Лечат ли шизофрению в китае. Применение акупунктуры для лечения шизофрении и тяжелых психических заболеваний

Лечат ли шизофрению в китае. Применение акупунктуры для лечения шизофрении и тяжелых психических заболеваний

БОЛЕЗНИ МОЖНО ИЗЛЕЧИТЬ , ПРИМЕНЯЯ РАЗНЫЕ МЕТОДЫ

В глазах больного самый приятный врач - тот, который понимает его чувства.


Ма Пэнжэнь и Дун Цзяньхуа. Практическая китайская психиатрия


Разница между китайским и западным подходами


Как китайские врачи могут лечить неврологи­ческие заболевания, если они мало знают об анато­мии и физиологии мозга? Как они могут лечить пси­хические расстройства, если они мало знают о био­химии и о теориях поведения? Эти вопросы, довольно неприятные, показывают, что мы часто смотрим на вещи с привычной точки зрения, вольно или не­вольно считая ее единственно правильной.

Если отнестись к этим вопросам объективно, то получается, поскольку китайские врачи успешно лечили эти недуги, значит, есть другие и, возмож­но, лучшие способы лечения психических и невро­логических нарушений.

Китайцы знали анатомию и физиологию голов­ного мозга задолго до того, как это стало известно на Западе. Они также были знакомы с биохимией и бихевиоральными теориями, хотя все это было опи­сано совершенно по-другому и с использованием другой терминологии, чем на Западе. Правда, китай­ские врачи мало знают об анатомии мозга, физиоло­гии, биохимии и поведенческие теории в западном понимании, тем не менее они лечат психические и неврологические заболевания более успешно, чем на Западе. Почему это возможно? Потому что ки­тайцы используют другую парадигму.

Философская основа их понимания психических и неврологических проблем, которая формирует фундамент их диагностики и терапевтических мето­дов, объяснялась в предыдущей главе. Она включа­ет пять основных концепций и этиологию психи­ческих и неврологических заболеваний. Пять основ­ных концепций следующие:

1. Единство сомы и психики.

2. Единство материи, энергии и духа.

3. Сердце - это вместилище сознания и эмоций.

4. Ответственность за поддержание здоровья лежит на сознании.

5. Значение добродетели в развитии сознания.

Этиология психических и неврологических на­рушений предполагает наличие следующих патоген­ных причин:

1. «Семь эмоций»: радость, гнев, меланхолия,тревожность, печаль, страх и шок.

2. «Шесть зол»: ветер, холод, жар, сырость, су­хость и огонь.

3. «Не внутренние-не внешние причины»: непод­ходящие пища и напитки, недостаток физи­ческих упражнений и отдыха, избыточный секс, травмы от ударов и падений.

Этими группами причин объясняются как пси­хические, так и все другие виды заболеваний. Эти причины, так же как диагностические методы их обнаружения, объяснялись в предыдущих главах.

В то время как многое в западной психиатричес­кой диагностике базируется на субъективных воп­росах, ответах и их интерпретациях, китайская пси­хиатрическая диагностика основывается на прин­ципах и объективных оценках. Например, как было показано в предыдущей главе, чтобы решить, стра­дает ли пациент тревожностью, депрессивным не­врозом или шизофренией, психиатр должен интер­претировать ответы больного на свои вопросы.

Для китайского врача такие термины, как деп­рессивный невроз и шизофрения, - не более чем эпитеты, удобные для описания состояний боль­ных. Важно не просто лечить эти синдромы, а ле­чить пациента в целом, включая и его психосома­тические болезни, которые зачастую сопровожда­ют невротическое или психическое состояние.

Например, поставив диагноз, китайский врач обнаруживает, что у его пациента еще и застой энер­гии в селезенке и отсутствие аппетита. Это свиде­тельство того, что лациент, страдающий психичес­ким заболеванием, испытывает состояние тревож­ности. Устранив застой энергии в селезенке, врач излечивает как психические, так и психосоматичес­кие нарушения.

Однако если врач обнаруживает блокировку энер­гии в легких и узнает, что пациент испытывает зат­руднения с освобождением кишечника, плохо спит ночью, он знает объективно больше, чем его за­падный коллега, зависящий от опроса больного, от его ответов, что тот страдает депрессивным невро­зом, а также запорами и бессонницей. Устранив блокировку энергии и приняв другие необходимые терапевтические меры, китайский врач избавит больного от физических, психосоматических и нерв­ных заболеваний.

Если он обнаружит, что энергия пациента ос­лабла, система почек пострадала, понимание у боль­ного реальности искажено и у него эякуляции, то определяет болезнь как шизофрению. Возможно, у больного есть и сексуальные проблемы. Восстанов­ление потока энергии и функции почек - вот два необходимых терапевтических метода лечения его расстройств.

В приведенном описании названы самые важные пункты диагностики. На практике диагноз был бы более тщательным с применением всех четырех ос­новных диагностических методов: осмотра, опро­са, прослушивания и исследования пульса.

Следует заметить, что врач не отделяет психи­ческие заболевания от других видов болезней как в диагностике, так и в лечении. Нужно обратить вни­мание на то, что врач лечит не болезни, он лечит больного в целом. Врач даже не называет болезнь; он устраняет патогенные условия и возвращает боль­ного в нормальное состояние, и все нарушения, психические и остальные, излечиваются.


Терапевтические
методы лечения сердечных заболеваний


В распоряжении китайского врача множество терапевтических приемов для лечения психических и неврологических заболеваний, которые китайцы не дифференцируют.

Что касается сердца, того, что на Западе назы­вают сознанием, здесь имеются в виду психические и неврологические заболевания. Сердце рассматри­вается также как вместилище эмоций, а психичес­кие и неврологические нарушения часто называют «сердечная болезнь» или «эмоциональная болезнь». В Китае говорят, что «эмоциональная болезнь луч­ше всего лечится эмоцией».

Поэтому помимо обычных терапевтических ме­тодов, применяющихся в различных областях ки­тайской медицины, таких как фитотерапия, вне­шняя медицина, акупунктура, массаж и цигун, у китайцев есть интересная методика лечения психи­ческих расстройств, в которой не используются ни лекарства, ни медицинские инструменты. Эти ме­тоды можно назвать приемами для лечения сердца, которые включают:

1) умиротворение сознания;

2) открывание сердца;

3) преодоление подозрительности;

4) перенос центра внимания;

5) убедительное объяснение;

6) циркуляцию энергии;

7) взаимодействие эмоций.

Умиротворение сознания относится к развитию сознания через медитацию, так что, обладая «расширенным» сознанием, больной сможет принимать душевные и эмоциональные проблемы, которые он не мог принять прежде.

