Ранние клинические формы дцп. Детский церебральный паралич и его причины

Ранние клинические формы дцп. Детский церебральный паралич и его причины

Детский церебральный паралич – это общий термин для обозначения заболеваний, затрагивающих развитие мозга и двигательной системы организма.

В зависимости от факторов, провоцирующих возникновение синдрома, существуют разные клинические виды и формы ДЦП.

Их характеристики рассмотрим ниже.

Этот вид заболевания характеризуется следующими признаками:

  • поражение подкоркового отдела мозга;
  • перемежающиеся спазмы;
  • наличие изменчивого мышечного тонуса;
  • гиперкинез конечностей, лопаточных и шейных мышц (неловкость движений, излишняя двигательная активность);
  • речевые нарушения, эмоциональная нестабильность;
  • вегетативные нарушения;
  • возникновения подвывихов суставов пальцев рук;
  • дефект развития целенаправленного захвата руками того или иного предмета;
  • нарушение координации;
  • неспособность ориентироваться в пространстве.

При гиперкинетической форме психическое здоровье ребенка страдает меньше, чем при других формах ДЦП.

Причинами возникновения этого вида паралича может стать:

  • несовместимость крови мамы и ребенка;
  • недостаток кислорода у малыша, что приводит к отмиранию клеток мозга;
  • воздействие токсинов на органы малыша;
  • получение травмы при рождении (например, обвязывание пуповиной);
  • недостаточное питание плода.

Существует три стадии развития гиперкинетического ДЦП: ранняя, начальная и поздняя. Ранняя стадия может продолжаться в течение 3-4 месяцев. В этот период у малыша наблюдается нестабильное сердцебиение, нарушения работы дыхания, судороги.

Начальная стадия продолжается от 5 месяцев до 4 лет и характеризуется гипертонусом мышц. Поздняя стадия начинается после четвертого года заболевания.

Здесь наблюдается закрепление двигательных нарушений и образование вынужденных положений тела из атрофии некоторых мышц.

При упорном лечении и желании ребенок сможет частично погасить гиперкинезы и спокойно обучаться в образовательных учреждениях.

Атонически-астатическая

При этой форме отмечаются следующие признаки:

  • повышенное кровеносное давление в мышцах;
  • поражение мозжечка;
  • понижение мышечного тонуса (ребенок не может сохранить равновесие даже в состоянии покоя);
  • нарушение координации движений;
  • тремор конечностей;
  • припадки эпилепсии;
  • невозможность самостоятельно сидеть, держать головку, стоять, ходить;
  • неразвитость речи и психики.

Большинство детей с этой формой ДЦП отличаются низким интеллектом, агрессивностью и отсутствием интереса к происходящему вокруг . Также нередко зрительные нервы и речевые навыки остаются неразвитыми.

Спастическая диплегия

Также выделяют спастические формы ДЦП. Спастическая диплегия наблюдается у большинства детей с ДЦП и является самой распространенной формой. Она также известна под названием болезнь Литтла.

Для спастической диплегии характерны признаки:

  • поражение сразу и левой, и правой стороны тела (больше всего страдают ноги);
  • быстрая деформация строения позвоночника и суставов;
  • нарушение процессов формирования речи и психики;
  • бесконтрольные сокращения мышечных тканей;
  • задержка роста костей;
  • обнаружение сколиоза;
  • искривления тазобедренного сустава;
  • развитие контрактуры;
  • общая пассивность движений и реакций;
  • парез голосовых связок, из-за чего не могут должным образом образоваться звуки;
  • умственная отсталость.

Возможные причины возникновения спастической диплегии могут быть разными:

  • наследственная предрасположенность;
  • недостаток кислорода во время формирования плода;
  • инфекционные заболевания, поражающие головной мозг или опорно-двигательный аппарат;
  • травма при родах или воздействие излучения от рентгена или УЗИ.

Излечение спастической диплеги невозможно, но существуют действенные методики адаптации ребенка к окружающей среде. К таким методикам относятся: массаж, лечебная физкультура, иглоукалывание, плавание, костюм Адели.

Спастический тетрапарез

Спастический тетрапарез проявляется в значительном снижении уровня физической активности во всех четырех конечностях.

Также для этой формы ДЦП характерны следующие признаки:

  • мышечные спазмы и боли;
  • частичная или полная утрата активности конечностей, из-за чего происходит их необратимая деформация;
  • психическая неразвитость, задержка в развитии интеллекта;
  • частая икота, одышка, нарушение дыхания;
  • нарушения тазовых функций.

Спастический тетрапарез возникает в результате нарушения в стволе головного мозга, полушариях мозга или в шейном отделе позвоночника, а также при поражении нервной системы. Причинами этих повреждений может быть нарушение обмена веществ, механическая травма шейного отдела, кровоизлияние в мозг, сильный ушиб. При сильном повреждении шейного отдела может наступить летальный исход.

Тетрапарез нуждается в постоянном лечении – если ребенок не будет постоянно заниматься специальными упражнениями, то деформация конечностей и органов значительно ухудшит не только его физическую активность, но и общее здоровье.

Атактическая форма

Атактическая (или мозжечковая) форма ДЦП характеризуется следующей симптоматикой:

  • нарушение координации движений и равновесия тела;
  • пониженный мышечный тонус;
  • вялость движений;
  • дрожания рук и головы (покачивания при ходьбе);
  • задержка психологического развития;
  • нарушение зрения, памяти и речи;
  • повышенное возбуждение, нарушения внимания и концентрации.

При легкой стадии развития у ребенка наблюдается небольшие отклонения в ходьбе и движениях, потеря равновесия, нарушения осанки.

При средней стадии развития заболевания ребенок часто передвигается либо на костылях, либо с посторонней помощью – в этом случае больной не владеет навыками самообслуживания и не посещает учебные заведения. Часто наблюдается ухудшения памяти, зрения, слуха.

При тяжелой стадии ребенок совсем не в состоянии передвигаться и обслуживать себя. В этом случае наблюдается серьезное поражение конечностей, развитие патологий, расстройство психического здоровья.

Часто беспокоят судороги ног? Традиционные и народные методы лечения описаны .

Спастико-гиперкинетическая форма

Спастико-гиперкинетическая форма – это смешанный вид заболевания, когда при гиперкинетическом ДЦП проявляются признаки спастического.

Такая форма появляется уже в старшем возрасте в связи с нарушением развития той или иной системы организма.

