Сестринский процесс 2.3.4 5 этапы. Краткая характеристика этапов сестринского процесса

Сестринский процесс 2.3.4 5 этапы. Краткая характеристика этапов сестринского процесса

Сестринский процесс состоит из пяти этапов (рис. 19). Это динамичный, цикличный процесс.

Рис. 19.

При обследовании медицинская сестра собирает необходимую информацию методом опроса (структурированного интервьюирования). Источником данных являются: пациент, родственники, медицинские работники и др.

Перед опросом с пациентом необходимо ознакомиться с его медицинской документацией, если это возможно, вспомнить факторы и приемы, повышающие эффективность общения:

  • ? проявить умение представить себя;
  • ? уметь вести разговор;
  • ? проверить правильность восприятия ваших вопросов;
  • ? задавать открытые вопросы;
  • ? соблюдать паузы и культуру речи;
  • ? применять индивидуальный подход к пациенту.

Необходимо использовать элементы эффективного общения с пациентом и его окружением.

Такие приемы, как общение с пациентом с учетом его интеллекта, неспешный темп беседы, соблюдение конфиденциальности, умение слушать, повысят эффективность опроса и помогут медицинской сестре совершенствовать свои умения и навыки.

Необходимо не допускать ошибок при опросе, не задавать вопросов, требующих ответа «да» или «нет»; четко формулировать свои вопросы; помнить, что при опросе пациент может сообщать сведения о себе в любой последовательности; не требовать от него ответов по приведенной в сестринской истории схеме. Необходимо запоминать его ответы и регистрировать в точном соответствии с планом в истории состояния здоровья (болезни) пациента; использовать сведения из истории болезни (листа назначений, температурного листа и т.п.) и других источников информации о пациенте.

Первый этап сестринского процесса - оценка состояния пациента (первичная и текущая) методом сестринского обследования состоит из следующих последовательных процессов:

  • ? сбор необходимой информации о пациенте, субъективных, объективных данных;
  • ? определение факторов риска заболевания, данных об окружающей среде, влияющих на состояние здоровья пациента;
  • ? оценка психосоциальной ситуации, в которой находится пациент;
  • ? сбор семейного анамнеза;
  • ? анализ собранной информации с целью определения потребностей пациента в уходе.

Методы обследования пациента

Для определения потребностей пациента в уходе и его проблем существуют следующие методы обследования: субъективный, объективный и дополнительные методы.

Сбор необходимой информации о пациенте начинается с момента поступления пациента в ЛПО и продолжается до выписки из стационара.

Сбор субъективных данных проводится последовательно в следующем порядке:

  • ? расспрос пациента, информация о пациенте;
  • ? жалобы пациента в настоящее время;
  • ? ощущения пациента, реакции, связанные с адаптационными (приспособительными) возможностями;
  • ? сбор сведений о неудовлетворенных потребностях, связанных с изменением состояния здоровья или изменением течения заболевания;
  • ? описание боли: ее локализация, характер, интенсивность, длительность, реакция на боль, шкала боли.

Оценка боли проводится с помощью невербальной оценки интенсивности боли с помощью шкал:


3) шкала для характеристики успокоения боли:

боль полностью исчезла - А, боль почти исчезла - Б, боль значительно уменьшилась - В, боль уменьшилась слегка - Г, нет заметного уменьшения боли - Д;

  • 4) шкала успокоения:
  • 0 - успокоение отсутствует;
  • 1 - слабое успокоение; дремотное состояние, быстрое (легкое)

пробуждение;

2 - умеренное успокоение, обычно дремотное состояние, быстрое

пробуждение;

3 - сильное успокоение, усыпляющее действие, трудно разбудить

пациента;

4 - пациент спит, легкое пробуждение.

Сбор объективных данных начинается с осмотра пациента, оценки его физических данных. Важно получить информацию о наличии или отсутствии отеков, провести измерение роста, определить массу тела. Важно оценить выражение лица, состояние сознания, положение пациента, состояние кожных покровов и видимых слизистых, состояние костно-мышечной системы, температуру тела пациента. Затем оценить состояние дыхательной системы, пульса, артериального давления (АД), естественные отправления, органы чувств, память, использование резервов для облегчения состояния здоровья, сон, способность к передвижению и другие данные.

Важно определить факторы риска, получить сведения об окружающей среде, влияющей на состояние здоровья пациента.

Оценка психосоциального состояния пациента:

я описываются сферы психологического состояния: манера говорить, наблюдаемое поведение, эмоциональное состояние, психомоторные изменения, чувства пациента;

  • ? собираются социально-экономические данные;
  • ? определяются факторы риска заболеваний;
  • ? проводится оценка потребностей пациента, определяются нарушенные потребности.

При проведении психологической беседы следует придерживаться принципа уважения личности пациента, избегать каких-либо оценочных суждений, принимать пациента и его проблему такими, какими они есть, гарантировать конфиденциальность полученной информации, терпеливо выслушать пациента.

Наблюдение за общим состоянием пациента

Деятельность медсестры предусматривает наблюдение за всеми изменениями в состоянии здоровья пациента, своевременное выделение этих изменений, их оценку, сообщение о них врачу.

Наблюдая за пациентом, медсестра должна обращать внимание:

  • ? на состояние сознания;
  • ? положение пациента в постели;
  • ? выражение лица;
  • ? цвет кожных покровов и видимых слизистых;
  • ? состояние органов кровообращения и дыхания;
  • ? функцию органов выделения, стул.

