Возраст пациентов для дополнительной диспансеризации. Дополнительная диспансеризация работающего населения в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье

Возраст пациентов для дополнительной диспансеризации. Дополнительная диспансеризация работающего населения в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье

Регистрационный N 16550

В соответствии с пунктами 5 и 6 Правил предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N ("Российская газета", 2010, N 12) приказываю:

1. Утвердить:

Порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан согласно приложению N 1;

учетную форму N 131/у-ДД-10 "Карта учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина" согласно приложению N 2;

форму N 12-Д-1-10 "Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан" согласно приложению N 3;

форму N 12-Д-2-10 "Сведения о результатах дополнительной диспансеризации работающих граждан" согласно приложению N 4.

2. Установить норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в 2010 году - 1042 рубля.

3. Средства, полученные учреждениями муниципальной и государственной систем здравоохранения (далее - учреждения здравоохранения) на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (далее - дополнительная диспансеризация), направляются ими на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей) и на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации, а также оплату труда медицинских работников учреждений здравоохранения, привлекаемых для проведения дополнительной диспансеризации и проведение функциональных (лабораторных) исследований в соответствии с договорами, заключаемыми учреждениями здравоохранения, осуществляющими дополнительную диспансеризацию, с учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на недостающие виды работ (услуг).

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения осуществлять работу по организации проведения дополнительной диспансеризации совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, в связи с чем:

определить организации, работники которых подлежат дополнительной диспансеризации в 2010 году, составить поименные списки работников (выверенные с работодателем) с указанием даты рождения, профессии, должности и направить их в учреждения здравоохранения, осуществляющие дополнительную диспансеризацию;

определить учреждения здравоохранения, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи по специальностям: "терапия", "офтальмология", "неврология", "акушерство и гинекология", "хирургия", "рентгенология" и "клиническая лабораторная диагностика", для осуществления дополнительной диспансеризации. В случае отсутствия у учреждения здравоохранения, осуществляющего дополнительную диспансеризацию, лицензии на медицинскую деятельность по отдельным видам работ (услуг), необходимым для проведения дополнительной диспансеризации в полном объеме, определить учреждение здравоохранения, имеющее лицензию на требуемые виды работ (услуг), для заключения между указанными учреждениями здравоохранения договора о привлечении соответствующих медицинских работников к проведению дополнительной диспансеризации;

согласовывать планы-графики и время проведения дополнительной диспансеризации, разрабатываемые учреждениями здравоохранения, участвующими в ее проведении;

довести сведения об учреждениях здравоохранения, осуществляющих проведение дополнительной диспансеризации, до руководителей организаций, работники которых подлежат дополнительной диспансеризации;

представлять в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации отчеты по результатам проведения дополнительной диспансеризации по формам N 12-Д-1-10 и 12-Д-2-10, утвержденным настоящим приказом, в установленные сроки.

5. Признать утратившим силу приказ Минздравсоцразвития России от 24 февраля 2009 г. N 67н "О порядке проведения в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан" (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2009 г. N 13542), за исключением абзаца 6 пункта 1.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И. Скворцову.

Министр Т. Голикова

Приложение N 1

Порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы, связанные с проведением дополнительной диспансеризации работающих граждан, застрахованных в системе обязательного медицинского страхования (далее - дополнительная диспансеризация, ОМС), а также устанавливает объем проведения дополнительной диспансеризации.

2. Дополнительная диспансеризация осуществляется учреждениями здравоохранения муниципальной и государственной систем здравоохранения (за исключением федеральных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства), функционирующих в системе ОМС (далее - учреждения здравоохранения).

3. Дополнительная диспансеризация направлена на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых.

4. Дополнительная диспансеризация проводится врачами-специалистами с проведением лабораторных и функциональных исследований в следующем объеме*:

осмотр врачами-специалистами:

терапевтом (врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом)),

акушером-гинекологом,

хирургом,

неврологом,

офтальмологом;

лабораторные и функциональные исследования:

клинический анализ крови;

биохимический анализ крови:

Общий белок,

Холестерин,

Липопротеиды низкой плотности сыворотки крови,

Триглицериды сыворотки крови,

Креатинин,

Мочевая кислота,

Билирубин,

Амилаза,

Сахар крови;

клинический анализ мочи;

онкомаркер специфический СА-125 (женщинам после 45 лет);

онкомаркер специфический PSA (мужчинам после 45 лет);

электрокардиография;

флюорография;

маммография (женщинам после

цитологическое исследование мазка из цервикального канала.