Как правило, причиной проявления такой формы является поражение головного мозга и недостаточное количество подкорных ядер. Спастико-гиперкинетическая форма проявляется в следующих симптомах:

  • судороги, бесконтрольные сокращения мышц;
  • неразвитость психики, моторики, речи;
  • частичный паралич мышц и конечностей;
  • нарушение зрения, слуха, памяти, проблемы с развитием речевого аппарата;
  • деформация стопы;
  • искривление таза и появление сколиоза.

Правосторонний гемипарез

Правосторонний гемипарез – это ослабление, частичный или полный паралич правой стороны тела. Главной причиной возникновения этой формы является поражение нейронов правого полушария мозга.

Также причинами возникновения гемипареза могут стать:

  • опухоль головного мозга;
  • инфекционные заболевания (менингит, энцефалит);
  • сотрясения мозга;
  • инсульт;
  • эпилепсия;
  • мигрень;
  • диабет;
  • нарушение кровеносного потока в мозг.

Как правило, гемипарез правой стороны не является врожденным и проявляется в более взрослом возрасте.

Для правостороннего гемипареза характерны следующие симптомы:

  • снижение чувствительности правой стороны тела;
  • длительная головная боль, часто головокружения;
  • повышенная температура тела;
  • плохой аппетит;
  • боль в костях и суставах;
  • значительное уменьшение массы тела.

Паралич правой стороны тела ведет к сколиозу и асимметрии позы. Пораженные конечности отстают в росте и развитии и деформируются.

Вследствие заболевания формируются психические и речевые отклонения.

Для каждого вида ДЦП характерны свои особенности и методики лечения. Церебральный паралич может развиваться по-разному, поэтому очень важно вовремя заметить признаки и начать лечения, чтобы не развились необратимые патологии и деформации тела. При упорном труде и постоянных занятиях при любой форме ДЦП неизменно достигается прогресс.

Видео на тему

О таком заболевании, как детский церебральный паралич, каждый слышал хотя бы раз, хотя, возможно, и не сталкивался. Что такое ДЦП в общем плане? Понятие объединяет группу хронических двигательных расстройств, которые возникают вследствие повреждения мозговых структур, и происходит это до появления на свет, в предродовой период. Нарушения, наблюдаемые при параличе, могут быть разные.

Болезнь ДЦП – что это такое?

Церебральный паралич – заболевание нервной системы, возникающее в результате поражения головного мозга: ствола, коры, подкорковых областей, капсул. Патология нервной системы ДЦП у новорожденных не является наследственной, но некоторые генетические факторы в ее развитии участвуют (максимум в 15% случаев). Зная, что такое ДЦП у детей, врачи умеют вовремя его диагностировать и предотвращать развитие болезни в перинатальный период.


Патология включает различные расстройства: параличи и парезы, гиперкинезы, изменения мышечного тонуса, нарушения речи и координации движений, отставание в моторном и психическом развитии. Традиционно принято разделять болезнь ДЦП на формы. Основных пять (плюс неутонченная и смешанная):

  1. Спастическая диплегия – самый распространенный тип патологии (40% случаев), при котором нарушены функции мышц верхних или нижних конечностей, позвоночник и суставы деформированы.
  2. Спастическая тетраплегия , частичная или полная парализация конечностей – одна из самых тяжелых форм, выраженная в чрезмерном напряжении мышц. Человек не в состоянии управлять ногами и руками, страдает от болей.
  3. Гемиплегическая форма характеризуется ослаблением мышц лишь одной половины тела. Рука на пораженной стороне страдает больше, чем нога. Распространенность – 32%.
  4. Дискинетическая (гиперкинетическая) форма иногда встречается при других видах ДЦП. Выражается в появлении непроизвольных движений в руках и ногах, мышцах лица и шеи.
  5. Атаксическая – форма церебрального паралича, проявляющаяся в пониженном мышечном тонусе, атаксии (несогласованности действий). Движения заторможенные, равновесие сильно нарушено.

Детский церебральный паралич – причины возникновения

Если развивается одна из форм ДЦП, причины возникновения могут быть разными. Они оказывают влияние на развитие плода в период беременности и первый месяц жизни малыша. Серьезный фактор риска – . Но главную причину не всегда можно определить. Основные процессы, приводящие к тому, что такое заболевание, как ДЦП развивается:

  1. и ишемические поражения. От недостатка кислорода страдают те участки мозга, которые отвечают на обеспечение двигательных механизмов.
  2. Нарушение развития мозговых структур.
  3. с развитием гемолитической желтухи новорожденных.
  4. Патологии беременности ( , ). Иногда, если развивается ДЦП, причины кроются в перенесенных заболеваниях матери: сахарном диабете, пороках сердца, гипертензии и др.
  5. вирусные, например, герпес.
  6. Врачебная ошибка во время ведения родов.
  7. Инфекционные и токсические поражения мозга в младенчестве.

ДЦП – симптомы

Когда возникает вопрос: что такое ДЦП, сразу приходит на ум патология с нарушениями двигательной активности и речи. На самом деле почти у трети детей с данным диагнозом развиваются другие генетические заболевания, которые похожи на церебральный паралич лишь внешне. Первые признаки ДЦП можно выявить сразу после рождения. Основные симптомы, проявляющиеся в первые 30 дней:

  • отсутствие поясничного изгиба и складок под ягодицами;
  • видимая асимметрия туловища;
  • тонус мышц или их ослабление;
  • неестественные, замедленные движения малыша;
  • подергивания мышц с частичной парализацией;
  • потеря аппетита, тревожность.

Впоследствии, когда ребенок начинает активно развиваться, патология проявляет себя отсутствием необходимых рефлексов и реакций. Младенец не держит головку, остро реагирует на прикосновения и не реагирует на шум, совершает однотипные движения и принимает неестественные позы, с трудом сосет грудь, проявляет чрезмерную раздражительность или вялость. До трехмесячного возраста поставить диагноз реально, если внимательно следить за развитием малыша.

Стадии ДЦП

Чем раньше диагностируют патологию, тем больше шансов на полное излечение. Заболевание не прогрессирует, но все зависит от степени поражения мозга. Стадии ДЦП у детей делятся на:

  • раннюю, симптомы которой проявляются у грудничков до 3 месяцев;
  • начальную резидуальную (остаточную), соотносящуюся с возрастом от 4 месяцев до трех лет, когда складывается, но не зафиксированы патологически двигательный и речевой стереотипы;
  • позднюю резидуальную, для которой характерен набор проявлений, не выявляемых в более раннем возрасте.

