Он беспокоится о обитателях живого уголка. Тема: Наши четвероногие друзья

Он беспокоится о обитателях живого уголка. Тема: Наши четвероногие друзья

Беседа: «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА»

Цель знакомство детей с обитателями живого уголка: ежом, шиншиллой и хорьком.

Задачи:

Расширение представления детей об обитателях живого уголка;

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и питомцам живого уголка;

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой;

Развивать память, расширять кругозор ;

Материальное обеспечение

объекты живого уголка (ёж, шиншилла, хорек), костюмы фей

1.Вводная часть – 5 минут.

Педагог

Сегодня у нас в гостях 2 девочки-феи из ДЭБЦ. Они привезли с собой своих любимых питомцев. Познакомят вас с ними.

Фея Маша

Ой, фея Алина! Куда это мы попали? Здесь столько ребят! Может мы сбились с пути?

Фея Алина

Фея Маша, а давай спросим у ребят, куда мы попали?

Фея Маша

Ребята, куда мы попали? Ответы ребят (детский сад)

Значит мы прибыли правильно (по адресу). Мы с собой даже своих любимых питомцев взяли! А вот стоит ли их показывать ребятам? Вдруг ребята наших животных будут обижать?

Фея Алина

А давай проверим ребят, можно ли им наших животных показывать?

Фея Маша

Хорошо. Вот 1-й вопрос: Каких животных люди держат в клетке домашних условиях?

Ответы ребят (попугаи, крысы, хомячки и т.д.)

Фея Алина

Молодцы! Знают.

Фея Маша

Вот 2-й вопрос: Можно ли давать домашним питомцам: конфеты, пирожные, пирожки и газированную воду?

Ответы ребят (нет)

А почему? Ведь нам такие продукты очень нравятся?

Ответы ребят

- Нельзя животным давать еще жаренные, соленые, копченые и острые продукты (рыбку соленую, чеснок или лук…)

Фея Алина

Молодцы! Справились ребята. Можно им наших животных показывать. Они их не обидят .

2.Основная часть – 22 минут.

    Фея Маша (Рассказ о ёжике 7 мин )

Вот колючий серый комок.
Он свернулся так в клубок,
Что ни головы, ни ножек,
Отыскать никто не смог.

Кто это ребята?

Ответы ребят (ёж)

Он свернулся в клубок, потому что боится. Так он защищается от врагов.

Ребята, а какие враги у ежа в природе?

Ответы ребят ( лисы, хорьки, барсуки и крупные совы )

Посмотрите, какие интересные иголки у ёжика? Внутри иглы полые, между иголками и на брюшке волоски. Иглы длиной до 3 см; у взрослых ежей иголок больше чем (их 5000-6000), у молодых - (всего 3000 )

Смотрели ли вы сказки и мультфильмы о ежиках, в которых главный персонаж ежиках, в которых главный персонаж запасается фруктами и грибами на зиму.

Ответы ребят (да)

Но это просто выдумки авторов. Иголки мягкие яблоки и грибы на них не наколешь. А вот сухие листья ежики накалывают и носят себе в гнездо.

На самом деле ежи никогда не делают запасов, чтобы пережить зиму. Как в природе, так и в домашних условиях они накапливают жир, начиная с весны и заканчивая поздней осенью. Для этого ежам необходимо много есть.

Зимой ежи впадают в спячку.

Ребята, а вы знаете, что означает это выражение, впадает в спячку?

Ответы ребят (спит всю зиму)

А какие еще животные в природе спят всю зиму?

Ответы ребят (медведь, барсук)

Питается ёж в природе насекомыми (жуками, и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями). Может съесть мышку, ящерку и даже ядовитую змею, которым ёж перекусывает позвоночник. Яд ёжику не страшен, его организм перерабатывает яд.

Из растительных кормов он предпочитает, грибы, ягоды и фрукты.

Наш ежик, чтобы быть здоровым и сильным, ест овощи, фрукты и даже кашу.

Ребята, а вы кушаете кашу? А овощи и фрукты?

Ответы ребят (да)

Еще ежи охотно едят мясо, яйца и хлеб. А вот коровье жирное молоко ежам вредно.

У ежей острое обоняние и слух, зрение слабое. Они бегают (до 3 м/с), хорошо плавают и лазают. Бродя по лесу в поисках пищи, ёж шумит сухой прошлогодней листвой, и по этому шуму его легко обнаружить. Ежи издают разнообразные фыркающие и чихающие звуки, ворчат и клацают зубами . Наш ежик фыркает и подпрыгивает.

- А теперь можно подойти ближе. Рассмотреть ёжики. Можно потрогать его иголки.

    Фея Алина (О шиншилле 8 мин)

А у меня очень не обычный и очень красивый зверь - это шиншилла.

В природе, на своей родине - Южной Америке, их осталось очень и очень мало. Поэтому шиншилла занесена в международную Красную Книгу.

Ребята, на кого похожа шиншилла?

Ответы ребят (кролика..)

Весьма похожие на кроликов и белок, они не имеют прямого родства.

Шиншилла – относится к грызунам .

В естественных условиях шиншиллы живут в горной местности (на высоте до 5 000 м над уровнем моря, где влажность очень мала,), где температура воздуха днем поднимается выше 30°С- наступает лето, а ночью опускается ниже нуля мороз, как зимой. Выживанию в таких (суровых условиях) шиншиллам помогает уникальное строение меха. Мягкий густой мех, невероятно приятный и нежный на ощупь.

Ребята, вам нравится мех (шубка) у шиншилла?

Ответы ребят (да).

Уникальность шерсти заключается в концентрации 25 тысяч волос на одном квадратном сантиметре! Каждый волосок имеет интересный окрас переходящий от темного до светлого и черного цвета.

Кормление домашней шиншиллы очень простое. Питаются они специальным, гранулированным кормом, немного сушёной морковки, других корнеплодов, семян овса, кусочек сушёного яблока и изюминка, да щепоть сена - вот и всё!

Нельзя давать никаких свежих овощей, фруктов и травы. Никакой человеческой и другой пищи - это приведёт к болезни с летальным исходом!

Изюминка и сухое яблоко - это лакомство и поощрение и их не должно быть много.

Ребята, угадайте, как купается шиншилла?

Ответы ребят (в воде, в ванне)

- Вот и не отгадали! Шиншиллы купаются в специальном песке. Мыть шиншилл в воде нельзя.

Шиншиллы в природе сумеречные животные. Они активны ночью и спят днем.
- У шиншиллы нет неприятного запаха, от них не пахнет (отсутствуют сальные и потовые железы). Туалет шиншиллы тоже не имеет запаха. Их можно заводить тем людям, у которых аллергия на кошек и собак.


- Продолжительность жизни шиншилл в естественных условиях около 10 лет, а в домашних условиях может составлять 20 лет.

Сейчас ребята, если нам шиншилла покажет, рассмотрим пальцы на лапках.

Передние лапки имеют пять пальцев, в отличие от задних, на которых расположено четыре пальца.

Когда шиншилле что-то не по нраву, она издает странные звуки похожие на покрякивание или чириканье.

Рассказ о своей шиншилле:

    Фея Маша ( О хорьке 7 мин)

Он пушистый, длиннотелый,
Длиннохвосты, гибкий, смелый,
Мышку в норке подстерёг,
Ловкий шустренький……….. хорёк.

Словно с шубы воротник,
Убежал сей озорник!

Этот маленький зверёк

Называется... (Хорек)

Нашего хорька зовут Жора. В природе хорёк активный во время вечерних и утренних часов (сумерек). Остальное время хорек спит (до 20 часов). Наш хорек тоже очень любит спать днем. И спит он в натянутом между прутьями клеток гамаке. Но охотно просыпается и играет с нами. Он очень любопытный и шустрый. Хорёк – хищник его еще называют мышеедом .

Ребята, как вы думаете, почему хорька называют мышеедом?

Ответы ребят (ест мышей). саранча и т. д.), проникает в заячьи норы и ловит молодых зайчат. Когда поселяется рядом с человеком, может нападать на домашних птиц и .

Ребята, как вы думаете, чем мы кормим нашего хорька ?

Ответы ребят (мясом).

- Правильно, мясом, фаршем смешанным с кашей, яйцом. Любит Жора у нас пить молоко.

А еще у нас был случай, ребята угощали листом капусты, кролика. Наш хорек очень заинтересовался. Мы дали ому понюхать капустный лист. Думали, Жора понюхает и отвернется он ведь хищник, ест мясо. А Жора схватил лист и съел.

Живут 6-12лет

Еще у хорьков довольно стойкий запах мускусный.

Что бы запах не так чувствовался нужно чаще убирать в клетке.

- А теперь можно подойти ближе. Рассмотреть и погладить животное.

3.Заключительная часть – 3 минут.

Педагог

- Ребята, н аша встреча с феями и животными живого уголка ДЭБЦ подошла к концу.

Фея Маша

С какими животными живого уголка ДЭБЦ мы сегодня познакомились?

Ответы ребят (ёж, шиншилла, хорек).

Фея Алина

- Какое животное купается в песке?

Ответы ребят (шиншилла).

Педагог

А теперь, скажем спасибо, феям и их питомцам, что они пришли к нам в гости.

