В) накопление питательных веществ

С) образование белков Д) хранение и передача наследственных признаков;

Е) защита клетки.

7 . Ферменты – это:

А) белки, замедляющие химические реакции в клетке

В) нуклеиновые кислоты, ускоряющие химические реакции в клетке

С) углеводы, ускоряющие химические реакции в клетке

Д) липиды, ускоряющие химические реакции в клетке

Е) белки, ускоряющие химические реакции в клетке

8. Наука о клетке – это

А) цитология В) биология С) гистология Д) анатомия Е) гигиена

9. Способность клетки реагировать на изменение окружающей среды – это:

А) рост В) размножение С) раздражимость Д) развитие Е) дыхание

10. Бывает гладкая и гранулярная (шероховатая):

А) лизосомы В) ЭПС С) ядро Д) митохондрии Е) цитоплазма

Коды ответов:

1 – А 2- В 3 – Д 4- В 5 – С 6 – Д 7 – Е 8 – А 9 – С 10 – В

2 вариант:

Перепишите текст, вставляя пропущенные слова:

Основные части любой клетки - … и …. В ядре расположены нитевидные образования - ….

Клетка покрыта ….

В цитоплазме расположены мельчайшие структуры - …. .

… называют «силовыми станциями» клетки.

Белки образуются в …

Эндоплазматическая сеть бывает … и ….

Также к органоидам клетки ещё относятся …, … …, … ….

(Ответы: цитоплазма, ядро, хромосомы, оболочка, органоиды, митохондрии, рибосомы, гладкая, шероховатая, лизосомы. Комплекс Гольджи, клеточный центр).

Взаимопроверка.

Шкала оценивания:

«5» - нет ошибок

«4» - 1- 3 ошибки

«3» - 4- 6 ошибок

«2» - более 6 ошибок

Что такое ткань?

Перечислите виды и функции растительных тканей?

Чем отличаются разные ткани друг от друга?

Учащиеся отвечают на вопросы. Работа по учебнику

Основная часть (20 мин)

А). Характеристика тканей.

Как называется наука о тканях? (гистология).

Вспомните определение «ткань»?

Ткань - группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением (запись в тетрадь).

Работа в парах по заданиям:

Изучите ткани человека по учебнику и ответьте на вопросы:

    Что положено в основу выделения видов ткани?

    Определение видов тканей по рисункам:

Б). Выполнение лабораторной работы.

Лабораторная работа № 1

Просмотр под микроскопом строение клетки и эпителиальных, соединительных, мышечных и нервных тканей, либо электронной версии «Строение тканей».

Повторить ТБ при работе с колюще-режущими предметам.

Выполнение лабораторной работы

Л.р можно провести её по предложенным ниже заданиям:

1. Полученный препарат ткани рассмотрите под микроскопом. Чтобы лучше различить детали строения ткани, сравните то, что видите под микроскопом, с рисунками и слайдами.

2. Зарисуйте небольшую часть препарата так, чтобы были видны все характерные элементы строения ткани.

3. Рассматривая препарат, обращайте внимание на соотношение клеток и межклеточного вещества, на форму клеток. Определите, какая это ткань, и подпишите названия элементов, ее строения, видимых на рассматриваемом препарате.

Письменно ответьте на вопросы:

А) Чем отличается строение соединительной ткани от эпителиальной?

Б) Чем отличается плотная соединительная ткань от рыхлой?

В) В ротовой полости находятся многослойный эпителий, а в кишечнике однослойный. Какое это имеет значение для выполнения свих функций этими органами?

Учащиеся в парах формулируют вопросы новой теме и задают их по цепочке друг другу.

Изучают ресурсный материал.

Работа с учебником.

Подведение итогов (5 мин)

Закрепление: работа индивидуальная с взаимопроверкой

Составьте синквейн.

    Ткани.

Отвечают на вопрос. Делают выводы.

Рефлексия

Выбираем лимон или клубнику

индивидуальная работа

Анализ занятия (самоанализ)

Оценивание практического занятия:

Формативное,

Самооценка,

Взаимооценка.

Изменения по уроку

Приложение №1:

1. Гистология – наука о тканях.

2. Ткань - группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением.

3. Эпителиальная ткань - клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало. Виды: железистый, однослойный, многослойный, мерцательный (ресничный). Функции: защитная, всасывающая, секреторная. Рис 1.

4. Соединительная ткань - клетки расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество. Виды: костная, хрящевая, жировая, кровь, волокнистая. Функции: опорная,

защитная, кроветворная, запасающая, дыхательная, транспортная. Рис 2.

5. Мышечная ткань – образована мышечными волокнами, способна возбуждаться и сокращаться. Виды: поперечнополосатая (скелетная и сердечная) и гладкая.

Функция: сократительная. Рис 3.

6. Нервная ткань – состоит из клеток с отростками. Способна возбуждаться и передавать возбуждение. 4.

Рисунок 1 Рисунок 2


Рисунок 3 Рисунок 4


Приложение 2:

Таблица 1. Группы тканей человеческого организма

Группа тканей

Виды тканей

Строение ткани

Местонахождение

Функции

Эпителий

Плоский

Железистый

Мерцательный (ресничный)

Поверхность клеток гладкая. Клетки плотно примыкают друг к другу.

Однослойный. Покровный.

Железистые клетки, вырабатывающее секрет.

Однослойный. Железистый.

Состоит из клеток с многочисленными волосками (ресничками). Однослойный. Покровный.

Поверхность кожи, ротовая полость, пищевод, альвеолы, капсулы нефронов, плевра, брюшина.

Железы кожи, желудок, кишечник, железы внутренней секреции, слюнные железы.

Дыхательные пути, спинномозговой канал, желудочки мозга, яйцеводы

Покровная, защитная, выделительная (газообмен, выделение мочи).

Выделительная (выделение пота, слез), секреторная (образование слюны, желудочного и кишечного соков, гормонов).

Защитная (реснички задерживают и удаляют частицы пыли), организует ток жидкости, перемещение яйцеклетки.

Реабсорбция при образовании вторичной мочи, выделение слюны, секретов с гормонами. Слизистая оболочка желудка и кишечника. Защитная, покровная, терморегулирующая. Растягивается у органов, изменяющих свой объем.

Нервная

Нервные клетки (нейроны)

Нейроглия

Тела нейронов разнообразные по форме и величине, до 0,1мм в диаметре.

Короткие отростки нейронов-древовидно- ветвящиеся дендриты.

Длинные отростки нейронов – дендроны длиной более 1м.

Нервные волокна – аксоны (нейриты)-длинные выросты нейронов до 1м длины. В органах заканчиваются ветвистыми нервными окончаниями.

Нейроглия состоит из клеток нейроцитов.

Образуют серое вещество головного и спинного мозга.

Соединяются с отростками соседних клеток.

Соединяют рецепторы с телом чувствительного нейрона по центро-стремительному нерву.

Нервы перифериической нервной системы, которые иннервируют все органы тела.

Находятся между нейронами.

ВНД. Связь организма с внешней средой.

Центры условных и безусловных рефлексов.

Нервная ткань обладает свойствами возбудимости и проводимости.

Передают возбуждение одного нейрона на другой, устанавливая связь между всеми органами тела.

Передают возбуждение от рецепторов по чувствительным нейронам к нервной клетке (телу нейрона)

Проводящие пути нервной системы. Передают возбуждение от нервной клетки к периферии по центробежным нейронам.

Опора, защита, питание нейронов.

Соединительная

Плотная волокнистая

Рыхлая волокнистая

Хрящевая (гиалиновая, эластическая, волокнистая)

Костная компактная и губчатая

Кровь и лимфа

Группы плотно лежащих волокон, состоящих из белка коллагена, почти без межклеточного вещества

Рыхло расположенные волокна и клетки, переплетающиеся между собой. Межклеточное вещество бесструктурное, с тучными и жировыми клетками.

Живые круглые или овальные клетки хондроциты , лежащие в капсулах.

Живые клетки остеоциты с длинными отростками, соединенными между собой. Коллагеновые волокна. Межклеточное вещество – неорганические соли кальция и фосфора, белок оссеин.

