Восстановление памяти у взрослых и пожилых: медикаменты и народные методы. Проблемы с памятью в молодом и зрелом возрасте

Восстановление памяти у взрослых и пожилых: медикаменты и народные методы. Проблемы с памятью в молодом и зрелом возрасте
Для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. Ее можно изготовить и самому. Лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). В каждое отделение записывают двухзначное число.
Человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. Недостаточный объем – менее 5ти.

Методика «Изучение непроизвольной и произвольной памяти»

Для исследования необходимы 2 набора картинок по 10 штук в каждом.

Исследование непроизвольной памят и. Человека просят посмотреть на картинки. каждую демонстрируют на протяжение 2-х секунд. после просмотра просят припомнить те картинки, которые он видел.

Исследование произвольной памяти . Перед тестом человека просят запомнить изображения. Метод запоминания не указывают. Демонстрируют второй набор картинок по 3 секунды каждую, затем просят вспомнить их в любой последовательности.

После исследования сравнивают эффективность двух видов памяти.

Память – свойство нервной системы запоминать, сохранять и в нужный момент воспроизводить информацию, умения и навыки. Суть памяти – способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Таким образом, память – основа обучения, поэтому ее относят к познавательным процессам.

Когда говорят о плохой памяти, имеют в виду, что на одном или нескольких этапах возникают трудности: человеку сложно запомнить данные, В памяти информация не хранится достаточно долго или вытесняется новыми фактами.
Чаще всего ухудшение памяти связано со снижением внимания, переутомлением и спешкой. Это легко можно исправить с помощью тренировок. Более серьезную проблему составляет резкое ухудшение памяти, связанное с болезнью или травмой. В этом случае требуется помощь невролога.

Виды памяти по органам чувств

  1. словесно-логическая – запоминание смысла речи;
  2. эмоциональная – память на пережитые эмоции и связанные с ними события;
  3. двигательная – запоминание и воспроизведение сложных;
  4. образная – память на образы, которые сформировались на основе данных полученных от различных органов чувств;
  • зрительная – сохранение зрительных образов, иллюстраций, схем таблиц;
  • слуховая – помогает сохранять и точно воспроизводить звуки, речь;
  • обонятельная – запоминание запахов;
  • тактильная – память на информацию, полученную путем осязания.

По времени хранения

мгновенная (иконическая) – до 0,5 секунд. хранит в памяти только что воспринятое органами чувств;
кратковременная – до 20 секунд. объем очень ограничен (7 предметов), информация быстро замещается новыми данными. На этом этапе отсеивается бесполезная информация, что позволяет не перегружать долговременную память. Кратковременную память считают фильтром и перевалочным пунктом для долговременной памяти, следовательно, чем больше объем кратковременной памяти, тем лучше долговременная память.
оперативная – хранение на определенный срок до нескольких дней (удержать в памяти, пока не запишу, пока не сдам экзамен)
долговременная – хранит информацию на неограниченный срок. Считается что объем этой памяти неограничен, трудности возникают не с хранением, а с припоминанием нужной информации.
генетическая – сохраняется на генном уровне и передается по наследству.
по участию воли в процессе запоминания:
непроизвольная – информация запоминается автоматически, без усилий человека. часто это интересный материал, имеющий большое значение для человека, вызывающий положительные эмоции или необходимый в работе. Очень Часто бывает, что непроизвольная память работает лучше произвольной – запоминание проходит быстрее и информация сохраняется дольше.
произвольная – запоминание обязательно требует волевых усилий. Для того, чтобы Выучить стихотворение, новый материал или иностранные слова необходимо заставить себя, что вызывает дополнительные сложности.

От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)

За память отвечают различные структуры мозга:
  • за оперативную и кратковременную память - медиобазальная система (гиппокамп и прилежащая кора височной доли);
  • за процедурную память – миндалевидное тело, мозжечок и кора;
  • за долговременную память – кора головного мозга.
кроме того в функционировании памяти важную роль играют холинэргические, норадренэргические, серотонинэргические, дофаминэргические системы мозга. Они представляют собой совокупность связанных между собой нервных клеток, секретирующих один из нейромедиаторов (гормонов) – ацетилхолин, норадреналин, серотонин или дофамин.

Разделяют множество видов памяти, которые работают слаженно, составляя единую систему.

Образно объясним, как работает память. Представьте машину, посыпающую улицу песком – это информация, которую предстоит запомнить. Она едет, оставляя след, от объекта к объекту (это нейроны – клетки головного мозга). Некоторое время этот след сохраняется – информация хранится в памяти. Но если машина не пройдет повторно по этому же маршруту, то скоро на дороге не останется следа. Так же и с памятью, если информацию не повторять, не пользоватья ею, то постепенно она вытесняется другими раздражителями.

Информация (впечатления, навыки) проходят от ожной нервной клетке к жругой, образуя допожку. Новая информация проходит другим путем, оставляя новый след.

Память включает в себя 4 процесса:

  • запечатление;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.
они обеспечиваются 4-мя механизмами памяти:
  • образование нервных связей;
  • закрепление нервных связей;
  • возбуждение нервных связей;
  • торможение нервных связей.
каждому процессу памяти соответствует свой механизм. Например: запечатление информации происходит через образование нервных связей между группой нейронов. процесс запечатления проходит две стадии. Первая – нервные клетки удерживают возбуждение, что обеспечивает кратковременную память.

Вторая фаза запоминания – закрепление возбуждения за счет биохимических изменений в клетках головного мозга и синапсах (межклеточных образованиях, обеспечивающих передачу нервного импульса между нейронами). Биохимические изменения формируются не мгновенно, поэтому на запоминание информации необходимо некоторое время. оптимально запоминание происходит, если информация повторяется несколько раз. Тогда нервное возбуждение повторно проходит один и тот же путь. Это обеспечивает значительные биохимические изменения, в результате такая информация хорошо запоминается, длительно хранится в памяти и легче воспроизводится. Еще один важный фактор насколько новый материал взаимосвязан с имеющимися знаниями. Проще говоря, легче запоминается то с чем мозгу уже приходилось иметь дело.

сохранение информации в памяти возможно благодаря закреплению нервных связей. согласно последним исследованиям, информация, относящаяся к оперативной памяти кодируется в виде изменений в молекулах РНК (рибонуклеиновой кислоты). Каждая нервная клетка более 1000 измененных рнк. Долговременная память обеспечивается изменениями в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), находящихся в соответствующих нервных клетках, которые принимали участие в запоминании.

воспроизведение информации , когда необходимо припомнить нужное, осуществляется путем возбуждения тех нейронов, которые запоминали информацию. При этом в мозге устанавливаются связи с другими смысловыми компонентами. Другими словами, чем больше в мозге взаимосвязанного материала, касающегося данной информации, тем легче будет его припомнить.