С природой. Все реже они бывают в лесу, на лугу. За городским шумом трудно услышать пение птиц, среди асфальта невозможно наблюдать зверей из дикой природы. Чтобы заинтересовать детей, в школах можно обустроить небольшое помещение, чтобы в нем обитали животные живого уголка.

Назначение

Не секрет, что каждый ребенок ищет себе надежного товарища. Не стоит ограничивать его лишь общением с одноклассниками. Немного внимания, заботы, потраченного времени на кормление и уход - и среди питомцев может появиться верный и надежный друг: хомячок, кролик, крыса или попугайчик.

Животные живого уголка служат прекрасным наглядным пособием. На примере таких экспонатов проще проводить занятия по биологии и тематические семинары. Забота и приучают к труду, развивают чувство ответственности.

Многие в процессе занятий начинают углубленно заниматься вопросами природы. Некоторые отдают предпочтение фотографированию, другие занимаются исследовательской работой. На основе своих наблюдений дети начинают систематизировать и обобщать информацию, а результаты подают в виде интересных презентаций.

Особенности

Животные живого уголка должны быть доступны для обзора детям и не представлять для них опасности. Предполагается, что содержание животных не должно быть самоцелью. Коллекция призвана расширять кругозор знаний и представлений об окружающей среде и Участие детей в и уход за ними призваны формировать личность и развивать социально важные свойства и функции будущего члена общества. Чтобы уголок органично вписывался в помещение и не вызывал дискомфорта при его посещении, следует позаботиться о чистоте и санитарной гигиене.

Размещая в помещении аквариумы, террариумы, клетки и вольеры, целесообразно комбинировать их с растительными формами, наиболее подходящими по среде обитания. Наличие на стенах тематических стендов (муляжей, чучел) поможет детям лучше разобраться в строении тела, скелета, особенностях кормления и содержания различных видов. Не стоит разделять уголок на зоны для младших и старшеклассников. Общая забота стимулирует развитие чувства ответственности.

Дети, постепенно входя в курс дела, могут взять на себя часть забот о питомцах. Функциональный живой уголок в школе требует больше усилий, чем это понадобилось бы для разведения лишь растительных форм. Добавляются заботы о приобретении и заготовке корма, его хранении, получении и разрешений, поддержанию чистоты и санитарно-гигиенических норм.

Начав с небольшого уголка природы, можно попробовать добавить аквариум и посмотреть, как будет изменяться интерес и посещаемость. На следующем этапе можно завести улиток, лягушек, жаб, тритонов. Поселять пресмыкающихся и мелких млекопитающих животных стоит, лишь поняв, что будет должная поддержка от детей, их родителей и от администрации школы.

Несмотря на сложность, настроить дежурства вполне реально. Сейчас есть возможность обеспечить контроль температурного режима и освещения, а поение и раздачу корма в выходные можно автоматизировать. В таком режиме уголок может быть открыт для посещения до шести дней в неделю.

Аквариум

Как правило, расширение уголка природы начинается с появлением в нем рыбок. Для аквариумного содержания вполне подойдут даже простые небольшие карасики или вьюны, пойманные в водоеме. Они не особо требовательны к условиям содержания и корму. Из декоративных видов на начальном этапе рекомендуют завести гуппи, вуалехвостов, меченосцев.

В аквариуме могут обитать не только рыбки живого уголка. Вполне по силам обеспечить условия для содержания гидр, плавунцов, улиток, дафний. В сочетании с разнообразной водной растительностью можно создать некое подобие природного водоема. Элодея, рдест, роголистник и другие неприхотливые виды сделают аквариум интересным объектом для изучения и наблюдения.

Хомячки

Особенность этих животный - дневной сон. Активно бодрствовать они готовы ближе к вечеру. Кроме места для отдыха у них должно быть достаточно простора для выгула. В домике можно обустроить несколько уровней, соединенных лесенками, а также оборудовать беговое колесо, туннели, чтобы на прогулках в замкнутом пространстве им не было скучно.

Планируя живой уголок в школе, следует помнить, что селить в одной клетке нескольких животных этого вида нельзя, они вряд ли уживутся вместе. Оптимальный температурный режим для них - 20-25 °С. В клетке необходимы поилка, миска для корма, для песка, камень для стачивания зубов, наполнитель на дно. Убирают в клетке дважды в неделю.

К зерновым кормовым смесям можно добавлять фрукты, овощи, листья салата, свежую зелень. Съедят морковь, кабачки, тыкву, полакомятся хурмой, грушами и яблоками. Самок, ждущих потомства, нужно дополнительно подкармливать нежирным творогом, отваренным яичным желтком или куриным мясом.

Черепаха

Любители этих умных рептилий утверждают, что к ним очень легко привязаться. Считается, что черепахам нравится, когда их гладят по панцирю. При правильном уходе питомцы могут прожить долго в живом уголке, радуя посетителей своим бесшумными и забавными перемещениями.

Жить в коробке они не могут. Минимальный размер террариума - от 60 см в длину и до 40 см в ширину и высоту. Сухопутные черепахи нетребовательны к уходу. Для грунта используют опилки, сено, щепу, ракушечник вперемешку с крупным промытым песком, крупную гальку. Необходимы лампа обогрева и ультрафиолет. Растения в террариуме с черепахой долго не живут: она их съедает. Кормить ее можно фруктами и ягодами, овощами и свежей зеленью (клевер, одуванчик).

Уход за черепашками не доставляет забот, если правильно обустроить ей место обитания. Специалисты советуют использовать для нижнего слоя в террариуме впитывающую пленку, а сверху - резиновый дырчатый коврик. На нем уже можно размещать грунт. Для кормления следует использовать миску. Нужно следить, чтобы питомцы не поедали грунт или его заменитель. Если это происходит, следует подумать о его замене и пересмотреть рацион, добавив витамины и микроэлементы.

Ежи

Эти существа предпочитают бодрствовать ночью. Днем их увидеть сложно. Приручить настолько, чтобы брать в руки, не получится. На зиму ежи и вовсе впадают в спячку. С конца осени они готовят себе гнездо из всякого мусора (нитки, газеты, тряпки). Ближе к зиме становятся вялыми, выходят, только когда проголодались. Уснувшего ежика нельзя будить. Он становится уязвимым для болезней и не сможет вести обычный образ жизни до самой весны. Его вольер с гнездом нужно перенести в прохладное и защищенное от осадков место.

Для обитания ежу необходимо больше свободного места. На территории, максимально приближенной к естественной среде обитания, должен присутствовать различный хлам, который он будет постепенно собирать для строительства гнезда. Ежи как животные живого уголка непривередливые. Лучше всего приобретать специальный корм для ежей. Но можно при необходимости заменить его мясом, иногда предлагать молоко с крошеным хлебом, творог и яблоки. Но так как ежи - насекомоядные, для правильной работы органов пищеварения им необходимы различные жуки или кузнечики. Если их не давать совсем, ежик будет болеть. Запасать впрок этот корм можно в сушеном виде, чтобы весной и осенью подкармливать питомцев.

Полуфабрикаты, продукты с консервантами (колбаса, копчености), сухой корм для собак или кошек им предлагать не следует. Выпускать в дикую природу ежа, рожденного в неволе или долгое время прожившего в искусственной среде, нельзя: он погибнет.

Другие обитатели живого уголка

Кроме вышеперечисленных питомцев можно содержать ящериц, ужей, белых мышей, крыс, белок, кроликов. Морские свинки также легко приживаются в неволе. Они едят все, что дают (сено, отруби, овощи), но требовательны к условиям содержания. Эти грызуны не выживут в сырых и подверженных сквознякам помещениях, так как склонны к заболеваниям.

Из пернатых хорошо подойдут попугайчики. Это красивые питомцы, они могут прожить в школьном уголке десятилетие и более, хорошо переносят неволю и быстро привыкают к условиям. Их приветливое щебетание, попытки подражать речи, а также любознательность и сообразительность будут радовать детей.

Техника безопасности

Животные в уголке природы должны постоянно осматриваться ветеринаром. При малейшем подозрении на заболевания следует обеспечить условия карантина. Такую возможность следует предусмотреть заранее и иметь в распоряжении подходящее помещение.

Как бы тщательно ни был организован уголок живой природы, следует помнить, что это все-таки место повышенной опасности. Работать с животными следует осторожно. При перемещении склонных к агрессии питомцев следует использовать защитную одежду и рукавицы.

При допуске учащихся к обслуживанию потенциально опасного оборудования необходим подробный инструктаж. Четкое выполнение правил техники безопасности позволит свести к минимуму риск возникновения возможных чрезвычайных ситуаций. А постоянное соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещении, где расположен живой уголок, сделает его посещение приятным и комфортным.

Живые уголки в дошкольных учреждениях устраивают, прежде всего с целью развития у детей представления о многообразии животного мира. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления о мире, чем рассматривание иллюстраций, чтение книг или рассказ старших. Конечно, полностью исключать эти формы знакомства с животным миром не стоит. Напротив, они будут лишь дополнять, и расширять складывающиеся у детей представления о животном мире, полученные из непосредственного общения с животными. Дети, несомненно, с радостью воспримут общение с животными. Кроме того, при выполнении несложных работ в живом уголке п дети приобретут полезные простейшие навыки ухода за животными, почувствуют ответственность за своих питомцев. Для устройства зооуголка лучше всего выделить светлую комнату с окнами на юг или юго-восток. В этом помещении можно не только разместить обитателей живого уголка, но и проводить занятия с детьми. Объекты размещают таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним и наблюдать за животными. В зооуголке должно быть определенное количество объектов. Это обеспечит более глубокое познание, без рассеивания внимания. Очень важно при составлении зооуголка правильно подобрать его будущих обитателей. При этом необходимо учитывать некоторые требования к обитателям живого уголка.

