Активное положение пациента в постели смена. Виды положений пациента относительно постели Активное – пациент может самостоятельно изменять свое положение, легко двигается, обслуживает себя, принимает

Активное положение пациента в постели смена. Виды положений пациента относительно постели Активное – пациент может самостоятельно изменять свое положение, легко двигается, обслуживает себя, принимает

В зависимости от общего состояния больной принимает то или иное положение в постели. Различают активное, пассивное и вынужденное положение.
Активным считается положение, при котором больной может поворачиваться, сидеть и делать активные - движения в постели, однако вставать или ходить самостоятельно не может. Активное положение еще не говорит о легком течении заболевания. Пассивным называется положение больного, находящегося в бессознательном состоянии, или неврологического больного с двигательным параличом. Вынужденное положение больной занимает сам для облегчения своего состояния. При болевом синдроме язвенной болезни больной занимает коленно-локтевое вынужденное положение, при инфаркте миокарда - положение на спине, при экссудативном плеврите - на больном боку и т. д.
Особенно выражено вынужденное положение у больных с одышкой. Они стараются сесть, опереться руками о край кровати, спустить ноги. В таких случаях под спину больного надо подложить 2-3 хорошо взбитые подушки, поставить подголовник или поднять головной конец функциональной кровати. Если больной прислоняется к стене, то под спину подкладывают подушку, а под ноги ставят скамеечку. При наличии гнойника в легких или бронхах необходимо создать положение для лучшего отхождения мокроты. Это так называемый бронхиальный дренаж. Больной может принимать положение стоя на коленях и лбом упираться в постель (поза молящегося магометанина) или же опускать голову ниже края кровати (поза ищущего обувь под кроватью). Если у больного односторонний процесс в легких, то он ложится на противоположную сторону, т. е. на здоровый бок: при этом отхаркивание мокроты из больного легкого увеличивается.
Положение пациента в постели
При заболеваниях пациент принимает различные положения в постели. Различают:
активное положение - пациент легко и свободно выполняет произвольные (активные) движения;
пассивное положение - пациент не может выполнять произвольные движения, сохраняет то положение, которое ему придали (например, при потере сознания, или ему запретил врач их выполнять, например, в первые часы после инфаркта);
вынужденное положение - пациент принимает сам с целью уменьшения (снижения уровня) боли и других патологических симптомов.
Положение пациента в постели не всегда совпадает с назначенным ему врачом двигательным режимом. Режим активности (двигательный режим):
Общий (свободный) - пациент пребывает в отделении без ограничения двигательной активности в пределах стационара и территории больницы. Разрешается свободная ходьба по коридору, подъем по лестнице, прогулка по территории больницы.
Палатный - пациент много времени проводит в постели, разрешается свободная ходьба по палате. Все мероприятия по личной гигиене осуществляются в пределах палаты.
Полу постельный - пациент все время проводит в постели, может садиться на край постели или стул для приема пищи, проведения утреннего туалета и может ходить в туалет в сопровождении медицинской сестры.
Постельный - пациент не покидает постели, может сидеть, поворачиваться. Все мероприятия по личной гигиене осуществляются в постели медицинским персоналом.
Строгий постельный - пациенту категорически запрещаются активные движения в постели, даже поворачиваться с боку на бок.
При заболеваниях наблюдаются различные изменения положения больного. Так, при удовлетворительном состоянии пациенты активны, они легко и свободно осуществляют те или иные движения. При невозможности активных движений больных (при бессознательном состоянии, резкой слабости и др.) говорят о пассивном положении больного. При некоторых заболеваниях встречается вынужденное положение, которое пациенты должны принимать для уменьшения болезненных ощущений. Примером вынужденного положения может служить так называемое ортопноэ – сидячее положение больного со спущенными вниз ногами. Его принимают больные с недостаточностью кровообращения и застоем крови в малом круге кровообращения. В положении ортопноэ происходит перераспределение крови с депонированием ее в венах нижних конечностей, вследствие чего уменьшается застой крови в сосудах легких и ослабевает одышка.

