Расстройство поведения у детей. Поведенческие нарушения и проблемы у детей

Расстройство поведения у детей. Поведенческие нарушения и проблемы у детей

Диагноз ставят на основании анамнеза. Лечение сопутствующих расстройств и психотерапия могут помочь, однако многие дети требуют надзора.

Распространенность небольших расстройств поведения составляет около 10%.

Этиология, вероятно, - сложное взаимодействие генетических и экологических факторов. Родители подростков с расстройством поведения часто имеют вредные привычки, диагноз СДВГ, расстройства настроения. Тем не менее расстройство поведения может произойти у детей из высокофункциональных, здоровых семей.

Симптомы и признаки расстройства поведения у детей и подростков

Дети и подростки с расстройством поведения невосприимчивы к чувствам и благополучию других, а иногда и неверно воспринимают поведение других людей как угрожающее. Они могут действовать агрессивно, путем запугивания и угроз, угрожая или используя оружие, совершая акты физической жестокости или принуждая кого-либо к половой жизни, и не раскаиваются в этом. Они плохо переносят разочарования и, как правило, безрассудны, нарушают правила и родительские запреты (например, убегают из дома, часто прогуливают школу).

Ненормальное поведение различается между полами: мальчики, как правило, дерутся, воруют и хулиганят; девочки чаще всего врут, убегают и занимаются проституцией. Оба пола скорее всего принимают наркотики и имеют трудности в школе. Суицидальные мысли являются обычным явлением, и попытки самоубийства должны быть приняты всерьез.

Диагностика расстройства поведения у детей и подростков

Расстройство поведения диагностируют у детей и подростков, которые продемонстрировали >3 из следующих вариантов поведения в предыдущие 12 мес плюс по крайней мере 1 в предыдущие 6 мес:

  • агрессия по отношению к людям и животным;
  • порча имущества;
  • двуличность, ложь или воровство;
  • серьезные нарушения родительских правил.

Симптомы или поведение должны быть достаточно существенными, чтобы нарушить функционирование в отношениях, в школе или на работе.

Прогноз расстройства поведения у детей и подростков

Как правило, разрушительное поведение прекращается в раннем взрослом возрасте, но примерно в одной трети случаев оно сохраняется. Раннее начало связано с плохим прогнозом. У некоторых детей и подростков в дальнейшем развиваются нарушения настроения или тревожные расстройства, соматоформные и связанные с веществами расстройства или психотические расстройства в раннем взрослом возрасте. Дети и подростки с расстройством поведения, как правило, имеют более высокую частоту физических и психических расстройств.

Лечение расстройства поведения у детей и подростков

  • Препараты для лечения сопутствующих расстройств.
  • Психотерапия.
  • Иногда размещение в жилом центре.

Лечение сопутствующих расстройств препаратами и психотерапия могут улучшить самооценку и самоконтроль и в конечном счете контроль расстройства поведения. Препараты могут включать стимуляторы, стабилизаторы, антипсихотические препараты, особенно рисперидон короткого действия.

Морализаторство и тяжелые увещевания являются неэффективными. Могут помочь индивидуальная психотерапия, в т.ч. когнитивная, и модификации поведения. Часто дети и подростки с серьезными нарушениями должны быть размещены в жилых центрах, где их поведение может контролироваться надлежащим образом, отделяя их от окружающей среды, которая может способствовать их аномальному поведению.

АО « Медицинский Университет Астана»

Кафедра

Реферат

Тема:Профилактика поведенческих расстройств подросткового периода.

Поведенческие расстройства у детей

Проявления физической жестокости, вспышки гнева, преднамеренное разрушение чужой собственности, причинение боли, унижения, часто затеваемые драки – эти симптомы напрямую связаны с одной из актуальных и дискуссионных проблем психологии – феноменом агрессивности личности. Проявление агрессии в детских и учебных заведениях является вопросом, который все больше волнует педагогов и родителей. Интерес к заявленной теме объясняется нарастающим вниманием к ней со стороны исследователей самых разных специальностей – психологов, социологов, отражая тем самым социальные запросы общества, испытывающего на себе возросшее воздействие насилия и жестокости. Актуальность выбранной темы определяется также важным значением агрессивности в структуре личности человека, ее влиянием на формирование тех или иных форм поведения, конструктивных, социально одобряемых либо, наоборот, разрушительных, придающих поступкам асоциальный характер.

