Инновационные методы в реабилитационном центре. Опыт применения инновационных технологий социальной реабилитации

Инновационные методы в реабилитационном центре. Опыт применения инновационных технологий социальной реабилитации

Населения города Москвы

Институт переподготовки и повышения квалификации
руководящих кадров и специалистов

системы социальной защиты населения

города Москвы

Инновационные социальные практики работы с инвалидами: отечественный и зарубежный опыт

Сборник статей

Москва 2012

Редакционный совет:

, д. и.н., профессор, директор ИПК ДСЗН г. Москвы;

., д. ф.н., вице-президент РОО «Общественная Академия проблем социальной работы; профессор, зав. кафедрой теории и технологии социальной работы ИПК ДСЗН г. Москвы;

, к. п.н., зам. руководителя научно-экспериментальной лаборатории инновационных проектов ИПК ДСЗН г. Москвы.

Корректор , редактор ИПК ДСЗН;

Редактирование и компьютерная вёрстка – , главный специалист научно-экспериментальной лабораторииинновационных проектов ИПК ДСЗН г. Москвы.

Инновационные социальные практики работы с инвалидами: отечественный и зарубежный опыт: Сборник статей.– М: ИПК ДСЗН, 2012. – 66 с.

Сборник содержит выступления руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания, прозвучавшие на круглом столе «Инновационные социальные практики работы с инвалидами: отечественный и зарубежный опыт» в рамках IV Международной конференции «Равные права – равные возможности».

© ИПК ДСЗН, 2012.


МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

,
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД СПЕЦИАЛИСТОВ В РАБОТЕ С ИНВАЛИДАМИ: СОВРЕМЕННАЯ КОМАНДА


СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРЁХУРОВНЕВАЯ
МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
В СОЦИУМ


«
ГОСТЕВОЙ ДОМ» КАК ФОРМА АЛЬТЕРНАТИВНОГО ПРОЖИВАНИЯ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ


ПРОЕКТЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ИНТЕГРАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ


ОПЫТ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ ВЫЕЗДНОЙ
БРИГАДОЙ СПЕЦИАЛИСТОВ


ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА


ОТ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ К ПАРАЛИМПИЙСКИМ МЕДАЛЯМ


A HALFWAY HOUSE – ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ
В РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ
РАССТРОЙСТВАМИ

к. м.н., директор

Психическое здоровье является одним из основных элементов здоровья населения. В настоящее время психические расстройства становятся одними из самых распространённых форм патологии, как в России, так и во всем мире в целом. Первичная инвалидность по психическим заболеваниям за последнее десятилетие возросла почти в два раза. Общее число инвалидов вследствие психических расстройств увеличилось на 15% и составляет примерно 826 тысяч человек, более 60% из них – лица трудоспособного возраста. По прогнозам специалистов к 2020 году психические заболевания в России могут выйти по количеству заболевших на первое место.

Большинство больных с психической патологией становятся нетрудоспособными в молодом и среднем возрасте, они получают группу инвалидности, которая, учитывая тяжесть заболевания и неблагоприятный характер прогноза, практически не снимается до конца жизни человека.

Медико-социальная помощь инвалидам с психическими расстройствами оказывается в учреждениях здравоохранения, образования, социального обеспечения. Характер и выраженность психопатологической и соматической патологии, возраст больного, социальный статус инвалида (семейное положение, уровень социальной адаптации, возможность родственников оказывать ему помощь и обеспечивать лечение, психологическую поддержку и уход) являются определяющими факторами при выборе той или иной формы помощи человеку. Наиболее тяжёлый по своим медико-социальным характеристикам контингент инвалидов с психической патологией находится в психоневрологических интернатах (ПНИ).

Оказание медицинской помощи инвалидам, страдающим хроническими психическими заболеваниями, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, организация ухода и надзора за пациентами, а также проведение комплекса реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление социального статуса инвалида с возможностью интеграции некоторых из них в общество – основные задачи, стоящие перед сотрудниками интернатов.