Этот метод контрастирует с западным приемом, когда неприятную ситуацию стараются представить менее неприятной, чтобы больной ее принял. Здесь неприятная ситуация не меняется, но сознание па­циента «расширяется», и та же самая ситуация боль­ше не является неприятной. Умиротворение сознания более подробно объясняется в следующей главе.

Открывание сердца означает, что пациент ста­новится веселым. Существует много китайских по­словиц и поговорок, подтверждающих аксиому, что радость укрепляет здоровье: например: «Каждый раз, когда вы смеетесь, вы становитесь моложе; каждый раз, когда вы хмуритесь, вы становитесь старше», «Когда у человека радость, его душа парит, так же как после дождя небо становится высоким и чис­тым».

Поскольку сердце тесно связано со всеми дру­гими органами, радость, влияя на сердце, усили­вает поток жизненной энергии, идущий ко всем частям тела.

Люди с психическими или эмоциональными проблемами обычно подозрительны и лишены уве­ренности в себе. Ипохондрик подозревает, что его подстерегает коварная болезнь; больной, находя­щийся в депрессивном состоянии, сомневается в своих способностях; психически неуравновешенный человек сомневается в искренности и доброжела­тельности других людей. Устранение подозритель­ности и восстановление уверенности в себе помо­гают бороться с психическими и неврологически­ми расстройствами.

Некоторые больные чрезвычайно обеспокоены своим состоянием, тем самым еще больше усугуб­ляя свое положение. Очень эффективен метод, ис­пользующийся великими мастерами: перенос цен­тра внимания, например, с внутреннего страдания на внешний объект, с болезни внутренних органов на внешние раны, с мысли о том, что болезнь се­рьезная, на мысль о выздоровлении. Китайский афо­ризм учит: «Перенос сущности - изменение энер­гии». Это означает, что изменение психического состояния пациента поможет преодолеть болезнь.

В соответствии с китайской медицинской фило­софией источником психических и неврологичес­ких заболеваний служит сердце, которое также свя­зано с умственными способностями. Невежество пациента и непонимание им своей болезни часто усугубляют его состояние.

Убедительное объяснение - это позитивный шаг б преодолении этого причинного фактора. Оно про­ходит в четыре этапа: сначала больному сообщают о характере его заболевания, рассказывают о прин­ципах лечения, чтобы он был уверен в выздоровле­нии, затем объясняют процедуру лечения, чтобы он взял на себя инициативу в деле выздоровления и просвещают его относительно специальных мер, которые смогут облегчить страдания.

В китайской медицинской философии жизнен­ная энергия пациента - основной фактор выздо­ровления и укрепления здоровья. Циркуляция спо­собствует укреплению этой жизненной энергии и улучшению ее гармонического потока для преодо­ления психических, неврологических и других на­рушений. При этом методе используется цигун-те­рапия.

Взаимодействие эмоций - это умелое примене­ние принципа пяти элементарных процессов для управления соответствующей эмоцией с целью пре­одоления психических, неврологических и психо­соматических заболеваний без применения лекар­ственных средств, акупунктуры, массажа или дру­гих терапевтических приемов.

Применение «огня, преодолевающего металл» и «дерева, преодолевающего землю» при использова­нии радости для лечения слабых легких и гнева - для лечения странной болезни императора, о чем говорилось в главе 6, - это два примера такого вза­имодействия эмоций.


Китайский
подход к диагностике и лечению


Необходимо помнить, что в китайской медици­не врач лечит пациента, а не болезнь. Его задача состоит в том, чтобы устранить патогенные усло­вия и тем самым восстановить здоровье пациента, а не просто назначить ему обычное лекарство или процедуру в соответствии с названием его болезни.

Поэтому разным больным, страдающим, как сказали бы западные врачи, одной и той же болез­нью, назначают различное лечение, потому что па­тогенные состояния больных могут быть разнообраз­ными. Например,-у пациентов, страдающих шизоф­ренией, могут быть похожие внешние симптомы или даже одинаковые ответы во время консультации. Но при тщательном установлении диагноза могут выя­виться разные патогенные состояния. Например, застой энергии в печени у одного пациента или не­достаток энергии в почках - у другого.

Следовательно, нужно будет проводить разное лечение, хотя кажется, что у этих больных симпто­мы одни и те же. У первого пациента внимание сле­дует обратить на рассеивание застойной энергии в печени, а у второго - на усиление потока энергии в почках.

Даже если патогенные состояния похожи, ска­жем, оба пациента страдают от недостатка энергии в системе почек, причины этой проблемы, а также связанных с ней психосоматических нарушений могут быть разными. Например, причина недоста­точности энергии в почках у первого пациента - заболевание легких, у второго - дисфункция селе­зенки. Поэтому у первого больного шизофренией будет астма, у второго - пептическая язва.

Каким образом китайский врач узнает обо всех этих кажущихся сложными проблемах? Путем тща­тельного диагностирования пациентов, исследуя каждого как единое целое. Даже если у них обнару­живаются симптомы шизофрении, китайский врач сумеет поставить правильный диагноз.

Поскольку патогенные состояния даже при одном и том же заболевании могут различаться у людей и поскольку устранение этих состояний - цель лече­ния, значит ли это, что назначение лекарственных средств или лечебных процедур случайно или зависит от произвольного выбора врача? Нет, поскольку мно­гочисленные симптомы, собранные при диагности­ровании, классифицируются по типам синдромов, и пока существует такое разнообразие лекарств и мето­дов, назначения и процедуры при различных синд­ромах будут обобщаться для удобства врача.

Богатый опыт мастеров прошлого в лечении ти­пичных синдромов до сих пор служит основой ле­чения в практике современных врачей, разрабаты­вающих свои назначения и лечебные процедуры, исходя из диагноза своих пациентов.

Далее описываются причины и методы лечения некоторых психических и неврологических заболе­ваний, причем для каждого случая приводятся при­мер лечения методом фитотерапии, акупунктуры, массажа и цигун-терапии и два примера лечения «терапевтическими приемами».

Для простоты приводим только основной вид лечения; второстепенные виды лечения психосома­тических и других заболеваний мы не включаем.

Если вы сочтете эти объяснения странными, пожалуйста, вспомните, что китайская медицина основывается на другой парадигме и что эти виды лечения доказали свою успешность при соответству­ющих нарушениях.

Может обнаружиться некоторое сходство между китайскими методами лечения и западными спосо­бами терапии психических заболеваний. Фитотера­пия соответствует химиотерапии, или психофарма­кологии, за исключением того, что китайский под­ход лечит пациента в целом и при этом не возникает серьезных побочных эффектов.

