Он беспокоился об обитателях живого. Тема: Наши четвероногие друзья

Он беспокоился об обитателях живого. Тема: Наши четвероногие друзья

1. Узнай аквариумных рыбок по силуэтам. Укажи стрелками названия. Проверь себя с помощью учебника.

2. Пользуясь атласом-определителем «От земли до неба», заполните таблицу.

3. Запиши, какие животные есть:

а) в живом уголке вашей школы - хомячок сирийский, кролик;
б) у тебя дома - попугайчик волнистый;

4. Практическая работа «Учимся ухаживать за животными живого уголка».

Цель работы: Кормление кролика

Оборудование (какими средствами по уходу за животными пользовались): кормушка, еда для кролика (капустные листья, морковка).

Ход работы (какие действия выполняли):

  • Помыть кормушку
  • Нарезать капустные листья и морковь на мелкие кусочки
  • Положить корм в кормушку
  • Очистить кормушку от остатков еды.

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): кролик накормлен, цель достигнута.

Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.

5. Нарисуй своего любимого домашнего питомца или наклей фотографию.

В атласе-определителе «От земли до неба» или других источниках (книгах, Интернете) найди информацию о своём питомце. По этим источникам, а также собственным наблюдениям, подготовь сообщение о нём.
Здесь ты можешь записать план сообщения или основные сведения о своём питомце.

Волнистые попугайчики родом из Австралии. Там они живут в стаях и их там очень много, как у нас воробьёв. В природе встречаются только зелёные попугайчики, Голубых, жёлтых, белых вывели уже в неволе. Волнистые попугайчики подражают голосам других птиц и голосу человека, поэтому их можно научить говорить. Мой попугайчик, которого зовут Кеша, не умеет говорить, но он очень громко и радостно чирикает и играет с зеркалом.

Живые уголки в дошкольных учреждениях устраивают, прежде всего с целью развития у детей представления о многообразии животного мира. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления о мире, чем рассматривание иллюстраций, чтение книг или рассказ старших. Конечно, полностью исключать эти формы знакомства с животным миром не стоит. Напротив, они будут лишь дополнять, и расширять складывающиеся у детей представления о животном мире, полученные из непосредственного общения с животными. Дети, несомненно, с радостью воспримут общение с животными. Кроме того, при выполнении несложных работ в живом уголке п дети приобретут полезные простейшие навыки ухода за животными, почувствуют ответственность за своих питомцев. Для устройства зооуголка лучше всего выделить светлую комнату с окнами на юг или юго-восток. В этом помещении можно не только разместить обитателей живого уголка, но и проводить занятия с детьми. Объекты размещают таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним и наблюдать за животными. В зооуголке должно быть определенное количество объектов. Это обеспечит более глубокое познание, без рассеивания внимания. Очень важно при составлении зооуголка правильно подобрать его будущих обитателей. При этом необходимо учитывать некоторые требования к обитателям живого уголка.

1. Все животные должны иметь яркую окраску, чтобы удержать неустойчивое внимание детей, заинтересовать их.

2. Необходимо, чтобы в живом уголке содержалось несколько экземпляров одного вида животных, что позволит увидеть не только сходство между ними, но и индивидуальные различия. Такие наблюдения помогут сформировать у детей целостные представления о многообразии животного мира.

3. Важно помнить, что все животные должны быть безопасны для детей.

4. Животные зооуголка не должны требовать для своего содержания сложного оборудования, уход за ними должен быть сравнительно прост, соответствовать силам детей и наличию у них свободного времени.

5. При размещении обитателей зооуголка необходимо учитывать их биологические особенности. Так, террариум с черепахой следует ставить на солнечное место, а аквариум с амфибиями в прохладное и затененное .

Из пресмыкающихся можно содержать только черепах - болотную и степную.

Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям подбора отвечают прежде всего представители отряда грызунов - кролик, хомячок, морская свинка. Неприхотливость к пище, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав и вместе с тем разнообразие повадок делают этих животных желанными обитателями уголка природы.

Животные могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами, козленка, щенка или других мелких домашних животных (кролика также лучше всего содержать на участке).

Наряду с животными, которые живут в уголке природы круглый год, сюда следует помещать и временных обитателей. Наблюдения за ящерицами, лягушками, жуками и бабочками вызывают живой интерес у дошкольников, дают богатую пищу для удовлетворения детской любознательности. Проводятся они начиная с весны и до поздней осени.

Животные уголка природы младших групп. Животные очень оживляют уголок природы. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам: движущимся частям тела, характеру движения, издаваемым звукам.

