Сенсорная и моторная алалия у детей: признаки и лечение патологии. Алалия у детей

Сенсорная и моторная алалия у детей: признаки и лечение патологии. Алалия у детей

Алалия - полное отсутствие либо несформированность речи, обусловленное нарушением области головного мозга, отвечающей за функцию речи

Нарушение в работе речевой зоны может произойти как внутри утробы матери, так и в течение первых трех лет жизни. Недоразвитость речи при алалии обладает системным характером, что приводит к нарушению фонетико-фонематического и лексико-грамматического речевого элемента.

При данной патологии замечено более позднее возникновение речевой реакции, а также бедный словарный запас, аграмматизм, неправильное построение частей слогов, произношение и фонематические процессы.

Для детей с алалией существует необходимость провести обследования в области неврологии и логопедии. На протяжении психолого-медико-педагогического влияния требуется медикаментозное лечение, вырабатывание правильного психического функционирования лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов.

Рассматриваемая патология может быть диагностирована у 1% детей дошкольного возраста и у 0,2-0,6% школьников.
Частота проявления среди мальчиков в 2 раза выше, чем у девочек. Данное расстройство - клинический диагноз, который соответствует общему недоразвитию речи (ОНР) в логопедии.

Причины

Причины для проявления болезни весьма многообразны и оказывают воздействие на ранних этапах онтогенеза.

  1. Антенатальный период может проходить с поражением области в головном мозге, отвечающей за речевую функцию по причине гипоксии плода, инфицирования внутри утробы, угрозы случайного прерывания беременности, травмирования плода во время падения, токсикоза, хронической соматической болезни.
  2. Тяжелое протекание беременности приводит к осложнению родовых процессов и перинатальным патологиям. Недуг иногда является следствием расстройства дыхательных функций новорожденного, недоношенности, родовых внутричерепных травм, полученных в процессе длительных либо скоротечных родов и в результате использования акушерских инструментов.
  3. К факторам развития, которые могут влиять на протяжении первых лет жизни детей, стоит отнести энцефалит, ЧМТ, менингит, соматические болезни, которые приводят к истощению центральной нервной системы. Многими исследователями упоминается наследственная либо семейная предрасположенность.

Анамнез содержит комплекс факторов, которые могут привести к ММД (минимальная мозговая дисфункция). При органических повреждениях в головном мозге возникает снижение скорости созревания нервной клетки, которая в итоге остается на стадии нейробласт.

Подобный процесс протекает совместно со снижением возбудимости нейронов, истощением мозговых клеток и инертностью базовых нервных процессов.

Группа риска и меры профилактики

Актуально рассмотреть следующие ситуации, когда будущая мать входит в группу риска:

  • инфекционная и соматическая болезнь в процессе беременности;
  • женщины с анемией беременности, при которой ребенок получает недостаточно кислорода и прочих важных питательных элементов;
  • инфекции вирусного характера на раннем этапе беременности;
  • женщины, у которых тяжело протекали роды;
  • очень быстрые роды;
  • долгий безводный период;
  • женщины с узким тазом.

Как минимизировать риски?

  1. Важным фактором является запланированная беременность. Даже в тех случаях, когда здоровье считается идеальным, требуется подготовка к беременности (поддержание в норме гемоглобина и артериального давление, а также санирование инфекции). В процессе беременности необходимо избегать людей, болеющих инфекционным заболеванием, питание должно быть полноценным и разнообразным.
  2. Кормление грудью должно продлиться как можно дольше.
  3. Существенным фактором является защита ребенка от инфекций.
  4. Не стоит пропускать приемы педиатра и узких специалистов. Необходимо соблюдать советы врачей, поскольку своевременное лечение способно существенно снизить пагубное влияние заболевания.

Алалия у детей симптомы в зависимости от классификации

На данный момент логопедия использует классификацию по В.А. Ковшикову, в соответствии с которой выделяется:

  • моторная форма или экспрессивная;
  • сенсорная алалия или импрессивная;
  • комбинированная (сенсомоторная) с преобладанием одного из предыдущих типов.

Моторная форма проявляется по причине ранних органических повреждений в корковом отделе речедвигательного анализатора. В подобном варианте не может развиться своя речь, но воспринимается речь других людей.

  1. Если повреждения коснулись посцентральных извилин, развивается афферентная моторная алалия, прогрессирование которой сопровождает кинестетическая артикуляторная апраксия.
  2. Если поражение затронуло премоторную кору, то развивается эфферентная моторная алалия. Ее протекание проходит на фоне кинетической артикуляторной апраксии.

Сенсорная форма патологии может возникнуть в случаях, когда повреждается корковый отдел речеслухового анализа. Нарушения касаются высшего коркового анализа вместе с синтезом речевых звуков. В подобном случае физический слух сохраняется, но понимание становится невозможным.

Симптомы моторной алалии

Моторная алалия обладает типичным неречевым и речевым проявлением.

