Лекарственные растения кубани. Лечебные травы фото с названиями от а до я

Лекарственные растения кубани. Лечебные травы фото с названиями от а до я
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа № 24 хутора Северокавказского

муниципального образования Новокубанский район Краснодарский край

Кубановедение


1-4 классы

«Лекарственные растения

Краснодарского края»

Подготовила:

учитель начальных классов

Кулешова Любовь Давыдовна

2015 год


Кубановедение.1-4 классы

Тема урока: «Лекарственные растения Краснодарского края»

Цели урока :

1.Обобщить и расширить знания учащихся о лекарственных растениях

Краснодарского края.

2.Научить учащихся распознавать лекарственные растения и как их использовать в жизни.

3. Прививать любовь к родному краю, природе.

4.Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.


Оборудование:

1.Иллюстрации лекарственных растений.

2.Карточки для работы в парах и группах.

3.Рецепты приготовления фиточая.

4.Ноутбук, медиапроектор, экран.

Планируемые результаты:

ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.
Слайд №1
Учитель: Ребята, мы сегодня на уроке отправимся в путешествие по родной Кубани и узнаем много нового и интересного.
2. Актуализация знаний.
Учитель: «Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить». Ученик вернулся через неделю и сказал учителю:

Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной.


Учитель . Ребята, как вы думаете, почему ученик не смог выполнить задание?

Примерные ответы учащихся:

Так как в природе много различных растений, которые могут излечивать.

Наверное, потому, что ему было тяжело всё принести.


Учитель: Ученик сказал: «Потому что, я не состоянии принести всё то, что может излечивать, так как в природе каждое растение, каждый минерал, каждое животное целебны».
3. Изучение нового материала.

Учитель: О каких растениях мы сегодня будем говорить?

Тема урока: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»

(проговаривается, запись на доске и в тетрадях темы урока)

Учитель: Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать: заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.

Ребята, а как вы думаете, как человек узнал, о лекарственных свойствах растений?

Дети: Наблюдал, наверное, за животными.

Учитель : Верно, люди наблюдали за животными и видели, что больные животные употребляли в пищу определённые растения. Вспомните своих домашних животных: кошку или собаку. Если наблюдали за ними, то видели, что они часто едят или кусают какие-то травки. Если же кошка содержится в комнатных условиях, то она часто пытается обкусывать или даже съедает комнатные растения. Такое поведение животных показывает, что у всех живых организмов есть потребность в растениях.

Другая команда в это время вычёркивает совпавшие лекарственные растения

Зачитавшая команда вписывает в правую колонку растения, которых у них нет.
4. Физкультминутка

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

(Ходьба на месте)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать!


5.Сообщения учащихся о лекарственных растениях .

Учитель : С какими растениями нашего края вы знакомы и могли бы рассказать о растении по плану? Слайд №2

Его внешний вид.

Какую пользу приносит это растение?

(Дети зачитывают подготовленные сообщения о лекарственных растениях).

1-й ученик - Крапива

2-й ученик - Зверобой

3-й ученик - Мать-и-мачеха

4-й ученик – Лопух

5-й ученик – Ромашка

6-й ученик - Подорожник

Учитель: В наше время лекарственные травы можно купить в аптеке или заготовить самим. Но для этого надо хорошо знать правила сбора и хранения этих растений.

Давайте в первую очередь разберёмся, что же мы относим к лекарственным растениям.

Слайд № 7

Лекарственные растения

кустарники деревья травы

Какие части растений используются для лечения?

Дети перечисляют.

Учитель: Давайте проверим, все ли части растений вы назвали.

Слайд № 8
Части растений, используемые для лечения:


    • - корни, корневища, клубни

    • - почки, листья

    • - кора, цветы

    • - плоды, семена

6. Работа по учебнику на странице 20-21

Учитель: Угадайте, что это за растение ?
Тонкий стебель у дорожки.

На конце его серёжки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

(подорожник) Слайд № 9
Учитель: Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.

Давайте откроем учебники на странице 20 и прочитаем интересную информацию об этом растении.

Почему подорожник назван великим путешественником?

Вы знаете, как пользоваться подорожником для лечения ссадин?


Учитель: Угадайте, что это за растение?

Хоть и жжётся,

Но красива,
Всем известная ….. (крапива) Слайд №10
Учитель: Прочтите статью о крапиве в учебнике на странице 21.

Дети читают.

А почему крапива обжигает?

Каковы целебные свойства крапивы?

Учитель: Используют крапиву и для приготовления красок. А весной, когда мало свежих овощей, молодые листья крапивы собирают и готовят из них борщ и салат, так как в крапиве содержится много витаминов .
6. Работа в парах.

Учитель: А теперь поработаем в парах. Выполните задание по карточке. Найдите и обведите названия лекарственных растений.
Карточка№1


р

о

м

а

ш

к

а

ч

к

ж

я

ь

я

у

п

и

д

а

т

ш

а

к

и

с

л

р

а

л

о

у

о

т

о

а

з

у

б

р

а

о

п

п

н

д

ц

у

п

т

у

м

е

а

щ

з

ц

е

х

а

л

и

н

а

ч

л

7. Беседа о лекарственных травах Кубани
Учитель: Узнаем, как же используются эти лекарственные растения.

Слайд № 11
Лекарственная ромашка

Используется при простуде, кашле, ангине. Отварами и настоями этой травы полощут рот и горло, лечат раны, ведь цветы и листья обладают противовоспалительным действием. А чай из ромашки помогает при болезнях желудка. Слайд №12

Мята перечная

Мяту применяют при изготовлении различных лекарств. И ты тоже часто встречаешься с ней, когда по утрам чистишь зубы. Приятный запах и свежесть зубной пасте придает ментол, который содержится в этом растении. Он есть в сердечных лекарствах, в мятных пряниках и даже в конфетах.