Для малышей уже во второй группе раннего возраста в уголок природы помещают аквариум с рыбкой. Рыбку следует подобрать ярко окрашенную, ведущую активный образ жизни в течение большей части года, охотно поедающую корм. Таким требованиям отвечают обыкновенная золотая рыбка, золотистый или серебристый карась.

Начиная с младших групп можно содержать певчих птиц. Желательно, чтобы птичка имела также яркое оперение, веселый нрав, была бы неприхотлива к пище, легко приспосабливалась к жизни в неволе. Этим требованиям, например, отвечает канарейка.

Млекопитающие, даже мелкие, требуют к себе значительно большего внимания, чем другие животные: ведь их надо обильно и часто кормить, ежедневно убирать за ними клетки. Поэтому содержать млекопитающих постоянно в уголке младших групп вряд ли целесообразно (за исключением летнего периода, когда можно содержать кролика на участке, привлекая к уходу за ним детей старшего дошкольного возраста). Клетки с кроликом, белкой, хомячком или морской свинкой изредка на один-два дня можно приносить в группу малышей для эпизодического кратковременного наблюдения.

Животные уголка природы средней группы. Знакомясь с животными, дети отмечают своеобразие их внешнего строения, движения, способа питания. Устанавливают и первые связи: зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

Ухаживая вместе с воспитателем за обитателями уголка, дети овладевают несложными умениями: мытье поилки и кормушки животных, кормление.

В средней группе полезно содержать в аквариуме два вида рыбок, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медли­тельного прудового карася и юркую, подвижную верхоплавку, - или содержать в аквариуме разновидности золотой рыбки: вуалехвоста, телескопа и одновременно (в другом аквариуме) рыбку из местного водоема.

Различия во внешнем виде и повадках названных рыбок достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении.

Из птиц для уголка природы средней группы следует остановиться на той, которую рекомендовали для малышей, - канарейке .

Постоянными обитателями в уголке природы средней группы могут быть млекопитающие. Дети этого возраста вполне овладевают навыками ухода за некоторыми из них. Так, целесообразно поместить очень интересных по повадкам морскую свинку и хомячка. Они относятся к одному отряду - у них есть и сходство, и большое различие, своеобразие. Уход за этими животными прост; они дружелюбны; у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы, время, обстановку.

Животные уголка природы старшей группы. Подбор животных в старшей группе должен обеспечить возможность формирования первоначальных знаний детей об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания. Эти приспособления самые разнообразные. Они находят отражение как в образе жизни, так и во внешнем строении (форма тела, покров, органы передвижения), в способе питания.

В уголке природы старшей группы хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб (гуппи, меченосец, скалярия). Глядя на жизнь обитателей аквариума, обретая навыки правильного содержания этих рыбок, дети будут пони­мать, как эти рыбки живут на воле, в природе и как важно сохранять естественную среду их обитания.

Интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов - своеобразный барометр. Перед наступлением ненастной погоды она возбужденно плавает, как бы предсказывая погоду.

Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство (канарейка, волнистый попугайчик). Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве - ценнейший материал для наблюдения старших детей. Не следует при этом забывать о том, что забота о беспомощных растущих птенцах - источник добрых и гуманных чувств, бережного отношения ко всему живому.

В уголок природы старшей группы надо поместить черепаху. Обычно черепаха впадает зимой в непродолжительную спячку. Если она живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, но черепаха становится вялой, неохотно берет корм. Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники. Из млекопитающих следует поместить хомячка и морскую свинку.

Животные уголка природы подготовительной к школе группы. В уголке природы хорошо содержать в аквариуме разнообразных рыбок из местного водоема, а также теплолюбивых рыбок (живородящих и икромечущих).

Как и в старшей группе, в уголке природы содержат птиц, выводящих потомство. На участке летом можно завести семейство кур или уток.

В уголке природы подготовительной к школе группы могут содержаться многие млекопитающие. Дети ухаживают за крольчатником на участке детского сада.

Содержание млекопитающих. Морская свинка. Это доверчивое и миролюбивое животное. Тело свинки небольшое, вытянутое. Окраска шерсти разнообразная: черная, белая, ры­жая, желтая и коричневая. Хвоста нет. Мордочка вытянутая, глаза выпуклые, как пуговки, подвижные усы. Ноги короткие, с разным количеством пальцев на передних и задних лапах: на передних - четыре пальца, на задних - три.