Система реабилитационных мероприятий инвалидов с психическими расстройствами включает в себя комплекс различных направлений. Медицинская реабилитация направление реабилитации инвалидов, связанное с достижением максимально возможной клинической компенсации, купированием проявлений болезни или их уменьшением, а также профилактикой нежелательных последствий. Социальная реабилитация – восстановление личностной и общественной значимости и ценности больного для общества. Данные направления реализуются через воздействие на клиента целого спектра реабилитационных мероприятий: медико-профилактических, социально-трудовых, социально-культурных, физкультурно-оздоровительных, профессионально-образовательных и др.

В современных условиях развития сферы оказания медико-социальных услуг инвалидам с психическими расстройствами все большее значение приобретают инновационные технологии в реабилитационной деятельности.

В соответствии с международными стандартами, инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности , получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, технологического процесса, используемого в практической деятельности, в том числе в виде нового подхода к социальным услугам. Говоря об инновационных подходах в медико-социальной реабилитации инвалидов с психическими расстройствами, необходимо учитывать не только появление новых форм оказания услуг, учитывающих потребности потребителя, т. е. клиента или родственника клиента. Необходимо рассматривать внедрение инноваций как обязательное условие для развития учреждения в экономическом и конкурентоспособном ракурсе.

Рассмотрим основные инновационные формы медико-социальной реабилитации инвалидов, применяемые в Психоневрологическом интернате № 30.

Примером внедрения инновационных технологий в медико-социальной реабилитацию является деятельность патронажного отделения, созданного ПНИ № 30 в соответствии с приказом Департамента социальной защиты населения города Москвы от 01.01.2001 г. № 000 «О создании в учреждениях стационарного социального обслуживания патронажных отделений».

Сотрудники патронажного отделения психоневрологического интерната оказывают бесплатную медико-социальную помощь на дому инвалидам 1 и 2 групп, страдающим психическими расстройствами, одиноким, или имеющим родственников, неспособных обеспечить им надлежащий уход. Оказание именно медико-социальных услуг позволяет значительно расширить границы оказываемой помощи гражданам с психическими расстройствами, ранее часто не получавшим помощи.

Патронажное отделение ПНИ № 30 предназначено для оказания медико-социальных услуг 50 клиентам. Содержание мероприятий медико-социального патронажа зависит от категории клиентов. Оно включает доставку лекарств, измерение давления, предоставление гигиенических услуг, доставку продуктов и кормление, уборку помещения, выполнение несложных физических упражнений, т. е. всего того, в чем нуждается человек, не способный к самообслуживанию. На сегодняшний день в отделении обслуживается 69 клиентов, большинство из которых – люди пожилого и старческого возраста.

Спектр услуг, предоставляемых в отделении, включает не только мероприятия по уходу и наблюдению за клиентом, но в зависимости от функциональных нарушений инвалида и желания родственников включает психологические, социокультурные, педагогические технологии.

Для обеспечения клиентов комплексом эффективных медико-социальных услуг и с целью повышения профессионализма сотрудников на базе учреждения проводится обучение и подготовка специалистов. Программы обучения направлены на формирование у сотрудников знаний, умений, навыков медицинского, психолого-педагогического, социально-правового характера и оккупациональной терапии.

С 1 марта 2012 г. в интернате начало функционировать отделение дневного пребывания , цель которого – оказание социальной и медико-социальной помощи гражданам, страдающим психическими расстройствами, в возрасте от 18 до 45 лет, сохранившим способность к самообслуживанию, способным к обучению элементарным бытовым и трудовым навыкам. Данное отделение является одной из инновационных форм оказания услуг инвалидам в нашей стране. Основным направлением деятельности отделения является социальная реабилитация граждан с психическими расстройствами. Родственники клиентов, посещающих отделение, имеют возможность заниматься трудовой деятельностью в течение рабочего дня. Режим работы сотрудников отделения (психолога, воспитателя, специалиста по социальной работе, инструктора по труду) предусматривает проведение занятий по формированию различных социальных, трудовых, коммуникативных умений и навыков у клиентов.

В настоящее время отделение дневного пребывания посещают 17 человек: 8 женщин, 9 мужчин, средний возраст которых не превышает 30 лет. По нозологии контингент инвалидов, посещающих отделение, распределяется следующим образом:

· шизофрения (параноидная, шубообразная, детский тип) – 11 человек (64%);

· органическое поражение головного мозга – 3 человека (18 %);

· умственная отсталость легкой степени – 3 человека (18%).