Слайд №13
Лопух

Это лекарственное растение известно с глубокой древности. Растёт на пустырях, вблизи жилья, по окраинам полей, и среди кустарников.

Лекарственным сырьём лопуха служат корни и листья. При лечении хронического ревматизма помогают приложенные на суставы листья. В косметике используется главным образом корень лопуха. Из него изготавливают репейное масло, которое используют для укрепления волос.

Слайд №14
Учитель: А как правильно заготовить лекарственное растение?
Правила заготовки лекарственных растений.
1. Собирать утром, когда высохла роса.

2. Растения должны быть чистыми.

3. Нельзя собирать на улицах городов, скверов.

4. Цветки – в начале цветения.

5. Листья – перед цветением или в самом начале цветения.

6. Корни, корневища – весной и осенью.

7. Кору – весной, в самом начале сокодвижения. Слайд 15
Учитель: Когда мы начинаем болеть, нас могут лечить лекарственными настойками на травах, отварами, сборами, мазями на основе трав. А ещё есть необычный чай. Он называется фиточай.

А какие растения можно использовать для приготовления фиточая?

Ответы учащихся : Смородина, малина, плоды шиповника, зверобой, душица и т.д. Слайд №16

Учитель: Кто может назвать рецепты приготовления такого чая?

Ответы учащихся: 2-3 рецепта чая полезного для детей, общеукрепляющий, от простуды, витаминного и т.д.

Учитель: Узнав о целебных свойствах лекарственных растений, не надо сразу спешить в лес и собирать эти растения . Увидев в лесу медуницу, венерин башмачок, ландыши, колокольчики и другие растения, не надо их срывать.

Эти растения, как и другие, находятся под охраной человека и занесены в Красную книгу Кубани.

Лучше всего пользоваться теми растениями и сборами, которые есть в аптеках.
8. Итог урока.

Учитель: Итак, ребята, подведём итоги: мы сегодня говорили о лекарственных растениях и об их использовании. Так вот, объясните, что же называют лекарственными растениями?

Ответы учащихся:

Растения, которые обладают целебными свойствами, могут излечивать.

Растения, которые применяют в народной медицине, в фармакологии.

Учитель: Ребята, чтобы лучше запомнить те лекарственные растения, о которых мы сегодня говорили , вы должны заполнить таблицу
Работа в парах по карточке №2

Задание:

В левом столбике таблицы записаны названия лекарственных растений. Ваша задача вспомнить целебное свойство каждого из них, правильно подобрать карточку, где описано использование растения, и заполнить второй столбик.


Учитель: Что интересное мы узнали сегодня на уроке?

Ответы учащихся: Что все растения, которые нас окружают, обладают целительной силой и при правильном использовании – исцеляют.
9. Рефлексия

Ответим на вопросы, оценим себя.

Сегодня на уроке:
1.Я узнал …

2.Меня удивило …

3.Я научился …

4.Я смогу …


Учитель: Спасибо, ребята, за урок.

Домашнее задание (по выбору учащегося)


  1. Вы можете приготовить сообщение о лекарственном растении Краснодарского края.

  2. Найти стихотворение, в котором описываются лекарственные травы.
Использованные материалы:

  1. Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Учебник - тетрадь по кубановедению: учеб. пособие для 2 кл. общеобразовательных учреждений. –Краснодар: Перспективы образования, 2012.

  2. Ильина Т.А. Большая иллюстрированная энциклопедия лекарственных растений. – Москва, 2008.

  3. Лебедева А.Ф., Джуренко Н. И., Исайкина А. П., Собко В. Г. Лекарственные растения: Самая полная энциклопедия. – Москва, 2006.
Интернет - ресурсы:

  1. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

Приложение №1

Карточка 1.




И спользование

Карточка№ 2


р

о

м

а

ш

к

а

ч

к

ж

я

ь

я

у

п

и

д

а

т

ш

а

к

и

с

л

р

а

л

о

у

о

т

о

а

з

у

б

р

а

о

п

п

н

д

ц

у

п

т

у

м

е

а

щ

з

ц

е

х

а

л

и

н

а

ч

л

Карточка№ 1
Использование лекарственных растений


Название лекарственного растения

И спользование

Плоды шиповника

при ослаблении организма

Мать-и-мачех а

при кашле

Ландыш

при заболеваниях сердца

Крапива

для роста волос

Лопух

листья прикладывают к суставам, помогает при ревматизме

Корень одуванчика

улучшает аппетит

Чистотел

для прижигания бородавок

Рецепты фиточая


Мать-и-мачеха обыкновенная

Народные названия: пожарный салат, мужской цветок, мартовский цветок, песчаный цветок, табачная трава, дядюшкины листья. Это многолетнее растение радует ранней весной своими ярко-желтыми соцветиями с запахом, напоминающим запах меда. Задолго до того, как появятся листья, появляются цветоносы с красноватыми чешуйками и ярко-желтыми соцветиями. Цветет с февраля по март (апрель). Ее встречают чаще всего на пустырях, у кирпичных заводов, на щебнистых местах, по откосам и железнодорожным насыпям, по краям полей и обочинам дорог.

Мать-и-мачеха – ценное средство от кашля, особенно при коклюше.

Чай из мать-и-мачехи: 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день.

Кроме того, чай из мать-и-мачехи используют также для обработки ран и воспалений кожи, при кожных сыпях и для очистки крови.

Лопух большой


Народные названия: репей, репейник. Используемые части: корень.