1. Все животные должны иметь яркую окраску, чтобы удержать неустойчивое внимание детей, заинтересовать их.

2. Необходимо, чтобы в живом уголке содержалось несколько экземпляров одного вида животных, что позволит увидеть не только сходство между ними, но и индивидуальные различия. Такие наблюдения помогут сформировать у детей целостные представления о многообразии животного мира.

3. Важно помнить, что все животные должны быть безопасны для детей.

4. Животные зооуголка не должны требовать для своего содержания сложного оборудования, уход за ними должен быть сравнительно прост, соответствовать силам детей и наличию у них свободного времени.

5. При размещении обитателей зооуголка необходимо учитывать их биологические особенности. Так, террариум с черепахой следует ставить на солнечное место, а аквариум с амфибиями в прохладное и затененное .

Из пресмыкающихся можно содержать только черепах - болотную и степную.

Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям подбора отвечают прежде всего представители отряда грызунов - кролик, хомячок, морская свинка. Неприхотливость к пище, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав и вместе с тем разнообразие повадок делают этих животных желанными обитателями уголка природы.

Животные могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами, козленка, щенка или других мелких домашних животных (кролика также лучше всего содержать на участке).

Наряду с животными, которые живут в уголке природы круглый год, сюда следует помещать и временных обитателей. Наблюдения за ящерицами, лягушками, жуками и бабочками вызывают живой интерес у дошкольников, дают богатую пищу для удовлетворения детской любознательности. Проводятся они начиная с весны и до поздней осени.

Животные уголка природы младших групп. Животные очень оживляют уголок природы. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам: движущимся частям тела, характеру движения, издаваемым звукам.

Для малышей уже во второй группе раннего возраста в уголок природы помещают аквариум с рыбкой. Рыбку следует подобрать ярко окрашенную, ведущую активный образ жизни в течение большей части года, охотно поедающую корм. Таким требованиям отвечают обыкновенная золотая рыбка, золотистый или серебристый карась.

Начиная с младших групп можно содержать певчих птиц. Желательно, чтобы птичка имела также яркое оперение, веселый нрав, была бы неприхотлива к пище, легко приспосабливалась к жизни в неволе. Этим требованиям, например, отвечает канарейка.

Млекопитающие, даже мелкие, требуют к себе значительно большего внимания, чем другие животные: ведь их надо обильно и часто кормить, ежедневно убирать за ними клетки. Поэтому содержать млекопитающих постоянно в уголке младших групп вряд ли целесообразно (за исключением летнего периода, когда можно содержать кролика на участке, привлекая к уходу за ним детей старшего дошкольного возраста). Клетки с кроликом, белкой, хомячком или морской свинкой изредка на один-два дня можно приносить в группу малышей для эпизодического кратковременного наблюдения.

Животные уголка природы средней группы. Знакомясь с животными, дети отмечают своеобразие их внешнего строения, движения, способа питания. Устанавливают и первые связи: зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

Ухаживая вместе с воспитателем за обитателями уголка, дети овладевают несложными умениями: мытье поилки и кормушки животных, кормление.

В средней группе полезно содержать в аквариуме два вида рыбок, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медли­тельного прудового карася и юркую, подвижную верхоплавку, - или содержать в аквариуме разновидности золотой рыбки: вуалехвоста, телескопа и одновременно (в другом аквариуме) рыбку из местного водоема.

Различия во внешнем виде и повадках названных рыбок достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении.

Из птиц для уголка природы средней группы следует остановиться на той, которую рекомендовали для малышей, - канарейке .

Постоянными обитателями в уголке природы средней группы могут быть млекопитающие. Дети этого возраста вполне овладевают навыками ухода за некоторыми из них. Так, целесообразно поместить очень интересных по повадкам морскую свинку и хомячка. Они относятся к одному отряду - у них есть и сходство, и большое различие, своеобразие. Уход за этими животными прост; они дружелюбны; у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы, время, обстановку.

Животные уголка природы старшей группы. Подбор животных в старшей группе должен обеспечить возможность формирования первоначальных знаний детей об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания. Эти приспособления самые разнообразные. Они находят отражение как в образе жизни, так и во внешнем строении (форма тела, покров, органы передвижения), в способе питания.

В уголке природы старшей группы хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб (гуппи, меченосец, скалярия). Глядя на жизнь обитателей аквариума, обретая навыки правильного содержания этих рыбок, дети будут пони­мать, как эти рыбки живут на воле, в природе и как важно сохранять естественную среду их обитания.

Интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов - своеобразный барометр. Перед наступлением ненастной погоды она возбужденно плавает, как бы предсказывая погоду.

Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство (канарейка, волнистый попугайчик). Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве - ценнейший материал для наблюдения старших детей. Не следует при этом забывать о том, что забота о беспомощных растущих птенцах - источник добрых и гуманных чувств, бережного отношения ко всему живому.

В уголок природы старшей группы надо поместить черепаху. Обычно черепаха впадает зимой в непродолжительную спячку. Если она живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, но черепаха становится вялой, неохотно берет корм. Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники. Из млекопитающих следует поместить хомячка и морскую свинку.

Животные уголка природы подготовительной к школе группы. В уголке природы хорошо содержать в аквариуме разнообразных рыбок из местного водоема, а также теплолюбивых рыбок (живородящих и икромечущих).

Как и в старшей группе, в уголке природы содержат птиц, выводящих потомство. На участке летом можно завести семейство кур или уток.

В уголке природы подготовительной к школе группы могут содержаться многие млекопитающие. Дети ухаживают за крольчатником на участке детского сада.

Содержание млекопитающих. Морская свинка. Это доверчивое и миролюбивое животное. Тело свинки небольшое, вытянутое. Окраска шерсти разнообразная: черная, белая, ры­жая, желтая и коричневая. Хвоста нет. Мордочка вытянутая, глаза выпуклые, как пуговки, подвижные усы. Ноги короткие, с разным количеством пальцев на передних и задних лапах: на передних - четыре пальца, на задних - три.

Для содержания свинки в неволе нужен просторный ящик или сетчатая клетка размером 70x50x40 см, но обязательно с металлическим выдвижным дном, с бортиками высотой 4 см, чтобы можно было насыпать опилки. Чтобы шерстка не пач­калась в опилках, над металлическим дном кладется дере­вянная решетка с просветом в 1,5 см (таких решеток долж­но быть две, чтобы ежедневно менять, а грязную мыть и сушить). В одной половине клетки необходимо создать свинке темный угол, в котором она будет спать и прятаться. Морская свинка - травоядное животное. В ее меню входят овощи, коренья, трава, зерно. Она охотно ест морковь, свеклу, капусту, петрушку, помидоры, листья одуванчика и разные травы. Надо давать свинке и корочки черствого хлеба, ветки, сухари, чтобы она могла их иногда погрызть. Ест свинка и картофельное пюре (кормить сырым картофелем нельзя). У свинки, как и у всех грызунов, постоянно растут зубы. Чтобы животное могло их стачивать, в клетке надо держать несколько деревянных чурок. Кормят свинку три раза в день в определенное время. Под выходной день хорошо класть в клетку вымытую неочи­щенную свеклу и сухую горбушку хлеба. Посуда для пищи должна быть низкой и тяжелой. Вместе с зеленью не обязательно ставить воду. Беременным и кормящим свинкам нужно давать жидкость: молоко, чистую воду, особенно при сухом корме.

Свинка может размножаться 2-3 раза в год. Рождается от одного до четырех детенышей. Детеныши появляются на свет в шерсти и зрячие. Через 3-4 дня малыши самостоятельно пи­таются кормом, который ест мать, хотя еще в течение 30 дней сосут ее молоко. В первый день после родов ни самку, ни детенышей трогать нельзя. Самца следует посадить в другую клетку. Морская свинка любит, когда ее чистят маленькой щеткой. У свинки быстро отрастают коготки, и время от времени их надо осторожно подстригать. Морскую свинку надо оберегать от сквозняков, давать ей больше света.

Хомячок. Это ночное животное, относится к отряду грызунов. Зверек небольшого размера, имеет короткое туловище, маленькие хвост и ноги, шерсть рыжеватого цвета. У хомячка есть защечные мешки, куда он прячет пищу.

Содержать хомячка можно в металлической клетке или деревянном ящике, обитом изнутри жестью, аквариуме размером 70x50x40 см. Дно ящика должно быть застелено опилками или сухим чистым песком слоем в 3-4 см. В клетке хомячок ведет себя аккуратно: один угол клетки использует для жилья - "спальня", "кладовая", другой - как "туалет". Для туалета можно использовать ящичек с опилками и приучить к нему хомячка, тогда отпадет надобность засыпать все дно клетки опилками. В клетке следует устроить домик. Внутри домика из тряпок, сена хомячок устраивает теплое гнездо. В клетке можно сделать жердочки, подвесить кольцо, чтобы хомячок мог бегать, лазать.