Жидкая соединительная ткань. Состоит из форменных элементов и плазмы (жидкости с растворенными в ней органическими и минеральными веществами).

Собственно кожа, сухожилия, связки, оболочки кровеносных сосудов, роговица глаза

Подкожная жировая клетчатка, околосердечная сумка, проводящие пути нервной системы, кровеносные сосуды, брыжейки.

Межпозвонковые диски, хрящи, гортани, трахей, ребер, ушная раковина, поверхность суставов, основания сухо-жилий, скелет зародыша.

Кости скелета.

Кровеносная и лимфатическая системы всего организма.

Покровная, защитная, двигательная.

Соединяют кожу с мышцами, поддерживает органы в организме, заполняет промежутки между органами. Участвует в терморегуляции тела.

Сглаживает трущихся поверхностей костей. Защита от деформации дыхательных путей, ушных раковин. Присоединение сухожилий к костям.

Опорная, защитная, двигательная, кроветворная.

Разносит кислород и питательные вещества по всему телу. Собирает углекислый газ и продукты диссимиляции. Обеспечивает постоянство внутренней среды, химический и газовый состав организма. Защитная (иммунитет – выработка антител). Регуляторная (гуморальная – разносит гормоны).

Мышечная

Попоречнополосатая

Многоядерные волокна цилиндри-ческой формы длиной до 10см, исчерченные поперечными полосами (нитями актина и миозина).

Скелетные мышцы, сердечная мышца

(у этой мышцы волокна соединены вставочными дисками)

Имеет свойства возбудимости и сократимости. Произвольные движения тела и его частей, мимика лица, речь (подконтрольная соматической нервной системы). Непроизвольные сокращения (автоматия) сердечной мышцы для проталкивания крови через камеры сердца (эта мышца подконтрольная вегетативной нервной системы).

Гладкая

Одноядерные клетки с заостренными концами длиной до 0,5мм

Стенки пищеварительного тракта, кровеносных и лимфатических сосудов, мышцы кожи.

Имеет свойства возбудимости и сократимости. Непроизвольные сокращения стенок внутренних полых органов. Поднятие волос на коже. Подконтрольная вегетативной нервной системе.

Татьяна Саломадина
Конспект занятия по ознакомлению со свойствами ткани с элементами экспериментирования в подготовительной группе

Цель :

развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани .

Задачи :

формирование представлений о свойствах различных тканей ;

Актуализация знаний об использовании человеком тканей ;

Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, развивать умение делать выводы, обобщения;

Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Средства :

Клубок, набор лоскутков тканей (10х10 см) : болонья, ситец, мешковина, капрон, драп, шелк, вельвет и др. ; наборное полотно, схемы опытов, мерная ложка, емкость с водой, султанчики, бумажные салфетки, тряпочки для вытирания воды, три разрезных картинки с изображением одежды.

Способы :

Создание мотивации, игра на сплочение группы , игра «Собери картинку» , проблемные вопросы, проведение опытов, обсуждение результатов, формулировка выводов, динамическая пауза, рефлексия.

Предварительная работа :

составление коллекции тканей , рассматривание и сравнения различных образцов, беседы, опыты (ткань состоит из ниток , ткани можно окрашивать , ткань прочная – ее нельзя разорвать, чтение рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» , загадывание загадок, просмотр мультимедийной презентации «Мир тканей » , плетение образцов ткани на детском станке , изготовление бумажных образцов переплетения тканей , д/игры «Одень куклу» , «Что сначала, что потом» и др.

Ход занятия:

Дети, я вам предлагаю отправиться в путешествие в волшебный мир тканей .

А покажет нам дорогу волшебный клубочек. Этот клубочек знает много интересного о мире ткани .

Как вы думаете, почему?

(ответы детей) (потому что из нитей делают ткань )

Чтобы настроиться нам на наше путешествие, мы будем передавать клубочек из рук в руки и дарить друг другу свое тепло и улыбку.

(передают клубочек)

Ну вот, вместе с клубочком мы добрались до научно- экспериментального центра «Почемучка» .

Приглашаю вас в лабораторию.

Ребята, я предлагаю поговорить о том, из чего шьют одежду. Здесь мы не только побеседуем о тканях , но и рассмотрим их и проведем с ними опыты.

Давайте вспомним, что мы уже знаем о ткани .

(ответы : ткань состоит из ниток , ткань бывает натуральная и синтетическая)

Дети, попробуем ответить на такой вопрос

(ответы детей)

Послушайте загадку : Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка?

Тряхнет перинки-

Над миром пушинки.

Что это за время года, ребята? (ответы детей)

Какая ткань подойдет для зимней одежды и почему?

(ответы детей : теплая толстая ткань лучше сохраняет тепло)

Опыт 1 :

Возьмем 2 пластиковые бутылки с теплой водой и завернем в ткань :

1 – в драп, 2- в ситец. Как вы думаете, где быстрее остынет вода?

(ответы детей)

Пока проходит опыт, послушайте еще 1 загадку :

Солнца нет, на небе тучи.

Ветер вредный и колючий

Дует так, спасенья нет

Что такое, дай ответ.

(осень)

Как вы думаете, из какой ткани лучше шить осеннюю одежду? Почему?

(ответы детей)

Конечно, ребята, вы правы.

Чтобы провести следующий опыт, нам нужно разделиться на 3 команды.

И поможет нам в этом игра «Собери картинку»

Средства : 3 разрезных картинки из 3 частей.

Ход игры : Каждый ребенок берет по 1 фрагменту картинки и объединяется с детьми в соответствие с сюжетом картинки. Дети делятся на три команды.

Сейчас мы проведем эксперимент и узнаем , какая же ткань не пропускает воду .

Ребята, сейчас мы попробуем намочить ситец. (Дети опускают ткань в емкость с водой )

Что у нас получилось? (ответы детей)

Как вы думаете, если мы протрем ситец салфеткой, он станет сухим?

(ответы детей : нет, вода сильно впиталась в ткань )

Что нужно сделать, чтобы ситец стал сухим?

(ответы детей : нужно отжать воду)

Отожмите. Какая стала ткань ?

(ответы детей : мятая, некрасивая, влажная)

А теперь намочите кусок болонья. Поднимите ткань , и посмотрите, что происходит с капельками воды. Они скатываются с ткани .

Протрите салфеткой ткань , какой она стала? (Почти сухой)

Одежду из какой ткани лучше носить в дождливую погоду и почему?

Вывод : Из болоньевой, она не намокает и быстро высыхает.

Я предлагаю найти схему опыта, который мы с вами провели, и поместить его на наборное полотно.

Послушайте загадку :

Я соткана из зноя

Несу тепло с собою

Я – реки согреваю

Купаться приглашаю

И любите за это вы все меня

Я – (лето)

Ребята, рассмотрите и потрогайте лоскутки тканей . Какие ткани не подойдут для летней одежды? Почему.

(ответы детей)

Отложите их в сторону.

Чтобы человеку летом не было жарко в одежде, она должна хорошо пропускать воздух и впитывать влагу.

Как проверить, пропускает ткань воздух или нет ?

Подуйте через каждый кусочек ткани на султанчик . Через какие ткани воздух проходит хорошо, а через какие плохо?

(Через ситец и лен воздух проходит хорошо, а через синтетику плохо) .

А как узнать впитывают ли влагу наши ткани ? И здесь вы правы, сразу догадались, что работать придется опять с водой.

На каждый кусочек ткани налейте по одной ложке воды. Что происходит?

(Лен и ситец впитали в себя воду быстро, а синтетический шелк удерживает воду).

Почему так происходит? Ответы детей : (Натуральные ткани впитывают влагу хорошо, а синтетические хуже).

Молодцы, ребята, правильно, так что же мы узнали?

(Натуральные ткани пропускают и воздух и влагу, а синтетические хуже.) Вывод : Летнюю одежду лучше шить из натуральных тканей .

Предлагаю вам найти схематичное изображение этих опытов и выложить на наборном полотне.

