Висцеральная хиропрактика в старорусской медицине. Iii

Висцеральная хиропрактика в старорусской медицине. Iii

В книге обобщен опыт старорусской медицины, систематизированы существующие сведения о мануальной терапии живота в практике народных врачевателей, о современной безинструментальной диагностике, новые наблюдения и разработки автора.

Книга предназначена для врачей, тренеров, методистов, массажистов, спортсменов. Она также представляет интерес для широкого круга читателей, желающих предупредить заболевания, помочь себе и своим близким.

Александр Тимофеевич ОГУЛОВ

Образование – высшее спортивное. Мастер спорта по борьбе самбо и дзюдо, инструктор по рукопашному бою. Работал тренером, консультантом, специалистом по суставной гимнастике, массажистом.

С начала 80-х годов начал заниматься нетрадиционными методами оздоровления, а затем старорусской висцеральной хиропрактикой.

ОТ АВТОРА

Впервые о терапии внутренних органов через переднюю стенку живота, мне пришлось услышать и на себе попробовать в середине семидесятых годов.

Случайно я встретился с человеком, который в какой-то степени жизнью был обязан этой терапии. Спустя много лет после его рассказа о системе обдавливаний внутренних органов живота, мне с определенными трудностями пришлось восстанавливать в памяти терапевтические действия и крупицы знаний, впервые полученные от него, которые в дальнейшем были закреплены встречами с людьми, имеющими опыт работы в этом направлении старорусской медицины.

Рассказывая о своей жизни, этот человек упомянул время, когда по стечению роковых обстоятельств оказался в тайге с огнестрельным ранением в область груди и живота. Смертельно раненного, по счастливой случайности, подобрали местные жители маленького, людьми забытого поселка.

Это произошло в северных районах Кировской области, в ее труднодоступных таежных лесах. Как известно, бывшая Вятская губерния была местом своеобразным. Она всегда была пристанищем людей, которые в своей стране были изгоями, со времен Петра Великого и до времени окончания строительства социализма в нашем государстве. Объяснить это можно относительной удаленностью края от центральных районов, отсутствием дорог, плохой связью и труднопроходимыми таежными лесами.

В частности, на этой территории до настоящего времени живут старообрядцы, существуют различные религиозные секты: баптистов пятидесятников, кержаков, кулугур, адвентистов седьмого дня и т.д.

Русская народная медицина давно обратила на себя внимание не только врачей, но и бытописателей, этнографов, историков и других исследователей. Сведения о ней можно найти в дорожных записях тех, кто путешествовал по России в прошлом столетии, да и в начале нынешнего: Лепехина, Гмелина, Палласа, Фалька и др.. В 1813 году Рихтер посвящает целую главу первого тома своей «Истории медицины в России» рассмотрению некоторых народоврачебных средств. Из академических школ наибольшая заслуга в изучении приемов народной медицины принадлежала клинике С.П. Боткина, давшей лучшие экспериментальные работы о русских народоврачебных средствах.

Интересные наблюдения и мнения содержатся в книге доктора медицины Г. Попова «Русская народно-бытовая медицина», изданной в 1903 году в Санкт-Петербурге типографией А.С. Суворина огромным по тем временам тиражом в 200000 экземпляров (текст приводится в переложении).

«Особые специалистки-трихи (массажистки) или парильцицы занимаются исключительно растиранием больных в пару, т. е. в печах и банях. Натирание производится редькою, деревянным маслом, керосином, красным медом и пр., и длится продолжительное время. Свои манипуляции они нередко сопровождают произнесением молитв и заговоров, а некоторые из них усиленно при этом втягивают в себя воздух: вдыхают и уничтожают болезнь (Макарьевский уезд Костромской губернии). Некоторые из них, при поносе у детей, правят «пердячью» (копчиковую) косточку. В зависимости от представления, что некоторые виды детских поносов развиваются от свертывания копчиковой кости наружу, такие трихи, намылив палец и введя в задний проход ребенка, производят поглаживающие движения, сдавливая и выгибая изнутри эту косточку (Саранский уезд Пензенской губернии).
Обращает на себя внимание также распространенность и общность многих из этих приемов в таких несходных по условиям и отдаленных друг от друга громадными расстояниями местностях, каковы, например, Вологодская и Саратовская, Псковская и Орловская или Вятская губернии. Трудно допустить, чтобы явления эти были совершенно случайны, а не имели бы одной общей причины и не были бы связаны между собою какими-то невидимыми нитями. Эта причина и это связующее звено заключаются в мировоззрении народа, какое остается одинаковым как у вологодского и саратовского, так и псковского, орловского и вятского мужика. Теряясь своим началом в отдаленнейших временах, оно прошло неизменным через века истории и в своих существенных чертах остается и до наших дней все таким же, каким было много сотен лет тому назад. Иногда говорят о быстрой эволюции народных представлений и понятий.
Бесспорно, известная степень такой эволюции существует, но едва ли она не касается только самых внешних и поверхностных форм и проявлений народной жизни. Все же то, что связано с жизнью и бытом народа в его практическом значении более тесно, изменяется в высшей степени медленно и удерживается народом необыкновенно стойко. Поразительным является тот факт, что группы русских людей, заброшенных несколько веков тому назад в отдаленнейшие места нашего отечества, имеют почти иные верования с жителями центральных губерний («Народная медицина в Сургутском крае», Неклепаевск, 1900 год. Сургутский округ расположен по среднему течению реки Оби на границе с Томской губернией, и колонизация этого края относится к первым временам заселения Сибири). Удивительно не то, что эти верования сохранились в таких глухих и отдаленных углах, но то, что они не изменились и не отклонились от своего первоисточника, по своему происхождению общего для тех и других мест, в этих последних губерниях, несмотря на влияние земской медицины, школы, проведение железных дорог и пр. Это обстоятельство, напротив указывает, до какой степени слабо проникают в наш народ все культурные начинания в том виде, как они применяются к народной жизни, и до какой степени народ наш в своей массе является недвижим. Вот почему нам кажется, что знахарство не есть выдохнувшаяся, мертвая формула, а оно глубже, чем это кажется с первого взгляда, проникает в жизнь народа и коренится в народном мировоззрении, и вот почему, с нашей стороны, едва ли будет ошибкой допустить, что и топографическая область распространения знахарства, в той или иной его форме, не уже, а шире той, которая определяется нашими сообщениями и выводами».