Питаются хомячки семечками подсолнуха, овса, проса. Охотно едят хлеб, кашу, творог, кусочки яблока, морковь, капусту, свеклу, картофель, стручки гороха, листья одуванчика. Надо давать и белковую пищу: мучных червей, несоленое сало, немножко мясного фарша. Хомячки с удовольствием пьют молоко, зимой им полезно давать несколько капель рыбьего жира. Его обычно добавляют к молоку или на кусочек хлеба (один раз в неделю). В клетке всегда должны быть минеральная подкормка (мел) и чистая вода. Кормят животных два раза в день. Время от времени нужно проверять запасы в "кладовой" и удалять заплесневевший корм.

Хомячки размножаются в неволе почти круглогодично. Когда появляются детеныши, самца нужно убрать из клетки, а самку реже беспокоить. Малыши появляются слепые, голенькие и совершенно беспомощные. Новорожденных не надо трогать, потому что на них останутся посторонние запахи и самка может загрызть своих детей. Прозревают хомячки только через 13-15 дней. С шестидневного возраста они охотно поедают корм, принесенный матерью, - кусочки картофеля, капусты, свеклы, моркови, печенья, хлеб, смоченный в молоке. Самца можно пустить в клетку не раньше как через месяц после прозревания малышей.

Содержание птиц. В уголке природы дошкольных учреждений можно содержать только "одомашненных" птиц (голубь, канарейка, волнистый попугайчик). При содержании птиц необходимо правильно подобрать клетки: они должны отвечать потребностям данного вида. При выборе клеток надо подходить к каждому виду птиц индивидуально, но в любом случае клетка должна быть правильной формы, без всяких лишних украшений. Объем ее зависит от величины и подвижности птиц. Максимальный объем клетки для большинства наших птиц не должен превышать в длину 50 см, в ширину - 30 см, а в высоту - 40 см. Каждая клетка должна иметь двойное дно: нижнее не­подвижное, а верхнее выдвижное. На выдвижное дно клетки насыпают сухой песок. В клетке должны быть кормушка, ча­шечка с водой для питья. Ежедневно по утрам на некоторое время в нее помещают посуду для купания птицы. В клетке укрепляют несколько жердочек. Жердочки надо разместить так, чтобы, сидя на верхних, птица не пачкала нижние, не засоряла кормушку и поилку. Клетку с птицей надо повесить на высоте около 2 м от пола, на светлой стене, не очень далеко от окна; против клетки не должно быть форточек. Кроме клеток, птиц содержат в вольерах. Они представляют собой очень высокую большую клетку, занимающую часть комнаты. В вольеры поме­щают помногу птиц как одного, так и разных видов, которые могут жить вместе. Кроме обыкновенных жердочек, в вольеры помещают небольшие деревца и кустарники.

Следующим условием содержания птиц является правильная организация их кормления. Кормить их лучше всего в ранние утренние часы. Зерноядным птицам корм дается один раз в сутки. Корма птицам нужно давать столько, чтобы хватало с момента их пробуждения до вечера. Пища должна быть по возможности приближена к естественной, свежей, разнообразной и богатой витаминами. Разные виды сухих кормов желательно класть в разные кормушки или в разные отделения одной кормушки. Всем птицам следует давать зеленый овес, побеги традесканции, аспарагуса, минеральные корма - марганцовокислый калий (давать 2-3 раза в месяц, опустив маленький кристаллик в воду для питья), немного дробленого древесного угля, поваренной соли (давать один раз в месяц, опустив маленький кристаллик в воду для питья), толченую скорлупу яиц, особенно тем птицам, которые размножаются в неволе. Норму кормов необходимо устанавливать опытным путем, помня, что лучше всего давать несколько больше корма, чем его может съесть птица. В среднем для птиц суточная норма смеси кормов составляет 20-40 г.

Чистота клетки - одно из главных условий сохранения здоровья птицы. Кормушку и поилку необходимо вычищать и вымывать ежедневно. Раз в неделю производится чистка клетки со сменой загрязненного песка. Один раз в месяц надо делать полную чистку клетки с обвариванием крутым кипятком или же горячим табачным отваром. Жердочки также необходимо чаще очищать от грязи. В клетке у птицы сильно отрастают коготки. Время от времени их подрезают острыми ножницами. Подрезать коготки нужно ниже кровеносного сосуда (на свету внутри коготка видна красная полоска - кровеносный сосуд).

Цели: ознакомить с животными, содержащимися в живом уголке; объяснить правила ухода за ними; обучить навыкам и про­стейшим действиям по уходу за животными живого уголка.

Оборудование: аквариум с рыбками, предметы по уходу за ними (по возможности), клетка с птицей (по возможности).

Ход урока

Лучшей возможностью проведения урока будет экскурсия на станцию юннатов. Специалисты станции подробно и интересно расскажут о жи­вотных, а главное - покажут различные виды животных, покажут правила ухода за ними, разрешат детям поучаствовать в кормлении животных.

В последние годы в школах практически исчезли живые уголки. Но у некоторых ребят дома есть аквариумные рыбки или хомячки, чаще со­держат волнистых попугайчиков. Дети имеют опыт наблюдения, общения и ухода за животными. Они также могут рассказать и об интересных слу­чаях, которые произошли с их питомцами.

I. Уход за аквариумными рыбками.

Отгадайте загадку:

Вот стеклянный дом, Воды полон он. Хозяева молчат, На гостей в окно глядят.

(Аквариум с рыбками.)

Для чего нужен аквариум?

Каким он может быть?

Какие рыбки живут в аквариуме?

Могут ли жить большие океанические животные в аквариуме (акула, электрический скат, другие)? (Это океанариум.)

Нужна ли аквариумным рыбкам помощь человека?

Как человек заботится о них? Расскажите.

Для чего люди разводят и содержат дома аквариумных рыбок?

Для учителя.

Аквариум - это может быть и трёхлитровая стеклянная банка, и огромный бассейн-океанариум с морской водой для океанских рыб и животных.

Обычно свой первый аквариум ребята устраивают так: пойма­ют в пруду карасиков, возьмут стеклянную банку, положат туда песок, посадят растения, пустят улиток - и аквариум готов. Но вот беда: оставят такой аквариум на солнце, вода нагреется - и погиб­нут карасики. Или положат карасям так много хлебных крошек, что вода помутнеет и испортится.

Прежде чем заводить рыб, надо помнить, что аквариум - это их дом. Вот почему, прежде чем устроить аквариум, следует внима­тельно прочитать специальные книги.



Надо точно знать, каких рыб чем кормить, каких улиток нельзя пускать в аквариум. Так, например, улитка-прудовик может при­нести много вреда: попортить растения.

На первых порах можно завести близких родственников кара­сей - золотых рыбок и их разновидности: вуалехвостов, телеско­пов, комет. Эти рыбки хорошо себя чувствуют при температуре не выше 20 градусов. Аквариум с ними нельзя ставить около обогре­вателей, батарей, печей. А в холодное время года надо отставлять его дальше от окна. При температуре воды ниже 14 градусов рыбки начинают болеть и могут погибнуть.

Хорошо приживаются в аквариуме и экзотические рыбки - ме­ченосцы, гуппи, макроподы. Они теплолюбивы, им нужна темпера­тура воды около 25 градусов. Аквариум с такими рыбками подог­ревают электрической лампочкой с отражателем. Её подвешивают снаружи к стенке аквариума.

Прежде чем пустить рыбок в аквариум, надо хорошо его подго­товить. Налейте в аквариум воды доверху и дайте ей постоять дня два-три, чтобы исчезли разные запахи. Потом вылейте воду и по­ложите на дно хорошо промытый влажный песок слоем 5-6 см.

Теперь посадите в аквариум растения. Затем надо осторожно. наполнить аквариум на 3/4 водой. А потом можно пустить пла­вающие растения.

Итак, растения посажены, вода налита, но рыб пускать в аква­риум пока рано: нужно, чтобы растения прижились, вода устоя­лась. Лишь через несколько дней, когда вода станет прозрачной, можно заселить аквариум рыбками.

Кормить рыбок следует раз в день, лучше живым кормом. Су­хой корм дают тогда, когда нет живого корма. Не надо перекарм­ливать рыб. Излишек сухого корма оседает на дно, от него закисает и портится вода.

Помните всегда: рыбам у вас дома должно быть очень хорошо. Только тогда аквариум доставит всем радость.

Физкультминутка

Предложите детям определить аквариумных и речных рыб и показать это каким-либо активным действием (прыжками, плава­тельными движениями и др.). Такая работа пополнит знания уча­щихся в классификации рыб и оживит атмосферу в классе.

Беседа по вопросам.

Отгадайте загадку:

Не человек, а говорит. (Попугай.)

Почему люди держат дома попугайчиков?

Могут ли попугайчики «говорить»?

Как выглядит домик попугайчика?

Чем они любят лакомиться?

Чем интересны эти птицы?

Расскажите, как вы ухаживаете за ними.

Для учителя.

Попугаи - это ярко окрашенные птицы с коротким и сильным крючковидным клювом, которым они разгрызают плоды и семена растений и питаются. Крупным попугаям под силу разгрызать са­мый твёрдый орех. А кроме того, попугаи пользуются клювом при лазанье по ветвям деревьев - он служит им как бы третьей ногой.