Сегодня уже невозможно представить себе газету, журнал или программу радио- или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика убедительно свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим близким. Однако сведения о проявлениях насилия в другие времена и в других местах говорят о том, что в жестокости и насилии, царящих в нашем мире, нет ничего из ряда вон выходящего.

Конечно, даже и в тех случаях, когда люди увечат и убивают друг друга с помощью копий, луков, стрел и другого примитивного оружия, их действия деструктивны и ведут к ненужным страданиям. Однако раньше подобные побоища, как правило, происходили на ограниченной территории и не представляли угрозы для человечества в целом. Применение же современных, несравненно более мощных видов вооружения может привести к глобальной катастрофе

В свете этих тенденций невозможно не признать, что насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось человечество. Возникают вопросы: почему люди действуют агрессивно и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?

Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций – с точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Cреди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Причем проблема агрессивности детей, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий детей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, ограничивая как его понимание, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности.

Особую озабоченность и у родителей, и у специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению, видео, используемые в компьютерных играх. И это не случайно, ведь и вербальная, и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. Так, по результатам специальных исследований, в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, ребенок, проводящий у телевизора, например, всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше 17 актов агрессии. А ведь от показа секса и насилия не свободны даже анонсы телепрограмм; зарубежные исследователи сообщают, например, что секс и насилие, так или иначе, фигурируют более чем в 60 % анонсов телепрограмм, идущих в прайм-тайм . Эта статистика, к сожалению, узнаваема и в нашей российской действительности.

В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, многие люди выражают тревогу, что подобная «видеодиета» может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. И не случайно эта тема, представляющая особый интерес для психологической науки и обладающая высокой социальной значимостью, в последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.

Поведенческие расстройства, связанные с проявлениями агрессивности и жестокости, могут быть рассмотрены в контексте отклоняющегося развития, девиантного поведения и психопатологических особенностей личности.

Н.Я. Семаго и М.М. Семаго под термином« отклоняющееся развитие» понимаютлюбое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «+» или «–» (опережение или запаздывание), выходящее за пределы социально-психологического норматива, определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка. Ребенок, демонстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к категории детей с отклоняющимся развитием .

Так, асинхронное развитие характеризуется нарушением основного принципа развития (гетерохронии), когда наблюдаются сложные сочетания недоразвития, ускоренного (акселеративного) развития, искаженного развития как отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляющих (с преимущественным нарушением базовой аффективной составляющей). В то же время следует отметить, что асинхрония развития присуща и различным категориям других выделяемых групп развития, т.е. не является абсолютно специфичной для данной группы отклоняющегося развития.

Детей, демонстрирующих различные поведенческие расстройства, относят к подгруппе дисгармоничного развития (один из вариантов асинхронии). Характер аффективного реагирования детей экстрапунитивного типа дисгармоничного развития связан с элементами негативистических и протестных форм поведения, а порой и с демонстративной негативистичностью. Дети этого типа на фоне утомления могут демонстрировать агрессивные и протестные реакции. Они чрезвычайно требовательны к окружающим (по типу «маленького монстра» в семье), могут сознательно демонстрировать реакции, характерные для более младшего возраста, или, наоборот, требовать признания себя как лидера, даже не имея на то фактических оснований. Часто бывают раздражительны, легко переходят от дисфории к эйфории. При неблагоприятных условиях развития, указывают авторы, вероятно возникновение асоциальных форм поведения, как правило, группового характера. Наиболее типичными диагнозами других специалистов для детей и подростков этого типа развития являются: «формирование личности по истерическому типу», «неврозоподобные реакции», «психопатия возбудимого типа», «истерический невроз», «патологическое формирование личности», «расстройство поведения» (F91), в частности, вызывающее оппозиционное расстройство» (F91.3) по МКБ-10 .