Забыванию информации соответствует торможение нервных связей. это происходит в том случае, когда следы вытесняются новыми впечатлениями. Происходит замещение старых данных более актуальной информацией. забывание считается защитным механизмом, предохраняющим мозг от перегрузок.

Вся информация, содержащаяся в памяти, хранится в различных зонах коры головного мозга. Например, словесно-логическая информация преимущественно локализуется в лобных долях. В запоминании одного события может принимать участие один нейрон или целая сеть нервных клеток. Хорошая память возможна при слаженной работе коры обоих полушарий.

Действия, доведенные до автоматизма (умывание, чистка зубов, закрывание двери) откладываются не в коре полушарий.

Хорошая память возможна при высоком тонусе коры головного мозга. Он в свою очередь зависит от работы подкорковых структур и общего состояния организма. а ретикулярная формация и лимбический отдел мозга повышают тонус коры и ориентируют внимание человека, создавая предпосылку для запоминания.

Как определить, что память плохая?

для определения объема памяти используют тесты

кратковременная память

для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. ее можно изготовить и самому. лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). в каждое отделение записывают двухзначное число.
человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. недостаточный объем – менее 5ти.

1. проблемы с запоминанием
сложности с заучиванием на память;
сложности с освоением новой информации;
2. проблемы с сохранением информации

3. проблемы с воспроизведением (припоминанием) информации

Слово «крутится на языке»
провалы в памяти

Основные причины ухудшения памяти (причина – механизм развития патологии)

Хроническая усталость . Длительные изнуряющие умственные нагрузки приводят к нарушению работы высшей нервной системы, в том числе и ухудшению памяти. Особенно ухудшают память обилие информации, необходимость быстро принимать решения, высокая степень ответственности за них, многозадачность.

Стрессы . часто повторяющиеся и длительные стрессовые ситуации крайне негативно сказываются на состоянии памяти и высшей нервной деятельности в целом. Особенно страдает сохранение информации

Недосыпание . учеными доказано, что постоянное недосыпание на 30% снижает эффективность мыслительных процессов и памяти. Больше всего страдает запоминание и воспроизведение информации.

Злоупотребление энергетическими и стимулирующими напитками- постоянная стимуляция приводит к тому, что мозг в конечном итоге истощается.

Курение и злоупотребление алкоголем . никотин вызывает резкое сужение сосудов головного мозга и этот эффект может сохраняться на протяжении нескольких часов. потребление алкоголя (более 40 г в день) вызывает интоксикацию нервной системы. любопытно, что полный отказ от алкоголя (менее 20г в день) также негативно сказывается на состоянии памяти.

Интоксикация организма вредными веществами . наиболее негативное воздействие на память оказывают алюминий, свинец, медь, марганец, ртуть. эти вещества способны накапливаться в организме. это часто случается у людей, работающих на вредных производствах.

Недостаточное питание . дефицит белка, незаменимых жирных кислот и химических элементов ухудшает протекание процессов в мозге и ухудшает его работу.

Дефицит витаминов Е и группы В . Эти вещества участвуют в кислородном обмене и синтезе нейромедиаторов, обеспечивающих прохождение импульсов между нервными клетками.

Возрастные изменения связанны со снижением мозговой активности, ухудшением кровообращения головного мозга. Если не принимать профилактических мер, то даже У здоровых людей возрастное ухудшение памяти происходит после 55 лет.

Беременность и кормление грудью . установлено, что гормон окситоцин негативно влияет на память. Тестостерон и эстроген способствуют запоминанию новой информации.

Прием некоторых медикаментов – антидепрессантов, нейролептиков, обезболивающих, холинолитиков, барбитуратов, антигистаминных препаратов. Кроме того при приеме различных групп медикаментов их действие способно кумулироваться.

Гипоксия мозга . кислородное голодание нервных клеток связано с отравлением угарным газом, нарушении кровообращения, удушении,

Заболевания внутренних органов:

  • туберкулез легких
  • патологии нервной системы
  • нарушения мозгового кровообращения, инсульт
  • черепно-мозговые травмы
  • нейросифилис
  • инфекционные заболевания менингит, энцефалит
  • доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга

Как улучшить память?

В последние годы набирает популярность теория, что мозг, как и мышца, поддается тренировке. чем чаще вы будете тренировать память, тем лучше она будет. Причем это правило работает в любом возрасте. Этот способ улучшения памяти работает, будь то Плохая память у ребенка или возрастные изменения.

Повторение . повторение на протяжении 20 секунд после поступления информации позволяет дольше сохранить ее в кратковременной памяти и
тренировка памяти

1. в столбик запишите цифры от 1-го до 20-ти. свяжите каждое число с предметом, человеком или явлением. Например: 1-яблоко, 5-магазин. На следующий день попытайтесь вспомнить какой предмет какому номеру соответствовал. Повторяйте ежедневно, меняя предметы. Записывайте количество правильных ответов.
2. запишите 20 двузначных чисел, присвойте им порядковые номера. Лучше, если это сделает кто-то другой. Например: 1. 89; 2. 66… посмотрите на таблицу 40 секунд. воспроизведите все, что запомнили.
3. прочитайте отрывок текста, состоящий из 10-ти предложений. текст должен быть не художественный, а научно публицистический. через 1 минуту необходимо воспроизвести все, что удалось запомнить.
4. запоминание лиц и фамилий. для упражнения необходимо 10 фотографий незнакомых людей. требуется запомнить 10 лиц, а также имена, отчества и фамилии. На запоминание выделяется 30 секунд. Затем фотографии подаются в другом порядке, требуется вспомнить ФИО людей.
5.

  • Медикаменты для улучшения памяти
Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Препараты гинкго билоба Билобил, мемоплант, гингогинк, билобил форте, гинкго билоба Улучшают текучесть крови, воздействуют на сосудистую систему мозга. препараты улучшают питание нервных клеток и их кислородом. Взрослым – по 1 капсуле 3 раза в день. курс лечения 3 месяца.
Детям до 18 лет препараты противопоказаны.
Аминокислоты Глицин, глицисед, глицирам Улучшает обменные процессы в нейронах. Улучшает запоминание в периоды интеллектуального напряжения (Экзаменационная сессия). Таблетки для рассасывания под языком. взрослым по 2 таблетки 3 раза в день. детям по 1-й таблетке 3 раза в день. длительность приема от 2-х недель до 2-х месяцев.
Ноотропные лекарственные средства. препараты гамма-аминомасляной кислоты Аминалон, ноофен Препараты улучшают мозговое кровообращение, метаболизм нервных клеток, повышают усвоение глюкозы. Улучшается память, слабое антидепрессивное и психостимулирующее действие.