В природе попугаи общаются друг с другом резкими, громкими криками или нежным щебетанием. Некоторые виды, если они жи­вут в неволе, могут научиться подражать человеческой речи, повторяя отдельные слова и даже целые фразы. Конечно, фразы и слова попугаи не могут произносить сознательно, они лишь за­ученно повторяют одно и то же.

Размеры попугаев различны. Например, хорошо знакомый мно­гим волнистый попугайчик длиной всего 18 см (до кончика хвоста), а гигантский ара из Южной Америки - до одного метра! Всего из­вестно более трёхсот видов попугаев. Попугаи любознательны, со­образительны, хорошо приручаются.

Учитель выясняет, что учащиеся знают о домашних хомячках и о правилах ухода за ними.

Для учителя.

Хомяков на земле 240 видов. Если обыкновенного хомяка видел не каждый, то его родственника - переднеазиатского хомяка - знают многие. Это тот самый золотистый, или сирийский, хомячок, кото­рого часто держат дома. Обычно его называют просто - хомячок.

Золотистых хомячков обнаружили в Сирии около 150 лет на­зад. После этого они больше не попадались зоологам вплоть до 1930 года. На этот раз из хомячков не стали делать чучело, а при­везли живыми в Англию и решили разводить. Как и все грызуны, хомячки плодовиты. Самочка может принести сразу десяток ма­лышей и даже больше. Делает это она регулярно 2-3 раза в год.

Хомячки - животные неприхотливые. Содержат их обычно в клетках. Лучше всего, если они из металлической сетки. Но её надо подобрать так, чтобы ловкий зверёк не пролез сквозь ячейки. По­дойдёт сетка с ячейками 5x5 мм. В клетку надо поставить гнездо­вой домик и хорошо бы беговое колесо, такое, какое ставят для бе­лок, но меньших размеров: около 20 см в диаметре.

Едят эти зверьки всё: и хлеб, и морковь, и крупу, и яблоки. Лю­бят молоко и мучных червей.

IV. Итог урока.

Объясните смысл фразы: «Мы в ответе за тех, кого приручи­ли.» (С. Экзюпери «Маленький принц».)

Домашнее задание: учебник, с. 78-81, принести фотографии домашних кошек и собак; рабочая тетрадь, с. 30-31.

Урок 21. ПРО КОШЕК И СОБАК

Цели: ознакомить с некоторыми породами собак и кошек, их назначением; «работой», которую выполняют собаки для людей; научить па внешним признакам определять наиболее известные породы собак и кошек, выполнять правила ухода за животными.

Оборудование: рисунки разных пород кошек и собак, фо­тографии домашних питомцев.

Ход урока

I. Введение в тему.

Отгадайте загадки:

Мохнатенька, усатенька,

Сядет - песенки поёт. (Кошка.)

Ноги тонки, бока звонки,

А хвост - закорючкой. (Собака.)

Подумайте, кто станет главными героями нашего урока. II. Рассказы детей о своих животных.

На доске открывается надпись «Выставка любимых питомцев». Дети принесли фотографии кошек и собак, готовились рассказать об их осо­бенностях, привычках, шалостях.

Наша выставка открыта.

Рассмотрите этих животных.

Подумайте, как им живётся в вашем доме.

Расскажите о своих любимцах.

Для учителя.

Домашние кошки все, в общем, похожи друг на друга, хотя лю-рщ и вывели разные породы: сибирские - крупные и пушистые; ан­горские - с очень тонкой и пушистой шерстью; сиамские - розова-tro-палевые с голубыми глазами и с тёмными отметинами, словно уюрду, хвост и все четыре лапки окунули в тёмно-коричневую ттушь и она расплылась, как на промокашке. Есть даже порода ко­роткохвостых кошек с кисточками на ушах - совсем как у рыси.

Все кошки - замечательные охотники. Присмотритесь к до­машней кошке. Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, она i^e растеряла своих диких повадок.

Домашние кошки очень похожи на своих диких родственников: i#a полосатого тигра, царственного льва. Они и относятся к одному с#емейству - кошачьих. У домашней кошки долгая и славная исто-р;ця. Когда люди начали заниматься земледелием, зерно стали сво­зить в хранилища, в амбары. Тут-то и набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавиться от них, человек приручил кошку. В Д](ревнем Египте кошку считали даже священным животным.

Люди поклонялись им, и некоторые божества изображались с кошачьей головой. Кошкам даже приносились жертвы. Когда до­машняя кошка умирала, то египетская семья и вся прислуга брили с^ои брови и ходили в трауре.

Живут кошки рядом с человеком, но служить ему, как собака, -н^т, это не в кошачьих правилах. Как в диких лесах й зарослях, кошки выходят на охоту поближе к ночи. Пусть собаки спят или охраняют дом. Кошка занята своими делами.

Удивительно чистоплотны эти животные. Умывается кошка очень тщательно, и у сытой, здоровой кошки шкурка отливает шелковистым блеском.

Люди вывели свыше 300 пород собак. Трудно даже поверить, что все они произошли от одного предка - волка.

Вот овчарки. Их много: мускулистые, поджарые восточноевро­пейские овчарки, пушистые колли (шотландские овчарки), огром­ные, мохнатые, с короткой медвежьей мордой кавказские овчарки, белые, с вьющейся длинной шерстью южнорусские. Всё это круп­ные, сильные собаки. Восточноевропейские овчарки - отличные служебные собаки. Они несут службу на границе, в уголовном ро­зыске. Служебных собак специально обучают в «собачьих» шко­лах. Шотландские, южнорусские и кавказские овчарки охраняют стада, долгие месяцы сопровождают овец на далёких выпасах в степи или в горах, защищают от хищников.

У ньюфаундлендов, или водолазов, - чёрных мохнатых гиган­тов на толстых, как у медведя, лапах, с тяжёлыми, пушистыми хво­стами - служба особая. Они умеют плавать и нырять, их учат спа­сать утопающих.

Среди служебных собак есть большие спокойные мохнатые со­баки, белые с рыжими или серыми пятнами. Это сенбернары - спа­сатели. Несколько сотен лет назад близ трудного и опасного горно­го перевала Сен-Бернар в Альпах стоял монастырь. Там-то и выве­ли эту породу собак. После метелей или просто к ночи собак выпускали за ворота. На спине у каждой из них были привязаны одеяло, пакет с едой. Собака пробегала десятки километров, разы­скивая засыпанных снегом, сбившихся с дороги путников.

Существует много охотничьих пород собак. Очень похожа на своего предка Щ волка - охотничья лайка. На Севере лайки пре­красно справляются с обязанностями оленьих пастухов. Собачьи упряжки возят людей и грузы.

Очень красивы борзые - узкая длинная морда, стройное тело, мощные длинные ноги. Эту породу русских псовых борзых вывели в России. Как ветер, несутся они вдогонку за зверем. Охотники на быстрых конях и то отстают от них.

А вот важно семенит длинная «колбаска» на коротких ножках, подняв острую мордочку. Это такса. Она отличный охотник на барсуков и лис. Эти звери прячутся в глубокие, разветвлённые но­ры. Ничем их оттуда не выгонишь. Тут-то и посылают в нору при­земистую гибкую таксу.

Существует ещё одна большая группа собак - комнатно-декоративные. Маленьких забавных болонок и тойтерьеров можно научить танцевать и прыгать через обручи. Комнатные собаки поч­ти все маленькие, но тойтерьер (игрушечный терьер) - самая кро­шечная. Весит она 600-700 граммов. Эти собаки очень преданы своему хозяину, иногда самоотверженно бросаются его защищать.

Собак сейчас учат «новым специальностям». Овчарки служат «газовыми инспекторами». Малейшую утечку газа может учуять собака, ей надо только «растолковать», как об этом сигнализиро­вать. Есть собаки-рудоискатели. Для этой цели используют овча­рок, фокстерьеров и спаниелей.

III. Итог урока.

Собака, которую вы взяли в дом, признаёт вас хозяином. Она будет с вами везде, готова переносить ради вас любые лишения. Ведь собака - преданный друг человека. Но и вы помните, что о ней нужно заботиться, правильно кормить и содержать её.

Домашнее задание: учебник, с. 82-85; рабочая тетрадь, с. 32.

Урок 22. КРАСНАЯ КНИГА

Цели: ознакомить с Красной книгой, ее сведениями; опреде­лить основные причины сокращения численности растений и жи­вотных, меры, необходимые для их охраны; побуждать к примене­нию ранее полученных знаний о взаимосвязях в природе в рассуж­дениях и умозаключениях.

Оборудование: Красная книга области, Международная красная книга, картины природы разных уголков страны.

Ход урока

I. Введение в тему.

На доске заранее написано стихотворение Я. Акима и вывеше­ны картины природы.

Стихотворение читает выразительно вслух заранее подготов­ленный ученик.

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

О какой планете говорится?

Почему говорится, что она одна?

Чем наша планета отличается от других?

Рассмотрите эту земную красоту на картинках.

Какие чувства они вызывают?

Где бы вы хотели оказаться? Почему?

Каких животных вы могли бы там встретить, какие растения увидеть?

П. Изучение нового.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Не настораживают ли вас последние строки стихотворения? I

Почему звучит тревога?

