Классный час правила гигиены и правильной осанки. Классный час «Правильная осанка - залог здоровья

Классный час правила гигиены и правильной осанки. Классный час «Правильная осанка - залог здоровья

Средняя школа № 35

Классный час в 1 В классе

Правила гигиены и осанки

Классный руководитель: Шевченко Е.В.

г. Актобе, 2016-2017 учебный год

Путешествие к Галактике «Гигиена»

Цель: развитие гигиенических навыков; развитие навыков общения; формирование физического и психического здоровья младшего школьника, навыков соблюдения режима дня;

воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

Оборудование: «космическая карта», туалетные принадлежности.

Ход занятия

Ребята, вы любите путешествовать?

А на чем вы бы хотели путешествовать?

Сегодня мы с вами полетим в космос, по великой и далекой Галактике «Гигиена». Хотите? Тогда, закройте глаза, представим себя в космическом корабле. Приготовились… Начинаем отсчет: 10, 9 … Пуск!

Итак, мы летим. Теперь можно открыть глаза. В иллюминаторе корабля показалась красивая, вся переливающаяся планета «Мыльный пузырь». Эта планета имеет много спутников – «мыльных пузырят». Они просят нас залететь к ним в гости и отгадать загадки. Ну, что, залетим?

Давайте посмотрим, какие загадки приготовили нам «пузырята».

Гладко, душисто, моет чисто.

Нужно, чтоб у каждого было.

Что это?

(мыло)

Вроде ежика на вид,

Но не просит пищи,

По одежде пробежит –

Она станет чище.

(щетка)

Что за зеркало такое

Вырезная держит рама?

Вот скамейка, рядом стол.

Протирает его мама.

Вглубь заглянешь – вместо дна

Мама с тряпочкой видна.

(зеркало)

Вот такой забавный случай

Поселилась в ванной туча.

Дождик льется с потолка

Мне на спину и бока!

До чего приятно это!

Дождик теплый, подогретый,

На полу не видно луж,

Все ребята любят … (душ)

Какие молодцы! Отгадали все загадки. На планете «Мыльный пузырь» все остались довольны. А мы снова в пути.

Ой, что-то случилось! Мы попали в какую-то грязь. С неведомой нам планеты поступил сигнал «SOS». Кто знает, что он обозначает?

Правильно, нужно спасти планету, поможем? Для этого нужно отгадать автора и название произведения.

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня.

Вдруг из маминой, из спальни

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник и

Качает головой…

Я – великий Умывальник

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников начальник

И мочалок командир!

Давайте еще раз вспомним, о чем говорится в стихотворении?

Молодцы! Мы помогли этой планете. Летим дальше!

Перед нами, прямо по курсу, планета «Грязнулька». Здесь живут люди, которые перестали заботиться о чистоте и порядке. Они перестали умываться, чистить зубы, разучились пользоваться чистым носовым платком, следить за чистотой своей квартиры. Ребята, если у ученика грязные руки, волосы, одежда, то смотреть со стороны очень неприятно. А еще можно заболеть инфекциями, гепатитом.

(Выбегают Грязнульки и поют.)

По воздуху летают микробы.

На кожу попадают микробы.

Сквозь ссадины и ранки стремятся спозаранку

Проникнуть в нас микробы.

1 Грязнулька: Да, в наш организм попали микробы, потому что мы во время не мыли руки. Как правильно мыть руки?

Ученик: Я знаю, как помочь! Грязнулю всегда выручает… (мыло).

Учитель: Ребята, что надо мыть сначала, лицо или руки? Почему?

(Грязнули моются)

Ученик: - Мойте руки с мылом

Мылом белым.

Пропадут микробы навсегда,

Защищают тело, тело, тело

Солнце, воздух, мыло и вода.

Вода, да – да.

Грязнуля: Гигиена, гигиена,

Что такое я не знал.

Может – это зверь – гиена,

Что в кино я увидал?

Оказалось в гигиене

Ничего звериного,

Нас учила гигиене

Наша учительница.

Ученик: Моем руки, чистим зубы –

Очень мило, просто любо!

Все болезни – вон за дверь!

Выгляжу отлично я.

Ученик: Костяная спинка.

Жесткая щетинка.

С мягкой пастой дружит,

Нам усердно служит.

(зубная щетка)

Перед нами созвездие. А какие созвездия вы знаете?

А это созвездие называется «Кроссвордик». Посмотрите, на доске начерчено слово «полотенце». Нужно вписать слова – названия принадлежностей, которые помогают нам сохранить опрятный внешний вид.

Молодцы, все правильно сделали! И мы снова в пути! Прямо по курсу в невесомости, рядом с планетой «Угадай-ка» летают различные предметы. Давайте выберем только те, с помощью которых мы всегда выглядим чисто и опрятно. Для чего нужны нам эти вещи?

Молодцы! Вы узнали всем так необходимые всем вещи. А вот в иллюминаторе показалась очень красивая планета, на которой живет сама королева Зубная Щётка. Но прежде чем нас принять, королева хочет узнать, какие гости к ней прибыли. Она предлагает игру. Внимательно слушайте и отвечайте лишь тогда, когда нужно сказать «это мы».

Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?

Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

Кто из вас своим трудом украшает класс и дом:

Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?

Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?

А теперь вспомните названия зубных паст. Зачем они нужны?

А из вас кто чистит зубы?

Нужно ли чистить зубы утром и вечером? Почему?