5. Дополнительная диспансеризация проводится учреждениями здравоохранения в установленные дни и часы в соответствии с планом-графиком, сформированным с учетом численности и поименных списков работающих граждан, подлежащих дополнительной диспансеризации.

При этом необходимо учесть, что граждане, в отношении которых в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 860 "О порядке предоставления в 2007 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1 (2 ч.), ст. 308), от 24 декабря 2007 г. N 921 "О порядке предоставления в 2008-2009 годах из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 53, ст. 6617; 2009, N 3, ст. 399), проводилась дополнительная диспансеризация в 2007, 2008, 2009 годах, повторно дополнительной диспансеризации в 2010 году не подлежат.

Дополнительной диспансеризации в 2010 году подлежат работающие граждане не проходившие ее в предыдущие годы, а также граждане, занятые на работах с вредными (опасными) условиями труда, независимо от сроков прохождения углубленных медицинских осмотров и граждане, прошедшие дополнительную диспансеризацию в 2006 году в случае, если они не были взяты под диспансерное наблюдение в результате выявленного заболевания.

Гражданин, зарегистрированный по месту жительства в одном субъекте Российской Федерации, а трудовую деятельность осуществляющий в другом, может пройти дополнительную диспансеризацию по месту работы или по месту жительства.

6. На гражданина, явившегося для прохождения дополнительной диспансеризации, в регистратуре учреждения здравоохранения подбирается (или заполняется) учетная форма N 025/у-04 "Медицинская карта амбулаторного больного", утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг" (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2004 г. N 6188) (далее - амбулаторная карта), которая передается в отделение (кабинет) медицинской профилактики или иное структурное подразделение учреждения здравоохранения, на которое возложены функции по организации проведения дополнительной диспансеризации (далее - кабинет (отделение) медицинской профилактики).

В кабинете (отделении) медицинской профилактики заполняются соответствующие разделы учетной формы N 025/у-ПЗ "Паспорт здоровья", утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от

24 февраля 2009 г. N 67н (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2009 г. N 13542), (далее - Паспорт здоровья), после чего гражданин направляется к врачам-специалистам и на диагностические исследования, проводимые в рамках дополнительной диспансеризации.

По окончании обследования гражданина медицинские работники кабинета (отделения) медицинской профилактики получают из диагностических служб результаты проведенных лабораторных и функциональных исследований и передают их врачу - терапевту (врачу - терапевту участковому, врачу общей практики (семейному врачу), врачу - терапевту, ответственному за проведение дополнительной диспансеризации) (далее - врач-терапевт).

Врач-терапевт на основании результатов проведенных лабораторных и функциональных исследований и заключений врачей-специалистов, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации, при необходимости направляет гражданина на дополнительную консультацию к врачам-специалистам и дополнительные обследования.

Дополнительные консультации врачей-специалистов, дополнительное обследование и лечение в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях с целью установления диагноза и/или проведения соответствующего лечения не входят в объем дополнительной диспансеризации и оплачиваются отдельно за счет средств ОМС или средств соответствующего бюджета в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

7. Результаты дополнительной диспансеризации вносятся врачами-специалистами, принимающими участие в проведении дополнительной диспансеризации, в амбулаторную карту, и учетную форму N 131/у-ДД-10 "Карта учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина" (приложение N 2) (далее - Карта), на основании которой, а также учетной формы N 025-12/у "Талон амбулаторного пациента" с литерами "ДД", утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от

22 ноября 2004 г. N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг" (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2004 г. N 6188) (далее - Талон), формируются реестры счетов для оплаты расходов по проведению дополнительной диспансеризации по законченному случаю дополнительной диспансеризации в порядке, определяемом Федеральным фондом ОМС (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 N 1146 "О порядке предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан").

При прохождении дополнительной диспансеризации Талон заполняется на каждое посещение врачей-специалистов, на основании которого заполняется ведомость учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях и на дому.