Основной принцип акупунктуры, массажа и цигун-терапии сходен с принципом электроконвуль­сивной терапии, за исключением того, что китай­цы используют естественную жизненную энергию, которая укрепляет здоровье пациента, в то время как Запад - электрические шоки, результаты ко­торых могут быть ужасающими. «Терапевтические приемы для лечения сердца» соответствуют психо терапии и бихевиоральной терапии, за исключени­ем того, что китайские методы более экстенсивны, но требуют меньше времени.


Фитотерапия
при лечении маниакально - депрессивного психоза


Этот пример взят из известного труда Юй Чжэ-на «Заметки о древних и современных историях бо­лезни», написанного в XVIII в. Одна молодая жен­щина страдала тяжелой меланхолией, она была очень худой и раздражительной. В результате у нее развился маниакально-депрессивный психоз, и она часто смеялась или плакала без всяких причин. Иног­да она даже появлялась обнаженной и часто гово­рила вздор.

Врач У Цзяошань обнаружил, что у нее «плаваю­щий» и неровный пульс. Он пришел к заключению, что сознание сместилось и больше не находится в сер­дце, поэтому попросил ее сварить цзы-хэ-чэ (челове­ческую плаценту), доведя ее до консистенции пас­ты, затем высушить, нарезать на кусочки и съесть. Затем он прописал ей «Отвар, умиротворяющий сознание», который следовало принимать днем, и курс лечения болюсами для успокоения души - для приема вечером. В результате женщина вылечилась, вышла замуж, на следующий год родила сына и стала пухленькой и здоровой.

Состав «Отвара, умиротворяющего сознание»:

Юань-чжи (истод тонколистый, молочай); гань-цяо (корень солодки); женьшень (корень женьшеня);

Дан-гуй (корень дудника); шао-яо (корень пиона); май-дун (корень ворсянки); да-цзао (плод унаби).

Состав «Болюса для успокоения души»:

Юань-чжи (истод тонколистый, молочай);

Женьшень (корень женьшеня);

Гань-цяо (корень солодки);

Дан-гуй (корень дудника);

Гуй-синь (листовые почки коричника);

Май-дун (корень ворсянки);

Шао-яо (корень пиона);

Фу-цинь (пория);

Шэн-цзян (корневище имбиря);

Да-цяо (плод унаби).


Изучение использования иглорефлексотерапии (ИРТ) в психиатрической практике началось относительно недавно. Этот метод с достаточным успехом применяется в пограничной психиатрии, отмечена его эффективность при депрессивных состояниях в рамках маниакально-депрессивного психоза и шизофрении.

В спектре психотропной активности ИРТ, наряду с её основными компонентами - антидепрессивным, активирующим, энергизирующим и седативным, выделяется ряд дополнительных: антиастенический, общеукрепляющий, ноотропный, аналгетический, гипнотический, анксиолитический.

В наших наблюдениях проводилось изучение возможности применения ИРТ с целью понижения терапевтических доз психофармакологических средств у длительно болеющих параноидной шизофренией с непрерывным типом течения, которые для поддержания медикаментозного улучшения нуждались в постоянном приёме нейролептиков в дозах близких к максимальным. Такие же методы преодоления резистентности как одномоментная отмена психотропных препаратов, замена их другим, назначение медикаментов прерывистым курсом и другие, приводили к обострению патологической психосимптоматики.

Мы наблюдали 35 мужчин, страдающих параноидной шизофренией с непрерывным типом течения свыше 10 лет, в возрасте от 30 до 51 года. ИРТ этим больным проводилась по добровольному согласию с предварительным подробным разъяснением цели этого вида лечения. Два человека отказались от проведения иглотерапевтического воздействия через 2–3 сеанса, что было связано с гиперфункцией «феномена отдачи» (сильные болевые ощущения). В 3-х случаях у больных после 3–4 сеансов начали проявляться признаки обострения патологической психосимптоматики, что вынудило немедленно возобновить медикаментозное лечение с назначением нейролептиков в ранее получаемых дозах.

Таким образом, полный курс ИРТ, состоящий из 15 процедур прошли 30 человек. Иглоукалывание этим больным проводилось по слабому варианту тормозного метода с экспозицией от 20 до 30 мин 1–2 раза в день. В рецептуре использовались биологически активные точки, описанные в литературе как антипсихотические, а также точки с дезинтоксикационным эффектом и общебиологическим воздействием, направленным на саморегуляцию организма. Во время каждого сеанса применялось не более 4–5 биологических точек. Проведённый курс ИРТ позволил в дальнейшем медикаментозное улучшение у этих больных удерживать от 3-х до 6-и мес на поддерживающих и средних терапевтических дозах нейролептиков.

На основании результатов наблюдений мы убедились, что ИРТ вызывает положительные эффекты в психиатрической практике, является перспективной в качестве дополнительного средства при медикаментозном лечении психических заболеваний и может быть использована для понижения доз психофармакологических препаратов у длительно болеющих параноидной шизофренией.


Китай – это страна с уникальной медициной, только здесь самые сложные случаи патологий разнообразного характера успешно исцеляют, используя методики для единения тела и духа. Лечение шизофрении в Китае основано на этом же принципе – воздействуя на тело пациента, гармонизируя его энергетику, специалисты Поднебесной добиваются впечатляющих результатов.

Этиология шизофрении до сих пор не раскрыта, несмотря на множество исследований, европейская медицина не смогла установить точную причину психических отклонений. В Китае шизофрения не считается болезнью как таковой, здесь вообще нет понятия отдельной патологии, будь то болезнь тела или духа. Традиционная китайская медицина объясняет любые отклонения от нормы в состоянии организма нарушением баланса энергии и связи с космосом.

Методики традиционной китайской медицины направлены на нормализацию тока энергии по меридианам организма – направить потоки в нужном направлении помогает техника акупунктуры (воздействия на биологически активные точки путём точечного массажа, иглоукалывания, лечебного скобления – в последнем случае воздействие получается более обширным, тогда как в первых двух – более точным).

Кроме того, лечение шизофрении в Китае предполагает и использование различных медитативных техник, в том числе известной техники цигун. Она представляет собой специальный комплекс гимнастических и дыхательных упражнений, при помощи которых человек учится управлять своим телом и разумом.

Кстати, в самом Китае достаточно большое количество больных шизофренией, но здесь к этому недугу не относятся как к болезни, его считают инакомыслием. Интересно, что шизофрении подвержены по большей части китайские женщины, тогда как среди мужчин патология встречается крайне редко. Этот феномен современная наука до сих пор не может объяснить, ведь во всех остальных странах мира количество больных обоих полов примерно одинаковое.

Курс лечения шизофрении в Китае обычно длится от нескольких недель (обычно минимум 3 недели) до двух-трёх месяцев. Длительность и интенсивность курса зависит от состояния больного, причём не только в психическом, но и в физиологическом плане, ведь традиционная китайская медицина рассматривает дух и тело как единое целое.