Как вы считаете, вы правильно чистите зубы? Кто может показать?

Молодцы! Внимание! Мы подлетаем к планете «Здоровье». Посмотрите, вокруг нас аккуратные и веселые дети. Одежда у них в полном порядке. Здесь ребята выполняют утреннюю гимнастику, соблюдают личную гигиену, режим дня. Сейчас они расскажут нам, как они живут.

Ученик: В 7 часов у нас подъем.

Успеваем мы во всем:

И гимнастикой заняться

Под открытой форточкой.

Умываться, чистить зубы,

Застелить свою постель.

И позавтракать в 7.30.

И одеться в школу!

В школе, дома мы всегда

Соблюдаем правило:

Быть прилежным, аккуратным.

И учиться, и играть.

Выглядим мы весело!

Учитель: А что ещё любят делать ребята с планеты «Здоровье»?

Ученик: Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным.

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю… (зарядку).

Учитель: Давайте вместе с ребятами сделаем несколько упражнений.

1 упражнение: Ходьба на месте. Ходите быстро, высоко поднимая колени, сильно размахивая руками. Держитесь прямо, высоко подняв голову.

2 упражнение: Встаньте прямо, ноги вместе, руки опустите вниз. Руки в стороны, вверх, скрестите над головой, вдох, опустите, выдох.

Это упражнение помогает расти, улучшает осанку.

Ведущий: - А теперь давайте прочитаем пословицы и поговорки и объясним, что они обозначают.

Кто аккуратен – тот людям приятен.

Чистота – залог здоровья.

Чистота – лучшая красота.

Чисто жить – здоровым быть.

Чистая вода – для хвори беда.

Ребята, возвращаемся домой!

Цели : учить пониманию красоты человеческого тела; воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: карточки с заданиями для практической части.

I. Беседа о Красоте.

Учитель. На протяжении всей истории человечества людей окружала Красота мира. Нет ничего более возвышенного по форме и содержанию. Понятие Красоты всегда интересовало людей. За много веков человек научился отмечать особо изысканные формы и виды ее проявления в растительном и животном мире. Древние люди стремились к подражанию этим красивым формам и в одежде, и в строительстве жилья и храмов. Красоту воспевали в художественной литературе, ритуальных обрядах, песнях, люди умели наслаждаться красотой. Вот они-то и несли в мир доброту, радость, милосердие.

И, естественно, они научились оценивать красоту самого человека: красоту линий и форм тела, красоту глаз, волос, губ и т. д., красоту тела в танце, во время ходьбы, во время разных состязаний... А критерии оценки красоты тела человека они брали в мире животных, растений.

Задание 1 (для мальчиков). Подберите прилагательные, которые характеризуют женскую красоту. Вспомните растение или животное, с которым сравнивается женщина при помощи этого прилагательного. Например: стройная, как березка. (Учащиеся продолжают.)

Задание 2 (для девочек). Вспомните, какими словами описывают мужскую красоту. (Учащиеся выполняют.)

Задание 3 . Назовите прилагательные, характеризующие отрицательные стороны человеческого тела (тучный, сутулый...). Обратили ли вы внимание на то, что хорошие персонажи сказок величавы, грациозны, благородны, изящны, волшебны, обладают прекрасным здоровьем и добрым сердцем: Елена Прекрасная, Дюймовочка, а плохие - костлявы, горбаты, кривы, то есть слабы здоровьем, хотя и сильны духом: Леший, Кощей Бессмертный?

Учитель . Вспомните, какой болезнью страдала Баба Яга? (Дети отвечают.) Правильно, у нее был горб и ее вечно мучил радикулит. А как вы думаете, с чего все началось?

С плохой осанки.

Так что же это за загадочное слово «осанка»?

Осанка - это привычная поза непринужденно стоящего или сидящего человека. Слово «привычная» нам знакомо. Значит, это относится к разряду привычек.

Какие хорошие привычки вы усвоили?

Привычная осанка есть и у каждого из нас. Хорошая осанка в положении стоя означает, что плечи у нас слегка отведены назад, грудная клетка расправлена, а туловище выпрямлено. Когда мы сидим, хорошая осанка означает, что спина у нас прямая, а голова поднята. Посмотрите, какая прекрасная осанка у Ивана Царевича, по сравнению с осанкой Бабы Яги.

- От чего зависит осанка?

От многих факторов (запись на доске):

2. От мощности мышечного корсета и эластичности связочного аппарата.

3. От умения правильно ходить, танцевать, прыгать, падать, бегать, поднимать тяжести и спать.

4. От качеств нашей постели.

5. От желания самого человека быть красивым и привлекательным, ловким, здоровым и счастливым.

II. Инсценировка.

Действующие лица : Иван Царевич, Баба Яга,

Иван Царевич. А знаете, почему так важно иметь хорошую осанку? Дело в том, что если человек постоянно сутулится, втягивает голову в плечи, если он сидит за партой в школе сгорбившись, то такая неправильная осанка с годами войдет в привычку, а из-за этого сформируется не очень красивая фигура и вид всегда будет тоже некрасивым. Кроме того, человек с плохой осанкой всегда будет казаться ниже ростом, чем он есть на самом деле. Когда мы стоим прямо, то выглядим гораздо выше, чем когда сутулимся.

Баба Яга. А еще человек с неправильной осанкой не может стать хорошим спортсменом или танцором.