Положение больного не всегда совпадает с назначенным больному двигательным режимом – строгим постельным (больному не разрешается даже поворачиваться), постельным (можно поворачиваться в постели, не покидая ее), полупостельным (можно вставать) и общим (без существенного ограничения двигательной активности). Например, больные в первые сутки инфаркта миокарда должны соблюдать строгий постельный режим даже в случае их активного положения. А обморок, приводящий к кратковременному пассивному положению пациента, вовсе не является показанием для последующего ограничения двигательного режима.
Необходимость создания тяжелобольному удобного положения в постели обусловливает ряд требований к устройству кровати. Для этого лучше всего подходит так называемая функциональная кровать, головной и ножной конец которой можно при необходимости перевести в нужное положение – поднять или опустить. (В ее кроватной сетке предусмотрено несколько секций, положение которых меняется поворотом соответствующей ручки.) Сейчас есть более совершенные кровати, предусматривающие вмонтированные прикроватные столики, штативы для капельниц, гнезда для хранения суден и мочеприемника. Подъем или опускание головной части кровати больной может производить сам нажатием специальной ручки.
В некоторых случаях для придания больному удобного положения пользуются подголовниками, дополнительными подушками, валиками, подставками для упора ног. Больным с повреждениями позвоночника под матрац подкладывают твердый щит. Детские кровати, а также кровати для беспокойных больных оборудуют боковыми сетками. Кровати в палатах устанавливают так, чтобы к ним легко можно было подойти с любой стороны.
Положение больного в постели
Большое значение в лечении любого заболевания уделяется общему уходу за больным. Положение больного в постели во многом зависит от тяжести и характера заболевания. В тех случаях, когда больной может самостоятельно вставать с постели, ходить, сидеть, его положение называется активным. Положение больного, который не в состоянии сам двигаться, поворачиваться, поднимать голову и руки, называется пассивным. Положение, которое больной занимает самостоятельно, стараясь облегчить свои страдания, называется вынужденным.
В каком бы положении ни находился стационарный больной, большую часть своего времени он проводит в постели. Поэтому важное значение для хорошего самочувствия больного и его выздоровления имеет постельный комфорт.
Лучше, если в палате имеются функциональные кровати, способствующие созданию для больного удобного положения. Функциональная кровать состоит из трех подвижных секций, положение которых можно изменять с помощью специальных приспособлений или ручек.
Сетка на кровати должна быть хорошо натянута, иметь ровную поверхность. Сверху на нее кладут матрац без бугров и впадин. Уход за больными становится более удобным, если пользоваться матрацем, состоящим из отдельных частей, каждая из которых по мере необходимости может быть заменена.
Для больных, страдающих недержанием мочи и кала, по всей ширине наматрасника прикрепляют клеенку, предупреждающую загрязнение. Наматрасник покрывается простыней, края которой необходимо подвернуть под матрац, чтобы она не скатывалась и не собиралась в складки.
Подушки размещают так, чтобы нижняя (из пера) лежала параллельно длине кровати и немного выступала из под верхней (пуховой) подушки, которая должна упираться в спинку кровати. На подушки надевают белые наволочки. Лицам с аллергией на перо и пух даются поролоновые (или ватные) подушки. Для укрывания больного используют (соответственно сезону) байковые или шерстяные одеяла, помещенные в пододеяльник.
При отсутствии функциональной кровати для придания больному полусидячего положения применяют специальные подголовники. При этом в ноги помещается упор, чтобы больной не сползал с подголовника.
Постель больного регулярно, утром и вечером, должна перестилаться (расправляются простыня, одеяло, взбиваются подушки). Если больного нельзя переворачивать, то применяются специальные приспособления, позволяющие привести поверхность кровати в надлежащий порядок.
У кровати больного помещается прикроватный столик или тумбочка, высота которых должна соответствовать высоте кровати. Для тяжелобольных применяются специальные прикроватные столики, располагающиеся над кроватью и обеспечивающие удобства во время приема пищи.
Проветривание палат производится в зависимости от сезона.
В летнее время засеченные окна круглые сутки, в зимнее время открываются форточки или фрамуги 3-4 раза в день на 15-20 минут. При этом необходимо следить, чтобы не было сквозняков.
Большое значение для успешного лечения имеет соблюдение больными личной гигиены, включающей своевременную смену постельного и нательного белья, уход за кожей, глазами, полостью рта, волосами. Следует помнит, что чем тяжелее больной, тем сложнее ухаживать за ним, выполнять любые манипуляции.
Положение больного, как правило, указывает на тяжесть заболевания. (Следует знать, что иногда больные с тяжелым заболеванием довольно длительное время продолжают работать и ведут активный образ жизни, в то время как мнительные больные с легким заболеванием предпочитают укладываться в постель.) Положение больного может быть активным, пассивным, вынужденным.
Активное положение - это положение, которое больной может произвольно изменить, хотя и испытывает при этом болезненные или неприятные ощущения. Активное положение свойственно больным с легким течением заболевания.
В пассивном положении больной находится при определенных тяжелых заболеваниях. Иногда оно может быть очень неудобным для него (свешена голова, подвернуты ноги), но из-за сильной слабости или утраты сознания, либо вследствие большой потери крови изменить его не может.
Вынужденное положение - это поза, которая облегчает боль и улучшает состояние больного. К такой позе его вынуждает та или иная особенность заболевания. К примеру, в случае приступа удушья больной бронхиальной астмой сидит в постели, наклонившись вперед, упирается в кровать, стол, включая тем самым вспомогательные мышцы в акт вдоха (рис. 1, а). Во время приступа кардиальной астмы больной сидит, несколько откинувшись назад, и опирается руками о постель, ноги у него опущены. В такой позе уменьшается масса циркулирующей крови (часть ее задерживается в нижних конечностях), несколько опускается диафрагма, снижается давление в грудной клетке, увеличивается экскурсия легких, улучшается газообмен и отток венозной крови от головного мозга.

Положение больного, как правило, указывает на тяжесть заболевания. (Следует знать, что иногда больные с тяжелым заболеванием довольно длительное время продолжают работать и ведут активный образ жизни, в то время как мнительные больные с легким заболеванием предпочитают укладываться в постель.) Положение больного может быть активным, пассивным, вынужденным.

Активное положение - это положение, которое больной может произвольно изменить, хотя и испытывает при этом болезненные или неприятные ощущения. Активное положение свойственно больным с легким течением заболевания.

В пассивном положении больной находится при определенных тяжелых заболеваниях. Иногда оно может быть очень неудобным для него (свешена голова, подвернуты ноги), но из-за сильной слабости или утраты сознания, либо вследствие большой потери крови изменить его не может.

Вынужденное положение - это поза, которая облегчает боль и улучшает состояние больного. К такой позе его вынуждает та или иная особенность заболевания. К примеру, в случае приступа удушья больной бронхиальной астмой сидит в постели, наклонившись вперед, упирается в кровать, стол, включая тем самым вспомогательные мышцы в акт вдоха (рис. 1, а). Во время приступа кардиальной астмы больной сидит, несколько откинувшись назад, и опирается руками о постель, ноги у него опущены. В такой позе уменьшается масса циркулирующей крови (часть ее задерживается в нижних конечностях), несколько опускается диафрагма, снижается давление в грудной клетке, увеличивается экскурсия легких, улучшается газообмен и отток венозной крови от головного мозга.

Рис. 1. Вынужденное положение больного при:
а – приступе бронхиальной астмы;
б – экссудативном перикардите;
в – сильных болях, вызванных язвенной болезнью;
г – паранефрите или приступе аппендицита;
д – столбняке;
е – менингите.

Сидячее или полусидячее положение больного в постели, которое он принимает для уменьшения одышки (ортопноэ), указывает на застой крови в малом круге кровообращения. Это может наблюдаться при слабости левого желудочка (при кардиосклерозе, инфаркте миокарда, воспалении сердечной мышцы - миокардите), а также при стенозе (сужении) левого предсердно-желудочкового отверстия.

При увеличении размеров сердца больные стараются лежать на правом боку, так как в положении на левом боку они испытывают стеснение, сердцебиение, усиление одышки.

В случае экссудативного перикардита (воспалительный выпот в сердечную сорочку) больные сидят в постели, наклонившись вперед (в таком положении уменьшается одышка; рис. 1, б).

При выпотном плеврите (воспалительная жидкость в полости плевры), крупозной пневмонии, пневмотораксе (воздух в полости плевры) больные лежат на больном боку, облегчая тем самым дыхательную экскурсию здорового легкого. Чаще на больном боку лежат также больные сухим плевритом, уменьшая этим экскурсию больной половины, а следовательно, и боль. На больном боку лежат и больные в случае развития у них бронхоуктазов, гангрены, абсцессов легких (нагноительные заболевания легких), так как в этом положении уменьшается кашель вследствие задержки оттока мокроты из полостей.

Когда больных беспокоят боли, вызванные воспалительным поражением брюшины, они стараются избегать всяких движений, особенно прикосновения к животу.

При обострении язвенной болезни больные принимают коленно-локтевое положение (рис. 1, в). Иногда облегчает боль положение на животе или, наоборот, на спине, что зависит от локализации язвы (соответственно на передней или задней стенке желудка).

Во время приступа аппендицита, при паранефрите (воспаление околопочечной клетчатки) больные лежат с согнутой в тазобедренном и коленном суставах ногой (рис. 1, г).

При коликах в животе, обусловленных поражением органов брюшной полости, больной беспокоен, мечется в постели, скрючен.

При столбняке (инфекционное заболевание с поражением нервной системы) во время приступа судорог больной упирается затылком и пятками в постель, туловище его изогнуто дугой (рис. 1, д).

Положение на боку с запрокинутой назад головой и приведенными к животу ногами, согнутыми в коленных суставах, характерно для больного, страдающего цереброспинальным менингитом (воспаление оболочек спинного и головного мозга). Это так называемое положение «вопросительного знака», «лягавой собаки» (рис. 1, е).