8. После обследования гражданина в соответствии с установленным объемом дополнительной диспансеризации врач-терапевт с учетом заключений всех врачей-специалистов, принимающих участие в проведении дополнительной диспансеризации, и результатов проведенных лабораторных и функциональных исследований, с целью планирования дальнейших мероприятий определяет гражданину соответствующую группу состояния здоровья:

I группа - практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. С ними проводится профилактическая беседа и даются рекомендации по здоровому образу жизни по вопросам здорового питания, физической активности, поддержания оптимальной массы тела, вреда курения;

II группа - граждане с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для них оценивается суммарный сердечно-сосудистый риск, прочие риски заболеваний в зависимости от выявленных факторов риска, даются рекомендации по профилактике заболеваний;

III группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании в амбулаторных условиях для уточнения (установления) диагноза при впервые установленном хроническом заболевании или при наличии уже имеющегося хронического заболевания, а также нуждающиеся в лечении в амбулаторных условиях (ОРЗ, грипп и другие острые заболевания, после лечения которых, наступает выздоровление);

IV группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в условиях стационара заболеваний, выявленных во время дополнительной диспансеризации, которые направляются на плановую госпитализацию;

V группа - граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В данном случае медицинская документация гражданина направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для принятия решения в установленном порядке о направлении гражданина в учреждение здравоохранения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Гражданам, отнесенным к I и II группам состояния здоровья, рекомендуется посещение центров здоровья для дальнейших рекомендаций врачей-специалистов по здоровому образу жизни.

Гражданам, отнесенным к III, IV, V группам состояния здоровья, в зависимости от выявленных заболеваний составляется индивидуальная программа лечения, при необходимости за ними устанавливается диспансерное наблюдение по месту жительства.

После прохождения гражданином установленного объема функциональных, лабораторных исследований и врачебных осмотров, на основании которых гражданину устанавливается группа состояния здоровья, а также даются рекомендации по профилактике, и при необходимости, по дальнейшему наблюдению, случай дополнительной диспансеризации считается законченным.

9. Учреждение здравоохранения, проводившее дополнительную диспансеризацию не по месту жительства гражданина, после определения группы состояния здоровья передает копию заполненной Карты (с результатами лабораторных и функциональных исследований) в учреждение здравоохранения по его месту жительства для дальнейшего динамического наблюдения и формирования сводных сведений о состоянии здоровья граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию.

Учреждение здравоохранения, медицинские работники которого участвовали в проведении дополнительной диспансеризации по договору о привлечении соответствующих медицинских работников к проведению дополнительной диспансеризации, передает заполненную Карту с результатами осмотров врачей-специалистов, лабораторных и функциональных исследований в учреждение здравоохранения, осуществляющее проведение дополнительной диспансеризации.

10. На основании полученных сведений о результатах прохождения дополнительной диспансеризации работающего гражданина врач-терапевт участковый (врач общей практики (семейный врач), осуществляющий динамическое наблюдение за состоянием здоровья гражданина по месту жительства, в соответствии с установленной по результатам дополнительной диспансеризации группой состояния здоровья определяет индивидуальную программу профилактических мероприятий: направляет в центр здоровья, при необходимости - на дальнейшее лечение (амбулаторное, стационарное, восстановительное), при наличии у гражданина хронического заболевания осуществляет за ним диспансерное наблюдение.

11. По окончании прохождения дополнительной диспансеризации врач-терапевт участковый (семейный врач) по желанию гражданина выдает Паспорт здоровья, в котором отмечаются результаты осмотров всех врачей-специалистов (включая дополнительные консультации), всех исследований (включая дополнительные), проведенных в процессе осуществления дополнительной диспансеризации, вписываются группа состояния здоровья, заключения (рекомендации) врачей-специалистов и общее заключение врача-терапевта с рекомендациями по проведению профилактических мероприятий и лечению.

Паспорт здоровья хранится у гражданина.

12. Кабинет (отделение) медицинской профилактики осуществляет:

учет работающих граждан, подлежащих и прошедших дополнительную диспансеризацию;

составление и представление отчета о результатах проведения дополнительной диспансеризации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по форме N 12-Д-1-10 "Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан" (приложение N 3).

13. Учреждение здравоохранения, осуществляющее дополнительную диспансеризацию по месту жительства гражданина и динамическое наблюдение за ним, по истечении отчетного периода (полгода, год), кроме отчета по форме N 12-Д-1-10 "Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан", составляет и представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения отчет по форме N 12-Д-2-10 "Сведения о результатах дополнительной диспансеризации работающих граждан" (приложение N 4), согласно срокам, обозначенным в адресной части вышеуказанных отчетных форм.

14. Контроль за организацией проведения дополнительной диспансеризации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

* При проведении дополнительной диспансеризации могут быть использованы результаты предыдущих медицинских осмотров, лабораторно-диагностических исследований, в том числе проведенных в стационаре, если давность исследования не превышает 3 месяцев, флюорографии и маммографии - 2 лет с момента исследования.

Приложения N 2-4 публикуются на официальном сайте Минздравсоцразвития России по адресу:

Проведение всеобщей диспансеризации в нашей стране началось с 2013 года. Это своеобразное возвращение к традициям, которые бытовали в советские времена. Они включали плановый медицинский осмотр, направленный на определение состояния здоровья каждого человека: трудящегося, учащегося, безработного и пенсионера.