Состояние сознания

  • 1. Ясное сознание - пациент отвечает на вопросы быстро и конкретно.
  • 2. Спутанное сознание - пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием.
  • 3. Ступор - состояние оглушения, оцепенения, на вопросы пациент отвечает с опозданием и неосмысленно.
  • 4. Сопор - патологический глубокий сон, пациент без сознания, не сохранены рефлексы, громким голосом его можно вывести из этого состояния, но он вскоре вновь впадает в сон.
  • 5. Кома - полное угнетение функций ЦНС: сознание отсутствует, мышцы расслаблены, утрата чувствительности и рефлексов (бывает при кровоизлиянии в мозг, сахарном диабете, почечной и печеночной недостаточности).
  • 6. Бред и галлюцинации - могут наблюдаться при выраженной интоксикации (инфекционные заболевания, тяжелое течение туберкулеза легких, воспаления легких).

Выражение лица

Соответствует характеру течения заболевания, на него влияют пол и возраст пациента.

Различают:

  • ? лицо Гиппократа - при перитоните (острый живот). Для него характерно следующее выражение лица: запавшие глаза, заостренный нос, бледность с цианозом, капли холодного пота;
  • ? одутловатое лицо - при заболеваниях почек и при других болезнях - лицо отечное, бледное;
  • ? лихорадочное лицо при высокой температуре - блеск глаз, гиперемия лица;
  • ? митральный румянец - цианотичные щеки на бледном лице;
  • ? пучеглазие, дрожание век - при гипертиреозе и др.;
  • ? безучастность, страдание, тревога, страх, болезненное выражение лица и др.

Кожные покровы и видимые слизистые оболочки пациента

Могут быть бледные, гиперемированы, желтушные, синюшные (цианоз), необходимо обращать внимание на сыпь, сухость кожи, участки пигментации, наличие отеков.

После оценки результатов наблюдения за пациентом врач делает заключение о его состоянии, а медсестра - о компенсаторных возможностях пациента, его способности к осуществлению самоухода.

Оценка общего состояния пациента

  • 1. Удовлетворительное - пациент активен, выражение лица без особенностей, сознание ясное, наличие патологических симптомов не мешает оставаться активным.
  • 2. Состояние средней тяжести - выражает жалобы, может быть вынужденное положение в постели, активность может усиливать боль, выражение лица болезненное, выражены патологические симптомы со стороны систем и органов, изменен цвет кожных покровов.
  • 3. Тяжелое состояние - пассивное положение в постели, активные действия совершает с трудом, сознание может быть измененным, изменено выражение лица. Выражены нарушения функций дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы.

Оценка состояния проводится с целью определения нарушенных (неудовлетворенных) потребностей.

В сестринской документации необходимо их отметить (подчеркнуть):

  • 1) дышать;
  • 2) есть;
  • 3) пить;
  • 4) выделять;
  • 5) спать, отдыхать;
  • 6) быть чистым;
  • 7) одеваться, раздеваться;
  • 8) поддерживать температуру тела;
  • 9) быть здоровым;
  • 10) избегать опасности;
  • 11) двигаться;
  • 12) общаться;
  • 13) иметь жизненные ценности - материальные и духовные;
  • 14) играть, учиться, работать.

Оценка степени самоухода

Определяется степень независимости пациента в уходе:

  • ? пациент независим, когда все действия по уходу выполняет самостоятельно и правильно;
  • ? частично зависим, когда действия по уходу выполняет частично или неправильно;
  • ? полностью зависим, когда самостоятельные действия по уходу пациент выполнять не может и за него уход осуществляет медицинский персонал или родственники, обученные медицинским персоналом.

Анализ собранной информации

Целью анализа является определение приоритетных (по степени угрозы для жизни) нарушенных (неудовлетворенных) потребностей или проблем пациента и степень независимости пациента в уходе.

От умения создавать доверительные отношения с пациентом и его окружением и коллегами, эффективного общения в процессе профессиональной деятельности, соблюдения этических и деонтологи- ческих принципов, навыков опроса, наблюдения, умения документировать данные обследования зависит, как правило, успешность обследования.

Второй этап сестринского процесса - сестринская диагностика, или определение проблем пациента

Сестринская диагностика признана установить:

  • ? проблемы, возникающие у пациента и требующие осуществления сестринской помощи и ухода;
  • ? факторы, способствующие или вызывающие эти проблемы;
  • ? сильные стороны пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению проблем.

Этот этап может носить и другое название: «постановка сестринских диагнозов».

Анализ полученной информации является основанием для формулирования проблем пациента - существующих (настоящих, явных) или потенциальных (скрытых, которые могут появиться в будущем). При определении приоритетности проблем медицинская сестра должна опираться на врачебный диагноз, знать образ жизни пациента, факторы риска, ухудшающие его состояние, помнить о его эмоциональном и психологическом состоянии и других аспектах, помогающих ей принимать ответственное решение, - определение проблем пациента или постановка сестринских диагнозов с целью решения этих проблем посредством сестринского ухода.

Процесс формулировки сестринского диагноза или проблемы пациента с последующим документированием очень важен, требует профессиональных знаний, умений находить связь между признаками отклонений в состоянии здоровья пациента и причинами, их вызывающими. Это умение зависит в том числе и от интеллектуальных способностей медицинской сестры.

Понятие о сестринском диагнозе

Проблемы пациента, которые фиксируются в плане сестринского ухода в виде четких и кратких выкладок-суждений, называются сестринским диагнозом.

История вопроса началась еще в 1973 г. В США состоялась I Международная научная конференция по классификации сестринских диагнозов с целью определения функций медсестры и разработки системы классификации сестринских диагнозов.

В 1982 году в учебнике по сестринскому делу (Карлсон Крафт и Мак Гюре) в связи с изменениями взглядов на сестринское дело предложено следующее определение:

сестринский диагноз - это состояние здоровья пациента (нынешнее и потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры.

В 1991 году предложена классификация сестринских диагнозов, включающая 114 основных наименований, в числе которых: гипертермия, боль, стресс, социальная самоизоляция, недостаточная самогиги- ена, дефицит гигиенических навыков и санитарных условий, беспокойство, пониженная физическая активность и др.