Пальчиковая гимнастика : «Катюшки»

В деревушке три Катюшки - хлопки в ладоши,

Взяли в руки три катушки, - удары кулачками (попеременно)

Шуре сшили сарафан, - делаем «колечки»

Сшили дедушке кафтан, на обеих руках одновременно

Сшили бабушке жакет,

Сшили дядюшке жилет.

А девчонкам и мальчишкам - сжимаем и разжимаем пальцы

Сшили яркие штанишки.

Ребята, хотите еще один эксперимент ?

Поднимите правую руку, а теперь – левую. Молодцы, правильно сделали. Теперь в правую руку возьмите лоскут натуральной ткани (ситец или лен, а в левую – синтетическую ткань . Сожмите оба лоскутка крепко-крепко. Разожмите кулачки и рассмотрите лоскутки. Что произошло? (Натуральные ткани сильно мнутся , а синтетические не мнутся)

Это хорошо или плохо, если ткань не мнется ? (хорошо)

Вывод : Синтетические ткани не мнутся , они прочные и красивые, из них можно шить праздничную одежду.

И опять на наборное полотно выложите схему этого опыта.

Пришло время проверить результаты нашего первого опыта. Давайте развернем ткани на бутылочках и потрогаем их. Какая теплее? Как вы думаете почему?

Вывод. Теплая и плотная ткань лучше сохраняет тепло, защищает от холода.

Молодцы, вы хорошо поработали.

Ребята, на наборное полотно выложите схему этого опыта.

Мы многое сегодня узнали благодаря опытам, самое главное мы смогли ответить на вопрос : «Почему одежда, которую люди носят в разное время года, отличается друг от друга?»

А теперь я предлагаю присесть в круг. Наш волшебный клубочек поможет вспомнить все то, что мы узнали сегодня о тканях (Дети перекатывают друг другу клубочек и говорят о том, что им запомнилось. Получается из нитей клубка сетка-ткань ).

Наша ткань еще очень редкая , она станет более плотной и прочной, когда мы узнаем о тканях еще больше .

Представьте, что наша ткань это волшебный ковер-самолет, встаньте на него, закройте глаза и мы отправимся на ковре-самолете назад в наш родной детский сад.

Конспект урока

«Что мы знаем о тканях»

МОУ гимназии № 15

г. Волгоград

учитель технологии

Трунова Антонина Васильевна

Цели и задачи:

    обобщение и систематизация знаний по теме "Элементы материаловедения";

    формирование умения выявлять и предвидеть эколого-валеологические и технологические проблемы, связанные с применением различных видов текстильных волокон для изготовления одежды и находить пути их решения;

    развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти.

Описание ситуации

(отрывок из рассказа Е.П.Иванова «Московский быт и речь»)

В Лодзи всегда было большое производство дешевых тканей, наружный вид которых напоминал дорогие английские. Вырабатывались они из бумаги с незначительной примесью очёсков шерсти и добротного тряпья. Высылали их пошитыми "в костюм на любую мерку", без задатка, почтовой посылкой - всего за одиннадцать рублей восемнадцать копеек с почтовыми расходами. Все бросались на соблазнительную дешевку, получали и пробовали эти костюмы носить. Вначале все шло благополучно, но благополучие это тянулось только до первой сырой погоды или дождя.

Выйдет, острили портные, франт летом в Петровский парк погулять, тучка накроет, дождичком спрыснуло, и начнет костюм весь "сползаться", из себя хозяина выжимать. Брюки до колен делаются, рукава - по локоть, плечи и швы уходят, и нет на тебе ничего. Весь человек из костюма вылезет. Другой сядет, от срама, на извозчика, велит верх поднять и - айда домой. Смеху что у нас над такими.

Задача: Объясните причины деформации ткани.Уточнение задания:

1. Перечислите, пожалуйста, факторы, влияющие на выбор ткани для изделия.

2. Какие факторы нужно учитывать прежде всего?

3. От чего зависят свойства тканей?

Контекст задания:

    Подберите и проанализируйте информацию о видах текстильных волокон, о переплетении нитей, о свойствах волокон, дефектах ткани.

    Выберите из предложенных образцов тканей наиболее подходящую по свойствам и внешнему виду ткань для изделия, показанного на эскизе, в соответствии с его назначением, сезонностью.

Дополнительная информация

Для того, чтобы удачно выбрать ткань для изделия, необходимо вспомнить все, что вы знаете о тканях. Ткани, как известно, производятся из нитей.

Ткань – материал, получаемый путем переплетения двух нитей под прямым углом.

Нить основы (долевая)-

Нить утка(поперечная) -

Нити в свою очередь – ни что иное как скрученные между собой волокна, которых сегодня великое многообразие. Как же во всем этом разобраться? Для начала рассмотрим таблицу классификации текстильных волокон.

Можно легко заметить, что все виды волокон делятся на натуральные и химические . Натуральные делятся на 3 группы: волокна растительного происхождения, животного происхождения, минеральные.

Химические волокна также делятся на 2 группы: искусственные и синтетические . В чем разница между ними? А разница в сырье.

Для производства искусственных волокон используются остатки после обработки сырья растительного и животного происхождения, а также такое натуральное сырье, которое без воздействия химических препаратов невозможно превратить в волокно ((например еловые и сосновые иглы, опилки).

Другая группа химических волокон – синтетические волокна. Они производятся из каменного угля, нефти и газа. К этой группе волокон относятся: полиэфирные волокна, полиамидные волокна, полиакрилонитрильные волокна, эластановое волокно.

Не трудно догадаться, что у всех перечисленных видов волокон разные свойства.

Происхождение и свойства волокон.

Хлопчатник. Первое место среди прядильных растений принадлежит хлопчатнику. Это одно из древнейших растений. Родина хлопководства Индия, где его начали культивировать с 3-го тысячелетия до н. э. В настоящее время хлопок является одной из основных технических культур. Из хлопка вырабатывают ткани, трикотаж, нитки, вату и др. Из семян хлопчатника получают хлопковое масло. Наибольшие посевные площади хлопчатника находятся в Индии, США, Китае, Египте.

Плод хлопчатника - коробочка. Она наполнена семенами, которые покрыты волосками (волокнами). Эти волокна обычно белые, но существуют сорта хлопчатника с волокнами бежевого, зеленоватого и других цветов.

Развитие волокон хлопка начинается после цветения хлопчатника в период образования коробочек. В это время на поверхности семян отдельные клетки оболочки начинают интенсивно расти в длину, образуя тонкостенные трубочки.

В период созревания, когда коробочки хлопчатника раскрываются, рост волокон в длину прекращается, и начинается процесс созревания, в результате которого волокна приобретают вид скрученных сплющенных ленточек, имеющих определенной толщины стенки и канал. Длина и толщина волокон зависят от сорта хлопчатника. Чем длиннее и тоньше волокно хлопчатника, тем оно ценнее.

Прочность волокон зависит от степени их зрелости. По мере вызревания хлопка происходит отложение целлюлозы в стенках волокон, поэтому растет их прочность. Наиболее пригодны для текстильной переработки зрелые волокна, так как незрелые волокна очень тонкие и непрочные, а перезрелые - грубые и жесткие.

Окутанные волокнами семена называются хлопком-сырцом. Их собирают вручную или специальными хлопкоуборочными комбайнами. Собранный с кустов хлопчатника хлопок-сырец поступает на первичную обработку, включающую в себя следующие операции:

Предварительную очистку хлопка-сырца от частиц листьев, коробочек и веток на машинах-чистителях;

Отделение волокон от семян на волокноотделительных машинах, в результате чего получается хлопок-волокно;

Очистку волокон от пыли, мелких примесей и пуха на сетчатых барабанах с вакуумным отсосом.

Далее хлопковое волокно поступает на хлопкопрядильные предприятия. Коротковолокнистый хлопок перерабатывают в пушистую пряжу для изготовления байки, фланели и других тканей. Из средневолокнистого хлопка получается пряжа средней толщины, из которой производят ситец, сатин и т.п. из тонковолокнистого хлопка вырабатывают наиболее тонкую и гладкую пряжу для изготовления наиболее высококачественных тонких хлопчатобумажных тканей - батиста, маркизета и др.