В настоящее время обязательная диспансеризация проводится повсеместно: в больших и маленьких городах и сёлах. Главной целью такого осмотра является своевременное выявление различных заболеваний и направление на лечение.

Что представляет собой диспансеризация?

В медицинском словаре этим словом обозначается определённая концепция лечебно-профилактической деятельности, которая проводится в специализированных медучреждениях. Подобная работа регулируется соответствующими нормативными актами. В документах указан точный объём медицинского консультирования и исследований, а также время их проведения. На предприятиях создаётся специальный приказ о плановом осмотре работников, которые нуждаются в диспансеризации.

Все мероприятия проводятся по месту жительства пациента в медицинском учреждении. Любой человек имеет право полностью либо частично отказаться от подобного обследования. Для этого потребуется оформить своё нежелание в письменном виде и представить его терапевту.

Диспансеризация имеет большое значение для поддержания здоровья населения. Многие болезни на протяжении долгого времени не демонстрируют никаких признаков и вообще никак себя не проявляют. Зачастую подобные недуги имеют серьёзные последствия, угрожающие не только здоровью, но и жизни пациента. Исходя из этого, можно сказать, что главное достоинство осмотра – это ранняя диагностика имеющихся болезней . На начальных этапах недуг вылечить гораздо легче.

Полное обследование включает в себя целый комплекс мероприятий, позволяющих всесторонне оценить состояние здоровья каждого человека. Ежегодное прохождение такого осмотра в разы снижает риск формирования серьёзных заболеваний, нередко приводящих к потере дееспособности либо летальному исходу.

Цели диспансеризации

Главной функцией ранней диагностики, проводящейся в рамках диспансеризации, считается своевременное определение наличия тяжёлых заболеваний, таких как:

  • болезни сердечнососудистой системы, ЦНС;
  • различные новообразования, злокачественные и доброкачественные;
  • сахарный диабет;
  • хронические нарушения в работе органов системы дыхания.

Практически 75% смертей происходит именно из-за вышеперечисленных болезней. Медосмотр направлен, в первую очередь, на выявление тревожных симптомов, а также факторов риска, которые нередко приводят к тяжёлым последствиям. К ним относятся:

  • повышенное артериальное давление;
  • увеличения количества глюкозы в крови (гипергликемия);
  • превышение нормальных показателей содержания холестерина;
  • злоупотребление алкогольными напитками;
  • малоподвижный образ жизни;
  • курение;
  • избыточный вес;
  • нездоровое питание.

Люди, которые проходят осмотр, имеют возможность получить профессиональную консультацию врачей, что позволяет снизить риск развития опасных болезней. Главная цель подобных мероприятий – сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни населения.

В чём суть диспансеризации и что в нее входит? Весь осмотр состоит из двух этапов, а также лабораторных исследований.

Первый этап

Изначально проводится выявление неинфекционных болезней, к которым относятся нарушения функционирования сердечнососудистой системы, онкозаболевания, глаукома, диабет и прочие. Основной задачей данного этапа является диагностирование существующих рисков, угрожающих здоровью человека. Сюда же стоит отнести выявление приёма психотропных и наркотических препаратов, которые не обусловлены назначением специалиста.

Для осуществления мероприятий начального этапа обследования потребуется дважды посетить медучреждение. Первый визит занимает 2 – 6 часов. Как правило, направление на прохождение диспансеризации не требует изнуряющего стояния в очереди, но для работы специалистов необходимо довольно много времени. Пациент должен пройти профилактический осмотр у следующих врачей:

  • терапевт;
  • гинеколог;
  • невролог;
  • окулист;
  • хирург.

Лабораторные исследования

Какие анализы и исследования характерны для первичного этапа? Точный список необходимых процедур указывается в обходном листе, который выдаётся каждому пациенту. Этот перечень формируется на основе индивидуальных параметров: условий жизни, истории болезни. В диспансерный набор входят следующие исследования:

  • измерение артериального давления;
  • при помощи экспресс-методик определяется уровень холестерина и сахара в крови;
  • общий и клинический анализ крови;
  • исследование мочи;
  • копрограмма;
  • флюорография;
  • выявление предрасположенности к развитию проблем с сердечнососудистой системой;
  • маммография;
  • фиксирование внутриглазного давления;
  • изучение соскоба цервикального канала и шейки матки у женщин;
  • УЗИ органов брюшной полости.