Не всегда диагноз ДЦП гарантирует инвалидность и несостоятельность, но комплексную терапию важно начать вовремя. У мозга грудничка больше возможностей для восстановления его функций. Основная задача лечения в детском возрасте – развитие по максимуму всех умений и навыков. На раннем этапе сюда входит коррекция двигательных расстройств, гимнастика и массаж, стимуляция рефлексов. Усилия врачей направлены на купирование патологий, могут назначаться:

  • препараты для снижения ;
  • стимулирующие лекарства для развития ЦСН;
  • витаминотерапия;
  • физиотерапия.

Можно ли вылечить ДЦП?

Главный вопрос, волнующий родителей больного малыша: можно ли вылечить ДЦП у ребенка полностью? Нельзя однозначно это заявить, особенно когда изменения произошли в структурах мозга, но болезнь поддается коррекции. В возрасте до 3-х лет в 60-70% случаев удается восстановить нормальную работу мозга и особенно двигательных функций. Со стороны родителей важно не пропустить первые симптомы, не игнорировать проявление отклонений во время беременности и родов.

Основная задача врачей, занимающихся ребенком с ДЦП – не столько излечить, сколько адаптировать пациента. Малыш должен реализовать свои возможности в полной мере. Лечение подразумевает медикаментозную и другие виды терапии, а также обучение: развитие эмоциональной сферы, совершенствование слуха и речи, социальную адаптацию. При диагнозе детский церебральный паралич лечение не может быть однозначным. Все зависит от сложности и локализации поражения.

Массаж при детском церебральном параличе


Понимая, что такое ДЦП и как важно своевременно начать реабилитацию, родители малыша должны регулярно проходить с ним курсы лечебного массажа и ЛФК. Ежедневные процедуры не только при посещении врача, но и на дому – залог успеха. Больные ДЦП получают от массажа огромную пользу: лимфоток и кровоток улучшаются, активируется обмен веществ, поврежденные мышцы расслабляются или стимулируются (в зависимости проблемы). Массаж должен проводиться на определенных группах мышц и сочетается с дыхательными движениями. Классическая техника для расслабления:

  1. Поверхностные и легкие движения массажиста, поглаживание кожи.
  2. Катание плечевых мышц и тазобедренного сустава.
  3. Валяние больших мышечных групп.
  4. Растирание, в том числе сильное, всего тела, спины, ягодиц.

Особенности детей с ДЦП

Родителям бывает трудно принять диагноз, который поставлен их ребенку, однако здесь важно не опускать руки и направить все силы на реабилитацию и адаптацию малыша. При получении должного ухода и лечения люди с ДЦП чувствуют себя полноценными членами общества. Но важно понимать, что у каждого патология проявляется в индивидуальном порядке, это и определяет характер терапии, ее длительность и прогноз (положительный или не очень). Особенности развития детей с параличом обусловлены возникающими при координировании движений трудностями. Это проявляется в следующем:

  1. Замедленность движений, которая формирует дисбаланс развития мышления. Возникают проблемы с освоением математики, так как деткам трудно считать.
  2. Эмоциональные нарушения – повышенная ранимость, впечатлительность, привязанность к родителям.
  3. Измененная работоспособность ума. Даже в случаях, когда интеллект развивается нормально и страдают только мышцы, ребенок не может переварить всю поступающую информацию так же быстро, как сверстники.

Уход за ребенком с ДЦП

Что важно учитывать и как ухаживать за ребенком с ДЦП в психическом и физическом плане? Последнее подразумевает соблюдение всех рекомендаций врача, занятие физкультурой, обеспечение полноценного сна, регулярные прогулки, игры, купания, занятия. Важно, чтобы ежедневные рутинные действия ребенок воспринимал, как дополнительное упражнение для закрепления образцов движений. В эмоциональном плане от родителей зависит будущее ребенка. Если проявлять жалость и чрезмерную опеку, малыш может замкнуться в себе, стремясь к развитию.

Правила такие:

  1. Не делать акцентов на особенностях поведения, которые вызваны болезнью.
  2. Проявления активности, напротив, поощрять.
  3. Формировать правильную самооценку.
  4. Побуждать к новым шагам к развитию.

Если ДЦП у новорожденных может никак не проявлять себя, то в более позднем возрасте различия заметны. Малышу трудно сохранять устойчивую позу лежа, сидя, координация движений нарушена. Опору подвижную и нет он может получить с помощью специального приспособления. Реабилитация детей с ДЦП (в т. ч. младенцев) подразумевает использование таких устройств:

  1. Клин – треугольник из плотного материала, который располагают под грудью малыша для удобства лежания. Верхняя часть туловища приподнимается, ребенку проще контролировать положение головы, двигать руками и ногами.
  2. Угловая доска подразумевает фиксирование положения тела на боку. Предназначена для детей с тяжелыми нарушениями.
  3. Стендер наклонный необходим для освоения позы стоя. Ребенок находится под определенным углом наклона (он регулируется).
  4. Стояк – похож на стендер, но предназначен для детей, которые умеют удерживать положение туловища, но не способны стоять без поддержки.
  5. Подвесные гамаки , с помощью которых младенец способен удерживать таз и плечи на одном уровне, голову на средней линии. Пресекает попытки выгибания спинки.
  6. Приспособления для игры – мягкие валики, мячи надувные.

Развитие детей с ДЦП

Чтобы улучшить прогноз, необходимо помимо прохождения терапии практиковать развивающие занятия с детьми, ДЦП требует ежедневных упражнений: логопедических, подвижных, водных и т.д. С малышами полезно играть в игры, совершенствуя тактильные, слуховые, зрительные ощущения, развивая концентрацию. Фигурки животных и мячи – самые доступные и полезные игрушки. Но не меньше покупных изделий ребенка привлекают простые предметы:

  • пуговицы;
  • обрезки ткани;
  • бумага;
  • посуда;
  • песок;
  • вода и т.д.

ДЦП – прогноз


Если поставлен диагноз ДЦП, прогноз для жизни, как правило, благоприятный. Больные могут стать нормальными родителями и доживают до глубокой старости, хотя продолжительность жизни может быть снижена из-за психического недоразвития, развитием вторичного недуга – эпилепсии, и отсутствии социальной адаптации в обществе. Если вовремя начать лечение, можно добиться почти полного выздоровления.