Хлопок быстро впитывает влагу и быстро ее отдает, т. е. быстро высыхает. При погружении в воду волокна набухают, и их прочность увеличивается на 15-17 %. Органические растворители, применяемые при химической чистке, на хлопок не действуют.

При температуре до 150°С сухие волокна хлопка своих свойств не меняют. При дальнейшем повышении температуры появляется легкая желтизна, затем волокна буреют, и при температуре 250°С волокна обугливаются.

В результате действия солнечного света хлопок, как и все органические волокна, постепенно теряет прочность. При облучении хлопка в течение 940 часов его прочность снижается в два раза.

Волокна хлопка горят желтым пламенем и сгорают полностью, образуя серый пепел. При сжигании волокон ощущается запах жженой бумаги.

Не менее 80% населения Земли носит одежду из хлопчатобумажной ткани. Хлопчатобумажные ткани - это ситец, сатин, фланель, батист, хлопковый трикотаж. Кроме того, это ковры, веревки, нитки, вата, одеяла, матрацы, бумага, масло, мыло, маргарин, топливо, корм для домашних животных и многое другое.

Лён - это очень древнее растение. Волокно дикорастущего льна использовал еще первобытный человек. В Вавилонии, Ассирии, Египте, Эфиопии лен возделывали за несколько тысяч лет до нашей эры. Льняные ткани найдены на мумиях египетских фараонов и жрецов, погребенных за 3 тыс. лет до н. эры. На гробницах фараонов изображены процессы уборки, вымачивания и трепания льна. Лен был известен и древним славянам. О его прядении и изготовлении льняного полотна упоминается в древнейших славянских летописях.

В настоящее время лен возделывается во многих странах мира: в России, Египте, Турции, Индии, США, Аргентине, в европейских странах.

Для получения волокон выращивают специальный вид льна - лен-долгунец - однолетнее травянистое растение с одиночным прямым неветвящимся стеблем высотой до 150 см и диаметром 1-2 мм.

Льноуборочные комбайны выдергивают растения из почвы, очесывают головки и вяжут льняную солому в снопы. Льняная солома проходит несколько процессов первичной обработки, прежде чем из нее удается получить чистое техническое льняное волокно.

Чтобы отделить пучки волокон от остальных частей стебля льняную солому замачивают, запаривают или обрабатывают химическими веществами, затем сушат и мнут на специальных мяльных машинах, чтобы размельчить и частично удалить древесину стебля, в результате получают лен-сырец.

Для очистки от измельченной древесины и остатков покровного слоя стебля лен-сырец подвергают трепанию на трепальных машинах, после чего получают длинные волокна, называемые трепаным льном.

Цвет льняных волокон - от светло-серого до темно-серого. Лен обладает характерным блеском, так как его волокна имеют гладкую поверхность.

Физико-химические свойства льна близки к свойствам хлопка. Особенностью льна является его высокая теплопроводность, поэтому на ощупь волокна льна всегда прохладные. Такие ценные гигиенические свойства льна, как хорошая гигроскопичность, способность быстро впитывать влагу и быстро ее испарять, высокая теплопроводность, делают лен незаменимым для летней одежды.

Действие нагретой металлической поверхности лен переносит лучше, чем хлопок, так как имеет большую теплопроводность, стойкость льна к солнечному свету несколько выше, чем хлопка, а горит лен так же, как и хлопок.

В Средней Азии и в Закавказье выращивается масличный лен, или лен-кудряш. От льна-долгунца он отличается сильно ветвящимся стеблем и низким ростом. Лен-кудряш дает много семян, содержание льняного масла в которых достигает 52%, но у волокна его низкое качество. В Воронежской и Курской областях, в Поволжье, Сибири, на Украине и Северном Кавказе возделывается на семена и волокно лен-межеумок, стоящий по своим качествам между долгунцом и кудряшом.

Изо льна получают как грубые ткани (мешковина), так и тончайшее бельевое полотно (батист), кружева, а также нитки, брезент, веревки. Из льняной пакли делают веревки, шпагат, а также особый продукт - котонин, который схож с хлопковым волокном. Отходы льняного производства превращаются в упаковочный материал, идут на изготовление термоизоляционных плит и для выработки лучших сортов бумаги.

В мировом производстве волокна второе место после хлопчатника занимает джут. Эта однолетняя тропическая трава растет в тропиках Азии, Африки, Америки, Австралии. Наибольшее количество джута производится в Индии и Бангладеш.

В сухих стеблях джута содержится до 25% грубого, но очень длинного и прочного волокна. Ткани из этого волокна не пропускают воду и идут для упаковки сахара, соли, кофе, чая, цемента и других товаров. Из джутового волокна изготавливают также ковры и мебельные ткани.

Джут - однолетнее тропическое травянистое растение семейства липовых, до 1-3 м высотой. Стебли ветвятся на всем протяжении или только в верхней части. Листья простые, широколанцетные, по краю пильчатые, до 5-12 см длиной и 2-6 см шириной, у основания листовой пластинки имеются две узкие хвостовидные лопасти. Цветки желтые, до 1 см в диаметре, расположены по 1-3 в пазухах листьев. Плоды - удлиненные, узкоцилиндрические ребристые коробочки 5-10 см длиной, при созревании открываются 3-6 створками. В каждой коробочке до 200 семян. Семена мелкие, трехгранные, темно-зеленые или темно-коричневые.

Известно около 30 видов джута. Промышленное значение имеют два вида джута: джут длинноплодный и джут крупноплодный. Волокно джута используется для изготовления канатов, брезента, мешков, замечательных тем, что не пропускают воду и служат тарой для перевозки товаров, которые необходимо беречь от воды: сахара, соли, цемента и др.

Родиной джута является Индия. Распространен в Азии, Америке, Африке. Оба вида джута культивируются в Индии, где сосредоточено 95% мировой площади этой культуры. Культивируется в южных районах России для промышленных целей как волокнистое растение.

Кенаф. В Индии, Китае, Бразилии, США, Средней Азии выращивают кенаф ("бомбейская пенька") - однолетнее травянистое растение.

В сухих стеблях кенафа до 21% волокна близкого по качеству к волокну джута. Оно идет для изготовления технических тканей.

Специфическая культура - рами - многолетнее растение из семейства крапивных, возделываемое в Америке и Европе (преимущественно во Франции), как прядильное. Это белоснежное или серебристое рами, растение с длинными и очень прочными волокнами. Из этих волокон получают нить, идущую на изготовление традиционной летней одежды.

Начиная со второго года возделывания культуры, стебли срезаются летом 2-3 и более раз. После просушки стеблей, с них отделяют волокна руками. Волокно это отличается снежною белизною, шелковистым блеском и прочностью, и, сообразно со способом обработки, бывает схоже с льняным, хлопковым волокном, шерстью или шелком.

Конопля воспринимается нами исключительно как растение, обладающее наркотическими свойствами. Ее плантации находятся под строгим контролем государственных служб, а частные - нещадно уничтожаются.

Это в настоящем, а в прошлом коноплю, известную человечеству еще до льна, выращивали повсеместно для производства посконной или замашной ткани. Такое название она получила благодаря мужским растениям конопли, из которых и делали более тонкое, но при этом очень прочное волокно. Мужские растения цветут и созревают на несколько недель раньше, поэтому выбирать их не составляло никакого труда. В конце лета убирали женские. Из их семян получали пищевое масло, а также более грубые нити - пеньку, которая в основном шла на изготовление веревок и канатов, реже - на производство ткани. Пеньку широко использовали в мореходстве, так как это единственное натуральное волокно, которое не разъедается морской водой.

Шерстью называют волосяной покров различных животных: овец, коз, верблюдов и др. Наиболее широкое применение в производстве текстильных материалов имеет шерсть овец.

Шерсть, снятая с овцы, называется руном. В зависимости от состава волокон, образующих шерстяной покров овцы определенной породы, шерсть делится на следующие виды: тонкая, состоящая из пуховых волокон, полутонкая, включающая более толстые пуховые и переходные волокна, полугрубая, имеющая пуховые, переходные волокна и некоторое количество остевых волос, и грубая, являющаяся смесью всех типов волокон.