Это двулетнее растение достигает в высоту 1-1,5 м и имеет мясистый до 60 см в длину корень, от которого отходят мелкие разветвления. Цветет в июне-июле. Лопух часто можно встретить по обочинам дорог, у заборов, стен и насыпей, на пустырях и выгонах, а также по берегам ручьев.

Корни выкапывают осенью, разрезают на куски и сушат на воздухе.

Чай из корня лопуха: 2 чайные ложки с верхом нарезанного корня заливают 1/2 л холодной воды, спустя 5 часов быстро нагревают до кипения, кипятят 1 минуту и процеживают. Дозировка: 3 раза в день по 1 чашке чая. Чаем из корня лопуха лечат и кожные высыпания – смачивают, промывают или обертывают. Нелишне отметить, что народная медицина пользуется также репейным маслом.
Крапива


Используемые части: трава, семена и корневище.

Цветет крапива с мая по июль (цветки мелкие, зеленые, расположены в поникших колосьях. Крапива растёт вблизи человеческого жилья: в садах, огородах, по краям канав, на помойках и пустырях. Ее используют очень давно, задолго до появления научной медицины. В настоящее время листья крапивы применяют для повышения общего обмена веществ. Они являются обычной составной частью чайного сбора, назначаемого при ревматизме, подагре, болезнях желчного пузыря и печени; входят в состав чайных сборов весеннего и осеннего оздоровительных курсов.

Ромашка аптечная


Народное название: девичий цветок.Используемые части: соцветия.

Цветет с мая по июнь. Ромашка – растение неприхотливое. Она растёт на полях, на пустырях, по обочинам дорог, по косогорам, опушкам. У ромашки собирают , прежде всего соцветия, но для ванн берут также и некоторую часть побегов с листьями.

Ромашка используется внутрь и как наружное средство. Внутрь можно с успехом применять ромашку (в виде чая) при острых желудочных заболеваниях. Она приносит быстрое облегчение и «успокаивает» желудок, и уже после недолгого лечения устраняет расстройство желудка. В качестве наружного средства ромашка, благодаря своим противовоспалительным свойствам, используется при лечении плохо заживающих ран. Ванны с добавками ромашки или влажные компрессы на раны – столь же испытанные средства, сколь и полоскания при воспалении слизистой оболочки рта и горла.

Чай из ромашки: 1-2 чайные ложки с верхом соцветий залить 1 чашкой кипятка, через 10 минут процедить. Ромашковый чай хорошо пить теплым, но не горячим

Подорожник


Подорожник - старинное лекарственное растение. Он был известен древним грекам и римлянам, его высоко ценили арабские и персидские врачи. Латинское название подорожника образовано от «планта» (подошва) и «агере» (двигать), так как листья его напоминают след ноги. Родина подорожника – Европа. Индейцы прозвали его «след белого человека». Вместе с грязью семена прилипают на обувь прохожих и путешествуют с ними. Русское название растения указывает на места его произрастания.

Цветет он с мая до сентября. Произрастает на пустырях и сорных местах, вблизи жилья, у дорог, на зеленых лугах, полях, огородах, садах, по лесным опушкам и берегам водоемов.

Подорожник используют как лекарственное растение. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых. Сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме и других заболеваниях органов дыхания. В научной медицине используются трава и листья подорожника при заболеваниях желудка. Молодые и нежные листья подорожника используются в питании. Из них можно приготовить салаты, супы и щи, запеканки, тефтели, соки и коктейли. Правда, вкусовые оттенки подорожника не отличаются разнообразием, но это исправимо. Добавьте крупу, крапиву, лук, хрен, перец, горчицу, соль и соус.

Информационная служба ст.Новопокровской

, Кубани

стр.1: Лекарственные растения Краснодарского края
Советуем:
стр.2: Лекарственные растения Краснодарского края
стр.3: Лекарственные растения Краснодарского края
стр.4: Лекарственные растения Краснодарского края
стр.5:
стр.6: Лекарственные растения России
стр.7: Лекарственные растения России
стр.8: Названия лекарственных растений (А-Г)
стр.9: Названия лекарственных растений (Д-К)
стр.10: Названия лекарственных растений (Л-Я)

Лекарственные растения, которые произрастают по всему Краснодарскому краю, а также на склонах Большого Кавказа и в степях Кубани.