В отделении дневного пребывания клиентам предоставляются услуги психолога, воспитателя, инструктора по труду.

Инновационные технологии социальной реабилитации несовершеннолетних (на примере ГБУ «ОСРЦ для несовершеннолетних» г.Курган) Колосова А.В., Курганский государственный университет, г.Курган, Россия

Аннотация

В статье представлена практика разработки инновационных технологий в социальной реабилитации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей на примере технологии «наставничество».

Ключевые слова: социальная реабилитация, дети оставшиеся без попечения родителей, профилактика безнадзорности, инновации в социальной работе, наставничество, волонтерская деятельность.

Обострение кризисных явлений в экономике, нарастание социальной напряженности приводит к формированию негативных процессов во всех слоях жизни общества. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности, бродяжничестве детей. В связи с этим актуальной задачей российского общества является формирование новой политики профилактики детской беспризорности. В стране создана система социальных учреждений для дезадаптированных детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

На территории Курганской области начиная с 1999 года социальной реабилитацией несовершеннолетних занимается специализированное учреждение. В своей деятельности «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» по Курганской области ориентирован на проведение с несовершеннолетними всесторонних реабилитационных мероприятий и на организацию работы по жизнеустройству детей. Он решает важные задачи по сокращению числа дезадаптированных подростков, помогает устранить причины появления дезадаптации еще на начальном уровне, до разрыва связи ребенка с семьей. Реабилитационные мероприятия побуждают подростков к развитию активности, самостоятельности, ответственности, признавая за ребенком право на свободную оценку различных аспектов социальной жизни, на основе приобщения личности ребенка к труду, досуговой деятельности. ОСРЦ находится в постоянном поиске новых способов, форм и методов работы с несовершеннолетними и их семьями, для того чтобы более эффективно решать ряд проблем, имеющихся у ребенка и восстанавливать его социальное положение в обществе.

Так наряду с традиционными формами помощи использует и инновационные технологии. По целевой программе Курганской области «Лига помощи: профилактика социального сиротства, лишения родительских прав» в 2015 году на площадке по ул.б.Мира, 20, продолжили свою работу следующие методики: «Создание семейных гостиных по работе с родителями, не выполняющими надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию детей»; «Внедрение социально-реабилитационных методик работы с родителями, чьи дети временно находятся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних»; «Внедрение восстановительных технологий в работу с детьми и родителями, не исполняющими обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению детей, посредством предоставления им здоровьесберегающих услуг специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»; «Проведение семейного тимбилдинга для семей, дети в которых проходят реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних»; «Внедрение арт – терапевтических методик в работу с детьми и родителями из семей, где нарушена семейная среда жизнедеятельности детей: песочной терапии, акватерапии, фототерапии, драматерапии».

Более детально хотелось бы остановиться на технологии «Наставничество». В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних было принято Положение о технологии наставничества над несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. Данная технология является формой проведения специалистами ГБУ «ОСРЦ» индивидуальной профилактической работы посредством привлечения волонтеров (добровольцев) в деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и (или) в конфликте с законом, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Главной целью технологии явилась профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних путем привлечения волонтеров к сопровождению несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Для достижения поставленных задач первоначальной стала проблема набора и подготовки волонтерского состава для реализации технологии наставничества. Совместно с директором центра нами была разработана учебная программа курса по направлению «наставник»: «Основы организации волонтерской работы, методы и приемы профилактической работы с несовершеннолетними с девиантным и деликвентным поведением».

Была предложена система обучения, включающая в себя 3 блока (уровня) подготовки. Тем самым мы смогли разбить курс на семинарско-лекционный, практический и организаторский. Каждый блок был призван решать ряд задач, поставленных изначально.

Таким образом, при обучении на первом этапе необходимо было заинтересовать, вовлечь волонтера в предстоящую деятельность, а также максимально подготовить его к возможном трудностям при работе. Было предложено дать на изучение две основных темы. Первая раскрывает весь спектр специфических, психосоциальных особенностей несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, тем самым позволяя проектировать модель поведения в той или иной ситуации взаимодействия волонтера с ребенком. Второе занятие нацелено в большей части на изучение форм и методов эффективного взаимодействия, рассмотрения базовых и инновационных технологий, которые следует применять при организации мероприятия.