Тонкую и полутонкую шерсть, получаемую от овец тонкорунной породы, используют в производстве тонких платьевых и костюмных тканей, высококачественного трикотажа. Полутонкую и полугрубую шерсть от помесных пород овец применяют для выработки камвольных костюмных, суконных и пальтовых тканей, а неоднородное грубое волокно от грубошерстных овец применяют при изготовлении грубосуконных тканей, войлока, валенок и т. п.

Первичная обработка шерсти включает в себя сортировку, разрыхление и трепание, мытье, сушку и преследует цель очистить шерстяные волокна от сорных примесей, пыли, грязи, жира, пота.

Цвет шерсти тонкорунных овец - белый, слегка кремовый. Полугрубая и грубая шерсть бывает белой, серой, рыжей, коричневой, черной.

Шерсть обладает наибольшей по сравнению со всеми другими волокнами гигроскопичностью и способностью медленно впитывать влагу и медленно ее отдавать. Под действием тепла и влаги волокно приобретает способность удлиняться до 60 % и более. На способности шерсти менять степень растяжимости и усадки при влажно-тепловой обработке основано проведение таких операций, как сутюживание, оттягивание, декатирование.

Шерсть устойчива к действию всех органических растворителей, применяемых при химической чистке одежды.

Сухие волокна шерсти теряют прочность при температуре выше 130°С. Стойкость шерсти к солнечному свету значительно выше, чем растительных волокон. Прочность шерстяных волокон уменьшается в два раза при облучении прямыми солнечными лучами в течение 1120 часов.

При горении шерсти в пламени волокна спекаются, при вынесении волокон из пламени их горение прекращается, а на конце шерстяной нитки образуется спекшийся черный шарик. При этом ощущается запах жженого пера.

Сырьевую основу шерстяной промышленности, безусловно, составляет овечья шерсть - до 90 процентов всех используемых в переработке волокон. Помимо овечьей шерсти наиболее известны козья (мохер и кашемир) и верблюжья. Однако в промышленности используют шерсть, подшерсток и пух гораздо более редких животных.

Волокно МОХЕР (специалисты-текстильщики произносят "могер"), или, что то же самое, ангору, получают от древних ангорских пород коз. Основное поголовье ангорских коз разводят в Турции и в американском штате Техас. Не так давно этих коз стали содержать в Австралии и Новой Зеландии. От одной ангорской козы получают до 1,6 килограмма мохерового волокна. Турция, США и Китай ежегодно производят до 25 тысяч тонн этого волокна. Мохер - мягкий и гладкий - пользуется популярностью у швейников всего мира, из него шьют мужскую и женскую одежду, галстуки. Его часто смешивают с облегченной летней шерстью, благодаря чему одежда меньше мнется и приобретает шелковистость и блеск. Из мохера вырабатывают и трикотаж, в том числе высококачественный бельевой.

Самое дорогое из всех шерстяных волокон, КАШМИРСКАЯ ШЕРСТЬ, получило название от одноименной породы коз. Кашмирские козы, обитающие в холодном высокогорье, очень выносливы. От одного животного получают в среднем до 500 г пухового волокна - самого ценного - и до 1 кг подпухового. Из шерсти коз, разводимых в Тибете и Монголии, изготавливают так называемый кардный кашемир. Кашмирская шерсть - исключительно мягкая и нежная на ощупь. Цвет ее чаще всего белый, реже - коричневый, светло-коричневый и серый. Тонкий легкий кашемир получают из длинного и неповрежденного волокна и используют для пошива пиджаков и костюмов. У нас прижилось не совсем верное название ткани - кашемир. На самом же деле словом "кашемир" называют вид переплетения пряжи в шерстяных тканях, а полотно из кашмирской шерсти правильнее именовать "Кашмир".

САРЛЫЧЬЕЙ ШЕРСТЬЮ называют шерсть яков, очень крупных животных, которые также обитают в высокогорье. Основная часть популяции яков находится в Средней Азии и на Памире. Цвет сарлычьей шерсти обычно черный или коричневый. Ее "получают" весной, когда яки линяют. Из волокна изготовляют одеяла и некоторые виды одежды. Основные производители этого волокна - страны Гималайского региона.

ШЕРСТЬ ВЕРБЛЮДОВ, способная противостоять самым различным погодным воздействиям, обладает целым рядом уникальных свойств: это и низкая теплопроводность, и большая влагопоглощаемость, и высокая прочность, и малая свойлачиваемость, и упругость. Верблюжья шерсть также очень легкая - она почти в 2 раза легче и нежнее овечьей, и прежде всего потому, что она более чем на 85% состоит из пуха, который не состригают, а вычесывают, как правило, раз в год. Особенно же ценной считается шерсть верблюжат, которую вычесывают с грудной части этих животных. Природные цвета этой разновидности шерсти - от белой до темно-коричневой. Мытая верблюжья шерсть, которую не подвергают ни термической, ни химической обработке, используется для производства высококачественных шерстяных тканей, одеял и пледов.

В Перу и Чили производят волокно из шерсти лам и их сородичей, носящих экзотические для нас названия - викунья, гуанако и альпака. Шерсть альпака, ламы и викуньи заметно завоевывает позиции на международном рынке, отвечая современным тенденциям мировой моды. Диапазон природных окрасов шерсти этих животных позволяет смешивать оттенки, а особая структура волокон обеспечивает изделиям несминаемость и прочность. Из этой шерсти производят пальтовые ворсовые ткани, драпы и букле. Одежда из нее не колется, не сваливается, не выгорает, не теряет цвета после чистки и не дает усадки. Шерсть альпака используют и на некоторых российских ткацких предприятиях. К тканям из этой шерсти проявляют большой интерес известные российские модельеры.

Шелковое волокно - продукт выделения особых желез некоторых животных, относящихся к классу насекомых. Промышленное значение имеет шелк, получаемый от гусениц тутового и дубового шелкопрядов, однако последние дают жесткие, грубые волокна низкого качества, поэтому в основном используют шелк тутового шелкопряда, которого разводят в специализированных шелководческих предприятиях.

Шелкопряд тутовый в диком состоянии неизвестен. Он был одомашнен несколько тысяч лет назад в Китае, где люди впервые научились разматывать шелковые коконы, получая из них длинные шелковины, а затем прясть из них нити. Выведено множество пород этого насекомого, приспособленных к различным условиям существования и дающих шелк разного качества. Наибольшего развития шелководство и шелкоткачество достигли в Японии и Китае, хотя они были важными отраслями хозяйства также в Индии и Средиземноморье, особенно в Италии.

Шелкопряд в своем развитии проходит четыре стадии: яички, гусеница, куколка и бабочка. В период выкармливания гусениц листьями тутового дерева в их теле накапливается жидкое вещество с полным набором различных аминокислот, необходимых для создания основного высокомолекулярного соединения натурального шелка - фиброина и шелкового клея - серицина.

Во время образования кокона гусеница выделяет через шелкоотделительные протоки две тонкие шелковины, которые при выходе на воздух застывают. Одновременно выделяется серицин, который склеивает шелковины вместе. Гусеница по мере выделения нити укладывает ее слоями, образуя плотную замкнутую оболочку - кокон. Коконная нить шелка имеет длину от 500 до 1500 м и толщину 10-12 мкм. Внутри кокона гусеница превращается в куколку, которая через 15-17 дней превратится в бабочку, поэтому коконы собирают не позже чем через 8-9 дней с начала окуколевания и передают на первичную обработку

Получаемая нить называется шелком-сырцом. Цвет коконных нитей белый, слегка кремовый. При температуре более 110°С волокна натурального шелка теряют прочность. Под действием прямых солнечных лучей шелк разрушается быстрее, чем все прочие натуральные волокна. При облучении в течение 200 часов прочность волокна снижается в два раза. Горение натурального шелка аналогично горению шерсти. Шелковую ткань ценят за высокую прочность, легкость и хорошее поглощение красителей. Ткань хорошо драпируется.

Вискоза – химическое волокно искусственного происхождения, но при этом состоит их целлюлозы. Вискозное волокно обладает некоторыми качествами хлопка – чудесно впитывает влагу, даже лучше самого хлопка, но при этом уступает ему в прочности. Оно допустимо даже для производства детской одежды, так как от него не выявлено аллергических реакций. Вискоза добавляется к натуральным волокнам придавая им мягкость но при этом утолщает смешанное волокно.