В Европе с инициативой создания общеевропейской единой классификации сестринских диагнозов выступила Датская национальная организация сестер. В ноябре 1993 г. под эгидой Датского научно-исследовательского института здравоохранения и сестринского дела в Копенгагене состоялась I Международная научная конференция по проблемам сестринских диагнозов. В конференции участвовало более 50 стран мира. Было отмечено, что унификация и стандартизация, а также терминология пока остаются серьезной проблемой. Очевидно, что без единой классификации и номенклатуры сестринских диагнозов по примеру врачебных сестры не смогут общаться на понятном для всех профессиональном языке.

Североамериканская ассоциация сестринских диагнозов ИАИНА (1987) издала перечень сестринских диагнозов, который обусловлен проблемой пациента, причиной ее возникновения и направленностью дальнейших действий медсестры. Например:

  • 1) тревога, связанная с беспокойством пациента по поводу предстоящей операции;
  • 2) риск развития пролежней, обусловленный длительной иммобилизацией;
  • 3) нарушение функции опорожнения кишечника: запор, обусловленный недостаточным употреблением грубой пищи.

Международный совет медсестер (МСМ) разработал (1999) Международный классификатор сестринской практики (МКСП) - профессиональный информационный инструмент, необходимый для стандартизации профессионального языка медсестер, для создания единого информационного поля, документирования сестринской практики, учета и оценки ее результатов, подготовки кадров и т.д.

В контексте МКСП под сестринским диагнозом понимают профессиональное суждение медсестры о явлении, связанном со здоровьем или социальным процессом, представляющим объект сестринских вмешательств.

Недостатками этих документов являются сложность языка, особенности культуры, неоднозначность понятий и др.

Сегодня в России нет утвержденных сестринских диагнозов.

Концепция сестринского диагноза все еще нова, однако по мере накопления знаний в области сестринского дела растет и потенциал развития сестринского диагноза, поэтому не столь важно, как назвать второй этап сестринского процесса - определение проблем пациента, сестринским диагнозом,диагностированием.

Часто пациент сам осознает свои актуальные проблемы, например боль, затрудненное дыхание, плохой аппетит. Кроме того, у пациента могут быть проблемы, о которых медсестра не догадывается, но она тоже может выявить проблемы, о которых сам обследуемый не догадывается, например учащенный пульс или признаки инфекции.

Медицинская сестра должна знать источники возможных проблем пациента. Ими являются:

  • 1) окружающая среда и вредные факторы, воздействующие на человека;
  • 2) медицинский диагноз пациента или врачебный диагноз. Врачебный диагноз определяет заболевание на основе специальной оценки физических признаков, истории заболевания, диагностических тестов. Задачей врачебной диагностики является назначение лечения пациенту;
  • 3) лечение человека, которое может иметь нежелательное побочное действие, само по себе может стать проблемой, например тошнота, рвота, при некоторых видах лечения;
  • 4) больничная обстановка может таить в себе опасность, например заражение внутрибольничной инфекцией человека;
  • 5) личные обстоятельства человека, например низкий материальный достаток пациента, не позволяющий ему полноценно питаться, что в свою очередь может угрожать его здоровью.

После проведенной оценки состояния здоровья пациента медсестра должна сформулировать диагноз, решить, кто из профессиональных работников здравоохранения может помочь пациенту.

Сестре необходимо очень четко сформулировать диагнозы и установить их приоритетность и значимость для пациента.

Этап постановки сестринских диагнозов и будет завершением сестринского диагностического процесса.

Сестринский диагноз следует отличать от врачебного:

  • ? врачебный диагноз определяет болезнь, а сестринский - нацелен на выявление реакций организма на состояние здоровья;
  • ? врачебный диагноз может оставаться неизменным в течение всей болезни. Сестринский диагноз может меняться каждый день или даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма;
  • ? врачебный диагноз предполагает лечение в рамках врачебной практики, а сестринский - сестринские вмешательства в пределах ее компетенции и практики;
  • ? врачебный диагноз, как правило, связан с возникшими патофизиологическими изменениями в организме, сестринский - часто связан с представлениями пациента о состоянии своего здоровья.

Сестринские диагнозы охватывают все сферы жизни пациента.

Различают физиологические, психологические, социальные и духовные диагнозы.

Сестринских диагнозов может быть несколько - пять-шесть, а врачебный чаще всего только один.

Различают явные (настоящие), потенциальные и приоритетные сестринские диагнозы. Сестринские диагнозы, вторгаясь в единый лечебно-диагностический процесс, не должны расчленять его. Необходимо осознавать, что одним из основных принципов медицины является принцип целостности. Медсестре важно понимать болезнь как процесс, охватывающий все системы и уровни организма: клеточный, тканевый, органный и организменный. Анализ патологических явлений с учетом принципа целостности позволяет понять противоречивый характер локализации болезненных процессов, который нельзя представить без учета общих реакций организма.

При постановке сестринских диагнозов медсестра использует знания об организме человека, полученные различными науками, поэтому в основу классификации сестринских диагнозов положены нарушения основных процессов жизнедеятельности организма, охватывающие все сферы жизни пациента, как настоящие, так и потенциальные. Это позволило уже сегодня распределить разнообразные сестринские диагнозы в 14 групп. Это диагнозы, связанные с нарушением процессов:

  • 1) движения (снижение двигательной активности, нарушение координации движений и др.);
  • 2) дыхания (затрудненное дыхание, кашель продуктивный и непродуктивный, удушье и др.);
  • 3) кровообращения (отеки, аритмия и др.);
  • 4) питания (питание, значительно превышающее потребности организма, ухудшение питания и др.);
  • 5) пищеварения (нарушение глотания, тошнота, рвота, запор и др.);
  • 6) мочевыделения (задержка мочи острая и хроническая, недержание мочи и др.);
  • 7) всех видов гомеостаза (гипертермия, гипотермия, обезвоживание, снижение иммунитета и др.);
  • 8) поведения (отказ от приема лекарств, социальная самоизоляция, суицид и др.);
  • 9) восприятия и ощущения (нарушение слуха, нарушение зрения, нарушение вкуса, боль и др.);
  • 10) внимания (произвольного, непроизвольного и др.);
  • 11) памяти (гипомнезия, амнезия, гипермнезия);
  • 12) мышления (снижение интеллекта, нарушение пространственной ориентации);
  • 13) изменения в эмоциональной и чувствительной сфере (страх, беспокойство, апатия, эйфория, отрицательное отношение к личности медицинского работника, оказывающего помощь, к качеству проводимых манипуляций, одиночество и др.);
  • 14) изменения гигиенических потребностей (недостаток гигиенических знаний, навыков, проблемы с медицинским обслуживанием и др.).