Второй блок – это практическое занятие, на котором волонтеры привлекаются к проведению того или иного мероприятия. На данном этапе добровольцы внедряются как третьи лица для того, чтобы они смогли оценить свои силы и возможности в работе с данным контингентом. А также в процессе данного взаимодействия определяется лидер, «наставник-организатор», который впоследствии будет призван координировать деятельность всего волонтерского состава.

Заключительный, организаторский этап подразумевает под собой подготовку и реализацию программы, мероприятия непосредственно волонтерами самостоятельно. На данном уровне добровольцы должны применить навыки и знания, полученные в процессе обучения, и тем самым добиться главной цели технологии наставничества. При подготовке и реализации первого мероприятия необходимым компонентом считаем наличие наблюдателя, специалиста данного учреждения, который своевременно сможет помочь волонтерам.

Таким образом, по завершению обучения волонтеры приобретут знания о работе с «трудными детьми», навыки поведения с такими детьми, организаторские навыки и просто жизненный опыт. А учреждение получит подготовленную группу добровольцев, способных помогать эффективно решать те или иные задачи и выполнять функцию проводника между воспитанниками и руководством учреждения.

Технология лечебного-реабилитационного биоуправления была представлена на заседании Научно-технического совета при министерстве социального развития Новосибирской области.

Напомним, задача Совета состоит в рассмотрении научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере социальной защиты населения для последующей рекомендации и включения их в долгосрочные целевые программы Новосибирской области.​ На этот раз инновационный метод реабилитации БОС представил академик Российской академии наук, доктор биологических наук, профессор М.Б. Штарк.

Марк Борисович рассказал об особенностях применения метода БОС в реабилитационном периоде, о новых разработках и опыте их использования. На Совете также рассматривались вопросы реабилитации различных категорий взрослого населения, коррекционные комплексы для детей, а также возможности использования технологии биоуправления в профилактике синдрома профессионального выгорания социальных работников, повышении стрессоустойчивости и поддержании их профессионального здоровья.

Биоуправление - современная компьютерная лечебно-оздоровительная технология, базирующаяся на принципах адаптивной биологической обратной связи. Основной задачей биоуправления является обучение навыкам саморегуляции, обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а оборудование делает доступной информацию, в обычных условиях не воспринимаемую. Использование большого набора игровых экранных представлений, возможность сравнивать свои результаты с достигнутыми на предыдущем сеансе способствуют поддержанию мотивации к продолжительному курсу занятий.

Эффективность данного метода для коррекции таких расстройств как хроническая головная боль напряжения, мигрень, гипертоническая болезнь, стресс-индуцированные состояния (тревожное расстройство, паническое расстройство) была доказана в ходе применения. Технология биоуправления (метод БОС) эффективно применяется в педиатрической практике. Электромиографическое биоуправление показывает хорошие результаты при лечении ДЦП. Нейробиоуправление, пожалуй, единственный нелекарственный метод коррекции синдрома дефицита внимания.

Одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей. Специалистами НИИМББ СО РАМН совместно с ООО «Компьютерные системы биоуправления» для лиц, страдающих речевыми нарушениями, разработана методика реабилитации средствами и методами технологии компьютерного адаптивного биоуправления, включая логоневрозы, дизартрии, ринолалии, ринофонии, алалии, задержку речевого развития, - в сочетании с классическими логопедическими методиками. Ояшинский детский дом-интернат в 2013 году закупил комплексы «БОСЛАБ-Миография» и «БОСЛАБ-ЛОГО» для работы с детьми по вышеперечисленным методикам. Есть первые результаты и они очень оптимистичны.

Особенностью систем игрового биоуправления является возможность групповых форм занятий, например, в компьютерном классе. Такая схема позволяет охватить большее количество людей реабилитационными процедурами за короткие циклы пребывания в социально-оздоровительных центрах, провести с каждым по 5-7 занятий в течение недельного срока, как например в Маслянинском центре, где проходят тренинги социальные работники нашей области. Технология игрового биоуправления позволяет расширить арсенал тренингов по профилактике и коррекции стресса, поскольку использует не только релаксационные программы, но и включает процедуры, мобилизующие, тренирующие способности к оптимальному функционированию в сложных ситуациях.