Природа уникальна по своему отношению к человеку. Она удивляла наших предков и удивляет нас своими проявлениями. Она как бы заранее рассчитала человека на прочность, предусмотрев стрессы, болезни, выздоровления, рождение и смерть. Предусмотрела также в человеке единую форму подхода к его болезням, дала ему в руки умение выполнять действия, направленные на восстановление работы внутренних органов по единому принципу, заложенному самой природой. Она дала возможность диагностировать нарушения или сбои в работе организма по приметам, расположенным по всему телу: по мышцам, коже, пульсу, виду и цвету языка, глазам, по чувствительности надкостницы, и т.д. По этим приметам она позволяет и мудро подсказывает врачу, каким образом следить за ходом лечения и при необходимости корректировать его. Человеческая наблюдательность позволила прочитать самого себя, снова и снова поразить его естественным природным совершенством. Наблюдения передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Что-то терялось, открывалось заново, совершенствовалось и складывалось в общую медицинскую культуру народа.

Народная медицина основывалась не только на лекарствах и медицинских препаратах, имеющихся в природе, но и на действиях мануального характера, под которыми понимались действия, связанные с так называемым «правлением живота», «поднятием почек» при их опущении, «поднятием желудка», устранением «загиба матки» и т.д.. Эти действия, в какой-то степени, относились к тайным знаниям, они передавались по наследству, в основном по родственным связям. В недавнем прошлом в нашем бывшем социалистическом государстве они сохранялись в тайне из-за закона, предусматривающего уголовную ответственность за незаконное врачевание. В последнее время, отчасти в связи с ослаблением официальных запретов, отчасти от возникшей невосприимчивости организма пациента ко многим лекарственным препаратам, возникновения хронических заболеваний, не поддающихся лечению в официальной медицинской практике, интерес к народной медицине в стране резко возрос. Появились сторонники народной медицины, которые стали отрицать успехи «официальной». Могу с уверенностью сказать, что это заблуждение.

Медицинская наука добилась огромных успехов и избавила человечество от многих страшных болезней, которые уносили миллионы жизней. Но, тем не менее, нужно признать, что традиционная медицина действительно зашла в тупик. Этот тупик заключается в использовании стандартных подходов к болезни и к больному. В настоящее время наиболее типичным методом лечения является воздействие на вторичные признаки заболевания, что дает локальное улучшение, но не позволяет устранить причину заболевания. В большинстве случаев это переводит болезни в разряд хронических или вяло текущих.

По данным ВОЗ в Великобритании, например, количество консультаций у врачевателей, использующих методы нетрадиционной медицины, достигает 13 миллионов в год – это каждый четвертый случай обращения за медицинской помощью. А исследования, проведенные в Голландии и Австралии, показали, что 40 процентов больных, которые лечились у врачей нетрадиционного направления, обратились к ним после безрезультатного лечения средствами общепринятой медицины. Вряд ли целесообразен спор о том, какому из направлений медицины, традиционному или нетрадиционному, следует отдать предпочтение. Истина, думается, в том, чтобы эффективно использовать оба, порой и в сочетании друг с другом. Правильное применение методов нетрадиционной медицины должно способствовать повышению эффективности медицинской помощи, экономии средств и рациональному использованию больничных коек. Профилактический подход в современной медицине, подкрепленный методами и средствами нетрадиционной медицины, безусловно принесет положительные результаты. С целью выполнения задачи «Здоровье для всех», поставленной Всемирной Организацией Здравоохранения, предприняты важные административные меры для интеграции нетрадиционной медицины.

В настоящее время на четырех континентах существуют и сотрудничают центры по научному исследованию и дальнейшему развитию нетрадиционной медицины.

И все же, в здравоохранении нашей страны методы нетрадиционной медицины пока применяются недостаточно. Причин здесь много, но основная – отсутствие теоретического обоснования многих методов, а также экспериментальных и клинических исследований для их совершенствования.

Данная монография – это попытка автора систематизировать и изложить существующие сведения о мануальной терапии живота в народной медицине, современной безинструментальной диагностике, а также свои собственные наблюдения и дополнения к мануальной терапии внутренних органов. Использованы материалы, обобщающие опыт народных врачевателей России, с которыми судьба сталкивала автора.

Надеюсь, что она будет интересна и полезна профессиональным врачам разных специальностей, массажистам, методистам ЛФК, тренерам, спортсменам, а также просто любознательным людям, имеющим желание разобраться в себе, в своих болезнях, предупредить их приближение, помочь себе и своим близким.

Выражаю признательность Р.М. Шакирову и Ю.А. Сероглазову, предоставившим некоторые свои наработки по диагностике и терапии органов. Я благодарен всем, кто своими предложениями, дополнениями, решением технических проблем, помог осуществить выпуск этой книги.

Или Мануальная терапия внутренних органов.
Изд. Латард Москва, 1994 г.
ISNB 5-900581-02-0
Формат:djvu
Размер:2,9Мб

Описание: Описана уникальная методика, позволяющая эффективно исцелять заболевания внутренних органов, вызванные застойными явлениями.Исходя из собственного практического опыта и опыта работы других висцеральных терапевтов, можно говорить, что в основе многих заболеваний, возникающих в течение жизни человека, лежат венозные и лимфатические застои во внутренних органах или около органных пространствах, а так же нарушение синтопии органов, которая может возникать в результате физических нагрузок, травм, интоксикаций.