Основные методики направлены как раз на совершенствование тела – массажи, иглоукалывания, скобление – все эти процедуры работают одновременно и с телом больного, и с его энергетикой. Считается, что, воздействуя на биологически активные точки организма (а именно это и происходит во время иглоукалывания – более точное воздействие на точки, акупунктуры и скобления – в последнем случае воздействие более широкое, не локальное) можно направить энергию по нужным меридианам, очистить протоки, и тогда наступит гармония, а любой недуг будет исцелен. Для европейской медицины такая теория, как минимум, необычна, но практика показывает, что традиционная китайская медицина на самом деле эффективна, причём зачастую эффективнее, чем любые методики в Европе.

Массаж лечебный общий 2500 юаней

Иглоукалывание лечебное общее примерно 2000 юаней

Травяное обертывание около 2100 юаней

Травяное распаривание 1500 юаней

Термосвечи на курс лечения 4500 юаней

Кровопускание капиллярное по банке 1500 юаней

Скобление лечебное 300 юаней

Травяные препараты по инд. рецепту 4000 юаней.

Ещё совсем недавно бытовало мнение, что диагноз «шизофрения» предполагает неминуемую инвалидизацию. Для многих людей подтверждение заболевания шизофренией означало потерю работы и утрату былого круга общения, вплоть до полной асоциализации. Но сегодня лечение шизофрении внушает оптимизм и надежду даже самым отъявленным скептикам.

Можно ли вылечить это заболевание?

Существует огромное количество методов, начиная от сугубо психиатрических методик при помощи лекарств, до лечения гипнозом, народными средствами (в том числе травами), а также цитокинами. Некоторые люди утверждают, что вполне успешно вылечили шизофрению нетрадиционными методами, или даже просто общением.

Излечима ли шизофрения? В буквальном смысле - нет, но современные средства и препараты позволяют если не полностью убрать наиболее беспокоящие симптомы, то, как минимум, перевести это серьёзное психическое заболевание в латентную (скрытую) стадию.

Чем лечится детская шизофрения? Существует ли разница между лечением женщин и мужчин? Даже если она есть, то расхождение между такой терапией слишком незначительно, поэтому не только старые, но и новые методы лечения шизофрении подходят всем, вне зависимости от пола и возраста.

Разнообразие методов

Лечение шизофрении предполагает дифференцированный подход. Что это означает? То, что для каждого отдельно взятого случая требуется своя, индивидуальная методика. Если одному больному идеально подходит медикаментозное лечение нейролептиками, это совсем не значит, что оно окажет такое же воздействие на другого шизофреника. Возможно, большую пользу ему принесёт лечение народными средствами в домашних условиях. Однако не стоит забывать, что последствия шизофрении могут быть опасны как для самого больного, так и для окружающих. Поэтому, прежде чем начать лечение какими-либо нетрадиционными методами, неплохо было бы обратиться за консультацией к опытному психиатру. Далее мы рассмотрим наиболее известные способы лечения шизофрении.

Медикаментозное (психиатрическое) лечение

Это классический метод терапии, известный очень давно. Хотя такие лекарственные средства как антипсихотические препараты (нейролептики) хорошо зарекомендовали себя при выраженных симптомах шизофрении, психиатрия часто умалчивает об огромном количестве противопоказаний, побочных эффектов и негативных последствий, возникающих вследствие такой терапии. Однако на данный момент медикаментозное лечение этого заболевания является самым распространённым и исследованным.

В лечении нейролептиками выделяют 4 стадии:

В нашей стране амбулаторное лечение острых состояний проводят лишь при слабо выраженной психотической симптоматике, а также при социально правильном поведении и отсутствии какой-либо угрозы жизни больного и его окружающих. Купирующая терапия в условиях стационара длится от одного до трёх месяцев. На эффективность такого лечения указывает существенное снижение выраженности или полное исчезновение продуктивной симптоматики, нормализация поведения пациента, восстановление его критичности к своему состоянию.

Психотерапевтическое лечение

Психотерапевтический подход к лечению шизофрении, в том числе гипнозом, а также когнитивно-поведенческой терапией, является превосходной альтернативой для тех больных, которые по каким-либо причинам не могут или не желают применять специальные лекарственные средства. Такое лечение не может применяться для шизофреников, находящихся в острой стадии заболевания, но во время длительных ремиссий психотерапия оказывается не только полезной, но и подчас необходимой для таких больных.

Опытный психолог или психотерапевт всегда в состоянии найти правильный подход к каждому больному, а его основная задача - помочь человеку провести чёткую грань между вымыслом и реальностью, научиться отделять то, что происходит на самом деле от своих фантазий, а также восстановить чёткую последовательность событий.

Лечение общением

Общеизвестно, что шизофреники замкнуты, стеснительны, недоверчивы по отношению к людям. Такие свойства характера постепенно делают человека социально дезадаптированным, со временем он теряет и тех немногих друзей, которые у него были. Один из новейших методов лечения шизофрении предполагает терапию общением. Психиатры и психологи рекомендуют шизофреникам посещать специальные группы, где больные люди могут общаться сначала с себе подобными, а потом переходить к коммуникации со здоровыми. От такого нетривиального общения выигрывают все: шизофреник приобретает так необходимые ему коммуникативные навыки и новые знакомства, а здоровые люди получают опыт общения с психически больными людьми, обучение толерантности и терпимости. Помимо этого, такое общение значительно снижает риск рецидивов у недавно заболевших шизофреников.

Народные средства

Транскраниальная стимуляция постоянным током

Неважно, верите ли вы в это или нет, но всегда найдутся люди, которые абсолютно уверены, что все болезни можно вылечить народными средствами. То же самое относится к шизофрении. Из поколения в поколение передаются чудодейственные рецепты, отвары и настои трав, которые стопроцентно излечили уже не одну сотню больных шизофренией. К сожалению, ни один из таких народных рецептов не нашёл своего фактического подтверждения. Но если вы уверены в том, что то или иное средство обязательно поможет в вашем случае, почему бы не попробовать? Как минимум, эффекта плацебо ещё никто не отменял!

Нетрадиционная медицина

В нетрадиционной медицине действительно известны специалисты, которые могут если не полностью вылечить шизофрению, то сделать так, что человек надолго забудет о её проявлениях. Одним шизофреникам приносит облегчение иглоукалывание, другим Йога, третьим - гимнастика Ци-Гун. При правильном и разумном подходе хуже точно не будет. Важно лишь понимать, что очень немногие Мастера нетрадиционных практик способны на это.