Таким образом, технология БОС уже нашла применение в двух учреждениях социального обслуживания, ее возможностями заинтересовались и другие руководители. Выступление Марка Борисовича вызвало активное обсуждение темы, множество вопросов и предложений дальнейшего сотрудничества.

Резюме: Инновационные технологии реабилитации детей -инвалидов помогают всесторонне развить возможности ребенка, а также социализировать его к окружающей среде и обществу

Сегодня, когда диалектика общественного развития обусловлена созданием новых социальных установок и новой социальной политикой, а также формированием нового социального мышления, социальная работа приобретает все более четкие структурные очертания как особый вид профессиональной, научной и образовательной деятельности. Современные организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в социальной сфере, должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются различные нововведения в социальной сфере нашего общества. Именно они все чаще определяются учеными как социальные инновации (от лат. innovation -введение в практику нового).

Понятие «социальная инновация» можно определить как сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующее на отдельном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере.

По сфере общественной жизни выделяют инновации социальные, политические, экономические, инновации в культурно — духовной сфере, в социальной структуре.

По масштабу использования различают единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на многие объекты.

В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой являются образование, управление, занятость населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей и т. д., можно выделить педагогические, образовательные, правовые, управленческие, социальные инновации и т. д.

Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, социальные проблемы, которые невозможно решить традиционными методами, изменение потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере.

Так был создан и получил распространение «телефон доверия», с помощью которого оказывается анонимная психологическая помощь людям, находящимся в стрессовых ситуациях; так возникли социальные приюты, гостиницы и т.д.

Период от возникновения до практического применения нового представляет собой инновационный цикл, продолжительность которого может варьироваться в зависимости от многих факторов, вызывающих торможение процесса. Среди основных факторов торможения можно выделить социально- экономические и психологические.

К первой группе относят, прежде всего, острый дефицит финансирования нововведений, недостаток профессионально подготовленных кадров, перспектива сокращения рабочих мест и распространение безработицы по мере развития конкретного инновационного процесса.

Психологические факторы торможения обусловлены наличием различных психологических барьеров информационного или мировоззренческого плана (недостаточная информированность о сути и цели инновации или отношение к новшествам как к кратковременному явлению). К причинам, сдерживающим инновационный процесс, можно отнести консерватизм мышления, отсутствие инициативного и творческого подхода в решении проблем в социальной сфере.

Ученые разрабатывают специальные программы, цель которых -социально — психологическое обеспечение нововведений. Их основными элементами являются: критическое отношение к предстоящим нововведениям; аргументация в их пользу; обоснование конечных результатов, ожидаемых в итоге реализации нововведения; изучение мнения работников организаций с целью выявления сторонников и противников новшества и нахождения правильного подхода к каждому заинтересованному человеку; утверждение плана внедрения нововведения с учетом результатов обсуждений и опроса общественного мнения.

Социальной базой, субъектами социальных нововведений являются инноваторы. А. И. Пригожий предлагает квалифицировать их по ряду оснований: по типу инновационной деятельности — создатели (авторы идеи и ее популяризаторы) и реализаторы (авторы технологического процесса основания и внедрения новшества); по отношению к основной специальности — профессионалы и самодеятельные инноваторы; по предмету инновационной деятельности — инноваторы — разработчики новых материальных продуктов, новых технологий, методов деятельности, новых социальных норм и отношений.

Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально развивающиеся социальные процессы.

Неразрывность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере. Так получили распространение следующие инновационные терапевтические технологии:

1. Арттерапия — способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности. Этот вид реабилитации основан на способности человека к образному восприятию окружения и упорядочению своих связей с ним в символистической форме.

На этих свойствах искусства базируется арттерапия, для эффективной реализации которой необходимо знать ее основные личностно-реабилитационные возможности.