Что такое ДЦП? Неприятная, но не смертельная патология, с которой есть шанс жить полноценной жизнью. По статистике, 2-6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом и вынуждены проходить пожизненную реабилитацию. Развитие осложнено, но большинство пациентов (до 85%) имеют легкую и среднюю форму недуга и ведут полноценный образ жизни. Гарантия успеха: поставленный в детском возрасте диагноз и прохождение полного комплекса мероприятий – медикаментозной и физиотерапии, регулярных занятий дома.

Детский церебральный паралич (ДЦП) серьезное заболевание, которое считается неизлечимым в полном объеме. Данное заболевание имеет сложную классификацию, так как поражение может произойти в различных областях головного мозга, вызвав ту или иную форму заболевания. В данной статье рассмотрим ДЦП и формы, на которые данный недуг подразделяется.

Классификация ДЦП в России разработана неврологом Смирновой К.А, поэтому в современной литературе может встречаться такое понятие, как классификация по Смирновой. Формы ДЦП и их характеристики зависят от участка мозга, который пострадал во время вынашивания или родов.

Различают следующие его формы:

  1. Спастическая форма.
  2. Дискинетическая.
  3. Атаксическая.
  4. Смешанные формы.
  5. Неуточненные форма.

Данная классификация применяется в международной классификации болезней МКБ-10.

Спастическая форма

  • спастическая тетраплегия;
  • диплегия;
  • гемиплегия;
  • двойная гемиплегия.

Одна из наиболее тяжелых форм болезни, которая развивается в результате атаксии (недостатка кислорода головному мозгу во время беременности или родов). В результате кислородного голодания происходить гибель некоторых нейронов и разжижение структуры мозга. Дополнительно недуг может быть отягощен (более чем в 50% случаев) эпилепсией.


К общему проявлению относят наличие псевдобульбарного синдрома, который может развиться если поражено большое количество структур головного мозга.

Спастическая тетраплегия

Тетраплегия (тетрапарез) характеризуется поражением всех четырех конечностей. Поражение происходит в результате нарушений, которые затрагивают ствол или полушария головного мозга, а также шейный отдел позвоночника. Для данного недуга характерны следующие симптомы:

  • боли в мышцах и спазматические сокращения в них;
  • формирование необратимой деформации конечностей, в связи с утратой двигательной активности;
  • нарушения, связанные с мыслительной (интеллектуальной) деятельностью;
  • проблемы психологического характера;
  • недержание мочи или кала;
  • проблемы с дыхательной системой;
  • икота, одышка.

Ребенок в классической позе при тетраплегии

Спастическая диплегия

Данная форма одна из самых распространенных форм, известна еще как . Основная причина диплегического расстройства - мозговое кровоизлияние и разжижение мозгового вещества. Часто диагностируется у недоношенных детей.

Причины развития данного недуга могут быть следующими:

  • генетическая составляющая (наследственность);
  • инфекции;
  • облучение;
  • родовая травма.


Основная симптоматика, следующая:

  • поражение как верхних, так и нижних конечностей (в большей степени страдают ноги, тогда как руки сохраняют умеренную двигательную активность);
  • дизартрия;
  • речевые нарушения;
  • отклонения в развитии (как правило, отклонения со временем исчезают, при проведении коррекции);
  • деформация позвоночника;
  • неконтролируемы мышечные сокращения.

Как правило, дети с диагнозом спастическая диплегия лучше восстанавливаются в плане умственного и речевого развития и хуже в плане опорно-двигательного аппарата. Процент страдающих от данного недуга от общего числа больных составляет 50%.

Гемиплегия

Более легкая форма болезни, чем предыдущий вид. Она развивается также после мозгового кровоизлияния либо вследствие перенесенного инфаркта.

Основные признаки данной формы:

  • поражение отмечается только с одной стороны тела (либо слева, либо справа);
  • для данного заболевания характерна специфическая походка (согнутая в локте рука, а пациент идет с опорой на выпрямленную ногу);
  • умственная отсталость;
  • психические задержки.

В редких случаях диагностируется сопутствующий эпилептический синдром.

Порядок передвижения при гемиплегии

Одной из разновидностей гемиплегии считается гемипарез (левосторонний или правосторонний гемипарез). Данный недуг считается еще более легкой формой болезни и характеризуется поражением плеча или кисти руки с одной из сторон (реже происходит распространение на нижней конечности).

Данное заболевание формируется в результате кровоизлияния в мозг, или геморрагическим инфарктом у детей, родившихся раньше срока.

Двойная гемиплегия

Разновидность обычной гемиплегии, который характеризуется более тяжелыми нарушениями. Как правило, возникает в результате сильной гипоксии плода и поражения большей части головного мозга. Тяжесть болезни обуславливается невозможностью проведения действенного лечения.

Основные признаки:

  • поражение затрагивает все конечности, причем руки страдают больше;
  • ребенок не в состоянии сидеть или ходить;
  • отсутствует произвольная моторика;
  • руки не развиваются;
  • тяжелая степень спастико-ригидной дизартрии (больной не в состоянии говорить в отдельных случаях может произносить отдельные звуки или слоги);
  • отсутствует возможность самообслуживания;
  • интеллектуальные отклонения;
  • судорожные расстройства;
  • нарушения слуховых функций;
  • атрофия зрительного нерва.

Дети с диагнозом двойная гемиплегия не поддаются обучению и не в состоянии пройти социальную адаптацию.

Дискинетическая форма

Дискинетическая (гиперкинетическая форма) разновидность ДЦП не является тяжелой, так как дети, страдающие этим недугом, обучаемы и их интеллектуальное и психическое развитие, не запаздывает. Особенность данного заболевания в его причинах. Так, дискинетическая форма ДЦП возникает у малышей, которые были подвержены гемолитической болезнью грудничков (конфликт групп крови малыша и мамы). Помимо этого, причинами, могут быть:

  • токсическое отравление;
  • атаксия (кислородное голодание);
  • родовые травмы;
  • неполноценное или несбалансированное питание на этапе вынашивания плода.


Признаки данного вида ДЦП являются:

  • спазмы;
  • гиперкинезы (напоминают медленные червеобразные движения);
  • речевые нарушения;
  • эмоциональная нестабильность;
  • вегетативные проблемы;
  • проблемы с суставами (могут формироваться подвывихи пальцев);
  • проблемы с координацией;
  • неспособность ориентироваться на местности.