Перемещение пациента в постели.

Каждому пациенту в зависимости от тяжести состояния назначается определенный индивидуальный режим.

Строгий постельный режим. Пациенту не разрешается вставать, садиться, активно двигаться в постели, поворачиваться.

Все гигиенические мероприятия, физиологические отправления больной совершает в постели. Младшая медицинская сестра ухаживает за пациентом, кормит его, следит, чтобы он не вставал, осуществляет все мероприятия, необходимые для выполнения правил личной гигиены тяжелобольного.

Постельный режим. Пациенту разрешается поворачиваться и садиться в постели, но не покидать ее. Кормление и мероприятия личной гигиены ему помогает выполнять младшая медицинская сестра.

Полупостельный режим. Пациенту разрешается передвигаться в пределах палаты, сидеть на стуле около кровати. Кормление происходит в палате. Мероприятия личной гигиены пациент может осуществлять самостоятельно или с помощью младшей медицинской сестры (в зависимости от устройства палаты).

Общий режим. Пациент самостоятельно себя обслуживает, осуществляет мероприятия личной гигиены, свободно ходит по палате, по коридору, в столовую. Ему могут быть разрешены прогулки по территории больницы. Подача судна тяжелобольному, перестилание постели, перекладывание пациента на носилки, каталку и прочие действия младшей медицинской сестры связаны со значительными физическими нагрузками на позвоночник, опорно-двигательный аппарат, что может привести к травме позвоночника, коленных суставов. Для предотвращения травмы необходимо помнить следующее:

  • 1. перед поднятием тяжести следует согнуть колени, сохраняя туловище в вертикальном положении;
  • 2. расставить ноги, т. к., широкая опора улучшает равновесие;
  • 3. одна нога должна быть выдвинута вперед (переднезаднее положение ног). Такое положение ног позволяет перемесить центр тяжести при совершении физической нагрузки, что уменьшает затрачиваемую силу;
  • 4. при подъеме пациента его необходимо прижать к себе;
  • 5. не делать резких движений, поворотов;
  • 6. если необходимо повернуться при перемещении пациента, то сначала надо поднять пациента, а потом плавно повернуться.

Перемещение пациента в постели осуществляется поэтапно:

  • 1 этап. Оценить способность пациента к участию в процедуре, а именно: его подвижность, мышечную силу, адекватную реакцию на слова;
  • 2 этап. Поднять постель на максимально удобную для работу с пациентом высоту;
  • 3 этап. Убрать с постели подушки и прочие предметы, мешающие перемещению пациента;
  • 4 этап. При необходимости заручиться помощью медицинской сестры, врача;
  • 5 этап. Объяснить пациенту смысл процедуры, чтобы успокоить его и вызвать к сотрудничеству;
  • 6 этап. Придать постели горизонтальное положение, зафиксировать колеса;
  • 7 этап. Для снижения риска инфекции проводить процедуру в перчатках;
  • 8 этап. После перемещения пациента опустить кровать, поднять поручни для обеспечения безопасности пациента;
  • 9 этап. Проверить правильность положения тела пациента. Спина должна быть выпрямлена, исключаются любые искривления, напряжение. Выяснить, удобно ли пациенту.

Перемещение пациента в постели:

  • 1. повернуть пациента на спину;
  • 2. убрать подушку и одеяло;
  • 3. положить в изголовье подушку, которая предотвратит удар пациента головой о спинку кровати;
  • 4. предложить пациенту охватить свои локти кистями рук;
  • 5. одному человеку встать у верхней части туловища пациента, подвести руку, находящуюся ближе к изголовью пациента, подвести под шею верхнюю часть плеча пациента;
  • 6. продвигать руку далее, к противоположному плечу;
  • 7. другой рукой обхватить ближайшую руку и плечо пациента (обнять);
  • 8. второй помощник, стоя у нижней части туловища больного, подводит руки под поясницу и бедра пациента;
  • 9. предложить пациенту согнуть ноги в коленях, не отрывая стоп от постели;
  • 10. согнуть шею пациента, прижав подбородок к груди (таким образом уменьшается сопротивление и увеличивается подвижность пациента);
  • 11. попросить пациента на счет "три" оттолкнуться пятками от постели и способствовать помощникам, приподнять свое туловище и передвинуться к изголовью кровати;
  • 12. один из помощников, находящийся у изголовья, приподнимает голову и грудь пациента, другой укладывает подушки;
  • 13. помочь занять пациенту удобное положение в постели;
  • 14. накрыть одеялом;
  • 15. убедиться, что пациенту комфортно;
  • 16. вымыть руки.

Перемещение тяжелобольного пациента в постели:

  • 1. Установить доверительные отношения с пациентом (представиться, объяснить цель и ход процедуры);
  • 3. Оценить окружающую обстановку, отрегулировать высоту кровати;
  • 4. Надеть перчатки;
  • 5. Усадить пациента в положении сидя вдоль кровати. Встать с обеих сторон от пациента лицом к нему, следить, чтобы плечи медицинских сестер были вровень с плечом пациента. Первая мед. сестра поддерживает пациента, вторая - проявляет участие в зависимости от обстановки: поддерживает, обкладывает подушками или другими приспособлениями для дальнейшего перемещения;
  • 6. Положить на край кровати пеленку;
  • 7. Встать коленом на пеленку вдоль кровати, придвинув голень вплотную к пациенту;
  • 8. Подставить плечи в подмышечные впадины пациента, а пациент укладывает свои руки на спины мед. сестер (Примечание. Если пациент не может расположить свои руки на спинах мед. сестер, то он удерживает свои бедра кистями пальцев своих рук);
  • 9. Подвести ближайшую к пациенту руку под его бедра. Взять друг друга за руки «запястным захватом» (Примечание. Обе сестры следят за соблюдением правильной биомеханики своего тела с целью профилактики травмы спины);
  • 10. Поддерживать пациента за бедра как можно ближе к ягодицам;
  • 11. Использовать свободную руку, согнув в локте, в качестве опоры, опираясь ею за край кровати позади ягодиц пациента;
  • 12. Приподнять пациента по команде, переместить, опустить на постель, сгибая ногу ближе к изголовью и локоть, обеспечивающий опору;
  • 13. Повторить перемещение до расположения пациента в заданном месте;
  • 14. Уложить пациента в удобное положение;
  • 15. Убедиться, что пациент лежит удобно и комфортно. Оценить окружающую обстановку;
  • 16. Снять перчатки, Вымыть и высушить руки, обработать антисептиком;
  • 17. Сделать запись о выполненной процедуре в медицинской документации.

Для предупреждения образования пролежней необходимо каждые 2 часа менять положение пациента: из положения "лежа на спине" перевести в положение "лежа на боку".