В Международной классификации психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра (МКБ-10) под шифром F91 «Расстройства поведения» у детей и подростков подробно описаны симптомы, когда имеет место повторяющееся и стойкое поведение, при котором нарушаются права других людей или важнейшие соответствующие возрасту социальные нормы или правила. Такое поведение должно наблюдаться, по меньшей мере, 6 месяцев и включать следующие проявления:

  • необычно частые для своего возраста вспышки гнева;
  • часто спорит со взрослыми;
  • часто активно отказывается выполнять требования взрослых;
  • часто преднамеренно делает вещи, которые досаждают другим людям;
  • часто обидчив и ему легко досадить;
  • часто сердится и негодует;
  • часто злобен и мстителен;
  • часто затевает драки;
  • использовал оружие, которое способно причинить серьезный вред другим людям (например, кирпич, клюшку, разбитую бутылку, нож);
  • проявляет физическую жестокость по отношению к другим людям и животным;
  • преднамеренно разрушает чужую собственность;
  • преднамеренно разводит огонь с риском или желанием причинить серьезный ущерб;
  • совершает преступления на виду у жертвы;
  • частые проявления задиристого поведения (например, преднамеренное причинение боли, унижения, мучения) и др.

По проявлению тех или иных симптомов делают вывод о несоциализированных и социализированных расстройствах поведения, оппозиционно-вызывающем поведении и неуточненных расстройствах поведения детского и подросткового возраста.

Отклоняющимся называется такое поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм: культурных, моральных, юридических . Дисфункциональность семьи считается главным фактором, который имеет значение в развитии отклоняющегося поведения. Различают отклонения:

корыстного типа - правонарушения и поступки с целью незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи и т. д.);

агрессивного типа - проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, побои, убийства);

социально-пассивного типа - отказ от активной жизнедеятельности, от своих гражданских обязанностей (отклонение от работы, учебы, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств; крайнее проявление - самоубийство), социальных ролей.

В.Д. Менделевич раскрывает следующие типы девиантного поведения :

делинквентное - отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние;

аддиктивное - одна из форм девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния;

патохарактерологическое - под этим типом понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшегося в процессе воспитания;

психопатическое - основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлением тех или иных психических заболеваний.

Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушения процесса социализации, которые выражаются в различных формах детско-подростковой дезадаптации уже в раннем возрасте, например, в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм, требований. В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптации. Каждая может быть как отдельно, так и в сложном сочетании.

Патогеннуюдезадаптацию вызывают отклонения и патологии психического развития и нервно-психические заболевания, причиной которых являются функционально-органические поражения центральной нервной системы.

Психосоциальнаядезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации делятся на устойчивые и временные, неустойчивые формы. Устойчивые формы могут возникнуть за счет акцентуаций характера, неадекватной самооценки, нарушений эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сферы (недостаточная эмпатия, расторможенность либо патологическая застенчивость и т.д.).

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении форм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, социальных установок. Можно выделить две стадии социальной дезадаптации подростков – педагогическая и социальная запущенность.

Так, описывая признаки социальной дезадаптации детей и подростков, связанных с «уродствами» характера, Н.М. Иовчук в качестве иллюстрации истерической психопатии приводит примеры высокой конфликтности, припадков и протестных реакций (грубость, агрессии, аутоагрессии, отказ от посещений школы и т. д.) у детей и подростков. При возбудимой (эксплозивной) психопатии типичны проявления капризности, обидчивости, жестокости и угрюмости, немотивированной злобы в общении со сверстниками, родителями. По самым незначительным поводам у таких детей могут отмечаться приступы гнева, ярости, неадекватного крика, озлобленности и активного протеста. В школьном возрасте они демонстрируют асоциальное и противоправное поведение (драки, уходы, стремление делать «назло»). Эпилептоидная психопатия, хотя и характеризуется вязкостью, застреваемостью в эмоциональности и в мышлении, может сочетать в себе приступы злобы, аффективные разрядки с агрессивностью, жестокостью, садистским стремлением причинить боль себе и окружающим. Такие дети конфликтны, подозрительны, недоброжелательны, подозрительны и придирчивы. Их адаптация в школе, поведение дома остаются трудными из-за мстительности, мелочной придирчивости, периодов недовольно-злобного настроения и вспышек ярости. При отсутствии правильного воспитания школьная дезадаптация, приводящая к отказу от посещения школы, может развиваться в клинике психопатии неустойчивого круга . Непослушание, непоседливость, легкость освоения отрицательных форм поведения, мелкие правонарушения, склонность к обману и прогулам, употребление алкоголя и наркотиков часто приводят таких детей в асоциальные группировки, они могут рано вступать на криминальный путь. Группа «эмоционально тупых» личностей включает в себя проявления психопатии этого типа уже с раннего возраста: лживость, жестокость, недоразвитие высших нравственных чувств. Такие дети издеваются над младшими, мучают животных, враждебны даже к родителям, в школе сквернословят, дерутся, рано начинают воровать и бродяжничать, вступают на криминальный путь .