Лекарственные средства, применяемые по назначению врача
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Ноотропные средства Пирацетам, луцетам, мемотропил, ноотропил, церебрил Усиливает синтез дофамина. улучшает передачу нервных импульсов между нервными клетками. Улучшают кровообращение и обменные процессы в мозге. Повышают усвоение глюкозы нейронами. Внутрь по 150-250 мг 3 раза в день. В стационарах препараты вводят внутривенно. длительность лечения от 2-х недель до 3-х месяцев.
Ноотропные и гамкергические лекарственные средства Энцефабол, пиритинол Улучшает захват и усвоение глюкозы нервными клетками. Повышает обмен нуклеиновых кислот и высвобождение нейромедиаторов в синапсах. Таблетки или суспензию принимают 3 раза в день после еды. Средняя разовая доза для взрослых 2 таблетки или 10 мл суспензии. последний прием не позднее, чем за 3 часа до сна во избежание бессонницы.
Психостимулирующие и ноотропные средства Фенопропил, Активируют деятельность головного мозга, улучшая внимание и память. Регулируют процессы взбуждения и торможения. Улучшают обменные процессы и кровообращение. Принимают по 100-200 мг 2 раза в день после еды. Длительность приема врач устанавливает индивидуально (в среднем 30 дней).
Данные препараты назначаются только после консультации с врачом! они имеют противопоказания и побочные эффекты.

Продукты для улучшения памяти

  • Витамины группы В – мясо и суппродукты (печень, сердце)
  • Витамин Е – Семечки, орехи, авокадо, растительное масло
  • полифенолы – красные и черные ягоды (смородина, вишня, ежевика, виноград), зеленый чай
  • Холин – яичный желток
  • Йод – морская капуста, фейхоа, хурма, морская рыба
  • глюкоза – Мед, шоколад, сахар

Тренировка памяти

  • ассоциации. прочтите или попросите кого-нибудь сказать вам 10 пар слов обеденных ассоциативной связью. дом - уют; блондинка – краска для волос. через 20-30 минут прочитайте первоые слова в
  • заучивание стихов на память. учите на память стихи. при заучивании 2-х четверостиший в день память заметно улучшится уже через 1-2 месяца.
  • запоминание последовательности игральных карт. Вытяните из колоды 6 карт попытайтесь запомнить последовательность, в которой они лежат.
  • создание образов

Лечение причин плохой памяти

При появлении признаков ухудшения памяти необходимо обратиться к неврологу и терапевту, чтобы установить причины нарушений. Далее на основе результатов обследования назначается лечение. Отметим, что у людей с ослаблением памяти (кроме провалов в памяти) неврологические нарушения встречаются редко.
  • активный образ жизни. достаточная физическая активность – условие нормального кровообращения мышц и мозга. Отдых на природе, пешие прогулки, занятия спортом помогают восстановить полноценную работу мозга.
  • новые впечатления. яркие, эмоционально-окрашенные события активируют большое количество нейронов коры головного мозга. которые затем принимают участие в запоминании.
  • не допускайте автоматизма. выполняйте действия осознанно. для этого выполняйте действия (закрывание двери, выключение электроприборов) левой рукой если вы правша. Такой прием заставит напрячься дополнительные отделы мозга и действие запомнится.
  • задачи, кроссворды, головоломки, устный счет.
  • сосредоточить внимание на объекте действия. концентрация внимания позволяет задействовать для запоминания целую сеть нейронов. это облегчит процесс запоминания, улучшит сохранность информации и ее припоминание в нужный момент.
  • задействовать ассоциации. Мозг лучше помнит информацию, которая связана с уже имеющимися данными. Поэтому легче запоминается человек, похожий на знакомого.
  • поддерживать позитивный настрой. То, что вызывает смех и радость запоминается хорошо. А когда человек испытывает депрессию, то память дает сбой. поэтому необходимо сознательно поддерживать положительный настрой – общаться с позитивными людьми, смотреть юмористические передачи.
  • изучать иностранный язык. активирует работу мозга.
  • развивать мелкую моторику. рекомендовано освоить новый вид рукоделия, различать монеты разного достоинства, лепить из каолиновой глины и пластилина.
  • спички бросить 7-10 спичек. посмотреть 1-5 секунд, затем зарисовать как упали спички.
  • освойте метод печатанья на клавиатуре 10-ю пальцами. это помогает задействовать новые ассоциативные связи и дополнительные отделы коры.

Почему плохая память у ребенка? (основные причины)

  • Асфиксия плода во время беременности, сязанная с токсикозом, ранним старением плаценты.
  • невроз. может развиться на фоне переутомления в школе, частых ссор в семье.
  • несобранность
  • выборочная память. только то, что интересно
  • регулярные упражнения
  • игровые тренировки в интернете викиум
  • ейдетика

Как улучшить память ребенка?

Лучше запоминается
  • значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему;
  • материал вызывающий эмоции;
  • регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность;
  • материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает;
  • образное мышление – представь себе.
  • факты, на которые обращалось пристальное внимание
  • материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме
  • осмысленный, структурированный материал
  • группированный материал
  • запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в.
  • стих. пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра.
  • слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная.
  • цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории.
  • даты рождения, даты событий пушкин
что делать
  • определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится.
  • для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит.
  • тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов.
  • расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы.
  • отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти. в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе.
  • улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок»
  • больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них.
  • игра «кулачек - пальчик»
  • тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами.
  • расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7.
  • устный счет
  • развивать двигательную память.
  • метод ассоциаций
  • подключение эмоций –
  • создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.

Приемы легкого запоминания

  1. запоминание иностранных слов в виде нелепых образов
  2. запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,
  3. запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.
  4. текст. записи, пиктограммы – основное в предложении
  5. Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.

Память – это одна из важнейших психических функций человека, необходимая для накапливания, воспроизведение и использование в повседневной деятельности получаемой информации. Снижение памяти или дисмнезия может возникнуть при самых различных обстоятельствах. Чаще расстройство встречается у пожилых людей вследствие возрастных изменений и заболеваний, но также проявляется и в молодом возрасте обычно в совокупности с ухудшением концентрации внимания. Так как подобное состояние существенно ухудшает качество жизни и препятствует нормальной адаптации человека в социуме, заметив признаки расстройства памяти необходимо обратиться к врачу, чтобы тот установил точную причину нарушений и назначил соответствующее лечение.