Аир обыкновенный .
Многолетнее травянистое растение. Используется для улучшения пищеварения, при желудочно-кишечных заболеваниях.
Алтей лекарственный .
Многолетнее травянистое растение. Используется как противовоспалительное, отхаркивающее средство.
Барбарис обыкновенный . Ветвящийся кустарник. Используется при холецистите, желчнокаменной болезни, хроническом гепатите.
Белена черная . Двулетнее озимое растение. Используется в качестве спазмолитических и болеутоляющих средств. Белена чёрная ядовита.
Берёза. Листопадное дерево. Используется в качестве мочегонного и желчегонного средства. Препараты чаги (гриб) используют при гастрите и при злокачественных опухолях желудка, лёгких и других органов.
Боярышник кровяно-красный . Высокий кустарник. Препараты боярышника (настойка цветов, экстракт плодов) применяют как кардиотоническое средство, при фукциональных расстройствах сердечной деятельности, сердечной недостаточности.
Бузина чёрная. Кустарник. Цветки обладают потогонным, мочегонным, вяжущим, и слабым дезинфицирующим свойствами. Настой цветков применяют при простуде, как потогонное. Наружно их используют для полоскания при воспалительных заболеваниях полости рта и горла.
Василёк синий . Однолетнее или двулетнее растение. Используют как лёгкое мочегонное средство при заболеваниях почек и мочевого пузыря.
Горец перечный. Однолетнее растение. Используется как кровеостанавливающее средство при маточных кровотечениях, а также при геморрое.
Горец птичий (спорыш). Однолетнее растение. Используется как кровеостанавливающее средство.
Горицвет весенний . Травянистый многолетник. Используется для лечения хронической сердечной недостаточности, невроза сердца, бессонницы и эпилепсии.
Девясил высокий . Многолетнее травянистое растение. Используется в качестве отхаркивающего средства при заболеваниях дыхательных путей, а также для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Диоскорея кавказская . Многолетняя травянистая двудомная лиана. Используется препарат диоспонин. Он уменьшает содержание холестерина в крови и понижает артериальное давление.
Дуб обыкновенный. Листопадное дерево. Используется отвар дубовой коры для полоскания полости рта, зева, глотки и гортани.
Дурман обыкновенный . Однолетнее растение. Препараты из него в основном применяют для лечения бронхиальной астмы. Высоко ядовитое растение.
Дурнишник обыкновенный . Однолетнее растение. Применяют при заболеваниях щитовидной железы, эндемическом зобе (недостаток йода).
Зверобой продырявленный. Многолетнее травянистое растение. Препараты обладают вяжущими и противомикробными свойствами.
Калина обыкновенная. Кустарник или маленькое дерево. Препараты из коры калины понижают кровяное давление. Плоды усиливают сокращение сердечной мышцы. Плоды содержат аскорбиновую кислоту, после мороза их употребляют в пищу.
Коровяк густоцветковый. Двулетнее травянистое растение. Применяют настой венчиков коровяка как отхаркивающее, мягчительное и вяжущее средство при кашле. Для смягчения воспалительных явлений слизистых оболочек полости рта, зева, пищевода, желудка и кишечника.
Крапива двудомная . Многолетнее, травянистое, двудомное, ветроопыляемое растение. Препараты крапивы применяют внутрь как кровеостанавливающее и повышающее свертываемость крови средство. Наружно свежие листья крапивы применяют для лечения нагноившихся ран и варикозных хронических язв. При выпадении волос. Используется в пищу.
Календула обыкновенная . Однолетнее растение. Принимают внутрь как противовоспалительное и антисептическое средство при заболеваниях печени и желчного пузыря.
Ландыш майский . Многолетнее травянистое растение. Настойку и экстракт травы ландыша применяют при неврозах сердца, а также при недостаточности сердечной деятельности. Применять с осторожностью.

Лекарственные растения, которые произрастают по всему Краснодарскому краю, а также на склонах Большого Кавказа и в степях Кубани.

Липа сердцевидная. Листопадное дерево. Применяется настой цветков, как потогонное средство при простудных заболеваниях и как бактерицидное средство для полоскания полости рта, от головной боли.
Лопух большой. Травянистое многолетнее растение. Используется как кровоочистительное средство при вирусных заболеваниях крови, нарушениях обмена веществ и солевого обмена в организме.
Мать-и-мачеха. Многолетнее травянистое растение. Применяется как отхаркивающее и мягчительное средство, а также в составе грудных и потогонных чаев при бронхитах и ларингитах.
Мачок желтый. Однолетнее растение. Применяется как противокашлевое средство при заболеваниях верхних дыхательных путей и лёгких.
Мордовник обыкновенный. Многолетнее травянистое растение. Препарат оказывает сильное возбуждающее действие на центральную нервную систему. Повышает рефлекторную возбудимость спинного мозга, тонизирует скелетную мускулатуру.
Облепиха крушиновидная. Крупный кустарник. Плоды облепихи – ценное поливитаминное сырьё. Облепиховое масло, получаемое из плодов, обладает болеутоляющими свойствами.
Одуванчик лекарственный. Многолетнее травянистое растение. Корни применяют как горечь для возбуждения аппетита, улучшения деятельности пищеварительного тракта. Листья ценятся как пищевое растение. Поджаренные и измельчённые корни являются хорошим суррогатом кофе.
Овёс посевной. Однолетний культурный злак. Используется солома в виде отвара для ванн при диатезе, золотухе и рахите у детей.
Пастушья сумка обыкновенная. Однолетнее травянистое растение. Применяется как кровоостанавливающее средство.
Подорожник большой. Многолетнее травянистое растение. Препарат применяют для лечения хронических гастритов, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки с нормальной и пониженной кислотностью.
Полынь горькая. Многолетнее травянистое корневищное растение. Применяется как ароматическая горечь для возбуждения аппетита, болезни печени, желчного пузыря, бессоннице.
Пустырник сердечный. Многолетнее травянистое растение. Применяют экстракт и настойку травы пустырника на 70% спирте. Препараты эффективны при сердечно-сосудистых неврозах, пороках сердца, гипертонии, стенокардии и контузиях головного мозга.
Примула. Используют настой при головной боли, успокаивает нервы, снимает возбуждение, обладает лёгким снотворным действием.
Просвирник низкий (калачики). Однолетнее растение. В виде настоя принимают внутрь при воспалительных процессах дыхательных путей и заболеваниях горла и ротовой полости.
Пырей ползучий. Корневища в виде настоя принимают внутрь как кровоочистительное и восстанавливающее обмен веществ, средство. При желтухе, при частичной потере зрения.
Ромашка аптечная. Однолетнее травянистое растение. Препараты из соцветий ромашки применяют как противовоспалительное, успокаивающее, потогонное и дезинфицирующее средство.
Рябина обыкновенная Небольшое дерево, реже кустарник. Плоды применяют как профилактическое и лечебное средство при цинге и других авитаминозах.
Скумпия кожевенная. Сильно ветвистый листопадный кустарник. Медицинский танин, получаемый из листьев скумпии, обладает вяжущими, противовоспалительными и антисептическими свойствами.
Сирень обыкновенная. Многолетний кустарник. Листья сирени используют наружно для излечения ячменя глаз.