Для содержания свинки в неволе нужен просторный ящик или сетчатая клетка размером 70x50x40 см, но обязательно с металлическим выдвижным дном, с бортиками высотой 4 см, чтобы можно было насыпать опилки. Чтобы шерстка не пач­калась в опилках, над металлическим дном кладется дере­вянная решетка с просветом в 1,5 см (таких решеток долж­но быть две, чтобы ежедневно менять, а грязную мыть и сушить). В одной половине клетки необходимо создать свинке темный угол, в котором она будет спать и прятаться. Морская свинка - травоядное животное. В ее меню входят овощи, коренья, трава, зерно. Она охотно ест морковь, свеклу, капусту, петрушку, помидоры, листья одуванчика и разные травы. Надо давать свинке и корочки черствого хлеба, ветки, сухари, чтобы она могла их иногда погрызть. Ест свинка и картофельное пюре (кормить сырым картофелем нельзя). У свинки, как и у всех грызунов, постоянно растут зубы. Чтобы животное могло их стачивать, в клетке надо держать несколько деревянных чурок. Кормят свинку три раза в день в определенное время. Под выходной день хорошо класть в клетку вымытую неочи­щенную свеклу и сухую горбушку хлеба. Посуда для пищи должна быть низкой и тяжелой. Вместе с зеленью не обязательно ставить воду. Беременным и кормящим свинкам нужно давать жидкость: молоко, чистую воду, особенно при сухом корме.

Свинка может размножаться 2-3 раза в год. Рождается от одного до четырех детенышей. Детеныши появляются на свет в шерсти и зрячие. Через 3-4 дня малыши самостоятельно пи­таются кормом, который ест мать, хотя еще в течение 30 дней сосут ее молоко. В первый день после родов ни самку, ни детенышей трогать нельзя. Самца следует посадить в другую клетку. Морская свинка любит, когда ее чистят маленькой щеткой. У свинки быстро отрастают коготки, и время от времени их надо осторожно подстригать. Морскую свинку надо оберегать от сквозняков, давать ей больше света.

Хомячок. Это ночное животное, относится к отряду грызунов. Зверек небольшого размера, имеет короткое туловище, маленькие хвост и ноги, шерсть рыжеватого цвета. У хомячка есть защечные мешки, куда он прячет пищу.

Содержать хомячка можно в металлической клетке или деревянном ящике, обитом изнутри жестью, аквариуме размером 70x50x40 см. Дно ящика должно быть застелено опилками или сухим чистым песком слоем в 3-4 см. В клетке хомячок ведет себя аккуратно: один угол клетки использует для жилья - "спальня", "кладовая", другой - как "туалет". Для туалета можно использовать ящичек с опилками и приучить к нему хомячка, тогда отпадет надобность засыпать все дно клетки опилками. В клетке следует устроить домик. Внутри домика из тряпок, сена хомячок устраивает теплое гнездо. В клетке можно сделать жердочки, подвесить кольцо, чтобы хомячок мог бегать, лазать.

Питаются хомячки семечками подсолнуха, овса, проса. Охотно едят хлеб, кашу, творог, кусочки яблока, морковь, капусту, свеклу, картофель, стручки гороха, листья одуванчика. Надо давать и белковую пищу: мучных червей, несоленое сало, немножко мясного фарша. Хомячки с удовольствием пьют молоко, зимой им полезно давать несколько капель рыбьего жира. Его обычно добавляют к молоку или на кусочек хлеба (один раз в неделю). В клетке всегда должны быть минеральная подкормка (мел) и чистая вода. Кормят животных два раза в день. Время от времени нужно проверять запасы в "кладовой" и удалять заплесневевший корм.

Хомячки размножаются в неволе почти круглогодично. Когда появляются детеныши, самца нужно убрать из клетки, а самку реже беспокоить. Малыши появляются слепые, голенькие и совершенно беспомощные. Новорожденных не надо трогать, потому что на них останутся посторонние запахи и самка может загрызть своих детей. Прозревают хомячки только через 13-15 дней. С шестидневного возраста они охотно поедают корм, принесенный матерью, - кусочки картофеля, капусты, свеклы, моркови, печенья, хлеб, смоченный в молоке. Самца можно пустить в клетку не раньше как через месяц после прозревания малышей.

Содержание птиц. В уголке природы дошкольных учреждений можно содержать только "одомашненных" птиц (голубь, канарейка, волнистый попугайчик). При содержании птиц необходимо правильно подобрать клетки: они должны отвечать потребностям данного вида. При выборе клеток надо подходить к каждому виду птиц индивидуально, но в любом случае клетка должна быть правильной формы, без всяких лишних украшений. Объем ее зависит от величины и подвижности птиц. Максимальный объем клетки для большинства наших птиц не должен превышать в длину 50 см, в ширину - 30 см, а в высоту - 40 см. Каждая клетка должна иметь двойное дно: нижнее не­подвижное, а верхнее выдвижное. На выдвижное дно клетки насыпают сухой песок. В клетке должны быть кормушка, ча­шечка с водой для питья. Ежедневно по утрам на некоторое время в нее помещают посуду для купания птицы. В клетке укрепляют несколько жердочек. Жердочки надо разместить так, чтобы, сидя на верхних, птица не пачкала нижние, не засоряла кормушку и поилку. Клетку с птицей надо повесить на высоте около 2 м от пола, на светлой стене, не очень далеко от окна; против клетки не должно быть форточек. Кроме клеток, птиц содержат в вольерах. Они представляют собой очень высокую большую клетку, занимающую часть комнаты. В вольеры поме­щают помногу птиц как одного, так и разных видов, которые могут жить вместе. Кроме обыкновенных жердочек, в вольеры помещают небольшие деревца и кустарники.