Лица, профессионально осуществляющие арттерапию, специально подбирают художественные произведения — картины, музыку, композиции цветов и форм, литературные произведения, чтобы создать для субъектов реабилитации определенную эстетическую среду. Целенаправленное построение эстетической среды позволяет создать для субъекта терапии условия, которые могут воздействовать на личность развивающим или компенсирующим образом, а также снимают болезненные напряжения.

Основными функциями арттерапии являются:

1. Компенсирующая. С помощью восприятия произведений искусства или активной художественной деятельности могут быть компенсированы неразрешимые проблемы реабилитируемого.

2. Развивающая. В этом случае восприятие искусства или активная художественная деятельность ориентированы на развитие навыков, уже имеющихся у субъекта реабилитации, но не используемые им в нужной мере.

3. Обучающая. В этом случае арттерапия используется с целью формирования у субъекта новых навыков, которыми он ранее не владел.

Только при отчетливом представлении реабилитационных функций арттерапия может быть использована эффективно.

2. Библиотерапия — метод психотерапии, основанный на педагогических дидактических принципах. Осуществляется при помощи книг, в первую очередь, художественных. Задача — лечебное воспитание и перевоспитание личности больного воздействием художественного, эмоционального и психологического мастерства писателя, показывающего пути разрешения больному конфликтных, неврозоподобных ситуаций. При подборе книги учитываются максимальное сходство ситуации, описываемой в книге, с ситуацией, сложившейся у больного, и степень доступности этой книги больному.

3. Музыкотерапия — использование музыки с лечебными целями, чаще всего в сочетании с другими видами психотерапии. Отмечается положительное влияние музыки при депрессивных состояниях — улучшается настроение, оказывается тонизирующие влияние. Музыка при этом не должна быть чрезмерно веселой, так как это по контрасту может ухудшить психическое состояние больных, если она не соответствует его эмоциональному состоянию. Разработаны методики индивидуальной и групповой активности музыкотерапии и сочетания музыки с аутогенной тренировкой.

4. Одним из инновационных методов реабилитации лиц с ограниченными возможностями является иппотерапия.

О пользе верховой езды для восстановления больных и раненных, было известно с античных времен.

Лечебная верховая езда предназначена для детей и взрослых, нуждающихся в физической, психосоциальной и личностной реабилитации и адаптации. Лошадь возвращает людям с ограниченными возможностями уверенность в своей самостоятельности, благодаря чему они перестают чувствовать себя (и восприниматься окружающими) полностью зависимыми членами общества. Наиболее значительный физиотерапевтический эффект от верховой езды наблюдается у людей, страдающих рассеянным склерозом или церебральным параличом.

В сущности, иппотерапия — есть не что иное, как форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструментов реабилитации выступает лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды. В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, человек инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого. Механизм воздействия иппотерапии на организм человека тот же, что и у любой другой формы ЛФК. Под влиянием физических упражнений отмечается усиление функции вегетативных систем.

Иппотерапия воздействует на организм человека через два фактора: психогенный и биомеханический. При лечении неврозов, детских церебральных параличей, умственной отсталости, раннего детского аутизма основным воздействующим фактором является психогенный.

При лечении постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозом, остеохондрозом позвоночника ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический. Ипподромы в городах Казани и Набережных Челнах предоставляют услуги по лечебной верховой езде.

Верховая езда требует от инвалида концентрации внимания, осознаваемых действий, умения ориентироваться в пространстве. Использование этого метода в реабилитации лиц, страдающих различными видами нарушений умственного развития, дает положительные результаты:

1. облегчает снятие заторможенности;

2. уменьшает чувство тревоги;

3. организует адаптацию к реальному пространству и времени;

4. способствует достижению самостоятельности.

Игровая терапия, как один из видов инновационных технологий реабилитации детей — инвалидов

Чтобы понять детей, найти подход к ним нужно взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Давно признано, что игра занимает значительную часть в жизни ребенка. Еще в xv в. Ж.Ж. Руссо писал о том, что для того, чтобы узнать и понять ребенка, необходимо наблюдать за его игрой. Стремясь облегчить ребенку выражение и исследование собственного эмоционального мира, психолог должен обратиться к этому концептуально — экспрессивному миру. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.