Ткань из вискозы может иметь вид хлопка, льна, шерсти, шелка. Она может иметь как матовую, так и блестящую поверхность, она может быть очень тонкой и полупрозрачной как батист и очень плотной и массивной как сукно. Вместе с тем у вискозы есть ряд недостатков – в процессе эксплуатации волокна раздвигаются по швам, ткань сильно сыпется по краю, сильно мнется.

Ацетат – так же химическое волокно искусственного происхождения, но состоит из ацетилцеллюлозы. Это одно из самых мягких волокон, но при этом и самых не прочных. Мнется слабо, очень хорошо драпируется, плохо проводит тепло, поэтому чаще используется в виде подкладки для теплой одежды или предметов быта, сохраняющих тепло. Слабо впитывает влагу, но быстро сохнет, из-за чего не рекомендуется для летней одежды. В мокром виде особенно не прочно. Выкручивать такие ткани не рекомендуют.

Без специальной обработки ацетатное волокно дает сильную усадку. Не любит действие высоких температур. Обладает блестящей и гладкой поверхностью, отчего иногда очень напоминает натуральный шелк.. Различить можно по запаху, выделяемому при горении волокон. Ацетатные волокна пахнут не паленым пером, как шелк, а скорее жженой бумагой, как хлопок и вискоза

Триацетат – волокно из той же группы что и предыдущее, а потому очень похожее на ацетат по своим свойствам. При этом практически не дает усадку, более стойко к воздействию тепла, света, трения. Окрашивается более устойчиво. Волокна триацетата хорошо смешиваются с хлопком и шерстью.

Полиэфирные волокна –полиэстер, лавсан, кримплен. Химическое волокно синтетического происхождения. Волокна полиэстера обладают большой прочностью, отчего ткани из этих волокон не деформируются слишком быстро и сохраняют свою форму при напряжении. Неплохо драпируются, хорошо сохраняют форму. Проводят тепло гораздо лучше чем акрил, быстро сохнут и очень плохо впитывают влагу. Ткани из полиэстера плохо переносят действия температур, их гладят только теплым утюгом, иначе они становятся липкими, плавятся и горят. При горении образуются горящие капли, которые остывая выглядят как твердые черные гранулы.

Л
айкра
– химическое синтетическое волокно из группы эластановых. Выдерживает семикратное растяжение и тут же возвращается к исходному состоянию. В чистом виде текстильное изделие не производится. Применяется лайкра лишь в комбинации с другими типами волокон, как натуральными, так и синтетическими. Ткани с эластаном применяют при изготовлении облегающей одежды: брюк, джинсов, чулочно-носочных изделий, трикотажа. Такая одежда прилегает к фигуре, не стесняет движений. Изделия с эластаном мало мнутся, отличаются прочностью.

Полиамидные волокна

Самое прочное волокно относительно разрыва и истираемости. Наиболее известны нейлоновые ткани, капрон, дедерон. Ткани из этих волокон жестковаты на ощупь, имеют гладкую поверхность, прочны на разрыв, не выцветают, мало мнутся не поражаютс ямольюи микроорганизмами. Из недостатков можно отметить плохую впитываемость и чувствительность к высоким температурам. Свойства и уход такие же, как за микроволокновыми тканями. Гладить полиамид нужно при самом низком нагреве и без пара.

Полиакрилонитрильные волокна

Полиакрилонитрильные волокна – акрил, нитрон – имеют вид объемных извитых волокон. На ощупь очень волокно напоминает шерсть. Они обладают теми же свойствами, как и ткани из полиэфирного волокна.

Свойства тканей

Свойства волокон определяют свойства тканей. Надо сказать, что натуральные и химические волокна обладают своими преимуществами и недостатками одновременно. Именно поэтому сейчас преобладают смешанные ткани – для того чтоб придать волокнам лучшие свойства.

К основным свойствам тканей относятся: механические, гигиенические, технологические.

Механические свойства определяют в зависимости от того, как реагирует материал на действие различных внешних сил.

Прочность – устойчивость ткани к трению, стирке, воздействию солнца, света, растяжению.

Сминаемость – образование складок, заминов при сидении и носке изделия.

Драпируемость – способность ткани образовывать фалды, складки.

Гигиенические свойства – это свойства, направленные на сохранение здоровья человека.

Гигроскопичность – способность ткани впитывать влагу.

Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло.

Пылеёмкость – способность ткани удерживать пыль.

Воздухопроницаемость – способность ткани пропускать воздух.

Технологические свойства это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая влажно-тепловой обработкой.

Осыпаемость – выпадение нитей на срезах.

Усадка – способность ткани укорачиваться (садиться) после обработки влагой и теплом.

Раздвижка нитей в швах – появление разреженной структуры в шве.

Скольжение – способность ткани сдвигаться во время раскроя.

Уход за текстильными изделиями из натуральных волокон

Стирка

Сушка и отжим

Символ


Символ

Г лаженье

Символ

Отбеливание и химчистка

Символ

Уход за текстильными изделиями из химических волокон.

Стирка

Символ


Сушка, отжим

Символ

Глаженье

Символ

Отбеливание и химчистка

Кейс – задание 1

Выберите из предложенных образцов соответствующие виды тканей и наклейте их на карты.


Кейс – задание 2


Кейс – задание 3

Выбрать из предложенных образцов тканей наиболее подходящую по свойствам и внешнему виду ткань для изделия, показанного на эскизе, в соответствии с его назначением, сезонностью. Обоснуйте свой выбор.

Задание для самопроверки

Графический тест для проверки знаний.

Возьмите листок бумаги в клетку. Поставьте точку в центре листа. От нее вы начнете рисовать по клеточкам рисунок. Направление, в котором проводить линию, указано в вопросе. Номер правильного ответа будет соответствовать количеству клеточек.


1.Сырьем для ацетатного шелка служат: а) продукты переработки угля;б) синтетические волокна;в) волокна хлопчатника;г) натуральные волокна.горизонтально вправо
2. Что служит сырьем для получения вискозного волокна? а) еловая древесина;б) нефть, природный газ;в) джут, лен. вертикально вниз

3. Какие ткани производят из волокон животного происхождения? а) льняные;б) шелковые, шерстяные;в) хлопчатобумажные. горизонтально влево
4. Ткани какого переплетения отличают узкие косые полосы: а) саржевое;б) полотняное;в) атласное. вертикально вниз

5.Назовите переплетение, в котором лицевая сторона ткани выработана из нитей основы: а) сатиновое;б) атласное; в саржевое. горизонтально вправо

6. Какое свойство ткани учитывают при выборе способа обработки изделия? а) драпируемость;б) теплозащитные свойства;в) гигроскопичность;г) осыпаемость. вертикально вниз

7. Уменьшение размеров ткани под действием влаги и тепла – это: а) прочность;б) драпируемость;в) усадка. горизонтально влево

8. К какой группе волокон относится хлопок?

а) волокно растительного происхождения;

б) химическое волокно;

в) волокно животного происхождения. вертикально вверх

Глоссарий

Волокно - клетка живой или растительной ткани нитевидной формы; тонкая непряденая нить растительного, минерального или искусственного происхождения.

Гигроскопичность способность ткани впитывать влагу.

Драпируемость способность ткани образовывать фалды, складки.

Лен - это травянистое растение, дающее волокно того же названия. Всего в мире произрастает более 200 видов льна, в СНГ - более 40 видов. Научными исследованиями доказано, что в одежде из льна при высокой температуре потеют в два раза меньше, чем в одежде из искусственных волокон, и почти в полтора раза меньше, чем в хлопчатобумажной.

Нить основы (долевая)- тонкая, прямая, прочная, идёт вдоль кромки, издаёт звонкий звук, при растяжении не меняет длины.

Нить утка (поперечная) - толстая извилистая, идёт поперёк кромки, издаёт глухой звук, при растяжении меняет длину (растягивается).

Осыпаемость – выпадение нитей на срезах.