  1. Наблюдаются проблемы с двигательными функциями в виде неловких движений, плохой координации и слабой моторики пальцев на руках.
  2. Сложности с изучением умений самообслуживания, например шнуровка ботинок.
  3. При рассмотрении психологических аспектов среди детей, у которых наблюдается моторная алалия, проявляется нарушение в эмоционально-волевой характеристике, внимании, а также восприятии.
  4. Дети, в зависимости от поведенческих особенностей, могут обладать гиперактивностью, расторможенностью, а также малоподвижностью либо заторможенностью.
  5. Большая часть детей обладает сниженной работоспособностью, высокой утомляемостью и негативизмом относительно речи.
  6. Ущерб интеллекту у детей с алалией наносится по причине нехватки речевой активности. В процессе речевого развития данный недостаток будет постепенно компенсироваться.
  7. Наблюдается сохранение функции восприятия и понимания речи на фоне грубых отклонений или неразвития собственной речи у ребенка.
  8. С запозданием протекает каждый из этапов развития речевого навыка, при этом наблюдается существенное редуцирование самих речевых реакций.
  9. Наблюдается грубое нарушение звукопроизношения, несмотря на доступность любого артикулярного движения для ребенка, у которого проявляется афферентная моторная форма патологии.
  10. Основной речевой дефект - неспособность выполнить последовательно серию артикуляционных движений, которая сопровождается грубым искажением словесной структуры.
  11. Динамический речевой стереотип не сформирован, что способно приводить к возникновению заикания.
  12. Наблюдается скудность словарного запаса относительно возрастных норм. Новое слово плохо усваивается, активный словарь наполнен основной обиходной терминологией.
  13. Последствием низкого словарного запаса является плохое понимание словесных значений, их неправильное применение, замена на схожие по семантике и звучанию слова.
  14. В словаре полностью преобладают существительные.
  15. Фразы состоят из элементарных предложений. Ребенку не удается в правильном порядке излагать события и выделять основные либо вспомогательные элементы. Возникают трудности в процессе передачи событий.
  16. Сложные формы приводят к тому, что ребенок может только подражать звукам, произнося лепетом слова и сопровождая их высокоактивным жестикулированием или мимикой.

Симптомы сенсорной алалии

Сенсорная алалия преимущественно проявляется нарушением понимания и осознания смысла фраз.

  1. Ребенок сохраняет физический слух, поэтому он может страдать высокой восприимчивостью к разного рода звукам.
  2. Среди детей, у которых проявилась сенсорная алалия, завышена активность речи на фоне нарушения слухового восприятия. В то же время речь бессвязна и представляет собой наборы звуков со словесными обрывками.
  3. В разговоре может присутствовать навязчивые повторы либо проскальзывание неожиданных звуков, а также соединение частей различных слов. Общение происходит при помощи мимики и жестикуляции.
  4. Сложные формы протекают с полным отсутствием речевого понимания, в ином случае обладает ситуативным характером. В других случаях ребенок понимает фразы в некоторых контекстах, но после смены формы слова либо построения фразы восприятие может исчезнуть.
  5. Недостаточный фонематический слух, приводящий к невозможности различать паронимы.
  6. Существенные проблемы при речевом развитии негативно сказываются на личностных и поведенческих характеристиках, развитие интеллекта задерживается.
  7. Дети с трудом включают и удерживают внимание, рассеяны и быстро утомляются.
  8. Возможно проявление импульсивности, беспорядочности в действиях или же инертность совместно с замкнутостью.

Сенсорная разновидность в чистой форме является очень редким явлением. Чаще всего проявляется сенсомоторная.

Диагностика

Детям с алалией требуется консультирование в детской неврологии, оториноларингологии, логопедии и психологии.

  1. Обследование у невролога понадобится, чтобы выявить и оценить повреждения головного мозга.
  2. Чтобы исключить тугоухость требуется провести исследования слуховых функций.
  3. Для изучения состояния слухоречевой памяти требуется провести нейропсихологическую диагностику.
  4. Логопед поможет выяснить перинатальный анамнез, а также характер развития патологии. Важно уделить особое внимание срокам развития психомоторики и речевой функции.
  5. Требуется также анализировать устную речь, проводя диагностику в соответствие со схемой ОНР.
  6. Дифференциальное обследование проводят с ЗРР, тугоухостью, дизартрией, олигофренией и аутизмом.

Коррекционное воздействие

Независимо от вида болезни, проводится комплексная коррекция. Ребенку с алалией предоставляется помощь в специальных учреждениях.

Должна проходить работа с речевыми функциями на фоне медикаментозного лечения, которое направлено на ускорение созревания структуры головного мозга. Важную роль играет развитие общей моторики рук, а также психической функции, например, мышления, памяти, внимания.

Поскольку нарушение обладает системным характером, коррекцию расстройства ведут по всем речевым фронтам. Если у ребенка моторная форма болезни, необходимо стимулировать активность речевой функции, вести работу по наполнению не только активного, но и пассивного словаря. Требуется также развивать связную речь вместе с произношением. В логопедические занятия должна входить логоритмика и логопедический массаж.

При сенсорной форме патологии ставят цель по овладению звуками различного характера, а также словесной дифференциацией. В процессе пополнения словаря и формирования фонематического восприятия станет возможно развитие речевой функции.

Семинар на тему: «Начальные этапы работы с неговорящими» (запуск речи) по методике Новиковой-Иванцовой ТН.

Алалия - это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном . Причиной алалии является поражение речевых центров головного мозга в результате нарушения или травм и заболеваний головного мозга, перенесенных ребенком до 1 года, то есть до появления речи. Этим алалия отличается от , при которой нарушается уже существовавшая . Различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии ребенок не говорит (издает лишь нечленораздельные звуки), но понимание речи может сохраниться; при сенсорной алалии ребенок не понимает обращенную к нему речь.

Детей, страдающих алалией, обучают в специальных .

Алалия (от греч. отрицательной приставки а- и lalia - речь) - отсутствие или ограничение речи у детей вследствие поражения в доречевом периоде речевых зон больших полушарий головного мозга или их недоразвития. При установлении диагноза алалии следует учитывать нарушение слуха, механические причины нарушений артикуляции, анартрии (см.) и расстройства интеллекта.