И естественно, устранение венозно-лимфатических застоев в органах и околоорганных пространствах, а так же смещения внутренних органов, приводит к нормализации функций организма и восстановлению всего организма в целом без использования мощных лекарственных препаратов. Причем, улучшение кровообращения в области живота способствует рефлекторному усилению кровообращения и в области груди, головы, позвоночника, ног и рук, что дает большую возможность и качественность в оздоровлении пациента.

Медицинская практика последних лет показывает, что разделение врачей по определенным специализациям не всегда приносит пользу больному. Причина заключается в том, что организм человека перестали воспринимать единым. Уходит в небытие принцип "не разделяй то, что взаимосвязано".

Висцеральная хиропрактика, получившая в современном мире большую популярность, демонстрирует удивительные лечебные и оздоровительные результаты.

Такие методы лечения известны с давних времен. Древние врачеватели Индокитая, филиппинские целители с успехом использовали подобные приемы. На европейском пространстве большим успехом пользовалась старорусская висцеральная хиропрактика.

Да и традиционная медицина нередко использует хиропрактику. В качестве примера можно привести пальпирование. Для приверженцев и кинезиологов из альтернативных медицинских практик это - один из основных методов диагностики и лечения.

Что же означает это красивое и непонятное выражение? Как его применять?

Определение висцеральной хиропрактики

В выражении «висцеральная хиропрактика» заключены значения трех слов - «внутренний», «рука», «действие».

При помощи определенных движений проводится исследование органов. Оценивается правильность их расположения, естественная подвижность. После чего выполняется лечение. Для этого используются пальцы, ладонь, кулак. Перемещение руки в нужном направлении и с установленной силой приводит к улучшению работы органа и всего тела в целом.

Специфика воздействия включает такие приемы:

  • сдавливание,
  • вибрация;
  • продавливание;
  • перемещение;
  • натяжение;
  • растягивание;
  • массаж.

Все эти движения помогают восстановить работу внутренних органов до первоначального состояния.

Истоки висцеральной терапии

Древние лекари утверждали, что массирование частей тела очень важно для полноценной жизнедеятельности организма, особенно в чрезвычайных и тяжелых условиях.

Массаж живота, который предусматривала висцеральная хиропрактика в старорусской медицине, был необходим как средство для снятия боли при травмах и ранениях.

Постепенно спектр движений расширялся и совершенствовался. Целители научились не только снимать болевые спазмы, но и проводить реабилитацию органов после завершения лечения. Ряд мер направлялся на профилактику и релаксацию. Положительные результаты давали повод к дальнейшим изысканиям и наработкам.

Некоторые врачеватели полагали и несли в массы мысль, что панацея от всех болезней - висцеральная хиропрактика. В старорусской медицине с успехом применялись сопутствующие средства.

Применение наравне с хиропрактикой медицинских пиявок и яда пчел давало стойкие позитивные результаты. Лекари заметили, что биологические ферменты, содержащиеся в слюне и яде, обладают не только регенерирующими свойствами, но и противовоспалительными.

Использование сначала горшков, а впоследствии банок помогало выявить очаг патологии. Синяк - как следствие постановки банки - показывал наличие в данном месте заболевания внутренних органов. По величине и окрасу гематомы определяли запущенность и опасность хвори.

Многие манипуляции используются и в современной медицине. При заболеваниях бронхов и легких наряду с медикаментозным лечением до сих пор прописывают массаж и банки.

Применение висцеральной хиропрактики

Висцеральная хиропрактика позволяет выявить отклонения и возобновить естественное активное функционирование внутренних органов.

Все важные для жизни процессы в организме осуществляются за счет движения. Кровь и лимфа течет в определенном направлении с положенной скоростью. Сердце вибрирует в соответствии с заложенной программой.

Месторасположение, заданный ритм, наличие свободных пространств - все это образует единый механизм. Сбой в любом отделе приводит к дисбалансу и постепенному разрушению.

Имеет способность улучшать образование лимфы и ее отток. Активно возобновлять кровообращение, в том числе и периферийное. Налаживается связь внутренних органов и систем.

Неврологические синдромы нервных окончаний, спазмы тканей и сосудов, кислородное голодание, застои жидкости приводят в конечном счете к разрушению живой клетки и появлению заболевания. Применение хиропрактики помогает восстановлению, очищению и полному выздоровлению организма.

«Правильное поддержание среды внутренних органов способствует активному и правильному функционированию систем жизнеобеспечения» - утверждает доктор Огулов. Висцеральная хиропрактика, отзывы о применении которой не оставляют сомнений в ее полезности, порой выступает единственным средством, дарующим положительный результат.

Уже доказано, что при использовании такого рода терапии можно повысить выносливость, сопротивляемость организма к физическим нагрузкам, улучшить спортивные показатели человека.

В особо изолированных местах, где нет возможности контролировать состояние организма при помощи приборов, хиропрактика нашла свое применение. Полярникам и космонавтам преподают краткий курс висцеральной терапии.

Эффект от применения висцеральной терапии

Своими опытами над собаками доказал, что слабость в мышцах наблюдается при изменениях в нервной системе, это обуславливается возбуждением внутренних органов. При таких изменениях двигательный аппарат подвергается перегрузке. Невозможность нормально выполнять свои функции приводит к блокированию тканей суставов и позвонков.

Для понимания взаимосвязей были созданы специальные таблицы. Они как нельзя кстати вошли в книгу-учебник, которую разработал и написал Александр Тимофеевич Огулов. Висцеральная хиропрактика (зоны соответствия с проекцией на органы и ткани изображены на картинке ниже) помогает решить многие проблемы со здоровьем и может использоваться в профилактических целях.

На теле человека зафиксировано около 200 зон, проецирующихся на внутренние органы. На голове их 60. Даже по внешнему виду кожи в определенной точке можно поставить предварительный диагноз о состоянии органа внутри.

Каких результатов можно достичь, применяя "исцеление руками"?

В первую очередь - возвращение к нормальному функционированию внутренних органов. И уже как дополнительные "бонусы" имеем следующие эффекты:

  • нормализация артериального и венозного кровоснабжения;
  • улучшение деятельности лимфотока, центральной и периферийной нервной системы;
  • восстановление и, как следствие, нормализация обмена веществ;
  • исчезают внутренние спазмы, блоки, зажимы и боль.
  • улучшается психологическое и эмоциональное состояние в целом.