Разработка урока кубановедения во 2-м классе по теме

"Лекарственные растения"

Сидоренко Ирина Викторовна -

учитель начальных классов МБОУ ООШ №25

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели деятельности педагога: продолжить знакомство детей с растительностью родного края; познакомить с некоторыми видами лекарственных растений, произрастающих в крае, правилами их сбора и использования, расширять представление о многообразии природы родного хутора; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней; развивать речевые умения, логическое мышление.

Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия) :

Регулятивные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные: осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; использовать (строить) таблицы, проверять по таблице; проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); строить объяснение в устной форме по предложенному плану; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; применять на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Коммуникативные: учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Личностные: различать и узнавать изученные объекты живой природы; устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется; ученик должен задавать себе вопрос «какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» и уметь на него отвечать.

Оборудование:

  • Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Кубановедение2 класс: Практикум. — Краснодар.: ОИПЦ «Перспективы образования», 2017
  • Карточки
  • Картинки с изображением лекарственных растений формата А4

Сценарий урока.

I.Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел и смолк звонок - начинается урок.

Улыбнитесь гостям, друг другу, мне и с хорошим настроением начнём урок. Не забудьте о правильной осанке.

II. Актуализация и пробное учебное действие.

На прошлом уроке мы с вами говорили о растениях, которые растут в нашем крае. Сегодня мы продолжим эту работу.

- Дома вы, ребята, понаблюдать за понравившимся растением и выполнить задание на стр.19. Чтение рассказов и стихотворений о растениях Краснодарского края на выбор учителя (выбрать лекарственные растения).

Что вы знаете ещё о данном растении (из ответов учащихся)?

Какую пользу приносит оно человеку? (Учащиеся вспомнят, что это растение лекарственное).

III. Выявление места и причины затруднения. Сообщение темы урока.

Что можно лечить при помощи этого растения?

Как это сделать?

Какая тема нашего урока?

Какие задачи поставим сегодня на уроке? (Познакомимся с лекарственными растениями нашего края, простейшими способами лечения с их помощью).

(Открывается доска, на которой записана тема урока «Лекарственные растения»).

IV . Построение проекта выхода из затруднения .

Болеть могут все: и люди, и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит.Люди ещё в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений. Человек использует растение как лекарство.Узнать нам больше о лекарственных растениях помогут загадки.

V. Реализация построенного проекта.

Отгадайте загадку и узнайте, как называется одно из лекарственных растений Кубани.

С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня.

(мать-и-мачеха)(На доску вывешивается картинка с изображением мать-и-мачехи).

Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя - тёплая и нежная, как родная мать.

Мать-и-мачеха - многолетнее травянистое растение похожее на одуванчик, но меньшего размера. В начале апреля на проталинах, там, где припекает солнце, появляются жёлтые цветочные корзиночки мать-и-мачехи. Цветки-корзиночки находятся на стеблях, покрытом буроватыми чешуйками. Это видоизменённые листья.

Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Научное же название мать-и-мачехи происходит от латинского слова «туссус », что значит кашель.

Ребята, а как вы думаете, от чего помогает это растение?

Действительно, это растение - прекрасное средство от кашля. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.

В народе есть легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

Отгадайте ещё одну загадку и узнайте, как называется лекарственное растение Кубани.

Тонкий стебелек у дорожки.

На конце его сережки,

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

(Подорожник)(На доску вывешивается картинка с изображением подорожника).

В народе его называют «порезник», «ранник». Догадались, зачем его используют?

Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натершему ногу, поранившему руку.

Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.

Есть интересная легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.

Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать подорожник для лечения ран.

Физминутка

«А в лесу растёт черника»

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика (Наклоны)

Чтобы ягоды сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседание)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.(Ходьба на месте)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься.(Дети садятся на места)

- Чтобы узнать следующее лекарственное растение, нужно отгадать загадку.

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

Хоть и жжётся,

Но красива,

Всем известная …. (крапива)

А знаете, почему крапива обжигает? А правы ли вы, узнаем из учебника.

(Работа в учебнике страница 20-21)

Прочитаем это в учебнике на стр.21.

Ну, что правы вы были?

А как она нам помогает, кто-нибудь знает?

Тогда прочитаем об этом на стр.20 внизу.

Ещё в древности знахари писали: (знахари это люди, которые лечили) «Берём сырую крапиву, толчём и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживит». В крапиве есть вещества, убивающие микробы, а ещё она хорошо останавливает кровь. Отваром моют голову. Используют её и для изготовления красок. А как вкусен суп из крапивы, так как в крапиве много витаминов.

Крапива полезна не только людям, но и бабочкам - адмиралу, павлиньему глазу, гусеницам, которые едят её листья. Одна из таких бабочек даже названа в честь своей травы - кормилицы. Узнай её название …(крапивница). Рассмотрите её на рисунке и подпишите название.

- Ещё есть одно известное всем растение (валериана). У каждого дома оно лежит в аптечке. Чтобы его назвать, проведи такой опыт дома:

Завтра принеси домой сразу пять двоек, и тогда мама побежит в аптеку за настойкой из этой травы, а ты сможешь прочитать название и записать его сюда ……………

Только смотри, чтобы папы не было рядом, особенно с ремнём. Постарайся отбежать подальше и уже потом объясни ему, что это научный эксперимент.

(Учащиеся получают карточки с описанием опыта, проводится работа в парах).

- У вас в конверте лежит ещё одно растение. Если отломить стебелёк, то появится оранжевая жидкость, ею можно смазать ранки на теле. Попробуйте.

Какое лекарство вам напоминает это растение? (Йод)

Может кто-нибудь знает, как это растение называется? (Чистотел).