Следующим условием содержания птиц является правильная организация их кормления. Кормить их лучше всего в ранние утренние часы. Зерноядным птицам корм дается один раз в сутки. Корма птицам нужно давать столько, чтобы хватало с момента их пробуждения до вечера. Пища должна быть по возможности приближена к естественной, свежей, разнообразной и богатой витаминами. Разные виды сухих кормов желательно класть в разные кормушки или в разные отделения одной кормушки. Всем птицам следует давать зеленый овес, побеги традесканции, аспарагуса, минеральные корма - марганцовокислый калий (давать 2-3 раза в месяц, опустив маленький кристаллик в воду для питья), немного дробленого древесного угля, поваренной соли (давать один раз в месяц, опустив маленький кристаллик в воду для питья), толченую скорлупу яиц, особенно тем птицам, которые размножаются в неволе. Норму кормов необходимо устанавливать опытным путем, помня, что лучше всего давать несколько больше корма, чем его может съесть птица. В среднем для птиц суточная норма смеси кормов составляет 20-40 г.

Чистота клетки - одно из главных условий сохранения здоровья птицы. Кормушку и поилку необходимо вычищать и вымывать ежедневно. Раз в неделю производится чистка клетки со сменой загрязненного песка. Один раз в месяц надо делать полную чистку клетки с обвариванием крутым кипятком или же горячим табачным отваром. Жердочки также необходимо чаще очищать от грязи. В клетке у птицы сильно отрастают коготки. Время от времени их подрезают острыми ножницами. Подрезать коготки нужно ниже кровеносного сосуда (на свету внутри коготка видна красная полоска - кровеносный сосуд).

Беседа: «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА»

Цель знакомство детей с обитателями живого уголка: ежом, шиншиллой и хорьком.

Задачи:

Расширение представления детей об обитателях живого уголка;

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и питомцам живого уголка;

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой;

Развивать память, расширять кругозор ;

Материальное обеспечение

объекты живого уголка (ёж, шиншилла, хорек), костюмы фей

1.Вводная часть – 5 минут.

Педагог

Сегодня у нас в гостях 2 девочки-феи из ДЭБЦ. Они привезли с собой своих любимых питомцев. Познакомят вас с ними.

Фея Маша

Ой, фея Алина! Куда это мы попали? Здесь столько ребят! Может мы сбились с пути?

Фея Алина

Фея Маша, а давай спросим у ребят, куда мы попали?

Фея Маша

Ребята, куда мы попали? Ответы ребят (детский сад)

Значит мы прибыли правильно (по адресу). Мы с собой даже своих любимых питомцев взяли! А вот стоит ли их показывать ребятам? Вдруг ребята наших животных будут обижать?

Фея Алина

А давай проверим ребят, можно ли им наших животных показывать?

Фея Маша

Хорошо. Вот 1-й вопрос: Каких животных люди держат в клетке домашних условиях?

Ответы ребят (попугаи, крысы, хомячки и т.д.)

Фея Алина

Молодцы! Знают.

Фея Маша

Вот 2-й вопрос: Можно ли давать домашним питомцам: конфеты, пирожные, пирожки и газированную воду?

Ответы ребят (нет)

А почему? Ведь нам такие продукты очень нравятся?

Ответы ребят

- Нельзя животным давать еще жаренные, соленые, копченые и острые продукты (рыбку соленую, чеснок или лук…)

Фея Алина

Молодцы! Справились ребята. Можно им наших животных показывать. Они их не обидят .

2.Основная часть – 22 минут.

    Фея Маша (Рассказ о ёжике 7 мин )

Вот колючий серый комок.
Он свернулся так в клубок,
Что ни головы, ни ножек,
Отыскать никто не смог.

Кто это ребята?

Ответы ребят (ёж)

Он свернулся в клубок, потому что боится. Так он защищается от врагов.

Ребята, а какие враги у ежа в природе?