Провоцирующие факторы

Функциональное расстройство памяти и как следствие ухудшение функции внимания может быть вызвано многими неблагоприятными факторами, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Наиболее частые причины, вызывающие дисмнезии у пожилых и молодых людей выделяют следующие:

  • возрастные изменения;
  • поражение головного мозга и ухудшение кровообращения в нем вследствие инсультов, черепно-мозговых травм, онкологических заболеваний, атеросклероза;
  • болезнь Альцгеймера;
  • бактериальное и вирусное поражение головного мозга (менингит, энцефалит);
  • заболевания других органов человеческого организма;
  • неадекватный прием седативных лекарственных препаратов, наркотическая зависимость;
  • нездоровый образ в жизни в целом при никотиновой и алкогольной зависимости, нездоровом питании, отсутствии физических нагрузок;
  • психологические причины, связанные со стрессом, недосыпанием, умственным переутомлением;
  • гормональный дисбаланс;
  • сахарный диабет, патологии щитовидной железы.

Не следует путать функциональное снижение памяти с элементарной забывчивостью, которая может быть свойственна многим абсолютно здоровым людям. Препараты для лечения дисмнезий должны назначаться врачом на основании причины, приведшей к расстройству памяти.

Человек обладает различными формами памяти и за каждую из них отвечает определенный отдел головного мозга. Так, к примеру, височные доли ответственны за слуховое и речевое восприятие, левое полушарие – за предметное и буквенное, правое – за цветовое, затылочно-теменные области – за пространственное и зрительное и т.д. Соответственно, при поражении конкретного отдела мозга может пострадать тот или иной вид памяти.

Признаки

Если человек забыл чей-то номер телефона или дату рождения, это еще не указывает на патологию, так как человеческой памяти свойственна избирательность и некоторые вещи просто не запоминаются. С медицинской точки зрения на патологическое ухудшение памяти указывают такие симптомы, при которых человек не можжет вспомнить совсем недавние события,
но в деталях рассказывает о том, что происходило с ним несколько месяцев или лет назад. Также тревожные признаки заключаются в том, что индивид не может закрепить и воспроизвести информацию, которую получает в текущий момент времени. При этом обычно происходит нарушение концентрации внимания.

У пожилых людей резкое ухудшение памяти, сопровождающееся выпадением целых временных отрезков, также не относится к вариантам нормы. И хотя с возрастом способность к запоминанию и воспроизведению информации может снизиться, резкая прогрессирующая дисмнезия может указывать на начало болезни Альцгеймера, которая обычно имеет и другие характерные симптомы. Стоит отметить, что современные фармакологические препараты могут поддержать способность головного мозга запоминать информацию и воспроизводить ее, но само заболевание, к сожалению, пока остается неизлечимым.

Диагностика

Чтобы выявить причину ухудшения памяти и внимания необходимо обратиться к врачу, который соберет подробный анамнез и индивидуально назначит необходимые исследования:

  • магнитно-резонансную и компьютерную томографию головного мозга;
  • исследование сосудов головного мозга;
  • ультразвуковое исследование внутренних органов;
  • гормональное и биохимическое исследование крови;
  • электрокардиограмму;
  • исследование функции памяти с помощью специальных тестов и методик, позволяющих выявить признаки ее ухудшения и т.д.

Терапия

Лечение должно начинаться с выявления и устранение фактора, способствующего снижению памяти. Любые терапевтические методы и лекарственные препараты должны назначаться исключительно лечащим врачом.

Помимо медикаментозной коррекции дисмнезия лечится при помощи физиотерапии, в частности электрофореза или введения глютаминовой кислоты. Также лечение проводится с помощью специально разработанных психолого-педагогических методик. Специалист проводит работу с пациентом, в ходе которой он учится заново запоминать поступающую информацию, используя непораженные области головного мозга, также может использоваться метод, при котором больной мысленно воспроизводит образы услышанных фраз, запоминая их. Подобная методика, направленная на улучшение памяти и внимания требует полной отдачи от пациента, но доведя процесс до автоматизма, можно заметить значительные улучшения.

Медикаментозная коррекция

Медикаментозное лечение ухудшения памяти в пожилом и молодом возрасте обычно включает в себя препараты, действие которых направлено на улучшение мыслительных процессов и концентрации внимания. Как правило, врач назначает медикаменты из группы ноотропов, содержащие необходимые человеку аминокислоты, воздействующие на нейроны в коре головного мозга, стимулирующие восстановление функции памяти и внимания. Ноотропы классического типа обычно прописываются людям после инсультов и прочих нарушений кровообращения мозга, а также тем пациентам, у которых наблюдается физическое и умственное перенапряжение.

Также в ходе медикаментозной коррекции могут назначаться препараты-субстраты энергетического обмена, обеспечивающие нервные клетки необходимой им энергией и некоторые лекарства растительного происхождения, косвенно стимулирующих метаболизм нервных клеток.

Упражнения

В дополнение к медикаментозному и физиотерапевтическому лечению специалисты рекомендуют выполнять специальный комплекс упражнений для тренировки памяти и внимания. Это могут быть любые настольные игры, будь то шахматы или шашки, заучивание наизусть стихов и отрывков из различной прозы, разгадывание сканвордов, кроссвордов, ребусов, изучение иностранных языков, чтение статей и познавательной литературы на ранее не интересующие темы и т.д. Также в качестве тренировки можно пытаться выполнить привычные повседневные действия с закрытыми глазами.

Также существует специальная методика, называемая мнемотехникой, направленная на облегчение запоминания необходимой информации методом формирования ассоциативных связей. Абстрактные понятия заменяются теми представлениями, которые можно визуализировать или представить кинетическим или аудиальным путем.

Народные средства

Так как снижение памяти часто становится следствием нарушения кровообращения в головном мозге, улучшить состояние сосудов могут помочь не только фармакологические препараты, но и некоторые народные средства, применять которые следует также после консультации с лечащим врачом.

Так помочь в восстановлении памяти может прием настоя семян люцерны. Для приготовления которого чайную ложку сырья заливают 100 мл теплой воды и пьют за тридцать минут до приема пищи трижды в день в течение нескольких месяцев. Также улучшить гемодинамику головного мозга поможет настой из боярышника и листьев барвинка. Чайную ложку барвинка смешивают с половиной литра воды и доводят до кипения на медленном огне, после чего добавляют столовую ложку боярышника и настаивают несколько часов. Народные врачеватели советуют употреблять снадобье по половине стакана примерно за час до приема пищи. Народное лечение рекомендуется проводить в качестве дополнения к основной терапии.

Помимо лекарственных трав для восстановления памяти крайне важен здоровый, полноценный сон, способствующий восстановлению потенциала организма на клеточном уровне, регулярные физические нагрузки, обеспечивающие нормальное снабжение органов кровью и кислородом, а также выработке гормонов, стимулирующих память. Плодотворная работа головного мозга невозможно и без правильного рационального питания. Для того чтобы память не подводила в продуктах питания должно содержаться достаточное количество липидов, железа и других полезных веществ. А вот сладости специалисты рекомендуют ограничить, так как сахарная глюкоза может спровоцировать ухудшение памяти.