Различают три стадии недуга:

  1. Ранняя (проявляется в возрасте от трех до четырех месяцев).
  2. Начальная (длится до четырех лет).
  3. Поздняя (формируется после четырех лет).

Данные стадии характеризуются определенными проявлениями, в том числе: на ранней стадии у больного могут возникнуть судороги, участиться сердцебиение, на начальной стадии начинает проявляться , а поздняя характеризуется некоторыми двигательными нарушениями.

Атактическая форма

Атактическая форма (в некоторой научной литературе можно встретить название - мозжечковая) образуется в результате поражения мозжечка. Это может произойти в результате гипоксии плода, ишемии или травмы во время рождения.

Различают три степени тяжести (степень зависит от тяжести поражения мозжечка):

  1. Легкая (небольшие двигательные и речевые нарушения).
  2. Средняя (передвижение возможно, только с помощью специальных приспособлений, пациент не может сам себя обслужить).
  3. Тяжелая (невозможность самостоятельного передвижения).

Основные симптомы:

  • снижение мышечного тонуса;
  • тремор рук (в некоторых случаях и ног);
  • речевые дефекты;
  • дрожание головы;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • задержка умственного и психического развития.

Смешанные формы

Наиболее опасным считается смешанный тип ДЦП, так как в данной ситуации происходит усугубление симптоматики и утяжеление последствий.

К таким видам относят:

  • атонически-астатическая форма;
  • спастико-атактический;
  • спастико-гиперкинетический.

Атонико-астатический вид характеризуется:

  • проблемы с удержанием равновесия;
  • дрожание рук, ног и головы;
  • эпилептические припадки;
  • отсутствие речи;
  • двигательные нарушения;
  • психические отклонения.

Второй и третий подвид характеризуется любым из перечисленных выше симптомов.

Неуточненная форма

Что касается патологии неуточненного типа их характеристика затруднена в силу индивидуальности. Как правило, ДЦП неуточненного типа имеют симптомы, нехарактерные для какой-то конкретной формы либо предполагаемая форма в результате проведенных анализов и тестов не подтверждается.

Детский церебральный паралич — это один из самых тяжелых итогов перинатального поражения нервной системы.

Детский церебральный паралич — это результат повреждения головного мозга, полученного во время беременности, родов и в течение первых 28 дней жизни малыша. Болезнь проявляется двигательными нарушениями, расстройством речи, психики и восприятия окружающего мира, которые не прогрессируют, но поддаются коррекции и восстановлению лишь частично.

Для современной медицины детский церебральный паралич — это сложное, трудно поддающееся лечению заболевание, несмотря на ее научные и практические достижения.

Проявления детского церебрального паралича известны уже давно, еще с 1843 года, когда их впервые описал Литтл. В те времена он назывался болезнью Литтля. Современное название предложил Зигмунд Фрейд, и оно довольно точно характеризует проявления болезни.

Факторы, способствующие развитию ДЦП

Воздействие на организм плода в период беременности:

  • наличие у матери тяжелых заболеваний, которые могут неблагоприятно повлиять на развитие будущего ребенка;
  • осложнения течения беременности;
  • гипоксия, инфекции, токсины и другие факторы, которые могут стать причиной неправильного развития ребенка.

Факторы, оказывающие воздействие на малыша в момент родов:

  • асфиксия, возникшая в родах;
  • родовая травма.

Воздействие на ребенка в периоде новорожденности:

  • различные травмы;
  • отравление организма;
  • инфекции;
  • недостаток кислорода в организме ребенка.

Виды ДЦП

Формы ДЦП по клиническим проявлениям:

  1. Двойная гемиплегия.
  2. Спастическая диплегия, которую еще называют синдромом Литтля.
  3. Гемипаретическая или спастическая гемиплегия.
  4. Гиперкинетическая.
  5. Атонически-астатическая.

По течению болезни:

  1. Ранняя стадия. Развивается в первые четыре месяца жизни. Характеризуется тяжелым общим состоянием малыша, нарушением работы внутренних органов, вызванных сбоем нервной регуляции (подачи сигналов к действию от нервной системы к органам), повышением , нистагмом (непроизвольным движением глаз), судорогами и двигательными нарушениями.
  2. Начальная стадия (хронически резидуальная). Начинается с 5 месяцев и длится до 4-летнего возраста. Она протекает на фоне остаточных явлений после перенесенной патологии с формированием стойких неврологических нарушений.
  3. Поздняя резидуальная стадия (конечная). Стадия, когда окончательно сформировались неправильные двигательные стереотипы с контрактурами и деформациями.

По степени тяжести процесса

  1. Легкая степень. При этой степени возможно самостоятельное передвижение и наличие навыков самообслуживание.
  2. Средняя степень. Детям требуется частичная помощь при передвижении и при самообслуживании.
  3. Тяжелая. Дети полностью зависят от окружающих их людей.

Существует еще одна классификация для оценки двигательных нарушений, возникающих при ДЦП. Это международная классификация моторных (двигательных) функций, мировой стандарт, которым пользуются во всем мире, чтобы оценить уровень двигательных нарушений у детей, учитывая их возможности и потребности в устройствах, помогающих передвигаться.

Эта классификация включает 5 уровней:

  1. Ребенок передвигается без помощи и не имеет никаких ограничений.
  2. Может передвигаться без помощи в пределах помещения.
  3. Ребенок передвигается, используя вспомогательные приспособления (ходунки, костыли).
  4. Передвигается на коляске. Самостоятельные движения ограничены.
  5. Передвижение сильно ограничено.

Детки и подростки второго уровня не могут бегать и прыгать, как дети первого уровня. Им нужны специальные приспособления, помогающие передвигаться, когда они проходят большой путь, выходя на улицу (коляска, перила для спуска или подъема по лестнице).

Детям третьего уровня необходимы специальные приспособления как для передвижения по дому, так и для передвижения по улице и в общественных местах.

Дети четвертого уровня могут сидеть, если их поддерживать, передвигаются они в коляске с электронным управлением.

Дети пятого уровня не могут сидеть и передвигаться без помощи или специальной технологии.

Кроме двигательных нарушений, у детей с ДЦП в 90% случаев имеются изменения в структуре мозга.

Различают две группы изменений.