Баба Яга. Позвоночник - ключ к здоровью, основа скелета, без него человек - мешок с косточками. Скелет, хрупкий и изящный на вид, весом 12-14 кг, выдерживает очень большие нагрузки. Он не только не разваливается, но даже не трескается. О молодости человека можно судить по молодости его позвоночника. Различают 4 отдела позвоночника:

1) шейный - 7 позвонков;

2) грудной - 12 позвонков;

3) поясничный - 5 позвонков;

4) крестцово-копчиковый - 5 сросшихся позвонков в крестце и 4-5 - в копчике.

Итого 24 подвижных позвонка и 9-10 сросшихся.

У позвоночника имеется 4 изгиба.

Позвоночник - пружина, состоящая из полых костяных позвонков, соединенных друг с другом хрящами - дисками и связками. Вся эта пружина работает хорошо, когда испытывает постоянные нагрузки. Но при их отсутствии связки слабеют, диски деформируются, позвоночник становится жестким, как палка, и неустойчивым. В некоторых случаях появляется даже боль. Спина сутулится, легкие зажимаются грудной клеткой. Сердцу трудней работать. И внутренние органы тоже изменяются, начинают неправильно функционировать, а затем возникает болезнь - вот как у меня.

Хотите почувствовать, как дышат люди с неправильной осанкой? Вот как я... (Дети как можно сильнее обхватывают себя руками, сгибаются.)

Дети делятся на 3 группы.

Иван Царевич. Мы приготовили для вас задания.

Задание 1 . Нарисуйте позвоночник и обозначьте его отделы.

Задание 2. Придумайте из слова «ПОЗВОНОЧНИК» как можно больше новых слов.

Задание 3. Конкурс капитанов.

Капитанам даются карточки с заданием: выбрать, от чего зависит осанка.

От чего зависит осанка?

Выбери нужное:

1. От подвижности позвоночника.

2. От качества еды.

3. От качества постели.

4. От времени года.

5. От умения правильно ходить, бегать, спать.

6. От мощности мышечного корсета и эластичности связочного аппарата.

7. От желания самого человека.

8. От успеваемости.

Задание 4. Конкурс «Кто лучше пройдет?»:

а) для девочек - пройтись с коромыслом, осанка при этом должна быть правильной;

б) для мальчиков - пройтись с книжкой на голове так, чтобы книжка не упала.

Баба Яга . Приятно на вас посмотреть. Оставайтесь такими же стройными и красивыми!

Классный час «Правильная осанка»

Планируемые результаты:

Формировать представления школьников о необходимости иметь правильную осанку.

Углублять знания по ЗОЖ

Повторить правила режима дня

Развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Ход мероприятия.

Приветствуем всех, кто время нашел

И в школу на праздник здоровья пришел!

Мороз злой стучится сердито в окно,

Но в классе у нас тепло и светло!

Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,

Нам спорт с физкультурой, как воздух нужны,

А с ними порядок, уют, чистота!

Эстетика. В общем, сама красота!

Здоровье свое сбережем с малых лет.

Оно нас избавит от болей и бед!

Постановка учебной задачи.

Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня поговорим на классном часе?

Ответы детей(о здоровье, о здоровом образе жизни, о пользе занятий физкультурой и спортом, о гигиене, о режиме дня и т.д.).

Здоровье – это не только благополучное физическое состояние человека. Это и образ жизни человека, его дела, поступки, отношение к окружающим людям. Все должно быть в гармонии, и только тогда человек почувствует себя по-настоящему здоровым и счастливым.

Каждый человек – хозяин своей жизни. На доске изображено дерево без листьев. У каждого из вас есть листочек. Вы должны написать на листочке, что вы будете делать для сохранения и укрепления своего здоровья, начиная со слов «Я буду…», и прикрепить его на дерево.

Ваши родители поучаствовали в смс-опросе, «здоровым ребёнок будет, если…». Вот их ответы. Слайд№1.

Актуализация знаний.

Сегодня мы не будем говорить о здоровье в целом. Мы возьмём небольшую тему, а какую вы поймёте, отгадав загадку.

Быть здоровою должна

Наших школьников…….(спина).

Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно сформирован скелет. При правильной осанке легче работает сердце и другие важные органы. Правильная осанка не дается человеку при рождении, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвоночниках еще не заменилась костной. Поэтому все взрослые постоянно говорят: «Не горби спину. Сиди прямо!» Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и в старшем возрасте не будут мучить боли в спине и пояснице.

Ученые провели наблюдение. Оказалось, что если человек низкого роста, но держится прямо, то он кажется выше. А вот высокий, но сутулый - ниже.

Что же такое осанка?

«Стройность, величавость, приличие, красота..»- так определял понятие «осанка» В.И. Даль - врач и языковед.

Осанка - это привычная поза непринужденно стоящего или сидящего человека.

Правильная осанка в положении стоя означает, что плечи у нас слегка отведены назад, туловище выпрямлено.

Когда мы сидим, хорошая осанка означает, что спина у нас прямая, а голова приподнята. (Учитель демонстрирует на детях)

На осанку влияет, прежде всего, позвоночник – осевой орган. Почти каждому природой дан здоровый позвоночник, и лишь наша беспечность приводит к заболеваниям. Позвоночник является основой скелета и выполняет в организме человека две важные функции. Первая – опорно-двигательная. Слайд № 2. Вторая функция – защита спинного мозга от механических повреждений. Многочисленные нервные окончания связывают позвоночник со всеми органами человеческого тела. Каждый из позвонков опосредовано участвует в работе того или иного органа. Когда нормальная работа позвоночника нарушена, передача нервных импульсов от костного мозга к тканям и клеткам затрудняется. Начинают развиваться хронические заболевания.