Висцеральная хиропрактика имеет еще один побочный эффект, который особенно радует женщин. Согласно их отзывам, повышается и исчезают складки на животе, боках, ногах.

Показания к применению

«Восстановление организма - это повышение функционирования ослабленных, по той или иной причине, внутренних органов. Поэтому определение «заболевание» в данном случае совершенно неуместно», - заявляет профессор Огулов. Висцеральная хиропрактика действенна в отношении как больного человека, так и здорового. Она позволяет устранить проблему, оздоравливать, проводить профилактику.

Показаниями для использования висцеральной терапии являются:

  1. Послеоперационные и воспалительные спайки внутренних тканей.
  2. Неправильное расположение органов.
  3. Сужение амплитуды подвижности органа и внутренние спазмы.
  4. Блоки и смещения в суставах и позвонках.
  5. «Синдром менеджера».

Висцеральная хиропрактика Огулова показана при лечении и реабилитации таких органов и систем:

  • Желудочно-кишечный тракт.
  • Мочеполовая система.
  • Болезни кожного покрова.
  • Сердечно-сосудистая система.
  • ЛОР-органы.
  • Нарушение функций печени, поджелудочной железы и желчного пузыря.
  • Заболевания позвоночника.
  • Нарушение функций мозга.

Кроме того, исцеление руками помогает устранить визуальные дефекты фигуры. Из перечня видно, что нет практически ни одной системы в организме человека, к которой нельзя применить хиропрактику.

Противопоказания

Как у любого вида лечения, у внутренней терапии имеются противопоказания. Они делятся на две категории: абсолютные - те, что находятся под категорическим запретом, и относительные - решение за или против принимается врачом на основании самочувствия пациента.

  • Выпячивание брюшной аорты.
  • Склонность организма к образованию тромбов и присутствие таковых.
  • Наличие лихорадки, воспалений и инфекций.
  • Наличие в организме посторонних тел.
  • Травмы костей в остром течении.
  • Кровотечения.
  • Перитонит.
  • Злокачественные опухоли.
  • Аутоиммунные заболевания.
  • Камни в почках и в желчном пузыре.
  • Гормонально-активная опухоль.
  • Стойкое повышение артериального давления, не поддающееся контролю.
  • Сердечная, почечная, дыхательная недостаточность, сахарный диабет.
  • Бредовые и параноидальные расстройства.
  • Воспаления и эрозии внутренних слизистых оболочек.

Как проходит сеанс висцеральной хиропрактики?

Отправляясь на прием к хиропрактику, нужно хотя бы в общих чертах знать, что там будет происходить. Ощущения во время сеанса бывают разными. Все зависит от степени запущенности организма или развития болезни.

«Боль является ориентиром для терапевта», - пишет Огулов. Висцеральная хиропрактика не должна приносить острого и нестерпимого чувства боли. Основное в умении врача - сохранять баланс, чувствовать грань болезненности и не переходить ее. Многое также зависит от индивидуальных особенностей и ощущений пациента. Долг специалиста - определить возможности больного и подобрать соответствующую технику.

Какая-либо специальная подготовка перед сеансом не требуется. Рекомендации касаются лишь пищи, поведения и психологического состояния.

В день посещения хиропрактика желательно хорошо выспаться, расслабиться и не думать ни о чем негативном. Пища рекомендуется легкая, лучше лакто-вегетарианская. Последний прием еды - не позже чем за час до сеанса. К внутренней терапии нужно приступать с пустым мочевым пузырем.

Результат, который дает висцеральная хиропрактика Огулова (отзывы пациентов подтверждают это) настолько сильный, что еще несколько дней после процедуры протекают активные процессы в организме.

Больные не всегда точно могут описать свои ощущения после сеанса. По их словам, внутри тела происходит как будто перетекание, растекается истома и чувствуется усталость, как после трудового дня.

Для закрепления эффекта необходим огромный запас энергии. Поэтому в этот период желательно много отдыхать и спать, дышать свежим воздухом, не употреблять алкоголя и тяжелой пищи, не нагружать организм физически и эмоционально. Переохлаждения и перегрев также недопустимы.

Каждый прием хиропрактик начинает с предварительной диагностики, определения болевого порога пациента и подбора соответствующей техники.

Длительность манипуляций зависит от степени запущенности организма. Пациенты говорят, что обычно первые сеансы намного длиннее последующих. В зависимости от масштабности задачи, прием может длиться от 30 минут до двух часов.

Периодичность посещений обуславливается индивидуальными особенностями пациента. В течение первых двух недель сеансы осуществляются дважды в неделю. Впоследующем достаточно посещать специалиста по одному разу в 7-10 дней.

Обычный цикл складывается из 8-12 процедур. После окончания дается месяц на отдых. Далее рекомендуется закрепляющий курс.

Доктор народной медицины

Так кто же он такой - Огулов АТ, висцеральная хиропрактика для которого стала смыслом жизни?

О лекарском поприще будущий доктор народной медицины и уважаемый во всем мире профессор даже не мечтал. Его увлечением был спорт, а именно боевые искусства. Он достиг звания мастера спорта по таким дисциплинам, как дзюдо и самбо. Но травмы вынудили перейти на тренерскую работу.

Именно в это время Александр Тимофеевич столкнулся со старорусскими хиропрактиками. Он видел пользу и ощутимый результат, при этом не нужно было прибегать к официальной медицине. Возможность восстановления спортсмена после травмы без хирургического вмешательства казалась на то время чудом.

Как человек увлекающийся, Огулов изучал манипуляции и приемы массажа. Это помогало в работе и давало Примерно в это время у него появился учитель. Женщина, практикующая массаж внутренних органов еще во время Второй мировой войны. Не имея медицинского образования, она работала в госпитале санитаркой и помогала солдатам и офицерам восстанавливаться после ранений.