Ответы ребят ( лисы, хорьки, барсуки и крупные совы )

Посмотрите, какие интересные иголки у ёжика? Внутри иглы полые, между иголками и на брюшке волоски. Иглы длиной до 3 см; у взрослых ежей иголок больше чем (их 5000-6000), у молодых - (всего 3000 )

Смотрели ли вы сказки и мультфильмы о ежиках, в которых главный персонаж ежиках, в которых главный персонаж запасается фруктами и грибами на зиму.

Ответы ребят (да)

Но это просто выдумки авторов. Иголки мягкие яблоки и грибы на них не наколешь. А вот сухие листья ежики накалывают и носят себе в гнездо.

На самом деле ежи никогда не делают запасов, чтобы пережить зиму. Как в природе, так и в домашних условиях они накапливают жир, начиная с весны и заканчивая поздней осенью. Для этого ежам необходимо много есть.

Зимой ежи впадают в спячку.

Ребята, а вы знаете, что означает это выражение, впадает в спячку?

Ответы ребят (спит всю зиму)

А какие еще животные в природе спят всю зиму?

Ответы ребят (медведь, барсук)

Питается ёж в природе насекомыми (жуками, и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями). Может съесть мышку, ящерку и даже ядовитую змею, которым ёж перекусывает позвоночник. Яд ёжику не страшен, его организм перерабатывает яд.

Из растительных кормов он предпочитает, грибы, ягоды и фрукты.

Наш ежик, чтобы быть здоровым и сильным, ест овощи, фрукты и даже кашу.

Ребята, а вы кушаете кашу? А овощи и фрукты?

Ответы ребят (да)

Еще ежи охотно едят мясо, яйца и хлеб. А вот коровье жирное молоко ежам вредно.

У ежей острое обоняние и слух, зрение слабое. Они бегают (до 3 м/с), хорошо плавают и лазают. Бродя по лесу в поисках пищи, ёж шумит сухой прошлогодней листвой, и по этому шуму его легко обнаружить. Ежи издают разнообразные фыркающие и чихающие звуки, ворчат и клацают зубами . Наш ежик фыркает и подпрыгивает.

- А теперь можно подойти ближе. Рассмотреть ёжики. Можно потрогать его иголки.

    Фея Алина (О шиншилле 8 мин)

А у меня очень не обычный и очень красивый зверь - это шиншилла.

В природе, на своей родине - Южной Америке, их осталось очень и очень мало. Поэтому шиншилла занесена в международную Красную Книгу.

Ребята, на кого похожа шиншилла?

Ответы ребят (кролика..)

Весьма похожие на кроликов и белок, они не имеют прямого родства.

Шиншилла – относится к грызунам .

В естественных условиях шиншиллы живут в горной местности (на высоте до 5 000 м над уровнем моря, где влажность очень мала,), где температура воздуха днем поднимается выше 30°С- наступает лето, а ночью опускается ниже нуля мороз, как зимой. Выживанию в таких (суровых условиях) шиншиллам помогает уникальное строение меха. Мягкий густой мех, невероятно приятный и нежный на ощупь.

Ребята, вам нравится мех (шубка) у шиншилла?

Ответы ребят (да).

Уникальность шерсти заключается в концентрации 25 тысяч волос на одном квадратном сантиметре! Каждый волосок имеет интересный окрас переходящий от темного до светлого и черного цвета.

Кормление домашней шиншиллы очень простое. Питаются они специальным, гранулированным кормом, немного сушёной морковки, других корнеплодов, семян овса, кусочек сушёного яблока и изюминка, да щепоть сена - вот и всё!

Нельзя давать никаких свежих овощей, фруктов и травы. Никакой человеческой и другой пищи - это приведёт к болезни с летальным исходом!

Изюминка и сухое яблоко - это лакомство и поощрение и их не должно быть много.

Ребята, угадайте, как купается шиншилла?

Ответы ребят (в воде, в ванне)

- Вот и не отгадали! Шиншиллы купаются в специальном песке. Мыть шиншилл в воде нельзя.

Шиншиллы в природе сумеречные животные. Они активны ночью и спят днем.
- У шиншиллы нет неприятного запаха, от них не пахнет (отсутствуют сальные и потовые железы). Туалет шиншиллы тоже не имеет запаха. Их можно заводить тем людям, у которых аллергия на кошек и собак.


- Продолжительность жизни шиншилл в естественных условиях около 10 лет, а в домашних условиях может составлять 20 лет.

Сейчас ребята, если нам шиншилла покажет, рассмотрим пальцы на лапках.

Передние лапки имеют пять пальцев, в отличие от задних, на которых расположено четыре пальца.

Когда шиншилле что-то не по нраву, она издает странные звуки похожие на покрякивание или чириканье.