  1. Гибель и разрушение клеток мозга.
  2. Нарушение, неправильное развитие мозга.

Для прогноза и составления реабилитационной программы особенно важно раннее выявление болезни. У большинства детей с ДЦП диагноз можно установить уже в первый год жизни.

Ранние проявления ДЦП

Первые признаки, позволяющие заподозрить развитие у ребенка ДЦП, можно заметить еще на первом году жизни.

  1. Замедленное развитие двигательной сферы, речи и психики малыша.
  2. Задержка или полное отсутствие угасания врожденных рефлексов.
  3. Задержка развития или полное отсутствие рефлексов, которые должны сформироваться совместно с двигательным развитием малыша первого года жизни.
  4. Нарушенный тонус мышц.
  5. Усиленные сухожильные рефлексы.
  6. Появление ненужных непроизвольных движений и мышечных сокращений (синкинезий).
  7. Формирование неправильных положений конечностей.

Для того, чтобы как можно раньше поставить диагноз, врач педиатр и врач невролог четко должны знать последовательность и уметь грамотно оценить нервно-психическое развитие малыша первого года жизни.

Эта форма составляет 15 — 18% из всех случаев ДЦП.

Частой причиной развития служит родовая травма. Гемипаретическая форма чаще развивается у доношенных и переношенных детей.

Основные проявления гемипаретической формы ДЦП приведены ниже.

  1. Неравномерно расширенные боковые желудочки, атрофия клеток полушарий головного мозга.
  2. Спастический гемипарез. Мышечный тонус и сухожильные рефлексы усилены только с одной стороны.
  3. Рука страдает больше, чем нога.
  4. Рука и нога на стороне поражения короче и худее (тоньше), чем здоровые.
  5. Нарушение походки, при которой нога на стороне поражения при передвижении на шаг будто описывает полукруг, в это время больная рука согнута в локте и прижата к телу. Такая походка называется гемипаретической или походкой Вернике-Манна.
  6. Искривление стоп и контрактуры на стороне поражения.
  7. У 35% больных из-за поражения головного мозга развивается эпилепсия (судорожные приступы).

Это форма чаще развивается в результате поражения головного мозга избыточным билирубином, который часто образуется при резус-конфликте крови матери и плода (у мамы отрицательный резус, а у плода положительный). У доношенных мозг поражается, когда в крови достигает 428 мкмоль/л и выше, у недоношенных — 171 мкмоль/л и выше.

Также причиной развития этой формы может стать гипоксия (длительная нехватка кислорода у плода) как результат ишемии (нарушение кровообращения мозга).

Основные проявления гиперкинетической формы ДЦП сводятся к следующему.

  1. Гиперкинезы или непроизвольные движения и положения тела. Нарушение тонуса мышц: повышенный или пониженный тонус во всех мышцах, или дистония (различный тонус в разных группах мышц).
  2. Поначалу гиперкинезы возникают в языке в возрасте 2 — 3 месяцев, потом появляются на лице в 6 — 8 месяцев, а после двух лет они уже хорошо выражены. У таких детей наблюдается хорея (создается впечатление, что ребенок гримасничает и строит рожицы) и атетоз или медленная судорога. Все эти проявления усиливаются, когда ребенок волнуется, и исчезают во время сна.
  3. Наличие патологических и высоких сухожильных рефлексов.
  4. Нарушение вегетативной системы, что проявляется вегетативными кризами (непонятные, необоснованные приступы паники и страха), повышением температуры.
  5. Речь нарушена у 90% пациентов. Она невнятная, неразборчивая, невыразительная.
  6. Проблемы со слухом в виде нейросенсорной тугоухости наблюдаются у 30 — 80% пациентов.

В раннем возрасте составляет 10 — 12%, в старшем встречается у 0,5 — 2%.

При этой форме поражаются лобные доли, мозжечок.

Основные проявления атонически-астатической формы ДЦП выражаются в обозначенных ниже симптомах.

  1. Снижение мышечного тонуса. Характерна распространенная с самого рождения.
  2. Нарушенная координация движений (атаксия), неспособность определить амплитуду движений (гиперметрия), дрожание конечностей или тремор.
  3. Нарушенное равновесие.
  4. Парезы.
  5. Объем движений в суставах увеличен, характерно переразгибание.
  6. Сухожильные рефлексы повышены.
  7. Нарушение речи наблюдается у 65 — 70% пациентов.

Двойная гемиплегия

Эта форма является самым тяжелым вариантом ДЦП с неблагоприятным прогнозом. При ней изменения мозга ярко выражены, как и основные проявления.

  1. Выраженный тетрапарез: поражены обе руки и ноги, причем руки поражены больше.
  2. Тяжелые, грубые двигательные нарушения. Ребенок не в состоянии держать голову, фиксировать взгляд, переворачиваться, сидеть, руки и ноги практически не двигаются.
  3. Резко усилены сухожильные и тонические рефлексы, защитного рефлекса нет. Нарушена связь головного мозга с мышцами глотки, языка, мягкого неба и голосовыми связками, что проявляется нарушением речи, глотания и голоса. Все это проявления так называемого бульбарного псевдосиндрома. Также больных беспокоит постоянное слюнотечение.
  4. Страдает психическое развитие и интеллект. У детей наблюдается умеренная или тяжелая умственная отсталость.
  5. Речь отсутствует или значительно недоразвита.

При ДЦП помимо двигательных нарушений довольно часто развиваются осложнения, связанные с нарушением работы других органов и систем.

Осложнения ДЦП

1) Ортопедо-хирургические осложнения. К ним можно отнести нарушения тазобедренных суставов, искривление стоп, предплечий и коленных суставов.

2) Эпилептический синдром, проявляющийся приступами различных , особенно часто наблюдается при гемипаретической форме.

Актуальная проблема для детей с ДЦП — это наличие (судорожных приступов), существенно осложняющих и без того их нелегкую жизнь. Судороги утяжеляют течение ДЦП, возникают определенные сложности с реабилитацией и, кроме этого, представляют опасность для жизни. Среди больных с ДЦП встречаются разные формы эпилепсии, как крайне тяжелые, так и доброкачественные с благоприятным прогнозом.

3) Нарушения когнитивной сферы. К ним относятся нарушение памяти, внимания, интеллекта и речи.