Для этого необходимо:

  • - согнуть левую ногу пациента в коленном суставе (если вы хотите повернуть пациента на правый бок), подсунув левую стопу в правую подколенную впадину;
  • - положить одну руку на бедро пациента, другую на его плечо;
  • - повернуть пациента на бок, на себя (таким образом, действие "рычага" на бедро облегчает поворачивание);
  • - придать обеим рукам пациента слегка согнутое положение, при этом рука, находящаяся сверху, лежит на уровне плеча и головы; рука, находящаяся снизу, лежит на подушке рядом с головой;
  • - подложить под спину пациента сложенную подушку, слегка подсунув ее под спину ровным краем (таким образом можно "удержать" пациента в положении "на боку");
  • - подложить подушку под голову и тело пациента (таким образом, уменьшается боковой изгиб шеи и напряжение шейных мышц);
  • - поместить подушку (от паховой области до стопы) под слегка согнутую "верхнюю" ногу пациента (таким образом осуществляется профилактика пролежней в области коленного сустава и лодыжек и предотвращается разгибание ноги);
  • - обеспечить упор под углом 90° для нижней стопы (таким образом обеспечивается тыльный сгиб стопы и предотвращается ее "провисание").

Из положения пациента "лежа на боку" легко перевести его в положение "лежа на животе":


Для этого необходимо:

  • - убрать подушку из-под головы пациента;
  • - разогнуть руку пациента в локтевом суставе;
  • - прижать руку к туловищу по всей длине;
  • - подложив кисть пациента под бедро, "перевалить" пациента через его руку на живот;
  • - передвинуть тело пациента на середину кровати;
  • - повернуть голову пациента на бок и подложить под нее низкую подушку (таким образом уменьшается сгибание или разгибание шейных позвонков);
  • - подложить небольшую подушку под живот, чуть ниже уровня диафрагмы (таким образом уменьшается разгибание поясничных позвонков и напряжение в пояснице, кроме того, у женщин уменьшается давление на грудь);
  • - согнуть руки пациента в локтевых сгибах;
  • - поднять руки вверх так, чтобы кисти располагались рядом с головой;
  • - подложить под голени и голеностопные суставы подушку, чтобы предотвратить их провисание и поворот стопы наружу.

Из положения "лежа на животе" перевести пациента в положение Симса - промежуточное между положением "лежа на животе" и "лежа на боку":

  • - убрать подушку из-под живота пациента;
  • - согнуть "верхнюю" ногу в коленном суставе;
  • - подложить подушку под согнутую "верхнюю" ногу так, чтобы голень ниже лежащей ноги оказалась на уровне нижней трети бедра (таким образом, предотвращается поворот бедра внутрь, предупреждается разгибание конечности и осуществляется профилактика пролежней в области коленных суставов);
  • - подложить подушку под "верхнюю", согнутую в локтевом суставе, руку под углом 90°;
  • - разогнуть в локтевом суставе "нижнюю" руку и положить на постель, не сгибая (таким образом сохраняется биомеханика тела пациента);
  • - обеспечить упор для сети под углом 90° (таким образом обеспечивается правильное тыльное сгибание стоп и предотвращается их провисание).

После укладки пациента в положение Симса, перевести его в положение "лежа на спине", для этого необходимо:

  • - убрать подушку из-под руки и коленного сустава пациента;
  • - руку выпрямить и уложить вдоль туловища;
  • - положить "верхнюю" ногу на "нижнюю";
  • - выпрямить и прижать ладонью к бедру "нижнюю" руку пациента;
  • - приподнять часть туловища от себя и уложить пациента в положение "на боку";
  • - помочь выпрямить "нижнюю" руку из-под туловища пациента;
  • - переместить пациента на спину;
  • - помочь пациенту лечь удобно на кровати: один человек подкладывает под шею и плечи пациента левое предплечье и кисть, другой рукой обхватывает пациента; другой помощник встает у нижней части туловища пациента и помещает руки под поясницу и бедро пациента;
  • - предложить пациенту согнуть ноги в коленях, не отрывая стоп от постели, согнуть шею, прижав подбородок к груди;
  • - предложить пациенту на счет "три" оттолкнуться пятками от постели и дать возможность помощникам приподнять туловище и передвинуть к изголовью кровати; биомеханика медицинский пациент
  • - поправить и подложить дополнительные подушки;
  • - поправить простыню;
  • - укрыть пациента.

Размещение пациента в положении Фаулера:

  • 1. Установить доверительные отношения с пациентом;
  • 2. Оценить состояние пациента и возможность помощи с его стороны;
  • 3. Оценить окружающую обстановку, отрегулировать высоту, закрепить тормоза кровати;
  • 4. Опустить боковые поручни с той стороны, где находится мед. сестра;
  • 5. Уложить пациента на спину посередине кровати и убрать подушки;
  • 6. Поднять изголовье кровати под углом 45-60 или 30° - низкое Фаулерово положение или подложить три подушки: человек, прямо сидящий в кровати, находится в положении Фаулера;
  • 7. Подложить подушки или сложенное одеяло под колени пациента, согнув ноги в коленном и бедренном суставах;
  • 8. Подложить под голову небольшую подушку (если поднималось изголовье);
  • 9. Подложить под предплечья и кисти подушку, приподняв их и расположив ладонями вниз;
  • 10. Подложить под поясницу подушку;
  • 11. Подложить небольшую подушку пациенту под колени;
  • 12. Подложить небольшую подушку пациенту под пятки. Обеспечить упор для поддержания стоп под углом 90° (если это необходимо);
  • 13. Убедиться, что пациент лежит удобно и комфортно. Оценить окружающую обстановку;
  • 14. Снять перчатки. Вымыть и осушить руки, обработать антисептиком;
  • 15. Сделать соответствующую запись в медицинской документации о выполненной процедуре.

Уложив пациента в любое из перечисленных положений, убедитесь, что он чувствует себя комфортно.

Положение пациента на спине, на животе, на боку также должно быть создано с учетом правильной биомеханики тела. Особенно это касается пациентов, которые длительное время находятся в пассивном или вынужденном положении. Поэтому, прежде чем начинать укладывать пациента в нужное для него положение, убедитесь, что у вас есть достаточное число подушек, опора для стоп и другие приспособления, необходимые при оп­ределенных заболеваниях.

Так же, как и при перемещении пациента, поднимите (если это возможно) кровать на удобную для вас высоту и уберите с нее подушки и одеяло.

Так же, как и при выполнении любой манипуляции, объясните пациенту ход и смысл предстоящей процедуры.

Независимо от положения, которое нужно будет придать пациенту, вначале следует привести постель в горизонтальное положение и передвинуть его к изголовью кровати (таким об­разом обеспечивается легкий доступ к больному).