Ребята, а кто имеет правильную красивую осанку?

Правильную красивую осанку имеют балерины, гимнасты, фигуристы, фотомодели. Слайд № 3.

Ребята, а вы хотите узнать правильная ли у вас осанка?

Кто знает, как проверить осанку? (желающие ученики из класса)

Проверяем наличие искривления позвоночника.

Встаньте спиной к стене, плотно прижмите пятки, ягодицы и лопатки к стене. В этом положении между стенкой и поясницей должна проходить ладонь. Если проходит кулак – осанка нарушена.

Вывод: Результаты проверки показали, что --------- учащихся имеют нарушение осанки.

Контрольный тест в положении сидя:

  1. Нужно сесть за парту в привычной позе, так как вы обычно сидите на уроке.
  2. Поставить руку локтем на парту, кончики вытянутых пальцев должны касаться угла глаза.
  3. Если угол глаза находится выше или ниже кончиков пальцев – осанка не правильная

Приступать к оздоровлению никогда не рано и никогда не поздно. Лучше сделать этот шаг сегодня, чем завтра.

Корень, ствол у дерева –

Жизни всей источник,

Жизни ствол у человека –

Это позвоночник.

Сделав выводы теперь,

Вы держитесь твердо.

Чтобы по земле шагать

Вам с осанкой гордой.

Закрепление.

Совет №1 : " Правильно сиди за партой"

Ребята, почему нужно правильно сидеть за партой?

При правильной посадке голова держится прямо, плечи развернуты, живот подобран, ноги ровно стоят на полу, пятки вместе.

Совет №2 : Занимайся спортом!

Чтоб успешно развиваться,
Нужно спортом заниматься,
От занятий физкультурой,
Будет стройная фигура.
Нам полезно без сомненья,
Всё, что связано с движеньем.
Вот, поэтому, ребятки,
Будем делать мы зарядку.

Чтобы осанка была правильной надо двигаться, играть в подвижные игры, заниматься физкультурой и спортом.

Укреплению позвоночника и сохранению правильной осанки способствуют пешие прогулки, катание на велосипеде или роликовых коньках. Правильно чередуйте учебные занятия (работу) с отдыхом. Полезно разумно использовать спортивные упражнения, такие как ходьба на лыжах, спортивные игры.

Самое время заняться спортом (Физминутка).

Совет №3 : Спи на жёсткой постели.

Ребята, а почему нужно спать на жёсткой постели?

1) позвоночник не будет перегружаться;

2) вы станете выше на пару сантиметров;

3) все внутренние органы встанут на свои места;

4) улучшится работа органов пищеварения и выделения;

5) улучшиться циркуляция крови в организме и работа щитовидной железы.

Совет №4 . Соблюдай режим дня.

Ребята, почему нужно выполнять режим дня?

Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять -
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать.

Совет №6 .Правильно переноси грузы.

Ребята, как правильно нужно переносить грузы?

Ребята, а в чём лучше носить учебники и все школьные принадлежности?

Масса ранца учащегося начальных классов должна быть 2 кг 700г.

Давайте посмотрим на таблицу. Это вес ваших ранцев: пустых и с учебниками. Слайд №4.

Совет №7. Правильный подбор обуви и одежды.

Правильно подобранная обувь даёт стопе ограничение, замкнутое пространство, которое способствует правильному формированию стопы, в дальнейшем поможет избежать травм и сформировать правильную походку.

Признаком изящества женщины, особенно из состоятельных кругов общества, считались маленькие ножки. По китайским обычаям (вошедшим в традицию во II тысячелетии), женщина должна была иметь маленькие дугообразные ножки, напоминающие форму мoлодого месяца или лилию. Девушке, не обладавшей этими признаками красоты, трудно было выйти замуж. Слайд № 5,6.

Совет №8. Правильно питайся!

Для сохранения правильной осанки необходимо правильное питание.

Многие ребята отказываются от пищи, содержащей витамин D (печень, рыбий жир, яичный желток и пр.)

-сформировать представление о правильной осанке;
-выявить причины нарушений осанки;
- дать рекомендации по профилактике нарушений осанки

Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал.

Ход классного часа.

1. Орг. момент.

Я думаю, вы согласитесь со мной, что никакие богатства в мире не заменят самой главной ценности – крепкого здоровья! Когда человек болен, он постоянно думает о своей болезни, тратит время и деньги на лечение. У него нет настроения и времени заниматься чем-либо, кроме проблем со здоровьем.

Мы встретились с вами для того, чтобы обсудить насущную и, на мой взгляд, очень важную тему. Постарайтесь понять, о чем пойдет речь. Постарайтесь правильно сформулировать это понятие и доказать, является ли это проблемой на сегодняшний день. Если да, то почему?

Начнем с простого вопроса:

Кому из вас посчастливилось побывать на море?

Наверное, многие из вас видели таких обитателей моря, как медузы. Существует множество разновидностей. Некоторые перед вами на экране.

Но главное не в этом.

Что происходит с медузой, попавшей на берег?

Правильно! Попав на берег, медуза становится бесформенной лужицей, как желе.

А мы всегда сохраняем форму своего тела. Что нам помогает сохранить форму.