Семейная терапия

Сегодня многие психотерапевты для лечения шизофрении довольно успешно используют так называемый семейный метод. Суть его состоит в том, что лечится не только сам больной, но и все члены его семьи. Такой современный подход основывается на том, что любая неизлечимая болезнь становится созависимостью для окружающих. Задача психотерапевта - обучить всех членов семьи шизофреника правильно относиться как к нему самому, так и к его заболеванию, принять особенности больного и научиться жить с ними. Сам больной в результате такой терапии получает бесценное для него «безопасное» общение, получает возможность расслабиться в кругу близких людей и почувствовать себя нужным.
Если попытаться ответить на вопрос: «Излечима ли шизофрения?», то становится понятно, что однозначного ответа нет, да и быть не может. Мало того, что само по себе это заболевание очень вариативно по своей симптоматике, формам проявления, так и лечение его может быть самым разным. Никогда нельзя заранее предсказать, что поможет тому или иному конкретному человеку. А поэтому остаётся одно - искать и находить свою панацею от шизофрении.

Мой эзотерический опыт — 4. Чжун Юань Цигун.

Психиатр Курт Шнайдер (1887-1967) перечислил основные формы психотических симптомов, которые, по его мнению, отличают шизофрению от других психотических расстройств. Это так называемые «симптомы первого ранга», или «Шнайдеровские симптомы первого ранга»:


вера в то, что мысли воруются кем-то из головы либо вкладываются в неё;

голоса, комментирующие мысли и поступки человека либо разговаривающие между собой.

Согласно МКБ-10 (10-й редакции международной классификации болезней) должен наблюдаться хотя бы один из следующих признаков:



Галлюцинаторные голоса, комментирующие или обсуждающие поведение больного; другие типы «голосов», идущих из различных частей тела.
Устойчивые бредовые идеи, которые культурно неадекватны, нелепы, невозможны и/или грандиозны по содержанию.

А вот что мы имеем у Чжун Юань Цигунистов.

1. Эти люди верят, что, когда они практикуют, то за ними наблюдает незримо Сюи Минтан, который для всех своих учеников вездесущ.
Наблюдает и контролирует.

бред воздействия со стороны внешних сил;
вера в то, что мысли вкладываются в голову


Бред овладения, воздействия, или пассивности, отчётливо относящийся к телу или конечностям, мыслям, действиям, или ощущениям; бредовое восприятие.

2. Эти люди верят, что если они мысленно обратятся к Сюи Минтану, то он их услышит и незримо придёт.

Из классификации Шнайдера:

бред воздействия со стороны внешних сил;

Вкладывание мыслей, открытость мыслей окружающим.
Бред овладения, воздействия, или пассивности, отчётливо относящийся к телу или конечностям, мыслям, действиям, или ощущениям; бредовое восприятие.

3. Эти люди верят, что за ними следят, контролируют, присматривают и наблюдают «Учителя школы» из других миров и измерений.

Из классификации Шнайдера:

бред воздействия со стороны внешних сил;
вера в то, что мысли вкладываются в голову;
«звучание собственных мыслей»: ощущение того, что содержание мыслей становится доступно другим людям;

открытость мыслей окружающим.
Бред овладения, воздействия, или пассивности, отчётливо относящийся к телу или конечностям, мыслям, действиям, или ощущениям; бредовое восприятие.

4. Эти люди верят, что «Учителя школы» из других измерений им «дают» практику, то есть управляют их телом и сознанием во время практики. Они (эти практикующие) так считают: ты занимайся как попало, главное чтоб много, а «Учителя школы» всё за тебя сделают, если ты «кашку кушал и маму слушал».

Из классификации Шнайдера:

бред воздействия со стороны внешних сил;
вера в то, что мысли вкладываются в голову;
«звучание собственных мыслей»: ощущение того, что содержание мыслей становится доступно другим людям;

Эхо мыслей (звучание собственных мыслей), вкладывание или отнятие мыслей, открытость мыслей окружающим.
Бред овладения, воздействия, или пассивности, отчётливо относящийся к телу или конечностям, мыслям, действиям, или ощущениям; бредовое восприятие.

Таким образом. Если верить всему, чему учат в Чжун Юань Цигун (а там именно учат вышеперечисленному, культивируют это, а где не культивируют, там упёртые практикующие шизотерики сами перехватывают инициативу и засирают мозг другим), то гарантирована шизофрения. В самом что ни на есть медицинском смысле.

padre-simpadro.livejournal.com

Цигун-девиации (от кит. ци – энергия + гун – движение и лат. deviatio – отклонение) - отклонения в нормальном течение процесса обучения китайской гимнастике цигун. В таких случаях могут возникать иллюзии, псевдогаллюцинации, чувство нереальности. В китайской медицине причиной этих явлений считается скопление и застой энергии „ци“ в голове.