    УКЛАДЫВАНИЕ ПАЦИЕНТА В ПОЛОЖЕНИЕ ФАУЛЕРА

Положение Фаулера (рис.1) можно назвать положением полулежа и полусидя. Укладывание пациента в положение Фау­лера осуществляется следующим образом:

    поднимите изголовье кровати под углом 45-60 о (в таком положении пациент чувствует себя комфортнее, ему легче ды­шать и общаться с окружающими);

Рис. 1. Фаулерово положение пациента:

а - угол 60°; б- угол 45°

    положите голову пациента на матрац или низкую подушку (таким образом предупреждается сгибательная контрактура шей­ных мышц);

    если пациент не в состоянии самостоятельно двигать ру­ками, положите под них подушки (таким образом предупрежда­ется вывих плеча вследствие растяжения капсулы плечевого су­става под воздействием направленной вниз силы тяжести руки и предупреждается сгибательная контрактура мышц верхней ко­нечности);

    подложите пациенту подушку под поясницу (таким обра­зом уменьшается нагрузка на поясничный отдел позвоночника);

    подложите небольшую подушку или валик под бедра паци­ента (таким образом предупреждается переразгибание в колен­ном суставе и сдавливание подколенной артерии под действием тяжести);

    подложите пациенту небольшую подушку или валик под нижнюю треть голени (таким образом предупреждается длитель­ное давление матраца на пятки);

    поставьте упор для стоп пациента под углом 90° (таким образом поддерживается тыльное сгибание их и предупреждается «провисание»).

    УКЛАДЫВАНИЕ ПАЦИЕНТА НА СПИНУ

Мы приводим технику укладывания пациента на спину, вы­нужденного находиться именно в этом положении (рис.2).

Рис. 2. Положение пациента на спине:

а, б- различное положение рук

Пациент находится в пассивном положении:

    придайте изголовью постели горизонтальное положение;

    подложите пациенту под поясницу небольшое свернутое трубкой полотенце (таким образом поддерживается поясничная часть позвоночника);

    подложите небольшую подушку под верхнюю часть плеч, шею и голову пациента (таким образом обеспечивается правильное распределение верхней части тела и предупреждаются сгибательные контрактуры в области шейных позвонков);

    положите валики (например, из скатанной в рулон простыни вдоль наружной поверхности бедер, начиная от области вертела бедренной кости (таким образом предотвращается поворот бедра наружу);

    подложите небольшую подушку или валик в области нижней трети голени (таким образом уменьшается давление на пятки, они предохраняются от пролежней);

6) обеспечьте упор для стоп под углом 90 о (таким образом обеспечивается тыльное сгибание их и предупреждается «провисание»);

7) поверните руки пациента ладонями вниз и расположите параллельно туловищу, подложив под предплечья небольшие подушечки (таким образом уменьшается чрезмерный по­рот плеча, предотвращается переразгибание в локтевом суставе);

8) вложите в руки пациента валики для кисти (таким образом уменьшается разгибание пальцев и отведение I пальца).

    УКЛАДЫВАНИЕ ПАЦИЕНТА НА ЖИВОТ

При высоком риске развития пролежней необходимо часто менять положение пациента. Одним из таких положений может быть положение на животе (рис.3). После некоторых операций, диагностических процедур пациент также нуждается в подобном вынужденном положении:

    приведите кровать пациента в горизонтальное положение;

    уберите подушку из-под головы;

    разогните руку пациента в локтевом суставе, прижмите ее туловищу по всей длине и, подложив кисть пациента под бедро, «перевалите» пациента через его руку на живот;

    передвиньте тело пациента на середину кровати;

    поверните голову пациента на бок и подложите под нее низкую подушку (таким образом уменьшается сгибание или пере­разгибание шейных позвонков);

Рис. 3. Положение пациента па животе:

а- положение головы и рук; б-неправильное положение ног;

в - правильное положение ног

    подложите небольшую подушку под живот чуть ниже уровня диафрагмы (таким образом уменьшается переразгибание поясничных позвонков и напряжение в пояснице и, кроме того, у женщин уменьшается давление на грудь);

    согните руки пациента в плечах, поднимите их вверх так, чтобы кисти располагались рядом с головой;

    подложите небольшие подушечки под локти, предплечья и кисти;

    подложите под стопы подушечки, чтобы предотвратить их провисание и поворот кнаружи.

    УКЛАДЫВАНИЕ ПАЦИЕНТА НА БОК

При укладывании пациента на бок, следует поступать следующим образом (рис. 6 4):

    опустите изголовье постели;

    передвиньте пациента, находящегося в положении «лежа спине», ближе к краю кровати;

    согните левую, если вы хотите повернуть пациента на пра­вый бок, ногу пациента в коленном суставе, подсунув левую стопу в правую подколенную впадину;

    положите одну руку на бедро пациента, другую - на плечо и поверните пациента на бок на себя (таким образом действие «рычага» на бедро облегчает поворачивание);

    подложите подушку под голову и тело пациента (таким образом уменьшаются боковой изгиб шеи и напряжение шей­ных мышц);

    придайте обеим рукам пациента слегка согнутое положе­ние, при этом рука, находящаяся сверху, лежит на уровне плеча и головы, рука, находящаяся снизу, лежит на подушке рядом с головой (таким образом обеспечивается защита плечевых суставов и облегчаются движения грудной клетки, что улучшает легоч­ную вентиляцию);

    подложите под спину пациента сложенную подушку слегка подсунув ее под спину ровным краем (таким образом можно «удержать» пациента в положении на боку);

    поместить подушку (от паховой области до стопы) под слегка согнутую «верхнюю» ногу пациента (таким образом осу­ществляется и профилактика пролежней в области коленного сустава и лодыжек и предотвращается переразгибание ноги)

    обеспечьте упор под углом 90° для «нижней» стопы (таким образом обеспечивается тыльный изгиб стопы и предотвращает­ся ее «провисание»);

Рис. 4. Положение пациента на боку

    УКЛАДЫВАНИЕ ПАЦИЕНТА В ПОЛОЖЕНИЕ СИМСА

Положение Симса (рис. 5) - промежуточное между положение лежа на животе и лежа на боку:

    переведите изголовье кровати в горизонтальное положение;

    положите пациента на спину;

    переведите пациента в положение лежа на боку и частично на животе (на постели находится лишь часть живота пациента);

    подложите подушку под голову пациента (таким образом вращается чрезмерное сгибание шеи);

    подложите подушку под «верхнюю», согнутую в локтевом и плечевом суставе руку под углом 90°, «нижнюю» руку положите на постель, не сгибая (таким образом сохраняется правильная биомеханика тела);

    подложите подушку под согнутую «верхнюю» ногу так, нижняя голень оказалась на уровне нижней трети бедра образом предотвращается поворот бедра внутрь, пре­дается переразгибание конечности, осуществляется профилактика пролежней в области коленных суставов и лодышек);

7) обеспечьте упор для стоп под углом 90° (таким образом обеспечивается правильное тыльное сгибание стоп и предотвращается их «провисание»).

Рис. 5. Пациентка в положении Симса

Уложив пациента в любое из перечисленных положений, убе­дитесь, что он чувствует себя комфортно.