Конечно, это скелет и мышцы. Без костей наше тело было бы мягким. Скелет не только поддерживает наше тело, но и защищает мягкие внутренние органы.

Что является основой нашего скелета? (Позвоночник)

Конечно же позвоночник! Природа уже создала позвоночник прямым, защищающим спинной мозг и отходящие от него нервы от ударов и в тоже время позволяет телу изгибаться во всех направлениях.

Из перечня слов назовите признаки характеризующие здорового человека:

слабый уверенный

веселый красивый

отдохнувший хмурый

бодрый тусклые волосы

энергичный

правильная осанка

сутулый

Какое ключевое понятие из этих слов относится к слову «позвоночник»? (правильная осанка)

2. Практическое задание.

4 ученика показывают мимикой и походкой:

а) ученика получившего двойку

б) трусливого;
в) уверенного;
г) весёлого.

Вывод: Осанка – это правильное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении.

(Ученики рассказывают стихи)

1) Нужно спину так держать,
Чтобы ровненько стоять.
Люди смотрят не дыша:
Ох, осанка хороша!
2) Утром, ровно в семь часов,
Я встаю с кроватки.
Для пробежки я готов,
А также для зарядки!
3) Каждый день стою у стенки,
У меня болят коленки,
Но без устали стою–
За осанкою смотрю.
4) Буду по лесу гулять,
Буду тело закалять.
Я здоровым быть мечтаю,
Свои мускулы качаю.
5) На уроке я сижу,
На учителя гляжу.
Мне учитель говорит:
«Сядь ровней, не повредит!»
6) Очень любим свой бассейн,
Плавать обожаем все.
Приходите, всех зовем–
Дружно вместе поплывем.
7) За осанкой не слежу,
Скрученный весь день хожу.
Чтобы мне здоровым быть,
Надо за спиной следить.

Эталоном для подражания может служить осанка балерин, а также спортсменок, занимающихся спортивной и художественной гимнастикой, синхронным плаванием.

Почему же осанке придается такое значение? Почему так важна хорошая осанка?

Объясните смысл пословицы «Человек настолько молод, насколько молод его позвоночник» (вы будете ощущать себя до тех пор молодыми, пока будет здоров ваш позвоночник)

Ученик рассказывает стих:

Чтобы часто не лечиться,

Вам придётся обучиться

Правильно сидеть, стоять,

Груз тяжёлый поднимать.

Главное – суметь понять:

И болезнь предупреждать.

Тело без движения - подобно стоячей воде, которая портится, плесневеет и гниет.

Народная мудрость гласит: «Деньги потерял - ничего не потерял. Время потерял - много потерял. Здоровье потерял - все потерял». С переходом к школьному режиму двигательная активность ребенка сокращается почти вдвое. В настоящее время в школу приходит более 30% детей, имеющих нарушения осанки.

«ПЛЮСЫ» правильной осанки.

1. Чем красивее спина, тем увереннее личность.
Хорошая осанка повысит уверенность в себе. Пробуйте это: глубоко вздохните и стойте прямо. Вы чувствуете себя лучше? Более уверенно?

2. Дыхание становится легким и более глубоким.
Попробуйте сделать следующее: сядьте и сгорбитесь. Попробуйте сделать вдох. Заметьте, что так тяжелее дышать. Это пример того, как наши мышцы и сухожилия сковываются и вызывают затруднения в дыхании.

3. Улучшается дыхание и пищеварение.
Хорошая осанка увеличивает вместимость легких, помогая обращению кислорода и пищи в организме. Улучшается здоровье, органы функционируют лучше.

4. Вы выглядите более стройными и молодыми.
Имея хорошую осанку, вы будете казаться на 3-5 фунтов (2-2,5 кг.) стройнее, моложе и одежда будет лучше на вас сидеть.

6. Помогает мышцам и суставам.
Хорошее положение позволяет мышцам работать более эффективно, позволяя телу использовать меньше энергии и, тем самым, предотвращая усталость. Это также уменьшает вероятность растяжений и даже спинную и мышечную боль.

7. Улучшается мышление.
Осанка также затрагивает ваш ум. А настроение может отразиться на осанке. Когда вы счастливы и хорошо себя чувствуете - осанка прямая. А вот унылые люди с хроническими болями, часто сидят или стоят ссутулившись.

8. Здоровый позвоночник.
Правильная осанка – простой, но очень важный способ для поддержания здорового позвоночника. Здоровая спина особенно важна для людей, которые много стоят в течение дня или сидят в офисе.

А знаете ли вы, что в 19 веке

В XIX веке в немецких аристократических семьях девочек привязывали за косички к спинке стула. Так родители боролись за безупречную осанку юных фрейлейн.

А сейчас в группах вы попробуете создать советы по сохранению правильной осанки.

(Выступление ребят.)

Ученик рассказывает стих:

Вы, ребята, посмотрите:
Все ли правильно сидите.
Быть прямой должна спина,
Как гитарная струна
Ноги вы соедините,
Прямо голову держите.
Ну, а чтобы не устать
Позу нужно поменять,
А минут так через тридцать
Походить не полениться.

Груз тяжёлый и большой
Не носи в руке одной.
Поровну распределяй
В две руки
И в путь ступай.

Береги свой позвоночник
Утром, днём и даже ночью.
Чтобы кости не болели
Спи на жёсткой ты постели.

3. Практическое применение.

А теперь давайте поиграем.

Конкурс №1. Разминка.