Этиология алалии разнообразна: сосудистые, воспалительные процессы, интоксикация и травмы головного мозга, алиментарно-трофические, обменные нарушения во внутриутробном, натальном и в раннем периоде постнатального развития (от 1 до 10 месяцев жизни ребенка). Дети с легкими формами алалии нередко к периоду школьного обучения уже владеют фразовой речью, но испытывают значительные трудности в обучении чтению и письму (дислексия, дисграфия).

Различают моторную и сенсорную алалию, соответственно обусловленные нарушением функций лобно-теменных и височных областей больших полушарий головного мозга. Это деление условно, так как при моторной алалии нередко наблюдаются сенсорные нарушения и наоборот. Алалия может быть и тотальной.

Моторная алалия характеризуется нарушением двигательной функции речи при сохранении в основном ее понимания. Отсутствие речи до 2-2¼ лет должно внушать опасения. Дети с моторной алалией обычно стесняются своего дефекта. Они отказываются говорить, даже если обладают определенным речевым запасом, проявляя своеобразный «речевой негативизм», и предпочитают пользоваться жестами. Овладев артикуляцией речевых звуков, такие дети испытывают трудности в овладении звукосочетаниями, что выражается в перемещении фонем, упрощениях; с появлением слов наблюдаются слоговые парафазии, например «ломоток» вместо «молоток». Переход к фразам выявляет аграмматизм, который является наиболее стойким. С накоплением словарного запаса аграмматизм нарастает; у детей с алалией он выражается в неправильных падежных окончаниях, отсутствии предлогов, союзов, наречий. Письмо в период становления речи отражает весь путь речевого развития: оно аграмматично и изобилует различными парафазиями.

Сенсорная алалия характеризуется расстройствами понимания речи при сохранении элементарного слуха. У детей с сенсорной алалией нарушен фонематический слух и крайне лабильно слуховое внимание. В противоположность моторной алалии дети, страдающие сенсорной алалией, проявляют речевую активность даже в период лепетной речи. Они отличаются от слабослышащих и глухонемых звонким голосом, сохранностью интонации, реакцией на звуки даже небольшой интенсивности, не пользуются зрением для улавливания речи, жестикуляцию сопровождают голосовой реакцией. Речь их непонятна для окружающих.

Для обучения больных с моторной алалией разработана специальная система, способствующая развитию их речи. Методы обучения при сенсорной алалии разработаны мало. В логопедической практике используется ряд методических приемов. Обучение звукам начинают одновременно с обучением буквам. Сравнительно рано начинается работа над усвоением грамматического строя речи. См. также Речь (расстройства).

Алалия представляет собой частичное или полное отсутствие речевой функции, которое вызвано органическим поражением участков головного мозга, отвечающих за речь. При алалии характерно очень позднее развитие речевых реакций, скудность словарного запаса, грубое нарушение структуры слога и произношение звуков.

Кроме того, в случае алалии недоразвитие речи имеет системный характер, то есть, нарушен как лексико-грамматический компонент, так и фонетический, также отсутствует импрессивная и экспрессивная речь.

Основной причиной алалии является раннее органическое повреждение центральной нервной системы из-за патологии при течении беременности и родов. Но в последнее время все больше набирает популярность наследственный фактор в формировании и развития речи у ребенка.

Диагностируют алалию приблизительно у 0,9% детей дошкольного возраста и у 0,5% школьников, причем данная патология чаще встречается у мальчиков.

Что же приводит к развитию алалии? Такие факторы многообразны и могут влиять в разные периоды развития плода и ребенка. Так, к поражению речевых зон коры головного мозга может привести гипоксия плода, угроза прерывания беременности, травматизация плода, а также наличие хронических заболеваний будущей мамы (гипертензия, гипотония, сердечная недостаточность), гипертонус матки во время беременности, преждевременные и стремительные роды, нарушение гормонального фона, нервное перенапряжение, асфиксия новорожденного. После рождения ребенка факторами возникновения алалии могут быть резкие громкие звуки, крики, отсутствие контакта ребенка с матерью, соматические заболевания, энцефалит, менингит, травмы головы, полученные ребенком в первые годы жизни, фактор наследственности (патология развития речи у родителей), воздействие токсичных веществ, перенесенные операции под общим наркозом, педагогическая запущенность.

Обычно в анамнезе детей, страдающих алалией, присутствует не один, а несколько факторов, приводящих к такой мозговой дисфункции.

Диагностирование алалии проводится логопедом, иногда педиатром, невропатологом. Диагноз ставится на основании результатов рентгенографии черепа, магнитно-резонансной томографии. Проводится исследование устной речи ребенка, формулирование предложений, правильное понимание и произношение слов.

За длительный период изучения алалии, было выработано большое количество классификаций алалии, которые зависят от степени выраженности патологии речи, механизма и проявлений заболевания. Но в данное время выделяется классификация, согласно которой выделяют: сенсорную (импрессивную) алалию; моторную (экспрессивную) алалию; смешанную (выражены признаки сенсорной и моторной алалии).

Сенсорная алалия характеризуется патологическим восприятием и пониманием речи, при этом слух у пациента – без патологий. При сенсорном недоразвитии речи ребенок практически не понимает что говорят окружающие, а речь малыша – это набор бессмысленных слов или их обрывков, звукосочетаний. То есть речь бессвязна и лишена смысла, непонятна для окружающих (так называемый «словесный салат»). В основном, у детей с сенсорной алалией, наблюдаются повторения звуков, слов, слогов, пропуски слогов или их замена, но таких детей это совершенно не тревожит, они используют жесты и мимику.