На момент их встречи возраст женщины насчитывал более 80 лет, но старой ее назвать было невозможно. Полная сил, с ясным умом и твердыми руками, она объясняла и показывала все, чем владела сама.

Ученик превзошел учителя, обосновав и обобщив движения, создал авторский метод. В 1994 году был получен патент на комплексный массаж внутренних органов, что и получило впоследствии термин "висцеральная хиропрактика".

За двадцать лет распространения собственной методики Александр Тимофеевич успел получить среднее медицинское образование, объездить полмира и приобрести тысячи учеников и последователей.

Отпраздновав в этом году 65-летний юбилей, Огулов может подсчитать свои жизненные победы:

  • Создал центр «Предтеча» в Москве, где ведет прием пациентов и обучает хиропрактике.
  • Пишет и издает книги, связанные с темой висцеральной хиропрактики.
  • Обобщил славянский опыт мануальной терапии внутренних органов.
  • Имеет членство в Европейской Академии Естественных наук.
  • Входит в президиум народных
  • Имеет награды за вклад в народную медицину и укрепление здоровья нации.
  • Создал биомеханический стимулятор.

Везде, куда приезжал профессор, его восторженно принимали последователи и пациенты. Представители официальной медицины с трудом воспринимали очевидное. Своеобразный подход, сам автор (Огулов А.Т.), висцеральная хиропрактика, новаторское решение поставленных задач - все вызывало неприятие. Хотя результаты и долгие годы практики доказывали скептикам обратное.

Метод профессора Огулова

Постепенно выкристаллизовался авторский метод. Наблюдая за пациентами, Александр Тимофеевич пришел к выводу, что область живота и органы, находящиеся в нем, не меньше мозга отвечают за наше физическое и психологическое состояние. Он даже выдвинул гипотезу, что живот является вторым мозгом человека.

Патологическое состояние органов малого таза вызывает определенные чувства и желания у человека. Годы наблюдений, исследований и опытов позволили с помощью массажа производить коррекцию не только больного органа, но и поведения пациента. При помощи массажа снимались приступы плаксивости, эйфории, депрессивные состояния. Пришло время внедрять метод для широкого использования. Патент получил автор - А.Т. Огулов. «Висцеральная хиропрактика (массаж живота)» - такое название дали уникальной методике. Это был настоящий прорыв в мануальной терапии.

Практика, по словам пациентов, показала удивительные результаты. Специалисты утверждают, что массаж живота позволяет снять спазмы и блоки с органов, усилить кровоток и лимфоток, напитать ткани кислородом, откорректировать эмоциональный фон. Люди отмечают, что движения руками в области малого таза, выполняемые хиропрактиком, поистине целительны. И это не удивительно, ведь в результате таких простых, казалось бы, манипуляций улучшается движение крови и лимфы во всех остальных областях тела: в конечностях, голове, грудной клетке. Расслабляются нервные окончания в районе позвоночника.

Эксперименты со спортсменами - людьми физически здоровыми и психологически выносливыми - имели удивительный результат. После висцеральной терапии они показывали более высокие достижения в своей области. Расслабление органов живота высвобождало огромный заряд энергии, что и позволяло бегать быстрее, прыгать выше и быть сильнее и выносливее своих товарищей по спорту.

Пропагандируя свой метод, Александр Тимофеевич подчеркивает, что людям эмоционально зависимых профессий необходимо чаще практиковать массаж живота. Благодаря ему повысится производительность труда, улучшится здоровье и психологическое состояние. Пациенты Огулова полностью согласны со своим целителем.

Висцеральная хиропрактика: быть или не быть

Несмотря на прекрасные результаты и более чем двадцатилетний стаж практики, до сих пор отдельные представители традиционной медицины пытаются обвинить Огулова и древнюю методику в несостоятельности.

Отчасти они правы, потому что для кого-то терапия стала не способом облегчить страдания пациента, а своеобразным бизнесом, приносящим неплохой доход. Всегда существовали псевдолекари, приносящие вред человеку, и ортодоксы от медицины, которые делали свои выводы и запрещали подобную деятельность.

Висцеральная хиропрактика - отзывы на терапию не всегда однозначны - это прежде всего желание исцелять, помогать больному, облегчать страдания души и тела.

Некоторые пациенты отказывались от продолжения терапии только из-за того, что испытывали неприятные болевые ощущения и общую слабость. Для других массаж живота стал единственным спасением от недуга, когда официальная медицина оказалась бессильной.

Опрос большинства тех, кто прошел курс внутренней хиропрактики, показал, что люди замечали улучшение состояния уже после первого сеанса. Согласно отзывам пациентов, исчезала вздутие, изжога. Дыхание стало более свободным и наполненным, пропала боль в пояснице и коленях.

Спустя несколько сеансов уже практически все пациенты отмечали улучшение самочувствия, нормализацию сна, отлаженную работу ЖКТ, подъем общего психологического состояния.

От себя заметим: каким бы чудотворным ни считался массаж живота, особо тщательно нужно выбирать хиропрактика. Доверить себя можно только квалифицированному специалисту. При малейшем сомнении в квалификации врачевателя лучше отказаться от терапии и продолжить поиск.

Целое десятилетие медики США пытались бороться с «лженаукой» и шарлатанами. Они требовали не столько положительных результатов, сколько научных исследований, способных внести ясность в механизм действия и представить в полной мере возможности данного направления.

В СССР висцеральная практика также была под запретом долгое время. Практикующий специалист, не имея медицинского образования, подвергался гонениям, вплоть до осуждения по статье УК.

Можно гордиться тем, что зарождение и развитие такой полезной практики произошло именно в России. В далекие застойные годы хирург Башняк первым описал протекающие в теле процессы после применения массажа живота.

После него знамя подхватил великий энтузиаст, оптимист и труженик Огулов Александр Тимофеевич. Висцеральная хиропрактика благодаря ему, его ученикам и последователям получила огромную популярность.