Капитаны команд по очереди извлекают из ящика пословицы и поговорки, команды разъясняют их смысл

  • Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки
  • Крепок телом – богат и делом
  • Пешком ходить – долго жить
  • Без осанки конь – корова

Конкурс №2. Верю – не верю.

К ведущему подходят по одному представителю от команды. Ведущий задает вопрос. При правильном ответе команда получает 1 балл.

1) Сколиоз редкое заболевание среди подростков? (нет)

2. Изобретен ли прибор, который подает сигнал, если носящий его сутулится? (да)

3. Состояние позвоночника улучшится, если будешь заниматься плаванием? (да)

4. Правильная осанка способствует улучшению зрения? (да)

5. Закаливание влияет на осанку? (да)

6. Каждый третий ученик имеет нарушение осанки. (да)

7. Многие дети не подозревают о том, что у них искривлен позвоночник.(да)

8. Следить за осанкой нужно только в детском возрасте7 (нет)

9. Может ли быть искривление позвоночника от легкой сумочки через плечо?(да)

10. Избыточная масса тела влияет на искривление позвоночника? (да)

11. Спать на жесткой постели на невысокой подушке вредно для позвоночника? (нет)

12. Полезно стоять перенеся вес тела на одну ногу? (нет)

Конкурс №3 Да-нет (игра со зрителями)

Зарядка по утрам нужна? (Да)
- Раз в неделю делается она?
(Нет)
- Мяч, скакалку мы берем?
(Да)
- И в кладовку их несем?
(Нет)
- В доме есть у вас кровать?
(Да)
- Лежа правильно читать?
(Нет)
- Хочется красивым быть? (Да)
- Лишний вес в себе носить?
(Нет)
- Хорошо все отвечали?
(Да)
- Очень сильно вы устали?
(Нет)

Конкурс №4. Волшебный замок (5 человек).

Учащиеся поворачиваются к жюри спиной и сводят руки в «замок»: сначала правая рука сверху, затем левая. Команда получает столько очков, сколько учащихся выполнят это обеими руками.

Конкурс №5. Эстафета (3 человека).

Игроки команд шагают по указанному пути в течении 30 секунд с книгой на голове, держа спину прямо. Тот у кого книга не упадет получает балл.

Конкурс №6. Забота о позвоночнике (3 человека).

Игроки команд поочередно, не повторяясь, перечисляют, что нужно делать, чтобы улучшить осанку.

Ученики читают стихи:

1).Если вдруг пересидел,

Телом весь окаменел,

Обопрись о стул спиной,

Потянись, зевни, запой.

2). Будь ты толстый, будь ты тощий,

Но стели лишь то, что жестче.

В жизни в ту или иную пору

Каждый ищет для себя опору

3). Заболел? Тут ясно и без спора.

Лучший вариант – надежная опора.

Советы старины и мудры, и верны.

Все начинается со сгорбленной спины.

Держать осанку, голову поднять,

Чем ниже голова, тем легче потерять.

4. Заключение.

Послушайте советы, которые вам, возможно, пригодятся.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Правильная осанка

слабый веселый отдохнувший хмурый бодрый тусклые волосы энергичный правильная осанка сутулый уверенный красивый

Осанка – правильное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении.

«ПЛЮСЫ» правильной осанки. 1 . Чем красивее спина, тем увереннее личность. Хорошая осанка повысит уверенность в себе. Пробуйте это: глубоко вздохните и стойте прямо. Вы чувствуете себя лучше? Более уверенно? 2. Дыхание становится легким и более глубоким. Попробуйте сделать следующее: сядьте и сгорбитесь. Попробуйте сделать вдох. Заметьте, что так тяжелее дышать. Это пример того, как наши мышцы и сухожилия сковываются и вызывают затруднения в дыхании. 3. Улучшается дыхание и пищеварение. Хорошая осанка увеличивает вместимость легких, помогая обращению кислорода и пищи в организме. Улучшается здоровье, органы функционируют лучше. 4. Вы выглядите более стройными и молодыми. Имея хорошую осанку, вы будете казаться на 3-5 фунтов (2-2,5 кг.) стройнее, моложе и одежда будет лучше на вас сидеть. 5. Голос будет казаться лучше. Когда вы держите осанку, диафрагма открывается. В результате этого ваш голос лучше звучит. 6. Помогает мышцам и суставам. Хорошее положение позволяет мышцам работать более эффективно, позволяя телу использовать меньше энергии и, тем самым, предотвращая усталость. Это также уменьшает вероятность растяжений и даже спинную и мышечную боль. 7. Улучшается мышление. Осанка также затрагивает ваш ум. А настроение может отразиться на осанке. Когда вы счастливы и хорошо себя чувствуете - осанка прямая. А вот унылые люди с хроническими болями, часто сидят или стоят ссутулившись. 8. Здоровый позвоночник. Правильная осанка – простой, но очень важный способ для поддержания здорового позвоночника. Здоровая спина особенно важна для людей, которые много стоят в течение дня или сидят в офисе.

Советы по сохранению правильной осанки

Прислушайтесь Учитесь видеть в жизни прекрасное. Радоваться жизни, тогда стресс и болезни обойдут вас стороной. Простой и эффективный способ создать хорошее настроение – всегда думайте о приятном, положительном, о том, что вы хотите, а не о том, что вам не хочется. Будьте добры и вежливы. Радуйтесь успехам других. Так вы станете более симпатичны и привлечёте к себе хороших людей.