Прочность устойчивость ткани к трению, стирке, воздействию солнца, света, растяжению.

Пылеёмкость –способность ткани удерживать пыль.

Раздвижка нитей в швах – появление разреженной структуры в шве.

Скольжение – способность ткани сдвигаться во время раскроя.

Сминаемость образование складок, заминов при сидении и носке изделия.

Теплозащитность способность ткани сохранять тепло.

Ткань – материал, который изготавливают на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей.

Ткацкое переплетение - взаимное перекрытие, нитей основы и утка. Самое простое и наиболее распространенное в ткацком производстве - полотняное переплетение. Если в месте перекрещивания основная нить расположена над уточной нитью, перекрытие называется основным, а если уточная нить - над основной нитью, то уточным.

Усадка – способность ткани укорачиваться (садиться) после обработки влагой и теплом.

Хлопчатник – однолетнее кустарниковое растение высотой около одного метра.

Шелк – тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда.

Шерсть – волосяной покров животных.

Данный кейс «Что мы знаем о тканях» может быть использован в учебном процессе, позволит повысить интерес к специальным дисциплинам у обучающихся.

Данный кейс поможет повторить пройденный материал, самостоятельно освоить темы пропущенных занятий, закрепить изученный материал.

Метод кейсов позволяет на каждом занятии экономить учебное время, которое можно использовать для углубления и закрепления изучаемого материала, индивидуальной и творческой работы с обучающимися.

Предлагаемая технология обучения основана на реальных жизненных ситуациях, поэтому обогащает обучающихся фактическим материалом, развивает интеллект, творческие способности, образное мышление, учит из множества решений находить самое рациональное и оригинальное.

Библиография

«Технология» 5, 6, 7 класс под редакцией В.Д. Симоненко, Москва, «Вентана–Граф», 2008 г.

Материалы «Курс кройки и шитья», г. Белгород, 2010 г.

Электронное пособие «Библиотека технология»

Совокупность клеток, сходных по своему происхождению, строению, выполняемой функции и развитию, называется тканью .

Сердечные мышцы, хотя и сходны с поперечно-полосатыми, имеют более сложное строение. Они, так же как и гладкие мышцы, работают вне зависимости от воли человека.

Основными функциями мышечной ткани являются двигатель-ная и сократительная. Под влиянием нервных импульсов мышечная ткань совершает движение и отвечает сокращением.

Нервная ткань

Нервная ткань образует спинной и головной мозг . Она управляет деятельностью всех тканей и органов человека. Нерв-ная ткань образуется клетками двух видов: нервной клетки, или нейрона, и нейроглии.

Нервная клетка (нейрон) бывает двух видов: чувствительная и двигательная. Нейрон имеет различную (круглую, звездчатую, оваль-ную, грушевидную и др.) форму. Его величина также различна (от 4 до 130 микрон). В отличие от других клеток нервная клетка, кроме мембраны, цитоплазмы и ядра, содержит один длинный и несколь-ко коротких отростков. Длинный ее отросток называется аксоном, а короткий — дендритом. Материал с сайта

Длинные отростки чувствительного нейрона, выходя из спин-ного и головного мозга, направляются ко всем тканям и органам и, воспринимая от них раздражение внешней и внутренней среды, передают их в центральную нервную систему .

Длинные отростки двигательного нейрона также отходят от спин-ного и головного мозга и, достигая скелетных мышц тела, гладких мышц внутренних органов и сердца , управляют их движением.

Короткие отростки нервных клеток не выходят за пределы спинного и головного мозга, они связывают одни клетки с други-ми окружающими нервными клетками. Основная функция нервной ткани — двигательная. Под внешним воздействием нервные клетки возбуждаются и передают импульсы соответствующему органу.

Цель урока:

  • Обучающие - расширить кругозор учащихся; познакомить с получением и структурой хлопчатобумажных и льняных тканей; познакомить с историей получения тканей.
  • Развивающие - развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы.
  • Воспитывающие - способствовать развитию интереса к предмету; развитию патриотических качеств (на примерах изобретений)
  • Практические - научить определять направление нити основы, лицевую и изнаночную стороны ткани, выполнять полотняное переплетение.

Методы обучения: Беседа, рассказ, наглядно-иллюстративные, практический.

Оборудование и материалы:

  • компьютер,
  • коллекции получения хлопчатобумажных и льняных тканей,
  • образцы тканей,
  • игла,
  • лупа,
  • образцы одежды из х/б и льняных тканей,
  • форма отчета,
  • раздаточный материал.

Тип занятий: комбинированный.

Время занятия: 40 минут * 2

План урока:

  1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, проверка присутствующих.
  2. Изучение нового материала: знакомство с темой урока, беседа по теме урока, объяснение получения тканей, рассказ об истории производства тканей, знакомство с коллекциями, просмотр презентации.
  3. Практические работы: Изучение строения ткани, изготовление полотняного переплетения.
  4. Проверка усвоения изученного: ответы на вопросы (занимательные вопросы).
  5. Подведение итогов: анализ выполненных работ, оценка за практические работы.
  6. Постановка домашнего задания.
  7. Уборка кабинета.

Ход урока

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих.

Вступление:

Вы знаете, мы с вами живем в удивительное время, время изобилия во всем. Сколько разных конфет можно купить, сколько интересных игрушек, какие замечательные книги выпускают типографии, а сколько одежды - на любой вкус. Ну, а если ничего не нравится, бери ткань и шей. Ведь ткани тоже очень много.

И как бы нам позавидовал первобытный человек, который все свое имущество носил на себе. Он все что-то придумывал, пробовал делать. И выжил.

А что случилось бы, если бы вы оказались на необитаемом острове, без одежды и запасов пищи? Смогли бы вы себя обслужить? Ну, например, изготовить одежду?

Ответ : Нет!

А знаете почему? Потому что не хватает знаний! Но это можно исправить.

Я вам предлагаю во всеоружии подготовиться к такой ситуации и узнать, хотя бы, как изготовить одежду и из чего.

Есть очень интересный раздел "Материаловедение". Так вот там есть такая информация (схема). (Учитель воспроизводит на доске схему и комментирует). Все волокна делятся на натуральные и химические. Натуральные волокна могут быть растительного происхождения, животного и минерального. Химические волокна мы пока не будем изучать. На острове это не пригодится, а вот с растительными волокнами мы должны обязательно познакомиться.

Запишите в тетради тему урока "Ткани из растительных волокон".

Зарисуйте схему.

(Учащиеся записывают тему урока и зарисовывают схему в тетрадь, затем учитель знакомит их с целью урока).

В конце урока мы должны ответить на вопросы:

  1. Что значит ткань растительного происхождения?
  2. Как и из чего их получают?
  3. Узнать структуру ткани.

А главное запастись знаниями. Ведь единственная ноша, которая не тянет - это знания и умения.

Скажите, а как вы понимаете словосочетание "волокна растительного происхождения"?

Ответ : Волокна, которые получают из растений.

Правильно! А известны ли вам такие растения?

(если ученики называют растения, то учитель записывает их на доске и дополняет своими)

  • Хлопок
  • Крапива
  • Конопля
  • Кенаф

(можно заранее написать названия растений на бумаге, и прикреплять на доске в той последовательности, в которой будут называть дети)

Из крапивы, конопли, джута и кенафа получают технические ткани, шпагаты.

А вот из хлопка и льна получают прекрасные ткани. Давайте подробнее в этом разберемся. У вас на столах лежат коллекции. Возьмите коробку, на которой написано "Хлопок". (Ученики рассматривают коллекцию. Учитель на доске воспроизводит этапы получения хлопковой ткани. Дети записывают основные этапы получения ткани в тетрадь). Затем учитель знакомит с исторической справкой получения хлопчатника. (Можно привлечь учащихся старших классов для этой информации)

Историческая справка о производстве хлопчатника.

Хлопок - выходец из Египта. Мумия, которою нашли археологи, относящаяся к 2500 г до нашей эры была обернута в хлопковую ткань. Название хлопок имеет арабское происхождение.

В Средней Азии хлопчатник также возделывался с древности. Здесь много солнца, а "дитя солнца", как называют хлопчатник, в пору цветения больше всего любит свет и тепло.