Компенсация личностных аномалий предполагает комплекс социально-средовых, медицинских и психолого-педагогических воздействий. Важными корригирующими факторами являются: оздоровление среды, изоляция ребенка от лиц с асоциальным поведением, психотерапевтическая работа с ребенком и семьей, помощь в адаптации и эмоциональная поддержка взрослых, медикаментозное лечение, назначаемое врачом-психиатром.

Рассматривая клинико-динамические признаки различных видов агрессии, Ю.Б. Можгинский описывает признаки различных вариантов агрессии, связанные с психопатологическими особенностями личности в рамках душевного заболевания.

Импульсивно-садистическая агрессия является психопатологическим вариантом агрессивных действий, относящихся к проявлениям расстройств болезненно-психотического уровня. В ней сочетаются садистический комплекс и автоматизированные действия. Совершенные с особой жестокостью, часто серийные убийства включают в себя компонент импульсивности в виде стереотипных множественных ножевых ударов, внезапного возбуждения на фоне изменения сознания с последующей амнезией. Эти нарушения связаны с садистическим комплексом.

При сверхценной агрессии мотивация насильственных действий формируется на основе патологических сверхценных идей преследования, мести, убийства. Этот вариант может включать в себя состояния, при которых указанные идеи достигают уровня бреда с отдельными галлюцинаторными переживаниями. Могут встречаться также случаи с глубокими расстройствами психики, когда идеи мести связаны с конкретными обстоятельствами, имеют психологически понятную причинно-следственную связь с ситуацией и не содержат в своей структуре таких психотических симптомов, как галлюцинации.

Отличительным признаком защитной агрессии является наличие действительной, непосредственной угрозы для жизни и здоровья, для сохранения которых предпринимаются соответствующие насильственные действия. Эти действия иногда могут содержать в себе признаки как импульсивно-садистической, так и сверхценной агрессии.

Признаки формирования агрессивности можно обнаружить на всем протяжении развития личности. Проявлениями основной динамики агрессивности могут быть абсолютно беспричинные колебания настроения, периоды гневливости, всеохватывающего диффузного страха и подозрительности, немотивированной веселости, внезапных, резких, ни с чем не связанных изменений в характере и поведении, обнаруженных окружающими или родственниками. Этапные проявления агрессивности представлены более понятными в психологическом отношении проявлениями: в детском возрасте - расторможенностью, драчливостью, садистскими действиями, кражами, стремлением причинить боль сверстникам или беспомощным людям; позднее, в период пубертата, этапные синдромы обнаруживаются в виде уходов из дома, оппозиции к близкому окружению, употребления одурманивающих средств .

Таким образом, каждое агрессивное действие, имеющее патологическую природу, входит в структуру тех или иных психопатологических агрессивных симптомокомплексов со своей динамикой развития. Исследования случаев совершения тяжелых агрессивных действий приводят к обнаружению истоков этой патологии в раннем детстве и в разных периодах позднего детского и подросткового возраста. Эта область проявлений агрессии относится к сфере деятельности психиатров, медицинских психологов, а ребенок, демонстрирующий подобное поведение, нуждается в обязательной консультации врачей-специалистов и помощи психологов. Следует отметить, что только системный подход к проблеме предупреждения и коррекции поведенческих расстройств и агрессии у детей и подростков может оказаться действенным средством помощи этой категории детей. Система психологической помощи должна включать целенаправленное воздействие на все социально значимое окружение ребенка, в том числе родителей, педагогов.