Занятия дыхательной гимнастикой по системе цигун — хороший способ укрепить здоровье и предупредить заболевания. Они часто дают положительный результат при лечении многообразных хронических болезней, особенно функционального характера.
Последние годы число занимающихся этим видом гимнастики увеличивается с каждым днем. Тем временем квалифицированных специалистов не хватает, отсутствуют показания и противопоказания для занятий, тренировочный процесс не защищен методикой. В результате подобной практики наблюдаются нарушения динамики движения ци (жизненной энергии), непроходимость энергетических каналов, потеря равновесия инь — ян, патологические реакции, вызванные локализацией ци в одной части тела. В медицине это явление получило название «болезнь цигун», или «симптом девиации цигун».
Клинические симптомы болезни проявляются главным образом в дезорганизации психической сферы и дисфункции симпатического и парасимпатического отделов центральной нервной системы. Больные переживают состояние вялости, стеснения в груди, сонливость в течение дня, бессонницу или яркие, калейдоскопические сновидения ночью. Они страдают головной болью, ощущением постоянно циркулирующей внутри энергии, затрудненным контролем эмоциональных реакций. Возбуждение и раздражительность сменяются вялостью и чувством бессилия. Внимание становится неустойчивым, из-за чего ослабляется память.
Независимо от выбранного вида цигун, в первую очередь необходимо ознакомиться с предписанными рекомендациями и ограничениями. Начинающим лучше всего под руководством специалистов выбрать для себя режим и метод тренировок, соответствующие состоянию здоровья, определить время, место и другие условия занятий. Приступать к тренировкам нужно только по методике. Лишь соблюдая эти условия, можно достичь хороших результатов, которые полностью раскроют самобытное действие цигун.
Исчерпывающе обобщить противопоказания к занятиям цигун довольно сложно. Людям, склонным к истерии, ипохондрии, психопатии, перенесшим ранее какой-либо невроз, а также страдающим психическими заболеваниями или имеющим к ним наследственное предрасположение, заниматься цигун не следует. Люди нервные, с неустойчивым характером должны заниматься с большой осторожностью и ни в коем случае не злоупотреблять занятиями. Не рекомендуется упражняться при утомлении, переедании, недоедании, голодании. Кроме того, нежелательно заниматься этим видом гимнастики лицам, страдающим хронической гипертонией, болезнями сердца, почек, печени. Половая жизнь и цигун несовместимы. Женщины могут заниматься и в период менструации, но они должны избегать больших и длительных нагрузок, а при появлении малейших признаков недомогания должны немедленно прекратить занятия.
.
Подходить к выбору вида цигун нужно рационально и внимательно. Так, например, страдающим гипертонической болезнью вследствие избытка ян-функции печени больше подходит статической цигун, поскольку он снижает тонус симпатической нервной системы и создает коре головного мозга щадящий, охранительный режим работы.
В начальный период занятий важно сдерживать себя в желании получить хороший результат как можно скорее. Продвижение должно быть естественным: от простого к сложному, от легкого к трудному. В процессе занятий обязательно избегать всяческих неожиданностей, которые могут резко прервать упражнения или, что особенно нежелательно, вызвать испуг. Вследствие того, что у различных видов цигун различные системы тренировок, приемы дыхания и медитации, а главное траектории циркуляций ци, заниматься более чем двумя видами гимнастики одновременно не следует, иначе может возникнуть разлад циркуляции ци, что приведет к болезненным отклонениям. (Далее в статье приводятся советы по лечению «болезни цигун». — Примеч. ред.).
Метод расслабления (погружение в самосозерцание).
Занавесить окна, добиться, чтобы в помещении воцарились тишина и покой. Удобно лечь, ослабить одежду, полностью расслабиться и успокоиться. Все внимание сосредоточить на точке дань-тянь. Одну руку положить ладонью па пупок, другой ладонью накрыть тыльную сторону лежащей на пупке кисти (лежащая на пупке рука у мужчин — левая, у женщин — правая). Дышать старайтесь естественно, освободитесь от посторонних мыслей. Если расслабление все-таки не настает, повторяйте про себя: «Я расслаблен, я спокоен». Продолжительность таких занятий должна быть около 20 мин один раз в день. Если неуклонно следовать этой линии, неприятные ощущения день ото дня будут уменьшаться и, в конце концов, исчезнут совсем. Больным ни в коем случае нельзя волноваться, иначе душевное волнение вызовет смятение, что в свою очередь приведет к дезорганизации механизма движения ци и тем самым усугубит течение болезни.
Точечный массаж.
Подушечкой среднего пальца путем вращения по часовой стрелке массировать в точке шаньчжун сюэ, находящейся в точке пересечения продольной осевой линии в центре с горизонталью, проходящей через соски (у мужчин), либо с горизонталью, проходящей через V грудиннореберные суставы (у женщин), и в точке дачжуй сюэ, находящейся под остистым отростком седьмого шейного позвонка, наиболее выступающего при наклоне головы. Сеанс массажа проводить один-два раза в день. Продолжительность сеанса 10 мин.

Перевод Дмитрия Отчайнова.

Источники на английском:>>>>> здесь

Владимир Романовский. Московский медицинский стоматологический институт (Россия)

Цигун и шизофрения

Глава 29. Механизм лечения

О т в е т. Цигун отличается от физкультурной тренировки, в нем добиваются беспрепятственного прохождения ци и крови путем «регулирования духа, дыхания и тела»; снаружи тренируя мышцы, кожу и кости, внутри тренируя воспроизводящую, жизненную и духовную энергии. Путем цигун-закалки непрерывно собирается истинная ци. Энергия в теле тоже непрерывно увеличивается. И когда она возрастет до определенного уровня, появляются силы для уничтожения микробов и злокачественных клеток. Эти силы позволяют сопротивляться болезням и сохранять равновесие: когда «есть болезнь — лечим болезнь, нет болезни — защищаемся от болезни» (подробнее см. в части первой, «Краткое ознакомление»).

19.Для лечения каких заболеваний эффективна «журавлиная работа»?

О т в е т. После того как в 1980 г. был создан цигун, стиль «парящий журавль», число занимающихся перевалило за 10 млн. Более 90 % больных страдали хронической болезнью. После 2-3 мес занятий у всех наблюдался положительный терапевтический эффект разной выраженности. Явный эффект наблюдается приблизительно у 74,3 %. Наиболее четкий терапевтический эффект имеет иесто при заболеваниях пищеварительной системы, таких как хронический гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, хронический колит, хронический энтерит, нарушение функции желудка и кишечника, привычные запоры; при таких заболеваниях системы дыхания, как бронхит, бронхиальная астма аллергического и инфекционно-аллергического характера, бронхэктазии, туберкулез легких. Кроме того, отмечается положительный эффект при таких заболеваниях и патологических состояниях, как ревматоидный артрит, радикулалгии, боли в пояснице и в ногах, вызванные костными шипами и почечной недостаточностью, при головных болях нервного характера, остаточных явлениях после инсульта и при других болезнях нервной системы. Поддаются определенному воздействию также такие заболевания мочеполовой системы, как простатит, везикулит, такие заболевания сердечно-сосудистой системы, как порок сердца, гипертония, гипотония. Помимо этого улучшается состояние при силикозах, отравлении токсичными газами, при сахарном диабете, гиперфункции щитовидной железы и в ряде других эндокринных заболеваний. Кроме того, некоторые опыты лечения сывороточного гепатита и рака также дали довольно явный эффект. Практические наблюдения показывают, что при многих заболеваниях возможен положительный терапевтический эффект разной степени.

20. Верно ли, что «журавлиная работа» справляется с лечением рака?

О т в е т. Цигун стиля «парящий журавль» только в поиске способов лечения рака. Практика последних лет показала нам, что в случаях рака печени, кишечника, крови, молочных желез, матки, яичников, горла, носоглотки, пищевода, мочевого пузыря при условии сотрудничества больного с учителем в результате настойчивой работы уменьшаются некоторые раковые опухоли. У некоторых больных здоровье восстанавливается при сочетании цигуна с медикаментозным лечением и химиотерапией. В ряде случаев здоровье также восстанавливается и без лекарств при добросовестных занятиях больные возвращаются на работу, некоторые добиваются продления своей жизни, а это для больных раком выдающееся событие.

Однако больным раком, занимающимся цигуном стиля «парящий журавль», показана другая тренировка, не такая, как «обычным» больным, также отличаются и требования. Им необходимо действовать особенно осторожно под руководством тренированного, имеющего опыт учителя. Удовлетворительный результат можно получить, если целенаправленно работать против рака в данной области тела, добавляя разные вспомогательные методы.