Патология развития речи, естественно, приводит к задержке умственного и интеллектуального развития, нарушение поведения. Такие дети не могут сконцентрироваться и удержать внимание, часто отвлекаются, у них неустойчиво слуховое восприятие, они импульсивны, поведение хаотичное, но иногда бывает и наоборот – ребенок замкнут, молчалив.

Моторная алалия характеризуется неврологическими, психологическими и речевыми проявлениями, а именно: слабое развитие моторики рук (ребенку тяжело себя обслуживать), плохо координируемые движения, неловкость, наблюдаются нарушения памяти, восприятия и внимания. Поведения детей с моторной алалией характеризуется как гиперреактивностью, так и малоподвижностью, заторможенностью. Дети быстро утомляются, интеллектуальное развитие у пациентов страдает из-за речевой недостаточности.

Кроме того, при моторной алалии характерно нормальное восприятие чужой речи, а собственная речь развивается с грубыми отклонениями или вообще не развивается. Все стадии развития речевых навыков происходят позже, чем положено.

Основным речевым дефектом речи при моторной алалии является отсутствие возможности выполнения артикуляционных движений, что существенно искажает слоговую структуру слов (в дальнейшем может развиться заикание). Словарный запас состоит преимущественно из существительных в именительном падеже, другие части речи – ограничены, фразы представляются в виде коротких предложений, наблюдается нарушение формирования связной речи. В случаях грубой формы моторной алалии у ребенка наблюдаются только отдельные слова, звуки, которые сопровождаются мимикой и жестами.

Коррекция при любых формах алалии должна носить медицинский, психологический и педагогический характер. Больные алалией получают необходимую помощь в специализированных коррекционных центрах, санаториях. Пациенты получают медикаментозную помощь, которая направлена на стимуляцию мозговых структур, физиотерапию, электрофорез, водолечение, а также должно быть обучение общей и мелкой моторики, развитие психических функций (развитие внимания, памяти, мышления). Занятия с логопедом должны охватывать все стороны речи: при моторной алалии – стимулируется речевая активность, формирование словаря и фразовой речи, улучшается произношение звуков, а при сенсорной алалии идет работа над различием речевых и неречевых звуков, пониманием фраз, правильным построением речи. Также необходимо обучать ребенка письму, чтению, так как это позволяет лучше усвоить материал.

Методы профилактики алалии включают в себя недопущение родовых травм головного мозга, избегание травм головы ребенка, так как это может повлечь необратимые патологические процессы и скажется на развитии ребенка.

Но конечно же, болезнь проще предупредить, чем лечить, поэтому, чтобы не допустить риска развития алалии у ребенка, необходимо обеспечить нормальное и безопасное для здоровья малыша протекание беременности (своевременно посещать гинеколога, выполнять его рекомендации, свести до минимума риск заражения инфекционными заболеваниями, отказаться от вредных привычек), а после рождения малыша необходимо обеспечить ему нормальное развитие (посещать педиатра по графику, не допускать травм головы, заниматься с ребенком).

Лечение алалии - это грамотная логопедическая коррекция речевых навыков пациента, для чего индивидуально разрабатывается схема занятий. На таких занятиях педагог и логопед должны работать синхронно. Обычно легче поддается лечению сенсорная алалия, для преодоления моторной алалии необходимо больше времени. Медикаментозное лечение включает в себя витаминные курсы и препараты, положительно воздействующие на процессы головного мозга. При лечении алалии необходим постоянный контроль со стороны педиатра и невролога.

Обычно дети отличаются своей говорливостью. Как только они научаются человеческой речи, они тут же пробуют свои навыки коммуникации. Однако некоторые родители могут заметить, что их детки неразговорчивые. Они стесняются? У них проблемы с речью? Все возможно, что требует разбирательства, поскольку может выясниться, что у детей наблюдается алалия. Это особое заболевание, которое имеет сенсорный и моторный вид, симптомы и лечение которых рассмотрим в данной статье.

Что такое алалия?

Что такое алалия? Это заболевание, при котором у ребенка наблюдается частичное или полное отсутствие речи при сохраненном интеллекте и нормальном слухе. Одни специалисты считают данное расстройство заболеванием, другие – синдромом. Отмечается при этом недоразвитость определенных отделов головного мозга, которые отвечают за речевые способности человека. Данное отклонение могло развиться как в период внутриутробного развития, так и после рождения малыша.

Обычно алалия имеет 3 вида своего проявления:

  1. Моторная.
  2. Сенсорная.
  3. Комбинаторная (смешанная или сенсомоторная).

Каждая характеризуется зоной своего проявления, степенью и механизмами патологии.

Поскольку у малыша сохранен интеллект и нормально сформирован речевой аппарат, он активно познает мир. Сложность в выявлении алалии заключается в том, что ребенок не сразу начинает разговаривать. Вполне естественно, что первые 3 года он может не вызывать подозрений у своих родителей. Только в том возрасте, когда он должен уметь хорошо разговаривать и не закрывать рот, могут ярко проявиться те или иные признаки дефицитарности речи.

Родители могут заподозрить алалию у детей по следующим признакам:

  • Неграмотность.
  • Бедный словарный запас.
  • Дефекты в звукопроизношении.
  • Поздняя речевая реакция.
  • Нарушение слогового строения.
  • Нарушение фонематических процессов.

Первые догадки могут пасть на неправильное обучение ребенка. В таком случае следует вести к логопеду, который занимается устранением речевых недостатков, проявляющиеся из-за недоразвитости речевого аппарата. Однако при диагностике ребенка он обозначит другие причины молчаливости ребенка, что будет требовать обследований у других врачей.