Классный час
«Осанка. Профилактика сколиоза»

5 класс

Самое ценное, что есть у человека,- это жизнь, но самое главное в его жизни - ЗДОРОВЬЕ за которое необходимо бороться всеми силами.

Цели классного часа:
-сформировать представление о правильной осанке;
-выявить причины нарушений осанки;
- дать рекомендации по профилактике нарушений осанки

Ход классного часа

1. Классный час проходит в форме лекции-беседы
- Все мы прекрасно знаем, насколько важно сохранять правильную осанку. Ровная спина – это дело привычки, которая закладывается еще в детстве. Чтобы спина ребенка всегда была здоровой, нужно научить его ровной осанке. Особенно важно это, когда ребенок начинает ходить в школу.
- Ребята какими признаками характеризуется правильная осанка?
(выслушать мнения учащихся, сделать вывод и записать на доске по пунктам)

Основные требования к правильной осанке.
Правильная осанка характеризуется следующими признаками:

    прямое положение туловища

    развернутые плечи

    приподнятая голова

    немного втянутый живот.

Идеальной осанки добиться сложно, так как она индивидуальна для каждого человека. Вместе с тем указанные требования едины для всех и могут служить "индикатором" нарушений в осанке. Если какой-либо компонент из указанных не отвечает требованиям правильной осанки, нужно обратить на него особое внимание.
Полезно выяснить, по какой причине возникает то или иное отклонение.

- Ребята, назовите причины неправильной осанки?

Обычно это несоблюдение рационального режима дня, большие статические нагрузки (например, при сидении в неудобной позе, наклонившись, искривляя позвоночник), недостаточная физическая активность в течение дня, отсутствие закаливающих процедур, слабое развитие так называемого мышечного корсета - прямых и боковых мышц живота, мышц спины и поясницы. Эти мышцы в наибольшей степени участвуют в поддержании правильной осанки, и если они слабо развиты, то, как правило, происходит искривление позвоночного столба.
Позвоночник школьника еще формируется, и окрепнет только к подростковому возрасту. А к 6-7 годам, когда ребенок идет в школу, его позвоночник пока гибкий, как пластилин. И именно в это время важно следить за правильной осанкой.

В противном случае это грозит следующими осложнениями:

    Боль в нижней части спины, остеохондроз и даже сколиоз (искривление позвоночника).

    Нарушение дыхания и кровообращения, поскольку работа легких ограничена из-за сутулости и впалости грудной клетки.

    Ребенок будет ниже ростом из-за того, что горбится. Межпозвоночные диски постоянно напряжены, их питание нарушается, а потому идет задержка в росте.

    Боль в спине, шее и головные боли. Школьник, сидя за партой, постоянно наклоняет голову вперед, отчего мышцы спины и шеи находятся в напряжении.

    Чтобы избавиться от неприятных ощущений, ребенок начинает извиваться, сутулиться, подгибать ноги или класть ногу на ногу. Из-за постоянного наклона головы вперед возникают мигрени, а избегать такую привычную сутулость становится всё сложнее.

    Сутулость приводит к хронической усталости, ведь кровообращение и дыхание нарушено, а в мышцах постоянное напряжение.

Какие же виды нарушений осанки нужно знать?
Сколиоз (искривление позвоночника в левую или правую сторону), сутулость, впалая грудь и некоторые другие. На доске на рисунке показаны типичные виды нарушений осанки, которые встречаются у младшего школьника. Обратим внимание, что представлены явные нарушения.
Это основные нарушения, но их разновидностей может быть очень много и они не всегда могут быть определены "на глазок". Редко встречается один вид нарушений осанки, чаще одновременно возникает несколько ее видов: сутулость и впалая грудь, сколиоз и сутулость. Это происходит потому, что причины нарушений осанки примерно одинаковы. Если мышцы живота, поясницы и спины недостаточно тренированы, то можно ожидать самых разных нарушений осанки. Как говорит пословица, "Где тонко - там и рвется".

Рис. 1. Типичные виды нарушения осанки: а - сколиоз, б - лордоз, в - кифоз, г - правильная осанка


- Как же выяснить правильная осанка или нет?
Обычно осанку проверяют в положении стоя у стены. Если затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются стены, то осанка может быть признана в основном правильной. Если обнаружится, что голова слишком наклонена вперед (затылок не касается стены), вся спина касается стены (плоская спина), ягодицы не касаются стены - имеются признаки нарушения осанки.

Как правильно сидеть за школьной партой:

    Обе ноги ребенка должны твердо стоять на полу, а угол между бедром и голенью должен быть прямой.

    Спину необходимо держать ровно, руки – на парте, чтобы ребенок не опирался грудью о край стола. Между грудью и партой необходимо сохранять расстояние в ладонь.

    Важен правильный наклон тетради. Здоровье ребенка зависит и от освещения. Свет должен падать с левой стороны.

    Время от времени школьнику нужно менять свое место в классе, переходить с одного ряда парт на другой. Это позволяет смотреть на классную доску под разным углом зрения.

Компьютер: практически в каждой семье сейчас есть компьютер, а дети с раннего возраста увлекаются компьютерными играми, забывая о правильной осанке.

    Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, в немного перед.

    Недопустимо работать развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.

    Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти - это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.

    Колени - на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц.

    Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу - это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или полу.

    Необходимо сохранять прямой угол (90 град) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.