Рассказ о своей шиншилле:

    Фея Маша ( О хорьке 7 мин)

Он пушистый, длиннотелый,
Длиннохвосты, гибкий, смелый,
Мышку в норке подстерёг,
Ловкий шустренький……….. хорёк.

Словно с шубы воротник,
Убежал сей озорник!

Этот маленький зверёк

Называется... (Хорек)

Нашего хорька зовут Жора. В природе хорёк активный во время вечерних и утренних часов (сумерек). Остальное время хорек спит (до 20 часов). Наш хорек тоже очень любит спать днем. И спит он в натянутом между прутьями клеток гамаке. Но охотно просыпается и играет с нами. Он очень любопытный и шустрый. Хорёк – хищник его еще называют мышеедом .

Ребята, как вы думаете, почему хорька называют мышеедом?

Ответы ребят (ест мышей). саранча и т. д.), проникает в заячьи норы и ловит молодых зайчат. Когда поселяется рядом с человеком, может нападать на домашних птиц и .

Ребята, как вы думаете, чем мы кормим нашего хорька ?

Ответы ребят (мясом).

- Правильно, мясом, фаршем смешанным с кашей, яйцом. Любит Жора у нас пить молоко.

А еще у нас был случай, ребята угощали листом капусты, кролика. Наш хорек очень заинтересовался. Мы дали ому понюхать капустный лист. Думали, Жора понюхает и отвернется он ведь хищник, ест мясо. А Жора схватил лист и съел.

Живут 6-12лет

Еще у хорьков довольно стойкий запах мускусный.

Что бы запах не так чувствовался нужно чаще убирать в клетке.

- А теперь можно подойти ближе. Рассмотреть и погладить животное.

3.Заключительная часть – 3 минут.

Педагог

- Ребята, н аша встреча с феями и животными живого уголка ДЭБЦ подошла к концу.

Фея Маша

С какими животными живого уголка ДЭБЦ мы сегодня познакомились?

Ответы ребят (ёж, шиншилла, хорек).

Фея Алина

- Какое животное купается в песке?

Ответы ребят (шиншилла).

Педагог

А теперь, скажем спасибо, феям и их питомцам, что они пришли к нам в гости.

Пройди лабиринт по наиболее безопасному пути и помоги Лене с Мишей добраться до станции.

Проверяем умение понимать текст.

1 вариант: Прочитай текст "Дикие животные" на стр. 116-117 учебника. Выполни задания.

О том, как вести себя с дикими животными.

2. Выбери из данных ниже предложений то, в котором рассказывается о причинах нападения змей на человека. Отметь его.

Змея может укусить лишь в том случае, если на нее нападают или случайно укусили.

Обращаться с дикими животными нужно осторожно. Никогда не следует прикасаться к ним.

4. Напиши, какой болезнью может заразить человека голубь.

5. Почему не следует прикасаться к диким животным? Выбери только один ответ и отметь его.

Потому что они могут укусить или заразить человека.

6. Что надо сделать, если человека укусила змея? Выбери только один ответ и отметь его.

Приложить хород к ране и вызвать врача.

7. Напиши, почему опасны ядовитые животные.

Они могут отравить человека ядом.

8. Обведи ядовитую змею.

В. Учимся понимать главную мысль текста.

Об осторожном обращении с дикими животными.

10. Если бы в тексте был еще один абзац, о чем бы в нем рассказывалось?

Общение с обитателями природы.

Общаться с дикими животными нужно осторожно.

2 вариант: Прочитай текст "Домашние животные" на стр. 118-119 учебника. Выполни задания.

А. Учимся понимать текст и находить факты.

1. О чем главным образом рассказывается в тексте? Выбери только один ответ и отметь его.

О том, как вести себя с домашними животными.

2. Выбери из данных ниже предложений то, в котором описывается правило поведения с незнакомой собакой. Отметь его.

Никогда не следует пытаться погладить незнакомую собаку, даже если она дружески виляет хвостом.

3. Впиши в предложение пропущенное слово.

Лошадь, корова, свинья, петух и утка, как правило не нападают на человека, как это могут сделать дикие животные.

4. Напиши, как следует себя вести по отношению к незнакомым домашним животным, а как можн себя вести по отношению к знакомым.

С незнакомым животным - осторожно, со знакомым - как советует его хозяин.

Б. Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы.

5. Почему не следует гладить незнакомых собак? Выбери только один ответ и отметь его.

Потому что они могут не понять ваших намерений и начать защищаться.

6. Что надо сделать, если человека укусила собака? Выбери только один ответ и отметь его..

Промыть рану, смазать по краям зеленкой и заклеить пластырем, а затем обратиться к врачу.

7. Каких из нарисованных собак следовало бы избегать на улице? Обведи.

8. Объясни, почему домашние животные дружелюбны по отношению к хозяину, но могут быть опасны для чужого.