Ухудшение памяти отражается на трудовой сфере, в личной жизни человека. – место хранения образов, помогающих в восприятии и реагировании. Дисмнезия – ухудшение памяти. Часто сопровождается снижением концентрации . Узнайте из статьи причины феномена.

Снижение памяти происходит с возрастом, но это не значит, что подобное не случается у молодых людей.

Популярная в последнее время причина ухудшения когнитивных способностей – информационная перегрузка. Каждый человек ежедневно анализирует большой объем информации, особому риску подвержены ученики и педагоги, «работники ума».

При ежедневных больших объемах данных постепенно мозг начинает поверхностно воспринимать информацию и рассеивать внимание, не концентрируясь на одном объекте. Поверхностное восприятие не дает материалу надолго задерживаться в памяти.

Кроме того, функциональные нарушения возникают на фоне:

  • органических, механических поражений головного мозга, ухудшения кровоснабжения;
  • вирусных и бактериальных заболеваний;
  • химической зависимости, побочных реакций на прием медикаментов или их неправильного подбора;
  • нездорового образа жизни, гиподинамии, вредных привычек, переедания;
  • , беспокойства;
  • астенического синдрома;
  • усталости, истощения;
  • нарушенного режима сна;
  • гормонального сбоя;
  • болезней, внутренних нарушений других систем, например, пищеварительной, сердечно-сосудистой;
  • смены привычного образа жизни, .

Если вы не можете вспомнить какое-то слово или дату, имя нового знакомого, то это еще не говорит о патологии. Вероятно, это последствие усталости или избирательности памяти.

Избирательность памяти

Избирательность – естественное свойство памяти. Мы забываем то, что для нас не имеет ценности, значимости или вызывает неприятные эмоции. Да, иногда это бывают и важные рабочие моменты, если те не представляют субъективного интереса.

То же происходит с вниманием. Мы легко замечаем и анализируем то, что нам интересно. Не удивительно снижение концентрации при необходимости составить отчет на работе, несколько часов повозиться с цифрами. Подумайте, что именно натолкнуло вас на мысли об ухудшении памяти и внимания. Может быть, что-то утратило для вас ценность?

Забывчивость

Стоит заподозрить патологию, если вы не помните событие прошедшего дня, но с точностью до деталей описываете случай трехгодовалой давности. Или если вы не можете воспроизвести только что озвученную вам информацию. В этих случаях обратитесь к неврологу. В остальных же случаях речь идее о забывчивости, вызванной переутомлением.

Забывчивость не имеет ничего общего с медициной. Забывчивость бывает чертой характера или возникает при определенных условиях. Это не самостоятельный диагноз, но стоит обратить внимание на возможные причины забывчивости: стрессы, хроническая усталость, неправильное питание, недосыпы.

Лечение

Неврологические нарушения лечатся медикаментозно после полного обследования на диагностическом оборудовании.

Что касается ухудшения внимания и памяти на фоне усталости, то предлагаю поработать с упражнениями:

  1. Попробуйте выполнить привычное задание с закрытыми глазами. Постарайтесь передвигаться по комнате в темноте. Не забывайте про осторожность, подстрахуйте себя палочкой или помощником.
  2. Если вы правша, попробуйте писать, чистить зубы левой рукой. Если левша – правой.
  3. Познакомьтесь с . Мнемоника – наука о способах запоминания информации.
  4. Возьмите абстрактное понятие, например «любовь». Придумайте как можно больше вариантов его визуализации с помощью слов или прикосновений.
  5. Играйте в ассоциации. Запишите любое слово, подберите к нему ассоциативный ряд.
  6. Составляйте списки, планы, таблицы. Но не злоупотребляйте ими. Опирайтесь на них, но старайтесь все вспомнить самостоятельно.

Кроме того, полезно играть в шахматы, шашки, заучивать стихи, прозу, разгадывать кроссворды, логические задачи. Купите сборник головоломок и развивайте память.

Положительный результат оказывает чтение статей, научно-популярной литературы. Начните изучать новую интересную вам тему или иностранный язык. Отдавайте предпочтение печатным изданиям. Старайтесь меньше смотреть телевизор или работать за компьютером.

Избавьтесь от привычки торопиться, хвататься сразу за несколько дел. Иначе вас постоянно будет преследовать ощущение тревоги, мысли о том, что вы что-то забыли. В итоге забывчивость станет реальной. Чем больше действий вы делаете «на автомате», тем выше риск ухудшения памяти, возникновения рассеянности. Приучайте себя к осознанности. Следите за тем, что делаете, проговаривайте действия. Вы знаете, где сейчас лежит расческа или ключи? Старайтесь сделать даже такие повседневные мелочи осознанными.

Профилактика

Не забывайте про здоровый и полноценный сон. Во время отдыха перезагружаются и восстанавливаются все системы организма. Полученная за день информация перерабатывается и сортируется.

Физические нагрузки стимулируют кровообращение, насыщают мозг кислородом, что обеспечивает его нормальное функционирование. Ежедневно гуляйте, выполняйте посильные упражнения, делайте разминку. По возможности больше ходите пешком, заменяйте езду на транспорте прогулками.

Не забывайте проветривать помещение, делать . Хорошее кровоснабжение мозга, достаточный объем кислорода важны для нормальной работы памяти и внимания.

Следите за питанием. Избыток сахара вызывает ухудшение памяти. Полезные жиры и железо улучшают функциональность мозга. Питание должно быть сбалансированным, с преобладанием белков и сложных углеводов. Ешьте орехи, яблоки, заправляйте салат маслом, принимайте витамины группы В, Омега-3. За выпиской минерально-витаминного комплекса обратитесь к врачу.

Повышайте . Тревога, стресс, беспокойство мешают сосредоточению.

3абывчивость и рассеянность приносят много дискомфорта в нашу жизнь, и мы начинаем жаловаться на плохую память. В нужный момент забывается слово, деталь, дата, телефон, еще вчера так отлично всплывавший в памяти, номер автобуса или маршрутки, дата встречи, дней рождений родственников и знакомых. Развить память возможно и для этого существует достаточно много упражнений для развития памяти.

Память, прежде всего, процесс мыслительный, который включает запись информации, ее хранение и в дальнейшем при надобности извлечение.

А забывание - процесс, разгружающий нервную систему и оберегающий ее от перенапряжения. И часто мы забываем именно то, что нам приносит отрицательные эмоции и необходимость делать то, что нам не нравится.

Мы запоминаем визуально (зрительно), вербально (слух), с помощью обоняния, осязания и так далее, то есть, строим ассоциативные связи. Это когда знакомый запах может напомнить нам о ситуации, в которой вы его почувствовали.