Многие дипломированные врачи в наше время применяют методику для реабилитации больных, лечения и профилактики многих заболеваний. С каждым годом внутренняя терапия становится все больше востребованной. Благодаря, казалось бы, простым, но точно выверенным движениям можно обрести здоровое тело и дух. Об этом говорят многие пациенты Александра Тимофеевича.

Лекари-профессионалы появились, в основном, из среды волхвов, кудесников, ведунов, знахарей, колдунов — этому способствовали природная наблюдательность, желание найти разгадку явлений природы, тайн человеческого организма. Уважением к естествоведческим познаниям волхвов проникнуты многие ранние летописи.

Волхвы были знатоками «зелий», т.е. лекарственных растений. Волхвы успешно выступали в роли детских врачей, оказывали помощь женщинам при бесплодии, их приглашали в дома к больным, страдавшим заразными болезнями, к раненым и «язвенным» больным.

В ранних памятниках письменности господствует полная нерасчлененность понятий «волхв», «врачь», «лечець», «зелейник», «чародей». По древнерусскому представлению, волшебство — это высокое искусство, мастерство («влъшебная хытрость»), а волхв — есть «премудр», человек с большим опытом и знаниями.

Чтобы показать особую глубину медицинских знаний у врачей, древнерусская литература присваивала им эпитеты «мудрых», «хитроков», «филозофов».

Медицина в Новгороде как пример медицины на Руси

Новгород по своей санитарной культуре и благоустройству стоял на первом месте среди крупнейших городов Северной Европы.
Здесь раньше, чем в Париже и Лондоне на площадях и улицах появились деревянные мостовые, действовала разветвленная подземная дренажная сеть деревянных труб.
Новгородцы прежде киевлян (в конце IX — начале X вв.) приступили к строительству деревянных изб.
Баня в Древней Руси была распространена гораздо шире, чем в любой европейской стране. Новгородские врачеватели хорошо понимали целебную силу бань.
Мыло в ту пору ввозилось из-за границы и было доступно Красивая и удобная одежда — не только проявление вкусов и моды различных эпох, но и своеобразный индикатор санитарной культуры населения. Новгородцы в XI — XIII вв. одевались в одежду, хорошо сохраняющую тепло, и надежно предохраняющую кожу от механических повреждений, пыли, грязи, укусов насекомых, не сковывающую движения.

Для стирки одежды и мытья тела новгородцы использовали легкомылящиеся почвы, минералы, имевшие в своем составе жир и золу. Белье кипятили в бочках с зольной водой.

Новгородцы были сильными людьми. Физический труд, простая, здоровая пища, длительное пребывание на свежем воздухе повышали их сопротивляемость губительному действию микроорганизмов.

Но жестокий бич голода, эпидемии уносили многие жизни. С середины XII до начала XVIII в. чума, оспа, сибирская язва, тиф — 17 раз становились причиной опустошительных эпидемий для Новгорода. Все, кто был способен, бежали из города, оставляя его на попечение светских и монастырских лекарей.
С постоянным риском для жизни они обходили дворы и улицы. Кормили больных, передавая им пищу через пламя костра. Отвозили умерших на дальние кладбища.

Первые больницы основывались, в основном, в монастырях. Деревянные здания больниц располагались обычно внутри четырехугольного пространства, образованного монастырскими стенами. В больших монастырях наряду с больницами строили бани и «свитошные» (прачечные).

Начиная с XV в. очаги с дырой в потолке вместо дымохода выместили печи, на смену которым со временем пришла система внутристенных труб с циркулирующим по ним горячим воздухом. Окна закрывали пластины слюды. Больные спали на деревянных нарах. Вместо матрацев использовались сухой мох, солома, камыш.

Широкое использование лекарств растительного и животного происхождения дополнялось приемами из арсенала хирургического искусства.
Почетом в древнем Новгороде были окружены «резальники» (хирурги). Используя экстракт красавки и настойку опия, они проводили довольно сложные операции по ампутации конечностей, трепанации черепа, чревосечению.

В некоторых летописях можно найти описание врачебных действий. Так, если судить по «Изборникам Святослава» (1073, 1076), то врач должен был, прежде всего, быть резалником (хирургом - М.М.), умеющим разрезать ткани, ампутировать конечности, производить лечебные прижигания раскаленным железом, т. е. упот¬ребляющим металл: «Железо не весть, что делает, но врач весть действо железное». В других летописях привлекают внимание своеобразные иллюстрации на медицинские темы. Так, «Лицевой летописный свод», охватывающий период от «сотво¬рения мира» до 1567 года, содержит рисунки древнерусских протезов, называвшихся «древяница» или «тояги». Они предназначались для людей с ампутированными конечностями. Костыли, тоже деревянные, иногда со сложными приспособлениями, употреблялись для опоры плеча, колена. В «Своде» была даже миниатюра, иллюстрирующая процесс изготовления в кузнице железного креп¬ления на костыль.

Медицинские сведения в древнерусских летописях были чаще всего связаны с болезнями сильных мира сего. Так, в «Повести временных лет» (1044) говорится о постоянной повязке на темя по поводу врожденной мозговой грыжи, сделанной князю Всеславу. В Ипатьевской летописи (1289) содержится документальное и красочное описание болезни князя Владимира Васильевича Волынского, благодаря которому современный медик может распознать заболевание, о котором идет речь: скорее всего, это был рак нижней губы. К сожалению, Ипатьевская летопись не сообщает, как лечили князя — может быть, еще и потому, что исход лечения оказался фатальным.

Гораздо подробнее и квалифицированнее освещает летописец болезнь Василия III (отца Ивана Грозного), приводит почти клиническое описание хода заболевания, которое было, по всей вероятности, гнойным воспалением тазобедренного сустава (гнойный артрит).