Поведенческие расстройства, проявления агрессии в детских и учебных заведениях являются проблемой, которая все больше волнует педагогов и родителей. Появление большого количества литературы отечественных и зарубежных психологов по проблемам поведенческих расстройств, агрессивности и способам профилактики, коррекции этих состояний определяется нарастающим вниманием к ней со стороны исследователей самых разных специальностей – психологов, социологов, отражая тем самым социальные запросы общества, испытывающего на себе возросшее воздействие насилия и жестокости.

Однако, на наш взгляд, гораздо легче предупредить проблему возникновения расстройств поведения у детей и подростков, чем работать с уже сформированными и устойчивыми агрессивными тенденциями, защитной агрессией и оппозиционно-вызывающими расстройствами в детском и подростковом возрасте.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07

К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными или вызывающими поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм. Типичными признаками патологии могут быть чрезмерная драчливость, хулиганство, жестокость к другим людям или животным, преднамеренная порча имущества, поджоги, воровство, обман, прогулы занятий и уходы из дома, частые и тяжелые вспышки гнева, вызывающие провокационные поступки, систематическое непослушание. Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для постановки диагноза, чего нельзя сказать об изолированных актах.

Причины нарушений поведения у детей

Основными причинами нарушений поведения у детей являются:

  1. Борьба за место под солнцем. Таким способом ребенок пытается завоевать тепло и внимание родителей. На практике же непослушание чада чаще всего провоцирует раздражение и скандалы, что еще больше усугубляет ситуацию;
  2. Попытка самоутвердиться. Необходимость в признании собственной личности возникает у детей на фоне чрезмерного давления и опеки со стороны взрослых. Строптивое поведение и упрямство в данном случае приходят на помощь в поиске возможности жить по собственным правилам;
  3. Жажда мести. Нередко дети начинают делать все вопреки требованиям старших в попытках восстановить справедливость. Вместо того чтобы обижаться на малыша, задумайтесь, что заставило его так поступить с вами. Возможно, вы обидели его или постоянно относитесь к нему предвзято;
  4. Утрата веры в личный успех. Сомнения в собственных силах тоже могут спровоцировать у ребенка плохое поведение. Не стоит возлагать на чадо слишком высокие ожидания и предъявлять претензии – сейчас важно организовать совместную деятельность, ведь самостоятельно выбраться из тупиковой ситуации ему не под силу. Постарайтесь не допускать критики в адрес малыша и поощряйте его даже за самые пустяковые достижения.

Виды нарушений поведения у детей

  • Гиперактивное поведение (синдром дефицита внимания)

Такие ребятишки испытывают повышенную потребность в постоянном движении. Блокировка активности жесткими правилами поведения приводит к нарастанию мышечного напряжения и резкому ухудшению внимания, вследствие чего возникает сильное утомление и падает работоспособность. За этими реакциями всегда следует эмоциональная разрядка, проявляющаяся неконтролируемым двигательным беспокойством и выраженной расторможенностью.

  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

  • Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

  • Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

  • Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям и требованиям окружающих. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, легкое заражение идеей, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота в ответ на неприятную, болезненную обстановку внутри семьи.

Коррекция нарушений поведения у детей

Важным аспектом коррекции нарушений поведения у детей является введение новых видов деятельности, а именно:

  1. Арттерапия. Искусство, способствуя гармоничному формированию всех компонентов личности, развивает эмоции и чувства ребенка, помогает переосмыслить ценности и изменить поведение. Интерес окружающих к результатам деятельности малыша повышает его самооценку и степень самопринятия;
  2. Музыкотерапия. Музыка помогает уравновесить деятельность нервной системы, растормошить заторможенных и умерить чересчур возбужденных детей. Для психокоррекционной работы предпочтительно использовать запись звуков природы;
  3. Библиотерапия. Специально подобранные литературные произведения (рассказы, басни, былины, сказки) воспринимаются детьми не как вымысел, а как отдельная существующая реальность. В процессе чтения или прослушивания книг ребенок неосознанно учится понимать и распознавать мотивы, поступки и чувства героев, а также получает представление о возможных вариантах поведения в тех или иных ситуациях;
  4. Игра. В процессе игры дети исследуют системы социальных отношений, правил и норм поведения – в смоделированных условиях они представлены в близкой наглядно-действительной форме. Такая деятельность позволяет ребенку приобрести опыт партнерских отношений, сотрудничества и кооперации, способствует развитию произвольной регуляции поведения, основанной на подчинении определенному своду правил.