Первые признаки

Первые признаки алалии у детей начинают проявляться в двухлетнем возрасте, когда они пытаются произносить слова, строить фразы. Если наблюдаются определенные признаки, необходимо быстро приступить к их лечению, поскольку заболевание будет развиваться. По каким признакам можно определить алалию у детей?

  1. Непонимание слов родителей.
  2. Нарушение движений.
  3. Замедление умственного развития.
  4. Коммуникация со взрослыми осуществляется жестами.
  5. Повышенная раздражительность.
  6. Ошибки в склонениях и падежах, в числах.
  7. Отсутствие навыков самообслуживания.

Поскольку недуг выражается в непонимании человеческой речи, ребенок может постепенно отгораживаться и отдаляться от взрослых и других детей. Некоторые могут принять данное поведение за аутизм или умственную, психическую недоразвитость. Неправильный диагноз приводит к неправильному лечению. Проблема усугубляется еще и невозможностью определить уровень слуха малыша.

Если родители заметили, что ребенок медленно развивается на уровне слов, не прогрессирует в своих навыках, остается на прежнем уровне, тогда они должны забить тревогу. Чтобы четко понимать, как развивается речевой аппарат, необходимо изучить литературу по особенностям его развития у малышей.

При развитии того или иного вида алалии наблюдаются следующие различия:

  • Восприятие и понимание речи, слух при моторной алалии сохранены, при сенсорной — нарушены.
  • Сенсорная алалия характеризуется наличием эхолалии, а моторная – отсутствием.
  • Повторение слов или фраз становится невозможным при моторной алалии, при сенсорной – наблюдается, однако дети не понимают значения своих слов.
  • Невербальные или речевые способы общения наблюдаются при моторной алалии, а при сенсорной – могут полностью отсутствовать из-за отсутствия желания вступать в общение.

Мероприятия по коррекции речи должны проводиться в игровой форме, чтобы не утомлять ребенка.

Моторная алалия

Повреждение лобно-теменной доли головного мозга приводит к развитию моторной алалии. Часто такие дети являются объектами гиперопеки, что и неудивительно, поскольку они зачастую получают травмы при рождении либо страдают от серьезных заболеваний в первые годы своей жизни. Вот почему такие детки часто являются капризными, раздражительными и излишне упрямыми.

Определить моторную алалию можно по следующим симптомам:

  1. Недоразвитость артикуляционного аппарата, что выражается в невозможности двигать органами ротовой полости, которые участвуют в формировании речи.
  2. Отсутствие навыков самообслуживания, которые прививаются детям в раннем возрасте.
  3. Нарушение координации движений: частые падения, невозможность пройтись по бревну или попрыгать на одной ноге.
  4. Неправильное развитие речи, что проходит от полного его отсутствия до произношения фраз с некоторыми ошибками.

Моторная алалия проявляется в 3 стадиях развития:

  1. На первой стадии люди не могут понять смысла слов ребенка. Он не может выражать свои эмоции и мысли через слова. Только по мимике, жестам и конкретной ситуации можно понять, о чем говорит малыш.
  2. На второй стадии ребенок уже способен выразить свои мысли более понятными людям словами.
  3. На третьей стадии малыш способен составлять предложения с использованием правильных слов, однако совершает грамматические и лексические ошибки.

Если родители ошибочно воспримут неразговорчивость ребенка или неправильность произношения им слов за лень, тогда они могут запустить недуг. Врачи диагностируют заболевание путем проверки речевого аппарата и его использования, анализов на электроэнцефалограмме, а также при тестировании слуховых и интеллектуальных навыков.

Естественно, что корректировка моторной алалии происходит в речевой направленности, а также продолжении обучения малыша и даче знаний об окружающем мире.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия проявляется в непонимании ребенком речи окружающих. Наблюдается существенный разрыв между звучанием и смыслом слова, что приводит не только к непониманию, но и к отсутствию желания использовать речь. Вот почему вскоре ребенок постепенно отгораживается от людей, искажается его зрительное восприятие, замедляется умственное развитие.

Именно таким деткам часто ставят неверные диагнозы, например, олигофрения или аутизм, что приводит к неверному лечению.

Легче всего ребенку воспринимать речь по утрам. Уже ближе к вечеру происходит утомление, что значительно снижает восприятие ребенком речи окружающих. Пассивный словарь ребенка пополняется медленно из-за неспособности понимать значение и звучание слов. При этом он может как реагировать на акустические негромкие звуки, так и полностью их игнорировать. Вот почему при работе с таким ребенком не имеет никакого значения громкость произносимых слов. Если повышать голос, можно таким образом отличить лишь слабослышащего малыша от алалика. Однако данный подход не будет иметь эффекта.

Также малыш может обращать внимание на звуки, которые здоровыми людьми обычно игнорируются, например, пение птиц, капание воды. Поскольку звуки являются продолжительными, малыш может жаловаться на головную боль или быть раздражительным.

Высокая речевая активность является одним из признаков сенсорного алалика. Малыш может повторять слова, только что услышанные, пытаясь из них составить предложения. Однако смысла их он не понимает. Смысл их предложений непонятный не только окружающим, но и самим малышам. При этом наблюдается четкость речи, активная жестикуляция и даже заинтересованность собственным голосом и речью.

Помимо этого наблюдаются такие признаки:

  • Расстройство личности.
  • Умственная недоразвитость.
  • Трудности в поведении.

Симптомы

Самым ярким симптомом алалии является дефект речи, который проявляется в различных формах: полным отсутствием, бессвязными речами, грамматическими и лексическими ошибками. Порой речь у ребенка не формируется до 12 лет, несмотря на все развивающие упражнения и игры.