Запечатленные в летописях своеобразные «истории болезни» руcских князей свидетельствуют об использовании и различных хирургических методов лечения Так, в Никоновской летописи описано, как в «лето 6949″ (т.е. в 1441 г.) долго болевшему князю Дмитрий Юрьевичу Красному во время причащения оказал квалифицированную медицинскую помощь его духовник врач-монах отец Осия: при сильном кровотечении он успешно использовал метод тампонады.
Древнерусские историки сообщали об использовании метода прижиганий (с помощью горящего трута). По свидетельству Никоновской летописи, в «лето 6970″ (в 1462 г.) при лечении великого князя Василия Васильевича, страдавшего «сухотной болезнью», был применен общепринятый тогда метод лечения - прижигания. К сожалению, примененный метод не помог.

Одно из немногих известных имен — легендарная Евпраксия (1108-1180), внучка Владимира Мономаха, дочь князя Мстислава. В 1122 году ее выдали замуж за сына императора Византии Алексея Комнена и при короновании назвали Зоей. В Византии она изучила греческий язык и «много занималась в излюбленной ею области врачевания, быть может перечитала доступные ей медицинские сочинения (Гиппократа, Галена и др.) и в результате сама написала руководство по медицине.

Это руководство — один из древнейших русских лечебников «Мази» («Алимма»): единственный уцелевший экземпляр этого руководства хранился во Флоренции, в библиотеке Лоренцо Медичи. В конце XIX века российский историк Х.М.Лопарев обнаружил во Флоренции этот труд и приобрел копию греческой рукописи «Алимма». В рукописи, состоявшей из пяти частей, были приведены в определенную систему различные разрозненные медицинские сведения, в частности, описаны «наружные болезни» и приведены рецепты различных лекарств, рекомендовавшихся при заболеваниях кожи и зубов, рассказывалось о болезнях сердца и желудка. В качестве наиболее распространенных лекарств в рукописи были приведены всевозможные мази, почему, вероятно, и весь труд получил название «Алимма». Этот труд, обобщивший ряд медицинских наблюдений того времени и приписываемый Зое, был, очевидно, знаком и использовался лечцами Древней Руси. Каково было «врачебное сословие» Древней Руси?

В существовавших тогда монастырских и церковных больницах работали образованные врачи-монахи, профессионалы своего дела. Конечно, основным занятием ученых-монахов, представлявших тогда очень тонкий слой носителей интеллектуальной культуры, было, скорее всего, не исцеление болящих или изучение и переписка античной литературы, а богословие, поглощавшее главные интеллектуальные устремления духовного сословия. Но все-таки, как свидетельствуют исторические источники, немало было среди них и т.наз.монастырских врачей.

Помимо образованных (в той или иной мере) врачей-монахов, пользовавших своих пациентов в монастырях, в средневековой России действовали многочисленные мирские врачи, профессиональные лечцы, постигавшие азы своей профессии в порядке ремесленного ученичества, часто в семьях потомственных целителей. Среди них преобладали специалисты “терапевтического” профиля — камчужные (по лечению ломоты, в современном понимании — ревматизма), очные (они занимались лечением болезней глаз), чепучинные (специалисты по сифилису), те, кто лечил от»порчи» (предки современных психоневрологов) и др.

О том, что в средневековой России лечение у хирурга было обычным делом, можно говорить вполне определенно. эти методы использовались в практике. Медицинская, в т.ч. хирургическая, помощь простому народу, в частности лечение ран, в какой-то мере обеспечивалась законодательно
Были в числе мирских врачей и лечцы «хирургического» профиля — резалники: среди них различались костоправы («травматологи»), камнесечцы (специалисты по лечению болезней мочевого пузыря), кильные мастера (занимались лечением килы, т.е. грыжи), чечуйные (лечили геморрой). Позднее, в ХУ-ХУ1 веках, в свидетельствах современников упоминаются также алхимисты, «лекари польской породы», ученики общелекарские и др.

Правда, об их делах, об их практике, об их методах лечения в древнерусских летописях говорится до крайности мало. Вероятно, причин этого было несколько, например, неосведомленность летописцев в медицине; но основной причиной, может быть, было изначально скептическое отношение церкви к этим лечцам, которые, наряду с методами античной и народной медицины, применяли и сурово преследовавшиеся православием способы волхования, пришедшие еще из языческих времен. Нельзя исключить, впрочем, и элемент своеобразной конкуренции с врачами-монахами, с монастырской медициной.

Фармакология на Руси

Так, заболевание, которое современные медики называют цингой, наши древние коллеги побеждали настоем шиповника, чесноком, луком. Кстати, лук считался уни¬версальным средством, о нем даже сложили поговорку: «Лук от семи недуг». Деготь выручал от кожных болез¬ней, морковь — от малокровия, семенами тыквы изгоняли глистов. Есть мнение, что существовал даже сложный отвар, в состав которого входила ртуть: его применяли при «прилипчивы» (венерических) заболеваниях. Применение некоторых лечебных средств должно было сопровождаться заговорами. С конца XVII века в лечебниках встречается чрезвхычайно много «врачебных» молитв и знахарских заговоров, заимствованных частью из народной эпической старины, частью из книг апокрифических: все эти молитвы и заговоры были, конечно же, своеобразными психотерапевтическими лекарствами и порой помогали больным.
Териак — ссылка на эту панацею от всех бед есть у каждого врача, оставившего след в истории, начиная от Галена, кончая Авиценной, и далее - вплоть до новейших времен. Териак включен и в арсенал тибетской медицины и шире -медицины всего Востока.

Историки и врачи пытаются в древних источниках информации найти рецепт этого снадобья, но пока безуспешно. А ведь интересно было бы узнать о нем подробнее и, быть может, (почему бы и нет?) возродить его к жизни. Есть подозрение, что териак и поныне в арсенале безотказных средств народной медицины.

На Руси были известны и побочные эффекты применения ртути - стоматиты, а также способы их предупреждения.
Древнерусские целители использовали и минералы для лечения болезней.