Актуален вопрос: нужно ли вторично посещать гинеколога после прохождения первоначального этапа диспансеризации? По мнению специалистов, пройденный осмотр повторять не надо, если не выявлено патологий при изучении анализов.

Второй этап

Пациенту, прошедшему первичный этап осмотра взрослого населения, назначается дополнительное обследование при обнаружении каких-либо нарушений в работе систем и органов. Что входит в диспансеризацию на втором этапе? Его будут проводить специалисты узкого профиля, а также потребуется повторная сдача анализов, чтобы подтвердить либо опровергнуть предварительный диагноз. Пациенту предлагается перечень бесплатных услуг, включающий:

  • консультации разных специалистов: гинеколога, уролога, хирурга, отоларинголога;
  • дополнительные инструментальные либо лабораторные исследования.

Каждый пациент, прошедший диспансеризацию и осмотр терапевта, получает «Карту здоровья», куда должны войти все данные.

Как подготовиться к прохождению диспансеризации?

Посещение врачей и процедур, входящих в обходной лист, необходимо запланировать на утреннее время. Обследуемый должен приехать в медицинское учреждение обязательно на пустой желудок. Предварительно не рекомендуется заниматься спортом (зарядка, пробежки). Стоит заранее позаботиться о заборе проб мочи и кала для анализов. Рекомендуется применять для этого специальные ёмкости, которые реализуются в любой аптеке.

Каких правил следует придерживаться при сборе материала? Мочу стоит набирать спустя 2 – 3 секунды после начала мочеиспускания. За 24 часа до сбора материала нельзя употреблять в свежем виде продукты питания, которые способны менять её цвет. К таковым относятся свёкла, морковка. Запрещён приём мочегонных препаратов. Они способны оказывать сильное влияние на отдельные характеристики.

Собранную мочу необходимо доставить в поликлинику в течение 1,5 часов. Хранить ей надо обязательно при плюсовой температуре. Плановая диспансеризация предусматривает повторную сдачу мочи, если она была доставлена позднее указанного срока либо подвергалась воздействию низких температурных показателей.

Сколько времени потребуется на прохождение осмотра?

Перечень обследований, включённый в первый этап, требует, как уже говорилось ранее, двух посещений медучреждения. Занимает он от 2 до 6 часов – всё зависит от возраста обследуемого и количества врачей, которых он должен обойти.

Во второй раз пациент приходит через 1 – 6 дней, когда все анализы будут готовы. Во время этого посещения терапевт проводит завершающее обследование и подводит итоги. В случае выявления хронических патологий неинфекционного характера или иных серьёзных заболеваний проводится изучение возникших вопросов. Длительность дополнительного обследования зависит от числа необходимых анализов и осмотров.

Итак, общая диспансеризация требуется для своевременного диагностирования и лечения различных заболеваний. Подобная система позволяет контролировать развитие патологий у населения. Ежегодный осмотр помогает на ранних стадиях выявить недуг и принять необходимые меры. Важен и тот факт, что комплексные мероприятия направлены на помощь наименее защищённым слоям населения. В частности, предлагается диспансеризация пенсионеров, инвалидов, сирот.

С 2006 г. в стране проводится дополнительная диспансеризация (ДД) граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях. Порядок и объем проведения ДД регламентируется приказом МЗ РФ № 188 от 22.03.2006 г. В 2006 г. проведена ДД вышеперечисленных контингентов в возрасте 35-55 лет, с 2007 г. ДД подлежат все работающие. ДД проводится врачами-специалистами с использованием установленных лабораторных и функциональных исследований в следующем объеме:

Осмотр врачами-специалистами:

· терапевтом (врачом-терапевтом участковым, ВОП),

· эндокринологом,

· хирургом,

· неврологом,

· офтальмологом,

· урологом (для мужчин),

· акушер-гинекологом.

Лабораторные и функциональные исследования:

· Клинические анализы крови и мочи,

· Холестерин, сахар крови,

· Флюорография 1 раз в год,

· Маммография (женщинам 40-55 лет – 1 раз в 2 года) или УЗИ молочной железы.

Врач-терапевт участковый с учетом заключений врачей-специалистов и результатов обследования определяет состояние здоровья граждан, прошедших ДД, и с целью планирования дальнейших мероприятий распределяет по следующим группам:

I группа – практически здоровые граждане, не нуждающиеся в Д-наблюдении, с которыми проводится беседа о ЗОЖ.

II группа – граждане с риском развития заболеваний, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для них составляется индивидуальная программа профилактики, осуществляемая в ЛПУ по месту жительства.