Особое внимание в сестринской диагностике уделяется установлению психологического контакта, определению первичного психологического диагноза.

Наблюдая и беседуя с пациентом, медсестра отмечает наличие или отсутствие психологической напряженности (неудовлетворенность собой, чувство стыда и т.п.) в семье, на работе:

  • ? движения человека, его мимика, тембр голоса и темп речи, словарный запас дают много разнообразной информации о пациенте;
  • ? изменения (динамику) эмоциональной сферы, влияние эмоций на поведение, настроение, а также на состояние организма, в частности на иммунитет;
  • ? нарушения поведения, которые не сразу диагностируются и часто связаны с психосоциальным недоразвитием, в частности, отклонение от общепринятых норм физиологических отправлений, аномальные привычки в еде (извращенный аппетит), непонятность речи встречаются нередко.

Пациент утрачивает психологическое равновесие, у него появляются тревога, болезнь, страх, стыд, нетерпение, депрессия и другие отрицательные эмоции, являющиеся тонкими индикаторами, мотиваторами поведения пациента.

Медицинская сестра знает, что первичные эмоциональные реакции возбуждают деятельность подкорковых сосудисто-вегетативных и эндокринных центров, поэтому при выраженных эмоциональных состояниях человек бледнеет или краснеет, возникают изменения ритма сердечных сокращений, снижается или повышается температура тела, мышц, меняется деятельность потовых, слезных, сальных и других желез организма. У испуганного человека расширяются глазные щели и зрачки, повышается артериальное давление. Больные в состоянии депрессии малоподвижны, уединяются, различные разговоры для них тягостны.

Неправильное воспитание делает человека менее способным к волевой деятельности. Медсестра, которой приходится принимать участие в обучении пациента, должна учитывать этот фактор, так как он влияет на процесс усвоения знаний.

Таким образом, психологический диагноз отражает психологическую дисгармонию пациента, попавшего в необычную ситуацию.

Информация о пациенте интерпретируется медсестрой и отражается в сестринском психологическом диагнозе с точки зрения потребностей пациента в психологической помощи.

Например, сестринский диагноз:

  • ? пациент испытывает чувство стыда перед постановкой очистительной клизмы;
  • ? пациент испытывает тревогу, связанную с невозможностью обслуживать себя.

Психологическая диагностика тесно связана с социальным статусом пациента. От социальных факторов зависит и психологическое, и духовное состояние пациента, которое может явиться причиной многих заболеваний, поэтому можно объединить психологическое и социальное диагностирование в психосоциальное. Конечно, в настоящее время недостаточно полно решаются проблемы пациента в психосоциальной помощи, тем не менее медицинская сестра, учитывая социально-экономические сведения о пациенте, социальные факторы риска, может достаточно точно диагностировать реакцию пациента на свое состояние здоровья. После формулирования всех сестринских диагнозов медсестра устанавливает их приоритетность, опираясь на мнение пациента о первоочередности оказания ему помощи.

Третий этап сестринского процесса - определение целей сестринского вмешательства

Постановка целей ухода необходима по двум причинам:

  • 1) определяется направление индивидуального сестринского вмешательства;
  • 2) используется для определения степени эффективности вмешательства.

Пациент активно вовлекается в процесс планирования целей. Одновременно медсестра мотивирует пациента на успех, убеждая его в достижении цели, и вместе с пациентом определяет пути их достижения.

Для каждой доминантной потребности, или сестринского диагноза, записываются в плане сестринского ухода отдельные цели, которые рассматриваются как желаемый результат ухода.

Каждая цель в обязательном порядке включает три компонента:

  • 1) исполнение (глагол, действие);
  • 2) критерий (дата, время, расстояние);
  • 3) условие (с помощью кого- или чего-либо).

Например: пациент будет сидеть в постели с помощью подушек на седьмой день.

Требования к постановке целей

  • 1. Цели должны быть реальными, достижимыми.
  • 2. Необходимо установить конкретные сроки достижения каждой цели.
  • 3. Пациент должен участвовать в обсуждении каждой цели.

По срокам существуют два вида целей:

  • 1) краткосрочные, достижение которых осуществляется в течение одной недели и более;
  • 2) долгосрочные, которые достигаются в течение длительного периода, более недели, часто после выписки пациента из стационара.

Краткосрочные:

  • 1) у пациента не будет удушья через 20-25 мин;
  • 2) сознание пациента восстановится в течение 5 мин;
  • 3) у пациента будет купирован болевой приступ в течение 30 мин;
  • 4) у пациента исчезнут отеки на нижних конечностях к концу недели.

Долгосрочные:

  • 1) у пациента исчезнет одышка в покое к моменту выписки;
  • 2) у пациента стабилизируются показатели артериального давления к десятому дню;
  • 3) пациент будет психологически подготовлен к жизни в семье к моменту выписки.

Четвертый этап сестринского процесса - планирование объема сестринских вмешательств и выполнение плана

В моделях сестринского ухода, где планирование относится к третьему этапу, четвертым этапом является реализация плана.