Лазурит использовался в качестве слабительного и для лечения перемежающейся лихорадки.
Алмаз применялся для смазывания краёв гнойных ран и язв, а также для лечения дёсен при цинге.
Применение агата упоминается ещё в «Изборнике Святослава». Из него в Древней Руси изготовляли сосуды для перевозки и хранения лекарств. Уже в те времена агат считался лекарственным средством. Его применяли в виде присыпки или мази при укушенных ранах. В лечебнике описана разновидность агата - оникс, который применялся для изготовления инструментов для кровопускания. На Руси высокор ценился аметист. Его применяли в качестве противоядия при алкогольных отравлениях.

В Древней Руси был широко распространён способ лечения болезней с помощью определённых органов, желчи, животных соков, птичьих яиц, вытяжек из тел насекомых. Сырьё для таких лекарств добывали и на Руси, и привозили из других стран. Много сырья привозилось из восточных стран.

Самым популярным средством при любых расстройствах желудка считался «камень безоар», который находили в кишечнике многих животных.
Есть ещё одно средство животного происхождения, применявшееся на Руси, — секрет железы кабарги - источник мускуса. Его применяли при болезнях сердца, а также при болезнях эпилепсии, душевнобольных с депрессией, лечили им и запои.

Огромной популярностью среди врачей московского государства пользовались пантовые «оттирки» — панты пятнистых оленей. На Руси пантовые «оттирки» назначались при эпилепсии), при желудочных и маточных кровотечениях, при параличах Больные пили их с вином и водой при сердечных болезнях.
Особенно ценили на Руси вещества, действующие благотворно на сердце, успокаивающие нервы, придающие бодрость. В древнерусских лечебниках их называли нежными ласкательными именами: «любка», «зелие милое», «дар небес» и так далее.

Но основное место в древнерусской медицине занимали лекарства растительного происхождения. В настоящее время они более изучены, и многие из них успешно применяются современными врачами. Так, гвоздика рекомендовалась при слабости зрения, при заболеваниях желудка, печени, сердца. Перец (черный) считался у русских лекарей настоящей панацеей от всех болезней. Лечили им и ревматические болезни. В качестве противопростудных средств давали имбирь. Его принимали в уксусе на ночь.

Популярны были также мускатный орех, мускатный цвет, которые привозили из Индии. Они применялись как мочегонное средство и для возбуждения хронических больных.

В качестве обеззараживающих средств в Древней Руси использовалась полынь, багульник и др. В «Киево-Печерском патерике» (16 в.) упоминаются сенна и ревень, которые употреблялись в качестве слабительных средств.

Однако непросто было сохранить лечебники и травники. Держать их у себя дома было небезопасно. На такого человека могли написать донос, судить, всё имущество забрать в казну, а человека сослать в какой-нибудь отдалённый монастырь. И таких случаев на Руси было немало.

Несмотря на это, лечебники и травники продолжали тайно хранить во многих домах, благодаря чему мы и имеем представление о многих элементах народной медицины Древней Руси.

В лечебниках русской медицины большое значение приобретают растения. Заготовка лекарственных растений выходит на первое место путем введения натуральной повинности, а также благодаря экспедициям травников аптекарского приказа. Особый «авторитет» имело все семейство луковых, а в особенности чеснок и лук. В старинных травниках отмечалась их способность стимулировать регенерацию кожи при ожогах, ушибах, ранениях.

Хирургия Руси

В рукописных лечебниках раны различались “стреляные”, “сеченые” и “колотые”, причем особое внимание обращалось не на “свежие” раны, а на часто встречавшиеся осложнения — “старые”, долго не заживавшие раны. Преобладали консервативные методы лечения, с использованием различных мазей. Для перевязки использовались или высушенные мицелии гриба, “губы дождевки”, или “древесный мох”, собранный преимущественно “с дерев благовонных”: этот мох считался, кроме того, хорошим гемостатиком, Раны и язвы орошали разными целебными жидкостями. Использовали примочки и промывания.

Применяли присыпки, окуривание ран дымом. Глубокие раны (“фистилы”) подвергали спринцеванию. В большом ходу были “леваши” — пластыри, а также непосредственное прикладывание к ранам различных частей свежих целебных растений. Вообще растительные лекарства, вместе с веществами химической природы (минералами, солями тяжелых металлов, некоторыми сложными органическими веществами), составляли тогда (да и потом тоже) основной арсенал использовавшихся средств лечения.

Так называемая “массовая” хирургическая помощь в средневековой России тогда не намного отличалась от таковой в странах Европы. Например, ампутации конечностей (“оттирания”), о которых в летописях упоминалось “попутно, мимоходом”, — эти сложнейшие по тем временам операции хотя и нечасто, но все-таки производились русскими резалниками, об этом сохранились исторические свидетельства. Раз делали средневековые лечцы “сшивание” ран — значит, использовали они и соответствующие инструменты и приспособления (иглы, нити и пр.). Операции производили “на лавке лекарской” (операционном столе). Для транспортировки раненых с переломами конечностей и их лечения применяли шины из различных подручных предметов — об этом тоже упоминалось в летописях. Не было, правда, у нас тогда профессоров хирургии — так и в Западной Европе, несмотря на многовековое существование университетов, они насчитывались буквально единицами. Не было и “братств хирургов” — только потому, что разделение медицины и хирургии было неведомо в России ни тогда, ни потом….

Чем не болели наши предки?

А ведь и в те времена был грипп, да только называли его как-то иначе. А вот как - неизвестно.
Обозначение болезней и симптомов преимущественно через славянскую лексику свидетельствует об очень древней основе частной патологии. Из внутренних болезней отмечены: златяница (желтуха), камчюг (артриты), усови (плеврит), вдушь (астма). К нервно — душевным относились точение пены, или падучая немочь (эпилепсия), расслабление (параличи). Прокажением именовали болезни типа волчанки, лепры и другие кожные невзгоды.

Из инфекционных хорошо знали сухотку (чахотку), огневую (сыпной тиф). Трясця (малярия) описана в форме вседневной, черездневной и «квартано» (четырехдневной). К группе гибельных моров причислялись утроба кровавая (дизентерия), чума легочная, мозолие (бубонная чума), возуглие, или прищ горющ (сибирская язва), жаба горляная и многие другие.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top