Все виды положений могут быть использованы у одного и того же пациента, имеющего высокий риск развития пролежней и нуждающегося в перемене положения тела каждые 2 ч.

Установочная инструкция

Уважаемые студенты!

Предлагаемые вам задания по темам должны быть вы­полнены при подготовке к занятию. Приступая к выполне­нию заданий темы, вам необходимо ознакомиться со спис­ком литературы, который поможет при ответах на них. Подготовив все необходимое для выполнения заданий («ра­бочая тетрадь», учебник, лекции, ручка, карандаш), начи­найте работу, следуя инструкции темы. Задания выполня­ются непосредственно в «Рабочей тетради», разборчиво, в соответствии с требованиями.

Как правило, вы должны выполнить пять заданий непос­редственно в «Рабочей тетради». Если заданий больше, то обратите внимание на те, которые отмечены значком «*» это задания обязательные к выполнению.

Задания по алгоритмам выполнения манипуляций потре­буют от вас большей организованности, так как непосред­ственно на практическом занятии вы столкнетесь с приме­нением этих знаний на практике.

Задания творческого характера (кроссворды, ситуацион­ные задачи) выполняются в последнюю очередь и способ­ствуют улучшению вашей оценки.

Выполнив задания темы, обратите внимание на критерии оценок, по которым преподаватель выставит вам отметку.

Не забывайте получить отметку преподавателя по каж­дой теме!

Обозначения, используемые в рабочей тетради:

Определи понятия.

Ψ - Обратись к алгоритму манипуляций.

? - Ответь письменно на вопрос.

* - Задания, обязательные для выполнения.

? - Критерии оценки.


Цель: Познакомиться с принципами инфекционного кон­троля в лечебно-профилактических учреждениях.

Понятия «инфекционный процесс», «внутрибольничная инфекция»

Масштаб проблемы ВБИ

Способы передачи инфекции в ЛПУ

Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции

Группы риска развития внутрибольничной инфекции

Виды возбудителей внутрибольничной инфекции

Требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала

Уровни мытья рук

Соблюдать технику безопасности при работе с биологи­ческими жидкостями

*3адание 1

Определи понятия.

Выпиши определения, используя учебник «Основы сест­ринского дела» и лекционный материал:

Инфекционный процесс - это процесс взаимодействия микро- и макроорганизма в определенных условиях внешней среды

Внутрибольничная инфекция - инфекционное заболевание, возникшее у пациента вследствие его пребывания в данном стационаре и проявившееся как в условия стационара, так и после выписки из него в течение инкубационного периода болезни, а также инфекционное забоевание медицинского персонала, развившееся в результате его профессиональной деятельности.


Источник инфекции

*3адание 3

Механизмы и пути передачи инфекции.

Изучив лекционный материал, заполни таблицу:


Задание 4

Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к ин­фекции.

? Изучив лекционный материал, ответь письменно на вопрос: Основные факторы, влияющие на восприимчивость хо­зяина к инфекции:

1. Возраст (дети и старики)

2. Нарушенный иммунологический статус (ВИЧ-инфекция)

3. Хронические заболевания (сахарный диабет)

4. Недостаточное питание (алиментарное истощение)

5. Лечебно-диагностические процедуры, хирургические вмешательства

(внутривенные факторы)

6. Нарушение целостности кожи (ожоги, пролежни, раны)

7. Изменение нормальный микрофлоры человека (антацидная терапия)

8. Неблагоприятная окружающая среда (ионизирующее излучение)

Задание 5

Цепочка инфекционного процесса.



*3адание 7

? Используя полученные знания, письменно ответь на вопросы:


* Задание 8

Действующие нормативные документы, регламентиру­ющие соблюдение инфекционной безопасности.

Письменно выполни задание:

В отделение поступает пациент с подозрением на СПИД.

Номер приказа определяющий Ваши действия: МЗ СССР №42-28/38-90 от 05.06.90г.

Дезинфицирующие средства (какой концентрации) Вам необходимо подготовить:1,0-5,0%

Возможный путь передачи этого заболевания в ЛПУ: Гемоконтактный (Парэнтеральный, Вертикальный,), половой и т.д.

Ψ * Задание 9

Требования к личной гигиене и медицинской одежде пер­сонала.

Изучив материал учебника по Основам сестринского дела и алгоритм манипуляции, заполни схемы:

1.



Глаза – обработать 1% раствором борной кислоты или раствором марганцовокислого калия 1:10000

2. Кожа – обработать 70% спиртом и смазать ранку 5% раствором йода

3. Нос – 1% раствором протаргола

4. Рот - прополоскать 70% спиртом или 1% раствором протаргола.

Ψ 2 Критерии оценки:

«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком *, своевременно, при выполнении заданий допуще­ны неточности.

Оценка__________

Дата_____________

Подпись_________

Тема: ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ

Цель: познакомиться с технологией дезинфекции.

После изучения темы студент должен знать:

Меры профилактики и контроля внутрибольничных инфекций

Действующие нормативные документы

Виды, методы и средства дезинфекции

Преимущества и недостатки различных групп дезин­фектантов

Правила техники безопасности при работе с дезинфи­цирующими средствами

После изучения темы студент должен уметь:

Готовить дезинфицирующие растворы различной кон­центрации

Оказать первую помощь при попадании хлорсодержа­щих растворов на кожу и слизистые

Осуществить дезинфекцию предметов ухода за пациен­тами, белья, инструментов

Проводить влажную уборку помещений ЛПУ с приме­нением дезинфицирующего раствора

Проводить проветривание и кварцевание помещений ЛПУ

Проводить контроль санитарного состояния палат, тум­бочек, холодильников

Осуществить дезинфекцию и утилизацию использован­ного одноразового медицинского инструментария

*3адание 1

Меры профилактики внутрибольничных инфекций.

Заполни схему, используя лекционный материал.



*3адание 2

Определи понятия.

Выпиши определение, используя учебник по Основам се­стринского дела и конспекты лекций.

Дезинфекция – это комплекс мероприятий направленных на уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов в объектах внешней среды, в том числе в изделия медицинского назначения.

Дезинсекция – мероприятия, направленные на борьбу с насекомыми и защиту от них.

Дератизация – комплексные меры по уничтожению грызунов

Контаминация – загрязнение предмета посторонними веществами, заражение культуры микроорганизмов или живой ткани чужеродным биологическим материалом (вирусами, бактериями)

Деконтаминация – это процесс уничтожения микроорганизмов в целях обеспечения инфекционной безопасности.

*Задание 3

Виды, методы и средства дезинфекции.

Изучив материал, заполни схемы:


*Задание 4

Техника безопасности при работе с дезинфектантами.

Изучив технику безопасности при работе с дезинфектантами, письменно выполни ситуационное задание:

Вы медицинская сестра хирургического отделения. Проведите инструктаж студента медицинского колледжа по технике безопасности при работе с дезинфектантами.

1.Дезинфектанты оказывают неблагоприятные воздействия на человека, вызывая острые хронич. Раздражения кожи и слизистых оболочек, аллергич. реакции.