Память можно поделить на:
  • непосредственную, это печать на клавиатуре (напечатал букву и забыл),
  • кратковременную, она сохраняет информацию до 30 секунд (набрал номер телефона и на время забыл),
  • долговременную, такая память хранит информацию на интеллектуальном и эмоциональном уровне дни и годы, составляется на основе суждений и наблюдений,скользящую, в этом случае информация, запоминается на необходимый промежуток времени и больше не используется, за ненадобностью.

Не будем сейчас говорить о стойких нарушениях памяти, таких как старческий склероз, болезнь Альцгеймера или потеря памяти после травмы или сотрясения мозга, вследствие болезни, опухоли мозга, стойких провалов в памяти прошедших недавно событий, в таких случаях надо срочно обращаться к психотерапевту или невропатологу. Поговорим о случайно обрушившихся на человека нарушениях памяти, когда мучительно вспоминаешь забытое слово или название, но оно появляется в голове, спустя несколько часов или дней, когда это уже совсем не нужно.

Память, всегда хорошо выручавшая нас в школе, институте, в самые ответственные моменты, вдруг стала подводить, почему это происходит и как это предотвратить?

Причины возникновения ухудшения памяти

Причин возникновения ухудшения памяти много, и проанализировав информацию, вы можете найти свою причину и попробовать решить проблему.

  • Депрессия, беспокойство, стресс - основные причины ухудшения памяти. Они сужают восприятие внешнего мира, до рамок переживаемой ситуации. Память человека слабеет пропорционально его беспокойству, это тем более относится к людям пенсионного возраста. Хотите сохранить память, сохраняйте спокойствие во всем. Нервничая даже по поводу своей забывчивости, вы только усложняете ситуацию. Однако австралийские ученые, проведя ряд исследований, сделали вывод, что в раздраженном, злом настроении, человек лучше запоминает детали, на которые в хорошем, даже не обратил бы внимания. А еще плохая погода, как ни странно, усиливает память, тогда как беззаботное и веселое настроение в солнечный день, ухудшает запоминание.
  • Алкоголь, антидепрессанты, успокаивающие средства замедляют мыслительные процессы, снижая восприятие информации.
  • Курение ослабляет функцию кратковременной памяти, поражает вербальную и визуальную память.
  • Недостаток в организме фолиевой и никотиновой аминокислот, витаминов, особенно группы В.
  • Ухудшением памяти может служить нарушения обмена веществ, хронические заболевания.
  • Дефицит памяти может быть связан с недосыпанием и хронической усталостью.
  • Спешка - главный враг в борьбе с рассеянностью и забывчивостью. Не спешите делать дело быстро, суетясь и спотыкаясь. В этом случае включается автоматизм, отключается эмоциональная и визуальная память.

Как улучшить свою память?

  • Проанализируйте свой ежедневный рацион. Белковая пища (мясо, яйца, молоко) содержит необходимые аминокислоты, в том числе триптофан и тирозин, которые влияют на улучшение внимания и памяти. Съедайте в день 2-4 банана, а также ешьте, содержащие кальций и калий, изюм, курагу, печеные яблоки и картофель, сыр, грецкие орехи, фисташки, творог, салаты из овощей с растительным маслом. Эти продукты, или точнее вещества, которые они содержат, обновят клеточные мембраны ваших нейронов.
  • Не пользуйтесь алюминиевой посудой для приготовления еды, храните продукты в посуде из керамики, стекла или просто эмалированной, так как доказано, что соединяясь с компонентами пищи, алюминий создает соединения, способные вызвать интоксикацию, вызывающую ухудшение памяти, и даже приводящую к деградации личности. Не стоит часто запекать в фольге продукты или хранить их в ней.
  • Народным средством для восстановления памяти может послужить хрен, добавляйте его к первым, вторым, холодным мясным блюдам, закускам.
  • Фитотерапевты советуют съедать по 2-3 свежие сосновые почки перед едой, они предохраняют память от преждевременного старения, продлевают жизнь, обостряют память. Соцветия лугового клевера улучшают мыслительные процессы, а также обмен веществ, заваривайте их как чайный лист и пейте вместо чая. Растительными нейростимуляторами памяти, активизирующими процессы запоминания можно назвать препараты, содержащие родиолу розовую, траву заманиху, лимонник, элеутерококк, аралию маньчжурскую, корень женьшеня, левзею.
  • Психологи советуют улучшить запоминание с помощью ассоциативной или эмоциональной памятью, связывая объект запоминания с чем-то еще, что может вам напомнить.
  • Исключите из своих действий автоматизм, который чаще всего приводит к забывчивости, запирая дверцу автомобиля, квартиры, выключая утюг, Делайте это осознанно, фиксируя свое внимание на действие, вскоре это войдет в привычку, и вы перестанете забывать такие мелочи.
  • Коррекцией внимания может стать ваше умение сосредотачиваться на конкретном моменте действия, при котором вы должны решить определенную задачу, то есть выделите главное, не распыляясь на все остальное.
  • Не откладывайте на потом что-либо, сделайте это сразу, и вы избавитесь от многих проблем, связанных с забывчивостью.
  • Одно из действенных эмоциональных средств для борьбы с забывчивостью был и остается позитивный настрой и юмор. Относитесь ко всему с юмором, в каждое свое действие вкладывайте долю иронии и шутки, и эмоциональная память поможет вам сохранить в памяти любое ваше действие, как яркое впечатление от происходящего, как у вас, так и у окружающих.
  • Больше нагружайте свой мозг новыми яркими впечатлениями, тренируйте его логическими задачами и головоломками, больше читайте интересной информации, книг.
  • Помните, что активный образ жизни, физические нагрузки, хорошее питание, полноценный сон, выходные на природе, правильное отношение к стрессам, внимательное отношение к своему здоровью - все это залог хорошего самочувствия и отличной памяти.

Память - это функция центральной нервной системы, обеспечивающая хранение и использование приобретенных знаний. Этот комплекс сложных процессов объединен под общим термином "мнестическая деятельность".

Она нарушается по многим причинам: от усталости и переутомления до серьезных заболеваний. Оставлять без внимания нарушения памяти не следует, поскольку они могут свидетельствовать об органическом поражении головного мозга.

    Показать всё

    Причины ухудшения памяти

    К нарушению памяти может приводить множество причин.

    Причем у пациентов различных возрастных групп снижение этой функции вызывается собственными факторами.