2. -Ребята, мы рассмотрели с вами что такое правильная осанка, причины нарушений осанки, а также осложнения при нарушении осанки. Скажите какие меры нужно принимать, чтобы не произошло нарушения осанки?
(выслушать мнения учащихся, сделать вывод) - Рекомендации по профилактике сколиоза и нарушения осанки:
1. Гимнастика и физическая активность – это важные составляющие правильной осанки. Делайте по утрам гимнастику, сначала разминку, а затем растяжку всех групп мышц.
2. Попробуйте упражнение - ношение на голове книги. Положите книгу на голову, а руки на пояс и соревнуйтесь, кто дольше будет так ходить или дальше пронесет. Постепенно усложняйте упражнение – вытягивайте руки вперед, приседайте, не отрывая пятки от пола и сохраняя ровную спину, разводите руки в стороны, поднимайте поочередно ноги. Эти упражнения хорошо укрепляют мышцы спины.
3. Следить за правильной осанкой во время учебных занятий. Расстояние от парты (стола) до глаз не менее 30 –35 см; следить за правильной осанкой во время выполнения домашних заданий, просмотра телевизора, работой за ПК, приема пищи и т.д.
4. Укреплению позвоночника и сохранению правильной осанки способствуют пешие прогулки, катание на велосипеде или роликовых коньках.
5. Правильно чередуйте учебные занятия (работу) с отдыхом. Полезно разумно использовать спортивные упражнения, такие как ходьба на лыжах, спортивные игры.

Итак, ребята, следите за собой, за своей осанкой, выполняйте рекомендации по профилактике нарушений осанки. А я, в свою очередь предлагаю комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки.

Приложение Упражнения для профилактики нарушений осанки.

Рис. 2. Упражнения для профилактики нарушений осанки. Все упражнения выполняются 10-30 с, в зависимости от уровня подготовленности школьника

Дыхательная гимнастика
1. Дыхание через одну ноздрю. Цель упражнения - исправить неправильные привычки в дыхании. Сесть в удобную позу со скрещенными ногами, спину и голову держать прямо. Закрыть правую ноздрю большим пальцем и медленно вдыхать через левую ноздрю. Выдыхать через ту же ноздрю. Повторять упражнение 10 - 15 раз. Затем закрыть левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем правой руки и выполнить 10 - 15 дыхательных циклов.

2. "Кузнечный мех". Упражнение позволяет быстро "насытить" организм кислородом, прекрасно очищает носовые ходы, является превосходным средством против простудных заболеваний, насморка. Для выполнения упражнения нужно сесть со скрещенными ногами, спина прямая. Спокойно сделать выдох, втянуть живот. После этого делается в быстром темпе 7 дыхательных циклов (вдох-выдох) с активной работой мышц живота: на вдохе живот выдвигается вперед, на выдохе - втягивается. После 7 циклов вдохов-выдохов делают полный вдох с затяжкой дыхания на 5-7 с. После этого переходят к обычному дыханию. Форсировать тренировку дыхательными упражнениями ни в коем случае нельзя! Критерий правильно подобранных нагрузок - отсутствие неприятных ощущений, улучшение самочувствия, повышение умственной и физической работоспособности.

Комплекс общеразвивающих упражнений

Рис. 3. Комплекс общеразвивающих упражнений для младшего школьника. Упражнения выполняются от 10 до 30 с. Между ними - период отдыха от 30 до 40 с.

И.п. - лежа на животе. Согнуть ноги в коленях, взяться руками за голени. Прогнуться назад, голову запрокинуть. Зафиксировать позу 20-30 с, дыхание свободное. Вернуться в и.п.

И.п. - лежа на спине. Выполнить наклон вперед, головой коснуться коленей, руками обхватить лодыжки, зафиксировать позу в течение 60-90 с. Колени от пола не отрывать. Дыхание свободное. Вернуться в и.п.

И.п. - лежа на спине. Приподнять туловище, не отрывая ног от пола, руки сложить на затылке, зафиксировать позу 10-20 с. Дыхание при выполнении позы свободное. Вернуться в и.п.

И.п.- лежа на спине, руки подняты вверх. Не отрывая ноги от пола поднять туловище, одновременно поворачивая его в сторону. Зафиксировать позу 10-20 с и вернуться в и.п. Повторить в другую сторону.

И.п. - лежа на спине. Поднять прямые ноги примерно на 30о, зафиксировать позу, поднять ноги на 60о, зафиксировать позу. Поднять ноги на 90о, зафиксировать позу, вернуться в и.п. Продолжительность фиксации позы в каждом положении одинакова и зависит от индивидуальной подготовленности.

И.п. - основная стойка, ноги шире плеч, руки в стороны. Выполнить наклон до касания пальцами левой руки носка левой ноги. Правая рука вытянута вверх. Выдержать позу в течение 30 с, дыхание свободное. После этого выполнить упражнение с наклоном в другую (правую) сторону.

И.п. - основная стойка. Выдохнуть, задержать дыхание. На задержке дыхания втянуть живот и затем сразу же расслабить мышцы живота. Чередовать втягивание и расслабление мышц живота в быстром темпе, не прекращая задержки дыхания. Расслабить мышцы и сделать глубокий вдох. По мере роста тренированности увеличивать количество циклов.




Самое обсуждаемое
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?
Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее? Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее?
Печень индейки рецепт приготовления в сметане Печень индейки рецепт приготовления в сметане


top