Планирование ухода включает в себя:

  • 1) определение типов сестринских вмешательств;
  • 2) обсуждение с пациентом плана ухода;
  • 3) знакомство других с планом ухода.

Согласно определению ВОЗ, этап реализации определяется как выполнение действий, направленных на достижение специфических целей.

Требования к выполнению плана

  • 1. Систематически выполнять план в установленные сроки.
  • 2. Осуществлять координацию предоставляемых запланированных или не запланированных, но предоставляемых сестринских услуг в соответствии с согласованным планом или нет.
  • 3. Вовлекать пациента в процесс оказания помощи, а также членов его семьи.

План сестринских вмешательств представляет собой письменное руководство, подробное перечисление специальных действий медсестры, в том числе в виде утвержденных стандартов, необходимых для достижения целей ухода. Умение применить «стандарт» является профессиональным долгом медицинской сестры.

Различают три типа сестринских вмешательств: зависимые, независимые и взаимозависимые действия.

Зависимыми называются действия медсестры, выполняемые по назначению врача и под его наблюдением.

Независимые действия медицинская сестра осуществляет сама, в меру своей компетенции. К независимым относятся действия по наблюдению за реакцией на лечение, адаптацией пациента к болезни, оказанию доврачебной помощи, осуществлению мероприятий по личной гигиене, профилактике внутрибольничной инфекции; организация досуга, советы пациенту, обучение.

Взаимозависимыми называются действия медсестры по сотрудничеству с другими работниками с целью оказания помощи, ухода. К ним относятся действия по подготовке к участию в инструментальных, лабораторных исследованиях, участие в консультировании: ЛФК, диетолога, физиотерапевта и др.

Требования к определению объема сестринских вмешательств

  • 1. Необходимо определить типы сестринских вмешательств: зависимые, независимые, взаимозависимые.
  • 2. Планирование сестринских вмешательств осуществляется на основе нарушенных потребностей пациента.
  • 3. При планировании объема сестринских вмешательств учитываются методы сестринских вмешательств.

Методы сестринских вмешательств

Методы сестринских вмешательств могут быть и способами удовлетворения нарушенных потребностей.

К методам относятся:

  • 1) оказание доврачебной помощи;
  • 2) выполнение врачебных назначений;
  • 3) создание комфортных условий для жизнедеятельности с целью удовлетворения основных потребностей пациента;
  • 4) оказание психологической поддержки и помощи;
  • 5) выполнение технических манипуляций;
  • 6) мероприятия по профилактике осложнений и укреплению здоровья;
  • 7) организация обучения и консультирования пациента и членов его семьи.

Примеры сестринских вмешательств

Зависимые :

1) выполнять назначения врача, докладывать об изменениях состояния здоровья пациента.

Независимые :

1) наблюдать за реакцией на лечение, оказать доврачебную помощь, осуществить мероприятия по личной гигиене, проводить мероприятия по профилактике внутрибольничной инфекции, организовать досуг, дать советы пациенту, обучить пациента.

Взаимозависимые:

  • 1) сотрудничество с другими работниками с целью ухода, оказания помощи, поддержки;
  • 2) консультирование.

Пятый этап сестринского процесса - оценка результатов сестринского ухода

Итоговая оценка эффективности предоставленного ухода и его коррекция в случае необходимости.

Этот этап включает в себя:

  • 1) сравнение достигнутого результата с запланированным уходом;
  • 2) оценку эффективности запланированного вмешательства;
  • 3) дальнейшую оценку и планирование, если желаемые результаты не достигнуты;
  • 4) критический анализ всех этапов сестринского процесса и внесение необходимых поправок.

Информация, полученная при оценке результатов ухода, должна лечь в основу необходимых изменений, последующих вмешательств (действий) медицинской сестры.

Целью итоговой оценки является определение результата сестринской помощи и ухода. Оценка осуществляется непрерывно, начиная с оценки доминирующей потребности до выписки или смерти пациента.

Медицинская сестра постоянно собирает, критически анализирует информацию, делает выводы о реакциях пациента на уход, о реальной возможности осуществления плана ухода и наличии новых проблем, на которые необходимо обратить внимание. Таким образом, можно выделить основные аспекты оценки:

  • ? достижение цели;
  • ? реакция пациента на сестринское вмешательство;
  • ? активный поиск и оценка новых проблем, нарушенных потребностей.

Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, медсестра отмечает в плане, что цель достигнута по данной проблеме, ставит дату, час, минуты и подпись. Если цель сестринского процесса по данной проблеме не достигнута и у пациента сохранилась потребность в сестринском уходе, необходимо провести переоценку состояния его здоровья, чтобы установить причины ухудшения состояния или момент, когда никаких улучшений в состоянии пациента не наступило. Важно привлечь самого пациента, а также полезно посоветоваться с коллегами относительно дальнейшего планирования. Главное - установить причины, помешавшие достижению поставленной цели.

В результате может измениться сама цель, необходимо внести изменения в план сестринского вмешательства, т.е. произвести коррекцию ухода.

Оценка результатов и коррекция позволяют:

я определить качество ухода;

  • ? обследовать ответную реакцию пациента на сестринское вмешательство;
  • ? выявить новые проблемы пациента.

Лекция

Тема: «Сестринский процесс, степени сестринского процесса»

Сестринский процесс – это современный, научно – обоснованный и экономически эффективный метод организации и практического осуществления м/с-ой своих обязанностей по обслуживанию пациента.

СП – это новое понятие в медицине по уходу и обследованию пациента. Это последовательность шагов и компонентов, направленных на повышение результатов обслуживания, выздоровления больного или улучшения их самочувствия.

СП имеет 3 характеристики:

1) он должен быть направлен конкретно на пациента ;

2) он должен быть ориентирован на конкретную цель (выздоровление или улучшение состояния);

3) все шаги должны быть взаимосвязаны .