Чистотел применяют для лечения туберкулёза, в отваре травы чистотела купают детей при золотухе. Соком сводят бородавки, откуда происходит русское название растения: чистотел или бородавочник. Посмотрите, как выглядит растение на картинке и настоящее.

VΙ. Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи.

- Поработаем в группах.

Задание для первой группы. Игра «Найди нужный листок»

На листе бумаги вы видите несколько листочков. Найдите среди них лист подорожника.

Задание для второй группы. Практическая работа «Найди растение».

Найдите веточку крапивы в этой вазе (на столе ваза с калиной, шиповником, крапивой, чистотелом, подорожником).

Почему вы так решили?

Задание для третьей группы. Вы знаете, как правильно пользоваться подорожником?

Прочитайте предложения в учебнике на странице 20 под восклицательным знаком.

У вас на парте лежит конверт, достаньте оттуда листок подорожника. Он уже чистый. Выполните задание учебника.

Задание для четвёртой группы.

«Узнай растение по внешнему виду»

Лечебными бывают не только травы, но и плоды деревьев и кустарников.

В вазе у меня на столе стоят веточки кустарников. Что это за растения? Что вы о них знаете?

Шиповник богат витаминами: С,Р,К,В. Он входит в состав витаминных чаёв, из него делают сироп, применяемый при болезни печени. В домашних условиях из сухих плодов шиповника приготовляют отвар.

Калина. Кору применяют в виде отвара при золотухе, простуде, удушье, свежие ягоды при судорогах, в качестве слабительного, гипертонической болезни, а цветы - при кашле и бронхите. Ягоды широко употребляют в пищу, а пережаренные семена используют в качестве заменителя кофе.

VΙΙ. Самостоятельная работа самопроверкой по образцу.

Работа в парах

В таблице (задание из учебника стр.22) спрятались названия лекарственных растений. Нужно их найти. Работаем в парах.(На партах листочки с таблицей).

Проверим по эталону (вывешивается на доску). Ребята, как используют эти лекарственные растения?

VIΙΙ. Включение в систему знаний и повторение.

В начале урока мы с вами поставили цель - познакомиться с лекарственными растениями.

О каких растениях за урок мы узнали?

Прочитаем названия на доске.

Лекарственные растения:

Ромашка Шиповник

Мать-и- мачеха Калина

Подорожник Чистотел

Крапива Валериана

Что для вас было особенно интересно?

ΙХ. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Продолжите фразы.

Я узнал …

Меня удивило …

Я задумался над …

Я научился …

Мне пригодится …

Я смогу …

Домашнее задание Страницы 23-24, нарисовать одно лекарственное растение из таблицы и узнать о нём у родителей, заполнить страничку книжки-малышки.

Дата создания: 2013/12/28

Человек развивался в тесном взаимодействии с природой и более всего с растительной средой: лес и поле стали первой аптекой для человека. Лекарственные растения чаще всего назначаются в виде сборов, в которых одно растение усиливает действие другого. Многие больные, особенно в сельской местности, где еще сохранился многовековой опыт народной медицины, более охотно прибегают к лечению настоями и отварами целебных трав. Лекарственные травы не только останавливают, но и подвергают обратному развитию воспаление на любой стадии вплоть до стадии некроза. При этом лечение травами в народной медицине не наносит вреда организму, а только дает выздоровление при тяжелых обширных ожогах, ранениях, травмах, инфаркте миокарда, инсульте. Изготовленные из лекарственных трав фитопрепараты имеют свои характерные особенности: постепенное, медленное развитие терапевтического эффекта, мягкое, умеренное действие.

Многообразие растительности Кубани

«Разнообразие растительного мира, - писал врач А.П. Левицкий в очерках по истории медицины, - всегда неудержимо привлекало к себе человека и тем сильнее, чем ближе стоял он к природе. Люди подмечали отличительные свойства растений и пользовались ими в своем домашнем обиходе.

Нигде больше в стране нет такого многообразия растительности как на Кубани. Всего на Кубани 160 видов лекарственных растений. Но человек так безжалостно их рвёт, даже бывает с корнями, что некоторые из них начинают исчезать и рвать эти растения запрещено. В лесах растут липа, дуб, каштан, черника и др. растения. Они называются реликтовыми, т.е. сохранившимися с древних времен. Северная часть - это Азово-Кубанская низменность. Здесь сплошная степь, превращенная в поля.

По склонам балок и оврагов, по обочинам дорог можно встретить разные травы: пырей ползучий, горькую полынь, лебеду, мать-и-мачеху и другие.

Область применения лекарственных растений

В современной медицине лекарственные растения не только не утратили своих позиций, но привлекают к себе все более пристальное внимание ученых. Их более чем 3000 препаратов, применяемых отечественной медициной, 40 % вырабатывается из лекарственных растений. С каждым годом число их увеличивается. Лекарственным растениям нередко отдают предпочтение в связи с их небольшой токсичностью и возможностью длительного применения без проявлений побочного действия.

Сушка, сборка, заготовка лекарственных растений

Правильная заготовка растений — один из основных факторов получения доброкачественного сырья. Лекарственное сырье необходимо заготавливать только в хорошую, сухую погоду, в дневные часы, когда растения обсохнут от дождя и росы, так как, покрытые влагой, они медленно высыхают, и в то же время меняется их натуральная окраска. В дневное время суток заготавливают основную массу растений, у которых действующие вещества содержатся в надземных органах. Корни и корневища (подземные органы) можно заготавливать в любое время и при любой погоде, так как в большинстве случаев перед сушкой промывают. При заготовке лекарственных растений следует ориентироваться на те сроки, которые приводятся в календаре сбора лекарственных растений. Следует ориентироваться на фазу вегетации растения. Собирают только те органы и части растения, в которых накапливается максимальное количество биологически активных веществ.