Основные нарушения речи при ДЦП — это нарушение произношения или дизартрия, заикание, отсутствие речи при сохраненном слухе и интеллекте (алалия), задержка развития речи. Двигательные и речевые нарушения взаимосвязаны, поэтому каждая форма заболевания характеризуется специфическими расстройствами речи.

4) Нарушение зрения и слуха.

Лечение и реабилитация последствий детского церебрального паралича

Детский церебральный паралич тяжело поддается лечению и чем позже установлен диагноз, тем меньше шансов на восстановление и коррекцию нарушений. Наиболее благоприятным диапазоном для комплексного лечения и коррекции считается возрастной период с месяца до трех лет и очень важно поставить диагноз и начать лечение именно в этом промежутке.

Лечение ДЦП — процесс длительный. Методику лечения составляет группа совместно работающих врачей. В группу входят детский невролог, врач лечебной физкультуры, врач-ортопед, логопед-дефектолог, педагог-воспитатель и психолог. При составлении методики учитывается возраст ребенка, форма и степень тяжести заболевания. К каждому ребенку с ДЦП необходим индивидуальный подход.

Основной комплекс восстановительного лечения ДЦП состоит из трех составляющих.

  1. Медицинской реабилитации, которая включает назначение лекарственных препаратов, лечебной физкультуры и массажа, использование специальных лечебно-нагрузочных костюмов и пневмокостюмов, физиолечения, ортопедическое и хирургическое лечение, лечение с использованием ортезов — приспособлений, которые помогают совершать правильные движения в суставах.
  2. Адаптации в социальной среде. Обучает детей ориентироваться, приспосабливаться и адекватно вести себя в обществе.
  3. Психолого-педагогической и логопедической коррекции, которая состоит из занятий с психологом, педагогом, логопедом, трудотерапии, обучения простейшим навыкам и занятий с семьей.

Из методов медицинской реабилитации чаще всего применяют кинезиотерапию или лечение движением, лекарственные препараты и физиолечение.

Кинезиотерапия

Это метод коррекции двигательных нарушений и уменьшения или устранения последствий малоподвижного образа жизни.

Виды упражнений, применяемых в кинезиотерапии.

  1. Гимнастические. Это упражнения, которые помогают развить мышечную силу, восстановить подвижность суставов, а также развить координацию движений. Они подразделяются на активные и пассивные; статические и динамические.
  2. Спортивно-прикладные. Этот вид упражнений применяют, чтобы восстановить сложные двигательные навыки.
  3. Лечебная гимнастика. Учит произвольно и дозировано напрягать и расслаблять мышцы, сохранять равновесие, нормализует мышечный тонус и помогает избавиться от синкинезий, повышает мышечную силу и восстанавливает двигательные навыки.
  4. Механотерапия. Различные упражнения с помощью тренажеров и специально предназначенных устройств.

Массаж

Массаж нормализует функции организма, улучшает циркуляцию крови и лимфы, а также оптимизирует процессы окисления и восстановления в мышцах. У пациентов с ДЦП применяют различные методики массажа. Наиболее хороший эффект наблюдается после классического лечебного массажа, сегментарного массажа и массажа шейно-воротниковой зоны, кругового трофического и точечного массажа, седативного и тонизирующего массажа, а также массажа, проводимого по системе Монакова.

Динамическая проприоцептивная коррекция (ДПК)

В основе метода лежит использование видоизмененного космического костюма «пингвин» для лечения пациентов с ДЦП старше трехлетнего возраста. Для лечения применяют лечебно-нагрузочные костюмы Адели, Регент и Спираль. Длительность курса составляет 10 — 20 дней, продолжительность одного занятия 1,5 часа в день. В общем необходимо провести 3 — 4 курса за год.

Метод ДПК устраняет патологическое (неправильное) положение, улучшает поддержку вертикального положения и двигательные функции. ДПК противопоказана до трех лет при заболеваниях позвоночника, тазобедренных суставов и в период обострения болезней.

Это необходимый компонент восстановительного лечения ДЦП.

Для лечения применяют несколько групп лекарственных препаратов.

  1. Нейротрофические и ноотропные препараты (Кортексин, Пантогам, Фенибут, Пикамилон).
  2. Препараты, которые улучшают кровообращение и микроциркуляцию мозга (Актовегин, Трентал).
  3. Препараты, которые улучшают обмен веществ в нервной ткани, оказывают рассасывающее действие и восстанавливают поврежденные клетки (Лидаза).
  4. Препараты, которые снижают внутричерепное давление (Диакарб).
  5. Противосудорожные препараты (Депакин).
  6. Препараты, которые нормализуют тонус мышц (Мидокалм, Прозерин).
  7. Витамины группы В и Аевит.

С 2004 года в России для лечения спастических и дистанических форм ДЦП успешно применяется ботулотоксин А, который снимает спастичность и скованность мышц, увеличивает движение в суставах и улучшает подвижность ребенка, а также устраняет болевой синдром. В целом применение ботулотоксина улучшает качество жизни больного, облегчает уход за ним.

Эффект от лечения ботулотоксином более выражен при раннем начале. Самым оптимальным для ботулинотерапии считается возраст от 2 до 7 лет.

Физиолечение

Целью физиолечения является увеличение работоспособности не разрушенных повреждающими факторами клеток нервной и мышечной систем, уменьшение боли и отека.

Виды физиолечения, применяемые при ДЦП:

  • электротерапия;
  1. Электрофорез с различными лекарственными препаратами, понижающими или повышающими тонус мышц, в зависимости от ситуации.
  2. Электростимуляция мышечных групп. Применяется расслабляющая или стимулирующая методика.
  3. Магнитные поля.

Электропроцедуры не назначают больным, у которых есть судороги.

  • тепловые, согревающие процедуры (аппликации парафина и озокерита);
  • грязелечение (обертывания и грязевые ванны);
  • гидротерапия (бассейны, жемчужные ванны, водный массаж);
  • иглорефлексотерапия;
  • лечение природными факторами. Это санаторно-курортное лечение, назначаемое детям старше трех лет при соблюдении 2 условий: отсутствие судорог и повышенного внутричерепного давления.

Хирургическое лечение у пациентов с ДЦП часто применяется для устранения контрактур, искривления стоп и верхних конечностей.

Нейрохирургическое лечение обычно применяют для коррекции спастичности или высокого тонуса при ДЦП.

Ортезотерапия

Это лечение с применением специальных приспособлений — ортезов, предназначенных для придания правильного положения опорно-двигательной системе и коррекции нарушений и искривлений. Примером ортезов являются шины и корсеты.