Целью СД является повышение роли м/с, повышение ответственности.

Сестринский процесс имеет 5 этапов:

1) обследование пациента;

2) постановка сестринского диагноза или выявление проблем пациента;

4) вмешательство или реализация планов;

5) оценка.

1 – ый этап - Обследование пациента.

Источником информации может быть сам больной, родственники или окружающие люди.

Информация должна быть точной и полной. Обследование осуществляют по потребностям.

1) Физиологические потребности

· субъективные

· объективные

Субъективная – это то, что сами жалуются больные или ощущение больных испытывает сам больной.

Объективная – это то, что м/с видит и выявляет.

2) Психологическая потребность – это внутренние переживания больного, страх, беспокойство, выявление отношения больных к своему заболеванию, настроение больных тоже делится на:

· субъективные

· объективные

3) Социальная потребность – это социальные условия больных, быт, условия труда, данные об окружающей среде, финансы, наличие вредных привычек (курение, алкоголь, загрязнение окружающей среды).

4) Духовная потребность – это мышление, убеждения, образование, интересы, хобби, культура, обычаи и т. д.

Эти данные м/с систематизирует, кратко и четко заносит в лист сестринского обслуживания пациента.

2 - ой этап – Выявление проблемы пациента.

Это анализ всей информации, полученной от больного.

Проблем несколько.

Проблема – это все, что мы находим у пациента вне нормы (жалобы, симптомы, отклонения).

3 - й этап – Планирование.

Устанавливается приоритет первоочередных задач , которые нужно устранить в соответствии серьезности проблем.

Приоритеты классифицируются :

1) первичные – которые, если не устранить, могут оказать пагубное влияние пациенту (все виды неотложной помощи, высокая температура и сердечный приступ, остановка дыхания, кровотечение);

2) промежуточные – не экстренные и неопасные для жизни больного;

3) вторичные – не имеющие прямого отношения к заболеванию и прогнозу.

Планирование бывает краткосрочное и долгосрочное.

Краткосрочное - это те мероприятия, которые проводятся за короткий промежуток времени (до первой недели).

Долгосрочные направлены на предотвращение осложнений болезни (недели, месяцы).

Планы могут передвигаться, пересматриваться, если нет изменений или результатов проведенной работы.

4-ый этап – Вмешательство или реализация плана.

Все мероприятия направлены на обеспечение полного ухода за больным, укрепление здоровья и профилактики заболевания (любое поведение или действие сестры все это направлено на выполнение плана).

Вмешательство бывает зависимое, взаимозависимое, независимое.

· Зависимое - это выполнение врачебных назначений.

· Взаимозависимое - зависит от врача и м/с (совместная работа).

· Независимое - включает те манипуляции, которые м/с выполняет самостоятельно (профилактика).

5-ый этап – Оценка.

Это результат сестринских действий или как отреагировал больной на вмешательство. Была ли достигнута цель, каково было качество ухода.

· Улучшение

· Выздоровление

· Без изменений

· Затягивание

· Ухудшение

· Смерть больного (летальный исход)

Цель м/б достигнута частично или не достигнута.

2. Реформы СД. На практике (разбор)

2) Появились ВСО более 22 ВУЗах России.

Медсестры с высшим образованием могут работать главными врачами больниц сестринского ухода, главными и старшими медсестрами крупных больниц.

3) Изменилось качество выполняемой медсестрами работы (сейчас медсестры получили больше самостоятельности).

4) Благодаря реформе появились общественные сестринские организации.

В связи с тем, что СД в России отставала в темпах и уровнях развития от зарубежных стран с 90 – х г. в России идет реформа СД.

Дипломы медсестер окончивших двух летнее образование в зарубежных странах не признавались.

Сущность реформы:

1) Внедрены новые программы в подготовке медсестер – 3 года обучения в колледжах.

2) ВСО более 20 ВУЗах России.

3) Была организована ассоциация медицинских сестер России, как общественная организация медсестер.

4) В настоящее время сестры получили большую самостоятельность и ответственность за свою работу.

5) Благодаря реформе Российские медсестры имеют международные связи с другими странами и с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

В нашей Республике с 1993 г. существует колледжное обучение.

В МЗ существует должность главного специалиста по работе со средними медицинскими кадрами.

С 1995 года – Журнал «СД», 2000 г. – «Медицинская сестра», «Медицинская помощь».

Лекция

Тема: «Сестринский процесс: понятия и термины»

1. Введение.

Термин «Сестринский процесс» впервые ввела Лидия Холл в 1955г. в США.

Понятие «процесс» (от лат. Processus – продвижение) означает последовательную смену действий (этапов) для достижения какого-либо результата.

Сестринский процесс – это научно-обоснованная технология сестринского ухода, направленная на повышение качества жизни пациента путем планомерного и этапного решения возникающих у него проблем.

Цель сестринского процесса способствовать в том, чтобы предупредить, облегчить, уменьшить или свести к минимуму проблемы и трудности, возникающие у пациента.

Сестринский процесс состоит и 5 этапов:

1 этап – сестринское обследование

2 этап – сестринская диагностика (выявление проблем и постановка сестринского диагноза)

3 этап – определение целей и планирование ухода

4 этап – реализация плана ухода

5 этап – оценка и коррекция ухода в случае необходимости.

Фундамент сестринского обследования составляет учение об основных жизненно-важных потребностях. Потребность есть физиологический и/или психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека. В сестринской практике используется классификация потребностей Вирджинии Хендерсон, которая все их многообразие свела к 14 наиболее важным. К российским условиям адаптированы Мухиной и Тарновской 10 потребностей:

1. нормально дышать

3. физиологические отправления

4. движение

5. сон и отдых

6. одежда: одеваться, раздеваться, выбирать. Личная гигиена

7. поддерживать температуру тела в нормальных пределах

8. обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.