2.К работе допускаются лица не моложе 18 лет и не имеющие противопоказаний.

3.Администрация обеспечивает спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, один раз в году прохождение мед.осмотра.

4.Расфасовку и приготовление рабочих растворов проводят в отдельном помещении.

5.Хранить растворы в плотно закрывающейся емкости. Они должны иметь этикетки с указанием концентрации, даты изготовления.

6.Хранить отдельно от лекарственных средств.

7.Все работы проводить в маске, спецодежде и перчатках (допол. защитные очки и респираторы)

*Задание 5

Принципы первой помощи при отравлении дезинфек­тантами.

Изучив принципы оказания первой помощи при отравле­нии дезинфектантами, письменно выполни ситуационное задание:

У студента медицинского колледжа, после приготовле­ния хлорсодержащего дезраствора появились признаки раз­дражения кожи рук, отека слизистых носа, затрудненное дыхание.

Определи, что случилось и причина этого происшествия- у студента (пациента)острое отравление препаратом (хлорсодержащим)

Составь план первой помощи:

1.Вынести пострадавшего на свежий воздух.

2.Прием теплого молока с питьевой водой.

3.Оказать врачебную помощь.

4.Пораженное место кожи обильно промывают водой.

5.Глаза немедленно промывают водой и закапать раствор альбуцита.

Ψ * Задание 6

Приготовление дезинфицирующих средств.

Познакомься с алгоритмами манипуляций «Приготовление дезинфицирующих средств различной концентрации», выпиши формулы и реши письменно задачи:

Используя формулу приготовления раствора осветленной хлорной извести

Где, У-кол-во осветленного 10% р-ра хлорной извести У=% х кол-во литров/10%

Приготовьте:

5 литров 5% раствора хлорной извести

Решение: У=5 л * 10% / 5

Ответ: У=10

Приготовьте:

30 литров 3% раствора хлорной извести.

Решение: У=30 *10 / 3%

Ответ: У=100

*Задание 7

Правила соблюдения санэпидрежима.

Составь график кварцевания и проветривания процедурно­го кабинета, изучив материал учебника и конспекты лекций.

Проветривание:

Кварцевание:

Критерии оценки:

«Отлично» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.

«Хорошо» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточно­сти; выполнены задания только со знаком *, своевременно и без ошибок.

«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно и не выполнены задания со знаком *.

Оценка_____________________

Дата________________________

Подпись____________________

Тема: ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ

Цель: Познакомиться с этапами предстерилизационной очистки, целями и принципами работы ЦСО.

После изучения темы студент должен знать:

Этапы предстерилизационной очистки шприцев и игл, резиновых изделий

Цели, задачи и принципы работы ЦСО

Методы, средства и режимы стерилизации

Виды контроля режима и качества стерилизации

Меры профилактики парентеральных гепатитов и ВИЧ- инфекции в ЛПУ

После изучения темы студент должен уметь:

Готовить моющие растворы

Осуществить предстерилизационную очистку изделий медицинского назначения

Осуществить контроль качества предстерилизационной очистки

Соблюдать технику безопасности при работе с биологи­ческими материалами

Уметь использовать защитную одежду (халат, маску, фартук, очки и щитки, перчатки) в практической деятель­ности

Обработать руки до и после манипуляции

Обработать руки и слизистые при контакте с биологи­ческими жидкостями

*3адание 1.

Определите понятия.

Дезинфекция – это комплекс мероприятий направленных на уничтожение патогенных микроорганизмов в объектах внешней среды.

Предстерилизационная очистка – второй этап обработки ИМН, которой подвергают все изделия перед их стерилизацией с целью удаления белковых, жировых, механических препаратов.

Стерилизация – последний этап обработки ИМН, обеспечивающая гибель вегетативных и споровых форм патогенных и непатогенных микроорганизмов.

Асептика – комплекс профилактических мероприятий, направленных на предупреждение попадания микробов в рану во время операций, диагностических процедур, манипуляций.

Антисептика – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заражения ран и лечение инфицированных ран воздействием на патогенные микроорганизмы.

*Задание 2

Виды антисептики.

Изучив лекционный материал, заполни схему:

ВИДЫ АНТИСЕПТИКИ

Щелочной раствор:


*3адание 3

Дезинфекция. Предстерилизационная очистка.

Изучив материал - конспекты лекций, заполни таблицу:


*Задание 4

Контроль качества предстерилизационной очистки.

Изучив материа лекций, найди соответствие:

Название проб:

1. Фенолфталеиновая

2. Азопирамовая

3. Амидопириновая

Положительная реакция:

а. сине-зеленое окрашивание

б. розовое окрашивание

в. сине-фиолетовое окрашивание

Заполни немую схему «Азопирамовая проба» (компо­ненты)

Азопирамовая проба


*3адание 5

Центральное стерилизационное отделение (ЦСО).

? Ответь письменно на вопросы, изучив материал учебни­ки по Основам сестринского дела и конспекты лекций: Какие основные задачи выполняет ЦСО?

а) Предупреждение ВБИ, и прежде всего с парентеральным механизмом передачи (гепатит В)

б) Сосредоточение обработки ИМН, подлежащих стерилизации

Какие основные структурные подразделения ЦСО?

1. НЕСТЕРИЛЬНАЯ ЗОНА: помещение приема, разборки, ПО ИМН и т.д.

2 СТЕРИЛЬНАЯ ЗОНА: расплагают стерилизационную, склад для стерильных материалов и т.д.

*3адание 6

Стерилизация.

Изучив материал лекций заполни

Используя полученные знания, составь схему обработки ме­таллических инструментов после использования (условия: дезинфектант-хлорамин; стерилизация в сухожаровом шкафу):



*Задание 9

Профилактика ВБИ.

Используя полученные знания, реши письменно ситуа­ционные задачи:

1. Вы работаете старшей м/с соматического отделения. На отделении зарегистрирован случай вирусного гепатита А.

Перечислите действия старшей мед. сестры.

1.Провести уборку 0,5% мыльно-содовым раствором или др моющим средством

2.Протереть все мокрые поверхности ветошью, смоченной дезинфектантом. Включают бактерицидный облучатель.

3.Моют с водой чистой ветошью.

Персонал надевает чистую спецодежду и обувь

4.Включают бактерицидные облучатели.

2. Студентка МК проходит практику на терапевтической отделении. Во время работы в процедурном кабинете уколола палец инфицированной иглой. От гепатита В не привита.

Составьте план мероприятий в данной ситуации

1.Немедленно обработать перчатки 3% раствором хлорамина или 70% спиртом и снять их.

2.Не останавливая кровотечения, выдаить кровь из раны и промыть это место водой с мылом.