    У детей и подростков

    К нарушениям памяти в детском и юношеском возрасте приводят следующие факторы:

    • Гиповитаминоз.
    • Анемия.
    • Астенический синдром. Частая заболеваемость вирусными инфекциями.
    • Травмы центральной нервной системы.
    • Стрессовые ситуации (в том числе неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблема в коллективе, который посещает ребенок или подросток). Частным случаем стресса является адаптация к началу учебы в школе у детей 6-7 лет, переходу из младшего в среднее звено в 10-11 лет.
    • Нарушение зрения.
    • Опухолевые процессы, поражающие головной мозг.
    • Расстройства психики.
    • Интоксикация, в том числе в результате употребления алкоголя или наркотических средств.
    • Врожденная патология, характеризующаяся умственной отсталостью (например, синдром Дауна).
    • Применение некоторых лекарственных средств, влияющих на метаболические процессы.

    Грубые, непроходящие, не поддающиеся коррекции нарушения памяти детскому возрасту несвойственны. Патологии, спровоцированные врожденными особенностями и аномалиями, требуют лечения.

    Память детей и подростков имеет свои черты, которые иногда могут быть приняты за нарушения:

    • ребенок быстрее забывает стрессовые ситуации;
    • амнезия у детей проявляется выпадением из памяти отдельных эпизодов, имевших место в период помрачения сознания, связанного с неприятными событиями (интоксикацией, коматозным состоянием, тяжелой травмой);
    • при алкоголизации полимпсест отмечается еще до формирования зависимости, на первых этапах;
    • ретроградная амнезия обычно затрагивает минимальный промежуток времени до стрессирующей ситуации и имеет меньшую выраженность, чем у взрослых; в ряде случаев у детей она может остаться незамеченной.

    Для нарушений памяти в раннем и подростковом возрасте характерен тип дисмнезии. Выраженные расстройства подобного вида способны негативно сказываться на школьной успеваемости и адаптации в коллективе.

    У малышей, посещающих детский сад, эти расстройства проявляются в трудностях запоминания стихов и песен, в результате чего они реже участвуют в праздниках и утренниках. В случае выраженного нарушения ребенок, несмотря на ежедневное посещение учреждения, не может отыскать свой шкафчик, с трудом находит свои вещи среди других, забывает имена окружающих, не может рассказать о событиях прошедшего дня.

    У взрослых

    У взрослых людей причинами нарушения функции памяти, а также возникновения рассеянности и потери способности к длительной концентрации внимания чаще являются патологические состояния, приобретенные в процессе жизни:

    • Стрессовые ситуации, особенно часто повторяющиеся или продолжительные.
    • Хроническая усталость, как физическая, так и психологическая.
    • Острое нарушение мозгового кровообращения (у пациентов старше 40 лет они встречаются чаще, чем у молодых людей).
    • Атеросклеротическое поражение сосудистого русла.
    • Артериальная гипертензия (в отдельных случаях встречается и в молодом возрасте).
    • Дисциркуляторная энцефалопатия.
    • Остеохондроз шейного отдела позвоночника и связанный с этой патологией вертебробазилярные синдром и недостаточность.
    • Черепно-мозговые травмы.
    • Расстройства метаболизма (например, при сахарном диабете, нарушении гормональной сферы, при патологии деятельности эндокринных желез).
    • Опухоли центральной нервной системы.
    • Болезнь Альцгеймера и другие дегенеративные заболевания (более характерно для пожилых пациентов).
    • Психические расстройства (в частности, депрессивное состояние, эпилепсия, шизофрения и другие).

    Расстройство внимания

    Снижение способности к концентрации внимания негативно сказывается на процессе запоминания информации. Расстройство может проявляться в виде следующих нарушений:

    Расстройство внимания

    Описание

    Неустойчивость внимания

    Человек при этом нарушении постоянно отвлекается, переключается с одного объекта на другой. Неустойчивость внимания характерна для синдрома расторможенности у детей, гипоманиакальных состояний, гебефрении

    Ригидность

    Характерно замедленное переключение между темами или объектами внимания. Этот симптом встречается при эпилепсии и других психических заболеваниях. Пациент вязнет на одной теме, что затрудняет ведение диалога

    Недостаточность концентрации внимания

    Такие люди выглядят очень рассеянными.

    Это расстройство нередко принимают за особенность характера или темперамента

    Способность к концентрации внимания снижают все соматические заболевания, проявляющиеся симптомами, вызывающими болезненность или дискомфорт.

    Виды нарушений памяти

    Специалисты выделяют следующие разновидности расстройств:

    • дисмнезии - изменения, касающиеся непосредственно функции памяти;
    • парамнезии - искажения имеющихся воспоминаний вследствие влияния на них фантазий пациента.

    Дисмнезии

    Существуют следующие разновидности этого патологического состояния:

    • гипермнезия;
    • гипомнезия;
    • амнезия.

    Гипермнезия

    Это состояние характеризуется способностью человека быстро запоминать и воспринимать информацию, а также воспроизводить сведения, отложенные много лет назад.

    Нередко пациенты рассказывают, что определенные события без причины всплывают в памяти ("накатывают воспоминания"), возвращают в прошлое. В большинстве случаев люди говорят, что не знают, почему эта информация хранится в голове и вспомнилась именно сейчас. Например, пожилой человек в деталях описывает отдельные уроки в школе (вплоть до одежды учителя и одноклассников), восстанавливает другие подробности, касающиеся его юности, профессиональной деятельности или событий в семье.

    Сама по себе гипермнезия на фоне отсутствия других клинических проявлений заболеванием не считается. Люди, у которых регистрируется этот феномен, способны запоминать и воспроизводить большие объемы информации (числа, наборы слов, не связанных смыслом между собой, перечни предметов, нотные записи).

    Но гипермнезия может являться симптомом патологических состояний:

    • пароксизмальных психических расстройств (в частности в структуре эпилепсии);
    • интоксикации психотропными веществами (как фармакологических средств, так и наркотических препаратов);
    • гипоманиакальных состояний; у пациентов отмечаются приливы энергии с повышением жизненной активности и трудоспособности (нередко сопровождаются приступами гипермнезии, сочетается с эмоциональной неустойчивостью, тревожностью, невозможностью сосредоточить внимание).

    Гипомнезия

    Обычно это состояние описывают выражением "плохая память". Забывчивость и рассеянность являются частью клинической картины астенического синдрома.

    Для этого нарушения характерны следующие признаки:

    • Выраженная утомляемость.
    • Повышенная нервозность.
    • Плохое настроение и раздражительность, в том числе немотивированные.
    • Головные боли.
    • Метеозависимость.
    • Нарушение сна в виде дневной усталости и бессонницы в ночное время.
    • Перепады артериального давления.
    • Нарушение сердечного ритма.
    • Вегетативные патологии (в том числе приливы в предменопаузном и менопаузальном периодах у женщин).
    • Физическая слабость, хроническая усталость.