9. поддерживать общение с другими людьми

10. труд и отдых.

2. 1 этап – обследование пациента

Цель этапа получение информации для оценки состояния пациента или сбор и анализ объективных и субъективных данных о здоровье пациента.

Субъективные данные о состоянии пациента медсестра получает в ходе расспроса (беседы). Источник такой информации, в первую очередь сам пациент, который делится собственными представлениями о состоянии здоровья и связанных с ним проблемах. Субъективные данные зависят от эмоции и чувств пациента.

Объективные данные о состоянии пациента медсестра получает в результате его осмотра, наблюдения и обследования. К объективным данным относятся результаты физикального обследования пациента (пальпация, перкуссия, аускультация), показатели измерения артериального давления, пульса, частоты дыхания. Лабораторные и инструментальные исследования относят к дополнительным методам обследования.

Данные о пациенте должны быть описательными, точными и полными; они не должны содержать спорных положений. Полученные данные медсестра заносит в лист сестринского обслуживания (сестринскую историю пациента).

3. 2 этап – сестринская диагностика

Цель этапа установит существующие и потенциальные проблемы пациент как своего рода реакции организма на его состояние, в том числе и на болезнь;

Выявить причины, вызывающие развитие этих проблем, а также сильные стороны пациента, которые помогли бы их предупреждению или разрешению.

13. Понятие о сестринском процессе, его цель и пути достижения

В настоящее время сестринский процесс является сердцевиной сестринского образования и создает теоретическую научную базу сестринской помощи в России.

Сестринский процесс – это научный метод сестринской практики, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем в целях выполнение плана ухода, приемлемого для обеих сторон.

Сестринский процесс является одним из основных и неотъемлемых понятий современных моделей сестринского дела.

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма.

Достижение цели сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:

1) создания базы информационных данных о пациенте;

2) определения потребностей пациента в сестринском уходе;

3) обозначения приоритетов в сестринском обслуживании, их первоочередности;

4) составления плана ухода, мобилизации необходимых ресурсов и реализации плана, т. е. оказания сестринской помощи прямо и косвенно;

5) оценки эффективности процесса ухода за пациентом и достижения цели ухода.

Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения индивидуализировать и систематизировать уход. Конкретно он подразумевает использование научных методов определения медико-санитарных потребностей пациента, семьи или общества, и на этой основе отбор тех из них, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены посредством сестринского ухода.

Сестринский процесс – динамичный, цикличный процесс. Информация, полученная при оценке результатов ухода, должна лечь в основу необходимых изменений, последующих вмешательств, действий медицинской сестры.

14. Этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа

I этап – сестринское обследование или оценка ситуации для определения потребностей пациента и необходимых для сестринского ухода ресурсов.

II этап – сестринское диагностирование, определение проблем пациента или сестринских диагнозов. Сестринский диагноз – это состояние здоровья пациента (нынешнее и потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны медсестры.

III этап – планирование необходимой помощи пациенту.

Под планированием надо понимать процесс формирования целей (т. е. желаемых результатов ухода) и сестринских вмешательств, необходимых для достижения этих целей.

IV этап – реализация (осуществление плана сестринского вмешательства (ухода)).

V этап – оценка результатов (итоговая оценка сестринского ухода). Оценка эффективности предоставленного ухода и его коррекция в случае необходимости.

Документация сестринского процесса осуществляется в сестринской карте наблюдения за состоянием здоровья пациента, составной частью которой является план сестринского ухода.

15. Принципы ведения документации

1) четкость в выборе слов и в самих записях;

2) краткое и недвусмысленное изложение информации;

3) охват всей основной информации;

4) использование только общепринятых сокращений.

Каждой записи должны предшествовать дата и время, а в конце записи стоять подпись сестры, составляющей отчет.

1. Описывайте проблемы пациента его собственными словами. Это поможет вам обсуждать с ним вопросы ухода, а ему лучше понять план ухода.

2. Называйте целями то, чего хотите добиться вместе с пациентом. Умейте сформулировать цели, например: у пациента будут отсутствовать (или уменьшатся) неприятные симптомы (укажите, какие), далее укажите срок, за который, по вашему мнению, произойдет изменение в состоянии здоровья.

3. Составляйте индивидуальные планы ухода за пациентом, опираясь на стандартные планы ухода. Это сократит время написания плана и определит научный подход к сестринскому планированию.

4. Храните план ухода в удобном для вас, пациента и всех, кто участвует в сестринском процессе месте, и тогда любой член бригады (смены) сможет им воспользоваться.

5. Отмечайте срок (дату, срок, минуты) реализации плана, укажите, что помощь была оказана в соответствии с планом (не дублируйте записи, экономьте время). Поставьте подпись в конкретном разделе плана и внесите туда дополнительную информацию, которая не была запланирована, но потребовалась. Проведите коррекцию плана.

6. Привлекайте пациента к ведению записей, связанных с самопомощью или, например, с учетом водного баланса суточного диуреза.

7. Обучите всех участвующих в уходе (родственников, вспомогательный персонал) выполнять определенные элементы ухода и регистрировать их.

Период внедрения сестринского процесса достаточно долгий, поэтому могут возникнуть следующие проблемы, связанные с документацией:

1) невозможность отказа от старых методов ведения документации;

2) дублирование документации;

3) план ухода не должен отвлекать от главного – "оказания помощи". Чтобы этого не было, важно рассматривать документацию как естественное развитие непрерывности помощи;

4) документация отражает идеологию своих разработчиков и зависит от модели сестринского дела, поэтому может изменяться.

16. Методы сестринских вмешательств

Сестринская помощь планируется на основе нарушения удовлетворения потребностей пациента, а не на основе медицинского диагноза, т. е. заболевания.

Методы сестринских вмешательств могут являться и способами удовлетворения потребностей.