III группа – граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании для уточнения (установления) диагноза (впервые установленное хроническое заболевание) или лечении в амбулаторных условиях (острое респираторное заболевание, грипп и другие заболевания, после лечения которых наступает выздоровление) «*».

IV группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в стационарных условиях, состоящие на Д-учете по хроническому заболеванию «*».

V группа – граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи «*».

«*» - дообследование в амбулаторно-поликлинический и стационарных условиях не входит в объем ДД.

Учреждение, проводившее ДД не по месту жительства гражданина, передает «Карту учета ДД» в результатами обследования в ЛПУ по месту жительства гражданина.

На основании сведений о результатах прохождения ДД участковый терапевт (ВОП), осуществляющий динамическое наблюдение за состоянием здоровья гражданина, определяет необходимый объем дообследования, направляет на дальнейшее лечение и осуществляет за ним Д-наблюдение по хроническому заболеванию.

Диспансеризация женщин детородного возраста , имеющих экстрагенитальную патологию, проводится в соответствии с приказом МЗ РФ от 10.02.2003 г. № 50 «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях» (приложение 2, раздел 3 «Беременность и экстрагенитальная патология»). В приказе приведена схема динамического наблюдения с указанием сроков госпитализации.

Диспансерное наблюдение больных профессиональными заболеваниями регламентировано приказом МЗ РФ № 555 от 29.09.89 г. «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств». Врач-терапевт осуществляет наблюдение в соответствии с примерной схемой, приведенной в приложении №7 «Положение о порядке проведения диспансеризации больных профессиональными заболеваниями».

Инвалиды и участники ВОВ наблюдаются в соответствии с Федеральным Законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Диспансеризация лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС , проводится на основании приказа МЗ РФ № 293 от 3.10.97 г. «О совершенствовании диспансеризации лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Данный приказ регламентирует периодичность и объем диспансеризации этой категории лиц.

В рамках национального проекта «Здоровье» предусмотрено проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в возрасте 35-55 лет , проведение дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на производствах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Цель дополнительной диспансеризации: Снижение инвалидности и смертности населения, сохранение здоровья работающего населения

Задачи дополнительной диспансеризации:

    Определение населения в возрасте 35-55 лет на врачебном участке

    Раннее выявление заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых, сахарного диабета, болезней костно-мышечной системы, туберкулеза легких.

    Снижение заболеваемости с временной нетрудоспособностью.

    Составление индивидуальных программ по реабилитации и профилактике заболеваний.

    Повышение у населения мотивации к здоровому образу жизни

Стандарт дополнительной диспансеризации включает следующее обследование:

    флюорография

    маммография

    электрокардиография

    общий анализ крови

    общий анализ мочи

    холестерин крови

    сахар крови

Осмотр специалистов:

    участковый терапевт

    врач общей практики

    гинеколог (для мужчин - уролог)

    невролог

  • эндокринолог

По дополнительным программам диспансеризации, разрабатываемым Минздравсоцразвития России для различных групп населения, будут обследованы 12 млн. человек.

На эти цели в бюджете ФОМС предусматриваются 6,0 млрд. рублей, которые ФОМС направит в территориальные фонды обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи, оказываемой поликлиниками в соответствии с договорами.

Порядок финансирования указанных расходов утверждается Правительством Российской Федерации.

Для выполнения поставленных Проектом задач до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования доведены сведения о численности работников бюджетной сферы, подлежащих дополнительной диспансеризации в 2006 году (всего по Российской Федерации - 4 млн. человек) и сформирован сводный график проведения диспансеризации в разрезе субъектов Российской Федерации.

По итогам проведенной дополнительной диспансеризации в период с мая по август 2006 года выяв­лено более 3000 больных, страдающих сахарным диабетом, 600 больных со злокачественными новообра­зованиями и 70 больных туберкулезом, причем у лиц, считавших себя до обследования здоровыми.

Из анализа результатов диспансеризации следует, что среди работников бюджетной сферы, прошедших дополнительную диспансеризацию, лишь 10,8% обследованных практически здоровы, у 21,6% имеется риск развития заболевания, 61,3% - нуждаются в дополнительном обследовании, 6%-нуждались в стационарном лечении на момент обследования врачами, 0,3% - уже показана высокотехнологичная медицинская помощь.

Средства, полученные учреждениями здравоохранения за проведение дополнительной диспансеризации , в соответствии с законодательством Российской Федерации, направляются на повышение заработной платы врачам - специалистам и соответствующим средним медицинским работникам. (Заработная плата врачей специалистов первичного звена возросла в среднем от 4 906.0 до 21 695.0 руб.).