«Родившемуся физически здоровому человеческому существу от природы дано всё-вся полнота сторон, с совокупностью которых связано представление об идеальной личности. Но эта заданность лишь в возможности, а реальностью её делает полноценное развитие в благоприятных условиях»

В.П. Кащенко

Проблема нарушения поведения у детей и подростков – тема, к сожалению, слишком актуальная и слишком современная, так как сегодня нарушения поведения различного характера в данной возрастной категории являются одной из самых распространенных причин обращения к детским и подростковым психиатрам во всем мире в целом и в нашей стране в частности.

В данной статье я не стану вдаваться во все тонкости клиники и диагностики нарушений поведения у детей. Я постараюсь дать определение данным нарушениям и попытаюсь определить общие принципы и значения, которые помогут родителям и врачам общей практики понять, какие нарушения поведения у ребенка нужно расценивать как патологию (болезненное состояние), а в каких случаях помощь психиатра будет малоэффективной, и причиной которых является не нарушение психики, а социально-бытовая обстановка, окружающая ребенка.

Распространенность нарушений поведения различного генеза, как уже указывалось выше, у детей очень высока. Ее показатели колеблются в пределах от 12% до 25% от общего детского населения. Такая вариабельность количественных показателей в первую очередь обусловлена различиями в используемых методах диагностики. У мальчиков нарушения поведения выявляются чаще, чем у девочек (85% и 15% соответственно).

Говоря о нарушениях поведения, необходимо знать, что под поведением , как таковым, мы понимаем психологическую и физическую манеру вести себя с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит человек.

Исходя из предыдущего определения, нарушения поведения это отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной (разрушительной) и асоциальной (направленной против коллектива) направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации (нарушения приспособляемости) поведения. Они проявляются либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил.

В настоящее время наряду с понятием «нарушение поведения» используется понятие «отклоняющееся» или «девиантное» поведение.

Каковы же причины нарушений поведения в детском возрасте? По современным представлениям нарушения поведения у детей могут быть разделены на две основные группы:

    нарушения поведения, причинами которых являются психологические и социальные проблемы;

    нарушения поведения, причинами которых являются психические и психофизиологические расстройства (заболевания).

К первой группе причин относятся:

    дефекты правового и нравственного сознания (воспитания);

    особенности характера;

    особенности эмоционально-волевой сферы ребенка

Ко второй группе можно отнести:

    наличие у ребенка серьезных психических расстройств (М. Раттер);

    пограничные эмоциональные нарушения, которые манифестируются (проявляются впервые) страхами, тоской, или насильственным способом поведения (X. Ремшмидт);

    причины, связанные с социальными и психологическими проблемами (отношение общества к подростку)

Отдельно следует сказать о понятии, известном всем нам под названием «переходный возраст». В настоящее время, в связи с расширением спектра используемых для обследования головного мозга методик, выяснено, что в подростковом возрасте в головном мозге происходят определенные структурные перестройки, характеризующиеся физиологическим (происходящим в норме у любого ребенка) снижением количества клеток серого вещества и уменьшением размеров «амигдалы» и «инсулы», отделов мозга, отвечающих за эмоциональное восприятие действительности, способность к сопереживанию и распознаванию чужих страданий. В норме к 17-18 годам происходит полная компенсация данных изменений. Эти перестройки и являются причинами «переходного возраста». Важно знать, что у детей и подростков, имеющих значимые органические изменения в головном мозге (родовые травмы, ЗПРР в раннем возрасте, ЧМТ, эпилепсия, и т.д.) в данный период времени часто происходит сбой, и описанные выше изменения не компенсируются, что может привести к старту тяжелых психических заболеваний именно в этом возрасте.