Моторная алалия выражается отсутствием экспрессии в речи малыша. Может полностью отсутствовать лепет. Ребенок сначала не произносить слова из-за непонимания их смысла, потом старается составить предложения более понятными словами, лишь на последнем этапе возникают попытки правильно говорить, однако ошибки наблюдаются. Вместе с тем все это сопровождается интеллектуальной отсталостью. Словарный запас скуден, а навыки к письму развиваются очень поздно.

Сенсорная алалия характеризуется непониманием связи между произношением слов и объектами, которые они передают. Таким образом, задержка в использовании слов может стать явной. Ребенок потом начинает говорить, однако бессвязно и порой коверкая слова, подбирая похожие по звучанию. Он не понимает, что говорит. При этом малыш может не реагировать на зов, однако обращать внимание на тихие звуки. Здесь тоже наблюдается умственная отсталость.

Речевой аппарат развивается очень медленно. По окончании младенчества у ребенка может наблюдаться не более 100 слов словарного запаса. Это не дает прогнозов на дальнейшее развитие малыша, однако точно указывает на заболевание.

Помимо речевых дефектов у малыша наблюдаются различные психические расстройства в связи с недугом:

  1. Невроз.
  2. Раздражительность.
  3. Сниженное внимание.
  4. Быстрая утомляемость.
  5. Низкая работоспособность.
  6. Задержка в развитии психики.

Проблемой алалии эффективно занимаются специалисты на сайте психотерапевтической помощи сайт. Диагностику и лечение должны проводить только врачи, поскольку родители не обладают достаточными знаниями по корректировке речи алалика.

Лечение

Оставлять проблему без внимания не следует. В редких случаях она устраняется путем тех мероприятий, которые проводятся родителями. Зачастую без помощи специалиста не обойтись. Все начинается с диагностики, которая помогает определить правильный подход к лечению алалии.

Иногда мероприятия могут быть легкими, что потребует лишь занятий родителей с малышом. Вскоре речевой аппарат будет развит, и ребенок сможет быть похожим на остальных детей. В любом случае лечебные мероприятия необходимы.

При легкой форме алалии речь идет о логопедических занятиях, где происходит корректировка слов и грамматики ребенка. Систематические занятия позволят устранить все недостатки, которые связаны с речью малыша.

При тяжелых формах алалии проводится не только терапия. Речь идет о грубых повреждениях отдела головного мозга, что требует особого лечения.

В общем лечение алалии проводится следующими мероприятиями:

  • Логопедический массаж – упражнение на развитие мускулатуры артикуляционного аппарата.
  • Логопедические занятия.
  • Микротоковая рефлексотерапия, при которой идет воздействие на отделы головного мозга, отвечающие за речь, желание говорить, пополнение словарного запаса и т. д.

Эффект от использования лекарств еще не доказан, однако проводятся исследования, где готовятся медикаменты для формирования мозговых компонентов (кортексины, гаммалоны, когитумы, цераксоны, витамины В12 и В15). Также проводится водолечение, физиотерапия, лазеротерапия. Малыш проходит через занятия по развитию мелкой моторики и когнитивных функций (памяти, вниманию, мыслительной деятельности). Наглядные материалы при пополнении словарного запаса тоже активно используются в домашних условиях.

Занятия проводятся как в специальных учреждениях, так и дома, в зависимости от степени заболевания.

Прогноз

Прогноз при лечении алалии неоднозначен. Обычно дети быстро восстанавливаются в речи и своем психическом развитии. Однако врачи не могут давать гарантий проводимых им мероприятий. Все зависит от:

  • Своевременности выявления болезни и проводимого лечения.
  • Степени тяжести.
  • Качества неразвитой речи (насколько запущена болезнь и как развивалась).

Обычно дети при сенсорной алалии быстрее излечиваются, нежели малыши при моторной. На продолжительность жизни алалия не влияет, однако значительно портит ее малышу, который не только не может контактировать с другими детками и взрослыми, но и сам неправильно развивается под воздействием собственного недуга.

Итог нелечимой болезни – полная изоляция от социума, изгнание. Результат проводимого лечения может стать самым невероятным – полное восстановление речи и психики.

Немаловажным здесь становится знание родителями о том, как можно избежать подобного недуга у ребенка. Если вы ждете малыша, тогда следует:

  • Постоянно наблюдаться у гинеколога.
  • Принимать назначаемые лекарства и витамины.
  • Следить за течением беременности.
  • Прибегать к стимуляции родов, если наступил срок.

Следует постоянно обследоваться у врачей после рождения малыша, чтобы они контролировали процесс его развития и формирования. В семье должна быть благоприятная обстановка, чтобы ребенок мог спокойно развиваться на физическом и психическом уровнях. При выявлении отклонений не следует ждать, что «все само рассосется». Чем дольше ребенок не получает медицинского лечения, тем серьезнее становится его проблема.

Алалия – заболевание, характеризующееся грубым недоразвитием речи или полным ее отсутствием. Заболевание возникает при поражении речевых центров в коре головного мозга.

Алалия у детей сопровождается нарушениями сразу нескольких компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико-грамматический строя. Дети с таким заболеванием имеют очень небольшой словарный запас или совсем не говорят.

Алалия – редкое и тяжелое речевое нарушение. Дети-алалики нуждаются в комплексной медико-психологической коррекции.

Обследование детей с алалией показало, что данному заболеванию больше подвержены дошкольники, в меньшей степени младшие школьники. Также специалисты отмечают, чаще диагноз алалия ставят мальчикам, нежели девочкам.