Кроме этого средства, полученные лечебно-профилактическим учреждением за проведенную дополнительную диспансеризацию направляются на приобретение расходных материалов для проведения лабораторных и инструментальных обследований.

Распространенное в народе изречение о том, что предупредить заболевание легче и дешевле, чем впоследствии лечить его, имеет рациональное научное подтверждение. С целью своевременной диагностики патологических состояний и сохранения высоких показателей уровня здоровья населения на государственном уровне было сформировано такое понятие, как диспансеризация. Что в нее входит, для чего ее проводят, а также другие актуальные вопросы по данной теме - в этом материале.

Диспансеризация: что это такое?

В первую очередь следует разобраться, что такое диспансеризация. Согласно специализированному медицинскому словарю, этот термин обозначает определенную систему лечебно-профилактической работы в медицинских учреждениях. Такая деятельность регламентируется нормативными документами, которые определяют объем медицинских консультаций и исследований, сроки их проведения. Кроме того, на предприятиях пишется приказ о диспансеризации для работников, которым требуется указанное медицинское обследование.

Проводится оно в поликлинике по месту жительства пациента. Человек вправе отказаться от такого обследования полностью или частично, написав письменный отказ по установленному образцу и предъявив документ участковому терапевту (семейному врачу).

Диспансеризация в нашей стране: история становления

Что такое диспансеризация, как формировалось такое понятие в нашей стране? Впервые профилактический осмотр работников был внедрен в систему медицинского обслуживания населения еще в 1986 году. Именно в этот период был издан приказ СССР, согласно которому в поликлиниках оборудовали так называемые профилактические кабинеты. Сущность деятельности отделений медосмотров поликлиники заключалась в ежегодном стандартном обследовании работающих граждан.

К сожалению, организация такой работы оказалась не на должном уровне, что привело к большим затратам бюджетных денег, нерациональному их использованию. В результате большой занятости участковых терапевтов за счет проведения плановых осмотров затруднялась работа поликлиники в целом. Также, что немаловажно, основной целью данных мероприятий считалась исключительно диагностика заболеваний. Разработка схемы лечения и контроль за состоянием больного не входили в обязанности кабинетов профилактики.

Таким образом, указанная система оказалась малоэффективной и высокозатратной. В связи с этим потребовалась разработка современной формы профилактики заболеваний населения. Новая эра диспансеризации началась в 2006 году - именно тогда стала разрабатываться новая структура и инновационные методы работы по диспансеризации граждан.

Цель диспансеризации

Как уже говорилось выше, основная цель диспансеризации населения - сохранение здоровья нации. Исходя из этого можно выделить следующие задачи такого профилактического медицинского мероприятия:

  • диагностика заболеваний на ранней стадии, определение основных факторов риска развития нарушений здоровья;
  • выявление фактов употребления гражданами наркотических и психотропных веществ без показаний и назначения врача;
  • профессиональное консультирование пациентов;
  • определение группы наблюдения больного при выявлении нарушений здоровья или наличии факторов риска их развития.

Особенности организации

В новой современной структуре организации диспансеризации существуют такие особенности:

  1. Пройти бесплатное обследование имеет право гражданин РФ, имеющий страховой медицинский полис.
  2. Проводится по месту жительства один раз в три года диспансеризация (какие года отведены для прохождения такого осмотра отдельным пациентом, можно узнать у терапевта). Кроме того, ежегодно можно проходить профилактический осмотр, который отличается меньшим объемом исследований.
  3. Ответственность по организации и проведению диспансеризации возложена на участкового терапевта или семейного врача.
  4. Обследование проводится в 2 этапа: стандартное и углубленное.
  5. Разработаны и конкретизированы критерии определения понятия «факторы риска развития заболеваний». К такой группе относят граждан, у которых выявлены следующие отклонения в состоянии здоровья: нерациональное питание, злоупотребление алкоголем, повышенное кровяное давление, подтверждение факта употребления табачных изделий, гипергликемия, низкая физическая активность, избыточный вес или ожирение.
  6. Расширение лабораторных методов исследований, которые входят в программу бесплатной диспансеризации населения.
  7. Количество групп здоровья уменьшилось вдвое. На данный момент пациентов распределяют на 3 группы вместо 6, а именно: к первой относят людей с низким или средним фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, ко второй - с высоким уровнем, к третьей - с доказанными заболеваниями, требующими врачебной помощи. Каждой группе пациентов предоставляется необходимый объем медицинской помощи.

Как проводится обследование?