Бухарские купцы вместе с шелками везли хлопчатобумажные ткани в Царство Московское. Среди привозных тканей нередко упоминается бязь, которая в переводе означает хлопок.

В России в ХVI веке окрашивали готовые миткали. Собственного прядения в России не было долго, и пряжу возили из Астрахани и Бухары. Только в 1787 году купец Иван Каретников пустил фабрику по выработке миткалей и набивных ситцев. Основанная с высочайшего позволения Екатерины 11 текстильная мануфактура во Владимирской губернии была прототипом будущих фабрик Иваново - Вознесенска. Сегодня в Ивановской области работает крупнейшее предприятие, которое выпускает прекрасные ткани.

А знаете, у каждого из вас дома есть образец хлопкового волокна? Кто подскажет - что это? (это вата. Если ученики не назовут, то можно им помочь.)

Теперь давайте посмотрим, как обрабатывают лен. (Рассматривают коллекцию и записывают основные этапы в тетрадь, учитель знакомит с историей производства льна)

Историческая справка об использовании льна.

Уже 10 тысяч лет люди выращивают лен на полях. Впервые это стали делать в Индии. К сожалению, в наше время льняных полей не так уж много - растить лен сложно. А жаль. Голубое поле цветущего льна похоже на озеро средь зеленых лугов.

А какие хорошие ткани получаются изо льна! Даже космонавты, отправляясь, в полет надевают льняное белье.

В Древнем Египте умели прясть такие тонкие льняные нити, что они были почти невидимы. Искусные египетские ткачи изготавливали из них тончайшую прозрачную ткань. Через пять ее слоев просвечивало тело, а все платье можно было протянуть через перстень. При этом ткань была очень прочной. Конечно, она ценилась на вес золота, и носить ее могли только цари и жрецы.

Русские мастерицы умели прясть такие тонкие нити, что работать с ними можно было только в сыром и холодном подвале. В сухом теплом помещении тонкие нити часто рвались. Из таких нитей плели знаменитые льняные кружева - блады. Еще на Руси умели ткать льняное полотно с рисунком: ни одной окрашенной нити, а на ткани - то ромашка, то ветки рябины, то петухи.

А вот такие рубахи из льняного полотна, которое изготавливали в домашних условиях, шили ваши прабабушки.(учитель показывает рубахи из самотканого льна) И сегодня, у каждого человека есть льняная одежда, спим мы на прекрасных льняных простынях.

А с чего все начиналось?

(На экране сменяются кадры презентации. Каждому слайду соответствует изображение).

Сначала древние люди научились не ткать, а плести - из веток, тростника, травы. Может сами додумались, а может, подсмотрели у птиц?

Вот такое гнездо плетет птичка "ткачик", а вот так трудится "длиннохвостая ткачиха".

Стали выращивать хлопок, и учились его очищать. Необходимо отделить волокна от семян. Вначале была вот такая машина в Индии, а позже американцы изобрели такую очистительную машину.

Сейчас хлопковые поля убирают комбайном.

Ткань получают из ниток. А откуда нити берутся? Сами волокна короткие, а нити получаются длинные, хоть до Луны дотягивай!

Получение нитей - это прядение.

Вначале вручную, при помощи незамысловатых веретенец, а потом придумали прялку. Помните у Пушкина: "Три сестрицы под окном пряли поздно вечерком:" Может на такой прялке, а может на такой?

А это прядильная машина. Приводилась в движение при помощи водяного колеса. Изобрели их в 1791 году в Англии. Но еще за десять лет до этого подобную прядильную машину изобрел русский ткач Радион Глинков.

На таких станках работали в 80х годах 20 века на Брянском камвольном комбинате.

А топом учились переплетать нити или ткать.

На таких станках работали ткачи Древнего Рима.

Это механический станок в Англии.

На современном станке легко управляется с работой ткачиха, не прикладывая особой физической силы.

Устроен станок интересно.

Одни нити натянуты. Их называют основа. А другая нитка, которую называют уток, бегает между натянутых нитей. Натянутые нити или нити

Вот такая нехитрая наука!

Итак, запишите в тетрадь:

Ткань получают путем переплетения ниток.

Полотняное переплетение - переплетение ниток через одну.

Основа - нить, идущая вдоль ткани.

Уток - нить, идущая поперек ткани

Кромка - не осыпающийся край ткани.

А теперь мы выполним практическую работу.

(Для выполнения работы на партах у учеников лежат: форма отчета в виде таблицы, лупа, образец ткани, желательно льняной, так как на ней хорошо заметна разница между нитками основы и утка. На ткани следует стрелкой указать направление нити основы.)

3. Лабораторно-практическая работа "Изучение нитей основы и утка"

Порядок выполнения работы:

  1. Выньте из ткани по две нити разного направления вдоль - основа, поперек - уток (учитель помогает заполнить первую колонку).
  2. Возьмите лупу и сравните, какая из ниток толстая, а какая тонкая? Запишите в тетрадь.
  3. Рассмотрите, какая нитка гладкая, а какая пушистая?
  4. Теперь ответьте на вопрос: Какая нить ровная, а какая извитая?
  5. Какая нить тянется больше, а какая меньше?
  6. Все ответы запишите в таблицу.

(под таблицей приклеивают образцы)

Проверяют здесь же и оценивают.

Очень часто, работая с тканью, необходимо знать, как направлена нить основы. На образцах, которые вы получили, я обозначила направление основы. Но вы должны уметь это делать самостоятельно.

Есть три способа определения нити основы:

А) по кромке

Б) по растяжению

В) по звуку

(учитель показывает на образцах, записывают в тетрадь)

А сейчас попробуйте определить направление нити основы сами.

(образцы ткани размером 20?20 без кромки)

И еще один маленький вопрос мы должны решить.

(Учитель показывает подготовленную заранее коллекцию образцов, прикрепленных разными сторонами наружу)

Посмотрите и скажите, чем отличаются эти лоскутки?

(Учащиеся должны ответить, что часть лоскутов прикреплена лицевой стороной, а часть изнаночной)

Как определить лицевую сторону?

(учащиеся сами пробуют ответить. Учитель только направляет их ответы)

Запись в тетради:

Лицевую сторону определяют по яркости, по гладкости, по блеску, по чистоте отделки.

Вот и вся информация.

Закрепление изученного.

Посмотрите на доску, в тетрадь, вспомните, о чем мы говорили и ответьте на вопросы:

  1. Из каких растений можно получить ткань?
  2. Какие ткани получают из конопли и крапивы?
  3. Что такое ткачество?
  4. Что такое основа, уток, кромка?
  5. Как переплетаются нити?
  6. Сколько сторон у ткани?
  7. Как определить направление нити основы?
  8. Почему нить основы звонче?
  9. Как определить лицевую сторону у гладкокрашеной ткани?

А теперь давайте отдохнём и поиграем. Для этого необходимо разделиться на две команды и выполнить задание. Я для вас подготовила кроссворды и загадки. За правильные ответы на вопросы буду выдавать жетоны. Кто наберет больше жетонов, может быть спокоен: на острове он не пропадет.

Загадки

  1. Хлопок

Анаграммы

Технология, волокно, хлопок, пряжа, прядение, ткань, лён, уток, отделка, ткачество.

Метаграммы

  1. Волокно-толокно
  2. Основа-обнова
  3. Уток-сток
  4. Пряжа-пряха

Головоломки:

5. Подведение итогов.

Ну, вот и все. Мы справились с целью сегодняшнего урока. Вы пополнили запас знаний. Теперь вы хорошо знаете растения, из которых получают ткань. Для вас теперь не будут незнакомыми слова "основа", "уток", "кромка". На следующем занятии мы продолжим знакомство с тканями.

(Учитель оценивает работу учеников).

6. Постановка домашнего задания.

Во время просмотра презентации, я обращала ваше внимание на то, что ткань получают путем переплетения ниток. Наиболее простой способ переплетении - полотняное. Дома вы сделаете образец такого переплетения. Это не сложно сделать из ниток двух цветов (учитель показывает этапы выполнения. Это будет ваше творческое задание.

7. Уборка кабинета.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top