Предлагается использовать следующие методы:

1) оказание доврачебной помощи;

2) выполнение врачебных назначений;

3) создание комфортных условий для пациента с целью удовлетворения его основных потребностей;

4) оказание психологической поддержки и помощи пациенту и его семье;

5) выполнение технических манипуляций, процедур;

6) осуществление мероприятий по профилактике осложнений и укреплению здоровья;

7) организация обучения проведения бесед и консультирования пациента и членов его семьи. Планирование необходимого ухода осуществляется на основании классификатора сестринских действий согласно МКСП (международному классификатору сестринской практики).

Различают три типа сестринских вмешательств:

1) зависимые;

2) независимые;

1) получите четкое представление о пациенте до начала планирования ухода;

2) попытайтесь определить, что нормально для пациента, как он видит свое нормальное состояние здоровья и какую помощь может себе оказать сам;

3) определите неудовлетворенные потребности пациента в уходе;

4) установите эффективное общение с пациентом и привлеките его к сотрудничеству;

5) обсудите с пациентом потребности в уходе и ожидаемые результаты в уходе;

6) определите степень независимости пациента в уходе (независим, частично зависим, полностью зависим, с помощью кого);

Медицинская сестра расспрашивает пациента о: - перенесенных ранее заболеваниях - отношении пациента к алкоголю; - особенностях питания; - аллергических реакциях на лекарства, продукты питания и пр.; - длительности заболевания, частоте обострений; - приеме лекарственных препаратов (название препарата, доза, регулярность приема, переносимость); - жалобах пациента в момент осмотра. Медицинская сестра проводит объективное обследование: - осмотр состояния кожных покровов и слизистых; цвет ладоней, наличие расчесов, «сосудистых звездочек», расширенных вен на передней брюшной стенке; - определение массы тела пациента; - измерение температуры тела; исследование пульса; - измерение артериального давления; - оценка размеров живота (наличие асцита); - поверхностная пальпация живота.

Все данные сестринского обследования документируются в сестринской истории болезни заполнением «Листа первичной сестринской оценки»

2.2.2. II этап сестринского процесса - выявление проблем пациента.

Цель:выявить трудности пациента и противоречия, возникшие в результате невозможности удовлетворения одной или нескольких потребностей.

Медицинская сестра рассматривает внешнюю реакцию пациента на то, что с ним происходит и выявляет проблемы пациента.

Проблемы пациента:

Действительные (настоящие): - боли в поясничной области; - олигурия; - слабость, быстрая утомляемость;

Головные боли; - нарушение сна; - раздражительность; - необходимость постоянно принимать лекарственные препараты; - недостаток информации о заболевании; необходимость отказа от приема алкоголя; - дефицит самоухода. Потенциальные: -ХПН (хроническая почечная недостаточность) - риск развития почечной энцефалопатии;

Возможность стать инвалидом.

2.2.3. III этап сестринского процесса - планирование сестринского ухода.

Медицинская сестра должна уметь ставить конкретные цели и составлять реальный план ухода с мотивацией каждого своего шага (табл.1).

Таблица 1

Мотивация

1.Обеспечить питание в соответствии с щадящей диетой, ограничение режима двигательной активности.

Для улучшения функции почек

2.Обеспечить личную гигиену кожи и слизистых (обтирание, душ).

Профилактика кожного зуда

3.Следить за кратностью стула

Не допустить задержки стула

4.Наблюдать за функциональным состоянием пациента (пульс, АД, ЧДД)

Для своевременного распознавания и оказания помощи в случае возникновения осложнений

5.Своевременно и правильно выполнять назначения врача

Для эффективного лечения

6.Провести беседы: о необходимости соблюдения диеты и режима питания; о правилах приема лекарственных препаратов; о побочных эффектах лекарственной терапии

Для эффективного лечения и предупреждения осложнений

7.Обеспечить подготовку к исследованиям

Для правильно выполнения исследований

8. Следить за весом, диурезом

Для контроля состояния

9. Наблюдать за психическим состоянием пациента

Психоэмоциональная разгрузка

План ухода обязательно записывается в сестринской документации к осуществлению сестринского процесса.

2.2.4. IV этап сестринского процесса - реализация плана сестринского ухода.

Медицинская сестра выполняет намеченный план ухода.

1. Проведение беседы с пациентом и его родственниками о необходимости строго соблюдать диету с ограничением животных жиров и достаточным количеством белков, углеводов и витаминов. Дать памятку о питании (приложение 2). Запрещаются острые, жареные и маринованные блюда. При появлении признаков почечной энцефалопатии - ограничение белковой пищи. Питание дробное, не реже 4-5 раз в сутки. Категорически запрещается употребление любого алкоголя. Контроль за соблюдением диеты - преимущественно молочно-растительная витаминизированная пища с использованием в основном растительных жиров.

2. Обеспечение пациенту палатный режим. У ослабленных больных - постельный режим, при котором обеспечивается общий уход и удобное для больного положение в кровати. Ограничение физической нагрузки. 3. Осуществление личной гигиены, тщательный уход за кожей и слизистыми в случае появления сухости, расчесов и зуда кожи. 4. Информирование пациента о медикаментозном лечении (лекарственных препаратах, их дозе, правилах приема, побочных эффектах, переносимости).

6. Обеспечение пациенту условий для полноценного сна. 7. Контроль за: - соблюдением пациентом диеты, режима питания, двигательного режима; - передачами пациенту; - регулярным приемом лекарственных средств; - суточным диурезом; - массой тела; - состоянием кожных покровов; - симптомами кровотечения (пульсом и артериальным давлением). 8. Подготовка пациента к лабораторным и инструментальным методам исследования. 9. Соблюдение лечебно-охранительного и санитарно-эпидемиологического режимов.

10. Мотивация пациента на выполнение назначений врача и рекомендаций медицинской сестры.

11. Контроль за психическим состоянием пациента.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top