Диспансеризация взрослых имеет 2 этапа. Гражданину, который направлен на обследование, необходимо иметь при себе паспорт и медицинский страховой полис. Рекомендуется также взять результаты исследований, которые были получены при прохождении предыдущего осмотра.

Начинается в кабинете участкового терапевта диспансеризация - что в нее входит? Тут врач попросит пациента ответить на некоторые общие вопросы, результаты регистрируются в анкете. Затем специалист измерит основные антропометрические данные (рост, вес, объем талии, расчет индекса массы тела). После чего пациенту выдается так называемый маршрутный лист, в котором указана информация о том, какие следует сдать анализы и обследования каких узких специалистов потребуются. Таким образом происходит первый этап диспансеризации. Что такое диспансеризация первичная, какие исследования потребуется пройти пациенту на этом этапе осмотра, описано подробнее в следующем абзаце.

Первый этап диспансеризации

Целью первого этапа является диагностика неинфекционных заболеваний, в том числе таких как нарушения работы сердечно-сосудистой системы, диабет, глаукома, злокачественные новообразования и другие. Кроме того, важной задачей ставится выявление факторов риска нарушения здоровья пациента, а также употребление им наркотических и психотропных средств без назначения врача.

Потребуется не менее двух визитов в поликлинику, чтобы пройти первый этап обследования. Для первого посещения необходимо от 2 до 6 часов свободного времени. Несмотря на то что при наличии направления на диспансеризацию нет необходимости стоять в очереди, потребуется немало времени для проведения обследования врачами. Какими же специалистами проводится диспансеризация? Врачи следующих профилей обследуют пациента на первом этапе профилактического осмотра:

  • терапевт (участковый врач);
  • акушер-гинеколог;
  • хирург;
  • невролог;
  • офтальмолог.

Лабораторные и инструментальные исследования

Что такое диспансеризация первичная, какие лабораторные и инструментальные исследования проводятся на этом этапе обследования? Точный перечень необходимых медицинских манипуляций указан в обходном листе пациента. Так как такой список разрабатывается индивидуально с учетом возраста обследуемого и его анамнеза. Стандартными исследованиями при диспансеризации являются следующие:

  • измерение кровяного давления;
  • определение глюкозы и холестерина в крови экспресс-методами;
  • клинический и развернутый анализ крови;
  • общий анализ мочи;
  • определение риска развития сердечно-сосудистых заболеваний;
  • копрограмма;
  • анализ соскоба с шейки матки и цервикального канала для женщин;
  • флюорография;
  • маммография;
  • УЗИ органов малого таза и брюшной полости;
  • измерение внутриглазного давления.

Нередко возникает вопрос о том, потребуется ли дополнительное посещение врача-гинеколога, если женщина прошла диспансеризацию первого этапа? Дополнительное обследование потребуется только в случае обнаружения отклонений в результатах соскоба.

Второй этап диспансеризации

Если в процессе первичного обследования были выявлены какие-либо нарушения в состоянии здоровья пациента, то ему назначается второй дополнительный этап. Что же такое вторичная диспансеризация, что в нее входит? Такое обследование включает консультацию узких специалистов и проведение необходимых анализов для подтверждения предварительного диагноза и принятия решения о дальнейшем лечении пациента. А именно: обследуемому предлагается воспользоваться следующими бесплатными медицинскими услугами (перечень определяется по показаниям на основе полученных результатов исследований во время первичной диспансеризации):

  • консультацией невролога, уролога, гинеколога, отоларинголога, офтальмолога или хирурга;
  • необходимыми дополнительными лабораторными и инструментальными исследованиями.

После завершения обследования врачом-терапевтом заполняется «Карта здоровья».

Диспансеризация детей

Профилактические осмотры новорожденных проводит участковый врач-педиатр в первые три дня после выписки малыша из роддома, на 14-й и 20-й день. Затем в течение первого года жизни родителям необходимо приводить ребенка к врачу для оценки роста и развития крохи.

Детям старше года следует проходить диспансеризацию раз в год. Необходимо получить консультацию таких детских врачей, как невролог, ортопед (хирург), офтальмолог, отоларинголог, стоматолог, логопед согласно графику проведения профилактических осмотров в зависимости от возраста ребенка.

Полученные данные обследований и анализов заносятся в медицинскую карту малыша, при необходимости (например, для поступления в ДОУ) заполняется специальная медицинская форма.

Таким образом, мы разъяснили что такое диспансеризация и для чего она проводится. Такие профилактические меры помогут сохранить здоровье и увеличить продолжительность жизни населения нашей страны.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top