При заготовке лекарственных растений важно правильно отобрать нужные виды, своевременно определить фазу их вегетации, так как количество действующих веществ в значительной степени колеблется в зависимости от роста и развития растения. Как запоздалый, так и преждевременный сбор может дать сырье, не представляющее никакой лекарственной ценности.

Сбор лекарственного материала лучше всего проводить в период максимального содержания в растениях активных веществ. Как правило, наибольшее их содержание в цветках и листьях приходится на период цветения, в почках — на период их набухания, в подземных частях (корни, корневища, клубни) — в период созревания плодов; кора наиболее полноценна весной.

Собранные растения тщательно сортируют, удаляя посторонние примеси, а также нелекарственные растения; от корней и стеблей отделяют омертвевшие, загнившие части. Тара для сбора должна быть совершенно чистой, сухой и без запаха. Нельзя собирать в одну тару несколько видов растений одновременно. Заготовленные растения укладывают, возможно, более рыхло, чтобы предупредить их согревание и потерю лечебных свойств. Затем растения следует выложить и дать провялиться, разложив тонким слоем для просушки. Не рекомендуется оставлять растения на ночь в таре или кучках.

Соседи человека - лекарственные растения

Зверобой

Народ придумал немало ласковых названий травам, которые с давних времен помогали избавляться от разных недугов. Это и одолень-трава, и молочай, и многие другие. Среди множества растений особой любовью пользовался зверобой. Его называли волшебной травой - спасительницей от ста болезней. При раскопках древнеславянских городищ археологи нашли семена 20 трав, среди которых был и зверобой. Полагают, что Зверобой помогает от болезней, причиненных злыми духами, ведьмами.

Людям это растение приносит одну только пользу, ведь для человека зверобой совершенно безвреден. Поэтому на Руси он был, что называется, на все случаи жизни: например, им набивали детям матрацы, привязывали траву к соломе - чтобы аромат защищал ребенка от страшных снов и ему снились только хорошие.

Зверобой считали источником света, который изгоняет любое зло, избавляет от тоски и печали. Он был любимым растением многих выдающихся людей, потому что не только лечил тело, но и воздействовал на душу. Сегодня ученые доказали антидепрессантные свойства зверобоя, связанные с его фотосенсибилизирующим действием, а в давние времена люди небезосновательно считали траву волшебной.

Мать-и-мачеха обыкновенная

Народные названия: пожарный салат, мужской цветок, мартовский цветок, песчаный цветок, табачная трава, дядюшкины листья. Это многолетнее растение радует ранней весной своими ярко-желтыми соцветиями с запахом, напоминающим запах меда. Задолго до того, как появятся листья, ползучее корневище выбрасывает заложившиеся еще осенью прямостоячие цветоносы с красноватыми чешуйками и ярко-желтыми соцветиями. Только много позже развиваются черешковые листья округло-сердцевидной формы размером в ладонь, по краям слабовыемчатые, с грубыми зубчиками. Сверху листья темно-зеленые. Цветет с февраля по март (апрель). Ее встречают чаще всего на пустырях, у кирпичных заводов, на щебнистых местах, по откосам и железнодорожным насыпям, по краям полей и обочинам дорог.

Соцветия собирают при хорошей погоде, когда цветки полностью распустились. Их нужно быстро сушить, чтобы сохранить товарный вид. Однако значительно больше, чем соцветия, для лекарственных целей используются листья. Их собирают в мае-июне, предпочтительно молодые, размером в пол-ладони и только чистые, не запачканные землей; из-за наличия слизи мыть нецелесообразно. Исследования показали, что листья тех растений мать-и-мачехи, которые растут на солнце, богаче компонентами и лучше, чем листья, растущие в тени. На это стоит обратить внимание при сборе. Сразу же после сбора нарежьте свежие листья, чтобы ускорить их высушивание. Хорошо хранятся только быстро высушенные листья.

Мать-и-мачеха - ценное средство от кашля, особенно при коклюше, а также от слизистой мокроты. Чаем из нее можно облегчить откашливание.

Чай из мать-и-мачехи: 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день.

Наряду с использованием против болезней легких чай из мать-и-мачехи приносит облегчение при раздражениях слизистой оболочки желудка и кишечника (но тогда пить его следует неподслащенным), а также как полоскание при раздражениях в полости рта. Кроме того, чай из мать-и-мачехи используют также для обработки ран и воспалений кожи, при кожных сыпях и для очистки крови.

Лопух большой

Народные названия: репей, репейник.

Используемые части: корень.

Это двулетнее растение достигает в высоту 1-1,5 м и имеет мясистый до 60 см в длину корень, от которого отходят мелкие разветвления. Мощный продольно-бороздчатый стебель с большой сердцевиной обильно ветвится; нередко приобретает красную окраску в отдельных местах. На шерстисто-опушенных стеблях сидят черешковые сердцевидно-яйцевидные листья, сверху зеленые, а снизу серые, войлочно-опушенные; размер листьев заметно уменьшается снизу вверх. Синевато-красные довольно крупные соцветия располагаются в виде рыхлой зонтиковидной кисти. Желтоватые листочки обертки на конце крючковидные. Цветет в июне-июле. Лопух часто можно встретить по обочинам дорог, у заборов, стен и насыпей, на пустырях и выгонах, а также по берегам ручьев.

Корни выкапывают осенью, разрезают на куски и сушат на воздухе.

Здесь, прежде всего, следует сказать об обработке волос головы против перхоти репейным маслом. Это масляная вытяжка из корня лопуха, для чего используют оливковое или камфорное масло (методики приготовления очень различаются). Как мочегонное средство корень лопуха в основном вышел из употребления и в так называемых кровоочистительных чаях встречается реже, но его все чаще применяют при нарушениях функций печени и желчного пузыря.