    Астенический синдром встречается в структуре следующих патологических состояний, при которых отмечается ухудшение памяти:

    • Артериальная гипертензия.
    • Восстановительный период после черепно-мозговой травмы.
    • Атеросклеротическое поражение церебральных сосудов.
    • Начальная стадия шизофрении.
    • Восстановительный период после операций.
    • Тяжелые интоксикации.
    • Соматические заболевания.
    • Прием некоторых лекарственных препаратов.
    • Органические поражения головного мозга (острое нарушение кровообращения, опухолевые процессы).
    • Климактерический синдром с расстройствами адаптации.
    • Депрессивные состояния.

    Проблемы с памятью при этих заболеваниях сопровождаются характерной для них симптоматикой.

    Амнезия

    При амнезии у пациента не ухудшается вся память целиком, а наблюдается исчезновение ее фрагментов - пропадают определенные периоды времени, события, имена, лица.

    Специалисты выделяют следующие разновидности:

    Разновидности амнезии

    Описание

    Диссоциативная амнезия

    Из памяти исчезают события, связанные с психологической травмой. Механизм явления обусловлен защитной реакцией организма, которая вызвана сильным стрессом. В результате мозг старается избавиться от травмирующей ситуации, которую человеку трудно пережить. Такие события можно восстановить только при помощи специальных методов (гипноз)

    Ретроградная амнезия

    Чаще возникает в результате черепно-мозговой травмы. Пациент в этом случае забывает, что было перед ней: приходит в себя, но не помнит, кто он, что с ним случилось

    Антероградная амнезия

    "Провал в памяти" в этом случае касается событий, произошедших после травмы. Все, что было раньше, человек помнит хорошо

    Фиксационная амнезия

    Этим термином называются нарушения краткосрочной памяти. Человек слабо запоминает текущие события. В таких случаях говорят "короткая память"

    Тотальная амнезия

    При этом расстройстве пациент забывает все события, в том числе информацию, касающуюся его личности

    Прогрессирующая амнезия

    Это нарушение характеризуется исчезновением из памяти событий, начиная с настоящих, затем недавних, а в дальнейшем - и прошлых. Причиной возникновения патологии являются атрофические процессы головного мозга, встречающиеся при дегенеративных заболеваниях центральной нервной системы, таких как болезнь Альцгеймера или болезнь Пика. Тотальная амнезия имеет место и при сосудистой деменции. Пациенты с этим нарушением забывают названия предметов, которыми пользуются постоянно, или просто не узнают вещь

    Парамнезии

    Парамнезии - это нарушения, заключающиеся в искажении воспоминаний и добавлении к ним посторонней информации. Специалисты выделяют следующие разновидности:

    Разновидность расстройства

    Описание

    Конфабуляция

    Фрагменты собственной памяти пропадают. Их место занимают истории и события, придуманные самим пациентом. Пересказывая эти ложные воспоминания, человек верит в то, о чем говорит. Сюжетом конфабуляций могут быть различные события: подвиги, достижения, преступления

    Псевдореминисценция

    Исчезнувшие из памяти воспоминания заменяются событиями, которые действительно имелись в биографии пациента, но в другое время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова)

    Криптомнезия

    Криптомнезия характеризуется тем, что пациент выдает за собственное воспоминание и пережитое им самим событие услышанное из других источников (фильмов, документальных историй, рассказов людей). Нарушение характерно для органических расстройств, при которых встречаются бредовые симптомы

    Эхомнезия

    Человеку кажется, что это событие с ним уже происходило, или он видел его во сне. Аналогичные ситуации случаются и у здоровых людей, но они быстро забывают об этом, в то время как при патологической эхомнезии больной придает им особую значимость, зацикливается на них

    Полимпсест

    В клинике парамнезии различают два варианта этого нарушения:

    1. 1. Кратковременные провалы в памяти, вызванные патологическим алкогольным опьянением (эпизоды минувшего дня путаются между собой и с давно прошедшими событиями).
    2. 2. Совмещение 2 ситуаций одного периода времени - в результате пациент сам не знает, что было в реальности

    Диагностика

    Зачастую обратиться к врачу в связи с нарушениями памяти, которые следует лечить, пациенту советуют родственники, ближайшее окружение. В этом случае специалист проводит обследование, уточняя:

    • Какими заболеваниями страдает пациент. В процессе сбора анамнеза в ряде случаев удается выявить связь между имеющимися или перенесенными ранее болезнями и ухудшением интеллектуальных способностей, в том числе проблемами с памятью.
    • Наличие или отсутствие патологии, являющейся непосредственной причиной: деменции, цереброваскулярной недостаточности, черепно-мозговых травм, хронического алкоголизма, наркотических интоксикаций, способствующих нарушениям в мнестической сфере.
    • Какие медикаменты принимает пациент в этот период времени. К подобным расстройствам могут приводить производные бензодиазепина. Если нарушения памяти спровоцированы медикаментозно, они имеют обратимый характер.

    Диагностике помогают следующие исследования:

    Диагностическая методика

    Выявляемые нарушения, способствующие расстройствам памяти

    Биохимический анализ крови

    Нарушение нормального метаболизма, дефицит микроэлементов и витаминов, сбой гормонального обмена

    Методы нейровизуализации (компьютерная, магнитно-резонансная томографии)

    Новообразования головного мозга, гидроцефалия, сосудистые поражения, нарушения дегенеративного характера. При ряде заболеваний расстройство памяти долго остается единственным симптомом, поэтому методы нейровизуализации должны применяться в обязательном порядке, поскольку помогут выявить серьезную патологию

    ЭЭГ (электроэнцефалография)

    Патологическая биоэлектрическая активность нервных клеток, судорожная готовность. Выявление подобных нарушений помогает диагностировать эпилепсию

    Особую сложность при диагностике представляют депрессивные состояния, сопровождающиеся апатическим синдромом. Иногда приходится назначать пробное депрессивное лечение.

    Лечение

    В случае нарушения памяти в результате естественного процесса старения наряду с медикаментозной терапией пожилым людям рекомендуется научиться напоминать себе о текущих делах. Эффективно выполнение специальных упражнений, например, запоминание последовательности чисел, не связанных между собой по смыслу слов, предметов.

    Фармакотерапия основывается на применении препаратов, имеющих ноотропный эффект, и средств, способных улучшить кровоснабжение головного мозга. Медикаменты из этих групп применяются не только у пациентов, страдающих возрастными проблемами, но и в педиатрической практике. Пить такие средства следует курсами, продолжительность и частота которых определяется лечащим врачом в индивидуальном порядке. При назначении ноотропных и вазоактивных препаратов необходимо учитывать возрастные ограничения, противопоказания и их способность к взаимодействию с другими медикаментами, которые уже принимает пациент (особенно это актуально для пожилых людей, имеющих сопутствующие соматические патологии).




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top