Хозяина животное хорошо знает, никто точно не может сказать, как животное поведет себя с незнакомым человеком.

Учимся понимать главную мысль текста.

Об осторожном обращении с домашними животными.

11. Какой из заголовков наиболее подходит ко всему тексту? Выбери только один ответ и отметь его.

Общение с домашними обитателями.

12. Какое предложение лучше всего помогает понять основную мысль текста? Выбери только один ответ и отметь его.

Никогда не подходи к домашнему животному без разрешения хозяина.

С природой. Все реже они бывают в лесу, на лугу. За городским шумом трудно услышать пение птиц, среди асфальта невозможно наблюдать зверей из дикой природы. Чтобы заинтересовать детей, в школах можно обустроить небольшое помещение, чтобы в нем обитали животные живого уголка.

Назначение

Не секрет, что каждый ребенок ищет себе надежного товарища. Не стоит ограничивать его лишь общением с одноклассниками. Немного внимания, заботы, потраченного времени на кормление и уход - и среди питомцев может появиться верный и надежный друг: хомячок, кролик, крыса или попугайчик.

Животные живого уголка служат прекрасным наглядным пособием. На примере таких экспонатов проще проводить занятия по биологии и тематические семинары. Забота и приучают к труду, развивают чувство ответственности.

Многие в процессе занятий начинают углубленно заниматься вопросами природы. Некоторые отдают предпочтение фотографированию, другие занимаются исследовательской работой. На основе своих наблюдений дети начинают систематизировать и обобщать информацию, а результаты подают в виде интересных презентаций.

Особенности

Животные живого уголка должны быть доступны для обзора детям и не представлять для них опасности. Предполагается, что содержание животных не должно быть самоцелью. Коллекция призвана расширять кругозор знаний и представлений об окружающей среде и Участие детей в и уход за ними призваны формировать личность и развивать социально важные свойства и функции будущего члена общества. Чтобы уголок органично вписывался в помещение и не вызывал дискомфорта при его посещении, следует позаботиться о чистоте и санитарной гигиене.

Размещая в помещении аквариумы, террариумы, клетки и вольеры, целесообразно комбинировать их с растительными формами, наиболее подходящими по среде обитания. Наличие на стенах тематических стендов (муляжей, чучел) поможет детям лучше разобраться в строении тела, скелета, особенностях кормления и содержания различных видов. Не стоит разделять уголок на зоны для младших и старшеклассников. Общая забота стимулирует развитие чувства ответственности.

Дети, постепенно входя в курс дела, могут взять на себя часть забот о питомцах. Функциональный живой уголок в школе требует больше усилий, чем это понадобилось бы для разведения лишь растительных форм. Добавляются заботы о приобретении и заготовке корма, его хранении, получении и разрешений, поддержанию чистоты и санитарно-гигиенических норм.

Начав с небольшого уголка природы, можно попробовать добавить аквариум и посмотреть, как будет изменяться интерес и посещаемость. На следующем этапе можно завести улиток, лягушек, жаб, тритонов. Поселять пресмыкающихся и мелких млекопитающих животных стоит, лишь поняв, что будет должная поддержка от детей, их родителей и от администрации школы.

Несмотря на сложность, настроить дежурства вполне реально. Сейчас есть возможность обеспечить контроль температурного режима и освещения, а поение и раздачу корма в выходные можно автоматизировать. В таком режиме уголок может быть открыт для посещения до шести дней в неделю.

Аквариум

Как правило, расширение уголка природы начинается с появлением в нем рыбок. Для аквариумного содержания вполне подойдут даже простые небольшие карасики или вьюны, пойманные в водоеме. Они не особо требовательны к условиям содержания и корму. Из декоративных видов на начальном этапе рекомендуют завести гуппи, вуалехвостов, меченосцев.

В аквариуме могут обитать не только рыбки живого уголка. Вполне по силам обеспечить условия для содержания гидр, плавунцов, улиток, дафний. В сочетании с разнообразной водной растительностью можно создать некое подобие природного водоема. Элодея, рдест, роголистник и другие неприхотливые виды сделают аквариум интересным объектом для изучения и наблюдения.

Хомячки

Особенность этих животный - дневной сон. Активно бодрствовать они готовы ближе к вечеру. Кроме места для отдыха у них должно быть достаточно простора для выгула. В домике можно обустроить несколько уровней, соединенных лесенками, а также оборудовать беговое колесо, туннели, чтобы на прогулках в замкнутом пространстве им не было скучно.