Причины алалии

Причин данного нарушения может быть множество:

  • Патологии внутриутробного развития (гипоксия плода, перенесенные заболевания матери, травмы)
  • Генетическая предрасположенность
  • Осложнения во время родов: гипоксия, инфицирование
  • Травмы головы
  • Отравления токсичными веществами

Алалия: виды и симптомы

Выделяют следующие виды алалии:

  1. Моторная алалия (экспрессивная)
  2. Сенсорная алалия (импрессивная)
  3. Смешанный тип (сенсомоторная алалия или моторносенсорная)

Такая классификация алалии введена В.А.Ковшиковым, известным российским логопедом, который занимался глубоким изучением речевых нарушений у детей.

Характерная черта алалии – недоразвитая речь, когда ребенок произносит только звуки или слоги, первые или последние в слове.

Моторная

Моторная алалия возникает при нарушении связи мозговых речевых центров (Брока и Верника) с органами речевого аппарата. Многие дети, имеющие данный диагноз не овладевают языком вплоть до поступления в школу.

  • Внутриутробное органическое поражение головного мозга
  • Множественные повреждения обоих полушарий головного мозга.

Механизмы моторной алалии еще до конца не изучены. Специалисты отмечают, что в основе моторной алалии лежат органические поражения мозга. Однако одни говорят, что в основе нарушения лежит патология моторики, а другие что нарушения психических процессов.

Признаки нарушения:

  1. Аграмматизм (неправильное построение предложений, неверное использование форм и падежей слов)
  2. Расстройства поиска слов
  3. Нарушение слоговой структуры слов

Если у ребенка моторная алалия он может научиться разговаривать, но так и не научиться писать.

Важные критерии диагностики алалии у детей:

  • Замедленный темп усвоения языка
  • Патологическое развитие языка
  • Сохранность слуха
  • Понимание обращенной речи

Важно отметить, что часто моторная алалия сочетается с сильно выраженными неврологическими и психопатологическими нарушениями. (Дети, страдающие от аутизма, олигофрении часто имеют речевые патологии).

Родителям важно знать, что врачи могут по разному называть моторную алалию: «слухонемота», « », «дисфазия», «афазия развития», « » и «конституциональная задержка», « », «нарушенное усвоение языка», «языковая неспособность».

Сенсорная

Характерным признаком сенсорной алалии является эхолалия, когда ребенок бессмысленно повторяет обращенную к нему речь взрослого.

Сенсорная алалия – речевое недоразвитие, характеризующиеся нарушением понимания речи. Оно связано повреждением левой верхней височной извилины головного мозга, так называемого центра Верника.

При сенсорной алалии у ребенка нарушается и, как следствие, восприятие речи. Ребенок не понимает обращенную к нему речь и поэтому не говорит.

Признаки нарушения:

  1. Навязчивое и бессмысленное произнесение звуков и их сочетаний (персеверация).
  2. Неосознанное повторение чужих слов (эхолалия).
  3. Объединение нескольких слов в единое слово (контаминация).

Обследование и коррекция

Какие обследования детей необходимо провести, чтобы уточнить диагноз. В случае подозрения данной патологии, важно оценить степень повреждения головного мозга.

Для этого нужно посетить следующих специалистов:

  • Невролог – назначит необходимые обследования и медикаментозное лечение.

Обследования:

ЭЭГ (электроэнцефалография)
ЭХО- ЭГ (эхоэнцефалография)
Регнгенография черепа+
МРТ головного мозга

  • Отоларинголог – проверить слуховой и речевой аппарат.

Обследования:
Отоскопия
Аудиометрия
Исследование функции слухового анализатора

При коррекции алалии важен комплексный подход, которые включает:

  1. Медикаментозное лечение
  2. Коррекционную работу с логопедом и детским психологом.

Медикаментозное лечение включает в основном ноотропные препараты (Кортексин, Когитум,Энцефабол, Гаммолон, Цераксон), которые стимулируют развитие структур головного мозга. Лечение назначается врачом. Обычно в начале назначается небольшая доза лекарства, которая постепенно уваливается.

Также врач может назначить ребенку с речевыми нарушениями физиолечение. Физиопроцедуры в комплексе с лекарственными препаратами дают хороший результат при алалии. Используют магнитотерапию, лазеротерапию, электрофорез, водолечение.

Занятия с логопедом

Коррекционная работа с детьми-алаликами всегда предполагает комплексный психолого-медико-психологический подход.

Часто используется при лечении алалии у детей. Его проводят для восстановления тонуса лицевых мышц.

  1. Используются следующие приемы:
    Расслабление языка и его корня, губ, мышц рта и шеи при помощи точечного массажа, вибрационных воздействий, легких похлопываний и поглаживаний.
  2. Укрепление мышц лица при помощи поглаживаний лба, щек, разминанием скуловых и щечных мышц.
  3. Языковая гимнастика для налаживания правильной работы артикуляционного аппарата. В комплекс гимнастики входят мимические упражнения, упражнения для языка и губ, фонетическая зарядка.

Педагогическая работа строится поэтапно:

  1. Работа над возникновением звуков.
  2. Вызывание слогов в речи.
  3. Связывание слогов в слова.

Педагог проводит с ребенком упражнения на коррекцию речевого дыхания, силы голоса, интонирования, коррекцию слоговой структуры слова, накопление речевого запаса.