3.Место повреждения обработать 70% спиртом и смазать ранку 5% раствором йода

Перечислите содержание аптечки ф-50:

70% этиловый спирт

6% раствор перекиси водорода

5% спиртовой раствор йода

Навескимарганцовокислого калия по 50 мг

1% раствор борной кислоты

Бактерицидный пластырь

Дистиллированная вода – 400 мл

1% раствор протаргола

Бактерицидный пластырь

Перевязочные средства

Глазные пипетки – 2 шт.(стерильные)

Стерильные ватные шарики

Стерильные резиновые перчатки – 2 пары

Критерии оценки:

«Отлично» все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.

«Хорошо» все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточно­сти; выполнены задания только со знаком *, своевременно и без ошибок.

«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком *,своевременно, при выполнении заданий допуще­ны неточности.

«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубы­ми ошибками, несвоевременно и не выполнены задания со знаком *.

Оценка___________________

Дата_______________________

Подпись____________________

Тема: ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ.

ПРАВИЛЬНАЯ БИОМЕХАНИКА ТЕЛА ПАЦИЕНТА И СЕСТРЫ

Цель: Познакомиться с лечебно-охранительным режимом и принципами биомеханики.

После изучения темы студент должен знать:

Понятие лечебно-охранительного режима, его элементы и течение для пациента

Виды режимов двигательной активности

Виды транспортировки

Правильную биомеханику при перемещении и измене­нии положения тела пациента в постели

Факторы риска несчастных случаев у пациентов раз­личного возраста

Методы снижения риска падений и других травм у па­циента

Факторы риска в работе медсестры (физические, хими­ческие, биологические, психологические)

После изучения темы студент должен уметь:

Убедить пациента в необходимости соблюдения назна­ченного режима физической активности

Собрать необходимую информацию о пациенте, обсудить план совместных действий с пациентом и коллегой перед выполнением транспортировки и перекладыванием пациента

Применить правила биомеханики в сестринской практике с целью предотвращения заболеваний и травм позвоночника

Осуществить безопасную транспортировку пациента на каталке, кресле-каталке, на носилках, на руках

Оказать помощь пациенту при изменении положения тела пациента в постели

После изучения темы студент должен владеть:

Техникой использования функциональной кровати

*3адание 1.

Определите понятия.

Выпишите определение, используя конспекты лекций.

Механика тела – изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной системы и вестибулярного аппарата, направленных на поддержку равновесия и обеспечения благоприятных движениях.

Эффект Вальсальвы – натуживание на высоте вдоха вызывает нарушения сердечного ритма и коронарного кровотока.

Постуральный рефлекс – совокупность рефлексов и реакций, обеспечивающих сохранение определенного положения тела или его части в пространстве (появление головокружения, шум в ушах)

Ортостатическая реакция – состояние человека. При резком изменении положения тела или при длительном стоянии, человек испытывает головокружение, и у него темнеет в глазах (коллапс)

Лечебно-охранительный режим – это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психологического покоя пациентов и медперсонала.


**Задание 3

Режимы физической (двигательной) активности пациента.

заполни схему.


* Задание 4

Изучив материалы лекций

заполни схему:

2. Определи и впиши названия вынужденных положе­ний пациента в постели.

1.При боли в животе пациент избегает любого прикосновения к животу, сгибает ноги.

2.При коликах в животе пациент беспокоен, мечется в постели или скован.

3.При плеврите – лежит на больном боку для уменьшения боли.

4.В случае приступа удушья при астме – сидит в постели, упираясь руками в кровать.

5.Сидячее и полусидячее пациент принимает для уменьшения одышки – ортопноэ.

1) положение Фаулера

2) положение на боку

3) положение на спине

4) положение на животе

5) положение Симса



?● Письменно ответь на вопрос, используя материал лекций:

От каких основных факторов зависит артериальное давление.

1. Гиподинамия

2. Ожирение

3. Атеросклероз сосудов

4. Заболевания почек

5. Опухолевые заболевания надпочечников (феохромоцитома)

6. Остеохондроз шейного отдела позвоночника

Ψ* Задание 3

Измерение артериального давления.

Познакомьтесь с алгоритмом манипуляции "Измерение артериального давления".

Ответьте письменно на вопросы:

Артериальное давление чаще всего измеряют на лучевой артерии в области локтевого сгиба.

Укажите нормы артериального давления:

Верхняя граница нормы: 140/90 мм.рт.ст.

Нижняя граница нормы: 90/60 мм.рт.ст.

*"Задание 4

Характеристики дыхания.

Изучив материал учебника по Основам сестринского дела, ответь письменно на вопрос:


Заполните схему:

* 3адание 6

Измерение частоты дыхательных движений.

Ответь письменно на вопрос:

Почему, измеряя частоту дыхательных движений паци­енту, мы не должны информировать его об этом обследова­нии?

Пациент может испугаться предшествующей манипуляции и поменять свой обычный тип дыхания.

Впиши границы нормы частоты дыхательных движе­ний:

ЧДД 16 – 20 дыхательных движений в минуту.

Определите понятия:

Апное – остановка дыхательных движенй

Брадипное – непроизвольное уменьшение частоты дыхания до 12 и менее циклов

Тахипное – учащенное поверхностное дыхание (свыше 20)

*Задание 7

Артериальный пульс.

· Выпиши определение:

Артериальный пульс это толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сердечными циклами

· Отметь на схеме границы нормы артериального пульса:

Ps ниже 60 ударов 60 - 80 свыше 80 ударов

_________________________/______________________________/_______________________________________

Брадикардия норма Тахикардия

Ответьте письменно на вопрос:

Чаще всего артериальный пульс измеряют на лучевой артерии в области шиловидного отростка лучевой кости.

Заполни схему.

Основные характеристики артериального пульса:


*Задание 8

Графическая запись полученных результатов обследо­вания в температурном листе.

Изучив материал учебника по Основам сестринского дела, отметьте в температурном листе следующие показатели: (используй цветные карандаши)


1.................................................. 5

1.Глаза – обработать 1% раствором борной кислоты или раствором марганцовокислого калия 1:10000............................ 6

2.Кожа – обработать 70% спиртом и смазать ранку 5% раствором йода....................................................... 6

3.Нос – 1% раствором протаргола........................... 6

4. Рот - прополоскать 70% спиртом или 1% раствором протаргола. 6

1. Б)......................................... 11

3. А)......................................... 11

Заполни немую схему «Азопирамовая проба» (компо­ненты). 11

2.При коликах в животе пациент беспокоен, мечется в постели или скован........................................ 16

3.При плеврите – лежит на больном боку для уменьшения боли. 16

4.В случае приступа удушья при астме – сидит в постели, упираясь руками в кровать.............................. 16

5.Сидячее и полусидячее пациент принимает для уменьшения одышки – ортопноэ...................................... 16

1) положение Фаулера.......................... 16

2) положение на боку.......................... 16

3) положение на спине......................... 16

4) положение на животе........................ 16

5) положение Симса............................ 16

Познакомьтесь с алгоритмом способы транспортировки взрослого пациента, и заполни немые графы:................................ 17


Температурный лист

Фамилия Имя Отчество пациента_______________________________________




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top