Таким образом, учитывая все отмеченное выше, все нарушения поведения можно разделить на:

    Характерологические (непатологические) : преходящие (непостоянные) ситуационно обусловленные изменение поведения, проявляющиеся преимущественно только в определённой среде (микросреде) (только дома, только в школе, только на улице), которые имеют чёткую психологическую направленность, не ведут к нарушению социальной адаптации (приспособленности в обществе) и не сопровождающиеся расстройствами соматических функций.

    Патохарактерологические (патологические) : психогенные личностные реакции, которые имеют генерализованный характер (проявляются во всех микросредах жизни ребенка), проявляющиеся в разнообразных отклонениях поведения, ведущих к нарушению социально-психологической адаптации и сопровождающиеся невротическими и соматовегетативными расстройствами.

Таким образом, общие принципы возникновения патологических (болезненных, требующих вмешательства медицины) нарушений поведения можно представить следующими схемами:

где B обозначает поведение, P личность, E окружение

Возможен ли переход от непатологических к патологическим нарушениям поведения? Да. Возможен. Переходу непатологических нарушений поведения в патологические могут способствовать различные факторы внешней среды и эмоционально-психологические особенности ребенка. Этот факт подтверждается работами многих физиологов и врачей (работы К. Леонгарда, П.Б.Ганнушкина, Г.Е. Сухаревой). Результатом трансформации непатологического нарушения поведения в патологическое является возникновение у ребенка или подростка грубых личностных нарушений, определяемых, как психиатрический диагноз.

Патологическое нарушение поведения может быть следующих видов:

    Оппозиционно-вызывающее(демонстративное);

    Гиперактивное;

    Расстройства аутистического спектра;

    Смешанные эмоциональные и поведенческие расстройства

Данные формы нарушения поведения зачастую являются неотъемлемой частью таких психических заболеваний, как задержки психо-речевого развития различного генеза, умственная отсталость, аутизм, органическое поражение ЦНС различного генеза, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и т.д., и требуют дополнительной медикаментозной и психотерапевтической коррекции.

К способам медицинской коррекции относят:

    медикаментозную терапию препаратами, обладающими нормотимическим действием (корректоры поведения);

    психотерапию;

    просветительские беседы с родителями;

    лекции для педагогов, воспитателей, и родителей учащихся в образовательных учреждениях

К психологическим методам коррекции можно отнести следующие:

1.Стимуляция гуманных чувств у ребенка;
2. Ориентация ребенка на состояние сверстника или взрослого;
3. Осознание ребенком особенностей нарушенного поведения;
4. Переключение ребенка на иное состояние;
5. Стимуляция чувства удивления (инсайта) через необычность и неожиданность игровых действий и поведения взрослого;
6. Моделирование (провокация) взрослым и преодоление нарушенного поведения ребенка «здесь и теперь”;
7. Отреагирование ребенком нежелательного состояния;
8. Предупреждение нежелательного поведения; игнорирование нарушенного поведения;
9. Положительное подкрепление промежуточных, побочных, реальных или предполагаемых результатов, действий, или поведения ребенка;
10. Стимуляция переживания положительных эмоций ребенком;
11. Отрицательное подкрепление нежелательного поведения;
12. Стимуляция чувства юмора у ребенка;
13. Стимуляция телесного контакта с ребенком;
14. Стимуляция мотивации соревновательности;
15. Стимуляция чувства прекрасного у ребенка, и др.

Все из перечисленных выше методов по-своему эффективны. В медицинской практике мы сталкиваемся с тем, что коррекция патологических форм нарушений поведения в детском и подростковом возрасте дает наилучшие результаты только при эффективном сочетании работы врача и психолога.

В заключение данной статьи еще раз хочу отметить, что нарушения поведения у детей и подростков – это сложный многоуровневый процесс. Нарушения поведения могут являться как причиной, так и следствием многих серьезных психических и соматических расстройств. Чем раньше выявлено нарушение поведения у ребенка, чем точнее определен генез его происхождения и форма нарушения поведения (патологическое либо непатологическое), тем более быстро и эффективно удается справиться с данной проблемой, сократив риск перехода данных нарушений в более серьезную патологию.