Игровая терапия — это специфический способ работы с детьми, который требует определенных навыков и предварительного обучения. Она менее подвержена ограничивающим влияниям культурных различий. В игре дети выражают эмоции, манипулируя средствами игры, например игрушками. Когда специалисты участвуют с детьми в игровом процессе, они взаимодействуют с ними через признание детских мыслей и чувств, устанавливают с детьми контакт, что позволяет распознавать и конструктивно справляться с изменчивыми аффектами.

Игровая терапия оказывается эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении. Она эффективна как помощь при коррекции селективного мутизма, агрессивности в поведении; как средство улучшения эмоционального состояния детей после развода родителей;

при коррекции затруднений в чтении; отставания в речевом развитии; интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей, развития детей с ограниченными возможностями и др.

В организации терапевтического процесса А.И. Захаров выделяет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции игры. Все три связаны между собой и реализуются как в начальном этапе, в спонтанной игре, так и в направленной игре, которая обычно представляет собой импровизацию какого — то логического результата.

1. Диагностическая функция

заключается в уточнении психопатологии, особенностей характера ребенка и взаимоотношений с окружающими. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует то, что он когда либо испытал. Иногда такая связь совершенно очевидна, но иногда она может быть отдаленной. Дети более полно и непосредственно выражают себя в спонтанной, имитированной ими самими игре, нежели в словах. А требовать от ребенка, чтобы он рассказывал о себе, значит автоматически воздвигать барьер в терапевтических отношениях, как бы говоря ребенку: «Ты должен подняться на мой уровень общения и использовать для этого слова».

2. Терапевтическая функция игры состоит в предоставлении ребенку эмоционального и моторного самовыражения. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру, дает возможность организовать свой опыт. Для ребенка важен процесс игры, а не ее результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и в новых формах поведения. Аналогичным образом он пытается разрешить свои проблемы и внутренние конфликты, проиграть свое затруднение или смущение. Результаты обследований показывают, что в процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы, повышается фрустрационная толерантность и создаются адекватные формы психического реагирования.

3. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптации и социализации.

Ф. Франк подчеркивал, что игра для детей — способ научится тому, чему их никто может научить. Это способ исследования организаций в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах и людях.

В этой связи представляется необходимым подчеркнуть различие между понятиями: «обучающая функция игры» и «обучающие (развивающее — направленные) игры». А когда мы стремимся быстрее развить у ребенка ассоциативное и абстрактное, логическое мышление, эрудированность, придумываем специальные техники, методики, называя их играми, пытаясь воздействовать на ребенка с целью его обучения и воспитания, мы, таким образом, блокируем его эмоциональность.

А. И. Захаров выделяет ряд правил, соблюдение которых является необходимым в игротерапии:

— игра применяется как средство диагностики, коррекции и обучения;

— выбор игровых тем отражает их значимость для психолога и интерес ребенка;

— руководство игрой способствует развитию самостоятельной инициативы детей;

— спонтанные и направленные игры — две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное — возможность импровизации;

— соотношение спонтанного и направленного компонентов зависит не столько от возраста детей, сколько от их клинических особенностей, игра не комментируется взрослым.

Принципы осуществления игротерапии:

— Коммуникативность, (равноправные дружеские отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок-хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения).

— Недирективность в управлении игровым процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс;минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью).

— Установление фокуса игрового процесса на чувствах и переживаниях ребенка необходимо добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя.

А.А. Сухова,

ФГУ « ГБ МСЭ по Республике Татарстан », г. Казань

О внедрении инновационных форм работы в сфере социальной реабилитации ветеранов и инвалидов на базе ОГКУ «Волгореченский КЦСОН»

В любом обществе существует немалая доля людей, чьи возможности в сохранении независимого образа жизни ограничены. Вследствие различного рода травм или врожденных или приобретенных заболеваний, в силу возрастных изменений может наблюдаться утрата или ослабление различных функций организма (двигательный, сенсорных и т.д.). Специалисты отделения ведут работу с инвалидами от общего заболевания и пенсионерами, инвалидами с нарушениями, с детьми инвалидами. В реабилитационных группах оказываются социально-медицинские, социально-психологические услуги, проводится работа с семьями инвалидов, нуждающимися в психологической помощи.

Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Медицинское направление

Одним из направлений деятельности по восстановлению, сохранению и укреплению здоровья является медико-социальная реабилитация с ее традиционными методами. Социально-медицинские услуги включают в себя: лечебную физкультуру (по каждому направлению разработан комплекс упражнений), занятия в тренажёрном зале, беседы о здоровом образе жизни.

В отделении имеется спортивный зал, оснащенный физкультурно-оздоровительным оборудованием (тренажеры, модули) занятия лечебной физкультурой проводятся индивидуально и по подгруппам. Подбор упражнений определяются возрастными и индивидуальными особенностями человека.

С сентября м-це в Центре возобновляются занятия ЛФК. Во втором полугодии продолжит свою работу «Школа здоровья» для пенсионеров и инвалидов.

В этом году инструктор по ЛФК проводит занятие по программе «Бодифлекс». Цель программы - сбросить столь обременительные нам килограммы без вреда для здоровья путем несложных гимнастических упражнений в сочетании с дыхательной гимнастикой. Ценность программы заключается в её простоте и непродолжительности. На каждую проблемную зону приходится одна поза. И все они приносят пользу. Группа энтузиастов из 12 человек с удовольствием осваивают программу 2 раза в месяц.

Психологическое направление

В этом году Центр социального обслуживания получил возможность открыть сенсорную комнату. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности - все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат для людей со специальными нуждами, хроническими заболеваниями, посттравматическими болями, а также для людей, нуждающихся в восстановлении психоэмоционального равновесия.

В зависимости от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:

· снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;

· активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;

· стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);

· создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур.

В 2013 году сотрудники социально-реабилитационного отделения нашего Центра социального обслуживания начали обучение пенсионеров и инвалидов навыкам компьютерной грамотности по адаптированной программе. В первом полугодии данной услугой воспользовались 26 человек, из них десять пенсионеров, имеющих инвалидность. Курсы обучения основам компьютерной грамотности проводятся бесплатно. Два раза в неделю желающие могут пользоваться компьютерами. План занятий компьютерного класса включает два уровня: "нулевой" - по обучению основам компьютерной грамотности; "продвинутый" - по обучению навыкам пользования сетью Интернет.
15 граждан, прошедшие обучение компьютерной грамотности по 20-часовой программе, получили сертификаты. Среди них бывшие учителя, врачи, библиотекари, почтовые работники, чиновники и люди других профессий.

В апреле специалисты отделения, учитывая актуализацию потребности наших реабилитантов к открытию своего внутреннего мира, осознанию своей индивидуальности, применили на практике новый вид социально-культурной реабилитации - гарденотерапию, направленную на расширение жизненного пространства, улучшение социального функционирования.

Практика показала, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психологическую направленность, что позволяет использовать его в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний для улучшения психоэмоционального состояния людей с патологией тех или иных органов и систем. Сейчас метод гарденотерапии привлек 6 человек, имеющих различные заболевания.

В дальнейшем специалисты отделения решили проводить занятия гарденотерапии совместно с элементами других технологий социокультурной деятельности — музыко-, изо-, фото- дизайном, оригами.

Одной из наиболее эффективных мер индивидуального мотивирования жизненной активности людей, является работа с биографией человека. Во втором полугодии специалисты Центра подготовили к реализации один из методов социальной реабилитации - биографический. Его использование направлено на осознание пожилым человеком влияния жизненных событий на его жизненный путь.

Метод предполагает разговор специалиста с человеком обо всех возрастных этапах его жизни. Чаще пожилые люди вспоминают свое детство. С готовностью и желанием рассказывают, в какой семье они родились, чем занимались, какое было время. Возвращаясь в детские годы жизни в своих воспоминаниях, пожилой человек вновь начинает «ощущать свое «Я», еще не отягощенное жизненными трудностями, и в нем оживает способность чувственного и образного видения мира. Постепенно в его представлении выстроится цепочка ощущений, каждое из которых в той или иной форме есть ощущение собственной необходимости кому-либо, необходимости, полезности».

Иллюстрации биографического метода могут служить описания жизни и судьбы граждан, посещающих реабилитационное отделение ОГКУ «Волгореченский КЦСОН».




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top