В основном корень лопуха рекомендуют как кровоочистительное средство, но также и при нарушениях деятельности печени и желчного пузыря. Далее следуют внутреннее и наружное применение при различных кожных болезнях. Чай из корня лопуха: 2 чайные ложки с верхом нарезанного корня заливают 1/2 л холодной воды, спустя 5 часов быстро нагревают до кипения, кипятят 1 минуту и процеживают. Дозировка: 3 раза в день по 1 чашке чая. Чаем из корня лопуха лечат и кожные высыпания - смачивают, промывают или обертывают. Нелишне отметить, что народная медицина пользуется также репейным маслом.

Крапива

Используемые части: трава, семена и корневище.

Следовательно, нет также никого, кто не знал бы, как она выглядит. Лекарственное применение находят два вида крапивы - жгучая и двудомная. Крапива жгучая мельче и нежнее, хотя и более агрессивна, а крапива двудомная чаще используется в медицине. Цветет крапива с мая по июль (цветки мелкие, зеленые, расположены в поникших колосьях; растения двудомные). Оба вида весьма обычны. Они растут преимущественно вблизи человеческого жилья: в садах, огородах, по краям канав, на помойках и пустырях. В мае, июне и июле (августе) собирают листья дикорастущей крапивы, которые осторожно (в перчатках) отрывают от стебля, а потом сушат на воздухе. Целиком траву используют для приготовления крапивного сока. Корневище выкапывают весной или осенью, освобождают от налипшей на него земли и сушат на воздухе или при искусственном подогреве (до 40 °С).

Возможно, потому, что крапива - столь распространенный сорняк, ее используют очень давно, задолго до появления научной медицины. В настоящее время листья крапивы применяют для повышения общего обмена веществ. Они являются обычной составной частью чайного сбора, назначаемого при ревматизме, подагре, болезнях желчного пузыря и печени; входят в состав чайных сборов весеннего и осеннего оздоровительных курсов.

Ромашка аптечная

Народное название: девичий цветок.

Используемые части: соцветия.

Однолетнее растение с коротким корнем и стеблем 20-50-см высоты, на котором сидят дважды или трижды перисто-рассеченные листья. Цветет с мая по июнь. Ромашка - растение неприхотливое. Она на полях, возделываемых и находящихся под паром, на пустырях, по обочинам дорог, косогорам, опушкам и, конечно же, в посевах зерновых. Для крестьянина это целебное растение - гнусный сорняк. У ромашки собирают, прежде всего соцветия, но для ванн берут также цветоносы и некоторую часть побегов с листьями. Так как качество ромашки в значительной мере зависит от времени сбора и типа сушки, необходимо быть очень аккуратным. Лучшее время для сбора - 3-й - 5-й день после распускания цветков. К этому времени в ней вырабатывается большинство действующих веществ.

Ромашка используется внутрь и как наружное средство. Внутрь можно с успехом применять ромашку (в виде чая) при острых желудочных заболеваниях. Она приносит быстрое облегчение и "успокаивает" желудок, и уже после недолгого лечения устраняет расстройство желудка. В качестве наружного средства ромашка, благодаря своим противовоспалительным свойствам, используется при лечении плохо заживающих ран. Ванны с добавками ромашки или влажные компрессы на раны - столь же испытанные средства, сколь и полоскания при воспалении слизистой оболочки рта и горла.

Чай из ромашки: 1-2 чайные ложки с верхом соцветий залить 1 чашкой кипятка, через 10 минут процедить. Ромашковый чай хорошо пить теплым, но не горячим.

Само собой разумеется, растение со столь многими благотворными свойствами прилежно используется и в народной медицине. И действительно, ромашке "доверяют все".

Подорожник

Подорожник — старинное лекарственное растение. Он был известен древним грекам и римлянам, его высоко ценили арабские и персидские врачи. Латинское название подорожника образовано от «планта» (подошва) и «агере» (двигать), так как листья его напоминают след ноги. Родина подорожника - Европа. Индейцы прозвали его "след белого человека». Вместе с грязью семена прилипают на обувь прохожих и путешествуют с ними. Русское название растения указывает на места его произрастания.

Подорожник многолетнее травянистое растение высотой 10-40 см с одной или несколькими цветочными стрелками. Один экземпляр подорожника осенью дает от 8 до 60 тысяч семян. Поэтому подорожник очень быстро расселяется по всем дорогам - везде, где ступает нога человека. Цветет он с мая до сентября. Произрастает на пустырях и сорных местах, вблизи жилья, у дорог, на зеленых лугах, полях, огородах, садах, по лесным опушкам и берегам водоемов.

Подорожник используют как лекарственное растение. Мы им пользуемся в дороге. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых. Сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме и других заболеваниях органов дыхания. В научной медицине используются трава и листья подорожника при заболеваниях желудка. Молодые и нежные листья подорожника используются в питании. Из них можно приготовить салаты, супы и щи, запеканки, тефтели, соки и коктейли. Правда, вкусовые оттенки подорожника не отличаются разнообразием, но это исправимо. Добавьте крупу, крапиву, лук, хрен, перец, горчицу, соль и соус.

Где и как заготовлять подорожник? Вопрос этот может поначалу показаться праздным. Ведь подорожник так широко распространен, что трудно найти место, где бы его не было. Но собирать растение нужно все же не везде. На городских улицах и на проселочных дорогах, где много грязи, делать этого не следует. А в поле, на лугах и около рек - пожалуйста.

Каждая часть лекарственного растения - лечебна, но по-своему. Лекарственные растения играют очень большую роль в жизни человека.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top