Планируя живой уголок в школе, следует помнить, что селить в одной клетке нескольких животных этого вида нельзя, они вряд ли уживутся вместе. Оптимальный температурный режим для них - 20-25 °С. В клетке необходимы поилка, миска для корма, для песка, камень для стачивания зубов, наполнитель на дно. Убирают в клетке дважды в неделю.

К зерновым кормовым смесям можно добавлять фрукты, овощи, листья салата, свежую зелень. Съедят морковь, кабачки, тыкву, полакомятся хурмой, грушами и яблоками. Самок, ждущих потомства, нужно дополнительно подкармливать нежирным творогом, отваренным яичным желтком или куриным мясом.

Черепаха

Любители этих умных рептилий утверждают, что к ним очень легко привязаться. Считается, что черепахам нравится, когда их гладят по панцирю. При правильном уходе питомцы могут прожить долго в живом уголке, радуя посетителей своим бесшумными и забавными перемещениями.

Жить в коробке они не могут. Минимальный размер террариума - от 60 см в длину и до 40 см в ширину и высоту. Сухопутные черепахи нетребовательны к уходу. Для грунта используют опилки, сено, щепу, ракушечник вперемешку с крупным промытым песком, крупную гальку. Необходимы лампа обогрева и ультрафиолет. Растения в террариуме с черепахой долго не живут: она их съедает. Кормить ее можно фруктами и ягодами, овощами и свежей зеленью (клевер, одуванчик).

Уход за черепашками не доставляет забот, если правильно обустроить ей место обитания. Специалисты советуют использовать для нижнего слоя в террариуме впитывающую пленку, а сверху - резиновый дырчатый коврик. На нем уже можно размещать грунт. Для кормления следует использовать миску. Нужно следить, чтобы питомцы не поедали грунт или его заменитель. Если это происходит, следует подумать о его замене и пересмотреть рацион, добавив витамины и микроэлементы.

Ежи

Эти существа предпочитают бодрствовать ночью. Днем их увидеть сложно. Приручить настолько, чтобы брать в руки, не получится. На зиму ежи и вовсе впадают в спячку. С конца осени они готовят себе гнездо из всякого мусора (нитки, газеты, тряпки). Ближе к зиме становятся вялыми, выходят, только когда проголодались. Уснувшего ежика нельзя будить. Он становится уязвимым для болезней и не сможет вести обычный образ жизни до самой весны. Его вольер с гнездом нужно перенести в прохладное и защищенное от осадков место.

Для обитания ежу необходимо больше свободного места. На территории, максимально приближенной к естественной среде обитания, должен присутствовать различный хлам, который он будет постепенно собирать для строительства гнезда. Ежи как животные живого уголка непривередливые. Лучше всего приобретать специальный корм для ежей. Но можно при необходимости заменить его мясом, иногда предлагать молоко с крошеным хлебом, творог и яблоки. Но так как ежи - насекомоядные, для правильной работы органов пищеварения им необходимы различные жуки или кузнечики. Если их не давать совсем, ежик будет болеть. Запасать впрок этот корм можно в сушеном виде, чтобы весной и осенью подкармливать питомцев.

Полуфабрикаты, продукты с консервантами (колбаса, копчености), сухой корм для собак или кошек им предлагать не следует. Выпускать в дикую природу ежа, рожденного в неволе или долгое время прожившего в искусственной среде, нельзя: он погибнет.

Другие обитатели живого уголка

Кроме вышеперечисленных питомцев можно содержать ящериц, ужей, белых мышей, крыс, белок, кроликов. Морские свинки также легко приживаются в неволе. Они едят все, что дают (сено, отруби, овощи), но требовательны к условиям содержания. Эти грызуны не выживут в сырых и подверженных сквознякам помещениях, так как склонны к заболеваниям.

Из пернатых хорошо подойдут попугайчики. Это красивые питомцы, они могут прожить в школьном уголке десятилетие и более, хорошо переносят неволю и быстро привыкают к условиям. Их приветливое щебетание, попытки подражать речи, а также любознательность и сообразительность будут радовать детей.

Техника безопасности

Животные в уголке природы должны постоянно осматриваться ветеринаром. При малейшем подозрении на заболевания следует обеспечить условия карантина. Такую возможность следует предусмотреть заранее и иметь в распоряжении подходящее помещение.

Как бы тщательно ни был организован уголок живой природы, следует помнить, что это все-таки место повышенной опасности. Работать с животными следует осторожно. При перемещении склонных к агрессии питомцев следует использовать защитную одежду и рукавицы.

При допуске учащихся к обслуживанию потенциально опасного оборудования необходим подробный инструктаж. Четкое выполнение правил техники безопасности позволит свести к минимуму риск возникновения возможных чрезвычайных ситуаций. А постоянное соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещении, где расположен живой уголок, сделает его посещение приятным и комфортным.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top