С.С. Поздняков,

Врач-психиатр ДДО ГКУЗ МО ЦКПБ

К сожалению, различные нарушения детского и подросткового поведения наблюдаются в современной жизни очень часто. Данная проблема актуальна не только для нашей страны. Это одна из наиболее распространенных причин, с которой родители обращаются к детским, подростковым психиатрам во многих странах мира.

Расстройство поведения – это синдром, характеризующийся неспособностью контролировать собственное поведение. В детской психиатрии это состояние выражается в неспособности ребенка, подростка подстраивать собственное поведение к общепринятым нормам, правилам.
Как чаще всего проявляются расстройства поведения у детей, подростков лечение этого синдрома, как проводится? Поговорим сегодня об этом:

Как проявляются расстройства поведения?

Расстройства поведения у детей и подростков нередко довольно устойчиво. Это доставляет множество проблем окружающим, вызывая у них негативные эмоции. К примерам описываемого синдрома можно отнести:

Грубость, драчливость, хулиганство;
- жестокое отношение к людям и животным;
- поджоги, воровство, наклонности к разрушению;
- постоянные прогулы уроков, уходы из дома, бродяжничество;
- склонность к вранью, частые, неконтролируемые вспышки гнева;
- вызывающее поведение, откровенное непослушание.

При выраженности любой из перечисленных категорий, можно говорить о наличии синдрома и принимать меры к лечению. Однако единичные или изолированные нарушения поведения не дают оснований для данного диагноза.

Не каждый случай непослушания ребенка следует приписывать расстройству поведения. Такие случаи являются вполне естественными этапами развития ребенка. По мере взросления, при нормально, правильном воспитании, такое поведение полностью исчезает. Говорить в возможных нарушениях можно лишь при чрезмерном и устойчивом негативном поведении.

Особенности переходного возраста

Об этом возрастном состоянии следует сказать особо. Современные методики исследования головного мозга дают основания утверждать, что с началом взросления организма, головной мозг подростков испытывает структурную перестройку. Эти изменения затрагивают способность к эмоциональному восприятию окружающей действительности, влияют на способность сопереживать чужим страданиям.

Также нужно отметить, что у подростков с органическими изменениями головного мозга, например, вследствие родовой травмы, эпилепсии и др., в период переходного состояния (полового созревания, взросления) нередко происходит сбой, который повышает риск развития психических заболеваний. Поэтому такие дети нуждаются в особой опеке, а при необходимости, коррекции поведения.

Расстройства поведения - лечение

Учитывая сложный механизм, неоднородную природу поведенческих расстройств, нужно очень внимательно подходить к их диагностированию. Очень важен индивидуальный подход. При подозрении на расстройство поведения у ребенка, нужно показать его психологу. Или отвести опытному психотерапевту или психиатру.

Для правильного, эффективного лечения, при проведении диагностики следует исключить такие патологии, как: биполярное расстройство, депрессивное состояние, гиперкинетическое расстройство. Также следует идентифицировать поведенческий синдром от шизофрении, мании и общего расстройства развития.

При подтверждении диагноза доктор назначит лечение. Чаще всего это психологические методики, направленные на глубинную коррекцию поведенческого нарушения. Для этого проводят коррекционные тренинги:

- Тренинг навыков воспитания : данная методика разработана для родителей. Она направлена на их обучение действовать самостоятельно и эффективно при наличии у ребенка поведенческих трудностей. Эта методика отлично зарекомендовала себя при необходимости изменения агрессивного, антисоциального поведения ребенка.

- Тренинг социальных навыков : Данная методика направлена на возмещение недостатка у ребенка социальных навыков. Обычно тренинг основан на прямом инструктаже, откровенной беседе с ребенком. Проводится обучение дискретным поведенческим компонентам, разъясняются специфические навыки социального поведения с повторением усвоенного, моделирования, закрепления полученных навыков.

- Тренинг когнитивных навыков : данная методика представляет собой программу обучения, тренировки когнитивных навыков. С их помощью осуществляется коррекция социальных, межличностных проблем.

При необходимости, доктор назначит ноотропные и нейролептические препараты: Луцетам (таблетки, раствор для инъекций), Галоперидол, Пирацетам, Галоперидол, Тиаприд и др.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top