Упражнения:

  • Маятник
    Логопед просит ребенка высунуть язык и двигать им слева на право. Чтобы малышу было более понятно движения языка можно сравнить с движением хвоста рыбки или хвоста лисы.
    Рыбка плывет и двигает хвостиком: туда-сюда, туда-сюда.
    Лисичка бежит и машет хвостиком: влево-вправо, влево-вправо.
  • Надувание щек
    Логопед просит малыша надуть щеки.
    Надуй щеки как сердитый медвежонок.
    Давай спрячем «яблочки» за щечки!
  • Трубочка
    Логопед просит вытянуть губы трубочкой.
    Какой у слоника хобот? Вот такой длинный!

Мимические упражнения

  • Весна пришла
    Педагог предлагает крохе представить, что наступила весна. Ребенок показывает восторг от встречи с солнцем, как он греется в лучиках теплого солнышка.
  • Медведь в домике
    Педагог предлагает ситуацию: пришла весна, растаял снег, и талая вода попала к медведю в берлогу. Мишка сначала испугался, потом удивился и обрадовался наступлению весны.

Упражнения для мышц шеи

  • Цветочки
    Педагог показывает ребенку, как цветочки качаются, наклоняя при этом голову то вправо, то влево.
  • Солнышко
    Пригрело солнышко, посмотри (малыш поднимает голову вверх), скоро вырастут цветочки (малыш опускает голову вниз).

Домашние занятия

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевые навыки.

Такие упражнения можно выполнять не только на занятиях с логопедом, но и в домашних условиях. Родители могут самостоятельно легко освоить эти нехитрые упражнения. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день. Лучше, если это будет утреннее время, до обеда, когда кроха еще активен и не переутомился.

  • Переложи игрушки
    Крохе предлагаются какие-либо мелкие предметы: пуговицы, бусины крупного размера, маленькие игрушки (например, из киндер-сюрприза). Малыша просят разложить эти предметы по небольшим сосудам (баночкам, стаканчикам).
  • Сделай бусы
    Малышу дают толстую нить и крупные бусины и предлагают сделать бусы. Можно делать бусы для себя или для мамы.

Игра “Сделай бусы” для развития мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями

  • Закрой коробочки
    Ребенку предлагают несколько коробок с крышками разного размера, но одинаковой формы, например, круглые или квадратные. Взрослый открывает коробочки и предлагает ребенку найти подходящую крышку к каждой из них.
  • Поймай шарик
    В емкость с водой, например в таз или ванну, если игра будет проходить дома, кладут шары разноцветного цвета. Малышу предлагают сачок, при помощи которого он будет вылавливать шары, затем дают задания: достань красный шарик, а теперь зеленый.
  • Узор из пуговиц
    Ребенку предлагаются пуговицы разных цветов и размеров и лист бумаги с тонким слоем пластилина. При помощи пуговиц малыш выкладывает узор на бумаге.

Узоры из пуговиц для развития мелкой моторики для детей-алаликов

Сенсорная и моторная алалия нередко приводит к тому, что малыш не использует глаголы в своей речи. Поэтому эффективны игры с карточками, на которых изображены действия.

  • Кто что делает
    Для игры потребуются карточки, на которых изображены действия: мама кормит дочку, мальчик играет в футбол. Педагог или мама сначала рассказывают малышу о том, что нарисовано на картинке, а потом просят рассказать.

Родителям ребенка-алалика важно помочь ребенку адаптироваться в социуме.

Если у ребенка алалия важно вовремя обратиться за помощью к специалистам: врачам, педагогам и психологам. Своевременно оказанная помощь поможет улучшить течение заболевания. Кроме того, очень важно адаптировать ребенка к жизни в социуме.

Перед родителями ребенка-алалика часто встает вопрос: в школе какого вида обучать ребенка? Есть несколько мнений по этому поводу. С одной стороны, диагноз алалия не предполагает инвалидность и, если с ребенком много занимаются педагоги и родители, он может осилить программу обычной школы. С другой стороны, при алалии, школьнику намного проще будет обучаться в специальной речевой школе или классе, программа которых адаптирована под его особенности.

Какие есть плюсы обучения в специализированной школе:

  1. Специальная программа, адаптированная под нужды ребенка.
  2. Дополнительные часы занятий с логопедом и психологом.
  3. Небольшое количество учеников в классах.

Постарайтесь помочь ребенку как можно более комфортно жить с имеющимся у него нарушениями, используя все средства.

– грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

Общие сведения

Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В отличие от афазии , при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи. Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка.

Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи).

Причины алалии

Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза. Так, в антенатальном периоде к органическому поражению речевых центров коры головного мозга могут приводить гипоксия плода , внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности , токсикозы , падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия , сер­дечная или легочная недостаточность).

Закономерным итогом отягощенного течения беременности служат осложнения родов и перинатальная патология. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных , недоношенности , внутричерепной родовой травмы при преждевременных , скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.

В числе этиопатогенетических факторов алалии, воздействующих в первые годы жизни ребенка, следует выделить энцефалиты , менингиты , ЧМТ , соматические заболевания, приводящие к истощению ЦНС (гипотрофию). Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ , пневмонии , эндокринопатии, рахит и пр.), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность , синдром госпитализма , дефицит речевых контактов) усугубляют действие ведущих причин алалии.

Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Классификация алалии

За долгие годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В.А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

  • экспрессивную (моторную) алалию
  • импрессивную (сенсорную) алалию
  • смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)

В основе возникновения моторной формы алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным. В зависимости от поврежденной зоны различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии имеет место поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией . Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры (центра Брока, задней трети нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляторной апраксии.

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.

Прогноз и профилактика алалии

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный; при сенсорной и сенсомотрной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия).

Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top