Осенью 1627 г. ночную тишину Мазовецких лесов, что в Польше, часто нарушал протяжный, тоскливый рёв. Это ревел тур. Был ли он ранен или тосковал по сородичам - мы теперь не узнаем. Но одно знаем точно. Это был последний тур на Земле. Когда он погиб, туров не стало. А ведь этих могучих первобытных быков было много (между прочим, это от них люди вывели домашних быков и коров). Туры водились в лесостепях и степях Европы и Азии. Водились и в Африке. И повсюду на них охотились. Древние летописи и былины донесли до нас, что убить тура во время охоты считалось особой доблестью. Теперь иногда пишут: туры вымерли. Нет. Они не сами вымерли. Их истребили люди. Так же, как жесто­ко и беспощадно истребляли и почти истребили бизонов в Север­ной Америке, всего за 29 лет полностью уничтожили доверчивых и беззащитных морских коров близ Камчатки и многих других жи­вотных.

Учёные посчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лшца Земли больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель видов идёт быстрее. И всё по­тому, что люди, не зная, а часто попросту не желая признавать за­коны природы, напористо и грубо вмешиваются в неё.

Мы можем подумать: «Ну, исчезают какие-то виды - и пусть исчезают. Обойдёмся без них». Не обойдёмся. Сейчас мы знаем, что всё в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям уби­вать её, связи нарушатся (они уже сильно нарушены), а поскольку человек - часть природы, разрушив её, он и сам может погибнуть. Прняв это, люди во всём мире стали объединяться, чтобы вместе охранять Землю.

В 1948 году ученые мира создали Международный союз охра­ны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Крас­ная книга.

В 1966 году Международная красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка у неё была красная, а страницы разно­цветные. Красные, жёлтые, белые и зелёные. Сделано это было не для красоты. А для того, чтобы сразу было видно, в каком положе­нии находится то или иное животное и растение. На красных стра-t ницах поместили тех, iftro может исчезнуть в самые ближайшие го­ды и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти. На жёлтых страницах напечатали сведения о видах, численность которых ещё пока велика, но неуклонно сокращается. На белых говорилось о видах, вообще редких на Земле. А на зелёных - о ви­дах, которые человеку уже удалось спасти. Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёны е разработали программу спасения. Сейчас уже издано несколько томов Международной красной книги.

В нашей стране такая книга появилась в 1978 году. А в 1992 го­ду вышла в свет Красная книга Волгоградской области.

Подумайте, почему обложку этой книги сделали красного цвета.

III. Ознакомление с содержанием Красной книги,

Задания учащимся.

Рассмотрите эти экземпляры. Можете ли вы назвать живот­ных и растения, которые могут быть записаны на страницах этой книги?

Рассмотрите иллюстрации.

Какие виды животных и растений вам известны?

Прочитайте о тех животных, которые вам понравились.

IV. Итог урока.

Сможет ли Красная книга помочь человеку осознать совре­менное положение в природе?

Домашнее задание: учебник с. 86-89; рабочая тетрадь, с. 33.

Урок 23. БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ (У рок-конференция)

Цель: обсудить важнейшие правила поведения детей в приро­де; формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать, составлять схемы.

Оборудование: карточки с заданием, альбомные листы, цветные карандаши, таблички с названиями отделов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Для данного урока заранее столы расставляют так, чтобы всех учащихся удобно было разделить на 4-5 групп. Дети рассаживаются по желанию, формируя команду (могут выбрать лидера, если это им необходимо.

На каждом столе стоит карточка с надписью «Отдел охраны...».)

Сегодня наш урок пройдёт в виде конференции. Вы все пред­ставляете «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске).

Каждая группа учеников - отдел по охране.

Прочитайте табличку на своём столе. (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц; по охране насекомых; по охране растений. Можно выделить ещё отдел по охране рыб.)

П. Постановка учебной задачи.

Сегодня нам необходимо подвести итог знаний, которые вы получили в разделе «Природа».

4. Составить правила защиты птиц и их потомства. Нарисовать знак(и), запрещающий(е) вредить птицам.

Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых)

1. Отгадай загадки:

Не птичка, а с пёстрыми крыльями. (Бабочка.)

Рогат - да не бык, шесть ног - да без копыт. (Жук.)

Летит - пищит, сядет - молчит;

Кто его убьёт, тот свою кровь йрольёт. (Комар.)

2. Расскажите об одном из этих насекомых по плану:

1. Внешний вид.

2. Место обитания.

3. Чем интересно насекомое.

4. Чем питается.

5. Почему человек его потребляет.

3. Прочитайте, ответьте на вопросы:

Г. ЛАДОНЩИКОВ. «СЕМЬЯ МУРАВЬЯ»

Кузнечик встретился в лесу С рабочим муравьем. Он нёс такой огромный сук, Что не поднять вдвоём. «Давай попрыгаем с тобой!» Кузнечик предложил. «Нет, не могу, спешу домой»

«А где твой дом, скажи?»

«Наш дом под ёлкой, возле пня», -Ответил муравей. «А какова у вас семья?» «На свете нет дружней!» «И много вас?» «Не сосчитать. щ$с Наверно, тысяч двадцать пять Работников и воинов У нас под крышей хвойной».

Вопрос: Что ты знаешь о муравьях?

4. Составить правила защиты насекомых. Нарисовать знак(и),
запрещающий(е) вредить насекомым.

Карточка № 4 (Отдел охраны растений)

1. Отгадайте загадки:

Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель.)

Хоть не огонь, а жжётся. (Крапива.)

Стоит красавица на поляне:

в белом сарафане, в зелёном полушалке. (Берёза.)

2. Расскажите об одном из этих растений по плану:

1. Внешний вид.

2. Где растёт.

3. Чем интересно растение.

4. Как человек его использует.

3. Прочитайте, ответьте на вопросы.

Н. СЛАДКОВ. «ДУБ И ВЕТЕР»

Ну, Дуб, и вымахал же ты, братец, - чуть не до неба! Выше тебя в лесу и дерева нет. С чего это тебя так вытянуло?

От любопытства, Ветер, от любопытства! Я страх какой лю­бопытный. Помню, только ещё из жёлудя высунулся, траву вокруг увидел, а уж думаю про себя: «А что там, за травой, скрывается?».

Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю: «А что там даль­не, за кустами?». Ни днём, ни ночью покою не было: так и хоте­лось узнать, чта за низенькими деревцами, что за высокими? Всё тянулся да тянулся - эвон, какой вымахал!

1. Как вырастить дуб?

2. Какая польза животным от дуба?

4. Составьте правила защиты растений. Нарисовать знак(и), за-
прещающий^) вредить растениям.

IV. Итог урока.

Все нарисованные знаки крепятся на доске в специально отведённом месте.

Какое решение вы приняли для себя по отношению к расте­ниям и животным?

Домашнее задание: учебник, с. 90-93; рабочая тетрадь, с. 35, задание 3. Написать несколько предложений на тему: «Я - защит­ник природы».

Урок 24. ВОЗЬМИ ПОД ЗАЩИТУ

Цели: ознакомить с некоторыми редкими и охраняемыми рас­тениями и животными своей области; выявить причины исчезнове­ния отдельных видов растений и животных; обучить навыкам рабо­ты с гербарием и Красной книгой.

Оборудование: гербарий исчезающих видов растений сво­ей области; фотографии или рисунки редких животных своей об­ласти; Красная книга редких и охраняемых растений и животных своей области.

Ход урока

Этот урок учитель может строить по своему усмотрению. Слишком вы­сока его информационная насыщенность. Материал о редких и охраняемых растениях и животных можно заранее заготовить учащимся в качестве до­машнего задания и сделать сообщения на уроке, иллюстрируя их собствен­ными рисунками или картинками из дополнительной литературы.

Можно провести обзорный урок по материалам Красной книги своей области с опорой на гербарии и иллюстративную базу. 1

На первом этапе урока следует вскрыть причины исчезновения неко­торых видов растений и животных. Стоит провести небольшой экскурс в географическое и биологическое прошлое своей области. В оставшееся время проводится практическая работа по узнаванию отдельных видов растений и животных (некоторые из них уже знакомы детям из их жиз­ненного опыта.

Для учителя.

В связи с усиливающимся неблагоприятным воздействием че­ловека на биосферу отдельные виды животных и растений оказа­лись поставленными на грань исчезновения. Среди них как редкие, так и бывшие до недавнего времени вполне обычными, но по раз­личным причинам в последние годы резко сократившие числен­ность и оказавшиеся под угрозой исчезновения виды.

В первую очередь в список охраняемых включены виды, кото­рые быстро сокращаются по численности из-за своей декоративно­сти (тюльпаны, ирисы, хохлатки и др.), ценности как лекарственно­го сырья

(валериана, горицвет и др.), из-за изменения и исчезнове-ния основных местообитаний (ковыли, папоротники и др.)

Особую группу составляют виды растений, почти полностью исчезнувшие в ходе хозяйственного освоения человеком целинной степи.

Почти полная распашка земель, интенсивная химизация сель­ского хозяйства, всё расширяющаяся мелиорация и орошение сель­хозугодий - всё это оказывает существенное влияние и на живот­ный мир нашей области. Одни животные становятся всё более ред­кими или даже находятся под угрозой исчезновения, другие, напротив, оказавшись в благоприятных условиях, резко увеличи­вают свою численность.