Важным компонентом комплекса реабилитаций последствий ДЦП является психолого-педагогическая коррекция.

Основные принципы психолого-педагогической коррекции.

  1. Комплексный характер, одновременная коррекция нарушений речи, психики и движений.
  2. Раннее начало коррекции.
  3. Логически последовательный принцип коррекционной работы.
  4. Индивидуальный подход к личности ребенка.
  5. Наблюдение и контроль динамики психоречевого развития.
  6. Совместная работа и единство проводимой коррекции с ребенком и его ближайшим окружением, то есть с семьей.

Важное значение в коррекционной работе уделяется сенсорному воспитанию, которое развивает полноценное восприятие ребенком окружающей действительности. Оно развивает все виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное), формируя у ребенка полное представление о свойствах окружающих его вещей и предметов.

Основные задачи логопедов в работе с детьми с ДЦП

  1. Развитие речевого общения и улучшение разборчивости произносимых слов.
  2. Восстановление нормального тонуса и движений речевого аппарата.
  3. Развитие голоса и речевого дыхания.
  4. Синхронизация дыхания, голоса и речи.
  5. Коррекция неправильного произношения.

Ранняя постановка диагноза ДЦП, адекватная и своевременная медико-социальная реабилитация и психолого-педагогическая коррекция значительно повышает эффективность комплекса восстановительной терапии. Результатом этого является снижение инвалидизации, успешная социальная адаптация и улучшение жизни пациентов с детским церебральным параличом.

ДЦП или детский церебральный паралич – врожденное заболевание отделов мозга в процессе внутриутробного развития. Приобретенным детский церебральный паралич бывает крайне редко, по причине черепно-мозговой травмы или инфекции.

Детский церебральный паралич - это самая распространенная причина детской инвалидности, которая отмечается у девяти детей из тысячи.

Во многом такая статистика объясняется недостаточной изученностью, сложностью и непредсказуемостью этого заболевания.

Причины детского церебрального паралича

Основной причиной детского церебрального паралича считается гипоксия мозга. Гипоксия может возникнуть из-за стремительных или затяжных родов, когда в мозг ребенка кислород поступает в очень малых количествах.

Контакт с радиационными и химическими веществами буквально «отравляет» плод, поэтому неудивительно, что женщина, работающая на вредном производстве, родит ребенка с диагнозом детского церебрального паралича. Не меньше химических веществ болезнь провоцируют рентгеновское излучение и воздействие электромагнитных полей. Не малое влияние на формирование детского церебрального паралича у ребенка оказывают и вредные привычки матери, патология функции щитовидной железы.

Травма, полученная при родах или до них - это еще один фактор, влияющий на развитие детского церебрального паралича. Травма, полученная при родах, может серьезно повредить полноценный мозг еще не родившегося ребенка. Чаще всего в таких случаях происходит кровоизлияние с последующей гибелью участков мозга. Стоит заметить, что дети, появившиеся на свет с помощью кесарева сечения, практически не имеют диагноза детского церебрального паралича.

Такие инфекционные болезни как менингит или энцефалит также могут спровоцировать церебральный паралич.

Мозг новорожденного также может быть парализован, интеллектуально неполноценен без каких либо родовых травм. Он меньше здорового мозга детей этого возраста и поражен глубокими генетическими нарушениями. Эти дети, как правило, редко выживают: таких всего 10%. В этом случае главная причина заболевания - наследственный фактор.

Симптомы детского церебрального паралича

В раннем возрасте, когда центральная нервная система ребенка сформирована не до конца, дети с детским церебральным параличом почти ничем не отличаются от других.

Со временем становится заметнее, что малыш значительно отстает от сверстников в развитии. Он поздно начинает держать голову и переворачиваться, долгое время не может сидеть без поддержки, не ползает. Симптомы детского церебрального паралича становятся еще более очевидными, когда ребенку уже год, а на первые шаги нет и намеков. У нездорового ребенка есть также проблемы со слухом и речью: на резкие звуки он не реагирует морганием, а разговаривать начинает в 2-3 года. Примерно в этом же возрасте можно заметить, что ребенок пользуется преимущественно одной рукой (праворукость или леворукость).

Движения ребенка с диагнозом детского церебрального паралича резкие и неконтролируемые или, наоборот, вялые, чаще всего, бесцельные. Могут начаться судороги рук и ног, а также нижней челюсти при плаче.

Ребенок в возрасте 5-6 лет может иметь ряд неконтролируемых привычек, например, прикусывание губ, кусание ногтей. Он гиперактивен, непослушен. Он плохо разговаривает, потому что не может контролировать губы и язык. У ребенка начинается слюнотечение, вызванное неспособностью контролировать работу многих групп мышц, отвечающих за глотание. У больного детским церебральным параличом развивается косоглазие, вызванное слабостью мышц, отвечающих за движения глазного яблока. Походка чаще всего напряженная, ребенок буквально ходит «на пальцах», при этом ноги несколько скрещены и прижаты одна к другой.

Лечение детского церебрального паралича

Самым лучшим образом на здоровье ребенка с диагнозом детского церебрального паралича сказывается физическая активность, разумеется, если она разрешена врачом. Занятия лечебной гимнастикой со специалистами, массаж, теплые ванны - это именно то, что нужно для реабилитации больного.

Лечение детского церебрального паралича предполагает применение препаратов, направленных на улучшение работы головного мозга. Также может быть применен метод Войта, суть которого заключается в восстановлении естественных моделей движения человека, а также в формировании двигательных навыков. Ребенок должен научиться управлять равновесием, совершать хватательные и шаговые движения конечностей.

Целесообразно и ношение ортопедической обуви, во избежание деформации стопы.

Больного детским церебральным параличом стоит обучить нормальной ходьбе, регулярно и методично развивать каждую группу мышц с помощью тренировок и упражнений. Упражнения для растягивания мышц, на выносливость и снятие напряжения очень скоро дадут положительные результаты, а при продолжительном курсе лечения ребенок с диагнозом детский церебральный паралич, практически ничем не будет отличаться от здорового сверстника.

Помните, что для ребенка с диагнозом детский церебральный паралич лучшее лечение - это доброжелательная атмосфера в семье, любовь и искренняя надежда родных на выздоровление.

Видео с YouTube по теме статьи:




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top