21. Можно ли заниматься «журавлиной работой» при выступающих межпозвонковых дисках в пояснице, при болезни шейного отдела позвоночника?

О т в е т. Такие больные могут заниматься «журавлиной работой», но нужно строго соблюдать ее принципы и методы и быть внимательным к требованиям на тренировках, иначе возникнут излишние проблемы. Так одни больные должны быть внимательны к упражнению «соединение с землей и единение инь» первой части, выполнять их медленно, точно с правильныи сознанием. Другие больные должны обратить внимание на упражнение «вождение шеей» и «качание головой» из третьей части. Если выполнять их медленно, точно, правильно сочетать с сознанием, тогда можно достичь терапевтического эффекта.

22. Можно ли заниматься «журавлиной работой» при болезни Меньера и эпилепсии?

О т в е т. При обоих этих заболеваниях можно заниматься «журавлиной работой». Однако необходимо иметь учителя, который бы в достаточной степени учитывал эффект ударов ци в болезненные очаги. Нужно усилить контроль во время «стояния столбом», и если возникают проблемы, то разрешать их своевременно. Нужно заранее объяснить больному, что удары ци по очагу болезни — нормальное явление. В частности, патологическое состояние больных эпилепсией во время тренировок может привести к 3-5 приступам. Но если четко объяснить причины и соответственно руководить действиями больного, то можно сократить число приступов. Надо проследить, чтобы площадка для занятий была ровная и просторная и чтобы кто-нибудь подстраховывал больного.

23. Можно ли заниматься «журавлиной работой» больным с большой потерей крови?

О т в е т. Причин большой потери крови много, нужно рассматривать конкретную ситуацию. Если у больного возникает слишком сильное кровотечение из-за беспорядочного хождения ци-крови, то нужно поступать особенно осторожно, ибо это приносит ему ненужные психические травмы и телесные неприятности, особенно у людей с «малой печенью» (малохрабрых) [согласно представлениям традиционной китайской медицины, печень является «седалищем храбрости». — Прим. ред.] В данном цигуне сочетаются динамика и статика, из-за повышенной подвижности и темпа это часто не очень подходит больным с кровотечениями. Пациентам с большимим кровотечениями, я полагаю, заниматься «журавлиной работой» не нужно. Однако если в болезни происходит улучшение и долго нет рецидивов, тогда при правильном руководстве учителя, своевременно овладевающего ситуацией, можно пытаться работать.

24. Могут ли заниматься страдающие головныим болями?

О т в е т. Причин, вызывающих головные боли, очень много: бывают головные боли нервного характера, бывают боли от внешних травм и пр. Когда цигун- тренировка доходит до определенного уровня и ци ударяет в болезненный очаг, то воздействие на больного относительно велико и могут быть довольно сильные головные боли. Перед занятиями нужно мысленно подготовиться, при возникновении проблем разрешать их немедленно; так, лицам с повышенной реакцией можно обратиться за медицинской помощью, принять болеутоляющие лекарства. Если настойчиво продолжать тренировки, то через какое-то время каналы прочистятся и реакция на удары ци в болезненную зону ослабеет.

25. Могут ли заниматься «журавлиной работой» лица, лишенные конечностей, парализованные?

О т в е т. «Журавлиная работа» — комплекс, состоящий из пяти частей динамической работы и работы «стояние столбом». Все, кто может жить без посторонней помощи и не утратил способности к самоконтролю, могут пользоваться этой методикой.

26. Может ли «журавлиная работа» излечить кожные заболевания?

О т в е т. Китайская медицина считает, что человек — органическое целое. Цигун-закалка служит для прочистки каналов, открывания и закрывания БАТ, улучшения циркуляции крови и метаболизма веществ, поэтому желающие эффективно воздействовать на кожные заболевания могут заниматься «журавлиной работой». Практика подтвердила, что некоторые страдающие кожными заболеваниями излечились путем «журавлиной работы».

27. Почему страдающие шизофренией и серьезными функциональными нервными заболеваниями, а также имеющие семейную отягощенность подобными заболеваниями временно не должны заниматься динамической работой и работой «стояние столбом»?

О т в е т. У нас в первой части «Краткое ознакомление» это четко определено. Причина в том, что у больных этой категории нервная система расстроена, в головном мозге нарушена упорядоченность процессов, возможности саморегуляции относительно слабые. Когда возникает «спонтанная работа», эти больные находятся в состоянии переходного торможения, их сознание ими не управляет и попытка «собрать работу» [завершить упражнение, вернувшись к обычному состоянию может оказаться безуспешной]. Кроме того, у страдающих шизофренией больше содержание 5-окситриптамина (серотонина) (в тканях), чем у психически здоровых людей, и при возбуждении его концентрация растет еще быстрее. Как только возникает «спонтанная работа», у них может произойти перевозбуждение или как бы приступ психической болезни. При таких заболеваниях временно не следует заниматься указанными упражнениями. Если желают излечить эти болезни, то можно заняться «методами терапевтической работы» под руководством учителя цигуна.

28. Какая разница между цигуном и гипнозом?

О т в е т. Цигун отличается от гипноза. Цигун — часть наследия китайской медицины, он имеет многотысячелетнюю историю, к тому же он опирается на личную внутреннюю активизацию скрытых возможностей тела, чтобы самому излечить болезни. Таким образом, это вид самотерапии. Тренирующийся должен полагаться на собственные усилия по балансирующей закалке: он добивается профилактики и лечения болезней, а также укрепления здоровья и продления жизни путем принятия правильных поз, регулированием духа и дыхания, прочисткой продольных и поперечных каналов, путем раскрывания и закрывания БАТ, снаружи тренируя мышцы, кожу, кости, а внутри тренируя воспроизводящую, жизненную и духовную энергии. При гипнозе речь имеющего опыт или умение человека руководит возбуждением другого, что приводит к соответствующему лечебному эффекту. Гипноз — воздействие одного человека на другого, ведомого, которым руководит гипнотизер; в этом основное отличие гипноза от цигуна.

29. Можно ли сочетать тренировочную работу с лечением посредством иглоукалывания и прижигания?

О т в е т. Тренировочная работа в цигуне предназначена для прочистки каналов и БАТ, избавления от болезней, укрепления тела. Иглоукалывание и прижигание тоже для прочистки каналов и БАТ. Однако методы тонизации и седатирования различаются (в цигун-тренировке тоже есть тонизация и седация). Следовательно, если хорошо согласовать тонизацию и седацию в цигуне и в иглоукалывании и прижигании, то можно повысить терапевтический эффект. Наоборот, если между ними есть противоречие, то возникнет взаимподавляющее воздействие.