Современные картины природы не являются раз и навсегда за­стывшими, они представляют собой результат сложной истории развития земной поверхности, истории длительной и динамичной. Как известно, основными факторами, влияющими на эволюцию растений и животных, являются изменения климата и земной по­верхности. Так, от количества выпадающих атмосферных осадков, величины испарения и температурного режима зависит, какие рас­тительные сообщества получат развитие.

Примерно пятьдесят миллионов лет назад произошло потепле­ние климата. Мелководные моря преобладали на большей части Нижней Волги. Однако существовала и невысокая суша, обуслов­ленная поднятиями земной коры. Эта равнина была покрыта тро­пическими лесами.

В четвертичном периоде тёплый климат стал охлаждаться. По­нижение температуры и увеличивающаяся влажность привели к тому, что в полярных районах всё более разрастались шапки льда: Лёд постепенно продвигался к югу, вытесняя леса, засыпая глиной и валунами реки и срезая холмы. Площадь лесов в ледниковую эпоху сократилась, отдельные теплолюбивые виды растений - пла­тан, вечнозелёные дубы, каштан - не могли уже приспособиться к новым суровым условиям и исчезли навсегда с равнин нашего края.

Вместе с растениями ушли из приледниковой зоны и многие животные, некоторые, например, саблезубый тигр, вымерли. Им на смену пришли громадные мамонты, покрытые густой бурой шер­стью, носороги, приспособленные к суровому климату, большерогий олень, пещерный медведь.

Постепенно климат становился более тёплым, лёд растаял, и теплолюбивая флора и фауна вытеснила эти виды. Ледник, хотя и покинул наши края, однако ещё неоднократно наступал на Русскую равнину.

К уроку предлагается краткая характеристика некоторых видов охраняемых растений.

1. При упоминании слова «орхидея» невольно возникает ассоциация с великолепными ажурными цветками, напоминающими крылья бабочки, жуков. И действительно, природа щедро одарила семейство орхидных необычайной красотой и разнообразием цвет-
ков. Поэты посвящали орхидеям стихи, художники изображали их на своих полотнах, ботаники давали им имена богинь и красавиц.

В настоящее время очень многие орхидные находятся на грани исчезновения. Их срывают на букеты «любители природы», выкапывают для лекарственных целей. Но особенно страдают орхидеи при изменении условий их местообитаний в результате деятельности человека.

Один из представителей орхидных - любка двулистная (ноч­ная фиалка). Русское название «любка» обязано тому, что в прошлом знахарки приготавливали из этого растения «любовное зе­лье». Наименование «ночная фиалка» получило за усиление запаха в вечернее и ночное время с целью привлечения определённых на­секомых-опылителей. Любка - многолетнее травянистое растение. Цветёт в конце мая - начале июня. Встречается рассеянно по глу­хим, затенённым байрачным лесам. Декоративное и лекарственное растение.

2. Валериана лекарственная (маун). Латинское название рода происходит от слова «валере», что означает быть здоровым. На­родное название «маун» связано с большим пристрастием к этому растению кошек. Многолетнее травянистое, довольно высокое (до 100 см) растение. Цветёт в середине лета. В конце августа часто полностью засыхает. Часто встречается в поймах рек. Около насе­лённых пунктов валериана часто полностью истреблена. Широко используется в научной и народной медицине. Большой спрос на её корни приводит к сокращению запасов этого растения.

3. Безвременник прекрасный. Русское название связано с поздним, осенним цветением (без.времени). Многолетнее растение. Цветёт в конце августа - начале сентября, когда почти все растения степной зоны заканчивают своё развитие. Летом его найти практи­чески невозможно, так как оно находится под землёй. Высоко де­коративное растение, истребляется местным населением на букеты, ядовито.

4. Тюльпан Шренка. Латинское название рода происходит от искажённого персидского слова «дульбенд», что означает название головного убора тюрбана. В народе его называют лазоревым цвет­ком. Многолетнее растение с невысоким стеблем (15-30 см). Цвет­ки разнообразной окраски: красной, жёлтой, белой, розовой. Очень декоративное растение.

5. Рябчик русский. Латинское название рода происходит от слова «фритиллус», что означает стакан, кувшин, русское соответ­ствует окраске цветка (рябая). Многолетнее растение 30-50см в вы­соту. Цветки крупные, снаружи тёмно-пурпурные, внутри желтова­тые. Цветёт в конце апреля - начале мая. Собирается населением в букеты.

6. Ирис низкий. Невысокий (8-15 см) травянистый многолет­ник. Цветки жёлтые, фиолетовые, кремовые и других оттенков. Цветёт в апреле - мае. Уничтожается на букеты.

7. Кувшинка чисто-белая. Латинское название происходит от греческого «нимфа» - невеста (а также название божеств, олице­творяющих силы природы). Травянистое водное растение, с пла­вающими крупными листьями и белыми цветками с большим чис­лом лепестков (в народе их называют водными лилиями). Вблизи населённых пунктов почти повсюду истреблено. Не выдерживает загрязнения воды отходами производства. Разнообразно практиче­ское значение кувшинок. Очень мощные, богатые крахмалом кор­невища съедобны. Из семян делают муку для добавления в хлеб.

На суше и в водоёмах области постоянно или временно обитает свыше 370 видов животных.

1. Степной орёл. Крупная птица с массивным телосложением, большим клювом и мощными ногами, покрытыми перьями, размах крыльев до двух метров. Гнездятся как на земле, так и на всевоз­можных возвышениях. Основной добычей степного орла являются малые суслики, которых они подстерегают у норки или ловят, охо­тясь пешком. До 50-х годов, когда началась массовая распашка це­линных и залежных земель, степной орёл был обычной и широко распространённой в области птицей. В настоящее время его чис­ленность резко сократилась. Уменьшение численности степного орла до сих пор связано с разорением его гнёзд охотниками и пас­тухами. В настоящее время серьёзной угрозой для жизни степных орлов стали средней мощности ЛЭП (линии электропередач), опо­ры которых не оборудованы защитными устройствами.

2. Особо охраняемую группу насекомых Нижней Волги состав­ляют шмели. У нас их около 17 видов. Шмель моховой ещё встре­чается на лесных полянах и в поймах рек. Тело его средней вели­чины, имеет яркую золотисто-жёлтую окраску и оранжевую спин­ку. Гнездится наземно под сухими листьями. Словно одетые в меховую шубу, насекомые работают с раннего утра и после захода солнца, почти в сумерках.

Для домашнего задания отводится материал на с. 88-89. Можно пред­ложить детям найти материал о некоторых проиллюстрированных живот­ных и растениях и подготовить сообщения для следующего урока.

Домашнее задание: учебник с. 9Ф-95.

Теперь Ване, который продавил-таки своим авторитетом идею о живом уголке со змеями предстояло выполнить более сложную задачу. Цуканов должен был уговорить Татьяну Васильевну поддержать их более чем сомнительную идею.

Но все решилось само собой, дочь учительницы родила раньше положенного срока и классная руководительница 5-6 срочно укатила в Ригу, предоставив ребятам самим обустраивать живой уголок. Этой неожиданной удачей и решили воспользоваться Цуканов с Кочурским. Татьяна Васильевна взяла отпуск за свой счет на семь дней, следовательно, требовалось за неделю завести змей и сделать это незаметно от учеников других классов и учителей. Ваня считал, что им удастся создать шикарный террариум в школьных условиях и пораженным педагогам ничего другого не останется, как только смириться с змеиным соседством. Как говорится – победителей не судят.

В подсобке уборку сделали в понедельник. Девочки отмыли окно от многолетней грязи и принялись за пол, мальчики, тем временем вернули поломанных скелетов «на базу» - в кабинет анатомии и занесли из подвала все четыре стеклянных террариума. Уже третий день ученики 5-б были в центре внимания всей школы, весть о новом живом уголке, к тому же принадлежащему отдельному классу, моментально разнеслась среди ребят.

Лешу и его друзей выпытывали о животных, которые будут обитать в бывшей подсобке, и когда откроется новый живой уголок. Одноклассники хмуро отмалчивались, еще в парке было решено хранить в тайне их идею с ужами. Изнывающие от любопытства ребята хвостом ходили за такими известными болтунами, как Лубянский и Горский, но даже эти несерьезные личности хранили молчание.

На третьем уроке была биология и Лариса Львовна предложила ребятам помощь в обустройстве живого уголка. Учительница тоже спросила про будущих обитателей подсобки, но ничего вразумительного от детей не услышала:

Татьяна Васильевна этот вопрос будет решать с директором – сказал Цуканов, – там существуют определенные ограничения, хомяков, например, точно нельзя будет там держать, ну и свинок разных тоже.
- Хомяков? – учительница биологии чуть не упала со стула. – Я вас умоляю ребята, кого угодно, только не их!
- Не будем, – успокоил Кочурский и вкрадчиво добавил, – может маленького ужика заведем, террариум в подвале есть, целых четыре – сказав это он пытливо посмотрел на Ларису Львовну, проверяя ее реакцию.

Ну что же, – облегченно вздохнула учительница, – ужи не хомяки, от них большой беды не будет, только парами их в террариум не садите, а то потомство появиться.
- Ну и что? – облегченно сказал Цуканов, – мы их весной в лес выпустим в дикую природу.
- Какие вы молодцы, – расцвела Лариса Львовна. – Я вами горжусь! – если бы учительница знала, что произойдет через очень короткий срок, то вряд ли так сильно радовалась.