30. Можно ли тренировочную работу сочетать с лекарственным лечением?

О т в е т. Чтобы ускорить лечение, следует сочетать методы. Если у ракового больного во время химиотерапии падает содержание лейкоцитов, то одновременно занимаясь цигуном стиля «парящий журавль», можно повысить число лейкоцитов, обеспечив нормальное лечение. Выздоровление по меньшей мере замедлится, если только тренироваться или только пользоваться лекарствами. Использовать цигун для сохранения здоровья и продления жизни могут здоровые люди и те кто находятся в реабилитационном периоде после излечения от тяжелой болезни.

31. Почему некоторые тренируются очень добросовестно, а лечебный эффект отнюдь не выдающийся?

О т в е т. Как определить, занимаются ли добросовестно? Заниматься много не означает заниматься добросовестно. Настоящая добросовестность заключается в соблюдении требований различных пунктов методики: правильны ли позы, точно ли мышление, естественны ли расслабление, покой, дыхание и др. Некоторые люди тратят много времени, но занимаются не по правилам и требованиям, не умеют расслабиться, особенно не могут успокоиться. Некоторые тренирующиеся слабы в морально-этическом плане, не в состоянии управлять изменениями чувств. Некоторые не учитывают изменения ветра, холода, тепла, сухости и влажности, не стремятся нормализовать свое здоровье и жизнь, а извне часто подвергаются атакам «шести зол» (общее наименование ветра, холода, тепла, влажности, сухости, огня). Таким образом, как бы много человек ни занимался, ему очень трудно добиться заметного лечебного эффекта. Следует учесть еще одно: когда тренировки доходят до определенного уровня, возникает расцвет ян, тогда мужчины и женщины чувствуют сексуальные желания, это нормальное положительное явление. Однако некоторые, мало знающие о доставке воспроизводящей энергии для подпитки мозга, слишком увлекаются интмными отношениями, не умея регулировать половую жизнь. У таких людей болезни обостряются, возможны рецидивы. Это показывает и практика. 98. Каков главный эффект тренировки различных уровней? О т в е т. Эффекты, возникающие в процессе тренировочной работы (оставляя в стороне терапевтический эффект), для различных уровней также неодинаковы. На нижнем уровне обычно говорят об этапе «плавления воспроизводящей энергии и ее преобразовании в жизненную энергию». Основной эффект — приведение в движение внутренней ци собственного тела и саморегулирование, самовосстановление, прочистка каналов, открытие точек, оздоровление тела и изгнание болезней, когда никакие аномальные явления не возникают. У некоторых движения «спонтанной работы» очень красивые, что ошибочно принимают за мастерство высокого уровня. На среднем уровне обычно говорят об этапе «плавления жизненной энергии и ее преобразования в духовную энергию». Когда вступают на этот уровень, могут возникнуть некоторые необыкновенные функции. Например, человек легко видит насквозь, принимает некоторую смутную или неустойчивую информацию (дальновидение, телепатия и пр.), определяет болезни у людей и лечит их, говорит на неких особых языках, музицирует, танцует, выполняет воинские упражнения или испытывает предчувствия и т.п. Однако возникающие на этом уровне функции обычно неустойчивые (они то есть, то нет, иногда они правильны, иногда ошибочны, иногда управляемы, иногда управление теряется) и неясные (так, не ясно, как эти функции возникают, как их использовать, что такое различные сопутствующие реакции, каковы связи и переход между «есть» и «нет», причинная связь прошлого, настоящего и будущего и т.д.). На высоком уровне обычно говорят об этапе «плавления духовной энергии и возвращении в пустоту». После вступления на этот уровень могут возникнуть ясное, чистое видение насквозь (видят себя и других как в зеркале), дальновидение и телепатия, способность к обнаружению и лечению болезней вблизи или на расстоянии, а также некоторые другие особые функции, отличные от обычных. Функции, возникающие на этом уровне, обычно относительно устойчивые и интенсивные, их можно применять произвольно, по желанию. При достижении этого уровня неясные вопросы среднего уровня можно решить. 99. Какова связь между уровнями тренировки? Каким образом можно выйти на высокий уровень? О т в е т. Тренировочная работа напоминает подъем на гору Тайшань: трижды по 18 поворотов от Средних небесных до Южных небесных ворот можно сравнить с тремя уровнями тренировочной работы, а именно нижние 18 поворотов со средним, верхние 18 поворотов — с наивысшим уровнем. Только пройдя трижды по 18, достигнешь Южных небесных ворот, а выше есть еще Храм лазоревой зари и пик Яшмового императора. Только взобравшись на пик Яшмового императора встав на Камень четырех сердец, можно увидеть чудесный пейзаж при восходе солнца, войти в бесконечно прекрасный мир. Среди трижды по 18 поворотов склон нижних 18 относительно пологий, подниматься довольно легко. На первом этапе тренировок тоже нетрудно добиться прогресса: можно очень быстро почувствовать ци, возникнет «спонтанная работа», ци будет ударять в болезненный очаг, болезненное состояние стабилизируется и облегчится, совсем исчезнет, но если не обращать внимания на самосовершенствование, подвергаться вредоносному воздействию семи эмоций и шести желаний или если на занятиях сознание не может войти в покой, мысли беспорядочны, то это отрицательно скажется на эффективности. Нужно обратить на это внимание. На средние 18 поворотов взобраться труднее, времени требуется больше, надо потратить много сил, и некоторые, глядя вперед, чувствуют: гора высокая, путь опасный; сердце сжимается — поколебавшись, возвращаются назад, обнаруживают себя на высоте, у них появляется высокомерие, отчего их шаг замедляется. Вступив на средний уровень тренировок, некоторые из-за недостаточной настойчивости, упорства или по другим причинам отступают. Другие, достигнув определенного успеха, зазнаются, в результате возникает рецидив заболевания, тренирующиеся на этом этапе должны повышать сознательность и преодолевать самоуверенность, еще более важны указания знающего учителя. На верхние 18 поворотов подниматься еще труднее. В это время уже можно вдали увидеть Южные небесные ворота, цель становится более ясной, надежда укрепляется, вера подтверждается, шаг становится увереннее. Когда тренировка достигает высшего уровня и когда человек войдет в Южные небесные ворота, в работе может произойти качественный скачок. Поднявшись на пик Яшмового императора, встав на Камень четырех сердец, можно увидеть очень далеко, меридианы времен могут собраться у глаз и можно почувствовать легкость и тонкость абсолютного пика, оглядываясь на свой путь наверх, можно мысленно улыбнуться и вздохнуть. Когда входишь в понимание мира, обычные печали и заблуждения выглядят как тающий дым. Только тогда вступаешь в настоящий мир цигуна высшего уровня.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top