Весь оставшийся урок она только то и делала, что рассказывала про ужей. Оказалось, что они хорошо плавают и могут находиться под водой до получаса, а однажды моряки заметили ужа на расстоянии тридцать километров от берега. Эти змеи не боятся человека и быстро привыкают к хозяину, если живут в неволе, и даже корм берут из его рук.

Будучи сами земноводными ими же и питаются. Основная их еда - это лягушки, ящерицы и саламандры, ребята об этом уже знали от Кочурского, но можно кормить их и другой пищей, рыбой и даже мясом. Услышав это, одноклассники приободрились, ловить жаб и червяков им совсем не хотелось. В общем, когда урок закончилась, дети вышли из кабинета биологии еще больше укрепившись в своем желании создать первый в городе школьный террариум. Ведь даже Лариса Львовна спокойно отнеслась к появлению в живом уголке змей, правда речь шла только об одном или паре ужей, но ребята не придали этому значения. Учительница рассказала про этих представителей фауны много, но не сказала главного, о том, как сложно содержать их в домашних, а тем более в школьных условиях. Что ужи очень чувствительны к температурным перепадам и многое другое. Но в конце концов она была обычной учительницей биологии, а не специалистом по гадам, и ей и в страшном сне не могло привидеться, что ученики 5-б класса собираются поселить в живом уголке целых двадцать змей.

Надо четыре лампы из дома принести, – озабоченно сказал Цуканов на переменке, – слышали, как Лариса рассказывала про температурный режим, один конец террариума должен быть теплее другого.
- Настольные лампы мы найдем, это не проблема, – вздохнул Леша, – у нас на антресолях две старые лежат, беда в другом – розетка в подсобке только одна.
- Я удлинитель из дома принесу, – успокоил Хоруженко.
- А вдруг пробки выбьет, – не унимался Кононенко, – шутка ли, сразу четыре светильника включим.

Вдруг, вдруг, – передразнил мнительного Лешу Андрей, – если выбьет, тогда и будем думать, что делать дальше. Когда твой дед змей привезет? – обратился Хоруженко к Кочурскому.
- Послезавтра, в среду, – Качур понизил голос, – кто-то из наших «стукнул», что мы змей в уголке держать станем.

И что? – насупился Цуканов.
- Вроде не верят, – осторожно сказал Кочурский, – думают мы их «разводим», чтобы правду скрыть.
- Ну и хорошо, – облегченно выдохнул Ваня, – пускай пока остаются в неведении. В подсобке все убрали?
- Чистота идеальная, – отчиталась Оля Слюсар, – как в аптеке.

Цуканов обрадованно кивнул и улыбнулся девочке, пока все шло по плану. Ребята почти на каждой перемене уединялись в глухих школьных тупиках и решали постоянно возникающие проблемы. Трава для террариумов, поильники для ужей, график уборки в живом уголке, замена ламп накаливания, ремонт единственной разболтанной розетки и многое другое, все это приходилось решать на ходу, в обстановке полной секретности, ведь о будущих обитателях живого уголка не знали не только учителя, но даже никто из ребят других классов.

Наступила среда. После окончания уроков весь класс с нетерпением ожидал своих новых питомцев. Кочурский сильно нервничал, суетился и поминутно спрашивал время у Цуканова, его дед задерживался, а ребята хотели есть, да и домой пора уже было всем.

Наконец возле школьных ворот остановился белый «Запорожец», его мотор натужно чихал, а из выхлопной трубы с треском вылетал противный белый дым. Машина последний раз выстрелила и из нее вылез однорукий дед Степан. Конечность он потерял давно, еще на войне, когда партизанил на Киевщине. По словам Качура, его дед убил сто немцев и подорвал пять эшелонов с танками и самолетами. Ребята не сильно верили Кочурскому, считая, что тот попросту врет, но в глаза ничего не говорили.

Дед Степан, в отличие от мелкого внука, обладал богатырской фигурой и широкими плечами. Несмотря на отсутствие одной руки, он всю жизнь проработал в колхозе под Ржищевом пасечником, и в дополнение к военным наградам имел еще и медали победителя соцсоревнования. Ребята и раньше слышали об его странных увлечениях от Качура, то лисят найдет в лесу и растит их потом в сарае, то форель начнет разводить в собственной «копанке» на огороде. А однажды, лет десять назад, развелось много волков в лесах. Хищники стали пошаливать и резать колхозный скот, даже на людей пару раз напали. Тогда всех охотников отправили на отстрел этих страшных животных, дед Степан убил волчицу, а ее щенят пожалел, унес с собой тихонько, чтобы не узнали соседи и поселил в летней кухне. Дальнейшую судьбу волчат Кочурский не знал, возможно его странный дед сдал их в зоопарк или попросту выпустил в лес. Теперь старый партизан увлекся змеями, их, по словам Андрея в разное время было у него до сотни особей.

Дед Степан стоял в своем зеленом армейском френче, и привалившись к инвалидному «Запорожцу» пристально изучал окружавших его ребят. Несмотря на суровое лицо, словно вырубленное из камня и густые прокуренные усы глаза у него были добрые.

Что ребята змейками решили увлечься? – голос у него был очень приятный и не подходил к его суровой внешности. – Хорошую справу придумали, уж – животное правильное, мудрое, только боится его народец, вот со страху и бьет насмерть. Вы то как, не спужаетесь медянок?

Нет, – за всех ответил Кочурский, – мы деда дождаться их не можем.
Леша подумал, что зря Андрей так безапелляционно отвечает за весь класс. Но ребята, очарованные одноруким ветераном, поддержали Качура:

Не будем боятся.
- Они ведь не страшные.
- Обычные животные.
- Молодцы хлопцы, – голос деда Степана потеплел, и тут-же спохватившись добавил, – и дивчата – он вытащил из кармана френча коробку «Беломор канала» и достал зубами папиросу, – место теплое приготовили?

Да, – со знанием дела кивнул Цуканов, последние дни он только тем и занимался, что изучал среду обитания ужей, даже в школьной библиотеке книгу про змей взял, – с помощью настольных ламп будем поддерживать температуру 27-28 градусов с одной стороны террариума и 21-22 градуса с другой. Перед спячкой начнем постепенно уменьшать обогрев на один градус в день.

Ты прямо профессор, – дед от удивления чуть не выронил папиросу, – наверное ученым станешь как подрастешь?

Польщенный Цуканов расцвел как майская роза и скромно промолчал, ребята посмотрели на Ваню с еще большим уважением. Лешино сердце кольнула зависть к товарищу, не самое хорошее чувство.

Ну раз так, – бывший партизан спрятал обратно в пачку так и не прикуренную папиросу, – то пойдем в ваш живой уголок змеек поселять. Хотел я вам малость про ужей рассказать, но смотрю, что в пору и самому у вас поучиться.

Он открыл багажник «Запорожца», который оказался, почему-то спереди, и вытащил оттуда большую плетеную корзинку со змеями. Когда Леша впервые увидел гадов на таком близком расстоянии, то в который раз пожалел, что ввязался в эту историю. В лыковой коробке лежало два десятка ужей разного размера и окраса, их длину определить было сложно, змеи сплелись клубком, а добрый дед Степан щедро присыпал пресмыкающихся всевозможными травами.

- «Гаишник» меня на въезде в город остановил, – старый партизан показал в улыбке золотые зубы. – Кажет, покажите документы и откройте багажник. Ну я и открыл, то-то смеху было, сержант чуть в штаны…, ой, - дед Степан прикрыл рот рукой, – чего это я, злякався милиционер и машет палкой, езжай, мол дед дальше. Хорошо хоть вы не боягузы, змеи труса не любят.

Леша с трудом сглотнул и посмотрел на одноклассников, все они были очень бледны и с испугом смотрели на коробку с ужами.
- Вы не думайте, что они всегда такие квелые, – продолжал дед, – просто холодно на улице, вот они и жмутся друг к дружке, а в тепле согреются и начнут ползать, вот тогда с ними и поиграть можно.

Кононенко вдруг понял, что меньше всего на свете ему хочется играть со змеями.
- Тока хлопцы смотрите, – дед поднял желтый от никотина палец, – поначалу ужок вас не знает, может со страху и за палец цапнуть, потом как попривыкнет, вы хоть всю руку ему в пасть суйте – не страшно, а по первой бережитесь.

Ты же говорил, что змеи не кусаются, – не своим голосом сказал Леша, обращаюсь к Качуру.
- Это разве укус, – вместо внука ответил дед, – ерунда на постном масле, пару дней и шрам заживет. Вот если полоз двухметровый грызанет, это да, опасно, можно без руки остаться.

«Зачем только, я на это согласился», - в ужасе подумал Леша, - «нужно было сразу отказаться, еще тогда, в парке». Ребята угрюмо молчали, искоса поглядывая друг на друга, до них только сейчас стало доходить в какую авантюру они ввязались. Цуканов, как опытный боксер понял критичность ситуации и решил взять инициативу в свои руки:

Ничего страшного, – как можно убедительней сказал Ваня, – вы посадите ужей в террариум и нам не придется брать их в руки.
- Конечно, я занесу змеек и рассажу их.
- Как же вы ужей понесете одной рукой? – спросил Леша.
- Я все одной рукой делаю краще, чем иные двумя – широко улыбнулся дед Степан и легко подхватил коробку с ужами под мышку. Никто из ребят больше помощи не предлагал.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top